Древняя лодка. Veles-Sib.ru • Полезная информация • Лодка. История создания лодки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя лодка в Галилее (т.н. лодка апостола Петра). Древняя лодка


Первые лодки | sebulfin.com

ЧелнМореплавание имеет древнюю историю, об этом говорят нам археологические исследования.Так, на территории Германии была найдена интересная находка, свидетельствующая о древности мореплавания. При раскопках рыбацкого посёлка середины каменного века были найдены остатки короткого весла, возраст которых составляет девять тысяч лет. В Голштинии в болоте у Дувензее так же было найдено короткое весло, пролежавшее там около семи тысяч лет.

Первые лодки представляли собой челны. Они были известны уже в раннем периоде каменного века. В Шотландии в близи Перта в районе залива Ферт-оф-Форт был обнаружен челн из сосны возрастом восемь тысяч лет. В 1955 в Голландии рядом с Пессе нашли ещё один челн, произведённый приблизительно в 6000 году до н.э. На юго-востоке от Варшавы у Деблина нашли дубовый челн, возрастом 5-6 тысяч лет.

Челны выдалбливались из прямых, толстых стволов дуба, сосны или других деревьев при помощи каменных орудий. Такая работа была долгой и упорной, позднее научились выжигать стволы огнём или раскалёнными камнями. Передвигаться на такой первой лодке можно было отталкиваясь шестом или веткой дерева.

Постепенно технология изготовления челна улучшалась. Выдолбленное дерево распаривали горячей водой, для того чтобы придать нужную форму обводам, а для сохранения формы устанавливали поперечные крепления. Потом уже появились и поперечные переборки, высота бортов увеличивалась за счёт надставленных досок. Таким образом, было создано уже более современное судно - пирога, на котором индейцы Западной Америки спокойно могли выходить в открытое море.

Жители островов Тихого Океана пошли дальше: они прикрепили параллельно лодке простое плавающее бревно - так возник катамаран. Такое плавающее средство было уже более устойчивым на волне. Из двух скреплённых между собой лодок сооружались также и катамараны-плоты.

Вторым древнейшим средством передвижения по воде был плот. В основном он использовался при плавании по озёрам и рекам, но на нём можно было выйти и в океан. Было очень удобно плыть на плоту вниз по течению реки, особенно когда можно поднять парус, но при переменных ветрах плот под парусом очень трудно удерживается на курсе. Для сохранения направления движения между брёвен вниз стали спускать специальные доски, за счёт изменения их углубления удавалось хорошо управлять плотом. Передвигались на плоту также при помощи весла или шеста.

Но были регионы, где дерево считалось редкостью. В таком случае строили плоты из камыша. Связки камыша, тростника, бамбука или даже папируса укладывались вплотную друг к другу и прочно соединялись. Носовая часть плота изготавливалась заострённой и немного приподнятой, приподнималась также и корма.

Считается, что двух-трёх связок папируса вполне достаточно для того, чтобы удерживать на плаву человека. Такой плот лёгок и маневренен,он пользовался особой популярностью среди древних египтян. Однако плоты из камыша и папируса не могли долго находится на воде - они быстро намокали, теряли плавучесть, поэтому их периодически доставали из воды и высушивали.

Плот

А вот жители острова Тасмании, расположенного у юго-восточного побережья Австралии, изготавливали плоты из коры различных деревьев, в основном использовались эвкалипты. Кора связывалась в пачки, соединённые друг с другом ремнями из коры, при этом днище плота выполнялось из толстых связок коры, а борта - из более тонких.  Плоты были устойчивы даже в штормовую погоду и обладали неплохой грузоподъёмностью. На плотах из коры передвигались при помощи весла, не имевшего лопасти. Подобное весло было очень похоже на палку.

В странах, где мало лесов, материалом для плотов служили и шкуры животных. Снятые козьи и овечьи шкуры перевязывали у шеи и задних ног, после чего их надували воздухом. Получавшиеся бурдюки связывали вместе. На них сверху укладывалась деревянная решётка, служившая палубой. На решётку складывались товары. Таким нехитрым способом в Древнем Двуречье переправлялись через реки и отправлялись на большие расстояния вниз по течению. В Индии бурдюки изготавливались из воловьих шкур, а на западном побережье Южной Америки - из тюленьих: для этого два мешка из тюленьих шкур соединяли платформой - палубой. Плоты были маневренны, легки, грузоподъёмны, однако выходить на них в открытое море было всё-таки достаточно опасно.

