Загадки календаря Майя, Е.Коваленко Новое время и новый мир (Календарь Майя), П.Мовчан, Журнал: Эниология №2 2003 (Отрывок статьи) Время и календари древних, A.Андреев
Евгений Коваленко
Загадки календаря Майя
Один из самых интересных и загадочных подарков древних майянцев современной цивилизации - это календарь.
Индейцы майя куда-то все пропали. Уже давно - более тысячи лет назад. С тех пор их никто не видел и даже неизвестно, почему они исчезли. Одни историки утверждают, что цивилизацию развалила междоусобица, другие - что майянцы погибли в результате каких-то природных катаклизмов. А нам они оставили свои красивые каменные пирамиды и крепости, свою письменность, впечатляющие для древней цивилизации знания по математике и астрономии. Один из самых интересных и загадочных подарков этих древних индейцев современной цивилизации - это майянский календарь.
У майя было аж 2 календарных системы. Один календарь - его часто называют гражданским - использовался для хозяйственных нужд. Майянцы определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя - "хааб" - имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом, что для земледелия очень полезно. Его составляли 18 месяцев по 20 дней и еще 5 дней, получивших название "дней без имени" и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что хааб на доли дня короче истинного солнечного года и вносили поправки.
Кроме того, был ритуальный календарь - "цолькин". По цолькину майянские жрецы определяли, когда проводить религиозные обряды. В том числе и самые страшные - свои знаменитые жертвоприношения. Год цолькина был гораздо короче - всего 260 дней - и делился на 13 месяцев, которые, так же как и в хаабе, содержали по 20 дней. В период 52 года календаря хааб укладывается 73 целых цолькина. Эта зависимость составляла основу гармонии календаря майя.
Многие знатоки майя утверждают, что эти древние индейцы прекрасно знали устройство Вселенной. Это позволило им предсказать, что в день 21 декабря 2012 года на Земле произойдут глобальные события, которые круто изменят ход истории. Подробности этого послания до нас не дошли, и исследователи до сих пор пытаются разгадать, что имели в виду умные индейцы. Многие склонны считать, что так майя предсказывали "конец света". Другие считают, что на Земле наступит новая эра, эра духовного прозрения. А что говорят наши астрономы?
Прежде всего, это время зимнего солнцестояния. Но такое бывает каждый год - вроде не самая удачная идея для космической революции. Но кроме этого, 21 декабря 2012 года наша Земля и Солнце окажутся на одной линии с центром нашей Галактики. А вот это уже впечатляет. Представляете, майянцы более чем за тысячу лет предсказали такое нетривиальное космическое явление! А ведь у них даже не было линз и телескопов. Свои наблюдения звезд и планет они вели, используя узкие щели. Что нам сулит это астрономическое событие, современные ученые не знают. Как говорится, поживем - увидим.
Мексиканский писатель, художник и мистик Хозе Аргуэльес, изучив наследие майя, создал целое духовное учение. Аргуэльес утверждает, что мы, современные люди, живем в механистическом времени. Что же он имеет в виду?
Год григорианского календаря, по которому сейчас живет почти весь мир, состоит из разновеликих месяцев: то 30, то 31, то вообще 28 дней. Эта последовательность цифр выбрана человеком произвольно и никак не согласуются с природными ритмами. Кроме того, человек делит циферблат часов на 12 частей, а час на 60 минут. И эти цифры тоже люди взяли как бы ниоткуда. Хозе считает, что, живя в этом искусственном времени, человек теряет связь с природой, с космосом, забывает свои высшие ценности. А цивилизация, утратившая связь со своей родной биосферой, вступает в фазу саморазрушения.
От искусственной системы счета времени 12:60 Аргуэльес предлагает перейти на разработанную им естественную календарную систему 13:20. В ее основе лежит предложенный Хозе календарь 13-ти Лун.
"Красиво конечно, но ничего особенного", - мог бы сказать флегматичный историк, знаток древнего мира, - "Лунные календари были и в других древних цивилизациях: например, у египтян, китайцев, мусульман."
В чем же естественность чисел 13 и 20? Хозе утверждает, что это частоты, некоторых космических излучений, посылаемых нам Солнцем и галактическим центром. И они находят свое отражение даже в строении человеческого тела: у человека 20 пальцев на руках и ногах, а скелет имеет 13 основных сочленений.
Кроме того, месяц календаря 13-ти лун состоит из 28 дней, а это, как известно, лунный цикл, с которым согласуются многие природные и биологические процессы. Это, например, океанические приливы и отливы, менструальный цикл у женщин.
Частью учения Хозе Аргуэльеса является система, похожая на европейскую астрологию. Используя цолькин и определенную технику расчета, по дате своего рождения человек может определить наклонности, сильные стороны своей личности и получить некое персональное послание о своей жизни.
Объяснить значение календаря 13-ти Лун мы попросили исследователя майянской культуры Белинскую Елену Александровну:
- В чем состоит предназначение календаря 13-ти Лун?
- Этот календарь - это способ вернуть человека к естественному времени, к тем ритмам, которые существуют в природе. Дело в том, что наш галактический центр излучает импульсами энергию, которая несет в себе определенные качества. Период этого излучения равен 260 дням. В каждый из дней излучаются определенные характеристики, некоторая информационная посылка, которая повторяется ровно через 260 дней. Мы можем этого не знать и прибывать в том состоянии, в котором мы есть. К сожалению, человечество, придумало механические часы, которые не измеряют истинное время. Они передают характер придуманного нами времени. Посмотрите: стрелка пробегает от одной точки до другой, и мы считаем это определенным временем. Это измерение пространства, а не времени. Это что-то условное. Но так как мы это приняли за истину для себя, то мы и проживаем эту истину. Но это - истина в кавычках. Настоящее время - это естественное время. И если человек знает об этом, и попробует сонастроиться с ним, осознанно, используя свое сознание, тогда он окажется гармоничным.
Представьте себе Вселенную, как огромный оркестр. И в ней есть планетка Земля - это ее маленькая струна. И вот главная струна здесь фальшивит - это человечество. Оно не уяснило для себя, что оно есть и как можно звучать, чтобы не мешать оркестру, вливаться в него и тогда получать и силы целого оркестра. Тот, кто выбивается, он не только мешает другим. Целому оркестру одной маленькой струне трудно помешать. Но вот сама струна разрушается. И разрушает среду, которая ее родила. Вот так мы разрушаем Землю. Гармоничность - это сонастроенность с космическим оркестром. А мы выпадаем из состояния гармонии, чем разрушаем самих себя. Вот то, что происходит сейчас на Земле - это наш диссонанс, вызывающий эту реакцию. Вы знаете, Хозе говорит замечательную вещь: "Вы видели когда-нибудь некрасивый восход или закат?" В природе все гармонично, совершенно. И только человек умудряется все это разрушать, а поэтому и себя.
Тот, кто соприкоснется с цолькином, сможет определить, какое послание нес день его рождения. Потому что, это и есть предназначение человека в этой жизни. С другой стороны, цолькин, его изучение, дает человеку возможность ощутить, почувствовать, что каждый день переменен, каждый день несет новое качество. И если мы соответствуем этим изменениям, пластичны в этом, тогда мы проживает жизнь полноценно. Философы говорили: "нельзя дважды войти в одну воду". Да мы выходим уже из другой. И еще есть прекрасная фраза, Гераклит сказал: "В мире неизменно только одно - изменение".
- Как Вы думаете, откуда эти знания пришли к народу майя?
- Майя оставили материальную культуру на нашей земле. И через нее мы увидели массу объектов, где отражался счет дней. И это было несколько странно. Были стеллы, были какие-то изваяния, пирамиды, на которых изображались циклы времени. Вся культура в материальном выражении оставила очень много следов взаимосвязи с ритмами космоса. И это было несколько непонятно, пока это знание не стало целостным. Благодаря Хозе Аргуэльесу это знание объединилось. Те племена, которые остались, не сохранили этого знания, но еще в 1952 году была открыта могила Пакаль Вотана, одного из пророков племени майя. А там было огромное количество информации в виде рисунков и других материальных предметов. Все они были изучены. Хозе занимался этим сорок лет, собирал информацию, обобщал ее. В конечном итоге это дало понимание взаимосвязи циклов и информацию по каждом дню. И теперь, если человечество способно осознать это и войти в эти ритмы, оно сразу станет гармоничным. Это поможет сделать очень значимый шаг - совершить переход сознания человека от материального мышления к мышлению интуитивному. А по большому счету - это проживание жизни не на уровне инстинктов, а на уровне интуиции.
