Архитектура древней ассирии. 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура древнейших городов Ассирии. Дворец.. Архитектура древней ассирии


Архитектура Ассирии.

 

Возводили крепости, дворцы и мосты, каменные дороги.

Крепостные стены: основания из огромных каменных блоков, сами стены из кирпича, высокий каменный цоколь зданий, украшали ортостаты? Скульптурным рельефами, ниши двумя башнями. Парапеты стен и башен украшали зубчатой кладкой с орнаментом.

 

*! Дворец в Дур – Шарру Лини. Саргона II. (711 – 707)

Построен на глиняной искусственной Платформе, Площадью 17 га, окружены стенами высотой 14 м.

 

ВавилонОт ворот Иштар шла дорога в процессии шириной 7.5км в каменном мощении. К ней примыкал участок с площадью в 70 га Зиккуратом 91х91х91 (шир. длин. выс.)

Зиккурат (Вавилонская башня) - Этеменанки.*!1 ярус выложен обожженным кирпичем на верхней 7 терассе стоял храм из голубой керамики. Грани зиккурата были выкрашены низ - черный, белый, пурпрный, голубой, красный, грани верхних двух ярусов были облицованы серебром и золотом. Южный двор участка занимал *!храм Мардука где стояла золотая статуя бога. Вавилон : жилые кварталы, городоская регулярная застройка улиц, одноэтажные дома, ширина улиц 4 метра. Крыши жилых домов засеивали травой.. Население составляло 1млн жителей.К западу от ворот богини Иштар идет дорога к дворцу *!Навуходоносора. * осевая композиция пространства Длина анфилады двора длиной в 300метров. *!Анфилада - ряд комнат (залов) расположенных на одной оси и соединенных друг с другом дверями. К центральному двору примыкал тронный двор царя. *!Вавилон пал в 539г.. Был завоеван персами.

*!Висячие сады Семирамиды.Строили свинцовую кровлю. Накладывали асвальтовую гидроизоляцию , и в короб землю. Впервые придумано: асвальт, поливочное колесо, открытые террасы, дренажная система, эсплуатировная кровля.

Архитектура древнего Ирана и Персии 7-8вв. до н.э.Периоды: Ахеменидский 550 - 331г.г. до н.э.Парфянский 323 до н.э. - 226г. н.э.Сасанидский 226-636г.г.Персия 7-8вв до н.э.

При царе Кире была создана сеть дорог с колодцами с питьевой водой, строились каналы для подвода воды к пашням. Через реки наплавные плантонные мосты. Богослужения проводились у огня жертвенников. (Культ огня) Строительные материалы и конструкции:1.Кирпич сырец и обоженный гипс, природный камень, дерево, мрамор (белый и черный)2. Каменные стены или колонны по которым укладывались во каменные балки (прогоны), по ним деревянные покрытия из брусчатого настила и глиняного ковра. Начиная с 3 века до н.э. развитие сводчато-купольных конструкций. Архитектурная особенность:

был создан новый тип новоколонного широкого зала с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы этого типа называются Ападанами. В этих залах были подношения царю.Перевод в каменный материал и скульптурная обработка превращют брус в протому (в виде сдвоенных торцов быков, львов и т.п.)Персы НЕ строили храмов. Обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари у огня перекрытые куполом с отверствием. Виды построек:

Дворцовые с колонными залами и лоджиями - Айванами*-сводчатое помещение с трёх сторон обнесенная стеной и открытой четвёртой.

Персы изобрели конструкцию перехода от квадрата в плане к сферическому купольному покрытию (при помощи Тромпов*) в форме части конуса.

При Дарий 1 построен город Персеполь. Город построен на искусственной террасе. Персеполь - Политический центр Империи. Вырублен в скале. Дворец Дария построен на террасе, размеры: 62.5х65м.Ападана Дария. Сетка колонн 6х6 в нутри зала. Мрамор. Высота 19 метров. Капители имели сложный профиль. Высота 2\5 от высоты колонны. Вместимость до 10000человек. !!!*Рисунок-план Персеполь.Зал ста колонн был сделан без окон и освещался факелами. Зал ста колонн это сокровищница.Каменные шеду.*!Дворцовый комлекс в Сузах.500-349гг до н.э.

Архитектура древнего Ирана.Парфянское царство (Древний Иран). В Начале 3 века происходит объединение Ирана в эпоху Сасанидов.(Дворец Фирузабаде 3 в. до н.э.) Распорные усилия от сводов гасят с помощью большой толщины стен.!!!*Дворец Ктесифон или Таки-Кисра (4в до н.э.) План.

Конец 4 в н.э. конец постройки Дворца Сусунида. Тронный зал перекрыт параболическим сводом пролётом 26.7м. Свод был отделан стеклянной мозаикой, а стены мрамором. Фасады оштукатурены алибастром. Два главных зала на главной оси окружны 4мя прямоугольными залами и двумя квадратными с купольным покрытием внутренние помещения покрыты цилиндрическим сводом, их разделяют толстые сплошные стены. На стенах и потолках были мозаики из цветного стекла, мрамора и перламутра. Здание было 6 этажное. Перед дворцом был сад. С южной стороны дворцы были жилые помещения на платформе 120х75 метром. высота 6 метров платформы. На фасадах были специальные вниши для факелов, освещения.*! Иран. Крепость города Бам. *! Древний город Мейбод. *! Мейбод. Западные ворота. *! Мейбод. Голубинная башня.
В Городах строили крепости, орасительные каналы, разбиты тенистые парки, построен бани, города имели высокий уровень благоустроиства. Городской водопровод сущетвовал с середины 3 века до н.э. В 636г. Арабское нашествие. Иран теряет могущество.

Искусство Двуречье. Ирана. 4 периода развития по центрам экономического и политического подъема.Скульптуры.

Из известника, песчаника, алибастра, бронзы. Размеры статуеток небольшие до 35-40см. Основная задача статуеток умолять богов о благополучии для того кому она сделана. Скульптуры были объемные на плоскости. Условно укорочены пропорции фигуры. Фронтально расположены. Статичность. Они переданы стоящими, редко выдвинуты с одной ногой. !*Адоранты ("молящиеся") Для фигурок характерны сложенные руки в локтях(согнутые ладонь в ладон). Так же для них характерны этнические черты: Широко открытые глаза, легкая улыбка на тонких губах, маленький подбородок, большой покатый лоб, выражение лица - молящее. На спине или плече, в рамке скульптор вырезал имя заказчика и божества. Глаза были инкрустированы черным и белым камнем. Во всех фигурках подчеркнута декоративность.*!Рельефы.

