Китайский фарфор – Семь дней истории. Китай древний фарфор
Как произвести настоящий китайский фарфор — Российская газета
China по-английски означает и "Китай", и "фарфор", а город Таншань китайской провинции Хэбэй издавна считается северной колыбелью белого фарфора.
Таншаньский фарфор - древнее искусство, которое возникло в период правления императора Юнлэ династии Мин более 600 лет назад. Изящные приемы росписи по фарфору - золочение, распыление, а также мягкий цвет слоновой кости фарфоровой массы - создают неповторимый стиль таншаньского фарфора. В древнем географическом описании области Луаньчжоу (именно так назывался регион, где расположился современный Таншань) содержатся сведения о том, что в период правления императора Юнлэ в здешних гончарнях изготавливали различную утварь: посуду, чаны, керамические ушаты. В то время это была грубая керамика, а в период поздней Цин появился фарфор.
28 июля 1976 года разрушительное землетрясение нанесло огромный урон фарфоровому производству, более 90% фарфоровых заводов было разрушено, утрачено 70% уникального оборудования, однако при поддержке государства и общественности они были вскоре восстановлены. И уже в 1979 году фарфор стал поставляться на экспорт.
Таншаньский фарфор - искусство, которое возникло в период правления императора Юнлэ династии Мин более 600 лет назад.
В настоящее время на фарфоровых заводах Таншаня (а их здесь более тысячи) изготавливают более 500 наименований изделий (плитка, столовые приборы, вазы, декоративный фарфор). Сегодня в городе работает более тысячи предприятий по производству фарфора, годовой объем производства - 500 млн изделий, фарфоровый сектор обеспечивает порядка 100 тыс. рабочих мест.
Директор по сбыту Чэнь Юньфан с копией декоративной тарелки, преподнесенной в дар президенту Владимиру Путину во время участия в параде Победы в Пекине 3 сентября 2015 г. Фото: МРК
Образованная более 20 лет назад компания по производству фарфоровых изделий "Лунда" зарекомендовала себя как лучший производитель фарфора в стране, известна эта компания и за пределами Китая. Компания производит элитную продукцию и фарфоровую посуду для повседневного использования. В линейке продукции класса люкс - эксклюзивные изделия: вазы оригинального дизайна, кофейные и чайные сервизы из тончайшего "костяного фарфора" с позолотой или затейливой глазурью. Продукция компании идет на экспорт, неповторимые изделия из фарфора "Лунда" используются на государственных приемах, служат в качестве государственных подарков лидерам других стран. Элитные изделия "Лунда" преподносились в дар президенту России, лидеру Чехии, президенту Сингапура и др.
"Хотя миром по-прежнему правит экономическая депрессия, она никоим образом не сказалась на деятельности компании "Лунда", - рассказывает директор по сбыту компании Чэнь Юньфань. - В "Лунде" всегда много заказов. И хотя конкуренция достаточно напряженная, в регионе Таншань работают более 1 тысячи больших и малых фарфоровых производств, однако компания "Лунда" благодаря качеству выпускаемой продукции пользуется особым авторитетом в провинции, фарфоровый бизнес поддерживает и местное правительство".
Годовой объем производства фарфора - 500 млн изделий, фарфоровый сектор обеспечивает порядка 100 тысяч рабочих мест
В Китае есть несколько центров фарфорового производства, в каждом из них выпускают свой особый вид фарфора. Это обусловлено особенностями климата, местной почвы и наличием полезных ископаемых. По международной фарфоровой классификации таншаньский тип фарфора относится к серии K2O-Al2O3-SiO2, то есть в ходе его производства используются костный порошок, кварц, полевой шпат, алюминий и каолин, что придает фарфоровой массе огнеупорность и низкую пористость. Таншаньский фарфор относится к костяному, так как в состав фарфоровой массы добавляют порошок из измельченных костей животных, содержание которого составляет порядка 45%, поэтому готовое изделие получается характерного молочно-белого цвета. Роспись и глазурь на заготовки наносят вручную. Чэнь Юньфань говорит: "Согласно стандартам, содержание костного порошка в фарфоровой массе должно быть около 38%, у нас этот показатель равен 45%, в знаменитом и, пожалуй, самом лучшем в мире немецком мэйсоновском фарфоре костный порошок составляет порядка 49-50%, ведь чем выше его содержание, тем более гладкими и блестящими получаются изделия". Раньше кости животных и костный порошок просто выбрасывали, а сейчас их используют в процессе создания фарфора, это своего рода поддержка обрабатывающей отрасли.
Копия сервиза, преподнесенного Си Цзиньпином в дар президенту Сингапура во время государственного визита в ноябре 2015 г. Фото: МРК
Повышая качество своей продукции, компания "Лунда" также стремится к созданию бренда, постоянно совершенствуя дизайн своих изделий. В настоящее время хрупкий товар экспортируется в Европу, Россию, Японию, Южную Корею и др. Ежегодно "Лунда" реализует порядка 2 тыс. изделий, в 2015 году доходы компании составили 200 млн юаней. Директор по сбыту Чэнь Юньфань говорит: "70% вырабатываемой продукции идет на экспорт, 30% реализуется в самом Китае, раньше это соотношение было 90% к 10%, сокращение зарубежного спроса связано с экономическим кризисом, а увеличение внутреннего потребления - с повышением материального уровня и интересом к данной продукции китайских потребителей".
При поддержке государства продукция компании "Лунда" использовалась во время проведения пекинской Олимпиады, заседаний АПЕК, сервиз "Лунда" был преподнесен в дар королевскому дому Великобритании, именные декоративные тарелки, произведенные в компании, подарили на память лидерам разных стран, участвовавших в параде Победы в антияпонской войне.
