Культура и письменность Древнего Египта. Культура древнего египта письменность
4. О расшифровке письменность египтян. Культура Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Болгарская культура в эпоху Просвещения
ПИСЬМЕННОСТЬ
Несмотря на суровые условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV-- XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт...
Искусство древнего Египта
5.1.Письменность
В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...
Культура Древнего Египта
1. О происхождении древних египтян
О происхождении древних египтян мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают, что они выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера...
Культура Древнего Египта
5. Литературные достижения египтян
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние...
Культура Древнего Египта
2. Возникновение этнической общности египтян
В науке бытует мнение, что культура Египта возникла как художественное отражение жизнедеятельности скотоводческих племен аборигенов, живших общинным строем, и народов...
Культура Древнего Египта
5. Письменность
Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...
Культура Древнего Египта
2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология
древний египет наука культура Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт...
Культура Древнего Египта
2. Письменность
...
Культурная и духовная жизнь японцев
7. Письменность
Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
1.3 Письменность
Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...
Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве
2.1 Загробная жизнь в представлени египтян
Древние египтяне свято верили в то, что смерть не означает конец человеческого существования, а это лишь переход в иной мир. В этой вере они не были ни одиноки. Египтяне имели свои представления о том, как этот иной мир выглядит...
Особенности древнеегипетской культуры
2. Религия древних египтян
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма...
Особенности духовной жизни древних народов
2.Верования Древних Египтян
Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта...
Развитие культуры древних славян
3. Письменность
Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...
Следы исчезнувших культур
Знания древних египтян
Величайшим памятником культуры древних египтян являются пирамиды. Древнеегипетские рабочие по праву гордились своим мастерством строителей пирамид...
cult.bobrodobro.ru
Культура быта, архитектурные памятники и письменность Древнего Египта - энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я
Быт Египта
Архитектура Египта
Письменность, наука и литература Египта
Цивилизация Древнего Египта оставила огромный след в истории человечества. Благодаря близким к идеальным природным условиям, древние египтяне могли позволить себе выделять часть прибавочного продукта на развитие отраслей, не влияющих прямо на выживание. За счёт этого в стране фараонов развивались литература и философия, математика и астрономия, медицина и архитектура. К сожалению, до наших дней сохранились весьма немногие памятники древнеегипетской культуры. Однако даже их хватает для того, чтобы составить представление о науке, культуре и повседневной жизни египтян тысячелетней давности.
Быт Египта
Египтяне были очень чистоплотны. Это касалось всех возрастов и слоёв общества. Стремление к чистоте, поначалу преследовавшее прагматическую цель предотвратить болезни, постепенно превратилось в целый культ. Утро начиналось с омовения и полоскания рта специальными растворами солей. Лишние волосы с тела удалялись, в большой моде были парики. Подкрашивание век, поначалу имевшее утилитарный характер защиты нежной кожи, превратилось в целое искусство. Культ чистоты прививали и детям, с тел которых сбривали все волосы. В возрасте 12 лет всем мальчикам делали обрезание.
Египетская кулинария была довольно разнообразной, но сильно зависела от достатка людей. Если при дворе фараона повара тщились изобрести новые мясные блюда или способы приготовления экзотических овощей и фруктов, то бедняки были вынуждены довольствоваться хлебом с яйцами, чесноком или фруктами, запивая хлеб пивом. Жители дельты Нила делали хорошие вина и выращивали арбузы и дыни. В реке водилось много рыбы, однако ловили её только смельчаки - Нил буквально кишел крокодилами.
Архитектура Египта
Характерно, что единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней, стали египетские пирамиды. Кроме них судить об уровне развития древнеегипетской архитектуры можно лишь по рисункам да развалинам храмов. Даже по останкам культовых сооружений можно судить об их грандиозности. Храмы Рамсеса III, Хатшепсуп и Амона Ра по размерам были сопоставимы с небольшими городами. Размеры стен и колонн внушали египтянам трепет перед богами. В отличие от гробниц, на которые шёл тёсаный камень, храмы строили из кирпича. Стены и колонны были украшены разнообразными орнаментами. Настенные иероглифы повествовали об исторических событиях и подвигах фараонов. Внутреннее пространство храмов заполняли многочисленные скульптуры из камня и кости.
