Технологии древних цивилизаций - Корабли античности. Древнего мира корабли
Господство эллинов и финикийцев в Средиземноморье. Античные корабли древнего мира (2 статьи)
Финикийцы были величайшими мореплавателями древности. Через Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта) они проникли в Западную Атлантику, достигнув берегов Британии и, есть свидетельства их пребывания на Канарских островах.
Attic cup depicting a greek sailing ship. Upper detail. Black figures decoration. Archaic Greek art. Ceramics. Date: Source: FRANCE. Paris. Louvre Museum.
По свидетельству Геродот («Истории») примерно в 600 году до н.э.финикийские моряки, по приказу египетского фараона Нехо II , отправились с берегов Красного моря в плавание вокруг Африки. Это произошло за 2000 лет до путешествия Васко да Гамы.
Геродота пишет: «они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю, что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) они имели солнце с правой стороны». Действительно, в начале плавания вокруг Африки, пока они плыли с севера на юг, восход солнца у финикийцев наблюдался с левого (восточного) борта; когда же они с юга обогнули Африку и поплыли на север, то восход солнца финикийцы наблюдали с правой (восточной) стороны». Именно, в это плавание финикийцев вокруг Африки не мог поверить Геродот.
Финикийский корабль римской эпохи. Барельеф из Сидона.
Соперниками финикийцев в морской торговле и колонизации Средиземноморья и Чёрного моря становятся греки.В «Илиаде» Гомера перечислены 1186 кораблей греков-ахейцев, на которых было перевезено в Трою стотысячное войско греков. Несомненно, что Гомер преувеличил и число кораблей, и численность греческих воинов.
Удивительно то, что в гомеровское время греки не были морским народом, и не употребляли в пищу рыбу и дары моря, именно, это вынуждало, странствующего вдоль береговой линии, Одиссея высаживаться на незнакомых островах в поисках пищи, подвергая себя и своих спутников опасностям.
Обитатели морских глубин, рыбы, осьминоги и дельфины, бывшие излюбленным мотивом фресок в Кносском дворце царя Миноса на Крите ( Минойская цивилизация ), почти не встречаются в искусстве греков-ахейцев. Догреческая Эгейская цивилизация, в основе которой была развита Крито-Микенская цивилизация бронзового века (2200 —1000 гг. до н. э.), ставшая родоначальницей древнегреческой культуры.
Первые греческие корабли имели один ярус гребцов, в VII веке до н.э. греки пополнили свой флот двухъярусными судами (биремы). В VI веке до н.э. появились суда с тремя рядами гребцов – «триеры», на трехъярусных кораблях (триконтерах) было 30 гребцов, на судах с пятью рядами гребцов «пентерах» или «пентаконтерах» помещалось – 50 гребцов.Расположение гребцов на многорядных кораблях до сих пор обсуждается исследователями, многие полагают, что одном веслом управляли несколько гребцов.
В эллинистическую эпоху корабли достигали огромных размеров. Строительством больших кораблей в эллинистическую эпоху Древней Греции славился Деметрий Полиоркет. Самым большим по мощности гребным судном был «сорока кратный корабль» или «тессараконтера». Сведения об этом корабле Птолемея IV Филопатора (221-205 гг. до н. э.), есть у Плутарха написавшего биографию Деметрия Полиоркета. Длина «сорокакратного корабля» около 125 метров, высота — около 22 метров, «имел он два носа, две кормы и семь таранов» (Афиней, 203e—204d).
В биографии Деметрия Полиоркета Плутарх пишет: «Каждую из верфей Деметрий посещал сам, давал наставления и советы, работал вместе с плотниками, и все дивились не только числу будущих судов, но и их размерам — ведь никому ещё не доводилось видеть корабли с пятнадцатью и шестнадцатью рядами весел.
Птолемей Филопатор выстроил корабль с 40 рядами вёсел, длина корабля была 280 локтей, высота — 48 локтей, число моряков — 400, гребцов — 4000 человек, да, кроме того, в проходах между гребцами и на палубе размещались почти 3000 воинов». (*конечно, «рядов весел» было гораздо меньше, но на каждом весле работало по многу рядов гребцов) .«Такое тяжелое судно ничем не отличалось от неподвижных сооружений и годилось лишь для показа, а не для дела, ибо стронуть его с места было и небезопасно, и чрезвычайно трудно.
