Корабли древней греции. Самые большие корабли античного мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадочный корабль Древней Греции. Корабли древней греции


Загадочный корабль Древней Греции

Многие греческие мифы, долго воспринимаемые как сказки, с течением времени находили реальное подтверждение. В этом ряду, например, можно вспомнить знаменитую Трою и Троянскую войну: археолог-любитель Генрих Шлиман доказал, что это совсем не миф, что существовала реальная основа описываемых Гомером событий. Греческие герои все чаще получают свое историческое воплощение. Ахиллес, Агамемнон, Ясон, Одиссей, вполне вероятно, - истинные исторические персонажи, обросшие легендами за многие века пересказов их подвигов и судеб.

Маккъетти Джироламо «Медея и Ясон»

Путешествие Ясона за золотым руном – одно из главных одиссей, описанных греческими авторами, которое произошло примерно в XIV в. до н.э., еще до Троянской войны. Воспоминания о герое пришли из такой глубокой старины, что сами древние эллины иногда сомневались в их реальности. Ясон был сыном царя Эсона, который правил в Иолкосе. Брат царя Пелий власть узурпировал, трехлетний царевич оказался вдали от родины, воспитывался и обучался сказочным кентавром Хароном, знаменитым учителем. Уже будучи юношей, молодой правитель решил вернуть трон, но Пелий выдвинул условие перед Ясоном - привезти бесценную реликвию из заморской Колхиды. Такова причина долгих странствий.

Много героев собрал Ясон для достижения своей почетной цели: по разным сведениям, от 45 до 60 человек, имена их перечисляют Аполлоний Родосский, Валерий Флакк, Гигин и другие. Для того, чтобы добраться до далекой Колхиды (территория современной Абхазии и Грузии) из греческой Фессалии, из порта Волос, необходимо было приложить максимум усилий, и для начала надо было определиться со средством передвижения.

Предприятие, конечно, не обошлось без богов и чудес. В священном городе Додоне колдовской говорящий дуб назвал Ясону имя будущего создателя корабля и размер судна.

Вот тут в дело вступает корабельщик Аргус. Именно ему Ясон даёт непосильное, казалось бы, задание – построить огромную для того времени галеру на пятьдесят весел. Работа закипела, и вскоре корабль был спущен на воду. Мастер – Аргус, галера – Арго, путешественники - аргонавты – таков ряд имен и названий. Но некоторые исследователи считают, что эта этимология не соответствует истине и «Арго» - от греческого «быстрый», этноним соответствовал стремительности корабля.

Лоренцо Коста «Арго»

Богини Гера и Афина не оставили Ясона без своего покровительства. Быстроту, маневренность и неуязвимость судна обеспечивал все тот же волшебный дуб – часть его, по милости Афины, была использована для производства деталей судна. Именно из него была сделана женская фигура, расположенная на носу галеры. Это, как гласит одно из преданий, положило начало традиции украшать таким образом корабли.

Реальная история, вероятно, более прозаична. Многие историки и инженеры строили умозрительные чертежи и материальные макеты легендарного судна. Предполагаемая величина корабля при этом была такой: длина около 16 м, ширина – около 3 м. Исходя из особенностей древнегреческого судостроения, думают, что на нем располагалась одна мачта, не было палубы. Насчет мифологических описаний судна тоже существуют некоторые сомнения, в частности, о количестве весел. Считается, что более правдивая цифра двадцать – по десять с каждой стороны.

«Если сникнет парус, мы ударим веслами».

Трудное плавание началось. Много приключений ожидало отважных аргонавтов. По пути в Колхиду они нередко останавливались и всегда эти привалы сопровождались подвигами. Судно Арго не участвовало в морских сражениях: все битвы происходили на суше, но оно было действующим лицом похода, так как, фигурально выражаясь, оно являлось устами богини Афины, которая всегда помогала путешественникам, давала ценные советы и подсказки. О пиетете, который испытывали моряки перед своим кораблем, говорит и то, что они в принципе дали ему имя, до этого история не сохранила названий судов: не было принято.

Одним из самых знаменитых событий плавания стало прохождение через блуждающие скалы Симплегады. Мореплаватели сначала пустили через горы голубку, решив, что если она пролетит и уцелеет, то и корабль сможет проскочить. Аргонавты увидели мощь смыкающихся скал в действии, когда ожидали голубя, и не могли не устрашиться. Но птица вернулась невредимой, только одно перо из хвоста вырвали утесы. Храбрые воины ринулись в просвет и были на волосок от гибели, но спаслись, лишь одна доска корабельного руля пострадала.

