История фарфора в разных странах. Древний китай фарфор
Китайский фарфор – история
История развития китайского керамического ремесла имеет глубокие корни. Тысячелетнее развитие этого искусства в Китае привело к появлению нового вида изделий из керамики — превосходного фарфора. К примеру, в Европе фарфоровые изделия стали изготавливать спустя 8 столетий.
Китайский фарфор – история
Китайский фарфор привлекает своими уникальными свойствами: высокой прочностью, звонкостью, широкой цветовой палитрой материалов и полудрагоценных камней, которые издавна были распространены в Китае.
Китайского фарфора история очень необычна и своеобразна. Раскопки археологов, проведенные в течение последнего времени в Китае, так и не смогли дать ответ на вопрос, связанный с датой появления фарфора. Однако китайские источники относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo нaшeй эpы – 222 г. нaшeй эpы.
Достоверным историческим свидетельством периода появления фарфора, являются изделия и фарфоровые черепки, обнаруженные при раскопках в развалинах г. Самарры в Месопотамии, образовавшихся в IX веке. Таким образом, можно отнести изготовление фарфора к периоду Тан.
В период господства династии Тан с 618 г. по 907 г. произошло интенсивное развитие торговли, в особенности на юге Китая. Первые торговые колонии появились в Кантоне, куда прибывали зарубежные купцы: арабы, персы, евреи, греки, что свидетельствует о развитии морской торговли.
Рост производственного и экономического развития, совершенствование государственного управления, явились толчком для интенсивного развития китайской культуры и искусства, литературы и науки.
Естественно, что данные преобразования не могли не отразиться на развитии ремесленной промышленности. Одним из наивысших достижений ремесленной промышленности и явилось развитие керамики, с уникальной технологией обработки фарфорового черепка.
Керамические фарфоровые изделия той эпохи непосредственно наложили отпечаток на ремесленные изделия китайской культуры, которая в ходе своего развития соприкоснулась с культурой других стран. Например, с Индией, Грецией и многими другими странами.
Можно встретить сосуды с необычной формой, схожей по очертаниям горловины и ручками с греческой амфорой либо другими иностранными и зарубежными образцами.
Также следует отметить, что на фарфоровых керамических изделиях танского временного периода наблюдается и в формах, и в украшении изделий применение бронзовых изделий. Среди часто используемых элементов декорирования были золотистые полу шары либо извилистые ободки.
Глазурование фарфоровых изделий также имеет богатую предысторию. В древнем Китае пользовалось популярностью свинцовое глазурование. С разнообразной красочной гаммой: зеленых, бирюзовых, янтарно-желтых и пурпурно-коричневых, которые получали из тех же окисей металлов, которые брались за основу создания идентичных более поздних видов минских глазурей.
В последствие появились и шпатовые виды глазури, для обжига которых нужны были более высокие температурные режимы. Основными видами шпатовых видов глазури были: белая, зеленая, коричневато-серая, пурпурно-черная, шоколадно-коричневая. Их специфические особенности — необычная яркость. Разноцветные круги, наносимые на поверхность на близком расстоянии друг от друга, являлись специфическим элементом изделий из китайского фарфора.
Техника декорирования, как гравировки, неординарные и отточенные извилистые рисунки, неоднократно наблюдаемые на изделиях из керамики танского исторического периода, применялись не только в последующий сунский период, но и успешно применяются в современном производстве китайского фарфора.
keramoblog.com
Китайский фарфор династии Мин
После свержения монгольской династии Юань на престол в 1368 году взошел Чжу Юаньчжан, который основал Минскую династию (大明帝國), просуществовавшую до 1662 года. Вначале правления династии Мин империя, пришедшая во время царствования монголов, начала возрождаться – особенно это касалась возрождения ремесел и торговли. Но к началу XVII века Минская династия пришла в упадок – власть в стране фактически захватили евнухи и родственники, коррупция расцвела пышным цветом, а экономика пришла в упадок. Ослабленная армия, месяцами не получающая жалования, не смогла выстоять под ударами объединенных маньчжурских племен, которыми правил ванн Абахай. Присоединив многие земли Минской династии, Абахай основал новую династию Цин и через несколько лет успешных походов полностью покорил своей власти Китай.
Китайская керамика эпохи Мин и ее расцвет
В связи с расширением торговли со своими соседями, а также открытием новых торговых путей в Европу, китайский фарфор стал одним из основных предметов экспорта. Поэтому к уже известным центрам гончарного производства в Цзиндэчжэне добавились и другие, большая часть из которых была вполне развитой во времена династии Сун. Это наложило отпечаток на керамику минской эпохи – по сути, она являлась продолжением сунских гончарных традиций, но с развитыми элементами надглазурной и подглазурной живописи династии Юань. Популярность фарфора была настолько велика не только за рубежом, но и в самой стране – об этом свидетельствует тот факт, что в эпоху Поздней Мин появились мастерские, где подделывали фарфор более ранних эпох этой династии, не говоря уже о керамики Сун.
Основные центры производства
Основными центрами производства, как говорилось выше, стали уже развитые гончарные центры, а также ряд новых регионов, где производили добычу компонентов для керамики и фарфора. Наиболее известными и крупными были следующие:
* Цзиндэчжэнь стал практически центром фарфорового производства во времена Мин. Именно здесь находилось большая часть производства снежно-белого фарфора и почти все мастерские имели право ставить печать на свои изделия. Особенностью этого фарфора, по крайней мере крупных сосудов, таких как вазы и кувшины, является горизонтальный шов, соединяющий две половинки в одно целое. Здесь было расположено больше всего казенных мастерских, к продукции которых предъявляли очень высокие требования – все изделия проходили тщательную проверку императорскими чиновниками.
* Юнлэ – здесь производили редкий тонкостенный фарфор красного и «нефритового» (изумрудно-зеленого) цвета, который поставлялся к императорскому двору.
* Фушань, провинция Гуаду. Расположенные в этом регионе мастерские специализировались на мелкой пластике из фарфора: статуэтках и фигурках людей и животных, а также различных фарфоровых аксессуарах. Одним из самых известных скульпторов Фушаня является Хэ Чао-Цзун, создавший огромную коллекцию статуэток из снежно-белого фарфора.
