Древнегреческий ордер Архитектурный ордер – от. Ордер древней греции
Ордерная система Древней Греции.Виды ордеров в Древней Греции
Ордерная система это вид архитектурной композиции.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно -стилевой обработке.
Ордер является воплощением стоечно-балочной системы.
Ордерная система Древней Греции пришла к нам наряду с другими важнейшими понятиями античности
В состав архитектурного ордера входят три части:
колонна- несущий элемент,
антаблемент — несомый элемент
и пьедестал.
Ордеры делятся на полные и неполные. К неполным относятся греческие архитектурные ордеры, не имеющие пьедестала. Ордерная система широко использовалась в архитектурных сооружениях Древней Греции.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Если вы обращали внимание, то во многих городах в архитектуре домов встречаются элементы ордерной системы . Понятно, что подобные дома были построены еще в прошлом веке. И многие из них требуют ремонта и реставрации. Оказывается заняться реставрацией самостоятельно нельзя. Для этого необходимо привлекать реставрационную компанию которая имеет право на работу с историческим наследием.
Элементы архитектурного ордера Древней Греции
Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончяющийся кверху. Прием сужения называется энтазис, что в переводе с греческого обозначает напряжение. Энтазис колонны, представляющий собой усеченный конус, начинается не с основания, а с 1\3 высоты колонныКолоннадой называется ряд колонн, поддерживающий один антаблемент. Расстояние между колонная обычно равняется 1\3 от высоты колонны.
В зависимости от ордера, колонна может дополняться базой – основанием, но неотъемлемой частью любой колонны является капитель, которая служит для переноса тяжести антаблемента на фуст.
Капитель в свою очередь состоит из двух частей:
нижняя – эхин, которая в своем архитектурном развитии получила разнообразное декоративное оформление,
и верхняя – абака, как правило, простая квадратная каменная плита, непосредственно соприкасающаяся с антаблементом.
Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,
нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;
выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;
верхним элементом антаблемента является карниз.
Конструктивная необходимость завершающей части антаблемента состоит в том, что бы не допустить стока воды во время дождя по стенам здания, выемка, останавливающая «прилипшую» воду, в нижней части плиты, получила название слезник.Карниз, как правило, значительно выдвинут по отношению к стене, это необходимо для защиты декоративного оформления фриза от косого дождя.
Дорический ордер в Древней Греции
Получил широкое распространение в Пелопонессе— материковой части Греции.На архитектуру дорического стиля в большой степени оказала влияние микенские традиции
Ионический ордер в Древней Греции
Был распространен в Аттике, Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионический ордер сложился под воздействием культуры Финикии, и ахеменидской Персии – стран малой Азии.
Коринфский ордер в Древней Греции
появился в Афинах в V веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.
interior-in.ru
Античные архитектурные ордера - Мир красоты
Определение ордера. Его виды.
Архитектурный ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.
Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, - названные по наименованию областей, где они создавались.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания — стереобата;
несущей колонны. По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)
несомой части — антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.
Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей .
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.
Формы храмов Древней Греции
В Древней Греции сложился строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами.
Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральное, самое обширное, - наос (или целла, собственно святилище) и опистодом – для хранения даров – со входом с заднего фасада.
Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм.
Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей.
Общепонятное образное членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобретали большее разнообразие. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями ордера позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д.
Храмы в дорическом стиле
Для крупных храмов дорического стиля была характерна форма периптера.
К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 – начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде – 6, на боковых – 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.
В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал – камень.
Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме.Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения – типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.
Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) — большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).
Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 .гг. до н. эДорический периптер с 6X13 колоннами (их высота — 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.
Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя.
Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов – Иктина и Калликрата. Но по свидетельству жившего в в до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».
Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер построенный из пентелийского мрамора (размеры по верхней ступени - 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м).
Парфенон стоит на трехступенчатой подставке-постаменте – стереобате. Постамент окружают три ступни, каждая высотой в полметра. Вдоль длинной стороны храма установлено семнадцать колонн, а вдоль узкой – восемь. Колонны расположены друг от друга на расстоянии 3 метра.
Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон — храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием.
Крыша храма снабжена треугольниками-фронтонами, а перед входом находится легкий навес (портик). Под карнизом Парфенона расположен барельеф – широкая полоса скульптурных изображений.
Храмы в ионическом стиле.
Если архаическая архитектура дорического стиля известна нам по большому количеству сооружений, полностью или частично сохранившихся, то из памятников ионического стиля ни один не дошел в таком состоянии, чтобы мы могли его рассматривать в целом виде.
Для крупных храмов ионического стиля характерна форма диптера.
Самыми значительными ионическими храмами 7 — 6 вв. до н. э. были храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон). Все эти храмы были почти полностью перестроены позднее, в эллинистическое время.
Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая сокровищница сифнийцев (или сифносцев) — жителей острова Сифнос, построенная ими в Дельфах. В ней, так же как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде женских фигур — кариатид, стоящих на пьедесталах и своими головами поддерживающих капители, на которые, в свою очередь, опирается антаблемент. Применение человеческих фигур в качестве опор (атлантов или кариатид) было редким в греческой архитектуре.