"Хотя миром по-прежнему правит экономическая депрессия, она не сказалась на деятельности компании "Лунда", - рассказывает директор по сбыту компании Чэнь Юньфань. - В "Лунде" всегда много заказов".
В технологии по изготовлению фарфора, а в частности посуды, предусматриваются два способа отделки. Это зависит от формы изделия: плоской или округлой. Первый способ заключается в зеркальном переносе декора из гипсовой формы на внутреннюю поверхность предмета. Этот способ приемлем для производства плоских изделий: тарелок и блюдец. Для изготовления округлых предметов (графины, чашки, вазы) используют второй способ - ручная или частично механизированная внутренняя фасовка форм, в процессе которой мягкая глина равномерно раскладывается по стенкам гипсовой формы. "Тесто" для фарфора готовится заранее. Сырые материалы измельчаются и перемешиваются с водой, а потом образовавшаяся масса пропускается через сито, а иногда и очищается от окиси железа, находящегося в нем. После этого материал скатывается в валики и определенное время вылеживается. И только перед самой расфасовкой по формам тесто замачивается водой, если нужно дополнительное увлажнение. После того как материал разложили по формам, изделия просушиваются. А когда вся влага из глины переходит на гипс, заготовки можно доставать из формы. Еще один этап в производстве фарфоровой посуды - глазурование. После того как основы для изделий высыхают, в большую емкость заливают раствор глазури и окунают в него поочередно каждое изделие на несколько секунд, а лишнюю влагу убирают, чтобы на готовом изделии не было капель или натеков.
Копия фарфорового сервиза для Саммита БРИКС (2011 г., Санья, Китай). Фото: МРК
После того как все изделия были проглазурованы, будущая посуда сушится в сушилке, а потом ее перевозят в другой цех, где она обжигается. Одна за другой тележки с посудой помещаются в огромную 70-метровую печь, где температура достигает 1200-1400 градусов. И если нам нужны изделия белые и без разных логотипов, то этот этап в производстве посуды будет заключительным. Если же на посуду нужно нанести краску или логотип, тогда после процедуры нанесения печати готовые изделия еще раз помещают в печь (размером поменьше) для обжига при меньшей температуре.
"Лунда" реализует 2000 изделий, в 2015 году доходы компании составили 200 млн юаней
Чтобы украсить изделия из фарфора, можно использовать два разных вида декора: рельефный (налепливаемый сверху) и роспись. Используя рельефный метод, предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо его пластические формы отливаются отдельно, а потом наклеиваются. Техника надглазурной росписи самая древняя. Исполняется эмалевыми красками.
Почти все этапы в производстве фарфоровой посуды происходят вручную. Поэтому качество готовой продукции в большинстве своем зависит от мастеров, которые непосредственно задействованы в процессе.
Творец. Фото: МРК
rg.ru
КЕРАМИКА И ФАРФОР КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
КЕРАМИКА И ФАРФОР КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Заозерская Ольга Васильевна 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
История любого народа отражается в его творчестве. На занятиях в «Центре дополнительного образования» мы знакомимся с русским традиционным искусством керамики. Особенно ярко история русского народа и Российского государства проявляется в промыслах глиняной игрушки.
На уроках истории в школе мы изучали Древний Китай – одну из самых загадочных для европейца стран. Сегодня Китай входит в пятёрку мировых лидеров экономики, интерес к нему велик как никогда ранее. Россия географически сосед Китая. Наши страны пережили разные периоды во взаимоотношениях, от тёплой дружбы до враждебности. Но русский и китайский народы всегда симпатизировали друг другу, испытывали взаимное уважение к культурным ценностям своего соседа. Нас заинтересовало, можно ли узнать об истории Китая через знакомство с его традиционной керамикой.
Искусству керамики уже сотни тысяч лет. Первобытные люди научились изготавливать из глины посуду, фигурки богов, стены жилища. Однажды люди заметили, что на том месте, где горел костер, глинистая почва стала твёрдой, как камень и не размывается дождями, тогда они попробовали обжигать свои изделия на костре. Так появилась керамика – древнейшее искусство рождённое огнём [2c.13] .
Чтобы узнать об истории и технологии изготовления китайской керамики и фарфора мы обратились к специальной литературе. Из книги «Искусство стран Востока» под редакцией доктора исторических наук Р.С. Васильевского мы узнали, что учёные долгое время не считали керамическую скульптуру свойственной древнему Китаю. Но археологические находки, сделанные в 70-х годах 20 века, перевернули эти представления [4c.246]. О роли керамики в культуре Китая мы прочитали в книге Н.А, Дмитриевой и Н.А. Виноградовой «Искусство Древнего мира» [3c.174]. Ясную картину взаимосвязи китайского искусства с историей страны даёт статья «Искусство Востока» в «Энциклопедическом словаре юного художника», под редакцией М.В. Алпатова [6c.80]. Многообразие народной глиняной игрушки представлено в статье И. Алёшиной «Прошлое и настоящее китайской игрушки» [1c.26] .
Мы выдвинули гипотезу: керамика играет важную роль в культурном наследии Китая.
Итак, цель нашего исследования – определить степень значимости искусства керамики в национальной культуре Китая.
Она реализуется через решение следующих задач:
1. Узнать об истории возникновения и развитии искусства керамики в Китае.
2. Изучить особенности китайской керамики и фарфора.
3.Попытаться выполнить несколько образцов керамических изделий по мотивам китайской народной глиняной игрушки.
