Блаватский архитектура древнего рима. Книга: В. Д. Блаватский «Архитектура Древнего Рима»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гражданская архитектура в Древнем Риме. Блаватский архитектура древнего рима


Архитектура Древнего Рима : Библиографический указатель

417
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

КЛАССИКИ МАРКСИЗМА — ЛЕНИНИЗМА

К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Партиздат ЦК ВКЩб), 1935.Ф. Энгельс. Бруно Ьауэр и раннее христианство. — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XV. Партиздат ЦК ВКЩб), 1УЗЗ.Ф. Энгельс. Из истории первоначального христианства. — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. II. Партиздат ЦК ВКЩб), 1936.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Партиздат ЦК ВКЩб), 1937.В. И. Ленин. О государстве. Сочинения, т. XXIV. Партиздат ЦК ВКЩб), 1936.И. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11. ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1947.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Абамелек -Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. Спб., 1884.Андреев А. Н. Памятники древнего Рима. М., 1861.«Арка Тита». (Избранные архитектурные увражи. Серия «Рим»). М., Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1939.Барбар о, Даниеле. Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия. Пер. с итальянского А. И. Бенедиктова, В. П. Зубова и Ф. А. Петровского. (Классики теории архитектуры, под общ. ред. А. Г. Габричевского). М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938.Баумгартен Ф., По ланд Ф., Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Пер. с нем. Спб., Брокгауз-Ефрон, 1914.Блаватский В. -Д. Архитектура античного мира. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938.Блаватский В. Д. Архитектура Древнего Рима. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938.Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. Т. II. М.—Л., Academia, 1935.Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. Пер. с франц. М., М. и С. Сабашниковы, 1915.Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре. Пер. с франц., под ред. А. Г. Габричевского. Т. I. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937.Витрувий Марк Поллион. Об архитектуре. Десять книг. Пер. с лат. Ред. и введ. А. В. Мишулина. Л., Огиз — Соцэкгиз, 1936.Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского, под ред. А. Г. Габричевского. Т. I. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936.Выставка «Термы Антонина Каракаллы». В реконструкции архитектора С. А. Иванова, 1847—1849 гг. Каталог. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938.Ернштедт Е. В. Новые достижения в изучении памятников культа Этрурии и Лациума. ВДИ, 1940, № 1.Зубов В. П. и Петровский Ф. А. Архитектура античного мира. М., Изд-во Академии Архитектуры СССР. 1940.Иванов С. А. Архитектурные исследования Сергея Андреевича Иванова. Вып. II. Помпеи. С пояснительным словом Августа May. Берлин, 1895. Вып. III. Термы Каракаллы. С пояснительным словом Христиана Гюльзена. Берлин, 1898.Камерон Чарльз. Термы римлян. Пер. С англ. М., Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1939.Классовский В. Помпея и открытые в ней древности с очерком Везувия и Геркуланума. 3-е изд. Спб., 1856.Кобылина М. Искусство древнего Рима. М., 1939.Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., имп. Академия Наук, 1904.Курдюков Н. Рим. (Популярные очерки по истории архитектуры. Вып. IV). М., 1906.Ламер Г. Римский мир. Пер. с нем. М., И. Сытин. 1914.Левшин Алексей. Прогулки русского в Помпее. Спб., 1843.Марр Н. Я. Избранные работы. Т. I. Л.,1933.Мишулин А. В. Витрувий и источники X книги его трактата. ВДИ, 1947, № 1.Мишулин А. В. Источники трактата Витрувия «Об архитектуре». ВДИ, 1946, № 4.Нагуевский Д. История римского Фору ма и его памятников с планами и рисунками. Казань, 1907.Павлуцкий Г. Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Киев, 1892.Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре. Пер. И. В. Жолтовского. Т. I, М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936.«Пантеон». (Избранные архитектурные увражи. Серия «Рим».) М., Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1940.Парланд А. А. К истории архитектурной декорации в Италии. Т. I. Спб., Моск. Археологич. Институт, 1913.Поляков. Г. Витрувий и Август. ВДИ, 1938, № 4/5.Поляков Г. К истории витрувианства на Западе и у нас. ВДИ, 1938, № 2/3.

