Древний китай литература. Ошибкаадресациик веб-серверу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя китайская литература. Древний китай литература


Древняя китайская литература

Китайская литература — одна из самых творческих и интересных в мире. Точность языка приводит к прекрасно реализованным изображениям, будь то поэзия или проза, и, как и всякая великая литература из любой культуры, темы вневременны. Китайцы высоко ценят литературу и имеют бога литературы в своем пантеоне имени Вэнь Чанга (также известного как Венди, Вэнь Ти). Вэнь Чанг следил за всеми писателями в Китае и за то, что они произвели, чтобы вознаградить, чтобы наказать их в соответствии с тем, насколько хорошо или плохо они использовали свои таланты. Считалось, что этот бог когда-то был человеком по имени Чжан Я, блестящим писателем, который утопил себя после разочарования и был обожествлен. Он руководил не только письменными работами и писателями, но и сам китайский сценарий.

Древнекитайский сценарий развился из практики гадания во время династии Шан (1600-1046 гг. До н. Э.). Пиктограммы, сделанные на оракульных костях у предсказателей, стали сценарием, известным как Цзягувен (приблизительно 1600-1000 гг. До н. Э.), Который развился в Дацзюань (около 1000-700 гг. До н. Э.), Сяоцзуань (700 г. до н. Э.) И Лишу (так называемый «Клеркий сценарий», около 500 г. до н. Э.). Из них также были разработаны Kaishu, Xingshu и Caoshu, скорописные сценарии, которые позже использовались в прозе, поэзии и других видах художественных произведений.

Точно, когда письмо было впервые использовано в Китае, неизвестно, поскольку большинство писем было бы сделано на скоропортящихся материалах, таких как дерево, бамбук или шелк. Ученый Патрисия Бакли Эбрей пишет: «В Китае, как и везде, письменность, однажды принятая, оказывает глубокое влияние на социальные и культурные процессы (26)». Бюрократия Китая стала полагаться на письменные записи, но в конечном итоге письменность использовалась для самовыражения, чтобы создать самую большую литературу в мире. Бумага была изобретена в c. 105 г. до н.э. во время династии Хань (206 г. до н.э.-220 н.э.) и процесс печати древесных гравюр, разработанный во время династии Тан (618-907 гг.), И к тому времени Китай уже разработал впечатляющий объем литературных произведений.

РАННИЕ ИСТОРИИСамые ранние письменные работы в Китае — это рассказы о привидениях и мифы. Эбрей пишет, что ранняя ханская литература «богата ссылками на духи, знамения, мифы, странные и могущественные, смертоносные и ослепительные (71)». Китайцев особенно интересовали призраки, потому что появление кого-то, кто умер, означало, что жизнь каким-то образом подвела их, как правило, по ненадлежащей чести в погребении, а мертвые будут преследовать живых, пока не будет исправлено неправильное. Если мертвые не смогут найти свою семью, они найдут поблизости.

Одна известная история — это пять братьев, которых посещает призрак маленькой девочки. Они не могут избавиться от призрака, пока они, наконец, не запечатают ее в пустотелый бревно, не заткнут оба конца и не бросят его в реку. Призрак благодарит их за то, что дал ей надлежащее похороны и отплыл. В другой истории призрак матери, чья могила осквернилась, возвращается, чтобы рассказать сыну и попросить его отомстить за ее бесчестье. Сын не ставит под сомнение видение и сообщает об этом событию властям, которые схватывают преступников и казнят их. Истории Призраков подчеркивали важные культурные ценности, такие как надлежащее обращение с мертвыми и почитание своих сограждан.

История, которая иллюстрирует это, — это знаменитая история о человеке по имени комендант Ян. Ян жил эгоистично и причинил большой вред многим людям, не задумываясь. Когда он умер и отправился в загробную жизнь, он оказался перед трибуналом. Его спросил царь подземного мира, как ему удалось создать так много грехов на его душе. Ян поддерживал свою невиновность и сказал, что он не сделал ничего плохого. Царь подземного мира приказал, чтобы свитки были занесены и прочитаны. Когда Ян стоял на суде, клерк читал дату и время своих грехов, которые были затронуты его действиями, и сколько умерло из-за его решений. Ян был осужден, и появилась гигантская рука и раздавила его в кровавую мякоть.

В другой сказке человек по имени Коффин Ли Ли — хулиган, который охотится на кошек и собак. Однажды его посещают двое мужчин, одетых в темно-фиолетовые одежды. Они говорят ему, что он был осужден в загробной жизни за злоупотребление животными. Глава гроба Ли отказывается верить им и спрашивает, кто их подводит к этой шутке. Они говорят ему, что они призраки, отправленные из загробной жизни, а затем производят официальный документ, в котором души 460 кошек и собак регистрировали жалобы на него за их жестокое обращение и смерть. Главу Гроба Ли осуждают и забирают. Злоупотребление живыми существами, будь то люди или животные, считалось серьезным грехом против сообщества, а рассказы о призраках об аморальных действиях таких людей, как комендант Ян и кофил Х. Ли, служили предостерегающими рассказами о том, что случилось с людьми, которые вели себя плохо.

