Дружинники древней руси. Стародавность княжей власти. – Дружина. – Ее оседлость и содержание. – Дружинно-княжеский быт.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дружина Велеса - спецназ Древней Руси. Дружинники древней руси


Дружинники в Древней Руси |

 /   /  Дружинники в Древней Руси

Дружинники как категория древнерусского населения

Дружиной во времена Древней Руси было принято называть княжеское войско, которое в тот период времени являлось таким же необходимым социальным элементом как и сам князь. Правитель нуждался в военной силе, которая обеспечивала внутренний государственный порядок и внешний (от врагов). Дружинники являлись реальной военной силой, которая всегда была готова принять бой, но эти же люди считались и ближайшими советниками князя в различных делах.

Значение дружины.

В качестве военной силы дружина помогала князю в так называемом добывании выгодного стола, а также поднимает княжеский авторитет в глазах народа, ведь князь, собравший вокруг себя самое большое количество искусных профессиональных воинов считался наиболее надёжным защитником собственного княжества – а этот факт в данную эпоху имел огромное значении. Именно по этой причине князьями так ценилась их дружина, она всячески береглась и регулярно одаривалась ценными подарками от самого князя.

Численность и состав дружины.

В доудельный период истории Руси дружина не была связана с земельными владениями, но только с князем. Этнический состав внутри дружины не отличался чёткой однородностью: так, в княжеских дружинах девятого – двенадцатых веков встречались венгры, поляки, тюрки, финны, русы, а также варяги (особенно на ранних порах формирования Киевской Руси). Отношение дружины к её князю были основаны на вольном договоре. Выход из дружины, а также вступление в её ряды были свободны: к примеру, недовольный своим князем дружинник имел право в любой момент уйти в дружину другого князя.

Численный состав княжеских дружин был различен, однако, как правило, он не превышал нескольких сотен человек. Княжеская дружина являлась самым ядром остального войска и по утверждениям некоторых авторитетных историков составляла большую часть конницы.

В одиннадцатом и двенадцатых веках дружина резко делится на две части:

· младшая дружина;

· старшая дружина.

В первую входили княжеские мужи, а также бояре, которые занимали высокие должности (гражданские и военные) – воевода, тысяцкой, посадник и пр. Эти же люди были княжескими советниками и самой основной и влиятельной частью веча.

Младшая дружина состояла из нескольких разрядов:

· боярские дети;

· гриди;

· кмети;

· отроки (детские или пасынки).

Кроме того, в младшую дружину могли входить и несвободные люди (например, холопы).

Интересные материалы:

student-hist.ru

Русские дружинники | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Pichalka1
Pichalka1
Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Русская Дружина

Род занятий:

Охрана князя и территории Киевской Руси

Место действия:

Европа, Азия

Русские дружинники — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

    Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому, князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют дружинников.

    Численность и состав Править

    Дружина в доудельный период не связана с землёй, а только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX - XII веков встречаются варяги, русские, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому. Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек (по сообщению Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем "в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников"; Рыбаков Б. А. о княжеском замке XI - XII веков: "всего здесь, по приблизительным подсчётам, могло проживать 250 - 300 человек"). Дружина являлась ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы, но в крупных военных предприятиях в качестве основной военной силы отмечено участие:

    ЗагруженноеЗагруженное
    • в конце IX - середине X веков — войск подвластных князю племён;
    • во второй половине X - в первой половине XI веков — полков "воев", формировавшихся путём нерегулярных наборов на продолжительный срок;
    • с середины XI века — городовых полков, выступавших в поход по решению веча и получавших оружие и коней от князя.

    В XI - XII веках дружина резко делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую. Первую составляли княжие мужи, бояре; они занимали высшие должности, военные и гражданские, — посадника, тысяцкого, воеводы; они же были советниками князя и наиболее влиятельной составляющей веча. Младшая дружина заключала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки, дети боярские. Есть мнение (проф. Сергеевича), что отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе; между ними могли быть несвободные люди, холопы, детские же состояли исключительно из свободных. Понятие князь как предводителя бродячей дружины и властителя княжества были совершенно иные.

    Тактика и стратегия Править

    Дружинники нередко брали не числом, а умом.

