Быт древних славян. Быт древних славян по филологическим данным
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции. Быт древних славян


Быт и нравы древних славян

Древние славяне не были варварами. Они никогда не отличались кровожадностью и особой жестокостью. Чего не скажешь о древних римлянах, греках и византийцах. Стоит только заглянуть в историю этих народов и убедиться в этом. Славяне были вынуждены вести многочисленные войны и захваты, чтобы сохранить государственность, но варварами, в отличие от народов Европы того времени, они не были.

Чистота и вода всегда играла огромную роль в  жизни и бытуюве древних славян. В то же время Европа утопала в грязи и в нечистотах, которые выливали на прямо улицу. Европейцы не мылись годами, а то и всю жизнь, потому что считали, что грязь защищает их организм от болезней. Чума косила целые города. Славяне, не зависимо от материального положения, имели бани. Во всех семьях имели традицию устраивать банные дни. Если человек заболевал, то первое, что делали, это парили его в бане с добавлением различных трав. Чтобы родить ребенка женщины уходили в баню, где устраивали особый ритуал. Многие религиозные праздники, обычаи были построены на очищении водой.

Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их поселения и города от врагов. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Древней Руси  был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь, просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением).

У славян было развито бортничество. Мед и воск играли важную роль в их жизни. Мед заменял сахар и из него готовили хмельные напитки, но с очень низким процентом алкоголя. Несмотря на ошибочное мнение, что на Руси всегда много пили, алкоголь вообще был под запретом в Древней Руси.  Быт и нравы древних славян  позволяли им пить только хмельной мед, и то, только по большим праздникам. Женщинам запрещалось употреблять алкоголь вообще, а мужчины первый раз пробовали хмельной мед только после рождения первого ребенка. В это же время в Европе, употребление алкоголя не было под запретом и, не секрет, что даже монахи злоупотребляли им, не говоря уже об остальных европейцах.

Зимой, когда заканчивались работы в поле, урожай был собран, долгими вечерами, древние славяне занимались изготовлением различных изделий для бытовых нужд, украшений, одежды. Со временем стали развиваться различные ремесла. Для многих людей это становилось основным занятием. С появлением больших городов, стали появляться городские районы, в которых жили представители только одного ремесла. 

В Древней Руси были развиты такие ремесла:

1. Обработка металла. Кузнечное дело было самым значимым среди ремесел. Изделия кузнецов использовали повсеместно. Это и инструменты для ведения хозяйства и обработки земли, это и мечи, ножи, защитные кольчуги для воинов, а также различные изделия для быта и металлические украшения. Но особой виртуозности славянские кузнецы достигли в изготовлении оружия. В это мы можем убедиться, увидев их изделия, которые сохранились до наших дней. Смотря на них, мы понимаем, что кузнечное дело было поставлено в Древней Руси на очень профессиональном уровне.

2. Обработка дерева. Это было второе по значимости ремесло. Из дерева строили дома для простых людей, терема для богатых славян, все хозяйственные постройки. Вся домашняя утварь была изготовлена из дерева. Посуда и украшения тоже изготавливались из дерева. Изделия из дерева занимали важное место в жизни древних славян.  Древнерусские предметы быта  – это произведения народного творчества, которые до сих пор радуют нас.

3. Ювелирное дело. Еще с древних времен славянские ювелиры владели целым рядом сложнейших для того времени техник. Их изделия до сих пор поражают воображение. Их изделия из золота и серебра с удовольствием покупали торговцы из других стран.

4. Гончарное дело. Из глины изготавливали различную посуду, изделия для бытовых нужд, украшения. Глиняная посуда была очень популярна в Древней Руси. А само гончарное дело до сих пор живет, и в наши дни тоже изделия из глины пользуются популярностью.

Источник:Исsuneditor    

 

 

slavradio.org

БЫТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН | Русь Изначальная

БЫТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ЖИЗНЬ СЛАВЯН

 Физический тип славян
 Рождение и детство
 Брак и обряды, связанные с ним
 Уход за телом Пища Болезнь и смерть

ЖИЛИЩЕ

 «Что нам стоит дом построить?» Выбор деревьев для строительства Места добрые и недобрые Выбор места для селения Выбор места для дома «Без Троицы дом не строится» Жуткие легенды и научные факты Дом выходит из-под земли Изба, будка, хоромы… Новоселье Скамья и лавка Начнём от печки Красный угол

ПОСЕЛЕНИЯ

 «Вышел из городища…» Древнейшие поселения Рождение городов «Город» и «град» Кремль Посад Конец Конец и начало Укрепления Село, деревня, весь… Вервь и печище Погост Слобода-свобода Планировка поселения Мостовая Мосты и причалы Дренаж и водоснабжение

МОЙ РОД — МОЯ КРЕПОСТЬ

 «Родовой строй разлагался…» Большая семья В едином хлебе Мой род — моя крепость Стерпится — слюбится «Буревестники» и «гагары» Мать Отец Ребёнок Дочь Сын Брат Сестра Дед и дядя Бабушка

ПРЯДЕНИЕ И ТКАЧЕСТВО

 «Локти свои утверждает не веретено…» Лён Конопля Крапива Лыко и рогожа Шерсть «Потворин пряслень» Тесьма, пояски, ленты Кросна Узорное тканьё Беление и крашение Разновидности и названия тканей

ОДЕЖДА

 Древние могилы и бабушкины сундуки «По одёжке встречают…» Одёжа, ризы, порты… Детская одежда Рубаха Отдельно о вороте… О рукаве… Пояс Штаны Понёва Обувь Лапти Кожаная обувь Поршни Башмаки Сапоги Ритуальная обувь Шапка Женский головной убор Верхняя одежда Плащ

УКРАШЕНИЯ

 Не просто «для красоты» Женщина, Космос и украшения Шейные гривны Височные кольца Браслеты Перстни Обереги Бусы

 

ruhistor.ru

Быт древних славян по филологическим данным

Пища, напитки. Охота, рыболовство, земледелие.

Орудия труда. Хозяйственные инструменты. Одежда. Обувь.

Головные уборы. Жилище. Жилища «со многими выходами».

Простая землянка. Полуземлянка. Изба. Сени. Клеть.

Кладовая. Город. Городские укрепления. Детинец и посад

В данной главе речь вначале идет о славянском быте в первые века нашей эры, в эпоху родового строя, до образования у них начал государственности. Причем быт этот характеризуется в главе в основном применительно к условиям славянской прародины, расположенной в относительно суровых климатических условиях на востоке и северо-востоке Европы, преимущественно в дремучих лесах. Перемены в этом быте, впоследствии происшедшие у славян, выдвинувшихся в западные и южные земли, в частности, в горные районы (Судеты, Татры, Карпаты и Балканы) и многое изменивших в своих первоначальных обычаях применительно к природным условиям новых мест, обсуждаются ниже.