Истории Призрака сопровождались мифами о горах Куньлунь, где жили боги и великие люди прошлого. Эти мифы также выражали культурные ценности и впечатляли их уроки аудитории. Один ранний миф касается деми-божественного пистолета, который пытался остановить большой поток во время династии Ся (ок. 2070-1600 гг. До н. Э.). Пистолет терпит неудачу и либо убивает себя, либо сослан, и император назначает своего сына Юй, чтобы завершить работу. Ю понимает, что его отец потерпел неудачу, потому что он пытался сделать слишком много, не прося других о помощи, отказался уважать силы природы и переоценил свои способности. Юй узнал от ошибок своего отца и пригласил всех помочь ему контролировать поток. Ободряя участие своих соседей и уважая их способности и силу природы, он преуспел и стал известен как Юй Великий, который основал династию Ся и установил порядок правления.

Во времена династии Хань очень популярным мифом была королева-мать Запада. Эбрей пишет:

Ее рай был изображен как страна чудес, где росли деревья бессмертия, и текли реки бессмертия. Мифическими птицами и животными были ее постоянные спутники, в том числе трехногая ворона, танцующая жаба, девятихвостая лиса и кролик-эликсир (71).

Миф стал настолько популярным, что он превратился в культ, который заставил администрацию Хань поручить святыни королеве-матери Запада и признать ее поклонением как законную веру. Популярность мифа исходила из его обещания вечной жизни, если принять в свои сердца королеву-мать Запада. Последователи носили талисманы, представляющие ее на веревках вокруг шеи и несли тексты истории. Эбрей пишет: «Это движение было первым записанным мессианским, тысячелетним движением в истории Китая. Оно совпало с пророчествами, предсказывающими конец династии (73)». В это время неопределенности люди зацепились за миф, который оставил в силе важные ценности прошлого; в этом случае это значение было постоянством. Династия Хан может упасть, но благодаря вере в королеву Мать Запада человек может продолжать жить вечно. Тексты, касающиеся ее, которые, как представляется, были очень популярны и широко распространены, в основном были написаны в династии Хань и впоследствии. Однако во времена династии Тан стал популярным процесс, который сделает письменные тексты еще более доступными для людей и поможет сохранить культурное наследие страны.

ДЕРЕВЯННАЯ ПЕЧАТЬ И КНИГИКитайцы произвели поэзию, литературу, драму, истории, личные эссе и всевозможные записи, которые можно было себе представить, и все это было сделано вручную, а затем скопировано. Создание печати древесных гравюр, которая получила широкое распространение во время династии Тан под вторым императором Тайцзуном (626-649 гг. Н. Э.), Сделала книги более доступными для людей. До изобретения печати на древесной плите любой текст нужно было скопировать вручную; этот процесс занял много времени, и копии были очень дорогими. Печатание на дереве было своего рода печатной машиной, благодаря которой текст можно было быстро и легко копировать, вырезая символы с рельефом на деревянных блоках, которые затем были подкрашены и прижаты к бумаге.

Этот метод позволил писателям охватить более широкую аудиторию, чем раньше. Несмотря на то, что технология печати древесных гравюр была известна со времен династии Цинь, она не использовалась в какой-либо степени. Во время династии Тан, поэты, такие как великий Ван Вэй (приблизительно 701-761 г. н. Э.), Читались и оценивались людьми, которые раньше никогда не слышали о его работе. Ученый Гарольд М. Таннер пишет: «Ван Вэй был не только поэтом, но и опытным художником. Некоторые говорили, что его картины вошли в его поэзию, и его стихи были наполнены изображениями его картин (189)». Большинство поэтов были также художниками, и современники Ван Вэй создали свои собственные шедевры, равные или превышающие его. Раньше поэты, такие как Ван Вэй, читали только элиты, которые могли позволить себе книги, но после того, как печать с использованием древесных гравюр стала более обыденной, любой, у кого был небольшой располагаемый доход, мог купить книгу. Те, у кого не было денег, могли найти книги в библиотеке. Эта практика привела к резкому увеличению уровня грамотности в Китае, а также авторам, эссеистам, историкам, ученым, медицинским работникам, поэтам, философам и всем остальным писателям, которые, по их мнению, могли охватить более широкую и широкую аудиторию своей работой.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯКитайских литературных произведений слишком много, чтобы перечислить здесь, охватывая около 2000 лет, но среди самых влиятельных — династия Тан. Величайшим поэтом династии Тан является Ли По (также известный как Ли Бай, 701-762 г. н.э.), чья работа была настолько популярна в свое время, что считалась одним из трех чудес света (наряду с возможностями Пей Мин с меч и красивая каллиграфия Чжан Сюй). Благодаря процессу печатания деревянных блоков его работа была широко распространена по всему Китаю, и более 1000 его стихов сохранились до наших дней. Его близкий друг Дю Фу (также известный как Ту Фу, 712-770 н.э.) был в равной степени популярен, и эти два человека считаются самыми важными поэтами династии Тан, за которыми следует Бай Джуйи (также известный как Бо Джуи, 772-846 CE). Стихотворение Бай Суйи «Песнь о вечной скорби» — это романтизированная версия трагической любви императора Сюаньцзуна (712-756 гг.) И леди Янг. Он стал настолько популярен, что вошел в учебную программу государственных школ, и ученики должны были частично или полностью заучиться, чтобы сдать экзамены. Это стихотворение по-прежнему необходимо читать в китайских школах в настоящее время.