    Например:

    • Александр Невский на реке Нева разбил многочисленое немецкое войско, потеряв при этом только 20 человек дружины и несметное количество своих крестьян-ополченцев, которых, конечно, никто и не считал.

    ru.warriors.wikia.com

    Князь и дружина - Русская историческая библиотека

    XIII. СТРОЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

     

    (продолжение)

     

     

    Тщетно стали бы мы искать строго (юридически) определенных общественных отношений и учреждений, т.е. стройного государственного порядка на Руси в домонгольскую эпоху. Ее общественный строй носит на себе печать неопределенности и бесформенности в смысле наших настоящих понятий о государственном быте. Общественные слои находятся еще в периоде брожения и не застыли в известных рамках. Писаный закон и юридические уставы едва только проникают в народную жизнь; обычаи и предания, унаследованные от предков, еще господствуют над всеми ее сторонами; но в то же время постепенно уступают влиянию греческой церкви и других начал, принесенных извне или вытекающих из столкновения и перекрещивания с инородцами. И однако в этой Руси, разделенной на несколько земель и подразделенной на множество волостей, мы уже видим твердые основы государственного быта и ясно обозначенные ступени общественной лестницы.

    Первой и самой прочной основой является родовая наследственная княжеская власть, без которой почти все русские люди искони не могли себе и представить существование своей земли. Мы видим, что неумеренное самовластие или тирания некоторых князей возбуждали неудовольствие и даже месть со стороны дружинников или народной толпы. Но при этом самое понятие о княжеской власти, как необходимой общественной связи, не только не страдало, а иногда, с помощью церкви и книжников, поднималось еще на более ясную степень сознания, в особенности после неурядиц безначалия. Любопытны, например, рассуждения русского летописца по поводу убиения Андрея Боголюбского и мятежа черни, которая избила его детских и мечников и разграбила их дома, будучи озлоблена против них за разные поборы и притеснения. "Они не видели глаголемого: где закон, там и обид много, – замечает летописец. – Пишет апостол Павел: всяка душа властем повинуется, власти бо от Бога учинены суть; естеством бо царь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышыпи, яко Бог. Рече великий Златустец: яже кто противится власти, противится закону Божью; князь бо не туне носит меч, Божий бо слуга есть". Вот уже когда наши церковные книжники стали переносить на русскую почву и применять к своим князьям византийскую теорию царской власти.

    Князь и дружина

    Древнерусский князь с дружиной

     

    Князь и его дружина – эти две неразрывные основы государственного быта – продолжают служить его представителями и охранителями в данную эпоху. Князь неразлучен с своей дружиной; с ней он "думает", или совещается, о всех делах, ходит на войну, на охоту, в объезд или полюдье; с ней же пирует и бражничает. Дружины наших древних князей вышли из того энергичного славянского племени, которое обитало на среднем Днепре, в Киево-Черниговской области, и называло себя Русью. Вместе с потомством старого Игоря дружины эти распространились по другим областям Восточной Европы, объединили их и постепенно сообщили им свое имя Руси (которое и получило обширный смысл). Мало-помалу они складывались в особое военнослужащее сословие, которое, однако, еще долго не имело замкнутого характера; по мере новых завоеваний оно принимало в себя как местные славянские дружины, так и военных людей из инородцев. Кроме того, князья охотно принимали в свою службу иноземных выходцев, каковы были варяги, немцы, поляки, угры, половцы, хазары, или черкесы, ясы, или алане, и пр. Но эти иноземцы, вступая в среду дружины, нисколько не нарушали ее чисто русского характера и нередко становились родоначальниками знатных русских фамилий. Дружина полунала от князя содержание и жалованье деньгами, съестными припасами и другими естественными произведениями, которые она собирала для него в виде даней. Кроме того, уже в ранние времена дружинники получают земельные участки и угодья и владеют селами. Семьи старших дружинников, или бояр, сосредотачивая в своих руках значительную поземельную собственность, и иногда в разных областях Руси, естественно полагают основание высшего сословия на Руси, или родовой землевладельческой аристократии.

     

     

    С разделением Игорева потомства на отдельные ветви, имевшие характер местных династий, дружинники также приобретали все большую и большую оседлость в качестве военного, правительственного и владельческого класса. Соперничество удельных князей и желание иметь около себя возможно более сильную и преданную дружину, конечно, возвысили значение и права дружинников. Они считали себя людьми военными, людьми, которые служат кому хотят; не понравится у одного князя, они переходят к другому. Не должно думать однако, чтобы такие переходы в действительности случались часто. Напротив, верность дружины своему князю, по понятиям народным, составляла одно из первых ее качеств. Переход был затруднен и тем, что он сопровождался лишением и отчуждением пожалованного князем недвижимого имущества. Сыновья дружинников обыкновенно становились такими же верными слугами князя или его преемника, как их отцы. Древнерусская дружина была выделившееся из народа военное сословие, а не отряд каких-нибудь наемников вроде варягов, немцев, половцев и пр. На это указывает отчасти ходившая на Руси в XI и XII веке любимая княжеская поговорка, приписанная Владимиру Великому: "Была бы дружина, с нею я добуду серебро и золото".