Объект исследования: Китайская керамика и фарфор.
Предмет исследования: Взаимосвязь искусства керамики с историей Китая.
При работе над данной проблемой были использованы следующие методы:
Изучение и анализ литературы, интернет - источников по истории и технологии китайской керамики.
Практические опыты по подбору керамической массы, способов лепки и декорирования скульптур в китайских традициях.
Анкетирование группы детей с целью выяснить степень их осведомленности по вопросу нашего исследования.
Глава 1
§1. Зарождение керамики
О жизни людей на территории современного Китая в эпоху неолита (5 – 3 тыс. до н.э.) долгое время ничего не было известно. Восстановить их образ жизни удалось лишь в 1921 году, когда была открыта культура неолитической расписной керамики. В 1954 - 1956 годах недалеко от города Сиань было раскопано поселение древних людей, где обнаружены печи для обжига посуды. Древнейшая расписная керамика Китая была искусно вылеплена от руки либо изготовлена на гончарном круге. Она поразила археологов мастерством изготовления, тонкостью и ровностью черепка, красотой расцветки – от густо-красной и коричнево-лиловой до лимонно-жёлтых тонов. Наиболее ранняя расписная керамика получила название Яншао, по месту раскопок в провинции Хэнань. Сосуды Яншао относятся к лучшим образцам неолитического искусства. Мастера, их изготовившие научились расписывать посуду до обжига, поэтому краски закреплялись навсегда, особые свойства сосудам придавали лощение кабаньим зубом и обжиг при высокой, свыше 1000 градусов, температуре. Сосуды покрыты сложными геометрическими и зооморфными узорами. Разнообразные по форме и размерам блюда, чаши, амфоры и кувшины предназначались не только для бытовых нужд, но служили урнами при погребении, в них наливали жертвенное вино и масло, хранили зерно, ими черпали воду из источников. [3c. 178-180]
Для людей того времени все эти предметы были не только утилитарными. Переходя из рук в руки, переносясь в новые места, они становились средством культурного общения, своеобразными сводами знаний. Люди читали по ним как по книгам. У мастеров из разных мест были свои излюбленные мотивы: сосуды Баньпо часто украшают рыбы и олени, сосуды Мяодигоу – ящерицы и черепахи, изделия Хуасянь – птицы. Постепенно появляются узоры нового типа, геометрические мотивы подчиняют себе зооморфные и растительные. Геометрические знаки (волнистые, прямые, вихревые линии, треугольники, ромбы, зигзаги, спирали, круги) породили ряд условных знаков китайской пиктографии. В этих узорах, обозначающих силы природы: грозу, воду, ветер, солнце, луну, звёзды, горы можно угадать очертания будущих иероглифов. [3c.181-182]
Традиционные формы сосудов сохранялись в Китае в течение многих веков. С древнейших времён пошла китайская традиция отношения к материалу – стремление подчеркнуть его пластические свойства, мягкость и красоту. [3c.183]
§2. Развитие и совершенствование керамического искусства.
Творческая жизнь Китая стала активнее и сложнее ко 2 тыс. до н.э. В это время возникло первое рабовладельческое государство Шан (или Инь). Возникли первые города, были изобретены письменность, техника бронзового литья, сложнее и конкретнее стали мифологические представления о мире. Древние китайцы верили, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умерших предков, которые отождествлялись со зверем, родоначальником рода – тотемом. Культ предков, начиная с периода Шан на многие века, стал главнейшим в Китае. Погребальным обрядам и украшению гробниц придавали необыкновенно важный смысл. В гробницах вельмож устанавливались маленькие, расписные глиняные модели зданий, жилых интерьеров. Они поразительно точно, в мельчайших подробностях воспроизводят быт той эпохи и позволяют нам судить о конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен. [3c.200] Из глины изготавливали тигли для бронзового литья, черепицу, стоки для крыш, кирпичи, украшенные замечательными рельефами. Им свойственна обособленность отдельного образа, как и для ханьских иероглифов. Бытовые сцены на рельефах дают нам представление о жизни ханьского общества: труде, развлечениях, войнах. В художественном плане они замечательны своей динамичностью. На одном из кирпичей изображён танец с лентой, исполняемый на народных праздниках до сих пор. На другом - изображена жатва, крестьяне орудуют странными инструментами, такие давно вышли из употребления в Китае. Поэтому китайские исследователи долго не могли определить сюжет рельефа. Они обратились к монографии советского учёного Колчина «Металлургия и металлообработка в Древней Руси», из которой узнали о русских косах, оказавшихся аналогичными древнекитайским [4c.247-248].
Своего расцвета искусство и архитектура Древнего Китая достигли в 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. Пожалуй, самое поразительное произведение китайских керамистов это терракотовая армия императораЦиня.В юности его звалиИн Чжэн, он пришёл к власти в возрасте семи лет, в течение семнадцати лет завоевал одно за другим шесть китайских царств, стал правителем объединенного Китая и принял имя Цинь Шихуанди.Особую славу у потомков он приобрёл тем, что построил Великую Китайскую стену. По преданию, после его смерти охраняло покой Циня глиняное войско. Историки долго считали эту легенду красивым, но сказочным эпосом [4c246]. В 1974 году в провинции Шеньси на Северо-западе Китая, пытаясь пробурить в своем огороде артезианскую скважину, несколько крестьян, наткнулись лопатами на крупный булыжник. Это оказалась терракотовая голова древнего воина. По разным источникам подземное войско насчитывает от 8 до 20 тысяч скульптур (Прил.1,Рис.4). На сегодняшний день откопана лишь одна десятая часть погребального комплекса. В самой большой по размерам галерее расположены в боевом порядке шесть тысяч солдат. Всего 11 рядов, 38 колонн с лошадьми, повозками, вооружением.