Более ранние произведения философов, таких как Конфуций, Мо Ти, Менчиус, Лао-Цзы, Дэн Ши и другие из Сто Школы Мыслей также были широко доступны из династии Тан далее. Важнейшими из этих философских трудов, в отношении китайской культуры, являются тексты, известные как «Пять классиков» и «Четыре книги» («И-цзин», «Классика поэзии», «Классика обрядов», «Классика истории», «Весенняя и осенняя летописи», «Аналитики Конфуция», «Произведения Мэнциуса», «Доктрина среднего» и «Большая книга обучения»). Хотя эти работы не являются «литературой» в художественном смысле, они занимают центральное место в китайском образовании и остаются столь же важными в Китае сегодня, как и в прошлом. Эти девять работ обеспечили культурный стандарт, который, как ожидали, ожидали люди, если они хотели работать для правительства, обеспечили, чтобы кандидат был грамотным и квалифицированным как один из элиты. Однако на эстетическом уровне их считали лично обогащающими и читали для самосовершенствования и простого наслаждения. Философы и поэты Китая создали много важных художественных произведений, которые до сих пор восхищаются и которые способствовали и дополняли произведения литературной прозы, которые также были созданы.

Величайшим прозаическим мастером Тан был Хан Юй (768-824 гг. Н. Э.), Считавшийся «Шекспиром Китая», стиль которого влиял на каждого писателя, который пришел за ним. Хан Юй известен как эссеист, который пропагандировал конфуцианские ценности, и поэтому также считается высокопоставленным философом. Шэнь Го (1031-1095 гг. Н. Э.) Был политамом династии Сун (960-1234 гг. Н. Э.), Чьи работы по научным предметам были чрезвычайно влиятельными. В период с 14 по 18 век литературная фантастика CE достигла своих высот благодаря четырем великим классическим романам Китая: «Романс трех царств» Ло Гуаньчжун (1280-1360 гг. Н. Э.), «Поля воды» Ши Найэна (1296-1372 гг. Н. Э.), Путешествие на Запад У Чжэн (1500-1582 гг. Н.э.) и Мечта о красных особняках Цао Сюэцина (1715-1764 гг. Н. Э.). Из этих четырех, Dream of Red Mansions считается величайшим литературным шедевром в китайском письме из-за его стиля, темы и сферы. Он был опубликован в 1791 году н.э. и с тех пор остается бестселлером в Китае.

LEGACYЭти работы были прочитаны по всему Китаю, и те, кто не мог читать себя, услышали бы их чтение. Китайский сценарий был принят Японией, Кореей, Вьетнамом, стал основой для киданьского сценария (Монголия), сценария юрченца (маньчжуров) и сценария Yi коренных народов провинции Юньнань, который отличается от традиционного китайского шрифта. Китайские литературные произведения, а также «Пять классиков» и «Пять книг» стали основой для разработки всех этих сценариев, и поэтому китайская мысль значительно повлияла на эти культуры. Такие книги, как «Сон красных особняков» или «Романтика трех королевств», стали популярными в других культурах, как в Китае, и повлияли на темы литературных произведений этих культур.

