5. Цивилизация Древней Индии. Цивилизация древней индии
Цивилизация Древней Индии
Живопись пещеры Сигирия
Развитие экологической культуры
У истоков индийской цивилизации находится цивилизация Инда. Название последней происходит от реки, у которой она возникла. Подобно Египту и Месопотамии цивилизация Инда была речной – земледелие было основано на орошении. Её создали племена дравидов в III тыс. до н. э. Археологи открыли несколько сотен поселений, среди которых выделяются Мохенджо-Даро и Хараппа. Они впечатляют продуманностью планировки и техникой строительства: улицы, мощённые каменными плитами, двух- трёхэтажные дома из обожжённого кирпича, канализационная система. Большинство населения занималось земледелием и ремёслами, а купцы установили торговые связи с отдалёнными землями. Печати с письменами цивилизации Инда (до сих пор нерасшифрованными) находят в Азии и Месопотамии. После 1700 г. до н. э. эта цивилизация пришла в упадок, а долина Инда утратила статус культурного центра. К этому времени в Индию с северо-запада проникли земледельческие арийские народы, которые смешались с местным населением. Они отличались от местного населения языком, религией и социальной структурой.
Древняя Индия
Глобальное потепление и его влияние на развитие цивилизаций
Период истории Индии между XV–VI веками до н. э., как правило, именуется ведическим, поскольку единственным источником познаний об этой эпохе являются Веды – священные книги арийцев. Общество было строго разделено на четыре категории, варны, принадлежность к которым передавалась по наследству и не могла быть изменена. Следующий этап, VI–III вв. до н. э., представляет собой время появления и распространения буддизма. В этот период на территории Индии существовало ок. 20 крупных государств.
К IV в. до н. э. царство Магадха заняло лидирующее положение, а город Паталипутра на шесть столетий стал столицей всех индийских земель. Первым государством, объединившим весь полуостров Индостан (за исключением крайнего юга), была империя Маурьев. Области, покорённые представителями династии Маурьев (322–185 до н. э.), образовали несколько обширных провинций. Апогей в политической и культурном развитии империи пришёлся на правление царя Ашоки. После его смерти государство начало распадаться.
Развал империи Маурьев привёл к расцвету многочисленных царств. В IV в. н. э. большая часть Индии вошла в состав нового крупного образования – империи Гуптов, процветавшей в течение 200 лет. Период династии Гуптов считается золотым веком индийской культуры. Этот этап завершает историю Древней Индии, после него наступила эпоха смут и завоеваний.
Источник: moldovenii.md
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста,
нажмите сюда.
ecology.md
§ 4. Индийская цивилизация
Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная Индия была богата лесами, драгоценными металлами и камнями. Если Ближний и Средний Восток были открыты внешним влияниям, то Индия была отделена от окружающего мира Гималайским хребтом, морями и океаном18.
К сожалению, дравидийская письменность до сих пор остается не прочитанной, поэтому представление о жизни коренного древнейшего населения Индии сложилось на основе изучения остатков материальной культуры.
Первоначально цивилизация возникла на основе небольших общин в долине Инда около 3000 г. до н. э. Дравиды занимались ирригационным земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, другие культуры. Приручили овец, свиней, зебр, буйволов, верблюдов и слонов. Из более чем сотни древнейших городов наибольшую известность имеют Мохенджо-Даро и Хараппа. Города были построены по плану, с домами из обожженного кирпича. Имелись водопровод и канализация. Города контролировали обширные территории, были крупными центрами ремесел, торговли. Государственность существовала в виде множества мелких царств и княжеств, в которых правители, возможно, одновременно были жрецами. Хараппанцы разработали морфемно-слоговое письмо, выращивали хлопчатник, занимались торговлей, плавали по морю. В связи с перенаселением в городах они развернули колонизацию от низовьев Инда морем и сушей на восток и запад. Парусно-гребные корабли, имевшие одну и две мачты, плавали по Аравийскому морю, Оманскому заливу. Они дошли до южной оконечности полуострова Индостан, открыли остров Цейлон.
К середине 2-го тысячелетия до н. э. цивилизация долины Инда пришла в полный упадок. В качестве причин называют частые наводнения, истощение почвы и вырубку всех деревьев, войны и даже отсутствие иммунитета против появившихся тропических болезней. Во всяком случае, около 1500 г. до н. э. в Северную Индию, предположительно из среднеазиатских степей, вторглись так называемые арийские племена. Вождями племен были раджи, союз девяти скотоводческих племен возглавлял магараджа.Арии быстро усвоили более высокую культуру дравидов, перешли к оседлому земледелию. Дравидов либо истребили, либо превратили в рабов или слуг. На протяжении 1-го тысячелетия до н. э. арии подчинили себе всю территорию Индии. На основе отношений между завоевателями и местным населением возникла и развилась своеобразнаякастовая система, которая в значительной степени сохраняется до настоящего времени19.
Все население Индии делилось на четыре основные касты, или варны. Высшую составлялижрецы-брахманы. Затем шликшатрии – воины. Третья каста –вайшьи – состояла из крестьян-общинников, ремесленников и торговцев. Низшую касту–шудра– составляли слуги, рабы, люди, занимавшиеся работой по найму или грязной работой (выделкой кож, погребением покойников и т. д.). Совместная жизнь, питание, браки между представителями различных варн запрещались или не признавались законными. Брахманы были освобождены от налогов, повинностей и телесных наказаний. По древнеиндийским законам 9-летний брахман по иерархическому статусу считался отцом 90-летнего кшатрия, а последний – его сыном. Кшатрии были единственной категорией населения, которая участвовала в походах и сражениях. Вайшьи платили разнообразные налоги. Шудры дали человечеству понятие«парии», символ наибольшей отверженности в обществе, т. к. даже прикосновение к париям считалось оскверняющим20.
Первое тысячелетие до н. э. было наполнено борьбой различных индийских государств (Магадха, Кошала, Чандрагупта, Калинга и др.) за преобладание на всей территории Индии. В IV в. до н. э. северо-западная часть Индии вошла в державу Александра Македонского. Около 100 г. до н. э. на территорию Индии вторглись племена скифов (саков) и образовали Индо-Скифское государство. На протяжении последующих двух столетий богатая Индия была лакомым куском, важным объектом экспансии для многих завоевателей.
В Индии, как и в других древних цивилизациях, огромное влияние на жизнь людей имела религия. Только брахманы могли толковать священные книги – «Веды»21. В основе брахманизма лежало представление о «троице» (тримурати) богов. Создателем мира, творцом всего сущего считался Брахма, богом добра, богом-охранителем, верховным богом – Вишну, а доарийским богом, «хозяином животных», иногда богом зла называли Шиву. Шиву изображали в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, а также символически в виде линги (фаллическое изображение). Древние индийцы верили в то, что после смерти душа человека переселяется в новое тело и судьба в следующем воплощении зависит откармы человека, от того, насколько праведно он живет. Обрядовая сторона брахманизма отличалась сложностью и предусматривала для верующих даже особую стрижку волос и особый характер походки.
