Древнейшее изобретение. Древние изобретения в современном мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшее изобретение человечества. Древнейшее изобретение


Древнейшее изобретение человечества

Завязывание узлов на веревке для её практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Предположительно, первобытный человек придумал десяток-другой узлов раньше, чем научился добывать огонь, изобрёл лемех, колесо и иглу.

Умение вязать узлы на верёвке считалось искусством, которое ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну.

С первобытно - общинного строя с узлами было связано немало примет, поверий и суеверий. Использование узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука первобытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т.п. Многие дошедшие до нас труды Греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами и этот мешок завязан волшебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьёзно и подробно описывает целебные свойства геркулесового узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах. В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трёх узлов, завязанных на снастях корабля. Последовательное развязывание этих узлов вызывало на море ветер. До сих пор зулусы (охотничье племя Африки), убив на охоте животное, обязательно завязывают на его хвосте узел. По их поверью, это предотвращает боли в животе после еды мяса убитого животного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854 – 1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «…народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в определенные критические периоды, особенно при родах, бракосочетании и погребении… У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь её от напастей…»

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь о том, что их возраст исчисляется даже не веками, а тысячелетиями. Самые древние узлы были найдены в болотах Финляндии, они датируются периодом неолита (поздний каменный век). Такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, с успехом служили жителям Древнего Египта ещё пять тысяч лет назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых», найденных в некоторых пирамидах Египта. На обнаруженных в 1954 г. остатках парусного флота фараона Хеопса на обрывках снастей нашли беседочный узел. Дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была привязана верёвкой, завязанной выбленочным узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространён и в быту древних римлян и греков. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл Меркурия – древнеримского бога-покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник.

Люди племени инков – древних обитателей перу – широко применяли прямой и шкотовый узлы не только при строительстве висячих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу – узелкового письма.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. В основе оснастки парусного судна всегда лежали узлы, а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела – от этого зависела безопасность судна. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, оплёток и других видов работ. С развитием пароходства, необходимость знать множество узлов для моряков исчезла.

И если ещё в середине 19 века умение вязать узлы расценивалось как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

***************************************************************************

Коренной конец – конец троса, закреплённый неподвижно или используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу.

Ходовой конец – незакрепленный, свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.

Петля (открытая) – конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой.

Калышка (петля закрытая) – петля, сделанная концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой.

Полуузел – одинарный перехлёст двух разных концов.

Обнос – обхват тросом какого-либо предмета таким образом, чтобы концы троса не перекрещивались.

Шлаг – полный оборот (на 360º) троса вокруг предмета, сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону.

Полуштык – обнос тросом предмета с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.

***************************************************************************

Замечательный американский поэт Генри Лонгфелло посвятил канатоходцу, а в сущности - верёвке, из которой и рождаются самые роскошные и так необходимые в жизни узлы, прочувствованную балладу. А Дан Ф. Мерфи даже сочинил впечатляющую исповедь верёвки, предварительно персонифицировав её и наделив человеческой речью. Верёвка рассказывает о себе, о том, что она слуга человека на всю его жизнь. Что для неё наивысшая радость – участвовать в самых прелестных, самых сладких человеческих функциях. Что она лучший друг детей во всём мире, позволяет им скакать и прыгать через себя, покачивает их колыбель – бережёт их сны. Но в один прекрасный момент её задача – обеспечить вечерний звон для любого из смертных.

Верёвка даёт человеку одежду. Из верёвки – его постель. Она сторожит его покой. Она – часть истории, величайших событий и потрясений. Через её пульсирующую плоть энергия человеческой воли заполнила и заставила говорить Колокол Свободы. Она горда тем, что с её помощью взмывает ввысь и трепещет на ветру флаг.

Ей также нравится быть возлюбленной ковбоя. Нравится роль лассо. Нравится в умелых руках жить, танцевать и петь, со свистом – безошибочно бить в цель.

Верёвка – помощник человека в его путешествиях по безбрежным открытым пространствам – воздушным и морским, восхождениям к горным вершинам.

И ещё верёвка – оружие, и её роль зависит от того, в чьих она руках. И будет ли она служить во благо человеку или во зло.

studfiles.net

Древнейшее изобретение человечества

к содержанию

Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой.

