Древний восток это. Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое Древний Восток. Древний восток это


Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?

Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий.

Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

См. также

Литература

  • Б.А. Тураев., Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
  • История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
  • Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
  • Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
  • Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
  • Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22

dic.academic.ru

Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?

   — Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.).

   Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания.

   Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объёма работ, количества работников и пр.).

   Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам.

   Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремёсел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья".

   Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трёх высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рождёнными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свёкра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".    Письменность в Индии была лёгкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п.    Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учёности. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79-80)

   Ч33(0)31

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?

 Древний Восток adj

archaeol. Vana-Idamaa

Русско-эстонский универсальный словарь. 2013.

  • Донбасс
  • Дрезден

Смотреть что такое "Древний Восток" в других словарях:

  • Древний Восток — Древний Восток  историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически… …   Википедия

  • Древний Восток — (воспитание и обучение)     Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в …   Педагогический терминологический словарь

  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК — совокупность ряда стран Юж. и Вост. Азии, Сев. и Сев. Вост. Африки в период возникновения и существования рабовладельч. формации (с сер. 4 го тыс. до н. э. для Шумера, с кон. 4 го тыс. до н. э. для Египта, со 2 го тыс. до н. э для Индии и Китая)… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. — Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В …   Библиологический словарь

  • I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный — …   Правители Мира

  • I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ — …   Правители Мира

  • Древний мир — принятое в историографии обозначение периода существования древних государств на Востоке (Древний Восток), в Греции и Риме (Античный мир) …   Исторический словарь

  • ДРЕВНИЙ МИР — в широком смысле обозначение первого и наиболее длит. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800 100 тыс. лет до н. э.) до нач. феод. формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает 2 периода первобытное… …   Советская историческая энциклопедия

  • Восток древний — Понятие Востока , как географического целого, мы впервые встречаем у древних египтян, называвших восточные страны словом Abt, и у евреев, которые под именем Kedem объединяли все страны, лежащие к востоку от Палестины. Классические греки не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… …   Православная энциклопедия

  • Древний и принятый шотландский устав — Эмблема ДПШУ Масонство …   Википедия

russian_estonian.academic.ru

История человеческого общества. Первобытно общинный строй. Античный мир. Средние века. Дополнительные материалы

Древним Востоком мы называем страны древнейших цивилизаций, возникшие в Северной Африке и южной части Азии.

Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о Древнем Востоке. Давно исчезли многие древние государства Востока: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, города их были разрушены, а развалины занесены пеплом от пожаров и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например египетские пирамиды. Забыты были древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда древние записи. О большинстве государств Древнего Востока сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и римских писателей и еще более легендарные сказания Библии. Только в Индии и Китае древние языки и письмена не были забыты.

В первой половине XIX в. начались археологические исследования, продолжающиеся до нашего времени, и были сделаны крупнейшие открытия в странах Древнего Востока. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, оросительные сооружения, гробницы с множеством лежащих в них вещей, добыли письменные документы на камне, глине, костях, папирусе, коже и т. д.

Ценой упорного труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы. Так раскрылась богатая, полная ярких событий история Древнего Востока.

Почему первые государства и очаги высокой культуры возникли именно на Древнем Востоке? В долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии были особенно благоприятные условия для земледелия: жаркий климат, мягкая почва, разливы могучих рек, приносившие на поля плодородный ил и много влаги. Мягкую почву долин легко было обрабатывать медными и деревянными орудиями. Правда, здесь приходилось вкладывать огромный труд в постройку каналов и плотин для орошения полей или для осушения болот, образовавшихся при разливах. Но зато увлажненная плодородная земля долины, прогретая горячими лучами южного солнца, щедро вознаграждала тружеников богатыми урожаями. Труд земледельцев стал приносить больше продуктов, чем было им необходимо для того, чтобы прокормить себя. Вожди и старейшины племен стали захватывать землю, принадлежавшую общинам, и обращать в рабство сначала пленных, а затем и своих соплеменников.

Так в странах Древнего Востока возникла эксплуатация и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением классов возникали и государства — органы насилия рабовладельцев над рабами и свободной беднотой.

В IV—III тысячелетиях до н. э. образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство. Несколько позже возникли государства в долинах рек Инда в Индии и Хуанхэ в Китае, а затем в Малой Азии и на восточном побережье Средиземного моря. Территория государств протянулась через Северную Африку и всю Южную Азию от Средиземного моря до Тихого океана.

Под защитой высоких крепостных стен располагались крупные города. Между ними пролегали дороги, по которым шли караваны верблюдов и ослов с товарами. По рекам и морю плыли корабли на веслах и под парусами.

