Керамика древняя фото. Керамика Кальтаджироне. Часть I. Региональный музей керамики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Поэзия минойской глины. Керамика древняя фото


Археологическая керамика в ГИМе. Несколько фотографий.

  Порой случается так, что уникальным находкам мы обязаны досадному случаю - видите, при обжиге в печи какие-то мелкие предметы упали на красивый ляган и испортили его. Так и вижу, как мастер-наккош, нехорошо вырагавшись, в сердцах швырнул его в мусорную яму... И теперь, семь столетий спустя, мы можем любоваться сложным и филигранным орнаментом, который, кстати, и сейчас встречается при росписи узбекской обливной керамики.

О, а вот такая роспись, как на этой шокосе, была широко популярна в Риштане до начала 20в.! Это уже потом на смену мелкому детализированному узору пришел обобщенный стиль с мощным, широким мазком при росписи. А тогда было сильно влияние китайского фарфора, такой стиль и называли - "чинни". Здесь, впрочем, довольно много местных узоров и символов.

   Наверху - типичный кушкулок - сосуд для кислого молока или сливок, его форма до сих пор практически неизменна. Чуть ниже - чаша-шокоса, очень похожая на керамику древнего Бикента (Ташкента). Использование свинцовой глазури, придающее изделиям цвета охры и шафрана, до сих пор характерно для ташкетской керамической школы. Роспись попроще, но, как мне кажется, мастер видел образцы из тех краев и вдохновлялся ими.  А пониже - вай-вай-вай! Снова упали друг на друга чашки, спеклись в один ком! Такое случается, ведь весь процесс обжига происходит вручную и печь стараются загрузить по максимуму, чтобы не пережигать напрасно топливо. Ох и трещали, наверняка, затылки у подмастерьев - столько работы пропало! : ))

Над двумя вот этими чашами я долго хихикала - ничего не напоминает? Очень уж похоже на тот кошмарный "риштан", которым наполнены восточные лавки и магазины, торгующие узбекской посудой. Глазурь здесь, правда, покрепче будет - вон, сколько веков выдержала. Ну и роспись не в пример изящнее. Вон те треугольные штуки - это подставки, использующиеся при обжиге в печи.

В центре стенда - три по-настоящему роскошные чаши. На левой сымитирован узор павлиньего хвоста, у правой - сложная симметричная композиция из нескольких поясов орнамента. "Звезда Давида" на средней смущать вас не должна - стоит вспомнить распостраненность иудаизма в Хазарском каганате. Через несколько столетий значение символа забылось или изменилось, но его изящная форма способствовала тому, что мастера стремились повторять ее при росписи изделий.  На этом с золотоордынским стендом заканчиваю. Давайте еще немного пройдемся по музею.

Не ожидала встретить старую знакомую! : )) Оказывается, Даши Намдаков подарил одну из своих "Хранительниц" музею еще много лет назад. Странно, мне кажется, в этом зале я ее не видела раньше. По сравнению с остальными у этой довольно миролюбивый вид ; ))

  Трипольская культура с ее сложными по форме изделиями с удивительно красивым орнаментом.

  Возможно, эти трехногие сосуды использовались в качестве храмовых курительниц, но, может, их форма просто была максисмльно удобна и устойчива для бытовых нужд : ))

Образцы керамики Трипольской культуры (lV тыс. до н.э.) и сосуд работы риштанского мастера Алишера Назирова. Глядя на них, понимаешь, сколь глубоки корни, питающие керамическую традицию Узбекистана... #керамика #когдацвететгранат #риштанскаякерамика #алишерназиров

Образцы керамики Трипольской культуры (lV тыс. до н.э.) и сосуд работы риштанского мастера Алишера Назирова. Глядя на них, понимаешь, сколь глубоки корни, питающие керамические традиции...

  Середина 3 тыс. до н.э. - а вы только посмотрите на эти отполированные топоры и сосуд достаточно сложной формы!

  Древние скотоводы Евразийских степей. Ямная культура, первая половина 3 тыс. до н.э.

  Культура катакомбного круга. Середина - вторая половина 3 тыс. до н.э.

  Предгорья Северного Кавказа. Майкопская культура. 3 тыс. до н.э.

  Примерно оттуда же : ))

  Северный Кавказ 3-2,5 тыс.до н.э.

  Пара стендов античного периода : ))

  Обратите внимание, какие сосуды для ароматических масел. Очень тонкая работа!

  Амфоры - куда ж без них : ))

  Росписи становятся все более тонкими и композиционно сложными.

  Сосуды в форме зверей и птиц были популярны и у сарматских племен в Прикубаньи.