Можно предполагать что первобытный человек приду­мал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного челове­ка, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыб­ной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, при­креплял каменный молоток и топор к деревянной рукоят­ке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, ос­нащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечис­лить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Исполь­зование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука перво­бытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

 

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завя­зывания узлов на своей одежде в определенные критичес­кие периоды, особенно при родах, бракосочетании и погре­бении». И далее: «У русских сеть со множеством завязан­ных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболов­ную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Аму­лет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая наход­ка. Но тем не менее время сохранило нам несколько об­рывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узла­ми. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта на­ходка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и пря­мой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих ко­раблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели сделаны весьма ис­кусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти с узлами. Несколько мо­делей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологичес­кая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки па­русного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреп­лена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия — покровителя торговли и назывался NodusHercules— геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узла­ми, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С по­мощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым па­русным вооружением всегда лежали узлы, а механика уп­равления парусами строилась на тросах и блоках. От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различ­ных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от сна­стей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию пред­метов, к которым они вязались, — сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, напри­мер: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, но­сящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернаци­ональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех уз­лов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столе­тие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства уме­ние вязать узлы расценивалось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

studfiles.net

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 13Следующая ⇒

Введение

Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой.

Можно предполагать что первобытный человек приду­мал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного челове­ка, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыб­ной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, при­креплял каменный молоток и топор к деревянной рукоят­ке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, ос­нащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечис­лить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Исполь­зование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука перво­бытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завя­зывания узлов на своей одежде в определенные критичес­кие периоды, особенно при родах, бракосочетании и погре­бении». И далее: «У русских сеть со множеством завязан­ных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболов­ную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Аму­лет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая наход­ка. Но тем не менее время сохранило нам несколько об­рывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узла­ми. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта на­ходка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и пря­мой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих ко­раблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели сделаны весьма ис­кусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти с узлами. Несколько мо­делей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологичес­кая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки па­русного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреп­лена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия — покровителя торговли и назывался Nodus Hercules — геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узла­ми, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С по­мощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым па­русным вооружением всегда лежали узлы, а механика уп­равления парусами строилась на тросах и блоках. От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различ­ных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от сна­стей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию пред­метов, к которым они вязались, — сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, напри­мер: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, но­сящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернаци­ональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех уз­лов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столе­тие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства уме­ние вязать узлы расценивалось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

 

 

mykonspekts.ru

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Леонид Скрягин

Морские узлы

 

 

Морские узлы

 

От автора

Понятия и термины

Введение

 

Алфавитный указатель узлов

 

Узлы для утолщения троса

Незатягивающиеся узлы

Узлы для связывания двух тросов

Затягивающиеся узлы

Незатягивающиеся петли

Затягивающиеся петли

Быстроразвязывающиеся узлы

Особые морские узлы

Узлы для рыболовных снастей

Декоративные узлы

 

Пояснения морских терминов,

встречающихся в книге

Список использованной литературы

 

От автора

 

Понятия и термины, которыми оперирует автор

Светлой памяти

Инны Александровны Скрягиной

посвящается

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена‑скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника‑высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик‑Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол‑узла и еще пол‑узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам‑любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

… Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно‑морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце “Ленин” и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызывая недоумение матери и бабушки.

В военно‑морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В. П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, минимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, пополняя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по такелажному делу, атласах морских узлов, старых отечественных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие способы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным такелажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом – боцманом греческого теплохода “Эфтихия”, на котором я год плавал гарантийным представителем Всесоюзного объединения “Судоимпорт”. Поскольку за рубежом моряки знания вязки узлов стараются держать в секрете (особенно от своих коллег по судну), боцман “Эфтихии”, поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых узлов, сначала сказал, что он “все давным‑давно позабыл”. Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые моряки, “чендж” – обмен “узел за узел”. Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: “чтобы не видела команда”. Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В. П. Цюсевич и позже В. М. Грязнов – в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова, один из авторов атласа “Судовые такелажные работы”. Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригинальный узел, который в этой книге назван “пожарной лестницей”.

Моя коллекция узлов продолжала пополняться, но очень медленно. После «Эфтихии» в 1968–1969 годах мне довелось год проплавать на кувейтском теплоходе “Ал Сабахиа”, побывать во многих портах Европы, Африки и стран Среднего Востока. Во время плаваний “Ал Сабахии” нередко приходилось встречаться с нашими и зарубежными моряками. Естественно, что я не упускал возможности зарисовать не известный мне узел и научиться его вязать. Так в мой альбом морских узлов попало еще несколько схем.

