Лодка древняя. 16. Две знаменитые лодки «древне»-египетского фараона Хеопса (Хуфу) сделаны из досок Следовательно, они очень позднего происхождения, при их изготовлении должны были использоваться железные или стальные пилы
16. Две знаменитые лодки «древне»-египетского фараона Хеопса (Хуфу) сделаны из досок Следовательно, они очень позднего происхождения, при их изготовлении должны были использоваться железные или стальные пилы
16. Две знаменитые лодки «древне»-египетского фараона Хеопса (Хуфу) сделаны из досок
Следовательно, они очень позднего происхождения, при их изготовлении должны были использоваться железные или стальные пилы
На факт, описываемый в этом разделе, наше внимание обратил профессор, доктор геолого-минералогических наук И.В. Давиденко (г. Москва). В 1954 году рядом с крупнейшей пирамидой Египта — пирамидой Хеопса была найдена подземная камера, где лежала большая деревянная фараонская лодка [1281], с. 513. «Древние» египтяне аккуратно разобрали ее на отдельные детали, которые затем бережно уложили в камеру. Хранилище вскрыто исследователями в 1954 году. Они сразу отметили ПОРАЗИВШИЙ их факт: «Шахта была настолько тщательно замурована древними, что она сохранила ЗАПАХ КЕДРОВОГО ЛЕСОМАТЕРИАЛА» [1281], с. 514. Отметим, что лодка сделана из кедра. Первая лодка была захоронена, будучи разобранной на 1124 отдельные детали. Их извлекли на поверхность и аккуратно собрали заново. Восстановили первоначальный облик лодки. В таком виде ее сегодня можно увидеть в специальном музее, построенном рядом с пирамидой Хеопса.
Уже в 1954 году ученые заметили признаки того, что где-то рядом должна находиться еще одна подземная камера. Предположения, наконец, оправдались. Вторую камеру обнаружили рядом с первой. В ней находилась еще одна лодка фараона, тоже хранившаяся в разобранном виде. С этой лодкой исследователи поступили по-другому. Ее не стали трогать. В камеру просверлили аккуратное отверстие, через которое осуществили видеосъемку и фотосъемку. После чего камеру вновь тщательно замуровали. Вторую лодку оставили в подземелье в том виде, в каком ее обнаружили [1281], с. 513.
На рис. 7.138, взятом нами из [1281], с. 520, отмечено место находки; рис. 7.139 показывает разрез подземной камеры, где лежит лодка. Египтологи и археологи относят обе царские лодки к эпохе «древне»-египетского фараона Хеопса = Хуфу [1281], с. 522. Лодки считаются погребальными. Им якобы около 4600 лет [1281], с. 514. На первой из них привезли тело фараона Хеопса [1281], с. 520. Вторая лодка сопровождала первую. Длина первой лодки 142 фута, то есть около 43 метров. Размер второй фараонской лодки примерно такой же.
Рис. 7.138. Место обнаружения двух погребальных лодок фараона Хеопса рядом с пирамидой, носящей сегодня его имя. Взято из [1281], с. 521.
Рис. 7.139. Схематический рисунок, изображающий разрез камеры, где в разобранном и упакованном виде лежала погребальная лодка фараона Хеопса. Лодка видна в правой нижней части рисунка. Взято из [1281], с. 521.
Зададимся вопросом. Неужели за 4600 лет из кедрового дерева не выветрился его ЗАПАХ, как обнаружили первооткрыватели? См. [1281], с. 514. Очень сомнительно. Может быть, лодки совсем не такие уж древние, как нас уверяют историки.
Тут же возникает еще один недоуменный вопрос. Сегодня нас убеждают, будто фараоны Египта жили буквально рядом с пирамидами. Но в таком случае, спрашивается, зачем изготовлять две большие лодки, длиной более 40 метров, чтобы провезти тело фараона на совсем незначительное расстояние, от его дворца до пирамиды? Нам говорят — для того лишь, чтобы символически проплыть по Нилу. Может быть и так.
В то же время наша реконструкция предлагает иное объяснение. Более естественное. «Фараоны Египта» были царями-ханами Великой Империи. Жили они отнюдь не на территории современного Египта, а довольно далеко от Африки. В Руси-Орде или в Османии-Атамании. После смерти, их бальзамировали и затем везли на значительное расстояние на морских кораблях-стругах. По-видимому, именно об этом и говорит «древне»-греческий миф о Хароне, перевозчике душ мертвых через реку Стикс в царство мертвых. Бальзамирование возникло потому, что требовалось сохранять тела умерших при длительной перевозке через море.
Тогда все сразу становится на свои места. Тело умершего царя-хана переправляли из Европы в Африку через Средиземное море НА БОЛЬШОМ СТРУГЕ. На таких весельных стругах можно было плавать как по рекам, так и по морю, вдоль берега. О таких плаваниях мы хорошо знаем и из русской истории. На речных стругах русские ходили до Константинополя. Казачьи струги выходили в море еще и в XVII веке. Киль таким лодкам не нужен, поскольку они не имеют паруса. А чем длиннее такие лодки, тем легче они переносят морские волны. Возможно, именно этим объясняется большой размер фараонских лодок — около 40 метров.
Отметим, что изображения СТАРЫХ РУССКИХ СТРУГОВ очень похожи на фараонские лодки. Те же характерные очертания, высоко поднятые нос и корма, загнутые на концах. Как фараонская лодка, так и русский струг, своей формой напоминают полумесяц. Изображения старинных русских стругов см. на рис. 7.140, рис. 7.141, рис. 7, 142. На рис. 7.142 и рис. 7.143 приведены старые изображения византийских стругов. По виду они ничем не отличаются от русских.
Рис. 7.140. Фрагмент миниатюры русского Летописного Свода якобы XVI века. «Иван IV посылает суда с осадными орудиями на Казань». 1552 г. Русская лодка-струг идет по Волге. Взято из [550], с. 88. См. оригинал в [477:3].
Рис. 7.141. Войско Дмитрия Донского на стругах. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом Побоище». XVII век. Русские струги имеют такие же очертания, как и лодка фараона Хеопса. Взято из [974].
Рис. 7.142. Старинная миниатюра. Морская битва между русскими и римлянами-«византийцами». Оба войска воюют в одинаковых стругах с высоко поднятыми загнутыми носами. Взято из [328], с. 112.
Рис. 7.143. Миниатюра, датируемая историками XIV веком. Византийские струги и стрельба из пушек. Которые современные комментаторы называют «греческим огнем». Поскольку неправильная хронология вынуждает их относить подобные изображения в эпоху, когда пушек еще не было. Взято из [328], с. 107.
Итак, «монгольские» погребальные струги с телом великого царя-хана прибывали в морской порт Александрии, расположенный в устье Нила. Затем поднимались вверх по Нилу и достигали Каира с его царским кладбищем Гиза. Потом лодки-струги захоранивались рядом с фараоном. Таким образом, пара царских стругов служила для транспортировки тела фараона и погребальной утвари из Европы до Каира.
Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что обе фараонские лодки-струги сделаны из КЕДРА [1281], с. 514. Но в Египте кедрового строительного леса нет и не было. Поэтому историки предполагают, будто кедр привозили в Египет из Ливана [1281], с. 514. Впрочем, кедр растет также в Европе и в Сибири. В большом количестве.
На рис. 7.144 и рис. 7.145 приведены фотографии двух подземных камер, где лежали разобранные на отдельные детали лодки фараона. На рис. 7.144 показана ПЕРВАЯ лодка-струг фараона, а на рис. 7.145 — ВТОРАЯ фараонская лодка-струг.
Рис. 7.144. Первая подземная камера с лодкой-стругом фараона Хеопса. В таком виде ее увидели первооткрыватели в 1954 году. Лодку извлекли на поверхность, аккуратно собрали и выставили в специальном музее около пирамиды Хеопса. Взято из [1281], с. 523.
Рис. 7.145. Вторая подземная камера с еще одной лодкой-стругом фараона Хеопса. В таком виде се «увидела» видеокамера, опущенная сквозь просверленное отверстие. Затем подземное хранилище вновь замуровали. Лодку оставили в том виде, в каком ее обнаружили. Взято из [1281], с. 523.
На рис. 7.146, рис. 7.147. рис. 7.148 показана первая фараонская лодка в уже собранном виде. Внизу на рисунках приведены фотографии первоначального расположения частей лодки-струга в подземной камере-хранилище. На рис. 7.149 показан современный чертеж части лодки, сделанный во время сборки. Для нас сейчас важно то, что фараонские ЛОДКИ ИЗГОТОВЛЕНЫ ИЗ ДОСОК. Это совершенно отчетливо видно на всех приведенных фотографиях. Из рис. 7.146, рис. 7.147, рис. 7.148 также очевидно, что края всех длинных досок ОЧЕНЬ РОВНЫЕ. Доски перекрытий и крытого дощатого навеса наверху лодки достаточно хорошо подходят друг к другу, без больших зазоров. Более того, доски корпуса лодки ГНУТЫЕ и тоже прекрасно пригнаны друг к другу. Но ведь технология ИЗГИБАНИЯ ПРЯМЫХ ДОСОК тоже непростая и указывает на высокий уровень «древних» кораблестроителей.
