ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен. Культура древних времен
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН — Яркипедия
Ярославский край в древности — это лесная, речная и озерная страна, земля почти безлюдная. Кочевые народы проходили здесь, почти не оставляя следов. Земледельцы селились по берегам озер и рек. Немногочисленные и малолюдные поселения почти не сообщались друг с другом, да и не было причин сообщаться.
Жизнь в крае была нелегкой, а потому человек редко здесь надолго задерживался. Глубокая древность хранит следы культурных миграций, влияние которых на цивилизацию в крае сегодня трудно уловимо.
Картина культурного взаимодействия становится более отчетливой начиная с середины первого тысячелетия н. э. Открывается Великий Волжский путь «из варяг в арабы», который дал новую жизнь пустынной стране. Основные поселения появляются в узловых точках Волжского пути.
Согласно гипотезе финского профессора Карла Мейнандера, в ярославской окрестности находилась легендарная страна Биармия, жители которой контролировали всю северную часть нынешней Русской равнины и заплывали в далекие страны. Древненордические саги о биармах — «отголосок воображаемого величия финно-угорской первобытной эпохи». Но правильнее, вероятно, считать, что верхневолжская земля была областью влияния скандинавов-викингов, заинтересованных в безопасной торговле с Востоком.
Культурная среда в первом тысячелетии н.э. складывается под сильнейшим влиянием торговых миграций и как результат диффузного синтеза различных воздействий. Статичный этнокультурный элемент (меря) вступает в плодотворный диалог со скандинавским и славянским кочевьем. Возникают взаимодействия и с хазарскими иудаистами, с мусульманами из-за Хвалынского моря (Каспия) и, позднее, из Волжской Булгарии.
Конкретное содержание культурных обменов едва ли можно охарактеризовать на основе археологических материалов. Очевидным фактом является скандинаво-мерянский языческий культурный синтез во второй половине первого тысячелетия. Есть указания на возможные связи Ярославского Поволжья и Аландских островов ввиду присутствия в заупокойном культе в этих местах общей детали — глиняных медвежьих лап.
В конце первого тысячелетия н. э. усиливается приток на Верхнюю Волгу славян с запада и юго-запада. Постепенно славянские князья берут торговый путь под свой контроль, превращая местных жителей в своих данников. Этнокультурное нашествие славян в Верхневолжье привело на рубеже первого — второго тысячелетий к утрате мерянами своей культурной и этнической идентичности. Меряне растворились в численно преобладавшем и культурно активном славянском элементе, забыв свой язык. Однако фиксируемые элементы мифоритуальной практики свидетельствуют о сильном угро-финском влиянии в итоговом религиозно-культурном синтезе. Сюда можно, вероятно, отнести дуалистические представления о природе человека, излагаемые языческими волхвами (по Повести временных лет, 1071 г.), а также тождество медведя и Велеса, удостоверяемое ритуальным поединком воина и медведя.
Мифы и соответствующая им ритуальная практика верхневолжского язычества сложилась в результате сложных и разнообразных влияний извне, пути которых часто ускользают от наблюдения. Духовный космос древнего язычества в Верхневолжье, по всем признакам, чрезвычайно мрачен. Это связано со специфической интерпретацией основного индоевропейского мифа о поединке Бога Грозы со Змеем. Здесь этот миф оформляется представлениями о Велесе (Керемете) — медведе и об его небесном двойнике (брате), которые поделили мир так, что небо досталось благому божеству, а поднебесье — жестокому Велесу, который являет себя самыми страшными и сильными ликами. Коль скоро вся земля предана злому богу, земное существование в значительной степени обесценивается. Все земное и телесное обречено терпеть лишения и невзгоды, и только душа после смерти может вырваться из тела и достичь небесного мира (очевидно, с этим связан обряд кремирования умерших). Язычество Верхневолжья — дуалистическая религия божеств Громовержца и Велеса, религия страха перед непредсказуемой волей всемогущего земного повелителя.
