Японская древняя архитектура. Современная архитектура Японии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Японская архитектура. Японская древняя архитектура


Японская архитектура

Современная архитектура Японии, как и в древности, сохраняет простоту и гармонию. Эти две характеристики неизменно присутствуют во всем, что рождается в этой стране. Большое влияние на формирование эстетических принципов в сооружении японских зданий оказал местный климат, а также традиции и верования народа.

До постройки знаменитых храмов, монастырей, дворцов, жилища людей были обустроены в виде землянок, крыши которых складывали из веток и соломы. Позднее здания стали сооружать на сваях. Крыши начали делать двускатными. В таких помещениях жили старейшины и важные люди. Эти сооружения использовали и как хранилища для зерна, оберегая, таким образом, урожай от грызунов, сырости и непогоды.

Японская архитектура следующего периода развития (Кофун) имеет особенные черты. Начали возводиться постройки для знати и правителей – усыпальницы. Кофуны (курганы) являясь символами устоявшегося культа, обладали внушительными размерами и сооружались в различных формах. Усыпальницы могли быть в виде прямоугольных или круглых насыпей, шестиугольников. Наиболее распространенными были сооружения в виде замочной скважины. Курганы часто обносили водяными рвами, ограничивая, таким образом, доступ к захоронению.

Японская архитектура периода возведения синтоистских сооружений отличается максимальной простотой. В постройках использовались массивные столбы в качестве опоры и крытая соломой легкая крыша. Синтоистские сооружения являлись святилищем и обителью для духов «ками». Японская архитектура всегда отличалась стремлением соединить постройки с пейзажем. Не был исключением и период синтоистских построек. Японцы использовали неокрашенное дерево, сооружали открытые веранды с использованием прямых линий. Постройки гармонично вписывались в окружающую природу и имели при этом незамысловатый естественный вид.

До наших дней сохранились ворота «тории» - тип синтоистских сооружений. Они служили входом в храм или иногда устанавливались посредине поля или леса. Тории, состоящие из двух опор и поперечных перекладин, не имеющие створок, обладали назначением ритуальным.

Преобладание дерева в качестве строительного материала в Японии случайным не было. В открытых, легких домах легче переносится жаркий климат. Кроме того, простые деревянные сооружения можно легко разобрать, перенести и собрать на новом месте. Немаловажен и тот факт, что дерево обладает большей устойчивостью и гибкостью к землетрясениям, чем какие-либо другие материалы.

Японская архитектура обрела более сложные черты с приходом буддизма в страну. Планировка храмов того периода включает пагоды, отдельные обеденные и спальные залы, башни.

В качестве материала для фундамента японцы начинают применять камень. Это позволяет создать устойчивые и большие здания.

Новая религия повлияла не только на архитектуру храмов, но и на усадьбы знати и жилища простого населения.

В то время начали развиваться такие стили зодчества, как «сидэн» (спальный зал, в переводе), «сёин» (студия или библиотека).

Дома, построенные в стиле «сидэн» отличались наличием просторного зала – основной части помещения. Во внутренней планировке не использовалось разделение на комнаты, личное пространство при необходимости можно было отделить ширмой или бамбуковым экраном, подвешенным к потолку. На дощатом полу обязательно присутствовала циновка – «татами».

Помещение, обустроенное в стиле «сёин», наоборот, отличалось разделением на отдельные зоны. Неотъемлемыми компонентами декора считались двери на веранду, ниша в комнате, кабинетный столик, ступенчатая полка, окружающая нишу.

Несмотря на то, что современная японская архитектура развивается под влиянием модернизации, привнесшей огромное количество технологических новшеств, в ней присутствуют черты традиционного зодчества.

fb.ru

Современная архитектура Японии

По окончании II мировой войны разрушенная Япония начинает активно отстраиваться заново.

Большое влияние на современную архитектуру оказывает русский авангард тех времён. Вторая половина 20 столетия наглядно демонстрирует его веяние в оформлении зданий. Японская архитектура и по сегодняшний день отличается геометризмом, строгостью, монолитностью общего вида, скромностью форм и всем тем, что принято называть конструктивизмом.

 

Современная японская архитектура

Архитекторы Японии, создавая нечто новое, пытаются сохранить ощущение пространства, сложившееся в местной культуре. Переосмысливая русский авангард и сопоставляя его с привычной для японцев смысловой триадой "тень - промежуток - пустота", они основали свой уникальный стиль конструктивизма.

В конце 19 века, когда страна вступает на путь модернизации и осваивает свежие строительные технологии, при реставрации Мэйдзи уже используется не только камень, но и кирпич. Обновлённый стиль пришёлся по вкусу всей стране и стал использоваться при строительстве государственных учреждений и различных предприятий. Строгий стиль дизайна Запада обрёл большую популярность - его применяли для резиденций и контор. Множество специалистов из США и Европы работали в стране восходящего солнца. В 1879 году целая группа архитекторов оканчивает Токийский технологический колледж. В будущем они сыграют основную роль в строительстве по всей Японии.