Часто говорят, что календарь Майя является самым точным. Насколько справедливо такое утверждение? Астрономы Майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь Майя был несколько точнее наше современного григорианского календаря. Случайность ли это? Или индейцы майя, действительно, обладали глубинными знаниями о космических ритмах, человеческом сознании, природе времени? О том, что человечеству, видимо, предстоит заново открыть в самом ближайшем будущем.
П.И. Мовчан
Новое время и новый мир (Календарь Майя)
Необходимость введения обусловлена принципиальным отличием современной науки от науки древних. Эти отличия порождены иллюзией линейности исторического времени, господствующей в европейской науке, которую можно выразить терминами "до" и "после". Здесь подразумевается, что цивилизации после некоей условной точки более развиты, чем те, что существовали до этой условной точки. С этих позиций европейские ученые даже не допускают мысли о том, что некие древние цивилизации по уровню своего развития могли бы стоять выше современной западной. Этому взгляду способствуют две догмы современной науки: 1) о линейности исторического времени; 2) о наличии технологии как обязательном показателе развития цивилизации...
Именно технический прогресс породил и догму о линейности времени. Но нигде в природе не наблюдается ни прямых линий, ни линейного времени. Не только в природе, но и в технике все процессы цикличны. Относительно развития цивилизаций, это схематично выглядит так (рис.1):
где a - зарождение; 0 - наивысший расцвет; w - точка угасания и перехода в новую цивилизацию. То есть циклы цивилизаций имеют вид синусоиды (рис.2):
В действительности же синусоида имеет форму спирали или в проекции - круга, где точки a и w могут совпадать (рис.3). Таким образом, если цивилизация находится в точке w, то высшая точка ее развития - 0 - уже позади. Такое видение дает нам возможность оставить научные догмы и непредубежденным взглядом исследовать загадки древних цивилизаций, равно как и переоценить их письменные источники, важнейшими из которых являются древние мифы...
Читатель вправе спросить: а почему майя? А почему, к примеру, не древних славян? Ответ будет таков: целесообразнее учиться на лучших образцах. Каждый народ внес в копилку истории свою дань, но многое для нас уже утеряно. История сохранила для нас немногое из того, что необходимо нам для дальнейшего развития. Среди этого немногого особо выделяется концепция времени и календарь народа майя, специально составленный и заботливо оставленный древними майя для нас, переживающих мировоззренческий кризис переходного периода к новой цивилизации. Расшифровке календаря майя мы обязаны далекому потомку древних майя, выдающемуся исследователю их наследия, доктору философии Хозе Аргуэльесу...
Обнаруженная в 1952 году в г. Паленке гробница последнего выдающегося правителя майя Пакаль Вотана, правившего с 631 по 638 год н.э., помогла увидеть недостающие звенья в цепи событий майянской истории. Постепенно, деталь за деталью, перед внутренним взором Хозе Аргуэльеса вырисовывалась картина особой миссии народа майя в человеческой истории Земли, значение которой он выразил в названии одной из своих книг: "Фактор Майя (внетехнологический путь)".
Что же представляет собой фактор майя и в чем их космическая миссия? Прежде, чем ответить на эти вопросы, я должен напомнить, что с точки зрения целей западной цивилизации, которая представляет собой одну большую фабрику, производящую орудия разрушения и уничтожения, с небольшим цехом по производству товаров народного потребления, невозможно понять мотивы поведения и цели цивилизации майя. Сам Х. Аргуэльес пишет, что только когда у него сформировался восточный тип мировоззрения, основанием которого является космический фактор, он смог понять логику поведения майянцев и начать практическую расшифровку их науки и культурных артефактов...
Алексей АНДРЕЕВ
Время и календари древних
Все те, кто умеет читать, уже понял, что в этой статье пойдет речь об особенностях времяисчисления некоторых древних (и частично по сей день существующих) культур. Во время повествования автор обязуется избежать напыщенной научности. Так что в этой статье вы не найдете никаких каббалистических таблиц и вычислений, кроулианских мракобесии, библейской откровенности и резких революционных выводов
Древние египтяне
Именно они создали самый древний солнечный календарь в 4236 г. до нашей эры. Впрочем} при этом они одновременно и радостно пользовались сразу тремя календарями — звездным (по которому вели сельское хозяйство), солнечным (гражданским) и лунным (для религиозных праздников). Точно высчитать количество дней в году им помогала планета Сириус: египтяне заметили, что она становится видной аккурат за пару дней до разлива Нила. Сезоны у уроженцев Нила под Нил и были заточены — Наводнение, Посев, Низкая Вода т- итого всего три времени года.
первенство в изобретении солнечных и водяных часов принадлежит египтянам
Египтяне изобрели первые солнечные часы — отбрасывающий тень обелиск. Солнечный день делился на 12 частей (10 плюс 2 на закат/рассвет), однако вначале никто не удосужился установить длину часа, то есть египтяне, как впоследствии и римляне, имели часы разной продолжительности. Тем не менее именно древним египтянам принадлежит изначальная идея разделения суток на 24 часа. Дело в том, что считали они не десятками, а дюжинами. Впрочем, это ничуть не помешало им жить декадами — неделями длиною в 10 дней. Египтяне также придумали способ измерения ночных часов с помощью прибора под названием "меркет", который позволял определить переход звездой меридиана, а также с помощью водных часов.
Древние римляне
О, западная цивилизация обязана этим людям очень многим. Даже само название "календарь" происходит от латинского calare — возвещать (о наступлении каждого нового месяца императора извещал жрец). Впрочем, в те времена точностью календарь не блистал хотя бы потому, что этих самых жрецов подкупали все кому не лень для того, чтобы перепрыгнуть или как угодно избежать дней, считавшихся неудачными и плохими. Большинство современных (западных) праздников имеют в основе древнеримские. Флориалия — первомай, Луперкалия — Св. Валентин, День Дураков — 1 апреля, Появление Дерева — вербное воскресенье, Праздник Радости — Пасха, Сатурналия — Рождество и Праздник Марса — Марди Гра.
Римляне заимствовали у греков 10-месячную систему и благополучно игнорировали 61 пустопорожний день в конце зимы. Позже эти дни были организованы в 2 дополнительных месяца — Интеркаларис и Марседониус. До Юлия Цезаря Новый год начинался 1 марта. Само летоисчисление велось с года создания Рима (753 год до н.э.). Римские годы не нумеровались, а получали имя двух консулов, которые во время него правили (на выборном посту consules ordinarii). Понятное дело, что возможность попасть в историю только усиливала конкуренцию за это доходное место.
Как уже упоминалось, раннеримский календарь был безнадежно запутан. Позже римляне стали использовать более точный календарь, в котором количество лишних дней было доведено до 5. До 321 года до Рождества Христова римская неделя состояла из 8 дней, представленных на календаре латинскими буквами от А до Н. Эту идею римляне взяли у евреев, хотя не понятно, что им мешало сразу научиться у вавилонян, которые первыми установили правильные размеры недели — 7 дней. Красные дни ка-пендаря пошли от римлян, так как именно этим цветом они обозначали свои праздники. Названий дней недели как гаковых долгое время не было, потому то римляне считали дни с помощью трех отправных пунктов в месяце: календы -1-е число, иды - 13-е или 15-е числа месяца и ноны — 9 дней до ид. Дату определяли так: "4 дня до ид" и т.д.
Римский день, как, впрочем, и у других средиземноморских народов, делился на часы — 12 ночи и 12 дня. Правда, начинался день в ту далекую эпоху не в полночь, а на рассвете. В зависимости от времени года римский час мог состоять из 76 минут (в июне) до 44 в декабре. В те времена не существовало механизма, который мог точно отсчитывать минуты и часы. О том, что час состоит из 60 минут, люди договорились лишь в XII-XIV веках, когда были созданы первые часы. А современное деление часа на 60 минут пошло, в конечном счете, от астрономов древнего Вавилона. Просто число 60 крайне удобно в употреблении — круглое и без остатка делится на 2,3,4,5,6, 10, 12, 15, 20 и 30.
Ацтеки
Круглый календарь ацтеков стал всемирно распространенным символом не только их исчезнувшей цивилизации, но и всей Мексики в целом. Многие видели изображение круглого каменного календаря, который сейчас трепетно хранится в музее, но мало кто знает, что этот колосс весит целых 24 тонны.
каменный календарь ацтеков, где год состоит из 18 месяцев по 20 дней в каждом, весьма весом — 24 тонны
Любопытно то, что с помощью этого каменного диска можно было определить и время дня — по теням, отбрасываемым воткнутыми в специальные отверстия палками. Месяц ацтеков состоял из 20 дней, а год из 18 месяцев, что в сумме дает 360 дней, плюс 5 "несчастливых" дней (совсем как у римлян). В неделе 5 дней. А время ацтеки считали 52-летними циклами.
Майя
Имели несколько способов летоисчисления. Один год (божественный) состоял из 365 дней, другой (человеческий) из 260. Причина — майя считали, что человеческий мир находится на грани постоянной катастрофы по причине борьбы сил добра и зла, и поэтому очень уважали богов, которые выступали на стороне добра. Вот и отдали Богу — богово, а человеку — человеково: в "человеческом" году месяц длился всего-навсего 19-20 дней. То, что майя были философской цивилизацией, доказывается и тем, что у них существовали названия для супербольших отрезков времени — пиктун (7885 лет), кабатун (158 000 лет) и кинчултун (около 3 миллионов лет). Кроме этого у них существовало 3 календаря — длинный счет, тзол-кин и хааб. Чем они отличались друг от друга, писать не хочу и не буду, поскольку по этому повору современные ученые спорят с пеной у, рта и по сей день. Богатая была цивилизация: и испанцев накормила, теперь вот и ученых кормит. А тем того и надо. Знай пиши себе диссертации про майя и их календари: благо правду узнать не у кого. Хороший оппонент — это мертвый оппонент.
Арабы
Живут по лунному календарю, а значит, у них год на 11 дней короче, чем у нас, а арабское времяисчисление начинается с 622 года нашей эры, то есть с момента, когда Мухаммед "разменялся" на Медину. Арабский год короче, а потому, несмотря на то что европейское летоисчисление началось на 6 веков раньше, оба календаря сойдутся в 20874 году. Месяц у арабов начинается с того дня, когда можно увидеть серп молодой Луны. Так как заранее непонятно, в какую ночь этот серп будет виден, все печатные арабские календари по определению точными быть не могут. Тем не менее именно они и являются официальными календарями в Саудовской Аравии и некоторых других странах.
Евреи
Имеют, понятное дело, свой календарь, который является официальным в государстве Израиль. Это солнечно-лунный календарь. Месяц точно так же, как и у арабов начинается с новой Луны. День начинается с заката или с момента, когда видны определенные три звезды или же (это просто песня!) "в зависимости от религиозных обстоятельств". Как
не вспомнить шутку: "Сколько будет 2x2? — А мы покупаем или продаем?" "Летоисчисление начинается с 3761 года до н.э., то есть с самого момента создания мира. Существуют 4 способа вычисления первого дня нового года:
1 — со дня сотворения мира;
2 — со дня, когда платят десятину за плодовые деревья;
3 — со дня, когда платят десятину за домашних животных;
4 — с так называемого "Нового года Королей" — праздника в 6- или 7-м месяце. В последнем случае этот месяц в середине года становится первым. Так что шутка – "Когда наступит новый год? – А когда Вы хотите?" - совсем не избитый пример одесского юмора, а суровая реальность.
Китай
Как и евреи, китайцы используют солнечно-лунный календарь. Считают годы не линейно, а 60-летними циклами. Сейчас, кстати, идет 20-й год 78-го цикла. Новый год начинается с новолуния между 21 января и 21 февраля (в этом году праздновался 1 февраля). Каждые 19 лет китайцы устраивают себе 13-й месяц. Обычно это "второй август", идущий после обычного августа.
Бонус
Из относительно современных календарей наиболее интересен французский республиканский, введенный в 1793 году. С рвением, которое выделяет их даже из среды импульсивных по определению революционеров, республиканцы изменили не только календарь, но и время. Их день состоял из 10 часов по 100 минут в каждом, а в каждой минуте было 100 секунд. (По мнению автора, столь волюнтаристское отношение к времени в какой-то мере доказывает определенную надуманность сего понятия в целом.) Месяцы революционеры называли в честь деревьев, цветов и орудий труда. Год состоял из 36 декад, а 5 последних дней получили свои специальные названия — День Добродетели, Ге-ния, Трупа, Разума и Наград. Год начинался в день осеннего солнцестояния 22 сентября, а летоисчисление — с года революции (откуда же еще?). И хотя декады заменили недели, выход- ным остался последний день. Стоит ли говорить, что даже радикаль- но настроенным французам не no нравилось отдыхать раз в 10 дней. Поэтому немудрено, что этот календарь Наполеон благополучно отменил в 1805 году, чем значительно увеличил свой, как принято выражаться в наши дни, рейтинг.
Естественный вывод
Из сказанного можно сделать только один вывод: время одно и то же, но измеряют его люди по-разному. Не надо иметь научных степеней или высокий IQ для того, чтобы оценить разницу между, скажем, железным немецким временем, в рамках которого на любую встречу лучше приходить на 5 минут до ее начала, международным бизнес-этикетом, допускающим поправку ± 15 минут, и, допустим, индийским или мексиканским, когда все чаще всего происходит manana — "маньяна" — "завтра". Автобус, самолет, виза, встреча — все будет, но завтра. И еще. Даже в наше время безбедно существуют народы, которые мало обращают внимание на все временные и календарные формальности. Например, у племени химба в Намибии год начинается с наступлением дождей. В языке племени существует одно слово для понятий "день" и "солнце", а "год" звучит как "дождь". Счастливые люди.
www.fund-intent.ru
Календарь у древних греков
В начале 1 тысячелетия до н. э. Греция, состоявшая из отдельных городов-государств (полисов), находилась под культурным влиянием многих стран Востока. Древние греки колонизовали соседние острова и побережья от Малой Азии до Южной Италии и даже северных берегов Черного моря. И тем из них, кто плавал, и тем, кто занимался земледелием, нужны были определенные знания, нужен был календарь,
Для своевременного проведения земледельческих работ древние греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу. Потому-то уже в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) засвидетельствовано, что древние греки имели понятие о солнечном годе, хотя... нет доказательств того, что они пользовались солнечными календарями в то время. Можно лишь утверждать, что уже где-то в IX в. до н. э. древние греки знали, как в ритме со сменой сезонов изменяется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяющуюся смену видимости отдельных групп звезд и созвездий они и использовали в быту как своеобразный солнечный календарь.
Сказанное подтверждается советами, которые поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) давал сельским труженикам:
«Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой — руби деревья. Появляется вечером Арктур — подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба — собирай виноград. Через пятьдесят дней после солнцеворота можно везти товары морем на продажу... С заходом Ориона и Плеяд год завершен».
Как видно, здесь четко сопоставлены начала конкретных полевых работ с видом звездного неба. В частности, за серп следует браться во время первого утреннего (гелиакического) восхода Плеяд (для времен Гесиода на широте Греции это около 12 мая по современному календарю), когда Плеяды на рассвете заходят (начало ноября), наступает время пахать. Под конец февраля, когда вечером с моря поднимается звезда Арктур, надо подрезать виноградные лозы и т. д.
Моменты утренних и вечерних восходов и заходов нескольких наиболее примечательных звезд, на широте Афин в 501 г. до н. э. и 300 г. н. э. приведены в табл.
