Государства Древнего Востока. Карта древнего востока
Живая карта древнего Ближнего Востока
Живая карта древнего Ближнего Востока
Когда мы проверяем генеалогии патриархов и многих народов, которые возникли с их встреч, браков и из семейных отношений, становится свидетельством то, что они предлагают красочную карту человечества с несомненной точки зрения царства Израиль и царства Иудеи в 8 и 7 веках до н. э. Эти истории предлагают изощренные комментарии по политическим вопросам в этом регионе в ассирийский и нео — вавилонский период. Мало того, что многие из этнических терминов и названий мест могут быть датированы этим временем, но также их характеристики прекрасно состыковываются с отношениями соседних народов и государств с Иудеей и Израилем.
Начнем с арамеев (сириян), которые доминируют в историях женитьбы Иакова с Лией и Рахиль, и его отношений с дядей Лаваном. Арамеи не упоминаются как отдельная этническая группа в текстах древнего Ближнего Востока до 1100 года до н. э. Они стали доминирующим фактором на северных границах израильтян в начале 9 века до н. э., когда на территории современной Сирии образовался ряд арамейских царств. Среди них царство Арам — Дамаск было временами то союзником, то соперником царства Израиль в борьбе за контроль над богатыми сельскохозяйственными территориями, лежащими между основными центрами — в долине верхнего Иордана и Галилее. И цикл рассказов об Иакове и Лаване, фактически, метафорически выражают сложные и зачастую бурные отношения между Арамом и Израилем на протяжении многих веков.
С одной стороны, Израиль и Арам были частыми военными соперниками. С другой, большая часть населения северных территорий Израиля, видимо, по происхождению были арамеями. Так, книга Второзаконие заходит так далеко, что описывает Иакова как «странствующего арамеянина» (Втор. 26:5), а рассказы об отношениях между отдельными патриархами и их арамейскими родственниками Иаковом и Лаваном ясно выражают осознание общего происхождения. Библейское описание напряженности отношений между Иаковым и Лаваном и их возможное создание пограничного «памятника» к востоку от Иордана в качестве границы между их народами (Быт. 31:51–54, в основном «Элогистическая» — Е, или «северная» часть рассказа) отражает терририальный раздел между Арамом и Израилем в 9–8 веках до н. э.
Сказания о патриархах также ясно отражают отношения Израиля и Иудеи с их восточными соседями. В течение 8 и 7 столетий до н. э. их контакты с царствами Аммона и Моава зачастую были враждебными; Израиль фактически доминировал над Моавом в начале 9 столетия до н. э. Поэтому имеет существенное значение — и это занятно — как восточные соседи унижены в патриархальной родословной. Бытие 19:30–38 (особенно текст J) информирует нас о том, что эти нации были рождены от кровосмесительного союза. После того как Бог разрушил города Содом и Гоморру, Лот и две его дочери укрылись в пещере в горах. Дочери, неспособные найти подходящих мужей в своем изолированном месте жительства и отчаявшиеся заиметь детей, напоили отца вином, и он опьянел. Тогда они возлегли с ним и со временем родили двух сыновей — Моава и Аммона. Не было в седьмом веке иудея, который, глядя через Мертвое море в сторону соперничающего царства, мог бы сдержать презрительную улыбку, вспоминая историю такой сомнительной репутации их предков.
