Мебель древнего китая. Традиционная китайская мебель и интерьер: функциональность и роскошь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мебель древних китайцев и культура духовного совершенствования. Мебель древнего китая


Традиционная китайская мебель и китайский интерьер

Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Традиционная китайская мебель и интерьер: функциональность и роскошь

Во время своих поездок в Китай я не могла обойти стороной китайскую мебель, как старинную, так и современную, выполненную в национальном стиле. Китайский интерьер классических домов чрезвычайно выразителен. В этом посте я расскажу об особенностях китайского интерьера и покажу фотографии китайской мебели как из музеев, так и с рынков.

♦ По теме: Традиционный китайский дом сыхэюань: славное прошлое и туманное будущее

Интерьеры и мебель в классических китайских домах и дворцах

Конечно, лучшие образцы мебели и интерьеров представлены во дворцах и домах знати. В отличие от других стран Азии, среди китайской мебели вы найдете высокую постель, столы, стулья, шкафы. Обращает на себя внимание изысканность отделки, внимание к деталям. Мебель изготавливалась из бамбука, древесины темных пород.

Большое пространство вытянутой комнаты часто делилось занавесями или деревянными ажурными конструкциями на 3 части: центральную и две боковых. Стены в комнатах могли быть окрашены в светлые цвета, оклеены обоями или обиты деревянными панелями с изысканной резьбой.

китайский интерьер, китайская мебель

Интерьер павильона в Горном саду. Парк Дагуань, Пекин

Китайская мебель, китайский интерьер

Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

Обязательным условием было соблюдение принципа симметрии и наличие парных предметов, например, стол с двумя стульями по бокам — это символизировало любовь, благополучие, счастье. В комнатах часто устраивали уголок, где висели картины. Под ними обычно ставили стол или комод и пару стульев.

 китайский интерьер, китайская мебель,

Уголок с картинами. Парк Дагуань, Пекин

Китайский интерьер, китайская мебель

Стол с двумя стульями, вазы с цветами, картины, причудливой формы древесина. Парк Дагуань, Пекин

китайский интерьер, китайская мебель

Картины и стол с орхидеями. Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

В китайском интерьере большое внимание уделялось оформлению окон, которые являлись украшением комнаты. Окна были украшены частыми перегородками с замысловатыми деталями. Занавески вешали редко, иногда — те, что закрывали нижнюю часть окна. Отапливалось помещение специальными печками-жаровнями, которые при необходимости ставились посреди комнаты или там, где требовалось.

Стол с цветами, традиционный китайский интерьер, китайская мебель

Стол с цветами. Парк Дагуань, Пекин

Спальни в китайских домах занимали самую дальнюю часть помещения, куда не допускались посторонние. Кровати в богатых домах часто представляли собой своеобразную комнату в комнате — имели собственные стены, потолок, которые украшала тонкая резьба, рисунки, шелковые ткани. Кровати могли быть как прямоугольные, так и круглые.

Спальня, традиционный китайский интерьер

Интерьер китайский спальни. Парк Дагуань, Пекин

китайская спальня, китайский интерьер

Спальня. Парк Дагуань, Пекин

Китайская спальня, китайский интерьер

Спальня. Парк Дагуань, Пекин

В кабинете обязательно присутствовал большой стол, на котором стояли «четыре сокровища кабинета» 文房四宝 вэнь фан сы бао — бумага, тушечница, тушь и кисти.

традиционный китайский интерьер, китайская мебель

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Кабинет, традиционный китайский интерьер, китайская мебель

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Широкие диваны-лежаки с маленьким чайным столиком на низких ножках также были частым предметом мебели в китайских домах.

Китайский интерьер, китайская мебель

Жилая комната. Парк Дагуань, Пекин

Традиционная китайская мебель встречается как громоздкая, так и очень легкая, ажурная.

китайский интерьер, китайская мебель

Легкая мебель. Парк Дагуань, Пекин

Шкафы-стеллажи могли быть как очень простыми, так и с тонкой отделкой, которая превращала их в настоящее произведение искусства. Они могли ставиться и около стены, и около окна. На полках обычно ставили вазы, чайные сервизы и другие предметы, украшающие интерьер.

китайская мебель, китайский интерьер

Шкаф-стеллаж

Шкаф-стеллаж с вазами, китайский интерьер, китайская мебель

Шкаф-стеллаж с вазами

Чайный столик со стульями часто делался очень нарядным. Столешница и сидения могли быть выполнены из камня, создавая причудливый рисунок.

Стол со стульями, китайский интерьер, китайская мебель

Стол со стульями. Парк Дагуань, Пекин

Каждый уголок комнаты был маленьким произведением искусства.

традиционный китайский интерьер, китайская мебель

Комната с цветами. Парк Дагуань, Пекин

Цветы сливы в вазе, китайский интерьер, китайская мебель

Цветы сливы в вазе. Парк Дагуань, Пекин

Парадные залы, где принимали посетителей, должны были, в первую очередь, показать богатство и знатность хозяина. Активно использовалась резьба по дереву, окна украшали тонкой изящной обрешеткой. Мебель здесь расставлена симметрично, используется парные предметы, что символизирует любовь, достаток и благополучие. Вокруг много других символов счастья.

китайский интерьер, дворец князя Гуна

Интерьер парадного зала. Дворец князя Гуна, Пекин

Потолок украшают цветные панели и лампы с подвесками. На полу — ковер.

Традиционный китайский интерьер, дворец князя Гуна, Пекин

Интерьер зала в резиденции князя Гуна. Пекин

Подробнее об упоминаемых дворцах и парках:

⇒ Парк Дагуаньюань — мир романа «Сон в Красном тереме»

⇒ Дворец князя Гуна — Гунванфу: роскошная резиденция в центре Пекина

⇒ Парк Чжуншань — музей Сунь Ятсена, Алтарь Земли и Злаков, выставка цветов

Традиционная китайская мебель в художественных салонах и на антикварных рынках

На антикварных рынках и в художественных салонах можно найти немало интересных образцов китайской мебели в классическом стиле. Цены на такую мебель, как правило, высокие. Здесь можно увидеть как старинные предметы мебели, так и современные, сделанные под старину. Можно найти и авторские работы современных дизайнеров.

китайская мебель, рынок Паньцзяюань

Красная лакированная мебель на рынке Паньцзяюань, Пекин

Мебельный салон, китайская мебель, рынок Паньцзяюань

Мебельный салон на рынке Паньцзяюань

китайская мебель

Изделия из дерева: стулья, вешалки, круглые полки. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Стулья, китайская мебель

Стулья. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель

Мебель для чайной церемонии. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель

Современная китайская мебель. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

китайская мебель

Магазин, торгующий мебелью. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в классическом стиле

Столы. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель

Кресла, сундуки и другие предметы мебели. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Постель, китайская мебель

Постель в классическом китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Шкаф, китайская мебель

Шкаф в традиционном китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Стулья, китайская мебель

Стулья и столы. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Резная мебель, китайская мебель

Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Китайская мебель

Кушетка, стол и стулья. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Резная мебель, китайская мебель

Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Стулья, китайская мебель

Стулья. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин

Стулья и стол, китайская мебель

Стулья и стол. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин

Рынки Пекина, где можно купить мебель:

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Статьи по этой теме

anashina.com

Мебель Китая Мебельное искусство Древнего Китая развивалась

Мебель Китая

Мебельное искусство Древнего Китая развивалась медленно. Это была страна со строгими традициями и определенными представлениями, художественное восприятие было на низком уровне. Древние ремесленники не имели инструментов и не обладали особенными техниками. Универсальным материалом для изготовления мебели и других всевозможных вещей был бамбук.

Мебель в Китае существовала только самая необходимая. Ранняя история рассказывает нам о том, что китайцы, как и большинство народов Азии, любили спать и сидеть на полу. Для этого они изготавливали специальные циновки, а под них уже делались столики с низкими ножками. *Циновка - плетёное ковровое изделие из соломы, тростника, камыша и т. п.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель. Эту технику китайцы знали и использовали еще 2, 5 тыс. лет назад. Позже подобная европейская мебель делалась по образцу китайской. Эта отрасль достигла своего пика в 18 веке, потом медленно пошла на спад. Такая мебель имела золотую отделку с коричневым или красным фоном. Также использовалась техника резьбы по лаку.

Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, является интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были сделаны из панциря черепахи, перламутра, слоновой кости, драгоценных камней, металла и т. д. *Инкруста ция — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу. *Инта рсия — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.

Пример инкрустации

Пример интарсии

Обстановка в домах китайцев была скромная, использовалось лишь самое необходимое.

Кровати в Древнем Китае напоминали диваны или даже сцену. Для их изготовления использовался тик, розовое и черное дерево. Кровати были огорожены тремя спинками, которые могли украшаться орнаментами. Ложе было сплетено из лыка и также украшено рисунками. В богатых домах встречались закрытые кровати, которые монтировались, например, как шкаф. Парадная кровать имела сферическую форму, она была украшена решетками, орнаментами, крепилась на изогнутых ножках. Существовали и простые ложа, которые предназначались для гостей или для курения опиума.

