Кирпич древний. Как все начиналось: старинные технологии производства кирпича
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История создания кирпича от Древнего Египта до наших дней. Кирпич древний


Старинный кирпич 19 века

Листать вниз надо   СТАРИННЫЙ КИРПИЧлого ПОСТАВКИ ИЗ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ         Старинный клейменый кирпич

 

Мастерские Братьев немцеВ  -  Первые поставщики старого кирпича в Москве        

 

 л е т н и е   ц е н ы

старый губернский кирпич от 29 рублей за штуку*  

мастерские

Братьев немцеВп  р  е  д  л  а  г  а  ю  тПОДЛИННЫЙ СТАРИННЫЙ КИРПИЧсо второй половины XVIII века - до 1917 годат а к  ж еплитку из старого кирпича ПЛАСТИНЫ И УГЛЫ ®

все фотографии активные  Открывайте   и листать внимательно вниз  

- Зачем и Кому нужен старый кирич?    От Куда он берется? Что с ним делать?

 

Господа, перед Вами - настоящий старый кирпич, качество и красота которого говорят сами за себя старинный кирпич А.ГусаревПростояв в стенах зданий больше сотни лет, он не только не утратил свою крепость, свои физические свойства, а и приобрел свою удивительную фактуру и цвет.

Уникальный, неповторяющийся уже в других кирпичах, узор Времени, и яркие, акварельные краски, нанесенные умелой кистью, на его каменное тело, всемогущей Природой - её ветрами, жаром солнца, проливными дождями, и глупыми ненужными революциями.

Каждый старый руколепный кирпич - уникален, и собой прекрасен. Второго похожего кирпича Вы не найдете. 

Главное: при внимательном к Нему отношении и внутреннем Его понимании, при бережном и умелом обращении с Ним, всё, что создается современными архитекторами и творцами, из настоящего старого кирпича, будь то Здания, Дома или их красивые фасады, с внешними архитектурными их элементами, конечно неповторимые красивые кирпичные интерьеры, как в классических интерпретациях, так и при создании Лофт пространств, те же теплые кухни, удивительных фактур камины, которым теперь уже суждено появиться на свет, благодаря восхитительным акварелям красок старого кирпича, густо перемешавшимся в его старых продутых ветром, но еще крепких боках, - никогда не сможет быть сравнимо с тусклыми новомодными Европейскими старательными подделками.

62865_670966226248633_1392068849_nНи один новодельный материал, плитка под старый кирпич, или клинкер, не сможет передать полноты Его гаммы, неповторимости его форм, его сколов и ссадин, тонких глубоких трещин, нанесенных на его тело Временем. Нет смысла говорить о глубине и законченности его сложной палитры, в которой участвуют его старые морщинистые, поверхности, наделенные глубиной природной фактуры, и сохранившие прикосновения рук старых русских мастеров: тех кто и глину добывал, и кто лепил Его, кто затем обжигал, и кто уже потом укладывал Его в крепкие стены, создавая порой удивительную своей самобытностью, но яркую Русскую архитектуру. подлинный старый кирпич
Можно еще долго описывать художественную и историческую состоятельность настоящего старого кирпича, выводя мелкие черные буквы, но есть еще Очень Важный Параметр: этоего полное соответствие всем физическим качествам и свойствам современного кирпича марки М 150. Предлагаю убедиться Вам в Этом лично, взяв в свои руки настоящий старинный кирпич.География добычи старого кирпича здесь Листать вниз надо Как результат - старый кирпич на Московских складахТеперь, им можно располагать, на него же и рассчитыватьВ подлинности старинного кирпича сомневаться не следует абсолютно Склады старинного кирпича

Да

льнейшая Его судьба в руках творцов, художников и ценителей подлинности    Для творческих нужд и любования    старый клейменый кирпич
вниманиявиды старинного кирпичавыбрать нужный кирпич

листайте внимательно вниз

параллельной линией  

тип первый

кирпич Санкт Петербурга вторая половина XIX века Кирпич входил в стены старых домови фабричных построек старого ПетербургаСтарые кирпичные заводы Петербурга, выпускали свой удивительный кирпич, вплоть до 1917 года. Каждый кирпич несет на себе клеймо владельца того или иного 191604803_1кирпичного завода.. читать далееРазмерность кирпича: 260(270) х 70(75) х 125 мм.  Средняя масса одного кирпича 4,5 кгкол-во кирпича в кладке - 51 штука

Старый Питерский кирпич

Самый красивый, прочный и любимый нами старый кирпич Большинство работ Мастерских - из Петербуржского КирпичаДля детального ознакомления с этим красивым и прочным кирпичом, приглашаю посетить раздел кирпича Санкт-Петербурга191604803_1

* работы Мастерских из Старого Питера  ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ

из старого Питерского кирпича получаютсясамые прочные и красивые

  ПЛАСТИНЫ  И   УГЛЫ ® (плитка из старинного кирпича)внимания на правах собственной рекламы _______________________________________ э  к  о  н  о  м  ьвремя  пространство  силы

Углы из старинного кирпичаплитка из старого старинного кирпича

ПЛАСТИНЫ И УГЛЫ ®от мастерских Братьев немцеВ

п  р 

и  о  б  р  е  т  а  й____________________________________плитка из старого кирпича

все фотографии активные  открывайте   и листайте внимательно вниз  

тип второй 111111ГУБЕРНСКИЙ КИРПИЧнастоящий очень старый кирпич собираемый, и поставляемый в Москву из далеких и близких руссских СторонГубернский Кирпич - собственный Термин Мастерских, введенный и объединяющий таким образом старый кирпич прошлых столетий, произведенный, и входивший в постройки Вне двух столиц.Очень старый и фактурный кирпич. Кирпич разнообразен по цветовой гамме, от рыжего, до темно пунцового. По фактуре, и плотности так же в джазовых тонахОбразцы воссоздания старых цепных кладок из старого Губернского кирпича ... читать далее

ФОТОГРАФИИ АКТИВНЫ  ОТКРЫВАЙТЕ  

1014205_647188608626395_1631695937_n
Старый губернский кирпич 19 века

КИРПИЧ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

из этого кирпича так же производятся    ПЛАСТИНЫ И УГЛЫ ®Размерность кирпича: 240(260) х 65(70) х 120(125) мм.  Средняя масса одного кирпича 4,5 кгкол-во кирпича в кладке - 51 штука

Старый, красивый, фактурный и часто - ручной формовки

Приглашаю в раздел старого Губернского Кирпича,с более подробными пояснениями191604803_1

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ

л е т н я я  ц е н аСтоимость губернского кирпича - от 29 рублей*при единовременной поставке от пяти тысяч штук* предложение действует до 1 декабря 2016 года___________________________________________

Старый, в меру неровный и очень красивый кирпич. Замечателен для воссоздания рядовых, цепных и тычковых кладок и в интерьерах, и на фасадах. Возможна поставка Половинок, Пластин и Углов. Получаются натоящие и очень красивые старые кладки.Иногда попадаются клейменый кирпичи п е ч а т и русских губернийхотя клейма на Губернских кирпичах встречаются довольно редкоклейменые кирпичиЯрославль, XVIII и XIX век  

фотографии активные  

клеймоНа этих фотографиях - клейменый Ярославский кирпич, входивший в стены жилых КОРПУСОВ Большой Ярославской Мануфактуры (большая фотография), и большемерный старинный кирпич, найденный под Ярославлем, как частица отсыпки деревенской дороги.кирпич Бред, хамство и безкультурье, увыНиже будет представлен клейменый кирпич фабриканта НИКИТИНА, из старого города Рыбинска. Но Никитинский кирпич более поздний. Научно-технический прогресс все закончил

 

все фотографии активные  Открывайте   и листать внимательно вниз  

тип третий               большемерный кирпичсередина XVIII векакирпич ручной формовки
Большой, красивый и очень старый кирпич. Невероятно глубок в красках и формах, сделанный исключительно в ручную около двухсот лет назад. Этот кирпич не только не потерял свои физические свойства, он просто ошеломляет своей природой, невообразимостью фактур, кривизной и энергетическим ощущением каждого кирпича в отдельности, и красоты кладки в целом.Кладка из этого кирпича, буквально экспрессивна, за счет широких мазков, и вмсесте с тем, глубиной прорисовки деталей.