* Исин еще во времена династии Сун прославился чайной посудой, изготавливаемой из мелкой песчаной глины пурпурно-красного цвета. Во время периода Мин, с возрождением чайной церемонии и культуры, исинская керамика получает второе рождение и пользуется огромным спросом в Китае, а также в Японии и Корее.
* Чжэцзян возрождает производство уникального селадона, незаслуженно забытого при монголах. Изначально изготавливается традиционный зеленый селадон различных оттенков, но в эпоху Позднего Мин его сменяет голубая лазурь.
Ранняя и поздняя эпохи
В связи с тем, что ранний и поздний периоды династии Мин – это периоды расцвета и, соответственно, упадка, различают ранний и поздний фарфор эпохи Мин.
Для фарфора и керамики раннего периода характерны очень высокое качество изготовления. Роспись как правило продуманная и сбалансированная, не отягощающая излишним декором. Кобальтовая краска темная, иногда до черноты – ее изготавливали из импортного кобальта, хотя примерно к середине периода стали использовать местный. Глазурь густая, с редкими вкраплениями воздушных пузырьков, а на донце часто виден круг от стекавшейся глазури. Особое внимание уделялось печатям – они наносились с каллиграфической четкостью и обязательно заключались в двойной круг.
В большинстве изделий позднего периода такой тщательности и качества нет. Детали росписи прорабатывались не слишком тщательно, а в качестве краски стали использовать снова импортный, но на этот раз более дешевый кобальт, который не до конца разводился и имел более тусклый цвет. Клейма мастеров выполнены небрежно и не заключались в двойной круг, характерный для раннего периода.
Разновидности палитр
Существовали несколько разновидностей палитр, применяемых керамистами для росписи фарфора и керамики:
* Ду-цай (1465-1487 гг). Характеризуется очень тщательными и скрупулезными линиями, а также идеальным балансом тональностей, которые гармонируют между собой и при этом создают эффект головоломки – от этого и пошло название палитры «Борьба цветов». В качестве мотивов керамисты выбирали цветы, мифических существ и драконов, животных и людей, но на объемных предметах могли встречаться даже целые пейзажи. В ду-цае контур наносился кобальтом подглазурно, а после обжига уже расписывался теплыми тонами – мазки были настолько тонкие и изящные, что через них виднелась основа.
* Цинбай (1488-1505) – тонкостенная снежно-белая фарфоровая основа покрывалась простым декором с глазурью голубоватого или зеленого цвета.
* Чжен-де (1506-1521 гг) – бело-голубой фарфор с растительными мотивами в декоре: чаши и листья лотоса, плющ и другие растения. Отличался очень густой синей или сероватой глазурью. Характерен для многих блюд того периода, а также для различных кабинетных принадлежностей.
* Ву-цай (1552-1566 гг) – появился, как противоположность тонкому и эстетичному ду-цаю. В чем то это две палитры схожи, но в ву-цае используются также черные и темно-коричневые тона – отсюда и название «Пять цветов». Сами линии нарочито выполнялись более грубо и небрежно.
* Джиа-джин (1522-1566) отличался белой основой, покрытой лиловой подглазурной краской, а затем прозрачно-голубоватой глазурью, покрывающей многоцветный декор. Получил очень широкое распространение в Европе и Ближнем Востоке, поэтому многие мастерские производили его уже с европейскими и арабскими сюжетами на экспорт.
* Краак (1567-1619) – это широко распространенный фарфор, который практически полностью шел на экспорт. Он является продолжением традиций Джиа-джин, но характерен панелями, которые повторяются по всей поверхности и могут содержать как одинаковые, так и разные мотивы.
Не более 500 символов. Необходимо иметь подтвержденный телефон и E-Mail Написать комментарий Отправить
kallekteka.com
История фарфора в разных странах – Ярмарка Мастеров
История китайского фарфораИстория создания китайского фарфора уходит совими корнями в глубокую древность, так что точная дата его изобретения неизвестна. До нас дошло лишь то, что фарфор изобрели в Китае, а первую фарфоровую посуду изготовили из смеси белой глины, фарфорового камня-циши и песка. Также известно, что китайцы, прежде чем делать из этой смеси посуду, закапывали ее в землю и держали там несколько десятилетий. Обжигали фарфор в глиняный огнеупорных горшках.
Фарфоровая посуда была удивительно красива. Стенки чашек были тонкие, почти прозрачные. Блеск им придавала смесь, которую называли поливой. Изготавливали поливу из таких же ингридиентов, что и фарфоровое тесто, только брали их в других пропорциях. Когда покрытая поливой посуда попадала в печь, полива сливалась с поверхностью фарфора, навеки покрывая его тонкой, похожей на стекло, пленкой.
Китайские фарфоровые чашки были белыми, а когда по ним стучали ногтем, получался мелодичный звук "тсе-ни-и". Поэтому в Китае фарфор начали называть "тсени". А белую глину, из которой изготавливают фарфор, прозвали каолином, от названия местности, где ее находили. Так ее называют и сейчас.
К XIII ст. изготовление фарфора в Китае распространилось довольно широко. В китайском городе Нанкини стояла девятиэтажная башня, сверху донизу укрытая разноцветными фарфоровыми плитками. Ее так и называли - фарфоровая башня. Китайский фарфор начали привозить и продавать в разных странах купцы - вначале в Индии и Персии, а со временем и в Европе. Поскольку перевозить такой товар в те времена было тяжело и небезопасно, в других странах фарфор стоил больших денег, порой на вес золота: сколько весит чашка, столько покупатель и должен был отвесить золота. И, конечно же, позволить купить себе фарфор мог далеко не каждый. Даже саксонский кюрфюст Август Сильный, не имея денег для покупки нескольких китайских ваз, поменял их на... роту солдат.
