Бог древней индии индра. Бог грома, войны и молнии Индра
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Индийская мифология. Бог древней индии индра


Индра | Боги индийской мифологии

Назад к разделу

Индра

Индра | Индийская мифология

Индра — божество в ведийской мифологии и индуизме, бог грома, молнии и войны.

 

В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведийский период Индра был очень могущественным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено намного больше гимнов, чем другим богам. Индра является царем звездного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде... где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы...  Его супруга Индрани (Indrani), и он восседает на слоне Айравате (Airavata).»

Шачи (букв. «сила», «мощь») — богиня ревности и гнева в индуизме и ведической религии, супруга Индры. Другие её имена: Индрани («царевна Индры»), Аиндри, Махендри и Пуломи.  

В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно. Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.

 

Популярность Индры как бога дождя может быть понята только в тропиках, где солнечный жар иссушает растительность, русла рек, озера, источники и может оставить людей, растения и скот без пищи. Из-за нехватки воды страдают все — люди, животные и Природа в целом, и потому все призывают дождь и несущую жизнь воду. В засухи люди обращаются с гимнами к богу дождя Индре, чтобы он не позволил им умереть от голодной смерти и прервал власть змеевидного демона Вриттры (Vrittra), который удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре его любимый напиток — сок Сомы. Тогда молния, ассоциирующаяся с Индрой, начинает метать свои стрелы в демона Вриттру, и Вриттра ревет от боли и спасается бегством, вода проливается вниз на иссушенную землю, и все радуются — люди, животные и растения.

 

Индра Вед является сыном Отца Неба Дьяуса Питао (Dyaus Pitao), и Матери Земли Притхви (Prithvi) и братом-близнецом Агни.

 

В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света. В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.

 

Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть.

 

Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

кто это, происхождение, иконография, другие имена божества

Индуизм славится своим объемным пантеоном и запутанными отношениями между различными его представителями. Возглавлял весь многочисленный спектр божеств Древней Индии, по преданиям, некий бог Индра. В данной статье вы найдете все сведения о нем: легенды, связанные с его именем, его происхождение, как он выглядел согласно воззрениям индуистов и каким образом влиял на жизнь людей.

Кто это

В общем и целом можно смело заявлять, что данное божество является индуистским аналогом древнегреческого Зевса. Согласно представлениям индуистов, ведистов и некоторых представителей буддизма Индра — это царь всех высших богов, которых также называли дэвами, главный в Сварге, небесном городе, индуистском аналоге Олимпа.

Знаете ли вы? Общее число людей, исповедующих индуизм, составляет примерно 1 миллиард человек, что делает его третьей по популярности религией в мире после христианства и ислама. Подобно Зевсу, он обладает способностью контролировать гром и молнию, а также считается богом войны, который возглавляет всех старших богов в их войне против младших, также именуемых демонами или асурами.

Он является главным покровителем варны кшатриев, сословия, полностью состоящего из богатых и влиятельных воинов. Зачастую именно из этой варны выбирались все будущие цари.

Происхождение божества

Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.

Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.

Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.

По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил оружие одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли — перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.

Как выглядит и атрибуты Индры

Этот индийский бог является одним из наиболее антропоморфных представителей всего индуистского пантеона. Единственное, что существенно отличало его от обычного человека, это то, что он был многоруким. На изображениях он, как правило, имеет две пары рук.

Индра носит длинные чёрные волосы, свободно ниспадающие ему на спину, грудь, как правило, ничем не покрыта, на шею одета нитка голубых бус. В ушах серьги-кольца, от носа по направлению к левому уху протянута длинная золотая цепочка. Считается, что данное божество имеет воистину исполинские размеры.

Его главным оружием в борьбе с демонами является, помимо молний, ваджра. Применяемое Индрой только в крайних случаях, это мощное оружие соединяет в себе все положительные свойства копья, булавы, меча и в зависимости от потребностей или желания хозяина может менять свою форму. Обычно на рисунках изображается изготовленной из золота или бронзы. Вахана (специальное животное, которое используется божествами в качестве средства передвижения и спутника) данного бога — это слон по имени Айравата.

Он имеет белый окрас кожи и размерами сопоставим со своим наездником. Согласно легендам он появился из скорлупы яйца, которое перед тем дало жизнь Гаруде (птице, наследником которой был Вишну).

Другие имена царя богов

Список других имен Индры весьма внушителен и в большинстве своем основан на той или иной его победе или подвиге:

  • Крушитель Твердынь — Пурандара.
  • Победитель Вритры — Вритрахан.
  • Победитель Балы — Балахан.
  • Владыка Благих — Васава.
  • Стогневный — Шатаманью.
  • Тот, кто принес 100 жертв — Шатакрату.
  • Могучий — Шакра.
  • Щедрый — Магхава.
  • Тысячеглазый — Сахасракша.
  • Одноногий Овен — Аджайкапада.
  • Громовержец — Ваджрабхарт.

Важно! В индуизме каждому богу соответствовало лишь одно имя, поэтому, вероятно, правильнее называть данный список списком эпитетов или титулов, характерных для данного божества. В других источниках подобные списки можно встретить как в качестве альтернативных имён, так и в качестве титулов.

Легенды об Индре

Индра, как и древнегреческий Зевс, прослыл ещё тем повесой и шутником. За многие его проделки он бывал в детстве и юности наказан своими старшими товарищами. Однако список его благих и великих деяний в значительной мере перекрывает все юношеские проделки.

Отражением трепетного и почтительного отношения индуистов к данному персонажу можно считать многочисленные мифы и легенды, посвященные его похождениям.

Победа над Вритрой

Считается, что одним из величайших подвигов, совершенных Индрой, была его победа над драконом Вритрой, которого сотворил бог-мастер Тваштар. Сделал он это из-за обиды на Вритру, возникшую из-за того, что тот убил его трехголового сына, родившегося в результате союза Тваштара с одной из низших богинь. Субстратом для создания ужасного дракона послужило пламя и священная сома. Он не имел никаких конечностей, а тело его состояло из девяноста девяти колец, которые перекрыли русла всех рек в Индии и лишили её обитателей необходимой для нормальной жизни влаги.

