Дорический, ионический и коринфский ордер в архитектуре Древней Греции. Древней греции ордер
Система ордеров Древней Греции.
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Система ордеров Древней Греции.
Ордерная система – единый архитектурный язык, возникший в искусстве Древней Греции.
Ордер (от латинского «ordo» — строй, порядок) — вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих опор (колонн) и горизонтальных несомых частей (антаблементов).
Наиболее распространённые в античной архитектуре ордеры — дорический, ионический и коринфский.
Дорический ордер возник на берегах Эгейского моря, где проживали дорийцы – одна из народностей Древней Греции. Встречается с VI века до н.э.
Лаконичный и мужественный он считался «мужским» ордером.
Дорическая колонна была без базы и имела сильное утончение. Украшалась каннелюрами Капитель состояла из эхина (круглой подушки) и квадратной абаки.
Ионический ордер — от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Считался «женским» ордером, из-за утончённости, изысканности и разнообразных украшений.
Возник в середине VI века до н.э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.
Отличительной чертой ионического ордера является капитель, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.
Коринфский ордер — является вариантом ионического ордера, с более насыщенным декором.
Характерной особенностью является капитель, покрытая листьями аканта.
Величайшим примером др. греческой архитектуры является Афинский Акрополь – V в. до н.э. (др.-греч. – верхний город — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города).
Наиболее известный памятник античной архитектуры Парфено́н — расположен на афинском Акрополе. Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина.
2. Византийская Христианская архитектура сформировалась постепенно, ориентируясь на особенности христианских богослужений и опираясь на традиции, сложившиеся в архитектуре Римской империи, в которой существовало два типа сооружений: центрические (античные мавзолеи) и базиликальные (античные общественные здания).
Центрические здания в плане представляли квадрат, круг (ротонда), восьмигранник или греческий крест. В этом стиле построены христианские храмы:
Крестообразная – Мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранная – Сан-Витале в Равенне в Италии.
Базиликальные здания, более крупные, делились на нефы. В этом стиле построены: Трёхнефная базилика Сен-Аполлинаре Нуово в Равенне).
Христианский храм – пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он просторен и богато украшен внутри. Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам, шершавая оболочка которых таит перламутр и жемчужины мозаик.
Все части христианского храма имеют символическое значение:
Свод – небесный свод, купол – «небо небес», амвон– гора, с которой проповедовал Христос, престол– место Гроба Господня, четыре угла которого – четыре стороны света. Церковь– образ распятия Христова поэтому в самой структуре храма должен быть запечатлен символ христианства – крест. Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима.
Долгие поиски византийских архитекторов завершились новым типом храмового здания – укороченная базилика – крестово-купольный храм. Он стал образцом для всего православного мира.
Такой тип храма – крестово-купольный – был выбран для самого выдающегося произведения византийского зодчества главного собора столицы — собора Святой Софии в Константинополе (начало VI в.)
Этот шедевр мировой архитектуры построили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Прорывом Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола.
Мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и повелел сохранить собор в новом качестве. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Романская архитектура.
Ведущий романский архитектурный тип: соборы монастыри замки. Размеры церквей увеличились, что повлекло создание новых конструкций сводов и опор.
Характерные черты романской церкви:
Главнейшие особенности сооружений: тяжеловесность и приземистость
Главные элементы сооружений:
Постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров,
Массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами,
Башни.
Основные средства внутренней отделки:
настенная живопись, рельефы, являвшиеся частью стены. На сводах и стенах храмов изображали библейские сюжеты. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.
Готическая архитектура
«Готическое» означало «варварское» в противовес «римскому». Готическое искусство обозначает европейское искусство позднего Средневековья.
Центром общественной и духовной жизни средневекового города являлись церковные соборы.
Ведущий архитектурный тип: собор.
Главнейшие особенности сооружений – лёгкость и устремлённость ввысь.