Храм Афины-Ники — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцвета, представляется изящнейшим творением античного зодчества (рис.6 Приложения.). Храм построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего храма Акрополя — Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле.
Этот храм являлся амфипростильным, то есть имел с двух фасадов четырехколонные портики ионического ордера. Внутри здания находилась статуя богини Афины–Ники. В центре храма стояли еще скульптуры богов Зевса и Посейдона. Храм Афины-Ники обладал удивительной гармоничностью составляющих его частей, а также строгостью архитектурных форм. Он стоял на трехступенчатом постаменте под незначительном углом к фасаду Пропилей (входные ворота Акрополя). В связи с этим храм не сливался с ним, а наоборот, отчетливо выделялся как самостоятельная архитектурная постройка.
Храм окружался со всех сторон рельефным скульптурным фризом, на котором изображались картины битв греков с врагами. На восточной стороне фриза запечатлены только олимпмйские боги, созерцающие битвы греков.
Размеры храма минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину — 4,19 м, высота колонн — 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей, линий гор.
Эрехтейон – самое оригинальное сооружение в древнегреческой архитектуре, в свое время входившее в композицию Акрополя. Он представлял собой ионический храм, построенный в 421-406 годах до н.э. архитекторами Архилохом и Филоклом. в Афинах; посвящен двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону.
Эрехтейон – это единственная постройка в Древней Греции, которая имеет ассиметричный план. Три его портика (северный, западный и южный) находятся на разных уровнях. На северной стороне располагался вход в святилище Посейдона-Эрехтея, на западной стороне находился портик, обращенный к храму Афины Паллады, а на южной стороне храма – портик кариатид в ниспадающих одеждах, которые поддерживали крышу храма.
Несмотря на то, что кариатидам присуще единообразие в масштабах и пропорциях, все они имеют различные оттенки и пластику, в связи с чем не производят впечатления монотонности.
Два первых портика были снабжены ионическими колоннами, а все здание в свое время окружал фриз, декорированный белыми накладными скульптурами. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры - принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него про никнуть в западную целлу — целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя.
Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана — 23,5 X 11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя. Эрехтейон являлся последним зданием в афинском Акрополе, сооруженным в классическом стиле. Он красиво и очень гармонично завершал весь этот архитектурный ансамбль, производя неизгладимое впечатление на древних греков.
Архитектурные сооружения в коринфском стиле.
В 4 в до н.э. сравнительно часто встречается самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей – коринфский. В середине 4 в до н.э. в Эпидавре были построены два крупных сооружения – архитектором Поликлетом Младшим: здание для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела, и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, сохранившийся до нашего времени.
Фимела представляла собой,так называемый, круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключительно внутри здания.
luydagor.livejournal.com
Древнегреческий ордер Архитектурный ордер – от
Размер: 4.4 Mегабайта
Количество слайдов: 19
Описание презентации Древнегреческий ордер Архитектурный ордер – от по слайдам
Древнегреческий ордер
Архитектурный ордер – от латинского ordo, что переводится как строй или порядок. Ордер — это тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Появился в Древней Греции, состоит из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных элементов.
Особенности древнегреческой архитектуры • Главной задачей древнегреческой архитектуры было строительство храмов. • Первоначально храмы строились из дерева, потом греки стали использовать для их возведения камень. • Самые ранние греческие храмы похожи на продолговатые дома. Считается, что они произошли от мегаронов. • Разные типы греческих храмов различались количеством колонн. • За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны.
Три древнегреческих ордера • Дорический ордер – самый ранний, появился в VI веке до н. э. • Ионический ордер — возник в середине VI века до н. э. в Ионии. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. • Коринфский ордер — был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2 -й половине V века до н. э
Элементы ордера База Стереобат Стилобат Ствол Барабаны Капитель Волюта Архитрав Фриз Карниз
Стереобат — в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. Стилобат — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада
• База — основание, нижняя часть колонны, пилястры. Обязательная часть колонн всех ордеров, кроме дорийского. Ствол — основная часть, «тело» колонны.
Барабаны — монолиты цилиндрической формы, из которых составляются стержни колонн. Каннелюра — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны
Волюта – от латинского voluta, буквально — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центр. Капитель — венчающая часть колонны или пилястры.
Антаблемент — балочное перекрытие пролёта или завершение стены. Архитрав – нижняя часть, непосредственно опирающаяся на капители колонны Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Карниз — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений
Дорический ордер • Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. • Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. • Классическая дорическая колонна была без базы — колонна устанавливалась непосредственно на стилобат — с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. • Высота дорической колонны – 14 -16 модулей (нижних радиусов колонны)
Ионический ордер • От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. • Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. • • Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
Коринфский ордер • Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. • Характерной особенностью этого ордера является колообразная капитель, покрытая стилизованными листьями. • Ордер называют «девичьим» , в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.
present5.com
Архитектура Древней Греции. Древнегреческий ордер
Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, которая возникла в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне.
Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера (от лат. порядок, строй).
Используемая стоечно-балочная система достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных архитектурных элементов. Основными являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.