Стулья имели простую форму, они были сделаны в основном из бамбука. Существовали обычные табуреты на прямых ножках, складные стулья и стулья со спинками (кресла). Подлокотники у них были слегка изогнуты. Мебель для сидения могла украшаться резьбой, геометрическими фигурами и узорами. В домах богатых китайцев встречались изысканные табуреты, покрытые лаком и украшенные ажурной резьбой. Их могли ставить друг на друга и использовать как подставки для цветов и т. п.

Развитие по направлению к более высокому сидению было вызвано влиянием иностранных обычаев и миграции буддизма. Во втором веке нашей эры, император Линг Ди был под впечатлением от иностранных вещей, в том числе и иностранных или «варварских» сидений (huchuang). Этот термин переводится как складной стул, который в то время широко использовался кочевыми племенами в более отдаленных северных и западных регионах, где он также был использован для взбирания на лошадь. Поскольку такой стул легко переносился на плече, он быстро стал популярным для путешествий и охоты.

Табуреты

Кресла

Подковообразный стул. Этот стул отличается простой формой, при которой планка спинки и подлокотники образуют непрерывный круг. В тщательной обработке и конструкции использованы соединения шип-паз. Около 1550 – 1650 гг. *Шиповое соединение (шип - паз) - соединение деталей (обычно деревянных) путём плотного вставления в отверстия (пазы) фигурных выступов в этих деталях — шипов.

Скамейки

Столы Внизу столешницы была еще одна перекладина. Сама столешница была выделена рамкой с тонкой резьбой. Популярны были лаковые круглые столики, на которые ставились вазы, шкатулки и другие аксессуары. Они держались на четырех ножках и были украшены геометрическим орнаментом. Позже появились знаменитые s-образные ножки у столов.

Столы

Кушетка была основным предметом мебели, и представляла собой, что-то среднее между кроватью и диваном. Плетеная плоскость для лежания с трёх сторон была окружена спинками.

Низкая платформа была еще одной ранней формой развития мебели для сидения, которая использовалась в качестве почетных мест среди высокопоставленных чиновников и религиозных деятелей во время церемониальных и жертвенных обрядов. Записи из династии Хань (206 - 220 г. н. э. ) указывают, что эти платформы назывались ta, относительно более долгое название chuang использовалось как для сидения и таки и для полулежания.

Шкафы

В интерьерах китайских домов встречалось множество ниш, шкатулок, ваз и других предметов, служивших украшениями. Использовались различные ширмы, перегородки, занавеси. Первые бумажные обои также появились в Китае, а оттуда уже были завезены в Европу.

Ранняя история китайской мебели обнаруженной в раскопках, гравировках на камнях и штампах на кирпичах указывает на то, что в культуре мебели того времени была распространено сидеть на полу, на циновке. Древний китаец садился на колени, или садился скрещивая ноги, на плетеные циновки, в окружение различных предметов мебели, таких как низкие столы, ширмы и подлокотники. Некоторые примеры раскопок лакированной мебели древнего царства Чу (500 г. до н. э. ), демонстрируют эстетику минимализма и простоты, а то же время другие примеры украшены уникальными красочными узорами с утонченной и ажурной отделкой. Смешивание художественной формы и функциональности можно рассматривать как связывающую нить всей долгой истории китайской мебели.

Выполнила: ст-ка гр. ИИ-21 Гугуева Ирина Проверила: доц. Ярцева А. А.

present5.com

Китайская традиционная мебель | Моя дорогая мебель

История развития мебельного дела в Китае: 

За свою многотысячелетнюю историю китайский народ изобрел огромное количество видов мебели, разработал оригинальные технические решения для её производства и уникальные по сложности художественные приёмы её оформления. Китай стал единственной азиатской цивилизацией, очень быстро отказавшейся от сидения на полу и перешедшей к использованию мебели сложных форм.

Четыре тысячи лет назад основным предметом обихода была соломенная циновка, на которой сидели, ели и спали.

Три тысячи лет назад глобальное похолодание привело к появлению утолщенных циновок, ширм, кроватей и столиков на коротких ножках. Разумеется, они были привилегией знати. Для хранения использовались невысокие сундуки, лари и первые примитивные ящики-шкафы. Китайцы заимствовали мебельные и строительные традиции индусов и северных кочевников, кардинально перерабатывая их и доводя конструкцию до уровня, намного превосходящего первоначальный.

Для изготовления мебели использовалась не только мягкая и твердая древесина отечественных и импортных деревьев, но и бамбук, камыш, ротанг, кокос, солома, корни деревьев, кап, тростник, металл, керамика, лак и камень. Мебельные петли изготавливались из сплава меди, никеля и цинка, иногда с добавлением серебра. Петлям придавали растительные и геометрические формы. Декоративные накладки крепились заподлицо проволокой из этого же сплава.

К началу нашей эры подобной мебелью обставлялись не только дома знати, но и дома людей с достатком. Мебель покрывали лаком, украшали резьбой и инкрустацией.

два-императора-на-тронах

К десятому веку дальнейшее резкое похолодание климата и проникновение в страну буддизма заставило китайцев полностью отказаться от сидения на полу и привело к появлению богато украшенных живописью и маркетри кресел, столов и стульев на высоких ножках, а также теплых лежаков и кроватей с пологом. Вслед за изменением высоты мебели стали выше декоративные ширмы, которые расписывали горными и морскими пейзажами. Количество видов мебели в X веке приблизилось к современному. Мебели в помещении было много и каждый предмет имел своё постоянное место в соответствии с правилами фен-шуй. В эту эпоху мебель проникает в быт жителей деревень, разрабатывается мебель для детей и школьников. Волнистые изгибы спинок кресел X — XIV века напоминают стиль европейского модерна.

китайская мебель 10 век

В XV — XIX веках Китай начинает экспортировать из соседних стран Юго-Восточной Азии древесину ценных пород, которая ценилась за твердость и невосприимчивость к влажности. В моду входит аскетическая простота жизни, поэтому мебельные формы также отличаются строгостью, гармоничностью и техническим совершенством. Декоративность считается вульгарной, ценится природная текстура древесины и её свойства, влияющие на дух и здоровье людей. Комфорт, который дарит мебель, во все времена ценился китайцами превыше всего. Мебель, созданная выдающимися мастерами той эпохи, практически сразу стала объектом коллекционирования.

В течение XVIII века правящие круги Китая потребовали возврата к традиционному стилю китайской древности. Мебель стала более грубой, прямоугольной и массивной, её поверхность целиком покрывалась перламутром или резными символами богатства и долголетия. Борьба с этими веяниями была безуспешной, поскольку богатые китайцы с энтузиазмом начали заказывать помпезную мебель в «старокитайском стиле». В XX веке развитие мебельного дела остановилось. Во времена «культурной революции» было уничтожено огромное количество мебели музейной ценности, а традиции изготовления такой мебели были практически утрачены.

 

Виды китайской традиционной мебели: 

 

КУШЕТКА

Китайские кушетки не имеют мягкой обивки. Это широкие (до 1 метра) и длинные (до 2 метров) ложа на четырех ножках, часто складные, с плетеным или деревянным сидением.

 

ДИВАН

Отличается от кушетки наличием спинки и подлокотников. На диван клались плоские жесткие подстилки, валики, подставки и подушки.

антикварный-китайский-диван

Традиционные жесткие китайские матрасы по своим ортопедическим свойствам соответствуют современным требованиям. Самые древние диваны вместо ножек имели платформу. Использовались для приёма гостей, для сидения, лежания и как спальное место. На диванах сидели с ногами.

 

 

КРОВАТЬ С ПОЛОГОМОтличается от дивана наличием балдахина из плотного хлопка (зимой) или сетчатой вуали (летом). Днем такая кровать использовалась как диван.

кровать-династия-Мин-16-17-век

На кровать клались перины, подушки и подголовники из фарфора или бамбука. Перед кроватью ставился столик, кресло, табурет или скамеечка для ног. Иногда столик ставился прямо на кровать.

кровать-и-диван китайская кровать

 

КРЕСЛО

Китайское кресло позволяет сидеть так, чтобы ступни не касались холодного пола. Ноги полагалось ставить либо на скамеечку для ног, либо на выступающую нижнюю перекладину.

кресло-династия-Мин-16-век

Спинки изогнуты в соответствии с естественным изгибом позвоночника, а высота подлокотников учитывает естественное положение тела. Кресла с сидениями, выложенными из тонких плит мрамора или камня, дарили приятную прохладу в жаркое время года. Зимой использовались шкуры животных и тканевые драпировки, крепившиеся к раме завязками. Китайцы разработали множество видов кресел для различных видов деятельности: кабинетные, комнатные, тронные, для медитации, для официальных приёмов, кресла-шезлонги, складные кресла. Каждое из них имело мужскую, женскую и детскую версию.