Рис. 7.146. Первая лодка-струг фараона Хеопса в собранном виде. Нос струга. «Музей лодки» рядом с пирамидой Хеопса. Взято из [1281], с. 529–533.
Рис. 7.147. Первая лодка-струг фараона Хеопса в собранном виде. Середина струга. «Музей лодки» рядом с пирамидой Хеопса. Взято из [1281], с. 529–533.
Рис. 7.148. Первая лодка-струг фараона Хеопса в собранном виде. Корма струга. «Музей лодки» рядом с пирамидой Хеопса. Взято из [1281], с. 529–533.
Рис. 7.149. Чертеж части лодки-струга фараона Хеопса. Взято из [1281], с. 524.
Главный вывод таков. «Древние» создатели царских лодок фараона, скорее всего, пользовались ПИЛАМИ. Простым топором такие доски и в таком количестве, изготовить трудно. Причем пилы должны быть ЖЕЛЕЗНЫМИ ИЛИ СТАЛЬНЫМИ. Поэтому, скорее всего, перед нами лодки-струги, сделанные в эпоху XIV–XVII веков. Вряд ли тут может идти речь о четырех тысячах шестистах годах, якобы отделяющих нас от этих лодок-стругов. Ведь нас уверяют, будто Египет «древних фараонов» не знал не только стальных пил, но даже и железа. Именно поэтому отдельные железные вещи, время от времени находимые в гробницах фараонов, стараются объявить либо весьма редкими и уникальными, либо же «позднейшими артефактами». Якобы «случайно» попавшими в царские погребения в более поздние эпохи.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Происхождение и эволюция лодки
Появление и эволюция лодки у первобытных народов шло несколькими путями. Первую идею о лодке мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть сделав из него челнок. Такие долблёнки, «однодеревки», челны, душегубки, ба́ты были в употреблении у многих народов: остатки их находили на местах древних свайных построек в швейцарских озёрах, в торфяных болотах т. д. Их и теперь ещё можно встретить на некоторых сибирских реках и озёрах, во многих частях Азии и Африки. Обыкновенно небольшие, годные для 1-3 человек, они могут иногда иметь значительную величину, что предполагает стволы громадной высоты и толщины. Подобные лодки встречаются в Полинезии и Африке, ими пользовались древние русы, ходившие в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов (половинок их) производится обыкновенно посредством выжигания, причем края мочатся водой. Чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. Так называемые каноэ (кану) разных первобытнообщинных племён большею частью относятся к этому типу.
Усовершенствование челна состояло в набивке на края его с каждой стороны по 1-2 досок или планок при помощи растительных волокон или деревянных шпиньков, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т. д.; основа лодки превратилась в киль. Такие лодки распространены у малайских народов (prahau), а в усовершенствованных формах встречаются всюду. Сюда же могут быть отнесены лодки из пучков фашин, папируса, камыша, бывшие в употреблении у древних египтян, «джонки» на Ганге и им подобные.
Особый вид представляют лодки ротан 380э из древесной коры; простейшие формы их встречаются у коренных австралийцев, которые вырезают с громадного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму челнока. Подобные лодки в употреблении у пешересов (на берегах Огненной Земли), местами в Северной Америке, нанайские оморочки и т. д.
melma.ru
Историческая реконструкция древней каркасной лодки из бересты. Автор Шутихин А.В., г.Котлас
Материалы межрегиональной научно-практической конференции при Котласском филиале Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций "Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России", март 2008 г..
Более ста лет историки,
археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом
используют в своих исследованиях данные, полученные в результате
реконструкции
и исторического эксперимента. Значение этих методов особенно важно,
когда
исследователи обращаются к древней истории человечества и не
располагают
письменными свидетельствами. Для восстановления облика изучаемого объекта, иногда им приходиться
пользоваться только иконографией или скупыми на информацию легендами,
сказаниями, житиями святых.
Естественно реконструкция и
исторический эксперимент имеют как сторонников, так
и противников, и полученные результаты
ни в коем случае не должны
идеализироваться, приниматься за абсолютную истину. Ведь совершенно
неизвестно, как именно действовал
древний человек. Однако несомненно, что
полученные результаты
дают повод размышлять над проблемой более широко. В распоряжении учёных
появляется ещё один инструмент, с помощью которого можно приблизиться к
истине.
Этот метод не раз приходил на
помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения
наиболее
сложных и спорных вопросов, возникающих при
изучении истории.
В
1883 г. экспериментальное плавание через Атлантический
океан на
судне «Викинг», которое представляло копию «дракара из Гокстада» (IX
век, Норвегия), дало возможность предположить, что открытие
Америки викингами произошло задолго до плавания Колумба, и в
последствии
археологи нашли тому свидетельства.
Тур Хейердал, отважный
норвежский исследователь, называл себя «почитателем древнего человека».
Он
построил бальсовый плот «Кон-Тики», на основании старинных испанских
описаний
плотов инков; камышовые лодки «Ра I» и «Ра II»,
по древнеегипетским изображениям; копию
тростниковой лодки шумеров
«Тигрис».
Его путешествия на этих судах
вызвали не только огромный общественный интерес к подобным плаваниям,
но и
заставили учёный мир по-другому взглянуть на историю человечества и
роль
Мирового Океана в ней.
Английский писатель и географ
Тим Северин на основе ирландского эпоса разработал маршрут, от Ирландии
через
Исландию до острова Ньфаудленд, сделал
реплику древней ирландской кожаной лодки и совершил со своими
единомышленниками
очень важный и рискованный исторический эксперимент. Практическим путём
была
доказана возможность трансатлантического перехода команды ирландского
монаха –
Святого Брендана, к берегам Нового Света в VI
веке н.э. Многие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.
В настоящее время морские и
речные виды реконструкции стали широко распространены – просторы морей
и
океанов бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты,
лодки-долбленки,
берестяные каноэ и сотни других древних плавсредств.
Ненадёжные с точки зрения
современного человека материалы для судостроения, такие как кожа,
камыш,
древесина бальса и береста оказались вполне пригодными для таких
сложных
испытаний. Можно сказать, они были реабилитированы в глазах
человечества.
Береста - уникальный природный
материал, который используется человеком с древнейших времён. Из-за
своих
свойств: доступности, пластичности, лёгкости обработки, герметичности и
др.,
береста стала применяться человеком во многих сферах деятельности, в
том числе,
в судостроении.
Эпоха мезолита на территории
современной Европы, по данным радиоуглеродного метода, началась 10, а
закончилась 7 тыс. лет назад (в северных районах – 6-5 тыс. лет назад).
Это
время знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установился
привычный для нас климат, животный и
растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север,
освоили
территорию Прибалтики и Карелии, часть побережья Северного Ледовитого
океана,
проникли в Америку и Австралию. Вошли в обиход орудия из камня -
топоры, тёсла,
кирки, а также орудия из кости и рога - наконечники копий, гарпуны,
рыболовные
крючки и др. Распространились лук и стрелы, разнообразные
приспособления для
рыболовства и охоты на морского зверя - лодки
и сети.
Археологические находки эпохи
мезолита на территории Поморья доказывают, что человек умел
обрабатывать и
применять бересту для своих нужд. К
памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится
в
нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р.
Кинемы. Торф
хорошо сохранил остатки жилища, внутри строений обнаружены очаги,
устроенные из
камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных
берестой
или сосновой щепой. Сверху конструкции могли быть покрыты корой,
берестой,
плетеными из трав или камыша матами... На территории поселения Веретье
обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных
ключей у
леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них
находились останки
рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а
мастерская по
обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу.
Здесь у
стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали
каменные
орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23
кремневых
предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались
вверху, как
крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней
или
нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью
использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки
кости и
сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять.
Множественные
археологические находки свидетельствуют, что человек использовал
бересту для
покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный
материал для связывания, обертывания.
Петроглифы найденные
в Карелии на Онежском
озере, изображают сцены морской охоты на лодках. Лодки - короткие и довольно широкие, с высоким
бортом; люди на этих лодках, заняты добычей белух и тюленей. Согласно описанию карельского исследователя,
профессора Ю.А. Саватеева, лодки, изображенные на беломорских
петроглифах,
несли на себе от 3 до 24 гребцов.
Архангельский учёный,
кандидат исторических наук, археолог А. Мартынов, рассуждая о
первобытном
мореплавании, в частности на Соловецкий архипелаг, рассматривает три
возможных варианта передвижения
по Белому морю; на плотах, на
лодках-долбленках, снабженных балансиром и на каркасных лодках.
Наиболее
вероятной учёный считает версию каркасных лодок с кожаным покрытием.
Именно на каркасных лодках
люди были способны преодолевать небольшие морские пространства, борясь
с
течениями, волнами и ветрами. Но если учесть, что кожа долго
обрабатывается,
требует дополнительной подготовки, для использования в плавании, и что
рядом
был материал практически сразу готовый к
применению, а по качеству почти не уступающий коже, то лодки с
берестяным
покрытием явно имеют больше преимуществ перед кожаными. Те и другие
могли
существовать в одну эпоху, параллельно. Но возникли лодки с покрытием
из коры
деревьев - «их кожи» намного раньше, благодаря своей доступности и
практичности.
