Древние браслеты. История браслета
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История браслета. Древние браслеты


История браслета - nezhnaya4you

Previous Entry | Next Entry

 (438x180, 79Kb)Слово браслет происходит от франц. bracelet – «запястье» (от корня bras – «рука»). Это кольцевидное украшение, которое носят, главным образом, на запястье. Древнейшие браслеты из мамонтовых бивней относятся ещё к палеолиту. К концу неолита появились каменные браслеты, изготовленные сверлением. В бронзовом веке распространились металлические браслеты.337 (359x44, 23Kb) (394x300, 13Kb)
337 (359x44, 23Kb)Особым изяществом отличались браслеты греков и римлян, иногда украшавшиеся маленькими скульптурами. [more]В средние века в Западной Европе браслеты почти исчезли из-за моды на длинные рукава в женской одежде. С эпохи Возрождения они снова распространились в Западной Европе одновременно с модой на короткие рукава. На Руси в 11-13 вв. браслеты (их называли обручами) были обычны: у знатных женщин - из золота или серебра, украшенного чернением, у горожанок - из стекла, у крестьянок - из меди.  (438x494, 101Kb)
Форма браслета и место, которое он занимает на руке, зависят от традиций общества и общепринятых фасонов одежды. Так, для Древней Руси характерен браслет-обруч, свободно скользивший по руке.  (330x450, 69Kb)Нравы XVIII столетия требовали, чтобы женская одежда была наглухо закрытой - обручи сменились «запястьями», пришивавшимися к рукаву на манер манжета, или «зарукавьями», которые в виде цепочки надевались поверх рукава. 337 (359x44, 23Kb)В середине XVIII века нараставший после раскопок Помпеи интерес к античности сделал браслет крайне модным. Тогда многие собирали коллекции минералов, из которых иногда создавался браслет со смыслом - по первым буквам названия камней можно было составить личный девиз.337 (359x44, 23Kb)
В эпоху же Александра I носили обручи и цепочки у щиколотки. Но особое изобретение XIX века - браслеты-медальоны, а также браслеты с портретом. Их надевали на левую руку и называли «сантимент». В начале 19 века особенно славились браслеты тульского оружейного завода, мастера которого имели большие навыки по художественной отделке металла.337 (359x44, 23Kb)Особую известность получили браслеты под названием «сердечная неволя», которые представляли собой два кольца, соединенные цепочкой с замком в виде сердечка. Надевали их на одну руку на запястье и ближе к локтю.  (467x698, 114Kb)
Достопримечательностью середины XIX века были чрезвычайно крупные украшения. В журнале «Современник» И. Панаев пишет: «Эти браслеты так массивны, так огромны, что их можно легко рассмотреть из партера театра. Это браслеты-монстры».  (500x439, 42Kb)Бывали в истории костюма периоды, когда в моду входили парные браслеты. В XIX веке носили, так называемые, браслеты-эсклаважи, или склаважи. Это украшение состоит из двух обручей одинаковых размеров (один у кисти, другой - у локтя), которые соединены цепью в виде оков. Отсюда и название эсклаваж, что в переводе с французского означает рабство или - другой вариант - сердечная неволя. 337 (359x44, 23Kb)
И еще две подробности. В 1892 году журнал «Модный свет» рекомендовал использовать старинные браслеты для украшения прически - он должен был охватывать так называемый греческий узел. А в 1914 году журнал «Модный курьер» - и того больше - предлагал браслет-эсклаваж для гарнировки (слово тех лет) дамских канотье из шотландского бархата. 337 (359x44, 23Kb)Изначально, в момент своего появления, браслет был украшением как женским, так и мужским. Так, у германских воинов он служил символом доблести и одновременно являлся своеобразным амулетом, защищавшим в бою. Из воспоминаний современников мы знаем, что А. С. Пушкин носил золотой браслет из зеленой яшмы с турецкой надписью. О существовании этого браслета знали только близкие друзья, так как поэт надевал его на предплечье левой руки. (428x300, 55Kb)
337 (359x44, 23Kb)

