Религия древней ассирии. Ассирийцы - кто они? Культура, религия, история
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава V. Быт и нравы древних ассирийцев. Религия древней ассирии


Религия Ассирии кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 В целом, религиозной теме посвящалась большая часть произведений искусства и литературы. Это касалось как всех народов Месопотамии, так и ассирийцев в частности. Боги, входящие в пантеон ассирийских богов изображались как могущественные, завистливые и гневливые существа, при этом человек для них был рабом, обязанностью которого было приносить им жертвы. Каждому богу отводилась роль покровителя того или иного города, прилежащих к нему территорий и жителей. Интересно, что ассирийцы могли считать Ашшура, верховного бога ассирийского пантеона, «своим», а Мардука, покровителя Вавилона, «чужим», при этом они почитали всех богов Месопотамии. Даже захватывая города, народы Месопотамии не имели права разорять храмы богов. В связи с этим, по мнению историков, вавилоняне отказались совместно с мидянами штурмовать священный город Ашшур, чтобы не быть обвиненными в разорении священных храмов.

Ассирийцы признавали верховным божеством Ашшура, считая его главным над всеми богами. Иерархия богов в их восприятии во многом походила на порядки, принятые при царском дворце в среднеассирийский период. Царь, как высшее лицо религиозного культа, пользовался значительной поддержкой жречества, в результате чего религия Ассирии старалась закрепить царящую в государстве деспотию. В целом, большая часть магических ритуалов, обрядов и в целом вся ассирийская религия как таковая была позаимствована у вавилонян, с небольшими отличиями. Результатом этого стало разделение образа Иштар на два отдельных. В то время как вавилонская богиня плодородия Иштар почиталась вавилонянами как жена Мардука (Беллуса), ассирийцы называли ее Астартой, почитая как богиню войны, а женой верховного божества являлась Нинлиль. В то же время ассирийцы имели тесные контакты с народами, исповедующими принципиально иную религию, египтянами и хеттами. От последних они позаимствовали часть символики и некоторые верования. Мифы ассирийцев также несколько отличались от мифов других народов Месопотамии. Часть из них уходила корнями к хурритской мифологии. Историки и археологи пришли к такому выводу после раскопок древнейших городов Ассирии. Религия Ассирии оставила множество следов – печати из камня цилиндрической формы, глиняные таблички с текстами на клинописи, развалины храмов и городов. В то же время часть ассирийских верований и мифов уходила корнями в быт горцев, которые проживали на землях бывшей Ассирии, связаны они были в основном с земледелием.  

antiquehistory.ru

Вавилон и Ассирия. Всеобщая история религий мира

Религия древних шумеров

Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими. Соответственно и формы религии в обеих странах имели очень много общего, хотя, конечно, были у них и существенные различия.

Источниками изучения религий древнего Двуречья служат многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов.

Львы в саду. 645-660 гг. до н. э., правление Ашшурбанипала

Среди письменных памятников выделяется знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, состоящая из нескольких десятков тысяч глиняных табличек. По приказу Ашшурбанипала по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг для царского книгохранилища и размещали их в определенном порядке. Важнейшими источниками также служат храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни.

Подробные описания Месопотамии, в том числе обычаев и религиозных представлений ее жителей, содержатся в произведениях древнегреческих авторов Геродота, Страбона, Ксенофонта, а также в трудах римского историка Иосифа Флавия. Ценным источником по истории Ассирии и Вавилонии, крупнейших держав Междуречья, является и Библия.

Истоки месопотамской религии и культуры восходят к IV тыс. до н. э., когда стали возникать города. Сначала они появились в Шумере – южной части Междуречья. Там же зародилась и первая в истории человечества письменность. Шумерское древнейшее письмо было пиктографическим, когда отдельные предметы изображались в виде рисунков. Позже рисуночное письмо заменила клинопись. Клинообразные знаки выцарапывались на влажной глине острым предметом. Всего в шумерской письменности насчитывалось более 600 знаков, представлявших собой разные сочетания клинышков. А поскольку почти каждый знак имел довольно много значений, клинопись досконально знали лишь немногие писцы.