Государства Древнего Востока были в большинстве своем деспотиями (по-гречески «деспотия» — неограниченная власть). Царь считался богом или приравнивался к нему. Его слово было законом.

Между государствами Древнего Востока шли почти непрерывные войны. Их целью было завоевание чужих земель, захват рабов и другой добычи. Классовая борьба рабов и бедноты, восстания угнетенных народов против своих поработителей подрывали силы рабовладельческих государств. Государства то усиливались и грабили своих соседей, то слабели и гибли.

В XVIII в. до н. э. Вавилонское царство объединило при царе Хаммурапи все Междуречье и прилегающие к нему области, но оно рухнуло уже в следующем столетии.

В середине II тысячелетия до н. э. большого могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину на восточных берегах Средиземного моря. Здесь египетские войска столкнулись с могучим противником — Хеттским царством, образовавшимся в Малой Азии. Упорные войны между Египтом и Хеттским царством, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.

В VIII в. до н. э. грозой соседей стала Ассирия — первоначально небольшое государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы поставили военное дело на невиданную для того времени высоту. Крепостные стены рушились от ударов их таранов, лучшие войска не могли устоять перед натиском ассирийской конницы. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет; страшно опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, которую сами называли тяжелой. Однако в конце VII в. до н. э. пало под ударами врагов и «логовище львов»—Ассирия.

В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от Египта и берегов Эгейского моря до реки Инда. Царя Персии называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Ослабленное непрерывными восстаниями порабощенных народов, Персидское царство погибло под натиском греко-македонского войска во главе с Александром Македонским. В Египет и в Азию проникли новые завоеватели — македоняне и греки, а позднее римляне.

В Индии и Китае огромные государства также то образовывались, то распадались на мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом. Народы Древнего Востока создали высокую и своеобразную культуру.

На Древнем Востоке были освоены или выведены многие полезные растения, которыми пользуемся мы и теперь: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград и др. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади, кошки, куры и другие животные.

На Древнем Востоке возникли науки. Работы, связанные с постройками, с измерениями полей и проведением каналов, с подсчетом запасов продовольствия и т. п., привели к возникновению математики — геометрии и арифметики.

Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на Древнем Востоке: люди уже тогда делили время на годы и месяцы, сутки, а в некоторых странах также и на недели, часы и минуты. Искусные врачи в странах Древнего Востока умели лечить некоторые болезни и делали сложные операции. Народы Древнего Востока создали замечательные произведения искусства: величественные здания, вырубленные в скалах храмы, статуи, поражающие своей реалистичностью и художественным мастерством.

Древний Восток — родина письменности. Ее возникновение и развитие были вызваны необходимостью записать накопленные знания, ростом культурных связей между людьми и потребностями государств. Письменность зародилась из рисунков. Но дальше народы Востока по-разному развивали ее и совершенствовали.

Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Востока была унаследована другими народами и легла в основу последующего культурного развития. Нередко Древний Восток называют колыбелью культуры.

world.clow.ru

Понятие о древнем Востоке

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава I.

Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения

Понятие о Древнем Востоке

В истории человечества первобытность сменяется стадией ци­вилизации, главными приметами которой считаются: 1) города, то есть укрепленные поселения, служащие центром власти и культа для целой округи с несколькими более мелкими поселени­ями; 2) монументальное строительство храмовых и дворцовых со­оружений, ведущееся в городе; 3) письменность. Стадия цивили­зации, как правило, соответствует появлению в обществе классов и государственности

Эпоха древних цивилизаций, вырастающих из первобытно­сти и сменяющих ее, составляет предмет изучения особой дисци­плины — истории Древнего мира, в свою очередь, подразделяю­щейся на историю стран Древнего Востока и историю античных обществ. Это разделение отражает существенные различия в пу­тях развития и социокультурном облике между древневосточны­ми и античными обществами. Древневосточные общества разви­вали культурно-политическую сферу одновременно с формирова­нием классовой, иерархической социальной структуры и выделе­нием центра мощной власти над членами общества. Античные же общества сформировали развитую культуру «с опережением», в условиях господства общинных структур, превратившись тем са­мым в т.н. «гражданские общества». И несмотря на конечный переход античного общества к той же общемировой модели, кото­рую с самого начала представляли общества древневосточные, на­следие этого первого этапа существования античной цивилизации никогда не забывалось и сыграло огромную роль не только в древ­ней, но и во всей мировой истории.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к пре­вращению властной верхушки в господствующий класс, живу­щий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосре­доточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно — походами Александра Македонского (IV в. до н. э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти — сере­дины I тыс. н. э.