Размерность кирпича:длина от 280 до 350 ммвысота от 65 до 80 ммглубина 130 - 140 мм

Привозим кирпич, изготавливаем из него Пластины и Углы ®

Кирпича такого на Земле осталось очень мало, но иногда удается его найти, и делать что-то весьма грандиозное

Кирпич, все же, относительно ровный, и пригоден к работе, но повсеместно попадаются художественные Объекты, которым необходимо уделять внимание обязательно

все фотографии активные  Открывайте   и листать внимательно вниз  

 

1

staryy_kirpich

starinnyy_kirpich

Старый кирпич, мастерская Братьев немцеВ

клеймо

Очень старый и фактурный кирпич, прекрасный своей кривизной и неповторимостью. От рыжего, до темно пунцового. Средняя загрязненность остатками известкового раствора, что весьма благоприятно для подлинных ощущений.

В данный момент большемерный кирпич отсутствует

Листать вниз надо

тип четвертый

Старый Московский кирпич

ежедневно используется Мастерскими для реставрационных созидательных процессов, и используется лишь для реставрации.

Всегда готовы рассмотреть вопрос Его приобретения

воронин Листать вниз надо ВСЕ ФОТОГРАФИИ АКТИВНЫЕ. ОТКРЫВАЙТЕ  

Кладка из Губернского кирпича:

работы Мастерских 

Дом по Проекту Александра Бродского,Щелковский район, Московская область. 2008г.фасад дома из старинного кирпичафасад дома из старого кирпича

Внутренние стены апартаментов

LOFT - квартал  ДМ1867, 2011 годстарый кирпич в интерьере

Лофт апартаменты старинный кирпичЛофт апартаменты старинный кирпич

 

Облицовка фасада старым кирпичом из Смоленских губернийЦветной бульвар,5. 2013 год

фасад дома из старинного кирпича3   

Для творческих нужд, и любования

Листать вниз надо

                  

  BD_logo_1ВНИМАНИЯ     АРХИТЕКТОРОВ И ТВОРЦОВ  РЯДОВЫЕ И УГЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИЗ ПОДЛИННОГО КИРПИЧА XIX ВЕКА  

углыЕсли Вы желаете создать настоящую старую стену из подлинного старого кирпича XIX века, при этом сэкономив лишние сантиметры и килограммы  ВАМ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫ  ПЛАСТИНЫ И УГЛЫ

плитка плитка   из  старого  кирпича   изготавливается в  Мастерских   из старинного кирпича  XIX века  

191604803_1

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ    

     

    

ВНИЗ

РАБОТЫ СО СТАРИННЫМ КИРПИЧОМ  ПРОЕКТЫ МАСТЕРСКИХ ЧИТАЙТЕ НИЖЕ

Листать вниз надо

 

ПОДЛИННЫЙ СТАРИННЫЙ КИРПИЧ ВСЕГДА НА СКЛАДАХ, И СПЕЦИАЛЬНО ПОД ЗАКАЗ

    НАЧИНАЕТСЯ ВСЕ С ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА РАЗВАЛИНЫФото-0028Фото-0030 

  

и старый кирпич готов к своей следующей жижни:Фото-0038Старый кирпич мастерская братьев немцевСтарый кирпич мастерская братьев немцев

Вторая жизнь Удивительного МатериалаФрагменты работ Мастерских со старым кирпичомСтарый кирпич в интерьере Плитка из старого кирпича:

ВСЕ ФОТОГРАФИИ АКТИВНЫЕ.  ОТКРЫВАЙТЕ  

фасад из старого кирпичаДверь из старого кирпичаарка из старого кирпичамастерские Братьев немцеВкамин, Бродскийарка из старого кирпичаСтена из старого кирпича в интерьерелофт апартаменты Даниловская мануфактура мастерская братьев немцевАрска из старинного кирпичаСтарый кирпич в интерьерекамин из старого старинного кирпича

  и о деньгах ...                                                             

Я намеренно упустил денежный эквивалент за штуку, так как, повторюсь, в каждом случае у камня свое предназначение. Или это десятки тысяч штук на облицовку Вашего дома или это сто дюжин очищенных камней для будущего элегантного камина.Каждый случай мы обсуждаем индивидуально, учитывая степень очистки камня, объем поставки, график  поставки, если осуществляем доставку кирпича заказчику, то ее специфика, наличие необходимого колличества кирпича на площадке в Москве, либо заготовка и транспортировка его с мест разбора.Мы имеем богатый опыт работы с этим камнем, как строительная организация, так и в плане его поставок. Если Вас заинтересовал этот чудесный материал, звоните, давайте разговаривать...

За прейскурантом обращайтесь по телефонам или на почту  

мастерские Братьев немцеВ являются Первыми, Старейшими и самыми Надежными поставщиками старинного кирпича на московский рынок

КАМИН из старого кирпича

КРУГ

где нас найти :Основной Офис находится на Страстном бульваре,д.12 стр.1Москва, М Чеховская, Пушкинская, Тверская

Телефоны +7 (495) 650-26-95, +7 (985) 277-33-00

artkamin.com

Красный кирпич как древнейший строительный материал.

Красный кирпич начало истории.

Древний кирпич.

Красный кирпич (так называют строительный керамический кирпич) по праву признается одним из древнейших строительных материалов. Когда люди впервые захотели купить кирпич, и какова в то время была цена кирпича, – на такие вопросы точного ответа историки не дают. Однако ещё в Библии присутствует упоминание о таком строительном материале, как красный кирпич, применительно ко времени сразу же после расселения людей по окончании Великого Потопа, то есть ещё на заре осознанной человеческой истории. Правда, вплоть до последнего времени наиболее широкое распространение во многих странах имел необожженный красный кирпич, называемый сырец, с добавлением соломы. Между тем применение в строительстве традиционного обожженного кирпича красного, цена на который сегодня весьма доступна, также восходит к глубочайшей древности (использовался в ходе построек в Египте, в 3 – 2-ом тысячелетии до наступления н.э.). Тот древний, в отличие от используемого сейчас кирпича красного, по форме был квадратным и плоским (его стороны равнялись 30-60-ти сантиметрам при толщине всего в 3-9) и носил название «плинфа» (с греч. Plinthos – кирпич).

Использовался псевдо красный кирпич и в архитектуре Древнего Рима и Месопотамии, что особенно заметно прослеживается на территории Древ. Италии, где проживали этруски. Ими не только возводились храмы из древнего красного кирпича, но ещё и дополнительно украшались терракотовыми деталями. Красный кирпич в постройках того стародавнего времени уже начал приобретать довольно привычную для нас несколько продолговатую форму.

Древний кирпич.

В Византии многие века красный кирпич являлся основным стройматериалом. Конечно, это был далеко не всем знакомый сегодня красный кирпич. Кладку обычно выполняли на свежем известковом растворе, в который обязательно добавляли толченую кирпичную крошку. Порой его ряды чередовались с кладкой, выполненной из камня.

Средневековым зодчим удалось продвинуться значительно дальше своих «древних» предшественников, поскольку они использовали не только конструкционные возможности, которые предоставляет одинарный кирпич красный, но ещё и декоративные. Наряду с выполнением узорной кладки широкое применение нашло ее сочетание с майоликовыми и терракотовыми деталями. При этом Европа с благодарностью впитывала в себя тысячелетний опыт различных народов. На территории нынешней Германии кирпич красный дал необычное название архитектурному стилю – «кирпичная готика», которая господствовала там с XII по XVI век.

Красный кирпич история в России

Красный кирпич фигурировал и в русской архитектуре. Ярчайшим примером применения кирпичного строительства на территории России времен царя Иоанна III явилась постройка стен и храмов, принадлежащих к ансамблю Московского Кремля, коим завидовали даже итальянские мастера.

Цена на кирпич всегда была не слишком высокой, а материал ценился за эстетичность и долговечность. При Петре первом качество этого стройматериала оценивалось крайне строго. В то время доставка кирпича на стройку производилась телегами и кирпичи попросту сваливались с них: если в ходе «выгрузки» разбивалось более чем 3 штуки, вся привезённая партия браковалась.

Красный кирпич вообще считался «родным» материалом для петербургских зданий. Ведь Петр I стремился выстроить Петербург истинно европейским городом. Такое его желание в результате привело к тому, что буквально все здания, строящиеся не из камня или красного кирпича, стилизовали под всё те же кирпичные дома. До настоящего времени лучшие из образцов домов того времени, расположенные в центральной части Питера, не только смотрятся замечательно, но и служат наилучшим доказательством долговечности и прочности красного кирпича как материала. Современные же разработки дали возможность значительно расширить его ассортимент и довести до совершенства и по эстетическим, и по технологическим свойствам.

