МАТЕРИАЛЫ по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Коростовцев история древнего востока
Источники и литература. История Древнего Востока
Источники и литература
Геродот. История: В 9 кн. / Пер. Г. А. Стратановского. М.; Л., 1972.
Николай Дамасский. История / Пер. под ред. Е. В. Веселаго // Вестник древней истории. 1960. № 3–4.
Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. (Библиотека всемирной литературы).
Литература Древнего Востока: Иран, Индия, Китай. Тексты / Сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, Л. Е. Померанцева. М., 1984.
Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963.
Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М., 1980. Т. 1–2.
История Древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.
Страбон. География: В 17 кн. / Пер. Г. А. Стратоновского. М., 1964. (Памятники исторической мысли; репр. 1994).
Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа» / Пер. А. А. Деконского, М. И. Рижского; Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек // Вестник древней истории. 1954. № 2–4. 1955.
Археология Зарубежной Азии. М., 1985.
Археология Старого и Нового Света: [Сб. ст.]. [Вып. 1]. М., 1966. [Вып. 2]. М., 1982.
Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и Античность. М., 1975.
Всемирная история. М., 1955. Т. 1. М., 1956. Т. 2.
Горелик М. В. Оружие Древнего Востока: IV тысячелетие – IV в. до н. э. М., 1993.
Государство и социальные структуры на Древнем Востоке: [Сб. ст.]. М., 1989.
Древний Восток: этнокультурные связи: [Сб. ст.]. М., 1988.
Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.
Дьяконов И. М. О прародине носителей индоевропейских языков // Вестник древней истории. 1973. № 4.
Дьяконов И. М. Община на Древнем Востоке в работах советских исследователей // Вестник древней истории. 1963. № 1.
Дьяконов И. М. Проблемы собственности: О структуре общества древнего Ближнего Востока до середины II тысячелетия до н. э. // Вестник древней истории. 1967. № 4.
Дьяконов И. М. Проблемы экономики: О структуре общества древнего Ближнего Востока до середины II тысячелетия до н. э. // Вестник древней истории. 1968. № 3.
Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории. 1982. № 3–4.
Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.
История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.
История Древнего Востока: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М., 1999.
История Востока. М., 1997. Т. 1. Восток в древности.
История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. 1: Месопотамия. М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия, Египет.
История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.
История Древнего мира. Т. 1: Ранняя древность. Т. 2: Расцвет древних обществ. Т. 3: Упадок древних обществ / Под ред. И. М. Дьяконова, И. С. Свенцицкой, В. Д. Нероновой. 3-е изд. М., 1989.
Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1984.
Коростовцев М. А. О понятии «Древний Восток» // Вестник древней истории. 1970. № 1.
Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.
Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987.
Меликишвили Г. А. Об основных этапах развития древнего ближневосточного общества // Вестник древней истории. 1985. № 4.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
Мифологии Древнего мира /Пер. с англ.; Предисл. И. М. Дьяконова. М., 1977.
Пучков П. И. Некоторые вопросы протоэтногенеза // Исчезнувшие народы. М., 1988.
Сафронов В. А. Прародина индоевропейцев. Горький, 1989.
Титов В. С. К изучению миграций бронзового века // Археология Старого и Нового Света. М., 1982.
Тураев Б. А. История Древнего Востока. М.; Л., 1935–1936. Т. 1–2 (а также современные переиздания).
Франкфорт Г., Франкфорт Г. -А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.
Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1991.
Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.): [Сб. ст.] М., 1981.
The Cambridge Ancient History. 2nd revised ed. Vol. 1–3. Cambridge, 1980–1988; repr. 1989–1995 (также нерегулярные подготовительные выпуски по отдельным тематическим разделам с 1962 г.).
Burney Ch. From Village to Empire: An Introduction to Near Eastern Archaeology. Oxford, 1977.
Lexikon der Agyptologie. Hrsg. Von W. Helck, E. Otto und W. Westendorf. Bd 1–6. Wiesbaden, 1972–1986.
Margueron J-Cl., Pfirsh L. Le Proche-Orient et l’Egypte Antiques. P., 2001.
