Славянский светлый бог Белбог. Боги древней белоруссии
Каких богов почитали предки белорусов? | Культура
Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?
Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.
Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.
Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.
Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.
Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.
Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.
Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли — владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».
Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.
Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.
Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.
В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
shkolazhizni.ru
Языческие боги славян - это... Что такое Языческие боги славян?
Словянский идол, т.н. "Святовид".
Языческие боги славян — по религиозному представлению, могущественные существа, в той или иной степени управляющие миром.
С развитием сознания, где-то в середине I в.
до н. э., возникла вера в добрых и злых духов, начались жертвоприношения. Какое-то дерево, например, казалось необычным, к нему приходили, приносили дары: куски мяса, шкуры. В честь медведя весной отмечали праздник — комоедицу, готовили гороховую кашу (комы).
Позже древние белорусы стали овеществлять своих богов: вытесывали из камней и дерева идолов, молились им. Считая, что человек, умирая, переходит в какой-то другой мир, в захоронения клали оружие, украшения. Над покойником насыпали курган.
С таинственного и далекого неба нисходил к человеку огонь, дающий тепло и свет. Не мог не появиться культ огня — началось поклонение богу Перуну, а на западе Беларуси и у литовских племен — Зничу. Еще в конце XIX в. в Вильно могли показать место, где горел вечный огонь, и жил охранявший его жрец. На Беларуси долго считалось грехом тушить костер, ждали, когда он сам погаснет. Перун на нынешнем белорусском языке (Пярун) означает гром. Бог Перун в представлении древних являл собой деревянного идола с бородой и золотыми усами. Повелевал он громами и молниями. Существует белорусская легенда: Перун, держа огромные жернова, ударил ими друг о друга, вызвав тем самым гром и молнию. В Древней Греции был похожий бог — Зевс, а в Древнем Риме — Юпитер. В «Повести временных лет» среди богов Перун назван первым. Следы культа Перуна сохранились в некоторых проклятьях, поверьях (древние каменные орудия, найденные в земле, считали перуновыми стрелами, которыми тот целился в чертей). С распространением христианства черты Перуна стали приписывать Илье-пророку.
Сварог, Дажьбог и Хорс — боги солнца. Сварог (от санскр. Свар — небо, свет и га — хождение) — бог небесного огня, отец Дажьбога и Сварожича. Сварог был воителем, боровшимся со злыми силами, прятавшими дождь в облаках. С победой Сварога благодатный дождь проливался на землю. Сын Сварога — Сварожич — был богом земного огня. Второй сын Дажьбог, бог солнца, считался покровителем земледелия, плодородия.
Велес (Волос) в «Повести временных лет» называется как «скотий бог» — покровитель домашних животных, впоследствии еще и бог денег.
Ярила (Ярило)— божество весеннего плодородия. В белорусском фольклоре это девушка в белом платье, с венком на голове, в одной руке у нее ржаные колосья, в другой человеческая голова. Сидит она на белом коне. У балтийских славян было похожее божество, только мужское — Яровит.
Стрибог повелевал ветрами. Временами года управляли Тётя, Зюзя, Ляля и Житень. Тётя — богиня урожая, щедрой осени. В календарном цикле белорусов ее владычество приходилось на время с начала жатвы до конца сбора урожая. Это была красивая зрелая женщина с венком из ржаных колосьев на голове, в руках держала хлеб, овощи и фрукты. Отсюда, видимо, поговорки: «Голод — не тётка», «голод — не Тётя, подопрет — лыко съешь». Зюзя — бородатый лысый дед — олицетворял собой зиму. Ходил он по белорусским селениям босой, в распахнутом кожухе, поднимая своим дыханием метель. Когда в сильный мороз трещали деревья, говорили, что по ним дубинкой бьет Зюзя. До сих пор на Беларуси говорят, если ударил сильный мороз: зюзя. Леля — олицетворение весны. Житень был хозяином поля, — низенький дедок с длинной бородой. На плохо убранном поле нерадивого хозяина он собирал колосья и относил их к заботливому хозяину.
Жижель и Карачун — подземные боги. Бог огня и кузнечного ремесла Жижель в огромной кузнице ковал оружие для борьбы с Перуном. Считалось, если он долго работает в своей подземной кузнице, перегревается земля и начинается засуха, горят торфяники. А когда Жижель выходит из-под земли, Перун швыряет в него молнии. Карачун, злой дух, олицетворял смерть.
Были и помельче боги — ночные: Дед, Дуб и Сноп.
Во «Влесовой книге» приводится «тайна велика»: Сварог — это Перун и Световит, заключенные в Свароге. Они враждуют меж собой — белобог и чернобог. А Сварог их сдерживает, иначе конец миру всему.
Христианство пришло на Беларусь в X в. Крещение сопровождалось уничтожением языческих идолов, жестокими преследованиями язычников. Пережитки язычества сохранились в некоторых местах Беларуси до конца XIX в.
См. также
Литература
Барташэвiч Г. А. Беларуская народная паэзiя веснавога цыкла i славянская фальклорная традыцiя. — Мн., 1985;
Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. — Гродно, 1895;
Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии: Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.). — Мн., 1977;
Мялешка М. Камень у верованнях i паданнях беларусау. — Мн., 1929;
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981;
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. под редакцией С. А. Токарева. — 1987.
Ссылки
dic.academic.ru
Белорусская мифология — Язычество
Бесспорно Перун, Ярило, Велес присутствуют в белорусской мифологии, как и в мифологии соседей: русских, поляков, украинцев, но есть и свои, отдельные персонажи. Например: Зюзя, Зазовка, Баламутень…
Белорусская мифология простому читателю практически не известна. Чаще всего она представлена как общеславянская, русская, без объяснения ее принадлежности. И ее обычно причисляют к словянской мифологии, да в приципе так и есть.
