Египет древний культура. Культура древнего Египта 16 (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древнего Египта 15 (стр. 1 из 4). Египет древний культура


Культура Древнего Египта

Замечание 1

Отличительным качеством египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий было ее самодостаточность и замкнутость. Основными чертами культуры можно назвать консерватизм и приверженность издавна установленным канонам; новые веяния с трудом проникали в культуру, потому что встречали сопротивление. Ключевой образ египетской культуры – образ Нила – Великой реки, и как следствие, идея вечности. Ведь Нил много тысячелетий катит, свои воды к морю, и этот порядок незыблем и таким и останется. Концепт застывшего времени и пространства выразился в своей окончательной форме в пирамидах – величественном памятнике египетского зодчества.

Религиозные верования

Народные верования и культы возникли у древних египтян еще в $6-8$ тысячелетии до н.э. Для них было характерно обожествление всего окружающего мира (растений, животных, сил природы) и особая жизнеспособность животного культа. Египтяне сперва поклонялись самим животным, а позднее они стали воплощениями богов. Так, крокодил олицетворял бога воды и разлива реки Нил Себека, львица воплощала – богиню войны и палящего солнца Сехмет, кошка - богиню радости и веселья Баст, бык с белыми пятнами - бога плодородия Аписа, сокол – бога охоты Гора. Постепенно пантеон очеловечился, но животные черты остались. Отсюда и боги с головами ястреба, ибиса, сокола.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Со временем в каждой общине слодился свой пантеон из местных богов, среди которых выделялся главный, а также боги земледелия и плодородия (например, Амон в Фивах, Сет в восточной Дельте) и т.д. В это же время локальные культы выходят за пределы общин и связываются родственными отношениями с другими богами. С объединением страны возникает необходимость в установлении общеегипетского культа одного бога. Во времена Среднего царства, при возросшей политической и экономической роли Фив, таким богом стал Амон-Ра. В это же время (приблизительно $II$ тыс. до н.э.) в Египте утверждается культ Осириса – бога загробной жизни.

Замечание 2

Египтяне считали загробную жизнь прямым продолжением мирской жизни. Они верили, что человек состоит из тела, души, тени, имени и невидимого двойника. Представление о последнем – невидимом двойнике (ка) – самое древнее. Египтяне верили, что ка не исчезал со смертью человека, а продолжал жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно с этими представлениями связаны и все погребальные египетские обряды: создание мумий, постройка гробниц и наполнение их всем необходимым для загробной жизни. Однако единого представления о загробной жизни в Египте не существовало, первые попытки систематизировать их были предприняты в эпоху Нового царства.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом. Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс. до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления. Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Фрагмент надписи Розеттского камня

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» - собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче». Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$. Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» - своеобразный путеводитель по загробному миру.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне. Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул. Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

spravochnick.ru

Культура древнего Египта | Mastertours

11.01.2017

С древних времен египетская культура привлекала внимание человечества. Древний Египет выделяется на фоне других стран своей непревзойденной целостностью и нерушимой верностью традициям. Для древних египтян природное богатство страны включало в себя плодородную долину реки Нила, теснимого с востока и запада величественными песками пустынь. На протяжении многих столетий египетская цивилизация придерживалась своих собственных порядков, не похожих ни на какие правила других стран.

Издревле тонкая душа египетской природы дарила вдохновение и силы представителям искусства. Неудивительно, ведь природа Египта это великолепные просторы, сияющий диск солнца, величественная река Нил, удивительные по своей красоте моря и богатый растительный мир.

Древний Египет существовал благодаря приносимому на поля плодородному илу после разливов реки Нил. В связи с этим египтяне тщательно следили за разливами, что и дало толчок развитию строительства. Еще в древности в Египте был изобретен папирус, а затем и первые книги. В точных науках египтяне также совершили множество важнейших открытий. Они составили солнечный календарь, поделили сутки на двадцать четыре часа, вычислили объем усеченной пирамиды.