    В противном случае князь говорил бы наоборот: "Было бы серебро и золото, а с нею я добуду себе дружину". С деньгами действительно можно было добыть себе дружину, но уже наемную, и преимущественно иноплеменную.

    О размере денежного жалованья в те времена можно судить по следующему указанию летописи, относящемуся к первому периоду татарского ига. Сетуя на усилившуюся роскошь князей и дружинников и на их несправедливые поборы, летопись вспоминает древних князей с их мужами, которые умели оборонять Русскую землю и покорять другие страны. "Те князья, – говорит она, – не собирали многое имение, не выдумывали новых вир и продаж с народа; а если были справедливы виры, то брали их и давали дружине на оружие. А дружина добывала себе корм, воюя иные земли, и билась, говоря: "Братья, потягаем по своем князе и по Русской земле". Не говорили тогда: "Князь, мне мало двести гривен"; не возлагали на своих жен золотых обручей; но жены их ходили в серебре. Те князья и дружина расплодили землю Русскую". Следовательно, в эпоху предтатарскую двести гривен серебра было приблизительно обычным жалованьем, которое получали старшие дружинники; а младшие, конечно получали менее.

    В XII веке часть младшей дружины, отроков и детских, жившая при князе, на его дворе, в качестве его телохранителей и слуг, судя по прямым указаниям летописи, стала называться дворянами; этому названию впоследствии суждено было получить обширное значение. При размножении Игорева потомства и дроблении земель на уделы численность отдельных дружин, постоянно находившихся при князе, не могла быть велика; в данную эпоху она обыкновенно состояла из нескольких сот человек. Число это было достаточно для охранения внутреннего порядка и для мелких междоусобных войн. Но в случае больших предприятий и в войнах с соседями князья созывали свою дружину, рассеянную, по городам и волостям, и, кроме того, набирали рать из городского и сельского населения; причем помогали ее вооружению из собственных запасов. Дружинники составляли ядро этой временной рати, большей частью пешей; тогда как княжая дружина была обыкновенно конная. При воинственном духе русского народа, при его наклонности к удальству и при отсутствии сословной замкнутости того времени нередко простолюдины, особенно побывавшие на войне, уже не расставались с оружием и поступали в разряд дружинников. Князья охотно брали в свою службу всяких удалых людей; таким образом, дружина их всегда могла подкрепляться приливом свежих энергичных сил из народа. Простолюдин, отличившийся ратными подвигами, мог возвыситься даже до боярского сана; но подобные случаи были, кажется, редки; по крайней мере в дотатарскую эпоху, за исключением летописного предания о Яне Усмовиче, победившем в единоборстве печенежского богатыря при Владимире Великом, можем привести указание только на две галицкие боярские семьи, возвысившиеся из простолюдинов, именно: Домажиричи и Молибоговичи, которые происходили "от племени смердья" (Летописное упоминание о том под 1240 г.).

     

     

    Дружина, служившая вооруженной охраной княжеской власти, естественно сделалась главным органом управления и суда. Из среды своих бояр и отроков князья назначали посадников, тысяцких, тиунов, биричей и т.п. В те времена еще не было распределения власти по различным отраслям, и княжие чиновники часто соединяли в одном лице заведование как военными и гражданскими делами, так судебными и хозяйственными. Кроме жалованья от князя, в их пользу шла некоторая часть вир и продаж, т.е. судебных пеней и пошлин. По Русской Правде, при посещении волостей жители верви, или общины, обязаны были доставлять судьям, их помощникам и служителям потребное количество съестных припасов и корм для их коней на все время судебного разбирательства. Мало-помалу вошло в обычай, чтобы чиновники и судьи вообще получали от жителей подарки и приношения как деньгами, так и естественными произведениями.

