Картинки древней избы. Интерьер в стиле русской избы и старинной усадьбы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые красивые русские избы. Картинки древней избы


Обустройство русской избы. – Ярмарка Мастеров

обустройство избы

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. интерьер русской избы

  Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.  Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. 
Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.   В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей.

Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Он считался "мужской" лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.

   Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.Внутреннее убранство русской избы

Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.    

Источник:http://www.perunica.ru/etnos/739-vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html  

www.livemaster.ru

Самые красивые русские избы / Моя Планета

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

 

 

 

 

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым.  Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

 

 

 

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше  принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

 

 

 

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

 

 

 

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян. Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта. Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

 

 

 

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

 

 

 

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев . В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.

 

www.moya-planeta.ru

Самые красивые русские избы

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью.

«Пряничный домик» кузнеца Кириллова

Где: Свердловская обл., д. КунараСамые красивые русские избы

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Чудо-теремок

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

Самые красивые русские избы

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Кружевной Дом Европы

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21Самые красивые русские избы

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Дом Ошевнева

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»Самые красивые русские избы

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.

Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. vk.com/anti_maydan Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.

Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Погодинская изба

Где: Москва, Погодинская ул., 12аСамые красивые русские избы

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Усадьба Сукачева

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Источник

tainyvselennoi.ru

Россия - живые, убитые | русские избы, дома, фото

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Россия - живые и убитыерусские избы, дома, судьбы - фото© Комментарии - Татьяны Смертиной  

Россия, вятская земля. Арбажский район. 2008-2010 годы. Избы и дома - это и есть зеркало быта, а иногда и судьбы.Жилище, очаг, кров, родное гнездо.В каждом жилище - кто-то вырос, кто-то был счастлив,у кого-то были горе и утраты.В каждом жилище рождались и умирали.И снова рождались.И что бы не происходило в стране, есть люди,у которых остается трезвый взгляд на жизнь,любовь к своему Отечеству, любовь к бытию, семье.В этом альбоме - избы и дома людей из глубины России.

Богатства (если говорить о вещах и быте) здесь, конечно, нет.Но не потому, что не трудились честно, не заработали...А сами знаете... Подрублены корни жития.Но - течение Бытия никому не остановить.Заботливо прикрыт шифером новый тёс для ремонта крыши.На воротах в ограду - солярные знаки: не трогайте их,не философствуйте, не осуждайте.

Изба. Россия. Вятка, 2010.

Вроде бы, всё просто.Вроде бы, всё сказано.Но - и ничего неизвестно.

Замков у двери во двор нет, запоров нет, злых собак - тоже. Древность и современность между собой равны.

Вы не только на "тарелку" смотрите,а и на звездочку под ней,она означает - мужчины в этой избе погибли на фронте в В.О.В.

"Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дегтя запах свежий,Таинственная плесень на стене..."(Анна Ахматова - стихи)

Россия. Избы, дома

Дом, где воин В.О.В. вернулся с фронта. Дом он построил своими руками вместе с сыновьями.Они его строили более пяти лет, без наемной силы.Живут в столице, но на лето - сюда! Этим летом полковник скончался,похоронили на родимом Сорвижском погосте. Помянем.

Вообще-то, я не со стороны эти фото делала,с детства знаю - кто живет в этих домах и избах.

Флоксы, флоксы...Любовь к цветам и палисадникам в селе Сорвижи традиционная. Неужели и это - "гламуром" обзовут?Сто раз говорю, под видом "гламура" часто не те цветы скашиваете.

Услышит ли кто? Век подставы и стёба, над кем ты сейчас уллюлюкаешь?Какую невиновность рвешь на части?

Россия, избы, дома. Русский быт.

Деревянная резьба, деревянные узоры, деревянные кружева - словно древняя вышивка,молчат вековыми символами оберёгов.

Крапива, крапива...Скажи мне, крапива, почему ты любишь забвение и одиночество?

Россия, избы, дома

Дом, деревенский палисадник, молодая яблонька...Чаша цветов, чаша судьбы, чаша тихого счастья...

Цветы бархатцы, фото. Бархатный огонь

Флоксы, палисадники, фото

Избы, дома, палисадники

И снова - дом строится своими силами, своими руками. Хозяин - работает в лесхозе (пока лесхоз не ликвидировали), больше в селе работать негде.Справа - старая изба на подпорках. Еще там банька видна.Пожелаем хозяину доброго здравия, радостей и светлой надежды.

Дрова - договориться, найти машину, привезти.Распилить и сложить тюльки рядами, чтобы просохли.Расколоть, сложить в поленницу или сносить охапками в ограду и там сложить в поленницу.А потом пойдет снег.Пить чай у оконца и долго смотреть,как падает белое в придорожную траву...

Дикий, розовый вьюнок

В центре села: несколько панельных домов типа "хрущевок" - кто-то когда-то надумал и отдал приказ перестроить в России избына городской манер. И что интересно: за этими домами - деревянные, убогие хлевы,и выделены маленькие полоски земли - для огородов.При полном запустении полей,землИ под огороды возле этих домов, естественно, не хватает.А что, побежишь за три километра капусту поливать?И еще - в этих домах есть коммуналки, и они - навечно:владельцу принадлежит не квартира, а комната с общей кухней. Это мучительно. Хотя, есть и плюсы - отопление не печное,с дровами не маяться. И водопровод, когда не замерзает.

И вышла она замуж за князя заморского.И в благоухающей загранице неожиданно одолела ее хворь-тоска-ностальгия по родимой земле.Подумал, покручинился князь заморскийи выстроил "дом хрустальный для нее на горе" в её родном селе. И приняло их село - добродушно.Но почему князю заморскому понравилось здесь жить летом - до сих пор никто не понимает.Пожелаем добра и радостей и этому семейству, и этому крову.

Обсуждаются дела житейские.А, может, и про президента говорят.Одна из вятских женщин высказала такое: "Когда погибает нация, гибнут сначала мужчины, потом дети.А женщины остаются среди ледяных глыб,кого-то находят и снова рожают, и всё повторяется".

Справа маленькое оконце. В древних постройках изб над оградой - сеновал. Лошадь с санями (по заморозкам), гружеными сеном,или трактор с тележкой сена (в любое время года)заезжают в открытые ворота ограды, сено сгружают и сразу закидывают на сеновал.Возле оконца оставляют место для лежанки и летом там спят.Ночевала не раз на таком сеновале - дух свежего сена,таинственные шорохи, вскрики ночных птиц -и такая радость, такие счастливые думы, словно иное время, иная реальность.И ночь через это оконце - древняя, косматая, звёздная...Дыхание тайны.

Рябина красная, рябинники, рябиновые заросли... Угощение для Божьих птиц.

Убитые!Избы, дома, люди, судьбыГромадное колесо событий-истории-непойми-чегожестоко проехало по сердцу России, судьбам народа.

Снимки сделаны на Вятской земле в селе Сорвижи и окрестных,ушедших деревнях.Снимков - бесчисленно!Чтобы не надрывать душу, размещаю здесь лишь несколько.

По этой тропинке давно никто не ходил. Заколоченный дом скоро заглушат молодые сосны и ельник.Когда вырастет эта сосенка, от дома уже ничего не останется."Солярис" - наяву, болевое искажение пространства.

Трава-пушица совсем одурела... От постоянной горечи всё сошло с ума... Иду мёртвой деревней, и кажется - весь мир мертв.Или с миром что-то не то.Ветер. Лишь он сюда заходит. И дождь. И снег.

Могучая, крепкая изба. Деревня Душкины Арбажского района.Очень древняя деревня, была бы жива - можно писать летопись и справлять текущие столетия.Не время её разрушило - люди. И не те люди, что жили здесь, а какие-то другие.Из них часть - дураков, часть - воров, часть - не пойму кого,а еще часть - даже этой избы боится,до сих пор злорадствует и издалека враждует с нею всякими подлыми способами, которые нормальному человеку и не снились.Вы думаете они это свершили за несколько летили, как Помпею, разрушили мгновенно? При глобальных усилиях им на это понадобилось - столетие.

Стихи о погибшей деревне

* * *Здесь белая одымь калины,Родник весь до донышка чист, И каждой весною так дивноГустеет смородинный лист.Что ж ветры в ограду залезли, Дверями сквозит этот дом?Эй, Митрий-хозяин, ты здесь ли?Как тихо и дико кругом...Здесь ветру плакучему - воля, Спит ржавый фонарь под скамьей.Последний жилец ШумнодворьяУехал иль помер зимой. (Татьяна Смертина, из ранних стихов)

Узнаёте?Снимок посмотрели тысячи людей в моем ролике "Чёрный карлик".

Ну, вот, я кадр остановила. Острые клинки солнца.И сквозь солнце - глобальная боль России,тысячи людей и судеб,которые кто вспомнит? кто оплачет? кто поймет, что происходит?Это лишь тихие, провинициальные снимки.

Крепка же была эта изба,даже у покинутой кто-то выломал дубовые полы, спер дубовые, узорные лавки.

Березка выросла, когда уже все покинули эту избу:скончались или уехали.Красивая березка, печальная.Наверное, ей одиноко, особенно зимой.

ЖивыеРусские избы, дома, люди, судьбы

Сосед хороший.

Звездочка на дому - девушка добровольцем на фронт ушла (Нина Георгиевна),раненых на себе с поля боя выносила.Вернулась с фронта, хозяйка этого дома. Недавно скончалась.

Соседи - люди душевные

Хозяин дом тоже сам выстроил. В лесхозе работает.Рыжики солит по-моему рецепту: без уксуса и лишней соли, и чтобы свежий дух грибов, и чтобы долго хранились.Ну, так и рецепт я ни у кого не списывала,он - мой, личный, из моей жизни и жизни ушедших родичей.

Вот и посидели на лавочке, поговорили...

ГлавнаяФотопрозаАльбомы-фото. Оглавление

t-smertina.narod.ru

Интерьер в стиле русской избы и старинной усадьбы

Избушка-избушка

Изба является одним из главных символов России. Археологи считают, что первые избы появились еще во втором тысячелетии до нашей эры. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции — давала крышу над головой, тепло и место для сна. Избу воспевали поэты и увековечивали художники, и было за что. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились всего за несколько десятков лет.

Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения. Это отразилось и на интерьерах. Стиль кантри сегодня вообще на пике популярности. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то — скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу прованс, но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.

Приезжая из мегаполиса на дачу или в загородный дом в стиле русской избы, человек ощущает единение с природой и связь со своими корнями. Это способствует максимальной релаксации и состоянию покоя. В домах из дерева, интерьер которых отличается простотой и незатейливостью, легко дышится и крепко спится. А после отдыха возникает желание заняться такими делами, как рыбалка, разбивка новой клумбы в мае или работа в саду в сентябре — одним словом, дает знать о себе прилив сил.

Русский стиль интерьера: где он уместен?

Интерьер в стиле русской избы можно воссоздать в полной мере только в деревянном рубленом доме. Интерьер в стиле русского терема, русской усадьбы уместен в любом деревянном доме. В остальных случаях, когда речь идет, например, о кирпичном доме или квартире, можно говорить лишь о стилизации, то есть о привнесении в интерьер некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Интерьер русской избы: каким он был?