Тогда, как у судов Деметрия Полиоркета красота кораблей не отнимала мощи, устройство их не было настолько громоздким и сложным, чтобы нанести ущерб делу, напротив, их скорость и боевые качества заслуживали еще большего изумления, чем громадные размеры».
Самый древний в мире чёлн (от праславянского яз.: чёлн — *čьlnъ — пень), выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,55 метра, найден на левом берегу Дона около села Щучье, где русло реки раздваивается. Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, Геродот даёт первые сведения о прото-славянах, живших на этих территориях в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э.
Исследователи установили, что древний чёлн был построен на реке Дон около 4 тысяч лет назад, то есть территории постоянного проживания праславянских племён. Сейчас самый древний в мире чёлн хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Известно, что античные авторы считали реку Дон (Танаис) границей между Европой и Азией. Название реки Дон сохраниться со скифских времен и происходит из ведического санскрита Дану – danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Донузлав) . Азово-Черноморская Русь.
Среди находок археологов на южном берегу Ладожского озера обнаружен чёлн, выдолбленный из целого ствола двухсотлетнего дуба, чёлн изготовлен примерно в III тысячелетиях до н. э.
Египетские одномачтовые корабли с низкими бортами и плоским днищем не были пригодны для плавания в открытом море. Египетские корабли больше походили на лодки с рулевым веслом, с большим четырехугольным парусом, и высоко поднятым носом и кормой. Одномачтовые египетские лодки предназначались для плавания по Нилу — единственной речной дороге связывающей Верхний и Нижний Египет в единую древнеегипетскую цивилизацию. Законы позднего царства Древнего Египта категорически запрещали египтянам выходить на судах в открытое море. На побережье Красного моря в Египте обнаружены детали самых древних в мире морских судов, возраст которых около 4 тысяч лет.
У истоков мореплавания в Средиземном море стояли первые мореходы Крито-Микенской или Эгейской цивилизации бронзового века (2700 —1400гг. до н. э.). Властителями античного Средиземноморья было сильное и процветающее морское государство со столицей на острове Крит (Кносский дворец царя Миноса), вело активную морскую торговлю в бассейне Средиземного моря между прибрежными областями Азии, Африки и Европы.
VIII — VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация
Античный мир мореплавателей и лоцманов оставил нам в наследство не мало географических описаний и точных карт морских путей по Средиземному морю, и Понту Аксинскому (Чёрное море), известных древним мореходам. На многих картах нанесены места расположения многих колонии и торговые факторий основанных по всему побережью Средиземного и Чёрного морей, на берегах Кавказа и Крыма (Таврии)
Критские корабли принципиально отличались от египетских лодок, тем, что имели прочный киль вдоль всего днища, для усиления поперечной прочности корабля имелись специальные «ребра»— шпангоуты.
Военные корабли Крито-Микенской цивилизации были длиннее и легче торговых судов; на военных кораблях размещалось больше гребцов, что увеличивало скорость движения судов. Нос корабля делали всегда высоким; киль в носовой части военного корабля оканчивался мощным тараном. Критские корабли управлялись при помощи двух рулевых весел, установленных на корме корабля с разных бортов. Древнегреческие предания рассказывают, что на постройку критских судов использовали кипарисы, которые в изобилии росли на Крите.
С острова Крит и островов Эгейского моря влияние Крито-Микенской цивилизации распространялось на все Восточное Средиземноморье, известны колонии минойцев в Северном Египте и Угарите. Достижения Крито-Микенской цивилизации переняли греки-ахейцы, завоевавшие Крит в первой половине XV веке до н.э.
Боевой корабль атакует торговое судно. Роспись на чернофигурной вазе VI века до н.э.
