Сражение с гидрой. Как в Греции борются с вороватыми чиновниками. Коррупция в древней греции
Сражение с гидрой. Как в Греции борются с вороватыми чиновниками | Коррупция | Деньги
Менталитет греков и россиян в смысле коррупции довольно-таки близок. Здесь тоже исторически в ходу «благодарность» нужным людям за «помощь». Чиновники, врачи, полицейские и учителя едва ли не открыто брали деньги в конвертах и принимали дорогие подарки - это считалось частью национального менталитета. До кризиса Греция являлась самой коррумпированной страной ЕС, обходя по количеству взяток даже Румынию и Болгарию. Однако с 2012 г. в стране развернулась жёсткая борьба с коррупцией: премьер учредил службу проверки органов власти (Генеральная инспекция), подчинённую напрямую парламенту. Только за последний год инспекторами рассмотрено 1519 случаев коррупции, отстранены от работы около 100 высших чиновников, экс-министр обороны Акис Цохадзопулос сел в тюрьму на 20 лет (он получал бонусы от бизнесменов за выгодные оружейные контракты), а 10 человек попали под суд.
«Прямой шантаж»
- Основная проблема - это смена образа мышления, - считает директор Афинского радио Диметриос Триантафиллидис. - Многие греки до сих пор считают, что давать и брать взятки - абсолютно нормально. Возьмём медицину. Человек приходил в государственную больницу на операцию, а доктора ему говорили: ждать по страховке долго, твой случай срочный, дашь 2 тыс. евро - сразу прооперируем. Откажешься платить - умрёшь… Прямой шантаж.
Полиция навязывала платное покровительство владельцам ресторанов. Откаты госслужащим за разрешение на строительство отеля составляли 5-10% от суммы расходов. Деньги требовали от любого иностранного инвестора, который приходил в Грецию, иначе дело не двигалось с мёртвой точки. Теперь у многих чиновников вообще шок, что их стали арестовывать. Раньше каждый министр-взяточник, даже бывший, считался неприкасаемой фигурой.
«Если вы патриоты...»
Короче говоря, местная коррупция, как гидра из древнегреческих мифов - отрубишь чудовищу одну голову, а взамен вырастают три. Однако 99% греков считают коррупцию тормозом для страны. Всего за пару лет число граждан, регулярно дающих взятки, снизилось в два раза - с 15 до 7%. Сотрудники службы Генеральной инспекции уверены - это произошло исключительно благодаря тому, что людей подробно инструктируют по ТВ в рекламных роликах: как поступить в случае, когда чиновник напрямую требует у вас взятку? Обычно рекомендуют прихватить на разговор с взяточником цифровой диктофон либо включить функцию записи на мобильном. По ТВ активно идёт социальная реклама для служащих, объясняющая, насколько аморально воровать, когда в республике кризис: «Чиновники, если вы патриоты, будьте скромнее во имя спасения своей страны». Как ни странно, эти призывы и объяснения действуют - муки совести никто не отменял.
- Нельзя требовать от людей, чтобы они изменились в одну секунду, - говорит сотрудник Генеральной инспекции Феофанис Крусталакис. - Первым делом все должны избавиться от страха. Без поддержки народа борьба с коррупцией физически невозможна, поэтому греки должны верить - взяточника обязательно арестуют, невзирая на его должность, и он попадёт в тюрьму.
Мы неустанно информируем греков об их правах - не молчите, не ленитесь, жалуйтесь, сообщайте о каждом случае коррупции, наши инспектора обязательно всё расследуют. Открыта «горячая линия», куда можно круглосуточно позвонить и сообщить о коррупционерах, её номера - на каждом углу. Разрешили подачу анонимных жалоб - но, естественно, в случае предоставления доказательств взяточничества. И оказалось, это вполне действенно. Коррупция в Греции, пусть и медленно, но с каждым полугодием идёт на спад.
Боязнь видеокамер
В отличие от Сингапура в Греции сотрудники Генеральной инспекции не получают повышенного жалованья: их зарплата (за вычетом налога) составляет 1000 евро, то есть 48 тыс. рублей. В условиях кризиса правительство не может позволить себе платить госслужащим большие зарплаты, дабы те избежали соблазнов подкупа. Расстреливать взяточников, как в Китае, тоже нельзя: смертная казнь в ЕС давно отменена. Поэтому ставку сделали на сознательность населения - и не прогадали. Едва чиновников начали сажать и увольнять, греки сразу поверили в реформы. За сутки на «горячую линию» Генеральной инспекции поступает 20-30 звонков. Успех, пожалуй, в следующем: чиновники, врачи и полицейские стали бояться брать, им везде мерещатся диктофоны и спрятанные видеокамеры. Далее, впервые в истории Греции у членов семей сотрудников госаппарата проверили банковские счета, потребовав объяснения, если у кого-то там лежали «лишние» деньги. Зам. министра туризма Ангела Гереку, муж которой не смог объяснить происхождение своих денег, подала в отставку, а её супруг обязался выплатить казне 5,5 млн евро налогов.
У нас говорят, что опыт Сингапура России не годится - мол, не можем мы полицейским платить зарплаты по 100 тыс. долл. Стрелять в затылок взяточникам, как в КНР, так боже упаси: это «азиатское варварство», а XXI в. на дворе. В общем, чего не предложишь - всё плохо… Похоже, что у нас ищут любой предлог не бороться с коррупцией. Пример Греции очень показателен: здесь вышло снизить уровень взяток в органах власти без драконовских законов и казней. И даже упечь за решётку на 20 лет проворовавшегося министра обороны, что в России почему-то никак не удаётся. Если уж сингапурцы с китайцами нам якобы не подходят, можно перенять опыт греков, чтобы власть и народ в борьбе с коррупцией наконец-то сотрудничали напрямую. Это, как я понимаю, не так уж сложно?
Смотрите также:
www.aif.ru
Порка вместо дисквалификации: олимпийская коррупция античности - Русские Афины
Несвященные игрыГлавное предназначение и смысл Олимпийских игр в Древней Греции заключались в прославлении богов и показе атлетической удали. Однако чистота спорта в Древней Элладе, о которой сейчас так любят говорить в связи с сотрясающими современный спорт скандалами, является еще одним древнегреческим мифом.
Подкупы на главных спортивных состязаниях Древнего мира были в порядке вещей и случались, наверное, не реже, чем сейчас. Коррупция на античных Олимпиадах была очень распространена. Греческий географ и писатель Павсаний, живший во II веке, называл их «несвященными играми». Карл-Вильгельм Вебер, автор капитального труда «Несвященные игры: Древняя Олимпия между легендой и реальностью», считал, что кучка древнегреческих спортивных профессионалов купалась в «проплаченных победах» и политических интригах. Никто ничего не замалчивал: пойманных за руку атлетов-коррупционеров нещадно штрафовали и пороли, но честнее от этого Олимпийские игры не становились.
Современные критики, конечно, не напрасно обвиняют Олимпиады XX и XXI веков в излишней коммерциализации и коррупции, но они ошибаются, когда говорят, что современные коррупционеры в спорте пачкают идеалы древних греков, которые целое тысячелетие, с 776 года до н. э. по 393 год н. э., состязались на античных Олимпийских играх. Увы, представление о том, что в Олимпию съезжались со всех уголков Греции атлеты-любители, чтобы честно бороться за оливковые венки во имя мира и спортивного духа, является красивой легендой.
«Древние греки, конечно же, не были такими идеалистами, какими мы их себе представляем,— считает профессор истории Университета Пенсильвании Дэвид Гилман Романо.— У них были такие же проблемы, что и у нас сегодня».
Одной из этих проблем была коррупция — в том числе на Олимпийских играх.
Античные антигероиНынешние поклонники спорта считают античные Олимпийские игры эталоном чистого и справедливого спорта. Точно так же думали и многие современники древних Игр. Например, писатель Флавий Филострат (170-247) жаловался на коррупцию и добавлял, что она в Греции везде, кроме Олимпиад.