К сожалению, египтяне массово использовали при строительстве метод сухой кладки, без скрепляющих растворов. Такой способ возведения построек был быстрым, но делал сооружения недолговечными. Поэтому за прошедшие тысячелетия сохранились лишь немногие следы древнеегипетской архитектуры.
Письменность, наука и литература Египта
Древнеегипетская письменность вначале была иероглифической. Постепенно написание иероглифов упрощалось, их количество уменьшалось, и, в конце концов, египтяне пришли к алфавиту, очень похожему на современные. В этом алфавите был 21 знак. Каждый из них обозначал согласный звук.
Абсолютное большинство населения было неграмотным. В обществе сложилась целая каста писцов, составлявших документы за жалованье или определённую сдельную плату. Их труд был востребован, но к писцам относились с иронией, считая их труд неприлично лёгким. Тем не менее, именно благодаря трудам писцов сохранились памятники древнеегипетской письменности и литературы: погребальные тексты, гимны и стихи, биографии выдающихся людей. Писали, в основном, ручками из тростника на папирусе. Также для записей использовали более долговечные керамические черепки.
Несомненны успехи египтян в точных науках. В их календаре было 365 дней (12 месяцев по 30 дней + 5 праздничных). Египетскими картами звёздного неба пользовались древние греки и римляне. Эти открытия требовали наличия развитого математического аппарата. Даже по немногочисленным сохранившимся памятникам известно, что в Древнем Египте использовалась десятичная система счёта. Египтяне активно оперировали четырьмя арифметическими действиями и знали несколько алгебраических и геометрических функций. В частности, они умели определять площадь поверхности и объём довольно сложных тел.
Готовые работы на тему:
Культура Древнего Египта
Смотрите также:
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Греции
Культура Древнего Рима
sciterm.ru
5. Письменность. Культура Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Значение культуры Древнего Египта
ПИСЬМЕННОСТЬ
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...
Искусство древнего Египта
5.1.Письменность
В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...
История древнерусской культуры
3. Письменность и просвещение.
Письменность у восточных славян, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности...
Культура Древнего Египта
5. Письменность
Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...
Культура Древнего Египта
2. Письменность
...
Культура Древней Месопотамии
1.2 Письменность (клинопись)
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э., которая сложилась на основе системы «учётных фишек». В IX-IV тыс. до н. э...
Культура Древней Руси
2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией...
Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...
Культура Древней Руси IX-XI веков
2.3 Письменность и литература
Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия...
Культура древних цивилизаций Месопотамии
5. Письменность
Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...
Культура Междуречья
1.2 Письменность (клинопись)
культура письменность литература месопотамия Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность...
Культура средневековой Руси
5. Письменность. Летописание
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах...
Культурная и духовная жизнь японцев
7. Письменность
Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
1.3 Письменность
Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...
Развитие культуры древних славян
3. Письменность
Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...
cult.bobrodobro.ru
Культура древнего Египта — Интернет журнал о туризме
Культура древнего Египта была очень развитой. Народы, которые там проживали создали поистине оригинальную и шедевральную культуру, ценности которой вошли в историю мировой культуры и стали ее неотъемлемой частью. Культура Египта совмещала в себе древнеегипетскую письменность, мифологию и литературу, изобразительное искусство и архитектуру, и научные знания.
Письменность древнего Египта
Оригинальная система письменности была одним из наиболее популярных достижений древних египтян. Она без труда передавала разные стороны мысли и трогательные особенности души человека. Самая древняя письменность появилась из самых простых рисунков и узоров. С помощью этих самых узоров автор пытался передать какой-то слог или целое предложение.
Благодаря тому, что письменность стала очень популярна, она стала постепенно упрощаться и делаться более доступной для понятия человека. Отдельные знаки предметов стали передавать целые предложения. Ими стали пользоваться для передачи многих других слов, которые имели в своем составе эти звуки. Так, например, знак, который обозначал слово «звезда» стал употребляться как слог «сба». Позже, когда пришел период Древнего царства стали употреблять знаки алфавита, они, иногда, обозначали слоги или гласные или полугласные звуки. Письменность со времени превращалась в звуковую, будучи до этого картинной.
