Хатха йога — древняя индийская система гармонизации ума и тела! Йога древняя
Что такое раджа-йога, классическая или королевская йога
Во многих источниках раджа-йога объясняется как практика контроля разума. Это «царица» йоги, потому как разум и есть «царь» нашего организма. Именно под воздействием мозговых импульсов происходят те или иные изменения в нем.
Королевская йога напрямую связана с работой над разумом, поэтому считается одним из главных разделов йоги. Тело и разум человека находятся в тесной зависимости, поэтому для развития сознания нужно совершенствовать физические возможности.
Происхождение названия королевской йоги
Как вы уже поняли, раджа-йога — подчинение разума своей воле. В переводе с санскрита «раджа» означает «царь». Согласно учению, тот, кто сможет покорить свой разум, обретает свободу подобно радже. Именно контроль над ним называют главным достижением в королевской йоге.
В некоторых источниках этот вид йоги называют высшим уровнем хатха-йоги, потому что только чистое и сильное тело и спокойный разум могут дать право приступать к более сложным практикам, таким, как раджа-йога. Давайте разберемся, что это такое и как правильно освоить практику. Знаете ли вы? Благодаря занятиям йогой, можно уменьшить массу своего тела на 20 % за 2 месяца. И не нужны никакие диеты!
Философия Санкрии
Согласно философии, этот вид йоги наиболее подходит для спокойных и уравновешенных людей. Поэтому ее еще называют «йогой концентрации», но высшим достижением в ней является легкое осознание бытия, схожим с «божьей благодатью». Теория раджа-йоги предусматривает философию Санкрии так же, как и другие виды йоги, например аюрведа. Основная идея состоит в развитии материальных уровней в сторону духовных при помощи практической йоги.
На каждом этапе у йога появляются новые умения, но они не сравнимы с «высшей реализацией». Смысл в том, чтобы человек не останавливался после обретения необычных свойств, практикующий должен продолжать развиваться до конечной немыслимой реальности, которую называют Брахман.
Цель раджа-йоги
Основная цель раджа-йоги состоит в достижении свободы путем работы с разумом, освобождении от негатива осознанием. Постижение этой практики включает контроль всех мыслительных процессов или ментальных изменений. Если сравнивать царскую йогу с привычной хатха, то разница кардинальна. Если практикующий хатха-йогу приступает к духовным занятиям с асан и правильного дыхания, то в раджа-йоге Садхана начинается с умственной работы, хотя и здесь присутствуют некоторые позы для медитации.
Восемь ступеней практики — аштанга-йога
Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:
Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных эмоций и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от секса, болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков). По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога). Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи физических нагрузок. Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие ума и свободу в теле. Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля. Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли. Из всего разнообразия восточных практик, люди все чаще проявляют интерес к такому направлению как йога. Советуем узнать о таких распространенных практиках йоги, как: бикрам-йога, Айенгара, Атма Крия йога, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Кундалини, Флай-йога, Бхакти-йога, акройога, йогалатес, крийя-йога, прана-йога и йога-челлендж. На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете. Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень.
Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.
Университет Брахма Кумарис
Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет — сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».
Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, Индия). Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).
Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.
Тренировка ума вместе с Рамачарака
Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) — это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений. Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.
Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание. Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться.
Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
Повторяйте упражнение, пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.
Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете. С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных тренировок, которые помогут добиться желаемого результата.
Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах.
Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения. Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
Обратите взгляд на окружающие вас предметы. Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.
Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.
Мантра от Рамачарака
Известный йог представил в своей книге мантру, которую можно назвать упражнением для ума в йоге. Звучит она так:
«Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и мое право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю свое господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силен. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву».
Комплекс асан раджа-йоги для начинающих
Данная подборка поможет человеку любого возраста, статуса и вероисповедания, профессии и образования стать более совершенным в физическом, духовном и умственном плане.
Поза горы (Тадасана)
Займите положение стоя, держите спину прямой.
Руки по швам, ладонями внутрь. Коленки подобраны.
Задержитесь в положении на 1-2 минуты.
Поза треугольника (Уттхита Триконасана)
Данная асана дается не сразу, тренируйтесь не меньше месяца. Для того чтобы ускорить процесс, во время выполнения представляйте позади себя стену. Поза треугольника — это положение, когда туловище находится под прямым углом к полу и параллельно стене.
Становимся у стены, держим лопатки сомкнутыми, ягодицы подтянуты.
Ноги на ширине плеч, правая нога смотрит в сторону чуть шире плеч, ступня параллельна стене.
Руки разводим в сторону.
После начинаем делать плавный наклон к правой ноге, скользя правой ладонью по бедру. Вторая рука скользит по стенке и находится под прямым углом к полу.
Возвращаемся в исходное положение и повторяем в другую сторону.
Поза орла (Гарудасана)
Для начала нужно стать в асану Тадасана.
Немного присядьте и скрестите ноги, перекинув одну на другую в районе колен.
Переплетенные руки подняты вверх, под прямым углом к полу.