    Отсюда развилась впоследствии целая система так называемого кормления. Летописи и другие источники сообщают нам иногда о народном неудовольствии на княжих посадников и тиунов, которые угнетали население произвольными поборами, продажами (судебными пенями) и разными вымогательствами; что особенно случалось при князьях беспечных и слабых характером или при таких, которые слишком потворствовали своим дружинникам. Преимущественно страдало от них население в том случае, если князь приходил на стол из другой области и приводил с собой иногороднюю дружину, которой раздавал места правителей и судей. Примеры тому мы видим, во-первых, в Киеве, когда великим столом завладели Всеволод Ольгович, пришедший с черниговцами, а потом Юрий Долгорукий, окруженный своими суздальцами; во-вторых, в Суздальской земле, когда внуки Долгорукого, два Ростиславича, пришли из Чернигова в Ростов и Суздаль с южнорусскими дружинниками и позволяли им обижать жителей своим лихоимством. И наоборот, князья деятельные, справедливые и твердые характером старались не давать в обиду земство своим боярам и слугам; сами надзирали за всем управлением; не ленились часто отправляться в полюдье, т.е. совершать объезды по городам и волостям, причем сами разбирали тяжбы и наблюдали за сбором даней. Примеры таких князей представляют в особенности Владимир Мономах и его внук Всеволод Большое Гнездо.

    Содержание своей семьи и дружины или своего двора требовало от князей больших расходов и, конечно, заставляло их постепенно изыскивать новые источники, так что к концу данного периода последние успели развиться в довольно сложную и разнообразную систему. В первоначальную эпоху главными источниками служили военная добыча и дань с покоренных народов – доходы, подверженные многим случайностям. С развитием большей оседлости и мирных отношений к соседям, с утверждением более государственных порядков в собственной стране доходы получили более определенные и постоянные виды с различными их подразделениями. На первом месте остались дани, которыми облагались волости по количеству своего населения и по богатству естественных произведений. Затем идут виры и продажи, более разнообразные торговые пошлины, в особенности мыт, взимавшийся с провозимых товаров. Кроме большого количества съестных припасов, мехов и других естественных произведений, которые в виде даней и оброков население доставляло в княжью казну, русские князья имели и свое собственное хозяйство, более или менее обширных размеров – хозяйство, которое они вели собственной челядью или рабами. У них были свои особые села; а при некоторых селах находились княжие дворы с кладовыми и погребами, в которых накоплялись большие запасы железных и медных вещей, меду и всякого товару; на гумнах стояли сотни стогов разного хлеба; на лугах паслось по нескольку тысяч коней и пр. Князья имели также по волостям своих рыболовов, бобровников, бортников и других промышленников. А княжая охота, достигавшая иногда весьма значительных размеров, хотя служила для князей предметом забавы и телесных упражнений, в то же время доставляла им большое количество всякого зверя и дичи, следовательно, и мясо для потребления, а также меха и кожи. При совокупности всех этих источников весьма естественно, что те князья, которые отличались хозяйственным характером, домовитостью и бережливостью, накопляли иногда у себя большие богатства, состоявшие из драгоценных металлов, одежды, оружия, утвари и всяких товаров.

    Уже в ту эпоху мы находим вокруг князя выделившиеся из дружины придворные чины для разного рода службы (большая часть их впоследствии получила характер почетных титулов). Таковы: дворский, стольник, меченоша, печатник, ключник, конюший, ловчий, седельничий; кроме того писец, или дьяк. Были еще выбиравшиеся из бояр кормильцы, или дядьки, которым отдавались под присмотр юные княжичи. Домашним и сельским хозяйством князя, кроме ключников, заведовали старосты, тиуны конюшие, и т.п., которые назначались как из дружинников, то есть людей вольных, так и из челядинцев или рабов.

     

     