Отсутствие канонов, многообразие композиции. Есть характерная черта - последвательность изображения какого либо события. Отдельные сцены распределены поясами. Фигура правителя или бога выделена большим размером, как бы крупным планом. Лицы фигур типизированы этническими чертами.Плоскастная разработка. Темы: Закладка храмов. Победа над врагами. Пир после победы. Построчные рельефы.*!Аккадская цилиндрическая печать.*! Стела Эаннатума, правителя Тагаша или "Стела коршунов" О чем: Изображено войско, правителя Лагаша, иду с копьями. мелкие лица врагов. Победа правителя Лагаша над войском города Уммы.Почему стела коршунов?.., сверху изображены коршуны.*! Плита Ур-нанше ил Лагаша 3т л. до н.э.

Изображен правитель Лагаша с его сыновьями. Они победили и празднуют. Сделана из известняка.

Художественное ремесло.Обрабатывали медь, золото и серебро. Чеканили металл. (Восточная чеканка). Художественные изделия, инкрустация цветными камнями, техника филиграни, ювилирные изделия, *! Козел у куста ок 2400г до н.э.*! Арфа с навершением в виде головы быка, из царских гробниц в Уре 2550-2400 гг. до н.э.*!Голова быка. Навершие арфы.

*!Диадема царицы Пуаби *! Шлем царя Мескаламбдуга *! Церемониальный кинжал. (техника чеканки - скань)

*!"Штандарт" из Ура *- Предмет из двух досок составляющие как бы двускатную крышу укрепленные на древке. На одной из досок последовательно рассказ о победе над врагами, над другой рассказ пира после победы. Сложная техника инкрустации.

Период Аккада.*! Статуи Гудеа, правителя Лагаша. Конец 3т.л. до н.э.24-22вв до н.э. Скульптура и рельеф.*! Медная голова Саргона //. *! Стела из Лагаша

*! Стела Нарам-Сина (2300г. до н.э.) Посвещена победе Нарам-Сина и его войска над горным племенем Луллубеев. Отсутствие построчной композиции, следует рассматривать снизу вверх. Два астральные объкта (над горой). Стройность пропорций, естественность движений, мелкая лепка всех форм, живописностьсилуетов всех деталий, проработка отдельных мышц отделов.*! стела царя Ур-Намму. *! Стела Хаммурапи 18в до н.э.

В Верхней части - рельеф с изображением Хаммурапи перед богом Шамашем. Изображен свод законов. И Бог дает власть правителю. Круглая скульптура*! Статуя Иштуп-Илума из Мари.

Скульптура из базальта 1.5м высота. Патеси-Мари. Барада, Усы, мышцы, бахрама на одежде. се резное из единого куска камня. В позе молящегося. *! Статуя богини Иштар из дворца в Мари. Высота 1.4м (18в. до н.э.) Статичная фигруа, проработка украшений, в руках кувшин. из цельного куска алибастра.

***** Ассирия ******!Ревизия пленных и добычи. Рельеф дворцы Ашшурнасирапала // в Кальху 9 в. до н.э.Компановка ассирийской скульптуры была подченина архитектонике зданий, стиль ассирийских барельефов менялся с каждой от века к веку. Дворцовые рельефы высечены на алибастровых плитах ортостатах. Делали пано на камне. К тому времени сложился нерелигеозный канон, прекрасно физически сложенного человека - войнапобедителя. Лица типизированы ассирийского человека с правильными чертами лица. Густыми вьющимся волосами и бородой. Нет портретного сходства.*! Ашшурнасирпал \\ во время охоты на львов. Ральеф дворца Ашшурнасирапала // в Кальху. 9в. до н.э.*! Царь Ашшурнасирпал с евнухом. Рельеф тронного зала Северо-западного дворца в Нимпуде. 9в. до н.э.

*! Поход царя Салманасара \\\ в Сирию. Фрагмент бронзовой обшивки ворот из дворца в Балавате 859-824 до н.э. Поход с горы на гору. Деревья. Таран. Войны с луками.

*! Львиная охота Ашшурбанипала рельефы из дворца в Ниневии 7 в. до н.э. *! Роспись из дворца Саргона \\ Дру-Шаррукин. современный Хорсабад. Конец 8 в. до н.э.Росписи аналогичны рельефам. *! Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи з дворца наметника Шамшиллу в Телль-Бориппе. 7в до н.э. На белой известковой поверхности.*! Статуя Ашшурнасирпала \\ из имруда (Калаха). Алебастр. Первая половина 9в. до н.э. Икрустирован золотом. Монументален, статичен. Проработка деталей.*! Крылатые стражи ворот из дворца Саргона \\в Дур-Шаррукине 8в. до н.э. 5 ног. из единого куска камня. Галава сирийского война. Декоративная проработка. *! Декоративное паннотронного зала Южного дворца в Вавилоне. Глазурованный кирпич. 6в. до н.э.

*****Искусство Ирана*****

Рельефные композиции.Камни были расцвечены красным, синим, зеленым и желтым. Были дополнены рельефы кладкой из бронцы и цветтных паст. Декоративная целостность рельефов строго канонизированы и семмитрично расположение сцен. *! Ворота всех стран

*! Лестница Ападаны.

Рельефы дорца в Персеполе. Лестница в ападану Дария - Ксеркса 4в. до н.э. На боковых сторонах платфоры Рельефы скомпанованы симметрично в унисон с общей картиной композици. Многофигурные полосы. В центре лестницы официальный рельеф. Большое текст о сооружении ансабля, увенчанный окрыленным солнечным диском. По его бокам изображение нападение льва на быка олицетворяет равноденствие. В центре изображены симметрично войны.Все декоративно украшено. *!У первоого марша лестницы в трех полосах изображено шествие представителей 25 народов Персидской империи, подвластных Ахенемитдов.: Мидийцы, Элланитиане, Вавилоняне, Армяне, Арабы, Негры ведут верблюдов, несуд сосуды в качестве даров к подножью царского трона. В других частях ансабля был изображен царь с вельможами, всевозможные подати. Царь Дарий. *! Панно из глазурованной плитки, Сузы(Вавилон) 1т. л. до н.э.*! Портрет Дария. *Фрагмент колосса. голова Дария. Сочитание монументальности основных масс, проработка форм. конец 6 - 5 века до н.э.