Богатый опыт духовно-религиозной жизни нашел свое обобщение и творческое осмысление в буддизме, ставшем мировой религией.
• Имена. Сиддхартха Гаутама
Сиддхартха Гаутама (623–544 гг.). Происходил из царского рода Шакъя в Северной Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама – это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Но однажды, переезжая из одного дворца в другой, молодой царевич увидел, что на свете есть болезни, страдания и смерть. Это открытие потрясло Гаутаму. В 29 лет Гаутама ушел из дома, стал отшельником. Шесть лет он бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами, вел аскетический образ жизни, но, поняв, что угасание плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам он убедился в близости открытия истины и погрузился в медитацию, в которой пребывал несколько недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. «Братья, мы блуждаем по печальному, пустынному пути перерождений только потому, что не знаем четырех истин спасения. Вот, братья, высокая истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разлука с людьми любимыми есть страдание, близость людей нелюбимых есть страдание, недостижимость желаний есть страдание (короче, все существование индивидуума есть страдание). Вот, братья, высокая истина о происхождении страдания: это жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению; это – влечение к удовлетворению чувственности, влечение к индивидуальному счастью. Вот, братья, высокая истина об уничтожении страданий: это – совершенное уничтожение жажды бытия: уничтожение вожделений, их должно уничтожить, отрешиться от них, положить им предел. Вот, братья, высокая истина о пути, ведущем к уничтожению страдания,–это высокий осъмеричный путь, который называется истинной верой, истинной решимостью, истинным словом, истинным делом, истинной жизнью, истинным стремлением, истинными помыслами и истинным самопознанием».
После этого он 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение о спасении в неземной жизни. Умер в возрасте 80 лет. Существует несколько биографий Будды.
Жизнь в буддизме рассматривалась как источник страданий. В отличие от брахманизма буддизм считал, что правильная жизнь, «восьмеричный благородный путь», не просто может привести к перевоплощению, но позволит человеку в новом обличье сменить свой удел: например, низшую касту на более высокую. Будда («просветленный») выступил против монополизации религиозного культа брахманами и фактически за уравнение каст, демократизацию общества, что обусловило привлекательность учения. «Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти», – проповедовал Будда. В то же время Шакья-Муни (одно из имен Будды) проповедовал непротивление злу и идеалом, целью всех перевоплощений считал достижение состояния «нирваны» (отказа от всех желаний, полного угасания, небытия). В III в. до н. э., при выдающемся правителе царе Ашоке, который объединил под своей властью почти всю территорию Индии и с помощью зажиточных вайшьев вел борьбу с брахманами, буддизм был объявлен государственной религией22.
За последующие несколько веков буддизм широко распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и в Сибири. В самой Индии буддизм в XII в. после Рождества Христова растворился в индуизме, который освятил авторитетом религии кастовое деление общества и, продолжая традиции брахманизма, объявил принадлежность к той или иной касте следствием соответствующей дхармы, т. е. образа жизни, предписанного данной касте.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
В индуизме отношение к сексу варьируется от полного приятия до аскетического отрицания. При этом аскетизм и страсть не противопоставлялись друг другу, но рассматривались как формы энергии. Сексуальная жизнь индийских богов с современных позиций выглядит довольно причудливо. Поклонение фаллосу и йони наполнялось сложным символическим значением.
Вступление в брак было одной из важнейших церемоний, считалось жертвоприношением. Неженатый мужчина рассматривался как «тот, кто не принес жертву». В древние времена муж должен был быть в три раза старше жены. Повторный брак для вдов запрещался, поскольку женщина должна была всегда поклоняться покойному мужу. Сексуальному удовольствию женщин уделялось минимум внимания. Применялась любовная магия: любовные привороты для благополучной семейной жизни и для того, чтобы добиться любви. Считалось, что мужчина создал себе спутницу – жену, после чего мир стал заселяться людьми и был дан пример всему живому. Соитие описывалось как церемония, с предварительным омовением, символическими сравнениями и молитвами. Внебрачные связи, кровосмесительные связи (инцест), мужской и женский гомосексуализм осуждались и наказывались.
Мать считали «самым высоким гуру», «сердцем семьи». В то же время женщинам приписывали лживость, хитрость, порочность. Девочек могли дарить, приносить в жертву ради спасения отцов, распоряжались ими, как имуществом. В Индии было немало «женщин, которые жили своей красотой», «дочерей удовольствия», а также храмовых проституток.
Знаменитая «Камасутра» («Трактат о любви») появилась в III или IV в. до н. э. Авторство приписывается священнику – брамину по имени Ватсьяяна. «Камасутра» оказала значительное влияние на скульптуру, живопись и литературу, на общество в целом.
Религиозно-магические представления послужили основой для появления зачаточных форм науки. Еще во времена «Вед» индийские врачи разбирались в анатомии, придавали особое значение мозгу, спинному хребту и грудной клетке как вместилищам болезней, откуда их должен был извлечь знахарь. Встречались различные названия болезней. Высоким авторитетом обладал тот, у кого «травы собраны, как цари на сходке, тот зовется мудрым врачом, истребителем ракшасов (злых духов), изгнателем недугов». Наблюдения за небесным сводом позволили индусам уже в древности установить фазы луны, лунный зодиак, создать календарь и изобрести водяные часы. Индийский календарь делил год на 12 месяцев по 30 дней и предусматривал добавочный месяц каждые пять лет. В Индии было создано несколько систем алфавитно-слогового письма, которые, как считается, использовались в качестве основы другими цивилизациями. Благодаря древнеиндийской письменности до наших дней дошли такие памятники эпической поэзии, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Считается, что прародиной так называемой арабской цифровой системы является Индия. Нельзя не упомянуть о буддийских храмах, высеченных в скалах и украшенных изощренной скульптурной вязью. Всемирное распространение получили созданные в Индии шахматы. Современная Индия является второй по численности населения страной мира.
• Тексты. Законы Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, датируемый I в. до н. э.) (извлечения)
А ради процветания миров он (Ману – легендарный составитель законов) создал из своих уст, рук, бедер и ступней, соответственно, брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
Обучение, изучение Веды (священная книга), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.
Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.
Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.
Брахман ест только свое, носит – свое и дает – свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.
Даже если царь – ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, т. к. он – великое божество с телом человека. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными – от армии, сокровищница и страна – от царя, мир и его противоположность – от посла. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее добро и недрагоценный металл – это его. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а также сотен деревень.
Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить нечто, называемое налогом. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.
