Конспект по истории "Территория, природа, население Древней Греции". Конспект история древней греции
План-конспект по истории древнего мира по теме "Религия Древней Греции"
Тема урока: «Религия и мифы Древней Греции».
Цели: 1. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.2.Подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.Задача для учащихся: познакомиться с религией и мифами о древнегреческих богах и героях, обобщить полученные данные в виде таблицы.Оборудование: презентация «Мифы и религия древних греков», раздаточный материал (таблица), учебник.
Тип урока: комбинированный урок
Часть детей получила опережающее домашнее задание: Подготовить сообщение о Олимпийском боге.
Ход урока.I. Организационный момент.II. Изучение нового материала.Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать историю Древней Греции и тема нашего урока «Мифы и религия древних греков»
Учитель: Давайте вспомним, где расположена эта страна, ее природно-географические особенности, и назовем основные виды деятельности древних греков? (устные ответы)
(задания по карточкам)- др. группа учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с религией древних греков.Учитель: что такое религия?
Примерные ответы учеников: Религия-это вера человека в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им .
Постановка задачи на урок. Наша с вами задача, на этот урок –
- познакомиться с религией Древней Греции и мифами о древнегреческих героях и богах.
- ответить на вопрос: почему религиозные представления греков были связаны с природными явлениями?
Доклад ученика: Самым первым божеством древних греков был бог Уран - безграничное и огромное небо. Который женился на богине Гее, и у них родилось множество детей: сначала титаны – шесть огромных гигантов, затем циклопы (одноглазые чудовища), а потом три уродливых монстра, каждый с сотней рук и пятьюдесятью головами – гекатонхейры.
Уран встречал рождение каждого из своих потомков с ужасом. Глядя на них, Уран боялся, что когда-нибудь дети восстанут против него и убьют. Поэтому он стал глотать каждого новорожденного ребенка, а уже подросших бросил в Тартар – мрачную Бездну.
Гея страдала. Тогда она выковала из железа очень крепкий серп, который способен был срубить любую голову и спустилась с ним в Тартар, где томились ее дети. Титан Кронос решил восстать против отца. Он убил Урана и занял его трон, выпустив на волю своих братьев и сестер – титанов и взяв в жены богиню Рею. Кронос боялся, что его дети когда-нибудь так же, как и он, восстанут против него и свергнут с Олимпа. Потому он приказал своей жене Рее приносить ему своих новорожденных детей и проглатывал их. Но Рея спрятала последнего своего ребенка на острове Крите, в глубокой пещере, а Кроносу вместо него отдала завернутый в пеленку камень, это был Зевс.
Так появился самый главный бог греков – бог Зевс, вокруг которого и складывается греческий Олимп богов.
III. Объяснение.
Учитель: По представлениям эллинов, в их стране обитали не знающие старости и смерти боги. Дворцы, где они беззаботно жили и пировали, питаясь амброзией, находились на самой высокой горе Балканского полуострова – Олимп. Поэтому богов называли олимпийскими.
infourok.ru
Конспект по истории "Территория, природа, население Древней Греции"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск
Античность Древнейшая Греция Урок 1. Территория, природа, население Древней Греции
5 класс «История. Древний мир» Уколова В.И.
Гудзишевская Н.В.
2017/2018 учебный год
Конспект урока.
Цель: показать обучающимся зависимость хозяйственной деятельности людей древности от природно-климатических условий
Задачи:
познакомить обучающихся с территорией, природно-климатическими условиями, населением Древнейшей Греции
продолжить формирование умений анализировать карту, определять географическое положение страны, работать с текстом учебника, сравнивать, выявлять общее и различное.
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «История. Древний мир» Уколова В.И., тетрадь – тренажер к учебнику.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Мотивационно-целевой момент.
Слайд 1. Учитель знакомит с темой урока.
С чего бы вы начали знакомство с новой страной? Выслушивает ответы учащихся. Обобщает ответы учащихся: как правило, знакомство с новой страной начинается с определения местоположения, природно-климатических условий с населением страны, их основными занятиями.
Вспомним Древний Египет. Жители этой страны, считали, что Египет – дар Нила. Почему?
Предположите, какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Выслушивает ответы учеников)
Слайд 2. Знакомит с главной целью урока: Как географическое местоположение и природно-климатические условия Древнейшей Греции повлияли на занятия населения.
Слайд 3. План урока:
1.Местоположение Древней Греции.