Таблица . Восход и заход «календарных» звезд на широте Афин по григорианскому календарю
Годы:
Звезда
до н. э. (-)
Вечерний
Утренний
Вечерний
Утренний
и н. э.(+)
заход
восход
восход
заход
Альциона
—500
30 марта
15 мая
20 сентября
29 октября
(Плеяды)
+300
11 апреля
26 мая
3 октября
11 ноября
Бетельгейзе
-500
25 апреля
23 июня
24 ноября
15 ноября
(α Ориона)
+300
6 мая
1 июля
4 декабря
26 ноября
Сириус
-500
27 апреля
22 июля
27 декабря
17 ноября
(α Б. Пса)
+300
5 мая
29 июля
4 января
26 ноября
Арктур
-500
27 октября
13 сентября
19 февраля
29 мая
(α Волопаса)
+300
2 ноября
26 сентября
5 марта
2 июня
Вега
-500
17 января
4 ноября
14 апреля
10 августа
(α Лиры)
+300
23 января
12 ноября
21 апреля
16 августа
Спика
-500
15 августа
23 сентября
2 марта
21 марта
(α Девы)
+300
27 августа
6 октября
14 марта
2 апреля
Легко заметить, что за счет прецессии условия видимости конкретных звезд и их групп непрерывно изменяются. Поэтому в наше время советы Гесиода уже не могут быть использованы...
«...В днях и месяцах — с Луной»
Как отметил древнегреческий ученый I в. до. н. э. Гемин в своих «Элементах астрономии», греки должны были приносить жертвы своим богам по обычаям предков, а поэтому «они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах — с Луной». И в самом деле, в своей деловой и общественной жизни греки пользовались лунно-солнечными календарями. Названия месяцев этих календарей происходили обычно от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, афиняне в первом месяце своего календаря торжественно приносили в жертву сто быков — «гекатомбу», поэтому и месяц получил название Гекатомвеона. В первое число его вступали в свои должности государственные служащие, на 12-й день приходились праздники, посвященные богу Хроносу, олицетворявшему время. В седьмой день третьего месяца — Воидромиона — отмечался праздник в честь Аполлона Воидромия — «помогающего в сражении криком», а днем раньше греки чествовали умерших. В месяце Пианепсион 7-го числа греки отмечали праздник виноградных гроздьев, 10—14-го — женский праздник, на 28-е число в каждом четвертом году приходились сопровождавшиеся факельным шествием гефестии — празднества в честь Гефеста — бога огня и кузнечного ремесла, следующие два дня и были праздниками кузнецов. На восьмой месяц — Анфестирион— приходился праздник начала разлива нового вина («малые дионисии»), соответствующий же событию «праздник цветов» назывался Анфестирии. В месяце Гамилионе совершались бракосочетания.
Наибольшую известность имели афинский и македонский лунно-солнечные календари. Первым из них, в частности, пользовались греческие астрономы, второй получил широкое распространение на Востоке после завоеваний Александра Македонского. Вот примерное соответствие месяцев афинского (слева), македонского и нашего календарей:
Гекатомвеон
Лойос
Июль
Метагитнион
Горпеос
Август
Воидромион
Гиперверетеос
Сентябрь
Пианепсион
Диос
Октябрь
Мемактирион
Апеллеос
Ноябрь
Посидеон
Авдинеос
Декабрь
Гамилион
Перитйос
Январь
Анфестирион
Дистрос
Февраль
Елафиволион
Ксандикос
Март
Мунихион
Артемисйос
Апрель
Фаргилион
Деейос
Май
Скирофорион
Панемос
Июнь
По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.
Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. Дни месяца делились на три декады (такое деление встречается уже у Гесиода). Первые 10 дней просто считались — с первого по десятый, 9 следующих назывались «первым», «вторым» и т. д. с прибавлением слов «после десяти», остальные дни считались в обратном порядке: «девятый от конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т. д. 30-й день имел название «старый и новый», а предыдущий 29-й был «предваряющим»; в месяце, состоящем из 29 дней, его исключали из счета.
В названии 30-го дня кроется глубокий смысл. Им греки в счете дней как бы «отрывались» от наблюдений: следующий день они считали 1-м числом нового календарного месяца независимо от того, виден на небе серп Луны или нет (ведь осенью на широте Афин его можно увидеть лишь на третий день после конъюнкции).
Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящался Гекате — богине, сначала считавшейся покровительницей человеческих дел, позже — богиней призраков, ночных кошмаров, повелительницей теней в подземном царстве, иногда ее отождествляли с богиней Луны Селеной. 1-й день месяца посвящался также Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й дни — Афине. Три последних дня каждого месяца считались несчастливыми, они посвящались умершим, а также подземным богам.
У Гемина находим и некоторые сведения о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для деловой и общественной жизни продолжительность месячного периода была округлена до 291/2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность гражданского года с солнечным, по Гемину, «древние вставляли дополнительный месяц (в Афинах им был обычно зимний Посидеон) через каждый год». Это значит, что греки в то время использовали триэтериду—наиболее примитивный двухлетний лунный цикл. Как долго это продолжалось, как греки приводили в согласие свой лунный календарь с солнечным, неизвестно.
Другое свидетельство о древнегреческих календарях исходит от Геродота (484—425 гг. до н. э.): «Греки вставляли месяц в каждый второй или третий год ради (соответствия) времен года». По-видимому, здесь уже говорится об использовании греками 8-летнего цикла — октаэтериды, которую в Греции будто бы ввел еще поэт и политический деятель Солон (640—560 до н. э.) в 593 г. до н. э.
На самом же деле сведения о проведенной в то время реформе весьма противоречивы. Плутарх (46—126) о Солоне говорит так: «Заметив неравенство месяца и то, что движение Луны не согласуется ни с заходом, ни с восходом Солнца, но часто в один и тот же день Луна нагоняет Солнце и удаляется от него, он постановил называть этот день «старым и новым», полагая, что часть этого дня до соединения (Луны с Солнцем) принадлежит истекающему месяцу, остальная же часть начинающемуся».
Писатель Диоген Лаертий (1-я пол. III в. до и. э.) ограничился утверждением, что Солон велел афинянам считать дни по Луне. Согласно философу Проклу (410—485), до Солона греки вообще будто бы не знали, что лунные месяцы не всегда бывают в 30 дней.
По-видимому, Солон согласовал календарь с Луной вставкой добавочных дней, а возможно — не Солнцем, выбросив вставной месяц для приведения начала лунного года к летнему солнцестоянию. Не исключено, конечно, что он действительно ввел октаэтериду. Эмболисмическими годами были 1-й и 3-й годы нечетной и 2-й год четной олимпиады.
Казалось бы, наблюдая фазы одной и той же Луны, те же неомении, горожане различных полисов должны были бы начинать счет суток в месяцах от одних и тех же дней (другое дело, что сами месяцы могли называться по-разному). Но этого как раз и не было. Частично, видимо, потому, что система октаэтерид не была принята тогда повсеместно, да и «работала» она все же плохо. В итоге, как отмечал Плутарх, между отдельными календарями не было согласия в счете дней в месяцах. Ограничимся лишь одним примером. Описывая одно из событий войны 431—421 гг. до н. э., ученик Аристотеля Аристоксен (впрочем, более чем через сто лет) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому по какому-то другому календарю». Видимо, этот конкретный день соответствовал 7-му или 8-му дню Луны, но в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны, тогда как в Коринфе опережал ее...
Можно поэтому понять тот огромный энтузиазм, с которым в 432 г. до н. э. во время проведения Олимпийских игр было встречено открытие астронома Метона. Метон вывел соотношение, связывающее тропический год с синодическим месяцем, а также рассчитал и сопоставил на специальных таблицах смену годичных восходов и заходов звезд с изменением фаз Луны в 19-летнем цикле. Эти таблицы высекались на каменных плитах и устанавливались на городских площадях для всеобщего обозрения. Такой каменный календарь получил название парапегмы.
Похвала парапегме
Само слово «парапегма» означает «прикреплять», «вкалывать». Но какое отношение имеет оно к календарям, удалось установить лишь в 1902 г., когда при раскопках театра в г. Милете (бывшей греческой колонии на юго-западном берегу Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы. Один из ее фрагментов показан на рис.