Боги, ведомые молитвами смертных, пришли к Индре и попросили возглавить их войско в походе против Вритры. Однако, когда войско богов достигло головы дракона, он дохнул на них своим адским пламенем, и они в страхе разбежались кто куда, покинув своего предводителя.

Индра же не устрашился Вритры и ринулся на него в атаку, однако тот проглотил царя богов и погрузился в спячку. Но Шива наслал на дракона зевоту, что позволило повелителю молний выбраться на свободу и нанести ему своей ваджрой смертельный удар.

Индра и Намучи

По легенде, одним из друзей Индры был представитель асуров Намучи, как и Индре среди дэвов, не было равных ему по силе среди низших богов. В ходе дружеской беседы ими был заключен между собой договор, который запрещал им вступать друг с другом в схватки.

Ни мокрым оружием, ни сухим, ни днём, ни ночью, ни на суше, ни в пучине морской не должны они были нападать друг на друга. Однако Намучи задумал лишить Индру всей его силы и тем самым занять пост самого могущественного во Вселенной существа. Тогда он подмешал в напиток высших богов — сому, которой Индра был вскормлен вместо молока матери, суру — крепкий хмельной напиток, которым утешали себя асуры.

Сделал он это, так как знал, что дэв, испивший суры, тут же лишится своих сил. Опечаленный и лишившийся сил Индра пошел за советам к богам-близнецам Ашвинам. Они сказали, что могут изготовить из крови Намучи состав, способный вернуть силы повелителю богов. Но предстояло ещё найти способ, который бы позволил обойти данную ранее клятву.

Тогда решено было провести поединок в полосе прибоя, которая не является, в сущности, ни сушей, ни водоемом, оружие решено было смочить морской пеной, дабы оно было ни мокрым, ни сухим, а сама схватка должна была проходить на закате, в то время, которое нельзя назвать ни днем, ни ночью.

В ходе ожесточенного поединка Индра при помощи своей ваджры одержал нелегкую победу и отрубил голову коварному Намучи. Собрав требуемое количество крови, он отнёс её богам-близнецам, которые приготовили напиток, благополучно вернувший силу повелителю грома и молний.

О появлении тысячи глаз

Эта легенда, скорее, повествует нам об Индре-проказнике, нежели об Индре-герое. Согласно ей у учителя повелителя богов, Гаутамы, была прекрасная жена по имени Ахалья, к которой Индра испытывал страстное и сильное влечение.

Однажды, когда его учителя не было дома, он дерзнул прокрасться в покои его жены и признался ей в своих чувствах. Ахалья с благосклонностью приняла его признания, и они уже намеревались слиться воедино, как в дом вошел Гаутама.

Увидев подобною картину, он проклял своего недостойного ученика таким образом, что на теле его образовалась тысяча знаков бесчестия. Тогда Индра начал вымаливать у гуру прощение, и добрый мудрец пошел ему навстречу, превратив тысячу знаков бесчестия в соответствующее количество глаз.

Однако Индра не сумел должным образом вынести урок из первого опыта и прокрался в дом к Гаутаме во второй раз, но на этот раз, когда мудрец пришел домой, всё уже свершилось. Тогда он проклял Ахалью, обратив её в каменную глыбу, а молодого Индру сделал евнухом.

Однако боги, зная о подобном нраве своего будущего царя, вступились за Индру и совершили небольшое жертвоприношение, результатом которого стало возвращение ему его достоинства.

Влияние на жизнь людей

Являясь богом грозы, молний и грома, по мнению индуистов, Индра проявлял свою милость по отношению к людям всякий раз, когда шел дождь. Если грозе, помимо требуемой в хозяйстве и земледелии воды, случалось приносить ещё и разрушения и смерть, тогда считалось, что царь богов, наоборот, проявляет норов и чем-то недоволен.

В засушливую погоду Индре приносили множество различных жертв, дабы он послал на терпящий бедствие в результате засухи регион дождь.

Когда так долго вымаливаемый дождь наконец-то проходил, люди устраивали шумное пиршество в честь повелителя молний и говорили, что ему в очередной раз удалось повторить свою победу над змеем Вритрой, который перекрыл доступ воды к их селениям.

Важно! Если вы вдруг соберетесь принести жертву Индре, помните, что недостаточно будет просто оставить на алтаре какие-либо дары, важно раздать их монахам и служителям святых мест, дабы ваша молитва была услышана.

Среди варны кшатриев этот бог почитался особо. Считалось, что именно тот владетельный воин, который делает наиболее щедрые подношения Индре, имеет самые существенные шансы, чтобы стать в будущем царем. Многие воины, кроме жертв, шли в бой с именем данного бога на устах, совершали подвиги в его честь. Так как Индра являлся главным военачальником в борьбе дэвов против асуров, именно его призывали простые люди в тех случаях, когда, по их мнению, демоны начинали строить им какие-то козни и всячески пакостить.

Считалось совершенно нормальным принести небольшую жертву Индре, если, например, вы стали замечать, что в доме пропадают вещи, портятся не в срок продукты, капризничают дети и т. д.

Индра и эзотерика

С точки зрения эзотерики данное божество является покровителем полностью зрелого манаса (разума), который освящается светом божественных знаний.

Наш разум на каком-то из этапов своей жизни зачастую начинает погружаться в пучину мыслей о том, что душе, скорее всего, не достанется никаких благ в загробной жизни по причине недостаточно праведного земного существования или что наш разум вступает в сознательный конфликт с любыми проявлениями душевного величия.