Берестяные лодки возможно
строились вдалеке от морского берега: на Северной Двине, Онеге, на их
притоках.
С их помощью первобытные люди могли в короткий срок преодолевать
большие
пространства вниз по течению, совершать прибрежные плавания, и даже
попадать на
близлежащие острова. Археологи нашли на Соловецких островах каменные
орудия
труда, которые на 90 % состояли из привозного (со среднего течения
Северной
Двины) кремня, а также сланца, песчаника и кварца. Природа Соловецкого
архипелага допускает произрастание берёзы,
что позволяло ремонтировать, а может
быть и делать новые лодки, непосредственно на островах.
Таким образом, появляется
новая гипотеза, о каркасной берестяной лодке, как средстве передвижения
по
рекам и морю в эпоху позднего мезолита и ранее. Лодка строится с
помощью
простейших инструментов – большого ножа и шила. Ножом заготавливается и
режется
береста, срезаются, рубятся, обрабатываются ветви, щепается древесина,
вырезаются углубления. Береста и ветви не требуют термической обработки. Простейшая технология сборки с применением
несложных
приёмов шитья и связывания деталей. Используемые каменные орудия труда появились в эпоху
мезолита, тогда же могли с их
помощью строиться каркасные лодки
из бересты и веток.
В августе
2007 г. на реке Пушма (Подосиновский район Кировской
области) была
сделана берестяная лодка. Использовались местные природные материалы
(береста,
ветви ели, корень сосны), а в качестве
орудий - ножи, шило и топор. Лодка получилась довольно вместительной, на
ней могут путешествовать 2 человека с грузом
150 кг. Длина лодки
4,50 м,
ширина
0,90 м, вес
35 кг.
В середине сентября
2007 г. состоялся переход на берестяной лодке по реке
Пушме в
Кировской области и реке Юг в Кировской и Вологодской области. За три
дня
команда реконструкторов прошла
141 км
от деревни Бушманиха до деревни Усть-Повалихино. Двое туристов -
участников
похода плыли рядом на байдарке "Таймень".
Одной из целей похода было
проверить, как соотносятся ходовые качества двух лодок. Берестяная ни в
чём не
уступала байдарке - ни в скорости, ни в осадке, ни в прочности. По
мнению всех
участников перехода, на таких лодках можно проходить большие
расстояния, как
вниз по течению, так и против течения. Лодку можно легко переносить на
плечах силами двух человек, при этом
неся в руках небольшой груз. Самое главное, что все участники похода
получили
удовольствие от общения с берестой в сложных обстоятельствах, и береста
в
очередной раз доказала, что "если - бы не она, так русский мужичок - бы рассыпался ".
Авторы считают, что
такие лодки использовались на
Северо-Западе России для
речного и прибрежного плавания со времён позднего мезолита и вышли из
употребления 200-300 лет назад, упоминания о них сохранились в
исторических
документах и преданиях местных жителей.
Теперь вернемся в прошлое и
зададим себе вопрос, как долго существовала каркасная лодка на Руси?
По мнению историков Н.П.
Загоскина и В.В.Мавродина «древнейшим судном восточных славян (да и
всех славян
вообще) является архаический «корабь»,
сделанный из гибких прутьев, скорее всего ивовых, и обшитый корой, а
затем и
кожами, напоминающий пироги индейцев и каяки эскимосов, чрезвычайно
легкий,
удобный при переноске через бесчисленные «волоки» и пороги, быстрый на
ходу». Время
монопольного господства таких судов у восточных славян, по его словам,
отделено
от первых письменных источников не сотнями, а тысячами лет».
Н. П. Загоскин так объяснял
слово «корабль», которое встречается в ранних русских летописях. Корень
«кор»,
«кора», «корье», лежащий в основе слова «корабь» («корабль»), лежит в
основе и
таких слов как «короб», «коробка», «корзина». Данный корень служит для обозначения некоего вместилища, сделанного из
коры. Не случайно и до сих пор в чешском языке слово «korab» означает и
древесную кору, и большую лодку. И это вполне понятно, если мы учтем,
что
древнейшие суда делались из прутьев и обшивались корой, а позднее
кожами.
Средневековый учёный Исидор
объясняет: «carabus — есть малая ладья из сплетенных прутьев, обтянутых
кожею».
Таким образом, в славянских языках понятие «судно» обозначалось словом
«корабь»
потому, что в очень отдаленные времена, суда действительно представляли
собой
лодки, сделанные из коры. Более ста лет в науке существует проблема
ушкуя.
Легендарное судно средневековья, о котором есть упоминания в
древнерусских
летописях, как оно могло выглядеть?
Этот вопрос волнует многих исследователей
кораблестроения Древней Руси. В чём сходятся все, кто занимается
изучением этого
вопроса? (Информация с форума сайта журнала «Катера и яхты»)
1. Лодки
должны иметь симметричные оконечности (так
выглядят ушкуи в иконографии).
2. Лодки должны одинаково
хорошо ходить под парусом и веслами (сведения из иконографии и
летописей).
3. Лодки
предназначены для перевозки до 30 человек
вместе с вооружением на достаточно приличное расстояние по рекам и морю
(сведения
из описаний походов новгородцев).
4. Должна быть
обеспечена возможность переноски
лодок силами экипажа по многочисленным волокам и нужно это делать очень
быстро.
5. Требования к
долговечности, размещению грузов
и экипажа минимальны. Незачем был путешественникам, первопроходцам,
воинам комфорт. Груз у
них был небольшой и не промокаемый. Лодки
могли бросаться по ненадобности.
6. Лодки должны
ходить одинаково хорошо вперед
любой своей оконечностью. В бою это обязательное условие, отступить
всегда
можно.
7. Технология
строительства лодок должна
обеспечивать их абсолютную идентичность и возможность производства
массовыми
сериями с наименьшими затратами, прежде всего времени. Если плавали
большими
компаниями, на многих судах, то лодки должны быть идентичными для
одинаковой
скорости передвижения.
Расходятся исследователи
только во мнении, из каких
материалов были сделаны ушкуи, какова была их конструкция?
По моему мнению, ушкуем
называлось любое судно, на котором передвигались люди с помыслами
ушкуйников. Устройство
и оснащение таких лодок определялось целями, задачами, направлением и
продолжительностью похода.
Ушкуем могла быть и
берестяная лодка, так как она удовлетворяет всем требованиям,
перечисленным в
п.п. 1-7.
Таможенные книги государства
Московского - очень интересный и оригинальный источник по многим
вопросам
экономической истории, в том числе и по речному судоходству на
Европейском
севере в XVII веке.
Они содержат записи о
движении торговых людей и товаров, их количество. Упоминают пункты
начала и
конца маршрутов, и что наиболее интересно для нашей темы названия и типы речных судов того времени, количество прошедших таможенный пункт,
сведения о числе «осначих» (экипажа) и основное содержание груза.
По рекам Вычегда и Северная
Двина передвигались в обоих направлениях наряду с дощаниками, обласами,
бударами,
однодеревками и плотами, берестяные каюки и каючки. Маршруты у них были
довольно
продолжительные, например, от Архангельска шли на Вятку и в Пермь, а
устюжане и усольцы
возвращались с Печоры.
Только за период с 22 по
30 сентября
1655 г. мимо Сольвычегодска прошло 15 берестяных
каючков с Печоры,
вероятно с пушниной. Экипаж каючка
составляли
2-4 человека.
Это были очень лёгкие лодки,
так как на таком маршруте приходилось идти против течения по довольно
быстрым
рекам и преодолевать волоки. Вполне вероятно, что это были каркасные
берестяные
лодки, которые строились в верховьях Вычегды, Печоры самими
промышленниками, или
аборигенным населением, у которого такая лодка покупалась, также как и
пушнина.
В ту пору на Европейской
части Урала жили манси, коми, которым,
по мнению учёных, была известна технология каркасных лодок. Сюмодпыж – берестяная лодка была по мнению
Жеребцова Л.В. древнейшим средством передвижения по воде у народа
коми.
Каркасные лодки - берестянки
в Сибири были распространены между Енисеем и Леной, за исключением
северных
районов этой территории, и в бассейне Амура. Кроме этих двух основных
зон, они
употреблялись также восточнее Лены, постепенно исчезая к Охотскому
морю.
Сохранялись они в быту до середины ХХ века. Судя
по фольклорным и историческим данным,
берестяные лодки прежде широко были известны в Западной Сибири, от
Урала до
Енисея, и в Юго-Западной Сибири.
Интересны сведения, почерпнутые
из книги Загоскина. В статье о строительстве русскими промышленниками
судов в
Сибири. Он приводит данные о крупном центре судостроения XVII
века на великом сибирском пути – Илимском остроге или
Ленском Волоке. В «Наказной памяти» 1639-го года перечислены материалы для судостроения, судовые принадлежности и
сами суда, которые являлись предметами купли - продажи. Среди
материалов для
строительства судов кроме тёса, продавались драницы и скалы. Драницы
это
колотые сосновые дощечки, лучина. А скалы - листы
бересты. Вполне возможно, что из таких материалов могли строиться
каркасные
берестяные лодки.