В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности.
При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными – брахманов.
studfiles.net
5. Цивилизация Древней Индии.
Индию можно считать третьей по времени великой цивилизацией, появившейся на Земле (после Египта и Месопотамии). Но я сходу вынуждена внести поправки в это утверждение, поскольку на самом деле не исключено, что это - самая древняя из цивилизаций, ее изучение только началось. Как вы, наверное, уже поняли, цивилизации начинаются в устьях великих рек. В данном случае это река Инд (и река Луни, которая нынче теряется в песках, а в те времена образовывала очень мощное устье и впадала в Индийский океан). И не только Инд и Луни. Эта область называется Пенджаб – Пятиречье, и когда-то сюда впадали еще три крупные реки, от которых осталось мало следов. Кстати, Инд назывался на самом деле Синдху, но персы, от которых мы узнали о существовании Индии, не смогли произнести «с» вначале и стали называть ее «Хинду». Греки же, взявшие слово от персов, и вовсе сократили его до Инда. Чем выше по реке, тем «новее» человеческие поселения. Так вот последние находки индийских МОРСКИХ археологов (т.е. тех, кто ведет раскопки на дне океана) показали, что древнейшие части первых поселений ушли на дно моря. Индусы видят там даже целый город, а это меняет дату начала образования городов индской или Харрапской цивилизации (по названию Инда, конечно и одного из найденных городов). Индийская цивилизация оставила нам еще одну сложность своего изучения. Видимо, в силу общефилософских и религиозных причин (вроде реинкарнации, т.е. непрерывной цепочки перерождений всех живых существ) Индия не имела своих историков и не утруждала себя историческими записями и ведением каких-либо хроник, несмотря на существовавшее собственное иероглифическое письмо. Вот в Китае это дело было поставлено на широкую ногу, и даже дипломатические делегации подлежали учету (именно по тем записям нынче часто узнают о совсем неизвестных миру древних странах и народах). В Месопотамии и Египте тоже осталось множество документов. И только Индия не вела их совсем. Но сейчас мы поговорим об общеизвестных истинах. Индская цивилизация была расположена в основном в районе нынешнего Пакистана и основалась на реке Инд, где тоже образовалась зона для возможного высокоурожайного поливного земледелия. С севера Индия ограничена системой величайших на планете гор – Гималаями и отходящими от них горными хребтами. На западе лежат отроги Гималаев и горные пустыни и полупустыни. Далее – Иранское нагорье (местность постепенно понижается к Месопотамской низменности). С востока лежат опять-таки горные хребты, высота которых значительно ниже Гималайских, но проходимость ничуть не лучше. Таким образом, Индия практически отрезана от двух ближайших соседей – Китая и Месопотамии. И все было бы очень плохо, если бы ситуацию не спасало море. С запада полуостров Индостан омывает Аравийское море, с востока – Бенгальский залив. Правда, океан большую часть времени остается весьма бурным, и это создает дополнительные проблемы для мореплавания, но, все же, это способ контактировать и с востоком, и с западом. Впрочем, это всего лишь мое предположение. Я бы лично пыталась создать морские торговые пути, а древние люди были всяко не глупее меня, эта мысль должна была прийти им в голову. Юг и север страны тоже разделены цепью хребтов (Виндхья – крупнейший из них), покрытых когда-то в древние времена непроходимыми лесами.Несмотря на тяжелое географическое положение, существует переход из северо-западной части Индии, которым в древности воспользовались арии и земледельцы из Средней Азии. Доарийские племена в Индии назывались дравидами, и генетически они были близки нынешним австралийским племенам. Арии пришли с севера, с гор Гиндукуша, и захватили всю территорию Индии в середине 2-го тысячелетия до н.э. Они разрушили древние города, и земледелие пришло в упадок. Со временем ситуация выровнялась и земледелие снова возродилось, однако при этом в Индии родилась уникальная система социального строения общества – кастовая. Каст было четыре – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы, торговцы и ремесленники), шудры (люди, не имевшие имущества, и рабы). И – главное – смешивание каст было запрещено. Привилегированное же положение заняли касты брахманов и кшатриев. Почва Инда была образована наносным илом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уже в IV-м тысячелетии до н.э. тут возникли земледельческие поселения, а к III-му – города. Утверждается, что на востоке бродили только редкие охотничьи племена и царил каменный век. Но непонятно тогда, откуда бралось олово… Освоение долины Ганга затруднялось джунглями. Только в начале I тысячелетия до н.э. здесь начали вырастать города (после того, как была освоена выплавка железа), и поэтому мы не будем о нем говорить. В долине же Инда с 20-х годов XX века совершаются одна за одной сенсационные находки, говорящие о том, что тут существовала цивилизация с городами, бронзой и изобретением собственной письменности. Надо сказать, что западный мир долго не мог поверить в то, что это именно так, и считали, что культуру в Индию просто занесли извне в готовом виде. Однако лингвистический и исторический анализ доказали самостоятельность Индийской культуры. Так, стало известно, что уже в VI, а, возможно, и VII тысячелетии до н.э. в долине Инда существовало земледелие, причем сразу нескольких типов. Из злаков возделывались пшеница, ячмень, просо и масса овощей. Выращивался хлопок, и создавались хлопковые ткани. Были приручены бык и буйвол, домашняя птица. В городах широко использовался обожженный кирпич, разнообразная керамика, развито ткацкое производство, есть изделия из бронзы, золота и серебра. Гончарный круг использовали и здесь. Более того, в городах индской цивилизации найдены следы культур более ранних поселений. Есть основания утверждать о связях этой цивилизации даже с Эламом (теми самыми соседями-разбойниками Шумера), самим Шумером, Ираном и Южной Туркменией (город Алтын-Тепе). Известно, что инды часто выступали посредниками в торговле. Совершенно случайно я натолкнулась в сети на одну любопытную гипотезу, высказанную Jonathan Sellers-ом, о том, что в устье Инда существовало полноценное шумерское поселение. Я не буду активно комментировать его гипотезу, чуть выше вы можете посмотреть карту расположения этого поселения (оно обозначено штриховой линией и называется Edin).