  Это уже Древняя Русь. Глядя на этот "наливник" как не вспомнить сосуды-урдаки Средней Азии! : ))

  Ну а это уже почти современность - 13-18вв. : ))

  Просто понравились сосуды - размерами и красотой формы : ))  На этом мне стало скучно и мы таки отправились на выставку в Музей моды : ))

bellezza-storia.livejournal.com

Неповторимая черная керамика из Мексики

blackclay16

Каждый, кому посчастливилось побывать в Мексике, обращал внимание на прекрасные гончарные изделия черного цвета, продающиеся на ремесленных рынках и в туристических магазинах. Черная керамика производится только в местечке близ города Оахака, но она настолько популярна у коллекционеров и просто туристов, что приобрести ее можно в любом уголке Мексики.В чем же ее особенность?

blackclay4

Ну, прежде всего, керамика не окрашена в черный цвет, а получает его благодаря уникальным свойствам местной вулканической глины, которую добывают только около мексиканской деревни Сан Бартоло Ковотепек. Это глина-хамелеон. В сыром виде - это непримечательная серая масса. Интересно, что приобретет ли готовая ваза или кувшин знаменитый черный цвет, зависит от способа обжига изделия.

blackclay12blackclay11Если обжиг производить в современной газовой печи, то получится мягкий золотисто-коричневый цвет. А вот если обжигать изделия в традиционных земляных (!) печах отапливаемых исключительно дровами, тогда получается этот волшебный черный цвет! Таким же способом обжига пользовались много-много столетий назад древние индейцы-сапотеки, населявшие территорию современной Оахаки.

blackclay18

Что примечательно, помимо традиционного обжига, при производстве черной керамики ремесленники также используют древний индейский способ создания изделия - без гончарного круга! Да-да, точно также как и предки-сапотеки более 2000 лет назад современные мастера просто используют две глиняных тарелки - верхняя установлена на нижнюю, перевернутую - и медленно (!) прокручивая придают форму будущему сосуду. Конечно, чтобы получить безупречную ровную форму требуется огромное мастерство и опыт.

blackclay17

После того, как керамике придали форму, ее ждет сушка в закрытом помещении, что в среднем занимает около 3х недель. А затем мастер берет уже затвердевшую глину и при помощи ножа и прочих инструментов вручную вырезает ажурный узор. Ну и потом следует обжиг.Таким образом, на производство каждого изделия уходит от 20 до 30 дней!

blackclay6

Но и это еще не все! Вы обратили внимание на характерный металлический блеск ваз? Нет, изделия неглазурованные. А блеск достигается путем натирания керамики куском квартца!

blackclay14

Это изобретение принадлежит Доне Розе, которая, являясь потомственным гончаром, в 50х годах прошлого века придумала такой необыкновенный способ завершающей оттелки керамики!Естественно Роза Реал де Ньето была выдающимся мастером своего дела, победительницей множеств конкурсов, а коллекционеры стояли в очереди за ее керамическим произведениями. В наши дни в мастерской Доны Розы работают ее внуки, тщательно соблюдая семейные гончарные традиции.(А сама Дона Роза за работой - на фотографии ниже)

blackclay9

Таким образом, как вы видите, что создание любой вазы или тарелочки - это ручной и трудоемкий процесс, который делает каждое изделие исключительным и неповторимым.

blackclay15

Ну и что лично меня радует больше всего, так это то, что современные мексиканские дизайнеры и мастера-кустари производят прекрасные украшения из оахакской глины.Черный цвет керамики и блеск мексиканского серебра - красивое сочетание, не правда ли?

DSCN3407DSCN3331DSCN3301

bellezza-storia.livejournal.com

Керамика Крито-Микенской цивилизации. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

1500 до н.э. -пифосы- Зап. Кладовые дворца-knossos .

Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в Додворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации.В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов….

1500 до н.э. -Пифосы-- Минойские

Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.

1500-1450 до н.э.-керам-c лабрисами-

Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами — лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.

2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение

2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение

Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.

1900 - 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

1900 — 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.

Трипольская культура (Кукутень)

Трипольская культура (Кукутень)

В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.

1900-1700 г. до н.э.-.минойская крит-

Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.

1300 г.. до н.э-вазы-Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.

1200 в до н.э.-осмин-микенск. ваза- кладбище Perati-.

Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.

1300 г. до н.э.-Микенская колесница-Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений,  в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.

800-00 гг. до н.э.амфора

Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.

735-730 гг. До н.э.-свастика- аттика- ойнахойеТемные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.

730 гг. До н.э. корабльТессей и Ариадна

730 гг. До н.э-свастика-свастика

740 гг. до н.э.--лебеди-пиксос

600-550 г. до н.э.Aryballos, Corinth,

600г.до.н.э-Ойнохойя -кувшин для вина-

-640 г. до н.э-козы-керам-крит-гуси.

715 гг. до н.э-свастика--

715 гг. до н.э-свастика-килих

600 в. до н.э.-чаша с бараном - Пегасы и колесница -

540-530 г до н.э.-Anfora,kamiros, Родос

540-530 г до н.э.-Achilles killing Penthesilea. c.

 

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

Керамика Кальтаджироне. Часть I. Региональный музей керамики

Дорогие друзья! Следующий колокольный маршрут, о котором я хочу рассказать — это яркий и незабываемый сицилийский город Кальтаджироне (Caltagirone), предметом гордости местных жителей которого служит керамическое ремесло.

Колокольчики и альбарелло, изготовленные в КальтаджиронеКолокольчики и альбарелло, изготовленные в Кальтаджироне

В первой части я расскажу о Региональном музее керамики, а во второй мы заглянем в некоторые керамические магазинчики и поднимемся по знаменитой лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария дель Монте.

Планируя поездку еще дома, мы не могли найти способ, как обернуться в Кальтаджироне из Летояни (рядом с Таорминой) за один день без машины или ночевки в гостинице, притом, что Кальтаджироне находится не так уж далеко. Туристические форумы сообщали о тех же трудностях. В Таормине мимоходом заглянули с вопросом в первую попавшуюся турфирму. Что тут началось! На поиски были брошены все силы:). Искали долго. В итоге нам предложили доехать сначала на поезде до Катаньи, затем пересесть на автобус до Кальтаджироне. Автобус шел поздновато, поэтому решили ранним утром захватить еще немного и Катаньи:). Дальше действовать по обстоятельствам.