nezhnaya4you.livejournal.com

Браслеты — Язычество

браслетыАрхеологи считают браслеты наиболее ранними из известных нам славянскихукрашений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений  начиная  с  VIвека.    Слово же «браслет» пришло в наш язык из французского.  Древние  славяненазывали браслет словом «обручь», то есть «то, что охватывает руку»  (в  томчисле  и  кандалы:  посейчас  ещё  наручники   именуют   «браслетами»).   Вофранцузском языке, кстати, «браслет» происходит от слова  «bras»  —  «рука»;таким образом, исконно русское название было заменено на его точную  кальку,только иностранную. Ну а слово «рука» бытует во многих славянских  языках  водном и том же значении. Пытаясь выяснить его происхождение,  разные  учёныеищут ему соответствия в разных языках индоевропейской семьи,  от  литовского«собирать» до  древнеисландского  «угол».  Но  сказать  определённо,  откудапоявилась в русском языке привычная нам «рука», а с нею и «обручь», мы  покане можем.    «Обруч» давно пишется у нас без мягкого знака  и  в  современном  языкеобозначает уже не украшение для руки, а  «согнутую  в  кольцо  пластину  илистержень, прут» (Словарь С. И. Ожегова). Составленный в XIX веке Словарь  В.И. Даля приводит его, наоборот, с твёрдым знаком («обручъ») в том  же  самомзначении: «обод…  большое  кольцо  или  гнутый  круг»,  или,  в  церковномобиходе,   «запястье»   (в   смысле   «браслет»   слово   «запястье»   сталоупотребляться в конце XV века). «Обручье», стоящее у  В.  И.  Даля  рядом  с«обручем», также отнесено им к церковной терминологии и означает  «запястье,наручь, наручень, опястье, поручь, поручье, зарукавень, браслет». Многие  изэтих слов часто встречаются в  художественной  литературе  о  Древней  Руси.Между тем «обручье» появилось как множественное число к «обручу»,  когда  онуже превратился просто в  «согнутую  пластину»;  «опястье»  в  древнерусскуюпору было «частью рукава у запястья»; «наручь»—деталью воинского доспеха,  ане украшением; «наручье» же вообще значило «столько, сколько можно  взять  вруки, охапка»… А  что  касается  того,  кто  в  Древней  Руси  чаще  носилбраслеты — женщины или мужчины, — вопрос такой же непростой, как и в  случаес гривнами. Археологи редко находят их  в  мужских  погребениях  и  уверенносчитают украшением специфически женским.  Зато  на  страницах  летописей  мывстречаем князей и бояр «с обручи на руках» (отметим,  что  «обручи»  иногдабыли и частью доспеха, но содержание текстов таково, что речь  в  них  идёт,вероятнее всего, о браслетах). Уместно предположить, что  здесь  перед  намивновь «воинско-жреческая» ситуация. Заметим также, что в  воинской  культуремногих наших соседей браслеты занимали важное место, являясь, как и  гривны,одним из символов доблести и желанным подарком из рук прославленного  вождя.Так, викинги Скандинавии называли хорошего предводителя «дарящим кольца»,  иучёные пишут, что здесь имеются в виду браслеты, а не украшения  для  пальцаруки.Древние славяне делали свои «обручи» из самых разных материалов: из кожи,покрытой тиснёным узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитоготонкой металлической лентой, из цельного металла (меди, бронзы, серебра,железа и золота) и даже… из стекла.Тканые и кожаные браслеты, конечно, очень плохо сохранились в земле.Находки их единичны, но археологи справедливо указывают, что большая частьдо нас попросту не дошла.    Стеклянные браслеты сохранились значительно лучше, ведь  стекло  хорошопротивостоит коррозии и практически вечно. Другое дело, из-за  их  хрупкоститонкие витые браслеты находят в основном в виде  обломков.  Они  в  огромномколичестве встречаются при раскопках  древнерусских  городов.  Долгое  времяих, как вообще  все  стеклянные  изделия,  считали  предметами  импорта.  Нотысячи найденных обломков убедили исследователей,  что  стеклянные  браслетыбыли дёшевы и носились буквально всеми горожанками (а  не  только  богатыми,как это было бы, окажись  они  действительно  привозными).  При  поломке  ихвыбрасывали, не пытаясь  скрепить.  Массовые  находки  стеклянных  браслетовначинаются со слоя X века. Голубые,    синие, фиолетовые, зелёные, жёлтые, ярко окрашенные  и  блестящие,  онибыли  продуктом  местных  мастерских.   Новые   раскопки   и   сопоставленияматериалов покажут, в каком  именно  веке  наши  предки  овладели  секретамистеклоделия (см. также главу «Бусы»).    Несмотря  на  дешевизну,  оживлённую  торговлю   и   большую   близостьгородского и сельского быта в те  времена,  стеклянные  «обручи»  (вероятно,опять-таки  из-за  хрупкости?)  не  прижились  среди  сельского   населения,оставшись украшением специфически городским. Их исключительно редко  находятвне городов, да и то, как правило, в ближайших селениях.    Учёные указывают, что стеклянные браслеты были  заимствованы  славянамииз  Византии  и  в  больших  количествах  появлялись  там,   где   строилисьхристианские храмы с их мозаикой,  оконными  стёклами  и  поливной  плиткой.Изучая  стеклянные   браслеты,   удалось   выделить   две   основные   школыстеклоделия: киевскую и новгородскую. Здесь применялся разный состав  стеклаи различные красители, а стало быть, различалась и «мода».    Судя по всему, деревенский люд предпочитал  металлические  браслеты,  восновном медные (серебряные и тем  более  золотые  были  достоянием  знати).Носили их и на левой, и на правой  руке,  иногда  на  обеих,  да  притом  понескольку штук, на запястье и  около  локтя,  поверх  рубах  и  под  ними…(Нелишне, кстати, заметить, что исследователи указывают —  наряд  славянскихженщин был не  столь  богат  металлическими  украшениями,  как  у  некоторыхсоседних племён.)    Металлические браслеты хорошо изучены археологами, учёные делят  их  намножество  типов  и  подтипов  по  способу  изготовления,  по   особенностямсоединения или художественного оформления концов. Тем не менее,  в  отличие,например, от височных колец, лишь немногие разновидности  браслетов  говорятнечто определённое о племени, к которому принадлежал  носивший  их  человек.[pic]Учёные выделяют разве что новгородские «обручи» из  витой  проволоки  собрубленными концами. Может  быть,  браслеты  считались  менее  «священными»предметами, чем те же височные кольца —  принадлежность  женского  головногоубора, который, как показано в предшествующей главе, очень  мало  менялся  втечение долгих веков? Видимо, браслет  было  куда  проще  купить,  подарить,выменять, не нарушая традиций.    Мода на  некоторые  браслеты  распространялась  по  Европе  с  юга,  изВизантии. Археологи считают их продолжением  ещё  древнегреческих  ювелирныхтрадиций.  Таковы,  например,  браслеты  из  дрота  с  концами,  завязанныминарядным  узлом.  (Даже  литые  браслеты  нередко  делались   в   формочках,имитирующих такой узел.) Около X века они появляются и на Руси и  именно  отнас приходят затем в Скандинавию, Финляндию и Прибалтику.    То же самое относится и к незамкнутым браслетам  с  концами,  прекраснооформленными в виде  звериных  головок.  Некоторые  из  них  вызывают  спорыучёных: часть, исследователей полагает, что они были привезены из  Византии,но другие  настаивают,  что  в  X—XII  веках  славянские  ювелиры  были  ужевысококвалифицированными мастерами и вполне  могли  создавать  украшения  нехуже византийских, в том числе и по древним античным образцам.    В  большом  ходу  были  браслеты,   витые   из   нескольких   проволок,«ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках  по  восковым  слепкам  свитых браслетов, а также плетёные — на каркасе и без каркаса. Все они  оченьразнообразны,  встречаются  даже  такие,  в  которых  пруток-основа  оплетёнмелкими колечками, напоминающими звенья кольчуги.    Очень красивы и  разнообразны  «пластинчатые»  (согнутые  из  пластинокметалла) браслеты, кованые и литые. Мода на некоторые из  них  приходила  неиз Византии, а, наоборот, из Северных стран. Например,  широкие,  массивные,выпуклые,  литые,  с  характерным  рисунком   браслеты   часто   находят   вСкандинавии, Финляндии, Карелии. Учёные называют их «ладьевидными».  Нередкоони  даже  застёгивались  замочком,  укреплённым  на  миниатюрных  шарнирах.Славянским мастерам, жившим на территории современной Владимирской  области,как видно, понравился чужеземный  рисунок-змейка.  Однако  сам  браслет  онисделали на свой лад, из тонкой плоской пластины  с  завязанными  концами,  аузор нанесли в технике тиснения (с помощью  штампа),  которой  не  применялисеверные кузнецы. В таком виде, уже  в  качестве  «русского  сувенира»,  этибраслеты  попадают  опять  в  Скандинавию  —  пластинчатые,  да  к  тому  жезавязанные по-славянски, были там редкостью…    С домонгольских времён сохранились браслеты ещё одной  разновидности  —«створчатые», состоящие из двух половинок, соединённых маленькими петлями  изастёжкой. На дошедших до  нас  образцах  различимы  изображения  мифическихживотных, птиц и музыкантов, играющих на  гуслях  и  [pic]дудках-сопелях.  Арядом  с  музыкантами  исполняют  священную  пляску  девушки  в  рубахах   сраспущенными до земли рукавами.    Учёные вполне  обоснованно  предположили,  что  и  сами  браслеты  былипредназначены  для  участниц  подобного  ритуала.  По-видимому,   серебряныестворки придерживали у запястья широкие, длинные  рукава  женских  рубах;  вмомент священнодействия их расстёгивали, и  рукава  разворачивались  подобнокрыльям (см. главу «…и  о  рукаве»).  Интересно,  что  найденные  браслетыдатируются  XII—XIII  веками,  то  есть  были  сделаны  и  использовались  вязыческих ритуалах спустя двести, если  не  триста  лет  после  официальноговведения  христианства.  Вдобавок,  судя  по   характеру   погребений,   онипринадлежали  княгине  или  боярыне.  Вот  так:  по  всей  Руси  уже  стоялихристианские храмы, а знатные жёны продолжали хранить ритуальные  украшения,мало того — сами участвовали и даже возглавляли священный  языческий  танец.И  это  при  том,  что  христианство  на  Руси,  как  известно,  насаждалось«сверху»!    Странная на первый взгляд ситуация объясняется просто, если учесть, чток тому  времени  князья  и  бояре  не  успели  окончательно  превратиться  вугнетателей-феодалов,  ненавистных  народу.  Простые  люди  по  тысячелетнейтрадиции продолжали видеть в них (особенно  в  князьях)  «старейшин»  своегоплемени, вождей не только военных, но  и  религиозных  —  верховных  жрецов,посредников между людьми и  Богами.  И  это  накладывало  на  знатных  людейопределённые обязательства, которыми они не отваживались  пренебречь.  Племяверило: от личности .князя, от  выполнения  им  старинных  обрядов,  от  егодушевного и физического здоровья зависело благополучие  всех  остальных.  Мызнаем,   как   непоколебимо   держались   языческие   представления    средиземледельцев (см., например, главу «Полевик и  Полудница»).  Попробовала  быжена или дочь такого  «посредника  между  людьми  и  Богами»  не  прийти  наязыческий праздник, отказаться от священного  танца,  представлявшего  собоймоление о своевременном дожде, а значит — об  урожае!  Народного  возмущениявряд ли удалось бы избежать…    Вот как много может поведать маленький  браслет,  пролежавший  в  землепочти восемь долгих веков.