2.Особенности природы и климата.
3. Население, основные занятия древних греков.
Изучение нового материала:
Слайд 4. Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад называвшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса, о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла.
Название Греция и греки дали стране и населению римляне.
Слайд 5. Местоположение Древней Греции.
Откройте карту на стр. 20 ваших атласов.
Древняя Греция занимала юг Балканского п-ва, полуостров Пелопоннес, множество островов в северо-восточной части Средиземного моря, а также восточное побережье Малой Азии.
Определите, какие моря омывают Балканский полуостров с востока и запада? Показ учеником по карте на слайде. (С востока – Эгейское море. с запада – Ионическое море).
Побережье древней Греции изрезано морскими заливами, удобными для стоянки кораблей.
Слайд 6. Особенности природы и климата. Продолжаем работать с атласом, следим за показом по карте на слайде.
По своим природным условиям материковая древняя Греция делится на три части: Северную древнюю Грецию, Среднюю и Южную.
Слайд 7. Северная Греция — это суровый горный край. Здесь нередко бывают дожди и снежные метели. Самая высокая гора — Олимп (почти три километра высотой). Её вершина всегда покрыта снегом. Древние греки верили, что на Олимпе живут боги.
infourok.ru
Конспект урока истории "Древняя Греция" страница 5
4 конкурс Разделите список имен на две части, перечислив сначала мифологических персонажей. А затем реально живших людей. Каждое имя сопровождается кратким пояснением.
Следующий конкурс «Афины или Спарта?». Перед вами 2 города: Афины и Спарта. В каком бы городе вы хотели жить? Почему? В какой бы школе, афинской или спартанской вы хотели бы учиться?
Подведём итог: итак, с этим заданием вы тоже справились хорошо и принесли в копилку своей команды новые очки.
Проведение физкультминутки
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы! Присаживайтесь.
Учитель: Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.
Следующий наш конкурс « Лента времени». Перед вами даты истории Древней Греции. Ваша задача - назвать события, связанные с этими датами. (Слайд 8)
776 г. н. э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н. э. – реформы Солона
490 г. до н. э. - Марафонская битва
480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)
338 г. до н.э. – сражение близ города Херонея
334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник
Подведём итог: итак, с этим заданием вы тоже справились хорошо и принесли в копилку своей команды новые очки.
Подведём итог: Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить знаменитую местность - Олимпию, на которой проводились Олимпийские игры. Следующее наше задание так и называется «Олимпийские игры».
- Кому были посвящены эти игры?
- Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. За это спартанцам запретили 20 лет принимать участие в Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? (Игры носили миротворческий характер, они объединяли эллинов, враждующих между собой. Незадолго до Олимпийских игр в Греции устанавливался священный мир, и никто не имел права воевать.)
Учитель: Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метнуть в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний
infourok.ru
Конспект урока истории "Древняя Греция" страница 6
- Назовите, как называлось это состязание? (пятиборье)
- Какие виды соревнований оно включало? (бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба).
- Какие еще соревнования добавились к Олимпийским играм? ( скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей).
- Перечислите самых известных олимпиоников?
- Чем отличаются древние Олимпийские игры от современных?
- А в каком году олимпиада проходила в России?
Учитель: Молодцы, вы вспомнили героев олимпийских игр. И теперь мы с вами можем дальше отправиться в путешествие. Говоря об удивительной стране – Греции, ее народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далекие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории. И следующее наше задание называется
Конкурс «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.
Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев, передать содержание.
Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре
Миф 2. корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)
Миф 4. яблоко с надписью « Прекраснейшей ( миф о начале Троянской войны)
Подведем итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой по приданию греков, жили боги.
Пантомимы в исполнении учащихся 5кл.: Яблоко раздора. Название города Афины.
Конкурс: «Боги Древней Греции».
Перед вами мерцающие картинки. Ваша задача остановить картинку и назвать бога, который на ней изображен. (Слайд 7)
1) Колесница, орёл, молния. ( Зевс – бог грома и молнии)
2) Меч, шлем, копьё ( Арес – бог войны)
3) Трезубец. Дельфин ( Посейдон – бог моря)
4) Зеркальце, золотое яблоко ( Афродита – богиня любви и красоты)
11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева ( Афина – богиня мудрости и справедливости)
12) Волшебные сандалии ( Гермес – вестник богов)
Подведение итогов.