Внимательно изучив
иллюстрации из разных изданий, на которых представлены лодки, и их прориси, в основном это клейма икон,
связанные с Соловецким монастырём и Белым морем, нельзя не заметить, что борта у
многих судов пересечены вертикальными и горизонтальными линиями,
образующими прямоугольники,
расположенные в шахматном порядке, со следами прошивки.
Некоторые исследователи
вертикальные линии или никак не объясняют, или предполагают, что это
«внешняя
облицовка из отдельных планок встык»!? Это мало вероятно для столь небольших судов и культуры
судостроения
того времени. А на шитые суда из кожи или бересты изображения лодок
очень
похожи, и соответствует тому времени, когда до Соловков добирались на
плавсредствах,
управляемых 2-4 гребцами.
Сохранились воспоминания
путешественников о том, что поморы на своих утлых судёнышках ходят
далеко в
море и на далёкие расстояния вдоль морского побережья. Также поморы
использовали брезент (буйно) для внешней обтяжки своих малых
промысловых судов.
Может быть до
появления дешёвого брезента,
покрывали они лодки берестой? А может для узких целей не связанных с
работой на
море, а только для быстрого передвижения служили им каркасные
берестяные лодки,
где береста была толстой или в несколько слоёв?
В
2003 г. на краеведческой конференции (г.Онега), мною
был сделан
доклад о берестяном каючке. В прениях, местный житель из зала сказал
что, когда
они в детстве делали «лодку – осиновку», то его дедушка заметил; «Это,
что осиновка! Берестяная лодка быстрее на
воде
была, так мой дед говорил». Пока это единственный живой информатор о
берестяных
лодках в Поморье.
Вполне закономерен вопрос: почему
не сохранилось никаких изображений берестяной лодки в Поморье, никаких
воспоминаний о ней?
Прежде чем услышать о
чём-то, надо об этом
спросить!
Кто интересовался этим
вопросом?
Сейчас сделана первая попытка
восстановить это судно в памяти и в жизни. Предстоит ещё много дел,
прежде чем,
гипотезы подтвердятся новыми изысканиями
в архивах, новыми путешествиями, в том числе и до Соловецких островов.
Не
сомневаюсь, что появятся и археологические подтверждения существования
каркасных лодок в Поморье.
Археологи не находят останков
берестяной каркасной лодки на территории Северной Европы, но они
находят
полотнища бересты, прошитые. Береста часто использовалась, например,
для
укрывания или пеленания умерших. Существовал обряд захоронения в
лодках.
Береста долго сохраняется в почве, но тонкие деревянные детали каркаса
сохраниться
не могут. Даже если рядом с полотнищем бересты обнаружат несколько
остатков веток,
служивших каркасом лодки, то при отсутствии гипотезы, что такие лодки
бытовали,
на них и смотрят по-другому. Берестяная лодка в брошенном состоянии на
воздухе
или в воде превращается в куски бересты и ветки очень быстро.
Берестяная лодка достойна новой
современной жизни не только в качестве почетного экспоната в музее
поморского
быта, но и действующего средства передвижения в программах российского
этно-туризма!
А. Шутихин,
народный мастер по бересте
25
февраля 2008
года
Используемая
литература
Семенов С.А. Изучение
первобытной техники методом эксперимента // Новые методы вархеологических исследованиях. –
М.-Л., 1963.
Гуляев В.И. Доколумбовы
плавания в Америку. – М., 1991.
Северин Т. Путешествие на
«Брендане». – М., 1983.
Ошибкина. С.В. Статья.
«Каменный век в Каргополье» //Сб.
трудов «Каргополь. Историческое и
культурное наследие». – Каргополь. 1996.
У истоков древних культур
(Эпоха мезолита). // Материалы и исследования по археологии СССР, №
126. – М.-Л.,
1966.
Бадер Н. О., Мезолит, в кн.:
Каменный век на территории СССР. – М., 1970.
Саватеев Ю.А. Залавруга.
Часть 1. Петроглифы. – Л., 1970.
Загоскин. Н.П. Русские
водные пути и судовое дело в допетровской
России. Историко-географическое исследование. Санкт-Петербург. 1910.
Мавродин. В.В. Начало
мореходства на Руси. – Л., 1949.
Жеребцов Л.Н.
Историко- культурные
взаимоотношения Коми с соседними народами.
Наука.
Москва.1982г.
Срезневский. И. И. Материалы
для словаря древнерусского языка. Т.
1.
Сорокин П.Е. Водные
пути и судостроение на
Северо-Западе Руси в средневековье. – СПб., 1997.
Захаров Д. Ушкуй – байдара средневековья.
//Сборник краеведческих материалов. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во,
1991.
Таможенные книги Московского
государства XVII века. Т. 1. – М.-Л., 1950.
Фотографии
процесса исторической
реконструкции древней каркасной лодки из бересты:
www.severberesta.ru
74.Кораблестроение на Руси - Варяги и Русь
Еще одним доказательством того, что скандинавы не оказывали никакого культурного влияния на восточных славян, является отсутствие каких либо заимствований в морском деле и кораблестроении от скандинавов. Славяне пользовались ладьями, которые конструктивно отличались от судов викингов. Сама технология сборки судов была другой. Если бы скандинавы, как уверяют нас норманнисты, приплывали на Русь, ходили по нашим рекам, основывали города, то наверняка они бы строили и судоверфи для починки и создания новых судов и привозили бы с собой мастеров. Это обязательно бы оказало влияния на кораблестроение славян. Но оказывается, славяне ничего от скандинавов не заимствовали. Более того, никаких терминов морского дела или названий судов от скандинавов тоже не заимствовали. А вот скандинавы как раз заимствовали, как термин «ладья» там и сам тип тих судов, и потом заимствовали типы кораблей у ганзейского союза и фризов. Но немецкие города Ганзы были изначально славянские и именно опыт западных славян в постройке кораблей использовали первоначально ганзейцы.Одним из самых первых типов судов восточных славян были лодки-однодеревки, по-гречески, моноксилы. Эти типы судов хорошо засвидетельствованы древними источниками. На таких моноксилах восточные славяне атаковали Константинополь в течение VII-XI веков. Эти лодки представляли собой вытесанные из одногобольшого ствола дерева лодки. Одна моноксила могла вмещать 8-10 человек. Благоогромные старые дубы тогда на Руси встречались еще в изобилии. Для увеличениявместимости и размера на таких однодеревках добавлялась наборная обшивка. Этотак называемые набойные ладьи. Наконец, были и ладьи полностью сделанные издосок («лодья» досчатая, или «досчаник»). «Его размеры не регламентировались величиной колоды, и форма его зависела целиком от желания судостроителей. Такого рода «лодьи», по мнению Н. П. Загоскина, очевидно, со временем получили преимущество перед «набойными» лодьями и получили название «лодьи морской», или «лодьи заморской».» Заморская ладья могла вмещать от 40 до 60 человек. Однаиз таких заморских ладий X века была обнаружена как раз в Старой Ладоге, в центре, по сказкам норманнистов, норманнского присутствия на Руси. Но никаких дракаров икнорров викингов почему-то там не обнаружили, как и верфей по их производству)).Были и другие типы судов на Руси, которые упоминаются в древних документах. Но из-за отсутствия описаний и соответствующего археологического материала, трудно судить об их отличиях. Можно только составить приблизительную градацию судов по величине. Вот как об этом пишет Мавродин В.В.: «В XI—XII вв. упоминаются «насады» («носады»). О них говорят «Повесть временных лет», Ипатьевская летопись, Новгородские летописи, «Русская Правда», «Слово о полку Игореве».* «Насады» были вместительными судами и, по-видимому, были близки к «набойным лодьям». «Русская Правда» сохранила нам еще упоминания о «струге» и «челне». О их величине говорит статья «Русской Правды» (Троицкий список), которая позволяет судить о размерах и ценности русских судов того времени. Речь идет о штрафах («продаже») закражу судов. Самый высокий штраф полагается за кражу морской лодьи — 3гривны, за набойную ладью устанавливается штраф в 2 гривны, за лодью —60 кун (в гривне 50 кун), за струг — гривна и за челн — 20 кун. Следовательно,струг дешевле лодей и, несомненно, меньше их. И, наконец, понятно маленький речной челн стоит дешевле всех.Близок челну учан, упоминаемый в «Договорной грамоте Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой и Готским берегом» 1229г., в которой учан приравнивается к челну («у кого ся избиеть оучан, а любо челн...»), хотя быть может учан больше челна». Кораблестроение на Руси не стояло на месте. О том, что суда усовершенствовались свидетельствует запись в Ипатьевской летописи под 1151 г., где описывается сражение на Днепре между князем Юрием Долгоруким и Изяславом Мстиславичем, князем киевским.«Бе бо исхитрил Изяслав лодьи дивно: беша бо в них гребци невидимо, токмо весла видити, а человек бяшеть не видити; бяхуть бо лодьи покрыты досками, и борци стояще горе в бронях и стреляюще, а кормьника два беста, един на носе, а другый на корме, аможе хотяхуть, тамо поидяхуть, не обращаюше лодий». Другими словами, на боевых ладьях была установлена палуба, под которой были спрятаны гребцы, а на палубе размещались ратники, которых можно было разместить в таком случае больше и им было удобнееобстреливать противника. Кроме того, использовали два кормчих на носу и накорме корабля.Иногда, ладьи снабжались таранами, которыми скандинавы тоже не пользовались. Так было во время похода Владимира Ярославича 1043 г..