Красный кирпич методы изготовления

До начала XIX-того века техника изготовления красного кирпича оставалась весьма примитивной и очень трудоемкой. Красный кирпич полуторный и одинарный формировали вручную, сушился он только летом, обжигался в стоящих на полу печах-времянках, которые выкладывали из высушенного сырца. К середине 19-ого века, наконец, были построены обжиговая кольцевая печь вместе с ленточным прессом, которые обусловили переворот в технике изготовления данного стройматериала. В то же самое время изобрели глинообрабатывающие машины – так называемые бегуны, глиномялки, вяльцы. В наше же время свыше 80процентов всего красного кирпича выпускают кирпичные заводы круглогодичного действия, в том числе крупные механизированные предприятия, производительностью более 200-сот миллионов шт. в год.

Таким образом, выработка и продажа кирпича с каждым веком ширилась и развивалась в ответ на огромный спрос на данный стройматериал. Главным, что всегда двигало его производством, делало более привлекательным для профессиональных строителей и давало максимум прибыли, - отличное качество красного кирпича и выгодная цена, по которой можно было кирпич купить. Потому главным требованием к каждому кирпичному заводу стало наличие глин на его месте расположения, дабы не тратить деньги на их перевозку. Особенно ценятся залегающие неглубоко однородные глины, которые богаты песком, содержат железо, известь, калий, ввиду чего сравнительно легкоплавки и с легкостью спекаются при обжиге. Совсем непригодны для производственного процесса лишь глины, имеющие примесь камня-мергеля. На сегодняшний день знание истории появления красного кирпича, его технических норм производства, существовавших ранее и актуальных сейчас – это то, без чего невозможно создание качественного красного кирпича.

xn----7sbd1a3bjcdi.xn--p1ai

Как все начиналось: старинные технологии производства кирпича

В наше время производство кирпича – это автоматизированный процесс, в котором человеку отводится роль наблюдателя, отслеживающего правильность работы всех систем. Производственные мощности современных кирпичных заводов – десятки миллионов единиц продукции в год. Это настоящий прорыв в индустрии, если учесть, что массовое производство кирпича по историческим меркам началось совсем недавно – около 100 лет назад

Вплоть до 19 века процесс производства кирпича осуществлялся вручную. Специальные формы, предназначенные для изготовления строительного материала, заполнялись сырой глиной рабочими-формовщиками, после чего заготовки сушились и обжигались в простейших напольных печах. Облегчить тяжелый труд и ускорить производство можно было лишь с помощью механического оборудования, разработкой различных видов которого и стали заниматься изобретатели. Уже к концу XIX столетия на рынке имелось немало машин для массового производства кирпича, а сам материал вышел на новый уровень качества.

Первые эксперименты: мельницы для подготовки шихты на лошадиной тяге

Одной из первых появилась мельница для измельчения и подготовки глиняной массы перед прессованием. Приспособление представляло собой ведро с валом, который приводился в движение за счет лошадиной силы. Глина загружалась сверху, а закрепленные горизонтально на валу ножи, размельчали массу, выступая альтернативой ручному замесу.

5_12_1_b.jpg

Аналогичные мельницы использовались еще в 17 веке работниками керамических мастерских, однако внедрить оборудование в кирпичную промышленность удалось лишь ближе к концу 18 века. Правда, несмотря на то, что процесс измельчения сырья стал проще, избавиться от мелких камешков и прочих загрязнений с помощью таких приспособлений было невозможно.

Формовочные машины Этерингтона и Доугласса

Первые упоминания о формовочной машине для производства кирпичей датируются 1619 г. Устройство, изобретателем которого был англичанин Джон Этерингтон, согласно сохранившимся документам, предназначалось для изготовления и формования глины, которую можно было использовать в производстве кирпичей, камней для мощения и глиняных труб. К сожалению, точных сведений о принципе работы механического приспособления не осталось, зато никуда не исчезли данные еще об одном изобретении – формовочной машине ирландца Роберта Доугласса. Она была создана чуть позже – в 1660 г.

Недостатки формовочных машин: вручную оказалось быстрее

Согласно технологии, разработанной Доуглассом, мокрая глина должна была заливаться в деревянные формы с ячейками, смазанными с внутренней стороны свиным жиром. Сушка сырцов (кирпичных заготовок) происходила непосредственно в этих формах, после чего подготовленные изделия отправлялись на обжиг. В день с помощью такой машины удавалось изготовить 84 кирпича против 1000 штук, которые, в среднем, делали рабочие за день. Необходимость большого количества форм была еще одним существенным недостатком технологии. Машины, абсолютно не повышающие производительность труда, не получили широкого распространения в кирпичном производстве, и даже более совершенные, по сравнению с этой, разработки 19 века так и не были использованы по назначению.

5_12_2_b.jpg

Глинорезка с конским приводом – своеобразный машинный пресс, патент на который в 1845 г. получил Альфред Холлс.

Изобретения Риджуэя и Кингсли: новый уровень технологий

В начале 19 века внимание изобретателей было сконцентрировано в большей степени на способах сушки и ленточного прессования. Однако процесс разработки специальных прессовочных машин продвигался не так быстро, как хотелось бы, а основные сложности были связаны с воспроизводством технологии ручного формования – ведь от устройства требовалось, по сути, копирование определенной последовательности действий рабочего: наполнить форму глиной, достать кирпич-сырец из машины, поменять заготовки и, наконец, вынуть изделие.

Одним из первых патент на такую машину получил Дэвид Риджуэй из США. Описания устройства и принцип его работы не сохранилось, но существует предположения, что она практически ничем не отличалась от машины, представленной год спустя Аполло Кингсли, еще одного американца из Коннектикута. Такая машина, работавшая в Вашингтоне в 1819 г., производила до 30 000 кирпичей в сутки, при этом, по утверждению рабочих, они были настолько сухими, что их отправляли сразу на обжиг.

Что представляло собой устройство? Его конструкция состояла из непрерывно двигающегося вверх-вниз мундштука и стола, на который одна за другой помещались формы для их механического наполнения глиной. Всего форм было 8, замешанная же глина подавалась в них под большим давлением. Данный способ производства ряд исследователей считают прародителем современной технологии ленточного прессования.

«Изобретательский бум»: в XIX веке было выдано сотни патентов на прессовочные машины

В 19 веке было выдано довольно большое количество патентов на подобные машины, однако решить главную проблему, заключавшуюся в том, чтобы в процессе формования кирпича давление на обе стороны заготовки было равномерным, удалось лишь немногим изобретателям. Как правило, для изготовления кирпичей использовалась влажная глина, с такой же консистенцией, как и у глины для ручного формования. Это, в свою очередь, требовало более длительной просушки сформованных изделий перед обжигом.

Известно, что только в одной Великобритании за 30 лет (с 1820 по 1850 гг.) изобретатели стали обладателями 109 патентов. А сколько еще их было выдано в США и других странах… Такое количество патентов и крупицы информации из документов, работавших в то время кирпичных мастерских, затрудняют оценку успешности отдельных технологий. Сохранились сведения, что где-то с 1820 года распространение получили машины для подпрессовки сделанных вручную кирпичных заготовок, что существенно улучшало их консистенцию, а уже, спустя десятилетие, стали использоваться подпрессовочные устройства для формования заготовок согласно описанному способу.

5_12_4_b.jpg

Машина, изобретенная Джоанном Джорджем Дегерлейном в 1810 г. Использовалась для прессования кирпичей из относительно твердой глины

Машины Дагрлейна: на пороге технологии пластического формирования

В начале 19 века был разработан один из наиболее эффективных для того времени метод прессования кирпичей из полутвердой глиняной массы. Патент на изготовление машины в 1810 г. получил Джоанн Джордж Дагерлейн. Принцип её работы заключался в следующем: поступающая в устройство лента влажной глины продавливалась специальной формой, после чего механически разрезалась на отдельные кирпичи.

Отрезное приспособление, изготовленное из туго натянутых струн, имелось и у машины для экструдирования, патент на которую в 1839 году получили Томас Энсли и маркиз фон Тведдале. Если раньше лишняя глина обрезалась обычными ножами, то использование струнных режущих приспособлений значительно упрощало этот процесс. Теперь одновременно можно было отрезать по несколько кирпичей. Хотя, чтобы получить гладкие и одинаковые по форме кирпичи, движения струн должны были быть точно согласованы с непрерывно движущейся лентой, а добиться этого было весьма сложно.

«Машинные» кирпичи против кирпичей ручной лепки

Кирпичи, изготовленные с помощью подобного ленточного пресса, пришлись по нраву многим архитекторам XIX столетия, ведь швы у кладки с их использованием получались очень узкими, что было нехарактерно для того времени. Однако были и недовольные, утверждавшие, что сформованные вручную английские кирпичи отличались более однородной структурой и лучшим качеством. Спустя некоторое время, услышав претензии, изобретатели приступили к созданию машин, позволявших искусственным образом воссоздавать текстуру поверхности строительного материала.

