Троя карта древнего мира. Достопримечательности Турции. Античная Троя — уникальный археологический комплекс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online. Троя карта древнего мира


Троя III-VII - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Античная Троя - уникальный археологический комплекс

Троя в Турции Среди исторических объектов Турции выделяется знаменитая Троя, расположенная рядом с проливом Дарданеллы, на побережье Эгейского моря. Мифический город, найденный археологом Шлиманом, превратился в масштабный туристический комплекс, состоящий из античных руин, находящихся в соседней деревушке отелей, сувенирных лавок и традиционных ресторанчиков. Во время раскопок выявилось, что древняя Троя для античного мира имела огромное значение, и представляла собой окруженный неприступными стенами город-государство.

Зона археологических раскопок сконцентрирована на холме Гиссарлык, а для удобства экскурсантов в этом месте обустроены пешеходные тропинки. В качестве символа туристического центра выступает крупное деревянное сооружение в форме Троянского коня, которое располагается непосредственно перед входом. Экскурсанты смогут зайти внутрь, чтобы оценить смекалку мифического Одиссея, придумавшего столь необычный план завоевания города. Рядом с деревянным конем располагается Музей раскопок, где представлены фото и модели античного города.

Достопримечательности Турции. Троя

В музейную коллекцию входит и необычный сад «Pithos» с глиняными горшками и водопроводными трубами той далекой эпохи. Но основной достопримечательностью Трои являются древние руины, а туристам рекомендуется во время их осмотра воспользоваться услугами гида. Большинство фрагментов античных знаний опознать сложно, поэтому их можно идентифицировать только благодаря объяснениям экскурсовода. Троя, которую горожане называли Илионом, на протяжении столетий не раз разрушалась и отстраивалась вновь, а посреди древних артефактов сконцентрировано значительное количество обычных каменных глыб.

Троя - археологический комплекс

Но особенный интерес вызывают башни, стеновые укрепления и расположенный в храме Афины алтарь, поскольку данные артефакты подтверждают то, что в «Илиаде» описывал Гомер. Неподалеку от античного полиса находится несколько зон археологических раскопок, включая руины города Александрия Троянская, и расположенные около деревушки Гюльпынар остатки храма Аполлона. Посещение этих мест позволит путешественникам представить, как выглядела Троя во времена, когда Гомер работал над «Илиадой».

turizmsnami.ru

Троя

Хорошо известный нам по эпосу Гомера город Троя долгое время считался выдуманной легендой. Троя была красивым мифом до конца 19-го столетия, пока немецкий археолог Генрих Шлиман не начал в 1871 году раскопки на северо-западе Турции, возле холма Гиссарлык.

Раскопки города Троя

Раскопки города Троя

Троя: из легенды в реальность

Археологические работы продолжались в течение достаточно длительного времени. Лишь в 1879 году Шлиман написал свою знаменитую фразу – “Троя раскопана, и нет второй”. С тех пор Троя и связанные с ней исторические события, как Троянская война,  стали такой же реальностью, как и другие древние города и события. В наши дни проще всего попасть в Трою можно, купив один из горящих туров в Турцию. Преимущество таких туров заключается в том, что они, как правило, дешевле обычных.

Руины Трои

Руины Трои

История древнего города

Троя была основана в 4-м тысячелетии до н.э. Город располагался на древнем торговом пути, у входа в пролив Дарданеллы, который соединял между собой Эгейское и Мраморное моря.

Троя занимала господствующее положение над проливом, которое помогало ее жителям контролировать всю морскую торговлю в этом регионе. Не случайно, что каждый раз после разрушительной войны или опустошающего землетрясения город на этом месте возникал снова и снова.

Троя. Остатки античных строений

Троя. Остатки античных строений

Первая Троя

В наши дни на месте Трои есть несколько культурных слоев, которые относятся к различным эпохам. Это обусловлено тем, что каждый раз, после очередной катастрофы, жители строили свои новые дома поверх старых зданий.

Троя-1, самый древний город, представляла собой крепость с толстыми стенами и мощными башнями. Разрушена эта Троя была после большого пожара, который, скорее всего, был обусловлен чужеземным завоеванием. Впоследствии крепость восстановили, ее стены сделали более толстыми, а в центре города был построен царский дворец, где впоследствии Шлиманом был найден “клад Приама”.

Золотые предметы из Клада Приама

Золотые предметы из Клада Приама

Гомеровская Троя

Трою, которую описывал Гомер, археологи связывают с культурным слоем № 6. Город этого периода достиг вершины своего могущества в древнем мире. Его площадь составляла 18 гектаров, и город был окружен могущественными стенами.

Со стенами Трои связана древнегреческая легенда, гласящая, что стены города были построены богами Посейдоном и Аполлоном, которых Зевс за какой-то проступок отправил на целый год служить простому смертному царю. Строили боги стены Трои не совсем обычным способом. Посейдон выламывал из недр земли целые куски скал, а Аполлон игрой на своей лире заставлял эти куски складываться в стены.

Троянский конь. Современная реконструкция

Троянский конь. Современная реконструкция

Однако правивший тогда Троей царь Лаомедонт обманул своих строителей. Он не выплатил им жалования за постройку стены. И это за год кропотливой работы. С обычными строителями шутки плохи, а уж если на тебя работают боги, то расплачиваться нужно обязательно. Для Лаомедонта все закончилось тем, что Геракл, который также не был доволен троянцами, взял и разрушил город.