китайское-кресло-конец-16-начало-17-века

 

СТУЛ

Стулья считались не таким престижным предметом мебели, как кресла, но ввиду своей легкости и мобильности нашли широкое применение в быту. Спинки китайских стульев бывают прямыми или эргономичными, прямоугольными и овальными. Большой популярностью у всех слоёв населения пользовались складные стулья, например, стул на две-три персоны, который брали с собой в театр.

 

ТАБУРЕТ

Табуреты были распространены в Китае с седьмого века. Табуреты изготавливались сериями по четыре и более штук, иногда в комплекте шел стол. Виды табуретов: квадратный с проножкой, круглый, складной, придверная скамья, бочкообразный табурет в виде барабана, табуреты в форме цветов и фруктов.

набор-из-стола-с-табуретами-китайская-антикварная-мебель

 

СТОЛ

Выделяют три большие группы традиционных китайских столов:

1) очень высокие столы с длинной и узкой прямоугольной столешницей (иногда концы столешницы загнуты вверх).

алтарный-стол-Китай

 

У этих столов нет аналогов в европейской традиции. Такие столы использовались для размещения на них различных предметов декора и праздничных блюд, а также как рабочее место каллиграфов, которые работали стоя. Храмовые столы этой конструкции размещали перед алтарями, устанавливая на них курильницы, а в домах — перед домашними алтарями.

стол-Китай-династия-Мин-17-век

 

2) большие квадратные столы, используемые как обеденные. Их высота в среднем на 10 см выше европейского стандарта.

К таким столам обычно приставлялись табуреты и одно кресло для почетного гостя. В храме такой квадратный стол стоял сразу за столом с курильницами, на нём располагалась жертвенная пища. К этой группе относятся также столы для возлияний, рабочие столы чиновников, столы для музыкальных инструментов, полукруглые и круглые столики, а также туалетные столики с выдвижными ящиками.

стол-династия-Мин-16-17-век

Скатертями китайцы не пользовались. Столешницы кабинетных столов застилали бумагой. Однако в храмах, в залах администрации и на пирах фасады столов затягивались тканью, привязанной к ножкам.

госпожа-со-служанками-китайский столик

3) небольшие узкоспециализированные столы: чайные, для музыкальных инструментов, для каллиграфии, для еды, для жертвоприношений, для курильниц, столики-подставки для цветов. Цветочные столики экспортировались в Европу и спровоцировали моду на подставки в XIX веке.

китайский антикварный столик

ШКАФ

Традиционные китайские шкафы, как правило, создавались комплектами: два, четыре, шесть и более экземпляров. Их оснащали разнообразными замками и запорами. За распашными дверцами скрывались две-три полки и два выдвижных ящика.

шкаф-династия-Мин-Китай-16-век

 

Кабинетные шкафы как правило, парные. Они часто имели открытую полку в верхней части, где хозяин дома располагал свою коллекцию антиквариата и предметов искусства. В каждом доме был дорогой двухъярусный платяной шкаф высотой более двух метров, в верхней части хранились мужские церемониальные шапки, в средней части на полках держали одежду, в ящиках — аксессуары, а в нижней части шкафа находился тайник с семейными ценностями. Шкафы располагались либо на женской половине, либо в гостиной.

 

КОМОД

Китайский комод использовался в храмах и на женской половине дома, выполняя функции витрины и хранилища. Под выдвижными ящиками комода располагалось потайное отделение. В ящиках хранились ценные вещи, приберегаемые для особых случаев. Одной из разновидностей комода является переносной шкафчик для лекарств со множеством ящичков, оснащенный ручками для переноски.

антикварный-китайский-аптечный-шкафчик

СУНДУК

В Китае существовало множество видов сундуков. В сундуках, сделанных из дерева камфары, отпугивающего насекомых, хранилась одежда. Стандартный сундук был прямоугольным, лишенным украшений, дорогие экземпляры покрывали лаком и расписывали. Существовали сундуки для льда и сундуки для хранения регалий.

 

ПОЛКА

Китайские системы полок поражают удобством, изяществом и современной эргономичностью. Как правило, полки делались парными — это позволяло соблюсти симметричность конструкции при внешне асимметричном расположении полок. Иногда полки дополнялись выдвижными ящиками и дверцами. Размер полок и ячеек строго соответствовал определенной вещи. Для книг китайцы предпочитали использовать простые по форме этажерки, для хранения безделушек и ценных предметов старины использовались стеллажи с невысокими бортиками по периметру. Существовали также этажерки для цветов.

 

УМЫВАЛЬНИК

Оригинальная декоративная деревянная конструкция из нескольких опор, образующих круг, в центр которого устанавливался таз с водой. К опорам примыкала высокая ажурная рама для полотенец.

умывальник-Китай-античный-1550-год

 

ШИРМА

Китайцы использовали мобильные перегородки с незапамятных времен. С увеличением высоты мебели увеличивалась и высота ширм, достигнув двух метров. Каркасы ширм обтягивали шелком или бумагой, расписывали красками, украшали вышивкой, инкрустацией перламутром и камнями, лаком и резьбой.

итайская-антикварная-ширма-18-век

Росписью ширм занимались величайшие художники. Износившуюся живописную вставку просто заменяли новой, поэтому до наших дней они не дошли.

 

Особенности китайской традиционной мебели:

  • отсутствие крупных деталей, возможность полностью разобрать и снова собрать предмет мебели
  • идеальная подогнанность деталей друг к другу
  • минимум шиповых конструкций
  • отсутствие гвоздей
  • отказ от использования клея
  • подвижность соединений
  • ножки в форме лошадиного копыта, жезла, когтей дракона или облака
  • использование массива дерева, фанеровка — только для дешевой мебели
  • резьба вручную по массиву, токарный станок — для слабаков
  • полировка воском, без тонирования, иногда применяли тонкий слой прозрачного лака
  • смысловая насыщенность предметов мебели (изображение облаков на кровати как символ плодородия)
  • цветовой символизм
  • невозможность точной датировки
  • использование контрастных фактур: резьба и полировка, дерево и металл, прямые углы и изгибы
  • соответствие принципам фен-шуй
  • общая симметрия конструкции и почти обязательная парность предметов мебели
  • стремление к имитации (имитация бамбука посредством использования дерева, лака, металла, камня)
  • уникальные ортопедические свойства

 

(по материалам книги В.Г. Белозёровой «Мебель и интерьеры Китая»)