    Вообще дружинно-княжеский быт Древней Руси представлял многие черты еще языческой эпохи, слегка изменившиеся под влиянием времени, особенно под влиянием Греческой церкви и живых связей с Византией. Напр., одним из важных обрядов в княжеском быту представляются "постриги". Очевидно, этот обряд идет из глубокой древности и находится в связи с обычаем знатных людей у русских и болгар брить бороду и выстригать волосы на голове, за исключением чуба, как это мы видим на примере Святослава Игоревича и древних болгарских князей. Когда мальчик достигал приблизительно трехлетнего или четырехлетнего возраста, ему впервые остригали волосы и торжественно сажали на коня, который вообще служил неразлучным спутником воинственных русских князей и дружинников. Родители ребенка сопровождали это торжество пиром и попойкой, смотря по степени своего богатства и своей знатности. В христианские времена сарматский обычай древних руссов полностью выстригать голову и брить бороду постепенно смягчался под влиянием Византии. Князья и бояре начали отпускать бороды, сначала небольшие, а также носить короткие волосы на голове. Но обычай совершать торжественно постриги над ребенком и сажать его на коня еще оставался и сопровождался пиром. Только этот обряд был уже освящен благословением церкви; острижение волос, вероятно, производило духовное лицо, а у князей, может быть, сам епископ. Точно так же участие церкви освятило и важный обряд вокняжения, или "посажения на стол", конечно, существовавший уже в языческие времена. Теперь он совершался в соборном храме; а затем, конечно, следовали пиры и угощения. Особенно щедрым угощением и обильными попойками сопровождались браки русских князей, которые заключались весьма рано, обыкновенно в отроческом возрасте. Вообще русские князья и дружинники как истые Славяне любили весело жить. Когда князья не были заняты войной или охотой, то свой день с раннего утра посвящали правительственным и судебным занятиям вместе с княжею думою, состоявшей из бояр; а после обеда проводили время с дружиной за стопами крепкого меду или заморского вина, причем нередко их забавляли рассказчики, песенники, гусляры и разного рода "игрецы" (плясуны, скоморохи и акробаты). Надобно полагать, что наиболее богатые дворы княжеские изобиловали людьми, искусными в такого рода увеселениях. Некоторые музыкальные и акробатические забавы, по всей вероятности, распространились на Руси особенно из Византии. (Фрески на лестницах Киево-Софийского собора дают наглядное представление об этих разнообразных забавах.)

    Бояре очень естественно старались подражать князьям в своем быту. Они тоже имели на своем дворе многочисленную челядь или рабов, которыми также вели большое хозяйство и на своих землях. На войну или на охоту они выступали в сопровождении собственных вооруженных слуг, или отроков, так что имели как бы собственную дружину. Особенной пышностью и многолюдством окружали себя те бояре, которые занимали должности воевод, посадников и тысяцких. За исключением отправлявших службу по городам и волостям, бояре обязаны были ежедневно рано поутру являться в терем к своему князю, чтобы составлять его совет, или думу, и вообще помогать ему в делах. Между боярами и дружинниками упоминаются иногда любимцы, или "милостники", которые пользовались особым доверием князя, что, конечно, возбуждало зависть и неудовольствие в других думцах. Любопытно еще обстоятельство, что молодые сыновья бояр, по-видимому, жили при самом князе и входили в состав его отроков, или младшей дружины. От них-то, вероятно, впоследствии и распространилось на всю эту младшую дружину название "дети боярские".

     

    rushist.com

    Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина

    Русское войско в период Древней Руси включала в себя две части – дружину и ополчение.

    Постоянным княжеским вооруженным отрядом являлась дружина, которая состояла из  хорошо вооруженных и обученных профессиональных воинов. Исторически дружина зародились в период разложения родоплеменного строя из воинов племени группировавшихся вокруг вождя. Набиралась главным образом из детей самих дружинников. Полагалось, что достоинства отца передаются сыну. Также была распространена практика, когда лучших воинов из ополчения приглашали в княжью дружину, т.е. происхождение не имело принципиального значения. Выход из дружины был достаточно свободным – в мирное время недовольный князем воин мог от него уйти. Однако традиция такого не одобряла, и подобные уходы были редки. Князья, в свою очередь, всячески привечали дружину.

    В задачи дружины входило не только ведение боевых действий против внешнего врага, но и поддержание порядка на подконтрольных территориях, сбор дани, борьба с разбойниками. По современным меркам дружина выполняла функции армии, МВД, полиции, судебной власти, службы исполнения наказаний. Также из числа дружинников назначались наместники, посадники, воеводы, которые представляли князя на подчиненных территориях.  Иначе говоря, дружина совмещала в себе функции нынешних силовых ведомств, плюс частично функции исполнительной и судебной власти. Но главным все-таки было ведение боевых действий. 

    Начиная с XI в дружина делится на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр и, по сути, представляла собой аппарат управления княжеством. Можно провести аналогию между старшей дружиной и командным составом. Но в отличие от офицеров настоящего времени представители старшей дружины совмещали в себе как военное, так и административное управление. Из старшей дружины назначались  посадники, наместники, воеводы (управители подчиненных князю уделов). Они управляли отде­льными уделами и городами, занимались организацией их обороны, фортификационными сооружениями, имели свои дру­жины, являлись начальниками гарнизонов. Также из старшей дружины назначались командиры крупных отрядов ополчения – тысяцкие (командир тысячи).  Из среднего звена старшей дружины назначались члены княжеской администрации, которые тогда требовались для управления страной – мечники, вирники, мостники, сельские старосты и пр.