Но самая знаменитая война для Трои случилась позже. В 1250 году до н.э. Тогда правивший материковой Грецией царь Агамемнон собрал огромную армию и флот и отправился покорять восток. В войске греческого царя было много знаменитых героев, но даже они в течение долгого времени не могли взять Трою. Это и понятно. Ну, кому по силу взять штурмом стены построенные богами? Тогда за дело взялся бывший на службе у Агамемнона хитрый Одиссей, который и придумал “Троянского коня”. Троя была взята и разграблена, ее жители во главе с Энеем пустились на поиски новой родины, а город на долгое время стал считаться не более чем легендой.

Троя на карте Турции

travels.co.ua

Троя / Travel.ru / Турция

Несмотря на свое легендарное имя, Троя (Илион, Truva по-турецки), вряд ли может считаться самым интересным археологическим участком Турции. В 1868 году немецкий бизнесмен и археолог Генрих Шлиман получил разрешение правительства Османской империи на начало раскопок на холме Гисарлык, где более ранние раскопки уже вскрыли руины храма классического периода и признаки более древних сооружений. Достаточно несистематические раскопки вскрыли девять культурных слоев, датированных приблизительно 3600-1800 годами до н. э., но точную идентификацию - которое из обнаруженных поселений является гомеровской Троей - составить так и не удалось. До сих пор не ясно - тот ли это город и имели ли место здесь события, описанные в "Илиаде", но принято считать, что наиболее полно удовлетворяет всем критериями поселение Троя VII, которое было уничтожено пожаром ориентировочно в 700-300 годах до н. э. Как бы то ни было, какой-то цветущий город (или несколько городов) однозначно существовал в этих краях практически две тысячи лет - с раннего бронзового века и до эпохи зарождения Римской империи.

Археологический участок (открыт ежедневно: с мая по сентябрь - с 8.00 до 19.00; с октября по апрель - с 8.00 до 17.00, вход - 10 TRY) лежит приблизительно в 20 км к югу от Чанаккале, в горле широкой долины, тянущейся на 8 км от моря. Наиболее внушительные из сохранившихся фрагментов древнего города - восточная стена и ворота Трои VI (1700-1275 гг. до н. э), вымощенная плоскими камнями лестница цитадели Трои II (2500-2300 до н. э), частично восстановленный Мегарон того же периода, храм Афины (восстановлен Лисимахом по приказу Александра Великого), святилища Кибелы и Деметры с алтарем и трибуной (очень похожи на подобные сооружения Пергама) и другие руины.

Приблизительно в 30 км к югу раскопок Трои лежит Александрия Троянская - древний город, основанный Антигоном, полководцем Александра Великого, в 300 году до н. э. К сожалению, в отличие от Трои, весь этот обширный город почти не промаркирован, поэтому трудно без посторонней помощи разобраться в его структуре.

Южнее начинаются самые плодородные сельскохозяйственные земли в западной Турции, на которых среди симпатичных и мало испорченных деревень в изобилии встречаются многочисленные древние памятники. Возле западной окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar) лежат руины храма Аполлона, основанного еще колонистами с Крита в V веке до н. э., некогда тут располагался ныне исчезнувший город Хрисе. У мыса Баба (в переводе с турецкого - "отец"; самая западная точка Азии) лежит шумный рыбацкий порт Бабакалекёй, или Бабакале (Babakale), около которого можно обнаружить прекрасный османский замок восемнадцатого столетия с могилой мусульманского святого на маленьком кладбище рядом с главной площадью (само название деревни так и переводится - "Крепость Баба").

Есть здесь и неплохой пляж (приблизительно 3 км севернее порта), но обычно купаются прямо среди огромных валунов, обрамляющих гавань с обеих сторон, - тут идеальные условия для плавания и богатая морская жизнь.

В 30 км восточнее расположился рыночный город Айваджик (Ayvacik), куда лучше приезжать в конце недели, чтобы побывать на местном базаре, славящемся товарами со всей Малой Азии (сам город широко известен своими коврами). В конце апреля в Айваджике проходит традиционный ежегодный сбор кочевых народов региона - Панийыр, который сопровождается красочными музыкальными и танцевальными представлениями, а также шумными базарами (местные жители в этот период покупают себе лошадей). Хотя кочевники номинально являются мусульманами, сам фестиваль имеет явные языческие корни, больше напоминая древний Навруз и другие празднования в честь начала весны. Но главная точка притяжения здесь - древний Ассос, лежащий всего в 25 км к югу от города.

guide.travel.ru

Троя, Турция: фото и описание

Кто не знает про Трою? Троя — один из самых известных античных городов, и причина популярности — Троянская война и Троянский конь, описанные в «Илиаде» Гомера.

Содержание

1. Руины Трои2. Троя — как добраться

Мы тоже знали про этот древний город, но даже не догадывались, что существуют его раскопки и что находятся они на территории Турции — на холме Гиссарлык. Мы ехали по Турции автостопом и не предполагали, что где-то совсем рядом с нами расположена такая достопримечательность. Так бы мы и проехали мимо, если бы не водитель, который предложил нам вместе с ним посетить Трою и чуть-чуть прикрыть пробел в своём историческом образовании.

Руины Трои

Раскопки Трои находятся на западе Турции, у побережья Эгейского моря, рядом с проливом Дарданеллы.И хотя эта локация древнего города вроде бы признана официально, некоторые историки утверждают, что данные раскопки никакого отношения к настоящей Трое не имеют, так как на самом деле город находился по другую сторону пролива.