Различают два основных ордера древнегреческой архитектуры - дорический и ионический. Название ордеров связано с местами их возникновения. Дорийцы и ионийцы - одни из основных древнегреческих племён. Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства они достигли в классическую эпоху.
Первый - более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжён; второй - более лёгок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжён. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека, что свойственно греческому искусству.
Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер - с «утончённостью женщин, их украшениями и соразмерностью».
Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были конструктивно и художественно переосмыслены при переходе на новый материал.
Дорический ордер является самым простым и строгим, из всех наиболее массивным и подобно своему деревянному прототипу имел три основные части:
основание - стереобат (крепйда),
несущие опоры - колонны и
- несомую конструкцию - антаблемент.
Дорический храм возводился на высоком, обычно трёхступенчатом основании - крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров сооружения. Размеры отдельных частей сооружения и их взаимные соотношения основаны на единой мере - модуле.
Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней - создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн.
Квадратная плита капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевёрнутого усечённого конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки от антаблемента на колонну по всему её сечению. Ствол дорической колонны обработан каннелюрами сегмéнтного сечения с острыми гранями (обычное число каннелюр составляло 16 ÷ 20). Ствол не имеет базы и опирается непосредственно на стилобат (верхняя плита стереобата).
Греческий ордер - это не только каменная конструкция, но и полноценная художественно выразительная система, отличающаяся пластической обработкой и гармоничной пропорциональностью своих частей. Расширение ствола колонны книзу подчеркивает её роль несущего элемента.
Антаблемент членится на три основные части, конструктивная необходимость которых ясно выявлена ещё в деревянном ордере.
Нижнюю часть представляет несущая балка - архитрав. Гладкий дорический архитрав увенчан полочкой (тенией). Под тенией в месте установки каждого триглифа помещается дополнительная полочка - регула.
Средняя часть антаблемента - фриз, в котором чередуются плиты с вертикальными вырезами - триглифы и в промежутках между ними - метопы, иногда украшенные барельефами. Триглифы расположены по осям колонн и посредине пролёта между ними. Угловой триглиф, как правило, сдвигался с оси колонны на самый угол фриза.
Верхняя часть антаблемента - карниз нависает над всей конструкцией, его свешивающаяся часть скашивается книзу, чтобы вода с крыши не подтекала под карниз, и своей чёткой горизонталью завершает композицию. На нижней поверхности карнизной плиты помещаются прямоугольные плиты (мутулы). По верху карниза боковых фасадов храма часто располагался водосточный жёлоб, который переходил на наклонные карнизы фронтонов.
Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания или колоннады, ограниченное по бокам скатами крыши и карнизом у основания. На углублённом поле фронтона (тимпане) часто помещались скульптурные группы. Фронтоны по углам и посредине увенчивались акротёриями (статуи или орнаменты).
В архаичный период при переходе к сооружению храмов целиком из камня строители, убедившись в недостаточной его прочности при работе на изгиб, стали резко утолщать архитравы и колонны. При этом интерколумнии настолько уменьшились, что иногда абаки почти соприкасались (храм Аполлона в Сиракузах).
Однако позднее, лучше прочувствовав работу каменных балок, древнегреческие зодчие пришли к заключению, что пролёт балок в свету можно увеличить до трёх диаметров колонн, которые её поддерживают.
Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу и капитель. Многообразные формы баз разделяются на два основных типа: малоазийский и аттический.
Формы аттической базы особенно ясны и лаконичны. Её профиль состоит из двух валов с зажатой между ними скоцией (от греч. темнота) - архитектурный облом с вогнутым профилем).
Основные элементы базы чётко разделяются полочками. Валы иногда украшались бороздками или плетёнкой. Известен вариант аттической базы с увеличенной скоцией, сильно расширяющейся книзу.
Криволинейные профили (обломы) баз, капителей и других элементов ордера вычерчивались не по циркулю, а, по-видимому, на глаз, приближаясь к более сложным кривым, отчего они казались упругими и пружинящими.
В развитой ионической капители между абаком и эхином помещалась подушка с двумя завитками – волютами.
Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей - иоников.
Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - лёгкостью, ажурностью и пространственностью.
Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы - фасции. Фриз не имел триглифов, а иногда сплошь покрывался барельефом.
Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю - поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались индивидуально.
В единстве утилитарного и художественного начала отразились реалистические основы греческой архитектуры. Соразмерность достигалась выисканными гармоническими отношениями и расчётом частей здания по модулю.
Модуль (от лат. мера) - это исходный размер какой-нибудь части сооружения (ширина стилобата, диаметр колонны, ширина триглифа), с которым остальные размеры здания и его элементы связаны простыми кратными или иными отношениями. Таким образом, с помощью модуля устанавливались относительные размеры здания и его частей, что же касается абсолютных размеров, то для их определения достаточно было выразить размер модуля или какой-либо из основных размеров храма с помощью принятых мер длины.
В VI в. до н.э. плиты стилобата являлись той каменной линейкой, которая определяла пропорции классического храма. Начиная с V в. до н.э. роль модуля стала играть ширина триглифа для дорических храмов и нижний (больший) диаметр колонны - для ионических.