От стрихнина до мельдония
Конечно, Филострат был неправ. Возможно, он так думал, потому что сам не посещал Олимпию. Иначе бы он знал, что у входа на стадион в Олимпии стояли 16 статуй Зевса. Это были своего рода «штрафные» статуи, прямые напоминания о коррупции на Олимпийских играх. Они были отлиты из бронзы на штрафы провинившихся атлетов и судей, которые нарушили данную Зевсу клятву состязаться честно и судить беспристрастно.
У древних римлян существовал термин damnatio memoriae, который означал уничтожение памяти презираемых людей в качестве наказания. Он был позаимствован у древних египтян, которые разными способами стирали память о провинившихся или неугодных. Греки делали противоположное — увековечивали имена нарушителей в назидание потомкам.
«По пути на стадион, слева у подножия Кроноса, находится каменная терраса,— рассказывает в своем труде «Описание Эллады» Павсаний.— На нее ведут ступени. На террасе стоят бронзовые статуи Зевса. Они отлиты на штрафы атлетов, которые нарушили правила Олимпийских игр. Местные жители называют их Зейнами (Зевсами)…».
«Штрафные» статуи служили напоминанием и предостережением потенциальным нарушителям. Атлеты клялись у ног статуи Зевса, одного из семи чудес Древнего мира, состязаться честно. Они приносили в жертву быка и вепря и жарили мясо на священном огне, но не всегда могли устоять перед искушением смошенничать. Им разрешалось советоваться с предсказателями, пользоваться амулетами и мазями — античным вариантом стероидов; и даже насылать проклятия на соперников. Но подкуп соперников и судей был запрещен.
Каждая «штрафная» статуя сопровождалась описанием, при каких обстоятельствах она отлита. На изваяниях также были нанесены сентенции и советы атлетам не повторять ошибок нарушителей.
Первые «штрафные» статуи Зевса были установлены после 98-х Олимпийских игр в 388 году до н. э., в том числе на средства кулачного бойца Евполида из Фессалии. Чтобы стать победителем, Евполид подкупил трех противников — Агетора, Пританиса и олимпионика Формио, чтобы те дрались вполсилы.
В хронологическом порядке статуя от Евполида была первой, но, конечно, взяточники и штрафы на Олимпиадах были и до него. Просто с того момента на штрафные деньги начали устанавливать статуи Зевса.
К слову, в Олимпии наказывали не только человека, дававшего взятку, но и того, кому он ее давал. Помимо крупного штрафа всех участников операции в воспитательных целях еще и публично пороли на стадионе на глазах у тысяч зрителей. В отличие от современных Олимпиад судьи в Древней Греции ограничивались физическим и финансовым наказанием, венок у провинившихся олимпиоников не забирали. Наверняка это усиливало соблазн попытаться победить нечестным путем.
Еще одна статуя Зевса была отлита на деньги Клеона из Сициона. Про оставшиеся «штрафные» изваяния Павсаний, от которого о них и известно, ничего не пишет. Он, правда, сообщает о надписях на статуях. Надпись на одной из них гласила, что победа на Играх достигается не при помощи денег, а благодаря быстрым ногам и силе мышц. О другой статуи мы узнаем, что она была отлита в честь верховного бога набожными судьями, наказавшими нарушителей. Еще одна надпись содержала общую похвалу в адрес справедливых судей и имена провинившихся бойцов. Следующая статуя еще раз призывала атлетов, которые могут не устоять перед соблазном получить оливковый венок нечестным путем, вовремя остановиться.
Пара статуй была установлена после 178-х Олимпийских игр в 68 году до н. э. Эвдел тогда заплатил борцу с Родоса Филострату за то, чтобы тот уступил ему в схватке на предварительном этапе. Обман раскрылся. Оба атлета были оштрафованы и, скорее всего, публично выпороты. Еще две статуи Зевсу поставили в Олимпии через полвека, в 12 году до н. э. Их оплатили отцы борцов из Элиса и Смирны, нарушивших правила Игр. Последние по хронологии статуи Зевса были отлиты и установлены в 125 году на деньги Дидаса и Сарапаммона, борцов из Египта, которые, как указывается, нарушили данную Зевсу клятву соревноваться честно.
Коррупция и политикаКоррупция на Олимпийских играх нередко имела еще и политическую подоплеку. Например, когда стало известно, что пятиборец Калипп из Афин на Олимпиаде в 332 году до н. э. подкупил нескольких соперников, его вместе с остальными нарушителями оштрафовали. Денег на штраф у него не нашлось, и Афины послали в Олимпию искусного оратора, который должен был убедить организаторов Игр снять с Калиппа наказание. Однако те были непреклонны. Афины отказались платить штраф за своего гражданина и были включены в черный список: следующие Игры прошли без афинских атлетов. Так что в истории были примеры отстранения целых сборных.
Афиняне решили пойти на принцип и не платить штраф и дальше, но в дело вмешалась высокая политика. Главный жрец в Дельфах поддержал Олимпию и закрыл афинянам доступ к Дельфийскому оракулу. Это наказание оказалось намного серьезнее запрета участвовать в Олимпиадах — Афины сдались и быстро заплатили за своего пятиборца.
Победы на Олимпиадах считались очень престижными не только для атлетов, но и для городов, которые они представляли. На юбилейных, 100-х Играх делегация Эфеса подкупила Сотада с Крита, победившего в забеге на длинную дистанцию. Бегун заявил, что представляет Эфес. Родина такой измены не простила. Сотада (к слову, победителя предыдущей Олимпиады) изгнали с острова, а дом атлета сожгли.
Правила честной борьбы нарушали в подавляющем большинстве случаев спортсмены, однако иногда взятки брали и судьи. В 396 году до н. э. громкий скандал разразился после забега на один стадий. Двое из трех судей проголосовали за Эфолема из Элиса, а третий отдал победу Леону из Амбрасии.
Обиженный Леон подал апелляцию в Олимпийский совет, разбиравший споры и жалобы. Судьи из Элиса были оштрафованы. Однако Леону это принесло лишь моральное удовлетворение, пишет Павсаний. Венок остался у Эфолема.
Поэтический атлетНа 212-й Олимпиаде в 67 году император Нерон был награжден 1808 оливковыми венками. Правда, достались они ему не совсем в спортивной борьбе: подкупленные организаторы включили в программу поэтические и музыкальные соревнования, в которых император был силен
Древних греков, конечно, не нужно было учить коррупции, они сами могли научить ей кого угодно. Однако наиболее пышно коррупция на Олимпийских играх расцвела у римлян.
Самым выдающимся олимпиоником всех времен и народов формально считается император Нерон. О приближении к его невероятному результату не может мечтать даже Майкл Фелпс с его восемью золотыми медалями, завоеванными в 2008 году в Пекине. Император был награжден в 67 году на 212-й Олимпиаде 1808 оливковыми венками. Историк Дион написал, что Нерон приказал прибить их к египетскому обелиску в римском цирке — обелиск превратился в огромное оливковое дерево.
Астрономическое число побед объясняется тем, что Нерон уговорил, а точнее, подкупил организаторов Олимпийских игр, и те включили в список состязаний, наряду со спортивными дисциплинами, поэтические и музыкальные соревнования — в этих жанрах император действительно поднаторел.
Устроители соревнований не устояли перед взяткой. В свое оправдание они наверняка могли бы сказать, что старались не для себя, а ради общественного блага. В благодарность за включение в Олимпийские игры состязаний певцов, поэтов и музыкантов император предложил освободить Олимпию от податей. Еще Нерон попросил перенести Игры на два года вперед. Эту просьбу он объяснил заботами, связанными с управлением огромной империей. Кстати, за семь лет до этого, в 60 году, Нерон провел в Риме спортивные состязания на греческий манер и назвал их Нерониями.