Главные элементы сооружений:
Башни с высокими стрельчатыми арками,
Остроконечный башенки (пинакли),
Связующие открытые полуарки (аркбутаны),
Вертикальные выступы стен (контрфорсы),
Витражи на окнах
Многочисленные декоративные детали
Для готики характерен богато украшенный фасад с резными деталями. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
Собор в Кёльне – совершенное произведение готики. Строительство главного храма велось в два приёма – в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор стал самым высоким зданием мира.
Ренессанс. Общая характеристика.
В 14 в. в Италии, а затем в 15-16 вв. в других европейских странах происходит возрождение («ренессанс») античного искусства.
Отличительная черта эпохи Возрождения – интерес к человеку, интерес к античной культуре.
В эпоху Возрождения изменились все виды искусства: архитектура, живопись, графика, скульптура.
В архитектуре утвердились принципы античной ордерной системы.
Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.
В традиционную религиозную тематику произведений искусства вошли новые сюжеты: античная мифология, история, бытовые сцены, пейзаж, портрет.
Наряду с настенными росписями, появилась картина, возникла живопись масляными красками.
На первое место выступила личность художника. Поразительна одарённость мастеров Ренессанса – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина 13-14 в.в.).
Раннее Возрождение(начало 15 в.-конец 15 в.).
Высокое Возрождение(конец 15-начало 16 в.).
Позднее Возрождение(середина 16 в.-90-е гг. 16 в.).
Имена художников, скульпторов.
Северное Возрождение – период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции, который принято выделять в отдельное стилевое направление.
Стилевые различия в живописи с итальянским Возрождением: в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньше внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель Старший, также мастер поздней готики Ян ван Эйк.
2. Барокко (итал. причудливый, странный) – один из главных стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16-середины 18 веков.
Искусству барокко свойственны:
Грандиозность, пышность и динамика
Патетическая приподнятость
Эффектная зрелищность.
В скульптуре – живописная текучесть формы, причудливость образа.
Требовалось, чтобы сюжет картины содержал серьёзную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя. Такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах.
Основными художественными ценностями картины признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты. Композиция картины делилась на чёткие планы.
Романтизм характеризует
1 внимание к духовно-творческой жизни личности
2 изображение сильных страстей и характеров
3 одухотворение природы
В России — передвижничество
Система ордеров Древней Греции.
Читайте также:
lektsia.com
16.3. Ордер в оформлении стоечно-балочной конструкции в архитектуре Древней Греции.
(21.1.Ордер – все то же самое)
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Древнегреческий ордер получил развитие именно во времена архаики.
В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.
Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.
Архитектурные ордеры как композиционная система окончательно сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э., ознаменовав начало классического периода в древнегреческой архитектуре.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих (получает преобладающее значение в эпоху Александра Македонского). Он во многом напоминает ионический, отличие заключается в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа. Коринфская капитель - это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) - типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства. Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.
Рис. Коринфский ордер
Нет сомнения, что на появление этого вида ордера оказала влияние Египетская архитектура, Египетские колонны, которые были «изобразительными», основанные на подражании формам растительного мира. Низ ствола нередко имел прямоугольный или криволинейный орнамент, имитирующий листья.
Рис. Египетские колонны
Разработанные архитектурные ордеры: дорический, ионический, коринфский стали художественным языком античности.
Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.
Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный ордеры. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.
ВИДЫ КОЛОНН
ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ – от геометрически правильных с квадратным сечением в виде граненых или каннелированных цилиндров до «изобразительных», основанных на подражании формам растительного мира.
КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ
ГРЕЧЕСКИЕ
ДОРИЧЕСКИЕ – ствол массивный, имеет утолщение внизу, каннелюры образуют острые углы
ИОНИЧЕСКИЕ – более прямые, ствол украшен каннелюрами (вертикальные желобки, чередующиеся с дорожками)
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.
РИМСКИЕ
ТОСКАНСКИЕ – ствол гладкий, разработан римскими зодчими на основе дорического. Отсутствие триглифов на фризе, развитая база, более высокая капитель. В России тосканские колонны распространились в ХУ111 – нач. Х1Х века под названием римско-дорических.
Архитектуру Древней Греции и Древнего Рима впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первая после забвения античной архитектуры в Средние века восстановила в своих творениях формы античного ордера. Много позже к ним обратился классицизм.