Важно! Йога не терпит резких движений. Делайте все плавно и без неприятных ощущений в теле.
Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)
Исходное положение — стоя ровно. Ноги расположены в метре друг от друга.
Руки разведены в стороны.
Дальше нужно развернуть правую стопу на 90 градусов, а левую — на 45. Делаем наклон вправо, при этом руки в том же месте, позвоночник вытягиваем, голова смотрит влево.
Протягиваем правую руку к полу, хотя бы минимально. Следите за тем, чтобы корпус представлял собой одну линию, руки под прямым углом к полу. Сгибаем правую ногу, ладони этой же руки размещаем на 20 см от стопы на полу.
Поднимаем левую ногу вверх, в то же время выпрямляя другую. Остаемся в таком положении на пару секунд, это поможет укрепить мышцы всего тела. Опускаем ногу и отдыхаем.
Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.
Поза дерева (Врикшасана)
Эта поза поможет найти баланс, прежде всего, психологический.
Для этого становимся ровно, правая нога сгибается в колене.
Поставьте ногу на левое бедро, поближе к паху. Если вам трудно, помогите себе второй рукой.
Фиксируемся при поднятых руках на пару минут.
Выполните Врикшасана в другую сторону.
Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)
Данная поза помогает учиться балансу тела, психики и эмоций.
Займите положение стоя ровно, ноги держите в метре друг от друга.
Корпус и ступни разворачиваем направо, руки подняты вверх.
Передняя нога сгибается в колене, при этом нужно нагнуться пониже, вторая нога остается на месте (Вирабхадрасана I).
Зафиксируйтесь в асане на минуту и повторите действия в обратную сторону.
Далее нужно поднять левую ногу и остаться в позе ласточки (Вирабхадрасана III).
Исходное положение, повторяем для правой ноги.
Повторите связку в другую сторону.
Знаете ли вы? Практикующие йоги умеют надолго задерживать дыхание, как минимум на 30 минут.
Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)
Асана полезна для растяжки мышц задней поверхности бедра и позвоночника.
Стоим ровно, ноги раздвигаем максимально широко.
Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
Далее прогибаемся и делаем наклон вперед, при этом следует держать корпус ровным. Ладони параллельны стопам, упираются в пол.
Тянемся как можно ниже и фиксируемся на пару минут.
Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)
Эта поза направлена на развитие стойкости, укрепление нервной системы, саморегуляции организма. Отлично растягивает боковые мышцы.
Начальное положение в позе Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
Прямые руки разведите в стороны.
Разверните только стопы: правой ноги на 90 градусов, левой — на 45. Смотрим на ладонь правой руки, голова повернута вправо, расслабьте шею.
Делаем глубокое приседание, правая нога согнута в колене. Держим левую ногу прямо, голень под прямым углом к полу, а бедро параллельно.
Делаем наклон вперед, правая рука заходит за ногу на полу, а прямую левую руку тянем над головой.
Остаемся в асане на несколько минут и возвращаемся в исходное положение.
Повторите упражнение в другую сторону.
Поза посоха (Дандасана)
Это упражнение направлено на общее расслабление организма, суставов рук и ног.
Исходное положение — сидя на полу. Ноги прямые, руки по швам, ладони упираются в пол.
Спину держим прямой, носочки смотрят вверх, тело полностью расслаблено.
Коровья морда (Гомукхасана)
Асана показана людям, страдающими болями в спине и суставах. Она отлично растягивает мышцы. Не стоит выполнять при травмах шеи и позвоночника.
Подтяните к себе согнутые в коленях ноги. Положите правую ногу под левую.
Согнутую левую ногу нужно положить на вторую так, чтобы коленка была под коленкой.
Левую руку заводим за спину, а правую сгибаем в локте и поднимаем вверх. Соединяем пальцы рук за спиной.
Держите плечи расправленными, смотрите перед собой.
Отдохните и повторите в обратном положении ног.
Царская йога чрезвычайно полезна для организма и душевного состояния человека. Если относиться к практике философски и без фанатизма, вопроса о том, секта раджа-йога или нет, уже не возникнет. Мера и ответственный подход — это залог достижения главной цели йоги.
lifegid.com
7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги
Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.
1. Родина йоги — Индия
Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. — в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.
2. Основы йоги изложены в Ведах
Большое влияние на развитие йоги оказали Веды — ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там — к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.
3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.
Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде — индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.
4. Йога имела практическое применение в жизни
Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.
Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.
5. Йога — в первую очередь духовная практика
На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия — позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.
6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья
В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.
7. В Европе йога появилась в 19-м веке
Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога — это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
www.publy.ru
Йога древняя и молодая | Meddoc
Эта практика нацелена на совершенствование человека, в результате чего ему открываются самые сокровенные тайны мира. Хотя в йоге очень важно просветление, очищение сознания и сознательное отношение ко всем выполняемым упражнениям, она помогает избавиться от балласта нашего времени — излишней рационалистичности.
