Архаика древней греции архитектура. Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего мира. Архаика древней греции архитектура


Искусство Греческой архаики | История архитектуры

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Лучшие произведения мастеров архаической вазописи были подлинными художественными созданиями, и, видимо, сами мастера относились к ним со всей серьезностью и ответственностью. Не случайно поэтому многие вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда и двух — горшечника и художника. Это указывает на выросшее чувство ценности личности и ее дарований. Конечно, художественно выполненные и богато расписанные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд. И все же расцвет вазописи тесно связан с творческим отношением ремесленника к своему труду и с его глубоким пониманием единства практической и эстетической ценности вещи, которое так свойственно народному искусству.

В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась довольно стройная, хотя и допускающая отдельные вариации система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Так, амфора предназначалась для хранения вина и масла; кратер — для смешивания (во время пира) воды с вином; из килика пили вино; в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. По сравнению с керамикой гомеровского периода формы и пропорции ваз стали строже и красивее. Своим ясным, тонко почувствованным ритмом, соразмерностью всех частей греческие вазы превзошли сосуды и Древнего Египта и Эгейского мира. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы.

Эволюция вазовых росписей шла от схематичных и отвлеченно-декоративных изображений к композициям развернуто сюжетного характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев. Смелые реалистические искания художников-вазописцев часто опережали развитие скульптуры.

Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентадизирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Центрами этого направления были торговые города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. Вазы с островов Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались нарядностью росписи, носившей в основном декоративный характер. Росписи эти выполнялись коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до буровато-коричневого. Целый ряд мотивов орнамента благодаря торговым и культурным связям был заимствован с Востока. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел.

В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины; иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора одежды, волос и т. п. по поверхности лака. Последовательно проходившая перед зрителем вереница фигур развертывала ясную и понятную ленту повествования.

Так, на одном коринфском кратере середины 6 в. до н.э. изображен бег колесниц, медные треножники, предназначенные в награду победителю, и зрители, приветствующие победителей.

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного, из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, — Керамик — превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима около 560 г. до н.э. (так называемая «Ваза Франсуа»), может дать представление обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Рисунок на огромном кратере разбит на ряд поясов. Большинство из них носит конкретный сюжетный характер и посвящено рассказам о целом ряде событий (охота на каледонского вепря, состязание колесниц и т. п.). Центральную часть занимает изображение бракосочетания родителей Ахилла — Пелея и Фетиды. Ниже изображен Ахилл, преследующий Троила; самый нижний ряд заполнен изображениями животных и чудовищ. Человеческие фигуры лишены какой-либо индивидуальной характеристики: они плоскостны, и их движения резки и угловаты; животные (особенно лошади) точнее по рисунку, изящнее и живее. Каждая полоса в отдельности дает затейливый ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ, изобилующий подробностями; оформление вазы в целом представляет собой явный пример перехода от «коврового» заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий. В его руках мифологические сказания и эпизоды из гомеровского эпоса превратились в выразительные сцены, хотя он сохранил еще ограниченные стороны силуэтного рисунка. Таков, например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости; их восклицания написаны тут же, рядом с фигурами.

Представление о высоком мастерстве Эксекия дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции. Изображен миф о Дионисе - о его чудесном спасении от морских разбойников, которых он превратил в дельфинов. Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг. Разбросанные по полю композиции дельфины с выгнутыми спинами создают полную беспокойного движения игру линий, напоминающую о плеске волн. Большая по сравнению с ними ладья со стремительно выгнутой линией борта, с наполненным ветром парусом как бы плавно скользит по поверхности моря. Прихотливый узор виноградной лозы, выросшей на мачте, венчает композицию.

Если килик Эксекия поражет утонченной поэзией и глубоким пониманием гармонии композиции, то росписи Андокида (третья четверть 6 в. до н.э.) замечательны смелым введением в силуэтную чернофигурную вазопись обильных реалистических мотивов, вступающих норой в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи. Хорошее представление о творчестве Андокида может дать амфора, выполненная в его мастерской, с изображением Геракла и Цербера (Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Следует отметить живое движение Геракла, ставшего на одно колено и приманивающего Цербера.

Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи, диктуемой характером события.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи — к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне. Законченные образцы новой техники были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру все художественные возможности краснофигурной вазописи были раскрыты уже в период классического искусства.

Таким образом, в вазописи, как и в архитектуре, к концу архаического периода получили исключительно важное значение реалистические тенденции, во многом подготовившие победу реализма в искусстве Греции эпохи классики.

***

Гораздо более противоречивым было развитие архаической скульптуры.

Почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. На этих статуях, несших в себе сковывающие и далекие от жизни древние традиции, лежала печать канонической схемы, не позволявшей художникам нарушать правила, установившиеся для изготовления такого рода культовой скульптуры. В отвлеченности и даже иногда геометризме форм сказывались приемы, идущие еще от искусства гомеровского периода.

К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея.

«Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.), принесенная в дар богине некоей Никандрой (как следует из надписи на статуе), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, Ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды. Происхождение такой статуи от примитивного древнего ксоана не вызывает сомнений, и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.

Что в данном случае нельзя говорить только о неумении изобразить человеческую фигуру или о недостатке мастерства, ясно видно на примере статуи «Геры» с острова Самоса (первая половина 6 в. до н.э.), сделанной примерно через сто лет после предыдущей. Художник, создавший эту статую, очень хорошо передал различные ткани — тяжелой верхней и тонкой нижней одежды, тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции Этой женской фигуры. Однако статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело; она кажется скованнее и мертвеннее, чем самые условные из египетских статуй. По сравнению с искусством гомеровского периода здесь есть, конечно, много нового и прежде всего — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры. Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит: задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества.

В статуе «Богини с гранатовым яблоком» (6 в. до н.э.) сохранилась, в противоположность статуе «Геры», голова, лишенная, как и вся статуя, живого выражения. От этого лишь нагляднее становится общий условный характер такого рода религиозной скульптуры, близко напоминающий аналогичное искусство Древнего Востока. Но складки одежды, симметричными изгибающимися линиями идущие сверху вниз, общая изысканность силуэта и нарядная расцветка придают статуе при всей ее манерности своеобразное чувство праздничности.

«Восточным», ориентализирующим духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов), расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные статуи, похожие на каменные глыбы с сухо прочерченными линиями складок одежды, были сделаны очень поздно — в середине 6 в. до н.э. Образы правителей (имя одного из них — Харес — сохранилось в надписи на статуе) трактованы как торжественные культовые изображения. Можно представить себе, что таким могло стать все искусство Греции, если бы в нем не победила передовая гуманистическая и демократическая тенденция художественного развития.

Статуи, созданные художниками этого консервативного и условного направления, нередко были колоссальных размеров, также подражая в этом смысле Древнему Востоку. Такой была, например, несохранившаяся бронзовая статуя Аполлона в Амиклах (6 в. до н.э.), известная по описаниям и изображениям на монетах и достигавшая около 13 м в высоту. Судя по описанию Павсания, этот Аполлон был похож на медную колонну с приставленными к ней головой и руками.

Было бы, однако, совершенно неправильно считать, что в архаической скульптуре господствовало отвлеченное мировоззрение и преобладала мертвая и условная торжественность. Наряду с чуждыми реализму тенденциями, затруднявшими живое развитие искусства, в архаической монументальной скульптуре были тенденции более жизнеспособные и более передовые, и за ними оказалось будущее.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э. первоначально, по-видимому, на Пелопоннесском полуострове. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса — сильного, мужественного героя или воина — был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, — они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях, которые сами изменили свое первоначальное значение празднеств в честь умершего.