После вторжения дорийских племен в XI—IX века до н. э. начались Тёмные века в истории античной Греции, когда минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками-ахейцами не позднее IV-III вв. до н. э.
hist-etnol.livejournal.com
От гребного флота древнего мира до наших дней
С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: Rukovodstvo_po_12_7-mm_pulemetu_Utes_NSV-12_7__1986.pdf, Экскурс в историю гиревого спорта УОБАО.docx, Girevoy_sport.pdf, Girevoy_trening_Unikalnaya_metodika_trenirovki_s_giryami_Pavla_T, So_isst_Italien__6-7_2016.pdf, Das_Beste_der_deutschen_Poesie_Shedevry_nemetsko.pdf, An_apparently_new_species_of_Rallina_crake_from_Great_Nicobar_is и ещё 38 файл(а).Показать все связанные файлы
АстрельМОСКВАВСЕ ОКОРАБЛЯХОТ ГРЕБНОГО ФЛОТА ДРЕВНЕГО МИРА ДО НАШИХ ДНЕЙЮ.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский
Море — колыбель человечества. Оно всегда было, есть и будет сферой важнейших интересов и обширной деятельности человека. Нов веке эти интересы существенно трансформируются. Важнейшими причинами этого явятся коренные изменения международной обстановки, а также возрастание экономической, хозяйственной и военно-стратегической роли Мирового океана в развитии человеческой цивилизации.Население нашей планеты и потенциал ее экономики в значительной степени сосредоточены вдоль материковой береговой черты — 25 % в километровой зоне, 50 в километровой зоне и до 75 % в километровой зоне. Вследствие этого современная человеческая цивилизация вполне может быть названа прибрежной. Естественно, что это обстоятельство также накладывает отпечаток на отношение человека к морю.В современных условиях основным предназначением военно-морских сил по-прежнему остается защита политических и экономических интересов государств в акваториях и пространствах морей и океанов. При этом военно-морские силы как инструмент внешней политики обладают уникальными возможностями. Прежде всего, в отличие от сухопутных сил, они не скованы границами государства, и могут обеспечить присутствие флага своего государства в любой отдаленной акватории планеты. Кроме того, современное морское оружие позволяет сделать досягаемым практически любой объект на территории любого государства вне зависимости от его удаления от береговой черты. Это означает, что ВМС являются важнейшим средством осуществления бесконтактных боевых действий.Окончание эпохи конфронтации в мире привело уже в последнем десятилетии XX века к существенному сокращению корабельных составов, арсеналов вооружения, численности персонала и инфраструктуры ВМС в целом. Сократились объемы военного кораблестроения, проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Вместе стем идет энергичная целенаправленная работа по формированию типажа перспективных кораблей и оптимизации их элементов применительно к задачам флота и условиям их функционирования в XXI веке.Данная книга посвящена истории корабля — от судна, сплетенного из прутьев во времена древности, до современных кораблей авианосцев, подводных лодок, эсминцев, эскортных, минно-тральных и десантных судах.ВВЕДЕНИЕ
Было ли древним людям известно море Точный ответ невозможен. Однако первые поселения людей возникали на берегах реки озер. Дорог, как таковых, в то время не существовало, и только по рекам можно было более или менее удобно и быстро передвигаться. Первобытному человеку не требовалось многого, чтобы держаться на плаву, — обломанный сук, связка камыша были достаточны для этого.Первым судном, вероятно, служил людям ствол дерева. С помощью длинного шеста пассажир отталкивался и управлял движением. Затем догадались вязать плоты или выжигать и выдалбливать середину ствола, то есть делать челны, но процедура была очень трудоемкой. И еще в каменном веке научились собирать суда из отдельных частей. Так, например, мастерили челны из коры. Сначала сшивали пласты коры, придавали им форму лодок, затем вставляли в специально изогнутые жерди, связанные в судовой скелет. Или сплетали корпус из гибких ветвей и обшивали шкурами.