Мы не историки, поэтому поверили сказанному на слово, заплатили за вход и оказались на территории древнего города.

Вход на территорию стоит 20 лир.

Но сначала мы увидели знаменитого деревянного коня. Вряд ли настоящий Троянский конь был похож на этого — слишком большие окна :)По территории раскопок проходит деревянная тропинка, а рядом с каждым объектом есть табличка с его описанием.Конечно, читать всё лень, поэтому, наверное, лучше прогуливаться по Трое с экскурсоводом.Считается, что Троя состоит из 9 слоёв: от Трои I (3000 г. до н.э.) до Трои IX (350г. до н.э.). Каждый слой — это существовавший когда-то город, прекрастивший своё сущестовование по тем или иным причинам.Вот, например, кусочек Трои IIВ древних кирпичах поселились какие-то насекомые, бррр!Остатки былых цивилизаций2500 лет до н.э.:Вот, пожалуй, самый насыщенный постройками участок:Можно сидеть и обозревать:Амфитеатр:У выхода с территории находится площадка, где можно увидеть кучи древних артефактов.

А ещё в Трое живёт очень голодная собачка:

В общем, впечатления от посещения Трои следующие: раскопки можно посетить, если вы интересуетесь историей и археологией, в противном случае прогулка (без экскурсовода) может показаться довольно скучной. Ничего такого, от чего захватывало бы дух, в Трое мы не увидели. Может, это всё потому, что Троя ненастоящая?

Троя — как добраться

Ближайший крупный город — Чанаккале (Çanakkale), он находится в 30 километрах от Трои. Доехать из него до Трои можно на минибусе — они отправляются с автобусной станции около моста через реку. Поездка займёт около 45 минут. Расписание можно найти в туристическом офисе рядом с портом, куда приходят паромы.

indibrod.ru

Глава 2. Троя археологическая. Карл Блеген.Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака. История древней Евразии

Троя археологическая – это та Троя, постройки которой были возведены каменщиками, плотниками и подсобными рабочими из грубо отесанных камней, строительных блоков квадратной формы, подобия кирпича, в состав которого входила солома, глины, а также деревянных брусьев и балок. Крыши зданий, вероятно, были крыты соломой. Древняя Троя, лежащая сейчас в руинах, разительно отличается от той прежней мощной цитадели, описанной в эпосе. Однако человеку, не обделенному воображением, и сейчас видится иное. Если встать на вершину древнего холма, находящегося на крайней северо-западной оконечности Малой Азии, взглянуть на расстилающуюся у его подножия троянскую равнину и вспомнить, свидетельницей каких невероятных событий она была, нельзя не почувствовать невероятного очарования Трои нынешней. (Рис. 1.)

Развалины, называемые Гиссарлыком, занимают всю западную оконечность невысокой горной гряды, протянувшейся с востока на запад. (Фото 1 и 2.) Ее северные и западные склоны очень круты, а южные спускаются более полого. В четырех милях к западу – через ровную долину, реку Скамандр, берега которой поросли деревьями и кустарником, и низкую горную цепь – Эгейское море. К юго-востоку в море – остров Тенедос (его захватил и разграбил Ахилл со своим войском), а на большом удалении от него к северу – Имброс, где, как говорит убивающаяся о своих детях Гекуба, ее сыновья были захвачены в плен и проданы в рабство. За Имбросом в ясный день видна двуглавая вершина Самотраки, а когда воздух особенно прозрачен, можно увидеть даже вершину горы Афон. Глядя на все это, вспоминается история о сигнальных кострах, которые, загораясь поочередно – на одной вершине, затем – на другой, потом – на третьей, – до самых Микен несли Клитемнестре весть о падении Трои.

К северу от Гиссарлыка, меньше чем в часе ходьбы, находится Геллеспонт – пролив, ныне называющийся Дарданеллами. С северной стороны к проливу подступает полуостров Галлиполи – место, связанное с многочисленными событиями как древней, так и новейшей истории. Именно там, как утверждают, был похоронен Протесилай – первый герой, чья нога коснулась земли Трои, когда флот ахейцев пристал к троянскому берегу. Высокий могильный холм, как и прежде, называется могилой Протесилая.

Тому краю Троянской гряды, который почти сплошь покрыт остатками древних стен, турки дали название Гиссарлык – «крепость». Более ста пятидесяти лет назад, на основании обнаруженных здесь надписей, был сделан вывод о том, что именно в данном месте находился римский и греческий Илион. Почти до конца XIX века многие серьезные ученые ортодоксального толка, особенно из Германии и других стран Европы, занимавшиеся изучением классической Греции, утверждали, что поэмы Гомера были плодом воображения поэта и не основывались ни на каких реальных фактах.

Рис. 1. Карта-схема Троады, расположенной в северо-западной части Малой Азии

Поэтому, говорили они, было бы бессмысленно и даже глупо искать якобы когда-то существовавшую Трою. В свою очередь, сторонники романтической школы, к которой принадлежали главным образом англичане, хотя их точку зрения разделяло и немало немцев, были убеждены, что на самом деле Троя – это реальный город. Находясь под впечатлением от нарисованного в «Илиаде» образа величественного города, почти все они считали, что описанное Гомером место – это мощная крепость Бали-Да, чьи отвесные стены вырастают буквально из скал над ущельем, по дну которого несет к морю свои воды Скамандр. (Фото 3.) С западной стороны у подножия этих скал расположилась деревушка Бунарбаши, знаменитая множеством родников. Здесь, на небольшом участке горного склона, несколько ученых пытались проводить раскопки. В частности, в 1864 году здесь работала экспедиция под руководством австрийца Г. фон Ханна. Он считал, что найденные им предметы материальной культуры подтверждают теорию о том, что в данном месте когда-то была Троя. Большинство из веривших в существование Трои согласились с этим выводом.