Это выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — показывало, что архаическое греческое искусство путем возвеличивания лучших, самых сильных и самых мужественных граждан начало ставить задачи общественного воспитания людей, утверждая передовые этические идеалы своего времени. Хотя в куросах не было никакого индивидуального, портретного характера и никакого определенного переживания, в них явственно ощущался общий дух суровой мужественности и собранной энергии, который сближал строй этих статуй с идейным содержанием ранней дорической архитектуры.

Общее развитие типа куроса шло в сторону все большей верности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма, ухода от условной декоративной орнаментальности в трактовке деталей. Однако до самого конца 6 в. до н.э. сохранялся фронтальный и неподвижный строй этих статуй, словно выключавший их из реального пространства, из реальной жизни. Это глубокое противоречие самого типа статуи куроса — между их общественным содержанием и традиционной условностью формы — не могло быть разрешено архаическим искусством. Для этого понадобились радикальные сдвиги и перемены в человеческом сознании, которые произошли после реформ Клисфена и окончания греко-персидских войн. Черты ранней дорической трактовки типа куроса очень наглядно выражены в скульптурной группе Полимеда Аргосского, посвященной легендарным героям — Клеобису и Битону. От этой группы сохранилась лишь одна целая статуя, другая дошла в обломках. Полимед, работавший в Аргосе на Пелопоннесе, — одно из первых исторически достоверных имен мастеров греческого искусства; жил он в первой половине 6 в. до н.э.

Для «Клеобиса» (или Битона, так как неизвестно, кто из них изображен в сохранившейся статуе) характерна резко и довольно еще грубо подчеркнутая структура человеческого тела; он поставлен строго фронтально и почти симметричен, если не считать того, что его левая нога выдвинута вперед, условно изображая движение фигуры. В этом изображений физически развитого и хорошо подготовленного к борьбе бойца-гоплита его духовные качества (мужественность, сила духа, решимость и т. п.) показаны еще в самой примитивной и неопределенной форме.

Другим примером ранней статуи куроса может служить курос Метрополитенского музея в Нью-Йорке, более стройный, но не менее схематичный по своей форме (в особенности это относится к геометризированному и орнаментальному исполнению деталей головы).

К середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться более живыми и человечными, мышцы тела стали моделироваться лучше, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению очень часто повторяющейся в архаической скульптуре схемы так называемой «архаической улыбки». Улыбка эта имела вполне условный характер, но все же она, видимо, должна была выражать состояние той жизнерадостности и уверенности в своих силах, которыми был проникнут весь образный строй статуи. Правда, нередко эта «архаическая улыбка», чрезмерно подчеркнутая и орнаментально трактованная, придает куросам несколько манерный облик (как, например, в так называемом «Аполлоне Тенейском», сделанном в первой половине 6 в. до н.э.).

Так называемый «Аполлон Птойос» (из Беотии) является хорошим образцом куроса времен поздней архаики. Более точная моделировка формы, благородство пропорций и верное чувство строения человеческого тела придают этой статуе несравненно большую жизненную убедительность; ее строгая простота гораздо более соответствует образу героя, чем преувеличенно подчеркнутая физическая сила более ранних куросов. Тем более неоправданной выглядит здесь традиционная схема фронтальной и неподвижной композиции.

В статуях куросов и других произведениях монументальной архаической скульптуры есть несомненная близость к искусству Древнего Египта, которое было известно в Греции и могло служить примером для греческих художников до тех пор, пока новые идейные задачи греческой демократии окончательно не переросли традиции и влияния искусства Древнего Востока.

Сковывающие тенденции условного и отвлеченного решения человеческого образа в архаическом греческом искусстве особенно наглядно проявились в тех скульптурных произведениях, где нужно было изображать движение.

