Культура древней руси термины. Культура Древней Руси. Культура Древней Руси. Понятие культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древней Руси Основные черты древнерусской культуры. Культура древней руси термины


«Культура Древней Руси» Определение культуры

Описание презентации «Культура Древней Руси» Определение культуры по слайдам

«Культура Древней Руси»

Определение культуры Культура — материальные и духовные ценности созданные человеком.

План урока 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Письменность и грамотность Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголица Миниатюра из рукописной книги.

Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

Берестяные грамоты

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н. 12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет» . Страница из летописи Нестор Летопись – погодная запись событий

Устное народное творчество Песни Былины – это поэтические сказания о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей Сказания А. Васнецов. Богатыри. Что мы подразумеваем под термином УНТ?

Зодчество Золотые ворота в Киеве Софийский собор в Киеве XI веке Софийский собор в Новгороде Десятинная церковь в Киеве деревянное каменное

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду. Реконструкция.

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава».

Софийский собор в Киеве. 1017— 1037. Общий вид

Софийский собор в Новгороде В Новгороде , расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства , в 1052 построен собор Св. Софии. Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмоввыложены из кирпича, а своды в интерьере — частично из камня, частично из кирпича. Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах.

Зодчество и живопись Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаики Софийского собора в Киеве

Художественное ремесло Кольчуга — оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Воин в доспехах Сережка-подв еска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича

Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, для которых применяли восковую модель или каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха

Зернь Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0, 4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Сережка-подв еска Бусина, украшенная зернью

Скань (от др. -рус. скать — свивать), филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Перегородчатая эмаль Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчата я эмаль. XII в.

Домашнее задание 1. параграф10 (понедельник 20 февраля) 2. Анализа памятника архитектуры (на отдельном листе формата А 4) Как называется памятник архитектуры. Где находится архитектурный памятник. Назначение сооружения и его план. Описание архитектурного стиля. Какое впечатление производит памятник. 3. ЧЕТВЕРГ- 16. 02 : Слова , стр. 34, 63, 76 и вспомнить информацию про кн. Игоря, кн. Владимира, кн. Святослава, кн. Ярослава, кн. Владимира Мономаха, кн. Ольгу

present5.com

Тема 6. Культура древней руси.

(IХ-ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХIII ВВ.)

Понятие "культура" относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.

1. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ,

ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМЫ

1.1. Понятие "культура" чрезвычайно многозначно. В настоящее время существует около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном.

1.1.1 Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.

1.1.2. Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры.

1.1.3. Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо национального общества образует национальную культуру.

1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т.д.), возникают малые культурные миры - субкультуры (субкультура молодежи, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).

1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень, различают три ее формы - элитарную, народную и массовую.

1.4.1. Элитарная, или высокая, культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления таких слоев и создается прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но, в то же время, имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и т.д.).

На развитие высокой культуры значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда регламентировать ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

1.4.2. Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

1.4.3. Народную культуру не следует путать с массовой. Продукция массовой культуры также предназначена для широких масс и учитывает некоторые их вкусы и запросы. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличии от нее всегда является авторской. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В большинстве случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Окончательное оформление массовой культуры состоялось в середине XX века и связано с развитием средств массовой информации.

2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

2.1.1. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.

2.1.3. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

2.2. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

2.3. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.

2.4. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

2.4.1. Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.

2.4.2. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

3. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей.

3.2.1. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет боле раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда - наоборот.

3.2.2. В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

3.3. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити.

3.4. Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки.

4. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.

4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

4.2.1. Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.

Переводились также исторические произведения и хроники.

4.2.2. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

- Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные ("по летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. "Повесть временных лет" дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие русской земли. С ХII в. расцвет получает летописание местных феодальных центров.

- Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

- Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

- Особую группу памятников древнерусской литературы составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину.

- Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве", (конец ХII в.) призывающее к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Своеобразие "Слова о полку Игореве" обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем ("Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве"), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов.

5. АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

5.2. Каменное строительство начинается в конце X в.

5.2.1. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм (см. схему) стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов, № 2 на схеме) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (№1). В восточной части здания (алтарной, №3)) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (№5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры (№4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей.

В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.), и Новгороде (1052 г.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.).

5.2.2. Светские постройки. Одновременно с храмами из камня строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятниками гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.).

5.3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, "башенность". Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.

5.4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

5.4.1. Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

5.4.2. Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова - Преображенский собор Мирожского монастыря.

5.4.3. В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство в Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.

6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

6.1.1. Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве, приводит к выводу о влиянии русских мастеров на своих византийских учителей. Основная тематика фресок - изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

6.1.2. Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения не получила. После ХII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

6.1.3. Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках ("Владимирская Богоматерь"), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая". Древнейшие русские миниатюры сохранились в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.

6.3. Монументальная скульптура не получила значительного развития в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широкое распространение получила лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.

8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное развитие получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработка кожи и дерева.

Развитие народного прикладного искусства создавало основу для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

9. МУЗЫКА.

В средневековой Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение.