Император Нерон участвовал в гонках на колесницах, запряженных четверками лошадей. Возница он был плохой: неправильно рассчитал поворот и выпал из гоночного экипажа. Светоний написал в «Жизни двенадцати цезарей», что Нерону помогли забраться обратно в колесницу, чтобы он продолжил заезд, но император так и не сумел добраться до финиша. Впрочем, такой пустяк не помешал ему стать олимпиоником и в заездах колесниц тоже. Эту победу, как и остальные, он попросту купил.
По возвращении в Рим Нерон был провозглашен самым успешным участником Олимпийских игр за всю историю. Увы, купленные победы на греческих ристалищах не помогли ему поднять свою популярность и восстановить авторитет. Вскоре противники Нерона организовали заговор и убили императора. Сменивший его на престоле Сервий Гальба потребовал, чтобы Олимпия вернула деньги, которые Нерон раздал судьям и организаторам в обмен на победы. Естественно, было отменено и налоговое освобождение, обещанное Олимпии. Греки очень обиделись и нарушили свой же принцип. Они отомстили римлянам, вычеркнув из списка Олимпиад Игры 67 года и все упоминания о Нероне.
Источник
rua.gr
» Феномен коррупции как явления мировой политической реальности
Коррупция по праву относится к категории не только наиболее распространенных явлений современной политической реальности, но и имеет достаточно глубокие социально-политические и исторические корни. В частности, одно из первых упоминаний о коррупции в системе государственной службы нашло отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности – архивах Древнего Вавилона (вторая половина XXIV в. до н. э.).
В эпоху шумеров и семитов царь Лагаша (древнего города-государства в Шумере на территории современного Ирака) Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, упорядочения платежей за обряды . Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи . В то же время неразвитость политических отношений, связанных с отправлением властных полномочий, соответствующим образом влияла и на проявления коррупции. Как правило, коррупция имела эпизодический характер и не оказывала значимого влияния на развитие политических процессов в указанных обществах. Более широкое распространение и одно из первых своих определений коррупция получила в Древней Греции.
Античная Эллада явилась не только прообразом современного мироустройства, но и была фактически экспериментальной лабораторией государственного строительства, где на крохотном политическом пространстве развивались и функционировали 157 государственных образований различного спектра: от тирании – прообраза современного тоталитаризма – до демократий и даже своего рода подобия политий, и по сей день остающихся идеалом государственного устройства. Именно здесь наряду с развитием процессов государственного строительства активно проявлялись и негативные процессы, связанные с коррумпированностью органов власти.
В это время широкое распространение получил термин «катализ» (от греч. katalysis – разрушение, разложение, уничтожение), означавший повреждение желудка плохой пищей, порчу воды, уничтожение имущества, расточение состояния и, наконец, приведение в упадок нравов, развращение молодежи, подкуп отдельного человека или народа в целом. Величайшие древнегреческие философы Платон и Аристотель в своих работах неоднократно упоминали о разлагающем и разрушающем воздействии злоупотребления властью и взяточничества на экономическую, политическую и духовную жизнь общества. Так, Аристотель в своей работе «Политика» выделял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вырождению. Поэтому борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности. «А для этого, − как считал Аристотель, − самое главное посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» .
В противодействие данному явлению Аристотель предлагал и меру, которая могла бы быть эффективной и сегодня – запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей . Некоторые из рекомендаций Аристотеля были реализованы в практике древних Афин. Это было отмечено позже Гегелем, по мнению которого, «в Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет» . Тем не менее кризис правовых и морально-этических устоев, усиленный проявлениями коррупции, сыграл решающую роль в дальнейшем развитии древнегреческой цивилизации, оказавшейся не способной противостоять угрозам как внешнего, так и внутреннего характера. Наиболее отчетливо это проявилось в период македонского завоевания древнегреческих городов-государств. Так, по словам отца Александра Македонского Филиппа II «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом» . Этот свой принцип Филипп II достаточно эффективно использовал в завоевании городов античной Эллады. В результате только лишь немногие из древнегреческих городов-государств оказали вооруженное сопротивление македонской военной экспансии. Большая же их часть в состав
Македонии вошла фактически без какого-либо сопротивления, окончательно утратив тем самым свой суверенитет. Таким образом, уже тогда была отмечена закономерность взаимосвязи коррупции с системным кризисом политико-правовых отношений государственно организованных обществ. Аналогичным образом коррупция проявила себя и в политической системе Древнего Рима. Здесь также на этапе общесистемного кризиса Римской империи коррупция стала важнейшим фактором разрушения ее государственности. Но первые проявления коррупции были отмечены уже в период становления древнеримской государственности. Так, уже в V в. до н. э. в величайшем древнеримском памятнике – 12 таблицах (законодательном своде Республики) – термин «corrumpere» уже привычно используется в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью» .
В последующем в процессе формирования римского права термин «corrumpere» получил более широкое толкование и означал «разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу», но в то же время и «подкупить судью (претора)». Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio – против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, написанных черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto – иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление)2 . Таким образом, можно с некоторой степенью уверенности говорить о том, что происхождение термина «коррупция» в его современном восприятии совпадает с периодом возникновения и развития римского права. Следует отметить, что в рассматриваемый период существовали и другие сходные понятия.
Например, понятие «repetunde» («pecunia repetunde») означало деньги, подлежащие обратному взысканию с административных лиц как полученные ими в виде взяток или путем вымогательства. Тем не менее именно термин «corrumpere» в последующем получил наибольшее распространение и использовался не только в качестве характеристики определенного вида деятельности, но и в качестве правового принципа. Во многом этому способствовало чрезвычайно широкое распространение данного явления в древнеримской политической практике. Объектом коррупции являлись практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения, в том числе и такие, как подкуп избирателей и покупка должностей. Развитию коррупции в системе государственного управления способствовал и тот факт, что государственные служащие не получали денежного вознаграждения. Это означало, что только состоятельные слои населения имели доступ к государственной службе.
С другой стороны, ввиду отсутствия официального вознаграждения за службу, фактической нормой являлось получение неофициальных доходов от населения. Другими словами, уже в Древнем Риме существовала система, которая в последующем в отечественной политической практике получила название «кормление». К специфическим проявлениям коррупции следует отнести и такие акции древнеримского периода, как бесплатные раздачи хлеба народу богатыми римскими деятелями, устройства игр и пиров и аналогичные им действия, поскольку все они, как правило, преследовали вполне очевидную цель: получить взамен от народа нужный результат голосования, популярность, которая конвертировалась во власть, а власть – в деньги1 . Всего же, по мнению исследователей, в древнеримской политической практике существовало более сорока различных проявлений коррупционной деятельности.
С течением времени коррупция в Древнем Риме принимала все более изощренные формы и широкий масштаб, поражая органы государственного управления, в том числе связанные с обеспечением военной безопасности государства. Как отмечает отечественный исследователь данного феномена Е. Дмитриева, «Римляне на излете своего могущества (в III–V вв. н. э.) коррумпировали даже … своих врагов. Обленившиеся полководцы-аристократы платили готам, вандалам и гуннам огромные деньги за то, чтобы они… не нападали на Рим. Таким образом, верхушка германских вождей долгое время была развращена коррупцией на высшем, даже «межгосударственном», уровне. Однако это не помешало тем варварам, на которых денег не хватило даже у Рима, в итоге одолеть мощнейшее государство древности» . Все это свидетельствует о том, что крушение Римской империи, в том числе вследствие разлагающего влияния коррупции, было не только неизбежным, но и, как считал Н. Макиавелли, вполне своевременным. Для Рима, по его мнению, «было великим счастьем то, что его цари быстро развратились; вследствие этого они были изгнаны еще до того, как их растленность перекинулась на чрево города» . Своей спецификой отличалась коррупция в древнеазиатских государствах, прежде всего в Древнем Китае и Японии.