В 1922 году в Эдинбурге Чарльз Макларен опубликовал книгу под названием «Диссертация о топографии Троянской равнины». Необходимо отметить, что она удостоилась значительно меньшего внимания, чем следовало бы. Макларен тщательно отобрал всю содержащуюся в «Илиаде» топографическую информацию и сравнил ее с самыми точными современными картами, которые только мог достать. Затем он попытался реконструировать пейзаж, представив его в том виде, в каком он существовал в древности – в классический период и в римскую эпоху, причем он исходил из того, что и город периода эллинизма, и позже Илион находились на том же месте, что и Троя Приама и Гомера. С этим тезисом согласились Грот, многие другие ученые в Великобритании, а также один или два исследователя Гомера из Германии.

После тщательных исследований к такому же выводу пришел и живший в Троаде почти полвека спустя Фрэнк Калверт, который владел земельным участком, занимавшим половину Гиссарлыкского холма. Он был первым, кто начал раскопки на этом месте. Произошло это в 1865 году. Хотя масштаб раскопок был не очень велик, но тем не менее были найдены изделия из керамики, относящиеся к римскому, эллинскому и доэллинскому периодам, а также другие материальные свидетельства прошлого. Калверт показал место раскопок Шлиману, посетившему Троаду в 1868 году. Во время своего пребывания там Шлиман осмотрел Бали-Да и пришел к выводу, что едва ли на этом месте когда-то стояла Троя Приама. А вот к гипотезе о том, что Троя находилась на месте нынешнего Гиссарлыка, он отнесся с большим интересом. Шлиман принял решение вести там широкомасштабные раскопки. В 1870 году он приступил к работам, которые с перерывами продолжались до 1890 года.

Именно Шлиману принадлежит честь открытия Трои; именно он определил подлинность находки и пробудил интерес к Гомеру и археологии не только у студентов и ученых, занимающихся классическим периодом, но и у всех образованных людей, а также у широкой публики.

Гиссарлыкский холм достигал в высоту максимум 200 метров, а в ширину – почти 150 метров.

Он поднимался над равниной, расположенной у его северного подножия, примерно на 31,20 метра, а в самой высокой точке, образованной напластованиями жизнедеятельности многих поколений, – на 38,50 метра над уровнем моря. Местонахождение города – столицы и административного центра – здесь было очень удобным как с точки зрения безопасности, так и по экономическим соображениям. Близость к морю позволяла ему иметь свои причалы, а возможно, даже один или два небольших порта. С другой стороны, некоторая удаленность от моря позволяла горожанам чувствовать себя в относительной безопасности от внезапных нападений врагов или набегов пиратов.

Город также контролировал сухопутные дороги, которые, судя по всему, шли из западных прибрежных районов Малой Азии к самому узкому проливу, сокращавшему путь из Азии в Европу. Пользуясь своим выгодным расположением, без сомнения, Троя могла контролировать и морские пути – вверх и вниз по проливу. Возможно, за проход по нему судов она даже взимала пошлину.

Мало какое из поселений древности было так тщательно изучено археологами, как Гиссарлык. После первых раскопок Калверта в 1865 году, в период с 1870-го по 1890 год, Шлиман организовал, не считая целого ряда раскопок небольших участков, семь крупных археологических экспедиций, в которых, как правило, принимали участие до 100 (иногда до 150) рабочих. Сезон раскопок часто продолжался по четыре месяца и дольше. Рабочие копали от рассвета до заката, через их руки прошли многие тысячи тонн земли и камней. В конце декабря 1890 года Шлиман умер, но его дело продолжил коллега и преемник профессор Вильгельм Дёрпфельд. Он тоже вел широкомасштабные раскопки, а в 1893-м и 1894 годах организовал две новые экспедиции. Однако потом в Гиссарлыке довольно долго – за это время могло появиться на свет и вырасти целое поколение – раскопки вообще не велись. Только в 1932 году археологическая экспедиция университета Цинциннати под руководством профессора У.Т. Семпла занялась изучением культурных слоев и другими исследованиями. (Фото 4.) Эти работы продолжались в течение семи сезонов, по три-четыре месяца каждый, вплоть до 1938 года. Неудивительно, что в результате таких интенсивных раскопок большая часть холма была попросту срыта, – конечно, основная заслуга в этом принадлежит Шлиману. Нетронутыми остались лишь один-два небольших островка земли, где по-прежнему сохраняется та исторически сложившаяся последовательность культурных слоев, которая существовала до начала раскопок холма. (Фото 5 и 6.)

Имя Шлимана неразрывно связано с раскопками древней Трои, которую он сделал бесконечно романтичной. Благодаря таким своим качествам, как непоколебимая вера в Гомера, безграничная энергия, энтузиазм и целеустремленность, прекрасные организаторские способности и настойчивость в достижении цели, которые подкреплялись солидными финансовыми вливаниями (кстати, деньги заработал он сам), Шлиман смог преодолеть неисчислимые препятствия и трудности и добиться блестящего успеха. Он заставил профессиональных археологов и ученых, занимающихся классическим периодом, зачастую против их желания, обратить серьезное внимание на свою работу и завоевал всемирную славу. О человеке, который с помощью своего трудолюбия и упорства выбрался из полной нищеты в юности, стал богатым и независимым в зрелости, можно узнать из немного романтизированного автобиографического очерка, предваряющего большую работу Шлимана «Илион – город и страна троянцев» («Ilios the City and Country of the Troyans»). Рассказ об этом всегда будет приводить в восхищение читателя и вызывать у него глубокий интерес.

После себя Шлиман оставил множество дневников, записных книжек, бумаг и писем. Несмотря на то что было опубликовано несколько его биографий, имевших успех у читателей, лучшая еще не написана. Я думаю, что некоторые авторы неправильно истолковали или даже извратили истинные мотивы, лежавшие в основе его действий. Так, например, кто-то считал, что им двигала всепоглощающая страсть к золоту, и соответственно в своих книгах они выдвигали на первый план этот – явно ошибочный – тезис и все события жизни этого человека объясняли с точки зрения именно этого утверждения. Действительно, это справедливо в том, что касается его карьеры бизнесмена, – он на самом деле поставил себе цель разбогатеть. Но как только она была достигнута, он занялся археологией и уже не стремился к материальному благополучию. Оно не было для него первоочередной задачей, и сам Шлиман неоднократно писал об этом. Подобно большинству серьезных археологов, он ничего не имел против того, чтобы найти золото, однако главная его цель заключалась в другом – найти убедительные доказательства того, что Троянская война и связанные с ней события, описанные Гомером, – это реальные исторические факты. Он хотел найти свидетельства, которые смогли бы убедить всех сомневающихся в этом, и даже тех, кто был непоколебимо уверен в том, что все написанное Гомером – вымысел.

Много негативного говорили и писали о методах, которыми пользовался Шлиман при проведении раскопок, его часто обвиняли в совершении множества ошибок. И хотя он действительно допустил несколько достойных сожаления грубых ошибок, необходимо отметить, что, ругая Шлимана, критики зачастую не учитывают, что методы проведения раскопок в то время отличались от современных. Будет справедливым напомнить, что до 1876 года очень мало кто на самом деле знал (если вообще были такие люди), как правильно выполнять подобные работы. Тогда не существовало науки археологии в нынешнем понимании этого слова, и, вероятно, более поднаторевшего в полевых археологических работах человека, чем Шлиман, тоже не было. Поначалу археологические экспедиции мало чем отличались от узаконенного грабежа – ведь задача экспедиции сводилась к тому, чтобы найти интересные древние предметы и вывезти их для демонстрации в музее. Внимания на то, что окружало эти предметы, практически не обращалось. Стратиграфический метод исследования только зарождался. Хотя Шлиман и не был безразличен к находкам ценных красивых и интересных предметов, которые подчеркивали важность его предприятия, но он преследовал иную, более сложную цель – поиск исторической информации. Он учился на своих собственных ошибках, причем, как всегда, учился очень быстро. Он был первым, и все те, кто шел за ним, пользовались его опытом. К концу жизни это был обладающий огромным опытом и багажом профессиональных знаний археолог, который мог говорить на равных с любым специалистом. Здравый смысл подсказал ему окружить себя компетентными помощниками и коллегами.

Но даже и без них он добивался потрясающих результатов, например, когда вдвоем со своей юной женой он открыл и расчистил царские шахтовые гробницы в Микенах, где они обнаружили сотни мелких хрупких предметов. Как говорит профессор Дж. Каро: «Никто из тех, кто знает, что такое раскопки, не может не дать высочайшей оценки его достижениям».

К счастью, Шлиман не тянул с публикацией отчетов о своей работе. Первые из этих отчетов, похожие скорее на отрывки из рабочего дневника, были незамысловаты и немного наивны. Однако с первых страниц в них ощущались объективность исследователя и отсутствие вымысла – ясно, что он записывал только то, что видел своими глазами. Честь практического открытия древней Трои и затем открытия ее для мира принадлежит ему, и эта слава завоевана честным трудом.

Довольно быстро после начала раскопок Шлиман выяснил, что напластования остатков жизнедеятельности человека, из которых на тот момент состоял Гиссарлык, имеют огромную толщину – более 15 метров. Поскольку он исходил из того, что, согласно Гомеру, Троя Приама находилась на холме, он посчитал, что ее руины должны находиться в самом низу. Поэтому Шлиман принял решение перерезать весь холм через середину, с севера на юг, огромным раскопом шириной 15 метров и убрать из него все, находящееся выше нижнего культурного слоя. (Фото 7.) Принимая во внимание уровень развития техники в 1870 году, раскопать весь Гиссарлык было чрезвычайно сложной задачей. Даже для современной экспедиции, оснащенной по последнему слову техники, осуществить ее было бы очень непросто. Поэтому в итоге Шлиман решил значительно сократить объемы раскопок.