Русская изба. Фото взято с русской Википедии

Центром избы была печь, которую называли царицей дома. Она занимала четверть или даже треть площади всего жилища. По углам печи ставили печные столбы, защищающие «царицу» от разрушения. На эти столбы и на стены опирались балки под потолком. Балки, говоря современным языком, зонировали пространство, деля избу на женскую половину, мужской и красный углы. На одной из балок устраивали полати — дощатый лежак, который облюбовывали дети.

В печном углу управляла женщина. В этом месте располагались многочисленные полки с посудой и другой утварью. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Хозяин проводил больше времени в мужском углу — под полатями.

Горница — самое большое и красивое место в избе, где принимали пищу и встречали гостей. Проще говоря, это и гостиная, и столовая, а часто и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол. Это часть дома, где устанавливались иконы.

Горница

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом обстановка была скудной, но не без украшательств. Над окном монтировали широкие полки. На них ставили праздничную посуду, шкатулки и др. Кровати дополнялись резными спинками. Ложа покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек, уложенных пирамидкой. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Русский сундук. 19 век

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. Конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри и стиль русской избы в частности — это дерево, много дерева и почти ничего, кроме дерева!

Как создать стиль русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома?

1. Выбор направления

В интерьерах русских изб и теремов постепенно происходили некоторые перемены, поэтому для начала нужно определиться, стиль какой эпохи вы хотели бы воссоздать. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины прошлого столетия, в которой появилось немало новшеств? А может быть, вам по вкусу более нарядная обстановка старых русских теремов или деревянных помещичьих домов 18-19 веков, когда в деревенский стиль оказались привнесены черты других стилей — классицизма, барокко, модерна? Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.

Горница старорусского дома 16-18 веков. А. М. Васнецов

А это уже конец 19 века. Мир русской усадьбы в живописи С. Жуковского

2. Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска — матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки — сложенные стопками от большей к меньшей.

спальня в русском традиционном стиле

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки — естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь — женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, — все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь — как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

кухня в русском деревенском стиле

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

3. Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.

Дом в русском стиле. Дизайнер: Деревлева Ольга

Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.

В стиле русской усадьбы

4. Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской.  По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Интерьер в стиле русской избы или усадьбы: идеи от дизайнеров

1. О зеркале. Зеркала — чуждый предмет для старинного русского дома. Однако сложно представить себе современный дом без единого отражающего полотна. Выбирайте зеркала с эффектом состаренности, заключенные в громоздкие деревянные рамы. Зеркало можно замаскировать под фальшокно благодаря деревянным ставням. Резную раму с такими же деревянными ставнями-створками можно использовать и для маскировки плоского телевизора.

2. Идея стилизации для спальни. Интересное решение для спален или детских комнат: стилизация под уютный деревенский дворик. Стены на 1-1.5 метра от пола обшиваются некрашеной доской, имитирующей забор. Также используется роспись растительным орнаментом: на стене над забором порхают бабочки и летают птички. Другая стена комнаты может быть имитацией внешней стены деревянного дома с окном, украшенным кружевными наличниками и деревянными ставнями. Потолок при этом можно декорировать росписью ,  представляющей собой изображение неба . Скамья, гамак, бочонки вместо прикроватных тумб — и вы почувствуете себя ночующим в деревенском дворике.

3. Бытовая техника в интерьере русской избы. В кухне, как уже было сказано, желательно встроить всю бытовую технику. Но некоторые предметы можно не прятать, а, наоборот, сделать интерьерной изюминкой. Техника «аэрография» используется не только для росписи автомобилей, но и для украшения корпуса бытовой техники. Например, можно заказать роспись холодильника в русском стиле — в этом случае современный предмет не только не выбьется из стиля русской избы, но еще и подчеркнет его.