Индра же, согласно трактовкам эзотериков, пытается привести манас и душу к общему знаменателю, помирить одно с другим. Как утверждают эзотерические практики, принеся жертву данному божеству или помолившись ему, вы сможете на некоторое время избавиться от внутренней дисгармонии и прийти в состояние духовного равновесия. Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответ на вопрос о том, кто такой Индра. Помните, что существует большое количество различных трактовок индуистского пантеона, и не стоит воспринимать данную статью как последнюю инстанцию.

Знаете ли вы? Во всех ответвлениях индуизма в сумме присутствует около 8,5 миллиона высших и низших богов, поэтому каждый представитель данной религии может выбрать себе наиболее подходящий для поклонения объект. Для того чтобы наиболее полным образом разобраться в данной тематике, рекомендуем вам отправиться в поездку по родной для данной религии стране — Индии.

lifegid.com

Общие боги Древней Индии и Руси: владыка Индра и даритель света — Сурья

Далеко за северными горами лежит царство одного из самых могущественных и почитаемых богов Индии – Индры. Его славят по всей древней индийской земле. Индра повелевает грозами, громами, мечет огненные молнии, проливает дожди. Это царь богов, бог-воин, владыка востока, покровитель воинского начала, хранитель порядка и устроитель мира.

Он владеет смертоносным оружием – ваджрой-палицей (вачрой), в любой миг он может её метнуть во врага. В этом плане он тождественен другим громовержцам индоевропейцев-ариев – Перуну и Тору (как и бог Рудра). Его спутником является белый слон (или белый небесный конь), который возник во время процесса взбалтывания Молочного океана, когда боги добывали напиток бессмертия. Считается, что Индра своей могучей рукой вращает вокруг Полярной звезды все светила, подобно колесу гончара. Надо заметить, что в индийской мифологии много северных мотивов – это память о своей северной прародине, которая располагалась на территории России. Интересен мотив оборотничества Индры, характерный и для мифологии славяно-русов, бог может обернуться в ясного сокола, в муравья или конский волос.

Интересно, что славянские источники помнят бога Индру, в «Велесовой книге» громовержец упоминается, как ипостась-проявление Перуна, бог устроитель битв, защитник от тёмных сил, хранитель оружия, знаток вед: «Да святятся имя Индры! Он — бог наших мечей. Бог, знающий Веды. Так воспоем мощь его!»

Индре известны все дела людей, всё, что происходит в мире. Именно поэтому одно из его имён – Тысячеглазый. Индру славят за готовность всегда явиться на призыв о помощи, он всё видит, знает и поможет. Индру роднит с ещё одним индоевропейским громовержцем – Зевсом, тяга к женскому полу. В принципе это и не удивительно, небесное начала, повелитель грозы и дождя должен оплодотворять женское начало – землю. Это один из самых древнейших образов мифологии людей. Поэтому, Индра настолько прекрасен, что перед ним не могла устоять ни одна красавица, ни небесная, ни земная.

Одним из главных подвигов Индры, считается победа над змеевидным демоном Вритрой (также один из древнейших образов индоевропейцев-ариев, на гербе России-Руси до сих пор Георгий-Перун-Индра побеждает змея). Огнедышащий змей Вритра считался непобедимым. На земле он вершил зло, ломал деревья, заковал озёра и реки в камень (лёд). Украл с неба солнце и спрятал его во мраке глубочайшей бездны. Весь мир охватила непроглядная тьма. Погасли зори, перестали сиять рассвет и закат – божественные братья-близнецы Ашвины. Ужас охватил людей и даже богов, в небе осталась одинокая Полярная звезда и слабые светочи созвездий, что кругами ходили вокруг неё.

Не испугался Вритру только Индра, он решил спасти своего брата Сурью (солнце). Надо отметить, что братья Адитьи – были сыновьями Дьяуса (бог дня, неба, небесного света), и Адити (богиня света, богиня-мать). Без колебаний бросился Индра в тёмную бездну и вызвал на бой неправедного Вритру. Началось жестокое сражение, в котором Индра не щадил себя, не думал о ранах, не ведал страха. Долго шёл бой. Люди в это время пели молитвы и гимны, славили его силу и мужество, надеясь на его победу. Смотрели в небо и ждали рассвета.

О Индра, я хочу достигнуть широкого света,Исключающего страх!Да не погубит нас долгий мрак…Как ты раньше храбро убивал.Так убей нашего врага, о Индра!

Гимны и молитвы вливали в Индру новые силы, и битва продолжалась, не стихая ни на миг. Наконец Индра смог расколоть голову Вритры своей палицей-булавой и демон умер. Освобождённый Сурья взлетел на небо, и мир озарился светом дня. Освобождённые воды возобновили своё движение. Охваченные ликованием люди и боги радовались концу долгой ночи и славили бога-воина. Они приносили ему в жертву свежее мясо, возлагая на костры «кравью» и готовили для него священный напиток – сому. Ублаготворив бога, напитав и напоив его, обращались к нему, прося о победах, о помощи, о рождении многих сынов.

Индра был так велик, что другие боги признали его царём, владыкой воздушных пространств. Его царства называлось – Сварга («Небо», и тут мы видим единство славяно-русской и индийской мифологий – древнерусский бог Сварог – владыка неба). Это была райская обитель богов и героев, её столицей Амара-вати («Обитель бессмертных»). В Сваргу (славянский аналог – «Перунова дружина») попадали все храбрые витязи, снискавшие славную смерть в честном бою. В мире бессмертных они наслаждаются неземными яствами, пением и танцами красавиц. Души воинов пируют, наслаждаются блаженством и безмятежностью, отдыхают от земных битв, до тех пор, пока, им не придёт время вновь возродиться на земле, чтобы стоять за правду.