Дешифровка шумерской письменности была осуществлена в первой половине XX в. стараниями ученых Ф. Тюро-Данжена, А. Пебеля, А. Даймеля, А. Фалькенштейна. Что касается пиктографической письменности, то она еще так до конца и не расшифрована.

Древнейшие памятники цивилизации Двуречья, созданной шумерами и основанной на оросительном земледелии, относятся к IV тыс. до н. э. Именно в южной части Месопотамии возникли первые города-государства: Ур, Лагаги, Урук, Кит и другие. Религиозные верования шумеров относятся к самым ранним из известных в Междуречье, однако мы не можем с уверенностью утверждать, что каждая отдельная присущая им черта является чисто шумерской, поскольку население этой области по своему расовому составу всегда было смешанным. По сути дела, кроме языка, трудно найти что-нибудь еще, имеющее отчетливо выраженный шумерский характер.

Ашшурбанипал охотится на льва

Древние шумерские общины – самостоятельные мелкие поселки, окруженные земледельческими районами, – сначала представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины был свой местный бог-покровитель: он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице главы общины – патеси (исак). Этот патеси был одновременно и вождем, и жрецом.

Общинные культы шумеров в древнейшую эпоху – до начала III тыс. до н. э. – были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях произошло формирование общешумерских божеств. Среди них выделяется великая троица: Any – владыка неба, Эа – повелитель воды и Энлиль – хозяин земли и ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану – непостижим и далек, Энлиль – могуч и царствен, Эа – мудр и свят.

Между великими и местными божествами шумерские жрецы стали устанавливать династические связи. Например, бог-покровитель Лагаша Нингирсу был провозглашен сыном Энлиля. Так постепенно происходило формирование пантеона, хотя говорить о религии шумеров как о системе трудно. Как и раньше, боги-покровители каждой общины сохраняли большое значение. Почитались также многочисленные добрые и злые божества, связанные с урожаем, скотом, домом, болезнями и напастями.

Хозяин земли, бог Энлиль

Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов. Исключением является тот же Эа, первоначально, видимо, покровитель рыбаков, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных – опять-таки не в пример Египту. Вообще, следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные – быки, змеи. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой животного.

Образец шумерской письменности

Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами обожествленные носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона Древнего, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божественные атрибуты.

Ану, бог неба

Бог воды Эа

Культовые постройки Междуречья отличались от египетских. Храмы воздвигались только главнейшим богам, в основном богам-покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы украшались равномерно отстоящими друг от друга выступами. Само же святилище шумеров состояло из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого размещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов но обеим сторонам двора. На одном его конце был расположен алтарь, на другом – стол для жертвоприношений. Подобную же планировку имели и святилища этого времени в Северном Междуречье.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религиозные представления древних ассирийцев. Д. Ч. Садаев.История древней Ассирии. История древней Евразии

Д. Ч. Садаев

Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные в библиотеке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности в известной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представления, образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени, природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере не были механическими, напротив, они творчески перерабатывались.

Ранее уже было сказано, что во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог — Ашшур, объявленный царем богов. Двенадцать «великих богов», сохранивших свои вавилонские имена, почитались повсеместно, но ни один из них, даже главный бог Вавилона — Мардук, по мнению ассирийских жрецов, не мог претендовать на верховную власть над вселенной. Это право принадлежало только Ашшуру. При перечислении богов, помогающих ассирийскому царю в борьбе с врагами, Ашшур, как правило, выдвигается на первое место. Супругой Ашшура считалась шумерская богиня Нинлиль или вавилонская Иштар. Впрочем, это не та Иштар, которая почиталась в Уруке или Вавилоне, а ее местное воплощение. Иштар, в свою очередь, раздвоилась, воплотившись в двух богинь, покровительниц разных ассирийских центров: Иштар Ниневийскую и Иштар Арбельскую. Их старались не путать друг с другом.