У наших предков все было иначе. Это сейчас в ушах модницы серьги гвоздики, а тогда украшения были громоздкими, самодельными и редкими. Для наших предков огонь являл собой мужскую силу, он мог быть небесным, земным, живым, подземным. Вода, это женская основа, так же нескольких видов. Именно огонь и вода послужили для создания Земли. Первоначально мир был светом и мертвой водой. Но, разгневавшись, Перун стал метать в камень стрелы и от одной из них высеклись три искры. Упав в воду, они взбаламутили ее, так что свет стал серый, на небе показались тучи, и спустя время из воды появилась земля, на которой зародилась жизнь – сначала растения, затем животные и потом человек.
У белорусов почитаем Дуб. Своими корнями он уходит в Подземный мир, его ствол в среднем мире, а своей кроной он упирается в Небо. Где растет Дуб – там и центр мира. Находится он далеко, за полем, рекой, лесом, где синее море, а посреди моря остров с камнем на котором и растет Дуб. Это и есть центр мира. По его ветвям герои попадают на Небо, а дупло есть вход в Подземный мир. Здесь в центре мира обитает Князь змей, со своей женой, детьми и слугами. Он добрый, но слуги его злые и часто вредят людям и их животным.
А еще дальше за морем – Вырай, место душ умерших людей. Это страна, где всегда тепло и свет, прекрасные сады и животные. При жизни люди не могут попасть туда, только птицы спешат сюда на зимовку, а летом возвращаются домой.
Жизнь белоруса проходит на родной земле – за ее пределами чужой мир: непонятный, враждебный, труднодоступный. Путь в чужие края опасен, только дикие люди живут там.
Природа для белорусов разнообразна, она не едина. Всегда есть пространства, с особыми специфическими свойствами, где жили боги и духи, это их владения. Чаще это горы, рощи, криницы, камни, иногда животные, растения. Главное божество у диких зверей – Тур. Земля белорусов состоит из трех основных видов природного пространства: леса, болота, воды.
03.09.2012
pagandom.ru
Древнеславянский Белбог
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Белобог — бог света, удачи, блага и счастья.
Само название этого божества созвучно слову «благо».
Название этого бога связывается с положительным началом в жизни людей.
Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белобога
отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Жертвы Белобогу приносили весельем, играми и радостным пированьем.
Его почитают также подателем богатства и плодородия [как Даждьбога?].
Во время жатвы Белобог приходит на нивы и помогает жнецам в их работе.
Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос:
если тот исполнит просьбу, то из сумы посыпятся деньги, а он исчезнет.
Поговорка: «Мужик с Белобогом подружился» — означает, что кого-то посетило счастье.
Род (Вышень, Свентовид) - синоним Белбога?
Славянский Бог Род (Белбог, Вышень, Свентовид) является главным божеством в древнеславянском пантеоне.
Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог.
Рода также называют Вышним Богом или Всевышним и Белбогом, Белым Богом,
Свентовидом (Свентовит, Святовит, Световик, Светич).
Свентовит можно перевести как "Светлый бог", в отличие от Темновита – Чернобога,
который является противопоставлением Белбогу.
Многие исследователи считают, что имя "Святовит" - это лишь форма произношения, как, например: Ядовитый, Плодовитый.
Также есть предположение, что Свентовит происходит от: Сванте - святой (др.слав.), Вит - свет (др.слав.) - Святой Свет.
В древнем мире термины "Белый" и "Свет" считались словами синонимами.
Отсюда можно сделать вывод, что и Святовит и Белбог являются практически однокоренными словами или именами одного славянского Бога.
Многие из тех, кто проводят параллели между славянскими и индийскими верованиями, утверждают, что индийский бог Вишну является именно Вышним Родом.
Кроме того, в индийской религии прообразом или тем же богом, только с искажённым названием при переводе на санскрит, является Рудра.
Многие слова, такие, как род, родина, родители, родственники, родной и другие, происходят от имени бога Рода.
Несмотря на все уверения противников языческой Веры, у древних славян был главный Бог, которого именовали по-разному:
Первобог, Прабог, Род, Свентовид и т.д.
Все остальные Боги произошли от этого ПраБожества, повинуются ему и являются тем могущественнее, чем стоят ближе к своему Праотцу.
В некоторых христианских поучениях против язычества так говорится об этом боге:
Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни,
и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...
Древний повелитель заботится о делах небесных.
Другие Боги слушаются только его и исполняют все его требования.
Даже после принятия христианства славяне продолжали устраивать празднества и пиры 8 сентября в честь Бога Богов.
На следующий день - 9 сентября, славяне празднуют день Рожаниц – дочерей Рода (Лады и Лели).
Ещё один праздник Рода и Рожаниц отмечают 25 сентября.
Судя по некоторым мифам, Род вышел из Золотого Яйца, в котором был заключён.
Разрушив свою темницу, он породил вселенную и бесчисленное множество миров, в которые входила и наша Земля.
Из сказаний и мифов наших предков можно узнать, что сама Вселенная, звёздное небо, все планеты и явления на небосклоне являются телом Рода:
Луна и Солнце - его глаза, млечный путь - его волосы и так далее
[как в брахманизме].
Кумиры или чуры (идолы) Роду делают в виде фаллических символов красного цвета.
Делают их из бука, вяза, ясеня или клёна.