Мифы древнего. Мифы Древней Греции о сотворении мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Популярные древние мифы Египта. Мифы древнего


Мифы Древнего мира. Кто есть кто в мире мифологии и религии

Мифы Древнего мира

Кому поклонялись древние египтяне?

У древних египтян в общей сложности было свыше 2 000 богов и богинь, которым они поклонялись. Некоторым из них, таким как Амон, поклонялись во всем Египте, в то время как культ других богов имел лишь местное значение. Большинство верховных богов имели свой родной город, где находился их главный храм. Им поклонялись также в других святилищах и храмах по всей стране. Некоторые боги и богини олицетворяли собой воду или воздух, а также силы природы и различные стихии. Другие были связаны с различными сторонами повседневной жизни, например с ткачеством или земледелием.

Еще с самого раннего периода истории Египта стали связывать многие божества с определенными животными или птицами, а иногда и с растениями. Богов стали изображать на росписях или резных изображениях с головами соответствующих им животных. Многие боги и богини были связаны друг с другом узами родства. Перечислим некоторых из них.

У египтян существовало множество различных имен и образов бога солнца, творца, но главным из них был бог Ра. Амон считался царем богов в Египте XVI–XI веков до н. э. Он был соединен с Ра в двуединое божество и стал именоваться Амон-Ра. Животные, которые были ему посвящены, – это баран и гусь. Осирис, как считали египтяне, был некогда царем Египта. Он даровал людям вино и хлебные злаки. Он стал владыкой царства мертвых. Его сестра и жена Исида научила людей ремеслам.

Сет был богом пустынь, бурь и непогоды. Посвященные ему животные – это осел, гиппопотам и свинья. Апис – бог плодородия. Ему был посвящен бык. Анубис был богом мертвых и бальзамирования. Обычно он изображался с головой шакала. Бог Птах считался покровителем одной из столиц Египта – города Мемфиса. Ему был посвящен священный бык по имени Апис. Сехмет, жена бога Птаха, являлась богиней материнства и олицетворяла разрушительные силы солнца. Ей посвящалась львица. Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был богом благовоний. Ему посвящался священный голубой лотос, особо почитавшийся древними египтянами.

Нут была матерью солнца, богиней охоты, войны и ткачества. Ее священными символами были щит и стрелы. Бог Себек, которому посвящался крокодил, был богом воды. Маат была богиней справедливости и истины. Она олицетворяла собой гармонию и уравновешенность Вселенной. Ее символом являлось страусовое перо. Бога Тота почитали как самого мудрого. Его священным животным был павиан, а священной птицей – ибис. Баст считалась богиней-матерью, олицетворявшей лучезарную энергию солнца. Священным животным богини Баст была кошка.

Бес, бог-карлик, был шутом богов. Он охранял дома простых египтян и оберегал детей. Осирис считался царем загробного мира, его жена Исида – покровительницей всех женщин, богиней мореплавания. Позднее египтяне стали считать, что она же покровительствует плодородию. Их сын Гор был первым фараоном и покровителем царской власти в Египте. Его священной птицей был сокол.

Этот далеко не полный перечень божеств, которым поклонялись древние египтяне, показывает, насколько творческая фантазия этого талантливого народа смогла отразить в пантеоне силы природы и занятия простых людей.

Кто такой Амон?

Амон (в переводе с древнеегипетского – «тайный, сокрытый») – один из главных богов древнеегипетской мифологии. Первоначально Амон был богом Солнца и центром его культа являлся город Фивы. Но постепенно его почитание распространилось на весь Египет, и Амон стал восприниматься как бог-творец, создавший весь мир и людей.

За шестнадцать веков до н. э. Амон становится главнейшим египетским богом, а его культ становится государственной религией. С этого времени образ Амона объединяется с другим богом солнца – Ра и получает наименование Амон-Ра.

Одним из составных элементов культа было обожествление фараона. Считалось, что фараон рождается от царицы-матери, к которой является Амон-Ра в образе ее мужа. Любопытно, что молитвы, прославляющие Амона и фараонов, почти дословно напоминают аналогичные молитвы христианской церкви.

Амон-Ра почитали и как небесного заступника, защитника бедных и угнетенных.

В одной из молитв говорится: «Маленькие да воззовут к тебе». Существовало даже предание о том, как Амон явился в суд, чтобы защитить бедняка.

Вместе с тем в культе Амона сохранились и традиционные черты политеизма: его представляли в образе барана, изображения которого встречались в Египте повсеместно. Огромная статуя Амона в Карнакском храме в Фивах имела внутреннее помещение, где находился жрец, вещавший именем бога.

Образ этого могущественного бога вдохновлял многих писателей. В частности, он включен в число действующих лиц эпопеи американского фантаста Р. Говарда о приключениях Конана.

Кто первым сделал мумию?

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что душа подобна птице с человеческим лицом, которая может летать весь день, но к ночи обязательно должна вернуться в могилу, опасаясь злых духов. Тело должно сохраняться таким же, каким его оставила душа, чтобы она могла узнать его по возвращении и залететь в ту могилу, которую покинула. Отсюда и возникло слово «мумия». Оно арабское и означает «тело, сохраненное при помощи смолы и воска».

На самом деле, большинство мумий было сделано без использования воска. Тело обрабатывалось солью. Соль, помещенная внутрь тела, взаимодействуя с сухим воздухом, забирала влагу. Когда тело высыхало, его обмывали, натирали смолой сосновых деревьев и заворачивали в сотни метров ткани.

До 3000 года до н. э. египтяне высушивали тела покойников в песках пустыни. Песок сохранял тела. Позднее важные персоны хоронились в гробницах, высеченных в камне, или в великолепных пирамидах. Но пирамиды и каменные надгробья не так сухи, как пески пустынь. Поэтому стало необходимым совершенствовать искусство создания мумий.

Около 1500 года до н. э. мумии стали покрывать оболочкой, имевшей форму тела и тщательно раскрашенной. Потом появились саркофаги, которые тоже имели форму тела и были красиво украшены. Иногда мумиям добавляли бороды. Борода в Древнем Египте была принадлежностью только бога или короля. Такие бороды показывали, что человек надеялся в загробной жизни проводить время в очень представительной компании.

Как изготовлялась мумия? Из тела умершего человека извлекались мозг, органы пищеварения и легкие. Они хранились отдельно в четырех сосудах, так называемых канопах. В более поздние времена их после обработки опять помещали в тело.

Затем тело обрабатывалось солями, которые вместе с сухим воздухом пустыни поглощали влагу. Обезвоженное тело обмывалось, натиралось сосновой смолой и обертывалось в сотни метров холста. На все это уходило 70 дней.

За это время плотники изготавливали футляр для мумии. Если умерший был богатой и важной особой, делали целый комплект футляров, каждый из которых вставлялся внутрь следующего. Художники разрисовывали футляры яркими красками. Стены могилы украшались рисунками и текстами, рассказывающими историю жизни этого человека. В могилу помещались все вещи, которыми он любил пользоваться.

Египтяне верили, что, совершив весь этот ритуал, они подготовили человека к его будущей жизни.

Кроме того, египтяне считали священными и некоторых животных. Из этих животных также делали мумии и хоронили на кладбищах животных.