Похожие статьи:

poznayka.org

Архитектура Ассирии (I тысячелетие до н. э.) | Архитектура Древнего мира

Глава «Архитектура Ассирии (I тысячелетие до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества. В градостроительстве широкое распространение получают города-крепости и укрепленные дворцы; в изобразительном искусстве преобладает военная тематика.

В ассирийской архитектуре прежде всего ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния (в середине II тысячелетия до н. э. Ассирия находилась в политической зависимости от хурритского государств ва Митанни), а также влияния Южного Двуречья, культура которого сыграла решающую роль в сложении ассирийского искусства.

Карта стран Двуречья и Месопотамии
Карта стран Двуречья и Месопотамии

Некоторые ассирийские города, которые строились или перестраивались относительно поздно, были строго распланированы (например, Кар-Тукульти-Нинурта, резиденция царя Тукульти-Нинурты I, XIII в. до н. э., или Дур-Шаррукин, резиденция Саргона II, VIII в. до н. э., по-видимому, частично также Ниневия, ставшая резиденцией царей в конце VIII — начале VII в. до н. э. и тогда же в значительной мере перестроенная). Правители следили за соблюдением правил застройки. Сохранился указ царя Синаххериба, касающийся планировки Ниневии. По этому указу ширина главной улицы, по которой проходила процессионная дорога, устанавливалась в 52 локтя (около 26 м). Застройщику, вынесшему свой дом за пределы «красной» линии, угрожало быть посаженным на кол на крыше собственного дома.

Жилые дома строились из сырцовых кирпичей, с плоскими крышами; они мало отличались от домов Двуречья. В храмовой архитектуре важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, обычно семиярусный и, как правило, несколько более геометризованный. В одном городе могло быть и несколько зиккуратов, посвященных разным божествам; иногда зиккураты были сдвоены (храм Ану и Адада в Ашшуре, XI в. до н. э.). Наряду с зиккуратами, существовали и «нижние» храмы, также в основном повторявшие тип храмов Двуречья.

Другие храмы, а также дворцы строились по образцу хеттских зданий типа «бит-хилани». Бит-хилани — отдельный жилой дом, содержащий несколько комнат, с главным залом, растянутым в ширину. Фасад состоит из двух башен и открытой террасы посередине, кровля которой (иногда с галереей) опирается на два — четыре круглых деревянных столба (рис. 17).

Раскопки В. Андре в Ашшуре позволили реконструировать архитектурный облик города VIII—VII вв. до н. э. (рис. 18).

Город был обнесен стенами из сырцового кирпича высотой 15—18 м и толщиной около 6 м, с фундаментом из крупных каменных глыб. Нижняя часть стен имела глиняную обмазку, а верхняя — зубцы из цветных поливных кирпичей, голубых с желтой каймой. С внешней стороны стены, с интервалом примерно в 20 м, шли башни-контрфорсы. Наружные ворота, фланкированные башнями, вели в длинное помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. Среди плоских крыш домов и дворцов возвышались башни храмовых зиккуратов. В Ашшуре их было три: двойной храм Ану и Адада и зиккурат главного божества города бога Ашшура.

Более известен город Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II. Город строился около шести лет (примерно 712—707 гг. до н. э.). Но в 705 г. до н. э. Саргон умер, и Дур-Шаррукин оказался заброшенным.

Дур-Шаррукин имел в плане форму прямоугольника; его территория площадью в 28 га, была ограждена мощной стеной, усиленной контрфорсами и имевшей семь ворот (рис. 19). В северной части города, выступая за его пределы, на прямоугольной платформе размещалась цитадель, где находились храмы, дворец Саргона и дома приближенных. Платформа, площадью примерно в 10 га и высотой в 14 м, была сложена из сырцового кирпича и облицована огромными каменными глыбами весом до 14 т каждая. К платформе вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы. Дворец состоял из трех частей: собственно дворца, жилых покоев царя и его семьи, хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце Саргона было вскрыто около 200 помещений (рис. 20).

Во дворце Саргона неоднократно встречаются арки, ложные и клинчатые своды (возможно, результат влияния Южного Двуречья). Особенно характерны перекрытия каналов, где применены различные способы кладки. Канал внутри платформы дворца Саргона с одного конца был перегорожен кирпичной стеной с двумя трубами внизу; далее, расширяясь, он перекрывался коробовым сводом (рис. 21). В средней части канал был сильно сужен и перекрыт ложным сводом, над кладкой которого помещался коридор, перекрытый коробовым сводом. Входные проемы с тяжелыми створками дверей, обитыми медными полосами, по большей части перекрывались арками (вероятно, возводившимися без кружал). Проем иногда обрамлялся орнаментальной лентой из цветных глазурованных плиток (рис. 22).

По сторонам входов во дворец были установлены гигантские статуи крылатых быков (они же часто служили опорами арок). Такие быки (иногда львы) с человеческими головами — шеду — добрые духи- хранители — помещались по сторонам арочных проемов почти во всех ассирийских дворцах. В IX — первой половине VIII в. до н. э. они изображались пятиногими — своеобразная передача движения: входивший во дворец сначала видел две передние ноги спокойно стоящего животного. Пришелец делал шаг вперед, направляясь во внутренние покои, и чудовище тоже делало шаг ему навстречу: теперь он видел животное в профиль; одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая — шагающая нога, которая и создавала иллюзию движения статуи (рис. 23).

Во внутренних помещениях дворца были открыты остатки панели, сложенной из разноцветных поливных изразцов с изображениями священных предметов (плуг, птица, дерево и т. п.), и следы стенных росписей. Прием облицовки зданий глазурованными кирпичами вообще характерен для архитектуры Ассирии (его начали применять здесь на 600—700 лет раньше, чем в Вавилоне, прославившемся искусством облицовки глазурью). Во дворце Тукульти-Нинурты I в городе Кар-Тукульти-Нинурта глазурованным кирпичом была облицована нижняя часть стен. В нем же обнаружены следы стенных росписей.