Библейские истории о двух братьях Иакове и Исаве предоставляют еще более очевидный случай из седьмого века, представленный в костюме древности. Бытие 25 и 27 (южный, J текст) рассказывают нам о близнецах — Исаве и Иакове, детьми Исаака и Ребекки. Бог говорит беременной Ребекке: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (25:23). По мере развития событий мы узнаем, что Исав старше, а Иаков младше. Поэтому описание двух братьев отцов Едома и Израиля, служит божественной легитимизацией политических отношений между двумя нациями в поздние монархические времена. Иаков — Израиль чувствительный и воспитанный, в то время как Исав — Едом более примитивный охотник и человек улицы. Но Едом не существовал как отдельное политическое образование вплоть до относительно позднего периода. Из ассирийских источников мы знаем, что реальных царств и никакого государства Едом не было до конца 8–го века до н. э. Едом появляется в древних записях как отдельное образование только после завоевания региона Ассирией. И он стал серьезным соперником Иудее только с началом прибыльной аравийской торговли. Археологические свидетельства также очевидны: первая крупномасштабная волна заселения в Едоме сопровождается созданием крупных поселений и крепостей, возможно, началась в конце восьмого века до н. э., но достигла пика только в седьмом веке и начале шестого столетия до н. э. До этого район был малонаселенным. И раскопки в Боцре — столице Эдома позднего железного века II — показали, что он вырос и стал крупным городом только в ассирийский период.
Так и здесь, истории об Иакове и Исаве — утонченном сыне и великом охотнике — искусно приспособлены как стилизованные под старину легенды для отражения соперничества в поздний монархический период.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Древний Ближний Восток — WiKi
Доисторическая эпоха
Медный век
Древняя Месопотамия
Эпоха Урук (около 4000 — 3100 гг. до н. э.) охватывал время от протоисторического энеолита до раннего бронзового века. Он наступил вслед за убейдским периодом.[1]
Названный в честь шумерского города Урук, этот период связан с возникновением в Месопотамии городской жизни. За ним последовала шумерская цивилизация.[2] На поздней стадии урукского периода (34-32 вв. до н. э.) постепенно возникает древнейшая письменность — клинопись, что знаменует наступление раннего бронзового века.
Бронзовый век
Ранний бронзовый век
Шумер и Аккад
Шумер, расположенный на юге Месопотамии, является древнейшей в мире цивилизацией, которая существовала с возникновения первого поселения в Эриду во время убайдского периода (конец 6 тыс. до н. э.), продолжала существовать во время урукского (4-е тыс. до н. э.) и династического периода (3-е тыс. до н. э.) и пришла в упадок во времена расцвета Ассирии и Вавилона в конце 3 — начале 2 тыс. до н. э. Аккадская империя, которую основал Саргон Великий, существовала с 24-го по 21-й века до н. э., и считается первой в мире империей. Аккадские территории со временем распались на ассирийское и вавилонское царства.
Элам
Древний Элам располагался к востоку от Шумера и Аккада, на крайнем западе и юго-западе современного Ирана, от низин Хузестана и остана Илам. В древнеэламский период (около 3200 г. до н. э.) он состоял из ряда царств на Иранском плато с центром в Аншане
Протоэламская цивилизация существовала в период 3200 — 2700 гг. до н. э., когда Сузы, позднее — столица Элама, стала приобретать влияние над культурами Иранского плато. Эта цивилизация считается древнейшей в Иране, существовавшей одновременно с соседней шумерской. Протоэламское письмо, пока не дешифрованное, использовалось краткое время, пока не было заменено новой письменностью — эламской клинописью.
Начиная с середины 2 тыс. до н. э. центром Элама стали Сузы в низине Хузестан.
Элам был поглощён Ассирийской империей в 8-7 вв. до н. э., однако эламская цивилизация сохранялась до 539 г. до н. э., когда её окончательно ассимилировалил персы.
Амореи
Амореи были кочевым семитским народом, занимавшим территорию к западу от Евфрата начиная со 2-й половины 3 тыс. до н. э. В наиболее ранних шумерских источниках, начиная с 2400 г. до н. э., страна амореев («Mar.tu») связывается с землями к западу от Шумера, включая Сирию и Ханаан, хотя прародиной амореев была, скорее всего, Аравия.[3] В конце концов амореи заселили Месопотамию, где они правили в таких государствах, как Исин, Ларса, а позднее — Вавилон.
Средний бронзовый век
Ассирия, испытав краткий период владычества Митанни, стала великой державой после прихода к власти Ашшур-убаллита I в 1365 г. до н. э. и сохраняла этот статус до смерти Тиглатпаласара I в 1076 г. до н. э. В это время Ассирия соперничала с Древним Египтом и доминировала на большей части Ближнего Востока.