Позже, работая три года в порту Басра, я почти каждый день общался с советскими и иностранными рыбаками. К коллекции прибавилось еще два десятка узлов, которые мне не встретились ни в одной из просмотренных книг.

К 1978 году удалось собрать более 500 морских узлов и дать им описание. Но через год я прекратил свои поиски и “охоту” за новыми узлами. Сделал это не потому, что не было свободного времени или из‑за того, что исчерпал все возможности для сбора новой информации, а в связи с тем, что совершенно случайно стал обладателем такой коллекции узлов, о которой даже и не предполагал.

В 1979 году во время служебной командировки в Индию в одном из книжных магазинов Калькутты я случайно купил книгу, на обложке которой было написано “3800 узлов”. Эта книга, объемом 620 страниц, в переводе с английского называется “Книга Ашлея по узлам”. Впервые она вышла в свет в 1944 году в Нью‑Йорке. Ее автор – американец Клиффорд Ашлей, бывший моряк торгового флота и художник‑маринист – долгие годы, как и я, собирал рисунки, схемы и фотографии различных узлов. В поле его зрения попала не только вязка морских узлов, но и все виды такелажных работ, в том числе изготовление сплесней, огонов, кнопов, мусингов, бензелей, найтовов, марок, матов, сетей и пр. При этом Ашлей исследовал тонкости как судовых такелажных работ, так и всех других видов работ с тросами, канатами и нитями, выполняемых людьми разных профессий – ткачами, портными, скорняками, сапожниками, кружевницами, вышивальщицами и т. д. Не оставил он без внимания и такелажный инструмент, применяемый при работе с тросами – свайки, драйки, киянки, мушкели, берды, иглы и пр. За одиннадцать лет он нарисовал 7000 изображений, которые дают понятие о 3800 узлах, приспособлениях, инструментах и такелажных изделиях.

Хотя книга Ашлея – своего рода энциклопедия такелажного дела и наиболее подробная из всех книг, когда‑либо изданных на эту тему, морские узлы в ней не выделены в особый раздел и их функции не разграничены. По приблизительным подсчетам в этом издании около 700 различных узлов, в разнос время придуманных людьми. В списке литературы, который приводит автор этой замечательной книги, более 200 использованных источников, но среди них нет ни одной ссылки на нашу литературу. В книге нет и таких узлов, которыми пользуются наши моряки, как калмыцкий, казачий, шлюпочный и буксирный.

Позже в Лондоне, в публичной библиотеке Британского национального музея, мне удалось разыскать еще две огромные книги по узлам – “Энциклопедию узлов и декоративных плетений” авторов Раула Грамо и Джека Хенсела, изданную в США в 1939 и 1942 годах, и “Искусство вязки узлов и сплесней”, написанную Сайрусом Лоренсом Даем в 1947 году.

Несколько слов о названиях узлов. Многие названия морских узлов попали в наш морской язык из английского и французского языков еще в середине XVIII века. Во времена парусного флота русские моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. В наше время число названий морских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. Названия морских узлов, применяемые в различных странах, как правило, английские, причем многие узлы имеют одновременно два‑три, а некоторые пять‑семь названий.

В английском языке термин “узел” издавна обозначался, в отличие от русского языка, тремя разными существительными: «knot», «bend» и «hitch». Первое обозначает переплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе – переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье – прикрепление ходового конца троса к какому‑либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.

Однако за последние полтора века в английском языке значения этих трех существительных смешались, и они стали взаимозаменяемыми. Например, русское название узла “рыбацкий штык” в современном английском языке будет соответствовать равнозначно «anchor knot», «fisherman`s bend» и «bucket hitch».

Перевод названий некоторых узлов с английского на русский язык нередко вызывает затруднения, и иногда они становятся невыразительными, длинными и труднозапоминающимися. Нескольким узлам, названия которых на английском языке не выражают какого‑либо конкретного смысла в их характеристике, автор придумал и привел в книге свои названия, такие, как “дубовый”, “водяной”, “тещин”, “кинжальный”, “змеиный”, “лиановый”, “щучий”, “олимпийский”, “акулий”, “лососевый”, “тунцовый” и “роликовый”. На английском языке эти узлы имеют описательные наименования, например “узел для привязывания рыболовного крючка для ловли лосося” (поэтому в книге он получил название “лососевый узел”) и т. п.