Даритель света – Сурья

Пресветлый Сурья, является ещё одним из богов Древней Индии, который несёт в себе чёткое общее начало древних ариев-арьев и славяно-русов. В корне «сур» мы видим древнюю основу – «рус», т. е. «свет, светлые». Это полностью соответствует образу бога. Сурья – это бог Солнца, Света, владыка тысячи лучей, сотворённый в дни начала мирозданья. Бог целитель, око богов, небесный страж, который плывёт по небу в колеснице запряжённой семью красными конями. Одно из его популярных имён – «Савитар», что для русского человека даже переводить практически не надо – «Свет». Сурья неустанно дарит свет и тепло. Он небесный огонь, друг всего, что произрастает и дышит на земле. Он властелин солнечных месяцев. Он сын прекрасной Адити, как и Индра.

Ещё одно воплощение Сурьи — Вивасват. Он был рождён без рук и без ног, гладкий со всех сторон (колобок-солнце). Вивасват считается прародителем людей, что также полностью тождественно вере славяно-русов, они считали себя потомками богов, в жилах которых есть капля Солнца.

Сурья прекрасен, как и мать, но долго был одинок, т. к. никто не хотел разделить с ним судьбу, опасаясь палящего жара. Однажды бог «Вседелатель» (Тваштар – «Творитель»), для которого не существовало в мироздании веществ, которыми не мог бы он овладеть, пересоздать или создать нечто новое, отделил от Сурьи наиболее раскалённые лучи. И отдал за него свою дочь Саранью (богиня облаков и ночи). Из обрезков Сурьи сделали оружие для богов, в том числе солнечный диск Вишну, трезубец Рудры и т. д.

Счастливый в браке Сурья породил дочь – Тапати («Теплота»). Она стала прародительницей династии благороднейших правителей – Солнечных, они безупречно правили 150 поколений. Его дети близнецы Яма (владыка ночного солнца, преисподней, повелитель Юга и смерти) и Ями (богиня священной реки Ямуны). Он также родил сыновей-близнецов – Ашвинов, богов рассвета и заката. Их любят все жители земли, они приносят радость, предотвращают неудачи и болезни. Считаются создателями медицины.

Ещё одной женой Сурьи была богиня зари – Ушас. Это прекрасная женщина, которая пробуждает всех живых существ, прогоняет злых духов. Кроме того, она дарит страсть небесным девам и земным красавицам.

Сурья стал родителем и земного воителя Карны – это один из главных героев эпоса Древней Индии «Махабхарата», живое воплощение доблести и чести. Его мать царевна Кунти была за благонравие награждена отшельником Дурвасом священным заговором-мантрой, которая могла вызвать любого бога. По её призыву пришёл Сурья и она зачала сына. Сюжет перекликается с другими подобными индоевропейскими легендами – мать-девственница, сын-полубог.

Свет Сурьи-Солнца разгоняет ночные кошмары, отражает нападение тьмы на богов и людей. Его страшатся злые люди и всегда славят праведные и добрые.

Взошёл яркий лик богов…Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство.Сурья – дыхание жизни…Сегодня, о боги, на восходе солнцаПереправьте нас через узость, через бесчестье.

iov75.livejournal.com

владыка Индра и даритель света — Сурья

Далеко за северными горами лежит царство одного из самых могущественных и почитаемых богов Индии – Индры. Его славят по всей древней индийской земле. Индра повелевает грозами, громами, мечет огненные молнии, проливает дожди. Это царь богов, бог-воин, владыка востока, покровитель воинского начала, хранитель порядка и устроитель мира.

Он владеет смертоносным оружием – ваджрой-палицей (вачрой), в любой миг он может её метнуть во врага. В этом плане он тождественен другим громовержцам индоевропейцев-ариев – Перуну и Тору (как и бог Рудра). Его спутником является белый слон (или белый небесный конь), который возник во время процесса взбалтывания Молочного океана, когда боги добывали напиток бессмертия. Считается, что Индра своей могучей рукой вращает вокруг Полярной звезды все светила, подобно колесу гончара. Надо заметить, что в индийской мифологии много северных мотивов – это память о своей северной прародине, которая располагалась на территории России. Интересен мотив оборотничества Индры, характерный и для мифологии славяно-русов, бог может обернуться в ясного сокола, в муравья или конский волос.

Интересно, что славянские источники помнят бога Индру, в «Велесовой книге» громовержец упоминается, как ипостась-проявление Перуна, бог устроитель битв, защитник от тёмных сил, хранитель оружия, знаток вед: «Да святятся имя Индры! Он — бог наших мечей. Бог, знающий Веды. Так воспоем мощь его!»

Индре известны все дела людей, всё, что происходит в мире. Именно поэтому одно из его имён – Тысячеглазый. Индру славят за готовность всегда явиться на призыв о помощи, он всё видит, знает и поможет. Индру роднит с ещё одним индоевропейским громовержцем – Зевсом, тяга к женскому полу. В принципе это и не удивительно, небесное начала, повелитель грозы и дождя должен оплодотворять женское начало – землю. Это один из самых древнейших образов мифологии людей. Поэтому, Индра настолько прекрасен, что перед ним не могла устоять ни одна красавица, ни небесная, ни земная.

Одним из главных подвигов Индры, считается победа над змеевидным демоном Вритрой (также один из древнейших образов индоевропейцев-ариев, на гербе России-Руси до сих пор Георгий-Перун-Индра побеждает змея). Огнедышащий змей Вритра считался непобедимым. На земле он вершил зло, ломал деревья, заковал озёра и реки в камень (лёд). Украл с неба солнце и спрятал его во мраке глубочайшей бездны. Весь мир охватила непроглядная тьма. Погасли зори, перестали сиять рассвет и закат – божественные братья-близнецы Ашвины. Ужас охватил людей и даже богов, в небе осталась одинокая Полярная звезда и слабые светочи созвездий, что кругами ходили вокруг неё.