Mellaart J. The Neolithic of the Near East. L., 1975.
Nissen H. J. The Early History of the Ancient Near East. Chicago-L., 1988.
Paulys Real-Enzyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung begonnen von G. Wissowa, hrsg. von W. Kroll. Stuttgart, 1994.
Reallexikon der Assiriologie. Bd 1–2. Hrsg. E. Ebeling und B. Meissner. B.-Leipzig, 1928–1938. Bd 3. Hrsg. W. von Soden. B.-N. Y., 1958.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
История Древнего Востока - Стр 19
Однако время египетской государственности истекло. В 715году преемник ПианхиШабакаразбил в тяжелом сражении Бокхориса и, если верить греческим источникам, сжег его заживо. Так возникла XXV эфиопская династия. Нубийцы объединили страну, вновь перенесли столицу в Мемфис, с привычным энтузиазмом принялись чтить Амона. В походы особо не ходили, поскольку врагов у них, собственно, не было. К тому же удержание Египта требовало достаточно много сил.
203
5.Все длилось бы гораздо дольше тех лет, которые были отведены эфиопской династии, если бы не Ново-Ассирийское царство, правитель которого Асархаддон уделил время на завоевание Египта. Первый раз в 674г., а потом в 671г. Как поступили новые фараоны? Бросили Египет, не очень-то им нужный, и быстро скрылись на юге. Ассирийцы прибыли в страну и сразу задались вопросом: а что с ней делать? В формальном подчинении у них находилось огромное количество хорошо вооруженных мелких правителей, представители которых не собирались кого бы то ни было слушаться. Этих номархов объявили вассалами — их преданности хватило на 15 лет: с 671по 655гг. Лишь с большой натяжкой можно считать, что ассирийцы в это время правили страной.
В 663году попытались вернуться эфиопы. Возглавил ихТанутамон,преемник изгнанного ассирийцамиТахарки.Впрочем, красота имени ему не помогла, а даже помешала, поскольку на Танутамоне эфиопская династия пресеклась: ассирийцы его разбили.
6.Вторая половина VIIвека не самое лучшее время в жизни Ассирии. Поэтому когда в Египте возник новый импульс для объединения страны, ассирийцы ничего не смогли ему всерьез противопоставить. Центром сопротивления стал городСаисв Дельте, ничем до этого не известный. Так начался короткий период, когда египтяне попытались воссоздать египетское государство на национальной основе. Многое было сделано, но оказалось исторически недолговечным.
Родоначальником XXVIСаисской династии (664—525)сталПсамметих I.Возрождать египетское государство он отправился с наемными греками и жителями Малой Азии, и таким образом удалось собрать мелких князей, поскольку с кем-то договорились, кого-то побили. Псамметих даже деньги откуда-то достал: действовал главным образом под честное слово, то есть обещал землю, на которой наемники собирались остаться навсегда. Основания для этого были, так как греки в Египте появились давным-давно (в Северном Египте существовали греческие колонии Кирена и Навкратис). Именно с Саисской династии начинается серьезная эллинизация Дельты, когда она становится частью Средиземноморского мира. На таком фоне предпринимались попытки искусственно возродить национальную религию, духовную и культурную жизнь Египта. Два совершенно противоречивых процесса. Одним из мероприятий по восстановлению египетского величия стал ремонт египетских лабиринтов — комиссия, проверявшая их, однажды не смогла из них выбраться.
