История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

11.2 Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси. Светская медицина древней руси


11.2 Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В  АРАБОЯЗЫЧНЫХ  ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

 

studfiles.net

иностранные врачи и русские целители.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Церковный устав св. Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений Руси вплоть до ХVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования – «десятина», которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, «странноприимных домов». Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д. В «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 годов, компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с «Изборника» болгарского царя Симеона (Х в.), наряду с рекомендациями по лечению говорилось и о вознаграждении врачу:«…аще лечец прилучится, привести его к больному и уплатить за его труд». Это был период расцвета древнерусской монастырской медицины, а центром ее был Киев. Целителями были «пречудный врач» Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий, тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит.

Были и женщины-целительницы – дочь бортника Феврония, дочь черниговского князя Ефросинья, внучка Владимира Мономаха Евпраксия – фельдшер, акушерка, а «по совместительству» и жена византийского императора. Евпраксия – урожденная княжна Добродей, дочь великого князя Мстислава Владимировича – после того, как вышла замуж за византийского императора Алексея Комнена, получила имя Зоя. В 1902 году в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции ученый Х. Лопарев обнаружил рукопись «Алимма» (Мазь), написанную Евпраксией на греческом языке в 30-х годах ХII века (В. Чупринин,1996).  В документах, упоминаются «чародеицы» русского происхождения, осматривавшие великую княгиню с целью излечения ее от бесплодия и дававшие ей лекарственные мази.

 Одновременное функционирование «монастырской» и «мирской» систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем «Русская правда», что весьма знаменательно, отмечает права «мирских лечцов» требовать плату за свою работу. 

В ранних наших сборниках законоположений («Русская правда», XI в.) Упоминается о врачах и вознаграждении их за лечение. Наряду с врачами-ремесленниками из коренного населения при отдельных княжеских дворах, в крупных городах практиковали и приезжие врачи из стран Запада и Востока. Они знакомили наших врачей с лечебными средствами своих стран и, в свою очередь, заимствовали и переносили в свои страны наш лечебный опыт, в частности использование целебных свойств лекарственных растений.

В Византии, которая была «очагом» медицинских знаний, уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи - выходцев из Византии, заслужили большой славы: Феофил Нонн, Симеон Сыч, врач Иоанн Смер.

Киевский князь Владимир Мономах, правивший на рубеже ХI-ХII вв., В составленном им "Наставлении" призывал своих сыновей как будущих правителей: "Будьте отцами сирот. Не оставляйте сильным губить слабых. Не оставляйте больных без помощи ".

В связи с постоянными войнами, в которых находилась Украина - Русь, одним из приоритетных направлений тогдашней медицины была травматология. В военных походах армий периода ХII-ХУ вв. уже принимали участие светские врачи. Обычно их основной целью было оказание помощи князьям и военным военачальникам. Однако, как свидетельствуют летописи, помощь получали и рядовые воины. Ее оказывали специалисты-ремесленники. Это были представители народной медицины, прежде всего мужчины. С целью заработка они везде следовали за войском в военных походах для оказания помощи больным и раненым. Раненые сами платили за предоставленные услуги. Известно также, что элементарными мерами помощи владели и сами воины. Однако немало среди них было и женщин. Так народный эпос того времени свидетельствует о славном воине Илье Муромце и вспоминает о Марине - его постоянного врача. Новгородская летопись 1583 упоминает о "Наталью - Клементивську женщину, ликарицю", которая входила в число шести наиболее прославленных новгородских врачей во второй половине XVI в.

Следует заметить, что раненых не оставляли на поле боя. Если схватка завершалась победой, то их выносили с поля боя и транспортировали следом за войском к месту проживания. Тяжелораненых доставляли в ближайшие монастырские больницы, которые всегда были надежным убежищем для больных, раненых и увечных.