Во многом эта специфика была связана с господствующими религиозными вероучениями. Так, конфуцианство определяло государство как «большую семью», где подарки «старшим» были нормой поведения и своеобразной частью древнекитайской традиции . Основой общественного устройства в Китае была предписываемая конфуцианством «гуаньси» (дословно – связи, отношения) – система неформальных социальных связей, построенных обычно по семейному (клановому) принципу .
Исследователи отмечают, что неразрывная связь политики и морали, со временем трансформировавшаяся в манипулирование моральной составляющей в интересах бюрократов, пренебрежительное отношение к закону и постепенное возвышение над ним чиновничества – это средства сохранения собственного статус-кво, включая самое произвольное толкование конфуцианской традиции, которое китайское чиновничество выработало за долгие века своего существования5 . Дальнейшее распространение коррупции (прежде всего в Европе), приобретение им относительно массового характера начинается в период раннего Средневековья. Главными причинами этого стали быстрое развитие денежных отношений, рост численности государственного аппарата, сращивание ветвей государственной власти с представителями торговли. Коррупция в этот период рассматривается как первооснова любого отступления от закона и обретает во многом каноническое значение – как проявление греховной сущности общества. Этой позиции, в частности, придерживался один из наиболее авторитетных теологов того времени Ф. Аквинский.
Соответственно, и противодействие коррупции принимало в основном религиозный характер. Тем не менее сама политика церкви того времени, в частности практика торговли индульгенциями, покупки и продажи церковных санов, способствовала укоренению коррупции в качестве вполне обыденного явления. Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже XV–XVI вв. и совпадает с расцветом данного явления в большинстве европейских государств. Характерной чертой европейской политической практики этого периода стало почти открытое культивирование коррупционных традиций в высших эшелонах власти.
Важный импульс к осмыслению коррупции в нынешнем понимании дают труды Н. Макиавелли, которому и принадлежит одно из наиболее ранних определений коррупции. Согласно Н. Макиавелли, коррупция – это использование публичных возможностей в частных интересах. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например, чахоткой. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет . Аналогичную позицию в отношении коррупции занимал и другой известный мыслитель того времени Т. Гоббс, отметивший в работе «Левиафан», что «коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» . Таким образом, была определена не только социальная характеристика коррупции, но и ее политическая составляющая в виде деструктивного влияния на состояние государственной власти.
Все это, безусловно, способствовало восприятию коррупции как явления политической практики, непосредственным образом связанного с государственной деятельностью. Начиная с этого времени, под коррупцией понимается подкупаемость и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей. Сама коррупция в указанный период обретает преимущественное значение социальной болезни, поражающей прежде всего олигархию и государственный аппарат высших органов власти, что в современных исследованиях нередко называют «верхушечной коррупцией», или «коррупцией верхов».
Новый этап в формировании современного значения понятия коррупции в своей основе совпадает с периодом появления в Европе централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Борьба за власть превратила коррупцию не только в важнейший фактор безопасности государства, но и в один из наиболее эффективных инструментов захвата власти. Смена акцентов в восприятии коррупции во многом была связана с ускоренным экономическим развитием, зарождением капитализма. Индустриализация привела не только к экономическому росту, но и к увеличению спектра общественного распределения и повышению значения властных решений.
Политическая власть все более становилась «товаром» в силу того, что победившая буржуазия стала активно участвовать в коррумпировании высших должностных лиц, в том числе посредством «купли» государственных должностей. В этот период проблема коррупции была освещена в работах просветителей-энциклопедистов Ж. Ж. Руссо и Ш. Монтескье. В их трудах данное явление также рассматривалось в основном как социальная болезнь, дисфункция общества. Ш. Монтескье, например, коррупцию характеризовал как дисфункциональный процесс, в результате которого хороший политический порядок или система превращаются в негодные . Идеология же общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона.
Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, в этот период отмечается новый этап усиления государственного регулирования и, соответственно, роли и значимости власти чиновников. С другой – зарождение крупного бизнеса и обострение на этой основе конкурентной борьбы предполагало уже не эпизодический подкуп отдельных государственных служащих, а прямое подчинение деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала, т. е. речь шла уже о «скупке государства».
Эти процессы были характерны для большинства государств того времени, в том числе и для таких развитых в политическом отношении стран, как США и Великобритания. О чем свидетельствовали громкие коррупционные скандалы. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие также партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. В последующем посредством принятия соответствующих правовых актов этот вид коррупции был фактически легализован. В США, например, в 1946 г. был принят закон, регламентирующий лоббистскую деятельность. Аналогичные законодательные акты были приняты в Канаде, Германии, Франции. В Великобритании этот вид деятельности определяется множеством законов и кодексов, устанавливающих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов. Во второй половине XX столетия наиболее отчетливо коррупция проявилась в политической практике стран так называемого третьего мира, государственный аппарат которых изначально в процессе обретения этими государствами независимости был подвержен системной коррупции.
Причиной этого стало то, что, как считает Ю. Латов, на восточные традиции личных отношений между начальником и просителями здесь наложились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием основных сфер жизнедеятельности1 . Результатом этого стало появление в третьем мире целого ряда клептократических режимов (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социальноэкономических отношений. Еще более актуальной проблема стала на рубеже 80–90-х гг. XX столетия, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Не обошли коррупционные процессы и так называемые развитые ведущие страны мирового сообщества. Окончание холодной войны и последовавшая затем интенсификация глобализационных процессов в мировой экономике придали феномену коррупции новое качество глобальной проблемы совре
менности. В коррупционный водоворот начинают вовлекаться не просто отдельные люди или отдельные институты власти, а целые страны и даже региональные группы стран. Таким образом, коррупция как явление мировой политической практики имеет глубокие исторические корни и длительный этап эволюции, на протяжении которого шло постоянное осмысление его природы и сущности. Тем не менее, несмотря на повышенное внимание к данному явлению выдающихся мыслителей и ученых, целостной концепции восприятия коррупции выработано не было, что актуализирует данную проблему в современных условиях с учетом особой социально-политической значимости данного явления, угрожающего уже не только национальной безопасности отдельных стран, но и безопасности всего мирового сообщества.
Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А. П. Кошкина. – Вып. 3. – Москва : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. – 76 с
Метки: коррупция Предыдущая запись Научитесь экспериментировать
Следующая запись Общайтесь осознанно
Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!
www.finexg.ru
Коррупция в Римской республике - Коррупция в древнем мире
Римская республика до II в. до н.э. была обществом, которому была неизвестна коррупция. Это было государство с глубоко укоренившейся демократией и удивительным чувством гражданского долга, которое разделяло подавляющее большинство римских граждан. Избираемые народом представители власти в Римской республике (консулы, преторы, эдилы, трибуны и другие) не получали жалования; тем не менее, на занятие этих должностей всегда находилось много желающих. Хотя выборы, как правило, проходили ежегодно, но на каждую из этих должностей было много претендентов. Это объяснялось, по-видимому, тем, что многие римляне испытывали потребность сделать что-либо на благо общества, и признание обществом их заслуг было для них важнее, чем материальное вознаграждение . Поэтому, несмотря на то что чиновники в Риме не получали никакого жалования, мы не замечаем там, вплоть до II в. до н.э., следов коррупции. Более того, если место консула (то есть фактически - главы исполнительной власти) занимал зажиточный римлянин, то считалось нормальным, чтобы он сделал что-либо для общественного блага за счет своих собственных средств. И мы видим примеры, когда консул за свой счет строит общественное сооружение: театр или форум, или организует зрелища для народа. С другой стороны, не было случаев присвоения консулами или другими чиновниками государственного имущества. Во время Первой Пунической войны римские консулы, выступавшие в качестве полководцев, передавали государству произведения искусства, захваченные в завоеванных городах ([89] с.24). Это – неслыханный в истории пример массового альтруизма и бескорыстия, если учесть, что речь шла о военных трофеях, считавшихся почти всегда в истории достоянием воинов победившей армии!