В Катанью прибыли на несколько часов раньше, чем должен отправляться автобус в Кальтаджироне. На всякий случай отправились на станцию уточнить расписание. И тут… я не поверила своим глазам… На площади уже стоял автобус с табличкой «Caltagirone»! Радостный водитель с улыбкой Челентано (помните фильм «Безумно влюбленный»?:) пригласил в салон, как будто автобус подан специально для нас:)

И вот мы мчимся по сицилийским просторам, любуясь залитыми солнцем полями и бесконечными рядами лимонных деревьев. Наконец на высоком холме показался город. Мы доехали до конечной станции, чтобы справиться об обратной дороге. Все отлично! Есть подходящие и автобусы, и поезда.

Музей решили посетить в первую очередь, так как приближалась сиеста, а мы так и не выяснили, есть перерыв или нет. В связи с этим о покупке керамики именно в Кальтаджироне я особо не горевала, — мы видели ее почти во всех городах, где побывали.

Эта дорога приведет нас к музею керамики. Он будет слева после парка.

Кальтаджироне

Керамические украшения в Кальтаджироне повсюду.

Кальтаджироне

Керамические украшения в Кальтаджироне

А вот и музей.

Региональный музей керамики в Кальтаджироне

Каталог выставки Диалог с керамикойНас встретили очень радушно, особенно, когда узнали, что мы из России. Оказывается, в 2005 году в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости проходила выставка «Диалог с керамикой». На ней было представлено более 170 уникальных керамических изделий от античности до ХIХ столетия из коллекции Кальтаджиронского музея. Сотрудники подарили нам большой каталог, подготовленный к этой выставке, а у меня, к счастью, оказался с собой наш колокольчик «Колокольная галерея», который я подарила в ответ.

Музей керамики был открыт в 1965 году. В его залах собрано более 2500 экспонатов, раскрывающих многообразие сицилийской керамики с древних времен до наших дней, испытавшее на себе влияние многих культур — греческой, римской, византийской и мусульманской, которое, в последствии, привело к формированию неповторимого сицилийского стиля.

В музее семь залов — A, B, C, D, E, F, G. Из огромного количества фотографий для показа в этом рассказе я выбрала экспонаты, которые участвовали в Питерской выставке.

Экспозиция музея состоит из трех больших разделов:

Керамика древнего мира

Древние археологические находки, представляющие собой классические римские и ранние христианские керамические предметы, расположены в зале B.

Древняя керамика

Скифос (skyphos)Скифос (skyphos). 12 см. 550 до н.э.

Пелика (pelike)Пелика (pelike). 13,7 см. 499 — 400 до н.э.

Керамика средневековья

В зале C находятся макеты некоторых средневековых печей для обжига керамических изделий.

Зал D представляет керамику X — XV вв.

Средневековая керамика

Миска с петлеобразными ручками (catino poliansato) Миска с петлеобразными ручками (catino poliansato). 17 см. Polizz XV в. Чаша (scodella) Чаша (scodella). 7,5 см. Палермо XII в.

Кувшин (brocca)Кувшин (brocca). 38 см. Восточная Сицилия XV в.

Чаша (ciotola)Чаша (ciotola), прото-майолика, Agrigento XIII в.

Керамика Кальтаджироне, изготовленная после XVI в.

Залы E и F представляют период с XVI до XVIII вв.

Керамика

Сосуды и кувшины для святой водыСосуды и кувшины для святой воды

Особый интерес у меня вызвали керамические фигурки. Так хотелось, чтобы это были колокольчики. Но нет. Оказывается, это масляные лампы. Они заполнялись оливковым маслом, в которое помещался фитиль. В последствии такие лампы трансформировались в подсвечники.

Масляная лампа в форме женской фигуры (Lucerna antropomorfa)Масляная лампа в форме женской фигуры. Кальтаджироне XVI в. (Lucerna antropomorfa)

В зале А демонстрируется керамика Кальтаджироне XVIII — XIX вв.

керамика Кальтаджироне XVIII - XIX вв.

керамика Кальтаджироне XVIII - XIX вв.

Ваза (vaso oramentale) Ваза (vaso oramentale) 63 см. Кальтаджироне 1865 Ваза (vaso oramentale) Ваза (vaso oramentale) 63 см. Кальтаджироне XIX в.

К середине XVIII в. сицилийская керамика начала обретать свой собственный стиль. Надеюсь, что на выставке «Колокольчики и народные промыслы» появится отдельная статья про нее.

 

Зал G представляет изделия сицилийских ремесленников. Здесь можно полюбоваться разнообразными предметами, с характерными для сицилийской керамики цветами и формами. Это вазы, банки, масляные лампы, плитки, сосуды с изображением ангелов, святых, гербов, женских профилей и т.д.

 

Сосуд (bombola)Сосуд (bombola) 34 см. Трапани. XVII в.

Сосуд (bombola)Сосуд (bombola) 24,5 см. Кальтаджироне XVIII в. VersatoioКувшин (versatoio) 20 см. Кальтаджироне XVIII в.

Ваза для цветов в форме головыВаза для цветов в форме головы (vaso da fiori antropomorfo) 30,5 см.Кальтаджироне 1772 г.