Еще фото:

Вот так интерпретировала стиль избы дизайнер Решетова Татьяна

Русский стиль кантри

кухня-столовая в русском стиле

В стиле русской усадьбы

Современная горница. Фото взято здесь

Читайте ещё по теме:

Декоративные потолочные балки в интерьере

Стиль кантри в интерьере

Стиль шебби шик в интерьере

www.domfront.ru

Интерьер русской избы

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Составными частями крестьянской избы были: клеть, сени, изба, подклеть, чулан и горница. Основной постройкой было жилое помещение с печью. Внутри находились такие неотъемлемые атрибуты хозяйской жизни как: прикрепленные к стенам широкие лавки, полки, люлька, посудный шкаф и др. Отсутствие лишних элементов и строгая привязанность одной вещи к месту – вот главные признаки интерьера избы.

Особое внимание в избе концентрируется на печи, которая символизирует идею уюта и домашнего очага. Поэтому изготовлению печей мастера уделяли столько времени и сил. Подпечье состояло из выпущенных концов толстых брусков. Спереди оно подпирало тяжелый шесток печи, а сбоку – лавку-лежанку. Печной коник отгораживал шесток у печного столба. Все эти элементы аккуратно вытесывались топором.

У печи часто располагался угол для стряпни. Его отделяли деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой. Расписывалась перегородка обычно геометрическими фигурами в виде солнца или цветов.

Неподвижные лавки располагались вдоль, по всему периметру помещения. С одной стороны они плотно примыкали к стене, с другой же поддерживались подставками из толстых досок, либо резными точечными столбиками-ножками. Обычно такие столбики имели сужение к середине и нанесенный рисунок в виде яблока. Плоские же подставки, выпиленные из толстой доски, обычно были с рисунком точеной ножки.

В избах также встречались переносные лавки с четырьмя ножками или подпорками по бокам (скамьи). Спинку скамьи можно было перекинуть с одного края на другой (переметные спинки). Сквозные или глухие спинки часто украшались резьбой. В горницах скамьи были покрыты специальной тканью. Встречались также скамьи с одной боковиной, на которую наносилась резьба, либо роспись. Такая боковина служила прялкой, или опорой для подушки.

Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки. Украшением стульев служила деревянная бахрома, либо узорная спинка. Часто стулья были окрашены в два цвета – голубой и малиновый.

Обеденный стол имел довольно большие размеры. Крышка стола выполнялась из качественно обработанных досок без сучков. Подстолье могло быть нескольких видов: дощатые боковины с выемкой внизу, соединенные проножкой; ножки, соединенные двумя проножками или кругом; подстолье с выдвижными ящиками. Края столовой грани и грани ножек иногда покрывались резьбой.

Столы для приготовления пищи (поставцы) ставили рядом с печью. Такие столы были выше обеденных, а внизу имели выдвижные ящики или полки с дверцами. Часто в избах встречались небольшие декоративные столики.

Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Сундуки имели разные размеры и небольшие внешние различия. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. Опорная часть выполнялась в виде опорного плинта, или в виде маленьких ножек. Обивали сундуки звериной шкурой с коротким ворсом, а укрепляли металлическими составляющими. Украшали сундуки также всевозможными рисунками и узорами.

Полки в избе крепились наглухо. Вислые полки примыкали к стене по всей длине, а полки-воронцы опирались только концами. Полки могли разделять помещение на несколько частей. Опираясь одним концом на брус около печи, другим концом они могли выходить между бревен стены. Навесной настил (полати) крепили над входной дверью.

С течением времени в избах начали появляться шкафы. Они имели различные виды и размеры. На них наносилась сквозная резьба для проветривания продуктов.

Спали крестьяне обычно на встроенных и передвижных кроватях. Такие кровати наглухо прикреплялись к стенам с двух сторон и имели одну спинку, а размещались в углу. Для детей подвешивались люльки, колыбели, украшенные токарными деталями, резьбой или росписью.

Таким образом, элементы интерьера в русской избе располагались горизонтально и выполнялись из дерева. В качестве основной цветовой гаммы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы и одежда, а также красивая роспись.

 

izby.org

 

www.mspkz.com


Смотрите также