Все, что вы хотели знать о багаже и кожгалантерее. Кожа древних
Кожа Древних - Задание - World of Warcraft
Краткая информация
Раздобудьте 100 |4фрагмент:фрагмента:фрагментов; древней кожи ужаса на Расколотом берегу.
Описание
, нам нужна будет кожа высокого качества. И древняя кожа ужаса – это лучшее, что мы можем найти. Местные техники дубления в прошлом давали исключительные результаты. Со стороны может показаться, что эта кожа ничем не отличается от обычной. И тут за дело берется огонек.
Древнюю кожу ужаса можно добыть с тел многих наших противников на Расколотом берегу. Сражаясь с ними, ты вскоре научишься узнавать броню из этой кожи и сможешь добывать материалы для наших нужд.
Не забывай искать древнюю кожу ужаса. Нам ее немало понадобится.
Это и правда кожа ужаса. Думаю, Штыцц, нам ее хватит. Благодарю тебя!
Награды
Вы получите: 19 40
Бонус
По завершении этого задания вы получите:
Серии
Руководства
Дополнительная информация
Внести вклад
Просмотрите изображение, используя форму ниже.
Скриншоты, содержащие элементы интерфейса, по общему правилу, удаляются сразу. Это же относится и к скриншотам, полученным с помощью Просмотрщика моделей или окна выбора персонажа.
Чем выше качество, тем лучше!
Просто введите ссылку на видео, в форму, расположенную ниже.
Wowhead Client (клиент Wowhead) — небольшое приложение, с помощью которого вы можете обновить данные на сайте, а так же воспользоваться дополнительными возможностями!
Клиент Wowhead делает две вещи:
Он устанавливает и обновляет аддон Wowhead Looter, который собирает данные, пока вы играете!
Он загружает собранные данные на Wowhead, обновляя базу данных!
Вы также можете использовать Wowhead Client, чтобы просматривать выученные рецепты, выполненные задания, собранные ездовые животные и спутники и полученные звания!
Чего же вы ждете? Скачайте клиент Wowhead.
ru.wowhead.com
История развития кожевничества – Ярмарка Мастеров
Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.
Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.
Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.
С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.
С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.
В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.
В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.
Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.
В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.
Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.
При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.
Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.
В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.
Издавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.
И, в общем, как ни странно это звучит, это её свойство ощущается и современными людьми. Ни одна технология до сих пор не позволила создать настолько живой, «теплый» и подходящий для человека материал. И пусть меняются стиль и дизайн, сегодня – в век синтетических и полимерных изделий – кожаные изделия остаются на пике моды. Как и многие тысячи лет назад – во времена скифов, шумеров и ацтеков.
Спасибо за внимание! С Уважением, магазин кожаных аксессуаров DarkCenturies
www.livemaster.ru
Выделанная кожа для древних книг: название
Образование 17 февраля 2015
Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи.
Характеристики пергамента
Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались.
Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Хранить книги из этого материала было проще и дешевле, чем папирусные свитки. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус.
Происхождение слова «пергамент»
Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. э. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме (город в Малой Азии) местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент».
Видео по теме
Процесс изготовления пергамента
Изготовление пергамента – очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком (золение шкур). Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой.
Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю (мясную) часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже.
Чем писали на пергаменте
В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди.
Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Дом и семья Какие существуют контрацептивы для кошек: виды, названия
Кошки, как и любое живое существо, испытывают потребность в размножении, ведь это заложено природой. Тем не менее не всегда беременность домашних любимиц становится радостным событием для их хозяев, так как в будущем ...
Домашний уют Основной инструмент для обработки дерева: название, особенности применения и отзывы
Инструмент для обработки дерева позволяет облегчить работу домашних «самоделкиных» и профильных специалистов. Инструментарий подразделяется на три основных типа: любительский, полупрофессиональный и профес...
Домашний уют Пластиковые профили для окон ПВХ: названия, отзывы, рейтинг
Формирование окон из поливинилхлорида в полноценный сегмент давно завершилось на отечественном рынке. Технологичные и функциональные рамы уверенно вытеснили деревянные аналоги, обеспечив потребителю надежное и эргоном...
Домашний уют Бокал для коктейлей: виды, названия, фото
Применение столовых принадлежностей - это целая наука под названием столовый этикет. Легко использовать разнообразные вилки и тарелки. Об их назначении можно догадаться интуитивно. В большинстве случаев это не вызывае...