В Древней Мексике, Никарагуа, в Перу изготавливали плоты из тыкв. Высушенные тыквы крепко связывались ивовыми прутьями или насаживались на бамбуковые палки, сверху укладывалась связки травы, камыша или веток. А вот в Индии друг с другом связывали глиняные кувшины - девять кувшинов, соединённых по три в ряд, сверху располагалась бамбуковая решётка.

После челна появилась каркасная лодка - лодка, деревянный каркас которой покрыт обшивкой. Первой обшивкой была кора.

Каноэ впервые появились у индейцев Северной Америки. Их прочность поддерживалась системой продольного и поперечного набора. К нему прикрепляли обшивку из коры, сшивали гибкими корнями растений, а затем просмаливали. Нос и корму каноэ приподнимали и слегка загибали внутрь. Формой каноэ напоминала рыбу: наиболее широкая часть была смещена к носу, а к корме лодка постепенно сужалась. Такая лодка обладала хорошими мореходными качествами, плавали на ней уже при помощи вёсел.

В Двуречье, во Вьетнаме, в Северной Америке и в Древней Ирландии строили лодки похожие на корзины - их каркас был обшит прутьями.Обшивку просмаливали, поперечную прочность обеспечивали бимсы. На таких лодках можно было плавать в хорошую погоду у берега и иногда выходить в открытое море.

Широко использовались лодки типа вельботов, обшивкой которых служили шкуры животных. Примером могут быть каяки эскимосов, на которых они охотились на китов и тюленей. Шпангоуты каяка изготавливались из выброшенного волной на берег дерева или из рёбер китов, а обшивку - из шкур тюленей. Лодка была обтянута шкурами полностью, за исключением круглого отверстия для гребца. Каяк был рассчитан на одного или двух человек. Эскимос садился на дно каяка и своей верхней одеждой достаточно плотно закрывал вход, именно поэтом вода не попадала на дно лодки. Бывали случаи, когда во время охоты на китов и моржей каяк опрокидывался, в таком случае гребец сильным движением весла возвращал его в равновесное состояние. Кроме каяка эскимосы имели на своём вооружении ещё и умиак, по форме напоминавший ящик. Эта лодка была большей вместимости, пригодная для плавания на большие расстояния.

Важной вехой было появление лодок с деревянной обшивкой. Лодки скреплялись друг с другом лыком или сухожилиями животных, днище и борта укреплялись продольными и поперечными брусьями.

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com

Как появилась первая лодка и весло

Лодка почти не изменилась с древнейших времён до наших дней. Острый нос, углубление для размещения гребца, лопатообразное весло — так выглядела лодка наших предков, таков общий облик и современной лодки. А изготовлена она может быть разными способами и из разных материалов — будь то цельный ствол дерева или отдельные доски, каркас, обтянутый шкурой или современным водонепроницаемым материалом, кора или пластик.

Возраст

Плот 40 тыс. лет до н. э.Лодка-долблёнка 20 тыс. лет до к э.Весло 12 тыс. лет до. н. э.Каркасные лодки 10 тыс. лет до н. э.

ПЛОТ — ПЛОД НАБЛЮДЕНИЙ

В основе всех открытий и изобретений с древнейших времён до наших дней лежит любопытство и наблюдательность. Изобретатели черпают идеи из природы. Древние люди заметили, что упавший в воду ствол дерева не тонет и даже удерживает животное, попавшее в поток. Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву. Если связать несколько брёвен, можно па этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению па мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.

КОГДА ЭТО БЫЛО

Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно. И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.

ВМЕСТО УТИНОЙ ЛАПЫ

Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» — плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.

