Ответы на вопросы билетов к экзамену по игпзс 2012. Древняя иудея государственный строй
5. Государство и общество древней Иудеи
Население
Население древней Иудеи подразделялось на несколько разрядов. Юридически свободные и несвободные.
Среди юридически свободных особенно выделялись Иудеи. Отказ от поклонения Богу расценивался как переход в разряд иностранцев. Иностранцы являлись объектом разрешенной эксплуатации, в отношении них разрешалось ростовщичество. Они пользовались определенными правами , но как и полноправные иудеи были равны перед законом.
Левиты – священники у иудеев. Труд левита оплачивается. Левиты судили наравне с судьями, на обычном суде их роль была чисто вспомогательная, но сакральные преступления судили только они. Левиты были единственными, кто был освобожден от военной службы. Во главе всех левитов стоял первосвященник, при нем находился совет левитов. Избирался каждый год.
Основную массу населения составляли свободные общинники, перешедшие к оседлому земледелию и скотоводству. В юбилейные годы происходило погашение обязательств.
Пророк – главный руководитель народа в Израиле и Иудее.
Организация общины имела родовую основу, но в это же время испытывала реорганизацию государства.
Рабы – составляли абсолютное меньшинство. Труд применялся в основном в домашнем хозяйстве. 2 вида рабов: частновладельческие и царские. Практической разницы в их положениях не было, однако, государственный мог занимать высокое положение в обществе, например управлять хозяйством царя. Раб – вещь, наследовался наравне с движимым имуществом. 2 формы рабства: вечное и срочное. На рабов распространялся субботний отдых. Рабы имели свой пекулий. Источники рабства: рождение, плен, покупка, преступление.
Территория
Власть царей в разное время распространялась на разную территорию. В состав израильского царства входили 13 колен (племен) (согласно книге чисел). Каждое из колен владело в Палестине своей областью. Порядок расселения гласит о его военном, захватническом характере. Власть в каждом колене была вручена родовым старейшинам.
Государственная власть
Саул – первый царь, был избран всем народом по совету Самуила. Наследование престола осуществлялось по выбору народа вплоть до времен Соломона., когда утвердился принцип первородства для передачи престола. Сразу после избрания Саул собирает армию и уходит в поход.
Царь занимает особое положение среди жрецов., благодаря богоизбранности.
Ведению царя принадлежит:
налогообложение подданных
наложение литургии
суд над подданными
командование войском
владение некоторыми священническими правами
Однако его власть была ограничена законом.
Царь осуществлял свою власть не только с помощью пророков и левитов, у него была своя администрация, в среде которой выделялся первый министр.
Моисеево законодательство
Под Моисеевым законодательством понимается 10 заповедей. Источниками послужили откровения полученные Моисеем и кодекс Хаммурапи. Законодательство состоит из 4 книг (книга завета, Второзаконие, кодекс святости, реформа Ездры)
Частное право
Вещное право было представлено группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины. Библия разрешала продавать землю, однако каждые 7 лет происходил земельный передел, а окончательный передел происходил каждые 50 лет. Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины., вероятно это арендаторы. Их юридический статус ниже, чем статус свободных евреев. Основанием вещного права на землю являлось: право владения, военная служба государству. Недвижимость, находящаяся в чьей-то собственности четко ограничивалась от владений других лиц.
Обязательственное право. Являлось мало разработанным. Евреям были знакомы все виды договоров. Договор купли продажи, договор займа (не знал процентов, но процент допускался в отношении иностранцев), залоговое право. 2 вида обязательств: устные, при свидетелях и письменные.
Брачно-семейное и наследственное право. Существовал моногамный брак. Безбрачие, кастрация и другие виды = детоубийство. В области брака существовал институт левирата (передача жены ближайшему родственнику). Брак регулировался договором кули-продажи и считается совершенным при передаче женихом в семью невесты символа брачного выкупа, после чего составлялся контракт при свидетелях (родственники до третьей степени родства). С военнопленной все было проще, достаточно было просто сожительствовать с ней. Инцест запрещался. Власть мужа была патриархальной. Развод также существовал, инициатором развода могла выступать любая сторона. Наследственное право знало принцип первородства.
Уголовное право. Квалифицировалось убийство преднамеренное и непредумышленное. Наказания за них были разные. Преступления по Моисею квалифицировались на несколько видов:
Сакральные
Против личности
Имущественные
Против нравственности
Государственные преступления
Животные также подлежали уголовной ответственности и были субъектами права. Помимо смертной казни применялась уплата пени и телесные наказания, реже – изгнание из общины.
Суд и процесс
Суд – главная функция начальствующего лица. Судья наказывался за пристрастие при отправлении правосудия. Система судебных инстанций была 2-ступенчатая: выбранные население и назначенные властью. Разница в том, что первая не могла самостоятельно привести приговор в исполнение. Верховный судья – пророк, затем царь.