Изобретение письменности в Древнем Египте

Письменность – одно из величайших открытий в Древнем Египте. Специфическая система письменности появилась на основе простейших рисунков и узоров, с помощью которых древние египтяне пытались объяснить ту или иную мысль. Частое использование письменности в повседневной жизни постепенно привело к упрощению системы письма. Определенные рисунки и узоры, служившие для обозначения того или иного предмета стали использоваться в качестве слогов, которые применялись для обозначения множества слов, состоящих из этих звуков.

Это привело к появлению отдельных алфавитных знаков, которые применялись для обозначения как гласных так и согласных звуков. Таким образом, шаг за шагом система письма стала превращаться в звуковую.

Литература Древнего Египта

История египетской литературы начинается в IV тысячелетии до н.э. Именно тогда появились первые литературные произведения. На протяжении трех тысяч лет египетская литература претерпела различные изменения. Появились новые жанры, литературные формы, разнообразные сюжеты. Однако египтяне славятся своим постоянством и заметным консерватизмом. Поэтому в египетской литературе присутствует удивительная схожесть в плане сюжетов, жанров и форм. Значительную роль в этом постоянстве сыграла и религиозная сущность Древнего Египта, которой пропитано практически каждое произведение того времени.

египетская культура

В Древнем Египте особой популярностью пользовались сказки, сюжеты которых были взяты из повседневной жизни простого народа. Сказки – тот жанр литературы, который наиболее точно отображает ежедневную жизнь и взгляды простых египтян того времени.

Еще один популярный жанр литературы Древнего Египта – истории путешествий. Этот жанр характерен для Египта того времени в связи с тем, что тогда предпринимались первые попытки установления культурных и экономических связей Египта с соседними странами. Мистический характер этих произведений чувствовался в довольно мрачных сюжетах. Бури, которые разбивают корабль и выкидывают моряков на неизвестный остров, странствия главных героев и наконец сказочные образы главных обитателей островов – вот основные моменты жанра путешествий.

Одним из главных жанров литературы Древнего Египта была, несомненно, религиозная поэзия. В то время религия занимала в Египте главную позицию, будучи основной формой тогдашней идеологии. В религиозной поэзии воспевались боги и цари, заупокойные ритуалы передавались с помощью магических заклинаний и текстами религиозного характера.

Постепенно начинала развиваться светская литература, которая противопоставлялась религиозному жанру. В ее основу входили призывы, обращенные к читателям, не верить в загробную жизнь. Светская литература призывала египтян жить полноценной жизнью, радоваться каждому дню и получать от жизни все возможные удовольствия.

Развитие дидактической литературы берет свое начало в основном в Среднем и Новом царстве, но некоторые произведения этого жанра относятся и к Древнему периоду. Основные мысли, о которых логически догадывается читатель, относятся к вопросам тогдашнего управления государством, о роли человека в социуме и о том, что правда и справедливость рано или поздно побеждают зло.

Основные задачи, которые ставили перед собой авторы того времени – создание ритмической формы и ярких художественных образов. Интересные сравнения, пафосные изречения и необычные литературные стили – вот основные моменты литературы Древнего Египта.

египетская культура

Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Египте

Искусство как таковое возникло и стало развиваться в Древнем Египте с появлением классового общества. Тогда искусство начало применяться как возможность некого давления на общество с целью восхваления власти фараона и утверждения определенных канонов и традиций того времени. Это передавалось и в рисунках на глиняных сосудах и посредством фигурок различных животных, которые также олицетворяли тот или иной образ.

Скульптура также являлась способом передачи величественных образов, воплощенных в торжественных фигурах. Статуи фараонов и вельмож скульпторы старались передать с помощью гордых, торжественных поз, которые внушали обществу того времени чувство невольного повиновения. С течение времени египетские скульпторы пытаются показать и более реалистичные образы в своем творчестве. Человек в движении – вот основная задача египетских мастеров. Рисунки на гробницах и стенах храма описывают все основные моменты жизни египтян, передавая переживания и проблемы того времени.

