Боги древней индии список. Индуизм и верховные индийские боги
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Список индуистских божеств. Боги древней индии список


Индуизм и верховные индийские боги

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Лицо Шивы на пляже Вагатор Гоа

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и не забывал. Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Каждый достигает единения так, как может

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Символ Ом (Аум)

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма — Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива — Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

Тримурти: Брахма, Вишну и Шива

Брахма

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма — это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Брахма

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Вишну

Имя Вишну образовано от слова «виш» — наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

первый аватар Вишну Матсья

Первый аватар — Матсья (рыба):Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

второй аватар Вишну Курма

Второй аватар — Курма (черепаха):В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

третий аватар Вишну Вараха

Третий аватар — Вараха (вепрь):Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

четвертый аватар Вишну Нарасимха

Четвертый аватар — Нарасимха (человек-лев):Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека — полульва и убил зарвавшегося демона.

пятый аватар Вишну Вамана

Пятый аватар — Вамана (карлик):И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

шестой аватар Вишну Парашурама

Шестой аватар — Парашурама (Рама с топором):Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

седьмой аватар Вишну Рама

Седьмой аватар — Рама:Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте Балет в Лаосе больше, чем балет. Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

восьмой аватар Вишну Кришна

Восьмой аватар — Кришна:Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

девятый аватар Вишну Будда

Девятый аватар — Будда:Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

десятый аватар Вишну Калки

Десятый аватар — Калки:Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Шива

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шива

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог

Шива бог-йог, бог-аскет:Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Шива Бхайрава

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости». Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Шива Натараджа

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Шива Гангадхар

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Шива на Нанди

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

Женские индийские боги

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Level.travel Бронирование туров

trip-dream-live.ru

Список индуистских божеств - это... Что такое Список индуистских божеств?

В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов.[1] В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые девами.

Индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом личных атрибутов. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмана), многочисленными образами единого Бога.[2] Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единым Богом.

В «Риг-веде» описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные являния.[3] В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств.[2] В тексте было использовано слово koti, которое может быть воспринято как «класс», «вид», но также и как «10 миллионов». Согласно одной точке зрения утверждения о миллионах богов вызваны неверным истолкованием текста, что подтверждается упоминанием 33-х богов в других источниках.[4] Согласно другой, число 330 миллионов является не результатом подсчета, но обозначением бесконечности и неограниченности божественного.[5]

  • Брахма — творит вселенную в начале времени.
  • Вишну — опекает вселенную в течение её существования; верховное божество в вайшнавизме.
  • Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме.
  • Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока.
  • Сурья — божество солнца; хранитель юго-востока.
  • Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга.
  • Агни — божество огня; хранитель юго-запада.
  • Варуна — божество вод; хранитель запада.
  • Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада.
  • Кубера — божество богатства; хранитель севера.
  • Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока.

Общеиндийские боги

Ведийский период

Пантеон вишнуизма

Аватары Вишну

Существует десять основных аватар Вишну — Маха-аватары. Общий список аватар Вишну насчитывает около 30 имён.

  1. Матсья
  2. Курма
  3. Вараха
  4. Нарасимха
  5. Вамана
  6. Парашурама («Рама с топором»)
  7. Кришна и
  8. Рама — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией. Часто Кришна рассматривается не как одно из воплощений, а как полная и совершенная манифестация Вишну.
  9. Будда — В аватаре Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель.
  10. Калки (санскр. «белый конь»)