Первыми были найдены два наиболее крупных городских центра – Мохенджо-Даро и Хараппа (часто всю цивилизацию называют Хараппской по имени последнего). Название Мохенджо-Даро переводится c хинди как "Холм Мертвых", и это условное название. Истинное осталось неизвестным. Позже были открыты еще два города – Чанху-Даро и Калибанган. В последнее время раскопки ведутся в периферийных районах, в частности в районе города Лотхала, который, возможно, был морским портом (найдена верфь, связанная каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив). На сегодняшний день считается, что Хараппская культура возникла в 2300-1700 гг. до н.э. Каждая цивилизация имеет что-то, что у нее было «самым-самым». В частности, в индской это был город Мохенджо-Даро – самый большой город древнего мира. Его площадь занимала 260 гектар и в городе есть здания площадью до 200 м2 (сравните это с нынешними элитными квартирами, чья площадь порядка 150м2 и более). Города Инда имели двухчастную планировку. Это значило, что часть города строилась на искусственном возвышении – это была цитадель, где находились храмы и места городского управления (мэрии, одним словом). Там же находился бассейн для ритуальных омовений и зернохранилища. Вторая часть – собственно поселение – имело улицы для проезда повозок. Дома имели часто высоту в два этажа и специальные комнаты для омовения, откуда грязная вода поступала в специальные отстойники. В городах был водопровод с керамическими трубами. На концах труб были фланцы, предотвращающие утечку воды и нечистот. Стыки труб уплотнялись асфальтом. Вообще канализация в долине Инда кажется более совершенной, чем в других странах мира. Сложно сказать что-либо о строе индской цивилизации, но очевидно, что существовало сильное неравенство между людьми, и можно предположить, что она была похожа на месопотамскую. Индская цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев (подробнее про арийцев можно посмотреть в другой лекции) с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда. Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство (кстати, шелк и рис, которые первоначально были только в Китае, тут тоже начали выращивать).
studfiles.net
ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Количество просмотров публикации ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - 1707
Первые поселения в предгорьях долины Инда датируются VI – IV тыс. до н. э. Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическим земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан.
Цивилизация Индии возникла в середине III тыс. до н. э. Эту древнейшую цивилизацию называют Индской (по месту расположения в долине реки Инд), или Хараппской (по её наиболее крупному центру).
Древнейшая Индия представлена цивилизациями Мохенджо-Даро, Хараппы, Чанху-Даро, Лотхала и другими, существовавшими с середины III тыс. до н. э. до середины II тыс. до н. э. О характере социально-экономических отношений в ёё центрах говорить можно лишь предположительно. По-видимому, здесь есть определённые аналогии с шумерскими и аккадскими городскими центрами, поддерживавшими в древности некоторые экономические связи с центрами Хараппской цивилизации. Здесь были созданы крупные ирригационные системы, и основная часть населения занималась поливным земледелием. Основными посевными культурами были пшеница и ячмень, из огородных культур преобладали дыни и горох. Также выращивались финиковые пальмы, плоды которых шли в пищу и хлопок, бывший основой ткачества. Основными объектами скотоводства были овцы и коровы. При этом быки выступали основной тягловой силой при обработке земли. Есть основания полагать, что городские центры взимали налоги с прилегающих сельских местностей (скорее всего эти налоги носили натуральный характер). Хараппские купцы вели широкую торговлю.
Керамическая посуда изготовлялась на гончарном круге с последующим обжигом в специальных печах. Развивалось декоративное украшение посуды, воинских доспехов и предметов быта. Из металлов были известны медь, свинец и олово. Орудия труда и оружие делали из меди и бронзы. Раскопки показывают, что многие предметы были приведены к одному стандарту; существовали гирьки – эталоны весовой системы, а так же линейки с точно нанесёнными делениями. Основная единица веса равнялась 0,86 граммам, а основная единица длины – 6,7 миллиметрам.
В данный период существовала письменность, дошедшая до нас в виде небольших надписей на печатях. Всего в древнеиндийской письменности около 400 иероглифических и пиктографических знаков. До сих пор учёным не удаётся расшифровать надписи из Мохеджо-Даро и Хараппы. Вполне возможно, что эта письменность была широко распространена, однако её образцы не сохранились в больших количествах. Писчие материалы в виде коры деревьев, листьев пальмы, кожи и ткани во влажном климате Индии очень быстро разрушались.
Уровень развития протоиндийского общества в данный период прекрасно проиллюстрирован археологическими находками при раскопках Мохенджо-Даро. Сам город занимал площадь порядка 260 га. В корне его застройки лежало организованное планирование. Чётко определены улицы, их ширина (до 10 метров) указывает на активное использование колёсного транспорта. Дома (обычно двухэтажные) строились из обожжённого кирпича, что говорит о высоком уровне гончарного производства. Город имел систему водопровода и централизованной канализации, для чего использовалась система желобов и канав, по которым вода подавалась в кварталы, а нечистоты выводились за пределы города. Город имел выраженный культовый центр с храмом и пристройками, а также центральное административное здание (дворец правителя), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ располагалось в центре и было хорошо укреплённой крепостью. В плане города по размерам домов и их архитектуре чётко прослеживается квартал знати, район ремесленников и территория торговых рядов. Существовало даже соединённое с рекой сооружение типа верфи.
К середине II тыс. до н. э. древнейшие цивилизации Индии исчезают. Ранее было принято говорить об их разрушении ариями, однако новые исследования показывают, что это не так. Никакого молниеносного вторжения ариев, повлекшего за собой катастрофу Хараппской цивилизации не было. Арии медленно проникали вначале только на северо-запад огромного полуострова и также медленно смешивались с местным населением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не испытывало, по всей вероятности, серьёзного давления со стороны пришельцев. Падение древнейших цивилизаций бассейна Инда должно было быть связано с общим регрессом в экономическом развитии, а также с принципиальным изменением экологии бассейна Инда и прилегающих территорий, что было следствием каких-то не совсем ясных климатических изменений.
Во II тыс. до н. э. арии переживали период военной демократии. Οʜᴎ объединялись в союзы племён и знали деление на социально-профессиональные ранги: жрецов, воинов и свободное население. У них наблюдалось имущественное и социальное расслоение, выделялась военная и жреческая знать. Племенные вожди становились царями, первоначально – выборными, впоследствии их власть стала наследственной. Во многих протогосударствах власть старейшин была так велика, что некоторые исследователи называют их ʼʼреспубликамиʼʼ. Но даже там, где власть правителя становилась наследственной, она не была абсолютной. Царь вынужден был считаться с мнением совета. Бывали случаи, когда не поладившие с подданными правители изгонялись. Арии заселили районы рек, но до океана не дошли. Смешение традиций коренного населения и традиций кочевников-ариев привело с одной стороны, к распространению среди коренных народов продуктов скотоводства – молока, масла, сала и мяса, а с другой – к восприятию арийцами у коренного населения традиций земледелия. Арии привели с собой коров и ослов, что расширило тягловую и транспортную базу хозяйства. В сельском хозяйстве были освоены просо, овёс, бобы, лён, рис и кунжут.
Арии заложили новые религиозные и культурные традиции. В арийских семьях женщина занимала место госпожи дома и подруги мужа. Вместе с тем, женщина выступала в роли второго лица при жертвоприношениях, которые приносил глава семьи. Всё это серьёзно повлияло на место и роль женщины в будущем индийском обществе. Арии принесли идею о святости коровы, что было естественно, поскольку для кочевника животное было источником жизни.
