Фразеологизм древней мифологии – яблоко раздора, остается популярным и на сегодняшний день. Начало Троянской войны послужило образованию этого выражения, когда богиня ссор и скандалов подкинула на пиршество данный золотой фрукт с одной надписью – «самой прекрасной».
Что такое яблоко раздора?
Считается, что яблоко раздора – это причина вражды, разногласий и споров. В свое время этот фрукт спровоцировал войну, в которой участвовали и боги, и люди. Все споры пошли на основе женской привлекательности и нежелания признать себя менее прекрасной, нежели другая женщина. Сейчас можно услышать от кого-либо «он съел яблоко раздора», и это будет обозначать серьезные выяснения отношений.
Данный фразеологизм широко применяется в наше время. Им легко описать ситуацию, когда человек специально провоцирует, выясняет отношения и раздувает скандал на пустом месте. Считается что примирение после такой вражды практически невозможно, если учесть события древнегреческих мифов. Это был один из случаев, когда Зевс поступил неправильно, тем самым спровоцировав большую трагедию.
Древняя Греция – яблоко раздора
Мифология Древней Греции очень поучительна, а легенда о яблоке раздора говорит о том, что даже незначительная ссора может привести к плачевным последствиям. События того времени происходили на свадьбе Пелея, обычного смертного царя, который брал в жены дочку Зевса – Фетиду. На пиршество были приглашены все боги, кроме Эриды – богини ссор и споров. Это ее и расстроило, и она решила поссорить между собой красавиц Олимпа Геру, Афродиту и Афину. План ее был с одной стороны коварен, ведь она знала насколько богини себялюбивы, но с другой стороны банально прост, ведь фрукт можно было поделить без ссор и войны.
Как появилось яблоко раздора?
Кто же подбросил яблоко раздора? В свадебной кутерьме можно было легко не заметить новых присутствующих. Эрида, которая затаила обиду, что ее не пригласили на пиршество, заглянула к ним и покатила между гостями яблоко. Оно было золотое, имело завораживающий блеск и приятный аромат, но самое главное, на нем виднелась надпись «прекраснейшей». Эта надпись послужила началом Троянской войны, так как рассудить трех богинь, спорящих, кому принадлежит фрукт, доверили Парису, который отдал его Афродите. Она обещала помочь выкрасть ему прекрасную Елену, дочь Зевса – и это было первым шагом, после которого была полностью уничтожена Троя.
Многие из гостей свадьбы не знали, что было написано на яблоке раздора. Такая информация была доступна только главным богам, а Гера, Афродита и Афина считали себя самыми достойными для звания «прекраснейшей». Судить их не взялся даже сам Зевс, доверив эту миссию малоизвестному богу, выращенному в семье пастухов. Позже, он сожалел что поступил так опрометчиво, ведь сделав выбор самостоятельно, можно было бы избежать множества жертв.
Кто съел яблоко раздора?
Но кто съел злополучное яблоко раздора? Вкусить райский фрукт все же пришлось, Афродите – богине любви и красоты. Хоть оно и досталось ей честно, ее соперницы утверждали, что она воспользовалась запретным приемом: пообещала Парису выкрасть его невесту. Многие задаются еще одним вопросом, кому досталось яблоко раздора во времена сотворения мира, когда Адам и Ева были единственными людьми на планете? В данном случае, запретный плод вкусила женщина, и обрекла все человечество на смертное существование.
Яблоко раздора – Адам и Ева
Известно, что Адам и Ева были изгнаны из райского сада за то, что съели запретный плод с древа познания. Но тогда что значит яблоко раздора в данном случае? На самом деле, этот миф появился под влиянием предыдущего, и многие путают два этих фрукта. Ева вкусила плоды с древа, но уточнения о том, что это был данный фрукт расплывчато, такая словоформа не соответствует их истории. В основу райского мифа лежит змей искуситель, который подговаривал молодую женщину на нарушение поставленных правил и в итоге она поддалась его уговорам.
womanadvice.ru
Миф древней Греции яблоко раздора. Из какого мифа. Яблоке. Краткое содержание. Читать.. На было написано.
миф древней греции яблоко раздора
Эрида, узнав, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, рассердилась и решила отомстить, нарушив согласие, царившее среди гостей. Мгновение она стояла у ломившегося от яств стола, а потом бросила на него золотое яблоко и, наполнив воздух ядовитым дыханием, исчезла. Но все смотрели не на нее, а на золотое яблоко, на котором была хорошо видна надпись: «Прекраснейшей».Все дамы захотели участвовать в состязании, но потом, одна за другой, отказались от этой мысли. Только Юнона, Минерва и Венера ожесточенно спорили, кому должен достаться драгоценный приз. Юнона заявила, что приз должен принадлежать ей — царице богов во всем ее величии и могуществе. Минерва же доказывала, что красота души и мудрость превосходят внешнюю красоту, а Венера насмешливо улыбнулась и сказала, что кому, как не богине красоты, владеть таким призом.Спор разгорался все сильнее и сильнее. Раздраженные богини обратились к собравшимся с просьбой присудить яблоко самой достойной, но гости, все как один, отказались сделать это. Все прекрасно понимали, что яблоко достанется одной, а две другие обрушат свой гнев и месть на того, кто осмелится их обойти. Наконец было решено, что приз присудит Парис, сын Приама и Гекубы, царя и царицы Трои, который пас стада в горах и ничего не знал о своем высоком происхождении.Будучи младенцем, Парис был отнесен в горы и брошен там на произвол судьбы, поскольку оракул предсказал, что он станет причиной гибели своей семьи и разрушения родного города. Но мальчика нашел и воспитал простой пастух. Став взрослым, Парис тоже стал пастухом.
Парис был необычайно красив и сумел внушить любовь Эноне, очаровательной нимфе, с которой вступил в тайный брак. Но их счастье было недолговечным, поскольку богини судьбы предсказали, что любовь Париса к Эноне вскоре угаснет.Вместо того чтобы вернуться к прекрасной нимфе, Парис забрался на вершину горы, где три богини (Юнона, Минерва и Венера) ждали его решения. Первой перед ним предстала Минерва в сверкающих доспехах и пообещала наградить его мудростью, если он отдаст ей яблоко.Но он тут же позабыл про обещания Минервы и Юноны, когда перед ним возникла Венера со своим волшебным поясом. Ее наряд и прическа были продуманы до мелочей.Дрожа от страха, что все ее усилия окажутся напрасными, она тихонько подошла к Парису и нежным голосом пообещала ему, что если он присудит заветное яблоко ей, то она подарит ему невесту, не уступающую по красоте ей самой.Покоренный необыкновенной красотой Венеры, а может быть, соблазнившись обещанием, Парис отбросил все сомнения и вложил ей в руку яблоко. Это решение Париса навлекло на него ненависть и гнев Юноны и Минервы, которые стали ждать подходящего момента, чтобы отомстить.Торжествующая Венера, горя желанием выполнить свое обещание, велела Парису идти в Трою, открыться своим родителям, — которые, как она обещала, примут его с распростертыми объятиями, — и снарядить флот, на котором он должен был отправиться в Грецию.