dorogaya-mebel.ru

Мебель | Синология.Ру

статья.   Китайская мебель высоких форм развивалась последовательно на протяжении пятнадцати веков, которым предшествовала не меньшая по длительности предыстория низких форм. В Китае было изобретено беспрецедентное количество видов мебели, разработаны сложнейшие технические решения и созданы уникальные художественные приемы.   Предметы мебели впервые попали в поле зрения китайских знатоков в XII–XIII вв., когда был написан несохранившийся трактат «Му цзин» 木經 («Книга дерева»). Изготовление мебели долго считалось ремеслом, а потому специальный интерес к ней проявился лишь в XVI–XVII вв., когда культура изящного окружения стала не только цениться учеными мужами, но и широко распространилась среди богатых торговцев. Накопленный историками и коллекционерами опыт был запечатлен в трактатах: «Лу Бань цзин» 鲁班經 («Книга Лу Баня», XVI в.), «Сун ши лу» 鬆飾録 («Записки о декоре», XVI в.?), «Сань цай ту хуй» 三才圖會 («Собрание иллюстраций, [представляющих] три сферы [Небо–Земля–Человек]», 1609), «Цзунь Шэн ба цзян» 遵生八笺 («Восемь заметок Цзунь Шэна», нач. XVII в.) и др.   С самого начала процесса эволюции китайской мебели наблюдается параллельное развитие рамочной конструкции для форм в виде ящиков и стоечной — для свободно стоящих ножек. В итоге стоечная конструкция оказалась востребованной для кресел, стульев и столов, а рамочная стала использоваться в шкафах, полках и подставках. Развитие мебельного дела было тесно связано с совершенствованием технологии строительства из древесины, поскольку все жилые дома в Китае были деревянными.   История китайской мебели насыщена заимствованиями из других культур. Китайцы весьма оперативно перенимали у враждебных им кочевых народов севера, а также из высокоразвитой Индии то, что делало их быт комфортнее. Все подвергалось кардинальной переработке и, в конце концов, обретало чисто китайскую специфику, а главное — доводилось до совершенства.   Современные археологические открытия позволяют заключить, что во II тыс. до н.э. отсутствовали даже низкие формы виды мебели. Во время проведения ритуалов жертвоприношений для расстановки емкостей с жертвенной пищей использовались бронзовые подставки, формы которых воспроизводили деревянные подносы на ножках или конструкции в виде платформ. На протяжении I тыс. до н.э. основным уровнем жизнедеятельности в интерьере оставался пол, но неуклонное похолодание климата стимулировало появление невысоких форм мебели. Этому способствовало также повышение статуса отдельной личности, все более выделявшейся из родового коллективного целого. Циновки аристократов увеличились в толщине и их начали обшивать орнаментальными кантами. За циновкой, на которой восседал правитель, ставился экран (фу-и 斧扆). В обиход входят подставки под локоть (цзи 几), которые за последующее тысячелетие в результате эволюции преобразовались в многочисленную группу столиков. Высшие слои китайского общества уже во второй половине I тыс. до н. э. спали не на матах, расстеленных на полу, а на кроватях, представлявших собой деревянную раму, опиравшуюся на низкие резные ножки с невысокими перилами по всему периметру остова. Небольшие и низкие прямоугольные столики использовались в ритуалах и на пирах. Их формы были модификациями разных вариантов предшествующих подставок. Изначально обозначились две основные линии: столы-платформы (цзинь 禁) и столы на ножках (цзу 俎). Для хранения предметов обихода использовались невысокие лари, сундуки и плетеные корзины.   На рубеже н.э. развитие низких форм мебели достигает исторического максимума. Помимо прежних циновок почти одновременно получают распространение короткие деревянные топчаны (та 榻), предназначавшиеся для индивидуального пользования, и длинные лежанки типа платформ (чуан 床), на которых размещалось по два-три человека в ряд. Помимо коротких топчанов, встречались и длинные узкие формы. Их использовали только днем, тогда как более широкие лежанки могли использоваться и для ночного сна. Одиночные топчаны считались почетным сидением, они были чуть выше длинных топчанов и украшались более изысканно. Наряду с топчанами тогда же появляются низкие табуреты и скамеечки. Император Лин-ди (168–189) заимствовал у кочевников складной стул, получивший название ху-чуан 胡床. Мягкое, плетеное из веревок сиденье и перекрещивающиеся ножки на шарнире позволяли быстро складывать стул, что было удобно для его переноски. По нормам приличия полагалась сидеть, поджав под себя ноги. Нововведением этого времени можно считать появление высоких двух- и трехстворчатых ширм, огораживающих циновки и топчаны. Тогда же появились и первые шкафы, которые представляли собою большие квадратные ящики на невысоких ножках с вертикальными дверцами и покатым в виде крыши дома верхом.   За период III–VI вв. эволюция китайского интерьера вплотную подошла к кардинальному изменению уровня жилого пространства с низкого на высокий. В IV–VI вв. архаичные лежанки (чуан и та) модернизировались за счет увеличения высоты и появления у них ограждений и подставок под локти, что подготовило появление высоких форм мебели, прежде всего кресел и стульев, на которых можно сидеть, свесив ноги. Изменению стереотипов поведения способствовало распространение буддизма в III–VI вв. Буддийская иконография познакомила китайское население с западной манерой сидения, а в монашеских общинах стало привычным использование кресел и стульев на вертикальных стойках. В текстах появляется термин и 椅 («кресло, стул»). Кушетки в форме ящиков (та) использовались, как и прежде. Так как их высота заметно увеличилась, то с торцов по всему периметру делались зубчатые боковые прорези. Одновременно возник новый модифицированный вариант кушеток со свободно стоящими копытообразными ножками. К IV в. у кроватей с низом в форме ящика появляются невысокие пологи. От платформы вверх поднимались вертикальные опоры, несущие «крышу», т.е. легкое реечное ограждение, на которое натягивалась ткань, изолировавшая кровать сверху. Высокие решетчатые ограждения вместе со свисающими поверх них драпировками превращали пространство кровати в подобие небольшой комнаты. Сходство довершали небольшие распашные дверцы.   В VII–XIII вв., когда на севере Китая резко похолодало, китайцы заимствовали у своих северных оседлых соседей (вероятнее всего, корейцев) отапливаемую кирпичную лежанку кан 炕. На канах, кушетках (та) и лежанках (чуан) сидели с поджатыми под себя ногами, но допускалась и поза со спущенной ногой. Некогда маленькие столики в форме ящика (цзинь) превратились в большие и достаточно высокие обеденные столы, за которыми как мужчины, так и женщины сидели на табуретах, скамьях и стульях, уже спустив ноги. В связи с переходом к высокой мебели напольные экраны и ширмы стали выше.   Если в VII–VIII вв. мебель высоких и низких форм имела одинаковое распространение, то в Х в. высокие формы преобладали, а количество предметов меблировки и их ассортимент стали сопоставимы с современными требованиями. В моду входит лежанка с ограждениями по трем сторонам. Внешне этот предмет напоминал диван, но только без обивки и более глубокий. В последующие периоды он получит название лохань чуан 羅漢牀 («лежанка архата»). Завершениям ножек кресел и столов нередко придавалась форма облаков. В последующие периоды «облачные» ножки по причине своей недостаточной устойчивости вышли из употребления, но продолжали изображаться в живописи и гравюре вплоть до XIX в. Стоечная конструкция, как более устойчивая и удобная при переноске, начала преобладать в формах кресел, стульев и столов, а старинная конструкция в виде ящика вышла из употребления.   До появления мебели пол был «чистой» поверхностью и, естественно, было принято снимать обувь при входе в дом. Затем «чистой» зоной стала поверхность кушетки, кровати, кресла и стула, а пол — «грязной». В помещениях за крупными предметами меблировки закреплялись постоянные места, устанавливаемые с учетом предписаний фэн-шуй. С помощью мебели произошло заполнение ранее свободного интерьерного пространства предметами, соответствующими формам человеческого тела. Это облегчило и упростило быт человека, позволив ему чувствовать себя хозяином своего жилого пространства.   В X–XIV вв. мебель, помимо дворцов, прочно вошла сначала в быт рядовых горожан, а затем и крестьян; кроме того, появилась детская и школьная мебель. Высота столов и кресел достигла своего максимума, и поэтому понадобились подставки под ноги. Если в предшествующий период высота столов не сильно отличалась от высоты предметов, на которых сидели, то теперь они стали значительно более высокими, чем сидения стульев и кресел. По мере распространения в обыденной жизни кресел и стульев использование старинных коротких кушеток та постепенно сходит на нет. Но сам термин сохранился и обозначал кушетки всех размеров, тогда как за термином чуан осталось значение собственно кровати. В моду вошли табуреты в форме бочонка, украшенные лаком (см. Лак) и инкрустированные костью, а также плетеные табуреты. В XIV в. продолжали совершенствоваться формы диванов. Они утратили короткие лицевые перила и приобрели законченный вид, мало менявшийся на протяжении следующих столетий.   На современном антикварном рынке изделия, созданные во времена правления императоров Ши-цзуна (1522–1566) и Кан-си (1662–1722), ценятся превыше всего, ибо специалисты справедливо считают этот период кульминацией развития мебельной традиции Китая. При династии Мин (1368–1644) главное место во внешних связях Китая занимает торговля со странами Южных морей, откуда в большом количестве поступает древесина тропических пород, которая активно используется китайскими мебельщиками. Изделия из твердой древесины отличались повышенной прочностью и красотой. С воцарением маньчжурской династии Цин (1644–1911), проводившей политику «закрытых дверей», китайские мастера постепенно лишились многих ценных материалов и были вынуждены имитировать их более дешевыми заменителями, что, начиная со второй половины XVIII в. отрицательно сказывалось на качестве изделий. Мебель из мягких древесин с лаковым покрытием занимала вторую позицию среди дорогой продукции.   При минской династии придворные круги более не являлись монополистами стиля. Тон задавали родовые имения ученых и высших чиновников, в которых культура частного быта была поднята на высочайший уровень. Дворцовая и храмовая мебель сохраняла пышность форм, но в частных покоях избыток декоративности считался признаком вульгарности. Ценился естественный цвет и узор дорогой древесины. Стиль мебели династии Мин был чем-то средним между эфемерной элегантностью изделий династии Сун (960–1279) и энергичной весомостью образцов династии Тан (618–907). Минские мебельщики сочетали глубоко продуманную простоту форм с их максимальной комфортностью. Мастера добивались оптимальной сбалансированности пропорций и ритмически выразительных силуэтов. Удачные образцы мебели практически сразу стали объектами собирательства и бережного хранения.   При цинском императоре Цянь-луне (1736–1796) мебель, как и одежда (см. Костюм), подверглась строгой регламентации и была выдвинута установка на возврат к танскому стилю. Формы придворных изделий приобрели солидную массивность. Стилизация старинных конструкций в виде ящиков привела к усилению прямоугольности форм и огрублению пропорций. Инкрустация перламутром приобрела ковровый характер. Резьба укрупнилась, а ее количество стало чрезмерным. Придворный заказ требовал от мебельщиков сочетать стилизацию китайской древности с имперской пышностью и торжественностью. Искусственность этой задачи приводила к тому, что совершенство техничного исполнения придворных изделий все в большей степени не соответствовало уровню их художественного решения. Богатые торговцы охотно следовали придворной помпезности, заказывая резьбу, насыщенную символами долголетия и коммерческого успеха. В моду вошли крупные вставки из камня, кости и фарфора, роспись золотом (см. Золото и серебро). Все это великолепие привлекало внимание и свидетельствовало о богатстве хозяев. Появляются новые виды меблировки: витринные полки, большие круглые столы, сдвоенные кресла, напольные зеркала западного типа и т.п. В части изделий мастерам все же удавалось соблюсти чувство меры, однако былая простота форм сохранялась преимущественно в дешевой народной мебели.   Типология форм мебели периода Мин и Цин разнообразна. Лежанки та 榻 похожи на европейские кушетки, но, в отличие от последних, не имеют мягкой обивки. Их средняя длина равняется 190–200 см, а ширина — 80–100 см. Сидение бывает плетеное или деревянное, причем для середины стараются подбирать материал, отличающийся по цвету от древесины каркаса. В отличие от кушеток у диванов лохань чуан имелись ограждения по трем сторонам. Иногда центральная часть спинки несколько возвышается над боковыми. На диваны кладутся плоские матрасы и разнообразные по форме подушки, подставки и валики. При династии Мин архаичный низ в виде платформы сменился на свободно стоящие ножки — прямые либо гнутые. При прогибе ножки наружу ее низ подгибается в форме так называемого «лошадиного копыта» (ма-ти 馬蹄). Принадлежностью женских покоев была кровать с пологом (цзя-цзы чуан 架子牀). Пологи вешались с внутренней стороны резных ограждений. Как самый крупный предмет в интерьере кровать тыльной стороной  приставлялась к центру главной стены.   Конструкция китайских кресел олицетворяет заботу о здоровье человека, которая проявляется буквально во всех деталях. Сиденья расположены выше, чем на Западе, чтобы ступни не соприкасались с каменным или кирпичным полом. Ноги упирались или в нижнюю перекладину, специально выступающую вперед, или ставились на низенькую подставку для ног (цзу-чэн 足承) высотой 10–13 см. Парадным креслам и тронам полагались большие платформы. Особое внимание уделялось устойчивости конструкции. Высота подлокотников рассчитана на естественность осанки, а спинкам придана эргономическая кривизна, благодаря которой они удобно фиксируют спину. При династиях Мин и Цин существовало много видов кресел, каждый из которых имел мужской, женский и детский размеры. Кресло гуань-мао-и 官帽椅 («кресло [со спинкой в виде] шапки чиновника») не является древним, хотя его прототипы восходят к VIII в. Название связано со сходством выступающих концов верхней перекладины спинки с торчащими завязками на форменной чиновничьей шапке. Обычно наклон передних ножек больше, чем задних. Снаружи ножки и перекладины имеют круглую форму, внутри — квадратную. У кресла нань-гуань-мао-и 南官帽椅 («кресло [со спинкой в виде] южной шапки чиновника») все ножки и перекладины круглые, а подлокотники и спинка не имеют выступающих концов. Название кресла шу-бэй-и 梳背椅 («кресло со спинкой [в виде] расчески») связано со сходством решетчатых форм спинки и подлокотников с зубьями расчески. От нань-гуаньмао-и кресло мэй-гуй-и 玫瑰椅 («кресло розой») отличает отсутствие вертикальной перекладины на спинке. Его ножки, верхняя перекладина и распорки — круглые снаружи и квадратные внутри. Тай-ши-и 太師椅 («кресло великого наставника») появилось и приобрело популярность при династии Цин. У него трех- или пятичастичное строение спинки, причем центральная часть значительно выступает над боковыми и иногда отогнута назад, а подлокотники имеют причудливую уступчатую форму. Небольшое по размерам овальное кресло цюань-и 圈椅 имеет полукруглую спинку и прямоугольное сидение. Форма ножек — прямоугольная внутри и овальная снаружи. По центру спинки идет неширокая вертикальная перекладина. Складное кресло цзяо-и 交椅 с перекрещивающимися в виде буквы «х» опорами, спинкой и подлокотниками продолжило линию древнего складного сидения ху-чуан. Его второе название — цзю-вэнь-и 酒翁椅 («кресло опьяневшего старца»).   По сравнению с креслами стулья считались менее престижными, но они широко использовались из-за удобства их перемещения. Формы стульев, появившихся при династии Сун, существенно не менялись до конца династии Цин. Нижняя перекладина служила опорой для ног. Стул дэн-гуа-и 燈掛椅 («фонарная подвеска») имеет прямую спинку, состоящую из круглых в сечении стоек и центральной узкой доски. Верхней перекладине придана форма коромысла с приподнятыми краями, слегка нависающими над опорами. Если прямая верхняя планка кончается сразу же за стойками стула, то его называют и-тун-и («стул [со спинкой] цельной [формы]»). Складные стулья чжэ-дэ-и 折曡椅 бывают с прямоугольными или овальными спинками.   Табуреты широко распространились при династии Тан. Они изготовлялись комплектами (по четыре и более штук), часто вместе со столом, по сторонам которого их расставляли. Складной табурет цзяо-у 交杌восходит к древнему складному сидению ху-чуан. Простота форм способствовала массовому использованию табурета всеми слоями населения. Прочные и удобные квадратные табуреты фан-дэн 方櫈 на ножках в официальных ситуациях предназначались для лиц низкого статуса. Ножки табуретов крепились под выступающими краями сидений клиньями в форме кронштейна либо заподлицо в край или к дополнительным планкам, создававшим «приталенный» профиль. Круглые табуреты юань-дэн 圓凳 с отдельными ножками, популярные при Тан и Мин, были менее прочными, чем квадратные табуреты. Скамейка тяо-дэн 條凳, которая иногда называлась чунь-дэн 春凳 («весенняя скамья») или шуан-жэнь-дэн 雙人凳 («скамья двоих»), была распространена в городской среде и сельской местности. Табуреты в форме бочонка 繡墩 имели своим прототипом плетеные табуреты, а также барабаны.   В XVI–XIX вв. варианты форм столов трех групп, возникших в предшествующие периоды (ань 案, чжо 桌 и цзи 几), достигают максимального разнообразия. Каждая модель стола создавалась для определенных задач. Вместе с тем имело место дублирование функций разными видами столов. Примечательно отсутствие строгого деления на столы светского и ритуального назначений. Некоторые виды столов разительно отличаются друг от друга, но в ряде случаев наблюдается значительное сходство, затрудняющее атрибуцию изделия. Все три группы столов имеют невысокие модели, предназначенные для канов и диванов. Столы из мягкой древесины покрывались лаком. Столешницы делались из дерева или каменных плит. В присутственных местах, в храмах и на банкетах к некоторым столам полагались закрывавшие весь низ драпировки. Они могли идти по трем, двум краям или только с лицевой стороны. Количество драпировок, их цвет и орнаментика указывали на социальный статус людей, сидящих за столом.   У столов группы ань очень длинные узкие прямоугольные столешницы и значительная высота. Столы этой группы не имеют аналогов в европейской мебели. Высота стола пин-тоу-ань 平頭案 («стол с ровными краями») — 85–95 см при размерах столешницы 150(–350) × 45(–60) см. Стол ставился вдоль стен или по торцам кроватей и диванов. Тяо-ань 條案 («длинный стол») обычно был длиной от метра с небольшим до двух метров при ширине в 50–60 см, высота немного превышала 80 см. Третий вариант пристенного выставочного стола — это цяо-тоу-ань 翹頭案 («стол с торцовыми загибами»), его отличительным признаком являлся волнообразный загиб торцовых краев столешницы. Длина стола в три-четыре раза превосходила ширину. Приподнятые края препятствовали скатыванию со столешницы свечей, ароматических палочек, свитков и прочих предметов. К этой же группе принадлежат столы для кабинетов и библиотек: шу-ань 書案 — «стол для каллиграфии» или хуа-ань 畫案 — «стол для живописи». Высота их колеблется от 85 до 90 см, длина в два-три раза превосходит ширину. У столов для курильниц (сян-ань 香案) приподнятые или опущенные торцы. В храмах они помещались непосредственно перед алтарями, и на них расставляли курильницы, подставки для ароматических палочек, вазы с цветами, светильники и пр. К поздним комбинированным вариантам относится стол цзя-цзи-ань 架几案 («стол на подставках с полками»). Его узкая (30–40 см) и длинная (150–200 см) столешница закреплена на двух подставках, имеющих выдвижные ящики, полки, а иногда и дверцы. Длинный стол для кана (кан-ань 炕案) был высотой от 30 до 50 см при таких же размерах столешницы, как у стола тяо-ань. Его ставили поперек кана или дивана и использовали в самых разнообразных целях.   К группе чжо относят столы больших размеров квадратной или близкой к квадрату формы. Стол тяо-чжо 條桌 («удлиненный стол») отличался от столов группы ань меньшей длиной столешницы (отношение сторон приблизительно 1:2) при высоте около 80 см. Он мог использоваться в качестве обеденного или письменного стола. При проведении банкетов для почетных гостей столы накрывались на каждого приглашенного, а для менее важных персон — на несколько человек. В группе чжо наиболее многочисленный раздел составляют квадратные столы (фан-чжо 方桌) с крышкой в пределах квадратного метра и высотою от 80 до 87 см, что превышает уровень европейских банкетных столов на целые 10 см. Столы использовались как обеденные и могли накрываться для одного–четырех человек. Так как блюда подавались поочередно, то при самых торжественных обедах не было необходимости в крупных размерах стола. К столу полагались табуреты, реже стулья, одно кресло, которое предназначалось только для особо почетного лица. После трапезы стол приставлялся к стене или выносился в чулан, так как в китайских домах не было специальных столовых комнат. Стол для жертвоприношений (гун-чжо 供桌) стоял в храмах сразу после стола для курильниц (сян-ань) и отличался от последнего большей шириной. На этих столах размещалась посуда с жертвенной пищей. Столы с длиною столешницы до метра при полуметровой ширине служили для винопития, поэтому они назывались «винными» (цзю-чжо 酒桌). Стол под цитру (цинь-чжо 琴桌) был узким с пропорцией сторон 1 : 3,5, поэтому его легко спутать со столами группы ань. Стол письменный (шу-чжо 書桌) отличался от столов группы ань меньшей длиною при большей ширине. Столы для кана (кан-чжо 炕桌) были очень разнообразны по формам и пропорциям. Они практически неотличимы от столов группы ань того же назначения. При династии Мин в группе чжо появились полукруглые столы юэ-я-чжо 月牙桌 («стол [в форме] лунного клыка») с тремя–четырьмя ножками, расположенными по периметру полукруга. Прямой стороной они приставлялись к стене. В древности в Китае не было круглых столов, и они возникли лишь при династии Цин под названием юань-чжо 圓桌 («круглый стол»). Некоторые столы состояли из двух составленных вместе полукруглых столов, но были и цельные конструкции на 5–6 опорах. Они использовались как обеденные, поэтому радиус стола не превышал длины вытянутой руки, в расчете на 10–12 персон. Именно этот вариант стола преобладал в ресторанах Китая в ХХ в. К группе чжо относятся и столы с выдвижными ящиками (ти-чжо 屉桌). Это туалетные столы, вероятно, наиболее позднего происхождения. Их легко отличить по 2–4 ящикам, расположенным сразу под столешницей, на которой располагались зеркало и различные туалетные принадлежности. Стол бань-чжо 半桌 («стол в половину») отличают крупные размеры, а его длина лишь на треть превосходит ширину. Они использовались преимущественно в различных присутственных местах.   К группе цзи относятся небольшие столики, предназначенные для какого-то одного вида деятельности или одного предмета. Высокие столики бывают обычно парными и служат подставками, низкие используются на диванах и лежанках.   