С развитием общества появилась потребность в общении с соседями, приобретении различных предметов как первой необходимости, таки вещей, украшавших жилище. Перевозка разнообразных товаров приобрела актуальность. Челны и плоты стали совершенствоваться и увеличиваться в размерах. Так, по всей вероятности, зародилось речное судостроение. Со временем люди на этих нехитрых плавучих средствах достигли морских берегов. Освоение просторов морей потребовало постройки уже более совершенных судов. Их создание явилось новым шагом в кораблестроении. С развитием человеческого общества и совершенствованием опыта морского судоходства развивалась и конструкция корабля.САМЫЕ ПЕРВЫЕОдними из первых стали строить корабли жители Вавилона и Древнего Египта. Вавилон, один из крупнейших городов древности, возник в III тысячелетии до нашей эры в долине рек Тигр и Евфрат. В XVI веке до нашей эры он стал столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили себе многие соседние области. Город были центром торговли. Действительно, описывая Междуречье, древнейшие хроники отмечают в числе других сооружений великолепную набережную на берегу Евфрата и обширные склады, которые ломились от изобилия товаров, доставляемых из близлежащих стран. Древнегреческий историк Геродот сообщил весьма любопытные сведения о судах, в глубокой древности ходивших по этой замечательной реке. По его словам, корабли для плавания до Вавилона строились в Армении. Их подводная часть и шпангоуты (прямые или криволинейные балки) набирались Эпоха весел ФЛОТЫ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ Флоты античной эпохи из вербы и обтягивались кожами, а днище покрывалось соломой.Такие суда имели круглую форму, без всякого различия между носовой частью и кормой. Их нагружали товарами, в основном бочками свином, и пускали по течению реки. На лодке стояли два человека и управляли ею шестами. Наиболее крупные суда поднимали до 250 тысяч фунтов груза (болеет. В каждой лодке помимо груза везли осла, а в больших — даже несколько таких животных. Когда купцы добирались до Вавилона, то продавали свой товар, судовой набор и солому, а кожи нагружали на осла и трогались в обратный путь. Дело в том, что Евфрат — река очень быстрая и обратное судоходство по ней практически невозможно.В южной части Месопотамии по реке Тигр ходили лодки, плетенные из тростника и промазанные горной смолой. Такая лодка могла перевозить до пяти человек.Имели флот и воинственные цари Ассирии (совр. Ирак. Английский археолог Г. Лейярд нашел несколько барельефов с изображением древних речных ассирийских боевых судов. Они тоже изготавливались из прутьев и обтягивались кожами. Некоторые лодки даже не имели весели тянулись человеком, плывущим на бурдюке. Впрочем, часто воины осуществляли переправу без всяких лодок, используя только бурдюки. После того как ассирийцы взяли город Тир на восточном побережье Средиземного моря и покорили финикийцев, у них появилось настоящее судостроение. Правда, Ассирия была больше континентальным, чем морским государством, — все войны велись на сушено во многих случаях содействие флота было весьма полезно для перевозки военных грузов и войск.Судно с деревянным каркасом, обтянутым кожамиИндейская пирогаСудно из коры (каркас — из прутьев ЭПОХА ВЕСЕЛГосударство древних египтян образовалось около 3400 года до нашей эры, после объединения двух царств — Верхнего и Нижнего. Плавание египтян ограничивалось Нилом и прилегавшими к нему каналами, которые представляли собой среди гори пустынь удобнейший путь сообщения. Отсутствие древесины, за исключением акации твердого и малопригодного для кораблестроения дерева, привело к тому, что долгое время египтяне строили (или, как они сами говорили, вязали) суда из длинных связок папируса (тростника, в изобилии растущего в дельте Нила. Эти связки обвязывали жгутами. Впоследствии подобный способ изготовления отразился на форме египетских деревянных судов, которая имела кривую линию киля с высоко поднятым носом и кормой, в результате чего образовались носовой и кормовой свесы.По мере развития торговли папирусные суда уже не могли удовлетворить возросшие потребности перевозок, и пришлось использовать акацию. Особенности обработки этого дерева определили специфику постройки нильских судов. По словам Ге- родота, египтяне вырезали толстые планки длиной в два локтя (около 1 ми соединяли их между собой прямоугольными деревянными шипами, входившими одной полови-Грузовая лодкаВавилонские и ассирийские суда Флоты античной эпохиСуда египтян Древнего царства (2600—2000 гг. дон. э.)