Боги древней белоруссии. Каких богов почитали предки белорусов?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянский светлый бог Белбог. Боги древней белоруссии


Каких богов почитали предки белорусов? | Культура

Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?

Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.

Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.

Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.

Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.

Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.

Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли — владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».

Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.

Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.

Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.

В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

shkolazhizni.ru

Языческие боги славян - это... Что такое Языческие боги славян?

Словянский идол, т.н. "Святовид".

Языческие боги славян — по религиозному представлению, могущественные существа, в той или иной степени управляющие миром.

С развитием сознания, где-то в середине I в.

до н. э., возникла вера в добрых и злых духов, начались жертвоприношения. Какое-то дерево, например, казалось необычным, к нему приходили, приносили дары: куски мяса, шкуры. В честь медведя весной отмечали праздник — комоедицу, готовили гороховую кашу (комы).

Позже древние белорусы стали овеществлять своих богов: вытесывали из камней и дерева идолов, молились им. Считая, что человек, умирая, переходит в какой-то другой мир, в захоронения клали оружие, украшения. Над покойником насыпали курган.

С таинственного и далекого неба нисходил к человеку огонь, дающий тепло и свет. Не мог не появиться культ огня — началось поклонение богу Перуну, а на западе Беларуси и у литовских племен — Зничу. Еще в конце XIX в. в Вильно могли показать место, где горел вечный огонь, и жил охранявший его жрец. На Беларуси долго считалось грехом тушить костер, ждали, когда он сам погаснет. Перун на нынешнем белорусском языке (Пярун) означает гром. Бог Перун в представлении древних являл собой деревянного идола с бородой и золотыми усами. Повелевал он громами и молниями. Существует белорусская легенда: Перун, держа огромные жернова, ударил ими друг о друга, вызвав тем самым гром и молнию. В Древней Греции был похожий бог — Зевс, а в Древнем Риме — Юпитер. В «Повести временных лет» среди богов Перун назван первым. Следы культа Перуна сохранились в некоторых проклятьях, поверьях (древние каменные орудия, найденные в земле, считали перуновыми стрелами, которыми тот целился в чертей). С распространением христианства черты Перуна стали приписывать Илье-пророку.

Сварог, Дажьбог и Хорс — боги солнца. Сварог (от санскр. Свар — небо, свет и га — хождение) — бог небесного огня, отец Дажьбога и Сварожича. Сварог был воителем, боровшимся со злыми силами, прятавшими дождь в облаках. С победой Сварога благодатный дождь проливался на землю. Сын Сварога — Сварожич — был богом земного огня. Второй сын Дажьбог, бог солнца, считался покровителем земледелия, плодородия.

Велес (Волос) в «Повести временных лет» называется как «скотий бог» — покровитель домашних животных, впоследствии еще и бог денег.

Ярила (Ярило)— божество весеннего плодородия. В белорусском фольклоре это девушка в белом платье, с венком на голове, в одной руке у нее ржаные колосья, в другой человеческая голова. Сидит она на белом коне. У балтийских славян было похожее божество, только мужское — Яровит.

Стрибог повелевал ветрами. Временами года управляли Тётя, Зюзя, Ляля и Житень. Тётя — богиня урожая, щедрой осени. В календарном цикле белорусов ее владычество приходилось на время с начала жатвы до конца сбора урожая. Это была красивая зрелая женщина с венком из ржаных колосьев на голове, в руках держала хлеб, овощи и фрукты. Отсюда, видимо, поговорки: «Голод — не тётка», «голод — не Тётя, подопрет — лыко съешь». Зюзя — бородатый лысый дед — олицетворял собой зиму. Ходил он по белорусским селениям босой, в распахнутом кожухе, поднимая своим дыханием метель. Когда в сильный мороз трещали деревья, говорили, что по ним дубинкой бьет Зюзя. До сих пор на Беларуси говорят, если ударил сильный мороз: зюзя. Леля — олицетворение весны. Житень был хозяином поля, — низенький дедок с длинной бородой. На плохо убранном поле нерадивого хозяина он собирал колосья и относил их к заботливому хозяину.

Жижель и Карачун — подземные боги. Бог огня и кузнечного ремесла Жижель в огромной кузнице ковал оружие для борьбы с Перуном. Считалось, если он долго работает в своей подземной кузнице, перегревается земля и начинается засуха, горят торфяники. А когда Жижель выходит из-под земли, Перун швыряет в него молнии. Карачун, злой дух, олицетворял смерть.

Были и помельче боги — ночные: Дед, Дуб и Сноп.

Во «Влесовой книге» приводится «тайна велика»: Сварог — это Перун и Световит, заключенные в Свароге. Они враждуют меж собой — белобог и чернобог. А Сварог их сдерживает, иначе конец миру всему.

Христианство пришло на Беларусь в X в. Крещение сопровождалось уничтожением языческих идолов, жестокими преследованиями язычников. Пережитки язычества сохранились в некоторых местах Беларуси до конца XIX в.

См. также

Литература

  • Барташэвiч Г. А. Беларуская народная паэзiя веснавога цыкла i славянская фальклорная традыцiя. — Мн., 1985;
  • Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. — Гродно, 1895;
  • Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии: Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.). — Мн., 1977;
  • Мялешка М. Камень у верованнях i паданнях беларусау. — Мн., 1929;
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981;
  • Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. под редакцией С. А. Токарева. — 1987.