Стремление к реализму особенно усиливается в период Среднего царства. Художники пытаются подчеркнуть индивидуальность человека, используя для этого различные приемы, доходя до гротеска и шаржа. Так родилась новая форма искусства, на основе которой продолжилось дальнейшее развитие египетской культуры.

Развитие науки в Древнем Египте

В силу своей природной сущности человек невольно стремится к знаниям. Первые представления о знаниях в Древнем Египте получали благодаря так называемым школам, которые делились на аристократические и школы для простых людей. В последних допускались физические наказания в случае неповиновения сложившимся правилам того времени.

Первые познания в математике стали развиваться во многом благодаря совершенствованию сельского хозяйства и служили для облегчения жизни строителей и землемеров. Сохранившееся записи показывают, что древние египтяне определяли площадь поля, объем зерна, составляли простейшие чертежи местности и зданий, которые планировали построить. Для обозначения чисел использовались различные символы, часто это были определенные части человеческого тела: ладонь, палец, ступня.

египетская культура

Существенный прогресс был сделан в геометрии, которая применялась на практике. Сохранились данные и о значительных знаниях египтян в области алгебры. Так, древние египтяне умели решать уравнения с одним неизвестным, которое они именовали словом «куча», имея в виду скорее всего кучу зерна. Астрономия также достигла определенного прогресса. Древние египтяне умели отличать небесные тела, и даже были предприняты попытки наброска звездного неба. Они создали календарь, поделив год на 12 месяцев, а каждый месяц в свою очередь – на 30 дней.

Важно отметить и прогресс в области медицины. Несмотря на то, что египтяне довольно трудно отходили от магических наклонностей, попытки познать строение человеческого тела предпринимались врачами неоднократно. При вскрытии трупов они могли ознакомиться с человеческими органами, что помогало определить способ лечения в похожей ситуации.

В то время существовала так называемая врачебная этика. Врач мог обозначить свою позицию тремя фразами: 1. «Эту болезнь я смогу вылечить». 2. «Эту болезнь я скорее всего смогу вылечить». 3. «Эту болезнь я вылечить не смогу». Существенное развитие получила хирургия. В Древнем Египте проводились операции на конечностях и других частях тела. Впоследствии достижения в медицине, которые были сделаны древнеегипетскими врачами, стали широко применяться и в других странах мира.

Культура Древнего Египта это оригинальная история этого народа, воплощение ценностей того времени и стремление к совершенству на протяжении тысячелетий.Источник

Культура древнего Египта

Ваша оценка!

mastertours.ru

Культура Древнего Египта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Общая характеристика искусства

Додинастический период

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Архитектура

Скульптура9

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Общая характеристика искусства

Скульптура

ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА

Архитектура

Скульптура

Позднее время

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделала великая цивилизация Древнего Египта. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.

Фундаментальные изменения произошли и в художественной культуре. Изобразительное искусство, архитектура, литературное творчество выделяются из материально-трудовой деятельности, ремесла и приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства и незыблемости его основ. Эти тенденции закрепляются в возникновении строгих законов и традиций, утверждении канонов и художественных стилей, сохраняющихся на протяжении тысячелетий. В то же время это искусство не порывает с народной традицией, связано корнями с архаическим и мифологическим наследием прошлого.

Общая характеристика искусства

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причины, определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов[1] .

Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.

Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:

- Додинастический период (IVтысячелетие до н. э.)

- Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.)

- Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.)

- Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.)

- Позднее время (XI—332 г. до н. э.)

В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила, и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклоне­ние громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела — статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов.

Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.

Додинастический период

Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический пе­риод Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов фор­мирования художественного стиля[2] .

В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Север­ного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побеж­денного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.

Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность.

Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.

После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой — фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.

Архитектура

В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Не­далеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.

Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.

mirznanii.com

Культура древнего Египта 16

Тема: Культура Древнего Египта.

Содержание

Историко-географическая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Религия Древнего Египта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Пирамиды – символ Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Рельефы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Скульптура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Древнеегипетская музыка. . ……………………………………...18

Литература и театр………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………….21

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Историко-географическая справка.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни.

В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита климат начал изменяться, и русло Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки. Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень обильным – до 100 Ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню. Культура развивалась изолированно, характерной её чертой была традиционность.

В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали два народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, – на Севере страны в Дельте, основавшая первые города; вторая – на Юге с главным городом Тасом.

Народ Египта к этому времени уже был разделен на две группы, и, несмотря на последующее объединение страны, это выразилось в территориальном делении на "хесепы" (провинции), которые греки называли "номами": 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами Бога", когда египетский трон занимал царь Осирис.

Религия Древнего Египта.

Главный бог Египта – бог Солнца как "Восходящее Солнце" назывался Хепри, или Хепрер, как "Солнце в зените" – Ра, как "Солнце перед закатом" – Атум. Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он вы­носил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе. Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь и породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Повсеместно во всех областях Древнего Египта также покло­нялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности, считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и множеству других живых существ, считая их свои­ми богами.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культами тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе "душой" местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе "живым образом" местного бога Менту стал бык Бухис.

Животным Амона был баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана считали воплощением бога Хнума, в Гераклеополе - бога Херишафа. В Мендесе, важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Ба-небджед - "Душа Владыки Джед" (т.е. Мендеса).

Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскрешение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор связан с почитанием коровы. Обычно Хатхор изображали женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра - как дневное, а Атум - как вечернее.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они осо­бенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в перво­бытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом счита­ли и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие егип­тологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских хра­мов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмер­тного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который по­рождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе", "Первопричина всякой жизни", "Отец отцов", "Мать матерей". Это Высшее Существо – творец Вселенной – едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое по­том будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, что­бы облегчить народу веру.

Пирамиды – символ Древнего Египта.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В конце III тыс. и во II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня.

mirznanii.com

Культура Древнего Египта

Контрольная работа по дисциплине: "Культурология"

Тема: "Культура Древнего Египта"

Содержание

Введение

1. Научные знания Древнего Египта

2. Расцвет математических знаний

2. Философия и религия Древнего Египта

3. Фаросский (Александрийский) маяк

Заключение

Список использованной литературы

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность, и возникли первые государственные образования[1] .

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой первой империей, претендующей на мировое господство.

Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

За три тысячелетия существования Древнего Египта там сложилась величайшая и самобытная культура. Изобретение иероглифической письменности, создание календаря, начало регулярного летоисчисления, крупные достижения в математике и медицине, величественные пирамиды, стилизованная скульптура и дивный египетский орнамент на стенах, вещах, мебели и утвари - таков вклад египтян в мировую культуру человечества.

Период правления III -VIII династий называется Старым (или Древним) Царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тыс. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому - самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии - Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды - Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств[2] .

Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 м, длина каждой стороны ее основания превышала 230 м. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с V династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого Царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.

В эпоху Старого Царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских - "палатах мастеров", где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.

Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны V династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 до н.э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.

В период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней[3] .

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия.

Период Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры - решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином “аха” (буквально “куча”). Значительными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. Для соотношения окружности и диаметра было найдено число 3,16. одна из задач Московского математического папируса свидетельствует об умении вычислять объем усеченной пирамиды. Однако решение этой задачи чисто практическое: никаких формул и обобщающих теорем не существовало. Таким же путем решалась задача и на вычисление поверхности шара.

Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. При фиксировании положения звезд необходимы были часы, которыми можно было пользоваться ночью (солнечные часы известны еще в Древнем царстве). Были созданы водяные часы клепсидра, наиболее древний тип которых, изобретенный жрецом Аменмхетом, относится ко времени царствования XVIII династии (16-14 вв. до н. э).

Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт. В начале третьего тысячелетия до нашей эры одну из таких экспедиций возглавил египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря.

Медицина, так же как и астрономия , в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. Уже в Древнем царстве египтяне достигли значительных успехов в области медицины. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. В папирусе Эдвин Смит (издан в 1930) дается описание органов тела, головного мозга, деятельность которого отчасти известна: египтяне установили, что при проломе черепа кость давит на мозг и вызывает заболевание организма. Причиной заболеваний они считали изменения кровеносных сосудов - закупорку, перегревание и т.п. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца", от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях - массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Эти лекарства сочетались с заговорами, но иногда они были действительно целебными, как и средства любой народной медицины. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов[4] .

mirznanii.com

Культура древнего Египта 15

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................... 2

2. Религия Древнего Египта.................................................. 3

3. Египетские мумии.............................................................. 6

4. Светское искусство Древнего Египта.............................. 7

5. Древние пирамиды............................................................. 8

6. Священные животные...................................................... 10

7. О Древнем Египте как таковом....................................... 11

8. Заключение........................................................................ 13

ВВЕДЕНИЕ

Древний Египет. Одно из древнейших государств на Земле. Государство, владевшее огромными территориями от современной Турции до Эфиопии. Парадокс, однако, состоит в том, что источники по истории древнего Египта гораздо более скупы и обрывочны, чем материалы по истории Шумера, например, и относительно документированной является лишь история Нового царства. О политических событиях времен Старого, Древнего и Среднего царств мы знаем крайне мало. Ведь основным бытовым материалом, на котором писали древние египтяне, был папирус, сохраняющийся гораздо хуже, чем глиняные таблички шумеров. Поэтому главным источником знаний по истории Египта того времени для нас являются пирамиды, гробницы и заупокойные стелы. Иероглифические надписи и рисунки на их поверхностях таят значительную информацию, но её явно недостаточно для, сколько нибудь подробной реконструкции социальной и культурной жизни египтян этого периода, кроме того, такая информация не всегда поддается однозначному толкованию. Из всего сказанного следует малоутешительный вывод : наше представление о Египте, как о чем то давно и хорошо знакомом - это всего лишь миф, рожденный европейской культурой и не имеющий под собой реальной исторической почвы.

Известно, что культура Древнего Египта зародилась 5 тысяч лет назад. Поражает в этом государстве нынешний его упадок; контраст между монументальными, колоссальными памятниками древности; прошлыми достижениями египтян в искусстве, науках, культуре и абсолютно не соответствующий, противоречивый сегодняшний уклад их жизни. Такое ощущение, что время там остановилось несколько тысяч лет назад. Тем не менее, только того, что оставили древние египтяне вполне достаточно для преклонения перед ними. Глубина и незыблемость их познаний поражает; многое из того, что они знали теперь утеряно, и мы даже не можем открыть, например, секрет состава их красок, сохранивших и по сей день свою сочность. Именно уважение перед этой могущественной цивилизацией и простое любопытство заставили меня "взяться за перо".

Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита климат начал изменяться, и русло Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки. В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали два народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, - на Севере страны в Дельте, основавшая первые города; вторая - на Юге с главным городом Тасом.

Народ Египта к этому времени уже был разделен на две группы, и, несмотря на последующее объединение страны, это выразилось в территориальном делении на "хесепы" (провинции), которые греки называли "номами": 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами Бога", когда египетский трон занимал царь Осирис.

РЕЛИГИЯ

Религия Египта гораздо более запутана, чем это считается. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги, спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов.

Как показывают последнее годы исследований - в Древнем Египте было свыше 4000 богов и богинь. Половина из них были боги универсальные, которым поклонялись во всем Египте, а не только в одной или нескольких областях-номах. Но все боги так или иначе были порождением или ипостасью главного бога: в одних источниках его называют богом солнца Ра, в других – Нетьер.