Из вавилонских богов, культ которых прочно утвердился в Ассирии, особое предпочтение отдавалось богу неба Ану и божественному громовержцу Ададу. [190]

Как уже было сказано, в древней столице Ашшуре в честь этих двух богов был сооружен огромный храм, не уступавший по размерам и блеску храму верховного бога. Вряд ли это было случайностью. В условиях Северной Месопотамии атмосферные осадки имели для земледельца большее значение, чем речные воды. Бог неба и бог грозы, посылающие, по представлениям древних народов, небесные воды, которые насыщают сухую почву, оказывались в сознании ассирийцев более достойными поклонения, чем бог подземных вод Эа, столь почитаемый в Южной Месопотамии.

Показательно, что в летописи Ашшурбананала при описании урожайных лет, наступивших по милости богов, на первое место выдвинут Адад, «пустивший свои ливни», и лишь на втором месте стоит Эа, открывший «источник подземных вод».

Таким образом, вавилоно-шумерские религиозные представления воспринимались ассирийцами в видоизмененном виде, применительно к конкретной географической обстановке.

Надо также учитывать, что ассирийский народ исторически был очень тесно связан с хурритско-хеттским культурным кругом. Интересно, что излюбленным атрибутом бога-громовержца у народов Северо-Западной Азии (хурритов, урартов, хеттов), а также на о-ве Крите была двойная секира, тогда как в Шумере молния воспринималась как огненный кинжал. В ассирийской поэзии и искусстве перемежаются оба образа. Встречающиеся в ассирийском искусстве изображения божества на спине священного животного (например, богиня Иштар на спине льва или быка) также восходят, видимо, к аналогичным хеттско-хурритским образам.

Само собой разумеется, что местные особенности и этнические признаки, придающие индивидуальные внешние формы религиозным верованиям, не являются основными. Главное и определяющее — это строй общества. Судя по клинописным текстам, ко времени их появления ассиро-вавилонская религия уже сформировалась в законченную систему миросозерцания, в которой сохранилось немало элементов, унаследованных от верований первобытных племен.

В процессе формирования классового общества прежние представления и обычаи, связанные с родо-племенным строем, исчезают или переоформляются, и религия становится на службу рабовладельческой знати и царской власти.

Однако и на этом этапе сохраняются еще пережитки фетишизма и тотемизма. Фетишами (неодушевленными предметами, которым приписывались сверхъественные свойства) считались орудия (например, мотыга), оружие (секира, копье) и т. д. Почитание священных животных, считавшихся в эпоху первобытного общества предками различных родов, а позднее племен, не принимало в Ассирии и в Вавилонии таких широких масштабов, как в древнем Египте или в древней Индии, но тем не менее сохранялось и здесь.

Племенной бог ассирийцев — Ашшур изображался обычно покрытым птичьими перьями и был, очевидно, связан с древним [191] тотемом — голубем. Священным животным вавилонской богини врачевания Гулы считалась собака. «Благодетельные души» — хранители ассирийкого царя — изображались в виде быков с человеческими лицами или в человеческом образе, но с головами орлов.

Среди обрядов первобытного общества видное место занимало ритуальное убийство вождя, достигшего преклонного возраста и нуждающегося в замене. На более позднем этапе оно превратилось в чисто символический обряд.

В Вавилонии наблюдался своеобразный пережиток этого священнодействия. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец преграждал ему путь к статуе бога, отнимал у царя корону и скипетр и стегал своего властителя плетью. Если царь при этом плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов царю возвращались атрибуты его власти. Таким образом, обряд цареубийства превратился в церемонию временного отречения от власти.

Религиозная идеология в своем развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привел к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).

Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне — Мардук, в Ашшуре — Ашшур).

Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникало противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.

Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения ее необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.

Уже в III тысячелетии до н.э. из огромного количества богов Шумера выделились космические божества, пользовавшиеся почитанием по всей стране, хотя каждое из них сохраняло значение покровителя (или покровительницы) своего города (или нескольких городов).

Самыми старыми из шумерских божеств считались Ан — бог неба и Ки — богиня земли. Согласно мифу, они возникли в первобытном водном хаосе и первоначально были слиты воедино в гигантскую гору. Порожденный ими бог воздуха Энлиль расколол гору [192] и таким образом отделил небо от земли. К числу старейших богов шумеры относили также бога океана и подземных вод — Энки.

Оттиск цилиндрической печати с изображением поклонения богине Иштар. Лондон, Британский музей

Семитические племена, поселившиеся в Месопотамии, сохранили прежнее имя бога неба — Ана (слегка видоизменив его в Ану), Энлилю они присвоили имя Бел («господин»), а Энки выступал у них под именем Эа. Все трое были объединены в триаду богов старшего поколения. Культ богини земли Ки не получил в дальнейшем распространения и был полностью забыт. Землю стали отождествлять с мужским божеством. Как вавилоняне, так и ассирийцы, отвергнув древнюю шумерскую концепцию, богом земли стали именовать Бела (Энлиля), хотя первоначально он был богом воздуха.

Апу на первых порах пользовался меньшим почитанием, чем Бел (Энлиль) и Эа (Энки). Позднее роль его культа усиливается.

В конце III тысячелетия до н.э. Ану уже выдвинут на первое место и наделен такими титулами, как «великий и благородный царь богов», «царь небес», «царь всех стран», «покровитель царей». Перечисленные титулы говорят о возвышении этого бога, имевшего прежде скромное значение. Усиление царской власти, владычество одних царей над другими — все это нашло свое выражение в том, что у шумеров в первую очередь стало почитаться небо, расположенное высоко над землей.

Бог Энлиль (Бел) как у шумеров, так и у аккадцев чаще всего выступает как царь богов. Его город Ниппур считался священным центром Шумера. Когда во II тысячелетии до н.э. возвысился Вавилон и местные жрецы захотели провозгласить своего бога-покровителя Мардука повелителем других богов, то они стали утверждать, что Мардук и Бел разные имена одного и того же божественного существа. Отсюда ясно видно, каким огромным влиянием пользовался культ этого бога.[193]

Знаки зодиака, обозначающие имена богов: Мардука, Иштар, Нергела, Ниниб и др.

В мифах Бел (Энлиль) выступает как грозный бог, карающий людей за их грехи. Именно он наслал на землю потоп. Напротив, Эа (Энки), вышедший из глубины океана, изображался кротким, мудрым и добродетельным демиургом. Он считался творцом людей, научившим их обработке земли и другим полезным делам.

Это бог, знающий все тайны. В мифе о потопе говорится, что он в противоположность Энлилю был против истребления людей.

Наряду с триадой старейших богов жрецы выделили в особую группу представителей младших поколений божественного рода.

Сыном Энлиля-Бела считался Наннар (или Нанна), семиты его звали Син (Суен). Это месяц, сияющий в небе по ночам, «который сам себя обновляет». Такое представление, безусловно, порождено наблюдениями над изменяющимися фазами луны. У этого лунного бога был сын — бог солнца Уту (семитический Шамаш). Такое взаимоотношение связывалось с представлением о ночи как первой половине суток (сохранившееся в догматах иудаизма и ислама). Уту-Шамаш считался богом правды и справедливости, конечно с точки зрения рабовладельцев. Законы Хаммурапи, беспощадные к рабам, объявлялись утвержденными этим богом, вручившим царю судейский жезл и обруч как символы правосудия.