pagandom.ru

История браслета: от древности до наших дней

Получивший своё название от французского слова «bras» - рука, украшением браслет стал не сразу. В древности он относился к разряду магических вещей-амулетов, назначением которых было оберегать владельца от болезней и злых духов. Браслет являлся так же символом мужской доблести. Плотно обхватывающий запястье широкий браслет с металлическими вставками и шипами многократно увеличивал шансы его обладателя на победу. Самые ловкие воины умело пользовались браслетом в бою как средством защиты, обороняясь с его помощью от клинка противника, так и грозным оружием, преумножающим силу удара. Браслет на мужском запястье призван был продемонстрировать господство силы и власть. Женщины не обошли вниманием столь любопытный предмет и стали использовать его как украшение, надевая браслеты из золота на предплечье, запястье или лодыжку.В средние века в моду вошли браслеты из различных материалов – металла, кости, кожи, стекла, декорированные камнями. Теперь браслет уже демонстрировал уровень достатка своего владельца. К примеру, на запястье браслеты носили представители низшего сословия, аристократы надевали его на предплечье. На Руси мода на браслеты появилась в 12 веке, только называлось это украшение «обруч». Позднее, в 17-18 веках, когда общественная мораль требовала, чтобы женщины ходили в наглухо закрытых одеждах, появились названия «зарукавье» или «наручи», произошедшие от того, что надевали браслет именно поверх одежды, фиксируя им рукава вместо манжета. На Востоке с древних времён было принято носить браслет на ноге. Изящные золотые цепочки, обвивавшие щиколотки с множеством подвесок, каждая из которых символизировала какое-либо важное событие в жизни. В Европу моду на украшение женских ножек оригинальными браслетами пришла значительно позже, в начале 20-го века.Сегодня браслеты уже не являются амулетами или сакральными символами власти, однако мода 20-го века вдохнула новую жизнь в этот вид украшений. Современные тенденции диктуют различные направления: традиционное – браслеты из драгоценных металлов и камней; экологическое – браслеты из природных материалов – соломы, дерева, кости и кожи; авангардное – изделия из бисера, эмали, расшитых тканей и другие. Между тем браслеты из золота всегда остаются на пике популярности. Желающие обладать этим украшением, выбирают его, руководствуясь собственным вкусом, чувством стиля, понимая, что это не простой аксессуар, а часть имиджа и способ самовыражения.

twicecola.livejournal.com

Браслеты

На фото современное изделие.

Археологи считают браслеты наиболее ранними из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная с VI века.

Слово же "браслет" пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслет словом "обручь", то есть "то, что охватывает руку" (в том числе и кандалы: посейчас ещё наручники именуют "браслетами"). Во французском языке, кстати, "браслет" происходит от слова "bras" – "рука"; таким образом, исконно русское название было заменено на его точную кальку, только иностранную. Ну а слово "рука" бытует во многих славянских языках в одном и том же значении. Пытаясь выяснить его происхождение, разные учёные ищут ему соответствия в разных языках индоевропейской семьи, от литовского "собирать" до древнеисландского "угол". Но сказать определённо, откуда появилась в русском языке привычная нам "рука", а с нею и "обручь", мы пока не можем.