Йогой трудно овладеть по-настоящему, если не знать и не понимать, как развертывается энергия в человеке. Согласно древним представлениям, между нижней и высшей чакрами — отрицательным и положительным полюсом соответственно — существует напряжение. На отрицательном полюсе и замирает кундалини (в переводе с санскрита это слово означает «свернувшаяся в кольцо»). Она ждет мгновения, чтобы начать развертывание, поднимаясь по чакрам вверх — к космическому началу. По мере прохождения энергии через чакры пробуждается не только физическое, но и тонкое тело, а вслед за этим сменяются этапы самопознания человека, которое выходит за пределы личного «я».
Йог обретает способность проникать в суть явлений, предвидеть события, «считывать» мысли людей. Высшее состояние, конечная цель йоги, ее духовная цель — просветление.
Йога — это очень древняя система, но интерес к ней растет с каждым годом. Сейчас йогу изучают более чем в 100 странах мира. В США ее используют в армии в качестве зарядки. В Украине йога берет официальное начало с 1988 г. и применяется для подготовки подводников, космонавтов, спасателей, разведчиков, а также в лечебно-оздоровительных целях для широких слоев населения.
Принято считать, что всего существует пять ступеней освоения йоги:
хатха-йога
раджа-йога
карма-йога
жнани-йога
бхакти-йога
Хатха-йога — это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.
Термин «хатха» имеет глубокий философский смысл: «ха» — солнце (мужское начало), «тха» — луна (женское начало). Йога в переводе с санскрита означает «союз», «единение». Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.
Хатха-йога — это самая нижняя ступень освоения йоги
Хатха-йога включает в себя:
физические упражнения
дыхательные упражнения
очищение внутренних органов
умение расслабляться
правильное питание
Уникальной особенностью методики хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие железы внутренней секреции и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы позволяет поддерживать эмоциональное равновесие, что, в свою очередь, способствует позитивному восприятию мира.
С точки зрения здоровья, как неоспоримое положительное влияние йоги на организм можно отметить также восстановление ухудшевшегося зрения, очищение желудочно-кишечного тракта и печени от всякого рода шлаков и токсинов; повышение уверенности в себе вследствие укрепления нервной системы, улучшение сердечного ритма, избавление от большинства болезней мочеполовой системы, болей в спине, зубной и других видов болей.
Дыхательные упражнения предназначены для увеличения уровня жизненной энергии, которая в йоге называется «праной». При помощи дыхательных упражнений вы научитесь набирать жизненную энергию из воздуха, повышать жизненный тонус, расслабляться, выводить из организма вредные вещества.
Упражнения для релаксации, куда относится и медитация, позволят вам наладить работу сердечно-сосудистой и нервной систем, органов пищеварительного тракта и дыхания. Что это такое? Представьте себе человека, лежащего на полу с закрытыми глазами, для которого ничего не существует, только он сам и его внутренний мир. Вокруг могут происходить войны, бушевать шторма, но для него ничего этого нет, только его тело и сознание. Именно поэтому такую позу назвали «позой мертвого» или «шавасаной». При этом человек сначала расслабляется, начиная с ног и до головы, а затем начинает медитировать, либо произнося про себя определенные формулы, либо представляя себя в роли какого-либо животного или птицы, а на высоких уровнях совершенства — встречаясь с «внутренним наставником».
Заниматься хатха-йогой может каждый. Ограниче-ний по возрасту и здоровью нет
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, используя скрытые резервы собственного организма, и своими силами добиться исцеления, красоты и молодости. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы. Хатха-йога — это искусство полно-ценного отдыха и расслабления всего организма, поскольку только в расслабленном состоянии к нам приходит покой ума.
Специальные положения тела — асаны
Итак, особое место в системах йоги уделяется асанам. Эти с древности известные положения тела (в переводе с санскрита слово асана означает «поза») связаны с практикой отрешенности, очищения и постижения гармонии. Нацелены они на обретение безмятежности, чтобы сознание не отягощалось телесными проблемами, а могло от них отвлекаться.
Каждое упражнение воздействует на определенную часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. Во время занятий хатха-йогой учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также точку / место в теле, куда должна быть направлена концентрация внимания.
Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его.
Асаны вызывают напряжение мышц, воздействуют на работу внутренних органов, скелет и позвоночник. Благодаря им можно контролировать деятельность нервной системы. Все это вместе перенаправляет энергию внутри человека, оказывая оздоровляющий и восстанавливающий эффект. Человек начинает чувствовать себя моложе, спокойнее, умиротвореннее.
У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером
Падмасана (поза лотоса). Поза лотоса в практике йоги — самая важная. Принимая такое симметричное положение, человек обретает возможность правильно распределять прану и соблюдать в себе гармонию начал. Это поза подлинного созерцания.
Методика выполнения. Сядьте на пол. Ноги вытянуты. Туловище держите прямо. Позвоночник— вертикальная ось, от земли к небу. Руки на коленях. Затем согните правую ногу в колене, поверните правую ступню подошвой вверх и положите на бедро левой ноги у паха. Касаться бедра нужно тыльной стороной ступни. Далее согните левую ногу в колене, левую ступню (подъемом) положите на бедро правой ноги в области паховой складки. Оба колена прижаты к полу.