Выполняя волю Венеры, Парис безжалостно бросил прекрасную верную Энону и, присоединившись к группе молодых пастухов, отправился в Трою, заявив, что хочет присутствовать на празднике. Здесь он принял участие в состязаниях, одержал много побед и привлек внимание своей сестры Кассандры. Эта царевна славилась своей красотой, говорят, что за ней даже ухаживал сам Аполлон, который, желая завоевать ее любовь, наделил Кассандру даром пророчества. Однако девушка не ответила взаимностью на чувство Аполлона, и, не имея возможности лишить ее волшебного дара, он сделал так, что ее пророчествам никто не верил.Кассандра указала родителям на необычайное сходство Париса с ее братьями, а потом, впав в пророческий транс, предсказала, что этот юноша погубит свой родной город. Но Приам и Гекуба посмеялись над ее словами и с радостью приняли вернувшегося сына. Они поселили его в своем дворце и, желая загладить вину перед ним, пообещали выполнить любое его желание.Прислушавшись к словам Венеры, которая взялась руководить им, Парис выразил желание отправиться в Грецию, якобы для того, чтобы спасти Гесиону, сестру Приама, из рук Геркулеса, который увез ее с собой после осады Трои. Ему тут же предоставили несколько галер, и Парис вскоре появился при дворе Менелая, царя Спарты, чья юная жена, Елена, была самой красивой женщиной в мире. ссылка
Обсуждения 1000
Войди. чтобы ответить
Популярные новинки в разделе Разное из Мифология
Популярные посты этого автора
Новости Фан Партии Все новости сайта
С новым годом, друзья!
Хроники ФП. 19 октября. Появилась возможность частично вернуть данные в клубы
Фан ПАРТИя пропала и вернулась. Всем добро пожаловать
Парис - в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои. Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери. Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя "Парис" (по-фригийски "борец"). После того, как Парис храбро отразил нападение на пастухов шайки разбойников, он получил второе имя - "Александр" (т.е. "отражающий мужей"). Когда Александр Македонский прибыл в Трою, то ему показали лиру, на которой играл его тёзка - Александр-Парис, на что Александр Македонский сказал: "Я бы предпочел увидеть ту, на которой играл Ахилл" (как и Парис, Ахилл играл на лире, в отличие от прочих ахейских царей).В бытность пастухом Парис вступил в брак с речной нимфой Эноной, у них был сын Кориф. Ключевым в истории Париса стал конкурс красоты, получивший название "Суд Париса". Этот эпизод восходит, возможно, к ритуальным состязаниям в красоте, проходившим в храме Геры на острове Лесбос. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир родителей Ахилла - Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три богини - Гера, Афина и Афродита - вступили в спор, кому из них должно достаться яблоко (отсюда произошло выражение "яблоко раздора "). Спорящие обратились к Зевсу, но тот, понимая, что своим выбором обидит двух богинь и наживет в их лице врагов, передал возможность выбора Парису. Зевс послал к Парису Гермеса, поручив тому сказать так: "Тебе, Парис, Зевс поручает рассудить богинь, спорящих о том, какая из них наикрасивейшая: ты ведь сам красив и сведущ в делах любви". Три обнаженные богини явились к Парису и стали сулить ему награды за выбор в пользу каждой из них: Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина - самым храбрым героем, а Афродита - обладателем самой красивой женщины - Елены. Парис выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей, а Афина и Гера после этого стали врагами Трои и покровителями ахейцев.
Francois-Xavier Fabre - Суд Париса
Сальвадор Дали - Суд Париса
Enrique Simonet - Суд Париса
Charles Wentworth Wass - Суд Париса
Franz von Stuck - Суд Париса
John Flaxman - Суд Париса
Max Klinger. Суд Париса
Неизвестный итальянский художник. Суд Париса
Willy Pogany - Суд Париса
Рубенс - Суд Париса
Рубенс - Суд Париса
Суд Париса. Фреска из Помпеи
Суд Париса. Скульптура из песка
Приам объявил о начале спортивных состязаний в Трое, посвященных погибшему сыну Приама, т.е. Парису. Парис решил принять в них участие и одолел всех соперников, включая сыновей Приама. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра. которая попыталась убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако Приам и Гекуба радостно приняли вновь обретённого сына.
Антонио Канова. Бюст Париса
Когда Парис собрался за Еленой, то жена Париса Энона, обладавшая даром предвидения, всячески удерживала его, однако обещала в случае ранения Париса оказать ему помощь (Энону обучил искусству врачевания Аполлон в награду за её любовь). Парис не послушался жену и похитил Елену, в результате чего началась Троянская война.
Энона предостерегает Париса
Парис (Орландо Блум) и Елена (Диана Крюгер) в фильме "Троя" (2004)
В войне Парис не принимал активного участия, однако именно Парис стрелой из лука убил главного героя Троянской войны - Ахилла. Согласно мифу, Аполлон направил стрелу Париса в единственного уязвимое место на теле Ахилла - пятку. Сам Парис тоже получил смертельное ранение от стрелы. Эту стрела была выпущена Филоктетом из легендарного лука Геракла (Филоктет был лучшим другом Геракла и получил в подарок лук от знаменитого героя). Умирающий Парис приехал за помощью к своей первой жене - Эноне, однако та, не в силах простить измену, отказала ему. Когда Парис уехал, Эноной овладело раскаяние и она поехала в Трою спасти умирающего. Узнав о смерти Париса, Энона бросилась в его погребальный костёр.
Древнегреческая легенда рассказывает, что неприглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды. богиня раздора и вражды Эрида подбросила на пиршественный свадебный стол золотое яблоко. взятое из садаГесперид. на котором было написано единственное слово - «Прекраснейшей». Бывшие на пиру богини — Гера, Афина и Афродита заспорили, кто должен владеть этим яблоком. Каждая из них по праву была достойна владеть яблоком Гесперид, и даже Зевс отказался быть их судьей. Он взял яблоко, отдал его Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои, на склон горы Иды. где их спор должен был решить прекрасный сын царя Трои Приама, Парис (досл. с фригийского «место борьбы» (место спора)). Так свадебный пир Пелея закончился раздором богинь. Легенда утверждает, что этот спор принес людям очень много бедствий. И чуть позже мы попробуем рассказать, о каких бедствиях идет речь в этой легенде.