К таким произведениям относилась статуя богини победы — Ники — с острова Делоса, выполненная в первой половине 6 в. до н.э. ионийским (хиосским) мастером Архермом. Эта статуя стояла на высокой колонне; фигура вырисовывалась на фоне неба и была рассчитана только на одну точку зрения — спереди. Ника была изображена летящей; статуя дошла до нас сильно поврежденной, но ее первоначальный вид можно представить себе по сохранившемуся фрагменту. Движение было изображено в полной мере символически: верхняя часть тела дана в фас, как и изогнутые, поднятые вверх крылья, а согнутые в коленях ноги — в профиль, без всякой связи с неподвижным торсом. Орнаментальные завитки волос, условная архаическая улыбка и яркая раскраска довершали общее нарядное декоративное впечатление от этой статуи. Однако ни схема «коленопреклоненного бега» (как был назван археологами этот наивный прием изображения движения), ни общая плоскостность и узорность всей фигуры не передавали реального движения.

Чаще, чем в круглой скульптуре, но большей частью столь же условно изображалось движение и в архаических рельефах 7 в. и первой половины 6 в. до н.э.

Такой характер имел, например, рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу (первая половина 6 в. до н.э.), очень плоскостный и примитивный. В центре этого фронтона находилась большая фигура летящей горгоны Медузы с двумя симметрично расположенными лежащими пантерами по сторонам от нее; по углам фронтона были изображены битва Зевса с гигантом и сидящая Гея. Таким образом, фронтон этот не был посвящен единому событию, а объединял различные (и данные к тому же в очень разных масштабах) фигуры, связанные лишь общим декоративным замыслом. «Коленопреклоненный бег» Медузы изображал ее полет по той же схеме, что и в «Нике» Архерма.

Попытки преодолеть чисто внешний, декоративный способ объединения фигур и показать их взаимную связь через единство действия все же были. Такие попытки видны в рельефных метопах одного из многочисленных храмов в Селинунте (на острове Сицилии) так называемого храма «С» (первая половина 6 в. до н.э.). Наряду с рельефами, выполненными в совершенно плоскостной декоративной манере («Похищение Европы»), среди метоп этого храма есть и такие, где фигуры объемны и их действиям придана наглядность, хоть и очень наивно выраженная. В рельефе «Персей, убивающий Медузу», Персей, напутствуемый Афиной, настигает убегающую Медузу и отрубает ей голову мечом. Однако и Персей, и Афина, и Медуза, вопреки естественным требованиям сюжетной ситуации, повернуты лицами к зрителю, лишь ноги их поставлены в профиль (а «бег» Медузы изображен по привычной схеме). Лица всех трех фигур совершенно одинаковы. Как в этой метопе, так и в другой, где изображен Геракл, несущий карликов-кекропов, фигуры поставлены строго вертикально, ноги и руки резко согнуты под прямым углом, как бы повторяя углы метопы.

Такой условный прием изображения движения держался долго. Еще в середине 6 в. до н.э. он с необычайной последовательностью был применен в метопе одной из сокровищниц в Дельфах, где были изображены Диоскуры, похищающие быков. Однообразное повторение следующих друг за другом фигур и столь же одинаковых групп идущих «в ногу» быков превращает этот рельеф почти что в орнаментальный узор, украшающий архитектурное сооружение.

Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Они явно противоречили тем условным и декоративно-орнаментальным схемам, каких было столь много в ранней архаике. Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и в художественной культуре Греции.

Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Произведения аттической школы этого времени отличаются глубоким чувством пластики и объемности человеческого тела; мотивы движения в аттическом архаическом искусстве значительно реальнее, чем в дорическом. Лучшие, наиболее передовые скульпторы Ионии нашли применение своим исканиям именно в Афинах, а не на родине. Сочетание достижений дорической и ионической школ на основе развития местной аттической традиции — характерная особенность искусства Аттики.

Афины были свободны от односторонности развития других, преимущественно земледельческих или преимущественно торговых полисов, и процесс формирования рабовладельческого полиса проходил здесь в наиболее последовательной и органической форме. Особенно большое значение здесь получил демос, уже очень рано ставший чрезвычайно грозным врагом для аристократии. В истории Афин с наибольшей полнотой выразились все характерные черты рабовладельческой демократии полиса и его культуры.