Уштрасана (поза верблюда). Верблюд — животное, обладающее удивительной выносливостью и умением экономно распределять силы. Положение, напоминающее фигуру верблюда, наделяет вас запасом сил на долгое время. Оно тренирует гибкость позвоночника и эластичность мышц, а потому предотвращает быструю утомляемость и усталость.
Методика выполнения. Встаньте на колени, которые должны располагаться на небольшом расстоянии друг от друга. Стопы разведены на такое же расстояние. Прогнувшись назад, опустите ладони на пятки или на стопы. Голова отведена назад. Спина также выгибается назад, а бедра — наоборот, вперед. Это положение надо зафиксировать на несколько секунд. Затем вернитесь в исходное.
Поза верблюда благотворна для коррекции дыхательной системы, в том числе и при заболевании астмой.
Удджайи (полное дыхание). Научиться полному дыханию можно, следуя таким рекомендациям. Примите любое положение— лежа, стоя, сидя. Выдохните (постарайтесь, чтобы выдох был максимально полным, но без напряжения живота), вдохните через нос (не помогайте себе ни в коем случае дышать ртом). При этом диафрагму нужно опустить, живот слегка выпячивается, ребра раздвигаются в стороны, ключицы и плечи поднимаются (нижнее, среднее и верхнее дыхание — все вместе). Когда верхняя часть груди окажется приподнятой, стенки живота будут уже несколько втянуты. Воздух как бы засасывается в легкие. После небольшой паузы начинайте выдох. Выдыхать следует медленно, соблюдая обратную последовательность по отношению ко вдоху. Сначала воздух идет через нос, опускаются плечи с ключицами, потом сжимаются ребра, затем втягиваются стенки живота.
Полное дыхание позволяет накопить большое количество энергии в организме, увеличивает полезный объем легких. Оно успокаивает нервную систему и содействует развитию воли и решительности. Кроме того, таким образом улучшается функционирование эндокринной системы, а значит — и обмена веществ, что ведет к омоложению организма.
Халасана (поза плуга). Методика выполнения. Лежа на спине, ноги вместе, руки ладонями вниз. На вдохе медленно поднимите прямые ноги до угла 90°, затем поясничную область и на выдохе опустите ноги за голову. Спину расслабьте. Если носки ног не касаются пола, то можно удерживать прямые в коленях ноги на весу. Дыхание свободное. Ладони рук от пола не отрывайте. Оставайтесь в такой позе 10-15 с (постепенно это время доведите до 2-3 мин). Внимание направлено на позвоночник! С опорой на руки вернитесь в исходное положение так медленно, чтобы чувствовать, как позвонок за позвонком касаются пола. Когда копчик коснется пола, желательно, чтобы ноги все еще были на весу. После этого, выдыхая, медленно опустите ноги. Следите, чтобы ноги были прямые в коленях, голова не отрывалась от пола и не было прерывистых движений во время входа в асану и выхода из нее. Находясь в статической позе, максимально расслабьте мышцы спины.
Данная асана положительно воздействует на позвоночник, регулирует кровоснабжение спинного мозга, снимает утомление и головную боль, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, способствует лучшему пищеварению, нормализует работу половых органов, поджелудочной железы, приостанавливает развитие диабета.
Уттхита триконасана (поза треугольника). Число три — мистическое. Оно обозначает созидание, творчество, обновление и нерушимое единство. В Китае это число силы и могущества, почета и законности. В Индии число три связано со звукосочетанием «аум», передающим космический ритм. Треугольник — видимая форма священного числа, «физическое» оформление «нематериального» естества.
Методика выполнения. Стойте прямо. Ноги расставьте широко. Левую стопу поверните на 20-30° внутрь, правую — на 90° наружу. Руки вытяните в стороны, ладони при этом обращены вниз — к полу. На выдохе наклонитесь вправо, чтобы правой рукой захватить голень. Не нарушайте прямую линию рук. Левая рука окажется направленной вверх. К ней поверните голову. Туловище по-прежнему наклонено вправо. Не позволяйте туловищу или левому бедру — уходить вперед. Треугольник — плоская фигура: все части тела выстройте в одной плоскости. Повторите то же самое в другую сторону.
Данная асана растягивает и укрепляет ноги, руки и туловище. Тонизирует внутренние органы живота, способствуя хорошей работе пищеварительной и выделительной систем.
Бхуджангасана (поза кобры). Змея часто символизирует силы, которые сотворили жизнь. Известный знак вечности — змея, кусающая себя за хвост. Но за ней закреплен и иной смысл — опасности, разрушения. Важно открыть позитивную сторону знака, чтобы обратить энергию во благо.