Почему умерших превращали в мумии?

Принято считать, что мумификация – превращение умершего в мумию – была свойственна только древним египтянам. На самом деле, это совсем не так. Археологи установили, что такой способ захоронения применялся многими древними народами.

Для их религиозных систем было свойственно представление о том, что человеческое тело является лишь оболочкой, в которой находится бессмертная душа. После смерти человека душа покидает тело и направляется в царство мертвых. Чтобы тело последовало туда вместе с душой, его превращали в мумию, то есть с помощью определенных приемов предохраняли от неизбежного и быстрого разложения в жарком климате.

Любопытно, что процесс мумификации может происходить и естественным путем при сочетании определенной температуры и влажности. Так происходило, например, с телами вождей индейцев Латинской Америки. Сухой и жаркий климат останавливал разложение и вызывал высыхание тканей трупа. Аналогичные скелеты, обтянутые кожей и остатками мускулов, были обнаружены археологами в различных пустынях Земли при раскопках городов, засыпанных песком.

Внезапно засыпанные песком люди также высыхали и превращались в естественные мумии. Любопытно, что их исследование позволило археологам ответить на многие вопросы, и, в частности, о том, какими болезнями болели люди в то далекое прошлое. Например, череп мумии одного из вождей индейского племени носил следы трепанации, видимо примененной для удаления гематомы, возникшей при ушибе головы. После этой находки ученые пришли к выводу о высоком уровне развития древней медицины.

Вот почему процесс мумифицирования людей важен как для соблюдения религиозной обрядовости, так и как материал для научных поисков.

Что такое мартовские иды?

Идами называли одну из трех определенных дат древнеримского календаря. Иды приходились на 15-е число в марте, мае, июле и октябре и на 13-е в остальных месяцах. Другие фиксированные дни назывались нонами и календами. Первые дни каждого месяца – это календы (с ними связывали новолуние). Нонами считались даты за девять дней до ид, то есть, в зависимости от месяца, 5-е или 7-е числа. И вот что еще интересно: дни в каждой дате считались в обратном порядке с конца!

Мартовские же иды знамениты тем, что в эти дни был убит пожизненный римский диктатор Гай Юлий Цезарь. Случилось это в Сенате. Правда, один предсказатель предупредил консула о заговоре сенаторов, посоветовав при этом остерегаться мартовских ид, но Цезарь к нему не прислушался.

Кто такая Фортуна?

Первоначально Фортуна выступала в римской мифологии как богиня урожая, а также покровительница женщин и материнства. Об этом свидетельствует само ее имя, происходящее от латинского глагола ferre – «носить, вынашивать».

Посвященный Фортуне праздник (11 июня) обычно сопровождался богатыми жертвоприношениями в посвященных ей святилищах. Существовал даже обряд посвящения Фортуне. Невесту во время бракосочетания одевали в образ этой богини.

Введение же культа Фортуны как богини судьбы, счастливого случая и удачи связывалось с царем Сервием Туллием, который благодаря любви Фортуны из сына рабыни стал царем. В благодарность царь воздвиг богине несколько святилищ.

Известно, что Фортуна была очень почитаемой богиней. Посвященные ей алтари воздвигали не только люди, нуждавшиеся в удаче, но и военные легионы, коллегии ремесленников и даже отдельные семьи.

Изображение Фортуны украшало монеты, чеканившиеся почти при всех римских императорах. Фортуну всегда изображали с рогом изобилия в руках, а также стоящей на шаре или колеснице.

Римляне считали, что те, к кому Фортуна особенно благосклонна, отмечены особым знаком – невидимой печатью Фортуны, благодаря которой не только она, но и все другие боги оказывают им поддержку.

Сколько богов было у древних греков?

С одной стороны, ответить на этот вопрос совсем несложно. Круг олимпийских богов во главе с Зевсом состоит из двенадцати богов, разделенных на пары: Зевс – Гера, Посейдон – Деметра, Аполлон – Артемида, Арес – Афродита, Гермес – Афина, Гефест – Гестия. Все они почитались с помощью многочисленных обрядов, главнейшим из которых был лектистерний – угощение богов.

Возникновение круга из двенадцати богов основывалось на многолетних наблюдениях древних над звездами и светилами и нашло отражение в делении года на двенадцать месяцев.

Собрание главнейших богов изображено Фидием (438 г. до н. э.) на восточной стене Парфенона. Сидящие боги являются зрителями Панафинейского шествия.

Однако кроме этих богов греки почитали и множество других. Их культ, как например, Гекаты (богини колдовства) пришел из глубокой древности. Некоторые были покровителями определенных областей Греции (Дионис, Вакх и Пан).

Кроме богов греки поклонялись многочисленным нимфам и местным божествам, являвшимся покровителями рек, водопадов, отдельных мест. В их честь воздвигались многочисленные святилища и приносились жертвы.

К 217 году до н. э. римляне заимствовали у греков круг двенадцати богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между римскими и греческими божествами. Римские божества также разделялись на пары: Юпитер – Юнона, Нептун – Амфитрита, Аполлон – Диана, Марс – Венера, Меркурий – Минерва, Вулкан – Веста.

Одновременно римляне заимствовали и некоторых других богов, которым также дали свои имена. Например, Дионис стал у них Бахусом.

Тема двенадцати богов в живописи разрабатывалась Беллини, Рубенсом, Брейгелем Старшим, Тьеполо. Их образы вдохновили Шиллера на написание одного из лучших его стихотворений – «Боги Греции».

Существовал ли на самом деле Олимп?

Это название, часто встречающееся в Греции и Малой Азии, имеет еще догреческое происхождение. Наиболее известен покрытый снегом, лесистый многовершинный горный массив высотой до 2918 метров. Он является самой возвышенной частью Греции.

Представление об Олимпе в греческой мифологии и поэзии не связано с конкретным местом. Недосягаемо высокая, всегда покрытая облаками гора Олимп является мифической резиденцией верховных греческих богов. На ней находится дворец царя богов Зевса и жилища прочих богов. Отсюда и их наименование «олимпийцы».

Название «Олимп» отчасти синонимично слову «небо» и является метафорическим обозначением верхнего мира, недоступного простым смертным.

В древности реальный Олимп находился на пересечении важных торговых путей. Из Македонии в Грецию можно было попасть или по узкой полоске побережья Пиэрии между Олимпом и Фермским заливом, затем по Темпейской долине между Олимпом и Оссой или через перевал западнее Олимпа.

Нужно упомянуть также еще один Олимп – горную вершину высотой 2543 метра на границе греческих областей Мизии (на юге) и Вифинии (на севере). Ныне близ нее находится турецкий город Улудаг. Эта гора, поросшая густым лесом, издавна служила источником корабельного леса и убежищем разбойников.

Существовали ли амазонки?

В «Мифах Древней Греции» можно прочитать о могучем богатыре Тесее, сыне афинского царя Эгея, который плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Когда корабль стоял у побережья страны амазонок, Тесей пригласил их царицу Антиопу, которую он полюбил, к себе на палубу. Стоило Антиопе подняться на корабль, как гребцы дружно налегли на весла, и оставшиеся на берегу амазонки уже ничего не могли сделать, чтобы спасти свою царицу. Тогда они отправились в Афины, чтобы освободить ее. Но Антиопа уже успела полюбить мужественного Тесея и стала его женой. Когда амазонки подступили к стенам Афин, Антиопа уже сражалась рядом с Тесеем против своих бывших подданных. Целых четыре месяца бесстрашные амазонки воевали с греками, но потом грекам удалось заключить с ними перемирие, и амазонки вернулись обратно к себе, в Причерноморье.