Ученый Гарольд М. Таннер пишет, что благодаря китайской литературе, особенно поэзии, мы приглашаем в мир писателя и непосредственно переживаем жизнь: «Мы читаем их описания дома и семьи, пейзажей, дворцов и войны, и, как они говорят от имени бедных и угнетенных (187) ». Древние китайские литературные произведения так же впечатляют и сегодня, как когда они были написаны, потому что, как и любая великая литература, они говорят нам, что нам нужно знать о себе и о мире, в котором мы живем. Благодаря своей работе великие китайские мастера писали о их личный опыт в жизни и, таким образом, выражал весь человеческий опыт.

demon-angel.ru

Список литературы

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы

1. Большая детская энциклопедия. Том 5. История России. Часть 1. От древних славян до конца XVII века. - М.: Аванта+, 2013. - 512 c.2. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 380 c.3. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 624 c.4. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н. э.) / Л.С. Васильев. - М.: Институт Востоковедения РАН, Восточная литература, 2015. - 680 c.5. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 680 c.6. Вэнь-Лань, Фань Древняя история Китая. От первобытно-общинного строя до образования централизованного феодального государства / Фань Вэнь-Лань. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 669 c.7. Вэнь-лань, Фань Древняя история Китая / Фань Вэнь-лань. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 294 c.8. Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М.: Ладомир, 2014. - 603 c.9. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия. - М.: Ладомир, 2016. - 648 c.10. Жерне, Жак Древний Китай / Жак Жерне. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 160 c.11. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. - М.: Художественная литература. Москва, 2013. - 352 c.12. Караев, Г.Н. Военное искусство древнего Китая / Г.Н. Караев. - М.: Воениздат, 2015. - 216 c.13. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm / Л.Л. Кофанов. - М.: Спарк, 2014. - 313 c.14. Кучера, Ст. Древнейшая и древняя история Китая / Ст. Кучера. - М.: Восточная Литература, 2013. - 432 c.15. Позднеев, Д. М. Вопросы древней истории Китая / Д.М. Позднеев. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 981 c.16. Попов, И.Г. Армии Древнего Китая III в. до н.э. — III в. н.э / И.Г. Попов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 763 c.17. Ральф, Д. Сойер Бай чжань ци люэ. Сто неканонических стратегий. Сражения и тактика в военном деле Древнего Китая / Ральф Д. Сойер. - М.: Евразия, 2015. - 448 c.18. Скарпари, М. Древний Китай / М. Скарпари. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2013. - 292 c.19. Смирнова Герои Эллады. Из мифов Древней Греции / Смирнова, Вера. - М.: Детская литература, 2015. - 176 c.20. Чинси, Лоу Двадцать лекций по древней архитектуре Китая / Лоу Чинси. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2014. - 392 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Древняя литература Китая

Уникальна история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III – II тыс. до н. э. такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос “вычитывался” по форме и расположению образовавшихся трещин.

Во II тыс. до н. э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н. э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объем. В III в до н. э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н. э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее – на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение “нож и кисть” стало метафорой для обозначения чиновников. Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики – это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX – VIII вв до н. э.). Затем в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма – “кайшу” (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 – 1959 гг. В иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н. э.). В своей работе “описание искусств и словесности” (являющейся частью его же “Истории династии Хань”), он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского “пятикнижия”). Шицзин – это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н. э. В конце I тыс. до н. э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн. Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у “отца китайской историографии” Сыма Цяня (II в. до н. э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I – II вв. н. э. Еще одним источником этой прозы были так называемые “малые (пустячные) речения” – уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата...

по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ – VI вв. в форме так называемых “рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа. Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.

Даосизм (основал Лао-Цзы – мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе?

Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек – Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао – путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао – направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала – небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян – некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь – некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент – Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду – идея пантеистического начала (божественное начало – везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния – Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны – образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.

Легизм. Шан Ян (природа человека – зло). Почти исключительно учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники – не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение – наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.

Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.

schoolessay.ru

Литература Китая

Художественная литература Китая уходит своими корнями в глубокую старину. Сокровищница созданных произведений поисти­не колоссальна. В соответствии с хронологическим принципом традиционная китайская литература делится на пять периодов: до 206 г. до н. э„ 206 до н. э- 618 н. э., 618-1279, 1279-1911 и с 1911 г. по настоящее время (с разделением на подгруппы 1911-1949 гг. и 1949- настоящее время).

Древнейшим китайским литературным памятником является поэтическая антология «Шицзин» («Книга песен»). В ней содер­жится 305 стихотворений, представляющие три группы гимнов (суп), две группы од (я) и 15 песен (гофэн). Оды, в свою очередь, делятся на да-я (великие), посвященные воспеванию дворцовой жизни, и сяо-я (малые), исполняемые на разных празднованиях и зачастую критиковавших общество. Первые из стихотворений датируются эпохой Западная Чжоу (XI век до н. э.), а последние - серединой эпохи Весны и Осени (VI в. до н. э.).