418

Помпеянские росписи. Вступительная статья А. Починкова. Л.—М.. «Искусство», 1937.Рончевский К- Варианты римских капителей. Пер. с франц., под ред. В. Д. «Блаватского М, Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935.Рончевский К- Художественные мотивы в древнем римском зодчестве. Ч. I. Детали ордеров. Плоские покрытия. Рига, 1905.Рончевский К. Римские триумфальные арки. М., 1916.Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. Спб., 1908.Торопов С. А. Пиранези, Джованни-Бат-тиста. Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1939Фон-Стрик Ф. Дом древних этрусков. Спб.,1913.«Храм Весты». (Избранные архитектурные увражи. Серия «Рим»). М, Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1939.Цирес А. Г. Архитектура Колизея. М, Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1940.Черняев П. Краткий очерк топографии античного Рима. Варшава, 1913.Шуази О. История архитектуры. Т. I. Пер. с франц. М, Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937.Шуази О. Строительное искусство древних римлян. Пер. с франц. М., Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938.Äkerström, Ake. Studien über die ctru-skischen Gräber. Upsala, 1934.Anderson, W. J. and S p i e r s, R P. The Architecture of Ancient Rome. 3 rd. ed., revised and rewritten by Ashby, Th., 1927.As hoy. Hi. The Aqueducts of ancient Rome. Oxford, 1935.Ballu, A. Les ruines de Timgad. Paris, 1911,Barbault, J. Vues des plus beaux restes des antiquites romaines telles qu'elles subsistent encore ä Rome et en divers endroits de l'ltalie. Rome, 1775.Benoit, F. [.'Architecture. Antiquite, Paris,1911.Bigot, P. Reconstruction en relief de Rome antique. Paris, 1937.В 1 о u e t, A. Restauration des Thermes d'Anto-nin Caracalla ä Rome. Paris, 1828.Butler, H. C. Ancient Architecture in Syria.Leyden, 1907—1922.С an in a. L. Antica Etruria Marittima. Vol. I— IV. Roma, 1846—51.С an in a, L. Qli Edifizy di Roma antica cogniti per alcuni importanti reliquie. Текст—тома 1, 111, V; таблицы—тома 11, IV. Vi. Roma, 1848—1856.С an in a, L. Indicazione topografica di Roma antica. 3-е изд. Roma. 1841.С a n i n a, L. L'Architettura antica. Sezione 3. Architettura Romana. Текст — тома VII, VIII; таблицы—тома 111, IV. Roma, 1834—1843.Carcopino, J. Ostie. Paris, 192Э.Carrington, R. C. Pompeii. Oxford, 1936.Cipriani, Gio Battista. Monumenti di fabbriche antiche, estratti dei disegni dei piu celebri autori da Gio Battista Cipriani. T, I—III. Roma, 1796-1803.Clerisseau, G. Antiquites de la France. Le texte historique et descriptif par J. C. Legrand. Monuments de Nfsmes Т. I—II. 1804.Delbrück. R. Hellenistische Bauten in Latium. В. I—II. Strassburg, 1S07, 1912.Desgodetz. A. Les edifices antiques de Rome. Paris, 16-9, 1697, 1779.Dürrn, J. Dje Baukunst der Etrusker. Die Baukunst der Römer. (Handbuch der Architektur, Zweiter Teil, 2 Band). 2. Aufl. Stuttgart. 1905.Esperandieu. E. Le Pont du Gard et l'Aqueduc de Nfmes. Paris. 1934.Espouy, H. d'. Fragments d'architecture antique d'apres les releves et restaurations des anciens pensionnaires de l'Academie de France a Rome. Vol I—II. Paris, 5. a.Espouy, H. d'. Monuments antiques, releves et restaures par les architected pensionnaires de l'Academie de France ä Rome. Notices archeologiques par G. Seure. Vol. II-III. Paris, s. a.Gell, W. and G a n d y, J. P. Pompeiana. London, 1819. Франц. издание: Vues des ruines de Pompei. Paris, 1827.Hülsen, Ch. Forum und Palatin. München Wien—Berlin, 1926.Jordan, H. Forma Urbis Romae. 1874.Jordan, H. Topographie der Stadt Rom. Berlin, 1884.Kiepert, H. und Hülsen, Ch Formae i'.rbis Romae antiquae. accedit nomendator topogra-phicus. Berlin, 2. Aufl. 1912.L a n с i a n i, R. Forma Urbis Romae. Milano, 1893—1901.L a n с i a n i, R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. Boston and New York, 1897.Maiuri, A. Herculanum. Paris, s. a.Martha, J. L'Art Etrusque. Paris. 1889.Mau, A. Geschichte der decorativen Wandmalerei in PompeЛ. Berlin, 1882.Mau, A. Pompeji in Leben und Kunst. Leipzig, 1900; 2. Ausg. 1908.Mazois, F. Les ruines de Pompei. Vol. I—IV. Paris, 1824-3d.Murray, S. B. Hellenistic Architecture in Syria. 1921.Nib by, A. Itinerarie di Roma e delle sue vicinanze. Vol. I—II. Roma, 1838.Niemann, G. Der Palast Diokletians in Spa-lato. Wien, 1910.Overbeck, J. Pompeji in seinen Gebäuden, Alterthümern und Kunstwerken. 4. Aufl. mitbearbeitet von A. Mau. Leipzig. 1884.Paoli, P. A. Antichitä di Pozzuoli, Cuma e Baja. 1768.P a u 1 i n, E. Restauration des Thermes de Dio-cletien. Paris, 1890.P i r a n e s i, G. B. Il Campo Marzio dell'antica Roma. Roma, 1762.P i r a n e s i G. B. Le Antichitä Romane. Т. I—IV. Roma, 1756; 2-е изд. 1784.si. Piranesi ü. В. Vedutedi Roma. Roma. 1748 и более поздние издания.Rivoira G. Т. Roman Architecture and its Principles of Construction under the Empire Oxford. 1925.