В США, испытывающих значительный дефицит рабочей силы, механизация кирпичного производства проходила быстрее, нежели в Европе, где рабочие препятствовали внедрению специальных машин. Американские изобретатели до 1847 г. получили 93 патента на разработанные ими устройства. Статистические данные 1890 г. свидетельствуют о том, что более 5 тысяч фирм по производству кирпичей для кладки и кровли потратили почти 18 миллионов долларов на приобретение машин. Что касается Англии и ряда европейских стран, то там даже в начале прошлого века производство кирпичей осуществлялось вручную.

xn----8sbfwakdpsgkr8e.xn--p1ai

История кирпича и кирпичная коллекция - Конкурс молодых историков "Наследие предков

Курицын Е.М.

Начало личной коллекции кирпичей, которая составляет более 600 единиц, было, с одной стороны, случайным, а с другой стороны закономерным, так как я из семьи потомственных строителей и архитекторов и с самого детства интересовался строительством и строительным материалом. Первый кирпич, положивший начало коллекции, датский по происхождению, был найден в кладке при раскопках старого финского фундамента на дачном участке под городом Приозерском Ленинградской области. Необычное клеймо на кирпиче вызвало интерес, и послужило стимулом поиска про него информации. Постепенно на улицах Петербурга начали попадаться старинные кирпичи с клеймами, которые я забирал с собой. Это увлечение со временем переросло в осознанный поиск и сбор других экспонатов.

Кирпич в наше время – самый распространенный строительный материал. Его универсальность и практичность по достоинству оценена во всем мире. Его изобретение имеет для нас не менее важное значение, чем изобретение колеса, а история уходит в глубь времен. Безусловно, кирпич является одним из самых первых стройматериалов. Само слово «кирпич» персидского происхождения, а в русский язык оно попало через тюркские языки. Его история насчитывает уже несколько тысячелетий, но никто не может точно сказать, кем и когда был сделан первый экземпляр. Самые древние предметы из обожженной глины найдены на стоянке древнекаменного века (палеолита) в Словакии, возраст их составляет 25 тысяч лет. Первые упоминания о кирпиче как о строительном материале относятся к 5–4 тысячелетию до н.э. в архитектуре додинастического периода (Древний Египет). При раскопках в Джемдет-Насре обнаружены следы постройки конца IV – начала III тысячелетия до н. э. из тонких плоских кирпичей (так называемые «римхены»).

В начале III тысячелетия до н.э. сделанный вручную односторонне выпуклый кирпич сменился кирпичами, изготовлявшимися в деревянных формах, вначале продолговатыми (20 х 30 х 10 см – старовавилонский кирпич).

Известно, что первыми людьми, которые строили дома из необожженного кирпича были шумеры (3000 лет до н.э.). Явный пример этому – стена шумерского города Ур, толщина которого доходила до 27 метров. Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции, в том числе арки, своды и т.п.

В домонгольской Руси (преимущественно «деревянной») кирпичные кладки были схожи с римскими, постольку поскольку «кирпичное зодчество» пришло на Русь из Византии являющейся преемницей Рима.

Ярким примером использования кирпичного строительства в Русском государстве времён Ивана III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали, в том числе и итальянские мастера. В 1485-1495 годах русские и итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля из красного кирпича. Кирпичные стены ставились по линии старых белокаменных кирпичей, с небольшим отступлением наружу.

фрагмент белокаменного фундамента стены Московского Кремля Белого города на Хохловской площади. 2007 г.фрагмент белокаменного фундамента стены Московского Кремля Белого города на Хохловской площади. 2007 г.

Кирпич стали выделывать иной, чем прежде, формы и большей прочности. Для этого в Калитниках, около Крестьянской заставы, был построен новый кирпичный завод. День и ночь пекли мастера-кирпичники крепкие жженые кирпичи для новых кремлевских стен, башен, соборов. Кирпича требовалось много. По 600 штук уходило на один стеновой зубец (мерлон), а зубцов таких больше тысячи. Да еще 20 башен, а сами стены растянулись на два с четвертью километра.

Вот они – знаменитые мерлоны!Вот они – знаменитые мерлоны!

Для соборов шел кирпич поменьше, а башни и стены складывали из полупудового кирпича, который звался «двуручным» (30х14х17 см или 31х15х9 см.) весом до 8 кг каждый.

Впервые была применена механизация строительных работ: кирпич и камень поднимали наверх не вручную, а при помощи особой машины, которую русские плотники прозвали векшей (белкой). Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преград. Московский Кремль, выстроенный по последнему слову фортификации, прежде всего, был крепостью, защищавшей всех жителей города.

КремльА поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.

Недавно консалтинговая группа «Апхилл» провела оценку Московского Кремля. Стоимость Кремля как объекта недвижимости (с учётом социально-культурной ценности) по состоянию на ноябрь 2012 года составила 1,5 триллиона российских рублей (50 миллиардов долларов США).

Производство кирпича на территории Санкт-Петербурга началось стараниями Петра I с 1703 года. Однако на этот счет есть и другая версия. Согласно которой, шведы, задолго до русских, облюбовали заболоченные Невские берега как раз с целью наладить здесь кирпичное дело. И действительно, болота свидетельствуют о наличии глины, лес дает необходимые для печей дрова, а река – удобный путь для перевозки.

Известно, что после изгнания шведов Петр I продолжил создание кирпичных заводов, так как этого требовало строительство новойКремлевская стенастолицы, которую Петр задумал создать из кирпича и камня. Даже свой деревянный домик (домик Петра Первого) повелел раскрасить «под кирпич», имитировалась при этом многим в то время известная фламандская кладка. В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.

Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.

Как делали кирпичи (вес и размер)

До XIX века кирпичи формировали вручную. Этот процесс занимал много времени и сил. Сушили только летом на солнце и обжигали в напольных печах-времянках.

Но уже в середине XIX века были построены первые кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, позволившие совершить переворот в технике производства кирпича. Следом появились глинообрабатывающие машины-бегуны, вальцы, глиномялки. А в конце XIX века стали строить специальные сушилки. В наше время производство кирпича практически полностью механизировано.

Вес кирпича в среднем составляет около 4 - 4,5 килограмм. Но есть и «малютки» в 2,5 кг, а также шестикилограммовые гиганты. Так как манипуляции при постройках из кирпича происходят вручную, руками каменщиков, то наибольшее количество работы за единицу времени достигается только при условии соблюдения некоторого среднего веса каждого кирпича. Отсюда рождается наивыгоднейший, а потому и самый употребительный размер и вес кирпичей.

Форма и размеры кирпича изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно работать с ним, т.е. чтобы кирпич был соизмерим с размером и силой руки каменщика.

Так, например, российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Современный стандартный кирпич получил свои раз меры в 1927 году и остается таковым и поныне: 250 х 120 х 65 мм.

Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок».

Автор провел поиск среднего размера кирпича на основании имеющихся данных кирпичей различных производителей:

Производитель (клеймо)

Длина (мм)

Ширина (мм)

Высота (мм)

Бахвалова 95

260

129

71

Бахвалова 119

258

123

71

Харченко 22

260

127

71

ФЯП

237,5

117

67

Г.А.С.

264

130

72

Поршневъ

243

117,5

67

ПВ 29

247

130

70,5

Н.И.Р.

240

114

69

Л.А.В

257

120

72

МК 5

268

126

77

Ж. Мюллеръ 134

247

117

72,5

К. Балашовъ

259

125

71

Федоровъ

250

128

71

С.С.

255

126

75

Д.М.С.

240

118

69

С

260

129

75

Юрьево 49

248

119

69

БЗ 52

230

108

69

БЗ 41

251

121

70

В.З. 68

249,5

120,5

70

М.З. 6

240

113

74

Средние значения размеров

251

122

71

Стандартный размер кирпича

Длина (мм)

Ширина (мм)

Высота(мм)

Стандарт

250

120

65

Отличие в процентах

0,27%

1,49%

8,57%

Сюда же стоит добавить то, что для более плотной связи между частями кладки необходимо класть в ней кирпичи то вдоль, то поперек друг к другу, то этим также объясняется появление некоторого общего преобладающего формата, который придается кирпичу. В результате длина, ширина и толщина относятся друг к другу примерно как 1:1/2:1/4, обыкновенно с некоторым избытком толщины против этой точной пропорции.

Клейма

Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и в большинстве своем не имеет клейм. Первые клейма на кирпичах появились при Борисе Годунове с изображением единорога и двуглавого орла. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.

В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.