Традиции «Книги песен» были продолжены 300 лет спустя первым в истории китайской литературы великим поэтом Цюй Юанем (348-278). Стихи его отличаются изысканностью формы и глубиной содержания, насыщены красочными мифологическими образами. Цюй Юань считается основоположником авторской по­эзии в Китае. Его знаменитая ода «Скорбь изгнанника» заложила основу жанра «фу> - лирических и лирико-эпических од с прозаи­ческим вступлением (6). В развитие одической поэзии внес свой вклад и другой поэт - Сун Юй (290-223). В отличие от скорбно-пессимистических стихов изгнанника Цюй Юаня лирика Сун Юя исполнена радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты. Поэзия любовного томления нашла отражение в одах «Горы высокие Таи», «Ода о бессмертной» и др.

Литература Китая достаточно необычна и по своему жанровому разнообразию. Известны, например, рифмованная проза «фу» ди­настии Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), стихи «ши» династии Тан (618-906), стихи «цы» династии Сун (960-1279), романы династий Мин (1368-1643) и Цин (1644-1911). В частности, ханьские «фу» имеют две основные разновидности: «сяофу» и «дафу». К первой относятся главным образом лирические творения, вторая же носит одический характер и обычно посвящается описанию император­ских подвигов и дворцовой жизни. Танские «ши» и сунские «цы» в большинстве случаев создавались литераторами, которые следовали строгим канонам стихосложения.

Среди блестящей плеяды ханьских литераторов выделяется вы­дающийся поэт Сыма Сянжу (179-118 гг. до н. э.). Высоким, торжественным стилем он воспевал могущество империи и «вели­кого человека» - императора У-ди.

Во времена династии Хань был написан главный китайский исторический труд - «Исторические записки» Сыма Цяня, состо­явший из 130 частей и 520 тыс. иероглифов. Для этого произведения характерно детальное, но отнюдь не затянутое описание выдающих­ся личностей и событий. Это - высокохудожественный образец исторической литературы, оказавший глубокое влияние на после­дующую китайскую прозу и драму.

В эти же годы появились «юэфу» («стихи из музыкальной палаты»), представлявшие собой как лаконичные поэтические ми­ниатюры, так и длинные, тщательно написанные поэмы.

Дальнейшее развитие китайская поэзия получает в эпохи дина­стий Вэй (220-265) и Цзинь (265-420). Наиболее выдающиеся поэты этого периода - Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Жуань Цзи, Цзи Кан и Тао Юаньмин. Творчество последнего оказало значитель­ное влияние на поэтов последующих эпох. В годы Южных и Северных династий (420-589) популярными становятся народные песни, среди которых встречаются как лирические произведения (более характерно для южных народов), так и воинственные. Такова, например, «Песнь о Мулань», в которой рассказывается о бесстраш­ной девушке, заменившей на поле боя своего престарелого отца.

Апогеем культурного развития страны по праву считаются вре­мена династий Суй (590-617), Тан и Сун. Так, в «Полное собрание танских стихов» вошли произведения 2300 поэтов. Именно в эти годы стихосложение буквально пронизало практически все образо­ванное китайское общество, от важных генералов и чиновников до бедных ученых. Стихи дарили друзьям, родственникам, покровите­лям; их посылали по почте; в сочинении стихов состязались на пирах. Не менее 50 тыс. стихотворений дошли до наших дней. Наиболее известными поэтами этой эпохи были Ли Бо (701-762), Ду Фу (712-770), Бо Цзюйи (772-846), Сыкун Ту (837-908), Ван Вэй (699 или 701-759 или 761). Среди поэтов сунской эпохи такие имена, как Оуян Сю, Ван Аньши, Су Дунпо.

Интересна разница в поэтических стилях двух величайших поэтов того времени - Ли Бо и Ду Фу. Оговорясь, что к китайской поэзии вряд ли применимо определение «стиль-это человек» (скорее, «стиль - это традиция»), тем не менее, даже неискушенно­му читателю очевидно различие в их творчестве. Ли Бо - привер­женец даосизма-и Ду Фу-по преимуществу конфуцианец- совершенно по-разному воспринимают окружающий мир. Первый, в соответствии с даосским принципом, «самоестествен», его манит все удивительное и необычное: редкие камни, таинственный свет луны, странные очертания гор. Поэт един с природой, он чрезвы­чайно романтичен и пылок. Не таков Ду Фу. Он ищет поэзию в самых будничных вещах-игр мальчишек, крестьянском труде, торговле на рынках, молениях в храмах. Он не боится покоробить слух знатока «грубостью» и «простонародностью» своих стихов, и оказывается, что его поэзия ничем не уступает той, которая воспе­вает красоту природы. Сравните, например:

 

Дуфу...Не то чтоб не хотел Уйти от шума, А жить, не зная Горя и тревог,- Но с государем, Что подобен Шуню, Расстаться добровольно Я не мог... (8)

ЛиБо

...Гора Пэнлай

Среди вод морских

Высится,

Говорят

Там в рощах

Нефритовых и золотых

Плоды,

Как огонь, горят

Съешь один -

И не будешь седым,

А молодым

Навек.