Методика выполнения. Лягте на пол, на живот. Лоб касается пола. Руки согнуты в локтях. Ладони прижаты к полу. Ноги выпрямлены, ягодицы сжаты. Пальцы ног также надо вытянуть. На вдохе медленно поднимайте голову и отводите ее назад. Столь же медленно поднимайте туловище, принимая положение кобры с расправленным капюшоном. Старайтесь не помогать себе руками. Здесь помощником выступает мускулатура спины. Плечи держите опущенными вниз. Пупок от пола не отрывайте. Голову запрокидывать на¬зад не нужно. Взгляд направьте слегка вверх. Вы почувствуете напряжение в межлопаточной области и расширение грудной клетки. Кроме того, давление оказывается на позвоночник и щитовидную железу.
Задержитесь в таком положении на 10-15 с. Затем медленно (на выдохе) опуститесь на пол. Голова должна коснуться пола последней. Важно соблюсти в точности обратный порядок движений.
При выполнении данной асаны стимулируется деятельность щитовидной железы, устраняются многие ее расстройства, вытягивается позвоночник, исчезает двойной подбородок. Кроме того, эта асана помогает избавиться от запоров и позитивно влияет на работу мочеполовой системы. Почки промываются притоком крови. Полезна она и при заболеваниях легочной системы.
Врикшасана (поза дерева). Нет народа на Земле, у которого бы ни сохранилось преданий о древе, посаженном богами, соединяющем мир видимый и невидимый, человеческий и божественный. Это так называемое мировое древо, ось, путь восхождения. Принимая позу дерева, вы уподобляетесь этой оси, по которой проходит энергия. Ваше тело становится похожим на антенну, улавливающую космические сигналы.
Методика выполнения. Встаньте прямо. Руки вдоль тела. Затем согните правую ногу в колене и подведите ее ступню к левому бедру, как можно ближе к паху. Надавливать надо равномерно всей поверхностью ступни. Правое колено опущено до уровня левого. Руки медленно поднимите над головой, соединив ладони и пальцы. Держите их вытянутыми вверх. Постарайтесь не качаться. То же самое проделайте с другой ногой.
Выполнение позы дерева развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы ног, способствует уменьшению жировых отложений в области живота.
Симхасана (поза льва). Лев не только царь зверей, но и животное, которое символизирует солнечную энергию. Его грива напоминает людям небесное светило. Льву приписывается сила, мудрость, справедливость.
Методика выполнения. Примите положение сидя на коленях. Ягодицы расположены на пятках. Пальцы ног направлены вперед. Руки на коленях — ладонями вверх. Нужно выдохнуть, несколько наклонить тело вперед, открыть рот и высунуть язык, словно дышит гигантская кошка. Пальцы рук напряжены. Особенному напряжению подвергаются мышцы шеи и лица. Зафиксируйте позу на несколько секунд. Потом отдохните. Максимально возможное время пребывания в позе льва составляет минуту. Живот в этой позе втягивается, глаза же следует открыть максимально широко.
Данная асана помогает хорошему функционированию щитовидной железы, обеспечивает приток крови к лицу, улучшает слух и усиливает слюноотделение. Известно и ее общеуспокоительное действие — эффект устранения раздражения и гнева.
Дханурасана (поза лука). Это положение тела напоминает лук с тетивой. Его выполнение достаточно просто. Многие, знакомые с ним по урокам физкультуры, даже не подозревают об истоках выполняемого ими упражнения.
Методика выполнения. Сначала следует лечь на живот, вытянув руки вдоль туловища, лоб при этом касается пола. Затем согните ноги в коленях и захватите руками щиколотки. Вдыхая, приподнимите туловище и ноги. Ваш позвоночник изгибается как тетива. Задержитесь на несколько секунд в таком положении, после чего примите исходную позу. Если вы только-только приступаете к занятиям и ваши мышцы не привыкли к такой нагрузке, не старайтесь держать ноги вместе. Можно развести колени. Самым совершенным в данном случае вариантом будет тот, когда колени прижаты друг к другу. В принятом вами положении следует сделать несколько раскачивающих движений, добиваясь постепенно увеличения времени нахождения в состоянии «натянутой тетивы» до минуты-двух.
Не следует выполнять позу лука тем, у кого проблемный позвоночник, чтобы избежать смещения позвонков в области поясницы
Шавасана (поза трупа). В заключение познакомьтесь с асаной полного расслабления и покоя.
Методика выполнения. Лягте на спину. Ноги вытяните, ступни разведите на 20-30 см. Руки лежат на полу вдоль тела, ребром ладоней касаются пола. Глаза закройте. Замедлите, как сможете, дыхание. И расслабьте все мышцы. Представьте, как волна расслабления проходит по вашему телу, начиная с пальцев ног. Особое внимание сосредоточьте на сердце, в котором вы ощутите безмятежность, покой. Думайте в этот момент о самом высоком и самом чистом — безоблачном небе-куполе, о горном озере с прозрачной водой, о вечнозеленых деревьях, касающихся своими макушками неба… Дыхание глубокое, полное, свободное.
meddoc.com.ua
Йога — древнейшая дисциплина самосовершенствования — Всё самое интересное!