Так как письменность развивалась несколько замедленно, наряду с ней стали развиваться слоговые знаки и детерминативы. Они означали конкретное слово, к которому относились.
Культура древнего Египта была очень развитой. Народы, которые там проживали создали поистине оригинальную и шедевральную культуру
Литература древнего Египта
Еще в четвертом тысячелетии до нашей эры появилась египетская литература, именно, тогда были созданы самые древние произведения. Богатая художественная литература была создана египтянами за три тысячи лет. Она была разбита на самые разные жанры. Особенностью ее было длительное развитие одних и тех же сюжетов, мотивов литературы, форм и жанров. Это все возникло, как результат консерватизма идеологии религии. Все это в большой степени проходило через всю тогдашнюю литературу.
Еще у истоков устной народного творчества стояли сказки. Сюжеты для сказок брались из жизни народа. Они очень хорошо отображают быт и увлечения земледельцев. Такими являются сказки, написанные в период Рамессидов – «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о двух братьях». Непорочный юноша и злая жена, которая хочет обольстить парня, самые неожиданные превращения главного героя сказки, торжество человека, который несправедливо страдает – все эти мотивы стали характерными не только для народа Египта, но и для других народов.Со временем появился новый жанр литературы Египта – описание путешествий. Этот жанр появился потому, что страна хотела наладить экономические отношения со странами-соседями. О своем путешествии к царским рудникам герой рассказывает в «Сказке о потерпевшем кораблекрушении». Неистовая буря разбила корабль и выбросила путешественника на «остров духов». Страннику представляются огромные богатства – замечательная природа, много рыбы, животные. Хозяин острова, который представляется в образе змея, утешает спутника, как только может. Он одаривает его всевозможными подарками и делает массу сюрпризов.
«Рассказ египтянина Синухета» обладает большим художественным достоинством. Здесь рассказывается о знатном вельможе, который сбежал в Сирию, так как боялся быть замешанным в интригах, которые плелись во дворе. Автор очень реалистично описывает все перипетии, которые пришлось пройти главному герою на пути в Сирию. Когда Синухет прибыл на место назначения, его одолела огромная тоска по родине. Через некоторое время он с радостью возвратился в Египет. Говорят, что этот рассказ был автобиографическим одного из тогдашних вельмож, который так затосковал по родине, что решил передать свои чувства на бумаге. А еще этим посланием он хотел уберечь своих наследников от подобной ошибки.
Культура древнего Египта была очень развитой. Народы, которые там проживали создали поистине оригинальную и шедевральную культуру[/caption]Еще литература древнего Египта была очень тесно связанна с религией того времени. И это само собой разумеется, так как религия была главной формой тогдашней идеологии. Произведения, которые изначально были написаны как религиозные, принимали облик художественной литературы. Так были созданы гимны богам, магические заклинания и другие тексты, которые связанны с ритуалом упокоения.К Среднему и Новому царству относятся произведения поучительной литературы. Но есть такие, которые появились и в период Древнего царства. Если посмотреть «Поучение Плакотепа», то автор утешает несчастного человека тем, что бог создал его для того, чтобы страдать и такова его участь в жизни. Он слепо верит, что по-другому быть не может, ведь вся его семья была таковой и его ждет такая же участь. Тому, кого обидели и пострадавшему всегда советовалось смирение и принятие реалий. Человек не должен забывать о своем происхождении и подчинятся вельможам и начальникам.
Если рассматривать некоторые религиозные поверья того времени, то можно увидеть нотки неверия в загробную жизнь.
Потому людей призывали жить жизнью на земле в свое удовольствие. «Беседа разочарованного со своей душей» — диалог человека, который разочаровался в том, во что верил. В словах главного героя прослеживается очень горький пессимизм и неверие, что в его жизнь может прийти что-то хорошее.