204
В экономической области все держалось на такой фигуре как клерух —солдат, владелецклера,земельного участка, предоставлявшегося воину на всю жизнь с правом передачи по наследству. Единственной гарантией его земельных владений оказывалась власть, предоставлявшая солдату такое право. Можно себе представить: пришли чужие люди, языка не знают; где-то их наняли, дали землю. В данной деревне чужеземец становится близким соседом кого-то из местных жителей, у него много земли, начальство его любит. Как это происходило на деле? Первое время местное население разбирало крыши домов — лишь бы клеруха не принимать. Но постепенно отношение менялось, так как на наемниках в основном и держалось хозяйство. Клерухи писали письма домой о том, как здесь хорошо, и новые толпы направлялись в Дельту. Наемники редко возвращаются на родину, и поскольку их профессия трудно применима в области мирного строительства, она является мощным фактором колонизации. Греки в саисский период сюда ехали постоянно. Хотя в сфере управления восстанавливались египетские структуры, возрождалась египетская религия и т. д. С приездом греков Дельта стала частью торгового мира Средиземноморья. При всем прежнем величии Египет не стремился выйти на море: у него был любимый маршрут на северо-восток, в Ливан. Теперь Египет — один из центров виноделия, крупный аграрный район. Египтяне быстро нашли свою нишу на мировом рынке — поставка продуктов питания. Они перестали зависеть от импорта и в этом отношении — от внешнего мира, как было раньше с металлами. Сельскохозяйственную продукцию они смогли производить в огромном количестве.
Ливийцы, обиженные наплывом в Египет греков, пытались отстоять свои права, но сдюжили против греков и ушли, но не в Ливию, а вверх по реке, в Куш к нубийцам, где продолжали заниматься своей деятельностью.
У саисских фараонов хватало денег на войну, но тратили они их не на дальние походы, а на оборонительные мероприятия: огораживали страну крепостями, так как не верили в свой потенциал и понимали, что расцвет кратковременен. Естественно, с полным основанием они ожидали неприятностей не от избранного народа, а со стороны развивавших мускулатуру государств верхнего Евфрата и Малой Азии. С Иудеей у саисских фараонов, терпимых и интеллигентных, были хорошие отношения: без крайней необходимости они соседям зла не творили. Тем не менее с севера надвигались государства, связанные с Нововавилонской державой и государствами Армянского нагорья.
205
В сложившейся ситуации саисские правители пытались воевать чужими руками. Если прежде фараоны собирали армию и отправлялись в дальние края для решения своих проблем, не особенно считаясь или советуясь с теми, кто там живет, то Египет Позднего царства стремился максимально эффективно использовать свои небольшие воинские контингенты. В чем это выразилось? Фараоны хорошо знали ситуацию, обычно подбивали северо-сирийские государства на те или иные военные акции в адрес государств Месопотамии, обещали помощь и иногда подавали ее, иногда нет. Египтяне не рисковали большими корпусами.
Фараон Нехо II (610—595)заслуживает особого внимания. С периодом ему не повезло. Такого человека в XII век, и он бы многое сумел сделать. У него была хорошая армия, сильный флот. Нехо поставил под контроль внешнюю торговлю, от чего имел приличные доходы, двинулся вверх по реке и восстановил порядок на юге. Но в историю вошел благодаря другим мероприятиям.
Первое — он прорыл канал длиной в 84 км, соединивший Средиземное море с Красным. От Суэцкого он отличался тем, что был построен не от моря до моря, а от Нила до озер, образующих среднюю часть теперешнего Суэцкого канала. Строительство обошлось дорого — погибло около 120 тыс. человек. Были воздвигнуты два больших порта на обоих концах канала, позднее построены верфи.
Второе, — хорошо зная торговлю и имея знакомых авантюристов финикийцев, он нанял последних для путешествия вокруг Африки, которое было осуществлено. Для Нехо заморская торговля была государственным делом. С этого фараона государственный характер Египта меняется — Дельта становится завязанной на морской торговле.
Монарх такого рода не мог удержаться и от некоторых походов. Они были быстрыми и успешными. Нехо побывал в Святой земле, но решающего успеха там не добился. Кроме того, побил эфиопов и попугал финикийцев. Подобные акции осуществлялись за счет наемного войска. Время от времени наемники волновались, всегда по одной причине — невыплата зарплаты. Она была большой — ее было трудно выдавать сразу и регулярно, обычно ходили на соседа, грабили его и затем справедливо делили награбленное среди наемников, то есть существовали на самоокупаемости. Однако в один прекрасный день наступает момент, когда, если вы не создали запасов, с наемниками возникают трудности.