Процесс был гласным, совершался при стечении народа. Система доказательств не отличалась развитостью. Главное предпочтение – свидетельское показание под присягой (свидетелей должно было быть не менее двух-трех, лжесвидетельство наказывалось). Ордалии служили доказательством. Особенность процесса – наличие дикой виры, аналогичной той, что была на Руси (измерение расстояния до ближайшего населения и ближайший нес ответственность за совершение очищения, при котором левиты играли самую деятельную роль)
studfiles.net
Глава IV. Древнеиудейское право.
§1. Общественный строй
Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населения производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В классификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, воспринятая впоследствии мусульманским обществом периода Арабского Халифата. В ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными считались люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также потомки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому7обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники (Шемот (Исх.) 12: 38, 48-49), да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, получали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры-колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все религиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюдение 7 заповедей сыновей Ноя: повиноваться указам царя и постановлениям правительства, не богохульствовать, не идолопоклонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кровавого» (сырого) мяса (трактат «Сангедрин», 56, б).
Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упоминаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен – колено Леви – после завоевания Ханаана и при создании государства, не участвовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить свою жизнь изучению Закона. Так происходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним уготована работа «земная», другим – духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жрецам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и развивавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудейского права.
Несвободное население. Рабы у евреев были, преимущественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов - рабы из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: совершение преступления и долги.
Рабство иноземца, формально, считалось вечным. Однако благодаря гуманному отношению к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Если хозяин убивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За причинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин лишался своих прав по отношению к данному рабу.
Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов-единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства: освобождение производилось на седьмой год, с приобретением бывшим рабом статуса «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем, в этом случае, господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность освобождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольноотпущенник возвращался к своему роду к своей родовой собственности, полностью восстанавливая прежнее социальное положение. Кроме того, раб-еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался правоспособным. Он, в частности, мог владеть личным имуществом и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.
studfiles.net
Ответы на вопросы билетов к экзамену по игпзс 2012
Предмет и метод науки истории права.
Ранние государственные формы в истории цивилизации.
Право и общество древнего Египта.
Право и общество стран Передней Азии (древнейший период).
Право и общество древней Иудеи.
Право и общество древнего Китая.
Ведическое право древней Индии: источники, основные институты.
Государственность древней Индии.
Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия.
Государственный строй древних Афин.
Право и суд в древних Афинах.
Государственность древней Спарты.
Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината.
История источников римского права.
История римского частного права; история гражданского процесса.
История римского уголовного права; уголовный процесс древнем Риме.
Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права.
Государственный строй Византийской империи.
История источников греко-римского права.
История источников исламского права.
История основных институтов исламского права.
Государственность варваров.
Основные институты частного и уголовного права по Leges Barbarorum.
Суд и процесс по Leges Barbarorum.
Понятие феодализма: содержание феодального права, основные виды феодального землевладения.
Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу.
Уголовное право и суд по Саксонскому зерцалу.
Уголовный процесс по Каролине.
Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции.
Абсолютная монархия в Западной Европе: формы и национальные особенности.
Государственность Англии периода Английской революции (Great Rebellion).
Становление парламентского правления в Англии: XVIII – XIX вв.
История основных источников англо-саксонского права.
Становление конституции США: источники конституции, конституционные поправки.
Развитие и становление американского федерализма.
Конституционная история Французской революции: 1789 – 1814 гг.
Законодательство эпохи Французской революции.
Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции.
Конституционное становление Германии в XIX веке.
ГГУ – вторая масштабная кодификация частного права: система, основные институты.
Развитие кодификации частного права в XIX веке.
История становления единой государственности Италии.
Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии.
Веймарская конституция Германии: основные институты, механизм государственной власти.
Колониальные империи и порядок управления ими (на выбор отвечающего: Испания, Голландия, Франция, Великобритания).
История развития Японского общества и государства.
Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления.
Фашистская государственность Италии.
Национал-социалистическая Германия.
Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии.
studfiles.net
Иудея под властью Рима. Всеобщая история религий мира
Иудея под властью Рима
Оказавшись под властью Рима, Иудея вынуждена была платить тяжелую дань. Римские легионеры постоянно находились в Иерусалиме. Вместе с тем царское правление достигло значительного успеха и даже славы. Несмотря на все политические перемены, царь сохранял свое положение. Пока он не делал ничего такого, что бы шло вразрез с волей римлян, его власть была абсолютной. В то же время старый государственный строй был разрушен. Сангедрин(Синедрион), прежде самый важный совещательный орган, был лишен всей исполнительной и совещательной власти и превратился в религиозный совет. Было сделано все возможное, чтобы предотвратить сплочение народа вокруг первосвященника, как это бывало раньше. Лица, занимавшие этот пост, сменялись с неподобающей частотой, а священные одеяния, являвшиеся знаком отличия первосвященника, хранились в царском дворце.
Зато это был долгий период мира, нарушавшегося лишь незначительными пограничными конфликтами. Благодаря римлянам, границы царства раздвинулись почти до пределов старого государства Хасмонеев. Царь Ирод (ок. 73-74 гг. до н. э. – 4 г. до н. э.) считался одним из самых способных правителей того времени, и по многим причинам его царствование осталось в памяти еврейского народа. Это был период интенсивного развития. Население и богатство страны быстро росли. Налоги были тяжелые, но доход с них шел в значительной мере на общественные работы.