Суд Париса.
Парис, сын Приама, перед приходом богинь и Гермеса, пас стада на склоне горы Иды. Перед рождением Париса его мать Гекуба (она же Гекаба, она же Геката) видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испуганная Гекаба, поспешила рассказать свой сон мужу. Приам обратился к прорицателю, а тот сказал ему, что у Гекабы родится сын,который будет виновником гибели Трои. И когда у Гекабы родился сын, Приам велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там. Но сын Приама не погиб - его выкормила медведица. Через год ребенка нашел Агелай, и вырастил его, назвав Парисом. Парис вырос среди пастухов и стал прекрасным юношей. Гермес отдал яблоко Парису и сказал: «Возьми это яблоко, Парис, и отдай его самой прекрасной богине.«Так повелел тебе Зевс». Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу и победы, а Афродита обещала ему в жены пр екраснейшую Елену. дочь громовержца Зевса и Леды. Услыхав обещание Афродиты, Парис отдал яблоко ей. Таким образом, Афродита была признана Парисом прекраснейшей из богинь.
С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. А Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что впоследствии и стало причиной Троянской войны. Впервые термин «яблоко раздора», как синоним повода для вражды и спора, употребил римский историк Юстин (II в.), которого, видимо, и следует считать автором этого крылатого выражения. Эта легенда является совсем несложной для рационального понимания, но для этого мы должны прояснить значение нескольких мифологических терминов. Парис ( P a r i z. Paris )– (по фригийски досл. «место борьбы». («место спора богов»), в значении «место космической катастрофы») - троянский царевич, сын Приама и Гекубы.
Об этом выражении ученые–историки отзываются как об одном из самых древних фразеологизмов. Данную фразу можно встретить как в мифах Эллады (Древней Греции), так и в римских мифологических текстах. На текущий день словосочетание «яблоко раздора» является крылатым выражением. Версии происхождения его так или иначе связаны с мифологией древних греков и римлян, а именно с историей о споре трех богинь. «Яблоко раздора» - фразеологизм, послуживший прототипом для многих произведений классического и современного искусства.
Миф о споре трех богинь
Древнеримскую богиню раздора Эриду не пригласили на торжество, посвященное вступлению в брак Пелея и Фетиды. Данное обстоятельство вызвало ее гнев и, явившись на праздник без приглашения, Эрида бросила на середину свадебного стола то самое золотое «яблоко раздора», украшенное надписью «Прекраснейшей». Борьба за право обладания заветным плодом разгорелась между тремя богинями: Венерой, Минервой и Юноной. Никто из числа присутствующих на торжестве не осмелился высказать мнение о реальной обладательнице яблока, опасаясь вызвать гнев остальных спорщиц. Посовещавшись, хозяева праздника решили, что лучше всего определить победительницу спора получится у Париса, сына Приама и Гекубы. Еще в младенческом возрасте он был брошен погибать в горах из-за предсказания оракула, свидетельствовавшего, что Парис в будущем выступит причиной многочисленных бед для своего родного города - Трои. Мальчик выжил благодаря доброте простого пастуха, спасшего его и обучившего своему ремеслу. На момент происшествия юноша встречался с одной из прекрасных нимф - Эноной. Ласки влюбленных были прерваны просьбой горожан разрешить спор богинь.
Кто же выиграл спор?
Минерва, представшая перед Парисом первой, обещала, что за яблоко наделит юношу мудростью. Присудить символ красоты – яблоко раздора - он мог бы и Юноне, однако, увидев прекрасную Венеру, стан которой был опоясан волшебным поясом, и услышав, что за яблоко богиня готова подарить ему невесту, равную по красоте ей самой, юноша без каких-либо колебаний отдал победу ей. Минерву и Юнону охватил страшный гнев. Беснуясь от зависти, они поклялись отомстить Парису за его решение. Венера же, выполняя данное юноше слово, посоветовала Парису отправиться в Трою, чтобы повидаться с родителями. Целиком положившись на увещевания прекрасной богини, получившей яблоко раздора, Парис бросил свою прежнюю любовь Энону. Сопровождаемый группой пастухов, он отправился в Трою, где в то время проходил большой праздник. Принимая участие в праздничных состязаниях, юноша вызвал интерес со стороны Кассандры, которая оказалась его сестрой, с детства обладающей даром пророчества. Она указала членам своего семейства на Париса, а затем рассказала об истории его рождения, напомнив о бедах, которые ему суждено принести своим сородичам.
Как сбылось предсказание
Так начинается история о главных последствиях, которые принесло с собой яблоко раздора. Миф о яблоке, рассорившем богинь, затронул жизнь родителей Париса. Родители отказались верить опасениям дочери и, стремясь загладить старую вину перед своим сыном, оказали ему покровительство во всем. Парис, не переставая следовать советам Венеры, совершил роковой шаг, направившись с троянским флотом к берегам Греции. Там богиня помогла ему в похищении жены спартанского царя – Елены. Это стало толчком к началу знаменитой Троянской войны, погубившей одно из древнейших государств Малой Азии и нарушившей благополучие семьи Париса.
Когда уместно говорить о «яблоке раздора»?
В наши дни словосочетание «яблоко раздора» является в некотором роде эвфемизмом, обозначающим любую малозначимую вещь или событие, способное в будущем вызвать самые непредсказуемые масштабные, а порой и разрушительные последствия. Яблоком раздора называют ключевую причину скандалов, ссор и вражды.
Яблоко раздора Из древнегреческой мифологии. Однажды богиня раздора и вражды Эрида подбросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было только одно слово-посвящение — «Прекраснейшей». Бывшие на пиру женшины-богини — Гера, Афина и Афродита — начали спор о том, кто должен владеть этим яблоком. Они призвали в судью юношу Париса, сына троянского царя Приама. И Парис присудил это яблоко богине любви Афродите. В благодарность за это Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что и стало впоследствии причиной Троянской войны. Так богиня раздоров Эрида добилась своей цели: сначала возник спор, потом — война. Синоним повода для вражды и спора. Впервые в таком значении данное словосочетание употребил римский историк Юс тин (II в.), которого, видимо, и следует считать автором этого крылатого выражения.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М. «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, впервые употребил римский историк Юстин (II в. н.э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.
Словарь крылатых слов. Plutex. 2004.