Ссылки

dic.academic.ru

Белорусская мифология — Язычество

Бесспорно Перун, Ярило, Велес присутствуют в белорусской мифологии, как и в мифологии соседей: русских, поляков, украинцев, но есть и свои, отдельные персонажи. Например: Зюзя, Зазовка, Баламутень…

Белорусская мифология простому читателю практически не известна. Чаще всего она представлена как общеславянская, русская, без объяснения ее принадлежности. И  ее обычно причисляют к словянской мифологии, да в приципе так и есть.

У наших предков все было иначе. Это сейчас в ушах модницы серьги гвоздики, а тогда украшения были громоздкими, самодельными и редкими. Для наших предков огонь являл собой мужскую силу, он мог быть небесным, земным, живым, подземным. Вода, это женская основа, так же нескольких видов. Именно огонь и вода послужили для создания Земли. Первоначально мир был светом и мертвой водой. Но, разгневавшись, Перун стал метать в камень стрелы и от одной из них высеклись три искры. Упав в воду, они взбаламутили ее, так что свет стал серый, на небе показались тучи, и спустя время из воды появилась земля, на которой зародилась жизнь – сначала растения, затем животные и потом человек.

У белорусов почитаем Дуб. Своими корнями он уходит в Подземный мир, его ствол в среднем мире, а своей кроной он упирается в Небо. Где растет Дуб – там и центр мира. Находится он далеко, за полем, рекой, лесом, где синее море, а посреди моря остров с камнем на котором и растет Дуб. Это и есть центр мира. По его ветвям герои попадают на Небо, а дупло есть вход в Подземный мир. Здесь в центре мира обитает Князь змей, со своей женой, детьми и слугами. Он добрый, но слуги его злые и часто вредят людям и их животным.

А еще дальше за морем – Вырай, место душ умерших людей. Это страна, где всегда тепло и свет, прекрасные сады и животные. При жизни люди не могут попасть туда, только птицы спешат сюда на зимовку, а летом возвращаются домой.

Жизнь белоруса проходит на родной земле – за ее пределами чужой мир: непонятный, враждебный, труднодоступный. Путь в чужие края опасен, только дикие люди живут там.

Природа для белорусов разнообразна, она не едина. Всегда есть пространства, с особыми специфическими свойствами, где жили боги и духи, это их владения. Чаще это горы, рощи, криницы, камни, иногда животные, растения. Главное божество у диких зверей – Тур. Земля белорусов состоит из трех основных видов природного пространства: леса, болота, воды.

03.09.2012

pagandom.ru

Древнеславянский Белбог



 

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Белобог — бог света, удачи, блага и счастья. Само название этого божества созвучно слову «благо». Название этого бога связывается с положительным началом в жизни людей. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белобога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.

Жертвы Белобогу приносили весельем, играми и радостным пированьем. Его почитают также подателем богатства и плодородия [как Даждьбога?]. Во время жатвы Белобог приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыпятся деньги, а он исчезнет. Поговорка: «Мужик с Белобогом подружился» — означает, что кого-то посетило счастье.

Род (Вышень, Свентовид) - синоним Белбога?

Славянский Бог Род (Белбог, Вышень, Свентовид) является главным божеством в древнеславянском пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним Богом или Всевышним и Белбогом, Белым Богом, Свентовидом (Свентовит, Святовит, Световик, Светич). Свентовит можно перевести как "Светлый бог", в отличие от Темновита – Чернобога, который является противопоставлением Белбогу. Многие исследователи считают, что имя "Святовит" - это лишь форма произношения, как, например: Ядовитый, Плодовитый. Также есть предположение, что Свентовит происходит от: Сванте - святой (др.слав.), Вит - свет (др.слав.) - Святой Свет. В древнем мире термины "Белый" и "Свет" считались словами синонимами. Отсюда можно сделать вывод, что и Святовит и Белбог являются практически однокоренными словами или именами одного славянского Бога. Многие из тех, кто проводят параллели между славянскими и индийскими верованиями, утверждают, что индийский бог Вишну является именно Вышним Родом. Кроме того, в индийской религии прообразом или тем же богом, только с искажённым названием при переводе на санскрит, является Рудра. Многие слова, такие, как род, родина, родители, родственники, родной и другие, происходят от имени бога Рода.

Несмотря на все уверения противников языческой Веры, у древних славян был главный Бог, которого именовали по-разному: Первобог, Прабог, Род, Свентовид и т.д. Все остальные Боги произошли от этого ПраБожества, повинуются ему и являются тем могущественнее, чем стоят ближе к своему Праотцу. В некоторых христианских поучениях против язычества так говорится об этом боге: Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...

Древний повелитель заботится о делах небесных. Другие Боги слушаются только его и исполняют все его требования. Даже после принятия христианства славяне продолжали устраивать празднества и пиры 8 сентября в честь Бога Богов. На следующий день - 9 сентября, славяне празднуют день Рожаниц – дочерей Рода (Лады и Лели). Ещё один праздник Рода и Рожаниц отмечают 25 сентября.

Судя по некоторым мифам, Род вышел из Золотого Яйца, в котором был заключён. Разрушив свою темницу, он породил вселенную и бесчисленное множество миров, в которые входила и наша Земля. Из сказаний и мифов наших предков можно узнать, что сама Вселенная, звёздное небо, все планеты и явления на небосклоне являются телом Рода: Луна и Солнце - его глаза, млечный путь - его волосы и так далее [как в брахманизме].

Кумиры или чуры (идолы) Роду делают в виде фаллических символов красного цвета. Делают их из бука, вяза, ясеня или клёна.

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 09.02.2017

www.proto-slavic.ru


Смотрите также