Посещавшие славян византийцы обнаружили у них «большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы», о которых пишет Маврикий Стратег.

Древние славяне питались преимущественно именно злаками земными и возделывали следующие основные культуры: просо (по М. Фасмеру, внутренняя форма, возможно, «пестрое»), пьшено, пьшеница (от пьхати — толочь, отсюда же пьшенъ — растолченный), ръжь (рожь), ѩкчьмы (ячмень)68. Из пшеницы, ржи, ячменя после размола каменными ручными жерновами получалась мѫка (мука, от ст.-слав. мѧкъкъ — «мягкий»). Возможно, овьсъ (овес) стал возделываться позднее перечисленных культур.

В пищу могли употребляться поджаренные или размоченные зерна злаков. Из зерен или муки варились каши. Самым простым пекарским изделием из муки была пресная лепешка, позже славяне научились выпекать квасной хлеб. Формованные хлебные изделия (калачи, короваи и т. п.) могли выступать атрибутами различных ритуалов (например, короваи выпекались на свадьбу). Пироги с разнообразной начинкой также с древних времен стали характерной принадлежностью славянской кухни.

Бобовые (источник растительного белка) тоже входили в пищу славян. Как пишет крупнейший славист Любор Нидерле (1865—1944), славянам были также известны «из овощей — лук и чеснок (лукъ, чеснъ, чеснокъ), морковь, редька, огурцы, мак. За исключением чеснока, все последние названия заимствованы из немецкого и греческого языков. Это указывает на то, что, по всей вероятности, вместе с термином к славянам были занесены из других стран и сами овощи» (вернее сказать, вместе с овощами «заносились» их иноязычные названия. — Ю.М.)69. Далее Л. Нидерле перечисляет среди известных древним славянам овощей репу, капусту, называя освоенными ими «овощами» также дыню и тыкву. Само слово овощ Нидерле считал по происхождению германским, однако М. Фасмер обоснованно возводит его к праславянскому *voksti (расти).

Дикая яблоня, слива, груша, вишня, произраставшие на территории славянской прародины, были славянами постепенно окультивированы.

Рыболовство давало дополнительную пищу. Речную и озерную рыбу уже в древности научились вялить на солнце, заготавливая впрок.

Охотой, разумеется, славяне тоже активно занимались, но мясная пища, добываемая на охоте, была нерегулярна, распределялась среди многочисленных членов рода и могла играть роль лишь появлявшейся иногда добавки к повседневному питанию. Чаще всего охотились, видимо, на оленей и косуль, поскольку объект охоты был безопасен и в случае удачи давал сразу много мяса. Охота на мелких пушных зверей (куница, лиса, соболь, бобр, горностай и др.) была также широко распространена, но она не имела отношения к добыванию пищи. Охота на медведя, кабана была трудна и при отсутствии огнестрельного оружия (до изобретения которого были еще многие века) сопряжена с огромным риском. Впрочем, свиньи были довольно рано одомашнены наряду с коровами, козами и овцами. Одомашнен был и конь (праславянская форма слова *komnь; М. Фасмер полагает еще более древней формой *kobnь, возводя к ней слово кобыла). Лошадь же не славянское слово, а заимствованный тюркизм.

Скотоводство — еще один источник пищи древних славян. Молоко (праслав. *melko, ст.-слав. млѣко), творог (праслав. *tvarogъ), сыр (видимо, внутренняя форма «квашеный»), сметана (от «сметать, смешивать») и масло (от «мазать») были в их рационе.

Среди других связанных со сферой питания занятий древних славян следует отметить бортничество («борть» — дупло дерева, в котором живут пчелы, «лесной улей»). Так добывались мед и воск.

Один из наиболее популярных напитков древних славян как раз представлял собой разбавленный водой, перекипяченный и затем перебродивший мед (ст.-слав. медъ). К X в. регистрируются факты употребления ими также пива из ячменя или овса. Квас известен с самых древних, языческих, времен.

Поскольку жили славяне на своей прародине в условиях дремучего леса, земледелие их было подсечным (точнее, подсечно-огневым). Вырубалось поле, предназначенное для засева семенами, стволы деревьев и пни сжигались для удобрения его почвы золой и пеплом. Через несколько лет земля на этом месте истощалась, и приходилось тем же способом делать неподалеку новое поле, — почему такое подсечное земледелие именуют также передвижным.

Орудие, которым вскапывалось поле, именовалось сохой (внутренняя форма «развилка», «палка с развилкой» — отсюда название лося с его рогами «сохатый»). Другое название этого орудия рало (от глагола «орать» — пахать). От глагола «рыть» происходило также название орудия для рытья земли рыло. Наиболее примитивная соха представляла собой ствол дерева, у которого оставлялся мощный сук (позже его заменили стальным лемехом).

Для разрыхления вскопанной земли применялась борона (вероятно, внутренняя форма — «раскалывающая», «чистящая»). Был в ходу ручной инструмент мотыка (позже мотыга), имеющий сходные названия у ряда других индоевропейских народов. Колосья спелых злаков подрезались во время жатвы серпом (праслав. *sьrpь, внутренняя форма, по-видимому, — «острый, режущий»).

В повседневном быту применялись нож (М. Фасмер считает это слово неотделимым от «заноза», «вонзить», «пронзить»), пила (вероятно, внутренняя форма — «стригущая, царапающая»), молот (вероятно, от «молоть»), долото (родственно слову «долбить»), шило (от «шить»). Ложки (др.-русск. лъжица, лъжька) различной формы и назначения были глиняными либо деревянными. Впрочем, в эпоху Киевской Руси их уже стали изготовлять из металла. Известный сюжет, зафиксированный в Киевской летописи (996), связан с тем, что дружинники князя Владимира (крестителя Руси) возроптали, что едят деревянными ложками, и князь велел изготовить им ложки из серебра, заявив: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото».

Прокопий Кесарийский сообщает о славянах, что из них «иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах».

Впрочем, византийцы-«ромеи» соприкасались со славянами в VI в. где-то в южных областях занимаемых тогда последними территорий. Кроме того, вышецитированное можно отнести лишь к теплым временам года. Но даже тогда полный мужской наряд состоял из вышеназванных штанов, которые сами славяне именовали ногавицами или гачами, длинной рубахи и плаща (ст.-слав. плашть — от «плоский»). Древнее название рубахи, изготовленной из выращивавшегося славянами льна (впоследствии также из завезенной с Востока конопли), — рубъ (то есть «грубая ткань», отсюда «рубище»). Другие древние названия рубахи — чехълъ (отсюда современное чехол), срака (отсюда русское сорочка) и др. Более тяжелой одеждой были свита — длинная куртка с рукавами, а также кабатъ (кафтан).