Гробница Ирода
Развились порты на Средиземном море, через них шла связь с западным миром. Самария была заново отстроена и названа Севастой в честь императора («севастос» – греческий эквивалент римского «август»). В Иерусалиме и других местах были построены роскошные царские дворцы. С другой стороны, царь попытался завоевать любовь подданных, украсить столицу и увековечить свое имя восстановлением Храма, который стоял без существенных изменений со времен возвращения из Вавилонского пленения. Работа заняла много лет, и законченное здание стало одним из чудес Средиземноморья.
Однако приверженность Ирода модной эллинской культуре и полное пренебрежение ко всему иудейскому сделали его правление крайне непопулярным. Эллинизация, против которой боролись Хасмонеи, глубоко проникла в жизнь Палестины в период мира. Городские центры и особенно новые города в Палестине строились полностью под греческим и римским влиянием. В самом Иерусалиме Ирод соорудил ипподром, на котором происходили спортивные игры, столь возмущавшие народ поколением раньше. Когда в 4 г. до н. э. Ирод умер, под его руководством уже были сделаны первые шаги, приведшие позже к изгнанию евреев из страны.
Сразу после смерти Ирода вспыхнуло всеобщее восстание, которое было подавлено римскими легионерами с чрезмерной жестокостью. Тем временем в Риме была решена судьба еврейского царства. В 6 г. н. э. император Август, воспользовавшись жалобами подданных на Архелая, сына и преемника Ирода, сместил его и аннексировал его территории. После этого сердце еврейской страны стало римским владением.
Строй и управление здесь были те же, что в любой другой провинции империи. Во главе провинции стоял прокуратор, подчинявшийся легату Сирии. Известный своей непокорностью Иерусалим был лишен звания столицы, а административный центр переместился в Кесарию.
В стране разместились крупные римские гарнизоны. Налоги стали тяжелее, и право сбора их было отдано частным откупщикам. Римляне строго следили за тем, чтобы первосвященник не приобрел и минимальной власти. В какой-то степени сохранялась местная автономия, но присутствие римских легионеров и деятельность откупщиков служили постоянным напоминанием о чужом господстве.
Царь Архелай
Страна находилась в постоянном состоянии недовольства, проявлявшегося время от времени в открытых восстаниях. Высшие классы были против насилия, полагая, что освобождение придет с небес в Богом назначенный срок. Однако простой народ не всегда поддавался их влиянию.
Стонавший под чужеземным игом, он ждал освобождения. Простые люди верили, что Бог сжалится над страданиями народа и освободит его, как Он освобождал их отцов от подобных бедствий. Хасмонеям это не удалось, значит, это будет сделано потомком дома Давидова, помазанником Божьим – Мессией (Машиах), которого Бог пошлет освободить их.
Все более и более неспокойно становилось в Иудее. Наконец, в 66 г. н. э. вспыхнуло мощное антиримское восстание, названное Иосифом Флавием «Иудейская война». В течение очень короткого времени, начиная с осени 66 г., еврейская Палестина в последний раз была независима. По всей стране шли военные приготовления. Вновь чеканилась своя монета в знак восстановленной самостоятельности. Однако даже в этот решающий час в стране не было единства. Между самими иудеями не прекращались междоусобицы и распри.
Тем временем другая сторона тоже спешно вела подготовку к войне. В Сирию для руководства действиями был послан Веспасиан, один из самых способных римских полководцев того времени, добившийся славы завоевателя Британии. Веспасиан решил изолировать Иерусалим, прежде чем нанести окончательный удар. Через короткое время вся страна, за исключением небольшого участка вокруг Иерусалима, находилась уже в руках римлян. Однако в разгар войны солдаты Веспасиана провозгласили его императором. Но прежде чем отплыть в Рим, Веспасиан послал своего сына Тита завершить завоевание Иудеи.
Осада и взятие Иерусалима
Веспасиан
Весной 70 г. новый полководец подошел к Иерусалиму. Девятого числа месяца ава, в годовщину разрушения Иерусалима Навуходоносором, Храм был взят римлянами и – случайно или преднамеренно – предан огню. Верхний город держался еще месяц, но еще до наступления еврейского Нового года все было в руках римлян. Другие продолжавшие сопротивляться крепости были захвачены без особого труда, за исключением Масады, неприступного бастиона у Мертвого моря, который держался еще более двух лет. Весной 73 г. Масада тоже пала, последний оплот еврейской независимости был сокрушен.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
§ 8. Древнееврейское право. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место
в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии, общие законы
и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и
государственной истории Израиля, через каноны христианства, позднее
распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых
системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское
право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому: оно отражало
требования и реалии времени становления ранней государственности. Стоит отметить, что особое воздействие
на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его
приверженностью идее богоизбранности израильского народа, идеалом подчинения социального
поведения весьма условным якобы священным заветам.