Следующему правителю Априю(589—570)пришлось подавлять мятеж наемников. В основном скандалили ливийцы, которые никак
206
не могли успокоится по поводу того, что перестали быть главными в Дельте. После первой неудачи они снова восстали, и Априй погиб. Его родственник Яхмос II(570—526)смог восстание подавить, поэтому царствовал долго и счастливо. Нехо II и Яхмос II — две самые удачливые фигуры саисского периода.
Если первые фараоны XXVIдинастии делали ставку на греков, то поздние ставили на них вдвойне. На смену господству наемников и регулярным торговым контактам приходят политические союзы. Можно заметить сходство культур архаической Греции и саисского Египта по крайней мере на уровне взаимовлияния художественных школ. Например, в Навкратисе, греческой колонии в Дельте Нила, давно уже ничего египетского не было. Не потому, что колонисты призирали Египет, а поскольку считали его почти своим.
С греками Яхмос II ходил не только в Нубию, но и в новые места—в Аравию, для чего требовались верблюды и кони, а также благоустроенные стоянки между переходами. В Аравии плотность населения возросла: ее жители подтягивались к Святой Земле. Здесь уже есть куда сходить и кого пограбить; у арабов возникают торговые города, храмовые центры. Иное залихватское начинание Яхмоса II — нападение на Кипр.
Все вышеописанное происходило в достаточно напряженных условиях. Расходы большие, средства ограниченные, жречества не хватает и его никто не почитает. Руководители наемников всегда ссорятся между собой: никогда ни в одном обществе дружбы между вождями иноплеменников не было, благодаря чему только и можно было использовать наемников. Впрочем, своего потенциала пока хватало, и египтяне махнули на все рукой.
7.Однако уже в 525году в Египет прибывает персидский царьКамбиз,основавший новую XXVIIперсидскую династию. Для Египта указанный факт являлся нормой, тогда как персы сочли Камбиза сумасшедшим. Новоиспеченная династия правила недолго, поскольку преемник КамбизаДарий Iпревратил Египет в одну из провинций —сатрапий.Новый статус сатрапии несколько вдохнул силы в египтян, которые теперь непрерывно восставали. Каждый, поднявший мятеж и продержавшийся у власти более трех дней, провозглашал новую династию. Не только персидские солдаты, но и сами сатрапы терпеть не могли эту страну, поэтому почти каждый второй сатрап провозглашал себя независимым. Греки на все происходившее в Египте смотрели издали: отношения с персами у них были сложными.
К этому моменту Египет — это греки Дельты. Все остальные выступают вместе с ними. Когда в конце IVвека греки объединились,
207
это сыграло определенную роль и в судьбе Египта. Напомню, что на Амона не покушался никто. Из всей разнокалиберной публики, появлявшейся в Египте, никто никогда со жрецами Амона не ссорился и культ его отправлял в обязательном порядке. С другой стороны, жрецы Амона не придирались к тем, кто исповедовал два культа одновременно, — в этом феномен сакральной жизни Позднего Египта, когда принятие культа Амона буквально всеми хозяевами страны еще не означало отказа от своей веры. Жречество Амона понимало, что судить пришельцев не следует, одевало торжественные одежды и пело соответствующие стихи очередному правителю Египта. То же произошло с Птолемеем Лагом,преемником Александра. Вместо египто-ливийских фараонов, окруженных со всех сторон греками, появились греки, окруженные египтянами и недовольными ливийцами. Изменилось только одно — фараон стал другим, а власть давно уже перешла к грекам.
