Конспект по древней литературе. Вопрос: конспект по литературе на тему "из древнерусской литературы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по литературе на тему "Мифы Древней Греции" (6 класс). Конспект по древней литературе


План-конспект по теме "Древнерусская литература" страница 2

1 Историзм

Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.

2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3 Церковный характер произведения:

Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.

4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин - литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях - рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.

5 Анонимичность древнерусской литературы:

Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:

1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)

2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

6 Вариативность:

Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7 В древнерусской литературе

Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли.

9 Символизм (Лихачев).

Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.

infourok.ru

План-конспект по теме "Древнерусская литература" страница 3

10 Периодизация

Периодизация:

hello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.pnghello_html_520944a3.png

hello_html_520944a3.pngЛихачев выделяет периоды:

  1. период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ).

  2. период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности.

    1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)

  3. период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.

  4. период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).

  5. период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.

  6. период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.

  7. период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

В этом году вы познакомитесь с «Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (запись в тетрадь).

«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии... Александра Невского» был чело­веком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно расска­зывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ле­довом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования.

«Повести о житии... Александра Невского» подражали, ее ци­тировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. Поэтому мы можем наблюдать, как в произведениях УНТ, наличие различных художественных особенностей, присущих литературным произведениям.

infourok.ru

конспект по литературе на тему "из древнерусской литературы"

конспект по литературе на тему "из древнерусской литературы"

Ответы:

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.  Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.  Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.  Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.  Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.  В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.  Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

cwetochki.ru

Конспект урока по литературе "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА" | Уроки по Русской литературе

Конспект урока по литературе "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА"

05.11.2015 8518 707

Конспект урока по литературе

Класс: 6

Тема: МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА

Тип: комбинированный

Цели: 1.дать понятие о мифе; познакомить учащихся с «Подвигами Геракла»; учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.

2. Формирование навыка беглого чтения

3. Воспитание поликультурной личности

Ход урока

I.Орг момент

2. Этап подготовки к активному восприятию материала

- Миф

- Мифологема

- Назовите мифологии , которые вам известны

Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.

А что такое миф? С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.

У разных народов была своя мифология. Но представления древних о мире были сходны, поэтому, читая мифы Древней Греции, мифы древних славян, североамериканских индейцев или скандинавские мифы, мы обнаружим в них много общего: рождение мира из стихий, властителями которых были титаны (великаны), затем появляются боги, победившие титанов. Они покровительствуют одним, препятствуют другим, определяют их судьбу.

3. Новая тема

Геракл (Геркулес, древнегреческое Ἡρακλῆς, латинское Herculēs) — величайший геройдревнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный необычайной силой, он совершил множество подвигов; наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах Геракла; кроме того, Геракл освободил Прометея, победил Антея, сражался с кентаврами. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческихколонистов он рано распространился вИталии, где он почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.

Рождение  Геракла и его детство

Зевс принял облик мужа и двоюродного брата Алкмены, фиванского царя Амфитриона из Трезен, чтобы зачать Геракла. Зевс остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. В ночь, когда Геракл должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Зевс говорит богам, что следующий младенец, который относится к роду Персея, будет владыкой Пелопонесса. Гера, женаЗевса, догадывается, что муж ее обманул. Она задерживает рождение Геракла у его матери и ускоряет рождение недоношенного Еврисфея, сына Сфенела (двоюродный дед Геракла) и Никиппы, также персеид. Нарушить клятву Зевс не может, и власть получает Еврисфей. Так Геракл долгие годы находится на службе у своего трусливого родственника.

Согласно римскому поэту Овидию, день рождения Геракла праздновался в день зимнего солнцеворота, как и дни рождения других календарных богов. Как говорил Феокрит, Гераклу было десять месяцев, когда солнце покидало двенадцатое созвездие Зодиака, то значит — Алкмена родила его в день весеннего равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и другие народы праздновали Новый год. Тогда понятно, почему про Зевса сказано, что он осветил чертог, где происходили роды.