Помещения дворца, как правило, были узкими, длинными и высокими. Нижние части стен парадных залов облицовывались рельефными каменными плитами — ортостатами. Балочные покрытия делались из кедра.

Четкая организация внутреннего пространства, анфилады залов, крылатые быки у входов и ленты раскрашенных рельефов — все это соответствовало торжественному ритуалу придворной жизни и должно было производить сильное впечатление на приходившего во дворец (рис. 24).

Все отдельные части дворца были оформлены симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметричным. При дворце располагались три храма. Зиккурат из семи разноцветных ярусов по формам более легкий, чем южные зиккураты, был сдвинут от центра дворцового комплекса в один из дальних (со стороны города) углов платформы. Поэтому он не доминировал над обиталищем деспота, «царя всех стран, царя вселенной».

Дворец ассирийского наместника в Тель-Барсипе в Северной Месопотамии (середина VIII в. до н. э.; современный Телль-Ахмар) стоял на высоком холме и по своему великолепию мало уступал дворцу Саргона, хотя и был построен в провинциальном городе. Как и дворец Саргона II, он включал комплекс больших дворов-залов (самый большой 25 x 65 м). Во дворце существовали сложная система отводных и дренажных труб, ванны и т. д. Стены парадных залов были покрыты росписями, изображавшими царя в батальных и охотничьих сценах. Раскраска изображений часто была условной: синие лошади, красные всадники и т. п. В некоторых залах сохранились панно с изображениями быков, козлов и других животных, обрамленные орнаментальным фризом. По тонкой графической манере и по живости изображения росписи Тель-Барсипа принадлежат к числу лучших памятников ассирийского искусства.

Введение цвета в архитектуру характерно и для храмов Южного Двуречья, особенно в ранние его периоды (ср. «Красное здание» в Уруке), однако, там скульптура в архитектуре особой роли не играла. В ассирийском же искусстве наблюдается тесная связь скульптуры с архитектурой, что типично также для Сирии и Малой Азии (в частности, для хеттов и хурритов).

У хеттов и хурритов заимствовали ассирийцы и систему облицовки стен ортостатами. Однако ассирийские ортостаты отличаются от хеттских тем, что ассирийцы переносили облицовку внутрь помещений (у хеттов облицовывалась нижняя часть наружных дворцовых стен). Самые ортостаты занимают здесь значительно большую часть площади стены. Не связанные по сюжету изображения хеттских рельефов сменяются в Ассирии огромными панно, подчиненными одной теме (царские походы, царская охота и т. п.). Рельеф был низкий и раскрашивался, что создавало впечатление скорее графического, чем объемного изображения (рис. 25).

archaic.totalarch.com

Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12Следующая ⇒

В 1742 г. до н. э. племена касситов завоевали территории Двуречья, создав кассито-аморейское государство Хана, или Кардуниаш, достигшее своего расцвета в XV—XIV вв. до н. э.

В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась, вероятно, первая в историиАссирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.

Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим, н постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство. (11, стр. 65-66)

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.

Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.

Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.

Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.

Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.

Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.). (6, том 1, стр. 206-209; 11, стр. 68)

В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом, бывшая летняя резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.), возведенная на искусственной огромной по площади платформе. Руины этого города, окруженного крепостными стенами, дают представление о характере ассирийской архитектуры.

В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем. Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства. (11, стр. 69-70)

Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие. (12, стр. 8)

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.

 

 

Дворец в Мари. Нач. II тыс. до н.э. План.

 

Читайте также:

lektsia.com

Ассирийская архитектура. Очерки по истории архитектуры Т. 1

Ассирийская архитектура

Еще около 2300 г. до н. э. был построен храм Иштар в Ассуре. Он очень прост и связан по происхождению с небольшим жилым домом. Его план до некоторой степени напоминает даже мегарон (см. том II), но расположение входа иное. Начиная со 2-го тысячелетия небольшие ассирийские храмики получают ориентацию в длину, что еще больше сближает их с мегароном. Это новшество, может быть, введено касситами, которые извне вторглись в страну и достигли наибольшей силы в XV веке до н. э. Замечателен храм бога неба Ану и его сына Адада в Ассуре (рис. 128), построенный около 1100 г. до н. э. (он перестроен в IX веке до н. э.). Храм Ану-Адад состоит из двух параллельных и ориентированных в глубину залов; к каждому из них примыкает зиккурат. Общая форма сооружения напоминает хеттское хилани и двубашенные лицевые стороны сирийских церквей (см. том II).

Наиболее грандиозным ансамблем в архитектуре Вавилона и Ассирии является дворец ассирийского царя Саргона в теперешнем Хорсабаде, в древнем Дур-Шаррукине (рис. 129–133). С ним по величественности может сравниться только священный участок в Уре. Дворец построен около 707 г. до н. э. На примере дворца Саргона становится особенно ясным, что вся древняя архитектура Месопотамии составляет одно целое, причем каждое последующее государство, организованное в Месопотамии, продолжает архитектурную традицию предыдущего государства.

Дур-Шаррукин — большой город, построенный царем Саргоном одновременно с дворцом. Это загородная резиденция монарха, расположенная в нескольких десятках километров от столицы. Тип такой резиденции перешел потом в эллинистическую и римскую архитектуру. Такой загородной резиденцией была в Риме вилла Адриана, первоначально окруженная целым городом (см. том II). Позднее этот тип перешел в Европу. Версаль послужил образцом для всех европейских стран, и в том числе для Царского Села под Петербургом. Дур-Шаррукин представляет собой неправильный квадрат, размером приблизительно 1760?1685 м. Город был окружен с четырех сторон стенами толщиной в 23 м, высотой тоже около 23 м (во время раскопок стены имели высоту от 14 до 23 м). На высоте 1,10 м стены сложены из камня, выше — из необожженного кирпича. Стены имели 167 башен; следов рва, которым окружен, например. Вавилон, не найдено. Дворец встроен в одну из стен так, что приблизительно половина его выступает из уровня стен внутрь города, другая половина — наружу; вместе с ним выступают наружу и крепостные стены города, защищающие одновременно и город, и дворец. По Геродоту, стены города имели семь ворот, из которых только одни находились на стороне дворца. Одни из этих семи ворот служили для прохода, другие — для проезда. Внутри города были мощеные улицы шириной до 12 м. Площадь дворца составляет около 10 га. Высокая терраса, на которой стоит дворец, содержит около 1 300 000 м3 земли: Всего откопано 186 залов дворца; первоначально их было больше.