Хотел бы уйти я

В небесный дым,

Измученный

Человек (7)

В середине эпохи Тан возник новый стихотворный жанр «цы», достигший своего максимального расцвета при династии Сун. В этом жанре поэты писали о любви, творчестве, муках расставания;

позднее диапазон тем был расширен сунским поэтом Су Ши. Его лирика полна описаний природы, истории страны, думами о судьбах народа.

В эпоху Сун родились и первые образцы китайской повести, язык которых был близок к разговорному. Большинство этих повестей - своеобразные конспекты, составлявшиеся народными ска­зителями. Широкой популярностью пользовались такие рассказы, как «Нефритовая Гуаньинь», «Несправедливая казнь», «Муки в тюрьме» (9).

В XIII в. правившая в Китае династия Сун пала. Пришедшая ей на смену «варварская» династия Юань не дала практически ничего нового в плане культуры. Одним из немногих культурных достиже­ний той эпохи стало появление нового литературно-драматического жанра «цзацзюй» в результате смешения разговорно-песенного творчества северян-кочевников со стихотворным искусством хань-цев. Сохранилось свыше 345 юаньских пьес этого жанра, самые знаменитые из которых написаны Ван Шифу, Чжзнь Гуанцзу и Гуань Ханьцином. Только последний стал автором 63 драм, в том числе популярной и в наши дни пьесы «Обида Доу Э». Как и пьеса Ван Шифу «Западный флигель», это произведение принадлежит к непревзойденным шедеврам китайской оперы.

Во времена династий Мин (1368-1643) и Цин (1644-1911) большое распространение получили романы. Написанные в эти годы четыре известнейших китайских классических романа - «Тро-ецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путеше­ствие на Запад» У Чэнъэня и «Сон в красном тереме» Цао Сюе-циия - оказали огромное влияние на китайскую культуру (10) и позднее были переведены на многие языки мира. Среди известных произведений того времени также «Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе» Ланьлинского насмешника, сатирический роман «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы и но­веллы Пу Сумлина, объединенные в сборник «Рассказы Ляо Чжая о необычайном». Именно романы, а также сяопин («маленькие зарисовки»), посвященные описанию повседневной жизни, стали наиболее характерными литературными произведениями этой эпо­хи. Прозаические произведения тех лет писались как на классиче­ском литературном языке вэньянь, так и разговорном байхуа.

Начало XX века ознаменовалось ростом национального само­сознания китайцев, впоследствии способствовавшему свержению императорского строя в стране. Появившийся в эти годы журнал «Новая молодежь» резко критиковал традиционную китайскую культуру и призывал к скорейшему внедрению демократических норм в государстве по западной модели. Новая литература должна была способствовать общественным преобразованиям, и в 1917 году рядом известных китайских литераторов были опубликованы при­зывы к «литературной реформе» и «конструктивной литературной революции». Предлагалось, в частности, в качестве модели для подражания использовать жанровые образцы западной литературы, ее дух и мотивы. Именно в эти годы появились произведения, заставившие говорить о рождении новой китайской литературы, ушедшей от канонических образцов, но и не являющейся слепком с западного творчества. Например, повесть Лу Синя «Дневник сумасшедшего», безусловно, была написана под влиянием творче­ства Н.В. Гоголя, однако содержание ее было во всех отношениях

чисто китайским.

Китайская беллетристика 20-30-х гг. характеризуется заметной «левизной» (в результате широко распространившихся в Китае социалистических и коммунистических идей), жесткой сатирой на существующие порядки, а позднее - и призывами к революции.

Изменения претерпело и традиционное китайское стихосложе­ние. Традиционные пяти- и семистишья, написанные на древнем литературном языке вэньянь, практически исчезли из литературной жизни. Их место заняли ритмические стихи на разговорном китай­ском языке, в каком-то смысле смоделированные по западному образцу. Кроме того, особенностью этих стихов стал отход от рефлексии, традиционной для китайской поэзии прежних эпох.

Среди наиболее ярких произведений этой поры - «Подлинная история А-Кью» Лу Синя, «Рикша» Лао Шэ, «Перед рассветом» Мао Дуня и поэма «Богиня» Го Можо.