Витые и плетеные браслеты.XI–XII века

"Обруч" давно пишется у нас без мягкого знака и в современном языке обозначает уже не украшение для руки, а "согнутую в кольцо пластину или стержень, прут" (Словарь С.И. Ожегова). Составленный в XIX веке Словарь В.И. Даля приводит его, наоборот, с твёрдым знаком ("обручъ") в том же самом значении: "обод... большое кольцо или гнутый круг", или, в церковном обиходе, "запястье" (в смысле "браслет" слово "запястье" стало употребляться в конце ХV века). "Обручье", стоящее у В.И. Даля рядом с "обручем", также отнесено им к церковной терминологии и означает "запястье, наручь, наручень, опястье, поручь, поручье, зарукавень, браслет". Многие из этих слов часто встречаются в художественной литературе о Древней Руси. Между тем "обручье" появилось как множественное число к "обручу", когда он уже превратился просто в "согнутую пластину"; "опястье" в древнерусскую пору было "частью рукава у запястья"; "наручь" – деталью воинского доспеха, а не украшением; "наручье" же вообще значило "столько, сколько можно взять в руки, охапка"...

Дротовые браслеты.X–XI века

А что касается того, кто в Древней Руси чаще носил браслеты – женщины или мужчины, – вопрос такой же непростой, как и в случае с гривнами. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшением специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр "с обручи на руках" (отметим, что "обручи" иногда были и частью доспеха, но содержание текстов таково, что речь в них идёт, вероятнее всего, о браслетах). Уместно предположить, что здесь перед нами вновь "воинско-жреческая" ситуация. Заметим также, что в воинской культуре многих наших соседей браслеты занимали важное место, являясь, как и гривны, одним из символов доблести и желанным подарком из рук прославленного вождя. Так, викинги Скандинавии называли хорошего предводителя "дарящим кольца", и учёные пишут, что здесь имеются в виду браслеты, а не украшения для пальца руки.Древние славяне делали свои "обручи" из самых разных материалов: из кожи, покрытой тиснёным узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла (меди, бронзы, серебра, железа и золота) и даже... из стекла.

Ложновитые и узкомассивные браслеты.XI–XII века

Тканые и кожаные браслеты, конечно, очень плохо сохранились в земле. Находки их единичны, но археологи справедливо указывают, что большая часть до нас попросту не дошла.

Стеклянные браслеты сохранились значительно лучше, ведь стекло хорошо противостоит коррозии и практически вечно. Другое дело, из-за их хрупкости тонкие витые браслеты находят в основном в виде обломков. Они в огромном количестве встречаются при раскопках древнерусских городов. Долгое время их, как вообще все стеклянные изделия, считали предметами импорта. Но тысячи найденных обломков убедили исследователей, что стеклянные браслеты были дёшевы и носились буквально всеми горожанками (а не только богатыми, как это было бы, окажись они действительно привозными). При поломке их выбрасывали, не пытаясь скрепить. Массовые находки стеклянных браслетов начинаются со слоя Х века. Голубые, синие, фиолетовые, зелёные, жёлтые, ярко окрашенные и блестящие, они были продуктом местных мастерских. Новые раскопки и сопоставления материалов покажут, в каком именно веке наши предки овладели секретами стеклоделия.

Несмотря на дешевизну, оживлённую торговлю и большую близость городского и сельского быта в те времена, стеклянные "обручи" (вероятно, опять-таки из-за хрупкости?) не прижились среди сельского населения, оставшись украшением специфически городским. Их исключительно редко находят вне городов, да и то, как правило, в ближайших селениях.

Учёные указывают, что стеклянные браслеты были заимствованы славянами из Византии и в больших количествах появлялись там, где строились христианские храмы с их мозаикой, оконными стёклами и поливной плиткой. Изучая стеклянные браслеты, удалось выделить две основные школы стеклоделия: киевскую и новгородскую. Здесь применялся разный состав стекла и различные красители, а стало быть, различалась и "мода".

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном медные (серебряные и тем более золотые были достоянием знати). Носили их и на левой, и на правой руке, иногда на обеих, да притом по нескольку штук, на запястье и около локтя, поверх рубах и под ними... (Нелишне, кстати, заметить, что исследователи указывают – наряд славянских женщин был не столь богат металлическими украшениями, как у некоторых соседних племён.)

Пластинчатые браслеты.XII век

Металлические браслеты хорошо изучены археологами, учёные делят их на множество типов и подтипов по способу изготовления, по особенностям соединения или художественного оформления концов. Тем не менее, в отличие, например, от височных колец, лишь немногие разновидности браслетов говорят нечто определённое о племени, к которому принадлежал носивший их человек. Учёные выделяют разве что новгородские "обручи" из витой проволоки с обрубленными концами. Может быть, браслеты считались менее "священными" предметами, чем те же височные кольца – принадлежность женского головного убора, который, как показано в предшествующей главе, очень мало менялся в течение долгих веков? Видимо, браслет было куда проще купить, подарить, выменять, не нарушая традиций.

Ладьевидный браслет и пластинчатый браслет – "русский сувенир".XII век

Мода на некоторые браслеты распространялась по Европе с юга, из Византии. Археологи считают их продолжением ещё древнегреческих ювелирных традиций. Таковы, например, браслеты из дрота с концами, завязанными нарядным узлом. (Даже литые браслеты нередко делались в формочках, имитирующих такой узел.) Около Х века они появляются и на Руси и именно от нас приходят затем в Скандинавию, Финляндию и Прибалтику.

То же самое относится и к незамкнутым браслетам с концами, прекрасно оформленными в виде звериных головок. Некоторые из них вызывают споры учёных: часть исследователей полагает, что они были привезены из Византии, но другие настаивают, что в Х—ХII веках славянские ювелиры были уже высококвалифицированными мастерами и вполне могли создавать украшения не хуже византийских, в том числе и по древним античным образцам.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, "ложновитые", то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетёные – на каркасе и без каркаса. Все они очень разнообразны, встречаются даже такие, в которых пруток-основа оплетён мелкими колечками, напоминающими звенья кольчуги.