Летописи сохранили и названия для иностранных судов. Но эти названия никогда к русским судам не применялись. В частности, шведские суда назывались в новгородских летописях шнеками (сканд. «feimk»).Существовали и существенные отличия в постройке судов между скандинавами ивосточными славянами. Подробное описание постройки ладьи дает Мавродин:«В распоряжении судостроителей древней Руси имелись разнообразные и довольно совершенные орудия труда: топоры, долота (простые и втульчатые), пилы, сверла, скобеля, тесла. Скобелем снимали кору с колод, теслом отделывали доски («тес»),выдалбливали и обстругивали лодьи, сверлом проделывали отверстия в досках икокорах, сшиваемых прутьями или сколачиваемых деревянными гвоздями.Из сочинения Константина Багрянородного «De admini-strando Imperil» мы узнаем кое-что о технике судостроения и оснащении судов. Он рассказывает, что «однодеревки (моноксила), приходящие в Константинополь из внешней Руси», изготовляются « оснащаются следующим образом: «славяне ... рубят однодеревки в своих горах в зимнюю пору и, обделав их, с открытием времени (плавания), когда лед растает, вводят в ближние озера. Затем, так как они (озера) впадают в реку Днепр, то оттуда они и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, вытаскивают лодки на берег для оснастки и продают руссам. Руссы, покупая лишь самые колоды», превращают далее такую колоду в корабль.Прежде всего в дремучем лесу выбиралось огромное дерево: осина, осокорь, липа или дуб. .... Иосафат Барбаро еще в XV в. видел на Руси липы, выдолбленный ствол которых служил колодой — остовом лодки, вмещавшим 8—10 людей и столько же лошадей.Срубив дерево, его обрабатывали и путем обтесывания, долбления и выжигания колоде придавали лодьеобразную форму. Затем колоду распаривали и разделывали ее кольями для придачи соответствующей формы и размеров. Операция эта требовалабольшого количества времени.Существовал в свое время и другой способ приготовления такой колоды, требовавший от двух до пяти лет. Он заключался в том, что в дереве еще на корню делалась трещина, которая постепенно расширялась путем вбивания клиньев и распорок. Когда дерево принимало соответствующую форму, его срубали, распаривали и, мягкое и податливое, окончательно отделывали распорками и топорами. Такие колоды-однодеревки и пригоняли весной в Киев в X—XI вв. Далее Константин Багрянородный сообщает, как «руссы» оснащивают однодеревки, снабжают их уключинами, веслами и прочими снастями. Тут же их обшивают досками. Строились «набойные лодьи». Доски прикреплялись к колоде либо деревянными гвоздями, либо пришивались (отсюда позднейшее «шитик») ивовыми прутьями или корнями можжевельника. Готовясь к выходу в море, на острове Евферия, «руссы» в случае, если это необходимо, дополнительно («опять») «снабжают свои однодеревки недостающими принадлежностями, парусами, мачтами и реями, которые привозят с собой». Из этого отрывка сочинения Константина Багрянородного мы узнаем, что окончательная отделка русской лодьи, направляющейся в Царьград, происходила уже в пути, на острове Евферия (Елферия, Ефе-рия), последней стоянке русских перед выходом в море. Здесь они прилаживали к своим кораблям мачту с реей («шегла»), устраивали уключины («ключь»), паруса («пре»), весла, якорь, а быть может, катки и колеса для «волоков».Из этого отрывка мы видим, что доски ладьи сшивали с помощью ивовых прутьев и корней можжевельника. Либо с помощью деревянных гвоздей. Но как известно, скандинавы скрепляли доски своих судов с помощью железных гвоздей и скреп. Это также хорошо видно на реконструкциях древних кораблей викингов и в многочисленных документальных фильмах демонстрирующих воссозданные корабли. Это не было какое-то передовое слово в кораблестроении по сравнению с «забитыми» славянами, так как железные гвозди в воде быстро ржавели и дерево возле них начинало гнить. Деревянные же гвозди в воде разбухали и наоборот еще плотнее закупоривали отверстия. Также мы видим, что на ладьях устанавливали уключины для весел. Но на судах викингов не было уключин. Весла вставлялись просто в отверстия в борту. Кстати и тесты показали, что грести на корабле викингов крайне неудобно. Как назло в той же Ладоге археологи обнаружили уключины, что еще раз подтверждает, что Старая Ладога была русским, а не шведским торговым городом и портом.Таким образом, мы видим, что славяне никаких морских технологий не заимствовали от скандинавов. Не использовали ни их типы судов, ни технику строительства кораблей. Не использовали и термины скандинавов относящиеся к морскому делу, и названия кораблей. Это было бы невозможно, если бы скандинавы действительно проникали вглубь Руси по рекам на своих судах, оседали бы здесь, строили города и верфи.
alex-oleyni.livejournal.com
Лодка
Лодка - малое, конечно беспалубная, весельное, парусное или моторное судно, предназначенное для передвижения по реках, озерах и в прибрежных морских водах [1] [2]. В военно-морском словаре лодка ( рус. лодка ) Определяется как судно длиной до девяти метров, шириной до трех метров и грузоподъемностью до пяти тонн [3]. В морской практике к лодкам относят все типы маломерных плавсредств, которые можно поднять на необорудованный берег силами экипажа (команды).
Лодки используются для рыболовства, спасения и перевозки людей и грузов, а также как спортивные и прогулочные суда. Термин "лодка" исторически используется также в названиях некоторых классов кораблей, размеры и назначение которых, уже давно не соответствуют определению лодки, например, подводная лодка или канонерская лодка.
1. Этимология слова
По одной из версий, слово "лодка" имеет индоевропейское происхождение от слова kel-n. Корень kel-членом слова kele-, что означало "возвышаться, подниматься над чем-нибудь" [4] (отсюда англ. hill и нем. holm - Возвышение, холм).
С XI века в древнерусском языке употреблялось слово чьлнъ, челонъ (ладья, судно), которое по другим данным происходит от древнеславянского kьlnъ, что значило "колоть, рубить, долбить". То есть буквально лодка - это "Лодка-довбанка" [5].
Считается родственным с славянскими лит. kelnas , пол. czoln , чешск. clun , болг. чолнец , бел. чоўнiк , рус. челн, челнок .
2. Эволюция лодки
Не мнение выдающихся энциклопедистов Брокгауза и Ефрона эволюция лодки у первобытных народов происходило несколькими путями [6].
Идея лодки могла возникнуть при наблюдении ствола деревьев, плывущий по реке. Первобытные люди могли приспособить дерево для лучшего им пользования, обострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть, говоря современным языком, сделав из него лодочку. Такие однодеревки, лодки, душегубки были в употреблении у многих народов. Об этом свидетельствуют находки их остатков на местах древних свайных построек в швейцарских озерах и торфяниках. Такие лодки и до сих пор можно встретить на многих украинских реках и озерах, во многих частях Азии и Африки. Обычно это небольшие лодочки, на 1-3 человека, но иногда они могут иметь значительные размеры. Похожие лодки встречаются на островах Полинезии, в Африке. Подобными лодками пользовались древние руси, которые ходили в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов для таких лодок осуществлялось как правило путем обжига.
К этому типу лодок относятся так называемые каноэ многих туземных племен Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Океании. Совершенствование лодки состояло в набивке на него с каждой стороны 1-2 досок или планок, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т.д. - основа лодки превратилась в кол. Такие лодки распространены в малайских народов, а в усовершенствованных формах встречаются повсюду. К ним можно отнести и лодки из пучков папируса, тростника, которые использовались древними египтянами, китайские джонки подобное.
Особый вид - лодки из коры деревьев. Простейшие их формы встречаются в аборигенов Австралии. Они вырезают из огромного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму лодочки. Подобные лодки встречаются у жителей Огненной земли пешересив, а также местами, в индейцев Северной Америки. Другой способ удержания лодки на воде, которым пользовались индейцы, - использование надутых кожаных мешков.
На морском побережье, где силен прибой, в частности у берегов Перу, также применяемые плоты на кожаных мешках. Ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигра и Нила. Иногда основу мешков составляют ивовые корзины : по словам Юлия Цезаря, такими мешками пользовались древние брить. Усовершенствованным видом такого способа передвижения является Алеутские байдарки и эскимосские каяки, состоящие из деревянной основы, обтянутой кожей, в которой остается только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие лодки очень легкие, быстроходные, но неустойчивы. Особые типы представляют сложные лодки и плоты, составленные из нескольких соединенных вместе стволов, например новогвинейское катамараны, двойные каноэ и лодки с балансиром проа. Последние распространены в Полинезии и Меланезии. Иногда балансиры приспосабливаются с обеих сторон от лодки, иногда вместо балансира используется другая лодка (двойное каноэ).
Большинство лодок - весельные. Весло происходит от шеста, палки, копья. Многие формы весел, принимаемых в Полинезии, Меланезии и др.., По своей узкой, заостренной или короткой, расширенной форме почти не отличаются от некоторых форм копий и дубинок.