Новый период древнеиндийской цивилизации связан с бассейном реки Ганг, где в конце первой трети I тыс. до н. э. появились государственные образования – Кошала, Магадха, Анга, Ватса и др. Размещено на реф.рфПервоначальные поселения ариев постепенно превратились в городские центры политической власти, торговли и ремесла. По источникам этого времени прослеживается варновое деление, т. е. деление на сословия: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, ремесленников) и шудр (прочее свободное население). Деление это поддерживалось религиозными представлениями. Считалось, что рождение в какой-либо варне – результат поведения человека в его прошлых жизнях. Это важнейший постулат ведической религии с её идеей непрекращающихся перерождений, облик которых зависит от кармы, т. е. суммы добродетелей и пороков в прошлых существованиях (хорошая карма – возродился брахманом или князем, плохая – шудрой, а то и вообще животным, червём). Такие представления требовали, чтобы человек мирился со своим местом в обществе, не стремился к улучшениям и изменениям (в текущей жизни это просто невозможно, нелепо даже думать об этом), но вёл себя добродетельно и тем улучшал свою карму с расчётом на будущее.
Следует отметить, что принадлежность к какой-либо варне при формально прослеживающемся делении (брахманы пополняют жреческое сословие, кшатрии – военное) вовсе не означает безусловного выполнения приписываемых ей общественных функций. Очень рано имущественное расслоение ведёт в Индии к появлению кабального рабства; долговые отношения были весьма развитыми. Существует множество зависимых категорий населения (как экономически, так и социально). Это многочисленные арендаторы и субарендаторы, клиенты и домашняя челядь, работники временно и постоянно зависимые. Преобладал труд свободного населения. Рабский труд был особенно распространён в царском хозяйстве, в хозяйствах храмов. В общине рабство имело патриархальный характер, и рабы скорее выполняли обязанности домашней челяди (к ним, по индийским понятиям, относился и сельскохозяйственный труд).
Основу экономики Индии этого периода составляет орошаемое земледелие и садоводство. Скотоводство носит вспомогательный характер. Размещено на реф.рфСоздание усиленной упряжки (до 12 быков) позволяло осваивать тяжёлые грунты и производить более глубокую вспашку, что способствовало увеличению посевных площадей и росту урожайности. В ремесле наиболее характерными являются ткачество и металлургия. Активное освоение хлопка привело к развитию хлопчатобумажного ткачества. Индийские ткани были распространены в Месопотамии и Греции. Развитие металлургии позволило уже в VI в. до н. э. перейти к серийному выпуску оружия. Железо (индийцы называли его ʼʼтёмно-синей медьюʼʼ) позволило Индии эффективно противостоять армии Александра Македонского.
Судя по некоторым данным, правители протогосударств выступали в качестве верховных распорядителей общественного достояния, что проявлялось, в частности, в их праве выделять брахманам ту или иную часть общих земель. Правители (раджи) собирали с общинников ренту-налог (обычно это была шестая доля урожая), которая постепенно превращалась из добровольного взноса в обязательную подать. Правители возглавляли аппарат администрации, причём значительная доля этого аппарата комплектовалась из близких родичей правителя.
Наивысшего расцвета древняя Индия достигла в период династии Маурьев, когда почти весь Индостан был объединён в рамках единого государства. Складывание империи Маурьев относится к концу IV в. до н. э. Особенно хорошо известна политическая деятельность её основателя – Чандрагупты, захватившего власть в 317 ᴦ. до н. э., (по преданию, он был из касты шудр) и его внука Ашоки. В правление последнего (268 – 231 гᴦ. до н. э.) широкое распространение в Индии получает буддизм, активным проповедником которого был сам царь. Ашока рассылал миссионеров-буддистов во все концы Азии, а на территории своих владений приказывал строить колонны, на которых высекались царские воззвания. Один из таких памятников был увенчан группой из четырёх львов, ставшей официальным символом современной Индии.
В данный период города начинают играть всё более заметную роль в экономике. Видимо, значительная часть ремесленников работала в системе государственного хозяйства. Существовали специализированные мастерские, где выполнялись заказы правящих верхов и администрации. Но постепенно часть времени ремесленники стали посвящать и частным заказам. Правда, вся частнопредпринимательская деятельность ремесленников и торговцев ремесленными изделиями и сельскохозяйственными продуктами находилась под строгим контролем государства. Развитию внутренней торговли способствовала сеть хороших дороᴦ. Одна из них, Уттарапатха, сохранилась до наших дней и носит сейчас название большой магистральной дороги, соединяющей Паталипутру (бывшую столицу империи Маурьев) и район центрального Ганга со странами северо-запада.
Государство в эпоху Маурьев финансировало значительные социальные программы, в т.ч. и снабжение больниц. Оказывалось содействие обучению, к примеру, в Такшашиле существовал университет.
Ашока активно осваивал новые территории. Территория страны была разделена на наместничества, которые регулярно инспектировались царём и его приближёнными. Маурьи установили внешнеторговые и политические отношения со странами Средиземноморья.
Наследникам Ашоки не удалось сохранить могущество империи, и в начале II в. до н. э. она распалась на ряд сравнительно небольших государств.
Вопросы:
1. Почему жилища в Индии не строились из кирпича-сырца, столь распространенного в Египте и Месопотамии?
2. На основании кастового деления Индии предположите особенности индийских законов.
3. Какие особые структуры, не существовали в государственном устройстве Индии в отличие от других государств того же времени?
4. Почему в традициях ариев женщина занимала равное с мужчиной положение?
referatwork.ru
Цивилизация Древней Индии — Индия, культура, города, описание
Цивилизация Древней Индии имеет большую и долгую историю. Древние цивилизации Индии зародились около 3 тыс. лет до н. эры. Тогда в долинах реки Инд появилась древнейшая городская цивилизация. Индская, или Харапская была древнейшей цивилизацией. В это время возникали первые города, ранние государства. Люди строили большие поселения и города, имеющие прямые улицы, которые пересекались перпендикулярно. Улицы были ориентированы по сторонам света. Известны древние города того времени — Хараппа и Мохенджо-Даро. Ранние цивилизации Индии были высоко развиты, например Харапская цивилзация имела собственный язык, истоки которого остаются загадкой, а также собственную письменность. Между прочим, ученые до сих пор не могут расшифровать эту письменность. Ученым удалось установить только, что иероглифы и знаки, найденные на табличках того времени, отображают язык и не являются отдельными изображениями. То есть иероглифы изображали буквы, а не отдельные значения.
