История древнего вавилона. История государства и права Древнего Вавилона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Вавилона. История древнего вавилона


Древняя история - Вавилон

Вавилон — крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19−6 вв. до н.э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу» — «Врата бога». Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги, царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626−538 до н.э.). Навуходоносор II (604−561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раскопок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим название «Э-сагила» (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся «Э-теменанки» (Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с «висячими садами» на искусственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая — 7,8 м, а третья — 3,3 м. Одна из этих стен была икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окрестности Вавилона. Через весь город мимо дворца проходила «священная дорога» для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными стенами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя богини Иштар.

Вавилония Вавилония — примитивно-рабовладельческое (раннерабовладельческое) государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды — в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3−2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, которые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369−2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал раннерабовладельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Страницы: 1 2 3 4 5

www.55referatov.ru

Древний Вавилон - Всемирная история Библиотека русских учебников

В начале XIX века до н.э в. Месопотамию - долину между. Тигром и. Евфратом - вошли племена амореев и основали здесь свое государство со столицей в. Вавилоне. Расположенный на перекрестке древних караванных путь хов, он быстро обогащался. Особенно. Вавилон возвысился в XVIII века до н.э при царе. Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э до н. е.).

Хаммурапи воспользовался упадком ряда городов-государств (Иссен,. Ларса) и добровольно согласился быть вассалом. Аморрейских государства. При ее поддержке. Хаммурапи завоевал соседние города-государства. Для местных крестьян е др. построил канал, что позволило значительно расширить площадь обрабатываемых земель и усилило авторитет царя. Он укрепил северные границы страны, а когда умер мощный ассирийский царь. Шамши-Адад. И выгнал и из соседнего государства. Мари ассирийский гарнизон и посадил там своего наместникаика.

Постепенно. Хаммурапи завоевал соседние княжества и контролировал огромную территорию с важными торговыми путями

Так возникла первая централизованное государство в истории. Месопотамии

Преемникам. Хаммурапи пришлось вести упорную борьбу с племенами касситов, шумеров, которые стремились возродить свою государственность, а также с хеттами. Вавилон завоевали касситов, основавшие II. Вавилонскую дин настию. Каситськи племена вели полукочевой образ жизни и значительно уступали вавилонцев по уровню развития. Верхушка этих племен со временем слилась с вавилонской знатьюттю.

В середине II тыс. до н е участились военные конфликты. Вавилона с. Ассирией. Вавилон пользовался помощью хеттов, но в. ХП века до н.э их государство погиб. Одновременно с. Востока опустошительный набег осуществи или еламци. Каситська династия падших занепала.

Основателем новой династии в. ХП века до н.э стал. Навуходоносор, который преодолел и изгнал касситов, нанес военное поражение. Ассирии, однако возродить былое могущество. Вавилона не смог. Упадок. Вавилона длился в до VII века до н.э, пока на его развалинах не возникло новое царствцарство.

В хозяйстве. Древнего. Вавилона существовала и эффективно использовалась ирригационная система, которая была"экономическим нервом"страны, о которой заботились не только специальные чиновники, но и каждый грома адянин. Высокий уровень земледелия способствовало успешному развитию животноводстваваринництва.

Значительно развилось ремесленное производство: строительное дело и гончарство, производство кирпича, ковка, судостроения. Вавилон вел активную внешнюю торговлю, покупая металлы, древесину, вместо прода аючы шерсть, финики и зерно. Значительное развитие получило ростовщичество, причем крупнейшими кредиторами были храмы. Заем предоставлялся под залог имущества или будущего урожая, потому кредиторы были лишены возм ивости обращать должников в рабствтво.

О общественные отношения в стране свидетельствуют так называемые"Законы. Хаммурапи", что является упорядоченной сборкой обычного права"Законы"защищали частную собственность, юридически оформляли использования наемного пра аци. Эти законы были сгруппированы в соответствующие блоки: охрана государственной и частной собственности, полученной от царя имущества, операции с недвижимым имуществом, торговые отношения, нормы семейного и гражданского правого і цивільного права.

Читая"Законы", мы узнаем, что важную роль в общественной жизни играла община, в определенной зависимости от которой находились даже землевладельцы. Значительное развитие в государстве приобретала аренда земли и имений, скота, что также было отражено в"Законаху "Законах".

"Законы. Хаммурапи"разделяли вавилонское общество на мужей, покорных и рабов, хотя социальная структура общества была сложнее. Только люди считались полноправными членами сельской или городской общ толщины, владельцами определенной доли общинной земли. Покорные - пауперизовани крестьяне и представители других социальных групп, при наличии денег могли покупать землюпувати землю.

Много внимания в"Законах"уделялось отношениям между рабом и его владельцем. Использование рабского труда считалось личным делом рабовладельцев, могли также освобождать рабов

Государство заботилось о войске, поэтому предоставляла привилегии воинам. В"Законах"есть статьи, запрещающие забирать у воинов имущество за долги, продавать их в рабство. Имущество воина мог унаследовать старший сын или части ину - вдова. Государство выкупала своих воинов из плена, однако когда воин не появлялся своевременно в армию или посылал вместо себя наемника-непрофессионала, его строго наказывалисуворо карали.

Вавилон был сильным монархиею1 с развитым государственным сектором экономики. Царь контролировал все стороны жизни общества, в этом ему помогало чиновничество. Во времена господства касситов царская администрирования рация наделяла землей окружения царя. Временные пожалования со временем становились наследственной собственностью. Наряду с общинным землевладением возникло частное, централизованное государственное хозяйство постепенно разрушали. Ося, что не способствовало политической монолитностиості.

Государственный механизм. Вавилон не был идеальным. Государство, в котором были рабы и рабовладельцы, богатые и бедные, знатные и простолюдины, знала и социальные проблемы. Давно погиб мощная древнее государство - -. Вавилон, но достояния народов. Древней. Месопотамии стали весомым вкладом в сокровищницу мировой цивилизацииії.

uchebnikirus.com

История Вавилона

Крупнейший город древней Месопотамии Вавилон стоял на берегу реки Евфрат. Сейчас руины Вавилона соседствуют с иракским городом Хилла, расположенным в 80 км к югу от столицы Ирака Багдада. Как гласит история, около 4 тыс. лет назад Вавилон был столицей великого Вавилонского царства, которое достигло вершины своего могущества в правление Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), подчинившего себе всю Месопотамию. В истории пишется что, позже город захватили касситы, а затем ассирийцы. В 689 г. до н. э. в наказание за мятеж ассирийский царь Синахериб приказал сровнять город с землей, но преемник Синахериба отстроил его заново. В борьбе против Ассирии объединились мидяне, древний народ, живший на территории Иранского нагорья, и халдеи, пришельцы, по всей вероятности, из Аравии. В 626 г. халдейский царь Набопаласар захватил Вавилон и перенес туда свой престол, провозгласив город столицей Нововавилонского царства. [yandex1] В книгах по истории пишется что, сын Набопаласара Навуходоносор II превратил Вавилон в один из красивейших городов Древнего мира. При нем был создан новый архитектурный ансамбль Вавилона с великолепным дворцом и оборонительными укреплениями. Одно из самых знаменитых сооружений города той эпохи — ворота Иштар, облицованные лазурными изразцами с изображениями священных животных — быков, львов, драконов — и названные в честь богини плодородия, любви и войны. Навуходоносор также успел достроить сооружение, называемое Этеменанки — «дом основания Небес и Земли» — самый большой зиккурат во всей Вавилонии.   Предполагается в истории, что Навуходоносор причастен и к созданию «висячих садов» Вавилона, которые считались в Древнем мире одним из семи чудес света. По преданию, он приказал разбить для своей жены, царицы Амитис, сады, которые поднимались пятью этажами террас и напоминали ей горы страны Мидии, где она родилась. Легенда превратила «висячие сады» в сады царицы Семирамиды, основательницы Вавилона, которая жила раньше Навуходоносора. Найти «висячие сады» мечтали еще со времен Античности. Однако в истории до сих пор местонахождение одного из чудес вавилонской культуры остается тайной.  

 Интересные факты с истории Вавилона

В 1936 г. Древний вавилонский памятник ворота Иштар были реконструированы в Музее Пергамон (Пергамонмузеум) в Берлине. В этом археологическом музее выставлены и другие реконструкции архитектурных сооружений Древнего мира.   Строительство зиккурата Этеменанки началось, вероятно, еще при Хаммурапи, однако строительство удалось завершить только при Навуходоносоре II. Полагают, что этот долгострой — все знали о башне, которая очень долго стояла недостроенной, — навеял библейский рассказ о строительстве Вавилонской башни. Теперь Вы знаете немного об истории Вавилона. Оставайтесь с нами.

Журнал полезных советов.

otvetkak.ru

История государства и права Древнего Вавилона

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

План

1. Возникновение государства

2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера

3. Общественный строй Вавилонского государства

4. Государственный строй Вавилона

5. Законы Хаммурапи

1. Возникновение государства

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

3. Общественный строй Вавилонского государства

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное' «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. 4 Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

4. Государственный строй Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

www.coolreferat.com


Смотрите также