В легендах многих стран мира рассказывается о мужественных женщинах-воительницах амазонках, которые жили отдельно от мужчин и все свое время посвящали воинским занятиям. Но не только легенды повествуют об этих удивительных женщинах, о них упоминается и во многих исторических документах, например в «Сравнительном жизнеописании» древнегреческого писателя Плутарха. Здесь также можно прочитать биографию Тесея, который действительно жил когда-то в Афинах, путешествовал в страну амазонок и похитил их царицу Антиопу.

Не только Плутарх, но и другие древнегреческие историки указывают, что амазонки жили на побережье Черного моря, в Крыму и на Кавказе. Уже в более близкое к нам время лейб-медик Петра I Готлиб Шобер, побывав на Кавказе, привез оттуда любопытные рассказы о «женских племенах», которые управляли мужчинами, поручали им только самую черную работу по хозяйству и запрещали даже прикасаться к оружию, которым сами владели в совершенстве.

Сейчас уже найдены материальные подтверждения того, что амазонки действительно существовали. На Кавказе, в Северном Причерноморье, в курганах Приазовья обнаружены захоронения женщин-воительниц. В древние времена было принято рядом с умершим класть в их могилы различные предметы, которыми эти люди пользовались при жизни. Вот и в этих захоронениях рядом с останками взрослых женщин и даже девочек-подростков лежат не только бусы, но и в большом количестве мечи, воинские доспехи и колчаны, полные стрел. В одном из донских курганов обнаружена глиняная ваза с изображением всадницы, от которой защищается пеший воин.

Следы амазонок встречаются не только на территории России, в Закавказье и на Украине, но и во многих других местах нашей планеты.

Кто такие дельфийские оракулы?

Древние греки, римляне, народы Востока перед принятием каких-либо важных решений имели обыкновение обращаться к богам. Они задавали вопрос и ждали, пока всевышний не даст им ответ: какой-нибудь знак, предзнаменование того или иного рода. Но чаще всего люди ходили к оракулу – тому, кто мог непосредственно воспринять волю бога и передать ее верующим. Наиболее знаменитым у греков считался оракул храма Аполлона в Дельфах. Этот город находился у подножия горы Парнас – обители бога Аполлона, покровителя солнца, искусств и девяти муз. Греки были убеждены, что Дельфы и есть центр мироздания. Самым знаменитым оракулом Дельф была жрица Пифия. Окруженная клубами дыма, она вещала глухим голосом то, что якобы передавал ей бог. Из всех дельфийских оракулов она, пожалуй, была самой удачливой. Очень часто ее информация или подтверждалась последующими событиями, или хотя бы была нейтральной, не приносящей вреда. Быть может, у нее была самая большая сеть информаторов в Дельфах? Или ей просто везло? Впрочем, однажды кто-то из оракулов отсоветовал грекам воевать с персами. Тем не менее греки победили в этой войне. С тех пор авторитет оракулов упал, и к их помощи стали прибегать все реже и реже.

Кто такой Пан?

В греческой мифологии бог Пан относится к самым занимательным персонажам. Сын Гермеса, он был богом полей, лесов и скота. Козлоногий, с козлиными же рожками, заросший шерстью, Пан любил вино и веселье. Жил в Аркадии. Этот район Греции – край пастухов. Пан изобрел флейту, до сих пор носящую его имя (флейта Пана). Как божество стихийных сил природы, Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх. Поэтому его имя стало основой слова «паника».

Гадали ли греки по руке?

Всегда и повсюду люди пытались войти в связь с таинственными силами, заглянуть в свое будущее, объяснить необычные и грозные явления природы, истолковать сны, отогнать призраки давно умерших людей. Так было и в Древней Греции. Уважением и доверием окружали здесь колдунов, прорицателей, гадателей, состоявших, как считалось, под прямым покровительством богов. Было много видов гаданий. Тайны их толкования переходили из поколения в поколение и сохранялись только в устном предании. Древние греки гадали по полету птиц, по поведению кур, клюющих зерна, по рыбам (как они ведут себя в воде). Со временем стали гадать также по ящерицам и змеям, паукам. Гадали также по внутренностям священных животных, по огню (высоте и форме пламени, куда ветер относит дым и т. п.). Свою судьбу пытались узнать и по воде, когда у источников вели наблюдения за щепочками или пучками волос, брошенных в бурлящую воду. Гадали по молнии и грому, по непроизвольным движениям человека, по его отдельным словам и даже по звону в ушах или тому, как он чихает. Хорошо известное до наших дней гадание по руке также было известно грекам. Еще они гадали по числам, выпадавшим на игральных костях. Счастливыми у греков считались числа три, семь, девять. А вот к роковому числу 13 греки были равнодушны и не боялись его, как наши некоторые суеверные современники.

Почему оливу называют «деревом мира»?

Олива, или маслина, – это вечнозеленое дерево или кустарник. Она была окультурена человеком более 4000 лет тому назад в Сирии и на островах Эгейского моря, откуда еще в глубокой древности разошлась по всему Средиземноморью.

У многих народов прекрасное плодовое и декоративное дерево олива считалось священным. Ему воздавали почести, прославляли в поэтичных легендах и преданиях. Вот одна из них. Однажды между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной вышел спор о владычестве над Аттикой. Собравшийся совет богов постановил присудить победу тому из них, кто принесет больше пользы жителям Аттики. Посейдон вонзил свой трезубец в землю, и из нее забил фонтан соленой воды. Афина же воткнула в землю копье, и оно превратилось в прекрасную, цветущую оливу. Конечно, мудрые боги признали победительницей Афину. Эта легенда показывает уважение и благодарность людей к оливе.

С тех пор олива стала символом добрых намерений, спокойной трудовой жизни и мира. Венок из оливковых ветвей надевали на голову победителей Олимпийских игр древности, во время проведения которых, по прекрасной традиции, прекращались все войны. А голубя с оливковой ветвью в клюве, нарисованного великим Пабло Пикассо, все страны признали эмблемой мира.

Кто такой Геракл?

Всем хорошо известно, что Геракл был необычайным силачом. Однако для древних греков его имя значило куда больше. Они поклонялись ему, словно одному из богов.

Согласно легенде, Геракл был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера, божественная жена Зевса, ненавидела его. Когда Геракл еще не умел ходить и лежал в своей колыбели, она подослала к нему двух змеев, чтобы те убили его. Однако младенец с легкостью справился с ними, задушив обоих. Став взрослым, Геракл женился на Мегаре, однако Гера наслала на него приступ безумия. В припадке сумасшедшего гнева он убил свою жену и детей.

Чтобы загладить свою вину, Геракл по указанию оракула в Дельфии предложил свои услуги царю Эврисфею, который поручил ему совершить двенадцать подвигов. Повествованию об этих подвигах и посвящена большая часть мифа о Геракле.