* * *

Рис. 128. Реконструкция храма Ану-Адад в Ассуре

Рис. 129. План Дур-Шаррукина

Рис. 130. План дворца в Дур-Шаррукине

Техника дворца изучена довольно подробно. Терраса, на которую он поставлен, состоит из земляной насыпи, утрамбованной на месте. В этой сплошной массе устроена тщательная дренажная система; в полах дворов оставлены отверстия для стока воды в проложенные внутри террасы отводные каналы. Кроме того, в террасе и в зиккурате проложены многочисленные вентиляционные каналы. Снаружи терраса облицована камнем. Нижние каменные блоки этой облицовки имеют длину до 2,50 и даже до 3 м. Стены, возведенные на террасе, выложены из необожженного кирпича. Глиняный кирпич, прессованный с соломой, укладывался правильными рядами. Готовый горизонтальный ряд, перед тем как класть следующий ряд над ним, слегка поливали водой. Благодаря этому сырые кирпичи образовывали монолитную массу огромной прочности, особенно вследствие колоссальной толщины стен, доходивших в Хорсабаде до 3 м. Стены облицовывали слоем алебастра или асфальта или покрывали их рельефами, а также завешивали коврами. Свет проникал в помещения через двери, особенно из многочисленных дворов дворца. Вопрос о покрытии помещений дворца в Хорсабаде до сих пор не выяснен окончательно. В развалинах дворца найдены дверные отверстия, перекрытые полуциркулярной аркой, но не найдено достаточных остатков ни одного из покрытий. В некоторых помещениях дворца нашлись остатки обгорелых кедровых балок. Дворец погиб от пожара. По-видимому, часть его внутренних помещений была перекрыта практиковавшимся в Месопотамии с очень древних времен способом — при помощи деревянного настила, над которым насыпали слой земли. Наверху устраивалась плоская крыша, а над ней обычно возвышалась маленькая будочка с дверью, защищавшая от непогоды выходное отверстие ведшей на крышу лестницы. Но в других помещениях были обнаружены фрагменты кирпичной кладки криволинейного профиля, происходящие, по-видимому, из сводов. Несомненно, что большинство помещений дворца Саргона было перекрыто сводами, которые были известны и общеупотребительны в Месопотамии с древнейших времен. На это указывают толстые стены и глухие перегородки между помещениями. Это подтверждается также заостренным сводчатым перекрытием отводного канала, выложенного кирпичными наклонными арками-«ломтями» описанным выше способом, без кружал. Во дворе перед одним из храмиков около зиккурата (см. ниже разбор назначения отдельных помещений) найдены остатки колонн-столбиков. Они состояли из кедрового ядра, облицованного бронзовыми пластинками, подражающими чешуе пальмового ствола и первоначально позолоченными. Это подтверждает вывод об изобразительности архитектурных форм восточных деспотий. Стены были во многих местах облицованы яркими многоцветными изразцовыми плитами, образующими в некоторых местах изобразительные композиции, но чаще покрытые орнаментом.

Рис. 131. Реконструкция дворца в Дур-Шаррукине

Рис. 132. Реконструкция главного входа дворца в Дур-Шаррукине

Рис. 133. Реконструкция внутреннего вида одного из храмиков дворца в Дур-Шаррукине

Назначение отдельных помещений не всегда может быть точно установлено, но назначение главных групп помещений выяснено достаточно. Главная часть дворца группирует вокруг двух больших дворов наиболее роскошные залы, рассчитанные на официальные приемы: ко всему этому комплексу ведет роскошный главный вход и парадная лестница со стороны города. С противоположной стороны, на западной части террасы, помещается отдельно стоящий павильон — по-видимому, летнее жилье царя. В юго-западной части дворца, в углу, обращенном к городу, расположены три небольших придворных храмика и зиккурат. Наконец, третья часть дворца — службы, занимающие юго-восточный угод террасы со стороны города. К службам ведет длинный пандус, по которому въезжали колесницы, а также телеги многочисленных поставщиков. Зиккурат дворца Саргона — один из лучше всего сохранившихся зиккуратов Месопотамии. Его квадратный нижний ярус занимает площадь около 42 м2. Сохранились четыре яруса зиккурата, из которых каждый имел высоту около 6 м. Предполагают, что всего ярусов было семь. Подъем пандуса, который шел по спирали вокруг зиккурата, составляет внизу башни 0,04 м на 1 м, для седьмого яруса этот подъем составлял, по-видимому, не более 0,07 м на 1 м. Летнее жилье царя, отдельно стоящий павильон; построено в форме-хеттского бит-хилани (см. главу об архитектуре хеттов). В развалинах дворца были найдены четыре фигуры меньше человеческого роста, на которые были поставлены круглые столбы, вероятно деревянные. Неизвестно, где они стояли.