В своих рассуждениях об узлах автор, по возможности, старался не отступать от норм отечественной морской лексики и терминологии. Правда, в отдельных случаях он употреблял вместо термина “трос” (“канат”) существительное “веревка”, что, конечно, режет слух моряков. Это можно объяснить тем, что в тех местах текста, где действительно фигурирует веревка, а не трос, при использовании последнего термина смысл бы исказился.

Знать узел и уметь быстро его вязать – две разные вещи. Вязка узлов – дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по‑разному. Например, прямой узел можно завязать, тремя способами и двумя способами развязать. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел, главное – результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно.

Способы вязки узлов в этой книге показаны в виде схем, состоящих из двух‑трех позиций (если узел простой, то из одной позиции, а сложный – из четырех) и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Половина узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять. Текстовое объяснение процесса вязки узлов в большинстве из описаний отсутствует. Это сделано умышленно по двум причинам: движение концов троса указано стрелками и ясно без слов, а главное, по мнению автора, чтение текста и одновременная вязка узла с рассмотрением схемы требуют от читателя большого напряжения. Практика показывает, что такие наставления, как, например, “берут в левую руку ходовой конец троса, правой накладывают сверху коренной конец на ходовой, делают вокруг ходового конца шлаг против часовой стрелки, этот шлаг заводят влево внутрь петли” и т. п. (Ф. Г. Алексеевский. Такелажные работы. М.: Речной транспорт, 1962), очень сковывают действия читателя в процессе самообучения вязки узла.

Чтобы самому научиться по этой книге вязать узел, сначала следует понять его схему и принцип. После этого нужно повторить схему на веревке, завязывая узел “в лоб” (т. е. руководствуясь стрелками на схеме), чтобы добиться полного соответствия с последней позицией схемы. Проделав это несколько раз подряд, запомнив схему и поняв принцип узла, читатель сам найдет для себя наиболее рациональный способ его вязки.

Любой из представленных в книге узлов только тогда станет полезным средством в руках читателя, когда последний будет уметь завязывать его по памяти буквально с закрытыми глазами, быстро и четко, с полным соответствием схеме. Если человек точно не помнит, как нужно правильно завязывать тот или иной узел, и представляет его лишь в общих чертах, то лучше такой узел не вязать совсем.

Чтобы самому с помощью этой книги научиться вязать узлы, нужно немного терпения и два метра мягкой (но не рыхлой) веревки. Лучше всего для этой цели использовать кусок бельевой веревки или эластичный резиновый жгут от детской скакалки. Учиться вязать узлы удобнее всего, положив веревку на какую‑нибудь горизонтальную поверхность – стол, стоящий рядом стул или на пол.

В первую очередь следует обратить внимание на узлы, помеченные значком А . В книге таких узлов двадцать. Это самые универсальные и самые надежные из всех когда‑либо придуманных людьми узлов. И самый лучший из них – булинь (беседочный узел) – “король узлов”.

Несколько слов о прочности узлов. Относительная прочность узла при разрыве обычно выражается в процентах и определяется делением силы, потребной на то, чтобы разорвать веревку с узлом, на силу, которую нужно приложить, чтобы разорвать ту же веревку без узла. Узлы, как правило, слабее затягивающихся петель, которые, в свою очередь, слабее штыков. Например, прочность шкотового узла составляет 50 %, беседочного – 60 % и удавки со шлагом – 75‑80 % прочности веревки без узла. Следует помнить, что обрыв веревки зависит от радиуса кривой, по которой завязана самая малая петля узла.

На начальную страницу

Понятия и термины, которыми оперирует автор

Чтобы читателю было легче ориентироваться в описании узлов с их концами, многочисленными переплетениями, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, его вниманию предлагается схема (см. 2‑ю и 3‑ю страницы обложки) и толкование восьми основных понятий и терминов, которыми оперирует автор:

коренной конец – конец троса, закрепленный неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу;

ходовой конец – незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла;

петля (открытая) – ходовой (или коренной)конецтроса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой;

колышка (закрытая петля) – петля, сделанная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой;

полуузел – одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла;

обнос – обхват тросом какого‑либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный таким образом, что оба конца троса не перекрещиваются;

шлаг – полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого‑либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону;

полуштык – обнос тросом какого‑либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю (не путать с названием узла “простой полуштык”).