Для эпохи античности характерно создание грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Ордерная система успешно применяется и через 2 тысячи лет для решения любых архитектурных задач.
ПРИМЕРЫ.
Рис. Храм в Египте
Рис.Дорический ордер
Парфенон построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век
Рис. Парфенон
Рис. Эрехтейон
Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
ГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР состоял из следующих основных элементов:
трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;
колонн (несущих опор), состоящих из:
основания (базы),
ствола (фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),
капители – создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;
антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:
архитрав (несущую балку),
фриз – в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами триглифами и промежутки метопы, иногда украшенные барельефами,
карниз – нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).
Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.
studfiles.net
Дорический, ионический и коринфский ордер в архитектуре Древней Греции
Содержание статьи
Строительные мастера Древней Греции первыми ввели понятие ордера в архитектуре. Слово «ордер» означает порядок, определенную соразмерность отдельных частей сооружения. В классической греческой архитектуре существовало три ордера: дорический, ионический и коринфский. Древнейшим является дорический ордер. Сооружения, выполненные в этом ордере, были наиболее приземистыми. Колонны делали сравнительно толстыми. По представлениям древних греков, дорические сооружения символизировали мужество и силу. Пропорции их отдельных деталей связаны с пропорциями мужской фигуры. Ствол дорической колонны был прорезан продольными желобками, носящими название каннелюры. Сверху колонна заканчивалась капителью, состоящей из округлой каменной подушки и плоской плиты. Подушка и плита имеют соответственно названия эхина и абака. Колонны поддерживают гладкую, вложенную поперек балку, которая носит название архитрав. Затем идет фриз — широкая горизонтальная полоса, как правило, украшенная барельефами, а дальше — карниз. Часто фриз состоял из триглифов — узких, прорезанных желобками прямоугольников, и метоп, почти квадратных плит, на которых вырезали мифологические сцены. Торцевые стороны храма венчали треугольные фронтоны, тоже украшенные карнизом.
Колонны ионического ордера тоньше и выше дорических, их сравнивают со стройной женской фигурой.
Каннелюры прорезаны глубже и разделены плоскими гранями, что создает неповторимую игру света и тени. Капитель имеет более прихотливый вид. Она украшена двумя спиралевидными завитками. Фриз не является обязательной деталью в сооружениях ионического ордера.
Третий классический ордер — коринфский — возник гораздо позже, чем первые два. Иногда его считают особым видом ионического ордера. Колонны здесь становятся еще стройнее. Этот ордер — воплощение хрупкой фигуры юной девушки. Капители имеют вид корзины с узорчатыми листьями. Три греческих ордера, к которым впоследствии добавились еще два римских, широко используются и современными архитекторами.
Ионический ордер. малоазийский вариант
Дорический ордер
Ионический ордер. аттический вариант
Капитель ионической колонны
Храм Аполлона в Коринфе. VI в. до н. э. Ордерная система еще не сложилась
arxipedia.ru
история и особенности :: SYL.ru
Одной из главных заслуг греческих архитекторов является создание обоснованной системы взаимодействия конструктивно значимых и декоративных частей здания, иначе называемой ордером (от слова «порядок»). На протяжении всей истории Древней Греции строители применяли три ордера, наиболее древним из которых был дорический. Хотя дорический ордер представлял собой весьма строгую (в плане пропорций и количественных соотношений) систему, в его рамках допускались вариации. Этим объясняется тот факт, что древнегреческие храмы в дорическом стиле, дошедшие до наших дней, имеют видимые внешние различия и по-разному воспринимаются зрителем.
Формирование дорического ордера
Дорический ордер начал складываться в 8 веке до н. э. на территории Пелопоннеса и к 6 веку до н. э. сформировался окончательно. Нужно отметить, что слово «ордер» (применительно к искусству Древней Греции) обычно используется в связи с храмовым зодчеством. Данный ордер обязан своим появлением сохранившимся светским сооружениям микенской эпохи. Они возводились из необожженного кирпича и дерева. Строители храмов периода архаики тоже поначалу использовали эти материалы, но потом перешли на мягкий известняк и мрамор. В камне они полностью воспроизводили давно известные конструктивные и декоративные элементы. Храмы были прямоугольные в плане, обнесенные колоннами. Ордер состоял из следующих частей: стереобата (цоколя), колонн, сложного антаблемента, а также фронтона и двускатной крыши.