При рождении Геракла назвали Алкид (Ἀλκείδης) — «потомок Алкея» (отец Амфитриона, сын Персея), Алкей - дед Геракла. Другой его дед - Электрион, отец Алкмены, сын Персея, царь Микен, муж Анаксо; был случайно убит Амфитрионом. Алкид до перемены имени был известен как Палемон.

Гера оказалась приемной матерью Геракла (миф о Зевсе и Рее). Афина обманом заставила Геру покормить грудью Геракла. Младенец причинил богине боль, и она оторвала его от груди. Брызнувшая струя молока превратилась в Млечный Путь (вкусив этого молока, Геракл стал бессмертным).

Когда Геракл был младенцем, к его колыбели ревнивая Гера подослала двух змей. Она захотела умертвить Геракла. Брат будущего героя, сын Алкмены и Амфитриона, увидавши змей, завизжал, и Геракл схватил и задушил змею голыми руками (вариант: безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто из близнецов полубог).

Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара. Согласно Пиндару, герой был невысокого роста. Либо рост Геракла был 7 футов (2,06 м).

Он изображался: ребенком, душащим змей; юношей, отдыхающим после подвига или совершающим подвиг; могучим бородатым мужчиной, вооруженным палицей из дуба/ясеня/оливы) и одетым в шкуру убитого им Немейского льва.

Юность

В детстве Геракл был дафнофором (носящим лавр) и принес в дар Аполлону Исмению треножник.

Амфитрион пригласил для сыновей лучших учителей: Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук).

Геракл - гонимый герой, он случайно убил лирой Лина, брата Орфея; поэтому вынужден удалиться в лесистый Киферон.

Гераклу явились две нимфы: Порочность и Добродетель, они предложили ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующимисловами: «Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе. Друзьям моим приятно и без хлопот бывает вкушение пищи и питья, потому что они ждут, чтобы у них появилась потребность в этом. Сон у них слаще, чем у праздных; им не бывает тяжело оставлять его, и из-за него они не пренебрегают своими обязанностями.

12 подвигов Геракла

Каноническую схему из 12 подвигов (ἔργα «деяния» или πόνοι «труды», «тяготы») впервые установил Писандр Родосский в поэме «Геракла». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал. Пришлось выполнить еще два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил первые 10 подвигов, за 12 лет — все.

1. Удушение Немейского льва

2. Убийство Лернейской гидры.

3. Истребление Стимфалийских птиц

4. Поимка Керинейской лани

5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

6. Очистка авгиевых конюшен.

7. Укрощение критского быка

8. Похищение коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)

9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

10. Похищение коров трёхголового великана Гериона

11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид

12. Укрощение стража Аида — пса Цербера

1 подвиг. Геракл получил приказ от Еврисфея, он должен добыть шкуру льва, который живет возле города Немей. Никаким оружием льзя ранить этого льва.

Геракл пытается поразить стрелами льва, но безуспешно. Тогда герой решает загнать льва в его логово и оглушает ударом дубины и душит руками. Когтями этого же убитого льва он снимает шкуру. Геракл надевает на себя шкуру немейского льва, и он становится неуязвим.

Немейский лев — в древнегреческой мифологии сын Тифона и Ехидны, лев чудовищной величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Либо рожден Ехидной и Орфом, вскормлен Герой, царствовал в области Апесанта, Немеи и Трета; либо выкормлен Селеной, либо порождение Селены. По Геродору и Анаксагору, упал с луны.

2 подвиг. Еврисфей заставляет Геракла убить ужасную гидру — девятиглавую змею. Она истребляет скот и дыханием убивает любого, кто пытается приблизиться к болоту, которое расположено рядом с городом Лерны.

У змеи герой отсекает несколько голов, но на каждом месте отсеченных голов вырастает две новых. Тогда Геракл зовет на помощь племянника Иолая, который прижигает огнем раны змеи, и головы больше не вырастают. Герой отсекает главную голову, которая обладает бессмертием, разрубает тело гидры, а острия стрел смазывает смертоносной желчью. Узнавши, что Гераклу помогал Иолай, Еврисфей не засчитывает этот подвиг Гераклу.