Не испугался Вритру только Индра, он решил спасти своего брата Сурью (солнце). Надо отметить, что братья Адитьи – были сыновьями Дьяуса (бог дня, неба, небесного света), и Адити (богиня света, богиня-мать). Без колебаний бросился Индра в тёмную бездну и вызвал на бой неправедного Вритру. Началось жестокое сражение, в котором Индра не щадил себя, не думал о ранах, не ведал страха. Долго шёл бой. Люди в это время пели молитвы и гимны, славили его силу и мужество, надеясь на его победу. Смотрели в небо и ждали рассвета.

О Индра, я хочу достигнуть широкого света,Исключающего страх!Да не погубит нас долгий мрак…Как ты раньше храбро убивал.Так убей нашего врага, о Индра!

Гимны и молитвы вливали в Индру новые силы, и битва продолжалась, не стихая ни на миг. Наконец Индра смог расколоть голову Вритры своей палицей-булавой и демон умер. Освобождённый Сурья взлетел на небо, и мир озарился светом дня. Освобождённые воды возобновили своё движение. Охваченные ликованием люди и боги радовались концу долгой ночи и славили бога-воина. Они приносили ему в жертву свежее мясо, возлагая на костры «кравью» и готовили для него священный напиток – сому. Ублаготворив бога, напитав и напоив его, обращались к нему, прося о победах, о помощи, о рождении многих сынов.

Индра был так велик, что другие боги признали его царём, владыкой воздушных пространств. Его царства называлось – Сварга («Небо», и тут мы видим единство славяно-русской и индийской мифологий – древнерусский бог Сварог – владыка неба). Это была райская обитель богов и героев, её столицей Амара-вати («Обитель бессмертных»). В Сваргу (славянский аналог – «Перунова дружина») попадали все храбрые витязи, снискавшие славную смерть в честном бою. В мире бессмертных они наслаждаются неземными яствами, пением и танцами красавиц. Души воинов пируют, наслаждаются блаженством и безмятежностью, отдыхают от земных битв, до тех пор, пока, им не придёт время вновь возродиться на земле, чтобы стоять за правду.

Даритель света – Сурья

Пресветлый Сурья, является ещё одним из богов Древней Индии, который несёт в себе чёткое общее начало древних ариев-арьев и славяно-русов. В корне «сур» мы видим древнюю основу – «рус», т. е. «свет, светлые». Это полностью соответствует образу бога. Сурья – это бог Солнца, Света, владыка тысячи лучей, сотворённый в дни начала мирозданья. Бог целитель, око богов, небесный страж, который плывёт по небу в колеснице запряжённой семью красными конями. Одно из его популярных имён – «Савитар», что для русского человека даже переводить практически не надо – «Свет». Сурья неустанно дарит свет и тепло. Он небесный огонь, друг всего, что произрастает и дышит на земле. Он властелин солнечных месяцев. Он сын прекрасной Адити, как и Индра.

Ещё одно воплощение Сурьи — Вивасват. Он был рождён без рук и без ног, гладкий со всех сторон (колобок-солнце). Вивасват считается прародителем людей, что также полностью тождественно вере славяно-русов, они считали себя потомками богов, в жилах которых есть капля Солнца.

Сурья прекрасен, как и мать, но долго был одинок, т. к. никто не хотел разделить с ним судьбу, опасаясь палящего жара. Однажды бог «Вседелатель» (Тваштар – «Творитель»), для которого не существовало в мироздании веществ, которыми не мог бы он овладеть, пересоздать или создать нечто новое, отделил от Сурьи наиболее раскалённые лучи. И отдал за него свою дочь Саранью (богиня облаков и ночи). Из обрезков Сурьи сделали оружие для богов, в том числе солнечный диск Вишну, трезубец Рудры и т. д.

Счастливый в браке Сурья породил дочь – Тапати («Теплота»). Она стала прародительницей династии благороднейших правителей – Солнечных, они безупречно правили 150 поколений. Его дети близнецы Яма (владыка ночного солнца, преисподней, повелитель Юга и смерти) и Ями (богиня священной реки Ямуны). Он также родил сыновей-близнецов – Ашвинов, богов рассвета и заката. Их любят все жители земли, они приносят радость, предотвращают неудачи и болезни. Считаются создателями медицины.

Ещё одной женой Сурьи была богиня зари – Ушас. Это прекрасная женщина, которая пробуждает всех живых существ, прогоняет злых духов. Кроме того, она дарит страсть небесным девам и земным красавицам.

Сурья стал родителем и земного воителя Карны – это один из главных героев эпоса Древней Индии «Махабхарата», живое воплощение доблести и чести. Его мать царевна Кунти была за благонравие награждена отшельником Дурвасом священным заговором-мантрой, которая могла вызвать любого бога. По её призыву пришёл Сурья и она зачала сына. Сюжет перекликается с другими подобными индоевропейскими легендами – мать-девственница, сын-полубог.

Свет Сурьи-Солнца разгоняет ночные кошмары, отражает нападение тьмы на богов и людей. Его страшатся злые люди и всегда славят праведные и добрые.

Взошёл яркий лик богов…Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство.Сурья – дыхание жизни…Сегодня, о боги, на восходе солнцаПереправьте нас через узость, через бесчестье.

Источник: tainoe.info

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Индра - энциклопедия йоги и аюрведы

В мифологии древней Индии существовало большое количество богов. Чаще всего боги олицетворяли какие-нибудь природные явления и при этом пользовались немалой популярностью среди людей.

Одним из таких богов был бог Индра. Его считали богом войны, богом грома и богом молний. Согласно древнейшему философско-религиозному трактату «Веды», бог Индра - верховное божество и «Царь богов». Самым большим авторитетом Индра пользовался в раннем ведическом периоде (примерно второе тысячелетие до нашей эры). Это божество почитали как покровителя священнослужителей, священных животных – коров, а также покровителем других богов. В «Ведах» богу Индре посвящается больше стихов, чем кому-либо из божеств.