Здесь видны надписи, расположенные по строкам, слева от которых, а также между ними имеется ряд отверстий, всего их на правом столбце 30. Чтобы лучше понять принцип работы этого календаря, пронумеруем все отверстия, проставив перед строками числа (на памятнике их нет). Надписи говорят о следующем:
1 О Солнце в Водолее 2 О Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит О О 5 О Лебедь на вечерней заре заходит ООООООООО 15 О Андромеда утром на заре восходить начинает О О 18 О Водолея середина восходит 19 О Пегас утром на заре восходить начинает О 21 О Кентавр целиком утром заходит 22 О Гидра целиком утром заходит 23 О Кит на вечерней заре заходит 24 О Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя О О О О 29 О Лебедь целиком на вечерней заре заходит 30 О Арктур на вечерней заре восходит
Анализ этих надписей показывает, что речь идет об изменении условий видимости восхода и захода звезд в Греции на время прохождения Солнца через созвездие Водолея. Левая часть таблицы говорила, очевидно, об аналогичных явлениях, происходящих тридцатью днями раньше. Можно предполагать, что всего было шесть таких таблиц и на каждой было «расписано» по 61 дню. Продолжительность одного года в метоновом цикле составляет в среднем 6940:19 = 365,26 суток. За это время, считал Метон, Солнце проходит через 12 зодиакальных созвездий, задерживаясь в каждом из них на 365,26:12 = 30,4 суток.
Итак, на парапегме был сопоставлен гражданский лунно-солнечный календарь с изменениями вида звездного неба на протяжении солнечного года и с соответствующим ему изменением сезонов. Попытаемся вслед за Метоном «пустить в ход» имеющийся в нашем распоряжении фрагмент парапегмы. Предположим, что в году, который мы принимаем за исходный (назовем его условно первым годом цикла), новолуние (или неомения) имело место в момент, когда «Лебедь целиком на вечерней заре заходит», соответствующий отверстию 29. Вставим в это отверстие штифт с числом 1, в следующее отверстие (30) — с числом 2 и т. д. Это будут календарные числа лунного месяца данного года. Аналогично, через 29 и 30 дней такие же штифты будут установлены и на других таблицах (включая левую сторону парапегмы и верхнюю часть правой стороны). Тем самым смена вида звездного неба (не так уж четко бросающаяся в глаза!) будет сопоставлена с хорошо заметным явлением—сменой фаз Луны. Где-то на одной из таблиц будет зафиксировано, в какое число и которого лунного месяца «Утром Плеяды восходят», возвещая время жатвы...
Через 12 лунных месяцев то же новолуние наступит на 11 дней раньше. Поэтому в следующем, втором году 19-летнего цикла тот же месяц начнется, когда «Водолея середина восходит» — отверстие 18 (=29— 11). Следовательно, и все штифты с числами дней необходимо передвинуть в отверстиях на 11 позиций назад. На третий год цикла начало месяца передвигается еще на 11 дней назад (на этом фрагменте парапегмы оно придется на отверстие 18—11 = 7). Соответственно переставляем и все штифты с числами дней. За эти два года начало месяца сдвинулось назад на 11 11 = 22 дня. Поэтому в третьем году будет сделана вставка 13-го месяца. В результате штифт с началом месяца в четвертом году передвинется на 30—11 = 19 дней вперед — в отверстие 7 + 19 = 26. В целом номера отверстий данного фрагмента парапегмы, соответствующие началу лунного месяца в последующих годах 19-летнего лунного цикла, можно записать в виде таблички:
1-й
год
— 29
8-й
год — 12
15-й
год — 25
2-й
»
- 18
9-й
» — 1
16-й
» — 14
3-й
»
— 7
10-й
» — 20
17-й
» - 3
4-й
»
-26
11-й
» — 9
18-й
» —21
5-й
- 15
12-й
» — 28
19-й
» — 10
6-й
»
— 4
13-й
» — 17
1-й
» -29
7-й
»
-23
14-й
» — 6
. .
........
Через 19 лет цикл полностью повторяется. Любопытно здесь следующее. На фрагменте парапегмы имеются отверстия, соответствующие 30 дням. Между тем, как видно из таблички, если бы цикл Метона был идеально точным, новолуние может наступить лишь в 19 из них. Эти дни можно как-то выделить, например, позолотив соответствующие отверстия и записав около каждого из них золотыми цифрами номер года в 19-летнем цикле, в котором от этого отверстия (соответствующего определенному положению звезд на небе!) идет отсчет лунного месяца. Если это сделано, то ничего страшного, что при перевозке парапегмы штифты выпали из отверстия или же любознательные мальчишки шутки ради ночью переставили их. Вспомнив номер года в 19-летнем цикле, мы сразу отыщем места (отверстия) для первых чисел месяцев, после чего нетрудно установить и все другие.
Похожие статьи
medn.ru
Tes Lore:Календарь древних свитков — Tiarum
Месяцы в году
Земные месяцы
Месяцы в Тамриэле (в скобках перевод для TES4)
Количество дней (TES1-2)
Количество дней (TES3-4)
Январь
Утренней Звезды (Нет в TES3)
30
30 (Нет в TES3)
Февраль
Восхода (Восхода солнца)
30
31
Март
Первоцвета (Первого зерна)
30
28
Апрель
Дождя (Руки дождя)
30
31
Май
Сева (Второго зерна)
30
30
Июнь
Середины года
30
31
Июль
Солнцеворота (Высокого солнца)
30
30
Август
Урожая (Последнего зерна)
30
31
Сентябрь
Огня (Огня очага)
30
31
Октябрь
Мороза (Начала морозов)
30
30
Ноябрь
Заката (Заката солнца)
30
31
Декабрь
Вечерней звезды
30
30
Дни недели
Земные
В Тамриэле
Воскресенье
Сандас
Понедельник
Морндас
Вторник
Тирдас
Среда
Мидас
Четверг
Турдас
Пятница
Фредас
Суббота
Лордас
Праздники
Праздник Новой Жизни (1-й день месяца Утренней звезды)
В этот день народ Тамриэля отмечает праздник новой жизни, символизирующий начало нового года. Император вновь повысил налоги в честь Его новой жизни, и многие жалуются на это. Но, не смотря на финансовые трудности, традиция предлагать бесплатный эль во всех тавернах Тамриэля остается в силе.
Также в этот день можно призвать принца даэдра Клавикуса Вайла.
Чистый День (2-й день месяца Утренней звезды)
Чистый День празднуют в деревнях Хай Рока на следующий день после праздника новой жизни. Первоначально это был день уборки после прошедшего веселья, но теперь он перерос в самостоятельное торжество.
День Ованк’а (12-й день месяца Утренней звезды)
В день Ованк’а народ пустыни Алик’р возносит молитвы Стедарру в надеждах на благоприятный и мирный год. Этот день считается священным.
13-й день месяца Утренней звезды
В этот день можно призвать принца даэдра Меридии.
Молитва Южным Ветрам (15-й день месяца Утренней звезды)
15-ое число месяца Утренней звезды - праздник, почитаемый во всем Тамриэле. В день Молитвы Южным ветрам представители всех конфессий Империи молятся своим богам в надежде на хороший сезон посева. Толпы больных людей стекаются в храмы, потому как все священники предоставляют бесплатное лечение в этот день. Немногие будут действительно вылечены, но очень мало кто может позволить себе нормальное лечение при обычных ценах в храмах.
День Света (16-й день месяца Утренней звезды)
День света считается священным днем в большинстве деревень Хаммерфелла в Илиакском заливе. В этот день молятся за удачный фермерский и рыболовный сезон, поэтому все относятся к этому серьезно.
День Пробуждения (18-й день месяца Утренней звезды)
Население Йорт Барроуленд празднует День Пробуждения с незапамятных времен, чтобы пробуждать духов природы после долгой холодной зимы. Теперь эта традиция переросла в пышное торжество.
День Безумного Пелагиуса (2-й день месяца Восхода)
День безумного Пелагиуса – немного дурашливый праздник в Хай Роке в память о Пелагиусе Септиме III, одном из самых безумных императоров в современной истории. Он умер 350 лет назад, так что нынешние правители тоже относятся к этой традиции с юмором.
А также в этот день можно призвать принца даэдра безумия Шигората.
День Отроктайда (5-й день месяца Восхода)
Население Двиннена устраивает грандиозное пиршество в день Отроктайда, когда барон Отроктайд одержал победу над армией оживших мертвецов в Битве у Вайтмура.