ной в отверстие нижней планки, а другой — в отверстие верхней. Планки сколачивались между собой ударами тяжелых болванок и образовывали массивный корпус судна без киля и внутреннего набора. Корпус в поперечном сечении имел форму полукруга и снаружи проконопачивался папирусом. Суда были беспалубными, внутри ставились скамейки (банки) для гребцов. Весла не имели уключин, и ими работали как на современном каноэ. В качестве руля использовалось большое весло, имелась также складная мачта, что позволяло при попутном ветре ставить прямой парус.С увеличением размеров судов подобной постройки появилась необходимость повысить их продольную крепость. Для этой цели все судно обвязывали кругом вдоль борта толстым тросом, сплетенным из папируса. Кроме того, относа до кормы в диаметральной плоскости туго натягивался толстый трос, поддерживаемый подставками. Можно предположить, что длина этих судов Постройка египетского судна из коротких планок Ассирийский царь Ашшурбанипал (669 — ок. 633 г. дон. э) переправляется через реку ЭПОХА ВЕСЕЛЕгипетская царица Хатшепсут (1525—1503 гг. дон. э Флоты античной эпохи достигала 15 метров, а ширина — 5 метров при осадке 1 метр.Развитие торговли и ремесленного производства Египта способствовало возникновению морского судоходства. Суда, построенные прежним способом — из коротких планок, были совершенно непригодны для морских переходов. Решить эту проблему можно было, только получив нормальный корабельный лес. И тут на помощь египтянам пришли финикийцы. Именно судостроение Финикии (береговая полоса совр. Ливана и Сирии) признается учеными если и не самым древнейшим, то самым совершенным в Древнем мире. Историки единодушны в том, что древние морские суда строились по образцам финикийцев, которых не зря прозвали морским народом.При фараоне Тутмализисе II (1501–1476 гг. дон. этакие корабли достигали водоизмещения тонн, строились из длинных и толстых досок, носовой и кормовой свесы были значительно уменьшены (рис. нас. Весла устанавливались на кромке борта в уключины. Парусность была типовой для древнеегипетских судов одна мачта с прямым парусом и двумя реями — верхней и нижней. Рулевые весла прочно прикреплялись к корпусу, чтобы предохранить их от действия морских волна в оконечностях сделаны огороженные площадки. Введение поперечных балок (бимсов) от борта до борта позволило устранить продольный трос, обвязывавший все судно продольная же крепость корабля пока была недостаточной, поэтому трос в диаметральной плоскости был оставлен. Существование в Египте таких крупных судов еще до сближения с Финикией дает основание полагать, что вначале египтяне развивали свой тип морского корабля, а лишь затем стали подражать финикийцам. Из-за огромной дороговизны привозного дерева подобных судов было немного, и они являлись исклю-Военный корабль царицы Хатшепсут. У корабля одна мачта с огромным прямым парусом, держащимся на верхней и нижней реях. Нос почти вертикален, корма же изогнута и завершается украшением в виде цветка лотоса. На носовой части и корме — огороженные поручнями платформы. Кормовых весел не шесть, а только два, они установлены почти вертикально по каждому борту. С обеих сторон — по пятнадцать весел, которые закреплены в уключинах. Сплошной палубы на корабле не имеется, только платформы в носовой части и на корме. Такие корабли были, вероятно, длиной 25—27 метров и шириной 4—5 метров ЭПОХА ВЕСЕЛчительной собственностью государства или крупного храма.Китай оспаривает у Египта древность своего происхождения, и, похоже, этот вопрос таки останется навсегда предметом спора историков. Однако в отличие оттого, что внесли китайцы в развитие разных сфер человеческой деятельности, их вклад в судостроение весьма мал. Судоходство в Древнем Китае было незначительными ограничивалось только речными каботажным (между портами одной страны) плаванием, а все порты располагались на реках в десятках миль от берега моря. Об этом же свидетельствует и весьма далекий от совершенства тип китайского судна. Корпус по форме имел прямоугольные очертания (почти не заострен в носовой части и корме. Паруса делали из циновок.Египтянки Древнего царства — простолюдинки 7—9 — царицы 10 — знатная женщина Египтяне Древнего царства 1, 2 — воины 3 — верховный жрец 4, 7, 8 — высшие сановники 5 — опахалоносец; 6 — фараон Флоты античной эпохиЕгипетское морское торговое судно (1500 г. дон. э.)Китайское торговое судно