Смотреть что такое "Яблоко раздора" в других словарях:
“Яблоко раздора” — Яблоко раздора. Суд Париса. Картина П.П. Рубенса. 1638 39. Прадо. “ЯБЛОКО РАЗДОРА”, в греческой мифологии яблоко с надписью “прекраснейшей”, подброшенное богиней раздора Эридой на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды; послужило… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Яблоко раздора — (иноск.) предметъ спора. Ср. Между нимъ и Линкинымъ есть яблоко раздора, и это яблоко сама Дарья Михайловна. Салтыковъ. Невинные разсказы. Пріѣздъ ревизора. Ср. Въ числѣ движимости былъ и знаменитый тарантасъ, едва не послужившій яблокомъ раздора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Яблоко раздора — золотое яблоко с надписью прекраснейшей. которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды за то, что ее забыли пригласить на эту свадьбу. Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини… … Энциклопедия мифологии
ЯБЛОКО РАЗДОРА — в греческой мифологии яблоко с надписью прекраснейшей. подброшенное богиней раздора Эридой на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды; послужило причиной спора между богинями Герой, Афиной и Афродитой; было присуждено Парисом Афродите за … Современная энциклопедия
ЯБЛОКО РАЗДОРА — в греческой мифологии яблоко с надписью прекраснейшей. подброшенное богиней раздора Эридой на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды; послужило причиной спора между богинями Герой, Афиной и Афродитой; за обещание помочь в похищении Елены … Большой Энциклопедический словарь
ЯБЛОКО РАЗДОРА — ЯБЛОКО РАЗДОРА, в греческой мифологии яблоко с надписью «прекраснейшей», подброшенное богиней раздора Эридой (см. ЭРИДА) на свадебном пиру смертного Пелея (см. ПЕЛЕЙ) и богини Фетиды (см. ФЕТИДА) ; послужило причиной спора между богинями Герой… … Энциклопедический словарь
Яблоко раздора — ЯБЛОКО, а, мн. яблоки, яблок, ср. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок. Я. от яблони недалеко падает (посл. о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное… … Толковый словарь Ожегова
ЯБЛОКО РАЗДОРА — «ЯБЛОКО РАЗДОРА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1962, цв. 94 мин. Комедия. Председатель благополучного колхоза Илья Руденко приготовился к торжественной встрече своего знаменитого земляка полковника в отставке Коваля. Приехав в Затишье отдохнуть, бывший… … Энциклопедия кино
ЯБЛОКО РАЗДОРА — кто, что [между кем, между чем, в чём] То, что порождает конфликт, серьёзные противоречия, ссору, спор. Подразумевается, что любая конфликтная ситуация небеспочвенна, не создаётся сама по себе: всегда есть то, что её провоцирует, является… … Фразеологический словарь русского языка
Книги
Яблоко раздора. Оффенбах Жак. Репринтное нотное издание Offenbach, Jacques"Pomme d'api".Жанры: Operettas; Stage Works; Operas; For voices, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring the orchestra; For voices… Подробнее Купить за 524 руб
Яблоко раздора. Б. Георгий. Любовь - основа жизни, залог бессмертия человека. Именно в этой теме - теме Любви - посвящены произведения известного русского писателя Георгия Баженова. Любить - и быть понятым, любить - и… Подробнее Купить за 450 руб
Яблоко раздора. Георгий Баженов. Любовь - основа жизни, залог бессмертия человека. Именно этой теме - теме Любви - посвящены произведения известного русского писателя Георгия Баженова. Любить - и быть понятым, любить - и… Подробнее Купить за 270 руб
Другие книги по запросу «Яблоко раздора» >> Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3172/%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE
eduotdyhat.ru
Яблоко раздора - мифы и легенды народов мира
Все мы знаем крылатое выражение - "яблоко раздора", но каково его значание и откуда пошло? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к одной древнегреческой легенде.
Яблоко раздора
В давние времена Троей правили царь Приам и царица Гекуба. И приснился один раз Гекубе страшный вещий сон: будто родится у нее мальчик, который станет причиной гибели Трои и их с Приамом. Она рассказала сон мужу, который принял его всерьез. А вскоре Гекуба действительно родила сына. Узнав это, Приам приказал своему слуге отнести младенца в лес и оставить там на съедение хищным зверям. Верный слуга так и сделал, а спустя несколько дней снова пошел в лесную чащу, чтобы найти кости ребенка и предоставить их Приаму в качестве доказательства. Однако, придя в лес, мужчина увидел ошеломительную картину: большая свирепая медведица с умилением наблюдала, как крохотный человеческий ребенок сосет ее грудь. Слуга быстро убежал и не стал говорить хозяину об увиденном.
Спустя год малыша нашли пастухи, один из них взял ребенка себе в семью и назвал его Парисом. Прошло много лет... Парис вырос очень красивым, здоровым и работящим юношей, который очень любил и почитал своих родителей-пастухов (он так и не знал, что рожден в богатейшей семье правителей Трои).
А в это время почти все греческие боги веселились на свадьбе Пелея и Фетиды. Почти все - потому что на пирушку не пригласили только богиню раздора Эриду. Она сильно обиделась на это и очень рассердилась. В ее злобной коварной душе зародился план мести. Эрида сорвала в прекрасном фруктовом саду самое красивое яблоко и красивым почерком написала на нем одно единственное слово - "прекраснейшей". Эрида без приглашения заявилась на свадьбу, перед изумленными богами бросила на стол яблоко и гордо ушла. Когда небожители прочли надпись, то разгорелся спор: кто же среди них самый прекрасный? В ходе долгих препирательств пришли к мнению, что самой красивой можно считать жену Зевса Геру (повелительницу грома, молний и бури), богиню мудрости и справедливой войны Афину или богиню любви и красоты Афродиту. Но кто выберет прекраснейшую из них троих и кому достанется это злополучное яблоко? Каждая из претенденток всячески расхваливала себя, перечисляла свои многочисленные таланты и достоинства и, конечно же, считала, что яблоко должно принадлежать именно ей.
Богини-красавицы попросили Зевса выбрать из них лучшую, но мудрый Зевс не стал брать на себя такую ответственность, справедливо полагая, что ничем хорошим это не закончится. Он попросил других богов найти честного человека, который решит этот спор. Выбор пал на Париса.
Гера, Афина и Афродита предстали перед Парисом, очарованным их великолепием и красотой. Для пущей убедительности женщины разделись донага и стали пытаться подкупить обескураженного юношу. В случае выбора в ее пользу Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина посулила ему мудрость всех мудрецов, а Афродита пообещала подарить самую прекрасную женщину на Земле. Парис совсем потерял голову. Он забыл, что у него уже есть верная и любящая жена - так ему захотелось обладать самой красивой женщиной! Он отдал яблоко Афродите, та рассказала Парису тайну его рождения и посоветовала идти в Трою к кровным отцу и матери. Парис так и сделал. Он забыл все доброе, что сделала для него приемная семья, забыл жену и ушел.