Построение дорического ордера
Храмовое основание называлось стереобатом и состояло из трех ступеней. Верхняя обозначалась термином «стилобат» и служила опорой для колонн (в дорическим ордере отдельные базы под колонны не предусматривались). Колонну образовывали ствол и капитель, между которыми находилась тонкая шейка капители (гипотрахелион). Колонна имела утолщение в районе 1/3 высоты и сильно сужалась кверху. Колонны украшались неглубокими продольными желобами – каннелюрами. Дорический ордер предполагает очень простое строение капители: её составляли эхин (перевернутый усеченный конус, или каменная подушка) и лежащая на нём абака (абак) – массивная квадратная плита. На капителях покоился архитрав, или несущая балка, а на архитраве – фриз, образованный чередующимися триглифами и метопами.
Триглифы декорировали вертикальными врезами, а метопы – барельефами и горельефами (как правило, на героическую тематику). Над фризом был расположен выступающий карниз, выше – треугольный фронтон с резными изображениями. Венчала сооружение двускатная крыша, по углам которой могли располагаться скульптуры.
Визуальное восприятие
Дорический ордер Древней Греции впоследствии был охарактеризован теоретиками как «мужской». Он отличается основательностью, сдержанностью, ограниченным количеством деталей. Некоторые храмы в дорическом стиле выглядят достаточно тяжеловесными, а некоторые – напротив, устремленными ввысь. Разница в восприятии достигается за счет варьирования расстояния между колоннами, степени выноса абак и высоты колонн. Соотношение между нижним диаметром колонны и ее высотой составляло 1:5 или 1:7. По сравнению с колоннами других ордеров, дорические выглядели более массивно. Их несколько разгружали каннелюры, которые вырезались без промежутков между ними. Игра света на гранях между желобками создавала ощущение динамичности несущих частей. Строители строго придерживались канонов, и потому дорические храмы, несмотря на свое величие, выглядели соразмерными человеку.
Дорический ордер в архитектуре Греции
Старейший дорический храм (7-6 век до н. э.) находился в Олимпии и был посвящен Гере. Его колонны изначально были деревянными, но постепенно заменялись каменными. Храм Геры в Пестуме (6 век до н. э.) отличался малым диаметром колонн в верхней части и сильным выносом абак. Одним из наиболее характерных сооружений стал храм Аполлона (Коринф), построенный во второй половине 6 века до н. э. Абаки его могучих колонн тоже были значительно вынесены, и смотрелся он несколько тяжеловесным.
Хорошо сохранившийся храм Посейдона (Пестум, 5 век до н. э.), несмотря на массивность и малое расстояние между колоннами, выглядит динамично за счет часто прорезанных каннелюр. Жемчужиной стиля стал построенный Иктином и Калликратом Парфенон (Афины, 5 век до н.э.). В нем наличествуют все элементы ордера, но широко расставленные и высокие колонны делают храм необыкновенно воздушным.
Развитие ордера в мировой архитектуре
Однако уже в 4 веке до н. э. дорический ордер в архитектуре Эллады был вытеснен ионическим и коринфским. О нем вновь вспомнили уже в Древнем Риме. Там возник римско-дорический ордер. Он отличался от греческого наличием баз под колоннами, менее массивным антаблементом и отсутствием каннелюр. Колонны сделались стройнее. Спустя много веков дорический ордер был востребован европейскими архитекторами-классицистами; отдельные его элементы используются и в современной архитектуре.