Для облегчения пользования книгой в конце ее помещен перечень некоторых морских выражений и терминов, а также алфавитный указатель узлов.

Автор считает своим прямым долгом выразить искреннюю благодарность Б. О. Кузьмину за помощь в подготовке эскизов иллюстраций к этой книге.

Все критические замечания и предложения читателей будут приняты автором с должным вниманием и благодарностью.

На начальную страницу

 

Введение

 

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Завязывание узлов на веревке для се практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающисся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного человека, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыбной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, прикреплял каменный молоток и топор к деревянной рукоятке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, оснащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечислить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно – общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Использование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука первобытный человек “изгонял” из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т.п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко‑римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан волшебным узлом. Плиний Старший в своей “Естественной истории” серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они, таким образом, вызывали на морс ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зулусы, убив на охоте какое‑нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это предотвращает боли в животе после еды мяса убитого животного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854–1941) в своей книге “Золотая ветвь” пишет: “Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в определенные критические периоды, особенно при родах, бракосочетании и погребении”. И далее: “У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей… Амулет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку”.

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими изних они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком “тленном материале”, как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, – редкая находка. Но, тем не менее, время сохранило нам несколько обрывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узлами. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта находка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и прямой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древнего Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых “кораблях мертвых” – на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих кораблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в “Страну мертвых”. Модели сделаны весьма искусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, рей, блоки, снасти с узлами. Несколько моделей “кораблей мертвых” есть в экспозиции “Египет” Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологическая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки парусного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреплена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков – древних обитателей Перу не только широко применяли прямой и шкотовый узлы при строительстве висячих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу – узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узлами, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С помощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса… А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка “Крузенштерн”, то это – десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию предметов, к которым они вязались, – сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, например: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернациональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех узлов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столетие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства умение вязать узлы расценивалось всего‑навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

На начальную страницу

 

megapredmet.ru

Книга морских узлов Л.Н. Скрягин.

к содержанию

Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой.

Можно предполагать что первобытный человек приду­мал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного челове­ка, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыб­ной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, при­креплял каменный молоток и топор к деревянной рукоят­ке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, ос­нащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечис­лить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Исполь­зование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука перво­бытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

 

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завя­зывания узлов на своей одежде в определенные критичес­кие периоды, особенно при родах, бракосочетании и погре­бении». И далее: «У русских сеть со множеством завязан­ных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболов­ную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Аму­лет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая наход­ка. Но тем не менее время сохранило нам несколько об­рывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узла­ми. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта на­ходка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и пря­мой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих ко­раблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели сделаны весьма ис­кусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти с узлами. Несколько мо­делей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологичес­кая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки па­русного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреп­лена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия — покровителя торговли и назывался Nodus Hercules — геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узла­ми, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С по­мощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым па­русным вооружением всегда лежали узлы, а механика уп­равления парусами строилась на тросах и блоках. От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различ­ных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от сна­стей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию пред­метов, к которым они вязались, — сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, напри­мер: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, но­сящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернаци­ональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех уз­лов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столе­тие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства уме­ние вязать узлы расценивалось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

К содержанию

См. также: карабинные узлы, узлы с анимацией

 

Сообщение от: Диана Спасибо, очень интересно и все понятно. Дети в восторге вяжут узлы и мечтают о плаванье на большом паруснике!

budetinteresno.info

Изобретения древности

В последнее время прогресс идет настолько стремительно, что невольно закрадывается мысль о том, что максимального развития человеческая цивилизация достигла лишь в последнее время. В то же время, многочисленные палеонтологические и археологические находки свидетельствуют о том, что человек с высоким уровнем развития существовал на планете несколько десятков тысяч лет назад. И никаких оснований говорить о том, что древний человек был в чем-то глупее человека современного, нет.

В настоящее время распространен стереотип о древнем человеке, как о полуголом, косматом дикаре, вооруженном дубиной. Но в действительности наши предки уже 15 тысяч лет назад умели не только делать, но и использовать качественные специализированные инструменты – от игл из кости до стрел и наконечников копий. Они действительно жили в пещерах, но не в мрачных и темных, а украшенных росписью, резьбой. Их кожаная одежда была практичной, удобной и не лишенной красоты. В древности люди умели строить дома из кирпича, правильной формы, с четкой планировкой дворов, улиц и площадей. Они обрабатывали металл, дерево, глину и драгоценные камни, разводили скот, обрабатывали землю. И все это примерно за 7 тысяч лет до н.э.