Руль - устройство, возник уже позже весла. Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или циновки, которой позже стали придавать более правильную, треугольную или четырехугольную форму и помещать на палки с перекладиной - прототипы мачты и реи).
3. Исторические типы украинских лодок
Традиция использования долбаных лодок существовала на территории Украины на протяжении тысячелетий.
Изображение древних парусных лодок были найдены среди петроглифов Каменной Могилы. Подавляющее большинство изображенных судов имеет одну мачту и один прямой парус (изображение из пещеры Козы, пещеры Рыбы и др.).. Эти находки относятся к ямной культуры, которая существовала на протяжении последней четверти IV и до начала II тысячелетия до н.е. [7]
Древнейший лодка была найдена в обнажениях реки Оскол. Он относится к эпохе неолита и свидетельствует о том, что неолитические рыбаки уже пользовались такими средствами передвижения водой. Конструкция этой лодки была очень простой. С помощью огня и кремневых орудий дубовую колоду сначала выжигали, а затем дополнительно обрабатывали теслами или скребками. Длина Оскольского лодки равнялась 10 метрам. Корма и бак не отличались друг от друга и имели одинаковую форму. Для распирания бортов и, возможно, для сидения между ними были оставлены перегородки, разделявшие корпус лодки на три отсеки [8].
В Запорожском музее истории запорожского казачества хранится лодка, который был поднят со дна Днепра у Хортица, который поразительно похож по конструкции к Оскольского лодки, однако датируется находка временем Древней Руси ( XI века). Другой аналогичный корытообразный лодка найденный на дне русла Старого Днепра. Он был сделан из целого ствола дерева диаметром около метра. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина - 0,6 м, высота бортов - 0,5 м, толщина - 1-3 см [8].
Славились своей ловкостью в морских походах Азовским и Черным морями и украинские казаки. На Запорожской Сечи судостроение достигло высокого уровня и совершенства. Морская боеспособность запорожских лодок позволяло казакам вести боевые действия на большом расстоянии от Днепра. Исследователи ХИХ и ХХ веков, которые писали о запорожской древности, называли их судна чайками. На самом деле в это был целый ряд типов различных по размеру и назначению лодок:
Байдак (липа) - речное плоскодонное одномачтовых деревянное судно длиной 15-20 м, шириной 3-4 м, высотой около 5 м и осадкой 1-1,5 м, с зауженными концами и рулем. Челны ходили на веслах или под парусом. Название "байдак" традиционно считается заимствованной из какой-то восточной языка. Слово существовало уже в древнерусском языке, в формах байдакъ, бодакъ с семантикой "речное судно". Обычно использовались для перевозки грузов по Днепру, Дону, Северскому Донцу, но использовались они и как легкие военные суда для выхода в море. Исследователи считают, что "липами" и "челнами" называли однородные типы судов. Лексема "липа" возникла в результате переноса названия материала, из которого изготовлялись лодки: историк Загоскин в начале XX века рассказывал, что обтесанная, выдолбленная или выжженная липовая колода - остов лодки называлась "липа", "ботник" или "труба" [9]. А Боплан свидетельствовал о том, что в основу запорожского судна "берется лодка с ивы или липового дерева" [10]. Название судна "липа" зафиксирована и в казачьих летописях и литературе.
Будара (от рус. диал. будара "(выдолбленный) лодка, барка") - дубовый челн-однодеревках без киля на два-четыре весла с острыми носом и кормой.
Дуб (дубас, думбас) - большое боевое или грузовое парусное судно прибрежного плавания. Дубы были до трех мачт с парусами. Название "дуб" соотносится с дендрономеном дуб (дубъ - "дерево; дуб") праславянского происхождения. По рассказу Дмитрия Яворницкого найденный им дуб был сделан без киля, на вид плоскодонный, с крутыми выгнутыми боками. Дно и нижняя часть бортов его состояла из дубовых досок, а верхняя часть бортов и палуба с ели. Кокора, т.е. шпангоуты, - все с дуба, на всю длину лодки, от носа до кормы, шел дубовый брус. Лодка, кроме весел, ходил под парусами и имел небольшое оснащение [11]. В XVIII веке дубы использовались для грузовых перевозок у северо-западных берегов Черного моря, в устьях Днепра, Буга, Дону. Прибрежный дуб в длину достигал 20 м, имел палубу и две мачты. Речной дуб был меньше и не имел палубы. Военный инженер Семен Мишецкий, который несколько лет жил в Новой Сечи, называл судна запорожцев лодками, дубами и военными дубами [12]. Дубами назывались и лодки запорожцев, которые были под Очаково в 1737 году.
Чайка (боевой дуб) - боевой лодка длиной 15,5 - 21,5 м, с шириной и высотой бортов до 4 м и осадкой около 1,5 м. Главной частью чайки был киль-челнок длиной около 15 метров, выдолбленный из липового или ивового бревна, расширенный кверху. От него строили корпус, прибивая доски гвоздями, расширяя его с увеличением высоты. Крепко сбитые доски обтягивали липовой корой и обливали смолой. Снаружи по обеим сторонам привязывали снопы тростника, которые не позволяли лодке затонуть даже тогда, когда он наполнялся водой. Они также прикрывали экипаж от шаров. Конечно лодки имели 10-12 или 15 весел на каждом борту и были более быстроходные, чем турецкие галеры. Для лучшей маневренности лодка имел два рулевые весла. Недостатком считалось слабое парусное оснащение судна, но казаки компенсировали это тем, что пользуются парусами только при хорошей погоде и предпочитали грести при сильном ветре [12]. Название чайка не имеет общепринятой этимологии. Одни исследователи считают, что оно происходит от тур. şaica - "барка", другие допускают староиталийську этимологию от итал. saica, saicca, saico .
Иностранцы, которые писали об украинской истории, называли казацкие лодки известными им словами - сандал, Шебека, ладья подобное. Торговые, военные отношения с разными странами принесли на украинские просторы названия судов иностранного происхождения - корабль, моноксилов, стернъ и др.. Однако особого распространения эти названия не имели.
С конца 1960-х годов подводные памятники археологии изучает Экспедиция подводных археологических работ (ЕПАР). Главной целью является исследование и подъем затонувших лодок Черноморской казачьей флотилии : после окончания русско-турецкой войны 1736-1739 годов часть казацких судов вернулась к Хортице. В то время там базировалось около 400 кораблей. Во время сильного наводнения 1739 года затонуло около 40 из них. Некоторые лодки, занесенные илом и песком, сохранились до нашего времени и доступны для гидроархеологичних исследований.
В ходе подъемных работ на поверхность подняты целый ряд лодок - праязыке, челнов и дубов, которые хранятся и экспонируются в Национальном заповеднике "Хортица". Среди них казацкую лодку, подобный судов, которые составляли основу казацких флотилий в XVIII веке. Специалисты идентифицируют судно как "новоманерний казачий лодка", сконструированный по примеру традиционного запорожского дуба галерным мастером Андреем Алатчаниновим. Длина судна составляет 18 м, ширина - 3,62 м, высота мачты - 10,4 м. Казацкая лодка имела шесть пар весел, был беспалубным и вмещал до 50 человек. На корабле стояли четыре двухфунтовые пушки, которые устанавливались на фальконетным тумбах - две на корме и дев на носу. Судно построено из сосны и дуба на килевой основе наборным способом.
Работы по консервации и реставрации лодки, которые продолжались почти десять лет и были завершены в конце 2008 года, а уже в январе 2009 -го казацкую лодку увидели первые посетители. Проект "Запорожская чайка" является единственным реализованным проектом по подъему, консервации и реставрации старых судов среди стран СНГ [13].
4. Классификация лодок
В зависимости от назначения и технических характеристик современные лодки бывают разных типов:
по назначению:
за районом плавания - морские (как правило - килевые) и речные (плоскодонные).
по виду движения - гребные, парусные, моторные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные.
по материалу корпуса - деревянные, стальные, с легких сплавов, пластмассовые (пластиковые), резиновые (надувные) и композитные (набор и обшивка из различных материалов).
по архитектурно-конструктивному типу - одно-или двухкорпусные ( катамараны), одно-или двухмоторные.
за кормовым образованием корпуса:
транца, имеющие тупую срезанную корму - транец;
вельботного типа с острой формой кормы.
Патрульный надувная лодка RIB
Гребная спасательная шлюпка
Моторный плоскодонный лодка
Китайская парусная джонка
5. Конструкция лодки
Основные элементы конструкции лодки: 1. Форштевень 2. Кол 3. Уключины для весел 4. Банки (сиденья) 5. Руль 6. Транец 7. Планшир 8. Рея, 9. Парус (фок) 10. Мачта, 11. Парус (клевер).
Конструкция лодки зависит от его назначения. Спасательные лодки строят так, чтобы они могли проходить большее расстояние с большей скоростью i сохраняли устойчивость при штормовой погоде. Небольшие моторные лодки должны иметь большую прочность, чтобы выдерживать удары волн i постоянную вибрацию двигателя.
Главным элементом лодки является его корпус. Корпус может быть металлическим, пластиковым или деревянным.