Таблички, найденные в Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро
Хараппа
Со второй половины первого тысячелетия появляется ведийская цивилизация. Она появляется благодаря расселению ариев на территории Древней Индии. Ведийская цивилизация привнесла Веды и являлась основой Индуизма. Веды — сборник песен, гимнов, магических ритуалов и формул. В основном Веды описывают период расселения ариев на территории Индии. Этот период не был простым, арии боролись с местными племенами, привыкали к местному климату, осваивали новые земли. Все это нашло отражение в Ведах. В древней Индии того времени жило очень много разных народов со своими культурами и устоями. Ведизм, а позже Индуизм объединял их. Веды составляли основу для последующей цивилизации Индии — основу науки, культуры, религии и философии.
Веды
В середине 1 тысячелетия до н. эры назрел кризис ведийской религии. В то время многие люди отвергали Веды и проповедовавших их брахманов, и пытались найти истину своими силами, при помощи философии, а также йоги. В результате появились две оппозиционные к Ведизму религии — Буддизм и Джайнизм. Эти религии ознаменовали начало нового, буддийского периода, который длился с V о III века до н. эры.
Классический период начинается во II веке до н. эры. В это время в Индии окончательно устоялась религия, кастовый строй. Индия состояла из мелких государств, которые воевали меду собой или объеинялись. Индия пережила множество вторжений с запада, это были греко-бактры, скифы, персы. Образовывались и распадались государства. Наиболее известны Индо-греческое царство (начало III века до н.эры) и Индо-скифское царство (I век до н. эры). Успешное объединение Индии началось династией Гуптов. Царь Самудрагупта объединил Индию вплоть до Гималаев. Его сын, царь Чандрагупта II ввел страну в золотой век. История древней Индии оканчивается вторжением в государство эфалитов — кочевников, которые присоединили древнюю Индию к своему государству. Начинается новая история — История средневековой Индии.
india-onlain.ru
Цивилизация Древней Индии [Реферат]
Вид работы: Реферат
Тема: Цивилизация Древней Индии
Дисциплина: Культурология
Скачивание: Бесплатно
Дата размещения: 27.09.13 в 08:41
Содержание
Введение. 3
1. Возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро. 5
2. Образование государств в долине Ганга. 11
3. Общинно-кастовая система. 14
4. Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э. 17
Заключение. 19
Библиографический список. 20
Актуальность работы состоит в том, что изучение древней Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, и специфические особенности исторического развития данной страны, определить вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.
Достижения археологии, истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому подойти к оценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого, пересмотреть некоторые традиционные представления.
Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. Фактически Индия - страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.
В III-II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше, в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, - в 20-х гг. XX в., - и вписать её в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых вопросов задала она исследователям. Её принято называть Протоиндийской, или Индской - по названию реки Инд, главной водной артерии этой территории, или Хараппской - по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан.
Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.
Цель работы рассмотреть цивилизацию древней Индии.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучить возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро;
- раскрыть образование государств в долине Ганга;
- охарактеризовать общинно-кастовую систему;
- рассмотреть северную Индию в середине I тысячелетия до н.э.;
Объект работы – Древняя индийская цивилизация.
Предмет работы – особенность индийской цивилизации.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный диалектический метод и отдельные частно-научные методы.
Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения – о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.
Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV - III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.
В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.
В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.
Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII--XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI--XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.
Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.
Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).
В 20-х годах XX в., когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.
Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.
Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.
В настоящее время многие исследователи условно датируют начало Хараппской культуры 2300 г. до н. э., а период «заката» - 18 н. до н. э. (1750 г. до н. э.). Такая хронология указывает на существование контактов Месопотамии с поселениями долины Инда еще в дохараппский период.
Существование крупных городов, наличие страной системы городского планирования строительства свидетельствуют о высокой степени развития Хараппской цивилизации.
В результате раскопок было открыто несколько крупных городов. Самые большие из них - Хараппа и Мохенджо-Даро.
Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 кв. км., а его население, как полагают некоторые ученые, могло исчисляться в 35 тыс. человек (иногда приводится и более крупная цифра - до 100 тыс. человек).
Судя по раскопкам, городские центры имели сходную систему планирования: крупные юрода состояли из двух главных частей - цитадели с западной стороны, где, очевидно, располагались городские власти, и так называемого нижнего города, где были сосредоточены основные жилые постройки. Жилая часть города обычно имела форму прямоугольника. Цитадель строилась на высокой кирпичной платформе, возвышаясь над остальным городом. Она должна была защитить и от наводнений, которые были страшным бедствием для городов долины Инда. Общение между двумя частями было, очевидно, ограничено. Например, в Калибангане при раскопках были обнаружены лишь два входа, связывающие цитадель с «нижним городом». В случае необходимости эти входы могли, по-видимому, закрываться и тем самым отгораживать городские власти от простых жителей. У края цитадели в Хараппе проходила особая прецессионная дорога, по которой двигались войска, а также различные процессии. Цитадель была хорошо укреплена мощными стеками и башнями. Раскопки в Калибангане вскрыли массивную кирпичную стену цитадели. Внутри неё располагались постройки религиозного и, очевидно, административного характера. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн (ширина 7 м, длина 12 м, глубина почти 2,5 м), который, возможно, был частью религиозного комплекса и служил для специальных ритуальных омовений. С помощью особой системы в бассейн из колодца постоянно поступала свежая вода. Археологи открыли ступени, ведущие, как полагают, на второй этаж сооружения. Недалеко от бассейна находились общественные амбары для хранения зерна и своего рода зал для собраний, или рынок, по мнению некоторых ученых, имевший несколько рядов каменных оснований для колонн (колонны были, деревянными и поэтому не сохранились).
Жилые дома были различных размеров. Некоторые достигали трех этажей (об этом свидетельствуют остатки лестниц) и заканчивались плоскими крышами. Это были, жилища богатых граждан. Специальных окон в них не существовало, а свет и воздух поступали через маленькие отверстия, которые делались в верхней части стен. Двери дома были деревянные. Для строительства крыш кроме дерева применялся также утрамбованный ил. При каждом доме имелись специальные хозяйственные помещения и двор, где находилась кухня для приготовления пищи. В кухне были специальные очаги, а также стояли большие сосуды для хранения зерна и масла. Хлеб пекли в особых печах. Во дворах содержался и мелкий скот.
Бедняки проживали в хижинах и бараках. В Хараппе вблизи стен цитадели недалеко от площадок для обмолота зерна были открыты два ряда строений, каждое из которых представляло собой одну крохотную комнату. Сходные жилища находились и в Мохенджо-Даро, где, проживали обедневшие ремесленники, временные работники и рабы. На улицах городов располагались лавки и мастерские ремесленников.