Константин Воланакис «Возвращение аргонавтов»

Изучение возможного путешествия Ясона и его товарищей посвятил много времени английский писатель и реконструктор истории Тим Северин. Большую часть жизни он, как и Тур Хейердал, на практике доказывал, что мифологические путешествия могли происходить в реальности. Использовал он при этом только те средства и возможности, которые были доступны в изучаемом периоде прошлого. Он попытался воссоздать судно аргонавтов и проделал то же путешествие по легендарному маршруту, доказав, что оно могло иметь место в минувшем.

Жан-Франсуа де Труа «Похищение золотого руна»

Странствия Ясона и его друзей постоянно будоражат воображение специалистов и любителей истории и мифологии до наших дней. Эти приключения нашли много адаптаций в искусстве и культуре. Арго, без преувеличения, можно включить в список самых известных судов в истории человечества, даже сама Афина поместила этот корабль среди созвездий, правда не целиком.

hystory.mediasole.ru

Корабли античности | Флот — ХLegio 2.0

Разделы
  • Армии древности
    • Организация, тактика, снаряжение
    • Войны Античности
    • Войны Средних Веков
    • Войны Дальнего Востока
    • Вооружение
    • Метательное оружие
    • Личности
    • Дисскуссии, рецензии
  • Метательные машины
    • Античность
    • Средневековье
    • Восток
    • Теория и практика
  • Осадная техника
    • Полиоркетика и параскевастика
    • Средневековая осада
  • Флот
    • Корабли античности
    • Корабли средневековья
  • Фортификация
    • Техника военного дела
    • Десять книг об архитектуре
    • Змиевы валы
    • Визуализация позднеримской крепости. Гипотетическая компьютерная реконструкция крепости Наг эль-Хагар в Египте
    • Особенности римского крепостного зодчества в Египте
    • Римская крепостная архитектура в оазисах Западной пустыни Египта
    • Римский Луксор
    • Римский лимес в Арабии
  • Библиотека источников
    • Античные писатели о военной технике
    • Война на море
    • Знаменитые осады
    • Знаменитые сражения
    • Греческие полиоркетики
    • Из устной речи о том, что вследствие выдумок Аристотеля царь Александр ставил трофеи и брал города
    • О сшибках с неприятелями сочинение государя Никифора
    • Об устройстве лагеря
    • О военном деле
    • Диспозиция против аланов
    • Краткое изложение военного дела
    • Десять книг об архитектуре
    • Устройство и размеры хиробаллистры
    • Анабасис, Гиппарх и О коннице
    • Тактика и стратегия
    • Наставления Военачальникам
    • Стратегемы
    • О военном строе
    • Стратегика
    • Стратегемы (военные хитрости)
    • Записки о Галльской, Гражданской, Александрийской, Африканской и Испанской войнах
    • Договор с наемниками
    • О перенесении осады
  • Словари
    • Словарь военных древностей
    • Византийский военно-исторический словарь
    • Монгольский военно-исторический словарь
  • Культурология
    • Как пали сильные
    • Келлская Книга
    • Позднеантичная и раннехристианская книжная миниатюра (IV-VI вв.)
    • Походно-полевые жены римской армии
    • Христиане и римская армия (II-III вв.)
Новости

12/07/2015

Стратегемы Полиена

5/06/2014

Публикация трёх статей из материалов конференции "Сарматы и внешний мир"

6/02/2014

Возобновление публикации работ участников форума XLegio; 8 статей и рецензий о боевых слонах, фортификации, военной организации и вооружении

27/11/2013

Переезд XLegio на новый сервер

26/03/2012

Продолжение публикации работ участников форума XLegio; пополнение фортификационного раздела материалами о крепостях Египетского лимеса

Все новости »

ХLegio 2.0 / Флот / Корабли античности

М. Агбунов, П. Гончарук Проект "Ивлия". Одиссея-2004

В Одессе к 2004 г. планируется построить реплику греческого двухъярусного парусно-гребного корабля и совершить на нем плавание по Черному и Средиземному морям.

А.В. Болдырев, Я.М. Боровский Техника мореходства

Военные и торговые корабли эллинистического периода. Ценные сведения о скорости и грузоподъемности.

П. Гончарук К вопросу об античном мореплавании

Очерк. С иллюстрациями.

В.А. Дыгало История корабля

Знаменитый комплект из 32 открыток, подготовленный контр-адмиралом Дыгало Виктором Ананьевичем и художником Н. Нарбековым в 1986 году. Выпуск 1.

А. Зорич Греческий флот. Конструкция и типы кораблей

Классификация греческих кораблей. Тактика греческого флота.

А. Зорич Пунийский боевой корабль

Основной боевой корабль сильнейшего в Западном Средиземноморье карфагенского флота (середина III в. до н.э.).

А. Зорич Римский флот. Конструкция и типы кораблей

Классификация римских кораблей. Морское вооружение.