Закон Знаки дорожного движения для пешеходов: фото, названия
Обучаться правилам дорожного движения дети начинают еще с дошкольного возраста. Малыши должны понимать, как и где правильно нужно переходить дорогу, где передвигаться опасно. Эти правила помогают сохранить жизнь и здо...
Здоровье Капли при аллергии для глаз: список, названия, состав
Аллергические реакции хотя бы раз в жизни наблюдаются у каждого человека. Недуг проявляется в виде самых разных симптомов. Одним из наиболее неприятных считается аллергический конъюнктивит. Капли при аллергии для глаз...
Здоровье Крем "Король кожи": отзывы. Мазь "Король кожи" для лечения псориаза и экземы
Псориаз и экзема – это болезни, которые вряд ли уложат вас на больничную койку или сделают глубоким инвалидом, от них не умирают. Но человек, который болен псориазом или экземой, существенно теряет в качестве жи...
Здоровье Витамины для пожилого человека: названия, отзывы
Ни для кого не секрет, что чем старше человек становится, тем медленнее в его организмы протекают обменные процессы. С возрастом его активность уменьшается, он меньше съедает пищи, вследствие чего большинство людей по...
Искусство и развлечения Носитель информации, лучший подарок, пища для ума... Книга – это что?
Каждый из нас прекрасно знает, что собой представляет книга. Небольшая, но дорогая сердцу вещь, открывающая новый мир. Особую любовь испытывают настоящие ценители литературы, книголюбы, которые не могут прожить и дня ...
Компьютеры Программы для чтения книг для "Андроид": список самых лучших
Программы для чтения книг для "Андроид" - это приложения, позволяющие открывать различные электронные издания прямо на экране смартфона. В современном мире существует просто огромное количество разнообразных форматов ...
monateka.com
особенности, мифы и интересные факты
Во все времена люди активно использовали кожу животных для изготовления одежды и различных предметов быта. Лингвисты даже считают, что само слово "кожа" изначально звучало как "коза". Ведь шкура именно этого животного отлично поддавалась выделке, а потом в руках умелого мастера превращалась в изящную обувь или накидку. Спустя некоторое время данным словом стали обозначать кожу всех живых существ, в том числе и людей. Мало кто сейчас знает о том, что несколько сотен лет назад человеческая кожа считалась таким же отличным материалом, как и, например, свиная или телячья. Удивительно, но из нее изготавливали очень много различных предметов, которые пользовались просто ошеломительным спросом у аристократов и зажиточной буржуазии. Невероятный спрос во Франции, которая и ввела моду на подобные изделия, был на книги в обложках из человеческой кожи. Это настолько жутко и фантастично звучит для современных людей, что мы решили более подробно рассказать о текстах и произведениях, которые были увековечены на хорошо выделанной коже человека.
История изделий из кожи умерших людей
Нам кажется абсолютной дикостью делать книги из человеческой кожи или любые другие подобные изделия, а вот наши предки считали это вполне нормальным. Трудно сказать, когда такой необычный материал был использован впервые, но историкам известны многочисленные случаи использования человеческих костей племенами Южной Америки, Австралии и Амазонии.
Дело в том, что эти народы считали смерть своеобразным переходом в иной мир, а лучшим способом почтить память усопших считалось изготовление из их костей и кожи различных ритуальных предметов. Наиболее часто они шли на барабаны, чаши и рукоятки ножей. Таким образом, умерший человек продолжал оставаться частью племени и становился проводником в мир духов.
Со временем человечество развивалось и отошло от древних варварских традиций. В Европе язычество сменилось христианством, которое пропагандировало совсем иное отношение к усопшим и их останкам. Казалось, что никому и в голову не пришло бы использовать покров тела человека в качестве обычного материала для изготовления, например, туфель. Однако реальность оказалась гораздо более шокирующей, ведь в восемнадцатом и девятнадцатом веках в моду вошли предметы, сделанные из кожи умерших людей. Трудно осознать тот факт, что одна из последних книг в переплете из человеческой кожи была создана в семидесятых годах прошлого века. Вдумайтесь - всего лишь сорок с лишним лет назад покров какого-то умершего человека пошел на изготовление книги! Но не думайте, что уж в нашем, современном мире вы такого не встретите. Недавно в прессу просочились данные о том, что в Европе до сих пор действует подпольный завод, который выпускает туфли, ремни, портмоне и книги из человеческой кожи. И эти изделия, раскупаемые еще на стадии изготовления, оседают в коллекциях миллионеров и миллиардеров. Так ли это - никто не знает, однако обеспокоенные психологи уже принялись изучать данный феномен, делая просто шокирующие выводы.