Согласно приданиям, жил Индра в священном городе на вершине горы Меру вместе со своей супругой Индрани. Его жена имела множество имен (Шачи, Пуломи, Аиндри, Махендри) и считалась богиней гнева и богиней ревности. Родителями Индры стали Земля (Дьяусо Питао) и Небо (Притхви).

Изображение и атрибуты бога Индры

Обычно это божество изображали как бесстрастного четырехрукого мужчину, однако существуют изображения Индры с двумя руками, но при этом все его тело покрыто глазами, поэтому его еще называли «Тысячеглазым». Индра изображается либо как всадник на слоне, либо как наездник на колеснице. Колесница Индры олицетворяет солнце, но чаще в изображениях присутствует белый слон по имени Айравата, который имел вместо двух бивней целых четыре. Как известно, слон в Индии символизировал мудрость.

В каждой из четырех рук, Индра удерживал по священному предмету. В первой руку он сжимал молнию (варджу), которой разил своих врагов – демонов, и воскрешал своих воинов, павших на поле брани. В другой руке он держал лук и стрелы. Третья и четвертая руки божества были заняты морской раковиной, крюком и сетью.

Сферы влияния бога Индры

Кроме того, что Индру первоначально считали главенствующим божеством, ему также поклонялись как властелину звездного неба и всех природных стихий, хранителю восточной части всего мира. Под предводительством Индры находились низшие духи и небесные праведники. Главным божеством Индра становится, когда вызывает на бой бога Варуну и побеждает его. Это событие описывается в «Ведах» как вызов старому порядку. Победив Варуну, Индра вобрал в себя многие из его божественных свойств и стал почитаться как верховный бог, бог плодородия и творец мира.

В целом, Индра был очень воинственным божеством и постоянно вел войны с демонами-асурами и злыми духами. Кроме того, он победил ужасного змея Вритру, который похитил воду у людей. Индра убил змея молнией и освободил воду, после чего стал почитаться ещё и как бог дождя и воды.

Чтобы понять, какую важность имел бог воды для древних индусов, нужно учесть, что Индия расположена в тропическом поясе. В период засухи страдают как люди, так и животные, пересыхают реки, и гибнут урожаи, оставляя людей и скот не только без воды, но и без питания. Оказавшись в таком тяжелом положении, люди обращались к Индре, прося его наполнить реки и не дать им погибнуть от жажды и голода.

В постведический период, Индра утратил первостепенное значение в индийской религии и уступил место триумвирату богов Брахме, Шиве и Вишну. Однако остался среди низших богов и почитался как бог небесного царства. Он принимал в свое царство души воинов, которые пали в сражениях. Главной задачей Индры стало выявление плохих деяний человека.

dayoga.ru

ИНДРА - АЮРВЕДА

ИНДРА

ИНДРАИНДРА — царь полубогов, повелитель грома, молнии и войны. В ранних  текстах Индра играет различные роли. В качестве царя, он возглавляет набеги пастухов (скотоводов) на даса или дасью, коренных обитателей земель, на которые претендуют его подданые. В качестве бога грома и молнии, он приносит дожди, и является великим воином, побеждающимасуров (врагов богов).

Он также побеждает бесчисленных врагов – людей и сверхъестественных существ – прежде всего, Вритру, дракона и главу даса. Вритру обвиняют в том, что он, в качестве дракона, «удерживает» воды и сдерживает дожди, в качестве дасы ворует коров, а в качестве асуры скрывает Солнце.

Совершать эти подвиги Индре позволяет употребление эликсира бессмертия, сомы, которую жрецы предлагают ему во время жертвоприношения. Среди его спутников – маруты, которые передвигаются верхом на облаках и и вызывают бури. Иногда Индру описывают как «тысячеокого».

В позднем индуизме как таковое поклонение Индре отсутствует, но он по-прежнему играет важную роль в качестве бога дождя, царя небес и хранителя востока. В поздних текстах присутствуют пассажи, которые явно свидетельствуют о том, что на определённом этапе культ Индры пришёл в упадок. Так, вМахабхарате, великом санскритском эпосе, Индра играет роль отца великого героя Арджуны (смертного) и тщетно пытается помешать богу огня, Агни, сжечь лес.

Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть. Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.

Боги и люди были в растерянности, когда змей Вритра захватил миро­вые воды, обвив собою пространства морей. На земле наступила засуха, и люди молили богов помочь им, и в ответ на их молитвы был рождён Инд­ра. Вскоре после рождения он завла­дел оружием своего отца, Ваджрой, и выступил на борьбу с Вритрой, демо­ном засухи. Перед этим ему поднесли сому, тонизирующий напиток, кото­рый придал ему энергии и приумно­жил его силы. Вритра был повержен и убит подобной молнии Ваджрой, и Индра рассёк горы и низвергнул по­токи воды на иссушенную землю. Бит­ва Индры с Вритрой связана с веди­ческим мифом о сотворении мира. Победа Индры освободила воды, та­ким образом возродив жизнь на зем­ле. Даже сегодня молитвы о прекра­щении засухи обращены к Индре. По преданию, в конце каждого лета Инд­ра выбрасывает свою молнию и вы­зывает дождь, напоминая людям о своём могуществе. Его лук Ваджра и стрела Индрадхануш защищают чело­вечество от природных ненастий, ко­торые ассоциируются с асурами (де­монами). Поэтому, его боготворят как бога Дождя и боятся как Бога Бури. Он символизирует электрическую энергию, которую несёт на, землю дождь, преобразовывает её и преум­ножает.