В разделе: Магия | и в подразделах: веды, видео, смешное. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер
Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Веды» статьёй Йога — древнейшая дисциплина самосовершенствования. Где немножко, в общих чертах, поговорим о йоге — истории, особенностях и отличиях от других течений. Ну а в конце посмеёмся над небольшим видео, понимая, что заниматься йогой без квалифицированного учителя, то есть наобум, по меньшей мере бесперспективно.
Йога — это древнейшая дисциплина самосовершенствования. Почему древнейшая? Потому что она возникла задолго до того, как египтяне начали возводить свои пирамиды. Так, на нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Хараппской цивилизации изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги.
Вы можете сказать: «Да ну, никогда об этой хараппской цивилизации не слышали. Может, её и не было вовсе…» И вы не будете одиноки. Об этой цивилизации люди вообще не слышали до 1921-1922 годов, когда интересные археологические раскопки подтвердили её существование.
Как оказалось, индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. Эта цивилизация существовала до того, как в Индию пришли арии. И послужила основой для написания Вед в частности, и разработки индуизма в целом (про что подробнее можно прочесть в статье «Веды — древнейшие знания о мире«).
Соответственно, йога практиковалась по меньшей мере 5000 лет назад. И с тех пор что-то изменилось, а что-то осталось прежним. Так, из всех артефактов Хараппской культуры, археологи выделяют 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёных, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств.
Идём далее. Проходят столетия, и основным текстом школы йоги становятся «Йога-сутры» Патанджали. Патанджали — онователь философско-религиозной школы, он считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом.
Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре Йога-сутры, которая является ключевой сутрой всего текста, и которая в разных переводах звучит так:
Йога — это непорождение колебаний / вихрей сознания при нахождении в удобной позе
Йога есть обуздание волнений, присущих уму.
Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)
Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)
И так далее.
Итак, Патанджали — это йогин, который систематизировал известные до него данные о йоге и создал на основе обобщённых данных произведение «Йога-сутры». Где он дал определение йоги, определение асаны, учил технике «Непорождения вихрей сознания» посредством асаны.
С тех пор термин «йога» вошёл в сказания и произведения. Так, слово «йога» часто используется в «Бхагавад-гите», где описывается как
контроль ума,
искусство деятельности,
осознание высшей природы души.
Соответственно, конечная цель йоги — освобождение из круговорота рождения и смерти.
Естественно (для индуса, но не для европейца), основополагающая идея йоги — это то, что человек — не тело, не кусок мяса. Человек — в первую очередь духовное существо. И человек с помощью тех или иных действий может это осознать и прервать свои бесконечные автоматические перерождения из тела в тело.
В случае с йогой «те или иные действия» — это, в частности, уже упомянутые выше асаны (согласно определению, это положения тела, которое удобно и приятно). Ну и ещё сотня других способов, которые накопились без малого за 5000 лет развития йоги.
Соответственно, йога не могла не оказать влияния на развитие других течений самосовершенствования. Так, йога напрямую связана с тантрой буддизма (подробнее про тантру — в статье «Тибетский буддизм, тантра и далай-лама«). Или же, когда Индия была завоёвана мусульманами, йога оказала большое влияние на формирование суфизма (про который более подробно можно прочесть в статье «Кружащиеся дервиши на Украине«). Естественно, множество современных школ и течений так или иначе имеют некоторое отношение к йоге.
Но, как бы то ни было, нужно помнить одно: изначально йога разрабатывалась как путь к достижению свободы. Но не как средство для понтов, пустого философствования и так далее. Про что обещанный в начале мультик:
[youtube]4T36fLKbXYQ[/youtube]
Так что, занимаясь йогой, будьте осторожны 🙂
Итак, йога — это действительно древнейшая дисциплина самосовершенствования.
interesko.info
Хатха йога - древняя индийская система гармонизации ума и тела!
17 причин заниматься йогой
Йога дисциплинирует. Регулярная практика йоги учит грамотно и эффективно распоряжаться временем, ценить время. Занятия приводят к внутренней дисциплине и порядку, что во многом облегчает жизнь, делая ее ровной и гармоничной.
Повышает уровень энергии. Йоги говорят, что уровень силы зависит от доступной в мышцах энергии. Занятия йогой во многом акцентируют работу с праной (жизненной силой), отчего значительно поднимается уровень энергии в организме. Практика способствует ее плавному и беспрепятственному течению, повышая жизненный тонус.
Йога повышает иммунитет. Работающая иммунная система – залог крепкого здоровья. Поскольку йога имеет комплексный подход ко всем органам и системам организма, занятия, так или иначе, укрепляют иммунитет.
Помогает расстаться с вредными привычками.Многие инструкторы йоги отмечают, что у тех, кто доверяет практике, относится к ней с уважением и пониманием, уходят вредные привычки – от курения и алкоголя до сплетен и критики. Гармонизируется психо-эмоциональное состояние, балансируется питание, улучшается качество жизни в целом.
Снимает напряжение и стресс. Йога учит избавляться от зажимов в теле, правильно и качественно расслабляться. Практика помогает освободить разум от пустых мыслей, оставить ненужные эмоции. Со временем эти навыки переходят «с коврика» в повседневную жизнь, спасают от стресса и его последствий.