Женская одежда в древности состояла из длинной рубашки, на которую могли повязывать фартук, набрасывать различные накидки, а также надевать женскую модификацию кабата и т. п. Уже в древности было известно и слово сукня, которое по сей день означает по-польски женское платье. Естественно, что женскому наряду уже в древности придавались различные украшения, которые затем все более совершенствовались.

Когда наступала зима, наиболее простой одеждой была накидка из звериной шкуры. Однако из шкур шилась и зимняя одежда с рукавами, называвшаяся кожухъ. Название ясно свидетельствует, что одежда эта изготовлялась наружу кожей и внутрь мехом, мягко прилегавшим к телу и делавшим не нужной тканевую подкладку. Однако красота звериного меха вызвала к жизни также декоративную зимнюю одежду мехом наружу, поныне известную под названием шуба (слово, возможно, заимствовано из арабского — «верхняя одежда с длинными рукавами»).

В обработке мехов славяне преуспели и уже в глубокой древности успешно обменивали у представителей других народов шкурки соболя, куницы, горностая, лисицы, белки и др. на то, что было им самим необходимо.

Наиболее распространенной народной обувью были, разумеется, лыковые лапти, в которых российские крестьяне, например, ходили вплоть до наступления XX в. Другой древний тип обуви изготавливался из простого куска кожи, шедшего на подошву (края при этом отгибались вверх и стягивались веревкой или ремнем). Люди с достатком носили низкие сапоги до щиколоток (высокие сапоги появились позже и были, возможно, заимствованы у других народов).

На голове мужчины могли носить различные типы шапок. Девушкам полагалось ходить с непокрытой головой (допускалась повязка или декоративная диадема), а замужние женщины носили платок или чепец (сорвать с головы замужней женщины головной убор значило нанести ей большое оскорбление).

«Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу» — писал о славянах Маврикий Стратег. Грекам в Византии, где наблюдался упадок нравов, было с чем сравнить. Об удивительной красоте славянок в один голос говорит целый ряд источников.

Термин «родовой строй» ясно указывает, что народ на данном историческом этапе распадался на обширные группы родственников, живших сообща. Такая группа составляла род, управлявшийся старейшиной (старостой).

Однако уже в древности мужчины рода жен себе брали из других родов. Так создавались межродовые связи, постепенно приводившие к размыванию границ между отдельными родами.

Девушка либо похищалась из чужого рода, либо выкупалась женихом из него (сами подобные похищения были нередко всего лишь частью свадебного ритуала и потому обычно не приводили к развитию взаимной вражды между родами).

После обручения жених и невеста обменивались столь же ритуализованными дарами (яблоко как языческий магический символ плодородия, черная курица и черный петух и т. п.). Невесту в свадебном облачении также обсыпали зернами злаков, сопровождая это словесными заговорными формулами, рассчитанными на то, чтобы обеспечить ее будущую материнскую плодовитость, усаживали на звериную шкуру, вывернутую мехом наружу, и т. д. Ей подстригали волосы, после чего она разувала мужа в знак покорности ему. Свадьба завершалась пиром, который также был частью ритуала и в своем начале имел строгую композицию, постепенно переходя, однако, в нетрезвую оргию.

После принятия христианства священники прилагали много усилий по искоренению типично языческих составляющих из свадебного обряда, однако его бессознательно сохраненные народной памятью рудименты можно наблюдать на сельских и вообще простонародных свадьбах вплоть до настоящего времени.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства», — повествует о славянах Прокопий Кесарийский.

Регулярная смена мест жительства была обусловлена уже особенностями славянского «передвижного» земледелия. Рано или поздно роду приходилось осваивать отдаленный участок (когда пригодные для обработки земли поблизости оказывались истощены) и переносить к нему поселение.

«Они селятся в лесах у неудобопроходимых рек, болот и озер», — сообщает о славянах Маврикий Стратег. Эта реплика заставляет напомнить о другом: о врагах, защиты от которых вынуждены были искать славяне. Именно труднодоступные для пришельцев места были оптимальны с точки зрения защиты от неожиданного нападения. Высокий обрывистый берег реки или озера обеспечивал тыл; по воде славянам, которых Маврикий признавал «превосходящими всех людей» в искусстве «переправы через реки», можно было скрыться от преследования. Остров посреди топкого болота, тайные проходы к которому знали лишь свои, также был надежным местом (к сожалению, он переставал быть таковым зимой, когда болото замерзало).

Автор «Стратегикона» рассказывает и такие весьма интересные вещи о славянском жилище. Славяне, по его сведениям, «устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей».

Длительное время считалось, что эта информация не верна. Так, Л. Нидерле писал, что тут у Маврикия «явная ошибка, так как это могло относиться только к выходам огромной усадьбы, а не самого жилища»70. Но подобные хитроумные подземные жилища со многими выходами, напоминающие лисьи норы, в конце концов были действительно найдены. Видимо, они могли создаваться на высоких глинистых берегах рек (Дунай, Днепр и т. д. — в местах, на которые славяне распространились примерно к V—VI в., то есть, в частности, на территории будущей Киевской Руси). В Полесье же, бывшем средоточием славянских поселений в более раннюю эпоху, такие «норы» создать несравненно сложнее: здесь изобилуют дремучие леса, а главное, болота; грунтовые воды тут нередко чересчур близко к поверхности земли, а характер почвы слишком рыхлый для рытья подземных ходов.

Древнейшие славянские жилища представляют собой примитивные землянки: ямы глубиной порядка полутора метров (древние люди были невысокими), а размером примерно четыре на четыре метра (вход делался с южной стороны). Землянки копались на всхолмиях, на высоких берегах рек. Они могли искусно маскироваться от посторонних. Яма застилалась жердями, поверх которых укладывался дерн, и когда трава на крыше землянки приживлялась, землянку было заметить нелегко (одновременно древесно-земляная крыша великолепно сохраняла тепло). Отапливалась землянка «по-черному»: внутри делался простейший очаг без трубы71.

Анонимный автор, которого условно именуют Персидский географ, сообщает: «Зиму славяне проводят в ямах и подземных жилищах». Разумеется, летом прохладные темные землянки могли использоваться для различных подсобных нужд, а люди в повседневном быту и хозяйственной деятельности зачастую в теплое время года обходились разными легкими наземными постройками — например, теми, которые впоследствии стали именоваться шалашами (проникшее в славянские языки тюркское слово) — также легко маскируемыми. Да и сам лес был для славян огромным родным домом. В нем можно было различными способами укрыться от непогоды, в особенности летом.