Чуть позже древнеегипетская литература значительно усовершенствовалась. Произведения литературы не только поэтические, но парой и прозаические набирали ритмической формы. Авторы хотят создать ритмическое чередование неких образов. Рефренам, аллитерациям и ассонансам предавалось особое значение. Поэтические сравнения и яркие художественные образы стали отличительной чертой культуры и религии древнего Египта. С камнем сравнивалось сердце человека, который был очень жесток. Фараон в состоянии гнева утверждает, что он похож на «змею в пустыне». Литературный стиль имел огромное значение. При прочитывании писем того времени, было замечено, что один писец обвиняет другого в том, что в его письмах нету оформленного стиля. Авторы, которые создавали произведения, считались с мнением мудрецов. Самих имен авторов древнего Египта сохранилось очень мало, но все-таки некоторые известны.
Архитектура и изобразительное искусство
В искусстве первых общин, в росписи посуды из глины можно было увидеть самые отчетливые черты египетского искусства. Как только возникло классовое искусство общество стало большим орудием идеологического воздействия. Все силы направлялись на восхваление власти фараона. Складываются определенные каноны, по которым изображали знатных людей и фараонов. В большей мере это были властные люди с огромным телом и серьезным выражением лица. Монументальная архитектура служила этим же целям. Грандиозная монументальность получает отчетливое выражение в древнем Египте.
Джосера и Сакара – ступенчатые пирамиды, которые являются самыми древними формами. Между уступами получается пространство.
Благодаря его заполнению получается классический тип пирамиды. Поблизости таких пирамид всегда находились храмы, в которых постоянно молились о усопших фараонах. Примером монументального храма является древнейшая пирамида, которая построена на возвышении.В период древнего царства впервые появились скульптуры отличительной чертой которых была фронтальность и геометрическая статичность. Если автор хотел изобразить бога или великого царя, то предавал своей скульптуре величия и торжественности. Такова статуя фараона Хафра. В изображении слуг появлялись четкие реалистические тенденции и движение. Потом авторы стали еще больше отдалятся от предшествующих правил, стараясь изобразить лицо каждого человека в динамике. Эти попытки стали проявляться и в портретах жрецов, знатных людей и чиновников.
Научные знания – возникновение
Даже то, что религия занимала все свободное время людей, из разум постоянно стал усовершенствоваться. Появилось само представление «о знании» и о его ценности для человечества. Знающий человек стал выдающимся.
Знания передавали старшие поколения младшим. Для этого были созданы специальные школы. Это были два вида школ. Первые – находились при царской сокровищнице, их могли посещать все желающие. Вторые – придворные школы, учились в которых только дети аристократов.Наблюдение за развитием хозяйства, за природой и много чего другого привело к возникновению такого предмета как математика. Она стал использоваться для создания многих положительных моментов при работе на земле.
Особенно были развиты знания с геометрии. Благодаря их люди веревкой измеряли площадь земли.
Этот факт даже имеет место на полотне художника того времени.
Рядом с математикой накапливались и астрономические знания. Наблюдая за звездным небом древние Египтяне могли отличать планеты от звезд и пытались рисовать карту звездного неба. Они разработали особый календарь. Древний Египет, культура которого была наиболее развита по сравнению с остальными народами, могли себе это позволить. Календарь египтян делился на двенадцать месяцев, каждый из которых содержал по тридцать дней. В конце года добавлялось еще пять праздников, что в общем итоге давало триста шестьдесят пять дней в году.Если вспомнить тропический календарь, то египетский отставал от него на четверть суток. Что через тысячу четыреста шестьдесят лет стало равно году. В древнем Египте развивалась ветеринария и медицина. Что само собой разумеется стало очень полезным. Чуть позже развивалась хирургия. В одной из гробниц были найдены рисунки операций на конечностях. Другие народы со временем позаимствовали интересные факты с истории древнего Египта во благо своего развития.
Если говорить о всей истории развития культуры страны, то это очень захватывающая история. Понять которую до конца реально только посетив солнечную страну лично.
Так же, мы думаем, вам будет интересно почитать другие интересные статьи о Египте.
turkey-egypt.ru
Реферат Культура Древнего Египта
скачать
Реферат на тему:
Письменность
Египетская письменность
Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.
Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых летописец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.
Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек, дерево, отвлеченное понятие и т. д.).
Изобразительное искусство и архитектура
Уже в прикладном искусстве первобытных общин, в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства — стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).
Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, — Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Широкое применение колоннадных галерей, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового царства, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр — эль — Бахри. Грандиозные развалины храмов Нового царства, в частности времени XVIII—XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамсесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв. м.
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека в динамике. Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображены дерущиеся, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Пышный архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Искусство времени XVIII династия достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, но и в искусстве. Художники, работавшие в новой столице Ахетатоне, следуя новым веяниям, пытались соединить старый реализм с более острой выразительностью. В искусстве возник новый художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Сохранились и элементы стилизации, развитие которых неизбежно приводило к новым формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и оказало своё влияние на её дальнейшее развитие. Его воздействие можно проследить в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, в насыщенных внутренним движением рельефах абидосского храма и храма в Мединет — Абу, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Возникновение научных знаний
Господство религии не могло полностью подавить свободную мысль человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о его высокой ценности, выделяющей «знающего» человека среди всех остальных людей.
Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Строгая дисциплина в этих школах поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями».
Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». Судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий.
Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).
Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.
Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».
Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.
Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.
wreferat.baza-referat.ru
Культура Древнего Египта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ»
Реферат по дисциплине: «Всемирная история»
Тема: Культура Древнего Египта
Выполнила студентка группы 11-УН АСИ Лошманова К.С.
Проверил к.и.н., старший преподаватель Гребенкин А.Н.
Орел 2011
Оглавление
Введение 3
Культура древнего Египта 5
Письменность 7
Религия 9
Изобразительное искусство 14
Архитектура 15
Наука 16
Заключение 19
Список литературы: 20
Введение
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры1.
Актуальность темы заключается в том, что культура Древнего Египта - это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.
Цель работы: изучение культуры Древнего Египта, выделение особенностей ее развития и факторов на нее влияющих. Задачи: 1. Рассмотреть развитие культуры Древнего Египта. 2. Выявить особенности древнеегипетской письменности. 3. Рассмотреть религию Древнего Египта. 4. Изучить литературу Древнего Египта. 5. Описать архитектурные памятники Древнего Египта, изучить изобразительное искусство этой страны. 6. Рассмотреть продвижения и открытия деятелей науки в Древнем Египте.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части( включающей шесть разделов ), заключения, списка литературы и приложения.
Культура древнего Египта
В древности Египтом называли узкую долину реки Нил начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Египет расположен в северо-восточном углу Африканского континента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспечивались сношения Египта с далекими странами Тропической Африки и Средиземноморья. Довольно рано древние египтяне освоили дороги — русла высохших рек (арабское название «вади»), идущих от Нила к берегам Красного моря, откуда открывались морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и через Баб-эль-Мандебский пролив в область современного Сомали (древнюю страну Пунт)2. Таким образом, Египет находился как бы на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Аравии.
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития.
В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства
Письменность
Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные смысловые рисунки уже приближаются к значению знаков и облекаются в упрощённую схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых предложений (фраз) эти отдельные картинные знаки соединялись в сложный смысловой рисунок. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. В эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую из одних лишь алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили в своей письменности большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая многие слова картинными определителями (детерминативами) данной смысловой группы. Древнеегипетская орфография не знала строгих правил: правописание каждого слова могло изменяться в каждом отдельном случае. Единственным правилом египетского правописания было требование симметричного расположения, т. е. правильного размещения гиероглифов прямоугольниками или квадратами. Писали древние египтяне горизонтальными строчками, которые читались справа налево, а иногда вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Материалами для письма служили камень, дерево, черепки, кожа, холст и папирус, который был самым употребительным писчим материалом в древнем Египте. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с частым составлением деловых документов появляется скоропись, которая требует упрощения внешней формы знака. Эту упрощённую систему египетской письменности вслед за греками называют «гиератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая «демотика», напоминающая современную стенографию, появляется в VIII в. до н. э. и получает широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства3. Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объясняются тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые были монополистами знания и не были заинтересованы в том, чтобы сделать письменность доступной для народа, достоянием широких масс. Наоборот, жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая её даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов»4. Перед тем как начать писать, писец должен был совершить возлияние жертвы богу Тоту и произнести молитву.
Таким образом, египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками и детерминативами.