Смертельное влечение
Современная психология способна глубоко заглянуть в подсознание человека, где спрятаны все его тайные мысли и желания. И в интересе, например, к книгам, переплетенным в человеческую кожу, они видят пугающую тенденцию изменения общественного сознания.
Психологи утверждают, что во все времена интерес к смерти сопровождал человечество. Но в каждой культуре было создано определенное табу, которое должно было четко отделять мир живых от мира мертвых. Однако всегда существовали люди, испытывающие особую тягу к умершим - некрофилы. Это явление было описано еще в семнадцатом веке и на данный момент оно достаточно хорошо изучено. Наука доказала, что общественное мнение и культурные традиции создают довольно прочный подсознательный запрет, блокирующий у большинства людей подобное влечение.
Но возросший интерес к изделиям из человеческой кожи может свидетельствовать только об одном - современное общество сняло практически все внутренние запреты, выпустив на волю самые потаенные желания. Ведь удовольствие от обладания книгой в обложке из человеческой кожи сродни некрофильской тяге к мертвому телу.
Многие специалисты утверждают, что подобная тенденция возникает только тогда, когда структура общества разрушается. К примеру, во времена Французской революции в стране работали заводы, выпускающие множество изделий из кожи казненных людей. Этими предметами хвастались друг перед другом, ведь зачастую на них оставлялась информация о том человеке, покров которого был использован.
Возможно, вам до сих пор кажется, что все рассказанное нами - это детская страшилка, придуманная впечатлительными журналистами или писателями. Если вы все еще сомневаетесь, существуют ли книги из человеческой кожи на самом деле, то после прочтения следующих разделов статьи однозначно убедитесь в реальности подобных предметов.
Самая древняя книга из антроподермического материала
Думая о книгах из человеческой кожи, мы обычно представляем что угодно, но только не Библию. Согласитесь, трудно поверить, что кто-то мог написать священный для всех христиан текст на материале, который был когда-то частью человека. Однако такая книга все-таки существует, причем не только ее переплет сделан из человеческой кожи, но и все страницы.
Эта Библия считается одной из самых древних, после тщательного анализа ученые установили приблизительную дату ее создания - третий век нашей эры. К сожалению, история не сохранила никаких сведений об авторе данного издания и человеке, кожа которого послужила материалом для книги.
Интересно, что приблизительной этой же цифрой датированы и найденные археологами письмена африканских и австралийских туземцев. Они также нанесены на антроподермический материал и вместе с Библией возглавляют наш список книг из человеческой кожи.
Семнадцатой век: развитие медицины
На сегодняшний день о книгах из человеческой кожи, изготовленных в семнадцатом веке, ученым хорошо известно. Эти редкие экземпляры периодически встречаются в музейных экспозициях либо в частных коллекциях. Интересно, что увлечение подобными книгами было напрямую связано с развитием медицины.
К семнадцатому веку эта наука делала один прорыв за другим, и среди горожан увеличилось количество людей, которые добровольно завещали свое тело после смерти для проведения научных опытов. Эти тела использовались для более детального изучения анатомии человека, а вот кожа, бесполезная для медиков, внезапно стала использоваться в качестве обложек или переплета для медицинских трактатов.
Первоначально в таком виде издавались только книги на медицинскую тематику, но после появились юридические сборники и даже Католическое церковное право.
Книга из кожи исследователя
Не так давно был обнаружен очень интересный и необычный экземпляр книги из человеческой кожи. Внешне это ничем не примечательный сборник статей по испанскому законодательству, но библиотекарей привлек немного необычный цвет переплета и надпись на обложке, утверждающая, что данное издание выполнено из антроподермического материала. После нескольких проведенных анализов эта версия подтвердилась, также были выяснены необычные обстоятельства, приведшие к появлению этой книги.
Дело в том, что в тридцатых годах семнадцатого века некий Джонас Райт отправился в опасное путешествие по Африке. Он планировал изучить несколько местных племен, однако был пойман каннибалами и съеден. Через некоторое время вождь племени решил возвратить другу исследователя его личные вещи, к ним прилагалась и кожа, которую по каким-то причинам туземцы отказались употребить в пищу. Среди вещей оказалась старая и потертая книжица по испанскому праву, которую друг Джонаса Райта решил переплести оставшейся от исследователя кожей.
Французская революция: введение в моду изделий из кожи человека
Восемнадцатый век ознаменовался чередой кровавых событий в Европе. Ежедневно в Париже казнили несколько сотен людей, тела которых не успевали захоронить. Данный факт стал причиной открытия в девяностых годах восемнадцатого столетия в столице Франции небольшого заводика по выделке человеческой кожи. Из нее изготавливались различные изделия, которые аристократы раскупали в мгновение ока. Считалось очень престижным и модным похвастать среди друзей подобной редкой и очень дорогой вещицей.
Эта чудовищная, по меркам современного человека, тенденция сохранилась и в девятнадцатом веке. Только теперь донорами кожи становились убийцы, казненные за многочисленные преступления, и те, кто самостоятельно принял решение подарить частичку себя после смерти тем или иным людям. Широко известна история молодого человека из России, который после травмы подвергся ампутации руки. Он попросил у медиков снять кожу с его конечности, и после выделки она стала материалом для переплета и обложки сборника стихов его собственного сочинения. Эту необычную книгу он подарил девушке, в которую был без взаимности влюблен уже несколько лет.
Книга из кожи крысолова
В тридцатых годах девятнадцатого столетия крысолов из Англии по имени Джордж Кадмор был казнен за убийство собственной жены. Бедняжку он отравил мышьяком и прикопал в саду. Кожу Кадмора выкупил один из состоятельных торговцев книгами и сделал из нее переплет для поэтического сборника.
Интересно, что в самой книге указано, кто именно стал донором антроподермического материала, а также какие преступления привели его к смерти в тюремных застенках.
Подарок астроному
В девятнадцатом веке во Франции жил и работал самый популярный астроном своего времени. Камиль Фламмарион - так его звали - опубликовал множество своих научных работ, которыми зачитывались не только мужчины, но и просвещенные дамы.
Его книги стали утешением для умирающей от туберкулеза графини. Она часто отвлекалась от своей болезни, читая труды Фламмариона, поэтому завещала автору свою кожу после смерти.
Интересно, что астроном даже никогда не встречался с девушкой, однако с благодарностью принял ее подарок. Следующая его книга была выполнена в обложке из кожи французской графини. На обратной стороне была надпись, гласящая, что данный экземпляр сделан из кожи женщины.
Мемуары разбойника
Приблизительно в середине девятнадцатого века произошла довольно странная история, в результате которой появилась еще одна книга из кожи человека. Американский бандит Джеймс Аллен жил за счет людей, которых грабил. Но однажды очередная жертва сумела оказать ему серьезное сопротивление и, несмотря на огнестрельное ранение, привела разбойника в полицейский участок.
Оказавшись в тюрьме, Джеймс начал писать мемуары и завещал после смерти использовать свою кожу для их переплета. Еще более неожиданным для всех оказался тот факт, что этот необычный экземпляр, по завещанию преступника, должен был попасть к человеку, задержавшему Аллена.
Эротическая поэзия
Один из самых известных экземпляров книг из человеческой кожи написан в семидесятых годах прошлого века. Он посвящен испанской эротической поэзии и в настоящий момент хранится в библиотеке Бэйли.
На самой книге указано, что материалом для обложки послужила кожа представителя одного из туземных племен, у которых принято сохранять ее после смерти родственников. В итоге в каждой семье накапливается достаточное количество кожи, периодически попадающей на черные рынки. А оттуда она отправляется в различные мастерские, разбросанные по всей планете.
Где хранятся книги из человеческой кожи
Удивительно, но подобные экземпляры можно найти во многих крупных библиотеках мира. Только представьте себе, что такую книгу может взять на руку любой студент либо специалист в той или иной области, желающий повысить свою квалификацию.
К примеру, в Гарварде обнаружены три такие книги. Однако сотрудники университетской библиотеки не исключают, что на самом деле их гораздо больше. Конечно, выяснить это практически невозможно без специальных анализов, которые нереально провести со всеми пятнадцатью тысячами книг, находящимися в Гарварде. Интересно, что экземпляры из кожи человека сотрудники библиотеки не собираются исключать из своих фондов. Они продолжают выдаваться на руки студентам.
Также известно, что подобные книги хранятся в обсерватории в Жувизии, библиотеке Эксетера и в Бостонском литературном фонде. Думаем, что это далеко не полный список мест, где можно отыскать редчайшие экземпляры из антроподермического материала. Многие частные коллекционеры никогда не распространяются о своих сокровищах, поэтому они сокрыты от мира.
Из нашей статьи любому становится понятно, что книги из человеческой кожи - реальность, а не выдумка или миф. Как бы мы ни относились к этому явлению, оно присутствовало в жизни наших предков на протяжении веков и продолжает существовать до сих пор. Хотя большинство людей считают, что подобным вещам самое место в музеях, а не на библиотечных полках и в тайниках миллионеров.
fb.ru
Про кожу
Кожа - естественный материал, сделанный из шкур животных. Так же, как никакие два животных не одинаковы, никакие две части кожи не идентичны. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются "марками различия" в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию.
Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако, подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.
Есть много факторов, которые могут вызвать изменение в коже животного, как его возраст, климатические условия, пища и забота, сезон, в который животное было забито, и навык, используемый в дублении. Все это будет подробно рассмотрено в других разделах.
Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.
К примеру, самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать.
Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились "дубовыми", поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало "составляющей" рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в "Илиаде", говорит, что сыромятную кожу, "напоенную туком", растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).
Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном.
Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии.
В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с "гнилым" соленым раствором или в "мертвых колодцах": к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.
Некоторые народы вместо соли использовали квасцы: так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1 (исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений.
Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.
Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа.
Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.
Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.
Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.
Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.
Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.
Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления.перчаток.
Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.
Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.
Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.
Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты.
Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.
Красят кожу покрывным и глубоким крашением.
Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги.
Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.
Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.
По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три. Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.
Кожа по способу окраски:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
Красящие вещества.
Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.
Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.
Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
Окраска лакированной кожи.
В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
"Прессованная кожа" — это не профессиональный термин. Название, скорее всего, возникло в обиходе торговцев. "Прессованная кожа" — материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи.
Один из компонентов, применяемых при ее изготовлении, — это обрезки, лоскутки, хромовая стружка, кожевенная пыль и другие отходы, остающиеся после выработки и раскроя натуральной кожи.
Второй компонент — синтетические связующие волокна из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена, которые расплавляются и склеиваются при нагревании.
Третий компонент — синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Сначала кожевенные отходы измельчают на грануляторе. Затем смесь волокон очищают от околоволоконных элементов.
На следующем этапе добавляют в состав синтетические связующие волокна, синтетические термопластические смолы и другие добавки. Затем на формующем аппарате смесь превращается в плоский лист.
Следующий этап - сушка листа в сушильной печи. Наконец, сухой лист прессуют при температуре, превышающей точку плавления смолы на 17 градусов, в течение 15 - 60 секунд. При этом смола плавится и пропитывает волокнистую структуру. После охлаждения получается кожеподобный материал, который и называют "прессованной кожей". Остается только произвести отделку. Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом "прессованной коже" присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая.
Так что изделие из "прессованной кожи", прослужит недолго.
Поэтому только вам решать что выбрать: кожу, "прессованную кожу" или кожзам. Оптимальное сочетание цены и качества каждый определяет для себя сам, с учетом своих личных особенностей жизни, личных требований и пожеланий.
grandbag.ru
Кожа: История развития ремесла
Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.
Сандали Тутанхамона
Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.
С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.
С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.
Средневековый переплет
В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.
Герб Венгрии
В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.
Кожаные обои
Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе.
Аппликация
Интарсия
В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения. В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом. Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.
Дубленая кожа страуса
При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.
Сафьяновые сапоги
Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года. В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.
armcraft.blogspot.com
Выделанная кожа для древних книг: название
Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи.
Характеристики пергамента
Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались.
Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Хранить книги из этого материала было проще и дешевле, чем папирусные свитки. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус.
Происхождение слова «пергамент»
Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. э. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме (город в Малой Азии) местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент».
Процесс изготовления пергамента
Изготовление пергамента – очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком (золение шкур). Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой.
Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю (мясную) часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже.
Чем писали на пергаменте
В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди.
Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре.