Пожар в Риме: кто виноват в Великом пожаре Рима? Пожар в древнем риме
Пожар в древнем в Риме (июль 64 года).
В I-II вв. Римская империя переживала период своего расцвета. Само слово «Рим» означало тогда не только название города на берегах Тибра, но и величие и славу, могущество и великолепие, богатство и культуру. Впрочем, доводилось Риму испытывать и бедствия. Одно из них произошло в июле 64 года, когда колоссальный пожар в древнем Риме, длившийся семь дней, истребил практически всю городскую застройку.
Летом вышеуказанного года император Нерон со свитой находился в Анциуме – небольшом приморском городке. Как-то в узком кругу приближенных Нерон читал отрывок из своей поэмы «Троя», тот, где описывался пожар древней Трои. (Заметим попутно, что римский правитель считал себя великим стихотворцем и певцом.) Присутствующие, естественно, шумно выражали одобрение. Лишь один Гай Петроний – подлинный знаток искусств – объявил, что стихи очень плохи, поскольку в описании пожара не хватает жизненной правды.
— Ты прав, – сказал Нерон, подумав, – но ведь я никогда не видел горящего города.
Командир императорской гвардии (преторианцев) Тигеллин тут же воскликнул:
— Вели, государь, и я сожгу корабли в порту Анциума или сам Анциум!
— Это слишком незначительно для моего вдохновения, – презрительно заметил император. И затем неожиданно добавил: — Какая, должно быть, сейчас духота в Риме…
Вскоре почти все разошлись, только Тигеллин задержался, и они с Нероном еще толковали. Если бы Петроний мог предвидеть, чем обернутся его слова!
Прошло несколько дней. Однажды Нерон и Петроний гуляли по саду, рассуждая о поэзии и музыке. Вдруг в панике вбежал один из слуг:
— Пожар! Большая часть Рима в огне!
— Боги! – вскричал император. — Я увижу горящий город и закончу «Троя»! Если выехать немедленно, смогу я еще застать пожар?
— Над городом сплошное огненное море. Рим гибнет, государь! – был ответ.
Пожар возник в хлебных лавках около Большого Цирка между холмами Палатин и Целий и стал с невероятной быстротой распространяться по центру города.
В центральной части Рима была самая густая застройка, и там пожар вспыхивал одновременно в нескольких местах, так что спасавшиеся люди неожиданно натыкались на другой вал огня, который двигался им навстречу, и погибали в муках. Часто два человеческих потока встречались в каком-нибудь узком проходе, и тогда начиналась бешеная драка – били и топтали, не разбирая ни возраста, ни пола.
На третий день бедствия в Рим прибыл Тигеллин. По его распоряжению солдаты и горожане стали сносить дома на Эсквилинском холме, еще не тронутом пожаром, дабы огонь наткнулся здесь на пустое место и погас сам по себе. Тогда же Тигеллин направил письмо Нерону, в котором умолял его приехать и своим присутствием успокоить народ. Однако император тронулся в путь, когда пожар был уже в самом разгаре. Ночью он с большой свитой подъехал к городским стенам. Взойдя на акведук Аппия, Нерон принялся декламировать свои стихи. Его вдохновлял вид огромного полыхающего города!
Толпа, собравшаяся у акведука, реагировала на декламацию весьма прохладно. Поэтому Петроний от имени императора обратился к ней со следующими словами: «Римский народ! Город будет отстроен заново. Завтра начнется раздача хлеба, масла и вина. Потом государь устроит вам такие Игры, каких вы еще не видывали, и там все получат угощение и подарки». Вот теперь римляне разразились приветственными криками.
А город тем временем продолжал гореть. На шестой день пламя, дойдя до пустырей на Эсквилине, стало ослабевать. К исходу же седьмого дня пожар прекратился. Когда кучи углей обратились в золу и рассеялся дым, пространство от Тибра до Эсквилина представляло из себя гигантскую серую пустыню с торчавшими печными трубами, напоминавшими надгробные колонны. Днем среди этих «колонн» бродили люди, ища уцелевшие предметы или останки родных. А погибло несколько десятков тысяч человек. Из четырнадцати округов Рима нетронутыми огнем остались лишь четыре.