В практике сегодняшних реставрационных работ применяются различные методы и приемы датировки зданий и сооружений, их отдельных конструкций и деталей по архитектурно-стилистическим и технологическим признакам, по химическим, физическим и метрологическим характеристикам строительных материалов. Одним из таких методов является датировка по клеймам на строительных материалах и изделиях. Следует заметить, что понятие «датировка по клеймам» используется как собирательное и условно распространяется не только на собственно клейма, но и на фабричные, заводские и торговые марки и знаки, всевозможные бирки и таблички, этикетки, а также метки, маркировки и обозначения, применяемые на строительных и отделочных материалах и изделиях.

Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. Из датированных клейм наиболее старым является клеймо «1777» на тычке кирпичей из построек усадьбы Марфино Мытищинского района Московской области. Можно предположить, что с введением в 1700 г. Петром I арабского обозначения цифр, на различных изделиях, в том числе и на строительных материалах, включая кирпич, могли появиться клейма с арабским обозначением годя уже в первом десятилетии XVIII в.

Также необходимо отметить, что появление клейм на кирпичах с изображением двуглавого орла совпадает по времени с аналогичным клеймением орлом серебряных изделий, т.е. к середине XVII в. (применительно к этому времени уместен термин не «клеймить», а «орлить»). Клеймение кирпичей буквами - это информация об изготовителе. Иногда это инициалы, иногда название местности, или их сочетание. Однако, говоря о цифровых клеймах арабского начертания, необходимо помнить о возможных исключениях. В 1979 г. при обследовании восточного фасада церкви Вознесения в селе Коломенском была обнаружена дата арабскими цифрами, вырезанными на белокаменной капители - «1533». Вероятно, что она была выполнена иностранным мастером.

На деталях из белого камня маркировки, метки и граффити встречаются крайне редко. В 1986 г. было выявлено клеймо мастера набелокаменной закладной плите 1532 г. в вотчинной Благовещенской церкви села Серединского быв. Верейского уезда Московской области. Многострочная надпись выполнена вязью. В правом нижнем углу помещена криптограмма в виде закрученной волюты (розы) с именем мастера. Текст заканчивается словами «...писал» и далее - криптограмма, сильно пострадавшая от времени.

Кроме клейма кирпичи «опознаются» по цвету: например, петербургский современный кирпич («морской») равномерно охряной.

Старинный пресноводный - в широкой гамме: Колпинские глины, взятые у реки Ижоры, придавали кирпичу красный цвет, Тосненские - розово-желтый, глины, взятые на Неве — рябиновый.

Изучение и «разгадывание» клейма – весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии. Кирпичные клейма могут рассказать забавные, трагические, а иногда – и мистические истории.

Например, в петербургском музее кирпича есть кирпич с отпечатком волчьей лапы, найденный вблизи замка Георгенбург в Калининградской области. По преданию, когда тевтонские рыцари в XIV веке покоряли Пруссию, огромные стаи волков вышли защищать свои земли и принялись осаждать занятый рыцарями замок, оставляя на камне отпечатки своих лап.

Иногда клеймо могло стать удачным маркетинговым ходом на фоне конкурентов – например, владельцу завода «Подкова» генерал-майору Виктору Александровичу Спечинскому за ратные заслуги офицера кавалерийского лейб-гвардейского полка разрешили клеймить кирпичи этим известным символом. Неудивительно, что дела у предпринимателя, использовавших такой приносящий удачу «товарный знак», быстро пошли вверх.

История кирпича и кирпичная коллекцияСуществует интересная история о секретах кирпичного дела: на поставке строительных материалов для собора Спас на крови работали русские и зарубежные фирмы. Поставщиками кирпича являлись крупнейший в России завод «Пирогранит» и зигерсдорфские заводы Германии, изготовившие глазурованный кирпич для фасадов. В облицовке стен здания эстляндским мрамором принимали участие эстонская фирма «Кос и Дюрр». Облицовку цоколя гранитом выполняла известная в Петербурге скульптурная мастерская Грациозо Боты.

В 1861 году в Боровичах начал действовать завод «Пирогранит» («Терракота») князя М. Голицына. В конце XIX века Боровичи чуть не вошли в мировую историю огнеупоров. На заводе шамотного кирпича князя Голицына работал мастер Матвей Веселов - изобретатель себе на уме. Ходил по окрестностям, собирал по горсточке разных глин, смешивал в разных пропорциях, обжигал. Про его экзерсисы никто не знал, подручным у него был глухонемой и неграмотный мужик. Наконец, Веселов сделал облицовочный кирпичик шоколадного цвета в блестящей глазури. Показал хозяину. А тут и Всемирная выставка 1889 года в Париже подвернулась. Голицын со своим кирпичиком, который назвали «пирогранитом», получил Большую серебряную медаль. Западные промышленники были потрясены: облицовочный материал был изумительной крепости и красоты - они уже прочили на самые дорогие работы.

Голицыну предложили подряд на облицовку перепланированного крыла Букингемского дворца. Князь вернулся домой и спросил о стоимости рецепта мастера. Услышав цену, рассвирепел и выгнал Веселова с завода. Думал, что тот придет каяться. А мастер запил и... умер. Искали в его бумагах рецепт, но так и не нашли. Уже в советское время Институт огнеупоров хотел восстановить пирогранит для облицовки строящегося московского метро, но попытки не увенчались успехом.

Самые популярные вопросы о кирпичах: Почему старые кирпичи столь прочны?

Все дело в глине, из которой приготовляется керамическое тесто. До революции в окрестностях Петербурга было большое количество кирпичных заводов, до девяноста. Эти заводы брали глину рек и озер ледникового периода, ее химический состав не давал тех самых «высолов» и солевой коррозии. Затем эти озерно-ледниковые месторождения были вычерпаны. Современные заводы работают на кембрийской глине. Она морского происхождения. Нынешний Петербург был когда-то дном океана, так что этой глины много и ее очень легко добывать, что удобно для масштабных кирпичных производств. Однако эта глина тяжелая, по химическому составу менее нейтральная, и поэтому современные кирпичи, полежав даже одну зиму, могут крошиться.

Для реставрации старинных зданий Петербурга нужны легкие глины ледникового происхождения. Современные кирпичи из кембрийской глины не подходят ни по цветовой гамме, ни по фактуре. Поэтому, например, для реконструкции Эстонской церкви на улице Декабристов взяли псковский кирпич, изготовленный из местных глин озерно-ледникового происхождения.

Второй вопрос, который мне часто задают: почему кирпичи делают с дырочками?

Производители кирпича, делая «дырочки» руководствуются следующими принципами: экономия материала, облегчение веса кирпича и как следствие всей постройки. А также при кладке за счет отверстий происходит лучшее сцепление. Представьте, как ложится раствор на плоский кирпич, и как он ложится на кирпич с дырками. В первом случае он застывает плоской лепёшкой, а во втором буквой «Т».

После кладки пустотелого кирпича в отверстиях остается воздух, который служит дополнительной тепловой изоляцией. Низкий коэффициент теплопроводности, в отличие от обычного. С дырочками - объем больше, вес меньше. В одном кубометре кирпича стандартного размера содержится около 450 кирпичей. Пустотелого намного меньше штук в кубе.

Автор, конечно, не является редким коллекционером, поскольку большое количество людей в разных странах собирают уникальные кирпичи. Уже в наши дни служба Госстройнадзора и экспертизы Петербурга открыли Музей строительных материалов («Музей кирпича» Южное шоссе, 55). Специально изготовили витрины, способные выдержать полторы тонны раритетных стройматериалов. Самыми древними по праву считают кирпичи XVII века, когда-то использовавшиеся для строительства печи на голландском судне, а после обнаруженные в Петропавловской крепости. Один из любопытных именных экземпляров - кирпич с фамилией Ленин, изготовленный в XIX столетии. Но к вождю пролетариата он отношения не имел. Это был крепкий старый кирпич — с клеймом в дореволюционной орфографии. В XIX веке некий Петр Семенович Ленин владел кирпичным заводом в окрестностях Петербурга.