    Младшая дружина представляла собой вооруженный отряд воинов, укомплектованный потомками приближенных лиц князя. Члены младшей дружины состояли  на полном обеспечении князя и постоянно проживали на княжеском дворе в гридницах. Внутри нее была своя иерархия, основанная на возрасте и социальном статусе. Среди дружинников выделялись детские, отроки, юные, гриди, чадь и рядовичи. Первые три категории являлись детьми дружинников на разных стадиях взросления – от отданных в обучение пацанов (детские) до почти взрослых (юные). К чади относились дружинники вышедшие из простонародья. Рядовичами были дружинники-должники, служащие по ряду (договору).

    arcanag.livejournal.com

    Дружина Велеса - спецназ Древней Руси

    Дружина Велеса, воины-звери, древнерусские монахи кровавого божества, которых обучали воинскому искусству волхвы. Кто они такие? Об этом не напишут в учебнике.

    Об этих удивительных воинах осталась лишь строчка в истории. Считалось, что они могли превращаться в зверей, растворяться в воздухе и в одиночку противостоять целому отряду. Жизнь и тренировки последователей Велеса держалась в строжайшей тайне. Известно, что обучались они по уникальной методике, которые раскрывали скрытые человеческие возможности. Боевое искусство заключалось в подражании животным и делилось на 4 стиля: медведя, быка, ворона и волка. Дружина Велеса существовала для обороны языческих храмов и их тайн. Будучи малочисленным подразделением, воинов заведомо готовили к неравной схватке. Они владели навыками рукопашного боя, скрытного передвижения по лесу и топям, умели устраивать засады и вводить себя в боевой транс.

    Боевой транс - перевоплощение человека в зверя. При этом воин не чувствовал боли и страха, обретал сверхчеловеческие способности. Достигалось с использованием наркотических веществ. Дружинники Велеса умели подражать голосам животных, пугая конницу противника. В бою одевали звериные шкуры, а в миру вели закрытую жизнь не показываясь людям на глаза.

    Известно, что наибольшее распространение монахи получили среди вятичей, поклоняющихся Велесу, как верховному божеству. Они жили в глухих лесах и считались самым диким и опасным славянским племенем. В летописях сохранились записи о ведении боя вятской храмовой дружины. Несколько человек поджидали противника в засаде, когда враг подходил на достаточное расстояние, воины, одетые в шкуры волков и медведей, издавая звериные рыки, нападали на лошадей и сбрасывали всадников. Появлялись они внезапно и ото всюду. Несколько воинов обращали в бегство несколько сотен врагов.

    С принятием христианства храмы Велеса подверглись уничтожению, а сами волхвы гонениям. Однако, боевое учение сохранялось вплоть до монгольского нашествия. Считается, знаменитый Евпатий Коловрат, успешно сражавшийся с кочевниками, обладал велесовыми знаниями.

    В древности имело большое значение первым обнаружить противника, узнать о нём как можно больше и подготовиться к бою. Тогда, разведчикам приходилось сильно рисковать. Сегодня, у современных охотников и туристов, есть хорошая возможность облегчить себе жизнь и увидеть даже самые отдаленные предметы в бинокль. Лучший из них - Японский бинокль CANON с 60 кратным увеличением по невероятно низкой цене! А в подарок к нему идет охотничий нож с огнивом и свистком. Переходите по ссылке отмеченной выше в тексте. Не упустите возможность приобрести подарок себе или своим друзьям!

    Мой мир

    Facebook

    Вконтакте

    Twitter

    Одноклассники

    hystory.mediasole.ru

    ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ РУССКОЙ ДРУЖИНЫ - КНЯЗЬЯ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей

    Несмотря на всю скудость источников по истории Древней Руси, они дают достаточные основания для того, чтобы определить, какова была численность дружины и из кого она состояла. Одним из самых ранних упоминаний о ч_и_с_л_е_н_н_о_с_т_и дружины русских князей является фрагмент из записок Ибн-Фадлана, который в 921-922 гг. в составе багдадского посольства совершил путешествие в земли волжских булгар. Там ему удалось пообщаться с 'русами' и даже наблюдать обряд погребения их 'царя'. Наряду с прочими особенностями, подмеченными Ибн-Фадланом, в его записках есть интересующее нас упоминание:

    'Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты за него'.