День Освобождения (8-й день месяца Восхода)
Народ Гленумбровых болот, скорее всего, единственный, кто еще помнит о битве между Айденом Диренни и армией Алессии, произошедшей в первой эре. Они шумно отмечают этот праздник, названный Днем Освобождения.
День Влюбленных (16-й день месяца Восхода)
В 16-й день месяца Восхода во всем Тамриэле отмечают День Влюбленных. Практически в каждом доме молодому поколению поют легенду о Влюбленных. В честь двух любовников, Полидора и Элойзы, все гостиницы Тамриэля предоставляют бесплатные комнаты посетителям. Говорят, что если бы такую доброту проявили в свое время легендарной паре, на земле наступила бы вечная весна.
Также в этот день можно призвать принца даэдра Сангвина.
День Упорства (27-й день месяца Восхода)
В День Упорства большое торжество проходит в Икелоне. Первоначально это был скорбный день памяти павшим в сражении с Камораном Узурпатором, но сейчас он перешел в достаточно бурную вечеринку.
Адурос Ноу (28-й день месяца Восхода)
Деревни Банты отмечают наступление весны и сопутствующие ей развлечения в день Адурос Ноу. Традиции празднования отличаются в каждом поселении, но везде они проходят достаточно раскованно.
5-й день месяца Первоцвета
В этот день можно призвать принца даэдра Гермеуса Мора.
День Первого Посева (7-й день месяца Первоцвета)
7-го числа месяца Первоцвета во всем Тамриэле проходит день первого посева, когда люди символически сажают семена, которые дадут осенний урожай. Это праздник обновления как для растений, так и для людей. Соседи мирятся и разрешают все споры, принимаются новые решения, бросаются вредные привычки и лечатся заболевания. Священники в храмах весь день бесплатно лечат отравленных, парализованных и больных всеми другими болезнями, которые только можно встретить в Тамриэле.
День Ожидания (9-й день месяца Первоцвета)
День Ожидания – священный день, почитаемый некоторыми жителями горах Драконьего Хвоста. Каждый год в это время дракон прилетает из пустыни и пожирает злых и грешных людей, так что все предпочитают закрыться дома.
Ходжитум (21-й день месяца Первоцвета)
В Ходжитум все жрецы темных эльфов призывают даэдрическую принцессу Азуру, чтобы получить ее наставления и поддержку.
День Цветов (25-й день месяца Первоцвета)
День Цветов – еще один легкомысленный праздник в Хай Роке. Дети срывают первые весенние цветы, в то время как взрослые бретоны, всю зиму проведшие дома, выходят на улицы, чтобы встретить весну песнями и плясками.
Фестиваль Клинков (26-й день месяца Первоцвета)
Во время Фестиваля Клинков все люди пустыни Алик’р празднуют победу первых редгардов над расой гигантских гоблинов. Эта история считается мифом среди большинства ученых, но, тем не менее, праздник очень популярен у жителей пустыни.
Огородный День (1-й день месяца Дождя)
В Огородный День народ Тамарилинского пика восхваляет Друогаа, древнюю богиню цветов. У нее уже давно нет верующих, но праздник все еще очень популярен.
9-й день месяца Дождя
В этот день можно призвать принца даэдра Перит.
День Мертвых (13-й день месяца Дождя)
День Мертвых – один из самых почитаемых праздников в Даггерфолле. Суеверные утверждают, что в этот день мертвецы поднимаются из могил, чтобы мстить всем живым. Факт в том, что призрак Короля Лисандруса начал свою охоту именно в День Мертвых, в 404 году 3-й эры.
День Позора (20-й день месяца Дождя)
На территории всего Хаммерфелла ни один человек не осмелиться покинуть свой дом в День Позора. Говорят, что багровый корабль, заполненный жертвами Кнахатенской чумы, которым было отказано в убежище несколько столетий назад, возвращается в этот день.
День Шутки (28-й день месяца Дождя)
Будьте осторожны, ибо сегодня во всем Тамриэле празднуют День Шутки, и все города утопают в украшениях. Выглядит так, будто на людей подействовала какая-то невидимая магия, ведь даже самые чопорные и молчаливые аристократы в этот день могут совершить какую-нибудь глупость. Особенно тяжело приходиться в этот день гильдии воров, ведь все так и ждут, что у них попытаются вынуть кошелек из кармана.
День Второго Посева (7-й день месяца Сева)
День Второго Посева всегда проходит особо торжественно. Этот праздник очень похож на День Первого Посева, за исключением того, что этот день символизирует обновление души. Бесплатные медицинские услуги предоставляются второй и последний раз в году всем, кто страдает от болезней и проказ. Но, поскольку это день мира и любви, боевые ранения лечатся за полную стоимость.
День Марука (9-й день месяца Сева)
День Марука празднуется только в нескольких поселениях в Скеффингтонском лесу. Пытаясь соответствовать великому предсказателю Маруку, люди Скеффингтонских лесов в этот день молятся о силе, чтобы сопротивляться искушениям.
Также в этот день можно призвать принца даэдра Намиру.
Фестиваль Огня (20-й день месяца Сева)
Фестиваль огня, проходящий в Нортмуне – один из самых грандиозных и красивых праздников в Хай Роке. Эта традиция началась как помпезный парад магии и военной силы в древние времена, и превратилась в настоящий фестиваль.
День Рыболова (30-й день месяца Сева)
Для бретонов, живущих в Илиакском заливе, день рыболова – большой праздник. Обычно этот народ не отличается любовью к пышным и ярким вечеринкам, но день рыболова – исключение. Они так шумно его отмечают, что вся рыба у берегов пугается и уплывает на несколько недель подальше от них.
Дриг Р'Зимб (1-й день месяца Середины Года)
Праздник Дриг Р'Зимб проходит в самый жаркий сезон в Эбайбон-Гоура в честь солнца Дейбет. Ученые не знают, когда именно зародился этот праздник, но вполне возможно, что редгарды принесли его с собой, когда появились в начале первой эры.
5-й день месяца Середины Года
В этот день можно призвать принца даэдра Гирцина.
Праздник Середины Года (16-й день месяца Середины Года)
В 16-й день месяца Середины Года во всем Тамриэле проходит празднование середины года. Возможно, для того, чтобы как-то облегчить очередное повышение налогов, храмы предлагают благословения всего лишь за полцены. Многие, получившие благословение, ощущают такой подъем сил, что тут же бегут в ближайшее подземелье, будучи совершенно не готовыми к этому, и часто веселый праздник переходит в день поражений и трагедий.
Праздник Танцев (23-й день месяца Середины Года)
Праздник Танцев – один из любимых в Даггерфолле. Сложно сказать, кто первым начал эту традицию, но Красный Принц Атрик популяризовал его во второй эре. Это очень пышное и веселое мероприятие для всего населения Даггерфолла, от бедняков до аристократов.
Тибедета (24-й день месяца Середины Года)
Тибедета по тамриэльски значит «день Тайбера». Нет ничего удивительно в том, что владения Алкаира празднуют его с грандиозным пиршеством. Исторически, Тайбер Септим так никогда и не вернулся в свои любимые родные края.
Праздник Торговцев (10-й день месяц Солнцеворота)
Любители торга и скидок в этот день толпой выходят на улицы, и это немного странно, ведь 10-й день месяц Солнцеворота носит название Праздника Торговцев. Все ларьки и магазины сбрасывают цены по крайней мере вдвое. Единственные торговые заведения, которые не поддерживают эту традицию – магазины Гильдии магов, и их цены так же завышены, как и всегда. Большинство жителей, нуждающихся в магических товарах, предпочитают подождать еще 2 месяца до праздника Историй При Свечах, когда цены будут более разумны.
Также в этот день можно призвать принца даэдра Верниму.
Дивад Этеп'т (12-й день месяц Солнцеворота)
В этот день население Антифиллоса оплакивает смерть одного из величайших древних героев редгардов, Дивада, сына Фрэндэра из Хел Ансея. Историки подвергают сомнению его подвиги, но его могила в Антифиллосе самая что ни на есть подлинная.
