Половцы (кипчаки) в истории Крыма. Древний кочевник крыма
Скифы в истории Крыма и их страна Скифия
опубликовано: январь 2016
Скифы на территории Крыма: ареал и этнический состав
Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии. Например, что скифы – это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы. Или – что эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов. Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе.
На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно, не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи.
Ранние скифы (VII–VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI – начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.
В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.
В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.
Большие курганы IV в. до н. э. под Симферополем и Белогорском были местом захоронения скифской аристократии, обитавшей в предгорной части полуострова, которая при жизни держала в своих руках власть в Крыму. Люди, похороненные там, были рангом ниже правителей всей причерноморской Скифии, но могли претендовать на царский титул. Также известно, что некоторые представители скифской аристократии обитали в столице Боспорского царства. Там же, в Пантикапее, располагаются их курганы Патиниоти и Куль-Оба.
Скифы практически исчезли с территории Крыма в конце первой трети III в. до н. э. Их обидчики – сарматы – пришли из-за Дона, разрушили сотни населенных пунктов, не пощадили даже обитающих рядом греков. Казалось, что дни отважных скифских воинов сочтены, но они продолжали удерживать Нижнее Поднепровье и центральную часть крымского полуострова. В 130 гг. до н. э. скифы возвели укрепленное городище Керменчик. В 30–20-х гг. II в. до н. э. во главе Скифского царства на полуострове стоял Скилур. Период его правления – это расцвет позднескифского государства, который ознаменовался покорением Ольвии и владений херсонеситов.
Конец обитания скифов в Крыму связан с ударом, нанесенным Понтийским царством. Но на этом история Скифии не закончилась. Малая Скифия просуществовала в Добрудже до начала IV в. и была уничтожена гуннами.
Внешнеполитические и торговые связи Скифии
Древняя история Крыма – это переплетение взаимосвязей между разными племенами и народами. Уже в середине V в. до н. э. скифы стали союзниками греков. На территории Нимфеи найдено скифское курганное захоронение, похожее на те, которые расположены в Прикубанье.
Взаимоотношения скифов с эллинами носили переменчивый характер. В 480 г. до н. э. скифы проиграли бой с армией Археонакта. Приблизительно тогда же вокруг античных городов строятся оборонительные сооружения. Вероятно, греки опасались нашествия скифов. И если большие населенные пункты могли себя защитить, деревни подвергались варварским разрушениям.
В начале IV в. до н. э. скифы вместе с Боспорским царством воевали против Феодосии. Во второй половине того же века военное противостояние было уже между недавними соратниками. Вскоре конфликт прекратился. Спустя несколько десятков лет Скифия помогала Сатиру, пожелавшему сесть на боспорский престол. Судьба не была к нему благосклонной, и победу одержал его брат Евмел, которого поддержали сарматы.
До скифов в горной части полуострова обитали тавры. Активное продвижение скифских племен, которое усилилось в V–IV вв. до н. э. породило появление так называемых тавроскифов. Со временем они переселяются в степь и население Горного Крыма значительно сокращается. Та часть тавров, которая не приняла скифские обычаи, вынуждена была отойти в Южный Крым или переселиться в отдаленные лесные районы.
Археологи не обнаружили каких-либо денежных знаков, принадлежавших ранним скифам. В Скифии была менная торговля. Чаще всего товары приобретались в античных городах-полисах, куда привозилась греческая керамика, косметика, ткани, вина, стекло, изделия из мрамора и драгоценных металлов. Дорогая, расписная посуда покупалась зажиточными скифами, а для простых кочевников греки предлагали сравнительно дешевую утварь, в большинстве своем изготовленную в Афинах. Все это скифы могли приобрести за продукты собственного хозяйства или меняя на рабов. Эллины сильно влияли на скифскую культуру.
С IV в. до н. э. скифы начали торговать зерном. Хлеб поступал в порты Боспорского царства, а потом вывозился в Грецию и Малую Азию. Во время раскопок скифских городов и деревень неоднократно находили античные монеты.
Развитие сельского хозяйства и ремёсел крымских скифов
Основное занятие скифов архаического периода – кочевое скотоводство. Они держали овец и коз. Количество крупного рогатого скота было значительно меньшим. Волы запрягались в возы. Скифы также имели большие табуны лошадей. Племя оставалось на одном месте пока не исчерпывались запасы корма для скота. С приходом зимы они часто локализовались возле Сивашских озер, вода в которых была пригодной для питья. В зимнее время животным приходилось добывать пищу самостоятельно: они подрывали ледяную корку и ели прошлогоднюю траву. Есть предположение, что летом стада перегоняли в Горный Крым. Вероятно, так и произошла ассимиляция тавров.
Выше мы вспоминали о том, что наиболее бедные скифы постепенно перестали вести кочевой образ жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер. Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон. Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот.
На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества.
Орудия труда и оружие скифов соответствует эпохе. Сохранилось немало образцов мечей, наконечников стрел, конской сбруи тех времен, сделанной из бронзы и железа. Большинство скифских украшений выполнено в «зверином» стиле, но некоторые из них являются прекрасными источниками для изучения внешнего вида и быта населения Скифии. Золотые и серебряные произведения искусств изготавливались на заказ, их делали греки.
Быт и религия жителей Скифии
Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.
У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже – кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.
В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.
Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2–3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами. Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.
Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени. Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.
Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту – наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.
Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях, расположенных на территории Крыма. Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.
Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III–IV вв. н. э.
В VII–VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский.
Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы. Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э. Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.
INLIGHT
krymkrymkrym.ru
Половцы (кипчаки) в истории Крыма
Половцы в Крыму: история проникновения
Половцы начали проникать в Северное Причерноморье в середине IX в, но, как этнос, они появились гораздо раньше. Встречается информация о том, что в начале своей истории эти кочевники жили в районах реки Итиль и Урала. Как и печенеги, они имели тюркское происхождение. Некоторые историки считают, что их предками были хунны. В литературе половцев именуют по-разному: кипчаки, команы, куманы, кимаки.