Йога улучшает качество сна. Хороший сон имеет огромное значение для сохранения энергии, активного, здорового образа жизни. А бессонницы и прерывистый сон вызывают преждевременное старение организма. При регулярных занятиях йогой вы станете спать меньше и лучше, избавитесь от бессонницы.
Быстрый прогресс. Регулярные занятия йогой довольно быстро дают ощутить их положительный эффект. С каждым занятием вы будете открывать все новые возможности своего тела, растяжка будет глубже, руки сильнее. В течение первых шести месяцев регулярных занятий вы сможете выполнять асаны, которые до этого казались катастрофически сложными. И этому совершенству нет предела!
Формирует и укрепляет осанку. Красивая осанка – этоуверенность и здоровье. Даже после одного занятия йогой вы почувствуете, что ваши плечи расправились, а спина выпрямилась. Регулярная практика сделает это состояние тела хорошей и красивой привычкой, которую отметят окружающие.
Формирует мышечный корсет. Мышечный корсет отвечает за правильное формирование скелета, защищает и удерживает внутренние органы в их естественном положении. Йога прорабатывает и приводит в тонус все мышцы тела, учит чувствовать свое тело, жить и двигаться в гармонии с собой!
Корректирует фигуру. Все, кто регулярно и честно занимается йогой, имеет подтянутые формы и сильное тело. Этому способствует правильная диета, определенный подход к занятиям (за два-три часа до занятия йогой, а также хотя бы в течение 40 минут после практики не рекомендуется есть) и йогическое дыхание.
Избавляет от болей в спине и суставах. Если вы испытываете дискомфорт или имеете проблемы в области опорно-двигательного аппарата, то вам очень рекомендованы занятия йогатерапией. Медицинские исследования показали, что регулярная мягкая практика, которая применяется в этих группах, эффективно справляется с болезнями позвоночника, поясницы, суставов и многими другими недомоганиями.
Занятия йогой возможны в любом возрасте. Даже начать практиковать можно абсолютно в любом возрасте, не говоря о том, что продолжение практики в преклонных летах позволит вам продлить наслаждение жизнью. Занятия строятся таким образом, что их может посетить человек с любой физической подготовкой. Вы самостоятельно контролируете нагрузку – по ощущениям – чтобы организм не чувствовал дискомфорта.
Йога – отличный способ встретить единомышленников. Слово йога переводится как «связь», это очень многогранное понятие. И как ни странно, занятия йогой очень сближают. Поэтому если вам трудно найти новые знакомства, если вы ищите определенный круг общения – добро пожаловать в йогу.
Заниматься можно всей семьей. Йога – наука универсальная. Она подходит и молодым, и старым, и больным, и здоровым. На занятия можно приходить всей семьей – с детьми, бабушками и дедушками. Практика принесет пользу каждому в отдельности и укрепит семейные отношения.
Йога дарит здоровую старость. Йога – это холистичный путь к здоровью и гармонии. Регулярные занятия помогают восстановить память, улучшают концентрацию внимания, снимают хроническую усталость и напряжение в суставах, прибавляют энергии и жизненных сил.
Заниматься можно практически везде. По большому счету, единственный «инструмент», который потребуется на занятиях йогой – это ваше тело. Вам не придется прекращать практику в командировке или отпуске. Коврик для занятий, в крайнем случае, всегда можно заменить обычным.
В йоге нет конкуренции. Если вам не по душе дух соревнования, вы устали от конкуренции и хотите просто спокойно и плодотворно заниматься, йога – это ваш путь. На занятиях не нужно ни на кого равняться. Все упражнения выполняются в силу собственных возможностей, желания и усилия. Результат будет проявляться сам собой при честном подходе к практике.
Зачем мы занимаемся хатха-йогой? – Для того чтобы стать гибче, чем человек на соседнем коврике? Или на то есть более возвышенная причина?…
Хатха-йога — древняя система асан (изменения положения в пространстве), которые выполняются при полном внешнем и внутреннем расслаблении в сочетании с дыханием — помогают познать себя через работу с телом и дают неизменно великолепный результат.
Заниматься йогой можно в любом возрасте, никогда не поздно начать. Она никому не принесет вреда, и нет никаких оправданий, не заниматься ею.
Несколько причин, чтобы начать занятия:
Хатха-йога не вызывает мышечных спазмов в отличие от обычных спортивных тренировок. Практика йоги постепенно приводит мышцы в тонус и удлиняет связки. А это, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании стройной осанки.
Йога помогает регулировать вес, нормализуя уровень кортизола. Регулярная практикахатха-йоги помогает удерживать кальций в костях, предотвращая развитие остеопороза, улучшает обмен веществ и биохимические процессы в тканях.
Асаны йоги укрепляют мышцы торса, помогают развить гибкость и вернуть телу, данную Вам с детства, подвижность. Хатха-йога помогает избавиться от хронической боли в нижней части спины, которая с возрастом начинает беспокоить практически всех. Ну а если вы начнете заниматься, не дожидаясь появления неприятных симптомов, радикулит и вовсе не появится!