Заход Солнца (20-й день месяц Солнцеворота)
Если вы планировали совершить сегодня какие-то покупки, то вам придется подождать до завтра, потому что все магазины в этот день закрыты, чтобы люди смогли любоваться заходом солнца. Конечно, храмы, таверны и гильдии магов во всех городах открыты в обычные часы, но горожане предпочитают уделять этот день отдыху, а не покупкам и молитвам. Это удобно далеко не для всех, но гильдия торговцев берет очень высокий штраф с магазинов, которые остаются открытыми, так что все вынуждены подчиняться.
Блестящая Ночь (29-й день месяц Солнцеворота)
Мало кто, кроме коренных жителей Аликрской пустыни, рискнет что-то праздновать в самый жаркий день в году, блестящую ночь. Это милый праздник, смысл которого был потерян в истории.
День Девы Катрисы (2-й день месяца Урожая)
В День Девы Катрисы люди Айасофьи выражают благодарность воительнице, спасшей их страну, самым шумным праздником в году.
Куму Алезер'и (11-й день месяца Урожая)
Куму Алезер'и означает «Мы Благодарны» на старом редгардском, и этот праздник отмечается в Сентинеле уже тысячи лет. Не важно, каков был урожай, люди Сентинеля торжественно благодарят богов за их дары и восхваляют их в молитвах.
Фестиваль Тигра (14-й день месяца Урожая)
Фестиваль Тигра в тропических лесах Банта - это еще один праздник урожая. Однако, это не умиротворенное мероприятие для самосозерцания и вознесения молитв, а самый настоящий фестиваль во всех деревнях.
День Благодарения (21-й день месяца Урожая)
День Благодарения празднуют в Антиклере как древний праздник молитв и благодарности за хороший урожай. Это священный и спокойный день, посвященный Маре, богине-хранительнице Антиклера.
Конец Сбора Урожая (27-й день месяца Урожая)
Пожалуй, ни один из праздников не отмечают в Тамриэле с таким размахом, как праздник конца жатвы. Главные работы в году: посев, уход и жатва - закончены. Теперь пришло время праздника, чтобы насладится дарами природы, и даже гости приглашаются отмечать этот праздник вместе с фермерами. Таверны предлагают бесплатную выпивку в этот день, проявляя расточительность перед экономией в будущие зимние месяцы. Самый верный признак празднования окончания сбора урожая - фермеры, плохо питавшиеся весь сезон, наелись до отвала и теперь их рвет прямо на главной городской площади.
Истории При Свечах (3-й день месяца Огня)
Ни один другой праздник так не разделяет людей Тамриэля, как 3-й день месяца Огня. Некоторые наиболее старые и суеверные горожане не произносят ни слова за весь день, потому что боятся, что злые духи мертвецов вселятся в их тела. Большинство же людей празднуют этот день, называя его "Истории при свечах", но даже самые легкомысленные из них избегают темных улиц имперских городов, потому что все знают, что мертвецы, действительно, ходят этой ночью. Только гильдия магов по-настоящему торжествует в этот день. В честь празднования старейшего из магических искусств – некромантии, все магические вещи сегодня продаются за полцены.
Также в этот день можно призвать принца даэдра Ноктюрналь.
Курат (6-й день месяца Огня)
Каждый город и товарищество в Ротгарианских горах празднует Курат, когда лучшие молодые студенты принимаются на учебу в монастыри. Даже те, у кого нет детей, приходят в храм помолиться о мудрости и благодетели.
Ригламета (12-й день месяца Огня)
Ригламета празднуется 12 числа месяца Огня каждый год в Лэйнлине в честь многочисленных благословений Лэйнлины. Пышное представление, посвященное сюжетам древних сказок, проходит в Грейвэйе, где когда-то почитатели даэдра были превращены в чудовищ за их богохульство.
День детей (19-й день месяца Огня)
День детей в Бетонии – праздник, за которым стоит зловещая история. Все знают, однако не многие хотят вспоминать, что день детей первоначально был днем памяти десятков детей в Бетонии, которые однажды ночью были выкрадены из своих домов вампирами, чтобы исчезнуть навсегда. Это произошло около сотни лет назад, и с тех пор праздник является днем молодости.
Дирий Тереур (5-й день месяца Мороза)
Пятого числа месяца Мороза народ пустыни Алик’р празднует Дирий Тереур. Это священный день почитания Фрэндэра Хундинга, традиционного духовного лидера редгардов, который привел их в Хаммерфелл в первой эре. В этот день читают истории из Книги Кругов Хундинга, и все храмы в регионе забиты до отказа.
8-й день месяца Мороза
В этот день можно призвать принца даэдра Малаката.
12-й день месяца Мороза
В этот день можно призвать принца даэдра Мефала.
Праздник Ведьм (13-й день месяца Мороза)
В 13-й день месяца Мороза во всем Тамриэле празднуют Праздник Ведьм, когда силы колдовства и религии наиболее сильно противостоят друг другу. В Гильдии магов очень людно, поскольку оценивание оружия и вещей на их магический потенциал сегодня бесплатно, а магические заклинания на половину дешевле обычной цены. Демонологи, заклинатели, ламии, чернокнижники и чудотворцы собираются на дикой природе вне города и те существа, которых они призывают или создают, могли бы надолго повергнуть Империю в хаос. Большинство разумных горожан предпочитают не шататься по окрестностям в эту ночь.
Сломанные Бриллианты (23-й день месяца Мороза)
23 числа месяца Мороза в 121 году третьей эры, императрица Кинтайра Сеприм II встретила свою смерть в имперском подземелье Гленпоинт по приказу ее кузена и узурпатора Цефоруса I. День ее смерти вспоминают в Гленпоинте как день Сломанных Бриллиантов. Сегодня люди молятся во славу мудрости и добродетели императорской семьи Септимов.
Примечание: Кинтайру убил Уриэль Третий, а не Цефорус. Это ошибка сценаристов Даггерфолла. Спасибо Leshek за примечание.
День Рождения Императора (30-й день месяца Мороза)
30-го числа месяца Мороза отмечается День Рождения Императора – один из самых популярных праздников в году. Путешествующие актеры устраивают представления на площадях, в то время как аристократия проводит день в седле, на ежегодной охоте на гоблинов.
2-й день месяца Заката
День, призыва принца даэдра Боэты.
Змеиный Танец (3-й день месяца Заката)
Змеиный танец в Сатакалааме, возможно, когда-то был серьезным религиозным праздником, посвященным Змеиной богине, но сегодня это день больших уличных гуляний.
Праздник Луны (8-й день месяца Заката)
В 8-й день месяца Заката бретоны в Гленумбровых болотах празднуют Праздник Луны, радостный праздник во славу Секунды, богини Луны. Несмотря на то, что у богини уже нет активных верующих, традиция сохраняется на протяжении многих лет, как день веселья и гуляний.
Хэл Анзейлак (18-й день месяца Заката)
Хэл Анзейлак, что переводится как «Разговор с духами меча» со старого редгардского - самый серьезный священный праздник для жителей Потаго. Древняя традиция празднования Хель Ансеилэка уже не практикуется современными редгардами, но их богатое наследие до сих пор помнится и почитается.
Праздник Воинов (20-й день месяца Заката)
Сегодня, в 20-й день месяца Заката, во всем Тамриэле празднуют День Воина. Большинство местных воинов, заклинателей оружия и бродяг приходят в оружейные магазины и кузницы, где сегодня все продается за полцены. К сожалению, низкие цены соблазняют многих неумелых юнцов к покупке их первого меча и обычно тихие улицы гудят из-за уличных боев.
Также в этот день можно обратиться к принцу даэдра Мехруну Дагону.
Молитва Северным Ветрам (15-й день месяца Вечерней звезды)
Сегодня, в 15-й день месяца Вечерней звезды, проходит очень почитаемый во всех храмах праздник - Молитва Северным ветрам. Это воздание благодарности богам за хороший урожай и мягкую зиму. Храмы предлагают все свои услуги, такие, как благословение, лечение и исцеление всего лишь за половину от обычного вознаграждения.
Барант До (18-й день месяца Вечерней звезды)
Барант До празднуется в 18-й день месяца Вечерней звезды редгардами пустыни Алик’р. Это значит: «До свидания, чудовище прошедшего года». Пышные представления на демонические темы очень популярны, и вокруг царит веселье в честь нового года.