9.1. Народная музыка. Большое распространение получил на Руси песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах. гуслях. В светской музыке еще не произошло выделение элитарных форм, чему способствовала любовь к народным играм и празднествам. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта. плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым песенным фольклором.

9.2. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие только древнерусским народам.

10. ИТОГИ

10.1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.

10.2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

10.3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что Вы понимаете под "культурой", каковы ее базисные элементы?

2. В чем проявляется социальная сущность культуры?

3. В чем различия между элитарной, народной и массовой формами культуры?

4. Каким образом христианизация Руси отразилась на развитии ее культуры?

5. Приведите примеры влияния язычества на культуру современного общества.

6. Когда на Руси возникает первая письменность? Когда и под влиянием каких факторов она приобретает широкое распространение?

7. Назовите основные литературные жанры, получившие развитие в Киевской Руси.

8. В чем проявилось влияние Византии на архитектуру Древней Руси и в чем заключается самобытность русского каменного зодчества?

9. Каковы отличия между архитектурными стилями разных русских земель?

10. Расскажите об особенностях русского изобразительного искусства. Чем они обусловлены?

11. Расскажите о развитии древнерусского прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов М.В. Сокровища русского искусста. XI-XVI вв. Л.,1971

2. Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1983

3. История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980

4. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973

5. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. М., 1983

6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974

8. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. С-Пб., 1993

9. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984

10. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999

11. "Слово о полку Игореве" и его время / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1985

13. "Слово о полку Игореве". 800 лет // Альманах библиофила. Вып. 21. М., 1986

studfiles.net

Культура Древней Руси. Понятие культуры

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Sistema_otsenivania_tematicheskiy_kontrol_otvety.pdf, shpargalki_lichnosti.pdf, Экологическая викторина «Берегите Землю! Берегите!».docx, Sistema_otsenivania_tekuschiy_kontrol_otvety.pdf, shpargalka_voprosy.pdf, Слайды к Викторине «Какие цветы нас лечат.pptx.pptx, kultura_17_vek.pdf, Kultura_XIX_veka.pdf, istoricheskie_portrety_deyateley.pdf, I_V_Kurukin_Universalny_spravochnik_EGE_po_is.pdf и ещё 7 файл(а).Показать все связанные файлы Культура Древней Руси.Понятие культурыКультура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.Материальная культураВ традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).Духовная культураДо принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез двух религий.В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций "языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.Правовая культураПравовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.Грамотность и просвещениеПисьменностьПо некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – "руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.ЛитератураС глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.Письменная литератураНаиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. «Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.Два наиболее известных автора:II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народеВ конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.АрхитектураОсновным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.ЖивописьВ основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.Вокально-музыкальное и сценическое искусствоНародные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные актеры – скоморохи.ВыводыДревняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был "золотой век", "русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

перейти в каталог файлов

polytol.ru

Культура Древней Руси Определение культуры Культура

Описание презентации Культура Древней Руси Определение культуры Культура по слайдам

Культура Древней Руси

Определение культуры Культура материальная духовная Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе. 1. Что относится к материальной культуре? 2. Что относится к духовной культуре?

План урока 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Устное народное творчество Песни Былины Сказания Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А. Васнецов. Три богатыря. Что мы подразумеваем под термином УНТ? Вы узнали отрывок?

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н. 12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет» . Страница из летописи Нестор Летопись – погодная запись событий

Письменность и грамотность Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголица Миниатюра из рукописной книги.

Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

Берестяные грамоты От Гостяты к Василю. «Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»

Берестяные грамоты

Зодчество и живопись Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3, 5 километра. План Киева в середине XII века.

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью. Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава».

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду. Реконструкция.

Софийский собор в Киеве. 1017— 1037. Общий вид

Зодчество и живопись Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв. м. мозаик и 3 тысячи кв. м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаики Софийского собора в Киеве

Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней , свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве Иконопись

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Мог быть “лицевым” и “словесным”Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве . Иконопись

Софийский собор в Новгороде В Новгороде , расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства , в 1052 построен собор Св. Софии. Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере — частично из камня, частично из кирпича. Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах.

Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха

Художественное ремесло Кольчуга — оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Воин в доспехах Сережка-подв еска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича

Зернь Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0, 4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Сережка-подв еска Бусина, украшенная зернью

Скань (от др. -рус. скать — свивать), филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Перегородчатая эмаль Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчата я эмаль. XII в.

Проверим себя…

Ресурсы http: //gramoty. ru/index. php? act=full&id=207 http: //gramoty. ru/index. php? no=9&act=full&key=b http: //gramoty. ru/index. php? no=366&act=full&key http: //www. bibliotekar. ru/rus. Novgorod/66. htm http: //museum. edu. ru/catalog. asp? cat_ob_no=1217 http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? ob_no=14995& http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? ob_no=13616& http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? ob_no=14995& http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? cat_ob_no http: //www. expressiysv. kiev. ua http: //ru. wikipedia. org/wiki http: //www. jewellerymuseum. ru/russia.

present5.com

Культура Древней Руси Определение культуры Культура

«Культура Древней Руси»

Определение культуры Культура — материальные и духовные ценности созданные человеком.