После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. До недавнего времени упадок индийских центров обычно объясняли внешними факторами: вторжением иноземных племен, отождествляемых, как правило, с ариями. В северных районах наступление кризиса было более быстрым; на Юге же, вдали от крупных центров, хараппские традиции сохранялись дольше. Таким образом, процесс протекал по-разному в разных района. Немалое значение имело, вероятно, и ослабление торговых контактов с Месопотамией. С этой сферой хозяйственной деятельности были непосредственно связаны не только торговцы, но и ремесленники и земледельцы.
На сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Но хараппская цивилизация дала значительный импульс развитию материальной культуры индоариев.
С угасанием главных центров Хараппской цивилизации выработанные строительные приемы и навыки не исчезли бесследно, а косвенно сказались в планировке поселений нового народа - ариев, расселившихся в конце II - середине I тыс. до н.э. в северо-западных районах Индии, а затем продвинувшихся на юго-восток, в долину Ганга и вдоль р. Джамна.
В Северной Индии во II тысячелетии до н. э. распространились индоарийские языки, носители которых, называвшие себя ариями, пришли в страну и принесли элементы иной культурной традиции.
Цивилизация в долине Инда, несмотря на высокий уровень развития, которого оно достигла, оставалась все же явлением регионального значения. Формирование этого жизненного уклада, который придал древней Индии единство при всем многообразии, началось с конца II тысячелетия до н. э. и было связано с возникновением государств в долине Ганга. Именно этим районам было суждено стать центром культуры и государственности.
Основным достижением ведийских индийцев было хозяйственное освоение и прочное заселение большей части долины Ганга, до того покрытой джунглями. Возникшие здесь ранее очаги (например, Чиранд в Бихаре) были крайне редки. Наступление в долину Ганга велось с юга, откуда проникали земледельческие племена дравидов и мунда, и с севера - племена предгорьев Гималаев. Но главное направление колонизации, завершившейся созданием постоянных поселений и городов, - с северо-запада на юго-восток, из Пенджаба и Раджастхана.
Процесс освоения долины Ганга был длительным и стихийным. Индоарийские племена вступали в контакт с «аборигенным» населением, приспосабливались к местным условиям жизни и хозяйственной деятельности. Если судить по историческим преданиям и мифам, в тот период они уже считали себя жителями Индии. Продвигаться по территории, сплошь поросшей лесом, было весьма затруднительно, но индоарии знали железо, были мобильны. Они двигались и по рекам.
К середине I тысячелетия до н.э. долина Ганга была в основном освоена, несмотря на то, что значительные площади еще оставались под лесами и болотами, особенно в нижнем течении реки. Раскопки в Атранджикхере, Джодхпуре и в районах, прилегающих к Гангу с запада, показывают, что железо в этом районе вряд ли появилось ранее XI в. до н.э.; широкое же распространение орудий из него наблюдалось в первой половине I тысячелетия до н.э. Благодаря своей дешевизне и доступности оно быстро вытеснило камень и медь как материал для производства оружия и орудий труда.
Довольно значительным был удельный вес скотоводства. Из домашних животных были известны коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади. Главным богатством индийца считался скот, прежде всего быки, которые были тягловой силой, и коровы, дававшие важнейшие продукты питания. В верованиях постепенно корова начинает занимать особое место. Важное значение ее в хозяйстве было решающим фактором, приведшим к появлению культа коровы как одного из основных элементов религиозной практики индуизма.
Ведийские индийцы не создали таких развитых и мощных городских центров, как хараппцы. Хотя жители бассейна Ганга иногда и основывали свои поселения на месте бывших хараппских городов, прежние традиции строительного искусства были в значительной мере утрачены. Постепенно города превратились в центры сосредоточения ремесла, выделившегося в самостоятельную отрасль экономики. В них производились сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, ткани, посуда из металла, камня, дерева и глины, разнообразные украшения. Раскопки показали высокий уровень керамического производства в древних городах долины Ганга. Ведийский период отмечен ростом обмена между отдельным племенами, регулярной торговли.
Процесс образования государств в древней Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и вырастали, как правило, из племенных органов управления. Сами государства долгое время были некрупными - охватывали территорию одного племени или союза племен. Название свое они получали по наименованию самого сильного из них. К середине I тысячелетия до н.э. в наиболее развитых областях долины Ганга процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные завершился. Племенной вождь - раджа в это время нередко выступает как единодержавный правитель. Правитель обычно принадлежал к самому знатному, богатому и многочисленному роду. Известно, что в ведийский период уже существовали царские династии. Царская власть в основном была наследственной, переходила от отца к старшему сыну. Народное собрание привлекалось к обсуждению вопроса о престолонаследии только тогда, когда этот порядок, теперь уже считавшийся обычным, по разным причинам нарушался. Раджа был верховным распорядителем государственного имущества, в первую очередь земли. Он командовал войском. Царь возглавлял аппарат управления, видимо, он был и верховным судьей, сам разбирал некоторые дела и даже мог лично наказывать виновных.
Особое положение раджи еще в ведийский период привело к тому, что государственная власть стала восприниматься как священная, а ее носитель объявлялся воплощением того или иного божества. Царь опирался на сородичей, которые обычно занимали важные должности в государственном аппарате, им доставалась большая часть военной добычи. Вокруг двора группировались другие могущественные роды.
Государственный аппарат еще не был разветвленным, однако уже определился ряд постоянных должностей: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов и др.
Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, т. е. рядовых общинников вайшья. А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр. Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т. е. отцом своего семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению не принадлежал первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варной неполноправных. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда - вот был его жребий.
С течением времени в положении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень трудно было утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными, гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно было обрести заново. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э. две высшие варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим.
Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он берет жену, его потомки навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение в той или иной варне - результат поведения человека в его прошлых рождениях. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Оказаться вне системы значило практически быть вне общества, в известном смысле вне закона, т. е. на положении раба.
Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Каста (джати, т. е. род) - это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями. Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, теми, чье прикосновение способно осквернить членов других каст, особенно брахманских. Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться. Но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он не стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым.
Экономическая интеграция, способствовавшая политической консолидации индийцев в середине I тысячелетия до н.э., была важным фактором, но не единственным и даже не самым главным. Много большую роль в консолидации индийцев как этноса и тем более индийской цивилизации как великой социокультурной цельности сыграли процессы, протекавшие в это время в духовно-религиозной сфере и на тысячелетия определившие облик всей культуры Индии, духовные ценности ее цивилизации. Эти процессы начались с того, что древние веды стали обрастать уже упоминавшимися толкованиями и комментариями, которые энергично разрабатывались усилиями жрецов различных брахманских каст. На базе активных религиозных поисков возникали сложные философские построения - прежде всего упанишады, в которых дебатировались проблемы бытия и небытия, жизни и смерти, первопричины сущего, верховного Абсолюта и т.п. Следует особо подчеркнуть, что все эти отвлеченные рассуждения были практически исключительным достоянием брахманов, которые ревниво оберегали свою монополию на образование, изучение и комментирование священных текстов.