20-й день месяца Вечерней звезды
В этот день можно призвать принца даэдра Молаг Балу.
Чил’а (21-й день месяца Вечерней звезды)
Чил’а, благословение нового года во владениях барона Кайру, одновременно и священный день, и праздник. Архиепископ и баронесса освящают прах прошедшего года на официальной церемонии, затем уличные парады, фейерверки и турниры завершают праздник.
Фестиваль Новой Жизни (25-й день месяца Вечерней звезды)
В Вэйресте и Сатуралии Фестиваль Новой Жизни празднуют несколькими днями раньше - традиционно в 25-й день месяца Вечерней звезды. Первоначально это был праздник, посвященный давно забытой богине Чревоугодия, но сейчас он перешел в день подарков, вечеринок и парадов. Приезжих всегда приглашают присоединиться к веселью.
Старая Жизнь (30-й день месяца Вечерней звезды)
В последний день в году в Империи отмечают праздник под названием Старая Жизнь. Многие идут в храмы, чтобы вспомнить прошлое. Многие идут даже дальше, поскольку ходят слухи, что многие священники, в качестве последнего деяния в году, сотворят воскрешение любимого друга или члена семьи бесплатно. Верующие лучше знают, когда ожидать этой благотворительности, но они все же идут вместе с этой жуткой процессией с недавно упокоенными.
Как вы наверняка знаете, мой почтенный читатель, Oblivion не первая игра в серии. И даже не вторая. В самой первой части, Арене, календарь был очень простым: 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Справочник Арены пишет об этом так:
Календарь мира, в который вы скоро попадете, состоит из 360 дней в году. Год, в котором вы сейчас находитесь, записывается следующим образом. Эра, в которой происходит действие, пишется первой, затем пишется непосредственно год эры. Например, 3Е 387 означает 387 год 3-й эры. Каждая эра состоит из 1000 лет.
Правда, примечание о том, что эра просто 1000-летний промежуток времени, вскоре было забыто.
В игре система полностью подтверждала себя. После 30-го числа всегда наступало первое число, без исключений. Хотя на развороте гида (но не основного мануала), который прикладывался к изданию, была небольшая статья, называвшаяся «Календарь Тамриэльских Праздников». В ней был изображен календарь с известными нам названиями месяцев и дней недели, но по структуре это был Грегорианский календарь на не високосный год – в некоторых месяцах было 30 дней, в некоторых 31, в месяце заката (феврале) было 28 дней. Судя по совпадениям дней и чисел, это была копия календаря на 1993 год (год выхода Арены), с месяцами и днями, замененными на тамриэльские названия.
Другим недостатком был метод подсчета дней в Арене. Как вы наверняка знаете, в нашем мире всегда возможно предсказать, каким днем недели будет выбранная дата, причем неважно в сколь далеком будущем или прошлом она выбрана. Говоря техническим языком, день недели – это уникальная функция даты. Но в Арене, в зависимости от того, когда вы начали игру, параметры могли варьироваться.
В большинстве случаев, когда вы начинали новую игру и сразу смотрели окно статистики, дата была Тирдас, 1-й день месяца Утренней звезды, 3Е 389, полночь. Но так было не всегда. В некоторых случаях игра начиналась в 1-й день месяца Огня, 3Е 389, полдень. Если и есть правило, по которому это происходит, то я его не заметил. В любом случае, если 1-й день месяца Утренней звезды – Тирдас, то нет никакой возможности, что 1-й день месяца Огня этого же года тоже будет Тирдас, потому что количество дней между этими датами не делится на 7 (это 240 дней). Из-за этого невозможно составить правильный понедельный календарь для тамриэльского года.
В игре Даггерфолл было все то же самое. Порядок дней был тем же, и в каждом месяце было 30 дней. Они даже не потрудились задокументировать календарь в руководстве. Редгард и Бэттлеспайр из-за их ограниченных возможностей не имели собственного календаря. И вот появился Морроувинд.
В начале в морроувиндском календаре месяц Утренней звезды (январь) отсутствовал вовсе. В мастер файле игры имя Утренняя звезда было назначено первым месяцем в году, но в игре из-за непонятных причин оно не бралось в счет. Возможно, дело в том, что месяцы считались с 0 по 11 в дата файле, а код предполагал, что они будут пронумерованы от 1 до 12 или что-то в этом роде. Во-вторых, количество дней в месяце абсолютно совпадало с Грегорианским календарем (31, 28, 31, 30 и т.д.), не считая того, что игра путала месяц Восхода Солнца (февраль) с месяцем Утренней звезды (январь). В результате год в Морроувинде состоял из 334 дней. Високосных годов не существовало.
tiarum.com
Календари ацтеков и майянский календарь. Тайны астрономии, окружающие календари древних народов Америки.
В течение многих лет историки утверждают, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии.
Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия эту точку зрения пришлось изменить, так как был открыт еще один очаг современной цивилизации. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен майя, культурой майя, индейцами майя, создавшими свою самобытную цивилизацию и солнечный календарь майя, популярный даже в наши дни.
До II - X веков н.э. в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя, создавшая солнечный календарь майя, поражающий своей точностью. Майя культура, история майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX века. Уже в XVI веке культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. До наших дней дошла лишь малая часть майянского наследия, - красивые каменные пирамиды и крепости, их письменность, впечатляющие для древней цивилизации знания по математике и астрономии. Один из самых интересных и загадочных подарков этих древних индейцев для современной цивилизации является майянский календарь, который даст фору даже своим современным аналогам.
В рассказе Герберта Уэллса «Звезда» пожилой профессор говорит студентам: «Судя по всему, человечество жило напрасно». Изучение майянского календаря и его предсказаний в виде мифов и легенд должно быть вызвало у учёных именно такие эмоции. Сколько уже было дат конца света – 666 год, 1666 и далее, до 2000-го – они появлялись с завидной регулярностью. А человечество продолжает жить. Но в отличие от этих невразумительных дат, календарь майя уж слишком категоричен и правдоподобен...
Ученые ряда стран приложили много усилий, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Современному человеку, привыкшему к «плоскому» современному календарю, в котором есть только движение вперед и где можно отложить только «прошедшее», «будущее» и «настоящее», наверняка было бы трудно жить в эпоху майя. И в первую очередь из-за их календаря, вернее, календарей. Шутка ли – майя использовали целых три календаря!
«Цолькин» состоял из 260 суток, «Тун» – из 360 и «Хааб» – из 365. Интересно и их использование. Например, «Цолькин», календарь солнца, использовался для религиозных обрядов, «Тун», летописный календарь, использовался в хронологии, «Хааб» -же, лунный календарь - таблица счета дней, использовался в обычной, повседневной жизни. Года были разделены на месяцы по 20 дней в каждом. Интересной была и система исчисления – двадцатиричная. По какой причине майя использовали именно ее, уже невозможно понять. Скорее всего, основой такой системы отсчета стало то, что у человека на руках и ногах – 20 пальцев. Все эти календари были очень точны, погрешности, накапливающиеся со временем, были просчитаны, вносились необходимые поправки. Календари зависели друг от друга, как и цивилизация майя от майянского календаря.
Кроме обычных дней, месяцев и годов, у майя были 4-летние и 52-летние циклы сочетания годов «Хааб» и «Цолькин». Кроме этих календарей, майя использовали и календарь движения планеты Венера. И здесь возникает еще одна загадка. Вышеназванная планета имела очень большое значение для древних народов Центральной Америки. Астрономы майя, создавшие майянский календарь, были удивительно точны в своих исследованиях. Например, они вычислили ее синодический период (время, через которое планета вернется в заданную точку для земного наблюдателя) как 584 суток. Современные исследования (с помощью телескопов, спутников и суперкомпьютеров!) дали результат 583,92 суток. Так вот, чтобы согласовать ее с годом «Цолькин» в календарь необходимо вносить поправку в 4 дня через 61 венерианский год. Требуется еще одна поправка в 8 дней в течение каждого пятого цикла в конце 57-го оборота. И эти поправки обеспечивают гармонию не только между «Цолькином» и венерианским циклом, но и солнечному году.
По материалам: Лунный гороскоп.
Опубликовано 04 Сен 2010 в категории Календарь майя