Религия
Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире. Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью5.
Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419-ок.1400гг. до н.э., выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону»6. Культы всех богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Чувствуя своё бессилие в борьбе с природой, первобытный египтянин наделял отдельные явления природы и отдельные предметы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в своих интересах. Культ этих фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, как бы наделённых фантастической сверхчувственной силой, восходит к эпохе архаики. С этих древних времён в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещённых стрел или лука, соединённого в футляре, ставший священным символом богини Нейт, деревянный резной предмет, напоминающий задвижку — фетиш бога Мина, «острые» зубы бога Сопду, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух и целый ряд аналогичных колдовских предметов. Остатки этого примитивного фетишизма сохранялись в древнеегипетской религии вплоть до позднего времени7.
Литература
Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.
Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.
Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.
Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа» . Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I»8, в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуау-фа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.
Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемо-пе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.
stud24.ru
Культура и письменность Древнего Египта
Вопросы
занятия
·
Египетские
иероглифы
·
Школы
в Древнем Египте
·
Наука
в Древнем Египте
·
Египетские
храмы и пирамиды
·
«Повесть
о Синухете»
Давным-давно
уже нет языка, который звучал на берегах Древнего Нила. Жители современного
Египта говорят на арабском. Зато с древнейших времен до нас дошли
многочисленные памятники культуры Древнего Египта – статуи, обелиски, руины
храмов, гробницы.
Их
стены расписаны сценами из жизни египтян и загадочными знаками, изображавшими
людей, животных, растения, здания, странных фантастических существ: полулюдей-полузверей.
Это
иероглифы – «священные письмена».
Язык,
на котором говорили и писали древние египтяне, впоследствии был забыт. Никто не
мог прочитать египетских записей. И лишь в начале XIX
века, недалеко от города Розетта (современный Рашид), обнаружили камень,
на котором была высечена надпись на египетском и греческом языках. Разгадал
значение иероглифов великий французский ученый Жан-Франсуа Шампольон.
Благодаря этому открытию ученые смогли прочитать договоры и списки фараонов,
хозяйственные документы и произведения художественной литературы, узнать о
математике, астрономии, медицине.
Не
только на стенах писали древние египтяне. Писали они и на специальном материале
– папирусе. Производство папируса требовало больших усилий и времени. Для
этого выбирали растение, папирус, с длинным стволом, очищали от твердой
оболочки и разрезали сердцевину на полоски. Полоски клали на стол, смоченный
водой, сверху поперек клали еще один слой тростника. Уложенные слои покрывали
тканью и осторожно расплющивали волокна, отбивая деревянным молотком. Так
получали папирус – материал для письма. Листы папируса склеивали между собой в
длинные полосы и сворачивали в трубки – свитки.
Изобретение
письменности было важнейшим культурным достижением этой удивительной страны.
Египетскому
государству (впрочем, как и любому другому) необходимы были грамотные чиновники
и образованные люди. Для этого в Египте были устроены школы. В них
учились, как правило, мальчики. Но школу могли посещать и девочки. Дети
обучались письму, чтению и счету. Писать учились на черепках разбитой посуды и
только затем на старом папирусе, предварительно смыв ранее написанные знаки
(иероглифы). Новый папирус давали только тем ученикам, кто успешно учился. В
школе дети читали поучительные тексты, стихи, сказки.
Обучение
было очень тяжелым. От учеников требовалось запомнить сотни и даже тысячи
знаков. Нерадивых детей наказывали плетью. В поучении школьникам мы читаем:
«Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя…
иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда бьют его».
Знания
древних египтян об окружающем мире развивались на основе их практической
деятельности и связаны были, в первую очередь, с земледелием. К началу разлива
Нила крестьяне должны были подготовить каналы и дамбы. Поэтому очень важно было
предсказать время начала разлива. Наблюдая за звездами, египтяне заметили, что
перед разливом на небе появляется звезда Сириус. Ее появление считалось началом
нового года.
Египтянами
был создан календарь. Египетский календарь состоял из трехсот шестидесяти пяти
дней. Из такого же количества дней состоит и наш современный календарь.
Таким
образом, земледелие дало толчок для развития астрономии – науки, которая
изучает звезды, планеты и другие небесные светила.