Свою коллекцию кирпичей я храню на даче, а если найдется место и будет возможность сделать выставку - я передам их в Горный университет. Как и многие коллекционеры, я имею свой сайт, где можно посмотреть на фотографии редких кирпичей и почитать их истории. Также я указываю и другие коллекции:

Кирпичная коллекция Евгения Курицына http://zhenya-kouritsin.narod.ru/

Компания «Море Печей» http://morepechey.ru/internet-magazin?mode=folder&folder_id=12429606

Коллекция кирпичей. Клейма Петербургской губернии http://www.v-smirnov.ru/coll.htm

Анна Боковня. Коллекция кирпичей с клеймами, произведенных на кирпичных заводах в Петербурге и его окрестностях в XIX - начале XX

вв. История в кирпичных клеймах. http://www.aroundspb.ru/gallery.php?path=/variety/photos/brick

Коллекция старинных кирпичей. http://www.oldbricks.info/

Музей кирпича http://www.pobedalsr.ru/muzey

Литература

Леваков И.А. МНПП «Реставрационный центр». Институт Спецпроектреставрация, 1993; Портал «Археология России», 2005. //http://www.archeologia.ru/Library/Book/2035a5646a32/page3

Филиппов А.В. Сообщения лаборатории керамической установки. вып. 1, М., 1940.

Гельфельд Л.С.Основы реставрации архитектурного металла. Классификация архитектурного металла. / Ин-т Спецпроектреставрация. М, 1991.

Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начала XX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

Кандауров Д. П. Фабрично-заводские предприятия Российской Империи. Петроград: Типография т-ва под фирмой «Электротипография Н.Я. Стойковой», 1914.

Киселев И.А.Датировка кирпичных кладок XVI-XIX вв. по визуальным характеристикам. Метод. пособие. / Ин-т Спецпроектреставрация. М., 1990.

Постникова-Лосева М.М.Русское ювелирное искусство: его центры, мастера. XVI—XIX вв. М.: Наука, 1974.

Сивак С.И.Деятельность изразцовой мастерской Иверского Валдайского монастыря во второй половине XVII века. // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. III. М: Стройиздат, 1990.

 ПриложениеНиже автор прилагает иллюстрации наиболее редких экспонатов своей кирпичной коллекции

Братья Лядовы

Братья ЛядовыЗавод купцов братьев Ивана и Владимира Васильевича Лядовых существовал с 1841 года в деревне Усть-Славянка на правом берегу р. Славянки. Не исключено, что заводов было несколько (в том числе один выше Новосаратовской колонии на правом берегу р. Невы) и впоследствии дела братьев разделились. Известно, что в 1860-х годах появилось отдельное клеймо Ивана Лядова «И.Л.» (использовалась оригинальная круговая рамка). В 1867 году один из заводов (на реке Ижорке) был продан Л.А. Витовскому. Однако, в 1881 году один из заводов все еще имел двух владельцев, но к 1887 году владельцем завода остается лишь Владимир Лядов. В дальнейшем завод перешел к его жене Екатерине Васильевне. Есть также сведения, что в этих же местах в 1897 г. в колонии Овцино  (имение «Ненерой») строится новый завод их родственников: потомственного почетного гражданина Михаила Владимировича (одного из сыновей В.В. и Е.В. Лядовых) и Алексея Константиновича Лядова (по-видимому их племянника). В это же время управляющим заводом является К.В.Лядов (возможно, другой сын Лядовых). Клеймо «ЗБЛ» как и «Бр.Л.», относится, скорее всего, к основателям дела.

Хилль

ХилльКирпич произведен на заводе, принадлежащем Федору Альфредовичу Хиллю. Завод находился в селе Усть-Ижора и, начав работу в 1897 г., проработал, по крайней мере, до 1914 г. Известны клейма с написанием фамилии заглавными и прописными буквами. Огнеупорные силикатные кирпичи произведены на юге Швеции в деревне HOGANAS провинции Скане, находящейся в 20 км от г. Хельсинборга. Благодаря совместным залежам угля и глины в 1832 году было начато производство кирпича и керамики, благодаря которой и стало знаменито это место. На работах ввиду нехватки местной рабочей силы использовались также русские военнопленные. Производство кирпичей было закрыто после 1926г. Известны разновидности клейм, отличающихся шрифтом и его размерами, а также наличием символики в виде якоря с аббревиатурой HSB - Höganäs Stenkols Bolag (горнодобывающее предприятие Хоганаса).

SKROMBERGA

SKROMBERGAЗавод огнеупорного кирпича ведет свою историю с 1875 года, когда Карл Кюстер открыл свою первую угольную шахту в деревне SKROMBERGA в Скане - самой южной провинции Швеции. Когда дела на шахте пошли плохо, в 1888 году Кюстер продал шахту новым владельцам, которые вместо угля обнаружили в шахтах богатые залежи глины и начали их активно разрабатывать. В 1986 году компания была продана финскому концерну «Партек» и исторический круг замкнулся – президент «Партека» женат на внучке Карла Кюстера…

Якорь

ЯкорьКирпичи произведены на заводах, принадлежащих семье Елисеевых (скорее всего, не имеющих прямых родственных связей с известным русским путешественником А.В.Елисеевым и знаменитыми купцами Елисеевыми).

Паровоз

Ныне Боровичский кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда г-н Нобель основал в Новгородской губернииПаравоз в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 году выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логгинович Вахтер заложил несколько заводов, получивших свое название по первым буквам греческого алфавита. На сегодняшний день известно 3 клейма "ALFA", "BETA" и "GAMMA". Перед первой мировой войной боровичские заводы производили около 40% всех огнеупоров России. По некоторым данным один из кирпичных заводов был основан в 1910 году.

Egypt

EgyptКирпич найден в Египте в городе Каире. На развалинах здания 1956 года постройки. Этот кирпич шамотный, кольевой. На данный момент завод и производитель пока не определены.

 C.Z.K.

C.Z.K.

Данный кирпич получен по обмену из Украины из города Львова. Это клеймо расшифровывается, как CegielniaZwiazkowa Kozielniki. Владельцами завода по производству этого кирпича были львовские архитекторы Юлиан Сосновский, Альфред Захаревич и промышленник Нойвонер (Julian Sosnowski, Alfred Zachariewicz, Neuwohner). О месторасположении завода сложно сказать.

И в заключении я хотел бы сказать, что интерес у меня вызывает не сам кирпич, а ту информацию, которую он несет.

Приложение

Евгений Курицин со своим экспонатомЕвгений Курицин со своим экспонатом

ЭКСПОНАТЫ КОЛЛЕКЦИИ ЕВГЕНИЯ КУРИЦЫНАЭкспонаты коллекции Евгения Курицына

ist-konkurs.ru

Размеры кирпича с XV века по начало XX века

Публикуемая табличка взята из работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Вот, что пишет Игорь Андреевич: значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей.

В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII века предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см).

К середине XIX века эти данные уже изменились. Русский архитектор Иван Иванович Свиязев в 1833 году писал о размерах кирпича: Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка. Вероятно, что речь идет о его книге «Руководство к архитектуре, составленное для студентов Горного института архитектором Свиязевым».

Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение исследование Киселева, просто я захотел собрать все известные мне на сегодняшний день источники, говорящие о размерах кирпича. Поверить алгеброй гармонию... Если есть, что добавить, буду весьма признателен. Хотелось бы понять, куда и зачем этот процесс двигался?Самое первое по времени упоминание о размерах кирпича я нашел в книге российского историка, доктора исторических наук, Андрея Владимировича Сперанского «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».

За Андроньевым монастырем Аристотель Фиоравенти устроил кирпичный завод и показал новые приемы выделки кирпича, дав его размер. Здесь добавлю ровно два слова: Фиоравенти выходец из Италии, с 1475 года жил и работал в России архитектором.

Но, размеры кирпича Андрей Владимирович не называет, отсылая к работе Павла Петровича Смирнова «Города Московского государства в первой половине XVII века». Том I, страница 190.

Мое знакомство с этой книгой еще не состоялось, но размеры аристотелевского кирпича я нашел в книге мытищинского краеведа Валентина Ивановича Маслова «Кирпичики».

Валентин Иванович говорит следующее: ...аристотелевский кирпич имел в длину 6 1/2 вершков, ширину 2 1/2 вершка и толщину 1 1/2 вершка.

Весьма обстоятельно подошел к размерам кирпича доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В.В.Инчик в статье «Производство кирпича и строительство в московском государстве в 16-17 веках».

Среди оборонительных построек начала XVI века выделяется кремль Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), стены башен которого были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.)...

Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем (32х16х8 см.).

...церковь Вознесения в Коломенском, выстроенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см.

Стены Смоленского кремля выкладывались из хорошо обожженного крупноформатного кирпича, средний размер которого составлял 31х15х8 см. Строительство Смоленского кремля проходило на протяжении семи лет - с 1595 по 1602 гг.

Размеры кирпича на протяжении XVII века были разнообразны, но впервые Борисом Годуновым была утверждена «мера кирпичу»: 7х3х2 вершка (31х13х9 см.), получившая название «Государев большой кирпич».