Несмотря на оказанную властями помощь, среди народа упорно ходили слухи о преднамеренном поджоге города по приказу императора. Нашлись свидетели, утверждавшие, что, когда в первый день загорелся Большой Цирк, его запретили спасать, а из толпы кто-то кричал: «Смерть спасающим!». Видели также людей: они бегали по улицам и площадям и бросали в дома горящие факелы. Слухи порождали недовольство, а недовольство могло вылиться в восстание против Нерона.
Больше всего этого опасались его приближенные, ибо все безумства и злодеяния императора приписывали их влиянию. Чтобы отвести от себя обвинения, монарх и царедворцы стали искать возможную жертву. Во время одного из совещаний Нерон предложил выдать кого-нибудь на расправу и тем успокоить народ. Однако Тигеллин и жена Нерона Поппея посоветовали все свалить на христиан. Но как заставить римлян поверить в то, что выгоду от поджога могли иметь именно христиане? С помощью одного грека, знакомого немного с этим учением, была сочинена легенда. Христос будто бы обещал своим приверженцам, что, как только Рим будет уничтожен огнем, он явится на землю во второй раз и отдаст им власть над миром. Поэтому на своих собраниях христиане изрыгают проклятия Риму и его населению. Следовательно, они – враги рода человеческого, города и императора.
Все радостно ухватились за эту мысль. Один Петроний выступил против. Среди последователей нового учения у него имелись друзья, и, кроме того, ему всегда претили ложь и трусость. Но Петрония уже никто не слушал. И тысячи христиан приняли мученический конец во время многодневных Игр, устроенных Нероном и Тигеллином… Не будем, однако, вдаваться в ужасные подробности. Скажем только, что Нерон очень скоро сполна расплатился за свои преступления.
Тематическое видео
Вам также может быть интересно:
fireman.club
Пожар в Риме | История
Великий пожар в Риме произошёл в 64 г. н. э., продолжался в течение шести дней и уничтожил практически весь город. Как такое могло случиться, да очень просто. Беднейшие кварталы Рима состояли из деревянных лачуг, и любой пожар, начавшийся в одном доме, мог легко выйти из-под контроля и охватить весь город. Крупные пожары случались в Риме до Нерона, не раз происходили и после него, но из тех, о которых сохранились воспоминания, этот был самым ужасным.
В то время, когда началося пожар, Нерон находился в Атинуме (современном Анзио), городке, в тридцати милях от Рима. Как только весть о пожаре дошла до императора, он поспешил вернуться и сделал все возможное, чтобы организовать спасательные операции, построить временные убежища для тех, кто остался без крова.
После окончания бедствия были предприняты некоторые шаги для того, чтобы не допустить повторения этих печальных событий. Самые ужасные трущобы сломали, и при постройках было приказано придерживаться определенной высоты зданий для того, чтобы повысить устойчивость нижних этажей. Возможно, это было удобной возможностью перестроить Рим по новому, более разумному плану, но владельцы сгоревших зданий стремились вернуться на пепелище и снова отстроиться на новом месте, и Рим остался всё тем же плохо распланированным городом.Сам Нерон воспользовался случаем и построил для себя новый дворец из бетона, облицованного кирпичами; эта мощная конструкция, прекрасно защищенная от огня, вошла в моду и послужила образцом для многих обеспеченных жителей.
Конечно же римляне подозревали, что город загорелся не случайно. Скорее всего, Нерон полагал, что его враги постараются распустить слух о том, что император в припадке безумия сам поджег город. Поэтому он поторопился переложить всю вину за случившееся на плечи христиан и именно с этого момента христиан стали по-настоящему преследовать.Многие погибли. По преданию, в то время в городе находились Павел и Петр, старший из учеников Иисуса и руководитель христианской общины Рима (католики его считают первым епископом и, следовательно, первым папой римским). Говорят, что их обвинили в поджоге и за это предали мученической смерти. Гонения на христиан достигли такой силы, что, даже по свидетельствам нехристианских историков, сами римляне начали их жалеть.
vladhistory.com
Пожар в Риме в 64 году: кто виновник катастрофы?
Владимир 3 августа 2016 Рубрика Пожарная безопасность Пожарная безопасность
Всем привет! Друзья, а знаете ли вы, что раньше пожар был настоящим бедствием? Многие города сгорали дотла и восстанавливались заново. Не обошло это наваждение и Римскую Империю. Пожар в Риме уничтожил почти весь город и до сих пор есть несколько версий о его виновниках.
Не так давно в статье об убийстве царской семьи, я рассказывал о монастыре, который мистическим образом горел несколько раз. Рекомендую вам ознакомиться с этой статьей.
Как горел Рим
В июле 64 года в Риме произошло событие, которое в истории получило название «Великий пожар Рима». Беда обрушилась на город в ночь с 18 на 19 число, и к утру пожаром была охвачена значительная часть города.
Рим в то время представлял собой крупный мегаполис с населением более одного миллиона человек. Шесть дней город был во власти огненной стихии. Быстрому распространению огня и большому количеству жертв способствовала планировка города, улицы которого были узкими и искривленными.
В результате пожара пострадали 11 из 14 районов города, а четыре из них были полностью разрушены. Огнем были уничтожены храмы и дворцы полководцев.
Кто поджег Рим?
Кто поджег Рим? На этот вопрос до сих пор нет точного и однозначного ответа, поэтому существует несколько версий случившегося.
Согласно трудам древнеримского историка Светония, Рим поджег правящий в то время император Нерон. В своем основном труде «Жизнь двенадцати цезарей» историк рассказывает о том, что слуги императора ходили с факелами и поджигали строения.
Сам же император за несколько дней до пожара покинул город и наблюдал за бушующим огнем с безопасного расстояния. Будучи одетым в театральный костюм, играя на лире, вдохновленный стихией, он пел поэму о крушении Трои.
Версии о причастности Нерона к пожару в Риме были посвящены и многие произведения современных авторов, к которым подключились и кинематографисты. Об этом повествует Генрих Сенкевич в своей книге «Камо грядеши». В телесериале «Доктор кто» ответственность за организацию пожара возложена на Нерона.
Современные историки, опираясь на произведения другого древнеримского историка Тацита, который на момент пожара был ребенком, не склонны считать Нерона виновником пожара.
По его свидетельствам, Нерон, узнав о пожаре, сразу же вернулся в город и организовал спасательные работы. Он открыл свои дворцы для выживших людей, оставшихся без крова, организовал обеспечение продовольствием.
А пошел ли опыт на пользу римлянам?
После пожара были предприняты определенные усилия для того, чтобы подобное никогда не повторилось: разработан план восстановления строительства города, были установлены минимальная ширина улиц и высота зданий и сооружений, снесены все ветхие старые трущобы, запрещено строительство некаменных сооружений.
Восстановление города потребовало огромных средств, которые нашли за счет единовременного налога со своих провинций.
Обезумевший от горя народ, потерявший в пожаре своих близких и кров, требовал найти и наказать виновников. На эту роль очень подходила христианская секта. Начались массовые гонения и казни христиан. Эти события нашли свое отражение в картинах и романах.
Народ требовал наказания виновным: кто пострадал?
В это время, согласно библейского повествования, были казнены апостолы Петр и Павел. Апостол Петр был учеником Христа и считается первым папой — главой римско-католической церкви.
Апостол Петр был казнен на кресте головой вниз, потому что считал недостойным для себя быть казненным так же, как Иисус Христос. Согласно библейского повествования, апостол Павел был обезглавлен. Петр и Павел являются наиболее почитаемыми святыми у православных и католических христиан.
После пожара Вечный город был отстроен заново, и это является одним из величайших достижений в градостроительстве. Работы по восстановлению города дали толчок к развитию всей Римской империи, появились новые ремесла, каждый житель был обеспечен работой.
В память о пожаре император отдал приказ о строительстве золотого дома Нерона, которому предназначалось стать одной из крупнейших резиденций европейских правителей. Но достроить дворец помешала гибель Нерона в 68 году, после чего строительство дворца было заброшено.
Что характерно, наверное именно римляне первыми столь серьезно отнеслись к пожарной безопасности и разработали некоторые требования к материалам и вообще к объектам вечного города, лично для меня это стало открытием.
А чтобы не стать жертвой огненной стихии, изучите, чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре. Не забудьте оформить подписку на новости блога и поделиться статьей с друзьями в социальных сетях. До новых встреч, пока-пока.
Великий пожар Рима (лат. Magnum Incendium Romae) — пожар, опустошивший одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима при императоре Нероне, в июле 64 года. Пожар начался в ночь с 18 июля на 19 июля в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, к утру пламенем была охвачена бо́льшая часть города, и только через шесть дней удалось остановить распространение пламени.