Славянская землянка первоначально поднялась из земли лишь частично, превратившись в «полуземлянку». Уже невысокий сруб хотя бы в три бревна (нередко обмазывавшихся глиной) позволял соорудить оконце и тем осветить жилище в дневное время72. Бревна сруба часто обсыпались землей, и он превращался в невысокий холмик. Помимо маскировки это делало жилище более теплым, хотя и больше подверженным гниению.

Когда же бревенчатое жилище поднялось над землей «в полный рост», оно, к сожалению, перестало быть невидимо чужому глазу, а прежняя землянка сохранилась под ним, превратившись в подполье. Если раньше под землей жили люди, то теперь там, в прохладе, «поселились» продукты и овощи (подполье и сейчас сохраняется, например, практически под любым восточнославянским сельским домом).

Бревенчатый сельский дом с давних времен именуется изба (первоначально «истъба» — от глагола «истопить»: отапливаемое помещение). Суровые зимние условия быстро научили строить перед его входной дверью небольшую неотапливаемую пристройку, получившую название сени (сенки, сенцы) или притвор. (Крыльцо перед сенями изначально несло в себе декоративное начало и появилось также относительно поздно.)

Человек сначала попадает с мороза в сени. Температура в них несколько выше, чем снаружи, а кроме того, ими гасится ветер. Из сеней (где иногда снимают часть верхней одежды) переходят непосредственно в избу, где топится печь (а не древний открытый очаг). Наиболее интересный тип печи, созданный славянами, это так называемая русская печь, ныне известная разных размеров и в различных вариантах, как простых, так и усовершенствованных. На русской печи можно спать, в ней даже можно мыться (в лежачем и полулежачем положении) и т. п.

Уже в конце первого тысячелетия н. э. у славян зафиксированы и специальные помещения для мытья, т. е. бани, которые по-древнерусски именовались «лазьня» (от «лазать»), «мыльня» (от «мыть») и «истобка» (от вышеобъясненного «истъба»).

В отличие от «черной» (или «курной») избы изба позднейших времен (так называемая «белая») имеет печь с трубой, выведенной наружу над крышей, благодаря чему дым не распространяется в помещении. Забегая вперед, укажем, что слово терем, с которым обычно ассоциируется древнерусский архитектурный стиль, не славянское, а греческое (teremnon — «кров»).

Комнат, перегородок и даже кухни в старинной избе не было уже потому, что они мешали бы равномерно распределяться в помещении драгоценному теплу. Вторая печь и так называемая «пятая» внутренняя поперечная стена, разделяющая на две половины большие богатые избы, — явления позднейших времен. Относительно позднее образование — и так называемая клеть («холодная изба»). В клеть на теплое время года могли отселяться из общей избы молодожены; кроме того, она была местом хранения имущества. Кладовая (от. ст.-слав. кладѫ, класти; отсюда же клад) как отдельное помещение для хранения вещей и утвари также появилась относительно поздно.

В связи со словами из ряда «кладовая», «клад» и т. п. приходит на память весьма интересный феномен — славянские клады эпохи родового строя, периода, когда еще не существовало товарно-денежных отношений. Маврикий Стратег писал о славянах этой эпохи:

«Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют».

В XX в. в различных ситуациях (например, при проведении мелиоративных работ) иногда обнаруживали клады, относящиеся к I тыс. н. э., в самых неожиданных (и притом заведомо недоступных для спрятавшего свой клад древнего славянина) местах — на дне водоемов, осушаемых при мелиорации топких болот и т. п. Утопить клад в болоте — это, скорее всего, сознательно утопить навсегда.

Маврикий Стратег знал лишь внешнюю сторону такого рода деяний и не понимал мистической стороны действий славян, скрывавших клады в местах, недоступных для всех (в том числе и для себя). Нечто очень похожее делали в аналогичную эпоху своего историко-культурного развития скандинавские викинги, которые топили клады в глубоких местах на дне моря и фиордов. Исследователь, изучавший соответствующий обычай у древних германцев и скандинавов-викингов, писал:

«Согласно представлениям, бытовавшим у этих народов, в сокровищах, которыми обладал человек, воплощались его личные качества и сосредоточивались его счастье и успех. Лишиться их значило погибнуть, потерять свои важнейшие свойства и боевую удачу. Вспомним борьбу, развернувшуюся из-за «золота Рейна» — богатств, потопленных легендарными Нифлунгами (нем. Нибелунгами) и в конечном счете их погубивших: в золоте, по верованиям скандинавов и германцев, материализовалось счастье его обладателей. Руководствуясь этими представлениями, норманны старались спрятать накопленные ими монеты, не рассчитывая на то, что впоследствии они их выкопают: клад, пока он лежал нетронутым в земле или на дне болота, хранил в себе удачу своего хозяина и поэтому был неотчуждаем. Серебро и золото обладали сакрально-магической силой в глазах варваров»73.

Иными словами, завоеванное в бою — как бы мистическое продолжение личности воина. Чем более оно прибавляется, тем более нарастает магически его будущая военная удачливость. Это завоеванное надо было поместить так, чтобы никто не мог, в свою очередь, его у воина отнять. Болото, дно реки и т. п. — как раз такие места.

Другая сторона дела состояла в том, что к своей добыче, какой-то ее части следовало еще и проявить публичное пренебрежение. Цитированный выше исследователь напоминает любопытные факты, сообщавшиеся на этот счет Тацитом относительно германцев-варваров. Касательно славян аналогичные данные содержит следующий эпизод из «Слова о полку Игореве», на который в свое время указал Ю.М. Лотман74:

«Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя; и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты; орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе храброму Святьславличю».

То есть, в переводе Д.С. Лихачева: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу!».

Победив половцев в первом сражении, дружинники Игоря стали метать под копыта своих коней и колеса повозок «по болотам и по топким местам» захваченные покрывала, плащи, кожухи «и всякие узорочья половецкие», демонстрируя свое презрение к материальной, «вещевой» стороне военной добычи. При этом Игорь Святославич вообще не принял участия в дележе добычи (это было бы ниже его полководческого достоинства и статуса), взяв себе лишь знаки победы (стяг, хоругвь и пр.).

В эпоху родового строя славяне жили в небольших поселках-городищах, тщательно вписывавшихся в рельеф местности. Вокруг городища обычно выкапывался глубокий ров. Земля из рва шла на насыпку вала (с внутренней стороны в нем могли делаться различные ниши военного и хозяйственного назначения и даже жилые землянки). На вершине вала располагался высокий бревенчатый частокол. Все это вместе создавало внушительную защиту от нападающего противника, и враги стремились подобраться незаметно, чтобы не дать славянам времени укрыться за частоколом и закрыть ворота. Вражеская разведка стремилась также отследить момент, когда большинство мужчин по какой-то причине (например, охота) покинет городище, чтобы напасть именно тогда.