В ходе работ он начал замечать, что вынимаемые из раскопа грунт и мусор не однородны, что они отличаются в зависимости от того, в каком из многочисленных слоев, расположенных над нижним культурным слоем, они находились. Шлиман пришел к выводу, что каждый слой относится к какому-то определенному хронологическому периоду. Постепенно ему удалось установить по крайней мере семь таких слоев, покрывающих весь холм. Позже с помощью Дёрпфельда были определены еще два. Шлиман назвал их «городами»: Первый город, Второй город, Третий город и т. д., причем счет велся с нижних слоев к поверхности. Увидев, что самый нижний слой – Троя I – принес по большей части такие находки, как грубо обработанные камни, фрагменты костей, примитивную керамику и очень мало изделий из металла – главным образом из меди, – он заключил, что ошибался, приняв Первый город за гомеровскую Трою. Тогда он подумал, что Троя – это третий снизу слой – большей толщины и со следами сильного пожара. В нем он обнаружил материальные остатки значительно более высокоразвитого общества. В частности, там были найдены многочисленные изделия из золота, серебра, меди или бронзы, в том числе богатый клад царского оружия, сосудов и украшений. В 1882 году, когда Дёрпфельд доказал Шлиману, что этот «Сожженный город» фактически является Троей II, он вернулся к вопросу датировки этого слоя. (Рис. 2.) Несколькими годами позже, в 1890 году, Шлиман и Дёрпфельд вместе пришли к заключению, что и эту датировку необходимо скорректировать. Дело в том, что около южной границы холма, на значительном отдалении от оборонительных стен Трои II, они нашли большое здание (впоследствии названное Via), план которого очень напоминал планы тронных залов во дворцах Микен и Тиринфа. Здание явно имело непосредственное отношение к культурному слою Трои VI, в котором было найдено множество фрагментов микенской керамики тех типов, какие им были уже хорошо известны после раскопок в Микенах и Тиринфе. Находка стала для Шлимана неприятным потрясением, однако он сразу же начал строить планы возобновления раскопок в большем объеме в сезоне 1891 года. Последовавшая 26 декабря 1890 года безвременная смерть лишила его возможности проверить на практике, какой город – Второй или Шестой – был той самой Троей Гомера.

Рис. 2. План Трои

Эта почетная и трудная работа легла на плечи Дёрпфельда, который в 1893-м и 1894 годах обнаружил оборонительные стены и огромные дома Трои VI, где он нашел большое количество микенской керамики. Поэтому стало ясно, что Шестой город должен был быть, по крайней мере частично, современником Микен и Тиринфа, и Дёрпфельд с уверенностью определил его как Трою Гомера и Приама.

Сорок лет спустя археологическая экспедиция университета Цинциннати смогла выделить в сохранившемся нетронутым на холме мусоре не меньше 40 пластов: каждый из девяти основных слоев, как уже отмечалось ранее, состоял из двух, трех, пяти, восьми или даже более мелких пластов, которые, без сомнения, относятся к менее продолжительным отрезкам времени, составляющим основные хронологические периоды. (Рис. 3, 4, 5, 6.)

Рис. 3. Диаграмма сечения холма в его южной части

В более широком смысле, по аналогии с системой минойской классификации и хронологией сэра Артура Эванса, сейчас стало понятно, что слои и периоды от Трои I до Трои V включительно относятся к эпохе, соответствующей раннему бронзовому веку эгейской цивилизации, а начало слоя Трои VI характеризуется резким переходом к среднему бронзовому веку. В культурном слое Шестого города переход ко второй половине века поздней бронзы эгейской цивилизации был постепенным. Однако фактически эта эпоха закончилась позже, во времена существования Трои Vila и VIIb-1. Как предложил сам Дёрпфельд в 1937 году, следуя логике исторического развития, эти две стадии можно было бы назвать Троя VIh и Троя VI к – ведь они являются прямыми наследницами этой культуры. Правда, высказывались опасения, что это будет сбивать с толку ученых и читателей, привыкших к использовавшейся на тот момент терминологии. В любом случае в культурном слое Трои VIIb-2 мы сталкиваемся с большим количеством новых предметов, что, вероятно, говорит о том, что в город пришли новые люди. Пока в точности неизвестно, как долго продержалась власть тогдашних царей, но похоже, что в итоге жители покинули город. Судя по всему, там никто не жил в течение нескольких столетий, и только в 700 году до нашей эры на месте древнего города поселились греческие колонисты. Этому периоду соответствует Троя VIII. Таким образом, получается, что периоду разрушения Илиона эллинов и римлян соответствует Троя IX.

Рис. 4. Поперечное сечение холма с севера на юг

Посещавшие раскопки гости часто спрашивали, как могло случиться так, что общественные здания и частные дома оказались так глубоко погребены под слоем земли и мусора. Возможно, на этом вопросе стоит остановиться подробнее и объяснить, почему культурные слои на Гиссарлыкском холме имеют такую огромную толщину.

В бронзовом веке почти все обычные дома строились из сырцовых кирпичей – кирпичей из необожженной и лишь высушенной на солнце глины. Как правило, сначала делали низкий каменный фундамент – цоколь, который был выше уровня земли примерно на 40 сантиметров или чуть больше. Затем на нем возводили стены из кирпичей, причем кирпич укладывали в своего рода фалубку из прочного дерева. Крышу делали из грубо отесанных бревен или из целых тонких стволов деревьев, плотно укладывая их рядом друг с другом. Сверху все закладывали толстым слоем земли или глины, который, в свою очередь, вероятно, покрывали соломой. Из-за того, что в те времена в строительстве часто применялись древесина и солома, нередки были пожары. Когда дом сгорал, крыша обрушивалась, а стены рассыпались. То же самое, скорее всего, происходило и тогда, когда крышу сносил ураган. Если после этого шел дождь, то сырцовые кирпичи просто превращались в глину. Когда в деревне, где дома располагались очень близко друг к другу, загоралось одно здание, то часто огонь распространялся на другие дома, и в итоге выгорало все поселение. Если пожар случался по бытовым причинам, а не в результате набега врага, население, как правило, выживало и сразу же начинало восстанавливать свои жилища. Поскольку в те времена не было ни бульдозеров, ни грейдеров, никто и не пытался расчистить пожарище и вывезти мусор. Гораздо проще было просто разровнять место пожара, скрыв не сгоревшие полностью остатки зданий под толстым слоем мусора (поэтому и происходил заметный рост культурного слоя), и строить на этом же месте новый дом.