Среди экспонатов музея нельзя не заметить сосуды в форме человеческих голов. Их происхождение окутано легендами. Одна из них рассказывает, что такие головы выставлялись на всеобщее обозрение в случае, если арабский завоеватель поплатился головой за похищение сицилийской женщины.

В этом зале много керамических мини-скульптур, изображающих сцены из жизни простых людей. История их создания начинается с изготовления рождественских яслей (презепе). В конце 18 века в Кальтаджироне появилась традиция изготовления яслей из глины. Со временем эти композиции стали частью обстановки и предметами искусства. Созданием таких изделий прославилась семья Ваккаро Бонджованни.

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне Керамическая скульптура Кальтаджироне Керамическая скульптура Кальтаджироне

Керамическая скульптура Кальтаджироне

Статуэтка Продавец молочных продуктов(venditore di ricotta) Статуэтка «Продавец молочных продуктов»(venditore di ricotta). Кальтаджироне XIX в. Статуэтка Фермер (Il contadino) Статуэтка «Фермер» (figurina «Il contadino»), 33 см.Кальтаджироне XIX в.

Музей светлый, просторный, уютный, современный. Лестницы оборудованы пандусами для удобства инвалидов и посетителей с детскими колясками. Сотрудники очень внимательные и доброжелательные, любовь и забота чувствуется на каждом шагу.

К сожалению, колокольчиков среди всего этого керамического царства нет, зато на полках и витринах керамических лавочек города колокольчиков предостаточно! Об этом в следующей части…

Тарелка (piatto)Тарелка (piatto). 8 см. Валенсия. XVII в.

Колокольные маршруты | Путешествия

www.showbell.ru

Поэзия минойской глины: agritura

Самое время перебрать фотографии.Начнем с не самых старых - летних, с Крита. Обещала показать вам керамику камарес, вот, показываю.Настоящая типичная камарес выглядит так - белый, красные и желтые линии и орнаменты на черном фоне.

Она аутентична для Крита и является характерным продуктом яркой и самобытной Минойской цивилизации.

Мы с вами уже разбирали технологию изготовления такой керамики: делали ее на гончарном круге, до обжига покрывали глазурью-шликером, содержащей железо. При высокой температуре железосодержащий слой "запекался" и темнел. Остальные краски тоже содержали железо, но для того, чтобы добиться полихромности, керамику обжигали в три приема, с разными режимами обжига.

Интересно, что первые подобные изделия были обнаружены не на Крите, а вдалеком Египте. Первые находки из египетского города Лахун хранятся сейчас в Бритском музее.

Ваза-плошка камарес из Египта (Британский музей)

Такая удаленность от места производства говорит  о том, что камарес была очень популярна за приделами Крита, это был атрибут роскоши и предмет оживленной международной торговли.

"На родине" такую керамику нашли в 1903 году в пещере Камарес на южном склоне горы Ида.

Фотография пещеры Камарес, умыкнутая мною у некого Стефанакиса.

Потом таких находок становилось все больше и больше, особенно много ее было найдено на территории раскопанных дворцов, в поселениях Экоми, Курион, Китион, Амнисос, Пиргос, Закрос и др.. Расцвет керамического производства пришелся на период Старых дворцов. Изделия были настолько разнообразны, что со временем появилась нужда их как-то классифицировать. Во-первых, их можно условно делить по формам. Вот самые распространенные:

В классический период в Греции было принято другое деление, можете сравнить:

Некоторые сосуды остались идентичными, только названия изменились, хотя исторические периоды разделяет 1000 лет. Например, огромные пифосы - кувшины в половину человеческого роста для длительного хранения продуктов. Мы их позднее увидим.

Также есть деление на стиль росписи, на орнаменовку. Интересно, что художнику-керамисту с Кипра в самый ранний период были чужды извитые линии и сложные узоры, которые потом были так популярны на материковой Греции. Рисунков довольно много, но характерыми являются широко распространенные продольные линии - иногда кажется, что сосуд вылеплен из кусков, а не сделан на гончарном круге. Исследователи считают, что ранние мастера имитировали швы кожаных сосудов для воды, масла и вина.

Типы росписи

Неолитическая керамика в районе Кносса, 7000-3000 д.н.э.

То же. Как видите, росписи еще отсутствуют, детали грубые, стенки толстые.

То же. В то время еще встречались изделия из "листовой" керамики, без гончарного круга.

Глиняная модель лодки 3600-3000 д.н. эры. Использовалась, вероятно, в ритуальных целях.

Видите, какие интересные чайники (2400-2200 д.н.э). Их находили в поселении Василики.

Чая, правда, тогда у них еще не было. Ну, привычного нам, китайского чая. Был, наверное, какой-нибудь свой, из трав. Мне подруга из Греции как-то привезла греческий горный чай (или железницуа горную), мне понравился, и болезнь Альцгеймера предотвращает. У нас, вроде, тоже такая есть, но я везла из Крита, пополнила запас.

Железница горная

Удивительные и загадочные сдвоенные и строенные сосудики. Их находили в погребениях.

Вот эти бело-красные сосуды (сверху) отражают ахейские влияния (похожая керамика была традиционна для Микен)

Простые, грубоватые формы - отличительные признаки ранне-минойского периода (3000-2200 д.н.э., Лебена)

Появляются характерные признаки - белый рисунок на черном, но сами изделия еще грубоваты (2200-1900 д.н.э.)