У его родителей Приама и Гекубы к тому времени подросла дочь Кассандра, которая обладала даром ясновидения, но молоденькой девушке мало кто верил. Вот и в этот раз Кассандра ясно увидела, что Парис станет причиной гибели Трои и разрушит их семью. Но Приам и Гекуба, увидев каким пригожим вырос их сын и стремясь загладить свою вину, приняли Париса в свой дом.
Афродита сказала Парису, что самые красивые женщины живут в Спарте. Молодой человек отправился туда и самой прекрасной из всех спартанских красавиц посчитал Елену, молоденькую жену царя Спарты Минелая. Та не осталась равнодушной к юности и красоте молодого Париса, вступила с ним в связь и сбежала, прихватив с собой все золотишко Спарты и драгоценности. Понятно, что Минелай не мог смотреть сквозь пальцы на предательство и воровство жены и объявил войну Трое и всей семье Париса. Он, собрав огромное войско и множество кораблей, двинулся на Трою. Более 10 лет продолжались бои, в результате Троя пала и была сожжена. Минелай забрал Елену обратно, а Парис был ранен ядовитой стрелой. Он попросил помощи у своей жены, но та не простила предателя и отказалась его лечить.
С тех пор и появилось крылатое выражение - "яблоко раздора". Так говорят о какой-то причине, приведшей к вражде и необратимым событиям.
Читайте также "Содом и Гоморра - тайны мира"
morefactov.ru
Древнегреческий миф. Яблоко раздора.
Боги на Олимпе благосклонно взирали на успешное царствование братьев Атридов Агагемнона и Менелая, благодаря мудрому правителю которых народы Греции процветали. Олимпийские боги во главе с Зевсом Кронидом покровительствовали эллинам, основные племена которых – ахейцы, дорийцы, эолийцы и ионийцы – вели род от сыновей древнего царя Фессалии Эллина, который считался потомком Зевса. Родоначальниками царских родов, правивших греческими городами и островами, также часто были боги. Надо сказать, что в основном боги симпатизировали грекам, но иногда их вмешательство в жизнь людей приносило тем не пользу, а вред.
Всем известно, что именно боги давным-давно устроили всемирный потоп, погубивший почти все живое на земле. Еще боги прислали людям ящик Пандоры, из которого вырвались в мир несчастья, болезни и страдания. Боги по своему усмотрению могли одному человеку помочь в трудных обстоятельствах, а другому наоборот, навредить, или даже погубить его. Причины таких действий олимпийских богов заключалась, с одной стороны – в их непостоянстве, своенравии (на то они и боги) и мстительности, а с другой стороны – люди по неведению или неосторожности часто оказывались втянутыми в распри между богами, которые склочничали, враждовали и даже время от времени воевали друг с другом.
Однажды (это произошло за несколько лет до того, как Агамемнон и Менелай воцарились на Пелопонесе) боги по воле Зевса решили устроить пышное празднество по случаю бракосочетания знаменитого героя Пелея и морской богини Фетиды. У Зевса была серьезная причина выдать Фетиду замуж не за бога, а за смертного. Было предсказано, что Фетида родит сына, который станет могущественнее своего отца, и если бы мужем Фетиды стал бог, то их сын вполне мог бы бросить вызов самому Зевсу. Стоит ли объяснять, что Зевсу такая возможность пришлась не по душе, и теперь он был очень доволен тем, как все устроилось.
Богов на это празднество пригласили со всего света, чтобы как следует повеселиться. Во главе пиршества восседал Зевс Громовержец, его окружали другие верховные боги: его супруга Гера, бог войны Арес, бог торговли Гермес, покровитель искусств Аполлон, богиня мудрости Афина, богиня любви Афродита, богиня плодородия Деметра, богиня домашнего очага Гестия, богиня охоты Артемида, бог ремесел Гефест, бог виноделия Дионис. Великое множество других богов и богинь также пригласили Зевс и Гера на торжество.
И только одной-единственной богине Эриде они забыли оправить приглашение. Лучше бы они обошли вниманием кого-либо другого! Эрида была богиней раздора и хаоса. Она была очень древней богиней, гораздо старше самого Зевса, ее ближайшими родственниками считались мрачные боги Танатос и Гипнос и беспощадная богиня возмездия Немезида. Испокон веков Эрида насылала на богов и людей распри, раздор, междоусобицы, споры и беззакония.
И вот, когда празднество было в самом разгаре, двери зала торжеств с грохотом распахнулись. Все голоса и музыка тут же стихли, а взоры всех присутствующих обратились к неожиданной гостье. В дверях стояла Эрида и улыбалась. От ее улыбки многим богам стало немного не по себе. Зевс доброжелательно улыбнулся старой богине и, разведя руками, произнес:
— Заходите тетушка, не стойте в дверях. Присоединяйтесь к нашему торжеству. Не взыщите за мою забывчивость!
Эрида держала в руках яблоко она наклонилась и запустила яблоко по полу так, что оно подкатилось к самим ногам Зевса, после чего гордо выпрямилась и процедила сквозь зубы:
— Желаю вам хорошо повеселиться.
Сказав это, она развернулась и вышла из зала прочь.
— Гера, дорогая, дай-ка я взгляну, что это за яблочко притащила сюда старая Эрида, — промолвил Зевс.
Гера взяла яблоко, подняла его, и тут у всех перехватило дыхание от восторга и вожделения, потому что это было золотое яблоко из сада Гесперид, дающее вечную молодость и красоту. Даже некоторые из богинь могли только мечтать об обладании таким яблоком. На яблоке светилась надпись: «Прекраснейшей!». Хотя Гера, в отличие от большинства присутствующих, не впервые держала в руках яблоко Гесперид, но и ей было лестно получить такой подарок.
Гера изящным движением поднесла яблоко к губам и уже вознамерилась было откусить кусочек, как раздался голос Афродиты:
— Не стоит спешить дорогая! Хоть ты и приходишься женой нашему отцу и владыке Зевсу, но не годиться даже и тебе брать не свое. Согласись, что надпись на яблоке ясно указывает, кому оно предназначено!
— Уж не хочешь ли ты, Афродита, сказать, что оно предназначено тебе? – с закипающем гневом проговорила Гера.
— Никто в этом зале, кроме тебя, Гера, не усомниться, что прекраснейший следует признать богиню любви. Так было, есть и будет, — высокомерно ответствовала Афродита.
И действительно, несколько голосов в разгоряченной вином и весельем толпе громко и одобрительно что-то выкрикнули в поддержку Афродиты. Им тут же ответили другие голоса, призывающие Афродиту уняться и не перечить Гере. Гера уже собиралась было обрушиться на своенравную Афродиту с гневной отповедью, как, гремя доспехами, поднялась со своего места Афина Паллада.