Рис. 5. Диаграмма сечения Б/Б участка холма в квадрате Д6, не затронутого раскопками Шлимана. Вид с юго-востока

В Трое такое бывало довольно часто, и каждый раз уровень земли поднимался на 80—100 сантиметров.

Неуклонный рост культурных слоев на холме был вызван и другими факторами. Например, полы во всех жилищах, кроме дворцов и роскошных особняков, были земляными или из утрамбованной глины. В те времена не было принято собирать бытовой мусор и кухонные отходы в специально отведенных местах. Все ненужное – кости, пищевые остатки, битая посуда – просто бросалось на пол в жилище или выбрасывалось прямо на улицу. Рано или поздно наступал момент, когда пол оказывался настолько засыпан костями животных и мусором, что даже самые небрезгливые хозяева понимали, что с этим нужно что-то делать. Обычно решение вопроса было простым и весьма эффективным: мусор с пола никто не убирал, вместо этого его засыпали толстым слоем свежепринесенной глины, которую затем утрамбовывали. В ходе раскопок археологи неоднократно раскапывали дома, где этот процесс повторялся раз за разом до тех пор, пока уровень пола не поднимался так высоко, что для нормального проживания в доме приходилось поднимать выше крышу и переделывать вход. В одном доме Трои III было найдено не меньше дюжины таких полов, благодаря чему уровень пола относительно начального поднялся почти на 120 сантиметров.

Стоит заметить, что археологам нравится – конечно, это касается только работы в экспедиции – такое безалаберное ведение домашнего хозяйства. Дело в том, что в каждой партии мусора, которая лежит в своеобразном глиняном сейфе, как правило, содержится большое количество различных предметов.

Рис. 6. Диаграмма сечения А/А участка холма в квадрате Д6, не затронутого раскопками Шлимана. Вид с юго-запада

Последовательность пластов позволяет проследить за развитием человеческого общества и его достижениями в течение определенного периода времени. С другой стороны, аккуратное ведение домашнего хозяйства (которое наблюдается, например, в некоторых домах Трои V) лишило современных ученых бесценных богатств.

При изучении Трои периода бронзового века мы сталкиваемся с огромной проблемой, о которой, возможно, стоит упомянуть заранее – до того как мы приступим к разговору о найденных физических остатках ряда поселений, последовательно существовавших в этом месте.

С начала культурного слоя Первого города и до конца культурного слоя Трои VIIb-2 не обнаружено никаких письменных памятников, проливающих свет на историю, религию, социальную и экономическую структуру общества, а также на другие аспекты культуры Трои. В отличие от этого в Месопотамии и Сирии были найдены многочисленные глиняные таблички с клинописными и другими текстами на разных языках, содержащие богатую информацию о подробностях жизни всех слоев общества. О жизни и культуре Египта тоже осталось множество письменных свидетельств – от надписей на камне до папирусов, изучение которых помогает археологам и историкам получить большое количество информации о древних жителях этой страны. Глиняные таблички были найдены также в Греции и на Крите, некоторые из них, как продемонстрировал нам Майкл Вентрис, написаны «линейным письмом Б» – древним слоговым письмом греческого языка. Они помогут нам значительно лучше понять государственное устройство и экономическую систему Микен. А вот в Трое не было обнаружено ни одного письменного документа. Однако это вовсе не означает, что троянцы не знали письменности: возможно, записи делались на дереве или другом недолговечном материале, который исчез без следа. Может быть, они писали на табличках из необожженной глины, и, к несчастью, ни одна из них случайно, как это было в Кноссе и Пилосе, не попала во всепожирающий огонь, который мог бы сохранить ее.

При отсутствии письменных документов единственным источником информации об истории и образе жизни троянцев остаются материалы, найденные археологами во время раскопок, остатки стен и зданий городов, последовательно существовавших на этом месте, а также различные разрозненные предметы, обнаруженные в культурных слоях. Здесь нас тоже поджидают трудности: записи, сделанные во время первых раскопок, когда были осуществлены основные работы, обрывочны и неполны. Керамику и другие предметы периода Трои I по большей части можно легко распознать. Но вот в своем «Каталоге коллекции Шлимана» Губерт Шмидт не смог с полной уверенностью классифицировать по периодам керамику и большинство других предметов из слоев Трои II, III, IV и V.

После раскопок Дёрпфельда в 1893-м и 1894 годах ясно вырисовался образ Трои VI, была определена одновременность ее существования с Микенами и Тиринфом, хотя сохранилось довольно мало материальных свидетельств, говорящих об уровне развития искусства в городе. Не были также в полной степени выделены слои Трои Vila, VIIb-1 и VIIb-2.