Становление государственности у славян привело к созданию крупных поселений — городов (город — огороженное пространство). Город располагался в хорошо защищенном по природным условиям месте (на слиянии рек, на высоком обрывистом берегу и т. п.). Именно так был расположен Киев и центры древнерусских республик — Великий Новгород и Псков.

Город окружался укрепленной стеной. Западные и южные славяне, жившие близко к горам, строили каменные стены, поскольку вокруг изобиловал именно этот материал. Восточные славяне, проживавшие в лесной зоне (например, Владимиро-Суздальская Русь), окружали город бревенчатым срубом с башнями по углам и периметру75. Внутренность его засыпалась землей. Когда земля внутри сруба окаменевала и превращалась в монолит, стена приобретала исключительную твердость. Понимая трудноуязвимость стены, враг стремился, как правило, разрушить наиболее слабую часть сооружения — ворота. Впрочем, до ворот надо было еще добраться: перед городской стеной, каменной ли, деревянной ли, как правило, проходил глубокий и широкий ров, заполнявшийся водой, а мост через него обычно был подъемным. Идеальным способом захвата города было опять-таки внезапное нападение в момент, когда местный князь со своей дружиной находился в каком-либо походе.

Разрастаясь, город менял структуру76. Вышеописанное укрепление иногда становилось внутренней крепостью — детинцем (замком), в котором располагались терема; в детинце проживал князь с дружиной. Выплеснувшийся за пределы этой стены торгово-ремесленный окольный город (посад), состоящий в основном из простых изб, окружался частоколом на валу (острогом). Например, в Киеве посад располагался на месте нынешнего Подола.

Лишь иногда вокруг посада тоже строилась стена. Примером такого устройства может служить Москва времен позднего средневековья, в которой Кремль (детинец) был окружен даже двойным кольцом мощных каменных стен — Китай-города и Белого города.

Ворвавшиеся в посад враги далеко не всегда оказывались затем в состоянии взять гораздо лучше укрепленный детинец и вынуждены бывали ограничиться грабежом окрестностей.

Академик-историк Михаил Николаевич Тихомиров (1893—1965) так описывает городские укрепления восточных славян:

«Основным видом городских укреплений в Древней Руси X—XIII вв. были деревянные стены. Вместо выражения «построить» город говорили «срубить» город, так же как писали о постройке деревянных церквей. Раскопки древнерусских городов выяснили интересные подробности устройства деревянных укреплений; эти укрепления в основном состояли из вала, на котором были возведены стены и башни... Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, — городниц, плотно приставленных одна к другой и державшихся благодаря своей тяжести. Бывали случаи, когда городницы, составлявшие звенья стены, вываливались из нее вместе с оборонявшими их людьми. Такой случай произошел в 1185 г. в небольшом городке Римове, в Киевской земле; во время нападения половцев «полетели две городницы с людьми и на сражающихся и на прочих горожан нашел страх». Осаждавшие, воспользовавшись несчастьем, ворвались через образовавшуюся брешь и овладели крепостью.

На верху стен, составленных из городниц, имелась довольно широкая площадка, которую с внешней стороны от неприятельских стрел и камней прикрывал деревянный забор — «забрала», или «заборола». Иногда словом «заборола» обозначали и всю крепостную стену. В заборолах были устроены щели — «скважни» — для стрельбы в нападающих. Городские стены, по-видимому, не отличались большой высотой, иначе для нас оставалось бы непонятным известие летописи о смердах, перескакивавших через заборола во время осады одного галицкого города Иваном Берладником (такое могли проделывать, используя прочное длинное копье как шест для прыжка. — Ю.М).

На заборолах происходила ожесточенная борьба во время штурма городов, отсюда защитники города бросали в нападающих камни, метали стрелы и копья. С заборола городской стены открывался обширный вид на окрестности. На забороле стены, по «Слову о полку Игореве», плакала Ярославна, обращаясь взором к обширной и далекой степи, где в плену находился ее муж Игорь»77.

Уже в XIV в. стены некоторых русских городов во Владимиро-Суздальской Руси стали перестраиваться из деревянных в каменные. Каменные стены у Кремля были уже при Дмитрии Донском; впоследствии они не раз перестраивались.

Археологические раскопки в русских городах показали, что накануне монгольского нашествия удивительного мастерства достигли русские ювелиры, резчики по камню, мастера тонкой чеканки по металлу и т. д. Это были уже не ремесленники, а настоящие художники. Монгольское разорение нанесло непоправимый удар материальной культуре на Руси. Однако, как и в домонгольскую эпоху, в городах развивалось бондарное, гончарное, кузнечное, стекольное, столярное, сапожное дело и другие ремесла.

studfiles.net

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.
Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Обычаи, нравы, традиции славян выражались в их образе жизни. Это касается абсолютно каждой стороны их жизни. И праздники, и приготовление пищи, и уход за ребенком, и шитье одежды, и ремесло... Продолжать можно бесконечно. Особенно заботились наши предки о защите себя и своей семьи, своего дома от нечисти и дурного глаза. Для этого свою одежду, свое жилище, предметы обихода они украшали оберегами, различными защитными знаками.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Народный календарь. Обряды, здоровье.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Мировоззрение и быт древних славян

 К тому времени, когда древние писатели стали говорить о славянах, называя их то венедами, то антами и склавинами, славянские племена уже обладали высокой культурой и развитым, веками складывавшимся языком и верой.

Древнеславянский быт был богато украшен разнообразными произведениями искусства. Льняные одежды мужчин были расшиты цветными узорами; наборные пояса покрывались изображениями цветов, зверей и плясуний. Женская одежда, помимо тканых и вышитых рисунков, щедро украшалась серебряным и самоцветным "узорочьем": у висков, на волосах, отливали золотом изящные очертания бронзовых височных колец, в ожерельях радовали глаз тонкие сочетания прозрачного хрусталя, красного сердолика, цветного стекла и пасты с мельчайшим узором. У поясов висели костяные гребни с вырезанными фигурами коней, медведей или награвированным изображением ладьи с парусом.

Чтобы оберечь себя от различных зол внешнего мира, древние славяне носили на груди наборы бронзовых оберегов - изображения миниатюрных зверей, коней, птиц, рыб, ключи, топорики, ножи, ковши, серебряные когти и зубы лесного хозяина - медведя.