Пантеон шиваизма и шактизма

См. также

Примечания

  1. ↑ Индуизм (научный консультант д-р Хизер Элгуд)//Джон Баукер Религии мира. Великие вероучения от древности до наших дней. — М.:Слово, Дорлинг Киндерсли., 1997. — 200 с. ISBN 0-7513-8778-9,ISBN 5-85050-512-1 — (Серия: Домашний музей) (С.28)
  2. ↑ 1 2 Jeffrey Brodd (2003), «World Religions: A Voyage of Discovery», Saint Mary's Press, с. 45, ISBN 9780884897255, <http://books.google.com/?id=vOzNo4MVlgMC&pg=PA45&dq=%22330+million%22> : '[..] many gods and goddesses (traditionally 330 million!) […] Hinduism generally regards its 330 million as deities as extensions of one ultimate reality, many names for one ocean, many «masks» for one God.'
  3. ↑ Daniélou (1991). pp. 78-84.
  4. ↑ Explaining Hindu Dharma (2nd Edition). — Vishwa Hindu Parishad (UK), 2002. — P. 14. — ISBN 09534354 - 0 - 7
  5. ↑ Joe David Brown & Time-Life Books (1961), Joe David Brown, ed., «India», Time, Inc., <http://books.google.com/?id=2XRuAAAAMAAJ&q=%22popular+figure%22> : «Though the popular figure of 330 million is not the result of an actual count but intended to suggest infinity, the Hindu pantheon in fact contains literally hundreds of different deities […]»

dic.academic.ru

Боги и мифы Древней Индии | Древние арии

«Примерно в середине II тысячелетия до нашей эры в Индию начинают проникать арии, которые приносят с собой религию, основанную на убеждении в эффективности жертвоприношения (яджня). Мы называем её ведийской, так как познакомились с ней по самым древним из имеющихся индийских текстов - ведам. Она предусматривала исполнение сложнейшего ритуала и принесение щедрых жертв, главным образом жареным говяжьим мясом и сомой - пьянящим напитком, получаемым в результате прессования растения, вид и способ обработки которого до сих пор не удаётся открыть. Арии занимались преимущественно скотоводством и селились в первую очередь в бассейне Инда. На пути их дальнейшего распространения жили племена с тёмной кожей, которых арии называли дасью. Хотя эти племена находились на довольно высоком культурном уровне развития - владели многочисленными стадами, хорошо знали земледелие - и оказывали пришельцам упорное сопротивление, они были частично уничтожены, а частично оттеснены вместе с дикими колами в горы; некоторые из племен вынуждены были принять образ жизни победителей и пойти к ним на службу. Через какое-то время они заняли определённое место и в кастовой системе пришельцев. Арии же научились от побеждённых строить каналы для искусственного орошения и выращивать культурные растения, прежде всего просо, овес, лен, а позднее рис и сезам.

Индиец эпохи Вед  не проводил строгого различия между живым и неживым, духом и материей, конкретными вещами и абстрактными понятиями. Он считал, что окружён множеством существ -  зверями, растениями, богами и демонами, которые похожи на человека и могут оказать воздействие на его жизнь. В этих представлениях древние индийцы заходили так далеко, что к «живым» относили предметы, сделанные самими, например алтарь для жертвоприношений, утварь, оружие, военный бубен, целебные мази, игральные кости - всем им приписывалась способность действовать и воля.

Явления природы в огромной степени влияли на психологию ведийского индийца. Яркий свет солнца, мощные порывы ветра, неистовство бурь, перекрещивающиеся на небе молнии, равномерность появления утренней звезды и волшебный блеск её - всё это либо приводило в восторг, либо вызывало ужас и оцепенение.

Древний индиец не мог объяснить причины возникновения подобных явлений, не знал их закономерностей и потому привносил в мир природы опыт из жизни людей, одухотворял и обожествлял силы стихии. В ведийских гимнах мы встречаемся с богом огня (Агни), с утренней зарей в её божественном воплощении (Ушас), с небосводом и богом неба (Дьяус), с солнцем и богом солнца (Сурья), с ветром и богом ветра (Вайю). Постепенно рамки их деятельности расширялись, но при этом представления об отдельных богах не принимали ещё форму законченных концепций: нескольким богам придавались одинаковые атрибуты, некоторым не хватало определённых черт или последние не были выражены достаточно отчетливо. Порой характер того или иного бога складывался лишь из второстепенных индивидуальных черт в сочетании с общими свойствами, которые приписывались всем богам (например, сила, доброта, мудрость) и в массе которых тонули присущие ему лично качества.