419

Robertson, D. S. A Handbook of Greek and Roman Architecture. Cambridge, 1929; 3. ed. 1943.Rodocanachi, E. Les monuments de Rome apres la chute de l'Empire. Paris. 1914.Rossini, L. Gli archi trionfali onorarii e fune-bri sparsi per tutta Italia. Roma. 1836.Springer, A. Handbuch der Kunstgeschichte. В. I. Das Altertum. 12. Aufl. Nach Adolf Michaelis bearbeitet von Paul Wolters. Leipzig, 1923.Swoboda, К. M. Römische und romanische Paläste. Wien. 1924.Toebelmann, F. Römische Gebälke. Heidelberg, 1923. Текст и таблицы.U g g e r i. A. üiornate pittoreschi degli edifizi di Roma e dei contornä. Roma. 1800.Van D e m а n. E. B. The Building of the Roman Aqueducts. Washington, 1934.Wiegan d. T. und and. Baalbek. Ergebnissen der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905. Berlin, Leipzig. 1921, 1923, 1925.Wood, R. Les ruines des Balbec autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie. Londres, 1757.Wood, R. Ruines of Palmira. Londres, 1758.СПРАВОЧНИКИDaremberg, Ch. et Saglio, E. Diction-naire des antiquites Grecques et Romaines. Paris, 1аь7 и сл.Pauly-Wissowa's Real - Encyclopädie der classischen Altertums-wissenschaft.R i с h, A. Dictionary of greek and roman Antiquities. 1860.Baumeister, A. Denkmäler des k assischen Altertums. В. I—III. 1884-89.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К ПРИЛОЖЕНИЮ

АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Анфимов Н. В. Новые данные к истории азиатского Боспора. Советская Археология, VII, 1941.Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Гос. Эрмитаж. Л. 1948.Бертье-Делагард А. Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса. Материалы по археологии России, № 12, Спб.. 1893.Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Спб., 1907.Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Известия Археологической Комиссии, вып. 21.Блаватский В., Д. Античная архитектура в Северном Причерноморье. Академия Архитектуры СССР. Сборник работ № 1, 1940.Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947.Блаватский В. Д. Отчет о раскопках Фанагории в 1936—1937 гг. Труды Гос. Исторического Музея, вып. XVI, 1941.Блаватский В. Д. Раскопки Харакса 1931, 1932 и 1935 гг. ВДИ. 1938, № 2/3.Блаватский В. Д. Террасы Пантикапея. Краткие сообщения ИИМК, XXI, 1947.Гайдуке вич В. Боспорские города Тиритака и Мирмекий на Керченскам полуострове. ВДИ, 1937, № 1.1 Гаидукевич В. Ф. Итоги раскопок Тиритаки и Мирмекия. ВДИ, № 3, 1947.Гайдукевич В. Ф. Строительные керамические материалы Боспора (боспорские черепицы). Известия ГАИМК, вып. 104, 1934.Граков Б. Н. Эпиграфические документы царского черепичного завода в Пантикапее. Известия ГАИМК, вып. 104, 1934.Гриневич К- Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического по данным раскопок P. X. Лепера. Севастополь, 1931.Древности Босфора Киммерийского. Спб., 1854.Дьяков В. Н. Древности Ай-Тодора. Ялта, 1930.(Кауфман С. А. Об уступчатых склепах Боспора. Сообщения Института Истории и Теории Архитектуры Академии Архитектуры СССР, № 6, 1947.Кобылина М. М. К изучению искусства древне-греческого города Фанагории. ВДИ. 1938, № 2/3.Материалы и исследования по археологии СССР, № 4, М.—Л., 1941.Ольвия. Том I. Академия Наук УССР. Институт Археологии. Киев, 1940.Ростовцев М. Античная декоративная живопись на юге России. Т. I—II. Спб., 19'3—1914.Ростовцев М. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове и Ай-Тодорская крепость. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1900, март.Ростовцев М- Эллинство и иранство на юге России. П., 1918.С л а в i н Л. М. Ольв1я. Кшв, 1938.Т а х т а й А. К- Античная черепица с кровельным окном из окрестностей Херсонеса. Краткие сообщения ИИМК, IV, 1940.Толстой И. и Кондаков Н.- Русские древности в памятниках искусства. Вып. 1. Спб., 1889.Фармаковский Б. В. Архаический период в России. Материалы по археол^ии России. Вып. № 34, П., 1914.Фармаковский Б. В. Раскопки в Ольвии в 1902—1903 гг. Известия имп. Археологической Комиссии. Спб., 1906, В. 13.Ф а р м а к о в с к i й Б. В. Розколувакня Оль-бп р. 1926. Одеса, 1929.Херсонесский сборник. Севастополь, Херсонесский Музей, вып. 1—3, 1926—1930.М i n n s Е. Scythians and Greeks Cambrige, 1913.PharmakowskyB. Olbia, 1901—1908. Fouilles et trouvailles. Известия имп. Археологической Комиссии. Спб., 1909, В. 33.

1 Принятое в книге сокращение ВДИ-Вестник Древней Истории.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д. Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.