Уже в VIII в. кипчаки входили в состав Кимакского каганата, созданного на основе семи племен. Центром этого государственного образование было Прииртышье. Распространенное на сегодняшний день название кочевников – половцы – когда-то принадлежало одному из наиболее многочисленных племен, принявшего участие в формировании народности.
Начиная с XIX в. русские историки доказывали, что половцы были голубоглазыми и светловолосыми или даже рыжими. Название кочевников они объясняли цветом волос (от «полова»). Однако в наши времена эта информация становится все больше похожей на миф. Не исключено, что среди кочевников существовали люди, которые имели европеоидные черты внешности, но их было немного. Основная масса кипчаков отличалась монголоидным разрезом глаз, при этом имея круглую форму черепа.
В Крыму половцы появились между концом X и началом XI вв. Внешность кипчаков, поселившихся на полуострове, практически не отличалась от облика народов, которые попали туда раньше и чувствовали себя коренными. Облюбовав Крым, кипчаки изгнали оттуда печенегов. По мнению некоторых специалистов последние имели более яркие монголоидные черты. С таким утверждением можно поспорить, ведь в науке сохранились данные о том, что пачинакитов путали с жителями Киева. Что касается половцев, то, возможно, именно та их часть, которая обитала в Крыму, отличалась светлыми глазами и волосами цвета половы, точнее, соломы. Есть предположение, что их потомки с такой же наружностью, по сегодняшний день встречаются среди крымских татар.
Окончательно разбив печенегов в 1116 г., половцы поселились в Юго-Восточном Крыму. Византия, чьи владения тогда также находились на полуострове, старалась поддерживать с ними добрососедские отношения. Политические переговоры между кипчаками и властями империи осуществлялись в основном через посредничество Херсонеса. Половецкой столицей Крыма стала Сугдея. Военная мощь кочевников позволяла им долгое время сдерживать наступления русских дружин. Вместе с тем сохранилось немало доказательств того, что в том же Судаке (Сугдее) обитало много древнерусских купцов. Позже, когда Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, ее князья практиковали династические браки с дочерьми половецкой верхушки. Самым известным отпрыском одного из таких браков является Андрей Боголюбский.
Несмотря на это, русско-половецкие взаимоотношения почти всегда были напряженными. В промежуток времени между 1061 и 1097 гг. состоялось около десяти военных противостояний, в которых победу получали преимущественно кипчаки. Когда на княжеский престол сел Владимир Мономах, все изменилось. Ему удалось разбить войска полуоседлых кочевников, после чего военная удача не раз была на стороне русичей. Во второй половине XII в. половцы сумели укрепить свою центральную власть и усилить боевой дух. В 1185 г. их войска во главе с ханом Кончаком победили дружину новгород-северского князя Игоря. Этот инцидент описан в «Слове о полку Игореве».
С местными жителями Крыма половцы не воевали. По крайней мере, до нас не дошли сведения о таких событиях. Об этом также молчат находки. Скорее всего, кипчаки обитали на равнине и не стремились попасть в горную часть полуострова. Вместе с тем другие народности вынуждены были платить им регулярную дань.
Численность половцев в Крыму постепенно росла. В средине XII в. их было достаточно много. Это подтверждают археологические данные и сохранившиеся документальные источники. Первые известия о кипчаках полуострова были написаны в работе 1154 г., получившей название «Дорожник». Труд принадлежит арабскому географу-путешественнику Исиди. В своей книге странник написал о Джалите (Ялте), расположенной в ал-Куманийи. Речь идет, вероятно, о государстве, в котором проживали куманы (половцы).
Половцы хозяйствовали в крымских степях до XIII в. На смену им пришли монголо-татары. Появление вражеских орд заставило кипчаков бежать с полуострова. Ситуация обострилась после битвы на р. Калка, которая произошла в 1223 г. Однако, некоторая часть половцев осталась жить в Крыму. Много кипчаков погибло в боях с монголо-татарами, а те, которые выжили, через время растворились среди новых собственников Великой Половецкой Степи, до XVI в. носившей название Дешт-и-Кипчак.
Средневековый историк Эль-Омари писал о том, что Золотая орда когда-то была страной кипчаков, и монголо-татары постепенно породнились с ними, беря в жены их девушек. Взаимоотношения между остатками половцев и татарами вскоре наладились. В Солхате даже сидел наместник кипчак по имени Табук. Темник Мамай также был половцем. Их количество значительно превышало число пришлых ордынцев, поэтому вполне вероятно, что кипчаки стали основой зарождающегося крымско-татарского этноса. Также встречается информация о том, что половцы были предками ногайцев.
Кочевники оставили значительный след в истории Крыма. До 1944 г. на полуострове существовало немало топонимов с частицей «кипчак». К сожалению, в наши дни населенные пункты носят другие названия.
Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли у кипчаков Крыма
Еще до прихода в Крым половцы начинали заниматься земледелием. Поселившись на полуострове, они осваивали способы обработки земли, которые использовались местным населением. Ведя полуоседлый образ жизни, кипчаки продолжали разводить большой рогатый скот, овец, лошадей, возможно, верблюдов.
Ближе к XII в. в среде половцев начинают выделяться профессиональные ремесленники, которые обрабатывали металл, меха, делали сапоги, шили одежду, изготавливали седла, луки. Отдельным видом половецкого ремесла можно считать массовое производство каменных баб. В целой сети мастерских их тысячами делали талантливые каменотесы и скульпторы, которые умели повторить малейшие детали внешности своих моделей, даже их одеяния. Очевидно, что точные копии умершего человека могли себе позволить лишь знатные сородичи кипчака. Кочевники без большого достатка заказывали простенькие скульптуры, но и они являются большой ценностью нашего времени. Сохранилось несколько деревянных изваяний. Кроме того, каменные статуи более позднего времени начали расписываться. Таким образом, мастера облегчили себе работу, но лишили нас возможности увидеть детали одежд и лица половцев. Краска слезла, оставив лишь некоторые следы и гладкую поверхность баб, приготовленную для нанесения рисунка.