Верхом развития древней цивилизации можно считать Александрию. Это был крупный город (даже по современным меркам) с почти полумиллионным населением. Здесь можно было увидеть храмы с автоматическими дверями, многопалубные корабли, театры с движущимися фигурами и механическими декорациями.

Немало было сделано открытий и в Древнем Египте. Из документов, обнаруженных во время раскопок, доподлинно известно, что египтянам принадлежит немало открытий, которыми с успехом пользуется современный человек. Для своего исторического периода у египтян была довольно хорошо развита культура.

Современный человек в основном связывает Древний Египет с пирамидами и мумиями, но на самом деле египтяне придумали не только мумификацию. Так, в частности, мир обязан изобретением папируса именно египтянам. В 3000 году до н.э. они разработали технологию получения бумаги из растения папирус, росшего на берегах Нила. Для изготовления бумаги вырезали сердцевину растения и разрезали на длинные полоски. Затем их размещали по диагонали друг над другом и помещали под пресс на несколько дней. Качество папируса было отменным, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней письмена. Необходимо отметить что египтяне держали в секрете технологию изготовления папируса, поскольку он был одним из основных товаров для экспорта. Именно это позволило древним жителям Египта сохранить монополию на рынке.

После изобретения папируса египтяне задумались над тем, как на нем писать. Лист папируса был жестким и твердым. Поэтому и инструмент для писания также должен быть прочным. Так появились первые прототипы перьевых ручек. Их удалось обнаружить во время некоторых раскопок. Очевидно, что использовали их достаточно широко.

Кроме того, египтяне делали тростниковые ручки, которыми также можно было писать на папирусе.

К удивительным изобретениям древних египтян необходимо отнести и черные чернила. Для их изготовления смешивалась сажа с пчелиным воском и растительными маслами. Для получения чернил других цветов использовали органические красители, к примеру, охру. Все смеси было довольно мощными и эффективными. Поэтому египетские рукописи сохранились до нашего времени в полном или частично читаемом состоянии.

Египтяне являются изобретателями и иероглифов. Первые записи делались в виде картинок. Эта система называлась пиктограммой. Со временем добавлялись новые символы и изображения для передачи звуков и слов, еще позже – появились иероглифы для обозначения абстрактных идей и имен. При помощи иероглифов писали о политике, войне и культуре.

Древние египтяне первыми изобрели солнечный календарь, который указывал положение планеты, когда она вращалась вокруг Солнца. Календарь состоял из 12 месяцев, в каждом было по 30 дней и 5 дополнительных дней в конце года (которые появились в результате просчетов в календаре, потому как египтяне не учитывали дополнительные доли дня. Календарь этот немного неточно показывал даты и месяцы, что было исправлено в 238 году до н.э. Птолеем III (он добавил один день, который в настоящее время появляется раз в 4 года).

Для определения времени египтяне придумали водяные и солнечные часы. Солнечнее часы представляли собой обелиски, которые отбрасывали тени, по которым и определялись утро, день и вечер. Водяные часы представляли собой каменную емкость с наклонными стенками и небольшим отверстием в нижней части. Через это отверстие с постоянной скоростью капала вода. Емкость делилась на 12 колонок, а изменение уровня воды по этим меткам означало прохождение каждого часа.

Нельзя не упомянуть и о пирамидах, ставших символами гробниц фараонов. Первой была пирамида Джосера, которую построили в 2750 году до н.э. До этого фараонов хоронили в прямоугольных кирпичных могилах. Пирамиды имели духовное значение, каждая сторона представляла Бога как хранителя, творца и трансформатора.

Такое модное в наше время украшение, как парик, также происходит из Древнего Египта. Самые древние парики удалось обнаружить в древних египетских артефактах. В египетской культуре облысение не считалось эстетичным, поэтому париками пользовались и женщины, и мужчины. Помимо желания закрыть плешь, парики использовали и для защиты от Солнца. Парики изготавливали с учетом всех модных тенденций того времени, а также в соответствии с желаниями и стилем владельца. Для париков использовали человеческий волос, овечью шерсть и растительные волокна и покрывали пчелиным воском.