ЭПОХА ВЕСЕЛМОРСКОЙ НАРОДДревние предания, собранные Геродо- том, утверждают, что финикийцы, еще в глубокой древности достигшие очень высокого уровня культуры, жили первоначально на берегу Индийского океана, откуда были изгнаны катастрофическим землетрясением, затем поселились на болотистых берегах Евфрата, а позднее перешли на восточное побережье Средиземного моря. Здесь они основали город Сидон (город рыбаков совр. Сайда в Ливане, а потом колонизировали довольно значительный участок Средиземноморья. В XV веке до нашей эры это была весьма могущественная нация. Власть финикийцев базировалась не на военной силе, а на научных знаниях и огромном по тем временам флоте.Страна, где обосновались финикийцы, была гористой, земель, годных для обработки, не хватало. Однако люди не унывали, потому что это был очень трудолюбивый и предприимчивый народ. Они наносили в корзинах почву на склоны гори на образовавшихся террасах стали сажать виноград,
Флоты античной эпохи оливковые деревья, овощи. Но и это не могло прокормить возраставшее население. Все чаще и чаще взоры жителей обращались к морю. Из кедровых стволов, обширные заросли которых покрывали подножия гор, финикийцы выдалбливали челны и с них ловили рыбу в прибрежных бухтах. Они смело спускались на дно за раковинами-багряни- цами, из которых добывали драгоценную пурпурную краску для тканей.Постепенно финикийцы научились строить небольшие, но крепкие корабли и стали совершать далекие плавания по морю. Это стало возможным потому, что, имея первосортный лес, они строили свои суда не из коротких планок, как египтяне, а ставили в основание массивный, прочный киль, на него монтировали поперечные ребра (шпангоуты) и обшивали их длинными досками. Весла были много длинней, чему египтян, имелись уключины, поэтому финикийские суда были быстроходными. При попутном ветрена мачте поднимался большой прямоугольный парус.По свидетельству древнееврейских книг, собственные кедр и дуб шли у финикийцев Финикийские корабли в порту города Карт-Хадашт, впоследствии названного Карфагеном
ЭПОХА ВЕСЕЛФиникийское торговое судно (1500 г. дон. э.)Финикийский торговый корабль (VIII в. дон. э)
Флоты античной эпохи на постройку корпусов, скамьи и настилы они изготовляли из бука и оправляли слоновой костью. Египет поставлял им полотно для парусов. Хотя были у финикийцев опытные кормчие, гребцы и строители судов, однако в основном они занимались прибрежным плаванием. Знали финикийцы и основы навигации. Геродот говорил, что они первыми из народов мира ориентировались в своих походах по Полярной звезде, получив это знание от Вавилона. Боевых кораблей для себя финикийцы первоначально не строили, поскольку совсем не имели на море соперников, а захватнических войн не вели.Побережье, занимаемое финикийцами, не превышало в длину 200 километров и представляло собой узкую равнинную полосу, переходившую на востоке в предгорья хребта Ливан. Множество заливов, бухт и небольших островков обусловливало развитие судоходства. Вскоре стали расти новые города-порты: Тир (1200 г. дон. э, Акра, Триполи, Экрон, Аскалон. Плывя вдоль своих берегов на юг, финикийские мореходы вошли в устье удивительнейшей изрек Нила. В летнее время эта река разливалась на необозримое пространство, а зимой вновь входила в берега. На освобожденных отвод полях бронзовокожие люди пригоршнями бросали зерна в черный жирный ил. Жители этой страны, называемой Египет, умели строить лодки из тростника и каких-то тонких кривых деревьев. Но они никогда не видели толстых и прямых бревен, из которых были сделаны весла и мачты на кораблях чужеземцев.