Внимательно изучив историю «наибольшего из городов кыпчацких», – так о Сугдее писал араб Элайни – можно сделать вывод о том, что предприимчивые половцы были умелыми торговцами. В центре крымских владений кипчаков пересекались экономические интересы купцов чуть ли не со всего мира. Согласно данным древних документальных источников, туда привозились заморские ткани, одежда, украшения, оружие, специи, финики и ладан, а взамен иностранцы получали невольников, в том числе молодых девушек, меха и другую разнообразную местную продукцию. Половцы наживались за счет товарооборота с Китаем, Индией, Сирией, Египтом, Западной Европой. На Руси выходцев из Сугдеи называли сурожскими купцами. Судак был городом, через который к славянам попадали ткани иностранного производства и редкие пряности. Киевская Русь, торгуя через этот уголок Крыма, сбывала на Запад свои товары: меха и кожу, мед и воск, зерно и т. д.
Быт, культура и религия половцев Крыма
Несмотря на то, что богатые кипчаки сумели породниться с русскими князьям и не только, быт простых кочевников приводил в ужас европейских путешественников. Они обитали в кибитках, не любили мыться и опорожнялись прямо там, где находились, при этом умудряясь дальше вести разговор. Половцы питались молочными продуктами, просом и мясом, одевались в штаны, пошитые из кожи и больше похожие на рейтузы, в рубахи и сюртуки.
В XI в. кочевники находились на этапе разложения первобытно-общинного строя. Их семьи объединялись в роды, которые образовывали орды. Орды, в свою очередь, были основой племени. Как и многие другие тюркоязычные народы, кипчаки не представляли своего существования без постоянных войн. Их женщины также принимали участие в противостояниях с жителями чужих земель. И, несмотря на обычно тучный вид, пухлые щеки, большие губы и носы, служили желанной добычей для русских дружинников.
Культура кипчаков ярко представлена в образе многочисленных скульптур, известных в наши дни под названием «половецкие бабы». Эти каменные изваяния демонстрируют нам облик воинов-кочевников и их женщин. Немало таких фигур найдено в северо-западной части полуострова. Как правило, особей женского пола изображали с массивными бедрами и обвисшими грудями, а мужчин с усами и удлиненным подбородком, возможно, бородой. На уровне груди скульптур часто располагались ритуальные сосуды.
Современникам известны образцы устного народного творчества, которые попали в Крым вместе с кипчаками: сказания о Лейле и Меджнуне, Юсуфе и Зулейке, «Ашик-Гариб», смешные истории о Ходже Насреддине и т. д. Многие из таких сказочно-легендарных героев встречаются в других исламских странах и появились они на Крымском полуострове потому, что значительная часть кипчаков тогда была мусульманами. Те половцы, которые постепенно смешивались с местным населением Крыма, приняли христианство. Преимущественно православные остались на полуострове после того, как в XIII в. большинство представителей этноса изгнали монголо-татарские орды.
Об уровне культурного развития половцев свидетельствует наличие собственного говора, который стал основой формирования официального языка крымских татар и других народностей полуострова, среди них ногайцы, караимы и крымчаки. В XII или в XIII вв. половцы-мусульмане создали «Кодекс Куманикус» — словарь, с помощью которого они могли общаться с представителями других стран. Согласно другой версии, словарь составили итальянцы и это произошло гораздо позже, в XIV в. Как бы там ни было, все этносы Северного Причерноморья имели возможность понимать друг друга благодаря половецкому языку.
Захоронения половцев позволяют ближе познакомиться с их культурой, религией и бытом. В подкурганных кипчакских могилах археологи часто находят образцы оружия, кухонную утварь, конскую сбрую и лошадиные скелеты. Эти насыпи венчали половецкие бабы, к ним приносили жертвы. Об этом свидетельствуют находки в виде бараньих костей и останков ребенка. Жертвоприношения доказывают факт существования языческо-анимистических верований, которые продолжали существовать у половцев. У кипчаков был культ предков, они верили в душу, имели шаманов.
Таким образом, половцы обитали в Крыму с конца X по 20-е годы XIII века.
В конце XI века они сумели покорить крымские земли, которые принадлежали древнерусским князьям и приложили руку к изгнанию печенегов.
В начале XII века кипчаки контролировали Юго-Западный Крым. Половецкой столицей стала Сугдея. С Византией у них, так же как и у хазар, и у печенегов на некотором этапе истории, сложились дружественные взаимоотношения.
С русичами половцы часто воевали, но, несмотря на это, сумели породниться с князьями, ведь те часто брали в жены половецких девушек. Крымские половцы занимались скотоводством и земледелием, были умелыми ремесленниками и торговцами. Самые известные образцы культуры и ремесла того времени — каменные половецкие бабы. Кроме того, сохранились элементы устного народного творчества половецкого периода истории полуострова. Половцы исчезли с приходом монголов, есть версия, что они стали основой формирования крымско-татарского этноса.
INLIGHT
krymkrymkrym.ru
8. Западные земли каганата. Крым
Захваченные хазарами еще в VII в. земли Приазовья, Таманского полуострова и Крыма более 200 лет были крайними западными владениями Хазарского каганата (см. рис. 14).
Уже два столетия археологи исследуют многочисленные разновременные памятники Крыма и отчасти Тамани, в которых наибольший интерес несомненно возбуждали памятники античного времени. Ряд открытий, сделанных при раскопках развалин античных городов, волей-неволей вскрывавших перекрывающие древность более поздние наслоения, привлек внимание многих исследователей к средневековым материалам. Так постепенно стал выявляться все более четко и многообразно пласт средневековых древностей и памятников, в том числе и памятников салтово-маяцкого этапа хазарской культуры.
Рассмотрим сначала крымские памятники VIII—IX вв., на которых прослеживаются явные следы хазарского присутствия.