Он начал с того, что задушил свирепого льва. Затем он убил Гидру – чудовище с девятью головами, восемь из которых были смертными, а одна – бессмертная. Всякий раз, когда Геракл отрубал Гидре одну смертную голову, на ее месте вырастали две. Третий его подвиг заключался в поимке исключительно сильного и злобного дикого вепря. Согласно четвертому приказу Эврисфея Геракл доставил ему лань с золотыми рогами. Потом Гераклу пришлось очищать от навоза огромный скотный двор царя Авгия, который не чистился в течение 30 лет. Геракл изменил русла двух рек, направив их на скотный двор, и он стал чистым всего за сутки.

Шестым подвигом Геракла стало изгнание и убийство пожиравших людей стимфалийских птиц; седьмым – поимка критского быка. Восьмой задачей было укрощение диких кобылиц царя Диомеда, кормившего их человеческим мясом. Девятый подвиг Геракл совершил, добыв для дочери Эврисфея пояс Ипполиты – царицы амазонок. Десятый подвиг заключался в том, чтобы доставить коров Гериона с острова, лежавшего далеко на западе в океане. По дороге Геракл, достигнув западной оконечности Европы, расколол скалу и образовал Гибралтарский пролив. Вслед за этим Геракл по поручению Эврисфея добыл для того золотые яблоки Гесперид. Двенадцатый подвиг Геракл выполнил, приведя к царю сторожевого пса, стоявшего у врат Аида, царства умерших, Цербера.

Кто такие кентавры?

Представьте себе, что вы живете сотни лет тому назад и никогда не видели ни единой лошади. Вдруг вам попадается на глаза всадник, словно приросший к своему скакуну, который с легкостью перепрыгивает через канавы и изгороди или несется галопом по равнине. Вполне возможно, что вам пришло в голову, будто человек и конь – это единое существо! Так думали и некоторые индейцы, когда увидели впервые испанских всадников.

В древности в горах Фессалии в Греции жили люди, охотившиеся верхом на диких лошадях. Они были такими прекрасными наездниками, что жители окружающих регионов стали искренне верить, будто их соседи – странные существа, полулюди-полулошади. Отсюда и возник миф о кентаврах.

Кентавры в греческой мифологии являлись как раз такими «человеколошадьми», жившими в горах Фессалии и Аркадии. Они вели привольную и дикую жизнь, поэтому великий древнегреческий поэт Гомер назвал их «дикими зверями».

С персонажами греческих мифов всегда происходили удивительные, захватывающие приключения, и кентавры в этом смысле не были исключением. Одна из историй рассказывает о царе Пирифойе. Царь праздновал свою свадьбу с девушкой по имени Дейдамия. Посреди праздника пьяный кентавр Эвритион попытался похитить невесту. В результате началась битва между воинами царя и кентаврами, в которой последние потерпели поражение.

Надо заметить, что в греческих мифах кентавры чаще всего вели себя именно так. В более поздние времена статуи и картины запечатлели кентавров, впряженных в колесницу Диониса – бога вина – или несущих на себе Эроса – бога любви.

Почему греки так чтили Гермеса?

Гермес был одним из наиболее чтимых и уважаемых богов Древней Греции. Его культ возник в глубокой древности. Первоначально Гермес был богом скотоводства и лишь с течением времени превратился в покровителя торговли.

Гермесу посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Перед ними приносились жертвы в случае находки заблудившегося животного, совершения прибыльной сделки или просто в честь счастливых находок, которые так и называли – гермайоны (посланные Гермесом).

Поскольку атрибутом Гермеса был жезл, которым он якобы усыпил великана Аргуса, его почитали также и как бога сна и сновидений. Считалось, что Гермес всегда найдет выход из любого положения.

В позднейшие времена (III в. до н. э.) Гермес даже считался богом красноречия и его изображения помещались в школах и палестрах.

Вот почему Гермес был единственным из греческих богов, к которому применяли эпитет «трисмегист» (трижды величайший). На рубеже II и III веков н. э. появилось даже собрание оккультных сочинений, которые считались якобы написанными Гермесом.

Существовала ли Атлантида?

Со времен древних греков до нас дошли истории об исчезнувшем с лица земли острове или континенте, который назывался Атлантида. Люди полагали, что он находился в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, совсем неподалеку от берегов Европы, и являлся чем-то вроде совершенного места – рая на Земле.

По легенде, Атлантида была могучим королевством, покорившем всю Юго-Западную Европу и Северо-Западную Африку. Распространение ее власти далеко на восток было остановлено афинянами, жителями Древней Греции.

После того как это случилось, жители Атлантиды постепенно стали отходить от добродетели, совершать множество грехов и предаваться различным порокам. Тем самым они прогневили богов, и те в наказание погрузили огромный остров в океанскую пучину. Эта легенда дошла до нас благодаря трудам великого греческого философа Платона, жившего за 300 лет до нашей эры. Согласно его утверждениям, остров исчез за 9000 лет до того, как изложил эту легенду в своей книге.

В Средние века люди верили в правдивость рассказов об Атлантиде. В XIV и XV веках предпринималось немало экспедиций с целью поисков этого континента. Весьма вероятно, что в основе легенды лежат события, имевшие место в действительности. Возможно, некогда путешественник, вернувшись на родную землю, рассказал своим соотечественникам о незнакомой и причудливой стране, и со временем эти рассказы превратились в легенду об Атлантиде.

Даже и теперь есть люди, твердо верящие в то, что такой континент существовал. В соответствии с мнением тех, кто считается наибольшими авторитетами в области всего, что касается Атлантиды, это было место, где человек впервые создал цивилизацию, в частности научился обрабатывать железо и обрел письменность. По их мнению, многие из тех богов, которым поклонялись люди в древности, были реально существовавшими королями и королевами Атлантиды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Мифы древнего мира » Детская энциклопедия (первое издание)

У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости. В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, непостижимым и чудесным. В смене дня и ночи, в разбушевавшихся волнах моря, в раскатах грома— повсюду видели люди проявление воли богов: добрых или злых, в зависимости от того, какое влияние оказывали они на их жизнь.

Фантазия древнего человека олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли боги Любви, Раздора, Обмана, Справедливости и т. д.

Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции, называемые мифами («миф» — по-гречески рассказ). Греки представляли себе богов в виде людей, только более совершенных, обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем же остальном боги в мифах ничем не отличаются от человека: они враждуют между собой, страдают, любят, веселятся, едят, пьют. Эти существа в воображении греков населяли воздух, землю, воду и подземный мир.

Но и сами боги, по представлениям греков, появились не сразу. В начале всех начал, как рассказывают мифы, был лишь один бесконечный Хаос. Из Хаоса родилась Любовь, и благодаря ее великой силе начал создаваться мир. Появилась Земля — Гея, а в глубине ее вечная тьма — Тартар. Ночь и Мрак породили Эфир и День, отсюда произошла смена дня и ночи. Земля создала Небо, Горы и Море. От союза Земли — Геи с Небом — Ураном появились могучие титаны. Они создали Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Один из титанов — Крон отнял власть у своего отца Урана, но, боясь, как бы собственные дети не обрекли его на такую же участь, Крон безжалостно проглатывал их всех.

Когда же дело дошло до последнего ребенка, Зевса, жена Крона — Рея подала мужу камень, завернутый в пеленки, который он и проглотил, не подозревая обмана. А Зевс тем временем был спрятан на острове Крите. Когда он вырос, то сверг власть отца, заставил Крона вернуть всех проглоченных детей и сам воцарился на небе. Одному из братьев своих, Посейдону, отдал он во владение море, а другому, Аиду (или Плутону), — подземный мир.

Царствует на небе великий Зевс, верховный владыка богов и людей: он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы. Главное местопребывание богов—небесные чертоги на вершине горы Олимп. Здесь пируют бессмертные боги, вкушая особую божественную пищу — амброзию и нектар; здесь решают они важнейшие вопросы, касающиеся судеб человечества. Вместе с Зевсом в золотых чертогах живут жена его Гера, покровительница брака и рождения, и любимая дочь Афина-Паллада, богиня мудрости и доблести.

На пир богов приходит и брат Зевса — Посейдон, повелитель морей. Когда мчится Посейдон на своих морских конях, расступаются Волны, а когда ударяет своим трезубцем, на море начинается буря.

Богиня любви, Афродита, родилась из пены морской близ острова Кипра. Ее сын, шаловливый и капризный Эрот, мечет свои стрелы в сердца богов и людей, зарождая в них любовь, а спутник Афродиты — бог брака Гименей приносит радость супругам в их Совместной жизни.

Почетное место занимают бог света Аполлон (Феб) и сестра его — богиня охоты Артемида. Аполлон почитался как бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. Он — покровитель поэтов, художников, музыкантов; покровитель юной силы и ловкости. Его спутницы — девять Муз. И среди них покровительницы искусств: Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танца, Каллиопа — эпоса, Талия — комедии. Аполлон считался также исцелителем болезней и богом, предсказывающим будущее.

На Олимпе живут и бог войны, кровожадный Арес, и вестник богов, хитрый и изворотливый Гермес —покровитель торговцев и воров.

По мере того как менялся образ жизни людей, менялись их представления о богах. С развитием земледелия и ремесел особое значение приобрела богиня земледелия Деметра, а бог огня Гефест стал в то же время и покровителем кузнецов. Когда же в Грецию пришла культура винограда, появился новый бог — Дионис (или Вакх), бог виноградной лозы, вина и опьянения.

Жутко и мрачно в царстве Аида — хозяина подземного мира, где струятся воды Леты — источника забвения. В это царство теней уходят души умерших. Их перевозит на своей ладье через адскую реку Ахеронт угрюмый старик Харон. Ворота царства сторожит чудовищный пес с тремя головами Кербер (Цербер). У трона Аида стоят бог смерти Танат и бог сна Гипнос. Ужасные муки терпят грешники в загробном мире. Коринфский царь Сизиф за коварство и обман осужден вкатывать на гору огромный камень. Но лишь только камень достигает вершины, как тут же скатывается вниз. И снова Сизиф должен приняться за свою нескончаемую работу. Сын Зевса Тантал за свои злодеяния обречен на вечные муки жажды, голода и страха. Он стоит по горло в воде, а над ним свисают плоды фруктовых деревьев. Но лишь только наклонится Тантал к воде, она опускается, лишь только протянет руку к плодам, ветви поднимаются ввысь. Над головой Тантала нависла скала, грозящая ежеминутно обрушиться на него.

Всесильны боги Эллады, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Их три сестры — Клото, Лахесис и Атропа. Они плетут нить жизни и определяют судьбы богов и людей.

Олимпийские боги создали человеческий род. Но когда Зевс в гневе на людей задумал погубить их, титан Прометей восстал против него. Он похитил у Зевса искру божественного огня, которую передал людям, и они получили разум и память. Зевс жестоко наказал титана: Прометей был прикован к скале и орел прилетал ежедневно клевать его печень. Но не склонился титан перед могуществом Зевса и стойко вынес все мучения.

От союза богов с людьми произошли герои. Это — богатыри, прославившиеся своими великими деяниями на благо человечества. Мифы о героях так же интересны, как и сказания о богах. В них повествуется о борьбе и страданиях человека, о его торжестве над стихиями природы.

Эти мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры: о людях выдающейся храбрости, ума и отваги, очистивших мир от разбойников и диких зверей; б первых мореплавателях, посетивших далекие страны; о доблестных и мудрых правителях, освобождавших отечество от чужеземного ига и устанавливавших справедливые законы и порядки. В поэтических сказаниях о героях отразился весь духовный мир древних греков с их идеалами и любовью к красоте.

В каждой области древней Греции существовали свои мифы о местных героях, родоначальниках и покровителях племени. Но самым прославленным героем греческих сказаний и притом общенациональным героем был сын Зевса Геракл (Геркулес). В представлении народа Геракл — образец всех нравственных и физических совершенств. По воле богов он должен был поступить в подданство царя Микен Эврисфея и совершить 12 великих подвигов, требовавших не только силы и смелости, но и большой выдержки и воли. Он убил огромного льва, наносившего ущерб жителям города Немей, и уничтожил девятиглавую Лернейскую гидру, которая, засев в болоте, увлекала туда людей и животных. Затем Геракл отправился в город Стимфалы и перебил чудовищных птиц с медными когтями и перьями. Герой одолел кабана, жившего на горе Эриманфе, и укротил бешеного быка на острове Крите. Он отвел воду реки Алфея так, что она, устремившись по новому руслу, очистила от навоза скотный двор царя Авгия, в течение многих лет загрязнявшийся тремя тысячами быков.

Много других славных подвигов совершил герой, но самым великим из них была его победа над ботом смерти Танатом. За необычайные подвиги, за смелость, благородство и честность боги даровали Гераклу бессмертие.

Среди мифов о местных героях одно из первых мест занимает сказание об афинском царе Тезее. Афиняне приписывали ему объединение отдельных округов Аттики в одну область и установление в Афинах демократического строя. Когда Тезей, очистив путь от разбойников, пришел в Афины, то узнал, что правитель могущественного острова Крита Минос вторгся с многочисленным войском в пределы Аттики и принудил ее жителей к уплате ужасной дани: через каждые девять лет Афины должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру, чудовищу с головой быка и туловищем человека. Минотавр жил в Лабиринте. Это здание имело бесчисленное количество комнат и столько запутанных ходов, что всякий, кто попадал туда, уже не мог выбраться наружу и становился жертвой чудовища. Тезей решил освободить отечество от этой страшной дани и отправился в числе посланных юношей на Крит. Он смело ринулся в бой и одержал победу над Минотавром, а потом, следуя по направлению нити, подаренной ему дочерью Миноса Ариадной, легко нашел обратный путь из Лабиринта и вместе с товарищами покинул остров.

О грандиозном событии — освоении греками Черного моря — рассказывается в мифе о походе аргонавтов (моряков с корабля «Арго»), отправившихся на Кавказское побережье в Колхиду за золотым руном (шерстью) священного барана. Во главе этого похода стоял Ясон из фессалийского города Иолка. Много стран и племен посетили аргонавты, много приключений и опасностей видели на своем пути, пока не достигли Колхиды. Местный царь Ээт заявил Ясону, что отдаст ему золотое руно, если он вспашет поле на огнедышащих медных быках и, засеяв его зубами дракона, перебьет воинов, которые вырастут из этих зубов. С помощью царской дочери волшебницы Медеи герою удалось выполнить требование царя, но тот не отдал ему обещанного и замыслил погубить аргонавтов. Тогда Ясон вместе с Медеей пробрались ночью в священную рощу, похитили золотое руно, вернулись на корабль и отплыли от Колхиды. Долог и труден был их обратный путь, но, преодолев все опасности, аргонавты благополучно прибыли на родину Ясона.