Фруктовница и кувшины (похоже, молочники) 2100-1800 д.н.э.

Чашки и стаканчики из Палекастро, 2100-1800 д.н.э.

Белые рыбки на стенках сосудов - морской орнамент станет очень характерным для минойской керамики. Василики, 1900-2300 д.н.э.

Этот необычный сосуд в форме короны с рифленым краем демонстрирует, как выросло мастерство минойских гончаров - он имитирует металлическую вазу, стенки очень тонкие, внутри мы видим несколько похожих по форме меньших розеточек.

Эти маленькие сосуды использовались для подношений умершим. Гурния, 2300-1900 д.н.э.

Сдвоенные сосуды смахивают на трипольские. Сравните:

Средне-Минойский период Справа, видите - появляются пупырышки

Стенки сосудов совсем тоненькие

Дивная парадная посуда камарес для пиров. Потрясающий кратер с лилиями посередине! (Фест, Старый дворец)

Пифос камарес из Старого дворца в Фесте.

Камарес!

Огромные пифосы.

Чудная амфора с ромашкой!

Такой вот рельефный стиль называется "барбатино".

Появляются сосуды со светлым фоном. Чем более поздний перид, тем светлее.

Лабрисы (двусторонние топоры) были, скорее не оружием, а культовыми предметами.Они были очень популярны на Крите, ими и сосуды украшали.

Роспись со стилизованными наутилусами. Ок. 1700 д.н.э.

Слева - пифос с букриниями (бычьими головами, 1700 д.н.э.), правее - роспись спиралями, о.Псира, 1600 д.н.э

Очень жаль, что фото с этой флягой с осминогом вышло так себе! Если на него долго смотреть, кажется, что он шевелит щупальцами. Палейкастро, 1700 д.н.э

Слева - сосуд не керамический, а каменный

Морской стиль!

Почти полностью белые стали...

Пифосы из Старого дворца

Пифосы еще и для таких мрачных целей предназначались.

Сначала думала, что эти глиняные штуки - гробы. Но потом подумалось: уж очень разные по форме, и росписи веселенькие. Думаю, это мебель и лари.

Вот такая красота.

Про минойцев у меня еще есть ЗДЕСЬ.Спасибо за внимание!

agritura.livejournal.com

Steinzeug. Немецкая керамика из каменной массы.

Немецкая каменная керамика (нем. Steinzeug; англ. Stoneware)- характерный представитель позднесредневекового прирейнского декоративно-прикладного искусства. Массово производилась в XIV - XVII веках. Благодаря высокой температуре обжига, до 1300 град. Цельсия, имеет черепок с очень малой (доли процента) пористостью. Чисто утилитарная посуда из такого материала часто вовсе не глазуровалась, хотя подавляющее большинство сосудов при обжиге всё же покрывалась бесцветной соляной глазурью. Другой особенностью каменной керамики была её прочность. Не секрет, что массовая керамическая посуда распространялась не сильно далеко от места производства - мастерской гончара. Где рождалась, там и разбивалась. Прочность же каменной керамики позволила экспортировать её далеко от района производства: археологи встречают фрагменты такой посуды в раскопах по всей Европе, в России в Новгороде, Пскове, Ладоге, Твери. И даже в Северной Америке. Арктическая экспедиция ИА АН СССР обнаружила подобный сосуд при раскопках стоянки Витуса Беринга на побережье Северного Ледовитого океана. Сейчас этот кувшинчик стоит на экспозиции петербургского Музея Арктики и Антарктики.

Вестервальд. Кувшин. Нач. XVII века.

Оригинал текста готовился давным-давно для не помню уж какой конференции. Приложенные картинки из тех времён, когда с интернетом было туго, поэтому технически представляют собой сканы из книг или ксероксов книг западных исследователей. Перепост из журнала vasik_catn: http://vasik-catn.livejournal.com/32320.html