— Вы обе прекрасны, богини, спору нет. Но скажите мне, что стоят ваши женские прелести в сравнении с мудростью, доблестью и славой? А ведь именно эти качества наиболее прекрасны и среди богов, и среди смертных! Так что забудьте про ваши разногласия и отдайте яблоко мне, — заявила Афина.
— Так вот как ты рассудила! В своей глупости и бесстыдстве ты ничуть не уступаешь Гере! Вот уж не ожидала от тебя такого, — задыхаясь от ярости, закричала Афродита.
— Негодяйки! Вы пользуетесь моим гостеприимством и злоумышляете против меня! О, Зевс, неужели ты стерпишь такое бесчестие для твоей верной супруги! – вся красная от негодования кричала Гера.
В пиршественной зале поднялся необычайный шум. Все наперебой что-то кричали, у каждого было свое собственное мнение о том, кто из трех богинь прекраснее.
И боги, и богини пришли в необычайную ярость, еще немного – и могла начаться самая настоящая драка. Разбушевавшихся Геру, Афродиту и Афину невозможно было успокоить, они готовы были вцепиться друг в друга. Наконец присутствующие стали просить Зевса, чтобы он рассудил спор богинь.
Зевс, справедливо считавший предмет спора ничтожнейшим, тем не менее, оказался в немалом затруднении. Он знал, что проискам Эриды нелегко противиться даже богам, поэтому боялся каким-либо неосторожным движением или словом вместо того, чтобы успокоить разбушевавшиеся страсти, наоборот, подлить масла в огонь.
Тем временем голоса богов и богинь, требовавших от него принять решение и выбрать победительницей одну из трех богинь, становились все громче и настойчивее.
Зевс поднялся со своего места, грозно оглядел притихших богов и богинь и промолвил:
— Самый я могучий из вас изо всех! Никто не посмеет не исполнить мою волю, ибо сброшу я такого в подземный Тартар и заточу там на веки вечные. Повелеваю тебе, Гермес, рассудить спор любезных моему сердцу Геры, Афины и Афродиты. Только помни: горе тебе, если решение твое не утешит сердец, огорченных ссорой великих и прекрасных богинь.
Зевс уселся на свое место, довольный тем, что удалось, кажется наконец, загнать в ловушку этого проходимца Гермеса, ухитряющегося всегда выходить сухим из воды. «Пусть попробует выкрутиться, если сможет, — злорадно думал Зевс, — не поможет ему на этот раз его ловкость».
Гермес, нимало не смутившись, так повел свою речь:
— О, Зевс, наш отец и повелитель, и вы, наипрекраснейшие из богинь, не смею я, да и никто здесь не осмелиться сделать выбор одной из них, потому что нанесет этим небывалое оскорбление двум другим, что немыслимо. Но вот что я скажу вам. Пусть боговидный Парис, сын знаменитого царя Приама, правителя величественной Трои, пусть он рассудит. Он юн и красив, как бог. Легко и приятно ему будет разрешить этот спор. А если кого прогневит он по легкомыслию, что ж – пусть лучше гнев того бога или богини обратиться на человека, чем будет причиной неурядиц между нами – бессмертными богами.
Хор одобрительных и восторженных возгласов был ответом на речь Гермеса.
— Так тому и быть, — прогрохотал Зевс. – Вы, богини, вместе с Гермесом спешите к величественной Трое, разыщите там Париса, и пусть он исполнит волю богов. Ну а вы, дорогие гости, отправляйтесь в свои дома и насладитесь покоем и отдыхом.
Так закончилось празднество у олимпийских богов.
www.ababilova.com
Миф о яблоке раздора - Русская историческая библиотека
Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.
Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!
Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".
Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.
Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.
Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.
По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»
rushist.com
Миф Древней Греции «Яблоко раздора»: ссора богов
Образование 19 апреля 2017
Миф Древней Греции «Яблоко раздора» повествует о неминуемости судьбы, демонстрирует алчность богов и их мстительность. Данный рассказ является началом всего Троянского цикла – описания самой большой войны древнего мира. Десятки величайших героев столкнулись под стенами укрепленного города, а началось это с одного невинного на первый взгляд предмета.
Свадьба Пелея и Фетиды
Миф Древней Греции «Яблоко раздора» начинается с того, что верховному богу Зевсу слишком понравилась океанида Фетида. Только вот он не решился вступить с ней в связь из-за предупреждения Прометея о том, что сын от этого союза превзойдет по силе самого Громовержца.
На Олимпе было решено выдать Фетиду замуж за правителя Фессалии Пелея. На свадьбу пригласили многих гостей, включая всех богов и богинь за исключением Эриды, покровительницы раздора. Богиня была вне себя от ярости, ведь она была ни чем не хуже остальных высших существ. Именно тогда она задумала совершить месть, которая дорого обойдется и богам, и людям.
Начало ссоры
О влиянии богов на судьбы людей рассказывают все мифы Древней Греции. «Яблоко раздора» (краткое содержание будет подано в статье) началось со свадьбы, но не само празднование стало предметом ссоры.
Эрида проникла на мероприятие под видом обычной женщины и подкинула туда золотое яблоко, на котором была одна надпись – «самой прекрасной женщине». После обнаружения этого предмета кандидатами на владение украшением выступили три богини. Гера желала предмет себе, ведь была женой Зевса, для Афины яблоко было наградой за мудрость, а Афродита была женщиной несравненной красоты и считала предмет по праву своим.
В то время сын троянского царя Приама Парис был обычным пастухом, ведь, как известно, младенцем его унесли из отчего дома. Древнее пророчество гласило, что именно он станет причиной разрушения великого города, поэтому правитель решил не рисковать, отрекшись от сына.
Предсказание начало сбываться именно в том момент, когда три богини явились к молодому пастуху, дабы он их рассудил. Гера предлагала могущество в обмен на яблоко, Афина соблазняла большими познаниями, а Афродита обещала любовь самой красивой женщины на земле. Парис выбрал богиню красоты и любви, что и стало началом разрушения Трои.
Видео по теме
Спарта и Троя
Причина ссоры Афродиты, Афины, Геры - яблоко, которое перешло к богине любви. На первый взгляд конфликт был решен, но именно выбор молодого царевича запустил последовательность событий, которые и привели к осаде Трои.
Вскоре Парис вернулся в дом отца, был радостно принят родителями, а старое пророчество забылось. В те времена Спарта и Троя яростно воевали за контроль морских путей. Это обескровило два государства, поэтому Менелай с Гектором решили заключить союз.