Помимо официально зарегистрированных граждан там проживало огромное количество неучтённых рабов, сезонных рабочих из ближних провинций, а также нелегальных мигрантов из стран, прилегающих к границам империи. Огонь распространялся очень быстро, этому способствовали искривлённые узкие улицы и огромные здания, которые также препятствовали движению толп, спасающихся от пожара. Полностью выгорела Священная улица с храмом Весты и многие другие здания.
Светоний говорит о том, что инициатором пожара был сам Нерон и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои[1].
Однако современные историки более склонны полагаться на описание событий, данное Тацитом, пережившим пожар в детском возрасте. По его свидетельству, Нерон немедля отправился в Рим и за свой счёт организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, ещё во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нём Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращён на улицу, а не во дворы и сады.
Пожар бушевал шесть дней и семь ночей. После его окончания оказалось, что полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а ещё семь весьма значительно пострадали. Нерон открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.
Для того чтобы восстановить город, требовались огромные средства. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново. Вскоре после пожара Нерон заложил Золотой дворец.
Хотя, скорее всего, Нерон не имел к пожару никакого отношения[2][3], необходимо было срочно найти ответственных за пожар. И этими ответственными стали христиане (существует версия, что христиане были лишь одними из представителей восточных религий и культов, обвинёнными в поджоге, а не единственными). Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Тацит описывает эти события так:
И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения.
Пожар Рима и последовавшие за ним казни христиан являются одними из центральных событий исторического романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши». В романе инициатором поджога Рима является Нерон.
Об организации Нероном пожара говорится в телесериале «Доктор Кто» в серии «Ад» (англ. Inferno).
Примечания
↑ Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей, Нерон, 38.
↑ Грант, 2003, Глава 9. Великий пожар и христиане.
↑ Сизек, 1998, Пожар в Риме.
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Великий пожар Рима — WiKi
Великий пожар Рима (лат. Magnum Incendium Romae) — пожар, опустошивший одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима при императоре Нероне, в июле 64 года. Пожар начался в ночь с 18 июля на 19 июля в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, к утру пламенем была охвачена бо́льшая часть города, и только через шесть дней удалось остановить распространение пламени.
Помимо официально зарегистрированных граждан там проживало огромное количество неучтённых рабов, сезонных рабочих из ближних провинций, а также нелегальных мигрантов из стран, прилегающих к границам империи. Огонь распространялся очень быстро, этому способствовали искривлённые узкие улицы и огромные здания, которые также препятствовали движению толп, спасающихся от пожара. Полностью выгорела Священная улица с храмом Весты и многие другие здания.
Светоний говорит о том, что инициатором пожара был сам Нерон и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.
Однако современные историки более склонны полагаться на описание событий, данное Тацитом, пережившим пожар в детском возрасте. По его свидетельству, Нерон немедля отправился в Рим и за свой счёт организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, ещё во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нём Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращён на улицу, а не во дворы и сады.
Пожар бушевал шесть дней и семь ночей. После его окончания оказалось, что полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а ещё семь весьма значительно пострадали. Нерон открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.
Для того чтобы восстановить город, требовались огромные средства. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново. Вскоре после пожара Нерон заложил Золотой дворец.
Хотя, скорее всего, Нерон не имел к пожару никакого отношения, необходимо было срочно найти ответственных за пожар. И этими ответственными стали христиане (существует версия, что христиане были лишь одними из представителей восточных религий и культов, обвинёнными в поджоге, а не единственными). Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Тацит описывает эти события так:
И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения.
— Анналы XV. 44
Пожар Рима и последовавшие за ним казни христиан являются одними из центральных событий исторического романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши». В романе инициатором поджога Рима является Нерон.
Об организации Нероном пожара говорится в телесериале «Доктор Кто» в серии «Ад» (англ. Inferno).
ru-wiki.org
Император Нерон и большой пожар в Риме. И при чем тут христиане
В ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. произошел один из самых страшных пожаров в истории Рима. Огонь начал распространяться из лавок, расположенной с юго-восточной стороны Большого цирка.
Как пишет Сизек Эжен в своей книге «Нерон», шесть дней бушевал огонь, пока не превратил город в руины. Позднее пожар охватил и Марсово поле и продолжался еще три дня, однако на этот раз не произвел больших разрушений. 27 июля 64 года все было кончено. Пожар не был внезапным. Узкие и постоянно запруженные улицы, большое количество дерева и воспламеняющихся материалов, жара, засуха, очень сильный ветер, поднявшийся в это время, объясняют все. Размеры разрушений от пожара могут показаться выдуманными. Источники рассказывают, какие разрушения и бедствия постигли город. Огонь вспыхнул в районе Большого Цирка, близко от расположенного между холмами Палатина и Целия рынка, где в лабазе было складировано большое количество товаров. Отсюда огонь распространился на Палатин и по проходному дому достиг Эсквилина. Из четырнадцати районов города только четыре избежали несчастья, три были полностью разрушены и еще семь серьезно пострадали. Большое количество инсул, красивых домов, дворцов, садов, храмов и общественных памятников сгорели полностью или частично. Храм богини Луны был полностью разрушен, храмы Юпитера и Аполлона, возвышавшиеся на Палатине, храм Весты, библиотека на Палатине, театр Марцелла и дворцы Тиберия и Нерона жестоко пострадали от пожара, а с ними и множество зданий. Частично огонь пощадил только Форум и часть Капитолия. Страх и паника царили повсюду. Некоторые римляне, потеряв голову от несчастья, покончили с собой. Нерон быстро вернулся из Анция, где обосновался, покинув Рим из-за ужасной жары. Временные дома были построены по его приказу, на Марсовом поле, в садах Ватикана и его дворце и открыты для потерпевших. Продукты питания доставлялись из Остии и ближайших к столице городов, цены на хлеб были искусственно снижены.
«Пожары в Риме случались довольно часто, и столь же часто их сопровождали бесчинства и грабежи, особенно в кварталах, населенных бедным людом и варварами», - так описывал пожар Рима в своем знаменитом романе «Камо грядеши?» польский писатель Генрик Сенкевич. Праправнук божественного императора Августа, Нерон был сыном Агриппины - пятой жены императора Клавдия. По преданию, Агриппина отравила слабовольного Клавдия и на его место предложила своего сына Нерона. И преторианцы, элитная охрана дворца, провозгласили его своим предводителем, а потом заставили сенат утвердить его императором всего Рима.
В романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «ЛжеНерон» рассказывается о том, как у этого императора зародилась мысль поджечь город. Он ненавидел бедноту, его раздражали узкие, тесные улицы. Когда, сидя в паланкине, он вынужден был останавливаться, до его чутких ноздрей доносился запах гниющих овощей и тухлого мяса, крики уличных торговцев и отвратительный крик ослов. В голове императора зарождались жестокие и злые мысли: бросить на арену живых людей, которых он обвинил в нарушении римской веры (христиан), а с другой стороны хотелось прославить себя... Но чем?
Это была, однако, художественная версия. Но древнеримский писатель, автор знаменитой книги «Жизнь двенадцати цезарей» Гай Светоний, на которого очень часто ссылаются современные ученые, тоже утверждал, что Рим поджег Нерон - человек, не ведавший жалости ни к своему народу, ни к своему отечеству. Именно Нерон, услышав от кого-то фразу, высказанную в сердцах: «Когда умру, пусть земля огнем горит!» - поправил собеседника, сказав: «Нет, пусть горит, пока живу!». Вот как отвечает на вопрос о поджоге Рима Гай Светоний. «Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать; а житницы, стоявшие поблизости от Золотого дворца и, по мнению Нерона, отнимавшие у него слишком много места, были как будто сначала разрушены военными машинами, а потом подожжены, потому что стены их были из камня. Шесть дней и семь ночей свирепствовало бедствие, а народ искал убежища в каменных памятниках и склепах. Кроме бесчисленных жилых построек, горели дома древних полководцев, еще украшенные вражеской добычей, горели храмы богов, возведенные и освященные в годы царей, а потом - пунических и галльских войн, горело все достойное и памятное, что сохранилось от древних времен. На этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои». Но и здесь не упустил он случая для добычи и поживы: объявив, что обломки и трупы будут сожжены на государственный счет, он не подпускал людей к остаткам их имуществ; а приношения от провинций и частных лиц он не только принимал, но и требовал, вконец исчерпывая их средства».