Вавилон, изначально основанный как аморейское царство, оказался под властью касситов на 435 лет. В период касситского владычества наблюдался застой, когда Вавилон нередко попадал под влияние Ассирии или Элама.
Ханаан: Угарит, Кадеш, Мегиддо, Израильское царство
Хеттское царство было основано вскоре после 2000 г. до н. э. и стало великой державой, доминировавшей в Анатолии и в Леванте до 1200 г. до н. э., когда сначала его привели в упадок набеги фригийцев, а затем окончательно завоевала Ассирия.
Поздний бронзовый век
Хурриты появились на севере Месопотамии и на территориях непосредственно к востоку и западу от неё начиная примерно с 2500 г. до н. э. Их появление связывается с миграцией носителей куро-аракской культуры с территории Кавказа. Ядром их первоначального расселения был Субарту в долине реки Хабур. Позднее хурриты утвердили свою власть как правители нескольких небольших царств на севере Месопотамии и Сирии, из которых крупнейшим и сильнейшим было царство Митанни. Хурриты сыграли важную роль в истории хеттов, соседствовавших с ними с запада.
Митанни было хурритским царством в северной Месопотамии, которое возникло около 1500 г. до н. э., а в период наивысшего могущества в XIV в. включало территории юго-востока Анатолии, совер современных Сирии и Ирака (территория, примерно соответствующая современному этническому Курдистану) со столицей Вашуканни, местоположение которой ещё не установлено археологами. Во главе Митанни стояла элита индоарийского происхождения (индоарийцы вторглись в Левант около 17 в. до н. э.), из языка которых в документах Митанни засвидетельствована богатая лексика (в частности, связанная с лошадьми). С их движением связывается распространение в Сирии керамики, которую ассоциируют с куро-араксской культурой, хотя в этом случае возникают противоречия по поводу датировки.[4]
На крайнем востоке Анатолии существовало царство Ишува, название которого впервые засвидетельствовано во 2 тыс. до н. э. В классический период его территория вошла в состав Армении. Ранее, в эпоху неолита, Ишува была одним из первых центров возникновения сельского хозяйства. Около 3500 г. в долинах верховьев Евфрата возникают городские центры. За ними в 3 тыс. до н. э. возникают первые государства. В самой Ишуве обнаружены лишь немногочисленные письменные источники; большая часть сведений о ней известна по хеттским текстам.
К западу от Ишувы находилось Хеттское царство, представлявшее угрозу для неё. Хеттский царь Хаттусили I (около 1600 г. до н. э.) провёл свои войска через Евфрат, разрушив города на своём пути, что хорошо согласуется с развалинами со следами пожаров в археологических слоях соответствующей эпохи в Ишуве. После коллапса Хеттского царства в начале 12 в. до н. э. в Ишуве возникло новое государство. Город Малатья стал центром одного из сиро-хеттских царств. Возможно, ещё до окончательного завоевания ассирийцами Ишува была ослаблена миграциями кочующих народов. Упадок, наблюдавшийся на её территории с 7 в. до н. э. и до римского завоевания был, вероятно, вызван этими миграциями. Позднее эту территорию заселили армяне, вероятно, генетически родственные прежнему населению Ишувы.
Киццувадна, ещё одно древнее царство бронзового века, существовала во 2 тыс. до н. э. в высокогорьях на юго-востоке Анатолии близ Искендерунского залива, окружая Таврские горы и реку Джейхан. Центром этого царства был город Кумманни, расположенный высоко в горах. Позднее эта же территория известна как Киликия.
Лувийский язык — вымерший язык анатолийской группы индоевропейской семьи. Носители лувийского языка постепенно распространились по Анатолии и сыграли решающую роль в период существования и после упадка Хеттской империи в 1180 г., на территории которой их язык был широко распространён. Также лувийский язык был широко распространён в сиро-хеттских царствах на территории Сирии, таких, как Мелид и Кархемиш, а также в царстве Табал на территории центральной Анатолии, которое процветало около 900 г. до н. э. Лувийский язык сохранился в двух формах: клинописный лувийский и иероглифический лувийский, для которых отличалось не только письмо, но и ряд диалектных особенностей.