Поэтому уже к концу 6 в. до н.э. искусство аттики становится самым прогрессивным; на основе его реалистических исканий складываются наиболее плодотворные предпосылки перехода к искусству классики.

Очень большая разница между аттической скульптурой первой половины 6 в. до н.э. и скульптурой второй половины века свидетельствует о быстроте развития искусства Афин в архаический период. Найденные на Афинском акрополе фрагменты фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине века, говорят о еще очень условном и примитивном характере аттической скульптуры в то время. Эти фрагменты, относящиеся к сцене битвы Зевса с фантастическим трехглавым чудовищем Тифоном, интересны, в частности, тем, что на них очень хорошо сохранилась раскраска. Архаического художника не смущали ярко синяя борода Тифона и красный цвет его лица или сочетание зеленых, желтых и красных волос, покрывающих огромный змеиный хвост чудовища (кстати сказать, очень хорошо заполняющий низкий угол треугольника фронтона).

Во второй половине 6 в. до н.э. наиболее значительные черты аттической школы начали выступать вполне явственно. К этому времени художественная жизнь Афин стала очень интенсивной, что объяснялось подъемом экономической мощи и культуры Аттики.

Одна из фронтонных композиций второго Гекатомпедона в Афинах, который был перестроен из старого, писистратовского, около 530 г. до н.э., изображала битву богов с гигантами и резко отличалась от скульптурной декорации прежнего храма. В ней на смену плоскостной резьбе окончательно пришло пластическое, объемное изображение фигур действующих лиц. Главное внимание мастера было обращено на выразительность движений борющихся тел. Контраст между орнаментальным характером более ранней аттической скульптуры и жизненно конкретными чертами этих новых скульптурных произведений Аттики подучил здесь свое яркое выражение.

Среди фрагментов фронтонных скульптур второго Гекатомпедона особенно жизненно выразительна группа, изображающая Афину, которая повергает на землю гиганта Энкелада. Развертывание фигур в одной плоскости, несколько искусственное и нарочитое, так же как и орнаментальная трактовка волос Афины, напоминает, что эта скульптура еще не разрывает рамок архаического искусства. Но в лице Афины есть уже такая ясная соразмерность и одухотворенность, каких раньше греческое искусство не знало.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Эти статуи были созданы не только художниками Афин, но и приезжими ионийскими скульпторами, включившимися в общую работу над украшением выросшего и разбогатевшего города. Среди них особенно выделяются «Девушка в пеплосе» и знаменитая статуя девушки, обычно просто называемая «Кора с Акрополя».

В первой из них особенно хорошо лицо, оживленное ясной, словно немного удивленной улыбкой. Вторая, хорошо сохранившая первоначальную раскраску, отличается верностью и стройностью пропорций, тонкостью и изяществом улыбающегося, хотя и неподвижного лица. Традиционная фронтальность и застылость позы сочетаются здесь с жизненно правдивой передачей всего облика девушки. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос, словно струящиеся и бегущие в мерном и вместе с тем разнообразном ритме, придают этой статуе праздничный и радостный, необычайно жизнеутверждающий строй. Среди всех скульптурных произведений, дошедших до нас от периода архаики, эти акропольские коры несут в себе больше всего предвестий классического искусства. Вместе с тем в них как бы подведены итоги развитию художественного языка архаики. Наивный схематизм искусства гомеровской Греции остался далеко позади, но и пластическая свобода искусства классики оказывалась еще недостижимой. Представление о ценности человека раскрывалось еще в значительной мере косвенно — в праздничном характере целого, в исполненном острого чувства изящного силуэте фигуры.

Живые черты есть и в рельефных изображениях на аттических надгробных плитах или стелах, относящихся к концу 6 и самому началу 5 в. до н.э. Так стела Аристиона дает строгий и спокойный образ гражданина-воина. Аристион изображен в профиль, с копьем в руке. Рельеф очень плоский, но тонкое чувство соотношения планов и несомненное знание строения человеческого тела позволили мастеру достичь достаточно ясной материальности и объемности изображения.