Вильгельм Де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов на 1735 год» приводит такие данные: ...когда уже высохнет и обожжен будет, чтоб был не менее в длину семи, в ширину трех с полу, в толщину одного и трех четвертей вершка.

Далее, из статьи профессора Алексея Васильевича Филиппова «Клейма древнерусских кирпичей в Москве и их расшифровка». Даниловские кирпичные сараи состояли в Приказе каменных дел, значились «под Даниловской слободой» или «под Даниловым монастырем». В 1761 году даниловский кирпич взят за образец по размерам. Кирпич с маркой «Д» имел длину 295-300 миллиметров, ширину 150-155 миллиметров, толщину 80-82 миллиметра.

Достаточно серьезно о размерах кирпича в книге Конорова А.В. «К истории кирпича в России», помимо ряда уже упомянутых размеров кирпича, еще названы два размера.

В начале XVIII века Петр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см.

В 1811 году Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см.

«Правила для единообразной и прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в С.-Петербурге, так и в других местах России на казенных и частных заводах» от 1847 года говорили следующее. Кирпич N1 (красный С.-Петербургских Заводов) по обжигу должен быть длиною 6, шириною в 3 и толщиною в 1,5 вершка.

И еще один документ самого конца 19-го века, называется «Кондиции на поставку кирпича для подземных сооружений по устройству первой московской канализации». Прямой кирпич должен иметь размеры: длину 10", ширину 5", толщину два и 1/2".

Намеренно в тексте не переводил размеры кирпича в одну систему, оставлял так, как написано в источнике. А в табличке перевел в сантиметры из расчета: 1 вершок = 4,445 см, 1 английский дюйм = 2,54 см.

Нестыковок...

tito0107.livejournal.com

История кирпича :: Кирпич

Древнее кирпича только камень и дерево. Глина, представляющая собой основу классического красного кирпича, осваивается человеком не одно тысячелетие. Наши далекие предки времен палеолита уже умели делать обжигать глину и использовать полезные свойства полученных твердых изделий.

 

Люди древних цивилизаций во всю использовали изделия подобные кирпичу в строительстве. Они оценили, что, в отличие от не более прочного природного камня, кирпичу можно было придать любую желаемую форму. Кирпичики позволяли создавать даже сложные архитектурные элементы. Многие из них стали мировыми памятниками архитектуры и даже чудесами света. Вспомните, из чего были построены Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные храмы, соборы и даже самая известная в мире лондонская канализация. Но из кирпича возводили не только памятники и септики — керамический кирпич дал дорогу строительству жилых домов в тех регионах, в которых раньше это было трудно представить. При этом, долгое время кирпич парадоксально был то материалом бедняков, то был роскошью для аристократических слоев.

 

Упоминания о кирпиче есть даже в Библии, по ее словам кирпичные дома люди строили сразу после Великого Потопа: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет, Бытие, 11-3). Но, как известно, Бибилия писалась гораздо позже описываемых событий.

 

Неразрывно связан кирпич с развитием многих цивилизаций, он был известен ассирийцам, римлянам, египтянам, китайцам и коренным американским жителям — индейцам. Плоды этих цивилизаций, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о высоком уровне развития строительных технологий, что давало широкие возможности для благоустройства городов и преимущества перед «дикими» народами. Фактурная поверхности кирпичной кладки приятна для глаз, а кирпичная поверхность стены ассоциировалась и у нас и у наших предков с чем-то стабильным, богатым, и незыблемым.

 

На Востоке многие тысячи лет назад имелись технологии, которые позволяли производить и обжигать кирпич для разных целей, так были аналоги рядового и лицевого кирпича. Уже тогда появился облицовочный кирпич , которым активно пользовались вавилоняне, украшавшие свои знаменитые здания глазурованным кирпичом голубых оттенков. Однако, как и многие хорошие технологии, эта техника в последствии была утрачена и в более позднем античном мире разве что бедняки строили свои жилища из высушенного на солнце, а не обожженного кирпича.

 

Древние римляне тоже использовали необожженный кирпич, но примерно в 1 веке от Рождества Христова вновь овладели навыками обжига кирпича, тем самым существенно расширили свои возможности. Кирпичные строения Римской Империи вошли во многие пособия истории культуры как образцы высокого строительного искусства. Во 2 веке нашей эры производство кирпича стало очень привилегированным промыслом, так как это была одна из немногих прибыльных отраслей, куда вкладывала деньги аристократия. Об изготовлении кирпичей уже тогда писали труды, бережно сохраняя технологии производства. Самым известным автором, описавшим керамический кирпич и технологии его производства был Витрувий, чьи труды «Десять книг об архитектуре» сохранились до сих пор. Эти трактаты свидетельствуют о том, что первый обожженный римский кирпич имел плохое качество, так как сырье никак не подготавливалось. Римские кирпичи изготавливались из смеси глины с соломой, имели прямоугольную плоскую, но не единую форму. Самый маленький строительный кирпич   имел название «бессалис» и имел длину около 20 см. Для сравнения современный рядовой одинарный кирпич имеет длину 25 см, простой же римский керамический кирпич имел длину 40 см. Кроме бессалиса существовало множество других видов и размеров кирпича, которые именовались в зависимости от своего размера.

 

Использовался кирпич и с целью утверждения превосходства цивилизации, для этого территории покоренных народов намеренно облагораживали и связывали с центром Империи мощеными кирпичом дорогами. Многие памятники древнеримской истории сохранились по сей день: крепостные стены, акведуки, арки и своды, купола и колонны — все это можно увидеть, гуляя по популярным туристическим маршрутам. Образцом искусства кирпичной кладки является собой Ангиа София в Византии, которая стала преемницей Рима империи и вобравшая в себя самое лучшее от своего предшественника. Величественное сооружение уже 1500 лет считается настоящим шедевром строительного мастерства, ведь купола, выполненные из обожженного кирпича имели огромный вес. Наверное, чудесной устойчивости это сооружение обязано тому, что на каждые 12 кирпичей закладывались реликвии и читались молитвы. В домостроительстве византийцы первыми стали делать массивные стены из кирпича (римляне применяли кирпич только для облицовки, предпочитая стены из бетона) при этом толщина растворных швов зачастую превосходила толщину самого кирпича. После падения Римской империи в европейской истории кирпича наступило затишье, за которым наступило великолепное возрождение.

 

Кирпич тех видов, которые использовались римскими строителями, больше не изготавливался, и искусство изготовления кирпичей практически исчезло. Сохранилось производство кирпича только на территории современной Италии, откуда, впоследствии в XI веке пришло во Францию. Через двести лет искусство изготовления керамического кирпича достигло Англии и остальных стран Западной Европы. А в тех регионах, где природный камень был редкостью, например, в Голландии и в Балтийском регионе, кирпич был очень важной частью средневекового строительства. Популярности своей кирпич тогда был обязан тем, что он было более доступен и прост в обращении, чем природный камень. Намного дешевле кирпичные здания также были потому, что к ним не прикладывала руку привилегированная гильдия каменщиков, поэтому кирпич был уделом простых ремесленников. После знаменитого большого пожара в Лондоне в 1666 году город был отстроен заново преимущественно кирпичными зданиями.

 

Но вернемся к кирпичу. Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. В первых памятниках архитектуры прослеживаются следы византийской кладки с широкими слоями раствора. Кирпич именовался плинфой, был тяжелым, большим и плоским, напоминающим красные плиточки.

 

Глиняный кирпич пришелся по вкусу строителям и зодчим древней Руси, он быстро завоевал здесь популярность и стал считаться элитным качественным материалом, которым является и сейчас. Форму бруска керамический кирпич обрел только к XV веку, таким он и был использован для строительства самого узнаваемых символов России — Кремля и собора Василия Блаженного. Стоит упомянуть ,что производство кирпича в то время было делом сезонным , так как сушка была возможна только летом.

 

Еще одна существенная разница между кирпичом старого времени и современным — первый не был анонимным. Фамилии, инициалы, логотипы заводов и даже номера партий штамповались на каждом экземпляре.

 

Задолго до появления государственных стандартов и процедур приемки, качество партий проверялось так: прибывает воз — все кирпичи сбрасывают на землю. Во времена царствования Петра I  считали, что если более трех ломалось, воз заворачивали назад.

 

В настоящее время выпускается так называемый исторический кирпич. Заводы специализирующиеся на кирпиче ручной формовки, которые невозможно с первого взгляда отличить от старинного. Такой кирпич имитирует традиционные изделия, которыми клали стены в разных губерниях нашей страны.