В установленную соразмерность дорических храмов, помимо сдвига и наклона колонн, вводились и некоторые другие поправки.
Некоторые из них учитывали оптические иллюзии или иные особенности зрительного восприятия. Так, например, угловые колонны утолщались на 3 ÷ 6 см против рядовых, так как, вырисовываясь на светлом фоне неба, они казались более тонкими. Поверхность стилобата и ступеней, а также горизонтальные линии антаблемента слегка выгибались кверху. Выгибы, или курватуры, препятствовали созданию впечатления прогиба горизонтальных плоскостей и линий и усиливали ощущение мощи и упругости элементов храма.
Энтазис (небольшая припухлость ствола колонны, максимум которой приходился на нижнюю половину ствола) не только придает устойчивость колонне, но и делает её «живой», по скульптурному пластичной. Колонна как бы «сплюснута» под тяжестью антаблемента.
Курватуры и другие поправки к формам храма являются свидетельством высочайшего мастерства греческих зодчих.
architecturesss.blogspot.com
"Система ордеров Древней Греции и Древнего Рима"
Выдержка из работы
Курсовая работа на тему:
система ордеров древней греции и древнего рима
Содержание
Введение
1. Ордерная система
2. Дорийский (дорический) ордер
2.1 Элементы ордера
2.2 Видоизменение ансамбля дорийского ордера
3. Ионийский (ионический) ордер
3.1 Основные черты ионийского ордера
3.2 Преобразования в ансамбле ионийского ордера
4. Коринфский ордер
4.1 Капитель
4.2 Антаблемент
4.3 Ант
5. Ордер кариатид
6. Аттический ордер
7. Тосканский ордер
8. Смешанные ордера
Заключение
Обзор использованной литературы
Приложение
Введение
Между тем как в Лидии, Персии и Этрурии весь прогресс искусства заключался в простом развитии зародышей древневосточного искусства, занесенных финикийской торговлей, в Греции этот процесс протекал значительно сложнее. Начавшееся вскоре после троянской войны нашествие новых племен с севера совершенно переродило Грецию. Господствующим племенем с этого момента становятся горцы, которые, обитая в течение ряда столетий в суровых областях Фессалии, были удалены от утонченной азиатской роскоши.
Хотя с момента соприкосновения с более древними культурами доряне и утратили врожденную грубость, они все же сохранили свои расовые инстинкты. Дорянам была свойственна большая мужественность, твердость и определенность.
Характерным выражением мировоззрения дорян является их архитектура, в которой главное место принадлежит не декоративным эффектам, а строгой красоте линий. Именно благодаря этому притоку дорийской крови в Греции произошло новое блестящее возрождение искусства. Без этого обновления вкуса, совершившегося благодаря дорийскому завоеванию, греческие архитектурные ордера были бы простым повторением финикийских типов. Отвечая стремлениям могучего дорийского племени, в искусстве появляются новые формы, более простые и отвлеченные. Даже формы, ставшие уже традиционными, получают в Руках новых мастеров спокойную уравновешенность и гармонию, которые не мог им придать один древневосточный гений.
Этому расцвету греческой архитектуры, без сомнения, предшествовал длительный период подготовки. Переселение дорян начинается не ранее X в., а первые проблески искусства появляются только в VII в. до н.э. Период его интенсивного развития начинается с того момента, когда греческое общество, уже вполне сложившееся, начинает развертывать колонизационную деятельность. Афины, Спарта создают свои законы. Египет, Италия, даже Индия, становятся доступными любознательности Ученых. Перед нами эпоха путешествий Фалеса, Пифагора. Мы присутствуем при первых завоеваниях науки.
Благодаря беспримерному богатству колоний умножаются культурные очаги, и оживление начинается повсюду одновременно. Учреждение общегреческих олимпийских состязаний создает тесную связь между отдельными членами общегреческой семьи и придает единство коллективному созданию эллинов. С этого момента существует единая нация, в которой уживаются рядом, не сливаясь друг с другом, дорийский гений и ионийские традиции. Искусство освящает эту вновь народившуюся нацию, оно становится ее символом. Оно выражается в двух основных типах или ордерах. Один из этих ордеров носит название ионийского. Он воспроизводит, облагораживая их формы, занесенные финикийцами, и ведет свое происхождение по прямой линии от архитектуры лидийской группы.
Второй ордер, названный по имени завоевателей — дорян знаменует собой первую попытку освобождения от восточных влияний Шуази О. История архитектуры, т.1. — М: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935. С. 195−196.
Следующий этап развития ордерных систем -- архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более грандиозных сооружений Ковалев С. И. История Рима. — Ленинград: Издательство ЛГУ, 1986. С. 153.
Величие римских ансамблей было предназначено отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению истории архитектурных ордеров, выявлению их основных особенностей. Актуальность работы заключается в огромном значении, которое оказала ордерная система на развитие в архитектуры в целом.
Предметом данной работы выступают архитектурные ордера Древней Греции и Древнего Рима в своем архитектурном многообразии.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
1. Ордерная система
Прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.
Нижняя несущая часть — стилобат — представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, которая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера — антаблемент. В каждом ордере своя художественная трактовка колони и антаблемента.
Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов — архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями.
Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.
Из базы как бы вырастает фуст — ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой.
Такое утонение называется энтазисом. И, наконец, капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капители наиболее ярко и образно отражено художественное различие ордеров Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм, 3 изд. — М., 1944. С. 132..
Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление как конструктивных членений, так и архитектурных форм и деталей.
Пропорции выражают соотношение размеров (длины, ширины и высоты) самого сооружения и его деталей, например толщины колонны и ее высоты. Пропорции обычно соизмеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус или диаметр колонны.
Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей, например, чередование колонн с интерколумниями (пролетами между рядом стоящими колоннами). Их тоже рассчитывают в модулях Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. — М., 1939. С. 26−27.
В греческой архитектуре употреблялось первоначально только два ордена — дорический и ионический; впоследствии к ним прибавился еще коринфский орден в римской архитектуре. Наконец, в архитектуре Возрождения употребляется пять орденов: самый простой и тяжелый — тосканский; более легкий и богатый — дорический; стройный и изящный — ионический; роскошный — коринфский и, наконец, очень сходный с коринфским — сложный Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936. С. 81..
Далее в работе мы более подробно рассмотрим каждый их вышеупомянутых ордеров.
2. Дорийский (дорический) ордер
2.1 Элементы ордера
Наиболее характерные элементы дорийского ордера — капитель и антаблемент — в тех формах, которые они приобретают в лучшую эпоху греческой архитектуры.
Дорийская колонна не имеет базы. Ее ствол, имеющий конусообразную форму, утолщается не книзу, как ствол микенской колонны, а кверху, — так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами, а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Она состоит из эхина, покрытого квадратной абакой, образующей сильный выступ, что наводит на мысль о назначении абаки как подбалки для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом.
Архитрав, почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом, составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры. Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов, а заполняющие плиты — метоп.
Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники (мутулы), украшенные каплями (гуттами). Внутри портик перекрыт потолком с кессонами, расположенными на уровне карниза Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936. С. 221−222..
2.2 Видоизменение ансамбля дорийского ордера
Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.
К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, — ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.
Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние — второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается Кузищин В. И. История Древней Греции. — М.: «Высшая школа», 1996. С. 54. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи — Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи — постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.
3. Ионийский (ионический) ордер
Мы переходим теперь к той восточной разновидности греческой архитектуры, блестящие создания которой так напоминают звучный и образный язык Гомера. Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве. Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям, имеют одну и ту же форму восприятия прекрасного. Ионийское наречие греческого языка установилось с IX в. до н.э., а искусство еще в VII в. находилось в периоде исканий.
Это — время создания волютных капителей из Неандрии, очаровательных композиций, показывающих, однако, что искусство здесь еще едва освобождается от финикийских влияний. Оставалось еще сделать огромный шаг, чтобы создать целый ордер, установить его элементы, уточнить пропорции. Этот шаг был окончательно сделан только в первые годы VI в.: ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский.
3.1 Основные черты ионийского ордера
На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих частей: расчлененного архитрава, фриза без триглифов и немного выступающего карниза без мутул, обыкновенно украшенного рядом зубчиков.
Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян, — вот общие характерные черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорийской простоты — изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионийскому ордеру своеобразный характер. Теоретики Александрийской школы, толкователем которых является Витрувий, уподобляют манеру и пропорции дорийского ордера стану и облику мужчины, пропорции же и манеру ионийского ордера — женщины. И далее, развивая это сравнение до мельчайших подробностей, они находят в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах — сходство с ниспадающими складками одежды и т. д. Здесь утонченность александрийцев не знает предела; однако мысль, которую они передают нам в таком, собственно, детском изложении, по существу является верной.
Существуют два вида красоты, весьма отличные друг от друга, особенности которых не смогли бы сочетаться в одном произведении и которые оба принадлежат искусству, оба имеют право быть воплощенными в его творениях: с одной стороны — сила и энергия в мощных, мужественных и строгих формах; с другой — грация и изящество, в формах менее строгих, менее энергичных и более нежных.
Таковы два противоположных проявления, которыми природа наделила обе половины рода человеческого; это те самые проявления, которые греки отобразили в двух основных видах своих ордеров.
Вглядываясь в детали ионийского ордера, мы всюду встретим украшения, заимствованные либо из предметов мелкой художественной промышленности ассирийцев и египтян, ставших общедоступными благодаря торговле финикиян, либо из предметов финикийской промышленности, являющихся копиями первых. Только один шаг отделяет финикийские капители на Кипре от доэллинских капителей в Неандрии; эти же последние являются непосредственными предшественницами капителей Эрехфейона.
Переход от ассирийских и египетских образцов к доэллинским формам, а от этих последних к формам классической Греции происходит совершенно незаметно. В обоих случаях — одни и те же основные мотивы, различие же в конечных результатах вытекает из более утонченного чувства прекрасного, из того инстинктивного чувства гармонии, которое заложено в греках.
3.2 Преобразования в ансамбле ионийского ордера
В Эфесе — архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе — фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах — некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.