В начале урока вам было поручено задание - ответить на вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция?» Пришло время дать ответ. (Олимпийские игры, демократию, творцов философии, образцы художественного творчества - скульптуру, архитектуру, зодчество, росписи, керамику, поэзию, драматургию, лирику, а также мифы и сказания Античной Эллады.)
infourok.ru
Конспект урока по истории на тему «Древняя Греция»
14
Тема 3.2. Древняя Греция.
Данный урок посвящен знакомству с историей и культурой Древней Греции. Древнегреческое общество играло особую роль в истории древности, именно в этом регионе возникло такое явление, как демократия (происходит от греческих слов «демос» – народ и «кратос» – власть, т. е. «власть народа»). Традиции современной демократии во многом перекликаются с традициями древнегреческого политического устройства. Именно там человек впервые перестал быть подданным и стал гражданином – участником политической жизни.
Древняя Греция часто представляется единой цивилизацией с единой культурой и политическим строем, но на самом деле это было далеко не так. Единой Греция становится лишь в VI–V вв. до н.э. и то только в культурном смысле. Само понятия Греция возникло в римские времена, так называлось одно из племен, с которым познакомились римляне на территории запада от Балканского полуострова. Сами греки называли свою страну Эллада, а себя эллинами.
На территории Греции проживало много различных народностей и племен. Считается, что в Греции было так называемое догреческое население, это были племена, которые населяли Балканский полуостров до прихода туда индоевропейцев. До классических греков эти племена не дошли, сохранились лишь их названия:
Пеласги
Лелеги
Корийцы
Собственно греческих племен было несколько, и они переселялись на территорию юга Балканского полуострова в разное время. В III – начале II тыс. до н. э. пришли первые греческие племена – ахейцы. Они населили районы центральной Греции и острова Эгейского моря. В XII–XI вв. до н. э. на территорию Греции пришли дорийцы, которые завоевали Балканский полуостров и осели в определенных районах: в классическую эпоху дорийцы населяли юг полуострова Пелопоннес, а также острова Кипр и Крит. В VIII–VII вв. до н. э. на территорию Греции переселилось 2 крупных союза племен: ионийцы и эолийцы.
Периодизация истории Древней Греции
1. Эпоха древнейших (ранних) цивилизаций (XXII–XII вв. до н. э.):
Минойская цивилизация (XXII–XII вв. до н. э.), располагалась на острове Крит.
Микенская цивилизация (XVI–XII вв. до н.э.), располагалась в материковой Греции.
2. Полисный этап – самый большой и самый важный в истории Древней Греции (XI–IV вв. до н. э.). Основной формой государственного образования Греции этой эпохи становится полис – город-государство. В полисный этап входит:
Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.). В это время в Греции практически не было письменных источников, поэтому гомеровский период также нередко называют «Период темных веков».
Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.).
Классический период (V–IV вв. до н.э.). В это время жили величайшие умы того времени: Платон и Аристотель, именно поэтому он получил такое название.
3) Эпоха эллинизма (конец IV–I вв. до н. э.). Эллинизм – это время греко-восточного синтеза. Эта эпоха начинается после эпохи завоеваний Александра Македонского, которые проходили в 334–324 гг. до н. э. В конце I века до н. э. заканчивается история независимой Греции, в это время она входит в состав Римского государства.
Минойская цивилизация
Первой ранней цивилизацией на территории Древней Греции была Минойская. Она находилась на территории острова Крит. Свое название она получила от легендарного царя Миноса, который якобы объединил весь остров под своим началом. На территории Крита до 1700 года существовало множество независимых государств. Такие государства сохранились в виде городов, которые были их столицами: Кносс, Фест (рис. 1), Маллия. В каждом из таких поселений располагался царский дворец, который служил доказательством политической самостоятельности и независимости этих территорий вплоть до 1700 года до н. э. Каждое из этих государств было небольшим, однако довольно крепким как с политической, так и с экономической точки зрения.