Спор этот ведется вот уже на протяжении почти двадцати столетий, в разное время выдвигались различные версии о пожаре в Риме. Одни историки обвиняли во всем Нерона и говорили, что в один прекрасный момент обстоятельства сложились так, что император нашел случай избавиться от несносной матери, бесполезной жены и ревнивого мужа любовницы. Вот так будто бы и зародилась в его голове мысль, ужаснувшая бы и самого величайшего злодея. Он решился поджечь свой дворец, который был соединен с домом его возлюбленной Епихарисы, чтобы погубить тех особ, которые (как он мыслил) мешали его благополучию. Ни прекрасное украшение и великолепие дворца, ни сокровища и собранные в нем древности и редкости - ничто не могло отвратить Нерона от его ужасного намерения. Так это обширное здание, украшение Рима, в одну минуту сделалось добычей пламени.
Впоследствии вспоминали, что у Нерона была чуть ли не прирожденная страсть к огню, которую он проверял еще в детстве: будущий император охотно играл со сверстниками в «пожар Трои»... А теперь он удалился на Капитолийский холм и оттуда смотрел на ужасное свое деяние. Бесчисленное множество жалобных стонов было обращено к Нерону, но он не растрогался от плача и рыданий, которые доносились к нему со всех сторон. Вместо этого он, облачившись в актерское платье Аполлона, пел стихи на разрушение Илиона. Его придворные видели свои объятые пламенем дома, однако вынуждены были оставаться с императором и рукоплескать ему.
Со слухами о своей вине Нерон решил бороться самым простым и логичным способом – переложить на кого-то вину, найти виноватых и предать их самым изощренным пыткам и казням.
К христианам в то время отношение в Вечном городе было сложным. Неудивительно, что именно их император решил сделать козлами отпущения.
На тот момент Римское правительство считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Именно действия Нерона принято считать первым гонением; но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима.
«Нерон мучается от угрызений совести после убийства матери», Джона Уильяма Уотерхауса, 1878 г.
Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме.
Сначала схватили тех, кто не скрывал своей принадлежности к новой религии. Когда они под пытками начали называть имена тайных последователей христианства, счет арестованным, замученным и казненным пошел на многие тысячи. На христиан надевали шкуры медведей и волков и отдавали на растерзание собакам. Их распинали на крестах и сжигали на кострах.
В это время, согласно библейского повествования, были казнены апостолы Петр и Павел. Апостол Петр был учеником Христа и считается первым папой — главой римско-католической церкви.
Это одна из версий. Другие исследователи столь же яростно приводили исторические доводы, оправдывающие императора. Русский писатель А.В. Амфитеатров посвятил Нерону четырехтомное произведение «Зверь из бездны». В нем он приводит многие исторические свидетельства древних людей как pro, так и contra.
Если верить латинским авторам, однажды, после грандиозной попойки, Нерон велел поджечь Рим с четырех сторон, а сам наслаждался «великим пламенем, напоминавшим крушение Трои». Вину за это преступление он без всякого зазрения совести возложил на маленькую колонию христиан, проживавших в Риме. Тацит рассказывает, что «их распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Потомки тоже были совершенно уверены: пожар в Риме устроил сам Нерон. Но им опять возражают современные историки. Леон Гомо, Жерар Вальтер и Жорж Ру считают, что вина Нерона здесь недоказуема.
В данном случае главным обвинителем выступает Тацит. Однако его свидетельство о гонениях на христиан дошло до нас в виде рукописи XI века. Профессор Ошар, с филологического факультета Бордоского университета, задался вопросом: а что если в свое время правоверные монахи просто-напросто взяли и приписали к рассказу латинского историка о тех трагических событиях свою, захватывающую, версию? Ведь, как точно известно, в то время, когда разразился пожар, Нерона в Риме не было. Он находился на побережье, в Антии, что в пятидесяти километрах от Рима. Быть может, он отдал приказ о поджоге города неделей раньше? В таком случае, неужели ему не хотелось лично проследить за осуществлением столь хитро задуманного плана? Тем более что утверждают, будто этим пожаром Нерон желал доставить себе эдакое эстетическое наслаждение. Выходит, Нерон, страстный собиратель бесценных сокровищ, поджег город, лежавший у подножия его дворца, рискуя, что загорится и его собственный дом, битком набитый всякими ценностями, как, впрочем, и случилось? Леон Гомо отмечает: «Ночь накануне пожара выдалась лунная — обстоятельство не очень-то благоприятное для осуществления замысла Нерона». В конечном итоге все предположения на этот счет основаны на сообщении Плиния, утверждавшего, что в Риме были вековые деревья, которые «простояли до пожара, случившегося при принцепсе Нероне». И ничего более. Светоний, однако, уточняет: «Виновником бедствия был Нерон». Но о самом Светонии профессор Вильгельм Голлаб говорит так: «Он соглашается и со слухами, и с фактами... Ему совершенно несвойственен аналитический подход, которым должен обладать настоящий историк... К его свидетельствам следует относиться с крайней осторожностью».