V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей; двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.
Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, — все подчинены правилам ионийского ордера.
Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: «Просвещение», 1980. С. 84.
Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.
4. Коринфский ордер
Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.
Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, — говорит он, — отличаются от ионийского лишь большей высотой капители» Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936. И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.
Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью.
Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, — мастера, жившего в Коринфе около 400 г.
Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Прототипом этого лиственного ордера, возможно, являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.
Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т. е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.
4.1 Капитель
По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту. Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель — подлинное произведение ювелирного искусства.
Полностью восстановить древнюю капитель Фигалии не представляется возможным: слишком разноречивы и неясны сохранившиеся рисунки с ее изображениями. Зато капитель памятника Лисикрата, возведенного в 335 г. до н.э., дошла до нас в почти неповрежденном виде.
Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.
Это именно подражание в мраморе металлической модели, причем это подражание еще настолько близко к оригиналу, что и в его мраморной копии применяется металл: обруч, прикрепляющий нижние концы листьев к корзине, сделан из бронзы и представляет собой кольцо, вделанное у основания капители. Центральным мотивом капители в памятнике Лисикрата и в храме Фигалии является плоская пальметта.
4.2 Антаблемент
Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата. Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это — ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.
Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза.
4.3 Ант
Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.
В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями Шуази О. История архитектуры, т.1. — М: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935. С. 286−287.
5. Ордер кариатид
Ордер кариатид — не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью (рисунок 1). Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.
Рис. 1. Южный портик Эрехфейона
Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям — к дорийскому.
Антаблемент поддерживается четырьмя статуями аррефор, симметрично расположенными направо и налево от оси портика. Движение их уловлено с таким расчетом, что вызывает впечатление совершенного равновесия. Для облегчения давящей на их головы тяжести архитектор дал антаблемент в его первоначальной архитравной форме, т. е. без фриза.
Единственно оставленные части — архитрав и карниз — имеют здесь совершенно одинаковое значение, так как линия, проходящая по нижней плоскости зубчиков, делит антаблемент на две равные половины. Неразрывность этого слияния скульптуры с архитектурой еще усугубляется поистине монументальным оформлением статуй: ни один резкий жест не нарушает неподвижности мраморной конструкции, простые и спокойные линии вполне соответствуют характеру всего архитектурного памятника. Оба искусства сочетались здесь в совершенстве редкой гармонии.
Раскопками в Дельфах было установлено, что ордер кариатид применялся и до V в., а дошедшие до нас многочисленные обломки доказывают, что он был в употреблении вплоть до эпохи римского владычества. В Лувре хранятся статуи, выполнявшие в убранстве сцены театра в Милете роль аррефор Эрехфейона. И хотя общий характер движения тот же, но в этих статуях утеряна та архитектурная строгость, которая делает портик Эрехфейона произведением, не имеющим себе равных.
В большом храме Акраганта антаблемент целлы всей своей тяжестью покоился на плечах гигантов, поставленных на высокие пьедесталы. Во внутреннем разрезе храма бросается в глаза контраст этих мощных опор с изяществом афинского портика. Фигуры теламонов заменяли опорные столбы и в павильонах театра Диониса.
На о. Делосе вместо пьедесталов с фигурами гигантов архитекторы ставили опорные столбы, увенчанные фигурами коленопреклоненных быков.
С этим ордером мы встречаемся в одном храме с сильно удлиненной целлой, где он отмечает вход в святилище. В одном из дорийских портиков на о. Делосе головы быков T заменяли триглифы, а в Эфесе ими украшались с боков ионийские капители. Храм в Милете имел капители, в которых глазок волюты был заполнен гигантской маской.
6. Аттический ордер
Если ствол колонны заменить не человеческой фигурой, как в ордере кариатид, а простым квадратным опорным столбом, то мы получим ордер пилястров, который Плиний называет «аттическим». С этим ордером мы ознакомимся по памятнику Фрасилла (рис. 2), очаровательному зданию IV в., несколько обломков которого находятся в Британском музее. Детали его сохранил для нас в своем сочинении Стюарт.
Рис. 2. Памятник Фрасилла
Формы опорных столбов памятника Фрасилла непосредственно вытекают из форм дорийского анта. Угловые столбы являются настоящими антами, которыми завершаются боковые стены; средний же столб имеет странно стройные пропорции анта, рассматриваемого в профиль. Капитель профилируется клювоообразно и также ничем не отличается от капители анта. Антаблемент носит дорийский характер, однако не имеет ни триглифов, ни мутул. Мы не встречаем здесь ничего нового: это просто более широкое применение форм анта, перенесенных на отдельные точки опоры и имеющих квадратное сечение.
Применение этого ордера стройных пилястров было, по-видимому, в большом ходу в греческой гражданской архитектуре. Крыша арсенала в Пирее покоилась на опорах, носящих в смете название, соответствующее нашему слову «столб», причем пропорции этих столбов, казалось, были совершенно несовместимы с формами колонны: высота их была в одиннадцать раз больше толщины, а капитель равнялась лишь одной тридцатой длины ствола. Без всякого сомнения, ордер арсенала в Пирее был «аттическим» ордером, и его детали мало чем отличались от деталей памятника Фрасилла; правда, эти два памятника почти современны друг другу.