Джон Ф. Коутс Трирема вновь в открытом море

Обстоятельный отчет о полной реконструкции греческой триремы (проект "Олимпия"). Иллюстрации, эскизные чертежи.

www.xlegio.ru

Самые большие корабли античного мира

 

Корабли античного мира сама простота с высокотехнологичными судами наших дней, как кажется нам. Однако находка двух гигантских прогулочных кораблей построенных во время безумного римского императора Калигулы заставило историков пересмотреть свои взгляды на античность.

 

С появлением новых и новых находок менялось мнение о кораблях античной эпохи. Открытие сделанное на озере Nemo в 24 км от Рима, заставило полностью пересмотреть все взгляды на римские суда. Роскошные корабли прежде не находили никогда. Когда два судна подняли на поверхность озера, стали видны их истинные размеры. Они заставили переписать историю и взглянуть на неугомонную роскошь императоров. Корабли имели около 70 м в длину и 20 м в ширину. Беря во внимание одномильное озеро Неми  - корабли были огромны. Но более удивительным было качество их исполнения и технологии. Большие корабли настоящее сокровище для историков и археологов. Там были мраморные полы, водопровод с горячей и холодной водой. Это были плавучие дворцы с позолотой, мозаичными полами, а с другой стороны они отражали технические возможности римских судостроителей. На свинцовых трубах, которые были найдены на месте раскопок, ученые увидели странные знаки, которые значили имя деспотичного императора Caligula. Он стал императором в возрасте 25  лет. Власть и богатство сделали свое дело. Он заслужил репутацию жестокого садиста тративший богатство ради наслаждения и удовлетворения собственных чувств. Но его слабостью было море, он являлся потомком известных моряков двумя поколениями ранее. 

 

озеро Неми в наши дни

 

 С первых дней царствования Калигулу влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро известно как «зеркало Дианы», ее культ как Артемида в Греции зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения. Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения. Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера.

 

статуя Дианы

 

Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была передовой. Особенностью были серия голов животных из бронзы - к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во  время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала беспрекословно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии. В движение суда приводились при помощи сотни гребцов.

 

корабли античности служили украшением озера Неми

 

статуя Калигулы

 

фрагмент мозаики с больших кораблей Калигулы 

 

 

примерно так выглядел насос для откачки воды

 

Методам, по которым строились большие корабли Калигулы, было несколько сотен лет. Они были опробованы на торговых судах перевозивших грузы по Средиземному морю. Это было стекло, оливковое масло и прочие товары. Торговые суда классифицировались по количеству амфор, которые они могли перевезти.

 

Многие археологи хотели поднять большие корабли из озера Неми, но все было тщетно. Удавалось поднять лишь фрагменты. В дело вмешался фашистский диктатор Муссолини. Он воспользовался случаем отождествить свой режим с Римским Императором. Было решено спустить воду из озера через туннель сделанный много веков до рождения Калигулы. Его использовали для контроля уровня воды в озере, когда построили храм Дианы.

 

большие корабли античного времени

 

корабль Калигулы поднят

 

 реставрация больших кораблей

 

реставрация кораблей после подъема

 

реставрация больших кораблей

 

после реставрации, очень много людей хотели посмотреть на корабль Калигулы, поэтому было принято решение создать музей

 

Откачка началась 20 октября 1928 года. Находкам предстояло потрясти мир. Оба корабля предстали впервые за 2000 лет. Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли. Было поднято и отреставрировано очень много предметов того времени. Были найдены насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, платформа с шарикоподшипником. Ее использовали для вращения статуи Дианы.

 

так выглядел музей с кораблями после пожара

Калигула был убит на четвертом году правления, а его прогулочные большие корабли затоплены. Во время окончания второй мировой войны, когда Муссолини и его солдаты отступали, музей, где находились отреставрированные большие корабли, был сожжен дотла нацистами.

 

музей

 

корабль античности в музее, наши дни

 

один из якорей корабля Калигулы 

 

бронзовые головы животных

 

достаточно хорошо сохранились

Утрата огромных кораблей воистину не поправима. На сегодняшний день музей восстановлен частично, но он все равно выглядит пустым. У археологов есть огромное желание восстановить в точности хотя бы один из кораблей. И если их планы осуществляться, то корабли-храмы вновь выйдут в озеро и снова докажут миру, что эти суда были «Титаниками» древнего мира.

korabley.net

Господство на море эллинов и финикийцев.

Февраль 21st, 2014 admin VIII - VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация

VIII — VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация

С XII века до н.э. вся торговля в Средиземном море, до этого находившаяся в руках Крито-Микенской цивилизации и греков-ахейцев, перешла к финикийцам. Финикийцы основывали свои колонии по всему побережью Западного Средиземноморья. Особенно возвысился Карфаген в Северной Африке, ставший крупнейшей морской державой.