Очень красивы и разнообразны "пластинчатые" (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованые и литые. Мода на некоторые из них приходила не из Византии, а, наоборот, из Северных стран. Например, широкие, массивные, выпуклые, литые, с характерным рисунком браслеты часто находят в Скандинавии, Финляндии, Карелии. Учёные называют их "ладьевидными". Нередко они даже застёгивались замочком, укреплённым на миниатюрных шарнирах. Славянским мастерам, жившим на территории современной Владимирской области, как видно, понравился чужеземный рисунок-змейка. Однако сам браслет они сделали на свой лад, из тонкой плоской пластины с завязанными концами, а узор нанесли в технике тиснения (с помощью штампа), которой не применяли северные кузнецы. В таком виде, уже в качестве "русского сувенира", эти браслеты попадают опять в Скандинавию – пластинчатые, да к тому же завязанные по-славянски, были там редкостью...

С домонгольских времён сохранились браслеты ещё одной разновидности – "створчатые", состоящие из двух половинок, соединённых маленькими петлями и застёжкой. На дошедших до нас образцах различимы изображения мифических животных, птиц и музыкантов, играющих на гуслях и дудках-сопелях. А рядом с музыкантами исполняют священную пляску девушки в рубахах с распущенными до земли рукавами.

Створчатый браслет-наруч из Тереховского клада.XII – начало XIII века

Учёные вполне обоснованно предположили, что и сами браслеты были предназначены для участниц подобного ритуала. По-видимому, серебряные створки придерживали у запястья широкие, длинные рукава женских рубах; в момент священнодействия их расстёгивали, и рукава разворачивались подобно крыльям. Интересно, что найденные браслеты датируются ХII—ХIII веками, то есть были сделаны и использовались в языческих ритуалах спустя двести, если не триста лет после официального введения христианства. Вдобавок, судя по характеру погребений, они принадлежали княгине или боярыне. Вот так: по всей Руси уже стояли христианские храмы, а знатные жёны продолжали хранить ритуальные украшения, мало того – сами участвовали и даже возглавляли священный языческий танец. И это при том, что христианство на Руси, как известно, насаждалось "сверху"!

Различные сюжеты на створчатых браслетах.XII–XIII века

Странная на первый взгляд ситуация объясняется просто, если учесть, что к тому времени князья и бояре не успели окончательно превратиться в угнетателей-феодалов, ненавистных народу. Простые люди по тысячелетней традиции продолжали видеть в них (особенно в князьях) "старейшин" своего племени, вождей не только военных, но и религиозных – верховных жрецов, посредников между людьми и Богами. И это накладывало на знатных людей определённые обязательства, которыми они не отваживались пренебречь. Племя верило: от личности князя, от выполнения им старинных обрядов, от его душевного и физического здоровья зависело благополучие всех остальных. Мы знаем, как непоколебимо держались языческие представления среди земледельцев. Попробовала бы жена или дочь такого "посредника между людьми и Богами" не прийти на языческий праздник, отказаться от священного танца, представлявшего собой моление о своевременном дожде, а значит – об урожае! Народного возмущения вряд ли удалось бы избежать...

Вот как много может поведать маленький браслет, пролежавший в земле почти восемь долгих веков.

tainoe.info

История браслета | Блогер katipyseka на сайте SPLETNIK.RU 15 февраля 2012

История браслета

Браслет — излюбленный аксессуар множества женщин. Это украшение может эффектно дополнить любой образ, создать настроение, подчеркнуть нрав его обладательницы и даже быть амулетом. Браслет многолик, и это подтверждают тысячелетия его существования.Первые браслеты появились больше чем 2,5 миллиона лет назад. Их плели из кожи и коры деревьев, позже, с развитием человеческих способностей и возможностей, делали из кости, камня и металла. С каждым веком становилось все больше материалов, из которых изготавливали это украшение. Украшение — в нынешнем понимании браслета. Изначально браслеты обладали скорее магическим значением, они защищали от духов, врагов, напастей и болезней.image Золотой браслет с протомами сфинксов 400—350 годы до н.э. Курган Куль-Оба. Из фондов Государственного Эрмитажа Создание браслета могло быть целым ритуалом, а носить его нужно было не снимая ни при каких обстоятельствах. Если говорить о мировой истории вещи, стоит обратиться к Древнему Египту, Древней Греции и Римской империи. Сохранившаяся или интерпретированная живопись и археологические находки доказывают, что браслеты были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского образа. На древних египтянах можно увидеть множество тонких металлических браслетов, надетых на плечи и запястья.image Крученый золотой браслет с бирюзой. IV—VI вв. до н.э. Многие из них были украшены символом Уджат, глазом Гора и защищали от зла и сглаза. В Книге Мертвых сказано: «Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт». Такая вот впечатляющая мистическая символика. Греки носили браслеты как символ боевой доблести, эту традицию, как и колоссальное культурное наследие, впоследствии позаимствовали у греков римляне. А вот в православной Руси браслет был действительно лишь украшением красных девиц. Хотя, до поры до времени image Браслет, копье, щит, кинжал, пряжка. Обработанный металл. 2000 год до н.э Со времен появления в человеческой жизни драгоценных камней и металлов, браслеты стали не только амулетом, но и знаком определенной классовой принадлежности и обеспеченности. На руках знатных женщин всегда блистали золотые и серебряные украшения, инкрустированные дорогими камнями.Дизайн украшений определяли культура и мода: античные узоры, мифологические создания, оккультные символы, животные, бабочки, растительные орнаменты — все это было на браслетах в разные эпохи и в разных странах. Но все же, каким бы ни был браслет, во времена Средневековья, Нового и Новейшего времени он не потерял своего тайного смысла.Особенно любопытно возрождение тайного значения украшения в России XVIII века: браслеты украшали камнями в определенной последовательности, первая буква названия каждого камня соответствовала букве имени возлюбленного обладательницы браслета. Вскоре появились и практически «шаманские» подвески-медальоны, которые пристегивались к браслетам. Они представляли полые открывающиеся и закрывающиеся кулоны, внутри которых могла храниться прядь волос все того же возлюбленного или его портрет.image Серебряный браслет с изображением зверей и птиц, найденный на раскопках под Старой Рязанью. XII—XIII век Носилась данная красота исключительно на левой руке, ближе к сердцу, видимо. Еще одно интересное представление украшения, появившееся чуть позже — браслеты с магическим названием «сердечная неволя». «Неволя» — это два кольца, соединенные цепочкой с замком в виде сердца. Надевали их на одну руку: первое кольцо на запястье, второе — ближе к локтю. Можно предположить, что демонстрировалось данное украшение только избранным.imageСейчас браслет — скорее аксессуар. У многих женщин несколько десятков браслетов на все случаи жизни. И очень сложно представить себе, что в медальоне, пристегнутом к украшению вашей подруги, таятся кудри ее молодого человека. Современный браслет — результат мастерства дизайнера и ювелира. Ведущие мировые ювелирные дома обязательно включают в свои линейки браслеты, ведь это украшение всегда актуально.