    По мнению А.А. Горского, сведения Ибн Фадлана вполне достоверны:

    'Численность дружины 'царя русов', названная Ибн-Фадланом, возможно, близка к истинной, о чем свидетельствует сравнение с западнославянским материалом: так, по подсчетам Т. Василевского (основанным на археологических данных), князья Гнезна - главного центра польских полян - в IX в. имели непосредственно при себе не более 200 дружинников'.

    Итак, древнерусский князь, судя по всему, возглавлял вооруженный отряд в 200-400 человек. Они то и составляли княжескую дружину.

    Несколько сложнее определить с_т_р_у_к_т_у_р_у дружины. Вывод о том, что княжеские дружины имели иерархическое строение, кажется еще никем не подвергался сомнению. Однако саму эту иерархию каждый исследователь представляет по-своему. Практически все сходятся во мнении, что верхушку дружины составляла так называемая старшая дружина. Впрочем, состав ее определить достаточно сложно. С.М. Соловьев, И.Д. Беляев, И.Е. Забелин и др. согласны с тем, что в нее входили бояре. Впрочем, само слово боярин было, видимо, также неоднозначно. Вот что пишет Б.Д. Греков:

    'Бояре нашей древности состоят из двух слоев. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми 'лучшими, нарочитыми, старейшими' - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: 'бояре' и 'старцы'. 'Старцы', или иначе 'старейшие', - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин 'senatores terrae' - 'старци и жители земли' (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae' - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал 'бояри своя и старци'. 'Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,seniores, кметы и др. терминами'. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры 'боляр своих, посадников и старейшин по всем городам', в своем киевском дворце он угощал 'боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей'. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн. Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их 'нарочитых мужей', составляющих здесь 'тысячу', т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 г. побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и 'начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен'. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.

    Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136 году, как говорит летописец 'яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей... много бо бяше бояре киевкии изоймали'. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать.... Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители...'

    Впрочем, наше стремление увидеть в боярине обязательно влиятельного придворного наталкивается на существенное препятствие - источники в частности, 'Русскую правду'. В ней, как неоднократно отмечалось различными исследователями, бояре свободно подменяются огнищанами (кстати, может быть, 'огнищанин' не значит 'управляющий княжеским хозяйством', а просто 'домовладелец'? или 'землевладелец'?, что, впрочем, могло совпадать для раннего периода), русинами, княжими мужами или просто мужами. Из этого, как представляется, может следовать весьма любопытный вывод, нуждающийся, однако, в дополнительном обосновании (или опровержении): 'боярин' - едва ли не просто 'свободный человек'. При этом, возможно, существовала некоторая градация 'земских бояр'.

    Часть 'старейшей' дружины, возможно, составляли 'мужи' (И.Д. Беляев), к которым иногда прибавляют огнищан (М.В. Довнар-Запольский). По мнению С.Ю. Юшкова, 'мужи' били боярами-вассалами. При этом не исключено, что они могли возглавлять собственные небольшие отряды, состоявшие из младших родичей, вольных слуг и рабов. Ответственность за вооружение и снабжение подобных 'дружин' должна была, очевидно, возлагаться на самих бояр. Порядок и дисциплина в походе и боях поддерживались личными связями боярина-дружинника с его 'чадью' и личной же связью боярина со своим князем.

    'Средний' слой дружины составляли гридьба (С.М. Соловьев, И.Д. Забелин) или княжие мужи (И.А. Порай-Кошиц). Не исключено, что в отличие от бояр, привлекавшихся к управлению, мужи занимались только военной службой.

    'Младшая' дружина состояла из прислуги (гридей). Сюда входили видимо, пасынки и отроки. Скорее всего, это были военные-слуги. Кроме того, как считал Н. Загоскин, к 'младшей' дружине относились также детские, выполнявшие лишь военные функции (оруженосцы?). Уже сами термины, которыми называются все упомянутые, кроме бояр и мужей, категории (тождественные наименованиям младших членов рода, выполнявших 'черную' работу), являются косвенной характеристикой этих социальных групп. Скорее всего, прав был М.Ф. Владимирский-Буданов, считавший, что первоначально члены 'средней' и 'молодшей' дружины были несвободными или полусвободными людьми. Они могли называться и дворовыми людьми. Именно отсюда, как считает большинство исследователей, и произошло более позднее наименование слуг-министериалов - дворяне.