www.sno.pro1.ru

В. Д. Блаватский. Архитектура Древнего Рима

Патрик Диллон, Стивен БистиВеликие здания. Мировая архитектура в разрезе. От египетских пирамид до Центра ПомпидуО чем эта книга Эта книга проведет вас через столетия и познакомит с лучшими образцами мировой архитектуры - от египетских пирамид и Парфенона до сиднейского оперного театра и центра Помпиду. Когда… — Манн, Иванов и Фербер, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Детство Подробнее...20152204бумажная книга
Т. Р. ЗабалуеваВсеобщая история архитектуры и строительной техники. Часть 1. История архитектуры и строительной техники Древнего и античного мираЯвляется первой частью учебника «Всеобщая история архитектуры и строительной техники», состоящего из трех частей, и включает наиболее древние периоды становленияархитектуры от первобытно-общинного… — НИУ МГСУ, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) электронная книга Подробнее...20171600электронная книга
Татьяна ЗабалуеваВсеобщая история архитектуры и строительной техники. Часть 1. История архитектуры и строительной техники Древнего и античного мираЯвляется первой частью учебника «Всеобщая история архитектуры и строительной техники», состоящего из трех частей, и включает наиболее древние периоды становленияархитектуры от первобытно-общинного… — НИУ МГСУ, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Подробнее...бумажная книга
Т. Р. ЗабалуеваВсеобщая история архитектуры и строительной техники. Учебник. В 3 частях. Часть 1. История архитектуры и строительной техники Древнего и античного мираЯвляется первой частью учебника `Всеобщая история архитектуры и строительной техники`, состоящего из трех частей, и включает наиболее древние периоды становленияархитектуры от первобытно-общинного… — МГСУ, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Подробнее...20174898бумажная книга
Любке В.Иллюстрированная история искусств. Архитектура, скульптура, живопись, музыкаПрижизненное издание. Санкт-Петербург, 1884 год. Издание А. С. Суворина. Издание с 134 рисунками. Владельческий переплет с кожаным корешком и уголками. Корешок бинтовой. Сохранность хорошая. Богато… — Издание А. С. Суворина, (формат: 155x235, 254 стр.) Подробнее...188437145бумажная книга
Арнольд РегельХудожественные садыКнига Арнольда Регеля, знатока художественного садоводства и его страстного служителя, - это увлекательный рассказ о многовековой истории садово-паркового искусства и одновременно исторический… — Просвещение, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Подробнее...20161420бумажная книга
Дэвис УильямОдин день в Древнем Риме. Исторические карты жизниУильям Стернс Дэвис, американский просветитель, историк, профессор Университета Миннесоты, посвятил свою книгу Древнему Риму в ту пору, когда этот великий город достиг вершины своего могущества… — Центрполиграф, Всемирная история Подробнее...2015555бумажная книга
Дэвис УильямОдин день в Древнем Риме. Исторические карты жизни имперской столицы в античные временаУильям Стерне Дэвис, американский просветитель, историк, профессор Университета Миннесоты, посвятил свою книгу Древнему Риму в ту пору, когда этот великий город достиг вершины своего могущества… — Центрполиграф, История Древнего Мира Подробнее...2015331бумажная книга
Дэвис У.Один день в Древнем Риме. Исторические картины жизни имперской столицы в античные временаУильям Стерне Дэвис, американский просветитель, историк, профессор Университета Миннесоты, посвятил свою книгу Древнему Риму в ту пору, когда этот великий город достиг вершины своего могущества… — Центрполиграф, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Подробнее...2015489бумажная книга
Уильям ДэвисОдин день в Древнем Риме. Исторические карты жизни имперской столицы в античные временаУильям Стернс Дэвис, американский просветитель, историк, профессор Университета Миннесоты, посвятил свою книгу Древнему Риму в ту пору, когда этот великий город достиг вершины своего могущества… — ЦЕНТРПОЛИГРАФ, (формат: Твердая бумажная, 446 стр.) Всемирная история Подробнее...2015348бумажная книга

dic.academic.ru

Гражданская архитектура в Древнем Риме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе  рассмотрены характерные особенности и эволюция строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Строительное искусство Древних Римлян постепенно эволюционировало: от природных  материалов (глина, камень, песок, естественная  древесина) к более сложным, произведенным человеком (кирпич, бетон, бронза, железо).

Функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима можно подразделить на несколько групп. Это оборонительные сооружения, например, в работе были рассмотрены особенности оборонительных стен, клинчатые арки, кастеллумы и др. Это религиозные сооружения: храмы, святилища, базилики, нимфеи. Это сооружения для благоустройства города это формы, театры, торговые сооружения, бани. Можно сделать вывод о том что сооружения древнего Рима были действительно разнообразны, каждый из определенных типов имел свои функциональные особенности, что говорит о высоком уровне развития городской культуры.