В связи с полным отсутствием письменных памятников, относящихся ко всем периодам существования Трои вплоть до Восьмого города, нет совершенно никакой независимой информации для сколько-нибудь достоверной датировки культурных слоев и пластов. Солидная глубина отложений и большое количество крупных слоев, состоящих из многочисленных более мелких пластов, однозначно указывают на существование поселения в течение длительного хронологического периода, однако свидетельств, более-менее точно определяющих этот период, просто нет. Кроме того, нет и никаких конкретных дат, в том числе и полученных из иных источников. Единственное, что нам остается, – это сравнивать найденные в Трое предметы с предметами, обнаруженными в других местах, хронология существования которых определена и с владельцами которых у троянцев, возможно, были культурные или какие-то еще связи. Практически везде в ходе раскопок время от времени находят чужеземные предметы, из чего можно сделать вывод о наличии в древнем мире обмена товарами. В подобных случаях с высокой степенью достоверности может быть установлена одновременность существования сравниваемых регионов. Однако это возможно лишь при условии, что местонахождение чужеземных предметов в культурных слоях изучаемого региона было тщательно зафиксировано и описано. Этим требованиям отвечает лишь незначительное число артефактов, найденных в Трое на начальных этапах раскопок.

Что касается раннего бронзового века, то сообщения о находках в Египте каких-либо предметов из Трои отсутствуют. В Трое тоже пока не найдено никаких египетских изделий. Характерные для Трои керамические сосуды или подобные им были обнаружены в Центральной Анатолии и Киликии. Но в данном случае они могут помочь провести лишь приблизительную синхронизацию по времени, так как сосуды этих типов были в ходу в Трое в течение довольно продолжительного срока – на протяжении 10–12 периодов, длительность каждого из которых – 3–4 столетия.

Очевидно, более тесные связи у троянцев были с Кикладами: достаточно часто в Трое встречаются легко узнаваемые изделия островных мастеров – поделки из обсидиана, фигурки и предметы посуды из мрамора, костяные трубки и керамика. Несколько столь же хорошо узнаваемых сосудов из Трои были обнаружены на острове Сирое и в материковой части Греции. Такие контакты с населявшими берега Эгейского моря народами продолжались и в среднем бронзовом веке, вероятно, они стали даже более интенсивными. Однако, судя по всему, со своими восточными соседями Троя отношений не поддерживала. В любом случае, насколько мне известно, ни в одном из культурных слоев Трои не было найдено ни одного хеттского предмета. Соответственно ни одного предмета из Трои не было обнаружено ни в одном из главных городов древних хеттов.

Такое же положение вещей, очевидно, сохранилось и в позднем бронзовом веке: почти полное отсутствие прямых контактов с Центральной Анатолией и активные связи с народами эгейского бассейна. Раскопанная в Трое микенская керамика представляет собой хронологически полное собрание изделий позднеэлладской цивилизации с I по III период, а изделия, произведенные в периоды Ша и Шб микенской цивилизации, что совершенно очевидно, завозились в Трою из континентальной Греции в больших количествах.

Таким образом, с точки зрения археологии правильнее сказать, что точно определена синхронизация существования Трои с ранним, средним и поздним периодами бронзового века эгейской цивилизации. Что касается более детальной датировки с указанием конкретных лет (имеющей в основном предположительный характер), она будет приводиться в соответствующих главах книги.

oldevrasia.ru

Город Троя

Страница 1 из 2

Город Троя

Турция – страна с потрясающей природой. Не менее богато культурное и историческое наследие этой страны. Огромная популярность, которой пользуется Турция среди туристов вполне заслужена. Ведь здесь можно не только насладиться теплым морем и ласковым солнцем, но и узнать много нового. Отели Турция Алания 4 звезды, являются одним из лучших вариантов размещения на время отдыха.

Полуостров Малая Азия, на котором расположена Турецкая республика, был колыбелью множества цивилизаций древности. Именно Малую Азию называют «Плодородным полумесяцем», здесь произошел переход от собирательства к земледелию.

На территории Турции, на побережье Эгейского моря, недалеко от пролива Дарданеллы находилась легендарная Троя, или Илион. Гомер воспел этот город в своей поэме «Илиада».

В «Илиаде» Троей называлась крепость царя Приама, которая была захвачена и разграблена войсками царя Агамемнона. Причин этой войны мифологических и реальных было достаточно, официальная из которых – прекрасная Елена, похищенная царевичем Парисом. По современным представлениям события, описанные в поэме Гомера происходили в крито-микенскую эпоху.

В течение многих столетий ученые спорили о существовании Трои и Троянской войны. Честь разрешить эти разногласия принадлежит немецкому предпринимателю Генриху Шлиману. Этот даровитый человек с детства был пленен рассказами о Трое. В 1870 году он начал раскопки холма, находящегося по близости от селения Гиссарлык. В слоях холма Шлиман обнаружил остатки построек и множество изделий из камня, меди, слоновой кости и драгоценных металлов. После смерти Генриха Шлимана его коллега археолог Вильгельм Дерпфельд продолжил раскопки и в 1890х гг. обнаружил еще несколько древних поселений, накладывающихся одно на другое. Большая часть находок Шлимана хранится в настоящее время в Москве в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

В древние времена Троя играла ключевую роль в военной и экономической жизни. Этот город контролировал сухопутные пути между Азией и Европой, а также пролив Дарданеллы (в древности Геллеспонт). Люди жили на этом месте постоянно в течение трех с половиной тысячелетий.

ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

priroda36.ru