Древняя медицина греция. Медицина античного Средиземноморья (Древней Греции). Медицинские школы Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История медицины Древней Греции (стр. 5 из 5). Древняя медицина греция


Медицина античного Средиземноморья (Древней Греции). Медицинские школы Древней Греции

Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне. Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина. Многие термины, предложенные в то время, активно используются по нынешний день. А символ бога Асклепия – чаша со змеей – одна из наиболее известных медицинских эмблем.Покровителем медицины в Древней Греции являлся бог-целитель Асклепий, чей культ сложился примерно в VII веке до н.э. Считается, что его прообразом стал легендарный врач времен Троянской войны. Греки верили, что он был сыном бога Аполлона, который сам помог малышу родиться, проведя первое кесарево сечение. Причастны к медицине были и некоторые другие боги Олимпа.Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Известнейшим их потомком считали Гиппократа. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Она являлась символом мудрости, обновления и могущества природных сил. Позже стал изображаться посох или чаша, обвитые змеей, которые по нынешний день являются эмблемами медицины.Первые святилища, посвященные Аскепию, были возведены в VI-V веках до н.э. в Пелопоннесе, Фессалии и на Косе. Назывались они асклепейонами. В их центре располагались храмы и жертвенники. Место для их сооружения выбиралось возле минерального источника с целебной водой и кипарисовой рощи. Хоть там нельзя было находиться роженицам и тяжело больным, в них оказывались некоторые медицинские услуги. В основном это было водолечение и прием лекарств.Таким образом, асклепейоны явились прообразом первых больниц. Практиковался там «искусственный сон» – состояние, которое достигалось применением гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За оказанные услуги храмам приносились дары – мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцелившуюся часть тела.Врачевание в храмах было очень популярным, но не могло конкурировать с настоящими лекарями. Поэтому врачи часто приглашались в асклепейоны для ухода за тяжелыми больными. Медицина была неразрывно связана с философией. Известнейшими врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит.Они были не только философами, в их трудах были рассуждения о жизни и смерти, развитии эмбриона, болезнях, лихорадке, лекарствах и диете. Долгое время врачевание было семейной традицией. Только в V-IV веках до н.э. в семью лекарей стали принимать учеников со стороны и обучать их. Так появились первые медицинские школы и новые направления: книдская, кротонская, сицилийская и косская.Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». То же относится и к медицинским знаниям. В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины. Многие термины, использующиеся в то время, дошли до наших дней и применяются в современном медицинском языке.В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание,вскоре, эпидемия была прекращена.Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины». Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие ученые полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок. На сегодняшний день в современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают

cyberpedia.su

Медицина в Древней Греции - Helperia

Публичная статья

578

Создано 15 ноября 2016 года Медицина в Древней Греции

В настоящее время наука не располагает письменными сведениями о медицине в Древней Греции. Единственные упоминания находим в первых греческих литературных памятниках XII – VI вв. до н. э. – поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

О медицине классического периода истории Греции дает представление “Гиппократов сборник” – выдающийся памятник медицинской литературы, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей. Он назван именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые данные о медицине архаического и классического периодов истории Греции содержатся также у Геродота в его “Истории в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют медицинские трактаты ученых из Александрии в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса. Подлинники трактатов, увы, не сохранились, Древние греки с почтением относились к древнеегипетской медицине. В поэме «Одиссей» Гомер заметил: «Медицинские знания древнего Египта оставили далеко позади весь остальной мир».

После того, как Александр Македонский завоевал Египет, и его полководцы стали править этой страной, греки приобщились к знаниям египтян в области медицины и многое позаимствовали у древнеегипетских врачевателей. В библиотеке при храме бога Птаха в Мемфисе древние греки прилежно изучали предписания больным, рецепты, методы диагностирования, а также использование снотворных и болеутоляющих средств египетскими врачевателями.

Достигшая высокого расцвета, медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей – Гигиеи, охранительницы здоровья (отсюда произошло слово гигиена) и Панакии, покровительницы лечебного дела (отсюда к нам пришел термин панацея).

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности древнегреческого врача Гиппократа, которого справедливо называют отцом медицины. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н.э. для Александрийской библиотеки, основанной династией Птолемеев (преемниками Александра Македонского), правившей Египтом в эпоху эллинизма.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и в каждой преобладала собственная философия и методы диагностики и лечения.

Врачебная этика

Во все времена существовали писанные или неписанные законы, касающиеся взаимоотношений врача и пациента. Несмотря на высокое положение в обществе и уважение, которым пользовались люди этой профессии в древнем мире, врач должен был действовать крайне осторожно. Деятельность врачевателей подчинялась строгим правилам, в том числе моральным. Нарушение этих правил каралось вплоть до смертной казни.

Вот некоторые выдержки из свода законов Хамураппи, вавилонского царя, правившего в 1792 - 1750 гг. до н.э..

218. Если врач производит кому-либо сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, снимает кому-либо бельмо и лишает его глаза, должно отсечь ему руки.

219. Если врач производит рабу сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, то он должен за умершего раба доставить хозяину другого.

220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба».

Древнегреческие врачи руководствовались правилами «Священной книги», и если врач не отступал от них, то любой исход лечения считался приемлемым. Сходная позиция существовала и в римском праве. Например, врачу запрещалось продавать яд с целью отравления, делать операции аборта и кастрации.

При христианстве появилась норма об ответственности за неоказание помощи больному. В Палестине это преступление каралось смертной казнью с конфискацией имущества в пользу государства.