Ночью
по звездам египтяне ориентировались на местности и определяли время. Они даже
составили карту звездного неба.
Наблюдая
за звездами, египтяне использовали часы: сначала солнечные, а потом
водяные. В солнечных часах время определялось по движению тени. В водяных часах
счет времени шел по-иному. Считалось, сколько воды вылилось из сосуда с
маленькими отверстиями, столько и времени «утекло».
Благодаря
трудовой деятельности возникла математика. Представьте себе! Ремесленник
должен был знать, сколько частей олова с медью надо взять, чтобы выплавить
бронзу. Земледелец должен был подсчитать сколько зерна он собрал, сколько нужно
сохранить для нового посева, сколько можно израсходовать на еду. Царский писарь
подсчитывал, каких размеров крестьянское поле и сколько урожая с него можно
получить. При постройке дамб, пирамид, храмов и зданий необходимо было
высчитать число работников и количество нужного материала.
Счет
египтяне вели десятками. Для обозначения единиц, десятков, сотен и так далее,
они использовали особые знаки. Черточка обозначала единицу, дужка – десяток, вьющаяся
веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Для обозначения миллиона египтяне
рисовали человечка с поднятыми руками от удивления перед таким большим числом.
Больших
успехов древние египтяне достигли в области медицины. Бальзамируя
умерших людей, они хорошо изучили внутренние органы и строение человеческого
тела. Правда, причиной болезни считали злых духов. Поэтому больных лечили не
только лекарствами, но и молитвами, и заклинаниями.
Во
время раскопок в Египте ученые-археологи нашли много медицинских инструментов.
Были обнаружены также папирусы с описанием болезней и рецептами. По всей
вероятности, это были первые книги по медицине.
Многие
рецепты покажутся нам, современным людям, наивными. Например, в качестве
лекарства рекомендуется употреблять толченое копыто осла. Однако, египтяне
хорошо изучили целебные свойства многих трав. Они знали о законе кровообращения
и о значении сердца в жизни человека. Египетские глазные врачи ценились не
только в своей стране, но и далеко за ее пределами.
Геродот
так писал о египетских врачах. «Каждый врач лечит только одну болезнь. Одни
лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние
болезни. Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания
о ходе сердца, из которого идут сосуды к любой части тела. Лечение начинали с
опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач обязан был
искренне сказать больному следующее: «Это болезнь, которую я буду лечить» или
«Это болезнь, с которой я буду бороться», или «Эту болезнь нельзя вылечить».
Искусство
древнего Египта тесно переплелось с религиозными представлениями жителей этой
страны. Подготавливая себя к вечной жизни в стране мертвых, фараоны и вельможи
строили пирамиды, храмы и гробницы.
Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего
Египта.
Они представляют собой огромные каменные
сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов.
Архитектура
– это искусство строить и украшать здания. Архитектор – специалист по
строительству зданий.
Пирамида
Хеопса
– одна из семи чудес света. Это самая высокая
пирамида, построенная в Египте около 2600 года до нашей эры. Ее высота –
почти сто пятьдесят метров, что равно высоте пятидесятиэтажного дома. Чтобы
обойти пирамиду кругом нужно прошагать около одного километра.
Фараон
Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу после смерти своего отца. Он
хотел, чтобы его пирамида превосходила по размерам и по роскоши все предыдущие.
Для подготовки и строительства основания под пирамиду понадобилось четыре
тысячи человек – художников, архитекторов, каменотесов, и около десяти лет
напряженной работы.
Еще
около двадцати лет понадобилось для строительства самой пирамиды. Над
сооружением пирамиды Хеопса трудилось более ста тысяч человек.
Геродот
так рассказывал о строительстве пирамиды: «Камень, добытый в каменоломнях на
восточном берегу Нила, люди обязаны были тащить к реке. Там его грузили на
корабли и перевозили на противоположный берег Нила. Оттуда камни перемещали уже
к месту строительства. Постоянно работало сто тысяч человек. Каждые три месяца
их заменяли новыми».