Дочерью лунного бога и сестрой солнца была объявлена наиболее почитаемая в Шумере богиня Инанна. У аккадцев, пришедших в Месопотамию из юго-западных степей, имелась своя богиня плодородия — Иштар. Впоследствии ее отождествили с Инанной (Нанной), и она стала главным женским божеством не только в Шумере, но и в Аккаде и Ассирии, оттеснив на задний план других многочисленных богинь-матерей, носивших в разных местностях разные имена (Мами, Аруру и др.). Уже в середине III тысячелетия до н.э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката . Ее функции весьма разнообразны. Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи [194] (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы.

Огромное значение в религиозном миросозерцании Шумера, Вавилонии и Ассирии имело обожествление небесных светил (так называемый астральный культ). Издавна взор человека привлекали звезды. Они светили ему в хорошую погоду, помогали найти дорогу в темноте. Наблюдение показывало, что они двигались, изменяя свое положение на небосклоне. Для древнего человека звезды казались живыми необыкновенными существами. Когда же возникло понятие о богах, то таинственные явления на ночном небосклоне стали связывать с богами. В исторических документах, на основе которых мы можем изучать религию вавилонян и ассирийцев, звезды уже прямо связываются с богами. Иштар, например, имеет титул богини утренней звезды, то есть ярко светящейся с вечера и рано поутру планеты Венеры. Другие боги также имели свои аналоги в звездах.

Показательно, что в клинописной системе знак звезды служил детерминативом (определителем), ставившимся перед именами богов.

Особым почитанием пользовались планеты. Вавилоняне и ассирийцы насчитывали семь планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Все они входили в число двенадцати великих богов.1)

Планета Марс была отождествлена со свирепым и кровожадным богом войны Нергалом, владыкой преисподней. Меркурий сопоставляли с мудрым богом Набу (Пророком), изобретателем письменности и счета. Юпитер олицетворяли с верховным вавилонским богом Мардуком, а Венера, как уже говорилось, считалась одним из воплощений богини Иштар. Наконец планету Сатурн посвятили богу счастливой войны — Нинурте.

Все остальные боги были низведены в ранг второстепенных. Количество почитаемых богов было огромным. Ведь каждая стихия считалась одушевленной, а каждая звезда представлялась божественным существом, имеющим человеческий облик (Близнецы, Дева, Водолей) или представляющим собой священное животное (Телец, Овен, Козерог и пр.).

В честь вавилонских и ассирийских богов справлялись многочисленные праздники, а также устанавливались неблагоприятные дни.

Праздник Нового года выпадал на день весеннего равноденствия и отмечался с особой пышномтью. В неблагоприятные дни верующим предписывались пост, покаяние и воздержание от работы. Каждое седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое число месяца почти полностью прекращалась всякая трудовая и общественная деятельность. Верховный пастырь народа (то есть царь) не должен был в эти дни менять одежду, садиться на трон [195] и вкушать горячую пищу. Врач не имел права лечить больных. Судье запрещалось объявлять свой приговор. Даже колдун воздерживался от гаданий и заклинаний. Рядовые ассирийцы и вавилоняне следовали примеру высокопоставленных лиц и избегали браться за серьезное дело, ибо верили, что в эти дни оно может закончиться неудачей. На одной из табличек, найденных в Ашшуре, описываются мистерии, справлявшиеся в храме Бела-Мардука в праздник Нового года. Жрецы изображали привлечение бога к суду. Заменявшего Бела-Мардука жреца допрашивали и избивали, а затем уводили в ущелье, символизирующее подземный мир. При этом уносились и его одежды. В заключение воскресший бог с торжеством появлялся в храме.

Центром культа и средоточием деятельности ассиро-вавилонских жрецов был «дом бога» — храм, основной частью которого являлся зиккурат, высотой от трех до семи этажей. На его вершину вела лестница, по которой поднимались процессии жрецов.