Конечно, еще до изобретения фарфора в Восточных странах и Европе мастера издревле изготовляли из глины красивую посуду, похожую на фарфор, но более тяжелую, и с толстыми стенками. Ее называли фаянс. Мастера пытались подделать фаянсовые изделия под фарфор, также покрывая их белой поливой, и изображали на них китайцев, драконов и домики с тройной крышей. Даже краски брали такие же, которые использовали в Китае. Но вот только это все равно было подделкой, тем более, что фаянсовая посуда не звенела, как форфор, если по ней постучать ногтем. А восоздать знаменитые фарфоровые чашки из фаянса вообще никому не удалось. Но все равно среди мастеров фаянса были великие творцы, работы которых до сих пор хранятся в музеях мира.
Чем дороже стоил фарфор, тем больше денег получали владельцы фарфоровых заводов. Китайцы понимали, что в тот день, когда тайна изготовления фарфора будет расскрыта, остановится поток денег из Европы. Поэтому в Китае существовал строгий закон: кто расскажет тайну изготовления тсени, тому отрубят голову.Многие иностранцы, выдавая из себя купцов или путешественников, пробовали разузнать китайскую тайну изготовления фарфора, но никто ответов на свои вопросы так и не добился. Лишь одному человеку отдаленно удалось приблизится к разгадке этой тайны. Его звали Д'Антреколл, и родом он был из Франции. Смолоду решив расскрыть китайскую тайну, он приложил к этому максимум усилий. Выучил китайский язык и обычаи. Вел себя тихо и вежливо - кланялся богатым и не возвеличивался перед бедными, даже помогал им, чем мог. Он любил рассказывать интересные и поучительные истории, был приятным собеседником, поэтому к нему быстро привыкли и он стал своим среди китайцев. Но он никогда не расспрашивал о фарфоре.
Однажды его познакомили с одним богачем, которому принадлежал китайский завод. Богач пригласил Д'Антреколла в гости, и хитрый француз, по дороге к дому, кланялся не только слугам, но и деревьям и кустам по бокам дорожки. Господину понравился умный иностранец, который, скромно попивая чай, рассказывал интересные истории, и богач пригласил его в город Цзиндечженя, где находились самые большие китайские заводы, и куда запрещали заходить иностранцам. Там Д'Антреколл кое-что узнал...
(Как делали фарфор — 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге)
Оказалось, что тсени делают из белого порошка - каолини, и добавляют к нему растертый в порошок камень циши. Обжигают изделия в печах, в специальных глиняных горшках. Д'Антреколл даже смог увидеть, как работают гончары, и как выглядят печи. Про свое путешествие он написал книгу, которая была издана не только во Франции, но и в других странах мира. Но ни Д'Антреколл, ни читавшие его книгу ученные так и не расскрыли секрет изготовления фарфора - каолин и камень циши не были известны в Европе. Китайская тайна оставалась неразгаданной...
История саксонского фарфора
В середине XVIII ст., когда Пруссией правил Фридрих I, жил в Берлине известный аптекарь Цорн, у которого был ученик Йоганн Бетгер. Бетгер был очень способным учеником, и кроме изучения аптекарского дела интересовался алхимией. Об его успехах в алхимии узнал Фридрих I и приказал привести к себе ученика аптекаря, чтобы тот с помощью философского камня сделал ему из свинца золото. Узнав об этом, Бетгер тайно сбежал из Берлина и поселился в соседней Саксонии.
В это время Саксонией правил Август Сильный (который поменял китайские вазы на роту солдат). Узнав, в Саксонии поселился алхимик, беженец из Пруссии, Август приказал привести его к себе в замок Альбрехтсбург. На этот раз Бетгеру не удалось сбежать и его привезли к курфюсту. Август Сильный, как и Фридрих I, потребовал у молодого ученого превратить метал в золото. Не слушая уверений Бетгера, что это невозможно, он запретил ему выходить за ворота замка, пока Бетгер не выполнит приказ. Стоит отметить, что ученому предоставили все условия — большая светлая комната, собственная прислуга, современная лаборатория. Но все же Йоганн Бтгер оставался заключенным.
В то время в Саксонии жил Эренфрид Чирнгауз, который управлял саксонским заводом по изготовлению стекла и линз для подзорных труб. Курфюст решил познакомить Бетгера с Чирнгаузом, что бы последний помог алхимику быстрее начать роботу над изготовлением золота. Чирнгауз оказался не только хорошим ученным, но и умным человеком. Он предложил Бетгеру не корпеть над нерешимой задачей сделать из свинца золото, а попробовать кое-что более реальное — разгадать загадку китайского фарфора. Тогда, продавая свой фарфор на вес золота, курфюст наконец отпустит ученого на свободу.
Вместе Йоганн Бетгер и Эренфрид Чирнгауз приступили к работе над фарфором. Они перепробовали все виды глины, читали книгу Д'Антреколла про Китай, попросили у курфюста построить новую печь для обжигания фарфора. После долгих и упорных трудов они добились успеха. Бетгер презентовал Августу Сильному первую чашку из саксонского фарфора — вот только чашка была не белого, а темно-красного цвета. Августу фарфор понравился, но он потребовал что бы Бетгер продолжил работу и сделал фарфор белого цвета, как китайский.Саксонский красный фарфор тоже пользовался успехом и его охотно раскупали багачи. Вот только на темном фоне разноцветные рисунки были не заметны, поэтому такую посуду украшали вырезанными узорами и декоративной лепкой.
Бетгер продолжал работать. Со временем умер Эренфрид Чирнгауз и Йоганн остался один. Работа не клеилась, но Бетгеру помог случай... Однажды, когда к нему пришел слуга закручивать парик, Бетгер, от нечего делать, стал мять руками пудру. И о, чудо! Она слепилась в маленьких шарик. Обычно пудра не лепится, а эта лепилась, как тесто. Йоганн спросил парикмахера про пудру, и он ответил, что настоящую покупать дорого, поэтому он использовал глину... Йоганн схватил коробку с пудрой и бегом бросился в лабораторию. Замесив тесто, он убедился, что глина была такой же, как и китайская, которая называлась каолином.