Что собой представлял египетский грек? Это не совсем обычный тип человека, средне образованного, более склонного к удовольствиям: ему нравится полежать, отдохнуть, — типичный представитель городской культуры. С другой стороны, жречество долгое время пополнялось самыми разнообразными этническими группами, но не греками, которые понимали египетскую жизнь, но не местную религию. Но это внешняя сторона дела, потому что в духовном плане многие греки птолемеевского Египта реализовали свою тысячелетнюю тягу к духу избранного народа. Септуагинта (перевод Ветхого Завета 70 толковниками, произведенный во времена Птолемеев, прим. во IIв. до Р.Х.) не историческая случайность. Эта постоянная тяга и взаимный интерес двух народов, наложившись на высокий авторитет иудеев, создали феноменАлександрии,города, основанного еще Александром Македонским в конце IV в., который был не греческим именно в той мере, в какой являлся городом Святой Земли и Египта. Египетский компонент в Александрии был, естественно, весьма значительным, но не надо его переоценивать-Сплав нескольких культур, их взаимное пересечение и переплетение в значительной степени подготовили рождение такого феномена как христианская Александрия, а позднее — гностицизм (учение, пытавшееся объединить достижения античной философии и христианские доктрины).
IIIвек до Р.Х. — расцвет в правлении Птолемеев. Однако со всех сторон на Египет наступали другие более сильные государства, а внутренний потенциал общества уже был израсходован. Птолемеи много строили, буквально захлебывались от избытка продуктов
208
экспорта и импорта — всего было очень много, но с другой стороны. и тратить они умели. Кроме того, любимый спорт этих столетий — многочисленные войны. Половина из них велась из-за ничего — традиция была такая — сходить в Сирию. Первая, вторая, третья, четвертая сирийские войны. Кому-то это могло надоесть, но Птолемеям нравилось. Такого рода развлечения на стыке II и IIIвв. до Р.Х. привели к окончательному исчерпанию ресурсов страны. Местное население, египтяне в первую очередь, пыталось греков унять, но ничего не получалось. Греки одолели, но тут появился Рим, в руки которого птолемеевский Египет шлепнулся, как спелый плод, без сопротивления, под радостные крики тех же греков. Теперь за их спиной стояли доводы Рима, и египтяне не представляли серьезной политической силы. Римская империя никогда ни с кем не ссорилась, но всех постепенно зажимала под общий уровень. Таким образом римляне покончили с египетской государственностью в 30 г. до Р.Х., когда Египет стал одной из римских провинций.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебная литература
1.История древнего Востока / под ред. Авдиева В. И. — 3 изд. — М., 1970.
2.История древнего мира / под ред.Дьяконова И. М.М., 1982-198 3. Т. 1-3.
3.История древнего Востока / под ред.Кузищина В. И.М., 1979; 2 изд.: М., 1988.
4.Редср Д. Г., Черкасова Е. А.История Древнего мира. М., 1985. Ч. 1-2.
5.Снегирев И. Л.Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. Л., 1937.
Источники
1.Ветхий Завет (по любому изданию Библии).
2.История и культура древней Индии. Тексты. М., 1990.
3.Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973 (сер.: "Библиотека всемирной литературы").
4.Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979 (сер.: "Литературные Памятники").
5.«Хрестоматия по истории древнего Востока / под ред.Коростовцева М. А.М., 1980. Т. 1-2.
6.Хрестоматия по истории древнего Востока / под ред.Струве В. В. М., 1963.
209
Литература
1.Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. М., 1948. Т. 1; М., 1959. Т. 2.
2.Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
3.Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
4.Боне М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — 2 изд. — М., 1988.
5.Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980; 2 изд.: М., 1993.
6.Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
7.Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.
8.Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М., 199 3.
9.Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.
10.Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909.
11.Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961а.
12.Герни О. Р. Хетты. М., 1987.
13.Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983.
14.Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
15.Дандамаев М. А. Рабство в ВавилонииVII-IVвв. до м. э. (626-331 гг. до н.э.). М., 1974.
16.Дьяконов И. М. История Мидии. М., Л., 1956.
17.Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990 (сер.: Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Вып. 2).
18.Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., 1959.
19.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М., 1992.
20.Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.
21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967
22.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.
23.Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.
24.Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965; 2 изд.: М., 1991а.
25.Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров А. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
26.Кьера Э. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. М., 1984.
27.Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Л., 1990.
28.Масперо Г. Египет. М., 1915.
29.Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство древнего Востока. М., 1968 (сер.: "Памятники мирового искусства". Сер. 1а. Вып. 2).
210
30.Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
31.Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 1989.
32.Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.