§3. Китай – родина фарфора.
Изделия китайских керамистов всегда отличались разнообразием форм, их совершенством, высокими техническими качествами, что послужило основой для появления и расцвета искусства фарфора. Фарфор – это изделия, посуда из белого плотного керамического материала, получаемого спеканием массы огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца. [5c.80]История фарфора насчитывает более 3 тысяч лет. Начало производства относится примерно к 6-7 веку до н.э., когда путём совершенствования технологии и подбора исходных компонентов стали получать изделия, которые отличаются белизной и тонкостью черепка. [6c.80]
Издавна фарфоровые изделия из Цзиндчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл и благозвучны как колокольчик. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Первым видом фарфоровой росписи была подглазурная роспись синим кобальтом (Прил.2,Рис.1). Затем с введением надглазурной росписи и новых техник оформления, все цвета стали достоянием фарфоровых изделий. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, очень жизненны. Художники по фарфору - блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы, хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука (Прил.2,Рис.2). Лучшее, что создавали мастера, приобреталось императорским двором. Китайский фарфор экспортировался за рубеж (на Средний Восток и в Европу) вместе с парчой и бархатом по «шелковому пути». Традиционные фарфоровые изделия: вазы, разноцветные глазурованные скульптуры, отличаются изяществом форм и богатыми украшениями отражают глубину китайского мышления (Прил.2,Рис.3).
Современные китайские мастера широко применяют достижения своих предшественников. Дизайнеры не только делают из фарфора традиционные: посуду, вазы, скульптуры, кукол, но используют этот удивительный материал для создания оригинальных коллекций одежды, изображений современной техники (Прил.2,Рис.4,6,7).
В Тяньцзине, находится необычный, «китайский дом». Стоимость этого дома оценивается в 2,5 млрд. юаней. Принадлежит он Чжан Ляньчжи, успешному бизнесмену. Чжан Ляньчжи увлекается китайской культурой и искусством и уже много лет коллекционирует фарфор. Свой новый дом он решил превратить в своеобразный гимн своему хобби и выставку антиквариата. С 2002 по 2007 годЧжан Ляньчжи украшал старинный особняк во французском стиле огромным количеством фарфоровых изделий. На отделку израсходовали: 400 млн. фрагментов древнего фарфора, 10 000 античных ваз, 5000 старинных фарфоровых чаш, 500 фарфоровых кошек, 300 каменных львов и столько же статуй Будды, сделанных из белого мрамора. Более 80% фарфора – это поврежденные или разбитые изделия. Но этот изъян совершенно незаметен – так искусно вплетены они в причудливый орнамент. Особенно впечатляют туристов многометровые изображения четырёх драконов, которые обвивают дом. Кроме того здание «играет» 20 тоннами натуральных кристаллов (Прил.2,Рис.5).
Китайский фарфор ценится как яркая жемчужина в художественном наследии человечества. В сложных узорах и формах китайской керамики отразились опыт и мудрость многих поколений, проявился высокий артистизм, творческий дух Китая.
Глава 2
§1. Особенности народной глиняной игрушки.
Китайские глиняные игрушки имеют древнюю историю. Недаром одно из преданий, посвящённое появлению первых людей на Земле, начинается с того, что богиня Нюйва вылепила фигурки мужчин и женщин. В прошлом крестьяне в свободное от полевых работ время лепили из глины разнообразные куклы, раскрашивали их. Их продавали на шумных ярмарках, зачастую продажа превращалась в весёлую игру. Игрушки располагали рядами: сначала небольшие по размеру, за ними всё более и более крупные. Затем устраивали соревнование. Тот, кому удавалось набросить на игрушку бамбуковое кольцо, мог взять её себе.
§2. Изготовление скульптур в стилистике китайской игрушки.
В каждой провинции Китая игрушки имели свои особенности. Мы выполнили изделия по мотивам работ пекинских мастеров. Для копирования выбрали две многофигурные композиции. Внимательно рассмотрев скульптуры на фото, мы выбрали конструктивный способ лепки. Подготовили керамическую массу, состоящую из глины и песка. Вылепили последовательно и соединили основные части изделий, добавили детали. (Прил.3,Рис.1,2) Изделия высушили в течение недели и обожгли в муфельной печи. Затем расписали гуашью (Прил.3,Рис.4), чтобы добиться максимального сходства с оригиналом (покрытым над глазурной росписью), изделия покрыли двумя слоями прозрачного лака.
Первая игрушка отражает сюжет, любимого народом танца, во время которого актёры в костюмах сказочных львов делают замысловатые движения. Лев мыслится народной фантазии существом грозным, но способным защитить от злых сил. Животное раскрашено в серо-зелёный цвет, его грива обозначена штрихами золотой краски, белый пушистый мех образует своеобразный воротник вокруг головы. От малейшего движения она начинает раскачиваться, и создаётся впечатление, будто лев хочет вырвать из рук мальчика красный шар. В её основе лежит такая сказка: Однажды у принца похитили его возлюбленную и заточили во дворце, каждую дверь там охраняли свирепые львы. Но принц узнал секрет: их можно победить, если бросить им шар (Прил.3, Рис.5).