Возможно, человеку была дана какая-то надежда центральным ритуалом этой религии — действием, воспроизводящим поединок небесного бога — и Велеса в образе медведя. Небесный бог, воплощаемый в сакральном обряде воином, побеждал медведя и умерщвлял его. Тем самым власть зла как будто пересекалась, однако последующее поедание мяса зверя участниками действа означало лишь их приобщение к сакральной телесности Велеса. Впрочем, ритуальная сторона древнего язычества очень туманна и едва различима в глубине веков. Типологические параллели в религиозно-культурной практике других народов позволяют строить гипотезы, но не дают окончательного ответа на вопрос о целостности мифоритуальной жизни верхневолжских язычников. Так, трудно что-нибудь сказать о формах участия предков в жизни потомков, о древних духах — хозяевах места, о возможности существования представлений о богине-матери.
Культурная топография язычества предполагает своеобразную организацию земного пространства, его качественную дифференциацию. Средоточием сакральности является небо, однако небесный бог далек от людей и не вмешивается в их жизнь. В его власти — души умерших. На земле же сакральные центры пространства не могут не быть осью страха, таинственного трепета и ввергающего в столбняк ужаса. Точка такого священного ужаса — капище: место явления Велеса (в виде ли огня, камня или медведя), жертвоприношений ему, заведомо тщетных молитв о милости, а возможно — и каких-то магических процедур. Сакральный смысл имеют и места погребений (трупосожжений), откуда протянута незримая нить к небу. По археологическим данным и легендам, языческая культура Верхневолжья — это культура таких капищ и погребений.
Более элементарная культурная антитеза противопоставляла обжитое цивилизованное пространство (поселение) дикому девственному лесу, обступавшему человеческий мир с четырех сторон. Возникавшие на водных путях поселения утопали в лесах, и лес воспринимался как враждебная среда, мир хаоса и зла, наполненный всякого рода нечистью. Лес опасен, страшен и чужд. Человек борется с лесом расчистками и во время охоты.
Языческая культура Верхневолжья была относительно статичной и менялась в основном лишь под воздействием внешних факторов, главным из которых стало появление христианства.
yarwiki.ru
ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен. История культуры: конспект лекций
1. Смена культур
В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд может показаться, что конкретная культура стремится к наибольшей устойчивости, которая бы привела к ее длительному существованию. Но между тем в истории мы наблюдаем, что определенная культура – явление временное.
Значит, изучая историю культуры, необходимо не забывать рассматривать ее как направленный процесс. Каково же это направление? Оно как раз и связано с историзмом культуры. Направленность культуры определяется как некое ее развитие во времени от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент времени, но и определять ее движение, преобразование, а также сравнивать различные временные состояния.
Но как было отмечено выше, одна конкретная культура может не только двигаться во времени, но и смениться другой конкретной культурой.
Причин здесь может быть две:
1) внешние обстоятельства, такие как экологическая катастрофа, политический кризис, завладение другой культурой и т. д.;
2) культурная реформа, основанная на преемственности культур.
С первой причиной все более или менее ясно, поэтому остановимся на рассмотрении второй – на культурной реформе. Ведь на первый взгляд установившаяся культура не бывает единственной. Помимо нее, всегда будет еще целый ряд более мелких культур, которые могут влиять на основную культуру. Иногда эти мелкие культуры могут находиться даже в оппозиции к главенствующей культуре. Это приводит к ее видоизменениям. Примером может послужить появившаяся как бы в оппозиции средневековой культура Возрождения. Несмотря на свои расхождения, эта культура вобрала в себя часть признаков оппозиционной культуры, таких как мистицизм, номинализм и т. д.
Но не всегда реформы культур проходят тихо и спокойно, когда культуры, заимствуя что-то новое, изменяются, переходят на новые этапы. Иногда конфликт между культурами является источником культурной революции. История знает ряд таких примеров.
В 1966–1976 гг. в Китае случилась культурная революция, которая привела страну к огромному кризису. Культурная революция произошла в Европе в XV–XVI вв. вследствие церковных реформ. Результатом ее стало возникновение новой ветви христианской религии – протестантизма.
С точки зрения временной, исторической классификации культуры выделены эпохи:
1) первобытная;
2) античность;
3) средневековая культура;
4) культура нового времени;
5) культура новейшего времени.
Это конечно же не все культурные эпохи, но значимые.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
41. Культура древних славян. История культуры
41. Культура древних славян
Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах.
Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских племенах II–I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвященная Велесу – богу богатства у древних славян. В 1943 г. во время оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.
В это время у древних славян очень распространен материнский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков – манизм.
Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антро-потеокосмизм, который проявлялся в том, что у них не было четкого разграничения сфер человеческого, природного и божественного.
У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводился обряд похорон Марены, символизирующей победу надзимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник Ивана Купалы (божества солнца).
Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чарами. Археологами было найдено древнеславянское святилище, относящееся ко II–IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, предназначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для других обрядов.
Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя оригинальная письменная система – узелковая письменность. Знаками служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.
На смену узелковой письменности пришло рисуночное пиктографическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.
Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир I принял христианство как единую государственную религию Руси. C началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.
Важным культурным этапом на Руси было создание письменности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885). Славянская письменность была основана на греческом письме. Существуют документы, подтверждающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
3. Культура Древнего мира | ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен | Читать онлайн, без регистрации
3. Культура Древнего мира
На смену эпохе первобытного общества приходит период, который в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.
Под Древним миром принято понимать античный период в истории Греции и Рима, а также Древний Восток, в который входят такие страны, как Египет, Индия, Китай, Двуречье (Месопотамия) и др. Остановимся на культуре Древнего Востока.
Культура Древнего Востока представлена культурами нескольких стран. Например, таких как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия. У культур этих стран есть много схожих черт, но есть и ряд отличий, обусловленных различными факторами, например географическим местоположением.
Рассмотрим культуру Древнего Египта.
Древний Египет – очень значимая страна не только для Древнего Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Египет стал первым государством на Земле, которое разрослось до великой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.
Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям.
1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свидетельствуют их язык и черты характера.
2. Древние египтяне – родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их поклонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм).
Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась египетская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности.
Каким же было государство в Древнем Египте?
Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.
Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависимости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, существовавшее многобожие никак не могло способствовать укреплению египетского государства, его централизации. Все это вылилось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV(1368–1351) объявил истинным богом солнечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнатоном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклонялись другим богам, все имущество этих храмов было конфисковано. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов.
Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру.
Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архитектура, а наиболее значительная профессия – архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени.
Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строились из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до наших времен.
Архитектура Древнего Египта уже не представляется без главного своего достояния культуры – пирамид. Пирамиды представляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней.
Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери.
По учению египетских жрецов, душа человека была бессмертна. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наиболее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство – изготовление мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место – усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего постороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно верованию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же – для фараонов.
Самая первая пирамида для фараона Джосера (2780–2680) была воздвигнута около пяти тысяч лет назад, ее архитектором был Имхотеп (около ХУШ до н. э.). Его будут чтить как великого царского зодчего и мудрого мага еще многие поколения после него.
Всего существовало около ста пирамид, из них дошла до нас только часть.
Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фараона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь – около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших известняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными плитами.
Помимо пирамиды Хеопса, в Гизе расположены другие известные пирамиды: фараона Хефрена и фараона Михерина. Все эти три пирамиды в Гизе являются одним из семи чудес света.
Ко второму тысячелетию до новой эры происходят некоторые изменения в строительстве пирамид. Они перестают быть такими грандиозными и становятся менее разорительными, поскольку строятся уже не из камней, а из кирпича.
Многочисленные грабежи пирамид привели к тому, что к первому тысячелетию пирамиды стали заменять тайными усыпальницами, хотя и их продолжали грабить. Одними из наиболее известных таких усыпальниц являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, представляющий собой скальную гробницу, и заупокойный храм царицы Хатшепсут, расположенный на трех скальных террасах в долине Дейр-эль-Бахри и сооруженный Сененмутом.
Помимо архитектуры, богатый вклад в культуру Древнего Египта внесло изобразительное искусство.
Очень часто перед дворцами или храмами ставились различные обелиски. Они были тонкими и высокими, часто сверху покрывались медью. Обелиски нередко расписывали иероглифами. Иероглиф представляет собой рисуночное символическое письмо, которое очень характерно для культуры Древнего Египта. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо.
