Древний египет образование. Древний Египет. Год образования единого государства в Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование в Древнем Египте - файл n1.doc. Древний египет образование


Древний Египет. Год образования единого государства в Египте

Образование 17 апреля 2016

Возникшая почти 40 веков назад в Африке египетская цивилизация является одной из древнейших и наиболее загадочных на нашей планете. Уже тогда, на берегах Нила существовало государство со своей религией, культурой и устройством. Далее в статье вы узнаете историю и год образования единого государства в Египте и особенности государства.

Протогосударства

Название Древний Египет используется для обозначения исторического региона, в пределах которого находилась египетская цивилизация. Год образования единого государства в Египте точно неизвестен. Древняя цивилизация возникла ещё 6 тысяч лет до нашей эры на берегах священной реки Нил. По обе стороны реки находились поселения или протогосударства, давшие толчок для дальнейшего развития Верхнего и Нижнего Египта. Этот период ученые обозначают как додинастический.

год образования единого государства в египте

В V веке насчитывалось больше сорока отдельных поселений, образованных в дельте реки. Ещё до того как произошло образование единого государства в Египте, население протогосударств вели активную деятельность. Каждое поселение было самостоятельным. Население занималось обработкой земли и выращиванием злаковых культур. Удачное расположение давало возможность заниматься торговлей. В то время возник рабовладельческий строй. Рабами становились пленные, которых захватили в результате военных набегов.

Год образования единого государства в Египте

Развитие сельского хозяйства и создание ирригационных систем, позволило централизованно контролировать орошение территорий и значительно упростило жизнь местному населению, ускорив образование государства. Древний Египет тогда представлял собой номы - отдельные независимые поселения, которые объединились в более крупные образования. Южный регион представлял собой Верхний Египет, а северный – Нижний Египет.

единое государства в египте образовалось около

Период, с которого отсчитывается начало египетского государства, имеет название династический, так как именно он открывает многовековую династию фараонов. Среди исследователей принято считать, что единое государства в Египте образовалось около 3 тысяч лет до нашей эры. Верхний и Нижний Египет были объединены, а столицей стал город Чени или Тинис (на древнегреческом). Существует предположение, что обе части Египта объединялись и вновь разделялись и раньше. Различные источники по-разному сообщают имя правителя, создавшего Египетское Царство, предположительно это был Менес, иногда называется имя Мин.

Видео по теме

Иерархия общества

В Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Его власть была неограниченной, он считался главным правителем и военачальником египетских земель. Существовал особый культ фараона, ибо он отождествлялся с богом. Только фараон мог назначать людей на должности, выбирать жрецов, присуждать смертную казнь. Каждый правитель обладал атрибутами: искусственная борода, браслеты на руках, львиная шкура.

Семья фараона занимала высшую социальную ступень. Правой рукой фараона был чати. Он управлял денежными средствами, имуществом, архивами. Чати, чиновники и писцы стояли на второй ступени – это были сливки египетского общества. После них в социальной иерархии стояли жрецы – советники фараонов и управляющие храмами и религиозными культами. Все они составляли правящий класс общества.

образование государства древний египет

Далее в иерархии шли солдаты, следом за ними ремесленники. Ремесленники находились под контролем государства и получали зарплату прямо из казны. За ними были закреплены определенные рабочие места. Дальше следовали крестьяне, работающие в основном на ирригационных каналах. Нижнюю ступень представляли рабы.

Культура Древнего Египта

Культурное наследие Древнего Египта достаточно велико. В основном искусство развивалось в качестве религиозного культа. В основном произведения создавались для усопших. Известные во всем мире пирамиды были гробницами, или послесмертными домами фараонов и их семей.

Архитектурное наследие представляет собой храмовые комплексы и дворцы, например, Луксорский храм. Изобразительное искусство было символичным. Росписи на храмах, гробницах, внутри дворцов часто включали в себя не только рисунки, но и иероглифы. Уже тогда египтяне использовали краски, похожие по принципу на современные. Это были природные красители, такие как сажа, уголь, медные и железные руды, смешанные со специальным веществом, которое обеспечивало их вязкость. Смесь высушивали и разделяли на куски, а перед использованием смачивали водой.

образование единого государства в египте

Существовала развитая система верований и обрядов, которые их сопровождали. У египтян не было одной конкретной религии. Вместо этого было много отдельных культов. Для каждого бога существовал свой храм, куда не приходили ежедневно, а посещали храм только по праздникам. Проводили и контролировали обряды и религиозные праздники жрецы.