ПРЕВРАЩЕНИЕ БРЕВНА В ЛОДКУ

Неизвестно, до чего наши предки додумались раньше — связать несколько брёвен или слегка обработать одно, чтобы на нём плыть. Чтобы переправиться через поток, древний человек мог срубить лёгкое дерево, очистить ствол от ветвей, лечь на него и плыть, загребая руками.

Плыть было удобнее топким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, — надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, по из стволов огромных деревьев делали лодки па десятки человек.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Австралийские аборигены, американские индейцы и коренные народы Сибири делали лодки из коры. С большого дерева цельным пластом снимали толстую кору, сохранявшую округлую форму ствола. Кору обрезали по форме лодки, придавали ей форму распорками, сшивали борта растительными волокнами, а щели конопатили. Получалась лёгкая лодочка.

Там, где не было лесов и больших деревьев, например в тундре, люди делали лодки из кож. Из веток мастерили прочный каркас и обтягивали его сшитыми шкурами, оставляя в центре отверстие для гребца. Получились быстроходные каркасные лодки — каяки и байдарки. В Древнем Египте, где древесина тоже была редкостью, лодки делали из папируса или из камыша.Плотные пучки стеблей этих растений связывали меж собой, получалось подобие длинной корзины с углублением для гребца.

Вёсельные лодки всегда были главным прибрежным водным транспортом. На вёслах ходили и большие парусные корабли при отсутствии ветра. До XVI в. были распространены большие гребные суда — галеры, движимые десятками и даже сотнями гребцов.

    886      

mir-znaniy.com

Древняя лодка в Галилее (т.н. лодка апостола Петра). | Частный гид в Израиле

Источник: Центр им. Игаля Алона Фото: мои

Древняя лодка, ровесница Иисуса Христа, была обнаружена двумя членами киббуца Гиноссар в январе 1986 года, когда воды Кинерета далеко отступили от берега в результате длительной засухи. Она была погребена под слоем озерных отложений, которые защищали ее в течение веков.

За 11 дней сложных земляных работ археологи Управления охраны древностей с помощью многочисленных добровольцев откопали древнюю лодку, упаковали в чехол из фиброгласа и полиуретановой пены и по озеру благополучно доставили ее в специальный бассейн на территории центра им. Игаля Алона для консервации.

Длина лодки 8,2 м, ширина 2,3 м, высота 1,2 м. Судя по ее размерам, лодка плавала с командой из 5-ти человек с помощью паруса или двух пар весел и использовалась для рыбной ловли и перевозок.

Исследования показали, что лодка построена способом, применявшимся в древности: сначала из дощечек сбивали корпус, а потом прикрепляли к нему железными гвоздями ребра. Ученые определили 11 сортов дерева, применявшегося при ее строительстве и ремонте.

Консервация лодки длилась 14 лет и подготовила ее к экспозиции в условиях музея. Процесс включал пропитку дерева синтетическим воском и постепенную сушку, исключающую коробление и разрушение материала.

Лодка, возраст которой надежно определен несколькими способами, как 2000 лет, открывает нам окно в далекое прошлое, во времена, когда берега Кинерета были ареной деятельности Иисуса Христа и его учеников, во времена Великого восстания евреев против власти римлян, описанного историком Иосифом Флавием. Лодки такого типа использовал Иисус Христос в своих плаваниях по озеру, и такие же лодки участвовали в битве у Мигдала против римлян.

В феврале 2000 года, через 14 лет после обнаружения, древняя лодка, ровесница Иисуса Христа, была установлена в специальном зале центра им. Игаля Алона, как часть постоянной экспозиции музея «Человек в Галилее».

alexnovister.info

Первые славянские мореплаватели

Еще на начальных этапах своего этнического формирования восточное славянство освоило водную стихию. Умение переправляться через реки и озера восходит к тому периоду времени, когда еще не существовало ни славянских языков, ни самих славян, а плавали лишь предшественники восточных славян времен мезолита и неолита. Нет никакого сомнения в том, что славяне являются народом морским. Не случайно в источниках, впервые упоминающих о славянах, которые были жителями берегов реки Вислы и побережья Балтийского моря и их называли венеды.