Передовые мастера конца архаики во многих других городах-государствах Греции в целом шли по пути, близкому к достижениям аттической школы и, возможно, иногда под непосредственным воздействием искусства Афин. Так очень близким к принципам аттической школы было найденное в Беотии и выполненное в самом конце 6 или начале 5 в. до н.э. Алксенором, скульптором с о. Наксоса, надгробие, на котором изображен человек, закутанный в длинный плащ (гиматий), стоящий скрестив ноги и опершись на посох; у его ног прыгает собака, стремясь привлечь внимание хозяина. Чувство одухотворенности и жизненной выразительности движения человека подводит эту вещь вплотную к искусству ранней классики. Но вместе с тем некоторый схематизм в моделировке формы и неточности в передаче ракурса, а также столкновение нового реалистического понимания композиции с условностью в трактовке формы говорят о том, что грань, отделяющая искусство архаики от искусства классики, еще не перейдена.

Насколько далеко ушло живое развитие аттического искусства конца 6 в. до н.э. наглядно показывает прекрасный рельеф «Гермес и хариты», при всех своих ясно ощущаемых архаических чертах полный необычайно естественного и правдивого движения и чувства.

Под несомненным воздействием аттического искусства возникли в городах северного Пелопоннеса опыты более живой трактовки традиционных статуй куросов. Сохраняя всю монументальную строгость и фронтальность статуи и стремясь в то же время придать ей некоторое движение, эти пелопоннесские мастера стали отставлять и сгибать одну ногу куроса, сгибать в локте руку и применять другие такие же приемы, придававшие спокойно стоящей фигуре некоторое оживление. Представление об этих исканиях дает бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., так называемый «Аполлон из Пьомбино», воспроизводящая утраченную статую работы скульптора Канаха, относительно еще очень мало отличающуюся от старого типа куроса и в то же время трогающую своей несомненной живой правдивостью. Как и в «акропольских корах», мы находимся здесь на пороге классического искусства.

totalarch.ru

Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции.

Обратная связь

Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора).

В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента). Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).

Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте. Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя. Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения". Характерные черты.Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический. Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии. Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом. Характерные черты. Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими. Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера. Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.



pdnr.ru

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции

Содержание

Введение

. Архитектура Древней Греции

. Типы древнегреческих храмов

. Храмы в дорическом стиле

. Парфенон

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

Период архаики (VIII - начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею - искусство и архитектура.

Третий период - эпоха эллинизма (320-е годы IV в.- I в. н. э.) - время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.

В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.

Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Греки доводили обработку архитектурных построек и всех без исключений деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности, обогащали скульптурой. Архитектура Древней Греции всегда поражала меня уже одним своим строгим силуэтом, гармоничностью и пропорциональностью простых форм и четких линий, которые сообщали ей устремленность ввысь, в бесконечно голубое небо. Она настолько торжественно эмоциональна. Такая солнечная и воздушная. Несмотря на монументальность некоторых храмов, они не подавляют своими размерами, а вызывают чувство умиротворенности и душевного полета.

Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание - стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие - антаблемент с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, которому был посвящен храм. Пройти к ней можно было через дверь с восточной стороны. Освещение внутри храма было естественное - через решетку при входе (оттуда проникал в храм солнечный свет).

Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер - одно из величайших изобретений греческих архитекторов. Это порядок соотношения опоры, несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественную систему стоечно-балочной конструкции. Опора может существовать в виде подия, многоступенчатого стереобата, может и отсутствовать, быть оформлена иначе. Несущая система - это стена или колонна. Несомая - антаблемент, находящийся сверху.

В архитектуре Древней Греции существует три ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Первые два возникли в период архаики.

Дорический ордер - самый прочный и тяжеловесный. Колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного каннелюрами, которые делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность ее гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать ее округлость и производило игру света и тени. Капитель завершала ствол колонны. Капитель состояла из эхина - круглой каменной подушки и абака - невысокой плиты, принимающей давление антаблемента. Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Колонны этого ордера помещались преимущественно внизу архитектурного сооружения.

Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы - прямоугольные плиты квадратной формы - заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помешается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.

Примерами дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее. Колонна этого ордера олицетворяет грациозность женщины. Она выше, стройнее и более пропорциональнее дорической, имеет базу, покрыта каннелюрами в большем числе, причем они врезаны в нее гораздо глубже, отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа колонны, оканчиваясь закруглением. Капитель ионической колонны представляет собой два изящных завитка - волюты.

Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз украшает лента непрерывного рельефа, который опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Постройки ионического ордера - храмы Артемиды в Эфесе, храм Геры на острове Самос, а также храмы святилища в Дельфах.

В греческом зодчестве существовал еще один ордер - коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной легкостью. Коринфская колонна тоньше и стройнее, чем ионическая, хотя очень на нее похожа, однако, капитель и абак совершенно иные. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Венчает колонну пышная корзинообразная капитель с растительным орнаментом из листьев аканфа и спиралевидными усиками винограда по углам, абак имеет форму квадрата с отсеченными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розетка. В многоэтажных постройках колонны этого ордера располагали сверху.

Примеры коринфского ордера - храм Аполлона в Басах, храм Зевса в Афинах (рис. 1).

Ордер был общей системой правил и эстетических норм, но древние зодчие при возведении каждого храма применяли их творчески. Поэтому композиция греческих храмов была различна и ордерные стилистические элементы использовались в каждом из типов сооружений особо.

2. Типы древнегреческих храмов

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т.е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма - простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип - амфипростиль. Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2? + 1, где ? - количество колонн на переднем фасаде.

Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

Существовал в Греции еще один вид храма - круглый периптер, где святилище - целла - имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн (рис 2).

3. Храмы в дорическом стиле

К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 - начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде - 6, на боковых - 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.

В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал - камень.

Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения - типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.

Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) - большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).

Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).

Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота - 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.

4. Парфенон

архитектура греция храм парфенон

Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя (рис 5).

Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов - Иктина и Калликрата. Но по свидетельству жившего до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера (рис 3). Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) - трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт с черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания - 1,9 м, у угловых колонн - 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника.

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный - постикумом.

Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр. (рис 4).

В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

Заключение

И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время правления Перикла или по-другому на «классический период».

Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому.

Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом величественном и почётном храме того времени Парфеноне.

В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.

Список использованных источников

1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева - М.: Искусство, 2005. - 370 с.

2.Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М. Колобова. - СПб.: Нева, 2001. - 250 с.

.Лурье С.А. История Греции / С.А. Лурье. - СПб: Изд-во Санкт - Петербургского унив-та, 2003. - 434 с.

.Любимов Л. Искусство древнего мира / Л. Любимов. - М.: Просвещение, 2000. - 385 с.

.Соколов Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И. Соколов. - М.: Амфора, 2000. - 126 с.

.Гнедыч П.П. История искусств: В 3-х томах / П.П. Гнедыч. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. - Т.1.

Приложения

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

diplomba.ru

Греческая архитектура архаики и ранней классики

Типы греческих храмов

Храм как жилище бога — это представление господствовало в греческой культуре. Однако, кроме того, в архитектуре храма в Древней Греции воплотились идеи единства, величия и совершенства города-государства. Храм был центром общественной жизни, он располагался на площади — агоре, на возвышенности в центре города — акрополе. Подобное расположение наглядно подчёркивало господство храма в архитектурном ансамбле города.

Выразительность храмовой архитектуры усиливалась за счёт холма, исполняющего роль естественного постамента. Самый древний тип храма — храм «в антах»: боковые стены храма продлеваются на фасаде выступами — антами, между которыми располагался вход, фланкированный колоннами.

Простиль представляет собой менее замкнутый тип храма благодаря четырём колоннам, украшавшим фасад.

Амфипростиль — пример классического двухфасадного греческого храма, восточный и западный фасады украшены колоннами.