Западный стиль более точно отражён в здании Токийского вокзала, сооружении Банка Японии, которые были спроектированы архитектором Тацуно Кинго, а также в Императорском дворце Акасака, созданном Катаямой Токума.

В 1923 году произошло землетрясение, разрушившее возведённые стандартным способом кирпичные и каменные дома в Токио и его окрестностях. В связи с продвижением в разработке способов строительства, одновременно с Западной Европой в Японии начинают появляться железобетонные сооружения, которые обладают сейсмической устойчивостью.

Основной характеристикой ныне сооружаемых японских зданий явилась гибкая структура пространства. В проектах Андо Тадао можно чётко отметить национальные традиции. В построенных этим архитектором домах всегда учтён доступ к натуральному освещению, к природному пейзажу. Благодаря этому обитатели строений имеют возможность наблюдать незабываемые картины, к примеру, смену времён года.

Из-за мощных землетрясений в стране местные учёные опубликовали в средствах массовой информации целый ряд основных норм строительства сейсмоустойчивых сооружений. Они заявили, что в первую очередь нужно выбирать симметричные конструкции. Далее следует обратить внимание на равномерное распределение массы и жёсткости, а также применять только укреплённые сборные детали. В-третьих, так называемые антисейсмические швы - это несколько рядов несущих стоек и двойные стены, которые используются для разделения здания на отсеки, не зависящие друг от друга. Также запрещено возводить перегородки из кирпича, если строение имеет пять и более этажей.

Схема сейсмоустойчивого здания

Схема сейсмоустойчивого здания

Из рекомендованных строительных материалов самыми подходящими являются панельные блоки, сделанные на заводе вибрационным способом. При изготовлении строительных смесей в них следует подмешивать адгезирующие добавки с различными пластификаторами. Ещё одна особенность заключается в том, что при создании сейсмоустойчивых домов все бетонные и кирпичные перегородки нужно обязательно армировать и анкеровать по всей длине.

Для сейсмоактивных зон строения могут иметь разную форму, но предпочесть следует круглые, шестиугольные, прямоугольные и квадратные здания. Японские учёные считают, что здания-книжки, у которых одна или обе стороны вытянуты, весьма опасны для жилья. Одну из главных ролей играет надёжность фундамента. В настоящий момент применяется технология, согласно которой из бетона и полимерных составляющих делают сейсмоизолирующую "подушку" и закладывают в фундамент. При землетрясении, благодаря нетрадиционному основанию, дом скользит и не разрушается.

Сейсмоустойчивые здания в Токио

Сейсмоустойчивые высотки в Токио

Современная архитектура Японии фото

Токио архитектура

Умэда Скай Билдинг фото

Фотография Токийской телебашни

Видео качающихся японских небоскребов

В видео показаны раскачивающиеся, как говорят, танцующие японские сейсмоустойчивые многоэтажки.

Похожая тема - древняя японская архитектура.

Жанр статьи - Культура Японии

jamato.ru

Архитектура Японии - Gpedia, Your Encyclopedia

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Byodo-in Uji03bs2640.jpg Phoenix (2058686377).jpg DaigojiKondo3237.jpg
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин Украшение на крыше храма Хоодо Храм Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

Камакура и Муромати

Адзути-Момояма

Период Эдо

Архитектура периода Мэйдзи

Современная японская архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  2. ↑ 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
  3. ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки

www.gpedia.com

Японская архитектура - это... Что такое Японская архитектура?

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов.[1]

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.[1]

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家?), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденым глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.[2]

Архитектура раннего периода
Примеры реконструированых зданий периода Яёй Ханива-дом
Реконструкция жилищ и наблюдательной вышкина стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага Реконструкция жилищ,город Сэтоути, префектура Окаяма
Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[3] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашеное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居?) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺?) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[4]

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[3]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин Украшение на крыше храма Хоодо Храм Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

Павильон Сёкинтэй во дворце Кацура

Замок Хиросаки

Архитектура периода Мэйдзи

Современная японская архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также

Примечания

Ссылки

Япония

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Шедевры японской архитектуры

На протяжении веков в Японии возводились архитектурные сооружения в китайском стиле, однако и национальное зодчество сумело сохранить свой характерный облик, который отличает отсутствие китайской сложности, множества декоративных деталей, вычурности силуэта крыш. Средневековая японская архитектура по преимуществу была деревянной. В ней чувствовалось стремление к величавой простоте, подчеркивалась органическая связь с окружающей природой. Наиболее распространенными видами построек были жилые дома, дворцы, монастыри и храмы.