Обряды славян

Посуда и утварь, оружие и сбруя любовно покрывались узорами. Крыши домов отделывались резными "князьками". Боевые ладьи украшались головами драконов.Священные рощи увешивались вышитыми полотенцами. На площадях городов высились каменные и деревянные изображения славянских богов. Творчество древних художников находило себе широкое применение как в частном, так и в общественном быту. Искусство, связанное с неисчерпаемыми родниками народа, было глубоко народным.

Древний земледельческий образ жизни и родовой устрой славянского общества породили единое мировозрение славянской веры. Земледельческие обряды и почитание предков составляли основное ядро славянского мировоззрения. Это мировоззрение оказалось настолько прочным, что христианская религия, сама пропитанная магическими представлениями, на протяжении всей феодальной эпохи не смогла преодолеть древние мировозрение славян и приспособилась к нему.

В княжеские времена, когда дружины и их князья, разрушая старые родовые отношения, устанавливали новый порядок, появилось дружинные обряды, и главным божеством воинственных русских витязей стал грозный Перун.

Духи мест и волшебные звери

Нашим предкам каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись имевшими свою душу, своего духа. Каждый дом в деревне, находился под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души умерших предков, помогая живым родичам. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечающий часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей; редкая сказка о животных не упоминала о "петушке-золотом гребешке". Утки и гуси обозначали воду, и в вышитых узорах очень часто встречаются длинные ряды этих птиц, плывущих друг за другом, гуськом; это - изображение реки. Бык, взрыхляющий пашню ралом, был олицетворением плодородия. В честь бога Тура (дикого быка) устраивались весенние праздники молодежи, "турьи горы" были местом эротических игр, а огромные турьи рога служили сосудами на пирах и при торжественных обрядах. Конь, это гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнего искусства.

Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, иногда враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны. Заяц, перебежавший дорогу, знаменовал неудачу. Крупнейший хищник наших лесов-медведь особенно почитался. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях, изображение медведя князья ставили на своих гербах. Имя этого страшного хозяина леса никогда не произносилось суеверным славянином; мы знаем только иносказательное описание: "мед-ведь", т. е. "знающий мед". Помимо зверей, лесная чаща представлялась наполненной бесчисленными духами. В каждом болотце жил багник (от "багно" - болото), в каждой реке - водяной, в лесах - лешие, а в глубине непроходимой пущи - огромный "пущевик", с руками, как сучья, и с зелеными волосами. Десятками заговоров, теперь уже наполовину непонятных нам, пытался пахарь-славянин отгородиться от враждебной лесной стихии. Искусство приходило ему на помощь, создавая обереги, предназначенные оберегать человека от духов леса.

Всей жизни человека сопутствовали различные заклинания и обряды, посредством которых он пытался охранить себя от злых сил, воздействовать на природу, заранее обеспечить удачную охоту или обильный урожай. Тяжелый труд пахаря по расчистке лядины, корчеванию пней и вспашке нивы казался бесполезным, если он не сопровождался обязательными обрядами, которые должны были умилостивить силы природы.

Амулеты-обереги

Когда рождался ребенок, на него вешали амулеты-"обереги". Каждая ступень его жизни сопровождался священным обрядом. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был хорошим воином. В три года его сажали на коня. Свадьба, как начало новой жизни, новой семьи, была особенно заботливо обставлена священными обрядами, в которых одинаково проявлялись две стороны магии - предохранение от зла и пожелание добра. Столь же сложен был и обряд погребения. Жизненный путь человека кончался среди многочисленных священных обрядов. В могилу клали орудия труда, оружие, пищу, необходимые умершему в "будущей жизни" в потустороннем мире; ему строили деревянную домовину, воспроизводившую жилище; жены богатых людей убивались в знак преданности и в пышном подвенечном наряде их хоронили вместе с ними. Труп сжигали на огромном костре, а затем насыпали курган и водружали на нем остатки оружия умершего. Вокруг этих воинских знаков устраивали обрядовые игры - поединки воинов - и погребальный пир, на котором поедали жертвенных птиц и животных. Каждый год, в определенные сроки, родственники собирались на могиле и новыми жатвами поминали покойного, уже перешедшего в разряд таинственных и требовательных духов.

Вера славян знала строгое расписание годовых магических праздников. Основой славянского хозяйства было развитое пашенное земледелие, наложившее сильный отпечаток на все мышление славянина. Поэтому главными божествами древнерусской веры были Земля, изображаемая в виде женщины, и Солнце, называвшееся у одних племен Даждьбогом (т. е. "богом, подающим благо"), у других-Сварогом (от слова "свар"-жар), у третьих-Хорсом.

Сезоны

Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами.

В снежне месяце, декабре, славяне встречали сурового бога зимы Коляду. Пляски в зверином обличье - в личинах животных и в шкурах - носили отголоски древних представлений охотничьей орды о родстве человека с животными.

Новый год в первый день месяца стужня (1 января) был древним славянским праздником заклинаний благополучия на весь год.

Весной начинался радостный срок праздников солнца. На масленицу пекли блины - знаки солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте - еще один знак солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями - спутниками солнца, было таким запоминающимся происшествием, что оно прочно вошло и в изобразительное искусство.

На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодёжи - кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печеньем - хозяйки пекли из теста изображения жаворонков. Встреча божества весны Радуницы сопровождалась обрядовым началом пахоты, зажиганием костров, поминками по умершим предкам и любовными играми, которые древние христианские проповедники сравнивали с античными праздниками в честь жизнерадостного греческого бога Диониса.

 

Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля - покровителей любви. Производительная, плодородная сила природы и ее священное сопоставление с плодородием человека составляли содержание и другого летнего праздника - Купалы (от слова "вкупе" - вместе).

На летних праздниках, совпадавших с жатвой, плели венки из колосьев, подпоясывались жгутами и устраивали хороводы вокруг костра или зеленого деревца.

На жатву женщины одевались особенно празднично. Первый сноп - "богач" (т. е. посвященный богам) приносили в дом, где ставили в красный угол; последние колосья оставляли на поле несжатыми и перевязывали их лентой - "Волосу на бородку". Арабский писатель Х века Ибн-Русте рассказывает о том, что славяне поднимали к небу ковш, наполненный зерном, чтобы обеспечить урожай.

Обрядовое переодевание в звериные шкуры именно зимой может быть объяснено тем, что в крестьянском быту зима была единственным охотничьим сезоном. Впрочем, в "колядках" очень ярко выступает земледельческий характер даже этого зимнего праздника.

К летним праздникам относится праздник в честь бога грозы и грома Перуна (позднее Ильин день). Перуну приносили в жертву быка; праздник заключался в поедании мяса жертвенного животного всей "братчиной". Этот праздник упоминается уже в VI веке н. эры.