Заключение

Благодаря хорошей адаптации и освоению речной долины Нила и хорошей организации человеческих ресурсов, древние египтяне смогли образовать могущественное государство. Ученым до сих пор точно неизвестен год образования единого государства в Египте. Однако можно с уверенностью сказать, что древняя египетская цивилизация оставила значительный след в истории человечества.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Додинастическая эпохаОбразование Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Додинастическая эпоха

Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегрече...

День Соборности Украины – дата образования единого государстваДом и семья День Соборности Украины – дата образования единого государства

История Украины богата драматическими событиями. Много лет восточная Украина была частью Российской империи, западная часть находилась под протекторатом Польши, Венгрии и Чехии. Несмотря на различие в быте и культуре,...

Древний Египет: жрецы, их знания и роль в жизни государства. Какими знаниями обладали египетские жрецы?Образование Древний Египет: жрецы, их знания и роль в жизни государства. Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Практически каждый при упоминании Древнего Египта представляет, конечно же, в первую очередь пирамиды. Исторических сведений о египетских храмах времен фараонов до наших дней сохранилось немного. Первые из них относят...

Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелиеОбразование Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелие

В истории Древнего Египта Раннее царство – это период, который охватывает правление I-II династий. Что касается Древнего царства, то оно представлено властвованием III-IV династий. При этом основная часть сведен...

Древняя религия - Бог солнца в ЕгиптеДуховное развитие Древняя религия - Бог солнца в Египте

Дорогие читатели, в данной статье мы поговорим о религии такой таинственной и полной загадок страны, как Египет. Боги и Богини этой местности известны по дошедшим до нас мифам. Верить ли вам во многих Богов, Единое Бо...

Египет: погода в январе. Погода зимой в ЕгиптеНовости и общество Египет: погода в январе. Погода зимой в Египте

Планы большинства людей, планирующих поездку в Египет, зависят от погоды на курортах этой африканской страны. Посвященные отдыху или деловому мероприятию дни не должны быть слишком солнечными или дождливыми. Особенно ...

Египет в сентябре: погода. Погода, температура воздуха в Египте в сентябреНовости и общество Египет в сентябре: погода. Погода, температура воздуха в Египте в сентябре

Согласно законодательству, каждому трудящемуся положен обязательный ежегодный отпуск. И это великолепно! Вот только в большинстве организаций работников много, и все стремятся отдохнуть именно летом. Уже с первых дней...

Год образования США как государства. Война за независимость американских колоний и образование США. Конституция 1787 годаОбразование Год образования США как государства. Война за независимость американских колоний и образование США. Конституция 1787 года

Америка представляется современникам цельным и единым государством с развитой экономикой и равными правами для всех слоев населения. Трудно представить, что эта независимая страна когда-то была всего лишь колонией огр...

Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 года: причины. Рейс 9268Образование Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 года: причины. Рейс 9268

Египет часто в шутку сравнивают с ёлкой: и зима, и лето в нём одного цвета. Бирюзовое море, пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне...

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Быт земледельцев в Древнем ЕгиптеОбразование Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Быт земледельцев в Древнем Египте

На основании своих исследований историки установили, что Египет, возникший много тысяч лет назад в северо-восточной части африканского континента, относится к наиболее ранним государствам Древнего мира. Абсолютная вла...

monateka.com

Образование в Древнем Египте - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.

Обучение[ | ]

Археологами не было обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома, затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт.[1]

В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика, а также медицина и музыка. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)[1] По окончании обучения ученики сдавали экзамены.

Мудрец Имхотеп. Поздний период, ок. 664—332 гг. до н. э.

Образование женщин[ | ]

Редко, но женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностей — материнство, управление хозяйством.[2] Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах.[3] Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии; визирем чати служила Небет при VI Династии. В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы богини Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее.[4]

«Дома жизни»[ | ]

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места писцов, которые переписывали книги. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы.[5]

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid

Образование в Древнем Египте - n1.doc

Образование в Древнем ЕгиптеДоступные файлы (1):

n1.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра педагогики

РефератОбразование в Древнем ЕгиптеВыполнила Лутина М. В.