японская архитектура

Одним из самых древних сооружений японской архитектуры является буддийский монастырь Хорюодзи близ города Наура — первой столицы Японского государства.

Архитектурный комплекс создан в соответствии с традициями китайской архитектуры и представляет собой уникальнейшее явление, ведь это последняя из сохранившихся до наших дней деревянных построек. Очень примечательны здесь пагода и золотой зал монастыря, составляющие его основу. Золотой зал - прямоугольное двухэтажное здание, поддерживаемое 28 колоннами и стоящее на каменном основании. Две тяжелые выгнутые черепичные крыши небесно голубого цвета подчеркивают торжественность сооружения. Их большой вынос наружу скрывает и затеняет относительно слабые стены здания и защищает здание от частых дождей. Внутреннее убранство храма кажется посетителю второстепенным по сравнению с его выразительнейшим внешним видом, хотя оно также отличается праздничностью. Статуи и яркие, многоцветные стенные росписи с изображением буддийского рая призваны подчеркнуть парадность и пышность интерьера. Движение, созданное изогнутыми крышами и повторенное изгибом окружающих деревьев, связывало в единое целое архитектурный комплекс и окружающую природу.

С середины VIII века в Японии начинают возводиться величественные буддийские ансамбли, которые до сих пор вызывают восхищение. Истинным шедевром японской архитектуры становится золотой павильон в Кийото — подлинный образец изысканного японского зодчества.

Своим название павильон получил благодаря трехъярусной кровле, покрытой пластинами из листового золота. Архитекторы тщательно продумывали месторасположение и планировку здания. Павильон высится на берегу маленького озера на легких колоннах, отражаясь в воде богатством узорчатых карнизов, резных стен и изогнутых линий. Фоном для здания служит вечнозеленая пышная растительность. Стены павильона окрашены в золотистые цвета, так что в лучах ослепительного японского солнца, отражающийся в зеркальной глади озера, храм представляет собой невероятно красивое зрелище.

Внутреннюю структуру сооружения образуют легкие раздвижные двери (бумажные ширмы), скользящие по специальным желобкам. Павильон являлся увеселительным дворцом для императора и его семьи, поэтому внутреннее убранство дизайна отличается богатством и роскошью. Свитки национальной живописи и иероглифической каллиграфии украшают золотые стены в залах музыки и поэзии, расположенных на втором этаже. На третьем, верхнем, этаже здания совершались ритуальные обряды и проходили религиозные службы.

В Японии XVI в. заметно изменились художественные предпочтения и вкусы, что было связано с расширением международных отношений и связей, в том числе и с европейскими государствами. В искусстве растет стремление к красочности, праздничности и зрелищности. Во времена междоусобиц и войн за объединение японские зодчие начали возводить оборонительные сооружения. Теперь не монастыри и храмы играют ведущую роль в японской архитектуре, а небывалые по парадности и величине замки, окруженные кольцами тяжелых оборонительных циклопических стен. Обычно замки возводили на горе или в излучинах рек, чтобы была возможность контролировать большие территории. Их обязательной принадлежностью были широкие, окружавшие со всех сторон глубокие рвы, наполненные водой. Архитектурный облик замка венчала возносящаяся к небу башня, состоящая из нескольких ярусов, постепенно уменьшающихся кверху. Она должна была демонстрировать силу и могущество владельца.

Одним из самых красивых замков тех времен является белоснежный замок Химэндзи близ города Коубё. Небесно белые стены и башни, высящиеся над тяжелой каменной кладкой, дали ему второе его название — храм Белой цапли. Многоярусные выгнутые крыши, медленно и плавно уменьшающиеся кверху, напоминают нам свободно парящую в небе птицу. Химэндзи — сложнейший комплекс архитектурных построек с множеством тайных переходов, лабиринтов и комнат внутри стен. Десять ворот разнообразной конструкции нужно пройти, чтобы попасть к главной башне — центральной цитадели замка.

Впоследствии замки лишились оборонительного значения и превратились в торжественные дворцовые сооружения.

art-dom.ru

Японская архитектура - Википедия

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура[ | ]

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Byodo-in Uji03bs2640.jpg Phoenix (2058686377).jpg DaigojiKondo3237.jpg
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин Украшение на крыше храма Хоодо Храм в Киото

Японская средневековая архитектура[ | ]

Камакура и Муромати[ | ]

Адзути-Момояма[ | ]

Период Эдо[ | ]

  • Павильон Сёкинтэй во

Архитектура периода Мэйдзи[ | ]

Современная японская архитектура[ | ]

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: , «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  2. ↑ 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
  3. ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также