33.Павлов В. В. Образы прекрасного. Избранные труды. М., 1979.
34.Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.
35.Савельева Т. И. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971а.
36.Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979.
37.Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984.
38.Тураев Б. А. Древний Египет. Петроград, 1922.
39.Тураев Б. А. Египетская литература. М., 1920.
40.Тураев Б. А. Классический Восток. Л., 1924. Т. 1а. Введение. Вавилон.
41.Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М., 1958
42.Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.
43.Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита (XIV—XIII вв. до н. э.). М., 1987.
44.Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. М., 1965.
45.Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., 1995.
studfiles.net
МАТЕРИАЛЫ по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА — КиберПедия
МАТЕРИАЛЫ по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Темы семинаров
Тема 1. Становление древнеегипетской цивилизации
Задание: подготовить сообщение по каждому из следующих вопросов:
1. Первый и второй додинастический периоды. Предпосылки для рождения институтов цивилизации.
2. Появление первых государств. Объединение номовых государств Верхнего и Нижнего Египта.
3. Раннее царство. Создание единого общеегипетского государства.
4. Древнее царство. Первый расцвет древнеегипетской цивилизации.
5. Ослабление Египта и распад его на отдельные номовые княжества.
Литература для подготовки к семинару:
1. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970. – 608 с.
2. Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.– М.: Высшая школа, 1998. – 307 с.
3. Дейнека А. Идеологическое обоснование политики Египта в ХVI–ХIV вв. до н.э. // Вопросы древней истории. 1990. № 2. – С. 135–154.
4. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
5. История древнего мира. Ранняя древность. – М.: Наука, 1989. – 470 с.
6. Кузищин В.И., Кучера С. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
7. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. – СПб.: «Летний сад» – Журнал «Нева», 2000. – 560 с.
8. Хрестоматия или практикум по истории древнего мира (любое издание).
9. Эмери У.Б. Архаический Египет. СПб.: Журнал «Нева»; ИТД «Летний сад», 2001. – 383 с.
Тема 2. Расцвет и падение египетского государства
Задание: подготовить сообщение и презентацию по одному из следующих вопросов:
1. Возрождение и укрепление централизованного общеегипетского государства. Расцвет египетской культуры.
3. Великая египетская империя в период Нового царства.
4. Возрождение национальной государственности и культуры в период Позднего царства.
5. Завоевание Египта Персией.
Литература для подготовки к семинару:
1. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970. – 608 с.
2. Бадж Э.А.У. Египет во времена Рамсеса Великого / пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: Новый Акрополь, 2010. – 206 с.
3. Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.– М.: Высшая школа, 1998. – 307 с.
4. Древнеегипетская книга мертвых: Слово Устремленного к Свету / сост. А.К. Шапошникова. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
5. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
6. История древнего мира. Ранняя древность. – М.: Наука, 1989. – 470 с.
7. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – СПб.: Журнал «Нева»; ИТД «Летний сад», 2000. – 464 с.
8. Кузищин В.И., Кучера С. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
9. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. М.: Наука, 1984. – 304 с.
Тилдесли Д. Египет. Возвращение утерянной цивилизации. – М.: Столица-принт, 2007. – 271 с.
10. Хрестоматия или практикум по истории древнего мира (любое издание).
Тема 3. Культура народов древнего Египта
Задание: подготовить сообщение и презентацию по каждому из следующих вопросов:
1.Религия и мифология древнего Египта.
2. Архитектура и скульптура.
3. Литература и письменность.
4. Научные знания. Календарь.
Литература для подготовки к семинару:
1. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. –
3. Древнеегипетская книга мертвых: Слово Устремленного к Свету / сост. А.К. Шапошникова. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
4. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – СПб.: Журнал «Нева»; «Летний сад», 2000. – 464 с.
5. Кузищин В.И., Кучера С. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
6. Миронова Г. Не подвластные времени памятники Древнего Египта глазами историка // Азия и Африка сегодня. 2001. № 7. С. 66–70.
7. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. М.: Наука, 1984. – 304 с.