В этот период в Северной Индии была замечена тенденция к политической консолидации. Возникали мелкие государства, которые постепенно становились более крупными и трансформировались в ранние государства, соперничество между ними становилось все более ожесточенным. К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало примерно 16 сравнительно крупных государств, в большинстве которых уже установилась наследственная монархия и лишь в некоторых практиковались различные формы олигархического либо аристократического правления с выборными политическими лидерами. Возвышение политических центров в долине вело к росту и укреплению городов, к развитию ремесла и торгового обмена. Города, бывшие, прежде всего, укрепленными крепостями, начинали играть заметную роль в экономике. В сфере аграрных отношений тоже очень большую роль играло государство, который выступало как верховный распорядитель земельного фонда. Государство регулировало подати и повинности населения. Основной формой землевладения была община.
Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро располагалась в долине реки Инд в XXIII-XIX веках до н. э. Была высокоразвитым обществом для того времени. Этому свидетельствует наличие письменности, различных ремёсел, и торговли.
В данный момент среди учёных идут бесконечные споры по поводу происхождения и религии этой цивилизации, так как достоверных фактов, подтверждающие или опровергающие ту или иную гипотезу нет
Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам. Между ближневосточным и индийским регионами есть существенная разница. Разница заключается в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума, во всем, что нашло свое отражение в виде варно-кастовой и общинной систем.
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком.
Антонова, К. А.История Индии / К.А. Антонова. – М.: Академия, 2009. – 608с.
Артур, Л. Бешем. Чудо, которым была Индия / Артур Л. Бешем. – М.: Наука, 2007. – 319с.
Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин.- М.: Наука, 2005. – 637с.
Вайнберг, Б.И. История и культура Средней Азии в древности / Б.И. Вайнберг, Б.Я. Ставиский. - М.: Наука, 2006. – 365с.
Васильев, Л. С. История Востока. Том 1. / Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 2010. – 495с.
Индия в древности. Сборник статей / под ред. А.В. Струве, Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Наука, 2004. – 637с.
Косамби, Д. Культура и цивилизация древней Индии: Исторический очерк / Д. Косамби. - М.: Прогресс, 2008. – 226с.
Луния, Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней / Б.Н. Луния. – М.: Изд-во «Иностранная литература», 2008. – 567с.
Не подходит Реферат? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.
Заказать новую работу
0
27.09.13 в 08:41 Автор:slavik
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Похожие бесплатные Рефераты:
studrb.ru
Индийская цивилизация История
Древнейшая цивилизация — Хараппская или Индская (долина реки Инд; вторая половина
III-го тысячелетия до нашей эры — первая половина II-го тысячелетия до нашей эры) — создана народом дравидийской
семьи, возможно, предками тамилов. Это одна из первых земледельческих
цивилизаций Земли, наряду с Древним Египтом и Месопотамией. Хараппская
цивилизация была знакома с выплавкой бронзы и драгоценных металлов, но не знала
железа. Железо умели выделывать племена ариев, пришедшие с севера приблизительно
в середине II-го тысячелетия. Основным источником периода 1500-800 годов до
нашей эры являются Веды. В это время возникла и сложилась кастовая система, которая
закрепила господствующее положение потомков ариев.
Ушас, богиня утренней зари.Статуя богини в одной из пещермонастыря V века в Аджанте, Индия
О государствах ариев сегодня известно недостаточно, их датировка также
проблематична. Магадха в долине Ганга, по-видимому, древнейшее из них (VII век
до нашей эры). Цари Магадхи приняли буддизм и поддержали его распространение. В
IV столетии до нашей эры Магадха вошла в состав империи Маурьев, основатель которой (Чандрагупта)
встречался с Александром Македонским. Александр присоединил к своей огромной
империи долину Инда, но ненадолго. После правления великого Ашоки (III век до
нашей эры), который объединил почти весь Индостан, империя Маурьев пришла в упадок. В
IV-VI столетии нашей эры почти всю Северную Индию объединяло государство Гуптов. С
распространением ислама возникли мусульманские государства, крупнейшее —
Делийский султанат (начало XIII века — середина XVI века). Султанат пал под натиском завоевателя
Бабура, основателя династии Великих Моголов. В период своего расцвета (XVII столетие)
государство Великих Моголов охватывало почти всю территорию Индии.
С XVI века в Индию начали проникать сначала католические миссионеры (первая
христианская община была основана по преданию апостолом Фомой), а затем и
колонизаторы. Португальцы основали колонию в Гоа. В XVIII столетии империя Великих
Моголов распалась на отдельные княжества.
Английская торговая Ост-Индская компания с XVII века создавала на побережье сеть своих факторий-крепостей
(из них впоследствии выросли города Калькутта, Бомбей, Мадрас и др.). Агенты компании,
проводя политику «разделяй и властвуй», подкупом и силой подчиняли себе
индийские княжества. Основным соперником Англии была Франция. В результате
англо-майсурских, англо-маратхских и англо-сикхских войн Ост-индская компания к
концу XVIII века завоевала всю Индию, со второй половины XVIII века уделяя особое внимание
уже не торговле, а управлению территориями, сбору земельного налога, реформе
аграрных отношений. Индия стала не только источником сырья, но и огромным рынком
сбыта для Британии, где началась эпоха промышленного переворота.
В результате действий Ост-индской компании в Индии подрывалась вся сложившаяся система местных ремесел, усиливалась нищета. В
1783-1784 годах деятельность компании была поставлена под правительственный
контроль. На протяжении XIX столетия права компании не раз урезались, а со времени
подавления восстания сипаев компания была распущена. Индия стала колонией Англии.
Историческая справка. Арии (арийцы) — название народов, принадлежащих к индоевропейской
(прежде всего индоиранской) языковой общности. В древнейших памятниках
индоиранских народов ариями называли полноправных людей, в отличие от соседних
или покоренных народов. От слова происходит ряд географических и этнических
названий, в том числе Иран. В ряде случаев «арии» стали племенным самоназванием
(мидийское племя аризантов, сарматское племя ариев).
Веды, или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников,
хронологически следующих один за другим: собственно Веды, или санхиты, четыре
сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и
Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал;
араньяки и упанишады — философские сочинения в стихах и прозе, среди которых
выделяются по своему значению и литературным достоинствам 12-14 ранних упанишад.
Будучи священными текстами брахманизма, Веды почитались как божественное
откровение — шрути («услышанное») и в своей религиозной функции передавались устно, по памяти.
Хараппская цивилизация, археологическая культура бронзового века (середина
III-го — первая половина II-го тысячелетия до нашей эры) в Индии и Пакистане.
Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и др.
Хозяйство: эемледелие, скотоводство, ремесла.