 

О венедах упоминали и в Германии, в Греции, а обитали они к северу от Карпат до Балтийского моря («Венедского залива»). С течением времени большинство индоевропейских, и в том числе славянских племен, по рекам дошли до всех морей Европы и освоили их берега, а часть племен по суше вышла к побережью. В этот период слово «море» стало обозначать во всех почти без исключения индоевропейских языках «большое пространство горько-соленых вод». Останки погребений в ладьях найдены при археологических раскопках. Из этого вытекает, что ладья была древнейшим средством передвижения у славян.

 

В славянских языках понятие «судно» обозначалось словом «корабь», потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Погребальные обычаи восточных славян свидетельствуют о чрезвычайной древности лодки в качестве средства передвижения, которое по обычаю могло доставить покойного в загробный мир. «Корабь» был сделан из гибких прутьев (ивы) и был обшит корой, а затем и кожей. Внешне он напоминал пироги индейцев и каяки эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через бесчисленные «волоки» к морям, быстрым на ходу, но слабоустойчивым, маловместимым, не прочным и почти непригодным для плавания в открытом море.

 

лодка-однодеревка

 

Гораздо более совершенным типом судна была лодка-однодеревка. Это был огромный древесный столб, выдолбленный внутри и обтесанный. И вмещал сравнительно большое количество людей и груза, но все же не очень вместительный и малоустойчивый. Такие долбленки - однодеревки в первоначальном своем виде длительное время сохранялись в качестве речных судов, особенно на реках и озерах, но на море они в скором времени уступили свое место судам другого типа.

 

 

Объединение Новгорода и Киева в единое государство, которое летопись связала с именем и деятельностью Олега, имело очень большое значение для государства, в том числе и мореплавания. В начале X века князь Олег предпринял поход на кораблях на Византию и исключительный успех, которого объясняется тем, что князю удалось сплотить силы Руси и укрепить формирующуюся русскую государственность. В 907 году был подписан договор князя Олега с Византией. Это было не просто соглашение, а юридическое оформление длительных отношений цивилизованного могущественного государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряду сильнейших и влиятельнейших государств мира. Такие же живые связи установились с государствами Каспийского и Черного морей из других центров Руси.

 

«набойная ладья» славянских народов

 

Следующим изменением судна была «набойная ладья» получившая название моноксила. Надводная часть такой ладьи увеличивалась нашивкой к бортам колоды путем «набоя» досок одна на другую, что значительно увеличило размеры, грузоподъемность и остойчивость корабля. Форма судна зависела целиком от желания судостроителей. Со временем получила название «ладья морская».

 

 

Судостроительное искусство на Руси непрерывно совершенствовалось. Ладьи имели по два руля - весла, одно на корме и одно на носу, что давало возможность, не разворачиваясь идти передним или задним ходом. Гребцы были укрыты дощатой палубой, которая одновременно служила помостом для облеченных в броню и обстреливающих неприятеля воинов. Паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили при попутном ветре.

 

ладья славян

Это было первое военное судно. Оно вмещало от 40 до 60 человек и кроме этого в них размещалось оружие, одежда, пища и пресная вода.

 

Строительство простых судов было доступно каждому, умевшему обращаться с топором, но совершенствование русских судов привело к выделению специалистов кораблестроителей.

 

Так как же строилось древнерусское судно во времена князя Олега. В лесу выбиралось огромное дерево: осина, дуб, липа. Срубив его, плотники  путем обтесания, долбления и выжигания обрабатывали колоду, придавая при этом некую форму. Затем колоду распаривали и разделывали кольями для придачи характерной формы и размеров ладьи. Операция эта требовала большого количества времени. Был и другой способ приготовления такой колоды, требовавший от двух до пяти лет.  Он заключался в том, что в дереве еще на корню делалась трещина, которая постепенно расширялась путем вбивания клиньев и распорок, а когда дерево принимало соответствующую форму его срубали, и мягкий податливый материал окончательно отделывался топорами.

 

 

Легкость, подвижность и быстроходность славянских судов диктовали и соответствующую тактику на море. В бою славяне стремились разгромить врага, используя момент внезапности. Они молниеносно нападали, пытаясь сойтись борт о борт, взять врага на абордаж, при неудаче быстро отходили, рассыпаясь по морю и стараясь ускользнуть от преследования. Война велась всеми средствами.