Керамика из каменной массы является как бы визитной карточкой европейской, уже – немецкой, материальной культуры эпохи позднего средневековья. Благодаря неисчерпаемым запасам леса и удачной геологии глин, гончары прирейнского региона (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды) могли на протяжении нескольких веков вести целенаправленные исследования по организации высокотемпературного обжига, конструированию более прогрессивных обжиговых печей, изучению соответствующих технологии составов глазурей. Наибольших успехов здесь достигли мастера средней Германии. Это позволило им уже к XV веку в рамках классической средневековой цеховой системы наладить поистине капиталистическое по объемам производство глиняной посуды. Тут следует обратить внимание на то, что эта посуда несла не только утилитарную функцию, но и, благодаря обильному разнообразному декору, успешно конкурировала со средиземноморской майоликой как представительская, статусная керамика. Новая керамика, за счет своей прочности и очень низкой пористости, позволила наладить широкую торговлю этой посудой по всей Европе. Исследователи отмечают распространение подобной керамики во всех крупных северо-европейских городах, включая русские Новгород, Псков, Тверь…Эта тема имеет внушительную исследовательскую литературу в западной Европе. Нарастание количества опубликованных материалов можно отметить со второй половины XIX века, когда интерес к краеведческим исследованиям выплеснул на страницы профильных журналов первые статьи любителей немецкой старины. Изучение каменной керамики достигло определенной зрелости к 1900-1910-м годам. В это время на базе Кельнского музея декоративно-прикладного искусства были организованы широкие системные исследования (включая этнографические и археологические), в результате которых появились первые объемные монографии по этой теме. В последующие 20-30 лет такой же зрелости достигло изучение керамики в других регионах Германии.В конце второй мировой войны Германия лежала в руинах. Однако это сыграло определенную положительную роль в изучении керамики из каменной массы. Необходимость реконструкции многих городов рейнского региона позволила провести крупномасштабные раскопки значительных гончарных центров Германии. Во время этих исследований была составлена первая хронология возникновения и развития технологии каменной керамики в Европе. Также был добыт гигантский массив образцов такой посуды.В послевоенное время вектор исследования сместился с краеведчески-археологического подхода на более искусствоведческий и комплексный. Также стоит отметить появление серьезных монографий ненемецких авторов. Значительные работы появились в Великобритании и Скандинавии.Надо оговориться, что Россия находится отнюдь не на обочине этого процесса. Каждый год раскопки археологов в старых городах северо-западного региона приносят новые находки. А в Эрмитаже хранится крупная коллекция керамики из каменной массы, собранная в конце XIX века при формировании фондов музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Сейчас в Музее ДПИ имеется небольшое, но интересное собрание посуды из каменной массы. Есть такие предметы и в других небольших краеведческих музеях России. Не хватает только монографий исследователей. Вся литература исчерпывается парой статей в журнале «Советская археология» и кратких упоминаний в различных отчетных работах.Прототипы каменной керамики возникли впервые в XIII веке. До XV века длилось совершенствование и обкатка технологии. Тогда же зафиксированы первые случаи использования рельефного декора. В итоге, к началу XVI века каменная керамика обрела тот классический свой вид, какой мы знаем сейчас. Крупнейшие центры производства такой керамики располагались в Рейнской области: города Зигбург, Кельн, Фрехен, Ререн и область Вестервальд, объединявшая несколько небольших поселений. Различно сложилась их судьба. Самым крупным и старым производством был Зигбург (с XIII века), несколько моложе керамические производства в Ререне и Вестервальде. Лишь в конце XV века было налажено производство в Кельне и Фрехене. При этом Кельн распрощался с гончарами каменной керамики уже к середине XVI века из-за их конфликта с городским властями по вопросам экологии (мастерские находились в черте города). Производство керамики в Зигбурге и Ререне было свернуто в начале XVII века – эти города подверглись оккупации и разрушению шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны. Многие местные гончары с семьями и обслугой перебрались в Вестервальд – единственный, работавший до XVIII века. В это время объемы производства каменной керамики снижаются, не в состоянии конкурировать с фаянсом и фарфором, и ремесло становится мелкосерийным, нишевым – аптечные, медицинские сосуды и сувенирная продукция.Очевидно, что керамика из каменной массы не возникла на пустом месте. Понятно, что до и параллельно использованию такой посуды, жители изготавливали и использовали посуду из других материалов: дерева, простой невысокотемпературной керамики, металла. Каждый материал имеет свой характер, предпочтительные - более логичные формы, варианты декора. Взаимодействие и взаимовлияние изделий одного функционального назначения друг на друга – очень интересное и перспективное направление исследования. Можно обратить внимание на сходство профиля деревянной пивной кружки и кружки из каменной керамики - несомненно, декоративные пояски в придонной части последних наследуют функционально-необходимые стяжки первых. С развитием техники обработки металлов керамические кружки и кувшины обрели оловянные и серебряные крышки.Очень интересен внешний вид керамики из каменной массы. Благодаря низкодисперсному составу массы и небольшой усадке, технология позволила декорировать стенки сосудов весьма тонкими и проработанными рельефами. Матрицы для их изготовления вырезались отдельно и пропечатывались на подсохшем сосуде. Для украшения посуды использовались очень разнообразные графические источники: геральдические композиции, орнаменты, гравюры современных художников, пропагандистские карикатуры времен реформации, библейские, исторические и этнографические сюжеты. Высокие пивные кружки чаще украшали гербами - германских владетельных князей, иностранных государей, императоров Священной Римской империи, торговых гильдий и ганзейских городов. Такие делали в Зигбурге, Кельне, Ререне. Кувшины с выделенной фризовой частью украшались развернутыми многофигурными сюжетными композициями. Их чаще изготавливали в Ререне и Вестервальде. Кельн и Фрехен характерны крупными округлыми кувшинами, украшенными сплошным растительным орнаментом. Уникальны сосуды с личинами бородатого человека на горле.Каменная керамика присутствовала на исторической арене во времена сосуществования в художественном мировосприятии ренессансного и барочного начал. Используя синхронные графические произведения для декорирования сосудов, гончары, подспудно, отдавали предпочтение тому или иному мировоззрению.Один из интересных источников – немецкая и голландская жанровая живопись. К XVIII веку, несомненно, керамика из каменной массы вышла из употребления на кухне, однако, благодаря повышенной прочности, сохранилась во многих домах. Причудливая, сложная, рельефная посуда из каменной массы привлекала художников. Они с удовольствием ставили ее в свои натюрморты, изображали в жанровых композициях. Особенно это касается голландцев. Немецкие художники включали каменную керамику в свои религиозные картины. Это согласуется с их позицией модернизации библейских сюжетов включением в них современных антуража и костюма.Важный момент изучения какого-либо разряда предметов искусства – правильная их атрибуция. Музеефикация предмета требует от исследователя ответов на вопросы: что, когда, где, зачем. Это касается и целой формы, и фрагмента. При знакомстве с вопросом несложно определить время изготовления сосуда с точностью до полувека, однако часто этого мало и требуется более точная датировка. В этом, хоть и не всегда, может помочь подробное изучение деталей декора. Исследователями уже изучены с точки зрения хронологии вопросы формообразования и декора. Однако добытый объем данных предлагает многовариантный массив информации. Несомненно, возможно в нем выделить основополагающие моменты для атрибуции, такие, как сочетаемость определенных форм, декора и места производства сосудов со временем. Это будет полезно особенно для российского музейного сообщества, так как при наличии таких экспонатов в коллекции не многие исследователи обладают доступом к необходимым иностранным каталогам с аналогами.

history-of-art.livejournal.com

4. Исламский отдел. - Самое интересное о керамике и сюзани.