Около 1700 года до н. э. в Восточном Средиземноморье произошло мощное землетрясение. Оно привело к тому, что прежние города оказались разрушены. Землетрясение означало невероятный культурный упадок. Но после землетрясения Крит начинает постепенно объединяться. Центром объединения стал город Кносс, который располагался в центральной части острова Крит. Именно в городе Кноссе жил царь Минос, с именем которого греческая традиция связывает возникновение единого Критского государства. В Кноссе был обнаружен огромный дворец, его площадь составляла около 16 тысяч кв. метров. Это было многоэтажное здание и в то время казалось чудом инженерной техники: широкие дворы, огромные световые колодцы, храмы, помещения для стражи, огромное количество комнат, коридоров (рис. 2). Единого проекта строительства этого дворца не было. Видимо, изначально это было небольшое сооружение, к которому постепенно пристраивали комнаты, коридоры, дополнительные этажи, террасы и сопутствующие сооружения. Древние греки назвали этот Дворец критских царей лабиринтом (рис. 3). Символом власти на острове Крит был обоюдоострый топор, который по-гречески называется лабрис. Слово «лабиринт» означало «дом того, кто лабрисом владеет». Впоследствии лабиринтом стали называть любое запутанное сооружение. Характерной чертой Кносского дворца были водопровод и канализация, огромные терракотовые ванные, расписанные дельфинами. К сожалению, до наших дней дворец дошел лишь в руинах, но даже по остаткам этого сооружения можно составить себе представление об этой великой цивилизации.
На территории Крита было создано единое государство, которое построило единую сеть дорог. Согласно легенде, в лабиринте жил Минотавр (рис. 4) – чудовище, человек с головой быка, которое обитало в Кносском дворце и которому якобы привозили на растерзание пленников с территории материковой Греции. Современные историки версию о минотавре подтверждают, но речь не шла о человеке с головой быка. Бык был тотемным животным в Минойской цивилизации, ритуальные бои с быками проводились в центральном дворе Кносского дворца. В Кносском дворце присутствовали фрески, изображавшие такие бои с быками (рис. 5).
Военного флота на Крите не было, торговый флот был настолько мощным, что противники боялись входить в воды Крита. Известно, что на своих кораблях критяне возили зерно и ремесленные изделия на территорию Древнего Египта. В Египте сохранились росписи, на которых изображены критские торговцы.
Как же могла погибнуть столь мощная и сильная цивилизация? В 1480 году до н. э. произошло извержение вулкана Сантарин. С природной стихией справиться невозможно, и в результате извержения вулкана Критская цивилизация серьезно ослабла. С экономической точки зрения потери были колоссальными. Поэтому когда в XII веке на территории Крита появились дорийцы, критяне очень быстро сдались.
Микенская цивилизация
На территории материковой Греции существовала Микенская цивилизация. Политического единства здесь не было никогда. Существовало несколько десятков городов: Микены, Тиринф, Пилос, Аргос. Археологи свидетельствуют о том, что еще в микенские времена, а это середина II тыс. до н. э., существовала Микенская крепость (рис. 6). Микенские города представляли собой крепости, историки их называли цитаделями. Одна из самых мощных крепостей была у города Тиринф, в толщину насчитывающая до 17 метров. Война была основным занятием для обитателей Микенской цивилизации. Конечно, там существовали земледелие, скотоводство, развитое ремесло, но большую часть времени микенцы проводили в различных походах.
Нельзя недооценить культурный вклад микенцев. До наших дней дошли памятники культуры, в частности «Львиные ворота» в Микенах (рис. 7). В 1939 году археологи раскопали огромный царский дворец в Пилосе, который скорее напоминал роскошные минойские дворцы, чем микенские постройки, наподобие крепости. В Пилосском дворце обнаружен архив из царских табличек, благодаря которому стала доступной информация о том, как жили люди в Микенах того времени.
Полисный этап, Гомеровский период
О войнах, которые вели в то время, мы можем говорить благодаря знаменитым поэмам Гомера. В «Илиаде» описывается один из последних крупных военных конфликтов между городами этой цивилизации. Известно, что было создано объединение микенских городов под руководством царя Агамемнона (рис. 8), и именно это объединение отправилось воевать под стены Трои. Исторический характер Троянской войны у современных историков сомнения не вызывает. Однако историки до сих пор спорят о том, когда имела место Троянская война. Называются самые разные даты, но большинство историков сходятся на том, что этот конфликт имел место во второй половине XIII века до н. э. (примерно 1240–1200 годы до н. э.).
Почему именно эта война вошла в историю и так подробно рассматривалась Гомером? Это была последняя крупная война в истории Микенской цивилизации. В ней принимали участие воины из самых разных микенских городов.