Древнееврейская государственность
Еврейские кочевые племена появились на землях исторической
Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII —
XII вв. до н. э., в период временного ос-
лабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии,
союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и подчинил себе
жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны)
израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой
культурой. В политическом отношении ϶ᴛᴏ была стадия формирования надобщинных
властных структур. Союз племен управлялся советами родовой знати и так
называемыми «судьями» — выборными вождями. Сохранялись племенные народные
собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с
беспрекословной властью главы рода-клана.
В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со
стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Палестина»)
израильские общины и племена образовали единое протого-сударство. Во главе всех
племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран
на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное
утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной
организации. Начало формирования реальной государственной организации
относится ко времени правления преемника Саула — царя Давида (конец XI — нач. X
в. до н. э.), когда побудет наемная армия, и особенно знаменитого
библейского мудреца царя Соломона (X в. до н. э.). При Соломоне
устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия,
система государственно-распределительного хозяйства.
В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних
факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных
царства: Израильское, объединившее большинство из прежних племен, с центром в
г. Наблус, и Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя
Давида. В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали
в направлении классового общества, но политически традиции древней
государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство
завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э. Иудея попадает под власть
Нововавилонского царства, население было выселено — начались десятилетия так
называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского
народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем
империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.
источники права Начало древнееврейского права отно-
сится ко времени полулегендарного
пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем кᴏᴛᴏᴩого
связывается начало оϲʙᴏения евреями Палестины, составление религиозных заповедей
и первых законов. Реально большинство приписанных Моисею правовых предписаний,
вошедших в ветхозаветные книги Биб-
пии «Исход» и «Левит», побудут в Иудейском царстве в IX —
Ш вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнениями в Иудее
создается новый ϲʙᴏд, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, —
«Второзаконие». К ϶ᴛᴏму же времени относится роставление так называемых
«свертков синагог» в 5 книгах — сбор-шков обычного древнееврейского права,
признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев). После
возвращения
0 вавилонского плена, как бы в наставление и в
воспоминание о
трежних временах был составлен сборник древних юридических
эычаев — Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался
высший религиозный и судебный совет — синедри-
1 н.
Несмотря на священно-религиозное отношение к древним зако-ам
и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать гарое право — так к
началу I в. н. э. у евреев стали возникать эридические школы и направления.
Причем в отношении к древне-лу праву данные школы придерживались разных позиций.
Важно заметить, что одно направление, связываемое с именем раввина Галлела, председателя
синедриона в 30 —10 гг. до н. э., ставило на первое место идею правовой
справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи вы-1жали позиции
«строгого права», точного следования букве древ-|них законов. С учетом
нараставших толкований, во II в. раввин |Егуда Танасси составил сборник
обычного еврейского права — (Мишна в 6 книгах, — позднее получивший новую
редакцию. Наря-цу с данным, собственной традиции истолкования древнего права придерживались
и те иудеи, кᴏᴛᴏᴩые не ушли из Не стоит забывать, что вавилона после окончания плена. Их юристы и
учителя составили особый ϲʙᴏд нововведений к праву под названием Гемара
(«Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным
отношениям. [Позднее из данных двух ϲʙᴏдов — Мишны и Гемары — составили еди-1ный
памятник под названием Талмуд. Талмуд — ϶ᴛᴏ не чисто пра-Iвовой, но более
религиозный, наставительный ϲʙᴏд разного рода по-Iучений и толкований, и в силу
϶ᴛᴏго по содержанию посвященный (многим правовым вопросам; но ϶ᴛᴏ не кодекс и
не ϲʙᴏд чисто право-|вых норм. Уместно отметить, что опираясь на разные традиции обычного права,
оформи-!лись и разные редакции Талмуда в IV — V вв.: иерусалимская и
ва-|вилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важней-[ шим
источником древнееврейского права.
Еврейское право не прекратило ϲʙᴏего существования с
падением [древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, да-|же
завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию
синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по
всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже,
чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную
традицию и собственную правовую культуру. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы совме-
80
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РАЗДЕЛ I
81
стить требования времени с традицией древних правил, в
средневековой еврейской культуре продолжилась работа по комментированию и
новому толкованию памятников права. Самым известным из таких комментариев был
ϲʙᴏд примечаний, составленный знаменитым философом и правоведом Моисеем
Маймонидом (XII в.) Своей систематикой и общими принципами анализа права он
даже оказал влияние на формирование нового европейского права.
Комментарии юристов, ϲʙᴏды истолкований и поучений были новыми
по типу для древневосточного права источниками. Но глав- j нейшими оставались
прежние законы Ветхого завета, восходящие к священным заповедям Моисея.