    Старшая дружина, видимо, идентична упоминавшейся в источниках дружине 'отцовской', т.е. она была не только номинально, ни и фактически старшей). В то же время значительную часть княжеского отряда составляли его сверстники. Недаром само слово дружина происходит от слова друг, которое первоначально было очень близко по значению словам товарищ (от слова товар - 'походный лагерь', связанного с тюркской формой, близкой турецкому tabur - 'табор'), соратник. Молодые дружинники росли и воспитывались с князем с 13-14 летнего возраста. Вместе с этими дружинниками князь обучался военному делу, ходил в первые походы. Видимо, их связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами. Возможно, именно эта часть отряда и составляла 'среднюю' дружину.

    Судя по всему, со временем князь предпочитает опираться не на отцовских дружинников, а на своих сверстников. Возможно, именно с этим связаны многочисленные упреки летописцев в адрес князей, в том, что они прислушиваются к советам 'уных', пренебрегая мнением 'старейших':

    'В лето 6601 г... И нача любити [великий князь Всеволод Ярославич] смысл уных, свет творя с ними; сии же начаша заводити й, негодовати дружины своея первыя и людем не доходити княже правды, начаша ти унии грабити, людий продавати, сему не ведущу в болезнех своих'.

    Возможно, за этим скрывается постепенное усиление роли князя, стремившегося избавиться от влияния дружины. Стоит, однако, упомянуть, что данный текст, возможно, не следует понимать буквально. В основе его, скорее всего, лежит библейский рассказ о том, как царь Ровоам, прежде советовавшийся 'со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его', позднее пренебрег их советом и стал руководствоваться тем, что 'говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним', и это привело к несчастью (3 Цар. 12: 6-11, 13-14; 2 Пар. 10: 6-11, 13). Тем не менее, основа для такого соотнесения поведения Всеволода Ярославича и Ровоама, несомненно была.

    источник русский сайт о родном

    МОИ ПРОЕКТЫ:

    РУСЬ БЫЛИННАЯ

    РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

    АРХИВ ГРАФОМАНА

    wikii.ru

    История Руси. Значение слова дружина

    Значение слова дружина в древнерусском обществе сводилось к определению военной силы, подконтрольной лично князю и не связанной с землей и местными жителями. Свое жалование воины получали из личной княжеской казны, что обеспечивало высокий уровень лояльности в напряженные моменты древнерусской истории, когда князю могли угрожать не только иноплеменные агрессоры, но и собственные поданные.

    групповой портрет воинов

    Историческое значение дружины

    "Слово о полку Игореве", которое является бесценным источником сведений о нравах и быте древнерусского общества. Именно оттуда почерпнуты многие знания о том, как общество было устроено и какое место было отведено в его структуре дружинникам.

    В повести князь обращается к своим дружинникам за советом, общается с ними как равный с равными и, очевидно, уважает их мнение, хотя и вступает с ними в конфликт по некоторым вопросам.

    По сведениям, заслуживающим доверия, известно о том, что численность дружинников редко превышала несколько сот человек, а их этнический состав был крайне неоднороден. В княжеской дружине состояли исключительно наемники, а значит в нее принимались выходцы из самых разных племен и земель. Было много германцев, балтов и славян из разных племен.

    Однако социальный статус дружинников был примерно одинаков вплоть до двенадцатого века, после чего происходит резкое разделение дружин на несколько категорий разного уровня.

    дружинники в германии

    Дружина в период удельных княжеств

    К моменту, когда русские княжества начинают разделяться, в структуре дружины тоже происходят значительные перемены. На рубеже Xl-Xll веков из довольно крепкого сообщества выделяются группы, принадлежащие к наследственной дружине, имеющие значительное влияние внутри войска и некоторые накопления.

    Историки выделяют старейшую дружину, лепшую, переднюю и молодшую. К старейшей дружине относились бояре и ближайшие советники князя. Что касается младшей дружины, то на счет ее состава нет однозначных сведений. Предполагается, что в ней состояли либо совсем юные дружинники, либо люди несвободные. Зато достоверно известно, что в княжеских советах младшая дружина участия не принимала, что, возможно, было связано с ее многочисленностью.

    Эволюция значения слова

    Дружина была мобильна и всегда следовала за князем в качестве свиты и телохранителей. Однако, когда род Рюриковичей разделился на несколько домов, каждый из которых укрепился в определенном городе, дружина тоже стала более оседлой и постепенно стала превращаться из просто военной силы в городскую аристократию. Вместе с изменением функции княжеской дружины, значение слова тоже изменялось и стало означать не только военных, но и приближенных князя.

    В современном русском языке слово дружина означает добровольные формирования граждан, помогающие полиции в охране порядка.

    fb.ru


    Смотрите также