  В области судостроительного мастерства Киевская Русь шла своим самобытным путем, придавая ему навыки и опыт, создавая оригинальные суда и своеобразную морскую тактику, эффективную, живучую, унаследованную в модифицированном виде и казаками XVI - XVII, и галерным флотом Петра, превзойдя многие народы в области судостроения, как по качеству так и по количеству судов.

korabley.net

Велес: Лодка. История создания лодки

Форма обратного звонка

Укажите Ваше Имя и Номер телефона.Мы перезвоним и ответим на все вопросы

Можно выделить несколько причин, заставивших первого человека к освоению воды. Древние люди, как правило, вели кочевой образ жизни, и должны были во время своих переходов тащить на себе свои вещи.

Стараясь облегчить эту непростую работу, они научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, жизнь людей была неразрывно связана с водой: реки и озера были одним из основных источников добычи еды, следовательно плавательные средства были необходимы и для рыбалки.

Первым плавательным средством древних был плот. Было замечено, что стволы деревьев не тонут в воде, а связав их между собой можно было не только передвигаться в доль берега реки, но и легче добывать себе пищу.

Хотя плот был плохо управляем и тяжелым, но при этом был достаточно удобен для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, управление плотом производилось с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами). Конечно, плот не мог удовлетворить все потребности человека, очень часто требовалось небольшое, легкое и маневренное плавательное средство – первая лодка.

Деревянная долбленая лодка - ее прообразом также было бревно. Исследования в области преодоления водных преград отсталыми австралийскими племенами позволило в общих чертах восстановили основные этапы развития лодки из бревна. Таким образом, если туземцу требовалось переправиться через реку, он отрубал каменным топором часть ствола легкого дерева, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл, работая ногами. Усовершенствованием этого простейшего плавательного средства стало заострение бревна, следующий шаг - стесывание горбыля, ведь на плоской стороне было удобнее лежать пловцу. Конечно, лодкой это назвать сложно, поэтому лодкой бревно стало после того, как люди начали выдалбливать или выжигать в нем углубление.

При этом стоит заметить, что изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряжённых усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были вытеснены легкими лодками, сшитыми из коры. Строительство такой лодки было намного проще. Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Далее концы куска сшивались и связывались корнями, а швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Строительство такой лодки занимало всего несколько часов.

На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус. Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения.

В производстве современных лодок используются различные материалы: дерево, метал, стеклопластик и т.д. Мы остановимся на самом современном материале – стеклопластике.

Нужно отметить, что в судостроении стеклопластик используется не только для производства лодок, но и для производства корпусов яхт, катеров, гребных лодок, гидроциклов, маломерных судов, спасательных шлюпок, мачт и надстроек, резервуаров, обтекателей, буев и др.

Стеклопластик интересен еще и тем, что позволяет сочетать в себе уникальные свойства:

  • Высокое соотношение прочностных характеристик к массе;
  • Долговечность и стойкость стеклопластиковых изделий к водной среде;
  • Относительная простота эксплуатации и ремонта;
  • Низкая (по сравнению с металлами) теплопроводность стеклопластика;
  • Низкий тепловой коэффициент линейного расширения;
  • Широкий диапазон рабочих температур;
  • Хорошие электроизоляционные свойства.

Стоит отметить, что лодки из стеклопластика значительно дешевле алюминиевых. При этом такие судна не уступают алюминиевым лодкам, а по некоторым параметрам даже превосходят их. Лодки из стеклопластика будут идеальным вариантом, как для профессионалов, так и для любителей.

Наше предприятие ООО «Велес» г.Новосибирск ГАРАНТИРУЕТ вам строгое соблюдение технологий изготовления лодок из стеклопластика, а значит, и лодки вы получаете крепкие и надежные.