Наследный принц Трои приехал вместе с братом Парисом к царю Спарты. Тот был женат на Елене – самой красивой женщине на земле. Именно ее любовь была обещана молодому герою. Послы мира провели некоторое время в другом государстве, где обсуждали условия союза. За этот период Парис и Елена успели искренне полюбить друг друга. Перед отплытием в Трою молодой царевич провел чужую жену на корабль, чем вызвал ярость Гектора. Но изменить что-то уже было невозможно. Уязвленная гордость заставила Менелая собрать войско и отправиться на войну.
Судьба Ахиллеса
Миф Древней Греции «Яблоко раздора» тесно связан с историей одного из величайших воинов тех времен – Ахиллеса. Как известно, у этого героя было только одно уязвимое место в пяте. Одним своим видом он вселял в войско мужество и поднимал боевой дух.
Его мать знала о пророчестве. Участие в Троянской войне принесет воину вечную славу, но там он найдет свою смерть. Чтобы как-то уберечь сына Фетида насильно спрятала его среди дочерей царя Ликомеда на острове Скирос. Туда отправились Одиссей и Диомед под видом купцов. Герои разложили перед девушками разные украшения, а рядом с ними оружие и доспехи.
В указанный час их спутники протрубили ложный сигнал о приближении врага. Девушки разбежались, но Ахиллес схватился за меч и тем самым выдал себя. Одиссей сразу понял, что перед ним величайший из воинов и пригласил его в поход. Сам молодой боец не знал о своей судьбе, потому сразу же согласился присоединится к походу на Трою.
Сбор героев
Пока Парис и Елена спокойно достигали берегов Трои, Менелай отправился к родному брату Агамемнону в Микены. Вместе они разослали гонцов во все города, сообщая о планируемом походе. Отозвались на призыв величайшие воины того времени. Среди них был Аякс равный по силе богам, отважный царь Диомед, мудрый советник Нестор и хитрый Одиссей.
Герои не останавливались ни перед чем, дабы достичь свей цели. Агамемнон чтобы примириться с Артемидой, принес богине в жертву собственную дочь Ифигению. Правда, некоторые мифы рассказывают о том, что дочь Агамемнона не умерла, а стала бессмертной богиней Гекатой. На этом миф Древней Греции «Яблоко раздора» заканчивается и начинается «Троянский цикл».
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Духовное развитие Герои легенд и мифов Древней Греции: бог сна Морфей
Загадочная природа сна интересовала людей с древних времён. Толкователи, оракулы и провидцы старались объяснить странные события, участниками или очевидцами которых становились спящие. Так появлялись сонники – к...
Духовное развитие Что такое Пандора? Ящик Пандоры в мифах древней Греции
Довольно часто нам приходится слышать фразу «открыть ящик Пандоры». Что это означает? В каких случаях это выражение употребляется? Да и что такое Пандора? Давайте разберемся в этих тонкостях. После нашумев...
Искусство и развлечения "Легенды и мифы Древней Греции": краткое содержание. "Легенды и мифы Древней Греции", Николай Кун
Основой, источником вдохновения европейских поэтов, драматургов и художников служили греческие боги и богини, греческие герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Гр...
Искусство и развлечения Андромеда и Персей: мифы древней Греции. "Персей и Андромеда" - картина Рубенса
Баловень судьбы, человек, щедро одаренный всем, что только может дать природа, вот кто такой Рубенс. Петер Пауль был разносторонне одарен, обладал прекрасной внешностью, талантом схватывать все налету, цепкой памятью,...
Искусство и развлечения Легенды и мифы Древней Греции. Миф о Сизифе
Фразеологизм «сизифов труд» уходит корнями в легенды и мифы Древней Греции. Герой сюжета – хитроумный коринфский царь, который всякими уловками умудрялся обманывать богов. Миф о Сизифе повествует, чт...
Искусство и развлечения Мифы Древней Греции. Краткое содержание в исполнении Н.Куна - книга всех времен и народов
В школьную программу обучения в дореволюционной России на обязательных условиях, кроме «Закона Божьего», входило ознакомление с мифами Древней Греции. Знакомство с ними было показателем образованности чело...
Новости и общество Медуза Горгона и Персей. Мифы Древней Греции
Медуза Горгона и Персей – одни из самых знаменитых персонажей древнегреческих мифов. Герою, убившему жуткое чудовище и спасшему от гибели красавицу Андромеду, приписывают основание города Микен и династии Персеи...
Образование Элизиум – это что такое? Мифы Древней Греции
Элизиум – это в греческой мифологии часть подземного мира в царстве мертвых, где правил бог Аид. Это место было заселено различными духами и блаженными душами тех, кто при жизни был героем и совершал добродетель...
Образование Мифы Древней Греции: миф о Персее
Мифы Древней Греции о Персее, Орфее, Тесее, богах Олимпа и Геракле большинству известны даже лучше, чем сказания собственного народа. Они прекрасно сохранились в изложении античных философов. Иллюстрациями к легендам ...
Образование Мифы Древней Греции. Кто убил горгону (Медузу)
Мифы Древней Греции оказали огромное влияние на формирование европейской литературы, а для ученых эти произведения коллективного народного творчества и по сей день являются источником познания эволюции психологии чело...
monateka.com
МИФ О ЯБЛОКЕ РАЗДОРА | Брак Пелея и Фетиды | Пророчество о сыне Фетиды | Оракул о сыне Приама | Миф о суде Париса
Нереида Фетида и ее брак с Пелеем. — Эрида: миф о яблоке раздора. — Пастух Парис — сын Приама, царя Трои. — Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите. — Смысл мифа о суде Париса.
Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя
Древнегреческий писатель поздней античности Либаний в сочинении «Прогимнасмата» вкратце изложил миф о троянском царевиче Парисе и яблоке раздора так:
О похищении Парисом Елены
Зевс был в восхищении от красоты Фетиды, однако, услыхав от Ночи, что тот, кто родится от Фетиды, будет сильнее своего отца, не стал сочетаться с нею, а отдал в жены Пелею. И праздновалась свадьба на горе Пелион, оглашаемой гимнами богам и песнею Аполлона. Но Эрида, как не участвовавшая в пире, бросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было написано, что оно — дар красивейшей из богинь. Яблоко это сделалось причиной распри между супругой Зевса, Афродитой и Афиной. Зевс уклонился от судейства в споре, назначив им судьей Париса, сына Приама. Когда богини явились к пастуху Парису, победа досталась Афродите, пообещавшей Парису брак с Еленой: сын Приама счел эту плату лучшей, а царствование над Азией, которое предлагала ему Гера, и превосходство в сражениях, обещавшееся Афиной, он отверг. Парис построил корабль, поплыл в Спарту, взял Елену и — погубил Илион-Трою. {Либаний, «Прогимнасмата», 2, 27}
Нереида Фетида и ее брак с Пелеем
Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь.