Также в работе были рассмотрены архитектурные особенности сооружений. Каждый вид сооружений имел свои особенности. А также у каждой местности Древнеримской империи, были свои характерные черты архитектуры

Отдельная глава в работе посвящена особенностям декора сооружений. Древнеримские сооружения – это не только функционально полезные сооружения, но и памятники древнеримской архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства. 

Таким образом

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

 

Источники:

1.                  Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. М., 1940.

2.                  Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре 10 книг. Пер. с латинского, редакция и введение А.В. Мишулина. Л., 1936.

3.                  Плиний. Об искусстве.???

4.                  Светоний. Жизнь 12-ти цезарей. М.1964.

Библиография:

1.                   

2.                   

3.                  Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

4.                  Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

5.                  Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры в трёх томах. Т. 2. Греция. Рим. Византия. М-Л., 1935.

6.                  Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах Т. 2. М., 1973.

7.                  Гартман К.О. История архитектуры. Т. 2. М., 1938.

8.                  Гнедич П.П. История искусств с древнейших времён.?., 2000.

9.                  Дмитриева?.?. Античное искусство.?., 1988.

10.              Дюк Виоле Ле. Беседы об архитектуре. Т. 2. М., 1938.

11.              Камерон Ч.Термы римлян. М., 1935.

12.              Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. Для чтения. 2-е изд. М., 1980.

13.              Нагуевский Д. История Римского форума и его памятники с планами и рисунками. Казань, 1907.

14.              Пилявский В.И. Рим. Л., 1972.

15.              Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.

16.              Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. [Электронный ресурс]: http://lib.aldebaran.ru

17.              Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

18.              Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М., 1940.

1

 

[1] Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре 10 книг. Пер. с латинского, редакция и введение А.В. Мишулина. Л., 1936. С.41.

 

[2] Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре 10 книг. Пер. с латинского, редакция и введение А.В. Мишулина. Л., 1936. С. 42.

[3] Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре 10 книг. Пер. с латинского, редакция и введение А.В. Мишулина. Л., 1936. С. 43.

[4] Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. М., 1940. С. 57. Фест. О значении слов. Извл.

stud24.ru

Архитектура Древнего Рима : Заключение

268
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термы Диоклетиана, базилика Максенция и арка Константина оказались последними монументальными постройками античности (в западной половине Римской империи. Ведущая роль в общественно-политической и в культурной жизни перешла к восточной ее половине, которая оказалась более устойчивой, чем западная, вскоре потерявшая свою самостоятельность.За Римом оставалась еще роль крупного культурного центра, но его жизнь шла лишь по инерции. Он перестал быть мировой столицей, и императоры бывали в нем только наездом, чтобы любоваться памятниками «священного города», забота о котором оставалась попрежнему их почетной обязанностью.Окончательное размежевание обеих половин Империи (395) лишь оформило ранее сложившееся положение вещей. Социальные противоречия во многих областях перерастали в революцию рабов и колонов. Империя была обессилена и не могла более сдерживать натиск варваров. В 410 г. Рим был взят и разграблен вестготами Алариха; затем отпали от Рима Британния, Галлия и Африка. В 451 году верхняя Италия была опустошена гуннами. От более чем миллионного населения в Риме осталось едва 50 000 жителей. «Всеобщее обеднение, сокращение торговых сношений, упадок ремесла, искусства, уменьшение населения, упадок городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конечный результат римского мирового господства» (Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г., стр. 143).Римская империя безвозвратно отошла в прошлое. На смену ее рабовладению и хозяйственному укладу пришли новые формы экономики: новые народы и новые политические системы выступили на арену истории; новое мировоззрение определило культурное лицо последующих эпох; новые формы искусства понадобились для выражения нового содержания. Но от Древнего Рима осталось огромное культурное наследие, в котором видное место занимает архитектура.До Римской империи история не знает другой такой же громадной мировой державы, столь же разнородной по своему составу, столь же сложной по своей хозяйственной и общественной организации. И если архитектурные памятники Египта, Месопотамии и Ирана могут соперничать с Римом по грандиозности своих масштабов, то римская архитектура не знает себе разных в древнем мире ни по размерам охваченной ею территории, ни по уровню ее инженерного искусства, ни по. сложности и многообразию типов ее сооружений, ни по богатству их композиционных форм.Использовав эллинское архитектурное наследие, освоив греческую и этрусскую технику, заимствовав кое-что у Древнего Востока и беря в дальнейшем все, что было им нужно, у новых молодых народов-варваров, римские строители сумели создать новую и в основе своей самобытную эпоху мирового зодчества. Сложность, размах и самобытность римской архитектуры были обусловлены новыми запросами мировой державы с ее сложным социальным соста-