Мечты древних о полете по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе и зодчем Дедале, строителе Лабиринта на Крите. Скрепив перья птиц воском, Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару, и полетели они с Крита через море в Сицилию. Но Икар забыл советы отца: слишком близко подлетел он к солнцу. Шар растопил воск, скреплявший перья, они рассыпались, и юноша с огромной высоты упал в море. По его имени это море стало называться Икарийским.

С самых древних времен греки высоко ценили искусство и особенно музыку. Любовь к музыке создала поэтическое сказание о певце Орфее, зачаровавшем своей игрой и пением не только живую природу, но и обитателей подземного мира. Тоскуя по своей умершей супруге Эвридике, Орфей спустился в мрачное царство Аида. Там, представ перед богами, запел он им печальную песнь о своей любви. Тронули неумолимых подземных богов песни Орфея, и Аид разрешил певцу взять жену на землю. Но бог запретил Орфею оглядываться назад, пока он не выйдет на поверхность земли. Не выдержал Орфей испытания: желая узнать, следует ли за ним жена, он обернулся и тень Эвридики снова удалилась в царство мертвых.

Среди многочисленных и самых разнообразных мифов существует ряд сказаний, связанных с каким-нибудь одним географическим центром или историческим событием. Таковы, например, Троянский цикл сказаний, рассказывающих о причинах Троянской войны, походе греков на Трою, десятилетней осаде города, его разрушении и возвращении участников похода на родину; Фиванский цикл, повествующий о трагической судьбе царя Эдипа, междоусобной войне его сыновей и о взятии Фив эпигонами (потомками Эдипа), и другие.

Долгое время ученые считали, что сказания о греческих героях — лишь фантастический вымысел. Однако произведенные в конце XIX — начале XX в. раскопки на месте древних греческих городов подтвердили некоторые факты, о которых рассказывается в мифах. Оказалось, что Троя действительно существовала и не раз подвергалась разрушению со стороны врагов; что остров Крит в древнейшую эпоху был могущественным государством, которому подчинялось побережье Аттики, как о том рассказывается в мифе о Тезее.

О замечательных событиях, происходивших в жизни племен, о подвигах и деяниях вождей слагали в древности песни народные певцы — аэды. Проходили века. Воспоминания о прошлом становились все более смутными, все большее место в сказаниях занимала фантазия.

Возникшие в глубокой древности мифы послужили почвой, на которой выросли литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев — творения замечательных художников древности — украшали греческие города. Древние сказания легли в основу эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» (см. ст. «Гомер») и бессмертных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида (см. ст. «Древнегреческая трагедия»).

Сюжеты мифов запечатлевались в настенных росписях, в рисунках на вазах, в произведениях многих греческих поэтов, историков, писателей. Впоследствии мифология греков была заимствована древним Римом и там нашла свое художественное отражение в произведениях лучших римских поэтов. Боги Греции получили латинские имена: Зевс стал называться у римлян Юпитером, Афина — Минервой, Афродита— Венерой, Посейдон — Нептуном и т. д.

Исключительно большое влияние оказали греческие мифы на развитие западноевропейского и русского искусства. Начиная с XIV в. на полотнах, в мраморе и бронзе великих мастеров эпохи Возрождения воскресают образы древних мифологических сказаний. Они продолжают жить в последующие века. На сюжеты мифов создаются картины, статуи, музыкальные и литературные произведения. Мифологические образы занимают значительное место в творчестве русских поэтов: Державина, Жуковского, Пушкина и других, а также в картинах русских художников. В наш язык прочно вошли понятия и выражения, взятые из греческой мифологии: «титаническая борьба», «танталовы муки», «сизифов труд», «нить Ариадны» и многие другие.

Сочетание изумительной художественной фантазии с глубоко человеческими чувствами и стремлениями героев греческих сказаний делает эти мифы бессмертными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Русское народное творчество

.

de-ussr.ru

Популярные древние мифы Египта

Древний Египет — великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.

Мифология Древнего Египта

Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной архитектуре Египта — известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.

мифы египта картинкиБоги Древнего Египта: мифы

Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным провозглашали Ра — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум — бог заходящего солнца и Хепри — созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба — Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис — сын Ра и Нут, у него была жена Исида — богиня любви и семьи. Главным соперником Осириса выступал злобный бог пустынь Сет.В храмах Мемфиса верили, что главным создателем этого мира являлся бог Пта. У него была супруга Сехмет — богиня войны и целительства, ее изображали как женщину с головой львицы. Солнечным богом — покровителем и защитником фараонов считался Гор с головой сокола. Лунный бог Тот олицетворял мудрость и письменность, он был судьей в конфликтах между божествами.

Древний Египет: фотоГробница ТТ2 Долина царей. Египет

Легенды — мифы Древнего Египта

Миф о сотворении мираКогда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.

Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.

Древний Египет: фотоГробницы Древнего Египта. Культ Нут

Царствование Осириса и заговор СетаНут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду — богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата Осириса еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида — покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.На земном престоле воссел Осирис. В то время жители Египта были варварами, но Осирис вместе с Тотом обучили людей письменности, языкам, строительству, искусству и различным ремеслам. При правлении мудрого бога наступил Золотой век. И тогда Осирис пошел просвещать население других земель, оставив вместо себя на троне жену Исиду. Богиня при помощи Тота дала людям магию, медицину и целительство, передав женщинам знания о семейной заботе и ведении хозяйства.Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.

Усыпальница Нефертари. Долина ЦарейУсыпальница Нефертари. Долина Царей

Как появился АнубисДо убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького Анубиса. Тогда богиня обманывает своего мужа и уверяет, что это именно его ребенок.В другом варианте этого мифа, Нефтида бросает малыша сразу после рождения. Анубиса вырастила Исида, заручившись помощью собак.

Легенды и мифы Древнего Египта

Существует еще не мало легенд и мифов Древнего Египта:

  1. Солнечный и лунный год
  2. Ладья Вечности и небесное плавание
  3. Сражение Ра с темными силами
  4. Миф о Солнечном оке
  5. Путешествие Исиды
  6. Воскресение Осириса
  7. Борьба Сета и Гора

1381864_665105066944512_7751030915867373869_nМифы Древнего Египта читать можно в следующих книгах:

  • И.В.Рак «Мифы Древнего Египта»
  • Матье Милица «Мифы Древнего Египта»
  • Бадж Э. А. «Египетские сказки, повести и легенды»
  • Р.Штайнер «Египетские мифы и мистерии»

drevniy-egipet.ru

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА. «100 Великих Мифов И Легенд»

 

49. АМУР И ПСИХЕЯ

История Амура и Психеи греческого происхождения, но наиболее известна в изложении римского писателя II века новой эры — Апулея. Она входит в качестве вставной новеллы в его знаменитый роман «Золотой осел». Персонаж романа — старуха-служанка, прежде чем начать рассказывать эту историю, говорит: «Я знаю много интересных сказок хорошего старого времени». Таким образом, Апулей подчеркивает фольклорные, народные истоки сказания об Амуре и Психее.