В 1710 году в городе Мейсен был открыт первый в Европе фарфоровый завод. В магазинах вместе с красным стали продавать и белый саксонский фарфор. Посуду оправляли в золото и серебро, разрисовывали гирляндами цветов, вставляли драгоценные камни. Вскоре из фарфора стали делать подсвечники, люстры, фигурки людей и животных, статуэтки. Саксонский (или мейсенский) фарфоровый завод существует и сейчас, его изделия продаются во всем мире.
А вот Йоганна Бетгера Август Сильный так и не отпустил — боялся, что тот расскроет тайну изготовления фарфора. Молодой ученный так и умер в замке курфюста. Зато его имя стало знаменитым на весь мир - Йоганн Бетгер, первый создатель европейского фарфора.
История русского фарфора
Однажды росийская царица Елизавета получила в подарок от саксонского курфюста фарфор. Решив не отставать от соседей, она вызвала к себе барона Черкасова и приказала ему построить новый фарфоровый завод. Черкасов испугался — как можно построить завод, если никто толком ничего не знает о фарфоре? Вскоре он пригласил из заграницы Конрада Гунгера, который уверял, что знал самого Йоганна Бетгера и тоже умеет изготавливать фарфор.
Новый фарфоровой завод решили сделать в Петербурге на месте старого кирпичного завода, чтобы не тратить время на постройку. Пока Гунгер ехал в Россию, Черкасов стал искать ему подходящего помощника, разбирающегося в гончарном деле. Барону порекомендовали Виноградова Дмитрия Ивановича, горного инженера, учившегося в Москве, Петербурге и Германии, и Черкасов взял его в помощники к Гунгеру.
В это время в Москве жил известный купец, специализировавшийся на глинянных изделиях, Опанас Кирилович Гребенщиков с тремя сыновьями — Петром, Андреем и Иваном. Решив занятся более выгодным делом, он построил фаянсовый завод, а глину брал около Москвы, в Гжельском уезде. Глина там была двух видов - сухая "песочная" и жирная "миливка". Только младший сын, Иван, продолжал мудрить над глиной и пытался расскрыть секрет фарфоровой посуды.
К Гребенщикову и послал барон Гунгера и Виноградова, что бы те ознакомились с гжельскими глинами и решили, можно ли их использовать для изготовления фарфора. Рассмотрев глину, Гунгер и Виноградов взяли оба вида и вернулись в Петербург.Со временем выяснилось, что Конрад Гунгер отнюдь не мастер. Про секрет изготовления фарфора ничего не рассказывал, делать — ничего не делал, только требовал деньги, и лишь под конец года презентовал чашку, которая и отдаленно не была похожа на фарфор. Черкасов рассердился и выгнал Гунгера, поставив старшим Виноградова.
И Виноградов взялся за дело. Вместе с своими друзьями - мастером Никитой Воином и художником Андреем Черным — он перечитал гору книг, иследовал глину из разных уголков России, перетирал в порошок горные минералы, пытаясь обнаружить среди них знаменитый камень-циши.
Через два года после начала работ Виноградов презентовал первую фарфоровую чашку русского производства — маленькую, без ручки, зато из фарфора. Эта чашка сохранилась и до наших дней. Сейчас она находится в Росийском музее в Петербурге, где ее может увидеть любой желающий.
(Первая фарфоровая чашка Виноградова)
1748 год - год рождения русского фарфора. После того, как барон Черкасов показал Елизавете новый розкошный фарфоровый сервиз русского производства на завод посыпалось множество заказов. Виноградов не справлялся с заказами, и поэтому Черкасов, подозревая Виноградова в лентяйстве, отправил на завод надзирателя, поковника Хвостова, который очень грубо обходился с мастерами.
(Фарфоровый сервиз императрицы Елизаветы)
Хвостов сразу установил свои порядки. Виноградова заперли в мастерской и поставили над ним надзерателя, который регулярно его подгонял. Художника Андрея Черного заковали в цепи после того, как он ответил начальнику на приказ не лениться, а работать еще быстрее. На письменные жалобы Виноградова барон Черкасов внимания не обращал, но приказал еще строже относится к мастерам.
Не смотря на угнетение, Виноградов все равно продолжал работать, делая успехи и добиваясь отличных результатов. После царского сервиза он делал посуду, табакерки, статуэтки. Свои достижения и открытия Виноградов записывал в книгу, которую назвал "Подробное описание чистого фарфора, как оный в России делается".Завод со времен все больше расширялся, на него шли работать даже подростки. Сейчас это фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Петербурге. А на стене главного корпуса установлена доска, на которой написано:
А помните сына московского купца, Ивана Гребенщекова, который тоже пытался открыть секрет изготовления фарфора? Ему это тоже удалось, хотя счастья и не принесло. Самую лучшую свою фарфоровую чашку он отправил барону Черкасову, прося денежной помощи на новый завод. Но Черкасов не откликнулся, а Гребенщиков, пытаясь наладить производство сам, разорился.Известно, что из долговой тюрмы его выкупил английский купец Франц Гарднер. В селе Вербилки Дмитровского уезда он построил для Гребенщекова фарфоровый завод, где тот стал главным мастером. Вот только прибыль от продажи фарфора получал, конечно же, Франц Гарднер... Этот завод существует и сейчас, а посуду, выпускаемую этим заводом так и прозвали - вербильским фарфором.
Фото русского фарфора XVIII-XIX века
По материалам из Интернета.
www.livemaster.ru
Антикварная китайская керамика. - История искусств
Завершая тему необъятного внутреннего содержимого моих любимых старинных английских замков - не могу не коснуться экзотики. Англия была долгое время прежде всего великой колониальной державой, солнце над которой, как известно, никогда не заходило.И масштабное богатство английской аристократии своими корнями уходило в банальное и откровенное ограбление колоний. Помимо всего прочего - огромными партиями вывозились древние произведения искусства, которыми щедро украшали свои жилища вернувшиеся из колоний состоятельные англичане.
Народов и стран покоренных было много, экзотика была весьма разнообразной, но здесь - коснусь лишь одного ее вида - поистине прекрасной и утонченной китайской керамики.