студентка 3 курса ЕГФ

отделения химии

Научный руководитель

Щербаха Т. П., к.п.н.,

доцент кафедры педагогикиСамара 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….......3

    1. Исторический фон……………………………………………….4
    2. Уровень грамотности в Древне Египте………………………...9
    3. Школа и процесс обучения………………………………….....12
    4. Проблема женского образования………………………….......15
    5. Методы обучения…………………………………………….....17
Список литературы………………………………………………………....20

ВВЕДЕНИЕПервые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к третьему тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Выполняя родительский долг наставника, египтянин считал, что поступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире предков. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» - маат. Если чаши уравновешиваются, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею необыкновенной значимости воспитания и обучения.

Образование в Древнем Египте считалось первым условием удачной карьеры. Образованные люди составляли чиновничий аппарат, организующий все необходимые работы для существования и процветания государства.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он слушал».1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОНПриродные условия долины Нила и относительная изолированность от соседних государств «диктовали» необходимость и условия объединения первых государств. В конце концов, после больших и малых войн из приблизительно 40 государств образовались 2 крупных царства – Верхний и Нижний Египет. История их взаимоотношений была длительной и сложной.

Первым летописным царем был Менес - основатель Раннего царства (3000-2740 гг. до н.э.) и столицы Египта – Мемфиса. Этот город своей великой судьбой обязан удивительному удачному расположению – он являлся «весами обоих земель».

Период Раннего царства – эпоха становления сильной царской власти, государственного аппарата, письменности. Именно в эту эпоху древнеегипетская культура приобрела характерные черты. Она обрела свою «настоящую форму» и смогла создать отражающее ее образование.

Наступившее вслед за Ранним Древнее царство (2740-2198 гг. до н.э.) навсегда осталось в памяти египтян «золотым веком». Прочное объединение большой территории и населения принесло блестящие результаты. Это время строительства великих пирамид. Эти гробницы достойны царей-богов и являются не только памятниками чудовищной эксплуатации подданных, но и древнеегипетского гения.

Главными историческими источниками этой эпохи являются изображения и надписи в гробницах вельмож, они описывают служебную карьеру чиновника, его «жизнь за царя».

Постепенно в стране нарастают центробежные тенденции, и она начинает распадаться на части. Теперь и гробницы вельмож воздвигаются на местах, а не рядом с пирамидой царя.

Единое царство распадалось на множество мелких, воюющих друг с другом областей. Упадок централизованного управления тотчас приводил к разрушению ирригационной системы. В результате – вода не достигала многих полей, урожай падал до минимума, а люди ели траву и умирали от голода. Особенно тяжело египтяне переживали I Переходный период (2198-1938 гг. до н.э.), оставшийся жестоким шрамом в народной памяти. Вместе с Древним царством завершился «золотой век», время первенства Египта на арене всемирной истории, время строительства великих пирамид, составивших вечную славу страны.

По истечению почти 200 лет, египтяне смогли вновь объединиться. За следующие 200 лет на троне сменилось только 8 царей, но они еже не были такими безусловными владыками долины Нила, как их предшественники. Так и пирамиды Среднего царства (1938-1759 гг. до н.э.) – их строили по упрощенной технологии и они гораздо хуже сохранились, чем более древние. Если сравнить Среднее царство с Древним и Новым, оно заметно проигрывает на фоне столь блестящих эпох.

Падение жесткой центральной власти вызвало оживление местной инициативы в городах. В употребление входит сплав меди с оловом – бронза, использование которой позволило усовершенствовать многие орудия труда.

Поразительный расцвет наблюдается в литературе, которая сейчас является классической. Не исключено, что определенную роль в этом сыграла некоторая «демократизация» образования: цари остро нуждались в грамотных чиновниках, а богатая знать, еще помнившая свободы Переходного периода, не всегда устремлялась навстречу царским желаниям. Возможно, в качестве ответа подобным настроениям появляются произведения, славящие царя и службу при нем. «Демократизация» проникла и в заупокойные верования. Сложившиеся после упадка Древнего царства тексты саркофагов, в отличие от сосредоточенных на царе и богах текстов пирамид, отождествляют с богами всякого, кто в состоянии заплатить за такой саркофаг.

Переходные периоды II и III были хуже периода I: долина Нила была подчинена чужеземцами. Но период I остался самым страшным в памяти египтян, хотя иноземцы не столь массово посягали на плодородные земли Низовья. Теперь ситуация изменилась: в XVIII в. до н.э. пришли гиксосы – племенной союз скотоводов, хлынувший в Дельту из Южной Сирии и Северной Аравии. Здесь они настолько прижились, что они обосновали собственные династии. «Властители чужеземных стран» правили Египтом до начала XVI в. до н.э., впитав в себя его культуру и всячески покровительствуя ее развитию.