Рыбаки почувствуют, что их увлечение стало совместимо с понятием «комфорт». Туристы получат возможность забыть все неудобства, причиненные ранее используемыми плавсредствами. Любители отдыха на природе насладятся счастливыми моментами единения с настоящими чудесами – спокойной гладью озера и чистым воздухом

Полезная информация. К списку статей:

veles-sib.ru

История и классификация лодок | Пароходофф: Обзоры водной техники и сопутствующих услуг

Лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные модели, однако небольшие спортивные парусные суда в нашем каталоге будем называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, мотолодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со встроенным мотором чаще называют катером. Основным материалом для производства маломерных судов служат легкие сплавы, древесина, композитные материалы и полимеры. Особый тип этого вида транспорта — надувные лодки. Существует множество предприятий, специализирующихся на выпуске лодок как серийных, так и уникальных. Однако, при всем богатстве выбора, очень часто можно встретить самодельные суда. Лодки, выполненные своими руками, в домашних условиях, зачастую, вызывают к себе неподдельный интерес.

История лодок

ЛодкаЛодка - один из древнейших транспортных средств. Можно предположить, что плавательное средство появилась задолго до того момента как человек смог передвигаться на колесном или салазочном транспорте. Проследить точную историю создания первых образцов водной техники не представляется возможным, однако легко предположить, что первой лодкой стал плот. От него требовалось кроме устойчивости еще и маневренность, поэтому плоские плоты, хоть позволяли безопасно передвигаться по воде, но не могли обеспечить скорость и возможность маневрирования на воде.Лодка, в настоящее время, не имеет определенной родины, однако местом появления первых о ней упоминаниях считается Древний Египет, в силу того, что именно там найдены свидетельства о водном транспорте с самой древней датировкой. Предполагается, что древние египтяне строили свои лодки из папирусных матов, изгибая их для придания гидродинамической формы.Другой вид древних судов, используемый до сих пор - лодки-долбленки. Такие лодки производились из цельного ствола дерева у которого заострялись концы а середина выдалбливалась. У австралийцев долбленки делались зачастую из больших кусков древесной коры, которым придавали обтекаемую форму и стягивали растительными или животными волокнами.Первая лодкаВ особый вид лодок можно отнести каркасные конструкции. Многие древние народы использовали для построения лодок прочный и легкий "скелет" из прутьев и обтягивали его доступным эластичным и достаточно влагостойким материалом, коим могла быть кожа животных, прочные листья растений и т.п.Еще одним типом, известным человеку с давних пор, является надувная лодка. Свое распространение надувная лодка получила только в ХХ веке, после того как люди научились выделять различные полимеры, однако надутые герметичные кожаные мешки для перемещения по воде были известны задолго до массового строительства сложных кораблей.Стоит предположить, что весла появились почти сразу с появлением лодок, а вот парус появился сравнительно позже. Гребной винт, как движитель, появится только в 1836 году, хотя и был изобретен намного раньше. В 20 веке распространение получает водомет, который толкает лодку вперед за счет выдавливаемой струи воды.

Классификация лодок

В настоящее время лодки используются не только в качестве транспорта, но и как прогулочные средства и спортивные. Классификация лодок всегда спорна и не имеет четких границ. Обычно современные модели классифицируются по типу материала корпуса: фанерные, металлические, пластиковые, надувные. Вторым разрезом классификации лодок является их предназначение: прогулочные, грузовые, рыболовные, спортивные, пассажирские, охотничьи. Лодки можно разделить также и типу корпуса: моноблочные, катамараны, тримараны. Тип днища влияет на мореходные качества: плоскодонные, килеватые, комбинированные (сложные). По доступности движителя лодки ранжируют на гребные, моторные, парусные. При выборе водного транспорта для определенных нужд остро встает вопрос о размерениях: большие обладают лучшими мореходными и потребительскими свойствами, маленькие - удобны в транспортировке и хранении. Лодки могут быть разборными и складными.КатамаранЕдиной общепринятой классификации лодок не существует и каждый делает свой выбор на основании совершенно различных критериев. При этом производители лодок стараются сами классифицировать свои изделия и позиционировать их как наиболее подходящие для той или иной необходимости.Форма и компоновка лодок постоянно изменяются, приобретая более удобные мелочи и становясь более маневренными, безопасными и надежными. Но при выборе судна необходимо понимать, что любая лодка - это компромисс между остойчивостью, управляемостью, скоростью, надежностью и другими факторами.

parohodoff.ru

Парусники мира. Лодки Древнего Египта

История парусников насчитывает не одно тысячелетие. За это время лодки и паруса менялись разным образом. Первые лодки были небольшие и имели только один прямой парус. Со временем лодки увеличивались в размере, к ним добавляли конструктивные элементы для ведения боевых действий или для торговли, стали появляться косые и смешанные паруса. Но все это будет потом, а мы пока перенесемся в Древний Египет.