Это, прежде всего, древний Боспор, или хазарский "К-р-ц" [Коковцов, 1932, с. 102]. Средневековые наслоения были впервые открыты в 60—80-х гг. Т. И. Макаровой в раскопе на Рыночной площади поблизости от церкви Иоанна Предтечи [Макарова, 1998]. Средневековая стратиграфия прослежена ею с III до XIII в. включительно. Интенсивное строительство там началось византийцами в VI в. (были вскрыты остатки базилики). Выше разрушенной базилики лежал хазарский слой VIIT—IX вв., хорошо датированный амфорами и кувшинами конца VIII—IX в. С этим слоем связаны остатки мощной каменной стены, сохранившейся на высоту пяти рядов. Она бесфундаментная, двухпанцирная, пространство между панцирями забито щебнем и мелкими камнями. Панцири сложены на растворе глины на многих участках "в елочку", приемом, характерным для Хазарского строительства. Толщина стены небольшая (1,1 м), но вдоль ее внутренней стороны на расстоянии около 0,7 м прослежена кладка еще одной аналогичной стены, служившая, видимо, дополнительным креплением первой. Судя по стратиграфии, эта постройка была разрушена в конце IX в. Эта дата подтверждается и разрушенными до основания цоколей домиками в том же районе Рыночной площади (в Кооперативном переулке), как и стена, прекрасно датированными обломками характерного для того времени керамического комплекса (горшки с линейным орнаментом, кувшинами, амфоры). Существенно, что камни цоколей были сложены "в елочку" [Айбабин, 1999, с. 185, 186, рис. 79].
В Керченском музее хранятся несколько надгробий с иудейской символикой. Видимо, они происходят из находившегося где-то поблизоcти от города кладбища. Но местоположение последнего до настоящего времени точно не установлено, и мы не можем сказать, к какому времени оно относилось, а значит, нет пока данных о датировке обнаруженных в окрестностях Керчи надгробий.
На развалинах многих античных городков восточной части Таврики были обнаружены слои и сооружения, относящиеся к VIII—IX вв. Наибольшее количество материала было получено при исследовании древней Тиритаки [Гайдукевич, 1952, с. 47, 50—52, 67—72, 100—105, 127— 131, 134]. Культурный слой VIII—IX вв. был прослежен на нескольких участках городища. Он датируется обломками керамики, типичной для поселений Таманского и Керченского полуостровов хазарского времени: амфорами конца VIII—IX вв., кувшинами с плоскими ручками, пифосообразными сосудами серого обжига, покрытыми лощением, а также горшками с линейным орнаментом. Сохранились и остатки построек: сложенные "в елочку" кладки цоколей. Очаги в этих жилищах всегда помещались в углах и сооружались из плитняка. На территории античной Тиритаки располагались, видимо, и могильники, состоявшие из плитовых могил. Об одной из могил можно уверенно говорить, что она была христианской, так как на плите у изголовья был вырезан крест. Стратиграфически эта могила датируется не позже IX в.
Кроме Тиритаки, на Керченском полуострове известно еще несколько античных приморских городищ, верхний слой на которых синхронен слою Тиритаки. Особый интерес представляет поселение у с. Героевка, раскопанное А. В. Гадло [1969]. Это тоже оседлое земледельческое поселение, как и все остальные. Жилища представлены домиками на каменных цоколях с печами, идентичными печам Тиритаки. Удалось проследить планировку поселения "гнездами", причем каждое "гнездо" отделено от соседнего свободным от застройки пространством, достигающим ширины 15 м. Разведками выявлено на Керченском полуострове еще не менее 10 поселений такого же устойчиво стационарного типа и по подъемному материалу относившихся к тому же времени.
Несколько десятков поселений было открыто разведками и в центральном степном районе полуострова. Существенно, что многие из них возникли на незаселенных местах, локализуясь около речушек и источников. Только одно хазарское поселение обосновалось на античных развалинах Илурата: там прямо на древних развалинах был построен дом, остатки которого представлены цокольными кладками, сложенными "в елочку", и печью в углу из обтесанных каменных плит. Других построек конца VIII—IX в. на городище не было, но к югу и юго-востоку от него были обнаружены почти на поверхности "каменные круги", диаметр которых колебался от 3 до 30 м. Круги малого диаметра могли быть основаниями юрт, а большие — загонами для скота [Гайдукевич, 1958].
Другим крымским районом, столь же плотно освоенным хазарами, была территория юго-восточного побережья Черного моря и южные предгорья Крымских гор. Здесь тоже было открыто и частично исследовано более 20 пунктов, в которых прослеживались следы хазарского или хазаро-болгарского присутствия (рис. 34).
Так, в IX в. были заново отстроены стены основательно разрушенной византийской крепости в Сугдее. Стены были бесфундаментными — кладки ставились на широкие плоские плиты, нивелировавшие поверхность. Типичные хазарские жилища со стенами или цоколями, сложенными "в елочку", перекрывали разрушенные византийские постройки [Баранов, 1990, с. 55—57]. Планировка города была "гнездовая" — типичная для хазарских городов. Обломки керамики в слое позволяют датировать город IX в. Находки двух византийских солидов Феофила (829—842) и трех херсоно-византийских монет Константина Багрянородного (913—959) свидетельствуют, видимо, о тесных торговых связях Сугдеи с Византией как в хазарскую эпоху, так и позже (в X в.). Следует упомянуть, что в Сугдее была найдена плита обкладки могилы с нанесенными на нее тамгами и стилизованным семисвечником. Не исключено, что в могиле с этой плитой был захоронен хазарин-иудей. Таких хазар, как и иудеев-евреев, было в ту эпоху много в торговых морских городах Крыма, поэтому следов иудейской религии в данном городе могло быть значительно больше.
Выше мы уже не раз упоминали о списке хазарских городов, который помещен в так называемой "пространной редакции" письма царя Иосифа Хасдаю ибн-Шафруту. Сугдея названа там "Суграй". Не менее крупным городищем, активно раскапывавшимся крымскими археологами [Герцен, 1990, с. 88—167, 242—271], был Мангуп ("Манк-т" — в письме Иосифа).
Город, как и все крымские города, был построен на месте византийской крепости-поселения, но хазарский слой явственно отделен от нижнего стерильной прослойкой, а это значит, что поставили его на чистой свободной от развалин жилых домов площадке. Хазарский слой на городище прослежен не сплошь, а "пятнами", хотя подъемный материал встречается на всей обширной площади городища. Часть крепостных стен была поставлена в хазарское время. Они бесфундаментные, двухпанцирные, причем внешний панцирь состоит из крупных белокаменных блоков, а внутренний — из "рваных" камней. Пространство между панцирями, как обычно, забито щебнем и мелкими камнями. На одном из участков хазарской стены был обнаружен клад из 8 медных монет — варварских подражаний солидам Льва III (717—741). Следует отметить, что на стенах Мангупа чаще, чем на других памятниках, попадаются знаки, сопоставимые с обычными тюркскими тамгами. И. А. Баранов считал этот факт решающим свидетельством принадлежности всех крепостных сооружений города хазарам или хронологически относившимся к хазарской эпохе. Мангуп не был портовым городом, он стоял на западном склоне одного из горных отрогов и был, по-видимому, одним из самых западных хазарских форпостов (наряду с Баклой, Чуфут-кале, Эски-Керменом), откуда они могли вести дальнейшее "освоение" Крыма — его западные порты и степь.
Сугдея, Керчь, Мангуп (см. рис. 34) были наиболее крупными городами, принадлежавшими какое-то время хазарам, о пребывании которых все-таки сохранились более или менее выразительные черты их культуры. Пожалуй, только Херсон оставался византийским городом, несмотря на то, что в нем, судя по данным письменных источников, сидели неоднократно овладевавшие городом хазары и хозяином города был каганский управитель — тудун. Никаких следов пребывания хазар в этом типично имперском, провинциальном городе до сих пор не обнаружено, хотя раскопки в Херсонесе-Херсоне ведутся уже более столетия и, как правило, высококвалифицированными археологами.
Среди неукрепленных поселений приморской полосы, по керамическому комплексу датирующихся IX в., следует упомянуть два особенно крупных и довольно хорошо исследованных.
Конструкции домов и даже усадеб, раскрытых на поселениях Кордон-Оба и Тепсень, идентичны. Дома сооружены на цоколях, опущенных в неглубокие котлованы и сложенных "в елочку", с глинобитными стенами, а иногда, судя по завалам камней, стены были каменными. Печи обычно поставлены в углах. Характерно, что, в отличие от более ранних однокамерных жилищ (VII — первой половины VIII в.), подавляющее большинство жилищ IX —X вв. — двухкамерные, т.е. "пятистенки". Печь ставилась в большей — жилой комнате, второе помещение было, видимо, хозяйственным. Усадьбы сооружались и планировались вполне благоустроенными и хорошо защищенными от нежелательных вторжений. Рядом с домом ставился большой амбар, двор огораживался каменным забором, объединяющим жилой комплекс в своеобразный "замок".
В центральной части обоих поселений находились христианские храмы. На Тепсене большая трехнефная базилика была выстроена на более древнем тоже трехнефном храме, меньшего размера (см. рис. 34) [Баранов, 1990, с. 136-139].
В центре апсиды раннего храма удалось проследить кладку из сырцовых кирпичей, уложенных "в елочку", на которой сохранились следы обмазки-штукатурки; пол в апсиде был выложен плитами известняка. В обоих храмах в полу сохранились плитовые могилы, несомненно, христианские. Остатки первого (раннего) храма свидетельствуют о том, что захватившие крымские земли хазары не только не преследовали "чуждую" им религию, но и участвовали в постройке церкви, в которой затем производились христианские захоронения.
На поселении Кордоноба также примерно в то же время была отстроена одноапсидная с длинным нартексом церковь, от которой со-хранились нижние ряды кладок. По ним хорошо видно, что рухнувшая или разрушенная византийская церковь была полностью восстановлена в хазарское время: два нижних слоя кладки уложены ровными горизонтальными рядами, а два сохранившихся верхних — "в елочку" [Баранов, 1990, с. 134—135]. От церкви в Тепсене эта постройка отличается не только "упрощенным" планом и другими более мелкими деталями интерьера, но и отсутствием в ней и рядом с ней христианских плитовых и иных погребений.
Помимо этих двух храмов, известны церкви, построенные при хазарах на развалинах византийских базилик на поселениях у сел Поворотное и Героевское [Гадло, 1980].
Кроме того, интересно отметить, что на поселении у Пташкино хазарские архитекторы сами начали сооружать церковь, но, не окончив строительство, забросили ее. Возможно, это последняя крупная хазарская постройка, которую они попытались возвести на своих прежних, но уже почти утерянных землях, вновь ставших византийскими. Произошло это, очевидно, не ранее конца X в., когда Хазарский каганат практически уже перестал существовать.
Погребальные обряды в Крыму IX—X вв. очень однообразны. Это, во-первых, почти безынвентарные захоронения в плитовых могилах. Покойники в них ритуально разрушены, чему способствовал обычай хоронить в каменном "саркофаге" нескольких покойников, помещая их обычно один на другой или рядом. Во-вторых, еще более широко практиковался, особенно среди сельского населения, обряд погребения в обычных прямоугольных ямах, нередко усложненных заплечиками, на которые опирались концы досок перекрытия. Дно ям посыпалось песком или углем, часто использовались дощатые гробы. Покойников погребали вытянуто на спине, ориентировали головами на запад или северо-запад. Большинство скелетов также было подвергнуто ритуальному разрушению. Сопровождавший их инвентарь очень беден: остатки ритуальной пищи (кости барана) и один-два сосуда. В виде исключения попадаются захоронения воинов с чучелом коня, скромным набором сбруи и оружием. Такие погребения сгруппированы обычно в довольно крупные могильники. Погребальная обрядность позволяет, как нам представляется, без сомнения считать эти захоронения праболгарскими. Константин Багрянородный, писавший свое сочинение в первой половине X в., называл их "черными болгарами", отделяя их этим от свободных дунайских и волжских болгар. Черные болгары в Крыму, видимо, до конца оставались верными своему сюзерену — хазарскому кагану, служа в его войсках, таможнях и других административных учреждениях. Основная их масса была давно осевшим на землю земледельческим населением.
Следует, по-видимому, признать, что пребывание собственно хазар в Крыму, следы их присутствия, археологически прослеживаются слабо, а на ряде памятников они и совсем незаметны. По всей вероятности, их было немного в Крыму, однако какое-то количество ремесленников (искусных гончаров, строителей, кузнецов) и предводителей воинских отрядов, состоявших в основном, как говорилось, из болгар, не оставили после себя ни постоянных могильников, ни отдельных погребений, какие встречались иногда в крымских древних курганных насыпях (впускниками).
Наследники многих тюркских традиций и навыков, хазары с особенным вниманием относились к железоплавильному и кузнечному делу. Мы видели, какой громадный район был охвачен этими ремеслами в бассейне Северского Донца — Оскола. Таким же рудодобывающим и железоплавильным районом были, видимо, и окрестности Керчи. К сожалению, железоплавильных горнов не было обнаружено вокруг этого древнего города, но анализ криц, шлаков и обломков железных орудий из Саркельских кузнечных мастерских свидетельствует о производстве их из керченской руды [Бирюков, 1959, с. 208—210; Плетнёва, 1996, с. 96].
historylib.org
Сарматы и аланы в Крыму
опубликовано: январь 2016обновления: ноябрь 2017
Сарматы и аланы: история обитания в Крыму,этнический состав
Сарматы – кочевые ираноязычные племена, которые попали в Крым между IV и III вв. до н. э. Их речь была похожей на ту, с помощью которой общались скифы, но быт и культура, да и происхождение народов, значительно отличались. На сегодняшний день достоверно неизвестно, каким образом сарматы заняли причерноморские земли, ранее входившие в состав Большой Скифии. Вполне вероятно, что в IV в. до н. э. крымская степь страдала от засухи, и скифы добровольно покинули ее, а через некоторое время туда начали проникать кочевники-сарматы: языги, роксоланы, сирматы и т. д.
Не стоит исключать и другой вариант развития событий. Вполне вероятно, что скифы не выдержали вражеского напора и вынуждены были уйти, уступив территории.
В литературе встречается название Сарматия, но с трудом можно говорить о том, что сарматам удалось создать свое государство, часть которого располагалась в Крыму. Скудные археологические находки, проливающие свет на жизнь этих ираноязычных племен, дают основания предположить, что достаточно долго сарматы эпизодически проникали на полуостров и не имели там постоянных селений. Теория кажется вполне объяснимой, если учесть, что основным способом их жизни было кочевничество.
Обобщенное название нескольких племен пошло от «савромат», что дословно означает «опоясан мечом». Предки сарматов появились в VIII в. до н. э. на территории, которую защищали Кавказские горы, Танаис и Волга. Мощный сарматский союз начал формироваться примерно через столетие. Племена, которые входили в него, жили в уральских степях и в Поволжье. В III в. савроматы обитали восточнее Дона, который в древнегреческих документальных источниках называется Τάναις. Видимо, из тех краев они и пришли в Крым.
Если верить Диодору Сицилийскому, сарматы все же прогнали скифов, поголовно истребляя всех, кто попался под руку. Историки считают, что именно так перестали существовать Северо-Западное и Булганакское поселения центральной части полуострова.
Сохранилось предание о царице Амаге, жившей в III в. до н. э. Мудрая сарматка помогла херсонеситам избавиться от надоедливых скифских набегов. Как настоящий дипломат, она вначале попросила не трогать Херсонес, но, когда царь не послушался ее, женщина вместе с небольшим войском разгромила место, где восседал правитель, убила скифского вельможу и посадила на престол его сына, предупредив, что попытка повторить действия отца закончится для него так же печально.
Страбон пишет, что племена сарматов жили в степях, которые располагались севернее Крыма, и воевали на стороне скифа Палака во время скифо-херсонесских противостояний. Таким образом, сарматы на тот момент или, вообще, не обитали на полуострове, или, потерпев поражение в боях с армией Диофанта, вынуждены были уйти за пределы Крыма.
При внимательном изучении археологических данных становится ясно, что в II–I вв. до н. э. данных кочевников не хоронили на территории Крыма, значит, они там постоянно не жили. Вместе с тем севернее Перекопа обнаружили пару десятков сарматских захоронений.
В I–II вв. н. э. савроматы все больше начали проникать в полисы, расположенные на Керченском полуострове и в позднескифские поселения предгорий. В этот период истории Крыма отмечается так называемая сарматизация культуры и образа жизни многих городов. Теперь уже меньше всего кочевников интересовала степь, они наведывались туда гораздо реже.
Конец I в. и начало следующего столетия нашей эры ознаменовались приходом сарматов на северо-западные территории Крыма, где они расправились с проживающими там скифами. Также встречается информация о том, что пришлые кочевники нападали на скифские укрепления, расположенные в центре полуострова.
Аланы – это сарматское племя или сродное ему объединение. Есть версия, что в III в. некоторые аланы покинули Северный Кавказ, присоединившись к походам готов. Наверное, именно так они попали на Крымский полуостров. Об их обитании в Крыму известно немного. Аланы появились там позже остальных сарматов – в III–IV вв. н. э., вначале заселили юго-восточную часть Крыма, а потом постепенно перебрались на запад полуострова. Исследовав путь, которым шли представители этого племени сарматов, можно предположить, что именно они уничтожили предгорные поселения поздних скифов.