Особенно радостны были для древних земледельцев осенние празднества урожая. По свидетельству писателя XII века Саксона Грамматика, балтийские славяне после уборки хлебов пригоняли к храму скот, приносили его в жертву, пекли огромный, выше, человеческого роста, сладкий пирог и варили хмельные напитки. Особый жрец наполнял медом турий рог, вставленный в руки идолу, н магическими обрядами и гаданиями открывал многодневный праздник- пиршество.

Помимо сельскохозяйственных годовых праздников, в вере древних славян заметное место занимало поклонение богам стихий и покровителям того или иного вида человеческой деятельности. Таковы Перун - страшный бог грозы, а впоследствии и войны; Белес, или Волос,-благодетельный бог скота и богатства; Солнце, известное под именами Даждьбог, Сварог, Хорс; Стрибог - бог ветров; Симаргл; Мокошь - загадочная богиня плодородия и водной стихии. Образ Мокоши часто отражается в русском народном искусстве в изображении женщины с поднятыми вверх руками.

Боги

У западных славян мы знаем богов: Святовита (воин с мечом и рогом изобилия), Живу - богиню жизни и плодородия, Радогоста, которого сравнивали с римским богом торговли Меркурием, Яровита, Триглава и других. У русских есть много селений с названием- Радогощ, которое может быть связано с почитанием этого торгового божества. Волос преимущественно известен на севере (Ростов, Новгород), а почитание Радогоста встречается у поморян и у юго-западной части восточных славян. Богам сооружали храмы, при которых находились жрецы (кудесники, волхвы, чародеи).

Возможно, что верховная религиозная власть принадлежала князю племени. Об этом свидетельствует одинаковое звучание слова "князь" и "жрец" в ряде славянских языков (польский: ксиазь - князь, ксиадж - священник; чешский: кнез - князь, кнеж - жрец).

О своих богах славяне слагали сказания и рассказы. Так, например, Сварог научил людей ковать металл, установил правильные семейные отношения, а при сыне Сварога появились уже и цари. В рассказах сотворении мира видную роль играл образ птицы. Существовали сказания о героях-змееборцах, побеждавших огромных драконов и впрягавших этих чудовищ в плуг.

Когда на Руси появилось христианство, оно встретилось с такой устойчивой, веками складывавшейся земледельческой мировоззрением, с такими прочными верованиями, что вынуждено было приспособиться к ним, подменить Волоса - Власием, Перуна - Ильей, Мокошь - Пятницей-Параскевой, молчаливо признать масленицу и другие славянские праздники.

 

Этнографы и фольклористы XIX века собрали огромный материал по славянским обрядам и искусству. Правда, русское народное искусство XVII-XIX веков значительно оторвалось от древних оберегательных узоров, смысл многих сюжетов забылся и многие явления переосмысливались чисто поверхностно. Но в глухих углах сохранилась глубокая, седая старина, многовековая славянская древность.

В старые времена, вся обрядность носила строгий, торжественный характер, и в священных плясках и хороводах принимали участие седые воины и старухи - хранительницы славянской веры. Танец в звериных нарядах выполнялся медленно и важно, как богослужение.

Когда смысл старых обряды стали забывать, на них стали смотреть, как на забаву, - молодежь со смехом рядилась в вывороченные тулупы, и ряженые с веселыми "колядками" ходили из дома в дом, или весной юноши и девушки прыгали через очистительные костры и водили веселые хороводы вокруг березки.

Некоторые древние представления стали достоянием детей. Торжественный обряды перешли в детскую игру (например, "А мы просо сеяли", "Бояре, а мы к вам пришли"), образы богов стали куклами, изображение солнечной колесницы - детской каталкой, а предок Щур сохранился в словах "чур меня".

К каждому славянскому богослужению многое выполнялось каждый год заново: личины, одежда, соломенное чучело зимы, выпеченные из теста изображения птиц, баранов (баранки), коров (короваи) и так далее. Восстановить облик этой стороны славянских духовных обычаев можно, изучая его в позднейшем народном творчестве.

По статье академика Б.А.Рыбакова

Slavjanstvo.org

katehon.com

их образ жизни, их быт, культура, религия и ремесла.

Что мы знаем о древних славянах

Славяне считаются предками многих современных народов из разных стран. Поэтому многим, наверное, интересно будет знать об их жизненном укладе, принципах, моральных устоях. Может кто-то найдет в себе частицу пережитков прошлого.

Древние славяне – термин, относящийся к шестому-восьмому векам нашей эры. По данным одного греческого историка, законы древние славяне не записывали. Однако это не означает, что их не было. Существовали, как мы сейчас их называем, нормы морали, записанные в умах. Например, такое преступление как кража почти не совершалось. А если совершалось убийство, то участью преступника и его рода была смерть от рук детей погибшего. Вообще у славян не было огромной любви к богатству. Историки отмечают, что славянские племена имели сходный образ жизни, были свободолюбивы. Про рабство в племенах не могло быть и речи. Они славились отвагой, трудолюбием и неприхотливостью. Славяне также отличались гостеприимством, желанием помочь нуждающимся. Что касается войн, то военное дело было у славян в крови. Причем они не были жестоки, пленных не обижали, быстро отпускали их с миром. Все эти положительные отзывы принадлежат греческим летописцам. Ведь в начале нашей эры греки и славяне часто воевали.

Внешний облик славянских народов был отражением характера. Это крепкое жилистое тело, сильные руки. Рост был обычно выше среднего, волосы русыми, а лицо доброе и приятное. Одежду славяне изготавливали из шкурок животных. Обычной обувью были лапти, затем постепенно появлялась обувь из кожи. Основной одеждой женщин было платье в пол. Украшали себя славянки украшениями из бисера, металлическими изделиями. Добывались они на войне у зарубежных купцов.

Хозяйство славян в древности было нехитрым. Оно, по большей части, складывалось из земледелия. Археологи находили семена выращиваемых ими злаков: пшеницы, ячменя и других. Удивительно, но огороды были у древних славян! Сажали они корнеплоды (свеклу, морковь, репу). Для людей в те времена «жизнь» и «хлеб» были почти тождественными понятиями.

У каждой географической группы древних славян был свой тип земледелия. У северных оно было подсечно-огневым. Заключалось оно в подрубании деревьев, сжигании их в следующем году. А образовавшаяся зола шла на удобрение для пашневых культур. Для работ народ использовал топоры и мотыги, а также заступы для рыхления почвы. Был в обиходе и серп для сбора урожая, и даже каменные зернотерки и ручные жернова.