Периптер — самый распространённый тип храма, при котором целла (собственно помещение) было окружено по периметру колоннадой. Колоннада периптера символизировала демократическое общество — колонны создавали образ защитников полиса, сомкнувших свои ряды. Колоннада называлась по-гречески птерон (перо), таким образом, храм получался «оперённым», при этом крылья божества как бы обнимали и привлекали к себе людей.

Колоннаду также рассматривали как лучи, исходящие от храмового божества. Греческая архитектура рациональна, то есть её можно разделить на части и их работу в общей конструкции рассмотреть по отдельности. Именно в Греции возникло понятие ордера, то есть гармонического соотношения несущих и несомых частей.

колоннада

А — дорический ордер: (5) колонна, лишенная базы, с утолщением на высоте одной трети от постамента — энтазисом и сужением к капители, для придания форме динамики;(4) капитель колонны состоит из эхина — каменной подушки и абака — каменной доски, высота колонны — 6–8 нижних d.Антаблемент (перекрытие) состоит из (3) архитрава, (2) фриза и (1) карниза.Фриз в дорическом ордере делится на метопы — квадраты, украшенные скульптурным рельефом, и триглифы — квадраты с тремя полосками, имитирующие торец деревянной балки.

Б — ионический ордер: в отличие от дорического ордера колонна выше, стройнее — её высота равна 10–12 d колонны; колонна имеет базу (6), иной профиль каннелюр, она ровная по всей длине; фриз, как и все остальные части антаблемента легче, меньше по высоте, скульптурный рельеф на нём располагается сплошной лентой.

В — коринфский ордер: колонна легче и выше, колонны ионического ордера, её высота доходит до 14 d колонны; главное отличие в образном решении капители, представляющей собой внутреннее ядро, снаружи закрытое двумя рядами акантовых листьев.

Впервые греческие архитекторы использовали полихромию для создания определенного оптического эффекта. Несущие части храма (стены, стволы колонн, постамент) не окрашивались. Единая по цвету каменная масса создавала ощущение более массивное, чем было на самом деле. Антаблемент, наоборот, раскрашивался пёстро: поле фронтона и метоп были красного или синего цвета; полоски на триглифах также окрашивались синим или красным, цвета скульптурного рельефа не регламентировались, использовалась даже позолота. Такое многоцветье дробило форму, создавая ощущение легкого перекрытия.

Не только архитектура храмов объединяла людей с богами. То же самое делал и театр. Греческий театр произошел от празднеств в честь бога Диониса, представлявших собой торжественные про-цессии, мистерии и состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия был одним из важнейших в пантеоне античных богов как символ умирающей и возрождающейся природы.

Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козёл был непременным персонажем мифов о Дионисе. Название театрального жанра трагедии происходит от греческих слов трагос и оде песнь козлов; комедия от слов комос и оде песнь о шествии бражников. В древнегреческом театре существовало три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя. Театр состоял из трёх частей: орхестры с алтарем Диониса посередине — места действия хора, актеров, статистов; театрона (от theasthai — смотреть) — зрительских мест и скены. Скена (перевод с древнегреческого «палатка») — пристройка, место для хранения бутафории, реквизита и одежды актеров примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны.

Сторона, располагавшаяся к зрителям, предназначалась декорацией, изображая здание с центральным выходом и двумя боковыми (параскениями). Позднее появились проскении — пристройки на столбах к сцене, соединялись они с орхестрой деревянным мостиком. Они позволяли лучше видеть актеров (в переводе «место, с которого говорят»). Античный театр не имел крыши, все действо происходило под открытым небом.

Театр играл важнейшую роль в культурной и общественной жизни древнегреческого города. Приходить на праздник обязано было все население города. Организация спектаклей являлась частью государственного культа, и профессия актеров, называвшихся Мастерами Диониса, считалась почетной, ею имели право заниматься свободные полноправные граждане.

Похожие записи

ancientart.ru