269

вом и огромными возможностями, которые открывала ее хозяйственная система, общественно-политическая организация, мощные финансы и шагнувшая далеко вперед строительная техника. Введенный римлянами новый материал — бетон, применявшийся в чистом виде и в сочетании с кирпичом и с камнем, произвел переворот в античной строительной технике и в архитектуре. Старые материалы, например, камень и дерево, приобрели новый архитектурный смысл и новое звучание, будучи применены в новых конструкциях — в грандиозных каменных сводах акведуков, в стенах форумов и в крупнопролетных деревянных фермах мостов и храмовых перекрытий. Новизна техники соответствовала новизне архитектурных заданий. В результате, римская архитектура создала целый ряд совершенно новых типов отдельных архитектурных сооружений и архитектурных комплексов: амфитеатры, термы, триумфальные арки, надземные акведуки, инсулы, курорты, крупные склады и т. д. Многие старые типы: дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, площади, улицы, мосты, порты, каналы, дороги и т. п., получили на римской почве новое архитектурное решение. В большинстве всех этих сооружений обращает на себя внимание тщательная продуманность плана, рациональность и логика конструкции, ясность общей композиционной идеи, сила и выразительность основных композиционных приемов. Еще более бросается в глаза неизменное тяготение римской архитектуры к величию и монументализму, характерному для самых различных типов архитектурных сооружений — будут ли это столичные храмы или провинциальные термы, императорские дворцы или городские водопроводы, триумфальные арки или рынки для продажи съестных припасов. В таких архитектурных гигантах, как Колизей и Пантеон, перед нами грандиозность и монументализм монолитных внутренних пространств и внешних объемов; в столичных императорских термах — специфическом порождении древнего Рима— сложный архитектурный организм, в котором огромные центральные залы композиционно объединяют расположенные вокруг них меньшие и более низкие помещения, и распор колоссальных главных оводов погашается распором сводов меньшего пролета, поставленных на меньшей высоте; в том же Колизее, в мостах и акведуках, — исключительный по своей выразительности монументализм каменных и бетонных масс. Не менее характерной чертой римской архитектуры является господство в ней симметрии, правильных и простейших геометрических форм: прямой линии, прямого угла, прямоугольника, окружности и, изредка, — правильного многоугольника и овала. Отвес, линейка, простой и пропорциональный циркуль, а не артистическая рука греческого художника, чувствуется одинаково и в основных римских композиционных формах, и в декоративных деталях, например в обломах римских ордеров. Но, наряду с жестким и упрощенным геометризмом плана типовых военных лагерей, римская архитектура знает и стройную, сложную красоту плана терм Каракаллы, и живописное расположение частей в архитектурном и садово-парковом ансамбле виллы Адриана или виллы на острове Бриони Гранде. И везде, где это возможно, римская архитектура использует природный рельеф; создает хотя бы искусственный уголок природы, как это имеет место, например, в помпейских перистилях, и не упускает случая открыть широкий вид на окружающий пейзаж — тенденция, ярко проявившаяся в виллах и в террасных домах, а позднее — во дворце Флавиев на Палатине.Создавая грандиозные архитектурные пространства, сложные пространственные системы, колоссальные объемы и мощные сводчатые конструкции, римляне должны были найти и подходящие для них декоративные средства. Для украшения лица арки ими были разработаны различные варианты архивольтов и пилястр; внутренняя поверхность сводов получила у них классическое оформление конструктивными или лепными кессонами с дополнительной их росписью.Стенные росписи, так же как стук и мозаика, получили в римском интерьере исключительно широкое распространение и развились в важнейшую область прикладного искусства. Многое здесь было прямым заимствованием у Греции, многое было создано заново италийскими мастерами. Росписи и стуки стали в древнем Риме таким же неотъемлемым средством декорации стен внутренних помещений, каким для наружных стен являлись рустованный и тесаный камень, кирпич и штукатурка.