* * *
Однако бытует еще мнение, что с помощью огня Нерон хотел очистить Рим от трущоб. На самом же деле от пожара больше всего пострадали самые красивые кварталы. А Трастевер, со всеми его нечистотами, остался совершенно нетронутым. Пожар начался с построек, примыкавших к цирку. В этих постройках жили люди. Неужели они могли со спокойным сердцем взирать, как огонь пожирает их жилища, не предпринимать никаких мер по его тушению и не требовать наказания виновного? «В этом случае,— говорит Жорж Ру, —должен был возникнуть страшный переполох, люди узнали бы, кто это сделал, и непременно сообщили властям». Самым удивительным в этой истории кажется отношение римлян к происшедшему. После пожара они восторженно приветствовали Нерона, который в эти дни был сам не свой. Если бы население было убеждено в виновности императора, неужто оно стало бы его восхвалять?
Авторитетный историк Леон Гомо пришел к следующему заключению: «Виновность Нерона кажется невероятной».
«Нерон не начал Великий пожар, - уверена археолог Мариса Раньери Панетта.- Пожар начался в Большом цирке, который находится у подножия Палатинского холма, на котором жил Нерон. Он не мог устроить пожар прямо под своим жилищем. Верно, пожар был ему выгоден, потому что помог получить больше земли, но он разместил бездомных в своих садах и отстроил Рим, сделав его еще прекраснее. Причем, строил широкие улицы, чтобы предотвратить такие же пожары в будущем».
* * *
Споры о том, кто виноват, продолжаются, однако все историки сходятся в том, что бедствие это было для древнего Рима катастрофическим. Никогда еще до тех пор пожар не причинял Риму такого страшного и ужасного вреда.
Следует отметить, что после бедствия Рим был отстроен заново. Возрождение отца городов является примером величайших достижений в области градостроительства. Самый прекрасный в то время город возродился буквально из пепла. Подлинным архитектурным шедевром в нем был дом Нерона — Золотой дворец. Работы по восстановлению Рима способствовали процветанию всей империи: поднялась цена на землю, появилось множество новых ремесел, каждый житель империи был обеспечен работой.
Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Страна, которой не стало. За что убили Александра Меня? и Страна, которой не стало. Дети и госатеизм. Реальные истории
www.invictory.com
Реферат Великий римский пожар
скачать
Реферат на тему:
Файл:Great Fire of Rome.jpg
Рим в огне.
Великий пожар Рима (лат. Magnum Incendium Romae) — пожар, опустошивший десять из четырнадцати кварталов Древнего Рима при императоре Нероне, в июле 64 года. Он возник в ночь с 18 июля на 19 июля в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем была охвачена бо́льшая часть города. Императора в то время не было в городе — за несколько дней до начала пожара он уехал из Рима в Анций.
Светоний говорит о том, что инициатором пожара был сам Нерон, и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнем с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.
Однако современные историки более склонны полагаться на описание событий, данное Тацитом, пережившим пожар в детском возрасте. По его свидетельству, Нерон немедля отправился в Рим и за свой счет организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, еще во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нем Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращен на улицу, а не во дворы и сады.
Пожар бушевал шесть дней и семь ночей. После его окончания оказалось, что полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а еще семь весьма значительно пострадали. Нерон открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.
Для того чтобы восстановить город, требовались огромные средства. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново. В память о пожаре Нерон заложил новый дворец — «Золотой дворец Нерона».
«Светочи христианства (Факелы Нерона)», репродукция картины Генриха Семирадского, 1882
Хотя, скорее всего, Нерон не имел к пожару никакого отношения, необходимо срочно было найти ответственных за пожар. И этими ответственными стали христиане. Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Тацит так описывает эти события:
«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».
Однако, по утверждению историка А. Б. Рановича, данный отрывок из Тацита представляет собой, «по общему признанию большинства историков, филологов и даже многих богословов, благочестивую христианскую фальсификацию, имеющую целью освятить ореолом старины легенды о мучениках» [1].
Примечания
Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 172