Сюжет второй основан на старинной легенде: В 3 веке до н.э. в княжестве Чу жил известный поэт Цюй Юань. Будучи патриотом, он пытался давать местному князю разумные советы, но тот отклонял их, и поэту ничего не оставалось, как покинуть родину. Он тосковал и однажды в момент отчаяния пришёл к реке, сочинил стихотворение, проникнутое любовью к отчизне, и бросился в воду. Простые люди решили принести жертву душе Цюй Юаня и, как полагалось, бросили в реку рис. Но жадный дракон, её обитатель, съел рис, и душа несчастного продолжала являться рыбакам. Тогда они положили зёрна в листья, завернули их в форме треугольников, обмотали нитками и бросили в воду. С тех пор китайцы стараются приготовить в это день рисовые пампушки «цзунцзы» Летом в июне, отмечают шумный и весёлый праздник Драконовых лодок «Дуаньу». Игрушка знакомит нас с этим праздником. Он предусматривает соревнование и парад лодок, украшенных головами драконов (Прил.3, Рис.3).
Познакомившись с творчеством народных мастеров можно сделать вывод: китайские наролные игрушки тесно связаны с историей и традициями страны. Они иллюстрируют местные события, сказки, легенды. По форме игрушки довольно сложные, тщательно проработанные, каждая деталь несёт глубокий смысл (что характерно для китайского искусства в целом). Роспись игрушек многоцветная, яркая. Керамика дополнена иными материалами: проволокой, перьями, бусинами, мехом, украшена позолотой. Через китайские глиняные игрушки мы познаём глубокие пласты народной культуры этой древней страны.
§3. Анкетирование группы учащихся по теме исследования.
С целью выяснить, что знают о китайской керамике школьники, мы провели опрос группы учащихся 5 классов МОУ «ОЛ№3». В опросе приняли участие 50 человек, обоего пола. Им была предложена анкета. (Прил.4, Рис.1) У ребят не вызвал сомнений ответ на первый вопрос, для 86% из них Китай прежде всего – родина многих изобретений. (Прил.4, Рис.2). Но в вопросе о сути этих изобретений мнения опрошенных разделились. Значительная часть считает, что китайцы не изобрели порох (22%), фейерверк (30%), шёлковую нить (18%), фарфор (14%), бумагу (28%). Многие дети знакомы с китайской керамикой: 38% читали о ней в книгах, столько же в интернете, посещают выставки – 12%, видели у знакомых – 20%, никогда не видели – 20%. (Прил.5, Рис.1) Большинство опрошенных (56%) хотели бы посещать выставки китайской керамики, но частью домашнего интерьера и обихода видят её лишь – 48%. Многие респонденты считают, что мы могли бы поучиться у китайцев изобретательности (60%) и трудолюбию (58%), а вот патриотизму, по мнению опрошенных нас, учить не надо (8%). (Прил.5, Рис.2) Подавляющее большинство учащихся считают, что изучать культуру других стран и народов необходимо для расширения кругозора (80%), для взаимопонимания (38%), в связи с глобализацией (26%). (Прил.5, Рис.3)
По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: у детей велик интерес к истории и культуре других стран, в том числе Китая; китайскую керамику они воспринимают скорее как предмет искусства, а не домашнего обихода; знания ребят по вопросу нашего исследования необходимо расширять и углублять.
Заключение
В ходе написания данной исследовательской работы мы провели анализ литературы, анкетирование группы учащихся, выполнили коллекцию изделий в стилистике китайской народной глиняной игрушки, выступили с одноимённым творческим проектом на школьной конференции. Наша гипотеза, что керамика играет важную роль в культурном наследии Китая, полностью подтвердилась.
Во времена неолита глиняные предметы являлись средством культурного общения, своеобразными сводами знаний. Люди читали по ним как по книгам.
Геометрические орнаменты, украшавшие древние сосуды, породили ряд условных знаков китайской пиктографии. В них угадываются очертания будущих иероглифов.
Маленькие глиняные модели, обнаруженные в гробницах вельмож, позволяют нам судить о конструкции и размерах зданий и жилых интерьеров в древнем Китае.
Бытовые сцены на рельефах гробниц дают нам представление о жизни китайского общества той поры: труде, развлечениях, войнах.
Керамика всегда имела (имеет и сегодня) огромное утилитарное значение: в древности из глины изготавливали посуду, тигли для плавки бронзы, строительные материалы.
В древнем Китае возник фарфор. Он до сих пор является предметом национальной гордости китайцев, высоко ценится во всём мире.
Таким образом, цель нашей работы: определить степень значимости искусства керамики в национальной культуре Китая была успешно достигнута. Наше исследование может быть полезно для учеников и педагогов тем, что даёт подробную картину развития керамического искусства в Китае. Искусство воздействует на эмоции человека, а всё что прошло через сердце лучше нами запоминается.
За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада. Однако в последние десятилетия Китай вновь вошёл в число мировых лидеров экономики, науки, искусства. И сегодня произведения китайских мастеров могут найти достойное место в интерьере современного дома. В любой стране!
Список литературы:
1. Алёшина И. – Прошлое и настоящее китайской игрушки – М., Юный художник №12,1985 – 26-29с.
Вы видели где-нибудь китайскую художественную керамику?
Посещали бы выставки китайского искусства (имея возможность)?
Хотели бы вы использовать китайскую керамику и фарфор дома?
Чему мы могли бы поучиться у китайцев?
Зачем нужно изучать национальную культуру других стран?
расширение кругозора (новые знания)
взаимопонимание (толерантность, мир)
глобализация (работа, проживание в других странах)
Рис.1 Анкета.
Рис.2 Диаграмма 1. Что вы знаете о Китае?