Для общего стиля дворца Саргона определяющим является его крепостной характер. Весь дворец стоит на огромной и очень высокой террасе, высота которой равна высоте городских стен. Эта терраса заимствована из зодчества Вавилона. Обычай возводить здания на высоких террасах имеет в Месопотамии большую древность и объясняется техническими причинами. При постройке стен из необожженного кирпича для зданий представляла большую опасность сырая местность, обильно орошаемая разливом огромных рек. Высокие террасы были предохранительными мерами против воды. Однако во дворце Саргона к этой технической причине присоединились и соображения безопасности. Помимо крепостных стен, которые наверху окружают помещения дворца, дворец в целом поднят над городом на огромную высоту. Нужно себе представить, каким представлялся дворец Саргона жителю Дур-Шаррукина, когда последний вплотную подходил к совершенно гладкой и обнаженной четырнадцатиметровой отвесной стене террасы (колонны Большого театра в Москве имеют высоту 14 м). Мир города внизу и мир дворца высоко наверху были резко отделены друг от друга, и между ними не существовало перехода. При приближении к городу издали огромный дворец, возвышавшийся над крепостными стенами, окружавшими город, должен был производить, с его высоким зиккуратом, сказочное и величественное впечатление. Выступ дворца вне городских стен тоже продиктован стремлением усилить обороноспособность крепости. При примитивных древних методах военного дела было выгодно отстреливаться с двух сторон от штурмующего врага. Характерно, что дворец-крепость обращен своими оборонительными приспособлениями не только против нападающего на город и дворец снаружи врага, но и внутрь города. Конечно, дворец-крепость царя Саргона играл для укрепленного города Дур-Шаррукина роль донжона (см. том 111). На случай если бы враг прорвался в город, дворец был последним убежищем защитников, укрепленным со всех сторон. Но несомненно также, что дворец был вместе с тем крепостью, направленной против жителей города. В этом отношении очень показателен текст, который рассказывает о том, как Дур-Шаррукин был построен. Царь Саргон говорит сам: «Людям со всех четырех концов света, разноязычным, проживавшим в горах и долинах, которых я, именем Ассура (божество), господина моего, и силою десницы моей увел в неволю, я приказал говорить на одном языке и поселил их тут. Сынов Ассуровых, во всяком деле разумных и искушенных, я поставил над ними, наблюдать за ними; ученым книжникам и писцам я поручил обучать их страху Божию и цареву». В этом тексте и в обшей композиции дворца Саргона очень ярко отразился военный характер ассирийской монархии. Она образовалась путем громадных завоеваний. Необходимость в связи с этим организовать армию с железной дисциплиной была существенной причиной, приведшей к особенно суровому характеру монархической организации в Ассирии. Ассирийцам приходилось всегда поддерживать на должной высоте свою военную силу, так как они постоянно были на военном положении, сталкиваясь с соседними народами и отражая их натиск.

Военный характер ассирийского государства отразился не только в укреплениях дворца, но и в том, что дворец был рассчитан на торжественные приемы иностранных послов, которых нужно было поразить блеском царской резиденции, чтобы дать им повышенное представление о несокрушимой мощи ассирийского царя. Пестро разряженные делегации иностранцев верхом подъезжали к городу, пораженные великолепием и сказочностью его общего вида. Потом они въезжали в городские ворота и ехали ко дворцу по городским улицам. При этом они все время видели дворец, возвышающийся над низкими домами города и представлявшийся им с самых различных точек зрения. Вероятно, их вели так, чтобы они проделали возможно более длинный путь по городу. Наконец послы подъезжали вплотную к террасе дворца и оказывались около отвесной четырнадцатиметровой стены террасы. Подъем на террасу происходил по обращенной к городу величественной двухмаршевой лестнице, которая рассчитана на то, чтобы по ней въезжали верхом. На большой верхней площадке перед главным входом послы слезали со своих лошадей, и тут, по-видимому, их принимала выходившая им навстречу из дворца депутация. Потом по залам, чередующимся с дворами, их вели в приемные помещения. При прохождении через дворы взорам послов представлялся возвышающийся над крышами помещений дворца зиккурат, который был виден последовательно с различных точек зрения. Послов поражала также картина главного входа в виде пролета, завершенного полуциркульной аркой, по сторонам которого поставлены две башни и стены делают симметрические уступы вглубь. По сторонам входного пролета стоят крылатые быки, охраняющие вход. Эти быки, религиозно-символическое значение которых не подлежит никакому сомнению, очень характерны для восточно-деспотической дворцовой архитектуры: Они показывают, что в Ассирии даже дворец имел религиозно-символическое истолкование. Божественные крылатые звери спустились на землю и охраняют царя. Архитектура дворца Саргона благодаря этому тоже изобразительна и символична. Священные быки были поставлены и во многих других местах внутри дворца.

Дворец Саргона в целом асимметричен, но отдельные его части оформлены симметрично. Расположение больших дворов и зиккурата, сдвинутого в сторону, производит в общем впечатление, что отдельные части дворца свободно разбросаны по платформе. Так, асимметрична и лицевая сторона дворца, обращенная к городу: лестница и главный вход несколько сдвинуты в сторону. Но сам вход и лестница строго симметричны. В целом главный вход с симметрично поставленными по сторонам его башнями напоминает отчасти композицию входа в египетский храм с двумя пилонами-башнями по сторонам прохода между ними (см. главу об египетской архитектуре). Дворец Саргона имеет сильно подчеркнутый наружный объем, который особенно выделяется благодаря постаменту-террасе, зиккурату и четкому ограничению дворца крепостными стенами и башнями. Снаружи образуется довольно сложная композиция массивных блоков, смыкающихся в одно целое вместе с террасой, городской стеной и ее башнями.

Для внутренности дворца очень характерна разбивка ее на отдельные сравнительно небольшие замкнутые помещения, что связано главным образом с перекрытием внутренних помещений цилиндрическими сводами и неумением выкладывать пересекающиеся своды. Пространство каждого внутреннего помещения просто и ясно, оно четко ограничено четырьмя стенами и сводом. Внутренние пространства дворца в Хорсабаде сохранили до известной степени пещерный характер, хотя они и выложены из кирпича высоко над поверхностью земли. Их пещерность обусловлена главным образом отсутствием отверстий, кроме дверей, и толщиной стен и сводов. Внутри видна только поверхность единого, неразложенного массива, который начинается от пола по одну сторону зрителя, поднимается, непосредственно начинает загибаться над его головой и по другую его сторону опять опускается до пересечения с полом. Дифференциация этого массива на с гены и покрытие отсутствуют вовсе. И снаружи и внутри поверхность с ген в некоторых местах обработана валиками из кирпича, вставленными в стену, так что крайние наружные точки этих валиков лежат в плоскости стен.

Симметрическая обработка отдельных частей дворца, четкое оформление внутренних пространств, анфилады помещений, образовавшиеся особенно в парадных частях дворцового комплекса, крылатые быки, наконец, рельефы, тянущиеся лентообразно и покрытые длинными однообразными изображениями людей, шагающих, точно в процессиях. — все это оформляло торжественный и напыщенный ритуал, который господствовал в жизни дворца. Внутри его держали себя несвободно, ходили медленно, в натянутой, точно культовой, позе, размеренным шагом, сопровождая эти движения условными позами и жестами. Торжественные официальные приемы были настоящими священнодействиями. Эти процессии изображены на рельефах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.

Искусство Ассирии — совокупность всех предметов искусства древнего государства в Северной Месопотамии (на территории современного Ирака) — Ассирии, с XXIV—VII до н. э.

Архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили, главным образом, дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства.

Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884—859 годы до н. э.), Саргона II (722—705 годы до н. э.) и Ашшурбанапала (668—633 годы до н. э.).

Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями.

Искусство Вавилона XIX—XII веков до н. э.

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.).

Со второй четверти II тысячелетия до н. э. выступают на историческую арену города Сиро-Финикии и Палестины. Расцвет их продолжается до начала I тысячелетия до н. э. Одновременно приобретают большое значение государство хеттов в долине реки Галис в Малой Азии и соседнее с ним государство Митания в верхнем течении Евфрата.

Культура Закавказья, начало которой относится к глубокой древности, также достигает в это время высокой степени развития и тесно связана с культурами так называемых горных народов Передней Азии.

Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они ещё были тесно связаны с магией.

От города Вавилона, который был в свое время центром мирового значения, исторические события последующих эпох оставили очень мало. Немного дошло до нас и памятников изобразительного искусства этого времени.

Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммурапи, начертанным клинообразными знаками (Париж, Лувр). Рельеф изображает царя Хаммурапи в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передаёт ему символы власти — жезл и магическое кольцо (трон изображен в виде храмика на зиккурате). Подобные сцены вручения или «инвеституры», выражающие идею божественного происхождения царя, так как божество непосредственно передаёт ему знаки власти, часто встречаются на памятниках изобразительного искусства Передней Азии и в предшествующие и в последующие времена. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммурапи, несомненно, портретно.

Другим, не менее значительным, скульптурным памятником этого времени является диоритовая голова (Париж, Лувр), в которой видят портрет Хаммурапи — это пожилой человек с резкими, волевыми, даже суровыми чертами лица.

Представление об уровне развития культуры и искусства времени возвышения Вавилона дают раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата). Здесь были открыты руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима площадью в 2,5 гектара и много ценных художественных памятников. План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых группируются помещения. Дворец включал в себя, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и чёрной красками. В числе настенных росписей культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.

В одном из храмовых помещении была найдена алебастровая статуя богини Иштар (высота 86 см), держащая в руках сосуд, из которого когда-то во время церемоний изливалась вода (Багдад, Иракский музей). Статуя отличается монументальной, лаконичной и выразительной трактовкой.

Очень интересны формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах есть стремление передать пейзаж в традициях аккадского искусства.

При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. От огромного государства стали отпадать боровшиеся за самостоятельность области Двуречья. Через сто лет Вавилон захватили касситы, которые образовали так называемую III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII—XII века до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.

Среди архитектурных памятников касситского времени следует назвать храм Караиндаша в Уруке (вторая половина XV века до н. э.) с огромными статуями божеств, которые выступают из ниш в стенах и сложены, как и стены здания, из кирпича. Здесь впервые скульптура стала подлинно органической частью архитектуры. Среди скульптурных произведений этого времени выделяется своей монументальностью бронзовая статуя царицы Напир-Aсу, найденная в Эламе (Париж, Лувр).

Искусство Нововавилонского царства

В 612 году до н. э. столица Ассирии Ниневия была взята царём Вавилонии Набопаласаром в союзе с мидянами и подвергнута полному разрушению, а вся страна была опустошена. Гегемония снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, кроме политического значения, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.

Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.

Вскоре после смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона падает. В 538 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.

Архитектура Нового Вавилона

Одним из наиболее деятельных царей времени Нового Вавилона был Навуходоносор (604—562 годы до н. э.), который проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Осуществлял он и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Много сведений осталось об этом времени от греческих авторов — Геродот, Диодор, Страбон (например, о зиккурате Вавилона).

Архитектура во время Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До наших дней дошли остатки ряда архитектурных памятников.

Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.

Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек возник при КиреII и Дарии в местности Пасаргада. Гробница КираII – каменная целла с двухскатной кровлей на высоком постаменте из шести ступеней. Ахеменидские лдворцы строились по раз установленному стандарту и в Пасаргадах, и в Персеполе, и в Сузах.

studfiles.net

Архитектура древнейших городов Ассирии. Дворец..

Ассирия

Асси́рия —— древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала свыше тысячи лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.

Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)

В IX—VII вв. до н. э. Ассирия стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась первая в истории Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.

Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим(разнообразным) , но постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство.

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.

Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.

Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.

Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.

Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.

Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.).

Дур-Шаррукин

В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем. Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства

Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие.

Развитая строительная техника Ассирии основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассирийского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.

1.2.3. Дур-Шаррукин ( Крепость Саргона) — столица Ассирии в последние годы правления Саргона II. Город строился по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э. Однако вследствие внезапной гибели царя в сражении строительство было прекращено, и столица была перенесена в Ниневию. В конце VII века до н. э. город был разрушен войсками Мидии. Ныне здесь расположено поселение Хорсабад (север современного Ирака).

История

Саргон II был царём Ассирии в 722—705 годы до н. э. В 717 году он приказывает начать строительство новой резиденции для него в месте слияния рек Тигр и Большой Заб. В ассирийских записях того времени указано, что материалы, такие как древесина, а также рабочая сила были привлечены из далёкой Финикии. В окрестностях города были посажены сады оливкового дерева с целью увеличения производства масла. К 706 году до н. э. строительные работы прекратились. В следующем году Саргон умер в бою. Его сын Синаххериб отказался от идеи продолжить строительство и перенёс столицу обратно в Ниневию. После падения Ассирийской империи недостроенный город был разрушен.[3]

Построенный по единому замыслу, город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780 Х 1685 м. и был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м, усиленной контрфорсами. Крепостные стены на высоте 1,1 м были сложены из камня, выше - кладка из сырцового кирпича. В город вели семь ворот, на стенах были построены 167 башен, следов рва не было обнаружено. Мощенные улицы города достигали до 12 м в ширину. (8, стр. 18)

4.В северной части города, на глинобитной террасе площадью 10 га, возвышалась доминирующая над городом цитадель, где находились храмы, грандиозный царский дворец Саргона II и дома его особо приближенных. Только для создания основания для дворца площадью 100 000 кв. м. было насыпано (затем утрамбовано) приблизительно 1,5 млн. куб. м глины. Платформа цитадели, поднимавшиеся на высоту 14 м, была сложена из кирпича-сырца и облицована в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня (каждая каменная глыба весом до 14 т, некоторые блоки имеют в длину до 3 м). Кладка платформы пронизана системой сточных и вентиляционных каналов. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проехать колесницы. Стены построек в цитадели были сложены из необожженного кирпича, некоторые достигают в толщину 3 м.

Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья. Отдельные части дворца располагались симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметрично. Здание дворца наполовину выступало за уровень северной стены города.

Прямоугольный в плане дворец состоял из трех частей - группы помещений для приемов, жилых покоев царской семьи (и гарема правителя), хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце насчитывалось ок. 210 залов и 30 внутренних дворов. Парадная лестница со стороны города ведет к главному входу царской резиденции. Самый обширный парадный двор, расположенный сразу за главным входом, объединял покои царя, роскошные официальные залы, служебные помещения и культовые постройки. В западной части террасы располагался отдельно стоящий павильон, типа хеттского бит-хилани, возможно, летнее жилище царя. Служебные помещения дворца располагались на юго-восточной части террасы, со стороны города, к этой части вел длинный и широкий пандус, по которым поднимались на террасу колесницы и повозки с продовольствием.

Во дворце Саргона часто встречаются арки, ложные и клинчатые своды. Входные проемы чаще всего перекрывались арками, тяжелые створки дверей оббивали медными полосами. В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м) и высокими, но относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, возможно, через отверстия в сводах.

На стенах внутренних помещений были обнаружены остатки росписей и облицовки разноцветными поливными изразцами по низу. Проемы внутренних помещений также оформляли лентой из цветных глазурованных плиток. Дворец был оснащен хорошо устроенной дренажной системой (отверстия для стока воды в полах внутренних дворов, выходящие в отводные каналы внутри насыпной террасы), а также вентиляционной системой.

В юго-западной части террасы располагались три небольших храма и 40-метровый зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом. Зиккурат дворца Саргона относительно хорошо сохранился. Квадратный нижний ярус-основание по площади ок. 42 кв.м. Вероятно, зиккурат был семиярусным, сохранилось четыре, каждый ок. 6 м в высоту, Вероятно, каждый ярус был окрашен в разные цвета. Зиккурат был сдвинут к краю платформы, и создавалось впечатление, что он венчает дворцовый ансамбль, но не доминирует над ним.

Главный портал дворца, соединенный с примыкающей частью города парадными лестницами, представлял собой торжественную арку (пролет 4,3 м при высоте 6,46 м), обрамленную двумя мощными башнями, снизу облицованными цветными поливными плитками.

У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами (достигавших 5,6 м в высоту). Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил.

5. Главные ворота были облицованы кирпичом, покрытым эмалью. По обеим сторонам врот стояли огромные пальмы, покрытые пластинками из позолоченной бронзы. Возле других ворот возвышались 8 статуй богов.

6-7.Шеду.

Шеду -статуи человекоголовых крылатых львов и быков, охранявших входы во дворцы ассирийских царей. В древней месопотамской религии «шеду» являлись низшими божествами – «демонами» или «гениями». Согласно шумерской мифологии, бык был животным лунного бога Сина, связанным с символикой плодородия. Лев символизировал царственность и силу. На голове шеду была тиара с рогами – древнейший знак божественности и плодородия. Шеду в целом мыслились как благие духи-хранители, которые, однако, иногда могли быть «вредными», поэтому им приносили жертвы. Ассирийцы, восприняв культуру древних шумеров, ввели традицию устанавливать изображения шеду по сторонам дворцовых ворот, как защиту от злых духов. Статуи достигали пяти метров в высоту и имели пять ног: При взгляде на каменных исполинов в фас видны были только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.

Туловище быка крылья орла, хвост льва и голова бородатого мужчины о свирепым взглядом огромных глаз.

freedocs.xyz

Занимательная история архитектуры: Архитектура Ассирии

Первая половина I тысячелетия отмечена невиданным ранее усилением сначала Ассирии, потом новым расцветом Вавилона.

Ассирия простиралась по среднему течению р. Тигр. Почва здесь менее благодатна, чем в южном Двуречье. Климат континентальный, с засушливым летом и довольно суровой зимой; окружающие долину предгорья богаты рудами, лесом и камнем, которыми Ассирия снабжала юг.

На рубеже III и II тысячелетий здесь зарождается государство со смешанным населением то самостоятельное, то подчиненное Вавилонии или другим соседям.

Важной отраслью строительства у ассирийцев была постройка мощёных камнем стратегических военных дорог, деревянных и каменных мостов, а также каналов и дамб. Опираясь на свою военную технику и развитые пути сообщения, Ассирия создала путем завоевания огромное государство, объединявшее, хотя и не надолго, весь Передний Восток.

Связанная с Двуречьем экономически, а также культурной и религиозной традицией, влиявшими на весь уклад жизни, Ассирия, естественно, воспринимает оттуда и типы сооружений, и архитектурные формы. Высокие террасы, возводившиеся на юге для защиты зданий от наводнений, возводятся и в Ассирии, становясь здесь, однако, в первую очередь средством придания архитектурным сооружениям недоступности и величия. Ступенчатые башни-зиккураты распространяются и в Ассирии, но со слегка изменёнными формами.

Камень применялся, однако, очень скупо – лишь для фундаментов, вымосток и облицовок. Основным материалом оставался кирпич-сырец.

Обожжённый кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролёты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.

Тип рядовой жилой застройки Ассирии известен очень мало. Остатки стен и вымостки дворов раскопанных домов показывают общую с южным Двуречьем композицию усадьбы с центральным двором, на который выходят обращенные к северу жилые помещения. Усадьбы обносились глухой стеной и входили в блочную застройку квартала.

Уже в период первого возвышения Ассирии обязательными частями храма становятся большой обнесённый стенами двор и примыкающий к нему зиккурат, а помещения храма вытягиваются по продольной оси со входом в продольной стене, но не по её оси.

Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могущества ведущую роль в архитектуре, неизменно носило характер подавляющей монументальности, крепостной замкнутости (необходимой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности.

architecturesss.blogspot.com