Финикийцы строили килевые суда, по типу критских судов. По фрескам и изображениям на древнегреческих вазах известно как выглядели финикийские длинные боевые корабли, имеющие остроконечный таран и один или два ряда вёсел, и округлые торговые корабли, с коротким широким корпусом. Финикийцы развешивали свои щиты вдоль бортов боевых кораблей, как впоследствии делали славяне и викинги…финикийский корФиникийцы были величайшими мореплавателями древности. Через Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта) они проникли в Западную Атлантику, достигнув берегов Британии и, есть свидетельства их пребывания на Канарских островах.

AMPHORA DEPICTING ULYSSES, ATHENA

По свидетельству Геродот  («Истории») примерно в  600 году до н.э. по приказу египетского фараона Нехо II финикийские моряки, отправились с берегов Красного моря в плавание вокруг Африки. Это произошло за 2000 лет до путешествия Васко да Гамы.

Геродота пишет: «они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю, что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) они имели солнце с правой стороны». Действительно, в начале плавания вокруг Африки, пока они плыли с севера на юг, восход солнца у финикийцев наблюдался с левого (восточного) борта; когда же они с юга обогнули Африку и поплыли на север, то восход солнца финикийцы наблюдали с правой (восточной) стороны». Именно, в это плавание финикийцев вокруг Африки не мог поверить Геродот.

Финикийский корабль римской эпохи. Барельеф из Сидона.

Финикийский корабль римской эпохи. Барельеф из Сидона.

Соперниками финикийцев в морской торговле и колонизации Средиземноморья и Чёрного моря становятся греки.В «Илиаде» Гомера перечислены 1186 кораблей греков-ахейцев, на которых было перевезено в Трою стотысячное войско греков. Несомненно, что Гомер преувеличил и число кораблей, и численность греческих воинов.

Карта Северного Причерноморья в V - II в.в. до н. э.

Удивительно то, что в гомеровское время греки не были морским народом, и не употребляли в пищу рыбу и дары моря, именно, это вынуждало, странствующего вдоль береговой линии, Одиссея высаживаться на незнакомых островах в поисках пищи, подвергая себя и своих спутников опасностям. Обитатели морских глубин, рыбы, осьминоги  и дельфины, бывшие излюбленным мотивом фресок в Критском дворце царя Миноса (минойская цивилизация), почти не встречаются в искусстве греков-ахейцев.

greek_102

Первые  греческие корабли имели один ярус гребцов, в VII веке до н.э. греки пополнили свой флот двухъярусными судами (биремы). В  VI веке до н.э. появились суда с тремя рядами гребцов – «триеры», на трехъярусных кораблях (триконтерах) было 30 гребцов, на судах с пятью рядами гребцов «пентерах» или «пентаконтерах» помещалось – 50 гребцов.Расположение гребцов на многорядных кораблях до сих пор обсуждается исследователями, многие  полагают, что одном веслом управляли несколько гребцов.

image_22

В эллинистическую эпоху корабли достигали огромных размеров.   Строительством больших кораблей в эллинистическую эпоху Древней Греции славился Деметрий Полиоркет. Самым большим по мощности гребным судном был «сорока кратный корабль» или «тессараконтера». Сведения об этом корабле  Птолемея IV Филопатора (221-205 гг. до н. э.), есть у Плутарха написавшего биографию Деметрия Полиоркета. Длина «сорокакратного корабля»  около 125 метров, высота — около 22 метров, «имел он два носа, две кормы и семь таранов» (Афиней, 203e—204d).

греческий торг-

В биографии Деметрия Полиоркета Плутарх пишет: «Каждую из верфей Деметрий посещал сам, давал наставления и советы, работал вместе с плотниками, и все дивились не только числу будущих судов, но и их размерам — ведь никому еще не доводилось видеть корабли с пятнадцатью и шестнадцатью рядами весел. Птолемей Филопатор выстроил корабль с 40 рядами вёсел, длина корабля  была 280 локтей, высота — 48 локтей, число моряков — 400, гребцов — 4000 человек, да, кроме того, в проходах между гребцами  и на палубе размещались почти 3000 воинов». (*конечно, «рядов весел» было гораздо меньше, но на каждом весле работало по многу рядов гребцов) .«Такое тяжелое судно ничем не отличалось от неподвижных сооружений и годилось лишь для показа, а не для дела, ибо стронуть его с места было и небезопасно,  и чрезвычайно трудно. Тогда, как у судов Деметрия Полиоркета красота кораблей не отнимала мощи, устройство их не было настолько громоздким и сложным, чтобы нанести ущерб делу, напротив, их скорость и боевые качества заслуживали еще большего изумления, чем громадные размеры».

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru


Смотрите также