Мари был древним шумерским и аморейским городом, расположенным в 11 км к северо-западу от современного города Абу-Камал на западном берегу реки Евфрат, примерно в 120 км к юго-востоку от Дейр-эз-Зора, Сирия. Считается, что он был населён с 5 тыс. до н. э., хотя период его расцвета относится ко времени между 2900 и 1759 г. до н. э., когда его разграбил Хаммурапи.
Ямхад был древним аморейским царством, в котором также поселилось большое количество хурритов, оказавших влияние на его культуру. Царство было могущественным в среднем бронзовом веке, около 1800—1600 г. до н. э. Его главным соперником была Катна далее к югу. В конце концов Ямхад разрушили хетты в 16 в. до н. э.
Арамеи были западносемитским полукочевым пастушеским народом, обитавшим в верхней Месопотамии и Араме (Сирия). Арамеи никогда не создавали единого царства; они были разбиты на ряд независимых государств по всему Ближнему Востоку. Несмотря на это, именно арамеям удалось распространить свой язык и культуру по всему Ближнему Востоку и даже за его пределами, что отчасти было связано с массовыми перемещениями населения в сменявших друг друга империях, в том числе Ассирии и Вавилоне. Арамеи, привыкшие к кочевому образу жизни, переносили эти переселения относительно безболезненно, тогда как многие другие культуры утрачивали свою идентичность в их ходе. В конце концов уже в железном веке арамейский язык стал официальным языком Персидской империи.[5]
Бронзовый коллапс
Термин «народы моря» относится к конфедерации мореплавателей, которые в конце 2 тыс. разбойничали в восточном Средиземноморье. Их приход был связан со значительными волнениями. От их набегов страдало восточное побережье Египта в конце 19 династии, а в 8-й год правления Рамзеса III из 20-й династии они попытались захватить весь Египет. Египетский фараон Мернептах явно называет их «вторженцами (чужими народами) с моря» в своей Большой Карнакской надписи.
Термин бронзовый коллапс был введён историками для обозначения резкого и драматичного перехода от позднего бронзового века к раннему железному веку. Это был период, связанный с ростом насилия, резким разрывом культурных традиций, крушением дворцовых экономик в Эгеида и Анатолии, где после нескольких столетий тёмных веков возникли новые государства, не имевшие преемственности с прежними.[6]
Бронзовый коллапс можно рассматривать в контексте технологической истории — медленного распространения технологии обработки железа в регионе, начиная с ранних железных изделий в Румынии 13-12 в. до н. э..[7] В период 1206—1150 г. друг за другом погибли такие великие культуры, как микенские царства, Хеттское царство в Анатолии и Сирии, египтяне были вытеснены из Сирии и Палестины, оборвались дальние торговые контакты и исчез ряд письменностей.
На первом этапе указанного периода почти все города между Троей и Газой (а также некоторые за пределами этого региона) были разрушены и нередко остались после этого необитаемыми (к примеру, такие, как Хаттуса, Микены, Угарит).
В 10 в. до н. э. завершились тёмные века; в это время растёт влияние сиро-хеттских (арамейских) царств в Сирии и Анатолии, а также Новоассирийской империи.