Набор лодки без обшивки
Как правило, строительство лодки начинается с киля. Киль является основой набора - своеобразного скелета лодки - системы продольных и поперечных деревянных брусьев, предназначенных для придания жесткости каркаса и формы судна. Набор включает в себя киль, который спереди переходит в форштевень а в корме в ахтерштевень, привальные брусья, транцевой брус, шпангоуты, кормовую и носовую килевые деревянные кницы, резен-киль. Связанные доски обшивки, которые крепятся на набор, обеспечивают герметичность бортов лодки, их форму и прочность. Обшивка включает доски обшивки бортов, ширстрек и обшивку кормовой плоскости.
Элементы конструкции лодки представляют собой систему деталей предназначенных для внутреннего и внешнего его оборудования, создания несущих конструкций, продольного и поперечного усиления прочности корпуса, создание соединений. Среди основных деревянных элементов конструкции - планшир, банки (сиденья для гребцов), рыбы (специальные решетки на дне лодки), руль.
Важный элемент гребного лодки - весла. По роду гребли весла бывают распашные, когда на банке сидит один гребец и гребет одним веслом или валиком, когда на каждой банке сидят по два гребца (правого и левого борта).
Парусное оснащение лодок как правило не сложное. Обычно это одномачтовых реечное разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут - мачта и рея, паруса - фок и кливер. Такелаж - снасти для поддержания рангоута, подъема и управления парусами.
6. Некоторые типы лодок
6.1. Морские корабельные шлюпки
Баркасы двадцати-и шистнадцятивесельни. Используются, как правило, для учебно-спортивных целей, реже - для завоза якорей и транспортировки грузов. Имеют обычно деревянный корпус с транцевой кормой, двухмачтовое реечное парусное вооружение. На баркасах, идущие на веслах или буксире в районах закрытых рейдов и гаваней при ветре до 5 баллов, допускается перевозить не более пяти человек на одно весло.
Тузик на шлюп-балках
Катера десятивесельни. Используются для учебно-спортивных целей. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рельсовой парусное вооружение. На веслах или буксире при ветре до 5 баллов, можно перевозить не более пяти человек на одну банку.
Ялы шести-, четырех-и двохвесельни. Многоцелевого назначения. Корпус деревянный или пластиковый транцевой кормой. Шести-и чотирьохвесельни яли имеют одномачтовых реечно-разрезное парусное вооружение и иногда подвесной мотор. Нормы емкости: для шестивесельних ялив при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах - 13 человек, при движении под парусами - 8 человек, при движении под мотором - 7 человек, при ветре силой до 3 баллов под мотором - не более 13 человек.
Тузики - маленькие гребные шлюпки с транцевой кормой. Есть на малых кораблях, используются на закрытых рейдах. Норма емкости при ветре силой до 2 баллов - три человека.
Транца шлюпки часто заливает попутная волна. Свободны от этого недостатка вельботы и спасательные шлюпки, остро корма.
Вельботы шестивесельни. Бывают разъездные и спасательные. Корпус деревянный с острой кормой. Имеют распашные весла и одномачтовых парусное вооружение. Могут быть также гребно-парусно-моторными. Норма емкости при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах - 13 человек, при движении под парусами - 8 человек.
Спасательные шлюпки. Бестранцеви, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса водонепроницаемые воздушные ящики обеспечивают шлюпке непотопляемость. Снаружи на скулах корпуса является киль-поручни, за которые могут держаться люди, которые находятся в воде. Этой же цели служат и расположенные по бортам спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовых люгерне. Для спасательных шлюпок мореходность не ограничена.
6.2. Спортивные и туристические лодки
Гребля - олимпийский вид спорта - включает гребле на каноэ, на байдарках и академической гребле.
Байдарка - лодка с закрытым верхом, в котором имеется отверстие для гребцов. Гребцы сидят на дне лицом в сторону движения и гребут двухлопастными веслами. Каркас байдарки изготавливается из ясеня и обшивается фанерой или тканью.
В каноэ спортсмен стоит на одном колене и гребет однолопатевим веслом с одного из бортов на выбор. Спортивные каноэ также изготавливаются из полированной фанеры, но лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса.
При академической гребле спортсмены сидят спиной вперед, гребки веслами осуществляются с помощью ног, спины и рук. Гонки проводятся на море, реках, озерах, естественных или искусственных каналах.
Для занятий водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной или надувной конструкции.
Катамараны - двухкорпусные суда, корпуса которых соединяются сверху рамой. Сплавные катамараны, используют для сплава по рекам. Парусные катамараны, в том числе морского и океанского класса, - для путешествий под парусом.
Байдарки и каяки делится на множество разновидностей, главные из которых родейний, Водопадный, для игорного сплава.
Плоты бывают различных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой скоростью. Разновидности плотов: рамочные - с надувными элементами, честер - разновидность плота, на котором гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперек хода судна. Наиболее распространенными судами для коммерческого сплава есть надувные плоты рафт.
6.3. Моторные лодки
По общепринятой классификации моторными лодками называются маломерные судна с подвесными моторами в качестве главной силовой установки. В наибольшей степени понятию "моторная лодка" соответствуют суда с подвесными моторами, длиной не более 5-5,5 метров, массой 350-400 кг и мощностью каждого из подвесных моторов 40-50 л.с. Правда, ведущими фирмами производятся подвесные моторы мощностью до 250 л.с., но с учетом возможности спаренной установки моторов судно с двигателями мощностью 500 л.с. можно назвать моторной лодкой лишь с натяжкой [14].
Моторные лодки - легкие, скоростные и недорогие транспортабельные суда с подвесными моторами составляют наибольшую часть мирового маломерного флота. Количество моторных лодок примерно в пять превышает количество судов любого другого типа, их доля в общем количестве судов в США составляет 50%, а во многих странах достигает 80% [14].
Моторные лодки за последние годы нашли широкое применение в качестве спасательных, патрульных и транспортных и промышленных средств в гражданских флотах, военно-морских силах, береговой охране и полиции большинства стран мира.
Обычно моторные лодки изготавливаются из легких сплавов, пластика. Наибольшей популярностью пользуются надувные резиновые или комбинированные резиновые с жесткими элементами корпуса.
По конструкции надувные лодки бывают:
Плоскодонка без слоевища. Самый простой вариант - борта представляют собой надувные баллоны, дно представляет собой кусок водонепроницаемой ткани.
Сланевых плоскодонный лодку. Имеет слоевище - вставку водостойкой фанеры в днище. Слань распределяет нагрузку на всю площадь днища. Могут быть чисто гребными или моторными.
Килевой лодка с надувным настилом. За счет наличия киля лодка имеет высокие управляемость и мореходность. Кроме этого, конструкция лодок более жесткая и днище имеет хорошую гидродинамику.
Килевой лодка с жестким настилом. Лодка подобной конструкции имеет максимальную жесткость среди разборных лодок. По сравнению с предыдущими имеет лучшие гидродинамику, скоростные и мореходные характеристики. Настил чаще всего выполнен из водостойкой фанеры, реже - алюминиевых пластин. Кроме секций настила набор включает поперечные и продольные соединительные профили.
Жорстконадувний резиновая лодка типа RHIB УСН ВМС США
Многосекционный надувная лодка с жестким дном и килем (RHIB, RIB - от англ. Rigged Inflatable Boats ). Лодки типа RIB представляют собой сочетание жорсткокорпусних и надувных лодок и сочетают преимущества обеих конструкций. В сравнении с пластиковыми или дюралевыми лодками RIBы имеют меньший вес (при одинаковых габаритных параметрах). При этом гидродинамика у данного класса лодок такая же как и у лодок с обычным жестким корпусом. Вследствие этого они отличные мореходные и ходовые характеристики. От надувных лодок RIB имеет большую грузоподъемность, большой запас плавучести, непотопляемости и отличную остойчивость. Жесткое дно делает конструкцию абсолютно жесткой, что позволяет устанавливать на лодки мощные моторы и повышает комфорт команды.
Это сочетание преимуществ с каждым годом повышает популярность данного класса лодок: RIB являются основными мобильными и високоморехиднимы лодками во многих спецслужб во всем мире: пограничников, береговой охраны, полиции, спасателей, военных. Патрульные катера ( англ. Patrol boat ) Типа RHIB используются подразделениями SEAL для высадки и эвакуации бойцов с вражеского берега. Этот быстроходный надувная лодка с жестким корпусом поставляется ВМС США в двух ( 24 и 30 футов ) Версиях и имеет высокую плавучесть, что позволяет применять его даже в самых экстремальных погодных условиях. На 30 футовую модель устанавливают водометный движитель, благодаря чему посадка обеспечивается непосредственно на берег и возможна огневая поддержка взвода SEAL вблизи берега [15].
7. Названия судов, исторически связанные с понятием "лодка"
Исторически сложилось, что слово "лодка" имеют в своем названии некоторые виды кораблей, которые на первый взгляд никак нельзя назвать лодками. Например подводная лодка, канонерская лодка, летающая лодка и даже космический челнок.
Атомная подводная лодка проекта 941 "Акула" (Typhoon)
В большинстве случаев это связано с эволюцией этих средств.