В верхнем этаже стояла статуя бога, а иногда и ложе, чтобы он мог «спать ночью». Зиккураты расписывались яркими цветами: пурпурным с черным — этажи фасада, изумрудно-зеленым — висячие сады, лазурью и золотом — храм, венчавший на головокружительной высоте всю постройку.

Посредине храма стоял жертвенный алтарь, к которому первоначально имел доступ всякий, кто приносил богам жертву, а когда право общения человека с богами перешло в руки посредников, то только жрец.

Крупные храмы в древние времена выполняли важную задачу — заботились о просвещении и образовании высших слоев населения. При них создавались архивы и библиотеки, здесь же открывались школы, где дети из привилегированных слоев общества учились писать и читать клинописные знаки, изучали счет и приобретали основные сведения в различных научных областях того периода.

Ассирийские храмы были чуть ли не самыми богатыми в древнем мире. Им принадлежали обработанные поля, рабы, сокровищницы, различное храмовое имущество.

1) Кроме них в это число входили триада Ану–Бел–Эа, а также богиня Белит (супруга Бела) и бог бури Адад. Ассирийцы, восприняв почитание этой божественной группы, поставили над ней в качестве верховного главы своего бога Ашшура.

oldevrasia.ru

кто они? Культура, религия, история

Народ Ассирии имеет интересную культуру и огромное историческое наследие, которое сохраняется на протяжении долгих веков. Несмотря на то что государство Ассирия пало еще в шестом веке нашей эры, нация продолжает существовать и развиваться. Этот, вне всякого сомнения, феномен заслуживает того, чтобы о нем говорили и знали люди. Ассирийцы – кто они? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но мы попробуем сделать это в нашей статье.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали – народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.ассирийцы кто они

Ассириец – национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Культура народности Ассирии

Культура, которую и по сей день хранят ассирийцы, родилась и функционировала уже тогда, когда человеческая цивилизация находилась у своих истоков. Ассирийская держава просуществовала порядка двух тысяч лет, были построены города, создавалась управленческая инфраструктура, функционировало налогообложение. Это одна из самых богатых культур мира, ведь она имеет давний опыт. Многие достижения, которыми мы пользуемся, придумали или открыли для нас, людей современности, древние ассирийцы.

Письменность

Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма - острая палочка, выструганная из дерева.ассирийцы религия

Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.

Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.

На каком языке говорят ассирийцы?

Ассирийский язык представляет собой смесь восточно-арамейских диалектов, которые этимологически принадлежат к семейству семито-хамитских языков. На этом языке говорят не только ассирийцы, которые проживают в Иране, Турции, Ираке или Сирии, но и переселенцы на территории России, США. Литературный ассирийский язык сформировался в девятнадцатом веке. На нем издавалась и издается пресса, художественная литература. В языке укоренилось много иностранных слов.ассирийская церковь

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.ассирийский язык

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга. ассирийская держава

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и крестное знамение.

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковь предполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Гонения

На третьем Вселенском Соборе несторианство постигла та же печальная судьба, что и веру Ария – его признали ересью. С тех пор несториане живут общинами, главами которых признаются Патриархи-Католикосы. В 1968 году учение раскололось на две школы, которые раздельно существуют и по сей день. Первая школа – Ассирийская церковь, центр которой, как ни удивительно, находится в США, штат Иллинойс. А вторая, так называемая Древняя Церковь Востока, обосновалась в Багдаде (Ирак).древние ассирийцы

Двадцатый век: ассирийцы, кто они сегодня?

Переселяться на территорию России ассирийцы начали после 1918 года, когда стало понятно: на территории Турции их просто уничтожат. Прием им организовали довольно теплый, что было связано с участием народности в Первой мировой войне на стороне российской армии. В целом двадцатый век стал самым кровопролитным для ассирийцев, которые были дважды втянуты в жестокие войны с турками. В то время многие ассирийцы возлагали на Россию надежды как на спасителя христиан Востока от гнета, а то и полного истребления. Им обещали автономию и широкие права, но когда война закончилась, надобность выполнять обещания тоже отошла на второй план.

Приблизительно половина ассирийцев, проживающих в Российской империи, погибла в Первой мировой войне. Четверть пострадала от репрессий несколькими десятилетиями позже. Затем Вторая мировая война, пришедшая в 1941 году на территорию России, снова унесла жизни многих ассирийцев, которые плечом к плечу с другими национальностями сражались против фашизма. И, наконец, выселение ассирийцев в Сибирь в 1949-м привело к тому, что около трети всех переселенцев погибли в следующую же зиму из-за нехватки теплой одежды.ассириец национальность

В 1956 году им разрешили возвратиться на Кавказ, на свою историческую родину. Где и по сей день проживают ассирийцы. Кто они такие? Почему проживают в Татарстане, на Кавказе, Ираке, Турции и Америке? Откуда бежали и почему? Ответы на все эти вопросы дает история, теперь ее знают и читатели.

fb.ru

культ и пантеон. Всеобщая история религий мира

Ассирия: культ и пантеон

Город Ашшур, по имени которого было названо государство, более известное в греческой транскрипции как Ассирия, располагался к северу от Вавилонии. Эта страна прославилась своими завоеваниями, результатом которых стало создание огромной империи. В период 900-612 гг. до н. э. Ассирия была наиболее могущественным государством Передней Азии.

Ассирийцы были великими воинами. Им не было равных в искусстве осады крепостей, скорости передвижения и ведении разведки. Но еще больше отличались ассирийцы своей жестокостью. Об этом мы можем судить по многочисленным надписям правителей Ассирии. Вот только некоторые из них: «Воинов его я заколол 4 раза по 3600 человек; тех, кто остался в живых, я, выколов им глаза, взял в плен». «Жители города Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город».

Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой. Ассирийцы заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность и религию.

В эпоху ассирийского владычества в Месопотамии господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Вавилонские священные места оставались священными и для ассирийцев, а город Мардука являлся местом паломничества ассирийских царей. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой библиотеке Ашшурбанипала.

Ашшур, верховный бог ассирийцев

Вавилонский пантеон был принят ассирийцами почти без изменения, но был пополнен их собственными племенными и национальными божествами. Главным богом был племенной бог Ашшур (Ассур), соответствовавший вавилонскому Энлилю. Он – типичный бог-воитель – превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Ашшур был покровителем древней ассирийской столицы, носившей его имя. Он олицетворял целостность и единство ассирийского государства. Царь из его руки принимал свой венец и к его ногам слагал трофеи своих побед. Эмблематический знак бога Ашшура вышивался на царских одеждах; он же находился на царской печати и на статуях, изображающих царя. Именно по воле бога ассирийцы выступали на войну. Они сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, во славу Ашшура покоряя другие земли. Широкому распространению его культа мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Культ Ашшура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен также и культ бога грозы Раммана (он же Адад). Имя этого бога входило в состав царских имен древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх и которую старались направить на жизнь врага, на его дом и страну.

Разрушенный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. Реконструкция О.Г. Лэйярда

Бог грозы Рамман

Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Так, богиня плодородия и любви Иштар превратилась у них в грозную воительницу. В одной ассирийской молитве она изображалась в одежде из пламени. Она распространяла вокруг себя ужасающий блеск и при случае готова была обрушить огненный дождь на неприятельскую страну.

Ассирию постигла судьба всех империй. Частые войны, восстания покоренных народов и усиление соседних государств привели ее к упадку. В 612 г. до н. э. объединенные войска Вавилонии и Мидии разгромили Ассирию и разрушили ее столицу Ниневию – «логовище львов». С падением Ассирии очень скоро исчезли те незначительные особенности, которые отличали ассирийскую религию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава V. Быт и нравы древних ассирийцев. История древней Ассирии

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати уже значительно отличался от быта ее предшественников – времен Хаммурапи, Шамшиадада и более ранних времен. Богатели не только цари, но и их придворные.