Железный век
Во время раннего железного века, начиная с 911 г. до н. э., возникла Новоассирийская империя, соперничавшая с Вавилоном и другими меньшими царствами за доминирование в регионе. Однако лишь в результате реформ Тиглатпалассара III в 8 в. до н. э.[8][9] она стала крупной и грозной империей. В среднеассирийский период позднего бронзового века Ассирия была царством в северной Месопотамии (территория современного северного Ирака), которое конкурировало за влияние со своим южным соседом, Вавилонским царством. Начиная с 1365—1076 гг. это была мощная империя, конкурировавшая с Древним Египтом и Хеттским царством. Благодаря кампании Адад-нирари II Ассирия стала огромной империей, которая смогла свергнуть 25-ю династию Древнего Египта и завоевать Египет, Ближний Восток и крупные участки в Малой Азии, а также территории Ирана, Закавказья и восточного Средиземноморья. Новоассирийская империя была наследницей Среднеассирийской империи[en] (14-10 вв. до н. э.). Ряд учёных, в том числе Р. Н. Фрай, рассматривают Новоассирийскую империю как первую империю в истории в полном смысле этого слова.[10] В этот период арамейский язык стал вторым официальным языком империи, наряду с аккадским, который позднее вытеснил.[10]
В то же время, на обломках Хеттской империи на севере Сирии и юге Анатолии в период 1180-около 700 гг. до н. э. существовали Новохеттские царства, жители которых говорили на лувийском, арамейском и финикийском. Термин «новохеттские» иногда в узком смысле употребляется в отношении говорящих на лувийском языке княжеств, таких, как Мелид (Малатья) и Каркамиш (Кархемиш), хотя в более широком смысле термин «сиро-хеттские царства» ныне применяется по отношению ко всем государствам, возникшим в центральной Анатолии в результате коллапса Хеттского царства — в том числе таким, как Табал и Куэ — а также к царствам северной и прибрежной Сирии.[11]
Царство Урарту существовало на территории современной Армении и северной Месопотамии[12] в период между 860 г. до н. э. и до 585 г. до н. э. Оно располагалось на горном плато между Малой Азией, Месопотамией и Кавказом, ныне известном как Армянское нагорье, а его центр находился у озера Ван (ныне — восточная Турция). Название «Урарту» родственно ветхозаветному термину Арарат.
Термин Нововавилонская империя относится к Вавилонии под властью 11-й Халдейской династии, начиная с восстания Набопаласара в 623 г. до н. э. и вплоть до вторжения Кира Великого в 539 г. до н. э. (впрочем, последний царь Вавилонии Набонид был выходцем из ассирийского города Харран, а вовсе не халдеем). Самым заметным событием истории данного царства было правление Навуходоносора II.
На протяжении нескольких веков, когда Ассирия господствовала в регионе, Вавилония пользовалась влиятельным статусом и бунтовала при любых признаках потери этого статуса. Несмотря на это, ассирийцам всегда удавалось восстановить лояльность вавилонцев, либо путём увеличения привилегий, либо военным способом. Ситуация окончательно изменилась в 627 г. до н. э. со смертью последнего сильного ассирийского царя Ашшурбанипала, и несколько лет спустя вавилонцы во главе с Набопаласаром восстали против халдейской династии. В союзе с мидийцами и скифами они разграбили ассирийскую столицу Ниневию в 612 г., и Харран в 608 г. до н. э., после чего столица империи вновь переместилась в Вавилон.
Ахеменидская империя была первым из персидских государств, которому удалось установить контроль над значительной частью нынешней территории распространения персидского языка («большого Ирана»), и в целом вторым великим ираноязычным государством (после Мидийской империи). На пике своего развития, охватывая территорию около 7,5 млн кв. км, Ахеменидская империя была крупнейшей по территории империей классической античности, занимая земли трёх континентов, включая земли таких современных государств, как Афганистан, частично Пакистан, Средняя Азия, Малая Азия, Фракия, многие регионы на побережье Чёрного моря, Ирак, север Аравийского полуострова, Иордания, Израиль, Ливан, Сирия, а также все крупнейшие города древнего Египта и Ливии. Во время греко-персидских войн Ахемениды враждовали с греческими полисами, и в то же время они положительно отмечены в Библии как освободители евреев от вавилонского плена и распространители арамейского языка как официального языка империи.
ru-wiki.org
Государства Древнего Востока – наглядное пособие – Дрофа-Вентана
Наглядные и раздаточные материалы
Всеобщая история
На наглядном пособии по всеобщей истории представлена информация о государствах Древнего Востока: о их месторасположении, государственном строе, основных занятиях населения и открытиях.
Для вашего удобства материал ниже продублирован в текстовом варианте.