Примерно в то же время, когда ахейцы сражались у стен Трои, на севере возникла новая угроза. К границам греческих городов придвинулись новые племена – дорийцы. Историки спорят о степени их родства с ахейцами. Приходят к мнению, что и ахейцы, и дорийцы были индоевропейцами и имели много сходных черт в языке и в культуре. В XIII–XII вв. до н. э. дорийцы завоевали практически всю территорию Греции, и это событие вошло в историю как «дорийское нашествие».
Именно дорийское вторжение было тем событием, которое отделяло эпоху ранних цивилизаций от полисного этапа истории Греции. Разрыв между дорийцами и ахейцами был серьезным, ведь у дорийцев не было ни письменности, ни земледелия, уровень развития ремесла был на более низком уровне, чем у ахейцев.
Греки, которые имели до этого письменность, в XII–XI вв. до н. э. ее потеряли. Грекам вновь понадобилась письменность в VIII–VII вв. до н.э., и они стали использовать финикийское письмо. Важно отметить, что письмо, которым пользовались древние греки до XII века до н. э., было иероглифическим, а благодаря дорийцам в Древней Греции появился заимствованный из Финикии алфавит.
Что касается культурного разрыва, то он проявился в том, что Греция переживала период упадка. Отсутствие письменных источников проявилось в названии «Темные века», которое точно характеризует эту эпоху.
С археологической точки зрения в Греции практически не осталось свидетельств этой эпохи. Возможно, города в это время пропали, люди жили в небольших деревушках, а следов от этих поселений не осталось.
Такая деградация касалась Греции еще и в политическом, а также в социальном плане. Исчезла мощная царская власть, прежние цари стали не более чем военными вождями. В поэме Гомера «Одиссея» можно увидеть, что образы царей серьезно отличаются от тех, к которым мы привыкли.
Из достижений дорийцев можно выделить то, что они были этносом, который обладал техникой выплавки железа. Этой техники у предшественников дорийцев не было. До сегодняшнего дня является загадкой то, откуда же взялась такая совершенная техника у столь отсталых племен. Прежняя версия о том, что дорийцы, возможно, принесли эту технику из Альп, сейчас историками пересматривается. Многие утверждают то, что эта техника была заимствована с территории Малой Азии.
Развитие техники выплавки железа приводит к тому, что в Греции снова появляется высокоспециализированное ремесло. Это происходит в конце гомеровского периода, а расцвета ремесло достигает в архаическую и классическую эпоху. Ремесленников в это время называли демиургами – работающими на народ. Вновь возникла совершенная техника вазописи, техника изготовления гончарных сосудов, а также техника изготовления металлических предметов и строительство каменных зданий. Многие виды ремесла в Греции возрождаются на стыке гомеровского и архаического периодов.
Развитие ремесла приводит к развитию торговли. Именно в Греции впервые появляется такая форма расчета, как деньги (рис. 9). В середине VII в. до н. э. первые монеты были отчеканены в государстве Лидия, которое находилось на западе полуострова Малая Азия. Через несколько лет монеты начали чеканиться на греческом острове Эгина. Именно отсюда техника чеканки монет распространяется по всему миру.
роявлением экономического и политического развития цивилизации является рост населения. Именно в это время количество жителей в Древней Греции растет. Это приводит к тому, что перестраиваются греческие армии. Вместо армий, которые состояли из всадников и колесничих, возникают массовые армии. Они состояли из тяжеловооруженных воинов – гоплитов (рис. 10). То государство, которое обладало лучшей армией, могло претендовать на влияние и политику других городов.
Уже в самом начале эпохи архаики греческие города начинают разделяться на те, которые обладали таким влиянием, и на города, которые не имели никакого влияния. Военный момент был далеко не единственным. Многие города прославились благодаря храмовым центрам, которые располагались на их территории, или источниками сырья. Два главных греческих полиса – это Афины и Спарта, возникли именно благодаря той военной силе, которую они могли представлять собой. Афины и Спарта возникли примерно одновременно, в IX–VIII вв. до н. э. Легенды говорят о том, что их возникновение относится к еще более раннему времени. Противостояние между Афинами и Спартой продолжалось почти всю архаическую и классическую эпоху. Они имели слишком много различий в общественном, политическом, экономическом и даже культурном устройстве.