До сих пор мелькают сообщения в иностранной прессе, будоражащие воображение - о том, как кто-то где-то на чердаке старого дома нашел старую фарфоровую вазу - и вдруг оказался таким образом владельцем несметного состояния, ибо чаше той сотни лет, красоты она неописуемой, редкости, после глобального ограбления Китая - неимоверной, и цены ей нет - за любые деньги знатоки и поклонники древней истории и искусства ее купить готовы...
До сих пор не умолкает тема о возвращении на родину тех сокровищ, которые в открытом доступе в великих музеях мира хранятся, или, уже давно считаясь навсегда утерянными - вдруг на аукционных торгах всплывают, из недр какой-либо частной коллекции, по наследству доставшейся...
Китайский фарфор - совершенен своими формами, свойствами, росписью. но помимо фарфора - раньше и параллельно ему, развивались и другие виды китайской керамики - не так широко известные, но и их знатоки превозносят за красоту и изящество исполнения.
Видов китайской керамики очень много. Здесь разница проходит по многим параметрам - и время, и регион, и стиль и техника изготовления- все накладывает свои особенности...Но итог - всегда один. Перед нами - неизменно - шедевры.
Кстати - не так уж для наших широт приведенные выше примеры чудесных находок далеки... Лично знакома была с человеком, который, пребывая как-то в тамбовской глубинке, обнаружил там не что иное, как китайскую чашу - страшно сказать - эпохи Тан. Причем - хозяева ее охотно на новый эмалированный тазик поменяли. А дело в том, что в тех местах много было до революции богатых дворянских поместий, большинство из которых в смутное время были разграблены крестьянами. В поместьях, помимо прочего - тоже всякие коллекции, от скуки собираемые находились. ну а в крестьянском хозяйстве - известно - всякая посудина пригодится. Не любоваться ж на нее? Вот - собаку из той миски и кормили, к моменту ее чудесного обнаружения и опознания заезжим московским гостем...Так что... Приглядитесь внимательнее к содержимому бабушкиных подвалов да чердаков, дорогие читатели. элемент неожиданных приятных сюрпризов в нашей жизни никто не отменял))
Итак, в помощь опознанию бабушкиных черепков - список периодов и некоторые образцы китайской керамики...
Поскольку искусство гончарное издавна, в Китае развивалось - то и начну с древнейших времен.
1. Неолитический - 6500 - 1700 до н.э.2. Шан - 1700 - 1027 до н.э.3. Западный Чжоу - 1027 - 771 до н.э.4. Восточный Чжоу - 771 - 221 до н.э.5. Цинь - 221 - 207 до н.э.6. Западный Хань - 206 до н.э. - 9 н.э.7. Синь - 9-24 гг.8. Восточный Хань - 24 - 220 гг.9. Троецарствие - 221 - 280 гг.10. Шесть династий - 265 - 589 гг.11. Северные династии - 386 - 581 гг.12. Суй - 581 - 618 гг.13. Тан - 618 - 906 гг.14. Ляо - 907 - 1125 гг.15. Пять династий - 907 - 960 гг.16. Северный Сун - 960 - 1126 гг.17. Южный Сун - 1127 - 1279 гг.18. Цзинь - 1115 - 1234 гг.19. Юань - 1279 - 1368 гг.20. Мин - 1368 - 1644 гг.21. Цин - 1644 - 1911 гг.
Уже по одному этому списку понятно, что тема одной только керамики - неисчерпаема. Помимо посуды разного назначения, изображения которой ниже будут представлены, стоит помнить о том, что из керамики были созданы и многочисленные найденные скульптуры, в том числе - знаменитая армия Цинь Ши Хуань - Ди, что керамика широко использовалась в декорировании зданий...Объять необъятное в границах небольшого поста невозможно. Но общее впечатление получить постараемся...
1. образцы периода Неолита.
2. период Шан.
3. период Чжоу.
4. Шесть династий.
5. период Тан.
6. период Сун.
7. период Юань.
8. период Мин.
9. период Цин.
Откровенно говоря - найдя у себя на чердаке любую из подобных вещиц - ни за какие деньги не смогла бы с такой красотой расстаться. Сама бы любовалась!
Статей по китайской керамике и фарфору в интернете множество. Мысль моя, при подготовке материала - не на блюдце информацию преподнести - а интерес к теме пробудить и самих читателей нам розыск подробностей отправить...
history-of-art.livejournal.com
Керамика Китая
В целом средневековое китайское прикладное искусство можно разделить на пять условных периодов, каждому из которых характерны те или иные черты, узнаваемые всеми, кто хоть немного интересуется китайской керамикой.
Основные периоды это Тан, Сун, Юань, Мин и Цин.
Период Тан (7-10 век н.э.) характеризуется высочайшим духовным подъемом, когда философские концепции устройства мира превратились в тонкую и изящную эстетическую систему.
Тогда же была создана Императорская Академия Художеств, в которой художники заняли почетные места. Китайское прикладное искусство имеет неразрывную связь со скульптурой, живописью и архитектурой этого периода. Фарфор и керамика становятся ведущим видом прикладного искусства 7-8 веков.
Создаются множество мастерских по обжигу керамики. Самой знаменитой становится мастерская Синчжоу, поставляющая фарфор к императорскому двору.
Силуэты танской керамики округлы, пластика гармонична и изящна. Очень славится трехцветная керамика сан-цай. Не менее известная северная керамика, имитирующая иранские образцы с зооморфными формами в виде зверей и птиц.
В этот период особой областью гончарного искусства было изготовление керамической погребальной скульптуры – традиция, унаследованная из прошлого. (см. «Терракотовая Армия», захороненная вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и достроившим Великую Китайскую стену в 210-209 гг. до нашей эры).
Следующий период Сун (11-13 век н.э.) характерен ослаблением государства, чье могущество подорвано многочисленными военными набегами соседей.
Искусство становится более интимным, его идеи выражают философскую связь природы и человека. Декоративные приемы характерны мягкой текучестью переходов цвета, имитирующих драгоценный нефрит и украшенный орнаментальными гравировками.