270

Осваивая великое художественное наследие Греции, Рим не мог не отдать дани и ее ордерной архитектуре. Колонные портики всевозможного назначения и типа получили в Риме не меньшее распространение, чем в Греции. Но в то время как в греческой архитектуре ордер играл главную и всеопределяющую роль, в Риме ведущую роль приобрели, несомненно, арка и свод. В разработке ордера и ордерной архитектуры римляне сделали не так много нового, по сравнению с Грецией. Тем не менее, они дали целый ряд новых вариантов ордеров, из которых многие оказались чрезвычайно подходящими для новых типов сооружений: достаточно вспомнить о пышном римско-коринфском и композитном ордере в их монументальном применении к триумфальным аркам или о свободно трактованных ордерах интимных помпейских перистилей. Новым словом Рима в трактовке ордерной архитектуры было сочетание ордера с аркой и сводом вообще.

* * *

Архитектура Древнего Рима — плоть от плоти всего его хозяйственно-политического строя и социального быта, — и, как указано выше, за монументальной внешностью его дворцов, вилл, базилик, цирков, терм, храмов и амфитеатров не следует забывать бесчисленных домашних тюрем для превращенных в рабочий скот рабов, лачуг крепостного крестьянства, тесных кривых улиц столицы и ее городских трущоб.Точно так же следует отдать себе полный отчет и в противоречивости собственно художественного содержания римского зодчества. Достигнув в лучших своих образцах подлинно монументальной силы и яркой выразительности, создав множество новых архитектурных типов и конструктивных приемов, архитектура древнего Рима вто же время утратила многое из того, что придавало такую глубину и человечность зодчеству Греции. Гуманистическое начало, составлявшее первооснову греческого искусства, в Риме явственно уступало свое место другим началам — стремлению выразить языком архитектуры идею господства, государственной власти, военной мощи, — вплоть до подавления этой мощью и властью сознания отдельного рядового гражданина мировой империи, а тем более — ее колониального подданного. В соответствии с этим, в число художественных мотивов римского зодчества, вошли специфические приемы подчеркнутой монументальности, иногда ложного пафоса, масштабные преувеличения и сильные внешние эффекты.Эти противоречивые черты римского зодчества сказались и в позднейшем развитии европейской архитектуры. В различные периоды западно-европейского абсолютизма широко усваивались как раз те римские образцы, которые выражали идею внешней, показной величественности и подавляющей мощи. С другой стороны, зодчие русской классической школы XVIII — начала XIX вв. сумели разглядеть, сквозь внешнюю, иногда ложную монументальность древне-римских архитектурных памятников, их наиболее жизненные черты — пространственный размах и дельность обширных архитектурных комплексов, строгую лаконичность архитектурных форм, суровую простоту и законченность композиции отдельного здания и всего ансамбля.Именно эти последние черты древнеримской архитектуры оказались внутренне близкими великим русским зодчим классической школы, — именно эти черты сохраняют за Древним Римом значение одного из выдающихся этапов в развитии мировой архитектуры.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д. Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.

www.sno.pro1.ru

Блаватский, Владимир Дмитриевич - Архитектура Древнего Рима [Текст]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru