Маски древних народов. Функции масок в культурах народов мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ностальгический клуб любителей кино . Маски древних народов


Маски в культуре Славян и Народов России

 

Новгородская кожаная маска скомороха 1.

Сама маска имеет прорези для глаз и рта, а также кожаные шнурки, которые позволяют крепить её на голове. Украшена цветной росписью. Размеры: 25,5 см. х 23 см. Материал изделия - кожа (предположительно голенище сапога).

Датируется началом XIII в. н.э.

Новгородская кожаная маска скомороха 2.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп, ярус 13).

Представляет из себя смеющуюся человеческое лицо. Углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией. Размеры: 16 см. х 13 см. Материал изделия - кожа.

Датируется второй половиной XIII в. н.э.

Найдена в восточной части древнего Владимира (улица Б. Нижегородская, 27 б), на территории Ветчаного города.

Представляет из себя лицо овальной формы, с асимметрично расположенными овальными прорезями для глаз, узкой вытянутой прорезью для рта и полуовальным вырезом для носа, прикрытым клапаном. По бокам - два небольших круглых сквозных отверстия для продевания ремешка или веревки. Размеры: 14,6 см. x 12 см. x 0,3 см. Материал изделия - кожа.

Датируется XII - XIII вв.

Новгородская кожаная маска 3.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп)

Благодаря крупны размерам, детали маски четко видны и выполнены достаточно аккуратно. Во рту - сверху и снизу - прорези, глаза круглой формы - расположены на одно уровне, нос выполнен в форме клапана треугольной формы. Размеры: 22 см. x 24,3 см. Материал изделия - толстая кожа.

Новгородская кожаная маска 4.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп)

Особенностью данной маски являются три круглых отверстия в верхней части (дав по краям и одно на мысике - в центре. Отверстия глаз, носа и рта выполнен не аккуратно. Глаза округлой формы, расположены на разном уровне. Нос выполнен в форм клапана. Рот выреза неровно, расположен по диагонали, без зубов. Размеры: 14 см. x 11,5 см. Материал изделия - кожа.

Новгородская кожаная маска 5.

Найдена в Великом Новгороде (Котлова по университетом)

Около 1/3 маски утрачено. По всему контуру видны прошивки. Способ крепления традиционный. Все вырезы выполнены аккуратно: глаза в форм круга, четко прослеживаются зубы, нос вырезан в виде треугольника. Размеры: 15,4 см. x 16,4 см. Материал изделия - толстая коричневая кожа.

Датируется XIII - XIV вв.

Новгородская кожаная маска 6.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп).

Отличительной чертой данной маски является то, что прошивка видна не только попериметру, но и вокруг носа, а так же вокруг треугольных отверстий (в верхнем правом углу и внизу). Способ крепления традиционный. Отверстия носа, рта и глаз"достаточно крупные, глаза округлой формы. Нос в форме вертикального вытянутого овала. Рот представляетиз себя неровное отверстие с заостренным краями. Размеры: 20,7 см. x 20,6 см. Материал изделия - тонкая коричневая кожа.

Датируется 40 - 70 гг. XIII в.

Новгородская кожаная маска 7.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп).

Выполнена из толстой кожи, светло коричневого цвета (охра). Часть около левого глаза утрачена и реставрирована. По всему периметру видны следы прошивки. Место крепления к лицу на маске не обнаружено. Глаза, нос и рот выполнены очень схематично. Глаза неправильной круглой формы. Нос маленький, имеет форму клапана. Во рту,сверху, схематично намечено то, что можно принят за зубы. Размеры: 18,2 см. x 14,7 см.

Датируется концом XIII - началом XIV вв.

Новгородская кожаная маска 8.

Найдена в Великом Новгороде (Шурфы на Михайловой улице - раскопки 2008 г.)

Представляет из себя лицо круглой формы, с симметрично расположенными рваными прорезями для глаз и ромбической прорезью для рта. Нос отсутствует. По бокам - два круглых сквозных отверстия для продевания ремешка или веревки. Размер с женскую ладонь. Материал изделия - кожа.

Датируется XIII - XIV вв.

Новгородская кожаная маска 9.

Найдена в Великом Новгороде.

Представляет из себя зооморфное лицо с ушками и бородой. Выполнена из плотной кожичерного цвета. Около 1/3 утрачено (реставрация выполнена сотрудникам НГМ поаналогии с сохранившейся частью). По кромке левого уха и всей левой стороныдо бороды видны следы прошивки. На уровне глаза с левой стороны есть отверстие. Глаза, нос ,в форме клапана и рот вырезаны схематично, но четко прослеживаются зубы. Размеры: 16 см. x 28 см.

Новгородская кожаная маска 10.

Найдена в Великом Новгороде.

Представляет из себя зооморфное лицо с ушками. Выполнена из плотной кожи темно коричневого цвета. Степень сохранности маски высокая. Имеются следы, щепы и ржавчина на оборотной стороне, атак же небольшие отверстия на уровне лба, под глазницами и на уровне подбородка. Отверстия глаз, носа и рта вырезан неаккуратно, отсутствует детальная проработка. Нос прорезан в форме клапана. Размеры: 13 см. x 17 см.

Датируется серединой XIII в.

Новгородская кожаная маска 11.

Найдена в Великом Новгороде.

Представляет из себя антропоморфное лицо. Выполнена из тонкой черной, достаточно гладкой кожи. Около 1/3 утрачено. По краям четко видны следы прошивки. Глаза миндалевидной формы, нос выполнен в форм клапана. Размеры: 12 см. x 13 см.

Датируется XIII в.

Новгородская кожаная маска 12.

Найдена в Великом Новгороде.

Представляет из себя лицо смешанного типа, выполненное из кожи черного цвета. Сильно повреждена (имеет многочисленные разрывы, обветшалые края, фрагмент справа утрачен). Отличительной чертой данной маски является достаточно крупные размеры, отсутствие прошивок и очень тонкая кожа. Способ крепления традиционный (отверстия нахятся в нижней части маски и на лбу. Глаза, нос и рот выполнены весьма схематично, детальная проработка отсутствует. Глаз разного размера, выполнены на разном уровне. Нос к настоящем времен утрачен. Во рту, с правой стороны внизу, четко прослеживаются зубы. Размеры: 22 см. x 22 см.

Датируется первой половиной XIII в.

Новгородская кожаная маска 13.

Найдена в Великом Новгороде (Неревский раскоп).

Представляет из себя лицо смешанного типа, выполненное из мягкой толстой кожи черногоцвета. На коже четко видны складки и следы прошивок по краям. Предположительно маска вырезана из голенища сапога. Глаза, нос и рот намечены очень схематично. Нос имеет форму клапана. Рот похож на щель с одним зубом внизу. Размеры: 13,5 см. x 13 см.

Датируется концом XIII - началом XIV вв.

Новгородская кожаная маска 14.

Найдена в Великом Новгороде (Троицкий раскоп).

Представляет из себя лицо с нанесением цвета в виде полос (красный, желтый, оранжевый) под глазницами, выполнена и коричневой кожи, часть утрачена. Сохранившаяся часть может представлять собой, как верхнюю, так и нижнюю часть маски. Если рассматривать сохранившийся фрагмент, как нижнюю часть, то цветные полосы окажутся по глазницами. По левому краю и вокруг глазниц видны следы прошивки. Глазницы вырезаны непривычно аккуратно, хотя и имеют странное расположение. Размеры: 16,7 см. x 12,8 см.

Датируется концом ХIII - началом XIV вв

historicaldis.ru

Функции масок в культурах народов мира

Стр 1 из 12Следующая ⇒

Проблема маски широко разработана и продолжает сохранять неизменный интерес специалистов различных направлений науки — археологов, историков, искусствоведов, культурологов, философов, музееведов, и др. Что объясняется её безграничным распространением: она рассматривается учёными как культурный феномен, обладающий всеобъемлющим характером. В словарях понятие маска — это специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п.) с вырезами для глаз. Так называют и человека с накладкой на лице, потому что он скрывает своё истинное лицо и принимает обличье маски. В русском языке имеется ещё одно слово с этим значением: личина как символ двоедушия и притворства, человека переодетого, ряженого, личина в русском понимании носит негативный оттенок.1

Маска (личина) заключает в себе целый набор понятий и значений. Прежде всего, она сама по себе является знаком, и в то же время, этнографическая или ещё более древняя маска может быть наделена комплексом дополнительных символов-знаков. В данном исследовании она рассматривается в ключевых значениях как «знак» — «система знаков» — «культурный феномен».

Самые ранние костюмы с масками, изображающими зверя, обнаружены в пещерных памятниках наскального искусства Франции, они относятся ко времени позднего палеолита. Появление маски напрямую связано с магическими ритуалами для воздействия на окружающий мир.Во все последующие эпохи маска неизменно присутствует в праздничной культуре человека, не исчезает из нашей современной жизни. Утвердившись в театральной сфере, маска стала символом театра и обозначает перевоплощение актёра на сцене в изображаемого персонажа.

В формате культурологического подхода, привлекает позиция В. В. Иванова, который рассматривает маску как информативный источник семиотического познания культуры: «Маска как один из важнейших элементов культуры рассматривается, прежде всего, с точки зрения теории знаков — семиотики. Знак — это доступный… ушам, глазам материальный объект, который сообщает нечто, отличное от себя самого, передаёт какое-то содержание или смысл… . С её помощью человек может оказаться воплощением божественного или демонического начала, приобщиться к миру зверей, теней или духов, а то и войти в человеческий мир, но при этом стать иной личностью, вовсе не похожей на того, кто под маской».2

Маска многозначна с позицийсоциального восприятия и в определённых смыслах она может заменить татуировку, быть, собственно, «паспортом». Пространственно-временные границы бытования маски безграничны: она известна не только во всех исторических эпохах, но также и во всех традиционных культурах ойкумены. При этом выделяются области, сохраняющие с древности живую традицию масок, такие как Африканский континент и бассейн Тихого океана.

Искусствовед В.Б. Мириманов в исследованиях первобытного исовременного искусства Африки составил представление об их разновидностях, об особо почтительном отношении к маскам в соответствии с их функциональным назначением и символическими знаками.3 Его работы важны как опыт систематизации и выявления общих черт в процессе тысячелетнего развития традиций в искусстве. Он отмечал, что в племенах Йоруба (Нигерия) маска, отлитая в натуральную величину с прорезями ниже глаз, надевалась во время торжественных церемоний на лицо человека, перевоплощавшегося в почитаемого обожествляемого предка.4По его наблюдениям, наиболее древние маски связаны с тотемными представлениями, в основе которых лежат обряды культа животных — покровителей рода, передаваемые из поколения в поколение в устных легендах.5 Зооморфные маски использовались тайными мужскими союзами. Этот социальный институт возник в африканском обществе в период перехода от материнского к отцовскому роду и формирования имущественного расслоения. Подавляющее большинство масок Африки воплощают духов предков, поэтому внешне воспроизводят облик мертвеца, устрашающий характер имеют также маски тайных мужских союзов. Маски для обряда инициации варьируют от портретных до предельно схематических. Многие маски были портретами убитого вождя или воина, в том числе, воина — противника. Маски для лечения болезни несли на себе её отпечаток, к примеру, маска для лечения лицевого нерва передаёт искажённое параличом лицо, поэтому сделана с деформированными чертами.6

Большой вклад в изучение культуры североамериканских индейцев сделан учёными американской исторической школы и её основателем Ф. Боасом.7 Собранные ими многочисленные коллекции предметов искусства и ритуалов, мифологические повествования и обрядность племён индейцев составляют существенную часть информативной базы изучаемой темы.

К искусству масок индейских племён обращался французский антрополог К. Леви-Строс. Формируя структуралистское направление в этнологии, он стремился увидеть в традиционной культуре, прежде всего, систему социального содержания. В изданной в 1974 г. в нашей стране его работе «Колдун и его магия» он делится рассуждениями о психическом состоянии колдуна как персоны, исполняющей сакральную социальную функцию. В книге «Печальные тропики» он писал: «Совокупность обычаев одного народа всегда отмечена каким-то стилем, они образуют системы. Я убежден, что число этих систем не является неограниченным…».8С позиций изначально заданной систематики, которую следует обнаружить, он подходит к изучению феномена индейской, в частности, североамериканской маски. Его труд «Путь масок» вышел в свет в 1975г. Автора поражало разнообразие и неповторимость маски как творческого произведения, в котором трудно уловить какие-либо системные признаки. Тем не менее, он указал инвариантные черты, постоянно и неизменно включаемые в новые изображения. По мнению учёного, «…не только мифы, но и маски не поддаются интерпретации в себе и для себя как изолированные объекты. Рассмотренный с точки зрения семантики, миф обретает значение только будучи помещённым в группу из своих трансформаций; таким же образом какой-либо тип маски, рассмотренный лишь с точки зрения пластики, отвечает другим типам, контуры и цвет которых он трансформирует, обретая свою индивидуальность…».9

Представляют интерес исследования культуры и искусства канадских индейцев Д.М. Сегалом. Одно из направлений его научных интересов — мифология и искусство индейцев северо-западного побережья Канады. Он исследовал связь отдельных мифов и художественных образов декоративно-прикладного искусства, в том числе, ритуальных масок.10 Интересны и важны его наблюдения соответствия внешнего вида масок с отдельными элементами мифологии и ритуалов канадских индейцев. Они значительно дополняют сведения учёных американской исторической школы, К. Леви – Строса и др.