7. Тосканский ордер
Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936. Мы перечислим здесь его главные особенности (рис. 3).
Рис. 3. Пример тосканского ордера
Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша. Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими планами.
8. Смешанные ордера
Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов. Независимо от капителей смешанных форм, которые можно по желанию назвать ионийскими или коринфскими, в греческой архитектуре встречается ионийский и даже коринфский ордер, увенчанный дорийским фризом с триглифами. Витрувий допускает применение триглифов в композициях коринфского ордера, и мы встречаемся с ними в азиатских памятниках эпохи упадка, в гробницах Петры. Что же касается применения триглифов в ионийском ордере, то уже в V в. мы находим этому пример в так называемом храме Эмпедокла в Селинунте. Такое же смешение мы наблюдаем и в гробнице Ферона в Акраганте, в одном из портиков Пергама и во многих памятниках Помпеи. При отсутствии триглифов в ионийском ордере колонны расставлены на равном расстоянии друг от друга; но с появлением триглифов последний промежуток между колоннами суживается.
За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т. е. египетских элементов Шуази О. История архитектуры, т.1. — М: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935. С. 291.
Впрочем, смешанные композиции подобного рода не лишены известного стиля изящества. В греческих же колониях искусство сохранилось в такой же чистоте, как и в метрополии: там никогда не допускали примеси чуждых элементов. Оно видоизменилось лишь впоследствии, чтобы удовлетворить вкусам и потребностям Рима.
Заключение
В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до Перикла является рядом постепенных переходов. Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. Это — как бы живое существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска Шуази О. История архитектуры, т.1. — М: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935. С. 381.
На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.
В ранний период римского заимствования греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу -- плинта.
В дальнейшем развитии римской архитектуры, особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами, ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции.
Обзор использованной литературы
1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 1−2. — М., 1935−37.
2. Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. — М., 1939.
3. Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936.
4. Ковалев С. И. История Рима. — Ленинград: Издательство ЛГУ, 1986.
5. Кузищин В. И. История Древней Греции. — М.: «Высшая школа», 1996.
6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М, 1998.
7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: «Просвещение», 1980.
8. Маркузон В. Ф. Архитектурные ордера. Происхождение ордера, т.1. — М., 1973.
9. Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада. — М., 1967.
10. Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм, 3 изд. — М., 1944.
11. Р. фон Пёльман. Очерк греческой истории и источниковедения (пер. с нем. А.С. Князькова). — СПб: «Алетейя», 1999.
12. Шуази О. История архитектуры, т. 1−2. — М: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935.
Коринфский ордер | Архитектура Древней Греции | Огюст Шуази
Глава «Коринфский ордер» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Каждый портик, перекрытие которого поддерживается колоннами, всегда будет сводиться к системе горизонтальных частей и вертикальных опор, независимо от того, как эти части будут трактоваться. Приложения этого конструктивного принципа в общем могут отличаться друг от друга лишь степенью выражения мощи или легкости. Другими словами, возможно существование только двух ордеров: ордера тяжелых пропорций – дорийского и ордера легких пропорций – ионийского.
Ордера, описанием которых мы сейчас займемся, неизбежно относятся к одному из этих двух основных типов. Только более или менее уклоняясь от них в деталях украшений, эти ордера по существу являются их разновидностями.
Коринфский ордер, как разновидность ионийского. – Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.
Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.
Рис. 221
Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью, как это видно на рисунке 221. По-видимому, капитель A была уцелевшим архаическим обломком, вновь употребленным при постройке нового храма, подобно метопам древнего храма в Селинунте, которые с таким благоговением были вделаны во вновь выстроенный храм.
Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, – мастера, жившего в Коринфе около 400 г.
Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.
Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.
КАПИТЕЛЬ
Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту.
Рис. 222
Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.
По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом (рисунок 222).
Столь же естественно из металлических полос, скрученных в виде спирали, образуются и волюты. Просветы же (прорези) волют, которые так трудно выполнить в камне, представляются тогда просто вырезками, исполненными грабштихелем.
Таким образом, стоит только допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, и все кажущиеся несогласованности находят удовлетворительное объяснение.
Эта гипотеза также как будто подтверждается обычаем покрывать капители металлическими украшениями, – обычаем, распространенным вплоть до эпохи Римской империи. От Плиния мы узнаем, что в римском Пантеоне существовали капители с украшениями из бронзы, а в Пальмире и Джераке встречаются колонны, гладкие корзины которых были обернуты в металлическую листву.
Детали и последовательные видоизменения формы капители. – Полностью восстановить древнюю капитель Фигалии не представляется возможным: слишком разноречивы и неясны сохранившиеся рисунки с ее изображениями. На рисунке 221 она воспроизводится лишь по тем общим чертам, которые встречаются на всех изображениях.
Зато капитель памятника Лисикрата (рисунок 223), возведенного в 335 г. до н.э., дошла до нас в почти неповрежденном виде.
Рис. 223
Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.