Боги Зевс (Юпитер) и Посейдон (Нептун) — оба желали иметь Фетиду супругой. Однако оракул объявил, что сын Фетиды будет могущественнее своего отца. Тогда и Зевс, и Посейдон отказались от своих притязаний на нее и решили отдать Фетиду в супруги Пелею, потомку славного Эака, одного из судей в царстве теней.
Прекрасная Фетида была очень оскорблена решением богов выдать ее за простого смертного.
Фетида и Пелей. Фетида пугает Пелея своими превращениями во льва и в трех змей.
Фетида обладала способностью превращаться в разных зверей и тем приводила в ужас Пелея, который сказал об этом кентавру Хирону. Тот посоветовал Пелею не обращать внимания на то, в кого обратится Фетида, и храбро накинуть на нее цепи. Лишь только Фетида почувствовала на себе оковы Пелея, она покорно согласилась стать его женой и утратила способность превращаться в диких зверей.
На многих античных вазах изображена борьба Пелея с Фетидой, которая превращается то в льва, то в змею.
Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих различные превращения Фетиды, желавшей во что бы то ни стало отделаться от многочисленных претендентов на союз с нею.
На других же барельефах представлены боги, отправляющиеся на пир в честь брака Пелея и Фетиды.
Эрида: миф о яблоке раздора
Все боги были приглашены на пир к Пелею; позабыли только пригласить на этот пир Эриду — богиню раздора.
Оскорбленная этим невниманием, Эрида решилась отомстить. Сорвав в Гесперидском саду золотое яблоко, Эрида сделала на нем надпись: «Самой красивой» — и бросила яблоко среди пирующих; тотчас же мир и согласие были нарушены. И золотое яблоко Гесперид превратилось в яблоко раздора.
Три богини — Гера, Афродита и Афина Паллада — заспорили, кому из них предназначалось яблоко, брошенное Эридой, и каждая доказывала свои права на него. Зевс, несмотря на всю свою власть, не мог их помирить. Тогда Зевс послал бога Гермеса (Меркурия) за пастухом Парисом, чтобы тот присудил одной из богинь спорное яблоко.
Пастух Парис — сын Приама, царя Трои
Парис был сыном царя Трои Приама и Гекубы, которой приснилось за несколько дней до появления Париса на свет, что у нее родился вместо сына горящий факел и от этого факела сгорела Троя.
Спрошенный оракул ответил, что сон Гекубы означает, что ребенок, который родится, будет причиной погибели его родного города.
Царь Трои Приам решил умертвить сына. Тотчас же после рождения Париса Приам призвал пастуха и приказал ему отнести сына на верхушку горы Иды и там оставить Париса на произвол судьбы. (Такой же мифологический сюжет оставления царского сына-младенца в горной местности на произвол судьбы имеется в мифе об Эдипе.)
Согласно мифу, в продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка. Пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал Париса.
Став юношей, царский сын Парис, воспитанный пастухом, отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой.
Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите
Когда бог Гермес привел Париса на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь.
Прежде чем Парис пришел к какому бы то ни было решению, Афина Паллада (Минерва) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама! Ни супруга Зевса, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами».
Едва Афина Паллада окончила, как заговорила богиня Гера (Юнона): «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство? Что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды».
Вслед за ней подошла богиня Афродита (Венера) и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, расстегнула пряжки своей туники и, гордясь собой, произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену».
Едва богиня любви умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и Афродита получила из его рук яблоко, которое стало источником раздора и жестоких битв.
Смысл мифа о суде Париса
Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки античных и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился.
Античные мифы в русской поэзии: стихотворение Сергея Михайловича Соловьева «Парис» (1910 г.), в котором поэтически воспроизведен миф о суде Париса и похищении им Елены из Лакедемона — предыстория Троянской войны.
Сергей Соловьев
ПАРИС
Еще вчера шел дождь, и море было серо, А нынче целый день сияет небосклон, Хранима Эросом, плывет моя триера В божественный Лакедемон.
Уже который день, не покидая вёсел, Гребут товарищи, морскую зыбь деля. Для сна и отдыха ни разу я не бросил Из рук скрипучего руля.
Струятся с гор ручьи растаявшего снега, Мне треплет волосы душистый ветр весны. Какая слышится ликующая нега В журчанье вспененной волны!
Не страшен мне ваш гнев, кичливые Атриды. Мой жребий царственный открылся мне в тот день, Когда я пас стада в лугах родимой Иды, Свирелью прогоняя лень.
Напрасно Азии великую державу Сулила Гера мне; во всех сраженьях верх Афина прочила: и почести, и славу Я с равнодушием отверг.
Но тут, сорвавши с плеч пурпуровую хлену: «Ты вкусишь радости, доступной лишь богам», Киприда молвила. — «Я дам тебе Елену». И я упал к её ногам.
Ни слезы матери, ни отчие седины Не задержали путь. Во прахе и крови Пусть рухнет Илион! Всё, всё за миг единый Её божественной любви!
Приама древнего прими благословенье. Уже чертог — в цветах, готов венчальный хор, И нежных ног твоих зовет прикосновенье Фиалка ионийских гор.
Остановись, ладья. Как с птичьего полета, Я вижу весь узор таинственной судьбы. Привет вам, тростники священные Эврота, Палестры мраморной столбы.
Кто эта женщина, прелестная, как нимфа, Стоит в кругу подруг, поднявши диск златой? В кудрях её — венок из роз и гиакинфа... Погибни, Илион святой!
По примитивным источникам, идея, вложенная в миф о суде Париса, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились древние греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужества и доблестей.
Фригиец Парис, присудив яблоко раздора Афине Палладе, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны. Дав яблоко богине Гере, фригиец Парис мог бы получить владычество над Азией. Но Парис предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Афродитой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Афина Паллада и Гера, стояла неизмеримо выше Азии.
Хотя Колуф и другие античные писатели упоминают о том, что богиня Афродита раскрыла свои одежды перед Парисом, тем не менее художники античности всегда изображали всех трех богинь на суде Париса совершенно одетыми.
В период римского владычества искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусства на тему суда Париса от этого периода.
Новейшее искусство, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь на суде Париса лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмана одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту.
Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь. Между тем, если строго придерживаться мифологических традиций, ни один сатир не осмелился бы смотреть с такой наглостью на Афину Палладу, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.
Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя
Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке
А теперь коснёмся античности в первоисточнике — прочтём рассказ ритора Либания о свадьбе Пелея и Фетиды, яблоке раздора и Парисовом суде в древнегреческом подлиннике.