Всего
для сооружения пирамиды Хеопса понадобилось около двух миллионов трехсот тысяч каменных
глыб весом две с половиной тонны каждая. Камни были настолько гладко обтесаны,
что после укладки в шов между ними нельзя было просунуть даже иголку.
Жилища
богов – храмы тоже строили из камня, поэтому они сохранились на протяжении
тысячелетий и дошли до наших дней, к сожалению, в виде развалин.
Особенно
грандиозные храмы были построены в Фивах (сейчас это город Луксор).
Храмы внушали веру в могущество богов и фараонов.
Один
из таких храмов посвящен богу Амону Ра. По обе стороны дороги, ведущей к храму,
стояли ряды каменных сфинксов. За ними высилась передняя стена с двумя башнями
– пилонами, украшенными рельефами.
Рельеф
– это выпуклое либо врезанное изображение, выполненное на камне, глине,
металле, дереве с помощью лепки, резьбы, чеканки.
Перед
пилонами величественно возвышаются огромные фигуры фараона, высеченные из
гранита. Две пятнадцатиметровые статуи изображали сидящего на троне фараона, и
четыре статуи изображали его стоящим. До наших дней сохранились только сидящие
скульптуры и одна стоящая.
Сохранились
и обелиски из красного гранита. Один из них стоит у входа в храм, а другой – в
Париже на площади Согласия. Этот монумент, высотой двадцать три метра, являлся
символом солнца. Его навершие покрывалось сплавом
золота и серебра. На все четыре стороны обелиска нанесены иероглифы,
прославляющие бога Ра и фараона.
Узкий
вход между башнями вел во двор храма, окруженного каменными колоннами. Всего в
храме было около ста пятидесяти колонн высотой с семи-восьмиэтажный дом. Каждая
колонна украшалась рельефами, повествующими о жизни фараона.
В
храмах стояло огромное количество статуй богов и фараонов. Создавая каменные
статуи, скульптор должен был придерживаться особых правил – канонов. Фараоны
изображались в величественной позе, их взгляд устремлен вперед. Мастер
подчеркивал физическую силу и красоту фараона (хотя это и не всегда
соответствовало действительности). Фигуры богов и фараонов неизменно
изображались выше простых людей.
Были
свои правила и при изображении фигуры человека в росписях и рельефах. Верхняя
часть человека – его плечи и руки – выглядят так, как будто мы смотрим на него
спереди, а ноги выглядят так, будто смотрим на него сбоку. Голова тоже
повернута боком.
Более
свободно чувствовали себя художники при изображении живой природы: пейзажи,
животные, птицы показаны изумительно точно и ярко.
От
древних египтян дошли до нас произведения художественной литературы. В основном
это сказки и былины, которые передавались из уст в уста и позже были обработаны
и записаны.
Особенно
популярной была «Повесть о Синухете». Синухет был знатным человеком, знакомым с самим фараоном.
Но однажды, когда Синухет был в военном походе, он
узнал, что в Египте стал править новый фараон, его враг. Синухет
бежал в восточную страну. Там он был принят племенами кочевников-животноводов,
заслужил их уважение и даже женился на дочери вождя. Синухет
жил в полном достатке, стал правителем одного из племен, но все равно скучал по
родине. Он не хотел умирать на чужбине. К своему счастью Синухет
получил радостное письмо из Египта. Там воцарился новый фараон, который помнил Синухета, и предложил ему вернуться на родину.
Из
произведений художественной литературы стоит также отметить «Сказку о потерпевшем
кораблекрушение», «Сказку об обреченном царевиче», «Спор разочарованного со
своей душой» и другие.
Сохранились
песни, которые распевали крестьяне, рыбаки и ремесленники.
Не
забыли поэты и писатели о себе. В одном древнеегипетском стихотворении «Прославление
писателей и поэтов» есть такие строки:
«Они
не строили себе пирамид из меди
И
надгробий из бронзы.
Не
оставили после себя наследников,
Детей,
сохранивших их имена,
Но
они оставили свое наследство в письменах,
И
поучениях, созданных ими.»
Таким
образом, древние египтяне накопили обширные знания в медицине, математике,
астрономии, создали иероглифическое письмо и научились изготавливать папирус.
Культурное наследие Древнего Египта и в наше время представляет большую
историческую ценность.