Художники поэтизируют спокойную гамму красок, повторяя придуманную самой природой игру мерцающих и блестящих гладких поверхностей. Керамисты экспериментируют с глазурями, разнообразя оттенки зеленого и вводя новые приемы «кракле».
Именно к этому периоду относится известная «селадоновая» керамика, названная так в Европе по имени одного из героев популярной французской пьесы Оноре д’Юрфе, носившего нежно-зеленую одежду. Селадон фактически является прото-фарфором.
Династия Юань (она же монгольская династия Нгуен, 14 век) была основана правнуком Чингиз-Хана, ознаменовала собой временную потерю государственности Китаем и вхождение его в состав Монгольского ханства.
Однако монгольские правители придерживались принципов китайской государственности и даже стали применять на своих исконных территориях культурные традиции, принятые в Китае. Повсеместно открывались школы, наука и искусство Китая не претерпели каких-либо негативных изменений и у них были все возможности для развития.
Именно тогда возник сине-белый фарфор цинхуа, прославивший китайскую керамику на весь мир и давший целое направление в искусстве. Кобальтовая монохромная живопись в 14 веке достигла небывалой изощренности, изобразительным мотивам этого периода свойственна тонкость в передаче настроения и внутренняя динамика. Однако, тогда же возникает и определенная противоречивость тенденций, разобщенность стилей, которые только усилились в китайском искусстве в последующие столетия.
Правление династии Мин (14-17 век н.э.) характерно периодом обновления и расцвета в обществе. Искусство этого периода тяготеет к копированию образцов эпохи Сун и Юань, а также к созданию работ по европейским образцам, ибо именно в этот период между Европой и Китаем наладились широкие торговые связи.
Этот период стал пиком развития фарфора в Китае. Большой объем фарфора поставляется в королевские дома Европы. К одним из известнейших мастеров этого периода относится Хэ Чао-Цзун, славившийся изготовлением белых фарфоровых статуэток в начале 17-го века.
Вообще, в период династии Мин все наработки предыдущих столетий получили свое наилучшее воплощение и достигли художественного совершенства.
К этому периоду относят наиболее известные кобальтовые работы из сине-белого фарфора и медные из красно-белого фарфора - знаменитые вазы Мин, стиль, начало которому было положено в период правления монгольской династии Юань, полихромный фарфор с надглазурной живописью и тонким изощренным рисунком.
Часто в одном изделии сочетались несколько техник — подглазурная и надглазурная роспись эмалями. Сюжеты, свойственные керамике эпохи Мин часто приближались к произведениям живописи — пейзажи, бытовые сцены, дворцы.
С 1644 года по 1912 год в Китае правила последняя династия Цин. Китай того периода был раздираем внутренними противоречиями и европейскими интервенциями. С точки зрения искусства этот период не принес ничего нового для керамики, хотя под влиянием конкуренции и распространения фарфоровых производств в Европе этот период дал несколько новых изобразительных техник, несвойственных китайскому искусству, а созданных лишь в качестве ответа на запросы европейских потребителей.
Это так называемый фарфор «розового» и «зеленого» семейств, где роспись производится нежно-розовыми или бледно-зелеными эмалями, а в состав глазурей входит коллоидный раствор золота и мышьяка.
Китайские гончары много дали мировому искусству. И несмотря на все политические перипетии, современный китайский фарфор является законным наследником и проводником старинных китайских традиций.
Сочетание современных технологий и богатейшего тысячелетнего опыта китайского фарфорового искусства стало залогом выдающегося успеха тайваньского фарфорового предприятия Franz Collection, рассказ о котором мы поведем в следующей нашей статье.
Просим при использовании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.
www.russian-mayolica.ru
Китайский фарфор династии Цин
26.12.2015 г.
Предисловие
После того, как объединившиеся под знаменами клана Нурхаци маньчжуры, являющиеся потомками правивших в эпоху Сун чжурчжэней, вторглись в северные границы Китая, стало ясно, что дни династии Мин сочтены. Разваленная коррупцией страна, ослабевшая армия, управляемая никчемными и продажными генералами, находящаяся на грани краха экономика не могли остановить суровых и жаждущих завоеваний кочевников. Более того – само население Китая, окончательно разуверившееся в справедливости божественного Императора, открыто поддерживало маньчжуров, особенно в свете того, что на покоренных землях наследник Нурхаци – ван Абахай навел порядок и не угнетал покоренный народ.
В 1636 году Абахай основывает новую династию – Цин (大清國), так как он и его предки выводили свою историю от правивших в эпоху Цзинь (XII-XIII век н.э) чжурчжэней. В 1644 году маньчжуры захватили большую часть страны, но отдельные очаги сопротивления, такие как Юньнань, Шаньси, Тайвань, Нанкин и ряд крупных городов еще долгое время сражались с захватчиками. Окончательное объединение страны произошло в 1662 году.
Под руководством третьего императора династии Цинь, известного как Фулинь, начинается восстановление разрушенной долгой и кровопролитной войной экономики. Как и все предыдущие захватчики, такие как монголы и те же чжурчжэни, маньчжуры очень быстро ассимилируются в китайскую культуру и перенимают традиционные китайские обычаи и культурные ценности, в том числе увлечение изящными искусствами, каллиграфией, а также керамикой и фарфором.
Примерно в это же время голландцы и португальцы начинают активно наращивать объем торговли с континентальным Китаем. Основными предметами экспорта являются чай, специи, шелк и драгоценный фарфор, которого в Европе еще не знали и там он пользовался просто диким спросом. Достаточно сказать, что во дворце саксонского короля находилась грандиозная коллекция фарфора династий Юань, Мин и ранняя Цин, составлявшая примерно 30-40% от примерного количества фарфора в императорском дворце. Поэтому для цинских императоров фарфор стал одним из важнейших источников дохода от экспорта. Его производство выросло в разы – к сожалению, в ущерб качеству, особенно в период поздней Цин.