Известна история Цинцинната, римлянина скромного достатка, который в V в. до н.э. был назначен диктатором с чрезвычайными полномочиями для отражения нависшей над Римом военной угрозы. В тот момент, когда посланники Сената объявили ему о принятом решении, он занимался обработкой своего маленького участка земли, но сразу же прервал свое занятие и принялся за выполнение своих новых функций. Скоро ему во главе армии удалось нанести поражение врагу и отбросить его от стен Рима. Как только это произошло, он, не прося никакой награды за совершенное им великое дело, сложил с себя полномочия диктатора и вернулся на свой клочок земли – продолжать ту работу, которую не успел закончить.
Во время переговоров с Римом в конце Первой Пунической войны (240-е годы до н.э.) послы Карфагена много раз ужинали в гостях у видных римских сенаторов, и с удивлением обнаружили, что у всех у них в доме были одинаковые столовые приборы из серебра. Оказалось, что это был один и тот же набор серебряной посуды, который римские сенаторы передавали друг другу, так как не имели другого. Карфагенские послы были сильно удивлены, тем более что их собственные сенаторы-олигархи обладали несметными богатствами, но были вынуждены просить унизительного мира у почти что нищих, по их меркам, римских сенаторов. Все это – примеры того бескорыстия, скромности и простоты нравов, которыми отличалось римское общество и римская элита до II в. до н.э. Восточные авторы в ту эпоху с удивлением писали о римлянах: «никто из них не возлагал на себя корону, никто не кичился пурпурным одеянием; но кого они год за годом назначали себе правителем, тому они и повиновались, и не было среди них ни зависти, ни раздоров» ([72] 2/4, с.78).
Но в течение II в. до н.э. происходила постепенная трансформация римского общества, и к концу этого столетия оно изменилось до неузнаваемости. Появились безумно богатые римляне, которые стали выставлять напоказ свое богатство. Если в III в. до н.э. несколько видных сенаторов могли себе позволить лишь сообща купить один столовый набор из серебра, то теперь один Ливий Друз (I в. до н.э.), как полагали, обладал пятью тоннами серебряных и золотых изделий ([89] с.99). Даже такой сенатор среднего достатка, как Цицерон (I в. до н.э.), имел в разных местах 10 дворцов, не считая 5 квартир в Риме и 6 сельских домов ([285] 1, p.150). Если раньше все сенаторы запросто перемещались по городу пешком, то теперь многие для этого все больше использовали паланкины или крытые повозки, которые к тому же сопровождало нескольких десятков слуг, так что выезд каждого такого сенатора из дому теперь напоминал выезд королевской особы. Прежде скромные римские трапезы превратились в оргии обжорства, когда гостям приносили по очереди несколько десятков различных блюд. К их услугам также была специальная комната, где, приняв рвотного, они могли освободить свой желудок, для того чтобы отведать новых изысканных блюд. Отзывы современников о римском обществе в эту эпоху ничего общего не имеют с тем, что писали и говорили о римлянах в эпоху ранней республики. Как писал Сенека в I в.н.э. о римском обществе, «люди повсюду ищут наслаждений, каждый порок бьет через край. Жажда роскоши скатывается к алчности; честность в забвении; что сулит приятную награду, того не стыдятся» ([96] 95, 33).
Приведенные выше примеры еще не свидетельствуют о коррупции, но они показывают тот фон, на котором в поздней Римской республике развилась коррупция. Надо сказать, что римское общество пыталось выработать некоторые меры, направленные на предотвращение коррупции, опасность которой ввиду начавшегося резкого изменения нравов многие римляне начали осознавать уже в конце III в. до н.э. К этим мерам относился, в частности, введенный в это время запрет для сенаторов заниматься морской торговлей, финансовыми операциями и казенными подрядами ([72] 1/3, с.422). Разумеется, выполнение казенных (государственных) подрядов, например, по строительству, самими государственными чиновниками (как частными предпринимателями) являлось прямым проявлением коррупции, поэтому данный запрет не случаен и был одним из методов борьбы с данным явлением. Но и торговля, как было показано выше на двух примерах (торговля зерном и металлами), была часто сферой коррупции. Указанные ограничения в дальнейшем легко обходились сенаторами, за счет участия в торговых ассоциациях (аналог нынешних акционерных обществ) или за счет занятия торговлей через доверенных людей, поэтому они могли лишь на какое-то время замедлить распространение коррупции на сферу торговли, строительства и финансов. Уже начиная с I в. до н.э. мы видим признаки серьезной коррупции и в этих областях, о которых ниже будет сказано.
Помимо указанных мер, предпринимались попытки борьбы и с теми изменениями морали, на фоне которых развивалась коррупция. В этих целях в течение II в. до н.э. неоднократно вводились так называемые законы о роскоши. В соответствии с ними все вещи, причисляемые к роскоши (прежде всего драгоценности), облагались высокими налогами; также были, например, строго регламентированы званые обеды и ужины, ограничен вес драгоценностей, которые дозволялось носить на публике, а также количество серебряных предметов в доме ([89] с.113, 156). Однако эти законы дали слишком малый положительный результат, зато вызвали массовое недовольство зажиточных граждан и, в частности, женщин. Поэтому они были вскоре отменены.
Что же вызвало такое резкое изменение морали римского общества и коррупцию? Ж.Робер указывает как на возможную причину рождение в Риме во II в. до н.э. «некой разновидности капитализма» ([89] с.25). Другие авторы указывали на то, что римские нравы были испорчены великими завоеваниями II в. до н.э., которые принесли римской элите огромные богатства, вызвали небывалый всплеск алчности и жадности и, как следствие, привели к коррупции. Возможно, второе предположение ближе к истине, чем первое. Во всяком случае, если внимательно изучить вопрос, какую же именно сферу больше всего поразила коррупция в Риме во II в. до н.э., то этой сферой окажется не торговля, и не какая-то другая область, связанная с развитием капитализма и рыночных отношений. Это была самая что ни на есть традиционная сфера – земельной собственности, а именно, это был вопрос о том, как распределить вновь приобретенные Римом земли между его гражданами.
Так получилось, что, несмотря на развитое законодательство и демократическую процедуру выдвижения и избрания представителей власти, распределение государственных земель стало той проблемой, где возникла неслыханная коррупция. Еще в IV веке до н.э. некоторыми влиятельными римлянами предпринимались попытки приватизировать государственные земли, образовавшиеся в результате военных завоеваний. Но закон Лициния-Секстия от 367 г. до н.э. воспрепятствовал этой тенденции, ограничив максимальный размер таких земель, передаваемых в одни руки ([72] 2/4, с.98). Однако следующее столетие (III в. до н.э.) стало рекордным по количеству земель, захваченных Римом: к его концу он владел уже всей Италией, Сицилией, Сардинией и значительной частью Испании. А к концу II в. до н.э. ему принадлежали уже и вся остальная Испания, Греция, юг Галлии, часть Малой Азии и бывшие земли Карфагена в Северной Африке. Все земли, которые конфисковывались Римом в ходе военных кампаний, по закону поступали в распоряжение римского государства. Но фактически часть этих земель постепенно стали прибирать к рукам римские сенаторы, причем, чаще всего эти захваты никак юридически не оформлялись, и за пользование ими захватившие их лица ничего не платили ([285] 1, pp.122-123; [72] 2/4, с.98). Таким образом, мы имеем дело с явной коррупцией: сенаторы, пользуясь своей властью и являясь представителями государства, захватывают (но уже как частные лица) государственные земли и ничего за них при этом не платят. И причина этой коррупции также вполне очевидна: слишком много земель захватил Рим в указанные два столетия, слишком велико было искушение воспользоваться плодами славы и богатства, свалившегося на Римскую республику.