www.syl.ru
Архитектура древней греции ордерная система
Контрольная работа на тему Дорический ионический ордера в архитектуре древней ГрецииРоссийская академия художествГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияСанкт-Петербургский государственный академическийинститут живописи, скульптуры и архитектурыПлан контрольной работы.1. Возникновение ордерной системы и её историческое развитие.2. Причины влияния ордерной системы на последующие эпохи.3. Основные цели древнегреческого зодчества.4. Возникновение и развитие дорического ионийского стиля.5. Отличительные черты дорического ордера.6. Отличительные черты ионического ордера.7. Использование ордерной системы в греческих храмах.8. Заключение.Сложение и расцвет древнегреческой архитектуры в её классических формах заключают в себе основу всего последующего развития мирового зодчества и составляют ценный вклад в историю мировой культуры. В VII веке до н.э. на основе общей характеристики новых эстетических и этических идеалов древней Греции изменений, касающихся социальной и эстетической роли архитектуры, сформировалась система конструктивных художественно-пластических решений. Она получила название ордерной, от латинского ordin. означающего строй, порядок, и, в последствии, оказала огромное влияние на последующую эпоху в истории мирового зодчества.В античную эпоху ордерная система была воспринята эллинизмом и Римом, потом она прошла через европейское средневековье, пронеся свои главные элементы и сегка изменённые детали, возродилась, и благодаря римской архитектуре получила дальнейшее своё развитие в Италии XV – XVI веков. В эпоху барокко и классицизма ордерная система получила своё отражение в основном в фасадной стороне архитектуры, где по-своему применялся ордер. Последним же периодом наиболее плодотворного использования ордерной системы можно назвать конец XVIII – первую треть XIX века, - время, связанное в России с творчеством Росси и Воронихина. Однако, «поверхностно-фасадное, во многом уже эклектически-украшательское подражание ордеру доживает вплоть до середины XX века» [1].Основные причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры на всемирное зодчество заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений [2]. Она отличалась полным соответствием форм их конструктивной основы, составляющих единое, неразрывное целое. Более того, греческая архитектура выявляла не только скрытые возможности в строительной технике своего времени, - в ней выразилось то «продвижение в овладении миром, в его разумной переделке, приспособлении к нуждам человека, та мера осознания человеческого интереса и достоинства, тот уровень эстетического восприятия мира, которые представлялись в эпоху античности и в периоды расцвета гуманизма последующих эпох объективно ценным человеческим завоеванием» [3].В основе древнегреческого искусства лежали «представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура искусство носили ярко выраженный социальный характер» [4].Эллинские зодчие стремились подчеркнуть и развить скрытые в самой конструкции здания художественно выразительные, - образные эстетически моменты. Строго продуманное единство строительно-конструктивной, функционально-утилитарной и собственно образно-эстетической сторон архитектурного сооружения нашло свое воплощение в целостной системе архитектурного языка — ордере.Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через архитектура древней греции ордерная система этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).СодержаниеИстория [ править | править исходный текст ]Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была на время забыта. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре » — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти. Антонио Филарете. Франческо ди Джорджо. Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV -XIX веков. в архитектуре Возрождения. барокко. классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму. то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям [1] .ОРДЕР - вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают Ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордером называют также и художественные системы Древнего Египта, Крита и т.д. Ордер может быть полным и неполным. Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.Уже в архаическую пору в греческой архитектуре сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, — названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, архитрав — несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров. Но прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.Дорический ордер:1. сима2. мутулы3. гутты (регулы)4. триглиф5. метопа6. тения7. абака8. эхин9. ремешки10. шейка капители (гипотрахелион)11. каннелюры12. стилобатДорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком, и характерен для Древней Греции. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами. Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам. Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчющего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.В дорическом стиле был построен Парфенон и со всех сторон окружён колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченнымирешетками.В 432 годудо н. э. Фидием были выполнены украшения фасада. На каменных метопах, идущих по периметру храма, скульптор изобразил сцены сражений, фронтоны украсил рельефами,рассказывающими о рождении Афиныи её споре с богом Посейдоном.Парадный вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа.Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) состатуей Афины, разделённый колоннамина несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса стеной.Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, таккак предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы).Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей. Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая архитектура древней греции ордерная система прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четырёх штук, причём углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). риз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.