Полисный период развития Греции
Данный урок продолжает знакомство с Древнегреческой цивилизацией. В архаическую эпоху в Греции основной формой политического устройства становится полис. Напомним, что полисный этап включает в себя гомеровский период, который был рассмотрен на прошлом уроке, архаический и классический периоды в истории Древней Греции. Полис – это понятие многозначное. Во-первых, полис – это город-государство (то есть город и сельскохозяйственная округа). Большинство жителей полиса проживало в городе, а в сельской округе имело земельный надел, который обрабатывало). Во-вторых, полис – это античная гражданская община. Это понятие предполагает, что все свободные коренные жители этого города являлись его гражданами и могли принимать участие в управлении этим городом-государством. В каждом греческом полисе главным органом власти было народное собрание (рис. 1), которое в каждом полисе могло называться по-разному. Однако это совершенно не означало, что в полисе не было официальных чиновников. Как правило, чиновники избирались членами народного собрания и перед ним отчитывались.
Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население – примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта.
Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240–250 тысяч человек.
Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200–220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.
Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2). Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.
Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) – это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы – колония Горгиппия.
Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.
Греческий полис Спарта
Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия, там одновременно правили 2 царя.Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.
Спартанскую общину называли общиной равных: все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.
Такая система общественного устройства была ориентирована, главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.
Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами, принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием. Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V–VI вв. до н. э.
Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы, что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.
Греческий полис Афины Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом. В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея, который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм – законы Драконта. Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности. Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.
Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией. Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. – Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм – политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название – остракизм.
Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.
Период греко-персидских войн
Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500–449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества. Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу – город Сарды. Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города – Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.
Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э. Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.
Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.
Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э. Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6). Битва окончилась поражением персов.
В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс. Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.
Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. – Саламинское морское сражение (рис. 7). Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город – ведь персы подожгли Афины – понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.
Эпоха расцвета афинской демократии
Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки – приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200–220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10–15 тысяч человек.
Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора. Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы. Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы. Были стратеги – военачальники, а также флотоводцы – навархи, чиновники, следившие за правильностью мер и весов – метрономы.
В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.
Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз, в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.
Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8), который руководил городом на протяжении 15 лет.
Пелопонесская война между Афинами и Спартой
В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война. Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.
multiurok.ru
Конспект урока истории "Древняя Греция" страница 2
Содержание учебного материала к уроку базируется на учебнике:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2012г.
Ход работы
І. Организационный момент. Рефлексия настроения.
Создание рабочего настроения.
Учитель: Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
II. Мотивация учебной деятельности.
(звучит греческая музыка) (Слайд 1)
Слово учителя
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего ж знаменитый народ (музыка заканчивается)
Греки любят рассказывать такую легенду. Когда Бог все раздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации, родина демократии. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.
III. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов.
Учитель: О Древней Греции можно говорить часами. И мы посвятили знакомству с ней достаточно времени. Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний по данной теме.
Откройте тетради и запишите тему урока. Тема урока.… А впрочем, попробуйте сами сформулировать тему урока.
Ответы учащихся: «Повторение по теме: Древняя Греция»
И если вы будете работать в полную силу, то в конце этого урока сможете:
-соотносить даты и события;
-раскрывать смысл понятий и терминов;
-презентовать результаты групповой и индивидуальной деятельности;
-формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения.
Проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру?»
Давайте проверим уровень Ваших знаний. Совершив виртуальную экскурсию путешествие в «машине времени» в прошлое: учитель предлагает сомкнуть руки, т.е. «пристегнуть ремни безопасности», закрыть глаза. Раздаётся щелчок, (Слайд 2)
означающий «старт». По мере приближения к прошлому, начинает звучать музыка. Сначала едва слышно, затем всё отчётливее и громче.
Учащиеся делятся на две команды - «Илиада» и «Одиссея». Игра начинается.
- Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам (эти слова произносятся во время «полета» детей)
Вам необходимо конкурс «Набери команду». Вы читали произведение «Илиада» и «Одиссея» и вам предстоит отобрать героев своей команды:
infourok.ru
Конспект урока по истории "Древнейшая Греция.Греки и Критяне ."
Методическая разработка
история 5 класс
Тема урока :
«Древнейшая Греция. Греки и критяне»
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: путешествие.
Автор : Кузнецова Кристина Галиевна,
учитель истории и обществознания.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар
средняя общеобразовательная
школа №45
имени адмирала Ф.Ушакова
Краснодар -2016
Тема урока «Греки и критяне» , Первый урок по теме «Древняя Греция».
Цели урока:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать местоположение, природные условия Древней Греции, уметь показать, как они влияли на занятия древних греков;
развивающая: уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о Греции; развитие интереса к предмету; познавательной активности;
воспитательная: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.