Фиванские цари Секненра, Камос и Яхмос изгнали гиксосов. В третий раз в египетской истории страна объединилась, Яхмос стал основателем следующей династии. Освободительные воины быстро переросли в захватнические, и многие фараоны Нового царства (1530-1076 гг. до н.э.) легко меняли трон и скипетр на колесницу и копье. Набор в войско возрастает в 10 раз, растет его боеспособность. Богатство и особенно рабы «потекли» в долину, царские дворы утопали в роскоши, к небесам возносились величественные храмы богам.

Ограбление соседей способствовало значительным сдвигам во всех отраслях хозяйства: значительно расширилось применение бронзы, появились новые орудия труда, более удобный ткацкий станок, усовершенствованная ирригационная система. Быт знати приобрел отчетливый «вкус» роскоши, услаждавший в равной мере оба пола: полупрозрачные гофрированные одежды, большое количество золотых украшений, сложнейшие прически и использование косметики и духов. Меню разнообразилось чужеземными плодами и винами.

Огромные жертвы шли на алтари богов, особенно государственного бога Амона, под знаменем которого осуществилось освобождение от гиксосов. Но обогащение фиванского жречества Амона стало опасно для власти фараона. Это почувствовал Аменхотеп IV, самый властолюбивый из всех египетских царей. Железной рукой он вводит почитание Атона и богато одаряет его культ, одновременно всячески преследуя Амона и его слуг. Подобно другим великим реформаторам, он ломает сопротивление жрецов, поменяв свое имя (Аменхотеп – «Амон доволен», Эхнатон – «угодный Атону») и перенеся столицу в новый шикарно отстроенный город – Ахетатон («Горизонт Атона»).

Относительно короткое – менее 20 лет – правление Эхнатона стало одним из самых влиятельных периодом в египетской и всемирной истории, отразившихся на всех сферах жизни. В период Нового царства фараонов хоронили в Долине царей – уединенном пустынном ущелье, где в скалах вырубали подземные коридоры с залами. Главным «явлением» среди заупокойных текстов стали папирусные свитки Книги мертвых, которую можно назвать первой в мире иллюстрированной книгой.

Опасный для власти фараонов процесс возвышения жречества Амона продолжался. Отделилась Фиванская область, провозгласив себя теократическим государством. Здесь власть в свои руки взял верховный жрец Амона, правивший Верховьем от имени бога.

Последствия не заставили себя долго ждать – и опять блеск сменился упадком III Переходного периода (1069-715 гг. до н.э.) и вторжением чужеземцев. Страной правят то ливийцы, то нубийцы, и даже ассирийцы. «Соседские завоевания» были не столь тягостны, так как ливийцы и кушиты, издавна подвластные Египту, разделяли все его культурные традиции. Ассирийцы же были в глаза жителей долины настоящими варварами. Однако их иго долго не продлилось и большого влияния на Египет не произвело.

Последним периодом объединения стало Позднее царство (715-343 гг. до н.э.) – бледная тень предыдущих эпох. Наблюдаются серьезные изменения в хозяйственной жизни. Страна вступила в железный век. Появляются нехарактерные для долины Нила документы о рабстве–должничестве. Типичны дарственные на землю храмам от царей и частных лиц. Фараоны, вспомнившие о великой славе страны и даже отреставрировавшие пирамиды, пытались претендовать на главенство в Средиземноморье, но сил уже не хватало. В 525 г. до н.э. Египет разделил судьбу многих государств и был присоединен к Персидской империи. Последовал период персидского владычества, иногда прерываемого свободолюбивыми местными династиями.

В 332 г. до н.э. персы были изгнаны войсками Александра Македонкого. Александр заложил на берегу Средиземного моря новую столицу, до сих пор являющуюся вторым по значению городом Египта. С 305 по 31 г. до н.э. долиной Нила правила македонская династия, основанная Птолемеем Лагом (эллинистический, или птолемеевский, период) и эффектно завершившаяся историей Клеопатры VII, Антония и Октавиана Августа.2. УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕНекоторые исследователи полагают, что процент грамотных людей в Древнем Египте был чрезвычайно мал – 0,4% от всего населения. Другие считают, что это очень заниженные оценки, и в эпоху Древнего царства грамотой владел 1% населения, а Нового – 5-7,5%. В поселке Дейр эль-Медина относительно комфортабельно жили высококвалифицированные работники, создававшие гробницы фараонов Нового царства в Долине царей – 25-30% из них могли читать и писать.