Выполняя асаны, вы в буквальном смысле делаете массаж внутренним органам. Результат – нормальное пищеварение и бесперебойная работа почек и печени (жизненно важных органов, которые очищают и фильтруют кровь от шлаков и токсинов).
Хатха-йога помогает предотвратить развитие сердечно-сосудистых заболеваний; способствует улучшению лимфо- и кровообращения, что обеспечивает стабильную работу всех органов и систем организма. Йога благотворно воздействуют на работу сердца (укрепляя сердечную мышцу и нормализуя его ритм), понижают артериальное давление.
Научившись прислушиваться к себе, Вам будет легче определить, какие продукты питания приносят пользу и укрепляют Вас, а какие наоборот — разрушают.
Занятия йогой улучшают память, умственные способности и деятельность головного мозга, балансирует работу обоих полушарий.
Повседневные стрессы и, тем более, психологические травмы, оставляют след в нашем теле. Выполняя упражнения йоги, Вы научитесь контролировать свои эмоции, станете менее вспыльчивыми и раздражительными, сможете оставаться непоколебимыми, чтобы не случилось.
Занятия хатха-йогой улучшают сон.
Вы научитесь быть в состоянии, когда обращены “в себя”, а не “наружу”, оставив все проблемы, радости, недоделанные дела, направив внимание из внешнего мира в свой внутренний. Уже на первом занятии вы на себе прочувствуете, как это быть одновременно расслабленным и сконцентрированным. А со временем, научитесь применять этот навык в повседневной жизни: даже самый страшный скандал не сможет выбить вас из колеи.
Посредством хатха-йоги достигается такая, необходимая каждому, гармония. Гармония, в первую очередь с собой, а как следствие — со всем миром…
Хатха-йога не оторвана от жизни, и все что будет происходить с Вами на занятиях, положительно повлияет на качество Вашей жизни!
Всё вышесказанное мы можем дать именно Вам на занятия хатха-йогой в нашем центре.
Занятие по хатха-йоге включает в себя:
асаны (позы) — помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
пранаямы (дыхательные упражнения) — которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
концентрацию внимания — что поможет успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
медитацию (расслабление, релаксацию) — что даст возможность услышать и познать своё Я
Выполнение всех выше перечисленных упражнений, сопровождаемое настойчивым упорством, жаждой познания и энтузиазмом, приведут нас к гармонии души и тела.
Современные любители хатха йоги, довольно часто воспринимают хатха йогу, как упражнения для улучшения гибкости и растяжки. На самом деле хатха йога предназначена для работы с тонкими телами человека и его энергией.Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане, должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, чтоэнергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. Ожившая энергия помогает быть нам ближе к Богу, Абсолюту, Космосу (назовите Его как хотите) тем самым помогают нашей Душе эволюционировать. Регулярно занимающимся хатха йогой необходимо научиться прислушиваться к себе,к своим эмоциональным процессам, к своему телу. Почему? Приходите на занятия по хатха йоге и я расскажу вам почему…
dao-way.org
от древней духовной практики к системе оздоровления тела – YogicTV
Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни 20-ого века. Если в конце 19 века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале 21 века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории.
Йога: как это было?
До 20 века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими. Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.
В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в 13 веке, во времена существования натхов, был введён термин хатха. Практики хатха йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.
Получается, что ещё задолго до 20 века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.
Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.
Собственно еще в начале 20 века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-ых годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии постуральной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA.
Йогическая революция
Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине 20 века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.
Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были созданы Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда.
Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?
В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.
На войне все средства хороши
Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуре. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.
Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.
Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришна Раджа Водияра №4. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце.
Махараджа Кришна Раджа Водияр №4 был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.
В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.
Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кринамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что «тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар». (подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок).
Отец современной йоги на службе у Махараджи
Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.
После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».
Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.
Йога и бодибилдинг: что у них общего?
Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс Сурья Намаскар, который сегодня стал «визиткой» йоги.
Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр №4. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.
Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс Сурья Намаскар. Данная последовательность впервые была упомнута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?
С одной стороны, данная последовательность и без того была популятна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.
Йога в 21 веке: финальная точка или начало эволюции?
Нельзя не заметить, что 20 век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволюция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.
Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к не порождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.
yogictv.ru
Йога: история зарождения, основы источники и виды индийской йоги
Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога.
Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.
В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.
Основные составляющие йоги
Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к постижению неизведанного, практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.
4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.
В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.
Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы древнейших традиций, ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.
История зарождения йоги
Первое упоминание о йоге обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.
Виды и направления йоги
Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения. В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания. В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.
Направления йоги
Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить для постройки храма огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.
Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.
Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.
Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной вершины блаженства человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только с помощью танцев, определенных ритуалов, песнопений и мантры.
Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, - самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.
Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил духовную систему Востока. Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.
На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно работа над своим телом. Хатха способна излечить тело, наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».
Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.
Занимающиеся йогой имеют отличное здоровье на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.
Источники йоги
Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.
Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.
К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.
Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.