Еще одним широко используемым изображением в Древнем Египте было каменное изображение существа с телом льва и головой человека. Такие статуи чаще всего ставились перед заупокойными храмами и назывались сфинксами. Перед пирамидой фараона Хефрена стоит самый большой из сфинксов, который был создан в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Длина этого изваяния – около 57 м. Позже, в шестнадцатом веке до новой эры, между лапами «отца трепета», как называли сфинкса за страх, который он внушал, был возведен храм.
Кроме этих памятников, существовали еще многие шедевры искусства, всевозможные статуи, стелы и другие монументы, изображавшие египетских правителей и их семьи.
Именно в Древнем Египте был создан один из самых прекрасных женских образов – скульптурный портрет царицы Нефертити, которая была женой фараона Аменхотепа IV (1368–1351).
Согласно верованиям древних египтян портретные статуи являются двойниками умерших людей. Поэтому скульптурный портрет, получил широкое распространение в Египте в древние века.
Все памятники культуры (росписи, портреты и т. д.) в Древнем Египте отличались чувством гармонии, стремлением к прекрасному, к целостности. Эта тяга к целостности и обусловливает тот факт, что в Древнем Египте были распространены архитектурные ансамбли, представлявшие собой некий синтез всевозможных видов искусства. Скульпторы, зодчие, живописцы работали сообща, создавая целостные произведения искусства, многим из которых нет равных и по сей день. У зодчих был очень необыкновенный подход к делу создавая свои памятники архитектуры, они не забывали и про очень мелкие детали, учитывали многие характеристики, такие как географическое расположение, освещенность в разное время суток и др. Это давало порой необыкновенные эффекты. Недаром зодчим часто приписывали магические силы, некоторых обожествляли.
Рассматривая изобразительное искусство Древнего Египта, не обратить внимания на его декоративно-прикладную часть. Ведь уровень, на который поднялось декоративно-прикладное искусство в то время, был очень высоким. В первую очередь это касается различных предметов посуды. Появляются всевозможные блюда и сосуды из хрусталя, алебастра. Большое развитие получило изготовление украшений. Изысканной формы, с изящной отделкой украшения изготовляли из различных материалов. В основном это были золото, драгоценные камни и т. д.
Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.
Полный текст книги купить и скачать за 39.98 руб.
velib.com
История русской культуры с древнейших времен до наших дней
Глава 20. Культура последнего десятилетия ХХ в
Отличительная особенность культуры
современной России -э-0 в ее многоликости, многообразии проявлений
творческого начала во всех областях общественной жизни. Находясь
"внутри" настоящего времени, очень…
Глава 18. Культура периода застоя
Застой, постепенно охватывавший
общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания
краткой хрущевской "оттепели", затронул и культуру. Советская культура
при Л. И. Брежневе развивалась…
Глава 15. Культурное развитие СССР в 30-е гг
Годы советской власти значительно
изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать
однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и
после нее культуре был нанесен…
Глава 14. Литература и искусство в СССР в 20-е гг
Октябрьская революция оказала
огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс
первых лет советской власти отличается большой сложностью и
многогранностью. Лидирующей сферой развития…
Глава 17. Наука и культура в период "оттепели"
азоблачение культа личности Сталина,
произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового
периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом
демократические преобразования, общая…
Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в
Предыдущий XVIII век, век
Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были
достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и
четырехклассных школ, на время снявшая проблему…
Глава 8. Русская культура I половины XIX в
Ознаменованный сменой императоров
рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап
характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими
странами и народами, общей демократизацией…
Глава 7. Русская культура II половины XVIII в
К середине столетия нововведения
Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения
западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры,
которое шло теперь во многом…
Глава 6. Преобразования Петра I в области культуры
Эпоха Петра I
(1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое
Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно
отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений,…
Глава 5. Русская культура XVII в
XVII в., являясь периодом быстрого
развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения.
Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает
трансформироваться…
Глава 3. Русская культура II половины XIII-XV вв
Монголо-татарское нашествие нанесло
серьезный урон русской культуре. Военный разгром, тяжелая дань, увод в
полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако традиция
не прервалась. Более…
Глава 2. Культура русских земель XII - I половины XIII в
К XII в. византийские новшества,
привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались
органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней
неразрывное единство. Цивилизационное…