 

Вам так же может быть интересно Врачевание в древнем Египте

helperia.ru

История медицины Древней Греции - часть 5

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую причину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными воздействиями, каковы растирание, потение, физические упражнения, гимнастика, ходьба, бег.

В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и приятно» Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, быстро и приятно». В развитие этого принципа он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слабительных и кровопусканий и разработал систему общеукрепляющего лечения. Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух), гигиену тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и пассивные движения и делать прогулки. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, прогулки на лодке, корабле и т. д. Если больной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Асклепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, о современной терминологии. К лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его популярным в Риме.

Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить, а вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из врачей указал, что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а наоборот, нередко способна мешать исцелению организма.

Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь есть кара богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, заканчиваясь смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, болезнь может остановиться на любой фазе и развиваться в обратном направлении. Асклепиад пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно прервать ход болезни. Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Этому направлению противостояло реакционное идеалистическое направление, которое особенно оживилось в период империи в первые века н. э.

Цельс. Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э., 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором стремился дать полезные сведения рабовладельцам, вынужденным лечить своих рабов, так как рабы стали дороги и лечить их стало экономически выгодно. Цельс наряду со сведениями по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения привел также описания некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням костей. Некоторые описания и определения Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Следуя в основном за Гиппократом, Цельс критически собрал и сохранил для последующих поколений произведения других древних медиков, и многие эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила. Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы.

Соран Эфесский. Во II веке н. э. в Риме жил греческий врач Соран Эфесский. Он был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, питание далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, были созданы военные госпитали (валетудинарни, буквально—здравницы), выделены лагерные врачи, врата легионов и т. п.

Заключение

В IV веке н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Ослаблением Западной Римской империи, раздираемой классовыми противоречиями, потрясенной в своей основе революцией рабов, воспользовались соседние «варварские» народы и в V веке н. э. покончили с ее существованием. В последний период существования рабовладельческой империи медицина, как и римская культура в целом, носила черты упадка.

1) П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит История медицины, Москва, "Медицина", 1981.

2) М.П. Мультановский "История медицины" изд. Медицина", Москва, 1967.

mirznanii.com

Медицина в Древней Греции | Пантикапей

Сегодняшние достижения в области медицины и здравоохранения сложно переоценить. За долгие века человек научился лечить и диагностировать тысячи различных заболеваний, изобрел способы как их вылечить и предупредить. В Керчи здравоохранение находится на должном уровне. В городе работают несколько больниц, госпиталей, роддом, стоматологических поликлиник.Кроме того, имеются несколько кабинетов и магазинов, предлагающих услуги нетрадиционной медицины. В их арсенале имеются давно известные средства: фитотерапия, гирудотерапия, ароматерапия, и новомодные кремы и мази, способы диагностики с помощью современной техники.

Однако, начиналось все более 20 веков назад, когда на полуострове появились новые поселенцы из Греции. Древние эллины принесли с собой культ Асклепия, который сформировался на их родине еще в 7 веке до нашей эры. Период создания новых полисов вдоль берегов Средиземного, Черного, Эгейского морей совпал с двумя важными явлениями в медицине Древней Греции. К 4 веку до нашей эры окончательно сформировалась материалистическая древнегреческая философия и установилось храмовое врачевание. После становления культа Асклепия, по всей Греции были построены святилища в его честь.

Одним из самых величественных храмов Асклепия был воздвигнут в Эпидавре. В его подземелье располагались три бассейна с минеральной водой. Греки использовали минеральную воду в лечебных целях, также, как и целебный воздух кипарисовых рощ. Исцеленные пациенты в качестве оплаты приносили в храм изображения вылеченных частей тела, которые выполнялись из мрамора, серебра и золота.

Как бы парадоксально это ни звучало, но в храмах Асклепия действовал один запрет: в нем запрещалось умирать. Поэтому все нечистое по мнению древних греков (рождение и смерть) изгоняли за пределы священной ограды. Жрецы Асклепия тщательно следили за чистотой в храме, все посетители были обязаны перед входом в святилище умыться водой из «священного» источника и принести жертву богам. По большому счету, храмы Асклепия можно с большой натяжкой назвать аналогами современных больниц. Скорее их можно определить, как санаторно-лечебные заведения.

Период 5-4 веков до нашей эры ученые окрестили классическим периодом. В то время греки еще мало знали об анатомии человека, вскрытия еще не приобрели популярность у древних врачей. Зато в лечении зубов и десен были достигнуты большие результаты. В «Гиппократовом сборнике» описаны заболевания зубов и полости рта. В качестве лечения тогда использовали кровопускания, строгую диету, слабительные и рвотные, наркотики, настои трав. Удаляли зубы только когда они начинали шататься, возможно это связано с несовершенными медицинскими инструментами (образец экстракционных щипцов хранится в храме Аполлона в Дельфах). В случае вывиха или перелома челюсти эллины умело вставляли кости на место и фиксировали зубы золотой проволокой.

Свидетельства о стоматологических операциях представлены на изображении на ритуальном сосуде, который был найден в кургане Куль-Оба. Сосуд датируется 4 веком до нашей эры. Ранее считалось, что одна из сцен, изображенных на нем, иллюстрирует удаление зуба, но последние исторические исследования не позволяют подтвердить эти утверждения.

μ@

Санкт Петербург, роддом 18, отзывы и комментарии можно почитать на сайте babyblog.ru

Похожие статьи

Метки: Асклепий, греки, культ, медицина

pantikapei.ru


Смотрите также