Такую культурную композицию совсем недавно договорились называть монолатризмом. Монолатризм не похож на классическое языческое многобожие, где все боги, входящие в пантеон, существуют как бы независимо друг от друга, хотя между ними сложилась определенная иерархия подчинения. Нельзя его употребить и к современному монотеизму, который характерен для христиан и мусульман. Здесь Бог - единое существо, рядом с которым нет никаких других богов.

У египтян все сложнее: эти самые 4000 богов и богинь вроде бы каждый сам по себе, поскольку скульптурку можно поставить у себя дома и молиться ему. И в тоже время - это различные атрибуты или проявления единого бога. Иными словами, монолатризм отличается от монотеизма, политеизма и пантеизма тем, что разрешает молиться единому богу и в тоже время допускать существование других божеств. Правильнее полагать , что единого бога звали Netjer. На древнеегипетском языке это имя означает «духовная, чудодейственная сила». Он сам себя создал и никогда не умрет. У него более 4000 индивидуальных имен, которые можно считать его личностями или формами проявления. Они выстраивались в незримую иерархию, по-разному почитались людьми и по-разному им помогали. Особенно почитался бог солнца Ра. Во времена 5 династии культ бога Ра становится главным государственным культом. Фараоны считались живыми богами. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса). Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Именно Тоту приписывается создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы, или пиктографическое письмо - и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.

В Древнем Египте мы сталкиваемся с формированием первых философских школ, которые начали вечный спор о том что первично дух или материальный мир. Жрецы Мемфиса считали, что все материальные предметы созданы из мыслей и слов бога Птаха - первобога. А жрецы Гелиополя верили в первичность материального мира - первобытных вод, из которых произошли и боги и все остальные явления и предметы окружающего мира. Есть бесспорные данные о том, что греческие философы учились у жрецов Египта.

Из Древнего Египта взялось и понятие души. Древние египтяне считали, что у каждого человека существует некое Ка (Ка - это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность). Тело - считали они - для земли, душа человека - для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа человека витает над мумией - это ее Ка, ее двойник, - до тех пор, пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба - Ка и Ба (божественная "искра" - одна из духовных характеристик данного индивидуума) - не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум (дух). И для этого духа начнется новая, лучшая жизнь. Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях - жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название - "дома вечности". Крест с петлей "Анх" также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.

Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике.

Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, "чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом". На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит следующее, как гласит надпись: "Я привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил бесприютного ". Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка.

mirznanii.com

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта.

План.

1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.

1). Египетская религия.

2). Мифы о солнечных богах.

3). Другие боги.

4. Изобразительное искусство.

1). Архитектура.

2). Скульптура.

3). Рельефы и росписи.

5. Древнеегипетская музыка.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Общая характеристика.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян , были недостоверны.

Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в 1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она , удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи , поучения , сказки и повести.

Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице

Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.

Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей , на которых располагались

города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.

Вслед за временем наводнения начинается второй четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва ( март -июль ).

История Древнего Египта.

Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-

лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :

Додинастический период.

Раннее царство : 1 и 2-я династии.

Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет- ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и верховной жречес -

кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.

23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.

Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I , Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и Палести -

ны).Победа над ними открывает период

Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I , дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из - за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес II , прославившийся сражением с хеттами.

Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк верховному жрецу Амона Херихору.

332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в 30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.

Египетская религия.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества ,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола,кош-

ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество,

которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра , Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из его слез , отцом богов , отцом царя.

У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -

ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.

Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой львицы.

Великий Ра не был единственным великим солнечным богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон возглавляет фиванскую триаду :

Амон

Мут Хонсу

богиня неба,жена бог луны,сын

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Мифы о солнечных богах.

Отражали две группы представлений - о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:

Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось , что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей.На них напустили другую люби -

мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.

Другие боги.

Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его праздник соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.

mirznanii.com


Смотрите также