Наряду с сенаторами (в то время - потомственной аристократией), в захватах государственных земель принимали активное участие и так называемые всадники. Так назывались в Риме наиболее богатые граждане, не являвшиеся сенаторами. Фактически большинство из них были предпринимателями: многие из них заработали свои капиталы на торговле, строительстве и финансовых операциях, которые для них, в отличие от сенаторов, не были запрещены. Хотя они формально и не являлись представителями государства, как сенаторы, но занимали в нем привилегированное положение: в частности, они имели намного больше возможностей влиять на результаты народных голосований, чем более бедные сословия . Поэтому здесь также шла речь о коррупции: всадники использовали свое привилегированное положение в управлении государством для незаконного захвата государственных земель. В целом, как отмечает известный французский историк С.Николе, сенаторы и всадники использовали свое «доминирующее положение в государстве» для концентрации в своих руках огромного количества земель, безвозмездно захваченных у государства ([285] 1, p.110). Таким образом, еще одна причина возникшей коррупции заключалась в несовершенстве той модели демократии, которая сложилась в Римской республике: более богатые и знатные имели больше политических прав, чем все остальные граждане.
Борьба Тиберия Гракха с римским Сенатом представляла собой не что иное, как попытку остановить коррупцию и добиться справедливого распределения государственных земель. Ему удалось, несмотря на яростное противодействие Сената, через всенародное голосование в 133 г. до н.э. добиться принятия закона Семпрония, аналогичного уже упомянутому закону Лициния-Секстия от 367 г. до н.э.. Этот закон запрещал одному лицу владеть более установленного размера - 500 югеров (125 гектаров) - земельного участка из государственных земель и предусматривал создание комиссии по распределению земли среди массы римских граждан. С юридической стороны требования Гракха и его сторонников по переделу земель были полностью обоснованны - все граждане по римским законам имели равные права на получение своей части государственных земель. Более того, закон от 367 г., ограничивавший владение общественной земли 500 югерами, никто ранее не отменял, Тиберий Гракх по существу требовал лишь исполнения этого старого закона ([144] pp.328-329). Но, по словам Т.Моммзена, «что бы ни говорили юристы, а в глазах деловых людей эта мера была не чем иным, как экспроприацией крупного землевладения в пользу земледельческого пролетариата» ([72] 2/4, с.105). Страсти по поводу распределения государственных земель накалились до такой степени, что сначала группа сенаторов убила Тиберия Гракха, затем, после начала работы комиссии по перераспределению земель в Италии, был убит и новый председатель указанной комиссии Публий Красс Муциан, а позже – Гай Гракх
vlasti.biz
Коррупция в Карфагене - Коррупция в древнем мире
Античность дает нам примеры и такой коррупции. Известно, что Карфаген в III в. до н.э. был самым богатым государством, намного богаче Рима. Но это не мешало ему быть и самым коррумпированным государством античности в то время. Как писал греческий историк Полибий, «в Карфагене ничто не считается позорным, что ведет к прибыли… претенденты на государственные посты получают их путем открытой уплаты взяток» ([144] p.493). К концу III в. до н.э. коррупция там достигла таких масштабов, что, как отмечал известный немецкий историк Т.Моммзен, в правительстве и государственных органах Карфагена доминировала партия, фактически отстаивавшая не интересы собственной страны, а интересы Рима. И что хуже всего – это происходило в условиях самой затяжной и ожесточенной войны античной эпохи: Второй Пунической войны с участием Ганнибала, продолжавшейся 27 лет. Именно противодействием указанной партии, по мнению Т. Моммзена, и объясняется тот факт, что Ганнибал, предпринявший свою гениальную экспедицию в Италию, в течение многих лет, пока он вел там военную кампанию, был фактически предоставлен самому себе и не получал подкреплений из Карфагена, что в конечном счете привело к его поражению
Что же представляла собой эта партия, действовавшая в интересах врага? Т.Моммзен указывает, что это была партия олигархии, в отличие от народной партии, опиравшейся на народные массы и на офицеров карфагенской армии, которая требовала продолжения активной борьбы против гегемонии Рима Почему же карфагенские олигархи были против? Вряд ли дело было в банальном подкупе со стороны Рима, у Рима для этого тогда еще не было денег. Скорее, дело было в том, что война привела к сокращению прибыльной торговли с Римом, и карфагенские олигархи недополучали те прибыли, на которые могли рассчитывать. При этом тот факт, что речь шла о самом существовании государства Карфаген (которое впоследствии и было уничтожено римлянами), карфагенскую олигархию, судя по всему, нисколько не волновал. Полагали, что можно достичь мира с Римом путем очередных территориальных уступок, что позволило бы вернуть мир и прибыльную торговлю на ближайшие годы, а дальше, как говорится, хоть трава не расти. Т.Моммзен выдвигает другое возможное объяснение действий партии олигархов (которое не отрицает первого): их ненависть к народной партии, возглавляемой Ганнибалом, была так велика, что они желали ему поражения, которое привело бы к уничтожению этой народной партии, даже несмотря на то, что его следствием было бы и поражение Карфагена в войне с Римом ([72] 1/3, с. 156-157). И первое, и второе объяснение показывают, что у партии олигархии были мотивы: и экономические, и внутриполитические, - чтобы желать поражения собственному государству в войне со своим злейшим врагом. Таким образом, мы имеем здесь крайнее проявление коррупции – когда правящая «элита» действует в интересах врага в его войне против ее собственной страны и ее собственного народа.
Интересно в этой связи, что Аристотель, Платон, Исократ (IV в. до н.э.) и другие древние авторы выделяли олигархию (буквально, в переводе с греческого, власть немногих) в качестве самостоятельной формы правления, наряду с демократией (властью народа) и тиранией (властью тирана или, говоря современным языком, авторитарным правлением). Именно Карфаген, по мнению Аристотеля, равно как по мнению Т.Моммзена и современных историков, являлся примером такой олигархической формы правления, в то время как в остальных античных государствах преобладали две другие указанные выше, во всяком случае, в указанный период – в IV-III вв. до н.э. ([72] 1/3, с. 18; [144] p.487). Вся власть в Карфагене фактически находилась в руках так называемой «корпорации ста четырех», то есть в руках ста четырех богатейших людей страны. Официально они назывались судьями, и им это звание присваивалось пожизненно, хотя таковыми на самом деле они не являлись . Римляне и греки называли их «сенаторами», хотя таковыми они также не являлись - формально функции сената (парламента) в Карфагене выполнял Совет старшин, избираемый народом.
Правовой статус этой «корпорации ста четырех» был, таким образом, совершенно непонятен, зато был понятен ее фактический статус: она, собственно говоря, и управляла Карфагеном. Даже карфагенский парламент (Совет старшин) все новости сначала сообщал этим ста четырем судьям, а уже спустя какое-то время – народу, посоветовавшись предварительно с судьями. Помимо общих бань, которые посещали все граждане, в Карфагене существовали еще особые бани – только для указанных ста четырех избранных членов карфагенского общества, куда был закрыт вход всем остальным ([72] 1/3, с. 18-20). Чтобы окончательно стала ясна картина того социально-политического устройства, которое сложилось в Карфагене, необходимо к вышесказанному добавить, что большинство африканского населения, находившегося под властью Карфагена (в основном ливийцы), было сведено до положения крепостных крестьян, не имевших никаких гражданских прав и живших в нищете. Помимо того, что они отдавали своим финикийским господам до половины собираемого урожая, они также были обязаны поставлять рекрутов для карфагенской армии. Отсюда – частые восстания ливийских крестьян, сотрясавшие всю страну. Одно из них, начавшееся в конце Первой Пунической войны (241 г. до н.э.), было настолько сильным (продолжалось 4 года, армия повстанцев насчитывала до 70 тыс. человек), что заставило Карфаген быстро признать свое поражение в войне с Римом и срочно заключить с ним мир на продиктованных Римом условиях ([143] pp.370, 379; [144] pp.504, 569; [173] p.172).