Законодательство Моисея
Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею,
устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и
узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый
социальный организм, связанный общими традициями, религиозными правилами и,
главное, особыми отношениями с Богом, недоступными другим народам. Согласно
завету, еврейский народ заключил ϲʙᴏего рода политический договор с Богом, по
кᴏᴛᴏᴩому народ обязывался хранить переданные через Моисея правила и законы, но
и Господь должен был соблюдать ϲʙᴏе особое благоволение к народу: «Соблюдайте
все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их — и не свергнет вас с себя
земля, в кᴏᴛᴏᴩую Я веду вас жить»*. Такой условный договор внес в политическую
организацию и основы правовой жизни древних иудеев весомый теократический
элемент: правящий слой составляли так называемые левиты, исполнявшие
одновременно священные и судебно-административные обязанности. Религиозный характер
сохранял и высший орган народа — собрание 70 старейшин (по 6 от каждого племени
— клана).
Основой — и исторической,' и принципиальной — всего древнееврейского
права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через
Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым
словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового
поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию. Заповеди
содержали три, условно, группы предписаний. Первая — главные требования
древнееврейской религии: единобо-, жие, запрет на поклонение другим богам и на
идолопоклонство. Вторая — постановления религиозно-житейского характера,
требо-( вания к образу жизни: соблюдение субботнего, выходного от всех дел дня,
почитание родителей. Третья непосредственно касалась общих правовых отношений
и запретов такого поведения, кᴏᴛᴏᴩое, по завету, теперь преступно не только в
человеческом, но и в религи-
* Левит. 20-22.
озном смысле: не убивай, ке прелюбодействуй, не кради, не
лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома
его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что |есть у него *.
Семейно-брачное право
В религиозно-правовой традиции древних евреев семья
занимала значительно большее место в общем укладе, чем ϶ᴛᴏ было привычно для
других народов Ближнего Востока. Хранение семейных устоев предопределяло другие
правовые начала — ив имущественных отношениях, и в уголовном праве. Стоит отметить, что оставаясь
патриархальной, древнееврейская семья в большей степени ограничивалась
кровнородственными связями, дополняемыми безусловным религиозным родством.
Брак для евреев признавался не только желательным, но и прямо
обязательным для всех старше 13 лет; оϲʙᴏбождались только «изучающие закон»,
хотя и для священников брак не был запрещен. Формально браки могли быть и разноплеменными,
но священный характер им придавало только религиозное единство. Заключался брак
от имени отцов жениха и невесты. Отец или брат выступали также в роли жреца при
его заключении. Самой процедуре предшествовало обязательное обручение, а
свадьба свершалась через 7 дней. Заключался брак или письменным договором, или
узаконением сожительства.
Стоит сказать - положение мужа и жены в браке существенно разнилось. При
первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельствовать ϲʙᴏю
непорочность: оказавшуюся недевственницей в первую брачную ночь не запрещалось
и убить перед домом отца. Стоит сказать, для мужа в принципе допускалось многоженство ради
деторождения (единоженство представлялось идеалом, от кᴏᴛᴏᴩого возможны
отступления) ; однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди.
(Только в XI в. было постановлено, что следует иметь только одну жену,
запрещался брак не по вере, символический смысл стала играть покупка жены.)
Весьма подробно в законах регулировались взаимные обязанности
мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею
сожительство. Жена обязывалась в безусловной верности и послушании мужу; все
ϲʙᴏи имущественные приобретения должна была передавать ему. Развод признавался
возможным по инициативе и мужа и жены. При этом женщина могла развестись, не
выдвигая никаких к тому причин, только если ей не было в замужестве 12 лет ( т.
е. когда сам брак мог быть сочтен недействительным). В остальных случаях
крайне важно было обосновать нарушение мужем ϲʙᴏих супружеских обязанностей.
Запрещалось возобновлять единожды расторгнутый брак.
* См.: Исход. 20. 2-17; Второзак. 5. 7-21.
82
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
раздел i
83
В наибольшей степени ϲʙᴏеобразным институтом древнееврейского брачного
права был обычай левирата. В ϶ᴛᴏм обычае как бы отразилось древнепатриархальное
родовое представление о семье и вместе с тем раннее стремление еврейских
колен-племен к нарочитой замкнутости. После смерти мужа, вдову обязан был
взять замуж его брат либо старший родственник. Отказ рассматривался как грубое
нарушение обычая и оскорбление: вдова, сняв ϲʙᴏи башмаки, плевала в лицо
отказчику. По-видимому, правило левирата должно было способствовать в том
числе и накоплению имущества в небогатых семьях древнееврейского общества.
Родовому началу подчинялось и наследственное право.
Правопо-ложения о наследстве в еврейском праве были в большей степени
продолжением семейных, чем имущественных отношений. Хотя глава семьи считался
безусловным собственником домашнего имущества, право на завещание (кᴏᴛᴏᴩое бы
свидетельствовало о сложившемся представлении о частной собственности) не
признавалось. Завещательное распоряжение можно было сделать только во время и
на время болезни: после выздоровления завещание теряло силу. Наследование
осуществлялось по закону, учитывая право старшинства в семье: старший сын
должен был в любом случае получить половину имущества. При отсутствии сыновей,
могли наследовать и дочери, за неимением их, вступали в ϲʙᴏи права братья,
дядья по отцу. Вдова имела право на возврат приданого и на выдел специальной
части прежнего имущества.