История Крыма конца IV в. связана с нашествием гуннов. Они прошли по Северному Причерноморью, заставляя бежать народы, обосновавшиеся там. Часть аланов решила примкнуть к тюркским кочевникам и позже, следуя за ними, оказалась даже в Испании и в Африке.*
А что же было с остальными аланами, теми, которые не согласились идти с варварскими племенами готов и гуннов? Их могло не стать в результате физического уничтожения или ассимиляции. Некоторые историки считают, что аланы объединились с группой оставшихся в Крыму готов и дальше жили на юго-западе полуострова, образуя новую общность. Среди находок Крыма странным образом всплывают артефакты, указывающие на проживание аланов в эпоху Средневековья, а в документальных источниках встречается страна Алания, которая, вероятно, существовала на юго-западе полуострова. Ученым трудно объяснить, как представители племени снова появились в Крыму, ведь несколько столетий подряд их вроде бы там уже не существовало. Научные исследования продолжаются, а пока считается, что где-то в XIII в. аланы вновь пришли в Крым с Северного Кавказа.
Сельское хозяйство, ремесла и торговля у сарматов и аланов
Основным богатством сарматов были овцы и крупный рогатый скот, благодаря которым у кочевников всегда были молоко, сыр и мясо. Коней также употребляли в пищу, но выращивали их главным образом в качестве средства передвижения. А еще из копыт мертвых лошадей делали панцири, которые по крепости не уступали греческим. С разложением первобытно-общинного строя, которое у сарматов ознаменовалось появлением племенной знати и более зажиточных людей, с новой силой разгорелась погоня за увеличением прибыли. Поэтому племена отправились в западном направлении, туда, где были пастбища и, конечно же, возможность заполучить рабов, украшения, ткани и т. п.
Сарматы в Крыму жили так же, как и их предки за территорией полуострова. Земледелием они не занимались, поскольку оседлого образа жизни не знали. Однако есть предположение, что в зонах соприкосновения с оседлыми народами, они могли начинать возделывать грунт.
Постоянные войны и распространенность верховой езды привели к тому, что сарматы и аланы научились искусно обрабатывать металл. Они изготавливали оружие, доспехи, украшения, сбрую. Еще одно ремесло кочевников – гончарство. Отважные воины делали необычную кухонную утварь с ручками в виде животных, которая имела лощеную поверхность. В изделиях сарматского периода истории Крыма преобладал полихромный стиль, который позже проник в Европу. Вещи, сделанные из металлов (украшения, рукоятки мечей, сосуды), дополнялись разноцветными вставками из ярких камней. Сарматские умельцы на своих поделках ставили тангу (клеймо). Долгое время ученые не могли понять, что означают такие знаки, но загадка уже имеет ответ: это своеобразный родовой или индивидуальный символ. Кроме всего прочего, сарматы занимались ткачеством и обрабатывали кожу.
У предприимчивых варваров развивалась торговля. Они продавали скот и продукты кочевничества, получали прибыль путем реализации невольников. Некоторые сарматские племена организовывали караванную торговлю с Вавилоном и Индией, однако, это мог быть лишь контроль торговых путей.
Сарматы и аланы: быт, культура, религиозные верования
Воины-кочевники сарматы не представляли своей жизни без оружия. Его образцы были найдены даже в детских погребениях. Девушка не могла выйти замуж до тех, пор, пока не получала первую победу в бою. Воинственность представительниц женского пола объясняется легендой, согласно которой сарматы — это дети скифов и амазонок. Такая версия не имеет научного подтверждения, но, согласитесь, звучит романтично. Кроме того, чуть ли не с самого рождения независимо от пола сарматов учили ездить верхом. Их внешний облик соответствовал образу жизни: кочевники носили широкие штаны, кожаные куртки и сапоги. На головах у них красовались остроконечные башлыки.
Сарматы и аланы, имели мужественный вид, европейские черты лица и умеренно светлый оттенок волос. Они проживали в войлочных кибитках, которые крепились к упряжке из волов. Во время краткосрочных стоянок такие жилища расставлялись по кругу. У сарматов не было регулярной армии, в случае необходимости войско формировалось из членов племени. Сарматский воин, как правило, имел длинное копье, меч, сделанный из железа, облачался в панцирные доспехи. Его внешность приводила противника в ужас. Догоняя врага, сарматы брали с собой по две-три лошади, чтобы периодически пересаживаться с одной на другую, давая отдохнуть им. Варвары получили немало побед, благодаря технике, которую позже у них позаимствовали римляне: сарматы выстраивались в форме клина и таким образом вторгались в строй чужой армии, а потом добивали разделенные части войска. Захватив территорию, кочевники взимали дань с ее жителей, контролировали торговые пути, расположенные в этой местности, грабили округи.
Завоевывая крымские земли скифов, сарматские племена заимствовали культуру предшественников, потому что уровень развития у них был намного ниже. А потом, когда сарматы начали проникать в позднескифские города и боспорские полисы, они, наоборот, постепенно варваризировали население, проживающее там. Аланы оставили свой след в истории Крыма, придумав название Ардабда** (Феодосия). Вполне вероятно, что они причастны к строительству Сугдеи (Судака).
Сарматы хоронили своих соплеменников в подкурганных могилах. Рядом с телом покойного они клали вещи, необходимые при жизни: в первую очередь оружие, а также кухонную утварь, бусы, зеркала. Погребальная одежда обшивалась бисером. В Нижнегорском районе обнаружено богатое женское захоронение, в котором археологи нашли украшения из драгоценных металлов. Есть предположение, что там лежит жрица. Позже аланы начали использовать сарматские курганы для погребения членов своего племени. Правда, их могилы немного отличались.
Религия сарматов – многобожье. Племена поклонялись Афродите-Апутаре, аналогам Афины, Диониса, Апполона, скифским божествам. Кроме того, у кочевников существовали культы барана, предков, меча и огня. Все чаще сарматов называют зороастрийцами, но доказать такую религиозную принадлежность пока что сложно. После объединения с готами аланы (готаланы) начали исповедовать христианство.