Я "опробовала" публикацию рельефа в сообществе bestiary_ru и выяснилось, что подобных рельефов много. Все они датируются не ранее XIV века и укладываются в период татаро-монгольского завоевания. О чем это говорит? Может быть о том, что татаро-монголы адаптировали культуру, которая была там ранее? Как бы то ни было, этот рельеф отражает высокий уровень развития региона в тот период времени. Кстати, впоследствии Кубачи превратился в один из крупных центров исламской культуры, прославившийся производством изысканно-декорированного холодного оружия, бронзовых и ювелирных изделий, керамики. Есть даже специальный термин "Kubatchi-type ware" для обозначения исламской посуды и изразцов, произведенных со 2-й половины XV по XVII век, и имеющих бирюзовый цвет из-за толстого слоя кобальтовой глазури. Так назвали, потому что образцы этой посуды впервые были найдены в XIX веке в селе Кубачи.

Исламский отдел.

Первой исламской керамикой была люстровая керамика (lusterware). Ее изготовление считается одним из самых трудноконтролируемых процессов, и характерной чертой являлась роспись поверх обожженной глазури люстром - пигментом, с состав которого входили оксиды и соли металлов: золота, серебра, платины и др. При обжиге, при ограниченном доступе кислорода в печь, металлы в составе окислов восстанавливались, и керамика приобретала характерный металлический блеск. Есть версия, что изобретение люстра связано с запретом ислама пользоваться посудой, в которую добавлены чистые металлы - золото и серебро.

Её изобрели в Ираке в период династии Аббасидов в конце VIII - начале IX веков, однако еще в VII веке люстер был "опробован" на египетском стекле. Наивысший расцвет эта керамика получила в Испании в испано-мавританской майолике XIII-XV вв.

До XIII века изображения людей и животных на нерелигиозных объектах были дозволены. Позже, шииты сохранили эту традицию, сунниты отвергли.

2. Bowl, 9th century, Abbasid period,  IraqEarthenware painted over glaze with luster

3. Bowl, 10th century, Samanid period, Iran or UzbekistanEarthenware painted under glaze

Надписи в виде птичек.

4. Bowl, 10th century, Samanid period, IranEarthenware painted under glaze

Из-за обрамления надписи белым цветом, узор кажется рванным, склеенным. Но это только притягивает взгляд.

5. Plate, 10th century, Samanid period, Iran or AfghanistanEarthenware painted under glaze

Тарелка c красивой куфической надписью.

6. Jar, 10th century, Abbasid period, IraqEarthenware painted over glaze with luster

Значение этого рисунка неясно. Вертикальная лента может быть четками. По другой версии, это косичка.

7. Bowl, 12th century, Fatimid period, EgyptEarthenware painted over glaze with luster

Танцовщица с двумя кувшинами. Честно говоря, я не поняла, где ее ноги. Либо у нее 3 ноги, либо у меня разбежались глаза.

Исламский узор - это почти всегда обилие деталей, обычно мелких и очень мелких.

8. Armlet or Anklet, 11th century, Fatimid period, SyriaGold

9. Silver rose water bottle, early 12th century, IranSilver gilt

Серебряная бутылочка для розовой воды - ароматической жидкости.На этом сосуде хорошо видна преемственность исламских иранских узоров от древнеперсидских. Для обоих характерно заполнение узора реальными и вымышленными животными (сравните этот сосуд и сосуд на фото N39 в посте http://tiny-rat.livejournal.com/298377.html).

10. Candlestick, ca. 1150-1200, AfghanistanBrass, hammered and chased, inlaid with copper, silver, and black organic materialПодсвечник.

11. Тончайшая работа (!), но львы похожи на лягушек (имхо).

12. Pen box, 1210-11гг., IranBrass inlaid with copper, silver and black organic materialОбратите внимание на антропоморфные буквы.

13. Ladle, 12th-13th century, Iran or AfghanistanBronze, inlaid with silver and black organic materialПоловник.

14. Bowl, late 12th -early 13th c, SyriaStone-paste painted in black under turquoise glazeЭта тарелка с ибисом напомнила мне древнеегипетскую керамику.

15. Bowl, 13th century, Saljuq period, IranStone-paste painted under glazeЭта и следующая (N15) фотографии - парный комплект блюд. На первом изображена царица, на втором - царь, они похожи, но их можно отличить по наличию и отсутствию бороды. Это редкий образец, где женщина играет центральную роль в композиции.