Богов Апулей называет их римскими именами: Амур, Венера, Юпитер, но имя Психея — греческое и означает «душа». В более поздние времена историю Амура и Психеи истолковывали как аллегорию странствований человеческой души, стремящейся слиться с любовью.

В некой стране жили царь и царица. У них было три дочери-красавицы, причем младшая — Психея — была настолько хороша, что превосходила прелестью саму Венеру.

Богиня досадовала на смертную красавицу и решила сурово ее покарать. Венера призвала своего сына-бога любви Амура и сказала ему: «Сделай так, чтобы Психея влюбилась в самого ничтожного из людей и всю жизнь была бы с ним несчастна».

Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Увидев Психею, Амур был поражен ее красотой, и прекрасная царевна, о том не подозревая, уязвила любовью самого бога любви. Амур решил, что красавица должна стать его женой, и принялся отваживать от нее всех женихов.

Царь и царица недоумевали: две старшие дочери уже благополучно вышли замуж, а Психея, несмотря на свою красоту, все еще жила в родительском доме и к ней не посватался ни один жених.

Царь обратился к оракулу, и оракул объявил (разумеется, по наущению Амура), что царевне суждена необычная судьба, он повелел облачить Психею в свадебный наряд, отвести на высокую гору и оставить там в ожидании предназначенного ей неведомого супруга.

Долго горевали царь и царица, но не посмели ослушаться воли богов и исполнили все так, как велел оракул.

Несчастная Психея в свадебном наряде оказалась одна на вершине горы. В ужасе озиралась она вокруг, ожидая, что вот-вот появится какое-нибудь чудовище.

Но вдруг налетел легкий, ласковый ветерок-Зефир, подхватил Психею, перенес ее с неприютной скалы в зеленую долину и опустил на шелковистую траву.

Поблизости росла тенистая роща, а среди деревьев стоял беломраморный дворец. Видя, что пока с ней не произошло ничего дурного, царевна приободрилась и захотела рассмотреть дворец поближе. Двери сами собой распахнулись перед ней, и царевна, робея, вошла внутрь.

Никогда еще не доводилось Психее видеть подобной роскоши. Стены сияли золотом и серебром, потолок был сделан из слоновой кости, а пол, который она попирала ногами, выложен из драгоценных камней.

Неожиданно откуда-то послышался приветливый голос: «Здравствуй, царевна! Будь здесь хозяйкой».

Целый день гуляла Психея по дворцу, но так и не смогла обойти всех его комнат. Незримые слуги сопровождали царевну, исполняя всякое ее желание, едва она успевала о нем подумать, а вечером, утомившись, Психея легла спать, и под покровом темноты к ней на ложе сошел Амур. Психея не видела, а лишь осязала своего неведомого супруга, но, тем не менее, горячо его полюбила. Утром, до того как рассвело, Амур удалился, чтобы снова прийти, когда стемнеет.

Психея была счастлива в своем роскошном дворце, со своим любимым, хотя и неизвестным ей супругом. Лишь одно тревожило ее: она знала, что родители и сестры горюют, считая ее погибшей.

Однажды ночью Психея сказала Амуру: «Любимый мой супруг! Я не могу быть спокойна и счастлива, когда мои родные пребывают в горести. Разреши мне послать им весточку о том, что я жива и здорова».

Но Амур ответил «Лучше этого не делать, чтобы не накликать большую беду».

Психея не посмела настаивать, но с того дня стала грустной и задумчивой, и плакала, даже предаваясь ласкам супруга.

Амур, будучи не в силах видеть любимую жену в печали, сказал: «Я исполню твое желание. Повидайся с сестрами, но будь осторожна — они могут дать тебе дурной совет».

Он послал Зефиров за сестрами Психеи, и те доставили их на своих крыльях во дворец.

Придя в себя после путешествия по воздуху и увидев, что их младшая сестра жива и здорова, сестры очень обрадовались. Но когда Психея рассказала им, как она счастлива, провела по дворцу и показала свои богатства, в их сердцах проснулась зависть.

Когда же сестры стали расспрашивать ее о муже, простодушная Психея ответила, что муж ее добр и ласков, и, судя по всему, молод и хорош собой, хотя утверждать этого наверняка она не может, потому что он посещает ее только под покровом темноты.

Тут сестры исполнились еще большей зависти, поскольку у одной из них муж был стар и лыс, как тыква, а у другой — скрючен от ревматизма и постоянно мазался вонючей мазью.

Вернувшись домой, сестры даже не сказали родителям, что Психея жива, и составили коварный план, как погубить ее счастье.

Вскоре Психея снова захотела повидаться с сестрами, и они, как и в прошлый раз, на крыльях Зефиров прилетели к ней в гости.

Увидев Психею, сестры изобразили на своих лицах притворное горе и воскликнули: «О, несчастная! Твой муж — отвратительный и злобный змей. Здешние земледельцы не раз видели, как он переползает на брюхе через реку и скрывается в твоем дворце. Берегись! Однажды он ужалит тебя — и ты умрешь страшной смертью!» И обе они громко зарыдали.

Напуганная и сбитая с толку Психея спросила: «Что же мне делать?» Сестры сказали: «Спрячь под постелью острый нож, и когда нынче ночью твой супруг придет к тебе, убей его».

Коварные сестры вернулись домой, оставив Психею в страхе и печали.

Поразмыслив, она усомнилась в словах сестер и решила, прежде чем убить мужа, взглянуть на него, чтобы убедиться, что он и вправду змей. Она наполнила маслом светильник и спрятала его возле постели.

Ночью Амур, как обычно, пришел на ложе Психеи. Когда он уснул, Психея потихоньку встала, зажгла светильник и, замирая от ужаса, взглянула на супруга. Каковы же были ее изумление и радость, когда вместо отвратительного змея она увидела златокудрого бога любви.

Рука Психеи дрогнула, светильник наклонился, и капля горячего масла упала на плечо спящего. Амур тотчас же проснулся. Увидев Психею со светильником в руках, он воскликнул в гневе и горести: «Ты послушалась совета своих завистливых сестер и погубила наше счастье. Я мог бы сурово покарать тебя, но накажу лишь разлукою со мной».

Он взмахнул крыльями — и улетел.

Несчастная Психея осталась одна, горько плача и проклиная свое легковерье. Потом она покинула роскошный дворец и отправилась бродить по свету в поисках своего супруга.

Амур тем временем прилетел в чертог своей матери Венеры. Обожженное плечо его сильно болело, он громко стонал и жаловался.

Венера разгневалась на сына, посмевшего без ее ведома взять в жены ту, которой она желала зла, но еще сильнее разгневалась богиня на Психею. Венера строго- настрого запретила богам и людям помогать несчастной, давать ей приют и утешение.

Долго скиталась Психея, отвергнутая всеми, и наконец пришла к чертогу Венеры.