В канонах Библии отцу принадлежала почти неограниченная
власть над детьми, включая право продажи детей в рабство (но не право жизни и
смерти). Родительская власть была позднее существенно ограничена по Талмуду.
Талмудические толкования вообще сделали семейное право более современным ϲʙᴏей
эпохе. Согласно Мишне, жена могла иметь ϲʙᴏе состояние, в семье могли иметь место
взаимные дарения имущества (подобно вавилонскому праву).
В состав семьи-общины включались и рабы. Рабство в Иудее сохраняло
древний патриархальный характер. Попасть в рабы можно было или по договору, или
в наказание, или пленением, или рождением от рабов. Рабство в отношении
соплеменников-евреев могло быть только срочным: не более чем на 6 лет или до
наступления особого, «юбилейного» года. Строго запрещалось плохое отношение к
рабам, искалеченный раб автоматически получал ϲʙᴏбоду. Рабы сохраняли частичный
правовой статус: они могли жениться и уходили на ϲʙᴏбоду вместе с семьей (если
жена не дадена прежним хозяином), рабыни могли идти замуж на условиях их
последующего выкупа мужем.
Имущество
и обязательства
в праве
В связи со значительным влиянием на право
религиозно-патриархальных начал имущественные собственнические отношения были
развиты слабо. Земельные владения евреев были не вполне законченной семейной
обственностью: считалось, что евреи владеют землей как бы на
ус-ювиях наследственного держания от Бога за обязанность исполнять его законы.
На особом положении была земельная собственность священнослужителей-левитов
(или храмовая), кᴏᴛᴏᴩая практически была в их неограниченном распоряжении.
Земли делились в |юде по семьям на 49 лет, в 50-й, «юбилейный» год производился
полный передел земель, прощались все долги, отпускались на волю рабы. Переделы
собственности производились и в каждый 7-й, «субботний» год. Отметим, что тем самым право
пыталось сохранить условно патриархальное равенство семей. Собственности
левитов и храмов ϶ᴛᴏ не касалось. Отметим, что каждый еврей старше 20 лет обязан был нести с
предоставленного семье владения военную службу. (Отметим, что тем, кто только что женился,
предоставлялась отсрочка от «призыва» на 1 год.)
В древнем праве слабо были развиты и обязательственные отношения.
Договоры должны были заключаться публично — при свидетелях, в особой
символической форме или перед судом. В отдельных видах договоров исполнение
обеспечивалось оформлением заклада на имущество должника, остальные —
письменными обязательствами, кᴏᴛᴏᴩые должны были точно следовать установленным
на тот или другой случай правилами. Строгое соблюдение под-законности договоров
было важной чертой обязательственного права древних евреев. В частности,
например, запрещалось брать проценты по договору денежного займа с единоверцев.
При оформлении заклада на имущество нельзя было брать то, чем обеспечивалось
прокормление семьи: хлебные жернова и т.п.
Конкретные виды договоров ограничивались обменными отношениями:
имущество на имущество или имущество на услуги. Известны были соглашения о
поклаже, займе, найме личном и имущественном. Продажа, по сути, приравнивалась
к закладу (если иметь в виду периодические переделы). Исполнение обязательства
могло быть и принудительным: суд мог вынести постановление об аресте имущества.
При этом кредитору запрещалось входить в дом должника для исполнения решения.
Значительное обновление древнего права произошло по правилам
Мишны. Сформировалось представление о том, что сделки, совершенные к
значительному ущербу одной из сторон (конкретно, более 5/6), можно признать
недействительными. В случае правонарушений, причинения материального ущерба
взысканию подлежит любой, прямой и косвенный убыток. На оценку прямого ущерба
влияла неосмотрительность нарушителя: от тех или иных обстоятельств зависело,
вполовину или полностью он будет взыскан. Более развитыми стали и договоры,
связанные с недвижимостью: теперь владение землей рассматривалось практически
как частная собственность.
84
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РАЗДЕЛ1
85
Уголовное право и суд
На принципы древнееврейского уголовного права в наибольшей
степени повлияли требования и предписания религии и ветхозаветных заповедей.
Многие — и все важнейшие — преступления древнего права наказывались именно
потому, что были нарушениями данных заповедей. Наказуемым было ранее всего
греховное действие, и степень важности греха предопределяла степень возможного
наказания.
(1) Прямые нарушения заповедей, т. е. намеренно противное
законам поведение, рассматривались как тягчайшие преступления. К таким были
отнесены возведение богов-кумиров, злословие в адрес родственников, нарушение
полевой межи, превратный суд, прелюбодейство с родными, скотоложство и
греховные сексуальные действия, тайное убийство и наемное убийство. Все данные
виды преступных действий (конкретные преступления могли быть более различными)
однозначно предписывалось карать смертью. Оценка именно данных преступлений как
наиболее тяжких связывалась с особой охраной семейно-родовых ценностей
еврейского общества, а не только религиозных: почти все данные виды так или иначе
посягали на клановые устои и общинный уклад.