Оборудование:
Задачи урока :
- предметные: формирование знаний по истории Древней Греции; знать особенности географического положения, природные условия, занятие населения Древней Грецией;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Ход урока.
1.Огранизационный момент.(2-3 мин.)
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы, проверка готовности рабочего места учеников. Дежурный называет фамилии отсутствующих.
Учитель: Добрый день! Я рада вас всех видеть! Вы готовы к уроку?Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Итак, мы начинаем наше историческое путешествие по Великой Стране История. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Удачи вам и новых открытий!
2. Проверка домашнего задания: работа с тестом по вариантам. (5 мин.)
3. Изучение нового материала.(23 мин.) Физкультминутка(2 мин.)
Учитель: На моем столе вы видите 4 предмета ,которые скрыты от вашего взора под тканью. Давайте откроем первый из них-это корабль, каждый задается вопросом –почему корабль? Так давайте выясним это.
Учитель : Записываем число и тему урока «Древнейшая Греция. Греки и критяне.»
Учитель: Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам.
- Может быть, вы сами попробуете назвать слова, вещи, пришедшие к нам из Греции?
Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции. Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.
Учитель:Что нам необходимо взять с собой, путешествуя на корабле?(карту)
(на мультимедийном проекторе открыта карта )
Учитель: Древняя Греция – страна на юго-востоке Европы, расположена на Балканском полуострове. Полуостров –это часть суши, одной стороной примыкающая к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой. Какие именно моря омывали полуостров ? Открываем страницу и записываем в тетрадь названия морей омывающих полуостров.(Ионические, Средиземное, Эгейское моря)
Учитель: Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам. Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.
Учитель- Теперь мы с вами выяснили, для чего нам был нужен корабль! Открываем следующий предмет. Что мы видим –фигурка козы, рыбы и гроздь винограда. Что бы это могло значить?
Работа в группах.
Учитель:-Сейчас поработаем в группах. Для этого разобьёмся на 4 группы. У каждой группы на листочках свое задание.
Внимание, вы знаете, что самая мудрая птица – это сова. Я предлагаю вам побыть в роли мудрой птицы и выполнить задание - найти в тексте мудрые мысли (главные мысли) и выразить их одной фразой.
- Перед вами таблица, нужно ее заполнить: в 1-м столбике указать природные особенности, во 2-м – назвать основные занятия греков. Вам для выполнения задания 2-3 минут, затем каждая из групп выступит со своим заданием. Не забудьте правила работы в группах: Уважай мнение товарища. Терпеливо выслушай каждого. Любое мнение ценно. В каждой мысли есть доля истины. Проверяем задание. Выступают группы по очереди, заполняем столбики в таблице
Учитель: Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.
Использование приёма «Впишите недостающие слова» для определения
уровня усвоения полученных знаний. Фронтальная работа.
Учитель: Для закрепления полученных знаний впишите недостающие слова в тест слайда ,который вы видите на доске.
Греция расположена на юге _______. Северной границей служит самая высокая гора _______. Берега Греции омывают моря: с запада- __________ , с востока -_________и с юга- ____________. Главными занятиями греков были _____________ , ____________ , ___________ и _______. Греки называют свою страну __________, а себя _________.
Физминутка «Капуста». Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.(сидя)
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Учитель: Молодцы, ребята, все справились!Продолжаем курс на Балканский полуостров!
Что же от нас скрывает третья ткань? Клубок ниток, голова быка!!?
Учитель:На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис)
Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!
Учитель: А сейчас мы поработаем в парах.(продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.)Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), заполните таблицу, которая находится на ваших партах.
Вопросы:
Ответы:
1. Кто такой Минотавр?
2. Кто такой Эгей?
3. А как звали сына царя Эгея?
4. Какой подвиг совершил Тесей?
5. Что такое лабиринт?
6. Кто такой Минос?
7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?
8. К кому за помощью обратилась девушка?
Учитель:- Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?
Дети выдвигают свои гипотезы.
Учитель: - Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.
Учитель: И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».
Учитель: - Представьте себе как зрители наблюдали такие игры с быком, основываясь на иллюстрации! (ответы учащихся).
Учитель: - В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.
Учитель:А что от нас скрывает 4-я ткань , мы узнаем на следующем уроке!
3. Рефлексия. (5 мин)
Учитель: Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ с предложения "Древняя Греция.. " (слушаем ответы учащихся)
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (3 мин.)
Базовый: §24,пересказ, р.т. стр. 6 № 6.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».