Приложение 5
Рис.1 Диаграмма 2. Вы видели где-нибудь китайскую керамику?
Рис.2 Диаграмма 3.Чему мы могли бы поучиться у китайцев?
Рис. 3 Диаграмма 4. Зачем нужно изучать национальную культуру других стран?
17
Просмотров работы: 714
school-science.ru
Китайский фарфор – Семь дней истории - смотреть онлайн
Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий: это порох, компас, бумага, шёлк, и среди них, конечно, важнейшее место занимает фарфор – феноменальное явление мировой цивилизации. Фарфор появился очень давно, но точная дата его появления неизвестна. Многие считают, что фарфор появляется уже во втором тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки на территории Китая в долине реки Хуанхэ. Но это ещё не фарфор, это протофарфор – изделие, основу которого составляет белая глина каолин. Многие учёные всё-таки утверждают, что настоящий фарфор появляется в VII веке новой эры в период правления династии Тан (с VII по X вв.).
==>Все серии передачи “Семь дней истории”
Сами китайцы говорили, что фарфор должен быть голубым. как небо, омытое дождём, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. И действительно, лучшие образцы китайского фарфора отвечают всем этим высоким требованиям.
Вначале фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили. А уже в период Юань (это период монгольского завоевания, конец XIII – начало XIV веков) появляется роспись, которая была привнесена иранскими керамистами.
Это кобальтовая роспись, подглазурная, она требует очень высокой температуры обжига. Изделие должно находиться в печи при температуре 1400 градусов, только тогда мутноватая серая краска становится ярко-голубой, а порой даже с великолепным фиолетовым отливом.
Итак, фарфор начинают расписывать кобальтом. Темы росписи смые разнообразные. Первоначально это сложные орнаменты – геометрические, растительные, цветочные, потом появляются изображения стилизованных животных, драконов.
Следующий виток развития китайского фарфора – это период правления династии Мин с середины XIV века по середину XVII. По-прежнему кобальт является излюбленной техникой росписи, но она усложняется и появляется очень сложная технология двойного обжига. Вначале изделие покрывают кобальтовой синей краской, оно проходит высокотемпературный обжиг, а затем уже накладывают надглазурные краски – жёлтую эмаль, зелёную, фиолетовую и очень интересную краску, так называемую “железную красную”, которая имеет самые разнообразные оттенки от желтовато-охристых до пурпурно-красных.
С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы. Прибывающие в Китай католические миссионеры первым делом пытались узнать секрет драгоценного китайского фарфора, ведь фарфор так и называли – “китайский секрет”. Но европейцы до XVIII века так его и не узнали. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.
Ну а в XVIII веке уже был изобретён европейский фарфор. Тем не менее, интерес к китайскому фарфору не ослабел. В Амстердам приходили корабли Ост-Индской компании, которые привозили огромное количество фарфоровой продукции: здесь и сервизы, и огромные дворцовые наборы из пяти ваз, и украшения для открытых шкафчиков и полочек, и украшения для каминов.
Появляется огромное количество типов роспси. Благодаря внедрению новых красок в конце XVII века появляются даже целые полихромные композиции, которые в Европе получают название семейств. Это чёрное семейство, где преобладает чёрный фон краски, это зелёное семейство, где главными являются два оттенка зелёного при наличии других полихромных эмалей, и розовое семейство – эта краска образуется путём добавления в эмаль некоторого количества трихлорида золота, и образуется удивительная нежно-розовая или же нежно-фиолетовая, в зависимости от температуры обжига, краска.
Следует отметить, что роспись, декор и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать итерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл, зашифрованный в декоре. Например, нежная слива мэйхоа символизирует новый год, символизирует радость, счастье, начало жизни, а соединение сливы с бамбуком и сосной, которое можно видеть на удивительном стакане для кистей начала XVIII века (роспись произведена кобальтом) – это три друга холодной зимы, символ стойкости, дружбы и несгибаемой воли.
Китайский фарфор, развиваясь на протяжении столетий, в 20-м веке приобретает новую жизнь. По-прежнему интересуются как антикварными изделиями, которые очень высоко ценятся и вызывают интерес на всех аукционах, так и современными изделиями, причём, появляются удивительные, замечательные авторские произведения, где соединяются традиции и новаторские идеи.
Смотрите также
Статьи на эту же тему:
www.istorio.net
Как появился фарфор
Фарфор — восхитительный материал, тонкий, мелодичный. Сквозь его стенки мягко просвечивает солнце, а изделия из этой полупрозрачной керамики делают нашу жизнь красивой радостной.
Родина фарфора — Древний Китай. Китайские мастера-керамисты так долго хранили секрет производства фарфора и поражали его красотой и изяществом остальной мир, что в английском языке название страны и фарфора склеилось. И стало обозначаться одним и тем же словом - China.
Когда появился древний фарфор
Уже в 100 г. н.э. китайские ремесленники нашли способ обжига керамики в печах при очень высокой температуре. Но это было только начало. Технология производства и материалы, используемые для изготовления керамики, нуждались в усовершенствовании.
Эту китайскую вазу нашли на дне моря, внутри древнего корабля, потерпевшего крушение. Она была изготовлена в период 1206-1368 г.г. Фото: history.cultural-china.com
Древние китайские мастера создавали свои фарфоровые вазы и другие горшки вручную, гончарный круг изобрели позднее. Составы для производства древней китайской керамики содержали каолин, но фарфор все еще не получался белым.
Цветов глазури для фарфора было немного, потому что редкие минералы, которыми подкрашивали глазурь, могли выдержать высокотемпературный обжиг. Проблема была и в том, что поверхность готового фарфорового изделия не всегда получалось гладкой.