16. Bowl, 13th century, Saljuq period, IranStone-paste painted under glaze

Многие иранские сосуды иллюстрируют эпизоды эпической поэмы "Шахнаме" ("Книги царей"), написанной в 1010 г. персидским поэтом Фирдоуси, в которой описывается история Ирана от древних времен до проникновения ислама в VII веке. Поэма длинная, писалась 35 лет, и считается самой длинной поэмой, принадлежащей перу одного автора. Она была неисчерпаемым источником вдохновения художников и поэтов не только в средние века, но и в современном Иране. А Фирдоуси считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане.

17. Beaker, late 12th century, Saljuq period,  IranStone-paste painted under glazeНа этом сосуде изображена одна из историй "Шахнаме" целиком - романтический рассказ о Бижене и дочери Афрасияба Мениже. Было написано, что иллюстрация рассказа целиком - это уникальное явление, и другого такого сосуда не существует.

18. Bowl, late 12th-early 13th century, Saljuq period, IranStone-paste painted under and over transparent glaze

19. Bowl, late 12th-early 13th century, Saljuq period, IranStone-paste body painted under glaze and over glaze with enamel (mina'i)

20. Plate, Shamsuddin al-Hasani Abu Zayd, 1210, Saljuq period, IranStone-paste painted over glaze with luster

Мистическое изображение с медитирующим героем.Для исламских персидских изображений, как и для суфийской лирики, характерен символизм, и женское тело следует понимать в метафорическом смысле как духовное просветление. С другой стороны, огромная лошадь может символизировать материальное настоящее, за пределы которого герой пытается перешагнуть.

21.  Духовное просветление выражается через красоту, отсюда такой странный, на первый взгляд, символ Бога в виде женщины.

22. Bowl, early 13th century, Saljuq period, IranStone-paste painted over glaze with enamel (mina'i)Сложное для восприятия изображение сражения. Как я уже говорила, очень много деталей.

23. Смешались в кучу кони, люди...

24. Double-shelled ewer, early 13th century, Saljuq period, IranStone-paste body painted under glaze

Популярный в исламе двойной кувшин с резным наружным контейнером и цельным внутренним. Также, популярная форма горлышка - в виде головы петуха. Согласно персидской традиции, петух охраняет от дурного глаза.

25. Tile, early 13th century, Saljuq period, IranStone-paste painted over glaze with lusterИзразец в форме Звезды Давида.

26. Basin, 1247-1249, Ayyubid period, SyriaBrass, inlaid with silverСосуд с христианскими сценами. Купель (?).

27. Пять медальонов наверху, здесь - Благовещение, внизу - игроки поло.

28. Воскрешение Лазаря.

29. Тот же самый сосуд изнутри. Внитри 39 святых.

30. Святые и арабские надписи, в частности, имя султана из династии Айюбидов, возможно, при котором был сделан сосуд.

31. Вглядитесь в это обилие персонажей, лиц, морд.

32. Beaker, late 13th century, Mamluk period, SyriaGlassМамлюкское стекло с излюбленной темой - участниками поло - конной игры в мяч, которая зародилась в Персии.

33. Vase with four handles, ca. 1325-50, Mamluk period, SyriaGlass, enameled and gilded

34. Bowl, 1350s-1400s, SyriaGilded and enameled glassКрылатые сфинкс, грифоны, единорог (слева от грифона с головой орла, не попал в кадр).

35.

36. Panel from a mihrab, early 14th century, Il-Khanid period, IranMolded stone-paste; painted under glaze with color and over glaze with lusterМихраб, деталь.

37. Folio from a Shahnama (Book of Kings) by Firdawsi: Shah Nushirvan bestows largess upon his minister Buzurujmihr; 1330-1340, Il-Khanid period, IranOpaque watercolor, ink and gold on paperСтраница манускрипта "Шахнаме": Шах Куширван одаривает своего министра Бузуруджмихра.

38. Folio of calligraphy, Kamal al-Din, 1541-1542, Safavid period, Iran or AfghanistanInk, opaque watercolor, and gold on paperКаллиграфия.

39. Globe incense burner or a handwarmer, mid-15th century, SyriaBrass inlaid with silverКурительница благовоний или грелка для рук.

40. Canteen, early 15th century, Ming dynasty, China, JingdezhenPorcelain with cobalt pigment under colorless glaze

Китайский образец мусульманского влияния. Сосуд имеет типичную ближневосточную форму, но узор частично ближневосточный, частично китайский.

Центром керамики в Турции был город Изник. Расцветом керамического искусства Турции считается XV - XVI вв.Ранняя керамика Изника - синего цвета и многие ранние экземпляры представляют частичное копирование с китайского фарфора. Полного копирования никогда не было, в декор обязательно привносилось что-то турецкое. Позже был найден секрет других цветов и керамика стала наполняться новыми образами, в т.ч. византийскими. В конце концов, было найдено идеальное сочетание восточного и европейского, что сделало изникскую керамику популярной и легкоузнаваемой.

Несколько образцов турецкой керамики, которая лично мне очень нравится.

41. Dish, early 16th century, Ottoman period, TurkeyStone-paste painted under transparent glaze

42. Plate, 1525-35, Ottoman period, TurkeyStone-paste body painted under glaze

43. Tankard, late 16th century, Ottoman period, TurkeyComposite body painted under glaze

44. Dish, 1530s, Turkey, Stone-paste painted under glaze

45. Dish, mid-16th century, Ottoman period, TurkeyStone-paste painted under transparent glaze

Также о музее:1. Япония.2. Китай.3. Древний Иран.

ceramiko.livejournal.com


Смотрите также