Финикийцы начали привозить в Египет кедровые бревна, а заодно вино, оливковое масло и рабов. Стеклянные изделия, составлявшие гордость Финикии, считались их торговой монополией. Производством стекла занимались в Сидоне. Финикийские вазы и сосуды являлись вершиной искусства по своему изяществу. Производство стали, судя по находкам при раскопках в окрестностях финикийского города Пиневия, также было им известно и содержалось в глубокой тайне. Торговля этими, говоря Финикийский морякФиникийский кормчий ЭПОХА ВЕСЕЛсовременным языком, дефицитами приносила огромную прибыль. За все это египтяне платили зерном и золотом. Такие же товары финикийские купцы доставляли караванами в Междуречье и соседние мелкие рабовладельческие государства в Сирии и Палестине. С острова Кипр, где была основана процветающая колония, привозили медь отсюда и название меди Познакомившись поближе с египтянами, финикийцы узнали от них, что за пустыней к востоку от Нила есть море. Египтяне называли его Великим Зеленым (совр. Красное море. Оно было соединено с Нилом длинным каналом. По нему финикийские моряки, поступившие на службу к египтянам, попали в незнакомые им воды. Плывя на юг вдоль берега, окаймленного коралловыми рифами, они достигли неведомой страны, которую египтяне называли страной Пунт совр. Сомали).Прошло немало лет, пока финикийцы освоили путь в страну Пунт. Они узнали, что Великое зеленое море — всего-навсего узкий залив, на противоположном берегу которого находится пустынная страна Аравия. Они стали торговать с ее жителями, привозившими из далекой Индии алмазы, пряности и черное дерево. Есть сведения, что финикийцы, служившие у египтян, совершили первое в истории человечества плавание вокруг Африки. Было это при фараоне Нехо II, правившем в 609–595 годах до нашей эры.Плавали финикийцы и на запад по Средиземному морю. Обогнув с юга Малую Азию, финикийские мореходы попали в море, усеянное бесчисленными островками. Островитяне называли свое море Эгейским и охотно покупали железные изделия и яркие ткани у чужеземцев. Эти товары вызывали такое восхищение у простодушных островитян, что финикийским купцам часто удавалось заманить их на корабли, как птиц заманивают в сети. Рослые, атлетически сложенные, светлокожие рабы высоко ценились на невольничьих рынках Востока. Дурная слава, которой стали пользоваться Морской волк финикиец Ганнон Флоты античной эпохи финикийцы на Эгейском морене помешала грекам, как стали впоследствии называться жители островов и полуостровов Эгейского моря, многому научиться у этих пришельцев. Именно у них греки переняли искусство строить корабли и находить путь по звездам.В поисках ракушек для пурпура и олова для бронзы финикийцы посылали свои корабли по всему Средиземному морю. Плывя на запад вдоль побережья Африки, они достигли обширного залива. В глубине его была песчаная отмель, образовавшая естественную гавань. Здесь на полуострове, соединенном с материком узким перешейком, много раз останавливались на отдых купцы города Тира. В IX веке до нашей эры тиряне основали на месте своей временной стоянки город Карт-Хадашт (Новый город. Впоследствии этот город, известный у римлян под названием Карфаген, стал одним из крупнейших центров Средиземноморья.Жажда добычи толкала купцов все дальше и дальше на запад. Они открыли Балеарские острова и добрались до страны, которую назвали Запан (Страна Мрака. Запан отделялся от Африки узким проливом, по обе стороны которого возвышались остроконечные скалы. Финикийцы думали, что это ворота, через которые, завершая свой днев-перейти в каталог файлов
biologo.ru
Технологии древних цивилизаций - античный корабль, древние корабли мира
Корабли эпохи античности были очень простыми и примитивными. По крайней мере, многим так кажется когда разговор заходит про изобретения этой далёкой эпохи человечества. Многим, античные корабли представляются крошечными и ненадёжными, ветхими судёнышками для каботажного, прибрежного плавания, которым не по зубам серьёзные морские путешествия, в которых об элементарном комфорте и удобствах остаётся только мечтать. Однако столь древняя эпоха, какой бы далёкой она для нас не была, всё же прославилась масштабными морскими сражениями, наиболее крупным из которых был бой у мыса Акций, в котором была решена судьба Римской империи. Тем не менее, римские триремы и либурны - основные боевые корабли древних римлян на протяжении всей истории существования этого могучего государства, по сути, были небольшими судёнышками, которые едва ли достигали длинны в несколько десятков метров, заставляя учёных сомневаться в кораблестроительном искусстве древнего мира. Всё изменилось в 20-х годах прошлого века, когда в Италии, по приказу местного диктатора Бенито Муссолини, были подняты со дна озера Неми два гигантских остова от прогулочных яхт времён зарождения империи римлян.