Лернейская гидра (древнегреческое Ὕδρα, «водяная») — в древнегреческой мифологии дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах.

3 подвиг Геракла — на Стимфалийском болоте истребить Стимфалийских птиц-людоедов, у которых были железные перья, клюв и когти.

Стимфалийские птицы — в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Они были вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали на людей и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей. Согласно Павсанию, Стимфалидами называли птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской со статуями девушек с птичьими ногами.

4 подвиг — поимка живой Керинейской лани и доставка её в Микены. Это было трудное задание, поскольку догнать лань, не знающую усталости, никто не мог.

Керинейская лань — в древнегреческой мифологии чудесная, не знающая усталости лань Артемиды с золотыми рогами и медными ногами, обитавшая в Ойное. Ее посвятила Артемиде Таигета. Существо было послано Артемидой в Аркадию как наказание людям: лань опустошала поля. Согласно Каллимаху, ланей было пять, ростом больше быка, с золотыми рогами, они паслись у Анавра, четырех настигла Артемида и запрягла в свою колесницу, но одна по воле Геры убежала.

5 подвиг — укрощение Эриманфского вепря, топчущего урожай и битва Кентаврами. Во время этого подвига Геракл случайно ранил стрелой, отравленной в яде лернейской гидры, кентавра Хирона, своего учителя. Кентавр умер в муках. (О Геракле и кентаврах говорилось в комедияхЭпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета).

Эриманфский вепрь — в древнегреческой мифологии огромный кабан, живший на горе Эриманфе и опустошавший окрестности города Псофиды в Аркадии на горе Лампея.

Кентавры — в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.

6 подвиг заключается в том, что Геракл должен очистить конюшни Авгия от большого количества зловонного навоза.

Герой предложил, чтоб ему отдали десятую часть табуна, и он очистит конюшни за один день. Царь согласился. Тогда Геракл благодаря своей силе отвёл в новое русло воды двух рек. И реки начали течь через скотный двор, промывая его полностью. Очистивши скотный двор, Авгий не захотел отдавать скот Гераклу. Тогда Геракл решил убить царя. И Еврисфей не засчитал Гераклу и этот подвиг из-за того что Геракл потребовал плату.

Авгий (Авгей, Авгеас, древне-греческое Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς «блистающий») — в древнегреческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса и Гирмины, обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе огромные конюшни (так называемые «Авгиевы конюшни», в которых на самом деле содержались прежде всего быки и козы). Упомянут в «Илиаде» в рассказе Нестора (XI 701).

7 подвиг — прекрасного быка бог Посейдон подарил критскому царю Миносу, для того чтоб Минос мог принести быка в жертву морскому богу. А Минос не хочет убивать быка. Тогда бог послал на быка бешенство. Бык опустошил остров и всех жителей города держал в страхе. Геракл, отправившись на остров Крит, борется с быком, но все-таки укротил его и, держа его на спине, переплыл море. Гераклу потребовалось несколько дней, чтобы укротить свирепого критского быка.

Критский бык (позднее Марафонский бык) — в древнегреческой мифологии бык критского царя Миноса. По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно считается, что Зевс сам стал быком).

Восьмой подвиг. Прошли годы. Геракл совершил 8-й подвиг, заключающийся в захвате кобылиц, которых кормят человеческим мясом чужеземцев. Герой одержал победу над царем Диомедом, похитил его коней и принес их Еврисфею. Абдер, молодой человек, сын бога Гермеса; был съеден конями Диомеда.

Кони Диомеда — в древнегреческой мифологии кони Диомеда, царя бистонов, жившего во Фракии. Эти кони были невероятно прекрасными животными, и никакие путы не могли удержать их, поэтому животные были прикованы цепями в стойлах. Кормил же царь своих животных человеческим мясом.

В девятом подвиге Геракл сразился с воинственными амазонками. Он должен был выкрасть волшебный пояс бога Ареса, который находился у царицы амазонок Ипполиты.