«Давно прошли те времена, – писал видный советский ассириолог И. М. Дьяконов, – когда ассирийские и вавилонские жрецы и вельможи времен Саргона I или Хаммурапи жили в скромных глинобитных домах, сидели на полу, на циновках, ели только ячменное варево с кунжутным маслом, лишь изредка с бараниной или рыбой да печеный на раскаленных стенках глиняного очага (тиндра Танура) лаваш (гирдая), запивая пивом из грубых глиняных кубков, и одевались в простую шерстяную ткань, обернутую вокруг туловища. Прошли те времена, когда деревянная кровать, дверь и табуретка завещались детям и внукам как семейная ценность; когда 2-3 раба или рабыни – захваченные в походе чужеземцы – или забранные за долг дети разорившегося соседа, – служили и в поле, и дома, а сам хозяин не гнушался положить руку на рукоять плуга или на лопату садовника». [32]

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинками и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней.

Во многих домах под самой крышей были расположены окна. Так, при раскопках в Тель-Асмаре (древнем Ашнунаке) в 1932-1933 гг. в некоторых домах обнаружили в верхней части стен небольшие квадратные окна (55 кв. см) с деревянными или глиняными рамами. Надо полагать, что и в соседних ассирийских поселениях устраивались такие же окна, но они не сохранились, ибо верхние части домов разрушились. Кроме того, свет проникал через отверстие в крыше, предназначенное для выхода дыма.

Самые прохладные комнаты дома выходят во двор и помещаются в подвальном этаже, куда солнечные лучи не проникают. Пол в них настлан шлифованными терракотовыми плитами. Стены оштукатурены измельченной известью. Летом их поливают несколько раз в день, и вода, испаряясь, освежает воздух.

Бронзовая гиря в виде льва (Ассирия)

Глиняная гирька в виде утки (Ассирия)

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами.

В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшины с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

Зажиточные ассирийцы по праздникам охотно ели мясо, запивая его вином. На их столе можно было увидеть и дичь, и акридов (саранча), и разнообразные фрукты (виноград, гранаты, яблоки, персики, вавилонские финики, мушмала). За трапезой они восседали на ложах из слоновой кости или дорогого дерева.

Бедные довольствовались небольшим количеством хлеба, лука, чеснока. Ели огурцы, приправленные солью и маслом, и рыбу, которую ловили в изобилии.

Основой питания раба был грубый ячменный хлеб, лук, чеснок и сушеная рыба.

Во время пиршества мужчины и женщины сидели в разных комнатах; в обычное же время все собирались за одним столом.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от «дурного глаза» и «злых духов». Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней часто вырезали текст заговора. Чтобы отогнать самого страшного демона – хозяина юго-западного ветра, пламенное дыхание которого сушит посевы и сжигает лихорадкой людей и животных, над дверями и на террасах также подвешивали статуэтки с его изображением.

Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом «злым духам». Большинство из них – с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Многочисленная армия богов также призвана бороться со «злыми духами». Каждый бог, которому это поручено, находится на том «боевом посту», где ожидается нападение. Нергал – на стене и под порогом; Эа и Мардук – в коридоре и проходах, по правую и левую сторону двери и около кровати. Утром и вечером хозяева ставят богам в углу яства и полные чаши с напитками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний мир. Страны и племена. Ассирия. Религия.

Религия

Храм богов Ану и Адада в городе Ашшуре. XI век до н.э. Реконструкция.Храм богов Ану и Адада в городе Ашшуре. XI век до н.э. Реконструкция.      

Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги “свои” и “чужие”, однако и “чужие” боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.

Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Мардуком. Были, впрочем, распространены среди народных масс такие мифы и верования, которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы, связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.

Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева        

ancient.gerodot.ru


Смотрите также