Итак, отметим, что в Карфагене сложилось господство олигархии, которое сопровождалось небывалым расцветом коррупции и наличием по меньшей мере двух острых социальных конфликтов: один – между олигархией и свободным гражданским населением, другой – между землевладельцами и поддерживающим их государством, с одной стороны, и крепостными крестьянами – ливийцами, с другой стороны.
vlasti.biz
Тема 1. Коррупция в современном мире: генезис и тенденции развития
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒
Генезис коррупции
Коррупция, будучи сложным и многогранным явлением, неразрывно связана с историей человеческой цивилизации с самых древних времен. Так, самые ранние упоминания о коррупции находят свое отражение в архивах древнего Вавилона, согласно которым царь Лагаша Урука- гина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей1.
С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит»2.
Тема коррупции обнаруживается даже в библейских текстах. Например, в Ветхом Завете говорится о том, что «...начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело...»3.
Таким образом, можно утверждать, что:
возникновение коррупции относится ко времени формирования самых первых классовых обществ и государственных образований;
существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, так как именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
Не избежала проявлений и расцвета коррупции и античная эпоха.
Уже в Древней Греции у термина «соrrитреrе», изначально использовавшегося для обозначения порчи воды или пищевого отравления, появляется социальный смысл — приведение в упадок нравов, расстройство порядка. Широкое распространение получает древнелатинское изречение: «Do ut facies» — «Даю, чтобы сделал».
Примерно в это же время понятие коррупции приобретает значение подкупа кого-либо. Так, например, в древнеримских Законах XII таблиц вышеупомянутый термин начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью»: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении, [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)»1.
Политический аспект коррупции также связан с античной историей. Как известно, члены сенаторской элиты и магистратуры часто действовали для решения своих личных корыстных и политических вопросов с помощью подкупа, тем самым развращая взятками все слои римского общества (всадников, плебс). В конце концов, даже бесплатные раздачи' хлеба народу богатыми римлянами и организация игр и пиров служили’ одной цели: получить взамен от народа нужный результат голосования и популярность среди избирателей.
Таким образом, можно утверждать, что политическая коррупция возникла в результате нелигитимного использования господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти.
В период Средневековья понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение — как обольщение, со блазн дьявола. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие»1.
Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем.
Важный импульс к осмыслению коррупции в ее нынешнем понимании дают труды Никколо Макиавелли.
Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Также и коррупция в делах государства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно; если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет2.
Макиавелли полагал, что в монархиях, «правящих при помощи слуг» коррупция менее опасна, поскольку все «слуги» обязаны милостям царя и их труднее подкупить.
В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее криминологическую и уголовно-правовую стороны. Так, например, Томас Гоббс в своем «Левиафане» пишет: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения»3. К такого рода индивидам он относил «имеющих много могущественных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репутацию», которые осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на власть, исполняющую закон. Коррупция но Гоббсу «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»4.
В то же время стоит отметить, что в эпоху Нового времени в Запад- ной Европе произошел коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением.
Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалованья, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона.
Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников.
С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизо- 1 дическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу i защиты интересов капитала.
По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны) ‘ получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.
Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — | продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей
Коррупция в Древней Руси
Изучение древних русских летописей свидетельствует о том, что многие черты коррупции прошлых лет практически в неизменном виде сохранились и в наше время. Так, например, первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг., в ст. 6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет»1.
Иными словами, в этой статье речь идет о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия. Некоторые ученые полагают, что данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку2.
Тем не менее большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 г., ст. 4 которой гласила: «А князь и посадник на вече суду не судять, судити им у князя на сенех, взирая в правду по крестному целованью. А не въсу- дят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику»3.
Упоминания о посулах также можно встретить в Новгородской Судной грамоте и в Судебнике 1497 г., в ст. 33 и 34 которого запрещалось неделыцикам брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя. В свою очередь, в ст. 68 говорится о запрещении взимать посулы и давать ложные показания на суде по всем городам и волостям русского централизованного государства, что указывает на стремление великокняжеской власти бороться с бесчисленными проявлениями мздоимства.
Уголовным же преступлением взяточничество было признано в период царствования Ивана Грозного, при котором «...за чрезмерность во взятках» была даже введена смертная казнь.
В одном из наиболее значимых исторически-правовых памятников отечественного законодательства — Соборном Уложении 1649 г. — впер- вые были выделены специальные подгруппы преступлений должностных лиц судебных органов: неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды.
Кстати, мотив о посуле являлся, в свою очередь, одним из главенст-1 вующих в Уложении в части, касающейся приказного и воеводского управления и судопроизводства. Так, при неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причем в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни (глава X, ст. 5—6)1.
Аналогичные наказания за такого рода преступления предусматривались и в отношении судей патриаршего двора, а также и городовых : воевод и дьяков.
Кроме этого, наказывались нерадивое отношение к судейским обязанностям, волокита, изменение текста судного списка при его перепис- ке набело подьячим по собственному усмотрению или по велению дьяка, I вынос судебного дела из приказа «для хитрости» и т. п. В случае пропажи дела при выносе его из приказа с дьяка взыскивались иск и государевы ] пошлины, сверх того дьяк и подьячий подвергались наказанию кнутом и устранялись от должности. Закон предусматривал возможность окончательного оформления дела подьячим по велению дьяка, получившего \ посул, не в том виде, как было при судоговорении. За это назначалось ; телесное наказание и (или) ссылка.
Наказывалось кнутом и неисправное ведение записи судебных дел и сбора судебных пошлин, а при рецидиве — торговая казнь и лишение ; должности (главаХ, ст. 128-129)2.
За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата — приставов, неделыциков, губных целовальников. Им за прещали брать поборы, а повторные проступки такого рода наказывались кнутом и лишением должности.
Вплоть до XVIII в. государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т. е. подношениям от тех, чьими проблемами они занимались.
«Кормление» представляет собой систему содержания должностных лиц, наместников и волостелей за счет местного населения. Жалование за исполнение своих обязанностей такой наместник порой не получал вообще, а, собирая налоги, верша суд на вверенной ему царем территории, брал легально все ту же мзду, часть которой оседала в его в кармане.
В дошедших до нас записях земских старост о расходах подробно указывается, сколько денег, мяса, рыбы, свечей, пирогов и других полезных в хозяйстве предметов «несено» воеводе, подьячим и прочим слугам государевым. Такие подношения были делом обыкновенным и непротивозаконным. Даже в московских приказах, где большая часть служащих получала зарплату, пусть и небольшую, «кормление от дел» было существенным и вполне легальным источником чиновничьего благосостояния1.
Наряду с мздоимством в древней Руси, а в дальнейшем и в Московском государстве процветало «лихоимство», т. е. коррупционное поведение лиц, состоящих на государственной службе, проявляемое в получении «почести», «поминок» и «посулов».
При этом «почести», т. е. предварительные подарки должностному лицу, «решавшему вопрос», и «поминки» — подарок «по итогам дела» — считались вполне законными вещами и носили характер подношений либо для успешного ведения дела, либо же с целью ускорения его решения.
Интересно, что важное значение почести заключалось не только II материальной ценности подносимого, но и в выполняемой ею невербальной коммуникативной функции: почтение, выказываемое должностному лицу. В таком качестве особо ценились иконы, святая вода, яйца к Пасхе, чарка вина, калачи и пироги, щетки, гребни и т. п.
В свою очередь, за «посулы», т. е. за нарушение закона за плату, полагались телесные наказания. Так, например, именно за посулы в 1654 г. были биты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги с купцов, которых царЬ Алексей Михайлович собирался переселить в Москву. Купцам туда не хотелось, и они предпочли дать взятку, не подозревая, что царь и без нее уже отменил свое решение. Тем не менее князь потребовал с купцов 150 рублей, а дьяк — 30 рублей и бочку вина1.