Например, первые известные проекты подводных лодок - подводная галера Корнелиуса Ван Дреббеля ( 1620 год), подводное судно Роберта Фултона ( 1806 год) и другие, а также первые их реальные образцы конца XIX - начале XX века, действительно и по размерам и по конструкции больше напоминали лодки чем боевые корабли. Однако сегодня трудно назвать "лодкой" тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения тоннажем свыше 20 тысяч тонн, с атомной энергетической установкой и экипажем свыше полутора сотни человек [16].
То же касается термина "летающая лодка". Первые гидроплана появились еще до первого полета "сухопутного" самолета, только в России известны два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать и садиться на воду. Даже самолет Можайского был выполнен в виде лодки, летавший [17].
Другие названия, например " космический челнок" ( англ. space shuttle ), Никак не связанные с термином "лодка". Название шаттла происходит от челнока - элемента ткацкого станка, прокладывающий поперечную нить между нитями основы при выработке ткани. При этом челнок движется туда-сюда как многоразовый космический шаттл, курсирующий между космодромом и орбитальной станцией. Однако этимология понятия "челнок" (ткацкий) действительно восходит к слову "лодка" [5].
8. Лодка как сакральный образ
Лодка - символ божества потустороннего мира, символ последнего пути богов и людей, у христианстве - символ силы, которая предохраняет все и всех, материнского чрева, у фольклоре, литературе - символ разлуки.
В древности люди верили, что чтобы попасть в загробный, подземный мир, нужно переплыть море или реку. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как похороны в лодке, направлялся в открытое море, или захоронения с лодкой или сооружения надгробии в форме лодки.
Лодка была ритуальным предметом у народов Скандинавии, Египет, Океании, Руси-Украины. "Царство мертвых, - писал Святитель Иларион, - было далеко за морем, куда вела река. Вот поэтому в древности часто клали покойника в лодку или в выдолбленное дерево, чтобы этим лодкой покойник легко достался реке в Рай " [19].
Мифический лодка с мертвецами известен европейцам за легенде о " летучего голландца" - корабля, команда которого умерла по непонятным причинам.
На лодках золотых заплывает молодой за тополь ...
По мнению Ксенофонта Сосенка, "золотой челнок", в котором сидит или лежит "белый молодчик", "серебряные весла при лодке" в щедривках символизируют священный для язычников Луна.
В украинском фольклоре и литературе лодка символизирует разлуку, прощание:
"
А молодой казак Садится в човенце, Сжал руку, махнул веслом: Прощай, мое сердце.
"
Аналогичный образ-символ появляется и в поэзии Бориса Олейника "За тобой" [20] :
"
На лодках золотых Заплывает молодой По тополь ... За тобой лечу, Клюквенно мячу За тобой ...
"
В христианстве общеизвестен образ лодки-ковчег, символизирующий силу, которая сохраняет все сущее и гарантирует его возрождения [21]. Отдельные исследователи считают, что ковчег является символом человеческого сердца, материнского лона. Лодка это и символ Церкви: в православных храмах во крестом изображают "Церковный Лодка", или "Лодка Праведников", символизирующий Церковь. В акросалии епископа Сиракозия в раннехристианских катакомбах ( IV - VI века) в Сиракузах изображены две лодки - большой и малый. Исследователи объясняют эти лодки как символы вселенской (больший) и поместной (малый лодка) Церквей [22].
Епископ Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук) трактует "Церковный Лодка" так [23] :
"
Бурное море в библейском смысле - образ смерти, а церковь является средой, где можно жить. Каким образом можно быть в этом мире, но в нем не погибнуть? Лишь тот, кто идет за руку с Христом, имеет возможность в море смерти найти источник жизни. Поэтому, независимо от того, в каком мы обществе, мы должны держать руку Христа, чтобы он находился в нашем лодке, тогда не произойдет ничего страшного. "Лодка" церкви, как мы говорим, переплыл не одну державу, не одну культуру, не одну опасность. Церковь оставалась всегда собой не благодаря человеческой силе, а потому, что Бог в ней присутствует ...
"
9. Лодка в литературе и искусстве
Одинокий лодка вдохновил не одно поколение поэтов и художников.
Образ лодки в безбрежном бурном море достаточно распространенный в мировой литературе. До этого аллегорического образа прибегали Байрон, Жуковский, Лермонтов. Особенно близок он классикам украинской литературы. Достаточно вспомнить Евгения Гребенку ("Лодка", 1833 [24]), Тараса Шевченко ("Лодка / Ветер с рощей разговаривает", 1841 [25]), Ивана Франко ("Лодка", 1880 [26]), Виктор Забила ("Лодочка" [27]). Лодка в море является олицетворением личности, которая попадает в море жизни - в море непредсказуемых событий и сложных ситуаций. Сложное противостояние личности и окружающего мира создает конфликт, напряжение в поэзии.
Прощай, мой покой, пускаюсь в море! И, может, судьба и злое горе поиграют с лодкой моим ... - Е. Гребенка, "Лодка"
"
Плывет челнок без весло, К берегу обращает, Никто челноком не правит - Ветром прибивает; И к берегу причаливсь Да и остановився, Не нашлось и там никого, Кому бы он согласился. Не было ему спокойно С берега лежать; Знай, все стучался об его Как станет хлопать. Затем волна исхопилась, Бедный отбился От берега и снова плавать, Пока даже разбился. И я в мире, как тот челнок, Где пристань, не знаю; Где бы хотелось, там нельзя, Потому что счастье не имею.
"
- Виктор Забила, "Лодочка".
Тема лодки в изобразительном искусстве
См.. также
Примечания
Определение понятия "лодка" в Универсальном словаре-энциклопедии "ВСЕ" www.definition-of.net - www.definition-of.net/визначення-човен
"Лодка" в Академическом толковом словаре украинского языка электронная версия sum.in.ua - sum.in.ua / s / choven
Военно-морской словарь. Москва.: Военное издательство. 1990. ISBN 5-203-00174-X (Рус.)
Семенов А. В. этимологическим словарь русского языка. - М.: ЮНВЕС. 2003. Электронная версия на evartist.narod.ru - evartist.narod.ru/text15/027.htm (Рус.)
↑ а б Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологическим словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. 2004. Электронная версия на etymological.academic.ru - etymological.academic.ru/5947/челн (Рус.)
Лодка / / Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - www.vehi.net / brokgauz / index.html - В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами, С.-Петербург, 1890-1907. (Рус.)
Михайлов Б. Д. Петроглифы каменной Могилы / Б. Д. Михайлов. - Запорожье; Москва, 1999. - С. 118. (Рус.)
↑ а б Пустовалов С. Ж. О двух направлениях в древнем судоходстве на территории Украины по археологическим источникам. Археология и древняя культура. Научные записки НаУКМА. Т. 8. 2009. - www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/naukma/Tik/2009_88/08_pustovalov_szh.pdf
Загоскин Н. П. Русские водные пути и судоводное дело в допетровской России. - Казань, 1909. (Рус.)
Описание Украины Боплана. 1630-1648 / / Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Выпуск 2. - К:., 1896
Яворницкий Д. И. История запорожских казаков: В 3-х тт. / Редкол.: П. С. Сохань (председатель) и др.. - К.: Наукова думка, 1990.
↑ а б Фоменко В. Г. О казацкие лодки "чайки" и "дубы" / / Украинский исторический журнал. -1966. - № 8. С. 107-111
"Бригантина" и Казацкая лодка XVIII в. - www.ostrov-hortica.org.ua/kozak-lodka/ Информация на сайте Национального заповедника "Хортица"
↑ а б Преимущества моторных лодок перед другими маломернымы судами. - www.kolibriboats.com/article_boat_007.php (Рус.)
Новые катера типа RIB-36 Сил специальгных операций ВМС США. В. Миладзе. Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 02. (Рус.)
Пионеры отечественного ракетостроения, воздухоплавания и авиации: А.Д. Засядко, О.М. Кованько, А.Ф. Можайский, братья Касьяненко, Г.Е. Котельников и другие - p-space.narod.ru/expositions/second_room/index_all.html информация Полтавского музея авиации и космонавтики
Семирадский, Генрих Ипполитович. Похороны знатного русса. 1892. ГИМ Холст, масло. 450х400. Государственный Исторический музей. Москва - artclassic.edu.ru / catalog.asp? ob_no = 18385 & cat_ob_no = 18383 сайт МОН РФ " Российский Общеобразовательные портал. Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru / " (Рус.)
Митрополит Иларион. Жизнь и смерть в древних верованиях. Сайт "Художественная страница" - storinka-m.kiev.ua/article.php? id = 473
Борис Олийнык. За тобой. - www.poetryclub.com.ua/metrs_poem.php?poem=5392 на сайте "Клуб поэзии" - www.poetryclub.com.ua/
Хуан Эдуардо Керлот. Словарь символов. - М.: REFL-book. ISBN 5-87983-014-4 - с.246 (Рус.)
Mariatta Sgarlata "The Catacombs of Siracusa". (Итал.)
Святослав Шевчук: "Мы все боимся каких-то неудач, но настоящий христианин должен искренне и глубоко знать, кто он есть, и признавать это перед Богом". Интервью американскому изданию "Время и События". 4.10.2011 - www.ugcc.lviv.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2448&Itemid=101