www.spletnik.ru

Браслет | Энциклопедия моды

БраслетБраслет (англ. bracelet) – аксессуар, являющийся украшением для рук или ног. Может быть предметом мужского, женского и детского гардероба.

Виды браслетов

По материалу

  • Металл
  • ТекстильМеталлический, пластиковый и кожаный браслеты
  • Кожа
  • Резина
  • Силикон
  • Дерево
  • Камень
  • Цветы
  • Пластик
  • Бисер
  • Браслеты на шарнирах, разомкнутый и на кнопкахСтекло

По способу запирания

  • Разомкнутые
  • На молнии
  • На замке-защелке
  • На шарнирах
  • На кнопках
  • На липучке

По конструкции

Мягкие

  • Глидерные — браслеты, состоящие из отдельных элементов, с шарнирным или пружинящим соединением.
  • Цепные — несколько колец (звеньев) различной формы, соединенные между собой.
  • Плетеные — представляют собой ажурную конструкцию, сплетенную из каких-либо материалов.

Жесткие

  • Замкнутые — имеют форму неразъемного кольца.
  • Пружинящие — имеют вид разорванного кольца.
  • Шарнирные — состоят из двух половинок, с одной стороны скреплены шарниром, а с другой соединяются замком-защелкой.

Браслет Браслет Браслет

Основные модели

  • Браслет-змея – пружинящий браслет спиралевидной формы, имитирующей форму змеи.
  • Браслет-митенки – сплетенный из бисера браслет, закрывающий поверхность кисти, не затрагивая пальцев.
  • Шипованный браслет – браслет, украшенный накладными, как правило, металлизированными элементами в форме шипов.
  • Браслет-цепочка – звенья, скрепленные между собой различным способом плетения.
  • Браслет-часы – украшение, основным элементом которого являются часы, могут располагаться по центру или использоваться в виде подвески на браслет-цепочку.
  • Браслет «Пандора» – браслет, элементы которого (камни, подвески и т.д.) нанизываются отдельно на цепочку или шнурок.
  • Теннисный браслет – тонкий браслет, инкрустированный драгоценными камнями, как правило, бриллиантами.

Основные виды плетения браслетов-цепочек

  • Панцирное – плетение цепочки, в которой звенья овальной формы изогнуты в виде незавершенной восьмерки, лежат в одной плоскости.
  • Якорное – плетение цепочки, в которой звенья расположены во взаимно-перпендикулярных плоскостях.
  • Современный браслетВенецианское – плетение, имеющее прямоугольное сечение.
  • Византийское — сложный вид плетения, в котором простые звенья сочетаются с закрученными кольцами в виде «восьмерок» и «калачиков».
  • Королевское — звенья браслета, имеющие вид короны.
  • Ролло – стандартное якорное плетение, выполненное из круглых звеньев.
  • Перлина — цепочка, в которой звенья имеют шарообразную форму.
  • Бисмарк — каждое звено цепи, выполненное в виде двухрядной законченной спирали.
  • Двойной ромб — плетение состоит из ромбовидных, перехватывающих друг друга звеньев.
  • Сингапур — звенья в виде колечек, соединенных между собой, создают эффект перекручивания.
  • Шнурок – уплотнение звеньев панцирного плетения или других классических видов.
  • Нонна — округлые звенья располагаются один внутри другого, создавая при этом объемный рисунок.
  • Лисий хвост – каждый новое звено наслаивается на предыдущее, не оставляя незаполненного пространства.

История

Доисторический период

В 2010 году алтайские археологи обнаружили в «Денисовой пещере» древнейший женский браслет, его возраст составил 40-50 тысяч лет (период палеолита). На украшении имелось специальное отверстие, через которое, предположительно, продевалась веревка.

Доисторический браслет«Мы выяснили, что предмет прожил долгую жизнь, что его несколько раз чинили, восстанавливали. Браслет был изготовлен из хлоритолита. В тех местах, где он был найден, источников для его создания археологи и геологи не обнаружили. Чтобы изготовить этот предмет человек либо экспортировал сырье издалека, либо он был изготовлен в каком-то другом месте. Это свидетельствует о том, что люди все время передвигались, подбирали специальное, а не случайное сырье для своих украшений, обладали хорошим художественным вкусом. Когда на браслет попадает свет, то он приобретает зеленоватый оттенок. Несомненно, это была большая ценность в то время, и маловероятно, что он принадлежал рядовому члену того общества».

Павел Волков

В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья. Это позволяло избежать ряда травм. В настоящее время данная технология используется во время соревнований по легкой и тяжелой атлетике или в борьбе.

Помимо практического назначения, браслет также использовался пещерным человеком в качестве оберега. Предмет изготавливали из бивней мамонта, зубов животных, дерева, веревок, минералов, камня и пр. Пещерные люди наделяли браслет мистическими свойствами — использовали в ритуалах, отгоняли злых духов.

Античность

В античный период браслеты получили широкое распространение у мужчин и женщин в древнем Египте, Риме, Индии, Греции, Африке. С развитием металлургии люди начали изготавливать украшения сначала из меди, а затем – из бронзы, золота, серебра (использовали высшие сословия). У римлян на браслетах были изображены змеи, львы, гербы, ветвистые орнаменты, у греков – листья, боги и пр. Древние египтяне на украшениях делали гравировки с образами сверхъестественных существ.

Браслет, созданный в Египте примерно в 1850-1550 годах до н.э. Браслет, созданный в Египте примерно в 1479-1425 годах до н.э. Браслет, сделанный примерно в 300-250 годах до н.э.

Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды. Украшения подчеркивали принадлежность обладателя к власти. У высших сословий браслеты были изготовлены из дорогих металлов и камней, цветного стекла. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье. Египтяне использовали аксессуар также в качестве украшения щиколоток ног. У воинов были именные браслеты, для них предмет являлся символом мужества, чести, отваги. Низшие классы изготавливали украшения из текстиля и камня, как правило, носили на запястье.

Средние века

На Руси в IX-XII веках браслеты представителей высших сословий были изготовлены из золота или серебра, украшенного чернением, у горожан – из стекла, у крестьян – из меди, кожи, ткани. Славяне называли браслеты «обручами» (то, что обхватывало руку). Носили их на левой или на правой руке, иногда на обеих и сразу несколько. Предмет надевали на запястье или предплечье, поверх рукава или под него.

Существовало несколько видов металлических браслетов. По способу запирания: замкнутые и разомкнутые, створчатые (состоящие из двух половинок соединенных маленькими петлями и застежкой). По художественному оформлению: витые, пластинчатые, плетеные. По способу изготовления: кованые и литые.

Браслет, сделанный в 4 веке (предположительно в Риме) Браслет, сделанный в 5-6 веках (предположительно в Сирии) Браслет, сделанный в 6-7 веках

На украшениях, обнаруженных археологами, различимы образы мифических животных и птиц. На браслетах также изображали различные сюжеты, например, музыкантов, играющих на инструментах, девушек, исполняющих танцы и пр. Ученые считали, что традицию художественного оформления на Руси заимствовали из древней Греции, Рима, Индии и Египта.

Мода на некоторые браслеты распространялась по Европе с юга, из Византии. Таковы, например, украшения из дрота с концами, имитирующими завязанный узел. Около X века они появились на Руси, а затем получили распространение в Скандинавии, Финляндии и Прибалтики. Ведутся дискуссии по поводу браслетов, концы которых имитировали звериную голову. Некоторые ученые полагают, что данные украшения были привезены из Византии, но другие считают, что в X—XII веках славянские ювелиры были уже высококвалифицированными мастерами и вполне могли создавать браслеты самостоятельно, подражая древним античным образцам.

Браслет, сделанный примерно в 6-7 веках Браслет, сделанный примерно в 8-10 веках Браслет, сделанный примерно в 8-10 веках

Воины носили наручи и поножи (часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти и ноги от колена до щиколотки), состоящие из металлических пластин. В средние века модными стали длинные рукава, в некоторых европейских странах перестали носить браслеты.

Эпоха Возрождения и Новое время

В эпоху Возрождения браслет вместе с модой на укороченные рукава снова стал неотъемлемой частью европейского гардероба.

Браслеты, созданные в Нигерии в 17-19 векахВ XVI веке французские ювелиры начали создавать браслеты, покрытые цветной эмалью. Аксессуар инкрустировали драгоценными камнями и жемчугом. Мужские и женские браслеты украшали резным узором с изображением растений, животных, птиц и т.д. Так известен аксессуар, имитирующий образ белочки, датируемый XIV—XV веками. Рыцари носили браслеты в знак любви, получая от дамы сердца этот предмет, надевали его на левую руку.

В XVI веке в Англии появились наручники для заключенных. Они представляли собой два браслета, соединенных короткой цепочкой. Наручники были выполнены из металла. Браслет имел подвижный элемент, фиксировавшийся в одном положении с помощью защелки. Отпирались и закрывались наручники с помощью ключа. Некоторые модели запирались от нажатия на защелку.

В XVIII столетии в моду вошла закрытая одежда. Широкие браслеты стали пришивать к одежде на манер манжета. Появились браслеты-цепочки, их надевали поверх рукава.

В XVIII веке, во времена правления Александра I, вошло в моду ношение браслетов и цепочек на щиколотках ног.

XIX век

В XIX веке широкое распространение получили украшения тульского оружейного завода, мастера которого славились навыками художественной отделки металлов. Французские ювелиры начали изготавливать браслеты из кораллов. В викторианскую эпоху аксессуары носили попарно. Художественное оформление приобрело смысловую нагрузку. Это могли быть и мистические значения (цифры, атрибуты суеверия) и портрет любимого человека. Огромное распространение получила гравировка. Браслеты оформляли в виде акростиха, в котором первая буква камней обозначала различные чувства: дружбу, любовь, привязанность и пр.

Парные браслеты, созданные в 1825-30 годах во Франции Браслет, сделанный в Европе в 60-е годы 19 века

Особую известность получили браслеты-склаважи, которые представляли собой два кольца, соединенные цепочкой с замком в виде сердца. Надевали их на одну руку на запястье ближе к локтю.

А. С. Пушкин носил браслет с турецкой надписью на предплечье левой руки. Изделие было выполнено из золота и зеленой яшмы.

В 1892 году российский журнал «Модный свет» рекомендовал использовать браслеты для украшения прически. Он должен был обхватывать, так называемый, греческий узел.

XX век

В первой половине XX века у браслетов появились новые формы: квадратная, треугольная, трапециевидная и др. Дизайнеры начали экспериментировать с материалами (пластиком, кожей, силиконом, стеклом, живыми цветами), сочетая их друг с другом.

В 30-е годы ювелир Фулько ди Вердура создал для Коко Шанель браслет в форме неразъемного кольца из серебра, покрытого сливочно-белой эмалью. На украшении был изображен мальтийский крест, инкрустированный драгоценными камнями.

Фулько ди Вердура показывает Коко Шанель браслет Коко Шанель в браслете от ювелира Фулько ди Вердура Браслеты, созданные Коко Шанель (последнее творение)

В 50-е годы дизайнеры ювелирного дома Van Cleef & Arpels изготовили браслет с изображением пчелиных сот. Украшение представляло собой широкую ленту, состоящую из нескольких золотых Браслет от модного дома Christian Dior (1947 год)пластинок шестиугольной формы. На каждой из них была изображена звезда, декорированная крупным камнем – рубином или бриллиантом. Застежка имела форму завитка и была украшена камнями в невидимых оправах («Serti Mysterieux»). Такая форма вставки драгоценных камней была разработана и запатентована Ван Клифом и его партнером Арпельсом в 1933 году. Особенность заключалась в том, что камни плотно, один за другим, нанизывались на тончайшие рельсы-оправы, выполненные из золота или платины. При этом поверхность драгоценных камней выглядела абсолютно ровной.