Главное требование китайского заказчика к шкафам и комодам — их надежность и долговечность. Для удовлетворения этих требований были разработаны эффективные конструкции, рационально использовавшие материал и обеспечивавшие прочность изделий. Тайники и запоры превращали шкафы и комоды в сейфы своего времени. Одноярусные шкафы (шу-гуй 書櫃) отличает прямоугольная форма с небольшим сужением к верху. Высота их колеблется от полутора до двух метров при длине около метра и ширине около полуметра. На лицевой стороне располагаются две дверцы, за которыми расположены две–три полки и два выдвижных ящика. Шкафы изготовлялись парами и использовались для хранения книг, свитков и письменных принадлежностей в кабинете ученого мужа. Книги обычно укладывались стопками поперек полок. Одежду держали в двухъярусных платяных шкафах (да-гуй 大櫃). Верхняя часть (дин-сян 頂箱) высотой 70–80 см предназначалась для размещения обязательных для мужчин головных уборов, прежде всего форменных. Общая высота шкафов составляла 2 м и более, длина — 104–170 см, ширина — 54–70 см. В верхнем отсеке была одна полка, в нижнем — две полки и два выдвижных ящика. Одежду клали на полки в сложенном виде. Центральная стойка легко вынималась за среднюю ручку и не препятствовала укладке одежды. В ящиках размещали разные детали костюма. Внизу было потайное отделение, закрытое крышкой с небольшими кольцами, чтобы ее приподнимать. В нем хранили семейную казну, доступ к которой преграждали наружные замки. Шкафы изготовляли комплектами по два, четыре экземпляра и более. Парные шкафы вань-ли-гуй 萬歷櫃 с открытой верхней секцией предназначались для кабинетов.   Комод в Китае совмещал функции витринного стола и шкафа. У него выдвижные ящики (от одного до пяти) и потайное отделение, проникнуть в которое можно, только полностью выдвинув ящики. У «комода с тайником» (мэнь-ху-чу 悶户橱) верхняя крышка сильно вынесена с торцов, и ее нависающие края приподняты вверх, как у столов цяо-тоу-ань. Основным местом расположения комодов были женские покои. В домашних комодах хранились вещи, не используемые каждый день, в частности посуда и прочая утварь. Сверху клали блюда с едой или ларцы. В домашних алтарях небольшие комоды располагались непосредственно перед портретом предка. В храмах массивные комоды, обильно украшенные лаком и позолотой, ставились либо прямо перед алтарями, либо за столами для благовоний и жертвенной утвари. Комоды, имеющие помимо выдвижных ящиков отделения с полками и распашными дверцами, были двух типов: с нависающими краями крышки  (гуй-чу 櫃橱) и без них (лянь-эр-чу 連二橱). В последнем случае их делали комплектами и расставляли в ряд — один вплотную к другому. Аптечные шкафчики (яо-сян 藥箱) при высоте немного больше полуметра с двумя лицевыми створками имели множество ящичков самых различных размеров с дополнительными внутренними перегородками.   Платяные сундуки (и-сян 衣箱) использовались для хранения не нужной в текущем сезоне одежды. Косметический ларец гуань-пи-сян 官皮箱 или бай-бао-сян 百寳箱 («сундук ста драгоценностей») служил для хранения придворных знаков отличия как мужских, так и женских. Сундучок имеет откидной запор, прихватывающий одновременно и откидную крышку и распашные дверцы.   Разнообразие форм китайских полок необозримо велико: от простых стеллажей до высоких многоуровневых сооружений необычных конфигураций. Полки, как правило, были парными. Они ставились впритык или симметрично по отношению к столу или дивану. В этажерках для книг (шу-гэ 書格) ценились лаконизм и элегантность форм. Стеллажи (цзя-гэ  架格) отличает от этажерок наличие решетчатых ограждений по трем сторонам или только с тыла. Стеллаж «несметных сокровищ» (до-бао-гэ 多寳格) предназначался для хранения антиквариата и разных редкостей. Отдельную группу составляют подставки под тазы для умывания (пэнь-цзя 盆架). Некоторые подставки вмещали П-образную довольно высокую (165–180 см) раму для полотенец (мянь-цзя 面架). Ежедневную одежду набрасывали на широкие рамочные вешалки  椸枷 высотою 166–175 см, состоявшие из двух стоек и поперечных перекладин: верхней, нижней и центральной прорезной вставки. У напольных, обычно парных, светильников чжу-тай 燭臺 имелся вертикальный стержень, несущий фонарь, внизу переходивший в устойчивую крестообразную подпорку.   Напольный экран (ча-пин 插屏) существовал со времен династии Шан. По мере перехода на высокие формы мебели высота экранов постепенно увеличивалась, пока не стала двухметровой. Напольная ширма (пин-фэн 屏風) получила распространение на рубеже н.э. Число ее створок и их высота постоянно возрастали. С помощью экранов и ширм мастера фэн-шуй регулировали циркуляцию энергетических и воздушных потоков в интерьерах.   Для китайской мебели, при отсутствии того, что называют художественными стилями в европейской мебели, характерно одновременное существование противоположных эстетических подходов: простоты и сложности, естественности и искусственности, конструктивности и декоративности. Подобная биполярность в устройстве художественной традиции наблюдается не только в мебели; она присуща всем сферам китайского искусства и задана онтологией универсальных полярностей инь–ян. Развитие традиции обеспечивалось преобладанием одного из подходов на отдельных исторических этапах. Так, в мебели XVI–XVII вв. в качестве основной линии выступали простота, естественность и конструктивность, а в изделиях XVIII–XIX вв. — сложность, искусственность и декоративность. Но во все периоды ощущалось корректирующее воздействие противоположной тенденции, обеспечивавшее плавность и преемственность общего развития.   Если европейскую мебель XVI–XIX вв. удается датировать, исходя из стилистических особенностей, с точностью до 10–15 лет, то на материале китайской мебели это сделать невозможно. Отличие ранних образцов от изделий XIX в. заключается не столько в стиле, сколько в нюансах или качестве воплощения по сути дела одних и тех же художественных принципов. Хотя новые решения возникали постоянно, за традиционными формами всегда оставалась решающая роль, а всякие новации утверждались посредством поиска исторических аналогий.   Принцип взаимного дополнения полярностей предопределил и понимание гармонии художественной формы как тонкого баланса контрастных силуэтов и фактур. Древесину, поглощающую свет, уравновешивали металлические накладки, свет отражавшие. Гладкие поверхности дополняли участками резьбы. Тонкие рейки нуждались в соседстве широких плоскостей сидений или створок. Наличие прямолинейных форм подразумевало присутствие кривизны. Основная пластическая тема китайской мебели — совмещение небесного круга с земным квадратом. Она проявлялась во всем: в соединении овальной спинки кресла с квадратным сиденьем, в сочетании квадратных дверец шкафов с круглой накладкой замков, в кругло-квадратном сечении ножек, в округленности прямоугольных реек и профилей.   Образцы китайской мебели одновременно и замкнуты и открыты в пространстве, что составляет уникальную специфику их формообразования. Пространство в Китае всегда понималось как подвижная среда, динамические характеристики которой регулируются формами определенных конфигураций. Задача меблировки, в частности, состояла в организации благотворных циркуляций пространственной среды, поэтому силуэт вещи был главным признаком ее формы. С этим связано неизменное внимание китайских мебельщиков к чистоте силуэта изделия. Само понятие формы подразумевало ощущение не только ее плотности, но и внутренней пустотности. Лучшие образцы китайской мебели представляют собой выверенное равновесие пустого и заполненного пространств, образующих единое пластическое целое.   Конструктивные элементы в мебели, как и в архитектуре, разделяются на несомые, несущие и ограждающие. Даже при обилии декора все составные части ясно обозначены, но эта конструктивность обманчива, ибо несомые элементы конструкции (крыша здания, крышка стола и т.п.) зрительно скорее нависают, чем давят вниз, а несущие (колонны, ножки) стоят статично, не принимают нагрузку. Вследствие этого образное содержание элементов не совпадает с их конструктивной функцией. Онтологический постулат о парении полярности ян и статике полярности инь обусловил атектоничность мышления китайских архитекторов и мебельщиков, ориентированных на баланс противоположно направленных векторов сил. Нагляднее всего это воплощено в пластике упруго изогнутых ножек, похожих на туго сжатые пружины.   Китайскому прикладному искусству свойствен принцип имитации, когда в одном, как правило, более ценном и трудоемком материале воспроизводились особенности фактуры и структуры более дешевого, но более древнего по применению сырья. В этом проявлялся историзм китайской эстетики и ее установка на обыгрывание метаморфоз качественных признаков изделий. Наиболее предпочтительным материалом был бамбук, которому подражали и в неолитическом нефрите, и в бронзе династии Чжоу (1122–247 до н.э.), и в селадонах династий Тан и Сун, и в ценном фарфоре династий Мин и Цин. Китайские мебельщики продолжили эту традицию, имитируя бамбуковые соединения и коленца в мебели из твердой древесины и лака.   Китайская мебель обладает оптимальными эргономическими параметрами и по удобству она намного превосходит западноевропейскую мебель XVII–XIX вв., рассчитанную на корсетный костюм. Вместе с тем, психологические параметры китайской мебели не комфортны для западного восприятия, воспитанного на антропоцентрической модели мира. Образцы китайской мебели плохо совместимы с западными и выглядят «чужими» в европейских интерьерах, нарушая их привычный уют. В чем причина этого? Статус человека в китайской культуре очень высок, но не исключителен. Он равноправный элемент космологической триады Небо–Земля–Человек, составляющие которой пребывают в открытом взаимодействии. Вот эта открытость и отторгается западным восприятием, с античных времен представляющим человека по образу монады. Китайцы со своей стороны не большие поклонники классического европейского дизайна, который оказывает на них сковывающее воздействие.   В стилях западноевропейской мебели XVII–XIX вв. и в их частой смене проявлен ключевой для западной цивилизации игровой принцип, используя который европеец искал пути к индивидуальной свободе. Китайское же искусство тотально онтологизировано, и устройство мира принимается таким, каково оно есть. Китайская культура учила человека пользоваться этим устройством в интересах собственного благополучия, поэтому отношение к предметам быта было предельно серьезным и осмотрительным. В программе «пестования жизни» (ян шэн) мода была лишь служанкой, а отнюдь не госпожой развития прикладного искусства Китая.   Источники:Жуань Чан-цзян. Чжунго лидай цзяцзюй тулу дацюань (Полный каталог прорисовок китайской мебели всех династий). Тайбэй, 1992.   Литература:Белозёрова В.Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980; она же. Мебель и интерьеры Китая. М., 2009; Ли Цзун-шань. Чжунго цзяцзюй ши тушо (Иллюстрированная история китайской мебели). В 2 т. Ухань, 2001; Пу Ань-го. Мин Цин цзяцзюй (Мебель династий Мин и Цин). Шанхай, 1997; Ху Вэнь-янь. Чжунго цзяцзюй: цзяньдин юй синьшан (Китайская мебель: экспертиза и оценка). Шанхай, 1995; Ян Дай-синь. Чжунго цзяцзюй шоуцан юй цзяньшан (Коллекционирование и экспертиза китайской мебели). Чэнду, 2000; Ecke G. Chinese Domestic Furniture. Peking, 1944, repr.: Rutland, 1962; Handler S. Austere Luminosity of Classical Chinese Furniture. Berk., 2001; Handler S. Ming Furniture: In the Light of Chinese Architecture. Berk., 2005; Tian Jia-qing. Notable Features of Main Schools of Ming and Qing Furniture. Hong Kong, 2001; Wang Shi-xiang. Connoisseurship of Chinese Furniture. Ming and Early Qing Dynasties. 2 vols. Chic., 1990.  Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 297-305.

www.synologia.ru

Китайский стиль интерьера: история развития

Китайская история и культура, формирующая стиль, всегда отличалась некоторой закрытостью и консервативностью. Она оставалась нетронутой на протяжении многих тысяч лет и легко приживалась в культурах других народов. Важно отметить, что культурное влияние Китая всегда было очень велико. Несмотря на то, что на протяжении истории очень многие народы успешно завоевывали те или иные части страны, со временем, привнесенная ими самобытность и обычаи просто растворялась и бесследно исчезала под напором местных особенностей и менталитета.

С самых древних времен Китай был крайне консервативной и закрытой страной, развивающейся за счет своих внутренних ресурсов и во всем ценившая эффективность и умения. Неудивительно, что именно китайским мастерам принадлежит множество открытий, в том числе, повлиявших и на дизайн.

Основа китайского интерьера

Интересно и то, что интерьер китайцев всегда сильно отличался от других азиатских стран. Если в Японии, Монголии и других государствах люди привыкли сидеть и спать на полу, есть с небольших низких столиков и активно использовать такни и текстиль, то в Китае напротив, всегда присутствовали обычные высокие кровати, стулья, большие столы и так далее. Все это было продиктовано вопросами удобства, климатом и стилем жизни людей. Эффективность и удобство везде и во всем было важнее всего, а потому традиционный китайский интерьер был довольно аскетичным. В нем было все необходимое, но не более того, по крайней мере, если говорить про быт обычных людей.

В то же время существующая мебель или элементы интерьера исполнялись с особой заботой и старанием. В качестве материалов традиционно применялся бамбук и различные породы местной древесины, вплоть до роскошной вишни. Мастера вырезали на мебели различные узоры и всегда обрабатывали свои изделия специальными растворами, защищавшими от негативного воздействия влаги или паразитов. В этой сфере китайцы преуспели одними из первых, так как всегда строили свои жилища из древесины и нуждались в их защите. Из бамбука в домах создавались различные мобильные перегородки, плетеная мебель, уличные заборы, сложные геометрические конструкции для садов и так далее. Что же касается текстиля, то в домах использовались шелковые простыни, шторы и даже ковры, хотя довольно долго это считалось прерогативой очень обеспеченных семей.

Работа с металлом

Позже, во времена правления династии Мин, китайские мастера научились работе с металлами и особенно выплавке бронзы. Тогда же они разработали технологию лаковой покраски изделий, и комбинируя все эти навыки, делали деревянную лакированную мебель с металлическими элементами.

В плане цветов чаще всего использовались традиционные сочетания черного и красного с золотой отделкой, ну а формы были очень разными, от простой и довольно примитивной геометрии у обычных людей, до сложных резных произведений у богатых семей. Узоры на мебели изображали различные народные поверья, легенды, истории и притчи, а также животных и природу.  Ну и говоря об интерьере, не стоит забывать о фарфоровых изделиях, которые также помогали в формировании домашнего уюта и комфорта.

Все эти элементы и формировали традиционный китайский стиль, который актуален и по сей день, в немного видоизмененном и прогрессивном виде. И если вы хотели бы изменить интерьер собственного дома, привнеся в него китайские нотки, то именно современные китайские мебельные производители смогут помочь вам в этом вопросе. Сейчас каждый легко сможет отыскать массу интересной традиционной мебели, и приобрести действительно качественные изделия по очень доступной и привлекательной стоимости.