Это именно подражание в мраморе металлической модели, причем это подражание еще настолько близко к оригиналу, что и в его мраморной копии применяется металл: обруч, прикрепляющий нижние концы листьев к корзине, сделан из бронзы и представляет собой кольцо, вделанное у основания капители.
Присутствие маленьких дисков, расположенных между листьями второго ряда, объясняется рисунком 222: они напоминают те скрепы F, которыми листья прикрепляются к обручу C.
Центральным мотивом капители в памятнике Лисикрата и в храме Фигалии является плоская пальметта.
В Милетском храме (III в. до н.э.) мы также встречаем эту пальметту; позднее ее место займет выпуклая волюта. Листья здесь все еще сохраняют ту сухость и изрезанность очертаний которыми они отличались в памятнике Лисикрата. Впрочем, капитель Милета имеет одну характерную особенность, которая в римской архитектуре будет служить признаком архаизма: у нее чрезмерно сближены обе короны листьев; второй ряд листьев еле возвышается над первым.
Развалины круглого храма Эпидавра ближе всего подводят нас к тем формам ордера, которые окончательно установятся в римскую эпоху.
На рисунке 224, E показана громада этой капители, представляющей поистине совершенное произведение искусства. Однако здесь значительно меньше, чем на памятнике Лисикрата, заметно влияние металлической модели: второй ряд листьев выше, чем в Милете, а волюта имеет слегка выпуклые очертания. Все эти признаки дают основание предполагать, что данная капитель относится к более позднему времени.
Наряду с этими типичными ордерами существует ряд их второстепенных разновидностей, которые достаточно будет просто перечислить.
В развалинах на о. Делосе обнаружена вотивная колонна, капитель которой украшена только корзиной с листьями без волют; своим общим видом она напоминает коринфский, но более приземистый тип капители; быть может, она представляет свободное подражание египетской кампануле.
Это подражание протокоринфским египетским ордерам еще более ясно выражено в Пергаме, где некоторые капители кажутся копиями моделей эпохи Птолемеев.
Влияние египетских оригиналов заметно также и в вотивных колоннах театра Диониса, в их капителях с пальметтами, но без выреза листьев (рисунок 224, B). Оно обнаруживается и в колоннах на о. Фера, в Башне ветров в Афинах, а также и в других памятниках.
Рис. 224
В других случаях снова появляются ионийские формы, послужившие точкой отправления при выработке форм коринфской капители: высота капители храма Артемиды Лафрии в Мессене едва ли превышает высоту ионийской капители, ход ее волют также принимает ионийский характер, а листья расположены в один ряд. Этот ионийский ордер был бы вполне аналогичен ордеру Эрехфейона, если бы в последнем венчик пальметт был бы совершенно выпуклым.
Это возвращение к прототипам объясняет формы полукоринфских, полу ионийских капителей Посейдонии и Коры. Коринфский ордер, прежде чем принять в руках греческих художников, отдавших свое искусство на службу Риму, окончательную форму римского коринфского ордера, возвращается к своему первоисточнику – к ионийским формам.
АНТАБЛЕМЕНТ
Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата (рисунок 223). Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это – ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.
Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза. Шипье считает, что этот антаблемент был переделан в римскую эпоху. Что касается антаблемента Башни ветров, то он является уже произведением эпохи упадка.
АНТ
Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.
В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.
antique.totalarch.com
Ордерная система в архитектуре Древней Греции. Особенности отдельных ордеров.
Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует».
Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.
Уже
в Древнем Египте
массивные
стойки-колонны
поддерживали
лежащие
на них
балки.
В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
Конструкция из стоек и балки,
лежащей на них,
естественна для деревянного
строительства.
Именно при строительстве деревянных сооружений
сформировались основные части ордера .
Основные части греческого ордера
Антаблемент
Триглиф
Фронтон
Метопа
Карниз
Фриз
Архитрав
колонна
Капитель
Ствол колонны
Стилобат
Стереобат
Происхождение названия частей греческого ордера
Стереобат – от греч. « stereos » - крепкий и « bates » опора.
Колонна – от лат. « columna » - столб.
Антаблемент – от греч. « ante » - прямо и « blemma » - взгляд.
Фронтон – от лат. « frons » - лоб, лицо.
Стилобат – от греч. « stylos » - стержень, колонна и « bates » - опора.
Капитель – от лат. « caput » - голова.
Архитрав – от греч. « archi » - главный и « trabs » - балка.
Фриз – от греч. « frisso » - дрожу, трепещу.
Метопа – от греч. « metopon » - лицевая сторона.
Триглиф – от греч. « tries » - три и « glypho » - вырезаю.
Карниз – от греч. « koronis » - завершение.
Попробуйте на фотографии Парфенона
найти основные части ордера.
?
?
?
?
?
?
?
Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции
греческие архитекторы много работали
над зрительным впечатлением от постройки.
Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,
может по-разному выглядеть,
в зависимости от оформления.
Эти видимые изменения конструкции
называют тектоникой.
Проследим за тектоническими изменениями опоры.
Конструкция простого столба и колонны одинакова,
но тектоническое (зрительное) их решение разное.
Так архитектор с помощью тектоники
добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.