Изучая маски как культурный феномен, учёные задаются вопросами об их функциональном назначении, семантике знаков на поверхности, их соотношении с другими способами презентации человека (именем, пляской, татуировкой, раскраской тела и др.), а также местом масок в мировоззрении конкретного племени. Масштабное исследование этнографической маски народов мира проведено А.Д. Авдеевым в середине ХХ века. Предметом изучения стали коллекции масок Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а целью — их типологическая классификация. Тип маски непосредственно связан с её предназначением. Он выделил для них ряд функций в культурах народов Северной Евразии, Африки и др. частей света: наиболее многочисленными оказались ритуальные маски, посвящённые культу предков, а также погребальные, шаманские, воинские.11

Продолжателем темы феномена масок стал этнограф С.В. Иванов. Они изучаются им как часть декоративно-прикладного искусства народов Севера Сибири. Исследовано собрание сибирских этнографических масок в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а также коллекции ряда музеев Сибири. По наблюдениям учёного, наиболее древние маски предназначались для промыслов и медвежьего праздника. Им выделен тип маски, которую надевали на лицо как охотничий головной убор; а также тип маскоидов (миниатюрных скульптур с масками на лицах, либо миниатюрных масок, соединённых пучком). Маскоиды предназначались для ритуальных церемоний и крепились на одежде или головном уборе главного сакрального лица (руководителя обряда).Они сходны с образцами индейских масок, описываемых К. Леви-Стросом в статье «Колдун и его магия», изданной в советском журнале «Природа» в 1974 году (Приложение 1:I).12

В основном они вырезались из дерева, но у ханты и манси сохранились берестяные маски с обведёнными краской глазами и ртом. В них мужчины танцевали на медвежьем празднике. Маски аналогичного облика крепились к антропоморфным фигуркам пупихов — покровителей рода, которые также выставлялись во время праздника, посвящённого медведю — «хозяину тайги». Вторую часть масок С.В.Иванов связывает с шаманизмом. Они особенно распространены в бассейне Енисея и Байкала. В коллекциях имеются маски из сукна и другой ткани, но чаще металлические или деревянные. В основном они предназначались для защиты лица шамана, что подтверждается описаниями этнографов и фотографиями. Использование металлических масок при лечении больных, отмечал у забайкальских эвенкийских шаманов в середине ХIХ в. корреспондент ИРГО Орлов А.А.13 Привлекая сведения Архиепископа Нила (ХIХ в.), С.В. Иванов указывает на непривычное употребление маски: во время шаманского камлания у забайкальских эвенков их использовали не как часть шаманского костюма, а как нечто отдельное и самодостаточное. Такую маску вносили как почитаемого гостя, ставили на почётное место, угощали и чествовали. Она присутствовала на камлании. Затем её с большим уважением уносили. Воспринималось это как посещение важного участника обрядового действа.14 Этот эпизод отражает включение в шаманское камлание архаического элемента, связанного с культом предков. Подобное использование маски в Африке воспринимается как присутствие предка среди живых.

В этнокультурах Сибири маски, предназначенные для медвежьего праздника, надевали на исполнителя обряда, а промысловые маски могли выбивать или наносить краской на скалах, вырезать на стволе дерева. Эту традицию нельзя назвать ушедшей в прошлое, она практиковалась до конца ХХв. Сохраняется традиция масок, предназначенных для духов предков и покровителей рода. Шаманские маски, по мнению С.В. Иванова, использовались в землях, где прочны культурные контакты с Монголией и Бурятией. Он приводит коллекции деревянных и металлических шаманских масок у енисейских, баргузинских и нерчинских эвенков. Ссылаясь на мнение Б. Диосеги, он утвердился во взгляде на происхождение сибирских шаманских масок от монголоязычных народов.15

Маски в культурах народов мира использовались в наиболее значимых обрядовых действах: многообразно их использование в Африке, но основу составляет маска, передающая образ первопредка; не менее разнообразны маски индейцев Американского континента, в архаической первооснове их образов также лежат представления о предках рода. Сибирские маски посвящены медвежьему празднику и духам предков рода; и только группа масок, собранная в районе Енисея и Байкала в отдельных эвенкийских родах, связана с шаманской культурой.

 

Читайте также:

  1. III. Основные функции и полномочия Управления
  2. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
  3. XII. Формирование и обнародование списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  4. XXV. КОГДА УМИРАЮТ БЕЗУМНЫЕ МЕЧТЫ
  5. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  6. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  7. Абсолютные и относительные ссылки. Стандартные формулы и функции. Логические функции
  8. Августин Блаженный о сущности мира и человека
  9. Адмирал Донского казачьего флота — Степан Тимофеевич Разин
  10. Адрес: Акмолинская область, Целиноградский район, село Д-Кудук, ул.Мира 9-11.
  11. Алгоритм нахождения производной сложной функции
  12. Арифметические операции и стандартные функции

lektsia.com

Маски народов мира / Наука / Лента.co

   Читать оригинал публикации на naked-science.ru   

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr  

lenta.co

Маски народов мира | Народы Мира – Язык, Культура, Традиции

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична. Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски). 

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

 Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные. 

Китайская маска / ©Flickr

 Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д. Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке. 

Индейская маска / ©Flickr

 Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти. Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти. 

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

maxpark.com