Другие пользователи сейчас читают:

pride-mebel.ru

Мебель древних китайцев и культура духовного совершенствования

Сидя сегодня на стуле или лежа на кровати современных дизайнеров, задумываетесь ли вы когда-нибудь, что древние люди имели обыкновение сидеть и спать на полу?

Еще в доисторические времена китайцы создали первый предмет домашней мебели – напольные циновки для сидения. Различные образцы деревянной мебели были в те времена проектировались под эти циновки. Например деревянные столики на низких ножках, чтобы ставить их над коленями, разделочная доска на ножках и низкие столы.

В период Сражающихся Царств (479 – 221 до н.э., период 7 царств: Цинь, Чу, Ци, Хань, Чжао, Вэй, Янь) было придумано ложе на полу, предок всех китайских кроватей. Из этого типа ложа были созданы все последующие разновидности напольных кроватей.

При династиях Цинь и Хань сформировался полный комплект домашней мебели для сидения и сна на полу. Облик мебели этих периодов типичен для китайской низкой мебели.

Династии Вэй и Цинь считаются пиком развития мебели в Китае. Вид мебели этого периода не только подвергся влиянию мастеров династий Восточной и Западной Хань, но, в свою очередь, оказывал сильное воздействие на производителей мебели последующих династий Суй [581 - 618] и Тан [618 - 907].

В тот период в обиход вошла высокая мебель, например используемая китайскими кочевниками верёвочная койка типа гамака, которая называлась «кровать ху». После недолгого периода адаптации, такая высокая мебель, как круглые и квадратные табуреты, взяла верх над низкой мебелью. В то же самое время начали постепенно изготавливать все более высокие кровати и кушетки, пока не стало возможным сидеть на них, свесив ноги. Однако низкая мебель все еще доминировала на китайском рынке мебели.

При династиях Суй и Тан наступил переходный период от стиля жизни древних китайцев с сидением на полу к сидению на высоких стульях. Высокая мебель, состоящая из стульев, табуретов и столов на высоких ножках, появилась на рынке мебели и понравилась высшим слоям общества. В это время в китайском обществе была в обиходе высокая и низкая мебель.

Ко времени династии Сун (960 – 1279 гг н.э.) в обиход вошли кровати, столы, стойки для полотенец, стулья и табуреты на высоких ножках вошли, завершив многотысячелетнюю традицию сидения на полу. При династии Сун развитие китайской мебели достигло своего апогея. Достижения в мебельном деле того времени заложили твердую основу для ее дальнейшего развития при династиях Мин (1368 – 1644 гг н.э.) и Цин (1644 – 1911 гг н.э.).

 

Из истории развития мебели в Древнем Китае можно проследить, как изменялся стиль жизни древних людей. Переход от сидения на полу к сидению на высоких стульях произошёл только после династии Сун. Это означает, что традиция китайской культуры сидения на высоких стульях имеет историю всего в одну тысячу лет.

Почему же древним китайцам до этого момента не приходило в голову, что сидеть на высоком стуле более удобно? Этого не понять простой логикой. Особенно, если вы читали о многочисленных технических достижениях и изобретениях Древнего Китая, о которых говорится в исторической книге «Мэн Си Би Тань», написанной Шенем Кочжуан династии Сун. Могло ли быть, что только после появления «кровати ху» («ху чуан»), древние китайцы поняли, что можно сидеть на высоких табуретах?

Известно, что, когда легендарный правитель Хуан-ди (Желтый Император) [246 – 210 до н.э.], постигал Дао у Гуан Чэнцзы (один из даосских Бессмертных), китайская культура стала культурой духовного самосовершенствования. Тогда все учащиеся занимались медитацией, а перед тем, как взяться за кисть, они регулировали дыхание и движение энергии ци в теле. Люди всех слоев общества обращали внимание на спокойствие ума и налаживали дыхание перед началом любого дела. Фактически, все общество было средой самосовершенствования.

Если проследить историю развития в Китае духовных практик, не трудно увидеть, что взлеты и падения школы Дао связаны с высотой табуретов. При династиях Вэй и Цзинь, когда появилась «кровать ху», в духовное совершенствование начали проникать такие разрушающие элементы, например, как конфуцианская преданность родителям. С тех пор совершенствующиеся стали покидать суетный мир и уходить в глухие горы для практики. Когда высокие стулья и табуреты стали полностью вошли в обиход при династии Сун, мирские люди перестали понимать и принимать истинных совершенствующихся. Люди начали смешивать буддизм, даосизм и конфуцианство в одну философскую школу. Позже при династии Сун, школа, посвященная изучению классики с рациональным подходом, ослабила конфуцианство и заменила собой господствующую идеологию китайцев. Дух самосовершенствования постепенно стал исчезать из сознания людей.

Переход от сидения на полу к сидению на стуле, может казаться признаком прогресса человеческой цивилизации. Однако, никому не приходит в голову, что фактически это признак отклонения мышления и нравственности человечества от праведного пути.

Си Маян

www.epochtimes.com.ua

Развитие мебели Древнего Китая — контрольная работа

В рамках однородной китайской  культуры мебельные формы тоже представляют собой единое целое. Дальнейшее развитие было сковано традициями, формы стали несколько искусственными, отделка - формальной и часто без органической связи с формой. Однако это своеобразное, игривое и легкое «восточное рококо» веками оказывало магическое воздействие на европейское искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕБЕЛИ В КИТАЕ

 

 

 

        Пользование китайцами своей мебелью определялось давними традициями. Не было в обычае выделять какую-то зону в доме для трапез, как это делали в Европе, поэтому обеденные столы часто были переносными, так что их можно было устанавливать в любой части дома. Действовало условие, что за обеденным столом должно было сидеть не более чем от восьми до десяти человек, то есть каждый мог дотянуться до блюд с пищей, расставленных в центре. Если обедающих было больше, их рассаживали группами. Сидели они обычно на табуретах, снабженных единой подставкой, чтобы ступни стояли не на полу.

В связи с тем, что  у китайцев при чтении или письме было принято сидеть или  лежать на полу, для таких занятий предпочтительными были низкие столы. Кресла не были в большом ходу. Скорее в них  видели символ власти, так что в каждой семье было одно кресло, предусмотренное для использования главой дома.

Китайский ученый, весьма уважаемый член общества, посвящавший свое время  изучению веками освященных текстов, традиционно накапливал разные сокровища, значимые для его призвания. К их числу принадлежали изящные изделия из мебели из красноватых тропических пород, вроде письменного стола и стула, которые их обладатель использовал для чтения. Образцы мебели для ученых времен династии Мин и Цин ныне находятся среди экспонатов музейных собраний.

 

 

 

 

 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

      При изучении материала развития мебели Китая и отмечая ее основные характерные черты, в особенности в период расцвета этого вида ремесла, нами было отмечено, что китайский подход к внутреннему убранству дома нельзя назвать сложными по стилистическим решениям, скорее он однообразен и даже может показаться примитивным. Но при всей простоте, несомненно, ему присуща некая легкая элегантность, лаконичность форм. В оформлении мебели, китайцев придерживались одних и тех же конструктивных и декоративных решений на протяжении почти двух тысяч лет.

Стоит заметить, что при всей примитивности инструментов мебель изготавливалась очень аккуратно и качественно, пожалуй, самым распространенным материалом были стебли бамбука. Так же для изготовления мебели использовался тик и черное или розовое дерево.

Золотой век производства мебели выпал на период династии Мин (1368 - 1644 г.), когда идеалом была простая мебель с ясными линиями и минимум декора, который ограничивался решетчатыми конструкциями и открытой, или рельефной, резьбой.

В итоге нельзя не упомянуть тот момент, что достигнутые успехи китайского народа в изготовление мебели оказали большое влияние на многочисленные народы. И, в целом, значительную лепту китайская культура внесла развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

 

 

 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Кравцова М.Е.. История культуры Китая – Спб: Лань, 1999, – 416с.
  2.     Древняя мебель – Древний Китай   [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lignaur.ru/
  3.   Древние традиции мебельного производства в Китае  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.elkort.ru
  4.   История мебели  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zel-mebel.ru/
  5.   Китайская мебель в Европе XVIII века [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mebelinfo.ru/
  6.   Мебель древних китайцев [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

          ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

                         Рисунок 1       

         Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

 

         Рисунок 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Рисунок 5

                           Рисунок 6

                               Рисунок 7

 

                                Рисунок 8

                                Рисунок 9

                                                    Рисунок 10

                                                    Рисунок 11

 

                            Рисунок 12

 

                               Рисунок 13

 

 

                                   Рисунок 14

                                   Рисунок 15

 

Рисунок 16

Рисунок 17

 

 

 

           Рисунок 18

 

turboreferat.ru