8. Плеханова Е.О. Культура и искусство Древнего мира. Учебн.-метод. пособие. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2008. – 72 с.
9. Тексты пирамид. – СПб.: Журнал «Нева»; «Летний сад», 2000. – 464 с.
10. Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта. – М.: Центрополиграф, 2007. – 369 с.
11. Хрестоматия или практикум по истории древнего мира (любое издание).
Тема 4. Экономика и общественные отношения в Древневавилонском государстве по законам Хаммурапи
План
1. Сельское хозяйство и аграрные отношения.
2. Ремесла и торговля.
3. Положение различных категорий свободного населения.
4. Развитие рабовладельческих отношений и положение рабов.
Источники.
1. Законы Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира / Сост. Н. Л. Просина, И. С. Свенцицкая. М., 1970.
2. Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. \ Под ред. И. М. Дьяконова // ВДИ. 1952. № 3. Приложение.
Тема 5. Ассирийское общество (по законам Среднеассирийского периода)
План
1. Древняя Ассирия. Страна и население.
2. Экономика Ассирии.
3. Рабство по ассирийским законам.
4. Семейное и наследственное право.
5. Социальная направленность ассирийских законов.
Источники.
1. Хрестоматия или практикум по истории древнего Востока (любое издание).
2. Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства // ВДИ. 1962. № 3.
План
1. Характеристика источников.
2. Система варн:
– происхождение варн;
– занятия, права и обязанности каждой варны;
– отношения между членами разных варн.
3. Особенности рабовладельческих отношений в Древней Индии.
4. Политическое устройство древнеиндийских государств.
Источники.
1. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963.
2. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева. М., 1980. Ч. 2, разд. 2.
Тема 8. Древний Китай в период Хань
План
1. Предпосылки создания централизованного государства в Китае.
2. Рабовладение в Древнем Китае.
3. Община и аграрные отношения в Древнем Китае.
4. Восстание «краснобровых». Итоги восстания.
5. Восстание «желтых повязок». Итоги восстания.
Источники.
1. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева. М., 1980. Ч. 2, разд. 3–5.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Баженова К. Е. История древнего мира и средних веков : учебно-методическое пособие / К. Е. Баженова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад. . - Нижний Тагил : НТГСПА, 2012. - 80 с.
Кузищин В. И. История Древнего Востока : [учеб. пособие для вузов по спец. 030401 - История] / В. И. Кузищин, С. Кучера ; под ред. В. И. Кузищина. - Москва: Академия, 2007. - 367, [1] с.
Дополнительная:
1.
МАТЕРИАЛЫ по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Темы семинаров
Тема 1. Становление древнеегипетской цивилизации
Задание: подготовить сообщение по каждому из следующих вопросов:
1. Первый и второй додинастический периоды. Предпосылки для рождения институтов цивилизации.
2. Появление первых государств. Объединение номовых государств Верхнего и Нижнего Египта.
3. Раннее царство. Создание единого общеегипетского государства.
4. Древнее царство. Первый расцвет древнеегипетской цивилизации.
5. Ослабление Египта и распад его на отдельные номовые княжества.
Литература для подготовки к семинару:
1. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970. – 608 с.
2. Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.– М.: Высшая школа, 1998. – 307 с.
3. Дейнека А. Идеологическое обоснование политики Египта в ХVI–ХIV вв. до н.э. // Вопросы древней истории. 1990. № 2. – С. 135–154.
4. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
5. История древнего мира. Ранняя древность. – М.: Наука, 1989. – 470 с.
6. Кузищин В.И., Кучера С. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
7. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. – СПб.: «Летний сад» – Журнал «Нева», 2000. – 560 с.
8. Хрестоматия или практикум по истории древнего мира (любое издание).
9. Эмери У.Б. Архаический Египет. СПб.: Журнал «Нева»; ИТД «Летний сад», 2001. – 383 с.
Тема 2. Расцвет и падение египетского государства
Задание: подготовить сообщение и презентацию по одному из следующих вопросов:
1. Возрождение и укрепление централизованного общеегипетского государства. Расцвет египетской культуры.