Следующим по важности преступлением было (2) убийство.
Древнееврейское право изначально различало убийство по злому умыслу, кᴏᴛᴏᴩое
наказывалось также смертью, и убийство ненамеренное — в драке, случайное и т.
п. Такому убийце закон предоставлял возможность укрыться в убежище до суда
(были специально перечислены шесть городов, где можно было укрываться от преследования
родственников убитого). Суд определял наказание или оϲʙᴏбождал от него,
примирив убийцу с родственниками потерпевшего.
Древнейшие постановления устанавливали для евреев право
кровной мести — не только за убийство, но и за другие (3) преступления против
личности: членовредительство, оскорбление семьи, рабов. Но уже по правилам
Второзакония месть ограничивалась, ее заменил уже известный по вавилонскому
праву талион: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за
зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожже-ние, рану за рану, ушиб за
ушиб»*. В большинстве случаев, вероятно, и здесь действовали правила выкупа
преступления по особой таксе, также почерпнутой из законов.
К менее тяжким имущественным преступлениям относилась (4)
кража. За кражу полагалось возмещение украденного: от 2-х до 5-тикратного. Но
злонамеренная, ночная кража оценивалась наряду с самыми тяжкими грехами — за
нее можно было самолично расправиться с преступником. Тот же штраф налагался и
в случае невозврата взятого на хранение — тем самым кража еще не вполне
* Исход. 22.
чтделилась в праве от обычного имущественного причинения ущерба,
не связанного с уголовным наказанием.
Еще одной особенностью древнееврейского уголовного права было
отсутствие собственно системы наказаний: в рамках законов, очень широких, суд
никак не был связан назначением конкретного вида наказания. Помимо судебного
решения, в целом ряде случаев предусматривалась возможность и даже
целесообразность моментального общественного наказания преступника,
обличенного и не нуждающегося в оправдании по тяжести преступления. За непослушание
отцу, подстрекательство к служению другим богам и некоторые другие преступника
предписывалось побить камнями, как бы выразив общинный обезличенный приговор
ему. А в целом упоминаемые в Библии и применявшиеся в еврейском праве
наказания были весьма разнообразны. В наибольшей степени тяжкие преступления карались
смертью, и виды смертной казни были самыми разными, как почерпнутыми из общей
ближневосточной практики, так и специфическими для еврейского права: сожжение,
повешение, обезглав-ривание, убийство стрелами, камнями, удавление, под пыткой,
распиливание, четвертование, сбрасывание в море, со скалы, раздавли-1ание
колесницей, кузнечными механизмами, растерзание зверями. 1аименее тяжким видом
считалось повешение, его применяли во jcex случаях, когда законы просто
указывали смерть. Практиковались членовредительные наказания: отсечение ног,
рук (например, ели женщина непристойно вмешивалась в драку мужчин). За
пре-гупления общественно-религиозного содержания: осквернение муд-геца, удар
должностному лицу, насмешки над церковной доктриной — полагалось отлучение от
церкви и от возможности совершать эбряды. Были телесные наказания: битье
палками или кнутом, но ае более 39 ударов. За повторно совершенное такое
же пре-лупление могло быть назначено 79 ударов, но не более. Практика лорки
была распространенной: в Писании упоминается 168 случаев телесных наказаний;
позорным оно не считалось, а было как бы «отеческим» для ϲʙᴏих. Наконец,
применялось и заключение в тюрьму. Это считалось уже позорным, ϲʙᴏего рода
бедствием: сидевшие в тюрьме отпускали волосы; в тюрьмах применялись цепи, связывание,
колодки. Различий в наказании мужчин и женщин, взрослых и детей не было.
Вместе с тем законы и обычаи требовали взвешенного отношения к назначению
наказания, с тем ɥᴛᴏбы, преследуя тяжкий грех, не проявлять к ϲʙᴏему народу
излишней жестокости. По заключению Талмуда, «суд, кᴏᴛᴏᴩый в течение семи лет
произнес хотя бы один смертный приговор, следует назвать кровожадным».
Во времена древних Израиля и Иудеи суд происходил около городских
ворот в одинаковой форме по уголовным и имущественным искам. Доставка
обвиняемого или ответчика в суд лежала на истце или родственниках потерпевшего;
как правило, суд должен был со-
86
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
стояться в день преступления или обвинения. Главным
доказательством считалось собственное признание. В наибольшей степени распространенными
были принесение клятвы и свидетельские показания. Считалось, что одного
свидетеля недостаточно для суда (но достаточно для иска): закон требовал 2-3.
Письменные доказательства применяются только в праве Талмуда. Простые дела
иногда решались жребием. В особых обвинениях (в прелюбодействе жены, в нарушении
ею супружеских обязанностей) применялся Божий суд — испытание на
покровительство Бога путем ордалий: бросание в реку, питье клятвенных вод и т.