Однако, китайский фарфор был удивительно прочным по сравнению с обычными глиняными горшками. И красивым. Никто в мире не умел делать такую тонкую и изящную керамику. Только китайцы обладали секретом производства фарфора. И хранили его многие века.
Фарфор и нефрит (селадоны)
Ученые предполагают, что древние китайские гончары искали заменитель дорогому природному камню нефриту, из которого раньше делали чашки и другую посуду.
И в результате их поисков появился ранний китайский фарфор Селадон.
Гончары стремились сделать керамическую посуду похожей на прекрасный светящийся зеленый камень. Который всегда ценился китайцами дороже золота и серебра.
Нефрит — национальный символ Китая. Китайцы называют его божественным, камнем Земли и Неба и камнем спокойствия. Считалось, что у нефрита есть 5 основных достоинств, которые соответствуют душевным качествам:
мягкий блеск нефрита олицетворяет милосердие;
прочность — умеренность и справедливость;
не поддающаяся подделке структура камня — чистоте и честности;
звук при ударе — символизировал мудрость;
негибкость — мужество.
Думаю, что китайские фарфоровые мастера не только искали рациональный путь изготовления посуды, их душа требовала повторить волшебство природы, сотворившей прекрасный камень Нефрит. И поэтому, они так настойчиво и последовательно испытывали новые составы для получения нефритовой керамики.
Цвет такого фарфора получался зеленоватым и перетекал в цвете серого к зеленому голубому, расплескиваясь по вазе нежнейшей голубовато-нефритовым глазурью. Рисунок на фарфоре имел сложный продуманный узор, который после обжига делал фарфор похожим на настоящий нефрит. Такой нефритово-зеленый фарфор стали называть Селадон.
Селадоны повторяли нефрит не только окраской и природным рисунком, он издавал мелодичный звук при ударе и был толстостенным, как и настоящая нефритовая посуда.
Не удержусь, процитирую поэтичное и страстное высказывание Ивана Гольского о Селадоне:
Именно нефриту должен был подражать ранний китайский фарфор – селадон, покрытый нежнейшей зеленовато-голубой глазурью, чей цвет становится еще более интенсивным и богатым в оттенках, в рельефе растительного рисунка, процарапанного в фарфоровом черепке. Удивительно, что объединив природные свойства камня и растения, мастеру удалось непостижимым образом получить идеал высоконравственного человека, воплощающего в себе все то, к чему стремились конфуцианские мыслители: селадон передает идею богатства и простоты, великолепия и неискушенности, учености и милосердия.
Селадоны производили вплоть до 11 века. А потом китайский фарфор приобрел классический бледно-зеленый цвет.
Что означает слово Селадон
Одна из теорий происхождения термина Селадон, выдвинута Годфри Сэнт Джорджем Монтегю Гомперцем (Godfrey St George Montague Gompertz).
Он был известным писателем и коллекционером древней азиатской керамики, родившемся в Калькутте, и прожившем большую часть жизни в Японии и Корее.
Гомперц считал, что слово «селадон» происходит от двух санскритских слов, и эта фраза переводится как «в оболочке из камня», отражая вид и свойства этого раннего китайского фарфора.
Появление гончарного круга
Примерно, в 200 году нашей эры в Китае появился гончарный круг.
Что существенно улучшило качество фарфора и облегчило труд ремесленников. Горшки и вазы получались более плотными, правильной формы, с гладкими стенками. И процесс изготовления ускорился.
Белый фарфор
Примерно, в 6 веке, в Северном Китае появился настоящий белый фарфор. Чистый белый цвет фарфора дал лучшую основу для воплощения художественных фантазий ремесленников. Так и начало развиваться искусство китайской вазописи.
Между 7 и 13 веком технология производства фарфора была, примерно, одинаковой для всего Китая. Только на севере делали белый фарфор, он назывался «Северный Белый», а на юге — нефритово-зеленоватый, он назывался «Южный Селадон».
А потом, когда китайские гончары придумали новые составы для приготовления цветной глазури для росписи, которая сохранялась при обжиге и новые способы росписи и обжига, фарфор засиял яркими и сочными красками жизни.
Не вспоминается ли вам Анри Матисс? Может быть. и он видел эту вазу? )) Фото: orientaldiscovery.com
Распространение фарфора по миру
К 1100 году секрет изготовления фарфора узнали корейцы. Потом он проник в Японию, Индию, Турцию и на Арабский Восток. Азиатские мастера обогатили фарфор новыми формами, рисунками, орнаментами, сюжетами и техниками росписи.
На японский фарфор оказало большое влияние искусство мастеров Китая и Кореи. Один из самых популярных видов японского фарфора с жизнерадостным и изящным рисунком на большом белом пространстве называется Какиэмон (Kakiemon).
Японский фарфор Имари (Imari) наполнен затейливым густым рисунком и украшен иссиня-черной краской в сочетании с кирпично-красной и позолотой.
А фарфор Арита (Arita), в основном, по цвету напоминает нашу Гжель, ее расписывают синей (кобальтовой) подглазурной росписью.
В 1400 году китайский фарфор стал появляться в европейских столицах. А в 1508 году португальские купцы привезли много фарфора, так началось его широкое проникновение в Европу. Китайский фарфор в доме считался признаком богатства, благополучия и хорошего вкуса. Стоил он очень дорого, а европейские модницы даже носили медальоны из черепков китайского фарфора.