Примерно за 4 тысячи лет до н.э. египтяне использовали тушь для глаз. Делали ее из сажи с добавлением минерала галенита. На некоторых древних египетских картинах можно увидеть людей с зеленым макияжем глаз. Тушь такого оттенка делали из минеральных веществ, к примеру, смешивая галенит и малахит. Макияж использовали также и мужчины, и женщины. Более того, количество используемой косметики зависело от социального слоя. А еще было принято считать, что макияж защищает человека от врагов и дурного глаза.

Еще одно интересное изобретение древних египтян которое появилось примерно 3,5 тысячи лет назад – высокие каблуки. Обувь на высоких каблуках носили представители высшего класса, причем, как женщины, так и мужчины. Представители низших классов такую обувь себе позволить не могли, поэтому она приравнивалась к произведениям искусства. На каблуках вынуждены были ходить мясные торговцы и палачи, чтобы было удобно ходить по крови во время работы.

Кроме этого, древние египтяне изобрели плуг, первые презервативы, боулинг, замок для двери, а также зубную пасту. Вообще, египтян можно назвать предками технологий, поскольку они были очень изобретательными. Не отставали от них и древние римляне, которые оставили после себя мосты, дороги, памятники архитектуры, законы и обычаи.

В Древнем Риме очень ценили воду. По акведукам вода поступала по многочисленным фонтанам. В те времена, необходимо отметить, фонтаны не были украшением, а выполняли роль источников, из которых люди брали воду. В древних фонтанах вода стекала, а не била струями верх. К слову сказать, в Древнем Риме практически не было желудочных заболеваний, потому как вода проходила тройную очистку – через песчаные, угольные и травяные фильтры.

Римляне были первыми, кто начали строить дороги и мосты. Ни одна цивилизация не обходилась без дорог, но именно древние римляне начали строить дороги с твердым покрытием из камня. Первую такую дорогу построили в 312-308 году до н.э. между Римом и Капуей. Ее используют и сейчас. Более того, в некоторых местах до сих пор сохранились участки с исконным покрытием и следами колесниц. Мильные столбы помогали путникам и воинам ориентироваться в пути.

Римляне построили дороги не только по всей Европе, но и в Малой Азии и Северной Африке. Большинство этих дорог было разрушено, но некоторые из них легли в основу современных автомобильных магистралей и железных дорог. Помимо этого, расстояние между колесами римских повозок стало ориентиром ширины для рельсов. А для строительства мостов римляне использовали камень, бетон и металл.

Древние римляне были первыми, кто всерьез взялся на регулирование дорожного движения. Так, Юлий Цезарь ввел строгие правила поведения на дороге. Тогда же были введены улицы с односторонним движением, чтобы избежать столкновений. Частные повозки, экипажи и колесницы не имели права перемещаться днем. Иногородние владельцы транспортных средств не имели права въезжать в город, они оставляли свой транспорт за чертой городских стен.

В Древнем Риме существовал платный общественный транспорт. Когда повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного в другой ящик перебрасывалось по одному камешку. По окончании поездки количество камешков подсчитывалось, после чего производился денежный расчет.

Среди изобретений римлян были и освещаемые туннели, которые прорубали в горах, чтобы сократить путь. Некоторые из них были довольно длинными – до 1,5 км. Из казны оплачивались люд, которые заправляли маслом лампы и следили за тем, чтобы в туннелях постоянно горел свет.

В Древнем Риме появились и первые средства массовой информации, прообразом которых можно считать рукописные сводки новостей. Они появились примерно в 168 году до н.э. Это была деревянная доска, на которой мелом писали о главных событиях, после чего оставляли на наиболее оживленных площадях.

Постепенно эта газета стала официальным органом, в котором сообщалось о решениях властей и народных собраний. Копии распространяли за пределами города. Более того, копии газет не уничтожались, а сдавались в архив.

Древние римляне также были основателями правовой системы, которая сохранилась и после распада этой древней цивилизации. В ней тщательно и всесторонне были разработаны идеалы правосудия и справедливости. К слову сказать, на этой системе основаны некоторые законодательства современности, в частности, французское и американское.

Кроме того, у римлян в крови была любовь к праздникам. Этому занятию древние римляне отдавались самозабвенно. Большая часть праздников имела религиозное или общественное значение, хотя игры и развлечения устраивались и в честь императора или великих побед. К примеру, в годы правления Августа в году было 115 выходных и праздничных дней. Позже это количество было увеличено до 200 празднований в год.