Естественно, уровень грамотности по стране мог заметно варьировать, концентрируясь в царских резиденциях и поселках строителей гробниц фараонов. В эпоху Древнего царства это было практически одно и то же. Постоянное присутствие царя в припирамидном городе гарантировало хороший темп работ и соответствующее качество сооружения его «дома вечности». Неминуема разница грамотности населения между городом и деревней, крупным религиозным центром и маленьким административным пунктом.

Древние египтяне составляли как раз одно из трех утонченных и зрелых обществ, «над которыми тяготеет память пошлого, запечатленная письменностью». Хорошо образованный писец должен был прекрасно разбираться в текстах разных времен, а этого нельзя было достичь без обширных познаний в древнеегипетском языке различных эпох и разнообразных систем письма.

Одна из главных причин поразительных достижений и устойчивости древнеегипетской цивилизации – образованность правящей элиты и чиновников государственного аппарата, образованность которую действительно уважали и соответственно высоко оплачивали. Не случайно поучения подчеркивают материальные и духовные выгоды профессии писца. Очень важно, что писцы не платили налогов и не несли повинностей, что делало иногда невыносимой жизнь основных производителей.

При царских резиденциях существовали школы, где сыновья царя обучались и воспитывались вместе с отпрысками знатных фамилий. Тексты пирамид называют фараона «писцом божьих книг». Обладатель образа идеального царя в литературных произведениях, Снофру, конечно, грамотен: выслушав пророчество мудреца Неферти, он «протянул руку к ларцу с письменными принадлежностями. Он взял папирус и стал записывать то, что сказал жрец-чтец». Документ Древнего царства сообщает о царе Джедкара: «писал сам своими двумя пальцами»; подобные свидетельства есть и для царей следующих периодов.

Грамотными были все фараоны не царской крови – чтобы выдвинуться на финишную прямую к трону, они должны были в той или иной степени делать административную карьеру, что невозможно для неграмотного. Но царей не принято было изображать с письменными принадлежностями в руках. Есть только уникальное изображение Рамсеса II со свитком папируса – он участвует в церемонии жертвоприношений в качестве царевича.

Царевичи часто занимали самые ответственные государственные посты, требовавшие высокого уровня образованности. Например, верховным чиновником был обожествленный Имхотеп, и вместе с Джедефхором, сыном Хуфу, они входили в число 8 самых знаменитых мудрецов Египта. Царевичи времени Нового царства часто были жрецами Птаха, что предполагает их грамотность.

В долине Нила, как правило, сын наследовал профессию отца – в простых семьях дети рано начинали работать, постигая на практике азы трудовой деятельности. Но должность писца по наследству не передавалась – ее можно было получить только после обучения основам грамоты. Ани, автор знаменитого Поучения времен Нового царства, предупреждает родителей мальчика: «Нет наследника начальника канцелярии, вельможи, контролера и писца, искусного своей рукой и в своей работе, это не то, что передается детям [по наследству]». Необразованные юноши из семей высших слоев общества имели мало шансов на хорошую карьеру при дворе. Именно в этом заключается пафос поучений – не одолевший учебу мальчик терял привилегированный статус и должен был быть распределен на ежегодном смотре трудового населения на работу простого землепашца или ремесленника.

В период Позднего царства, когда разрыв между письменным и разговорным языком стал очень значительным, некоторая часть писцов могла работать только с демотикой и уже не владела используемой теперь почти исключительно для религиозных и литературных произведений иератикой и священной иероглификой. При этом «демотисты» в основном принадлежали к средним и ниже слоям общества. Однако из этого не следует, что уровень грамотности в целом по стране упал: началось проникновение греческой культуры в долину Нила.

3. ШКОЛА И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯКурс обучения был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивидуальным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них 5 лет. На первом этапе обучения каждый ученик должен был научиться считать, читать и быстро писать. «Только тот – настоящий писец, - говорилось в древнем тексте, - чья рука не отстает от уст». Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. На втором этапе одни ученики изучали стилистику и грамматику, литературу и музыку и сами становились авторами притч и хроник, поэм и афоризмов, песен и гимнов. Другие – овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий и кораблей, сооружению каналов. Третьи – знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства, занимая в последствии административные и хозяйственные должности. Все эти разнообразные знания и навыки в то время объединились в одной профессии – профессии писца, главным занятием которого было составление юридических и хозяйственных документов.