В противоположность русским монастырям, монастыри Западной Европы уже с 1228 перестали оказывать помощь больным и раненым. Это связано с тем, что в указанном году католическая церковь, которая считала занятия хирургией греховным, постановлением Вюрцбургского собора запретила духовенству оказывать помощь раненым. Этим католическая церковь способствовала углублению противоречий между внутренней медициной и хирургией, которая на долгое время осталась в руках цирюльников и пастухов.

Переселение в Москву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, получал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары и продукты питания, лошадей, на содержание которых в достаточном количестве выделяли сено и солому, а также, когда прописанное врачом лекарство оказывало положительный эффект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того, надо отметить, что служба при российском царском дворе была довольно престижной.

Знахари – люди знающие, люди ведающие. Знахарь может и недуг вылечить, и беду заговорить, и болезнь зашептать. Снадобье знахарь делает целебным. Встанет знахарь у себя в избе за перегородку, богу помолится, лекарства приготовит и шепчет, заговаривает, порчу снимает. Поможет знахарь, а плату не возьмет. Приходи к знахарю, когда помощь потребуется. Дверь у него никогда на задвижку не закрывается.

Знахарь с болезнями разговаривает, просит и требует выйти вон. Знахарь лечит кликушество, лихорадки, утин и другие недуги. Лихорадка – это озноб и жар – одна из дочерей библейского царя Ирода. Знахарь травы знает, перед ним они расступаются. Знания передают знахари из уст в уста, из поколения в поколение. Живет знахарь или знахарка одиноко. С соседями не общается. Обвиняется знахарь в сношениях с нечистою силою. Ночью свечку ему не зажечь. Начнут деревенские говорить, что знахарь с нечистым духом зелье готовит. Однако уважают знахаря за то, что сглаз снимет, от недуга поможет.

Трудно сейчас говорить об отношениях монастырской медицины и светской. Однако несомненно, что, несмотря на отдельные случаи антагонизма, это была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена общей христианской религией, общим идеалом - служением ближнему. Терпимым было и отношение населения к неудачному врачеванию. В дошедших до нас летописях времен Киевской Руси нет описаний расправы над врачами.  Значительно задержали развитие медицины, как и всей хозяйственной жизни и культуры Украины - Руси, нашествия кочевников (XIII-XV вв.), Что привело к упадку Русской земли.

studfiles.net

Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

Поиск Лекций

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

История

Область.расселения арабских племен был полуостров Аравия.

Стремление преодолеть племенную разобщенность, выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

poisk-ru.ru

2. Монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы стали развиваться на Руси после принятия христианства.

Ранние сведения о монастырских лечебницах и странноприимницах относятся к XI в. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переяславле. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах. Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница в Киево-Печерской лавре – первом русском монастыре (основан в 1051г. монахами Антонием и Феодосием в окрестностях Киева и получил свое название от пещер – дррусск.– печеры).

Первые сведения о монастырской больнице в Киево-Печерской лавре приведены в «Киево-Печерском патерике» (XI в.). Со всей Руси приходили в лавру больные, заразными, нервными, психическими и др.заболеваниями и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где потоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Киево-Печерский патерик содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний (983-1073гг)– основатель лавры, практиковавший ранее в Афонском монастыре в Византии.

Его ученик «преподобный Агапит» (умер в 1095 г.), исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. «О чадо мое, – сказал Агапит, – я никогда и ни от кого не брал даров за лечение», – и раздал княжеские подарки неимущим людям.

«Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования,  ради  больноговыполнять саамы черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава», (составленный по заказу князя Святослава, внука Ярослава Мудрого), в который вошли не только фрагменты из библейских книг и сочинений авторитетнейших богословов и проповедников, но и описание некоторых болезней, представления об их причинах, лечении, предупреждении, приведены советы по питанию(например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

Светская медицина или мирская известна на Руси со времен княжения Ярослава Мудрого – летописи сообщают о существовании вольных врачей и вольной лечебной практики. В отличие «безмездной» монастырской медицины она была «возмездной», т.е. платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании». К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец). «Киево-печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой. Между разными направлениями врачевания шла упорная борьба. Светские врачи отграничивали себя от монастырской медицины, и от языческого знахарства. Монастырская активно боролась с языческой. Со временем «ведовство»и «знахарство» были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления: ведунов и зелейников преследовали и наказывали.