Что мы знаем о древних славянах

Перелог – прерогатива славян с юга. На плодородие там жаловаться не приходилось. Поэтому пару-тройку лет работали на одном участке земли, затем переходили на другой. Здесь трудились уже с помощью сохи, рала, плуга.

Еще одним занятием наших предков было скотоводство. В основном занимались крупным рогатым скотом, свиньями. Использовали животных и в качестве рабочей силы, и для пропитания. В древности, когда пищу нужно было добывать каждый день самостоятельно, зародилась и рыбная ловля, и охота, и бортничество. Кстати орудием для охоты были лук и стрелы.

Где есть труд, там есть отдых. Досуг славян состоял из музыки (играли на гуслях, дудках, волынках), народных игр. Любимыми затеями считались борьба, бои на кулаках, забеги. По утверждениям историков, арифметика и хронология у славян были. Конечно, когда появилась торговля нужны были какие-то способы счета. Также славяне придумали названия месяцев.

Еще давным-давно человек понял, что прожить в одиночку очень трудно. Поэтому «структурно-функциональной» единицей деревни стала община, или мир, или вервь (что является синонимами). Община вместе сооружала дома, участвовала в полевых работах, следила за честным разделом земли.

Шло время, родовая община сменилась соседской. Уже в последней возникает, как мы сейчас говорим, частная собственность. Вообще, имущество общины стало дифференцироваться на «мое» и «общее». К первому относились жилище, земля, скот, инструменты. Ко второму – леса, водоемы, луга. Неуклонно это разделение стало вести к появлению богатых и бедных, но в то время это было еще не так ярко выражено. Соседская община была построена на основе не кровной, а хозяйственной связи. Ячейкой общины стала семья (муж, жена, дети). Детей воспитывали женщины. Кстати, славянки отличались стыдливостью, кротостью, целомудрием. воспитание шло в духе военного времени. Детей учили быть мужественными и отважными. Летописец Нестор писал, что браки заключались без согласия супругов и их родителей.

Поселки славян в древности были небольшими. Максимум пять дворов. Конечно, были и крупные, но очень редко. Один летописец из Византии донес сведения, что жилища славян были довольно бедными. Если верить данным раскопок, то жилье представляло собой полуземлянку, пол на метр уходил под землю, стены были деревянные. Скаты глиняной крыши почти доходили до земли. Чтобы не замерзнуть, славяне устанавливали глиняные или каменные печи без дымохода. Максимальной площадью, по данным историков, считается двадцать квадратных метров. Для защиты славяне строили валы. Опасность представляли не только возможные враги, но и дикие звери. Для удобства общины расселялись близ рек или других водоемов.

Что касается веры, то славяне в древности были классическими язычниками. У них существовали свои традиции, обряды. Поклонялись славяне многочисленным божествам, которые всегда ассоциировались с определенными благами (плодородие, солнце, ветер и др.). Некоторые обычаи были заимствованы у индоевропейских древних народов. Славяне свято верили, что их судьба, урожайность, плодовитость находятся во власти невидимых сил.

Жизнь и быт древних славян.

Рюрик, Потерянная Быль

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Быт древних славян | Новые технологии в мире и бизнесе

Славяне издревле относились к оседлому народу. Их главным источником пропитания была земля, в отличие от многих других народов, занимавшихся разведением скота, как основного источника пищи. Первые дома представляли собой земляные углубления, имеющие крышу, которая держалась на подпорках. Селились славяне в основном в труднодоступных местах: болота, крутые берега рек и озер. При выборе места поселения существовало два основных требования: наличие плодородной почвы и труднодоступная местность, защищающая от неожиданного нападения соседних племен, либо диких животных.

Скотоводством славяне все же занимались. Они разводили коз, овец, лошадей. Но основным занятием все же было земледелие. Выращивали пшеницу, просо, овес, гречиху и многие другие сельскохозяйственные культуры. Хранились зерна в различных глиняных и керамических горшочках. Уже в то время среди славян было развито гончарное дело, а также работа с железом. Посуда с зернами хранилась в специальных ямах-погребах.

Естественно, славянам приходилось бороться с различными грызунами, которые посягали на их продовольственные запасы. Кошки ещё с древних времен ценились как незаменимые отпугиватели грызунов. Но кошек было мало, и стоили они дорого. Поэтому приходилось прибегать к другим проверенным средствам. В кладовых клали листья ореха, ромашки, черемухи, сосновые ветки и шишки, запах которых отпугивал животных. Также вешали маленькие колокольчики, которые своим звоном работали как своеобразные и эффективные отпугиватели грызунов. Кроме того, славяне-язычники верили в магические свойства колокольчика, который отпугивал злых духов.

Травы, собранные летом, помогали лечить заболевания круглый год. Многие травы, которые лежали в погребных ямах раскладывали и в самом доме. С их помощью велась не только борьба с грызунами в помещении, но также их использовали и как отпугиватели комаров и гнуса, которых летом в темных, полусырых землянках было множество.

Само жилище представляло собой четырехугольник. Если это была землянка, то потолок засыпался землей. Окон не было, как в землянках, так и в полуземлянках. Входом служила дверь, которая выходила на южную сторону. А от нее шла небольшая деревянная лестница непосредственно внутрь жилища. Пол был выстлан из досок, либо попросту обмазан глиной. При строительстве таких домов главный упор делался на сохранение тепла. В некоторых землянках имелись печи, но уже у более поздних славян.Надземные постройки появились позднее на севере и представляли собой небольшой деревянный сруб.

Из посудной утвари были в основном горшки и ложки. Посуды было немного, и была она на вес золота.

Летом славяне кроме земледелия и скотоводства занимались собирательством ягод, листьев и трав. Природа обеспечивала само существование и выживание человека. Даже одежда была сделана из льна, который вырастили, собрали и после изготовили из него одежду. Одеяние славян было простое. В обычные дни они носили просторную рубаху. Если же был праздник или ещё какое либо событие, то одежда имела вышивки и узоры. На ногах носили лапти, сделанные из древесного лыка или бересты. Занимались славяне и рыбным промыслом. Этому способствовало наличие рек и озер на занимаемых ими территориях. Что же касается охоты, то она приносила по большей части мех и шкуру, а мясо волновало славян в меньшей мере. Многие сведения, которыми обладает человечество сегодня, были получены благодаря археологическим раскопкам, а также народному фольклору (басни, былины, песни), который передавался из уст в уста, а позднее был представлен в древних летописях и сказаниях.

Прочтите также:

Запись опубликована 29 сентября, 2010 в 20:19 в следующих рубриках: Новости. Вы можете отслеживать обсуждение записи, используя ленту RSS. Комментарии и trackback отключены.

skyfamily.ru


Смотрите также