План урока 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Особенности культуры Древней Руси p p Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Письменность и грамотность Алфавиты кириллица и глаголица Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Миниатюра из рукописной книги.

Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр. Граффити

Берестяные грамоты

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н. 12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет» . Нестор Страница из летописи Летопись – погодная запись событий

Устное народное творчество Что мы подразумеваем под термином УНТ? Песни Былины – это поэтические сказания о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей Сказания А. Васнецов. Богатыри.

Зодчество p деревянное p p p каменное Золотые ворота в Киеве Софийский собор в Киеве XI веке Софийский собор в Новгороде Десятинная церковь в Киеве

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду. Реконструкция.

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

Софийский собор в Киеве. 1017— 1037. Общий вид

Софийский собор в Новгороде В Новгороде, Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах. расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св. Софии. Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.

Зодчество и живопись Мозаики Софийского собора в Киеве Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Художественное ремесло Воин в доспехах Сережкаподвеска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича Кольчуга оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.

Художественное ремесло p Гривна Владимира Мономаха Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, для которых применяли восковую модель или каменные формочки.

Зернь p Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0, 4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Сережкаподвеска Бусина, украшенная зернью

Скань p Скань (от др. -рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Перегородчатая эмаль p Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

Домашнее задание 1. параграф10 (понедельник 20 февраля) 2. Анализа памятника архитектуры (на отдельном листе формата А 4) p p p Как называется памятник архитектуры. Где находится архитектурный памятник. Назначение сооружения и его план. Описание архитектурного стиля. Какое впечатление производит памятник. 3. ЧЕТВЕРГ- 16. 02: Слова , стр. 34, 63, 76 и вспомнить информацию про кн. Игоря, кн. Владимира, кн. Святослава, кн. Ярослава, кн. Владимира Мономаха, кн. Ольгу

present5.com

Культура древней Руси Основные черты древнерусской культуры

Культура древней Руси

Основные черты древнерусской культуры • Традиционализм, авторитет старины • Господство религиозного мировоззрения • Характерно накопление знаний (как таковой науки еще не существовало) • Открытость (восприятие элементов других культур) • Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян • Одним из главных мотивов древнерусской культуры был патриотизм

I. Просвещение и Литература • Остромирово Евангелие • Написано в 10561057 гг. • Древнейшая книга, созданная на Руси

Повесть временных лет • Повесть временных лет - также «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сво дов начала XII века • Описывает события с библейских времен • Написана монахом Киево. Печерского монастыря Нестором около 1113 года

Слово о законе и благодати • Иларион - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, Первый митрополит русского происхождения (а не византийского) в Древнерусском государстве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030— 1050). • Слово о Законе и Благодати, произнесенное в 1049 г. В честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. • В первой части восхваляет идеи христианства. Во второй, славит Владимира – крестителя Руси. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, достойному продолжателю дела Владимира

II. Архитектура • На Руси было развито деревянное зодчество. До конца X в. – постройки исключительно деревянные (избы, княжеские и боярские терема, городские крепости) • Характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней • Украшения – художественная резьба по дереву • После принятия христианства византийские мастера стали строить на Руси каменные храмы • Первые русские каменные храмы строились в строгом соответствии с архитектурными традициями Византии

Десятинная церковь в Киеве • Сразу же после Крещения Руси князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) • На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов – отсюда и его название • Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором • В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян

Софийский собор в Киеве • В честь победы над печенегами в 1036 Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси – Киеве. • Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции • Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого Реконструкция

Софийский собор в Киеве • В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. • В 1385— 1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. • На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Современный вид

Золотые ворота в Киеве • В том же 1037 году, что и Софиский собор в Киеве были сооружены Золотые ворота

Софийский собор в Новгороде • Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и других городах. • Самым замечательным из них был Софиский собор в Новгороде – единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений • София стала символом Великого Новгорода

Схема 4 -х столпного крестово-купольного храма Основные особенности архитектуры • Крестово-купольный тип храма (пришедший из Византии) • Русские элементы: многоглавие, пирамидальность, башенность • Владимиро-Суздальская школа славилась ажурной белокаменной резьбой • Новгородская и Псковская архитектура отличались строгостью и простотой форм • В Смоленской и Черниговской земле раньше всего стали использовать кирпичную кладку

III. Художественное ремесло

Мозаика Фреска Богоматерь Оранта, XI в. Киевская София Феофан Грек. Пантократор (Вседержитель), 1378

Владимирская икона Божией Матери • По церковному преданию ее написал евангелист Лука с натуры. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке. • На Русь попала из Византии вначале XII века как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха. • Сначала Владимирская икона находилась в женском монастыре недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году перенес икону во Владимир • Во время нашествия Тамерлана при Василии I 1395 была перенесена в Москву • Сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее

Скань (филигрань) • Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, сереб ряной или медной пр оволоки, гладкой или свитой в верёвочки • Скань – старославянское слово, филигрань - латинское

Зернь Чернь

Перегородчатая эмаль

present5.com