Путь китайской литературы после 1949 г.- года образования Китайской Народной Республики - не был легким. Литература первых лет КНР была посвящена таким проблемам, как перемены в деревне, раскрепощение широких масс крестьянства (Чжао Шули «Деревня Саньливань»), национально-освободительная борьба ки­тайского народа (Ду Пэньчэн «Отстоим Яньань», Лю Цин «Несок­рушимая стена»). Она буквально наполнена высоким гражданским звучанием, мажорным настроением, воспеванием ратных и трудо­вых подвигов своих соотечественников. В то же время поступатель­ное движение литературы и искусства в начале 50-х гг. неоднократно тормозилась различными идеологическими кампаниями, прежде всего по критике взглядов Ху Ши (началась как дискуссия по поводу оценки романа «Сон в красном тереме»). Некоторая корректировка в отношении КПК к культуре проявилась в провозглашении курса «пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все ученые», однако буквально через год кампания по критике «буржуазных элементов» привела к его ограничению и по существу упразднению. Пострадало значительное количество как творческой молодежи, так и известных литераторов, среди которых были Дин Лин, Ай Цин и многие другие.

Еще больший урон китайской литературе нанесло десятилетие «культурной революции» (1966-1976). В эти годы полностью пре­кратилось издание художественной литературы и подавляющего большинства журналов, закрылись театры и музеи. Пылали костры из книг. Это именовалось «борьбой со старой феодальной и буржу­азной культурой», к которой была причислена почти вся китайская и мировая классика. Главной задачей было провозглашено создание некоего «совершенно нового, пролетарского искусства», «создание героических образов рабочих, крестьян и солдат». В эти годы погибли, не вынеся страданий, такие мастера, как Лао Шэ, Чжао Шули, Тянь Хань и многие другие.

После окончания «культурной революции» произошел посте­пенный подъем творческой активности китайских писателей. Те­перь к традиционным для современной китайской литературы темам добавилась проблематика осмысления трагических явлений 60-70-х годов, анализ их влияния на судьбы поколений. Среди наиболее ярких произведений - «Преступник Ли Туньчжун» Чжан Игуна, «Северные реки» Чжан Чэнчжи, «Девятнадцать могил среди гор» Ли Цуньбао. В 80-90-е годы наряду с произведениями эпического размаха популярность приобрели «мини-новеллы».

К числу лучших произведений, появившихся после образования КНР, можно отнести романы «Песня молодости» Ян Мо, «Перво­проходцы» Лю Цина (50-60-е годы), а также опубликованные после 80-х гг. «Красный пояс, опоясавший планету» Вэй Вэя, «Трудная жизнь» Хао Жаня, «Похороны мусульманина» Хо Да, «Деформиро­ванный человек» Ван Мэна, «Обыкновенный мир» Лу Яо, «Импе­ратор Юнчжэн» Эр Юэхэ, «Война и человек» Ван Хо, «Мятежная осень» Лю Юйминя и другие произведения, удостоенные литера­турной премии имени Лу Синя.

magref.ru

Книги Древнего Китая «

Автор: Дементьева Светлана

 

Китайский гадальный камень с надписями

Китайский гадальный камень с надписями. Камень помещали в огонь и предсказатели по образовавшимся трещинам определяли будущее

В XIV — XI вв. до н.э. в середине реки Хуанхэ образовалось первое рабовладельческое государство Китая — Инь. Эту эпоху называют еще династией Шан. Именно к этому периоду относятся первые иероглифические тексты. Археологами были найдены десятки тысяч надписей, нацарапанных острыми предметами на черепаховом панцире и на костях животных (барана, кабана и т.д.), а также были найдены надписи на бронзе и камне. При изучении найденных иероглифических текстов ученые пришли к выводам, что в эпоху Шан в Китае был расцвет культуры и искусства.Отдельно стоит упомянуть о ученом историке и библиографе Бань Гу, жившего в 32 — 92 гг. н.э. Он составил ряд библиографических указателей и каталогов изучаемых им книг Древнего Китая. Бань Гу не просто составлял перечень изданий, он их систематизировал по отраслям знаний и давал к каждой книге аннотации. Благодаря чему на сегодня мы можем судить какой была письменность и культура в целом в Древнем Китае, какие типы книг существовали, какая информация в них содержалась, сколько древнекитайских книг сохранилось, а какие из них до сих пор не найдены.

Но вернемся непосредственно к книгам Древнего Китая. Очень быстро письменность и грамотность стали развиваться в эпоху Чжоу, т.е. в XII — III вв. до н.э. Но читать могли не многие. До V в. до н.э. книги создавались для правителей. В X — VIвв. до н.э. стали появляться демократические книги.

Каменистая плита Книги "Шицзин" Каменистая плита Книги «Шицзин»

Самым первым значимым произведением древнекитайской поэзии была «Книга песен» («Шицзин», 174 г. до н.э.)  Она представляла собой сборник народных песен и ритуальных гимнов, высеченных на камне для всех желающих. Есть мнение, что в состав «Шицзин» сам Конфуций когда-то включил 305 песен древних царств Китая. В этих песнях рассказывается о древнекитайских обрядах свадеб, о работе земледельцев, о смелости охотников, о жестокости правителей, по приказу которых после их смерти всех их слуг нужно было хоронить заживо вместе со своим покойным хозяином и т.д. Из этой книги мы многое узнали о жизни и быте того времени в Китае. Позже книгу «Шицзин» не раз переписывали на другой писчий материал, т.к. она стала канонической.