Амазонки (древнегреческое ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Десятый подвиг — похищение коров трёхголового великана Гериона. По рассказу, когда Геракл отправился за коровами, у него была двуглавая собака и бронзовый горшок, он забрался на ствол ольхи и достиг Эрифии. В это время Геракл поставил по сторонамГибралтара Геркулесовы столпы.

Коровы Гериона — в древнегреческой мифологии коровы великана Гериона, имевшего три туловища, три головы и по шесть рук и ног. Герион приходился сыном Хрисаору и океаниде Каллирои. Пас свои стада Герион на острове за западным океаном.

Одиннадцатый подвиг. Совершая свой 11-й подвиг, Геракл должен украсть в садах Гесперид яблоки вечной молодости из золота, которые подарила мать-земля Гея Гере. Боясь гнева Геры, Еврисфей не взяла яблоки у Геракла, и Афина возвратила яблоки в сады обратно. Во время путешествия за яблоками Геракл угрожал Гелиосу луком и переправился через море в кубке Гелиоса (или в котле), затем угрожал луком Океану. Ранил стрелой Гелиоса.

Расстроенный Еврисфей понял, что ему не получится избавиться от Геракла.

Геспериды (древнегреческое Ἑσπερίδες) — в древнегреческой мифологии нимфы, дочери Геспера — Вечерней Звезды и Нюкты — Ночи (по другой версии — дочери Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки.

Двенадцатый подвиг для Геракла: он должен привести Цербера, трехглавого пса, который охраняет царство Аид, Еврисфею. В надежде, что Геракл не вернется из царства, но Геракл справляется и с этим подвигом. Для этого Гераклу приходится своими могучими руками придушить пса, а потом отпустить его в царство теней, чтоб тот охранял царство.

Смерть Геракла

Геракл, корчившись от боли, пытался сорвать с себя все одежды, которые были пропитаны кровью Несса и сдирались вместе с кожей. Деянира поняла, что сама убила своего мужа, закончила жизнь самоубийством, бросившись на меч. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, Геракл бросился в огонь, чтоб избавиться от мук. Большой костер согласился поджечь Филоктет (либо Геракл был сожжен на горе Эта сыновьями). Погребальный костер Геракла пыталась потушить река Дирас. Геракл погиб в огне и обрёл бессмертие.

Согласно некоторым авторам, Геракл умер в 52 года. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдаа за него замуж свою дочь Гебу, богинювечной юности. Их дети: Алексиарес и Аникет — близнецы, младшие боги, стражи Олимпа.

4. Работа с учебником 

1) Чтение и анализ эпиграфа к разделу.

2) Чтение с последующим пересказом статьи о мифах.

3) Беседа по вопросам учебника

3. Знакомство с текстом.

1) Чтение и подробный пересказ шестого подвига Геракла «Скотный двор царя Авгия».

– Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Можете ли вы теперь сами объяснить смысл и происхождение выражения «авгиевы конюшни»?

– Когда и при каких обстоятельствах происходили Олимпийские игры, как они были учреждены?

2) Чтение  двенадцатого  подвига  Геракла  «Яблоко  Гесперид»,  его  анализ.

– Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла?

– Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас?

– Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание: прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» (в переложении Н. Куна).

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Конспект урока по литературе на тему "Мифы Древней Греции" (6 класс)

Мифы Древней Греции

1. Орг. Момент

2.Осн. часть

Слово учителя

Первичное восприятие

Пересказ

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Можете садиться.

Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с темой прошлого нашего урока. И звучать она будет так: «По берегам Эллады», т.е сегодня мы будем изучать мифы Др. Греции. Прежде всего давайте вспомним, что же такое миф?

( Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные, Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки).

- Вспомните, а мы говорили про это на прошлом уроке, какая страна является родиной мифов?

(Др. Греция)

Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Как вы думаете почему?

(она интересна, её истории отражают современный мир изнутри, очень много фразеологизмов пришли к нам из мифов)

- Как вы думаете зачем греки создавали свои мифы?

(Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.)

В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры.

Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги - всё родилось из Хаоса. Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля - могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.

infourok.ru