Но никто не знал, как сделать эту великолепную, тонкую белую посуду с мелодичным звоном. Получилось, что сначала китайцы мечтали изобрести материал, похожий на нефрит, а потом европейцы — материал, похожий на фарфор. Результат был и у тех, и у других.
Какой фарфор получился у европейцев
Мягкий фарфор
Тарелка фарфоровая, Китай, период Династии Мин, начало 17 века. Фото: ahis335.blogspot.com
Керамисты Испании и Италии пытались подражать китайцам. Но очень трудно было найти правильные пропорции и определить состав фарфоровой массы, понять — в чем секрет: в сырье или технологии обжига? Искусство производства фарфора рождалось и совершенствовалась многие века, а европейцы хотели получить быстрый результат.
Европейцы пробовали добавлять стекло, костяную муку полевой шпат и разные другие компоненты в попытках угадать состав китайского фарфора. В результате у европейских керамистов получился мягкий фарфор, который иногда называют искусственным.
Попытки отрыть тайну восточного фарфора предпринимались в течение почти 200 лет в Италии, Франции и Англии. Но в результате этих экспериментов получались материалы, похожие на стекло и только отдаленно напоминавшие фарфор.
В какой-то момент европейские керамисты перестали искать секрет производства фарфора и стали делать белую керамику из того сырья, которое у них было.
Больших успехов в имитации фарфора достигли керамисты при дворе Медичи в Венеции.
Другой ранний европейский фарфора был произведен на Руанской мануфактуре в 1673 году, которая называлась Porcelaine franaise.
Потом на французской фабрике в Сен-Клу усовершенствовали рецепт фарфоровой массы и получили отличный образец фаянса. Керамика получилась белой, достаточно прочной, гладкой и красивой.
Другой вариант мягкого фарфора изготовили в Шантильи. Потом, во второй половине 18 века появился завод в Винсеннесе, который потом переехал в более просторное помещение в Севре. Севрский фарфор долгие годы был крупнейшим производителей фарфора во Франции и даже во всей Европе.
Первые английские фарфоровые мануфактуры появились в Челси, Дерби и Боуи. А в середине 18 века в Англии научились делать костяной фарфор (в него добавляли костную золу), рецепт которого позже усовершенствовал Иосиа Спод.
Блюдо для торта, костяной фарфор, Англия, период 1880-1900 г.г. Фото: cakestandheaven.com
Английские керамисты недолго подражали в декоре фарфора китайским мастерам, они создали свой английский стиль росписи — викторианские розы, другие красивые цветы и романтические пейзажи.
Красивые антикварные тарелки из Музея фарфора в Вустере. Фото: driwancybermuseum.wordpress.com
Особенности мягкого фарфора
Это верхняя часть фарфоровой конфетницы начала 20 века, костяной фарфор. Фото: cakestandheaven.com
Мягкий фарфор требовал более низкой температуры обжига и уступал по качеству китайскому. Изменение температуры благотворно отразилось на декоре мягкого фарфора: теперь бОльшее количество красок и оттенков могли выдержать новую температуру обжига. Кроме расширения цветовой палитры, европейская технология требовала меньше топлива для печей, что снизило общие производственные расходы.
В чем секрет производства фарфора
Китайский секрет фарфора заключался в составе сырья и особенностях обжига.
В провинции Цзянси были огромные запасы фарфорового камня. Это такая горная порода, состоящая из кварца и слюды. Один из крупнейших городов провинции Цзянси, Цзиндэчжень, по сей день считается столицей фарфора.
Фарфоровую массу изготовляли из порошка фарфорового камня и из полежавшей много лет китайской глины — каолина, которая после такой обработки приобретала пластичность. Каолин обладал бесценным качеством — он придавал фарфору белизну.
Глазурь разной степени прозрачности наносили на изделие в несколько слоев. И эта наложенная друг на друга прозрачность придавала фарфору неповторимый матовый блеск, присущий китайскому фарфору.
Тайна обжига фарфора заключалась в правильном составе смеси различных видов почвы, используемой при обжиге, в зависимости от легкости их сплавления. Европейцам для нахождения правильного ответа потребовались энциклопедические знания: в области геологии, металлургии, физики и химии.
Твердый фарфор
Твердый фарфор начали производить в Германии (Мейсене) в 1708 году. Немцы строго охраняли секрет производства мейсеновского фарфора.
В России тайну производства твердого фарфора первым разгадал в 1740 году русский ученый Д. И. Виноградов.
Он работал в Санкт-Петербурге Невской порцелиновой мануфактуре, которая позднее получила название — Императорский фарфоровый завод, после — Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова, более известный в наше время как ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод).
Виноградов был очень талантливым и умелым человеком. Он знал гончарное дело во всех тонкостях, рисовал, умел глазировать посуду, написал первую в России книгу о фарфоре.
Виноградову удалось разгадать «китайский секрет», но его судьба была печальной. Императрица, боясь выпустить из рук такой ценный и дорогой секрет, приковала Виноградова цепью и он жил в тоске в заточении. От чего ученый спился и умер в возрасте 38 лет.
Почти одновременно с Виноградовым, секрет фарфора открыл Иван Гребенщиков, сын Афанасия Гребенщикова, хозяина фаянсовой фабрики в Москве.
И вот на основе их открытий в России стали появляться новые заводы по производству фарфора: фабрика Гарднера в селе Вербилки (Государственный Дмитровский завод), керамическое производство в Гжели, завод А. Миклашевского, завод А. Попова, акционерное товарищество М. С. Кузнецова, и наши скульпторы и художники-керамисты начали осваивать новую технологию и создавать прекрасный русский фарфор.