Географически понятие «Древний Восток» охватывает огром­ные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судь­бах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, созда­вая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость цен­трализованного коллективного труда для проведения ирригаци­онных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах об­щества.

Вклад древневосточных народов в мировую культуру, слож­ный характер исторического процесса показывают условность традиционного противопоставления Запада Востоку. Еще древне­греческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) отличали мир греков, рожденных для свободы и господства над предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока ока­зался унифицирован и Поздняя Римская империя давала не боль­ше реальных поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция Восток — Запад задавалась и тысячелетним по­литическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами — Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Лишь археологические открытия XIX в., рас­шифровка письменных памятников Древнего Востока, активное изучение его истории и культуры разрушили былое представле­ние об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, отте­няющем своим варварством передовой и культурный Запад.

 

 

 

alpan365.ru

Древний Восток - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова («там, где солнце садится»).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Ко II — I тыс. до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает проф. В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности[1]. В 1933 году акад. В. В. Струве произвёл переворот в исторической науке, обосновав рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств).[источник не указан 638 дней]

Принципиальное различие уклада стран Древнего Востока от античных Греции и Рима состояло в низкой значимости частной собственности, частнособственнических отношений, товарного производства, ориентированного на рынок, и решающей роли сохранившей многие черты патриархально-родовой организации сельской общины.[2]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Б.А. Тураев. Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Авдиев, В. И. История Древнего Востока. — 2-е изд. — Л.: Госполитиздат, 1953.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
  • История Древнего Востока. Под редакцией В. И. Кузищина. 2-е изд., М., «Высшая школа», 1988.
  • История Древнего Востока. Под редакцией В. И. Кузищина. 3-е изд., М., «Высшая школа», 1999. ISBN 5-06-003438-0
  • История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
  • Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
  • Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003.. — 143 с.
  • Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
  • Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22

encyclopaedia.bid

Древний Восток | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Древний Восток — общее название многих стран, располо­женных в Африке и Азии, в которых возникли и развивались первые цивилизации. Весь остальной мир ещё тысячи лет оставался первобытным. Первыми появились цивилизации Египта, Месопотамии (Междуречья), Индии и Китая. Именно там протекают большие полноводные реки. В Египте это Нил, в Междуречье — Евфрат и Тигр, в Индии — Инд, в Китае — Хуанхэ.

В истории государств Древнего Востока было много сходно­го: ранние цивилизации в Египте, Междуречье, Индии и Ки­тае появились в период бронзового века на основе широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств, которые затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

Но в историческом развитии древних египтян, шумеров, индийцев и китайцев были и различия. Они изобрели раз­ные системы письма, поклонялись разным богам, создали собственные мифы и сказания, по-разному строили храмы, дома, дворцы. Поэтому можно говорить о древнеегипет­ской, шумеро-вавилонской, индийской, китайской и других культурах.

Древний Восток в железный век

Около XII (12) века до н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой исто­рии начался новый период — железный век.

Месторождения меди встречаются на земле нечасто, а же­лезо есть во многих местах. Со временем появилось множест­во железных орудий.

Железо прочнее меди и бронзы, поэтому железными инстру­ментами удобнее работать. Перед железным топором отступали дремучие леса, плуг с железным лемехом распахивал самые твёрдые почвы. С войском, вооружённым железным оружием, правители подчиняли себе более многочисленное население.

Освоение железа различными народами шло несколько ве­ков. Раньше всего обработка железа распространялась в Запад­ной Азии — так называют земли к востоку от Средиземного моря. Об истории государств Западной Азии пойдёт речь в этой главе.

Железный век наступил также в Индии и Китае. Плуг с же­лезным лемехом позволял распахивать земли, далёкие от реч­ных долин с их мягкими почвами, а железный топор — расчи­щать дремучие леса. На крупных реках стали строить плотины и орошать земли, чтобы получить хороший урожай. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Великие державы Древнего Востока

Наступление железного века привело к значительному рас­ширению территории древних цивилизаций. Появились но­вые государства — Мидия, Лидия, Израиль. Финикийские ко­лонии распространились далеко на запад.

Вместе с тем государства стали богаче, государственная власть — прочнее. Ассирийские цари создали первую в истории военную державу.

В Индии и Китае также образова­лись новые государства, превосходившие своим могуществом другие страны и подчинившие своей власти многие народы, — держава Маурьев в Индии, империи Цинь и Хань в Китае, Пер­сидская держава.

doklad-referat.ru


Смотрите также