В XIV — XIII вв. до н.э. появились книги, написанные на деревянных или бамбуковых планках. Эти дощечки крепились между собой в определенной последовательности веревками через специальные отверстия. Каждая страница такой книги размещалась на отдельной деревянной планке и была в длину от 20 до 70 см, а в ширину 10-15 см. Для частной переписки использовался бамбук или другое дерево длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см. На одной странице помещалось около 40 иероглифов. Поэтому книги получались крайне громоздкими. Одна такая книга могла занять целый воз, иногда даже несколько возов. Из-за подобного недостатка читать книги на планках было крайне неудобно. Еще одним минусом подобных книг были крепления страниц в виде веревок из кожи или ткани, т.к. со временем кожа лопалась, а ткань перетиралась. В конечном итоге планки путались или вообще терялись (представлены на рисунке ниже)

Бамбуковые книги Древнего Китая

Из сохранившихся книг самой древней книгой на бамбуковых планках является «Учение о срединном пути» («Ужуньюн«, 3 в.до н.э.). Это третья книга конфуцианского «Четырехкнижия».

Китайцы постоянно искали новый писчий материал, т.к. бамбуковые книги имели описанные выше недостатки. В V — IV вв. до н.э. для этих целей стали использовать ткань. В основном шелк. Но и тут были свои минусы, т.к. шелк был крайне дорогим удовольствием. Есть версия, что в 105 г. н.э. одному из придворных по имени Тоай Лунь  по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала — бумаги. Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Тоай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага. Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока.

Книги Древнего Китая были очень разнообразными по своему содержанию. Например, книга «Нун Шу» (VI в., автор Чэнь Фу) являла собой трактаты по земледелию, скотоводству и шелководству, а книга «Суждения, раскрывающие сущность» представляла собой историческое повествование и хроники правящих династий. Всего до наших дней сохранилось около 40 названий трактатов: «Записки о поисках духов«, «Новые изложения рассказов, в свете ходящих» (V в., автор Лю Ицин), «Книга этикета» («Лицзи«), сборники стихов разных поэтов того времени (Цзо Сы Линьюн, Се Тяо, Юй Синя и др.), каноническая конфуцианская книга «Беседы о суждениях» в виде философских бесед учителя Конфуция со своими учениками.

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI — V вв. до н.э.).

Но были и печальные моменты в истории книг Китая. Например, в годы правления император Цинь Шихуанди, объединивший Китай в 221 г. до н.э., приказал найти и сжечь все книги кроме посвященных теме династии Цинь. Исключенными из списков на уничтожение попали книги по медицине, гаданию и издания сельскохозяйственной тематики. Очень много было истреблено литературных произведений предыдущих веков. Но к счастью под страхом смерти некоторые книги были спасены и спрятаны в тайниках, вывезены в пещеры. А в 140 — 87 гг. до н.э. император У-Ди приказал разыскать утерянные книги и скомплектовать ими его императорскую библиотеку. Для работы в своей библиотеке У-Ди пригласил ученых, историков, писателей и критиков. Ими был составлен первый в истории Китая каталог.

Так же следует отметить, что в Китае после изобретения бумаги появились новые типы книг в форме свитков, ширмы или блока. В V в. н.э. книжные издания преобладали над всеми другими типами книг. Книги активно переписывались, началось их коллекционирование. Особенно хорошо эта тенденция прослеживалась в буддийских храмах. Монахи, доблестно служа, создали множество книжных тайников, которые не найдены по сей день. В 1900 г. в пещерном городе «Тысяча пещер Будды» один из таких тайников был случайно обнаружен учеными. Найденная коллекция насчитывала 25 тысяч книг V — X вв. К сожалению этот тайник был разграблен. На протяжении 9 лет книги собирались по крохам и были возвращены в Китай. Но вернулось из найденных 25 тыс. лишь 10 тыс. свитков, которые на сегодня хранятся в Пекинской государственной библиотеке. Это единственная полная коллекция книг в мире эпохи расцвета феодализма. Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д. Не все из представленных книг на китайской языке. В коллекцию вошли издания на языках народов Тибета и Хорезма, на санскрите (древнеиндийский язык) и даже на древнееврейском. Одним из самых ценных изданий знаменитая «Алмазная сутра«, которая вошла в группу самых первых печатных книг (Представлена на рисунке ниже)

Алмазная сутра - одна из первых печатных книг

demsvet.ru


Смотрите также