Центры керамического производства эпохи Цин
В эпоху Цин центры по производству фарфора, которые производили подобную продукцию в прежние времени, были заново отстроены после разрушений, причиненных войной. Некоторые из них стали еще крупнее, чем были, в некоторых производство снизилось. Также стали появляться множество отдельных центров по производству более примитивной керамики, которая была ориентирована на экспорт в Европу.
* Цзиндэчжэнь по традиции остался самым крупным в Китае центром по производству высокохудожественного и качественного фарфора, который в основном шел на нужды императора и его двора. Тем не менее, часть продукции шла на экспорт и приносила казне очень хороший доход. В середине XVII века здесь производилось порядка 70-75% от всего фарфора в Китае.
* Дэхуа – центр по производству уникального белого «рисового» или «призрачного» фарфора, отличавшегося очень тонкой фактурой и прозрачностью.
* Исин еще во времена династии Сун является центром по изготовлению необычной чайной керамики пурпурного или красного цвета, которую производят здесь из красных глинистых песков. Такая посуда пользовалась огромной популярностью среди чайных гурманов – благодаря особой текстуре керамики, чайник долгое время мог сохранять тепло, а наличие уникальной пористой структуры позволяло чаю «дышать» и раскрывать свой аромат.
* Шивань. Здесь производили керамическую скульптуру из местной беловато-желтой глины, копирую при этом при глазуровке техники более древних периодов – Тан и Суй.
* Гуачжоу. Расположенные здесь мастерские, которые вышли на пик производства к началу XIX века, в первое время изготавливали достаточно качественный фарфор в традиционном китайском стиле «Розовое семейство», а также реплики сунской и минской керамики. Но к второй половине XIX века количество приходит на смену качеству и в Гуачжоу начинают производить низкопробные подделки прежних эпох, зачастую имеющие слишком мало общего с оригиналами.
* Фудзян и Кантон – центры по производству дешевого и грубого фарфора, получившего в Европе названий «китайская белизна», который экспортировался в Индию, а оттуда – в Великобританию и Португалию.
Разновидности фарфора и керамики эпохи Цин
В отличие от прежних эпох, особенно Тан и Сун, цинский фарфор различается не по региональной принадлежности, а по временным эпохам. Знаменитые изделия «Зеленого» или «Розового семейства» характерны не для какого-то определенного региона – они производились по всей стране, но обязаны своим появлением определенному периоду. То же самое касается и других техник декорирования и производства.
Период Каньси (康熙), 1660-1722
В период Каньси, названный так в честь четвертого императора династии Цин, начинается эпоха расцвета цинского фарфора и керамики. В это время становится популярным фарфор «Зеленого семейства», который является продолжением минской полихромной техники декорирования у-цай, но с небольшими отличиями. Основным тоном являлся зеленый цвет оттенков от нежно-зеленого до глубокого травянистого, а насыщенность достигалась повышением концентрации меди в краске. Также в качестве дополнительных тонов используются еще пять различных цветов: черный, насыщенный желтый, пурпурно-коричневый, кораллово-красный и фиолетовый. Кстати, именно последний цвет и является кардинальным отличием от техники у-цай – там его роль выполнял бирюзовый.
Сначала керамист покрывал изделие декоративной росписью из пяти дополнительных тонов, а затем декор покрывался тонким слоем практически прозрачно зеленой надглазурной эмали. В некоторых мастерских практиковали нанесение эмали поверх первого слоя прозрачной глазури из полевого шпата, а повторный обжиг производили при низкой температуре.
В конце этого периода появилось «Розовое семейство», являющее собой дальнейшее развитие сунской техники росписи и надглазурной эмали. В основе палитры лежала розовая краска, которая изготавливалась на основе коллоидного золота, придававшего ей уникальный мягкий и при этом стойкий цвет. В технике росписи доминировали растительные и животные мотивы, которые расписывались белой, черной и желтой красками.
Период Юнчжэн (雍正), 1722-1735
Этот период являлся логическим продолжением «золотого века» династии Цин, с еще большим упором на следование традиционным сунским идеалам. Параллельно развитию полихромной техники «Розового семейства», зародившегося еще в период Каньси, становится популярной сложная монохромная бело-голубая роспись с подглазурной кобальтовой эмалью. Сама же техника росписи очень усложняется, к тому же возрождается традиция гравировки под эмалью.
В качестве сюжетов очень популярными являются изображения пионов, сливы-мэйхуа, бамбука, хризантем, орхидей, птиц, а также различные мифологические сюжеты. Многие мастера используют в росписи «Восемь драгоценностей» (традиционные элементы символики, которая является благожелательной к человеку), особенно в парной посуде.
Период Цянлун (新弘), 1736 – 1795
Получает распространение как надглазурная, так и подглазурная роспись, причем и полихромная, и монохромная. Мастера отходят от строгих канонов в сюжетах и поэтому произведения этого периода поражают богатством и изысканностью росписи: мифологические и бытовые сюжеты, пейзажи и целые картины украшают фарфор периода Цянлун. Особенностью керамики этой эпохи является возобновление традиции украшения стихотворными формами, которая одно время была популярна в эпоху Мин.
Несмотря на то, что качество изделий в технологическом плане очень высоко, именно в период Цянлун появляются черты того, что в развитии искусства фарфорового и керамического мастерства начался застой. Керамисты ищут различные решения, с помощью которых пытаются придать оригинальной и уникальность своим произведениям. К примеру, в некоторых мастерских применяют декорирование под другие материалы: металлическую основу, резной лак и даже дикий камень.
Отдельно необходимо отметить развитие мелкой пластики в этот период. До этого фарфоровая скульптура находилась если не в зачаточном, то в довольно чахлом состоянии, так как производство концентрировалось исключительно на посуде и различных атрибутах. Но в конце периода Цянлун появляются знаменитые сейчас «Восемь Бессмертных», также известные как «басянь». Это скульптурные группы, изображающие восемь знаменитых даосов, которые были канонизированы еще в Х веке н.э. Каждая из фигурок расписывалась и снабжалась индивидуальным атрибутом святого, а сами скульптуры украшали домашние алтари в домах практически каждый китайской семьи.