Отсутствовала и чёткая иерархия пантеона: создается впечатление, что каждый певец вед просто ставил воспеваемого им бога на первое место и придавал ему высшие атрибуты. Оттого бог, восхваляемый в одном гимне как самый важный, в других отходил на задний план. Не были достаточно точно определены родственные связи - бог, в одном гимне называемый отцом, в другом становится сыном, брат - мужем, богиня в одном гимне приходится какому-то богу матерью, в другом - женой. Существует много точек зрения на происхождение богов ариев, и не установлено, скольким они поклонялись; чаще всего говорится, что богов было три раза по одиннадцать, т.е. тридцать три, причем одиннадцать находились на небе, одиннадцать - на земле и одиннадцать - в области между землей и небом. В ведийских гимнах немало неясностей и расхождений - надо не забывать, что до своей довольно поздней окончательной письменной редакции они не представляли единого целого, - но на их основе мы можем реконструировать, во всяком случае в главных чертах, отдельные фигуры и образы ведийского пантеона.

Старейшим богом был Дьяус, называвшийся также Отец Дьяус (Дьяус-Питар). О том, что арии почитали его ещё до прихода в Индию, свидетельствует следующее: Дьяусу поклонялись в Греции как Зевсу, в Риме как Юпитеру, а у германских племен как Тиру и Зию.

В «Ригведе» он ассоциируется с небом в самых различных образах и проявлениях последнего. Так, ночное небо со звёздами отождествлялось с чёрным конём, украшенным жемчугом; в связи с громом и молнией Дьяуса именовали мычащим и разъяренным быком и т.д. Женой его была Земля (Притхиви), и оба они воспевались как прародители  мира, прародители богов и людей. Однако слава их уже во времена ранних вед закатилась, и их место заняли Индра, Агни, Сома и др.

Самым популярным богом ведийского пантеона являлся Индра: из 1028 гимнов «Ригведы» ему посвящено 250. В доиндийский период он был у ариев богом света и тепла, сокрушающим мощь зимы. В субтропических областях Индии первоначальное представление заменяется новым - бог тепла превращается в бога бурь и дождей, в мощного борца с демоном засухи, чудовищным змеем Вритрой, в утробах которого томятся пленники - небесные коровы-облака и небесные воды.

Родственные связи Индры не совсем ясны, но, вероятнее всего, он считался сыном Неба и Земли, зачатым и произведенным на свет в период, когда его «родители» жили ещё вместе в общем доме. После необыкновенного рождения из бока матери Индра остался в тайнике, пока не выпил чудесного напитка сомы. Далее оставаться там было невозможно, ибо он разросся до таких размеров, что навсегда отделил небо от земли, заполнил всё пространство между ними и стал хозяином воздуха, в котором передвигаются и действуют боги и люди. Его царству противостояло царство демонов (асуров и ракшасов), воплощавших силы зла и другие черты характера, вечных противников и соперников богов, ведущих с ними постоянную борьбу. Вначале боги не были сильнейшей стороной, они победили лишь после того, как во главе их стал отважный Индра, прекрасный воин на золотой колеснице, запрёженной двумя несущимися быстрее мысли конями. К нему обращается вместе с богами певец Вед:

Приди, Индра, на своих резвых скакунах, Чьи гривы словно павлиньи перья. Если никто не поймает тебя в сети, Как птицеловы - птицу, Пройди мимо них, как безводной пустыней. Ты владеешь мудростью глубокой, как море, Неисчислимой, как (стада) коров, В тебя вошла она, как потоки воды - в озеро, Как покровительствуемые добрым пастухом коровы - На пастбище.

Величие и мощь Индры воспеваются в невероятно выспренних выражениях: никто из богов и из людей, уже родившихся или тех, кто сейчас рождается, не может сравниться с ним; он - господин Вселенной, вождь людей и богов, бич демонов, живущих в воздухе, защитник сомы, пьянящего напитка бессмертия, и иногда пьёт его сверх меры, так что даже бывает пьян.

Позднее, когда арии победили местное темнокожее население, они начали почитать Индру и как главного помощника светлокожих воинов.

Индра - не законодатель, это универсальный владыка, силой своей превосходящий всех в мире природы, его поддержка обеспечивает победу, и он богато одаряет тех, кто в жертву ему приносит возлияние сомой».

Вилем Гамперт, Предыстория индуизма, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 16-20.

vikent.ru