 

Прародительницей всех кораблей можно считать камышовую лодку. Точнее это был папирусный плот, потому как в Древнем Египте не было деревьев, пригодных для строительства лодок. Эта лодка была построена приблизительно 3500 г. до н.э., а по некоторым источникам даже раньше У нее не было мачты, но зато был слаженный экипаж для управления лодкой: сзади располагался кормчий с рулевым веслом, он направлял лодку, а по бортам сидели гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Камышовая лодка. Египет, 3400 г. до н.э.

Камышовая лодка. Египет, 3500 г. до н.э.

 

Следующий этап в строительстве кораблей уже имел значительный прогресс - лодки стали делать из дерева и вооружать парусом. Нильские корабли за три тысячи лет до нашей эры все еще напоминали камышовую лодку, но уже имели мачту и именно тогда были подняты первые прямые паруса. Руль был несколько усовершенствован и прикреплен к шесту прямо под кормой.

Нильское судно. Египет, 3000 г. до н.э.

 

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен.

Непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, поэтому такие корабли передвигались только по Нилу. А вот суда следующего тысячелетия уже имели гораздо большую длину и позволяли морякам выходить в море на тысячи миль. Это были и торговые суда, и военные корабли, при этом военные имели более мощный нос-таран.

Торговое судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Военное судно. Египет, 1500 г. до н.э.

 

Вообще история кораблестроения Древнего Египта весьма интересна и обширна. Все древнеегипетское судостроение делят на несколько периодов: 

  1. Додинастический период (5300 – 3500 гг. до н. э.) - именно в это время появились камышовая лодка и первые корабли с парусами. 
  2. Эпоха династий фараонов (3200 – 2240 гг. до н. э.) - тогда в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение, корабли уже имели значительно большие размеры, где-то в этот период перешел переход от примитивного гребка к веслу (египтяне заставили весло работать по принципу рычага). Торговые суда уже совершали дальние переходы, например в Индию.
  3. Времена Нового Царства (со II тыс. до н. э.). Египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана. Балки, вытесанные из их длинных стволов, позволили делать суда повышенной прочности, делать обшивку судна, увеличить размеры паруса и весел. Соответственно увеличились и размеры судов: длина до 30 – 40 м, ширина до 4,0 – 6,5 м, водоизмещение до 60 – 80 тонн. 
  4. Более поздние времена (II тысячелетие - 300 г. до н. э.) - в Египте появляются боевые корабли, которые участвовали в морских сражениях на островах Средиземного моря и на побережье Южной Европы, корабли совершают путешествия вокруг Африки, начинается строительство Суэцкого канала. 

Со времен правления царицы Хатшепсут (1500 г. до н. э.) началась гигантомания египетских кораблей. По ее велению было создано торговое судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м, именно на нем перевозили по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. А дальше и того больше - многоярусное судно водоизмещением 3 тыс. тонн, длиной 128м, шириной 17м, высота носа и кормы над водой - 22м, мачта высотой около 40м, длина весел верхнего яруса - до 19м, а управлялся этот корабль четырьмя тысячами гребцов. 

Египтяне использовали лодки и корабли не только в реальной, но также и в загробной жизни. Подтверждением тому являются лодки, найденные в разных гробницах. Впрочем, это тоже уже совсем другая история.

А камышовые лодки хоть и являются самыми первыми лодками, но они и в наше время используются в некоторых странах, например, в Перу или в Восточной Африке. Кроме того, известный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал в 1969 г. построил лодку из папируса и отправился на ней пересекать Атлантический океан. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.

 

kinata         February 8th, 2016

first-charter.nata.cv.ua


Смотрите также