Вместе с тем стоит отметить, что посулы, мздоимство и лихоимство всегда воспринимались населением страны как нечто негативное, разрушающее нормальный ход жизни и деятельности человека и общества. О чем свидетельствует, например, случившийся в Москве в 1648 г. народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей, для урегулирования которого царем Алексеем Михайловичем были отданы на растерзание толпе два высокопоставленных коррупционера — глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов
Читайте также:
lektsia.com
Возникновение и история развития коррупции.
«Не существует таких высоких крепостных стен,
через которые бы невозможно было перебраться
ослу, навьюченному золотом»
-Македоний Филипп II
Коррупция – (от лат. «corrumpere» — растлевать , «corruptio» — подкуп) социальное явление, феномен, который прочно укоренился в современном обществе. В настоящее время коррупция имеет место в любом государстве. И если некоторые из стран еще могут заявить о низком уровне коррумпированности — то государств, которые могли бы похвастаться об ее полном отсутствии, практически нет.
Откуда берет своё начало данное явление?
Историко-правовые исследования доказывают, что коррупция существовала в государстве всегда. Соответственно, зарождение коррупции связывают с возникновением первых форм государственности. С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы и на протяжении всей истории параллельно эволюционировали.
Первые коррумпированные деяния приобретали облик своеобразных «безвозмездных подношений» жрецам, вождям и военачальникам за помощь.
До наших дней сохранилось множество письменных памятников древних цивилизаций о таких деяниях. Первые известия о крупной коррупции в античности относятся к эллинистическому миру. В 320-е годы до н.э. Клеомен, греческий наместник Египта, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Он создал искусственные препятствия на пути этих поставок, что привело к острому дефициту зерна в греческих городах. В результате цены на зерно в Греции выросли во много раз, а Клеомен заработал на спекуляции зерном огромное состояние.
В архивах Древнего Вавилона отражены первые упоминания о коррупции в системе государственной власти, относящиеся ко второй половине XXIV в. до н.э. . Шумерский царь города-государства Лагаша Уруинимгина считается первым правителем — борцом с коррупцией. В эпоху шумеров и семитов царь реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царской администрации. Несмотря на жестокие наказания за мздоимство, борьба с ним не приводила к желаемым результатам.
В противодействие коррупции выступали положения древнеиндийского трактата по искусству управления государством «Артхашасира» (IV в. До н.э.). Данный трактат ставил важнейшей задачей перед царём – борьбу с казнокрадством. В нём же описывается 40 способов хищения казенного имущества, а основным способом борьбы с взяточничеством признавалась слежка.
В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью». В Древнем Риме Юлий Цезарь строго наказывал за подкуп и подарки должностным лицам. К примеру, запрещался прием наместниками в провинциях золотых венков от подвластных городов.
Упоминание о коррупции мы можем найти и в Библии:
«Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращает обличение»
-Ветхий Завет. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
«Горе тем, кто за подарки оправдывает виновных и правых лишают законного»
-книга пророка Исайи
В Ветхом завете так же были изложены основные требования к судьям:
«… не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; бедному не потворствуй в тяжбе его; не суди превратно тяжбы бедного; отдаляйся от неправды; даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих».
Из выше прочитанного можно судить о негативном отношении древних народов к взяточничеству. Однако эти же строки свидетельствуют о распространенности коррупционных преступлений в обществе: продажности судей, беспомощности бедных перед богачами. Искоренить коррупцию полностью так и не удалось ни одному правителю.
Аристотель представлял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство к вырождению. Платон считал, что « корыстолюбие – это один из важнейших социальных пороков». Однако оба философа рассматривали коррупцию как политическую категорию, а тиранию определяли как коррумпированную форму монархии. Аналогичных взглядов придерживались многие именитые философы, такие как Н. Макиавелли, Ж. Руссо и др.
Чуть позднее понятие коррупции приобретет правовой характер.
«… одно и тоже противозаконное деяние является большим социальным злом, если имеет место коррупция, т.е. преступление проистекает из-за того ,что человек, полагаясь а свою силу, богатство или друзей, надеется оказать сопротивление агентам закона»
— Т. Гоббс
Что касается истории нашей страны, то первые упоминания о коррупции относятся к летописям XIII века. В законодательстве Руси появляется такое понятие как посул – незаконное вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий, средство воздействия на объективность судей и управляющих.
Появляется и такое понятнее как «кормление от дел». Суть данного термина заключалась в том, что чем больше у служивого было дел, с которых можно было «кормиться», тем меньше жалование он получал из казны. Тем самым подношения чиновникам приобретают вполне законный характер. Однако, между «посулами» и «кормлениями» было строгое разграничение. Только посулы законодательно пресекались, как подношения, связанные с неправильным решением дела.
Первое законодательное ограничение коррупции принадлежит Ивану III, а впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за взяточничество – Иван Грозный.
В Судебниках 1497 и 1550 гг. можно увидеть полную картину коррумпированности власти. Здесь мы услышим про взяточничество, вымогательство судей, подделку процессуальных документов и использование служебных полномочий в корыстных целях. Одна из основных причин разрастания коррупции в государственном аппарате является то, что на протяжении XV-XVII столетий при общем росте расходов, размеры среднего жалованья не только не выросло, но даже уменьшилось.
Уже в следующем веку царь ПетрI намеревался издать указ, по которому каждый, «кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен». Государь-реформатор хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя – честно жили на одну зарплату. Остановило царя только признание генерал-прокурора П. Ягужинского, что воруют все, «только одни больше и приметнее, чем другой». Такой указ мог попросту оставить императора без подданных.
Борьба с взяточничеством продолжалась и при Екатерине II. Она вновь назначила чиновникам жалование. На этот раз оно было намного выше бывшего при Петре. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников оказалась сильнее. Когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей:
«Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас… манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».
Впоследствии многие цари пытались искоренить коррупцию на корню. Нам известны многие антикоррупционные законодательные акты царской России. Это указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению лихоимства и лиходательства» Александра I; указ Сената «О воспрещении начальствующим лицам принимать подношения от общества»; антивзяточный указ Александра II «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы» и многие другие правовые акты. Однако, ни в царской России, ни в Советской СССР, ни даже в современной России борьба с коррупцией не привела к дельному результату.
Россия считается одним из самых коррумпированных государств мира. В Индексе восприятия коррупции, ежегодно составляемом «Transparency International», в 2015 году Россия заняла 119 место из 167. В этом рейтинге Россия упоминается как одна из стан Европы с самой сложной коррупционной ситуацией, где «взяточничество зачастую идёт рука об руку с репрессиями».
Однако, это еще не значит, что правительство страны смотрит «сквозь пальцы» на сложившуюся ситуацию. На данный момент мы имеем прочную основу антикоррупционго законодательства. Среди них Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 3.12.2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и многие другие нормативно правовые акты.
Борьба с коррупцией продолжается. На сегодняшний день, противодействие коррупции идет практически по всем направлениям экономической и финансовой деятельности. Эксперт комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Сергей Варламов предполагает, что «в особом антикоррупционном контроле нуждается сфера исполнением бюджетного законодательства. Россия участвует в различных программах по борьбе с коррупцией, законодательно ужесточает наказание за дачу взятки».
В 2016 году Президент страны Владимир Путин подписал два антикоррупционных указа — «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции»» и «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»». Указы утверждают национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Остается надеяться, что власти нашей страны избрали правильный метод борьбы с коррупционным злом, который наконец-то избавит страну и взяточнической «лихорадки».
Стажер – оперативный сотрудник
Анапского МОО СОГВ Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией
Мухортова А.В.
Список используемой литературы:
Вихрян А.П. учебник «Противодействие коррупции в Российской Федерации» г. Воронеж, 2014 г.
Корчягин П.А. «Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений» Владивосток, 2001 г.
Эксперт online «Борьба с коррупцией» Москва, 2016г.
Олег Логинов «История коррупции в России», сайт all-crime.ru , 2016 г.