Богиня встретила ее бранью и насмешками. Она сказала, что Психея достойна быть лишь служанкой, и тут же задала ей работу: смешала в одну кучу пшено, ячмень, мак и чечевицу и велела отделить одно от другого.

Психея заплакала, не решаясь даже приступить к этой бесконечной работе, но ее пожалел муравей. Он созвал свой трудолюбивый народец, и муравьи быстро и хорошо исполнили задание Венеры.

Тогда богиня приказала Психее пойти в рощу, где паслись золоторунные бараны, и принести их шерсти. Но бараны были злы и драчливы и никого к себе не подпускали. Психея остановилась на берегу ручья, не осмеливаясь приблизиться к пасущемуся стаду.

Но тут зашелестел прибрежный тростник и сказал: «Подожди до полудня. Бараны уснут, а ты пойдешь по роще и найдешь много клочьев их шерсти, запутавшейся к ветвях кустов и деревьев».

Психея послушалась совета, и принесла Венере целую охапку золотой шерсти.

Но богиня не смягчилась и приказала Психее принести воды из источника, бьющего на вершине отвесной скалы.

Когда Психея с хрустальным сосудом в руках стояла у подножия скалы и с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Он подхватил хрустальный сосуд и, поднявшись на своих крыльях к вершине скалы, зачерпнул воды из источника.

Раздосадованная Венера придумала новую задачу: велела Психее спуститься под землю в царство смерти, попросить у его владычицы Прозерпины ларец и, не открывая его, принести Венере.

Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу. Она поднялась на высокую башню, чтобы броситься с нее вниз и положить конец своим мученьям. Горе ее было так велико, что холодные камни, из которых была построена башня, прониклись к ней жалостью. Они заговорили и указали Психее путь в подземное царство, научив подкупить перевозчика через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, двумя монетами и задобрив пса, охраняющего вход в подземное царство, двумя кусками хлеба.

Прозерпина дала Психее ларец. Психея помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с любопытством. Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку.

В ларце был заключен сон, подобный смерти. Черным туманом обволок он Психею, она упала на землю и заснула.

Тем временем обожженное плечо Амура зажило, и вместе с болью прошел его гнев на Психею. Он отыскал ее, погруженную в зачарованный сон, и разбудил поцелуем. Психея поведала супругу, как жестоко угнетает ее Венера, и Амур пообещал, что отныне этому наступит конец.

Он полетел к самому Юпитеру и стал просить, чтобы тот водворил мир между его матерью и женой.

Юпитер призвал Венеру и сказал ей: «О, прекраснейшая! Не сетуй, что твой сын избрал себе в жены не богиню, а смертную. Я подарю ей бессмертие, и она сравняется с богами». Он наполнил кубок амброзией — напитком богов — и дал выпить Психее.

Психея стала бессмертной, подобно своему супругу. Боги пели хвалу ее красоте и доброму нраву, Венере пришлось смириться и признать Психею своей невесткой.

Вскоре у Амура и Психеи родилась дочь, имя которой — Наслаждение.

История любви Амура и Психеи послужила основой многих произведений искусства — скульптур, картин, стихов и пьес. В европейской литературе наиболее известным переложением этого сюжета является поэтическая повесть французского поэта XVII века Ж. Лафонтена. Русский поэт XVIII века И.Ф. Богданович также создал поэму об Амуре и Психее. Свою поэму он назвал «Душенька», буквально и в тоже время очень образно переведя на русский язык имя «Психея».

Юпитер, покачав Разумной головою, Амуру дал устав, По силе старых прав, Чтоб век пленялся он душевной красотою И Душенька была б всегда его четою.

litresp.ru

Мифы Древней Греции о сотворении мира

Интерес многих людей по всему миру к древнегреческой мифологии не снижается и спустя тысячелетия, наоборот, время от времени даже наблюдаются его всплески. Одни испытывают к ним интерес с научной точки зрения, другие просто получают удовольствие от погружения в уникальный мир героев и богов, но равнодушных к греческой мифологии людей фактически нет. Среди множества различных мифов можно выделить один, имеющий первостепенное значение, это миф о сотворении всего мира и история о том, как представляли себе это процесс древние греки.

Это древняя легенда о необъятном Хаосе, существовавшем всегда вне времени и пространства. Однажды на него подействовала неизвестная и мощная сила, под влиянием которой он начал деформироваться и видоизменяться, что в итоге привело к созданию Вселенной. Таким образом, Хаос стал прародителем мира, который окружает современных людей. Первым его созданием стало Время, ассоциирующееся с великим древнейшим богом Хроносом. Также вскоре после него из Хаоса возникли и новые создания: Гея – символизирующая Землю и Тартар, являющийся олицетворением Непостижимой Бездны. Другим созданием Хаоса стал Эрос – неопределимая сила влечения, единственная сила, которой было подчинено само создание первозданной Вселенной, уже после, этим же именем нарекут и бога любви.

мифы древней греции

Известное выражение «Свет из тьмы» также происходит от тех далеких времен, когда Хаос породил Эреба и Никту, которые стали воплощением тьмы и непроглядной ночи, соответственно. Их союз имел весьма странный итог, который иначе как парадоксом не назовешь, поскольку его результатом стало появление Эфира и Гемеры, которые олицетворяли Вечный Свет и Сияющий День. Гея, после своего пробуждения, способствовала возникновения Урана и Неба, которому было предначертано стать постоянным жилищем и местом пребывания для собравшегося пантеона бессмертных культов.

Затем Гея создали и Море – Понта, он вместе с Ураном был ее мужем. Союз Геи и ее первого мужа Урана породил на свет могущественных титанов, циклопов и великанов со ста руками, чья сила была столько велика, что их начал бояться собственный отец. Опасаясь, что дети со временем поднимут бунт и отнимут у него власть, он отправил их в Непостижимую Бездну, но Гея подняла своих детей на восстание, в результате которого повелителем мира стал Кронос. Этот сын Урана и был прародителем всех известных олимпийских богов, которые описываются в различных древнегреческих мифах.

сотворение мира миф древней греции

Однако описанная легенда является только одним из мифов Древней Греции о сотворении мира, существует и иной вариант создания Вселенной, который был известен с доэллинских времен. Согласно ему Эвринома, древнейшая богиня все сущего, восстала из Хаоса и обнаружила, что находится в пустом пространстве, где нет ничего и не на что опереться. Тогда она начала процесс творения, разделив небо и море, в волнах которого она танцевала, создавая ветер. Для того чтобы согреться среди порывов холодного северного ветра, обнаженная Эвринома танцевала все быстрее и откровеннее, что пробудило желание в гигантском змее Офионе. Он обвил богиню, а ребенка они зачали путем проникновения северного ветра.

После процесса оплодотворения Эвринома превратилась в голубку, снесшую Мировое Яйцо, которое высидел великий змей. Из этого Яйца появились планеты, Солнце, земля, а также все живые существа и все окружавшее их в этом мире. Офион и Эвринома поселились на Олимпе, но вскоре между ними случилась ссора, и змей был изгнан богиней в подземное царство. Эвринома же продолжила процесс творения, создав планетные силы и их покровителей-титанов, а из зубов, которые она выбила Офиону, возникли первые люди.

https://www.youtube.com/watch?v=E9JDDeKyqHw

drevniy-egipet.ru


Смотрите также