Считается, что Индра — вечно моло­дой и обладает всеми качествами мо­лодости: он импульсивен, порывист и бесстрашен. Он источник силы и энергии и самозабвенно служит бо­гам и людям. Его жизнь посвящена защите людей и животных от злых происков демонов. Имя историям о его войнах с асурами — легион. Асура

Вирочана, одержав победу над Индрой, получил господство над тремя локами или мирами. Бог Вишну при­шёл на помощь Индре и, приняв об­лик (аватару) Ваманы (карлика), от­воевал для него мир, сделав три гигантских шага. Боги часто обраща­лись к Индре с просьбой уничтожить своей молнией демонов, например брата Раваны, Кумбхакарану в Рамая­не. В своём царстве — небесном горо­де Амравати, рядом с обителью Брах­мы — горой Меру, Индра не может обрести покоя. Он постоянно наблю­дает за верующими, молящимися и раскаивающимися, надеющимся на спасение и обретение силы путем своих медитаций. Он посылает к ним соблазняющих их небесных гурий, сводя на нет их молитвы. Сам он, по поверью, соблазнил Ахалью, жену мудрого Гаутамы. За это оскорбление Гаутама проклял его и покрыл все его тело тысячей женских органов, кото­рые позже, с помощью молитв и рас­каяния, превратились в тысячу глаз.

Арийские завоеватели искали по­мощи у разных богов, особенно у Инд­ры, который был олицетворением жизненной силы и созидательной энергии. Он был воином, который мог помочь им в борьбе с враждебными силами местных дравидов. В Ведах он арийский царь-воин, прекрасный и светлокожий. Он скачет на лошади или чаще ездит на запряженной несколь­кими лошадьми колеснице, с богом ветра Вайю в качестве возницы. Как и цари, он любит сому — вино, которое придаёт ему силы перед сражением.

Ведическое изображение Индры — это изображение человека с четырь­мя руками. Двумя руками он держит меч, в третьей свою молнию, а чет­вёртая рука пустая. Его гора — это не­бесный слон Аирварта. Индра вскоре заменил Вишну в ведической Троице, что символизировало последующую кастовую борьбу: брахманов — учите­лей с кшатриями — воинами. Варуна, бог Океана, был главным богом, но Индра сместил и его, так же, как в позднем индуизме Брахма был оттес­нен Вишну и его аватарами.

В сказаниях Пуран Индра и Кришна (реинкарнация Вишну) соперничают друг с другом. До появления Кришны в образе пастуха Индра был богом се­лян. Чудеса Кришны и его сила заста­вили их поклоняться ему. Индра был разгневан и наслал потоп, грозивший затопить их территории. Тогда Криш­на поднял гору Говардхан одним пальцем, защищая ею людей как зон­том в течение семи дней, после чего Индра вынужден был признать его превосходство. Вишну Пурана рас­сказывает другую историю о конф­ликте между Индрой и Кришной. Од­нажды, когда Кришна и его жена Сатьябхама поехали навестить Инд- ру, Сатьябхама увидела дерево па- риджат, которое росло в его саду. Это дерево появилось во время пахтанья океана и принадлежало Индре. По просьбе Сатьябхамы Кришна принёс дерево и водрузил его на своего пе­ревозчика Гаруду. Разозлившись, Индра бросил в него свою стрелу- молнию, но Кришна ловко поймал её своей рукой и, увезя дерево, посадил его в своем саду. Еще раз Индра был побежден Кришной.

Сварга (небеса — рай в более поздних религиозных традициях), куда стремятся по­пасть большинство индусов, является царством Индры. Туда попадают пра­ведники на короткое время, ожидая, пока душа завершит свой цикл пере­рождений и сможет соединиться с Абсолютом.

Индре до сих пор поклоняются еже­годно в Бенгалии. После церемонии его изображение погружают в воду, чтобы ублажить богов и отвести гнев дождей.

Несмотря на мощный арсенал ору­жия, бог Неба Индра — это миролю­бивый правитель небес, который предлагает защиту всем, кто стремит­ся к нему и следует дорогой дхармы

www.evaveda.com

Индра

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Нынче небеса не спокойны. Ветер бушует, молнии мечутся, словно стрелы. Это бог Индра с ратью своею, небесной поднялся в бой. В лучах золотых блестят кольчуги да латы бравые. На конях ретивых восседают тридцать богов защитников. За ними Чертоги Небесные да сады Ирийские. Собрались бесы в поход свой тёмный, да только пути им вперёд нет. Никто дружину эту не сломит и не победит. В руках мечи божественные сияют пламенем ярым. Возмездие вершить они кованы, и покуда последний враг замертво не падёт, не будут мечи эти в ножны вложены.

Бог Индра этимология имени.

Славянский Бог ИндраОбраз ведического бога Индры вызывает среди современных исследователей много споров. Говоря о славянском боге Индре, невозможно закрыть глаза на его индоевропейское происхождение. Многие сходятся во мнении, что само имя божества Индра происходит от древне санскритского слова «Indras», что в переводе значит «царь», » господин». Но также любопытно, что встречается слово «indriyám», что означает «сила», «могущество», а также «чувство». Это может запутать, если конечно вы не лингвист, или историк с научной степенью. Но поверьте, даже они приходят в настоящее замешательство. Стоит уяснить, что никто не сможет дать вам абсолютно верное толкование старых слов. Ведь если вдуматься, мы сами порой общаясь между собой, меняем значение слов. Так со временем одно слово, которое имело какое-то одно определённое значение, будет означать совсем другое.

Так и с именем бога Индры. Возможно, что от одного слова, путём обмена информации между разными народами произошли, пусть и схожие по звучанию и смыслу, но всё же новые слова. К примеру, возьмём дардский язык. В нём можно найти такие слова, как » indro», что значит «радуга», и «indrist», что значит «землетрясение». А теперь вспомним кто у нас бог Индра. Это верховный бог в индийских ведах, громовержец, который проливается дождём и оплодотворяет землю. Итак, мы привели несколько слов, которые произошли от имени бога Индры: царь, тот же господин, сила, радуга и землетрясение. С царём всё понятно, как-никак Индра верховный бог. Насчёт силы, ну как богу громовержцу не быть сильным?! По мне так, он вообще апофеоз силы в пантеоне богов. А радуга из дардского языка тоже связана с Индрой, причём напрямую. Что мы видим на небе, после сильного дождя? Правильно-радугу. С землетрясением правда, не всё так однозначно, потому что не обязательно, чтобы в это время был дождь. Возможно в дардском языке, слово «indrist», означало не просто само природное явление, сколько ярость водной стихии, обрушиваемой на землю, во время дождя. А если вспомнить, что бог Индра таким образом оплодотворял землю, то всё встаёт на свои места.

Кстати, существует весьма интересная теория о том, что именно с именем бога Индры связана обсценная русская речь. Дабы не смущать читателя, давайте проясним, что здесь подразумевается нецензурная речь. Да, да мы материмся, используя имя древнего божества. А во всём виноват славянский корень «ядр». Думаю, не стоит, уточнять какие именно ругательства в русском языке содержат подобный корень. Вообще есть слово «ядрый», что значит стремительный и быстрый. В русском языке, данное слово приобретает семантику совокупления, как и слова, преобразованные от корня «яр». Стоит вспомнить бога Яр-ило, как олицетворения стремления мужского начала к женскому, и соития в итоге.Сам корень «ядр» от имени бога Индры отличается, по меньшей мере отсутствием буквы «н». Это процесс деназализации, а если проще, просто сам звук пропал из обихода, так как без него, слово стало более созвучным для характерного для славянских языков фонетического строения. Итак, корень «ядр» и образованные в последствии от него слова, обозначают момент слияния женского и мужского начала. Это знак плодородия, а само понятие плодородия тесно связано с образом бога громовержца Индры, потому как он дождём оплодотворяет землю. Вот вам и весь секрет.

Бог Индра у славян.

В сознании древних славян бог Индра ассоциировался с высшим проявлением воинской чести и отваги. Это образ борьбы против врагов Славянский Бог Индра -1рода и отчизны. У славян Бог Индра, это бог громовержец и правая рука самого Перуна.Чтобы провести чёткую линию различия между богом Индра и богом Перуном, стоит упомянуть, что Перун несомненно бог громовержец, защитник и воин, но в его полномочия входит защита мира Яви и всех земель, где обитают потомки великой расы. Тогда, как бог Индра защитник мира Прави и звёздного неба, то есть он не имеет отношение к миру людей. По преданию лишь несколько раз бог Индра спускался в Явий мир, чтобы помочь потомкам великой расы.Бога Индру в Ведах именуют хранителем чертога небес, что находится в Сварожьем кругу и Небес Светлых, где обитают верховные боги. Именно из-за этого богу Индре доверили охранять Мечи Божественные, которые несут возмездие и справедливость. По преданию, во время каждого сражения светлых сил с тёмными силами, тридцать богов вооружались этими мечами. После сражения, мечи возвращались к богу Индре, и он хранил их, в лишь ему ведомом тайнике. Стоит заметить, что тридцать богов, к числу которых не относился ни Перун, ни Руевит, составляли особую Небесную Рать, отряд самого бога Индры. Этот отряд принимал участие в сражении, лишь в самых исключительных случаях.

Подобно своему собрату Перуну, бог Индра является богом воинов. Но вместе с этим, бог Индра считался, покровителем жрецов рода, защитником мудрости. Его статуи ставились почти во всех капищах, несмотря на то, какому божеству конкретно посвящалось то или иное святилище. Нахождение статуи бога Индры считалось обязательным, так как всегда, каждую минуту существовала угроза для рода и его знаний.Бог Индра представлялся нашими предками, невероятно сильным и широкоплечим мужчиной.Он был одет в колчюгу с тремя слоями плетения и на голове у него был конический шлем. Вооружён обычно по преданию бог Индра был парой мечей, или мечом на полтора руки.Образ славянского бога Индры объединяет две самые важные черты настоящего воина: силу и мудрость. Если нет мудрости, сила бесполезна и может причинить ещё больший вред. Если есть мудрость, но нет силы, то и такая мудрость бесполезна, потому что против острия вражеского меча, она бессильна. Но и мудрости и силе нужна направляющая сила — Добро.

Бог Индра в индийских ведах.

Мы уже говорили о теории единого происхождения славянской и индоевропейской мифологии. Для более глубокого восприятия темы, Бог Индра в индийских ведах.давайте вкратце рассмотрим образ бога Индры в индийских ведах.Ведический бог Индра — это верховный бог, точнее сказать царь. Он громовержец и повелевает дождём и громом. Бог Индра — бог воин и властитель восточной части мира. Он считался богом жрецов, коров и самих богов. Согласно Ведам, Индра руководил праведными душами, что жили на горе Меру и была у него жена Индрани, вместе с которой он сидел на слоне Айварате.

Люди поклонялись богу Индре, как богу плодородия и в засуху просили у него дождя. По преданию каждый раз, когда идёт дождь, бог Индра побеждает ужасного демона Вритру, который подобен змее и в своих кольцах он держит воду. Громовержец своими стрелами-молниями ранит змея-демона, и тот с диким ревём спасается бегством. Освобождённая вода льётся на землю дождём. В знак благодарности, люди приносят в дар богу Индре напиток Сома.Ведический бог Индра изображается бесстрастным мужчиной с четырьмя руками, и он восседает на слоне белого цвета, Айварате. В одной из рук, он держит самое грозное оружие — Молнию Варджу. Так же бог Индра изображается мужчиной с двумя руками, чьё тело целиком покрыто множеством глаз. Подобный облик бога Индры называют Тысячеоким. Думаю, здесь определённо есть сходство со славянской мифологией. У бога Индры тысячу глаз потому, что он всё видит.Согласно Ведам, бог Индра был рождён от союза отца неба — Дьяуса Пита и матери земли — Притгви. Вспоминаем славянскую версию: бог Индра был сыном бога Дыя и Матери-Сыра-Земли. Что-то слишком много совпадений, не находите?! По моему скромному мнению, мы говорим об одном и том же боге.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

slavyanskieoberegi.ru