Все вышеперечисленные примеры лишь в небольшой степени раскрывают то огромное влияние, которое оказали египтяне и римляне на последующие исторические эпохи. Сделанные этими цивилизациями открытия находят применение и в современном мире. Так, открытия в области архитектуры применяются в современном зодчестве, принципы государственного управления стали идеалом государственного устройства в европейском обществе, а уж о косметике, высоких каблуках и париках и говорить не приходится.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Древние изобретения в современном мире

Казалось бы, древние изобретения должны быть актуальны для той эпохи, когда они, собственно, были созданы. Однако история подобна клубку, на который все наматывается и наматывается ниточка. Древние изобретения совершенствовались из эпохи в эпоху, немного видоизменялись и модифицировались, чтобы соответствовать современным условиям. Множество старинных изобретений дошли до нашего времени и успешно используются сейчас. Womie приглашает ознакомиться со списком древних изобретений, используемых в современном мире.

Древние изобретения: дверной замок

Эта сложная на первый взгляд конструкция появилась в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. Первоначально замок выглядел как выемки и выступы в толстой деревянной двери, под которые подгонялся ключ соответствующей формы. Как можно увидеть, общий принцип действия и сама конструкция сохранились практически в первозданном виде и до сегодняшнего дня, хотя сейчас, конечно же, замки делают не прямо в двери и не из дерева.

Древние изобретения: зубная паста

Данное изобретение также принадлежит древним египтянам. Предпосылки к его появлению были таковы: технология изготовления хлеба в Древнем Египте имела один большой недостаток. Каменная крошка из жерновов могла попадать в свежий хлеб и застревать там. Такая крошка очень сильно вредила зубам и деснам. Чтобы хоть как-то помочь себе, египтяне делали тоненькие зубочистки наподобие современных. А чтобы сохранять гигиену полости рта, египтяне делали поистине гремучую смесь из пепла, яичной скорлупы, пемзы и других необычных ингредиентов, которые, по их мнению, должны были помочь очистить ротовую полость. Это и была первая в мире зубная паста. Конечно же, сейчас она выглядит совсем по-другому, но цель выполняет ту же, что и несколько тысяч лет назад.

Древние изобретения: дороги и правила дорожного движения

Да, такая простая вещь, как дороги, была изобретена не так давно, как думается. Дороги, мосты и ПДД – это изобретения римлян. Сначала дороги были примитивны и выглядели как две колеи, выложенные камнем или же усердно утоптанной твердой глиной. Но позже римляне начали строить полноценные дороги, какие у нас сейчас можно увидеть в сельской местности или в старых районах городов. Речь идет о грунтовой и мощеной дорогах. Разумеется, в древности римляне не могли сделать такую идеальную мощеную дорогу, как в современности, но принцип укладки камней был тот же. Правила дорожного движения также появились в Римской Империи. Конечно же, ранее они не были настолько сложны, как в нынешнее время, но тем не менее. Была даже учреждена такая должность, как регулировщик, в обязанности которого входило регулирование движения встречных потоков повозок и колесниц. Если задать вопрос «что является древним прототипом светофора», то ответ будет «древнеримский регулировщик»

Древние изобретения: сейсмограф

Этот прибор помогает определить наличие подземных толчков, примерное расстояние до эпицентра землетрясения, а также его силу. В современном мире сейсмограф представляет собой очень точный прибор-датчик, который фиксирует даже малейшие колебания на достаточно больших расстояниях. Однако этот умный прибор имеет вполне реальный древний прототип. Сейсмограф был изобретен древними китайцами. В то время его внешний вид был довольно интересен: это был бронзовый сосуд с девятью драконами с открытыми ртами, расположенными на его стенах на равном расстоянии друг от друга. Под каждым драконом сидела лягушка также с открытым ртом. Внутри сосуда был шарик – маятник, который во время землетрясения раскачивался и подталкивал другие шарики внутри драконов наружу. Эти шарики падали в рот лягушкам. Раздавался характерный звон, по которым китайцы могли узнать о землетрясении.

Древние изобретения

Многие древние изобретения дошли до наших дней. Некоторые были видоизменены, а некоторые остались практически такими же внутренне и внешне. Не стоит недооценивать древних ученых, ведь результатами их труда мы пользуемся по сей день!

www.womie.ru


Смотрите также