 

Традиционным европейским материалом, изобретенным в Голландии, стал клинкерный кирпич. Его отличие от традиционного керамического кирпича в том, что его обжигают при температуре более 1100 С до полного спекания, которое дает потрясающий запас прочности. Клинкером стали мостить дороги и площади, из него возводят стены тяжелых зданий.

 

Во второй половине XIX в. необходимость перекрывать большие пролеты зданий новых типов ограничивала применение каменных конструкций. В крупных сооружениях конца XIX в. применялись более экономичные деревянные и железобетонные конструкции. Однако кирпич был основным материалом для возведения стен жилых, общественных и производственных зданий.

 

Массовое производство керамического кирпича началось тогда, когда из ремесла оно стало отраслью промышленности с техникой машинного изготовления. Активный прирост населения, урбанизация и многие другие факторы способствовали высокому спросу на кирпич. Железнодорожные туннели, канализационные каналы, фабрики, дома и офисные здания стали строится из кирпича, культурные здания и церкви украшаться новой строительной керамикой. Обожженный кирпич стал использоваться повсеместно и пережил новую эпоху своего расцвета. Прогресс в производстве строительной керамики, как например переход от ручного формирования к механизированному, несомненно, повысил скорость и количество произведенного красного кирпича. В середине XIX века были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства кирпича

 

В начале XX века началось производство пустотелого кирпича , который оказался более эффективным, легким. Пустотный кирпич позволил уменьшить толщину стен и лучше сохранить тепло, снижая нагрузки на фундамент. В дальнейшем начали подвергаться строгой оценке и регламентации технические свойства кирпича. Постепенно увеличивались прочность, морозостойкость и декоративные свойства кирпича. Кирпич разделился по своему назначению на множество видов, традиционный строительный (стеновой) кирпич и  кирпич облицовочный (фасадный) дополнили фигурный кирпич, фасонный кирпич. Лицевой отделочный кирпич отличается высоким качеством поверхности. С усовершенствованием и развитием новых технологий фасадному кирпичу стали придавать различную фактуру, состаривать, имитировать им кладку разных эпох и стилей.

 

Альтернативу керамическому кирпичу составил силикатный кирпич, изготавливаемый из смеси извести и песка. Силикатный кирпич более прочен и прост в изготовлении, но имеет некоторые недостатки.

 

Специалисты промышленности строительных материалов пошли путем максимального уменьшения теплопроводности и плотности кирпича. Так был изобретен поризованный кирпич, который за счет добавления выгораемых материалов намного лучше сохраняет тепло и не пропускает звук. Но и эта технология сейчас активно развивается, появился суперпоризованный кирпич, пустоты которого стали еще больше при прежней прочности.

 

Отрасти промышленности тоже влияли на развитие кирпича — были придуманы огнеупорный кирпич и кислотоупорный кирпич, которые используются во многих индустриальных объектах.   

 

Варьировались не только виды, но и размеры кирпича — отход от стандартного размера в сторону экономичности дал утолщенный и крупноформатный кирпич. Он позволил ускорить процесс кладки стен и уменьшить количество раствора, сокращая расходы на строительство.

 

Расширялась цветовая гамма кирпича, использовался как традиционный (как мы помним использованный еще в Вавилоне) метод нанесения глазури, так и метод объемного окрашивания. Развитие химической промышленности давало все более качественные пигменты, которые не выгорали на солнце и хорошо переживали процедуру обжига. В связи в этим мы сегодня имеем сотни оттенков декоративного кирпича,  который окрашен во все цвета радуги, от нежно-пастельных до насыщенных и глубоких.

 

Глазурованный кирпич тоже подвергся влиянию прогресса и теперь он может обладать разными типами поверхности — «аппетитной» глянцевой или строгой матовой.

 

История строительной керамики и кирпича еще не дописана. Качественный и экологичный материал пользуется огромным спросом по всему миру. Секрет кирпича в его красоте, которая гармонична как в своей лаконичной простоте, так и после кропотливой обработки. Со временем кирпич научился притворятся и природным камнем, и драгоценными материалами, он умеет скрывать свой юный возраст, маскируясь под старинную кладку. Все разнообразие современных образцов  кирпича можно оценить в нашем каталоге. В нем собрались множество видов кирпича, керамического кирпича, который прошел длительную эволюцию, или молодых видов — песчано-цементного, силикатного и прочих, чья история, возможно, только начинается.

www.complexs.ru

Мировая история создания кирпича от Египта до Руси

Декабрь 20th, 2013

История создания кирпича заслуживает особого внимания, ведь благодаря ему был совершен очередной виток в эпохе архитектуры. На протяжении тысячелетий изменялся состав добавок, технология производства, но уже 4 тысячи лет назад человечество начало активно использовать кирпич в строительстве и это древнеегипетское изобретение и по сей день применяется по всему миру.

История создания кирпича

Мировая история создания кирпича

Если говорить о появлении кирпича в мировой истории, то безусловно на его распространение повлияла доступность дерева и природного камня для построек. Как можно понять, кирпич появляется и распространяется там, где дерево является большой редкостью и естественно первыми по датировке обнаруженными кирпичными строениями являются египетские постройки 3-2 тысячелетия до н.э.. Египетский кирпич активно использовался в строительстве городов ввиду доступности глины, солнечной погоды и малого количества дерева. Изготавливался он с добавлением песка и соломы. Это является неким аналогом самана – строительного материала горцев и степняков, представляющего собой смесь глины, навоза и соломы, которую вмазывают в деревянную обрешетку хаты, кишлака или сакли. В Египте же, благодаря постоянным высоким температурам и обилию солнца круглый год кирпич-сырец спокойно высыхал на воздухе и после непродолжительного обжига приобретал свойства, пригодные для кладки в несколько этажей.

Древнерусский кирпичПосле Египта огромное распространение кирпич получил в Месопотамии (государствах междуречья Тигра и Евфрата, древние Иран и Ирак), там из него строились дома, военные объекты, городские стены.Весьма интересен римский опыт использования кирпича. Древние римляне производили не только кирпич привычной нам прямоугольной формы, но и кубический и даже треугольный в сечении кирпич. Благодаря такому многообразию форм получалось строить весьма крепкие сводчатые стены, арки треугольной и овальной форм, а также многие другие неповторимые по своей красоте архитектурные шедевры. Кстати Италия и в эпоху средневековья и в наши дни считается одной из ведущих стран в плане технологии производства кирпича. Итальянские мастера на протяжении всей истории приглашались не только как архитекторы, но и как технологи, ведь именно в Риме были разработаны различные добавки и присадки к глине, для того, чтобы кирпич был более твердым и более влагостойким. На территории Европы, исключая южные ее части кирпич было производить затруднительно ввиду сравнительно короткого лета, да и нерентабельно, ввиду больших запасов дерева, поэтому в период Темных Веков и Средневековья кирпич использовался нечасто, уступив позиции камню и дереву.

Российская история кирпича

Несмотря на древнюю и самобытную традицию деревянного зодчества вместе с иностранными западными умельцами и учеными кирпич занял свою нишу и в русской архитектуре. Уже Иван Третий пригласил итальянских мастеров для возведения кирпичных стен и соборов Московского Кремля. Мастера те были итальянцами, а одним из новшеств было то, что в технологии изготовления кирпича использовалась известь. Как свидетельствует летопись в Калитникове построили большую печь и там итальянцы показывали как делать кирпич более продолговатый и твердый, как резать кирпич и как вмешивать в глину известь.

Само это слово заимствовано нашими предками из тюркского. Еще при Иване Грозном искусственный камень из глины с различными добавлениями именовали «плинфа», хотя по сути данное изделие производили по технологиям кирпича. То есть спрессовывали в форму и сушили на специальных дощечках, а затем проводили обжиг. Интересно, что изделия получались качественными — до сих пор археологи находят плинфы с клеймами изготовителей и заказчиков догрозненских времен. До 19-го века процесс его изготовления был весьма трудоемким и сезонным. Летом на разработках глины появлялись сотни и тысячи подневольных рабочих, кирпич формовался вручную, сушился на солнце и обжигался в специальных печах небольшими партиями. После появления в 19-м веке сушилен, ленточного пресса и кольцевых обжиговых печей процесс изготовления кирпича был уже более-менее автоматизирован и кирпич получил большую доступность для населения.

Кремль из первого кирпича

Ну а на сегодняшний момент в России и в мире кирпич является одним из заслуженных лидеров городского и загородного строительства, разработаны десятки технологий производства и сотни видов кирпича для любых целей. А те, кто заинтересовался историей этого стройматериала имеют возможность посетить один из музеев кирпича в Омске, Калининграде, Петербурге и Москве.

Также будет интересным почитать:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

goshara.ru


Смотрите также