Периоды Цзяцин (嘉永) и Даогуан (道光), 1796-1850 гг
В это время в стране начинаются экономические трудности, которые обусловлены усиливающимся давлением развитых западных стран. В керамике и фарфоре намечается застой – основная часть производства представляет собой реплики эпох Сун, Мин и ранняя Цин, причем в 75% случаев достаточно низкого качества.
В попытке проявить самобытность, художники периода Цзянин экспериментируют с сочетаниями различных приемов, например соединяя кобальтовую роспись с кракелированой глазурью. Достаточно интересной является глазурь «бычья кровь» темно-красного оттенка, которая использовалась в сочетании с яркими красками. Но все равно, слишком кричащие и яркие тона не могли заменить той утонченной простоты и изысканности, которыми славился ранний фарфор сунского и минского периода.
Даже в знаменитых мастерских Цзиндэчжэня падает качество изготовления – тона слишком блеклые, часто видна асимметричность линий и аляповатость сюжетов. Но, тем не менее, некоторые особо знаменитые мастерские продолжают изготавливать фарфор очень высокого качества, который шел для пополнения императорской коллекции.
Не более 500 символов. Необходимо иметь подтвержденный телефон и E-Mail Написать комментарий Отправить
Провизорий «Винета»...
Очень редкие марки времени Германской империи, которые представляют собой провизории, изготовленные капит...
kallekteka.com
11.11. Старинный китайский фарфор из собрания турецких султанов в Стамбуле
11.11. Старинный китайский фарфор из собрания турецких султанов в Стамбуле
Старый султанский дворец Топкапы в Стамбуле расположен на холме на слиянии залива Золотой Рог и Мраморного моря. Он стоит на месте бывшего императорского Влахернского дворца. В XIX веке турецкие султаны построили себе другой дворец и переехали в него.
Сегодня во дворце Топкапы располагается музей. В том числе, там выставлена и роскошное собрание китайского фарфора, некогда принадлежавшее турецким султанам. Султанская коллекция состоит из 10700 образцов КИТАЙСКОГО фарфора XIII–XX веков. Османские султаны любили китайский фарфор и использовали его как расхожую посуду за столом. «Большинство его (китайского фарфора — Авт.) находилось во дворцовых кухнях, хотя некоторые образцы содержались в СОКРОВИЩНИЦЕ» [104], с. 66.
Султанское собрание китайского фарфора ценна, в частности, тем, что с большой вероятностью содержит именно ПОДЛИННЫЕ образцы китайского фарфора, привезенные непосредственно из Китая в Стамбул в качестве подарков турецкому султану. Вероятность наличия ПОДДЕЛОК в султанской коллекции, по всей видимости, невелика. Даже если они и есть, их, скорее всего, НЕМНОГО. А потому султанская коллекция дает на замечательную возможность окинуть взглядом ПОДЛИННЫЙ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР. И сделать заключение — как он выглядел на самом деле.
Сразу скажем — СТАРЫЙ китайский фарфор XV–XVII веков из султанского собрания СОВЕРШЕННО НЕ ПОХОЖ НА БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР из того же собрания. Более того, он совершенно не похож на якобы очень старый китайский фарфор, выставленный во многих музеях мира. По которому мы, собственно, и привыкли судить о китайском фарфоре вообще.
Поразительно, что судя по султанской коллекции, широко известный СЕГОДНЯ «древнекитайский» сталь росписи на фарфоре возник НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ. Лишь в XVII веке на китайском фарфоре появляются китайские пагоды, китайские драконы, а также САМИ КИТАЙЦЫ в китайских одеждах и среди китайских пейзажей.
А что же мы видим на китайском фарфоре, датируемом ранее XVII века? Несколько типичных образцов Китайского фарфора XIV–XVII веков из султанской коллекции мы приводим на рис. 60–63. Поразительно, что все они практически неотличимы — ни по своей бело-синей расцветке, ни по рисунку — от хорошо знакомого нам, всемирно известного РУССКОГО ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРА. Испокон веков производимого в окрестностях города Гжели между Москвой и Владимиром.
Рис. 60. Старинный китайский фарфор XV–XVII веков из собрания османских султанов. Растительный узор, как на русской гжели. Цвет тоже как у гжели — бело-синий. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года.
Рис. 61. Старинный китайский фарфор XV–XVII веков из собрания османских султанов. Блюдо с зайцем. Не зная заранее, не догадаешься, что это — китайский фарфор, а не гжель. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года.
Рис. 62–63. Образцы старинного китайского фарфора XV–XVII беков из собрания османских султанов неотличимы от русской гжели. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года. Взято из [1206], с. 66–67.
Время начала производства гжельского фарфора не установлено, что говорит о его существовании еще с до-романовских времен (иначе бы сохранились какие-нибудь точно датированные указы романовского правительства, относящиеся к началу этого производства). Источники XVIII века говорят о гжельском фарфоре как о широко развитом, старинном кустарном промысле тех мест. «В описании Московской губернии 1787 года говорится, что в Гжельской волости почти все… занимались выделкой глиняной и муравленой посуды, горшков, кукол… обработка глины имела сначала исключительно кустарный характер, а затем возникли более или менее значительные заводы (6 фарфоровых, 7 фаянсовых и 2 живописных по фарфору), на которых в общей сложности работает более 1300 человек (в конце XIX века Авт.)… В округе пласты глины залегают иногда непосредственно на известняке… Различают 5 сортов глины; из них лучшая мыловская, или фаянсовая, почти без посторонних веществ, и затем песчанка, употребляемая для обжога фарфора и фаянса, В Гжельской волости считается 16 селений и более 10 тысяч жителей» [988:00], статья «Гжель».
Получается, что до XVII века образцы фарфора, производившегося на Руси и в Китае, были неотличимы друг от друга. Так и должно быть, если манжуры пришли в Китай из России в XVII веке и это они принесли с собой в Китай умение изготавливать русскую гжель. Впоследствии, гжель преобразовалась в Китае в знаменитый КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.