Слух про гигантские древние корабли на дне вулканического озера которое находится в глуши лесов в нескольких десятках километров от итальянской столицы, ходил чуть ли не с конца Средних веков. Небольшая глубина в 30 метров и относительно скромные размеры озера в 1.5 километра, позволяли видеть остовы затопленных судов в хорошую погоду многим, кто рыбачил на берегах этого водоёма. Однако из-за больших размеров поднять их смогли только к двадцатым годам 20 века. Это было сделано благодаря Бенито Муссолини, который буквально бредил Римской империей и сравнивал свою фашистскую диктатуру с великим Римом. Когда древние затонувшие корабли озера Неми, были наконец подняты из ила, под которым они пролежали не одну тысячу лет, взору людей открылись два гигантских корпуса, в 4 раза больше любой римской триремы или либурны. Длинна большего из двух корпусов достигала 71 метра, а ширина была почти 21 - это больше шести кортов для игры в теннис или около половины футбольного поля. Что делали эти огромные ладьи в таком крошечном водоёме, для чего они были построены эти древние корабли мира, кто был их создателем и почему они были затоплены? После первых же серьёзных исследований всё стало на свои места, ведь среди обломков свинцовых труб в корпусе было найдено имя - Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus.
Гай Юлий Цезарь Август Германик - третий римский император из династии Юлиев-Клавдиев, являлся потомком рода самого Юлия Цезаря. Задержавшись на римском престоле всего 4 года, этот человек больше известен историкам и миру под своим прозвищем - Калигула или сапожок. Четыре года царствования Калигулы погрузили Рим в хаос разврата, кровавых оргий, убийств и расправ над противниками римского цезаря. Оргии Калигулы и его империя безумия наводили ужас на римлян даже через сотни лет после его смерти. Ходили слухи, что новый самодержец даже имел связи со своей юной сестрой и собственноручно вырвал ребёнка из её чрева, когда та имела неосторожность забеременеть от него. Считается, что такое поведение нового правителя связано с бременем власти, которое он не выдержал и сошёл с ума. Постоянное давление важных государственных дел, паранойя и психоз от боязни смуты и покушения, заставляли Гайя Германика, сначала по ночам, забываться в омуте пьянства и разврата, переодеваясь в простолюдина, а затем и вовсе сбегать из шумного Рима к берегам озера местного вулканического озера. Почему третий римский император выбрал именно это место? Современные историки связывают это решение с культом богини охотницы Дианы, аналога греческой Артемиды, для которой римляне практиковали человеческие жертвоприношения, кровавые и сексуальные оргии, которые так полюбил новый император.
Со временем, римский император Калигула, практически перестал появляться в своей столице, приказав построить для себя настоящий дворец на воде. Именно его нашли итальянцы в 20-х годах прошлого века, осушив воды вулканического озера. Имея неограниченную власть и больную психику, римский август не жалел средств и сил на своё творение. Вся мощь инженерной мысли античности и знаний должны были воплотиться в прогулочной яхте самого могущественного человека древнего мира. А третий по счёту император Рима требовал многого, ведь даже на воде, он не хотел лишать себя прелестей и комфорта королевского дворца который был у него в Риме. В итоге, римские инженеры смогли совершить невероятное - создать два гигантских, по меркам античного мира, судна. Так корабли Калигулы из озера Неми сочетали в себе невероятную роскошь из облегчённых мраморных колонн, прекрасные мозаичные полы, богато декорированные позолоченной плиткой и слоновой костью ванны, а также технические новинки в виде парового отопления, тёплых полов, канализации и трубопровода с холодной и горячей водой прямо на корабле. К слову сказать, инженеры Древнего Рима не с нуля продумали и создали подобный проект, а лишь вдохновились идеями и проработали проекты Архимеда, который за два века до них, создал корабль как минимум в два раза больший чем корабли римского деспота.
Что это был за проект? Конечно же речь о Сиракузах - настоящем Титанике и легенде своего времени. Построенный для царя Египта из династии Птолемеев, и богато декорированный ценными породами дерева, слоновой костью и мрамором, этот парусно-гребной корабль имел более сотни роскошных кают для свиты египетского царя, мог брать до 2000 тонн груза и имел длину в 110 метров. Несмотря на то, что за свою историю, это судно совершило всего 1 плавание, именно подобный корабль был ориентиром для мастеров римских императоров, что стало настоящим открытием для современных историков. Как подобные корабли создавали в казалось архаичную эпоху человечества, какие технические новинки, открытые лишь в новое время были на этих судах, подробнее расскажет этот фильм.