В школах учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, способные вносить плату за свое обучение.

Учеба продолжалась целый день. Под диктовку учителя дети записывали тексты (поучения морально-назидательного содержания, арифметические примеры, списки географических названий, юридические формулы и пр.) или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению стандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Вопрос о полноценном, разностороннем развитии учащихся в них даже не ставился. Древнеегипетские школы не только давали образование, но и формировали дисциплинированных волевых исполнителей, превращали их в надежную опору деспотических государств.

В обращении фараона к нерадивому школьнику говорится: «Обратись к писаниям! Читай днем, а пиши ночью неустанно! И тогда раскроются тебе многие дела, в частности, дела государя. Он проводит смотры всех людей. Как рождается человек, так и сгибается он перед начальником своим. Мальчика отдают в слуги воину, юношу берут в новобранцы, мужа отдают в воины, а старика – в земледельцы». Главное назначение мужчины – служить своему правителю и там, где требует государство.

Родители стремились сами обучить своего ребенка, но не редки случаи, когда мастера брали в ученики чужих детей и в процессе труда обучали их своей профессии. На фресках встречаются изображения мальчиков, помогающих рыбакам сортировать рыбу.

Реальность школьной жизни была очень далека от идеальной модели отношений между учеником и учителем как между отцом и сыном, которые можно найти в древних школьных поучениях. Рутинная, однообразная по характеру учебная деятельность утомляла учеников. Отсюда постоянно встречающиеся в школьных текстах призывы быть внимательными и соблюдать дисциплину.

Развитие ремесла и торговли, увеличение роли рабского труда в хозяйстве, рост городов вели к разрушению патриархального замкнутого образа жизни.

Постепенно усиливается специализация обучения. Так, в эпоху Нового царства появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечения почти полусотни различных болезней.

Ставятся под сомнение традиционные представления и нормы, усвоение которых требовало прежнее семейное воспитание. Усиливается внимание к образованию и воспитанию, которые начинают рассматривать как важнейшее средство совершенствования общества. Предпринимаются попытки более широкого осмысления педагогических явлений.4. ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯОбразованию дочерей уделялось значительно меньше внимания. Девочки в школьных поучениях никогда не упоминаются в качестве учениц – чиновничья карьера, как правило, была для них практически недоступна, они готовились стать женами и хозяйками – «владычицами дома». Видимо, всему необходимому их учила дома мать. При этом в гробничных надписях женщин подчеркивалось не только то, что она была любима мужем, но могли быть начертаны и такие слова: «с любезной речью, с подходящим советом для письма, все, что исходит из ее уст – истинно. Добродетельная, восхваляемая в своем городе женщина, которая каждому протягивает руку…».

Так что основными занятиями женщин были ведение дома и семьи и, даже у богатых, ткачество. По египетским нормам холостяки получали за труд вдвое – впятеро меньше, так что содержание хотя бы жены мастеру было обеспечено. Незамужние женщины должны были работать, так как должностное владение по наследству не передавалось. Женщины могли участвовать в общественной и хозяйственной жизни. Царицы и царевны имели хозяйства, отдельные от царского, и распоряжались в них по своему усмотрению.

Знатные женщины эпохи Древнего царства получали образование подобно мужчинам. Знатная женщина свободно распоряжалась своими владениями, управляла выделенными на помин души землями, сооружала памятники умершим, жречествовала в храмах и при гробницах. Жреческие обязанности позволяют предполагать определенную степень образованности. Она могла состоять на государственной службе и заниматься наукой.

Женщины могли быть жрицами богов; они также участвовали в поминальном культе по родным. Жреческие обязанности позволяют предполагать определенную степень образованности, не случайно именно к жрецам обращаются составители «обращений к живым» на погребальных памятниках.

От времени среднего царства известна женская форма титула «писец» («сешет» - с окончанием женского рода «т»).