В 50-е годы появились браслеты из позолоченных нитей.

В 1952 году ювелиры Дома Cartier изготовили для герцогини Виндзорской браслет, в форме пантеры, выполненный из оникса, бриллиантов и алмазов. В 2011 году лондонский аукционный дом Sotheby’s продал украшение за 7 миллионов долларов.

В 1954 году Ван Клиф и Арпельс изготовили украшение «Zip» для герцогини Виндзорской. Когда молния находилось в закрытом состоянии, аксессуар представлял собой браслет, а в открытом положении — колье. В 60-е годы были популярными браслеты из бисера, нитей, веревок. Плетеные украшения в моду ввели хиппи.

В 1982 году компания Pandora выпустила браслет Pandora Style. Украшение состояло из отдельных бусин и подвесок, нанизываемых на шнурок. Покупатель мог самостоятельно выбирать элементы для браслета.

В 1954 году Van Cleef&Arpels изготовили украшение «Zip» для герцогини Виндзорской Крис Эверт рекламирует теннисные браслеты В 1982 году компания Pandora выпустила браслет Pandora Style

В 1987 году тонкие украшения из бриллиантов стали называть теннисными браслетами. Свое название изделие получило благодаря спортсменке Крис Эверт. Американская теннисистка прервала игру на Открытом чемпионате США из-за того, что с ее запястья упал бриллиантовый браслет. На пресс-конференции Крис Эверт пояснила, что не могла не остановить матч, потеряв свой «теннисный браслет».

XXI век

Браслет для победителя турнира WSOPВ сезоне осень-зима 2010-2011 дизайнеры Дома Van Cleef & Arpels создали женскую коллекцию украшений, выполненных из белого и розового золота. Изделие состоит из пяти тонких замкнутых и разомкнутых браслетов, скрепленных между собой. В этом же сезоне в женской коллекции Bottega Veneta Томас Майер представил широкие разомкнутые браслеты с изображением жука-носорога.

В 2012 году ювелир Джейсон Арашебен создал браслет для победителя турнира WSOP по покеру. Изделие было украшено бриллиантами общим весом свыше 35 каратов. На изготовление браслета ушло 170 грамм 14-каратного золота.

В сезоне весна-лето 2012 Доменико Дольче и Стефано Габбана представили мужские плетеные браслеты цвета хаки на замке-защелке. На металлической бирке аксессуара был изображен логотип бренда Dolce & Gabbana.

В женской коллекции Schumacher осень-зима 2012-2013 Доротея Шумахер представила браслеты-цепочки с декором в виде четырехлистного клевера.

Рекламная кампания Cartier Рекламная кампания Dolce&Gabbana

Браслеты регулярно выпускают бренды Bvlgari, Cartier, Tiffany and Co, Van Cleef & Arpels, Giorgio Armani, Gucci, Dolce&Gabbana, Chanel, Lanvin, Blumarine, H&M и др.

Рекомендации

При выборе браслета необходимо обращать внимание на пропорции. В случае, когда запястье полное, нужно исключать слишком тонкие или, наоборот, очень крупные браслеты. На миниатюрной руке хорошо смотрятся почти все формы украшений, за исключением объемных. На стандартном запястье можно носить браслет любого размера.

Женские браслеты в интернет-магазине Wildberries

wiki.wildberries.ru

История браслета | Plummy News

У каждой женщины в шкатулке есть браслет, который дожидается своего часа, а та у которой нет может воспользоваться услугами интернет магазина браслетов . Блистая на прелестной женской ручке, он создает особое настроение и придает изюминку ее образу. Сегодня браслеты выполняют преимущественно декоративную функцию, дополняя внешний вид и подчеркивая изящность запястья или щиколотки хозяйки. Но так было не всегда. История браслета пестрит удивительными фактами, преподнося их в качестве амулетов, защитников от негатива окружающего мира, хранителей любовных тайн и показателей положения в обществе.

Викторианский золотой браслет

История браслета уходит корнями в глубокую древность. Первые браслеты делали из кожи, коры деревьев, бивней мамонтов, позднее из металлов и драгоценных камней. Говоря о мировой истории этого украшения, стоит упомянуть Древнюю Грецию, Египет и Рим. В те времена на первом месте стояли защитная и оберегающая функция браслетов, нежели декоративная. Культурные памятники рассказывают, что браслеты были частью не только женского образа, но и мужского. Например, греки носили их как символ доблести в бою, что позднее переняли у них и римляне.

Слово браслет (bracelet) имеет французское происхождение и означает «запястье», потому что это место было самым распространенным для его ношения. Хотя

нередко браслеты украшали руки, предплечья и щиколотки ног. Всплеском моды на браслеты, сделанные из золота, можно считать григорианскую эпоху, а викторианский период добавил смысловые нагрузки, которые накладывались на ношение этого украшения. Например, камни, декорировавшие браслет, располагались в особом порядке так, что первые буквы их названий составляли имя возлюбленного.

Также особым изыском того времени был браслет, выполненный в форме акростиха, когда первые буквы камней обозначали чувства – любовь, привязанность, холодность и другие. Интересны подвески-кулоны, хранившие прядь волос возлюбленного или его фотографию.

В XIX веке модно было носить браслеты «сердечная неволя», которые часто называли французским словом эсклаважи (склаважи) – рабство. Они представляли собой два браслета, соединенных цепочкой. Один носили на запястье, другой – у локтя. Середина XIX века примечательна украшениями внушающих размеров, так называемыми браслетами-монстрами.

Интересно и символично строилась история браслета. Даже немного жаль, что сегодня его ношение не наполнено таким глубоким смыслом. Однако и в наше время браслету можно придать значение защитного амулета, если речь идет о браслете Shamballa – гармонизирующем и дающем живительную силу. А в некоторых областях Индии тонкие браслеты из слоновой кости считаются символом брака и равнозначны обручальным кольцам. Их носят по особым правилам согласно местным традициям. Они не только украшают, но и восхитительно звучат при танце!

www.plummynews.ru


Смотрите также