п. В случае если ордалии очищали обвиняемую, то обвинение снималось, и она могла
спокойно возвратиться в семью.
Ориентация правоприменения на семейные, в значительной
степени общинные ценности и начала сделала в итоге древнееврейское право
узконациональным. Это обеспечило ему долгую жизнь и применение в ϲʙᴏей среде
даже в странах, официальные доктрины кᴏᴛᴏᴩых негативно относились к иудаизму.
Но с данными особенностями права связано и его незначительное распространение,
помимо огромного литературного влияния через Библию и ее истолкования.
Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА
Первые на территории Европы политические общества сложились
в странах Средиземноморья во II — / тыс. до н. э. Стоит заметить, что они, в первую очередь
цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей
государственной и правовой истории Европы, передав традиции ϲʙᴏей политической
и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого
античного мира.
Античное общество и античная государственность представляли
новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их
новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и
всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по
крайней мере в период ϲʙᴏего расцвета, было обществом выраженной
индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства. Стоит отметить, что основанные
на данных особенностях исторического развития Европы (сравнительно не только с
древневосточным обществом, но и с вообще господствовавшим в мировой истории
типом отношений) черты политического быта и правовой культуры также были отмечены
высокой степенью ϲʙᴏеобразия юридических форм.
Античное общество и античные цивилизации сложились ча
берегах Средиземного моря, кᴏᴛᴏᴩое в первые века особенно стимулировало
экономические усилия народов, их связи с ругими землями. Подобно тому как
древневосточные обще-bmea были цивилизациями великих рек, античный мир был
..юрской цивилизацией, с раннего времени связанной ^военно-торговыми отношениями.
Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи.
Значительно большую роль в созидании государственности данныечного мира сыграли
финансовые системы и военная политика.
_ Античные государства почти с самого начала ϲʙᴏего
обра-\зования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей
обитания основавших их народов. Развитие государственных форм здесь проходило
на фоне колонизации — поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной —
других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла
существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные
государства развились в значительные империи —
88
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
в период ϲʙᴏего исторического заката поистине мирового
масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были
впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы
взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в
масштабе континентов.
Благодаря особенностям социальных отношений ϲʙᴏего времени,
античное государство составило особый тип государственности, более высокий,
чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах
народовластия и гражданской ϲʙᴏбоды, соединенных с особым общинно-полисным
политическим строем. Стоит отметить, что оставаясь государственностью избранных, античный полис
предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в
политическую и правовую систему, чем ϶ᴛᴏ было на Древнем Востоке.
В ϲʙᴏем становлении и развитии античная государственность
прошла некᴏᴛᴏᴩые исторические этапы. Формирование государства происходило в
форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в кᴏᴛᴏᴩом клановые
отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности.
Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме
демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения
античной государственности стало оформление особой полувоенной бюрократической
монархии, кᴏᴛᴏᴩая станет образцом политических форм большинства европейских и
азиатских народов в последующей истории.
В античную эпоху условный центр мировой истории переместился
в Европу. Стоит заметить, что она стала в экономическом, социальном и культурном отношении более
развитой, чем остальной мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические
формы, определяющие мировое развитие, в т.ч. и путем прямого культурного и
политического влияния. Стоит отметить, что особая роль принадлежит здесь системе римского права.
Важно понимать - оно стало основой для последующего становления и развития большинства систем
мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых
принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического
мышления.
РАЗДЕЛ II
89
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - О.А. Омелъченко. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 8. Древнееврейское право") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - О.А. Омелъченко. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - О.А. Омелъченко., 2015. § 8. Древнееврейское право.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
§ 8. Древнееврейское право
Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии, общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства, позднее распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому: оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности. Особое воздействие на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, идеалом подчинения социального поведения весьма условным якобы священным заветам.
Древнееврейская государственность.
Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII - XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур. Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.
В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Палестина») израильские общины и племена образовали единое протогосударство. Во главе всех племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации. Начало формирования реальной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула – царя Давида (конец XI – нач. Х в. до н. э.), когда появляется наемная армия, и особенно знаменитого библейского мудреца царяСоломона (X в. до н. э.). При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства.
В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство прежних племен, с центром в г. Наблус, иИудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида. В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали в направлении классового общества, но политически традиции древней государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э. Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено – начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.
studfiles.net
Древнееврейская государственность. Всеобщая история государства и права. Том 1
Древнееврейская государственность
Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур. Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.
В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Палестина») израильские общины и племена образовали единое протогосударство. Во главе всех племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации. Начало формирования реальной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула — царя Давида (конец XI — нач. Х в. до н. э.), когда появляется наемная армия, и особенно знаменитого библейского мудреца царя Соломона (X в. до н. э.). При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства.
В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство прежних племен, с центром в г. Наблус, и Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида. В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали в направлении классового общества, но политически традиции древней государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э. Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено — начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.