Итак, сарматский период истории Крыма – это IV в. до н. э.– IV в. н. э. Попав на полуостров, сарматы начали оттеснять скифов, которые добровольно или, не выдержав военной мощи пришлых варваров, покинули часть принадлежащих им территорий. Первый этап сарматского проникновения носил эпизодический характер. Сарматы приходили в Крым, наносили сокрушительные удары, грабили и возвращались в степи, расположенные севернее полуострова.
I–II вв. н. э. можно назвать началом следующего периода истории крымских сарматов. Именно тогда представители их племен начали проникать в города Керченского полуострова, в предгорные районы, в Центральный и Северо-Западный Крым. Они продолжали истреблять скифов и распространяли свою варварскую культуру.
Аланы – это одно из сарматских племен. В Крым они попали, следуя за готами, уже в III–IV вв. н. э. В конце IV в. сарматы, как и остальные обитатели полуострова, столкнулись с гуннами. Часть сарматов ушла на запад, присоединившись к гуннам. Остальные же оказались в Горном Крыму, а позже объединились с готами и, вероятно, создали свое государство.
INLIGHT
Комментарии наших читателей:
ноябрь 2017. Руслан: * Аланы попали на Пиренеи, а потом и в Африку не с тюрками (гунны, кстати, не были тюрками, а представляли собой союз разноязыких племен – финно-угорских, иранских, тюркских и германских и, вероятно, славянских), а с вандалами.
** Не АрдаБда, АрдаВда - в переводе дословно "Семь богов", "Семь Существ", по сути - традиционный индоевропейский дохристианский пантеон.
krymkrymkrym.ru
Крымское царство. Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека
Появление ранних сарматов на Украине в IV веке до н. э., по-видимому, не оказало сколько-нибудь существенного влияния на Крым. Самым важным торговым центром западной, «скифской», части полуострова был Херсонес — греческий город, основанный дорийцами (Гераклея Понтийская) в конце V века до н. э., с десятью— пятнадцатью тысячами жителей. Город располагался на западном побережье Крыма, рядом с современным Севастополем, недалеко от границы между скифскими степными кочевниками и таврами, обитавшими в горах юга.
Захват роксоланами степных земель в междуречье Днепра и Дона во II веке до н. э. вынудил скифо-сарматских правителей покинуть свою столицу, располагавшуюся на месте Каменского городища в низовьях Днепра. Царский престол был перенесен в Крым, где царь Скилур основал город Скифский Неаполь на месте существовавшей в то время скифской крепости на южной границе степного пояса в Крымском предгорье.
Хорошо укрепленный Скифский Неаполь стал коммерческим, культурным и политическим центром Скифии. Греческое влияние было очень сильным: при раскопках обнаружилось, что многие общественные здания имели колоннады; также было найдено множество фрагментов мраморных статуй и рельефов, изображавших царей Скилура и Палака. Было обнаружено несколько подписей под рельефами, сделанных исключительно по-гречески. Кладбища располагались за пределами города: одно состояло из пещер, где были обнаружены фрески боспорского типа. Членов царской семьи и местную аристократию хоронили в «мавзолеях» в центре города. Так, было найдено семьдесят два погребения, относящиеся к периоду от последней четверти II века до н. э. и до конца II века н. э. Все умершие были похоронены в богато украшенных деревянных или каменных саркофагах. В мужских захоронениях основной предмет погребального инвентаря — оружие сарматского типа. Особенный интерес представляет железный меч, относящийся к среднелатенской культуре. Женские захоронения содержали множество золотых украшений, брошей, бронзовых зеркал, бусин, подвесок, египетских скарабеев и т. д. Несколько скифских монет царя Скилура было найдено в Ольвии, в руинах города, который был разрушен во время нашествия готов в III веке н. э.
После формирования крымского скифского (точнее сказать, скифо-сарматского) царства положение греческих колоний в пределах его досягаемости сильно ухудшилось. Цари, лишенные богатых ресурсов древней Скифии, пытались компенсировать потери, обложив тяжелой данью греческие города, включая Ольвию. Из декрета в честь Протогена следует, что Ольвия была вынуждена платить дань золотом, которое пожертвовал Протоген сарматскому племени саев и Сайтафарну, «царю скифов» (по всей видимости, крымских скифов). Некоторые цари, такие как Скилур во II веке до н. э., Фарзой и Инисмей в I и II веках н. э., жили в городе, и Ольвия вынуждена была чеканить их монеты. Несмотря на это, скифы оказались не способны защитить город, когда в середине I века до н. э. он был захвачен и разрушен царем Дакии Буребистой.
Крымские скифы, по-видимому, были в той или иной степени подчинены роксоланам, которые в то время властвовали на всей территории между Доном и Днепром. Сушествуют письменные свидетельства того, что в 179 году до н. э. жители Херсонеса просили боспорского царя Фарнака помочь им в борьбе против скифов и роксоланов, которые время от времени вмешивались в их дела от имени боспорцев. В середине II века до н. э. скифы пытались вернуть себе полоску прибрежной земли, присвоенную херсонесцами, но их самым опасным предприятием была попытка захватить Херсонес в 110—109 годах до н. э., когда Палак, сын скифского царя Скилура, захватил два небольших херсонесских прибрежных полиса — Калос-Лимен (Прекрасную Гавань) и Керкинитиду.
Как мы уже видели, херсонесцы обратились за зашитой к Митридату IV Евпатору, царю Понта, и он послал им на помощь армию под командованием Диофанта. Война закончилась разгромом скифов и их союзников роксоланов. Скифский Неаполь был захвачен Диафантом.
После смерти Митридата в 63 г. до н. э. все греческие города Крыма и Боспорского царства оказались в сфере влияния Рима. В I веке н. э. в Херсонесе стоял римский гарнизон, который отражал атаки скифов, нападавших на город. Гарнизон был на время выведен, но во II и III веках Херсонес был главным форпостом Римской империи в Крыму. К концу III века римляне оттуда ушли. Готы захватили большую часть территории Украины и проникли в Крым.