Новое царство дает примеры образованных царевен: в гробнице Тутанхамона был найден писцовый прибор с именем старшей дочери Эхнатона. Вероятно, в семье великого реформатора девочки учились письму: имеется миниатюрная палетка и другой дочери. Надписи на пограничных стелах Ахетатона свидетельствуют, что царевны воспитывались под руководством матери – царицы Нефертити. На одной частной стеле и на стене в гробнице Нового царства есть изображения женщин-писцов, занятых в домашнем хозяйстве. Но официальных чиновничьих должностей они не занимали.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯХарактер детей педагоги древнего Египта сравнивали с деревом, причем послушного ребенка – с благородным, а упрямого – с кривым. Перспективы работы с последним оцениваются весьма низко: «Не выпрямляй то, что криво, надеясь обрести любовь, в качестве благодарности; оценивай каждого человека в соответствии с его характером».

В поучениях, если речь идет об учениках, то преобладают образы бездельников, забросивших писания и закружившихся в удовольствиях. Совершенно уникальным является ответ поучаемого сына его отцу, писцу Ани, считающего главным послушание. По мнению сына, нет никакой пользы в заучивании наизусть трудных для его возраста наставлений. Далее сын добавляет, что необходимо проникать в смысл поучений – «помещать в сердце».

В системе древнеегипетского обучения господствовали два основных «метода» - кнута и пряника. «Кнуты» были пугающе разнообразны, а «пряники» заметно отличались пресноватым привкусом дидактики. Источниками подобных рассуждений служат поучения.

Очень часто нерадивые школяры сравниваются с обитающими по соседству с долиной Нила варварами (кочевниками, маджаями, нубийцами) или даже животными: «Обезьяна и та понимает слова, будучи доставленной из Куш. Обучают даже львов и объезжают лошадей, но не тебя ».

Совершенно замечательно сравнение тяжести сердца нерадивого ученика с большим монументом в 100 локтей высоты (примерно 50 м). Видимо, учителю никак не удавалось сдвинуть его с места, чтобы направить на путь истинный. Сердце для египтян было средоточием ума и души.

Ученики сопротивлялись: «Ведь я видел многих подобных тебе, которые в зале писания и не упускали случая поклясться богом: «не будем писать никогда».

Необходимость телесных наказаний нерадивых аргументирована авторитетом бога: «Тот водрузил палку на земле, чтобы посредством ее поучать глупого». Еще более жестоким было наказание колодками – причем, в них могли держать несчастного до трех месяцев. Эти деревянные колодки надевали на ноги, почти обездвиживая непоседу (в Месопотамии применяли медные цепи и сажали в чулан).

Однако встречались такие упрямцы, что руки писцов опускались: «Когда я бью тебя любой палкой, то не внемлешь ты. Хоть бы знал я другой способ воздействия – я применил бы его к тебе, чтобы ты внимал мне, ведь ты человек, способный к письму… Восприимчиво сердце твое и искусны пальцы твои, способны уста твои к чтению». Суровые методы воздействия доказывают, что для учителей знание материала было важнее, чем его понимание и критическое восприятия.

Что мешало учебе? Как всегда и везде – лень и склонность к развлечениям: «не дай сердцу своему лететь подобно листу из-за порывов ветра… Хорош человек занятый. Не давай сердцу своему гнаться за жалкими удовольствиями, бесполезны они, и не служат они человеку в день беды».

Одним из главных стимулов к учебе, по мнению родителей и воспитателей, было светлое будущее, ожидающее овладевшего грамотой. Особенно эффектно должность писца смотрелась на фоне других профессий, поэтому эта тема часто эксплуатировалась в поучениях.

Для поучений характерно неудержимое восхищение письмом как таковым, письмом как «чистой наукой». «Что касается письма, то для знающего его полезнее оно, чем любая должность. Сладостнее оно, чем хлеб и пиво, чем одежда и умащение, счастливее, чем наследство в Египте или чем гробница на западе».

Центральное место в поучениях занимает призыв к самостоятельности: «пиши рукой своей, читай устами своими» - это повторяется из текста в текст. Педагогическое рвение воспитателей доходит до того, что рекомендуется даже читать по ночам. С другой стороны, также почти постоянно звучит наставление советоваться «со знающими больше» и быть настойчивым в получении советов.

От школяра, а затем и писца требовалось два главных профессиональных качества: уметь внимательно, не перебивая и не отвлекаясь, слушать старшего (по возрасту или должности) и, досконально продумав ответ, четко излагать свои мысли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Матулис. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 593 с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. педвузов / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

perviydoc.ru


Смотрите также