Санитарное дело в Древнерусском государстве.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X–XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы – одни    из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Эпидемии. В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «прилипчивыми болезнями» «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». В русских летописях XI-XV вв. упоминается 47 эпидемий.

В народе сохранялось представление о том, что моровые поветрия возникают от изменения положения звезд и гнева богов. В русских народных сказках чума  изображалась  женщиной  громадного роста с распущенными волосам в белой одежде, а холера - в образе злой старухи с искаженным лицом. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240—1480).

Понимание «прилипчивости» заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных. Так, летописи сообщают, что в 1521 г. во Пскове «князь Михайло Кислица велел… улицу Петровскую запереть с обою концов». Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет», а с XVI столетия стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых источников. Для захоронения умерших царским повелением выделяли специальных людей, «кому те трупы забирати». Кормили зачумленных с улицы через ворота. Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Из сочинений, описывающих восточные царства, в древнерусскую медицину проникло представление о ртути как лечебном и профилактическом средстве борьбы с эпидемиями. О жителях островов, окружающих Индию, сообщалось, что они «от поветрия морового намазывают меркуриум саблиматум, арсеникум и иными тому подобными мастями, платье на себе носят часто переменное, и оттого помощь от поветрия морового бывает». Ртуть была хорошо известна русским ремесленникам Древнего Киева. «Жития святых» ХП-ХШ вв. описывают этот металл, который «легко раздробляется на мелкие пуговицы и легко опять соединяется вместе». Было известно, что ртуть для лечения надо употреблять осторожно, поскольку пары ее вредны не только для человека, но и для «всех животов» (животных).

Монголо-татарское нашествие (1240-1480). «Русь остановила монголо-татарское нашествие на краю Европы» (А.С.Пушкин), но сама, опустошенная и измученная, замерла. Каждый, начиная от князя и заканчивая простым смердом, думал лишь о своей личной безопасности и о сохранении жизни. Светская медицина угасла. Русская национальная медицина продолжала жить в монастырях. Монастырская медицина широко использовала богатый опыт народной медицины: лечение травами, мазями, водами. В ряде монастырей имелись больничные палаты. Сюда следует отнести Киево-Печерскую лавру, Юрьев, Чудов-Алексеевский, Симонов, Кирилло-Белозерский монастырь и др. Монастырская медицина способствовала организации стационаров. Несмотря на то, что русский народ находился под гнетом монголо-татар, уже к концу XIII — началу XIV в. началось восстановление народного хозяйства. Возрождались города, воздвигались новые храмы и монастыри. Налаживались кожевенные и смоляные производства, изготавливалось мыло, поташ, масло, рыбий клей. Монголо-татары вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и врачей. Так, известно излечение от «глазной болезни» жены татарского хана московским лекарем Алексеем (середина XIV в.). По городам и селам продолжали практиковать русские «лечьцы». Дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения на Руси было связаны с освобождением от чужеземного ига и созда-нием единого Русского государства. В 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле, однако окончательное освобождение пришло еще только через сто лет.

До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А.Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

studfiles.net

Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Врачевание в первобытном обществе. | Народная М, традиционная, научная | Гигиенические требования | Источники по истории и медицине Древней Греции | Древнегреческая мифология | Медицина раннего и развитого средневековья | Великие врачеватели халиф. | Медицина в государствах Юго-Восточной Азии средние века | Развитие медицинских знаний | Медико-биологическое направление Нового времени |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)

mybiblioteka.su

11.2 Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В  АРАБОЯЗЫЧНЫХ  ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

 

studfiles.net

Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

История

Область.расселения арабских племен был полуостров Аравия.

Стремление преодолеть племенную разобщенность, выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

cyberpedia.su